Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Немецкая школа счетоводства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другим видным представителем немецкой школы первой половины ХХ века был Альберт Кальмес, создатель промышленного учета, сформулировавший теорию калькуляции. Кальмес придавал огромное значение калькуляции, считая, что весь смысл бухгалтерии в исчислении себестоимости, что бухгалтерия и калькуляция относятся друг к другу как синтез и анализ, что бухгалтерский учет синтезирует экономическую… Читать ещё >

Немецкая школа счетоводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эту школу составили представители Германии, Австро-Венгрии и германоязычной Швейцарии. Принято различать «просто» немецкую (вторая половина ХIХ — начало ХХ в.в.) и новую немецкую (начало-середина ХХ в.в.) школы. Немецкая школа сформировалась на базе т. н. камеральной бухгалтерии.

У немецкой школы счетоводства также были свои предшественники. Многие из них научились искусству счетоводства у итальянцев. Среди них: Иоганн Готлиб (XVIв.), Вольфганг Швайкер (1549), Христоф Хагер (1654). В числе предшественников можно отметить также Фридриха Гельвига, описавшего в 1774 г. немецкую форму счетоводства.

Утверждается, что некоторый вклад в становление немецкого счетоводства внес выдающийся ученый-математик Г. В. Лейбниц (1646 — 1716), давший развернутое и четкое определение метода учета, и выведший правила экспертной оценки, ориентированной на рыночную стоимость.

Характерным для немецкой школы счетоводства было четкое разграничение учета на два обособленных цикла: торговое и производственное.4 При этом торговая бухгалтерия считалась ведущей, а производственная — подчиненной. Эйген Шмаленбах (1873 — 1955) целью торговой бухгалтерии считал контроль дебиторской и кредиторской задолженности, а производственной — внутрихозяйственные процессы. Причем последняя, по Шмаленбаху, должна подразделяться на четыре отдела: учет заработной платы, производственных запасов, себестоимости и результатов. Производственная бухгалтерия получила теоретическое обоснование в калькуляции, торговая — в балансоведении. Огромны заслуги Э. Шмаленбаха в создании динамической балансовой теории.

Зарождению балансоведения способствовала активная пропаганда баланса как основополагающей исходной концепции счетоводства, а также создание специальной отрасли права — балансового.

В области балансового права работали Герман Рем, выводивший балансовую оценку из ее целей, и Герман Вайт Симон — берлинский адвокат, сторонник субъективистского подхода к оценке баланса. «Целевая» оценка выводится из ответа на вопрос о решении предстоящих задач: идет ли речь о продаже предприятия, ликвидации, или его расширении. Субъективистский подход к оценке выводится из баланса как субстанции не независимой, а принадлежащей тому или иному субъекту. Поэтому, по мнению Симона, единственно то лицо, от чьего имени составляется баланс, и вправе оценить свое имущество и свои обязательства.

Основоположником балансоведения считается швейцарец Иоганн Фридрих Шер (1846 — 1924), придававший большое значение статике баланса, а не его динамике и считавший учет отраслью прикладной математики. Шер одним из первых ввел в учет анализ хозяйственной деятельности, начав и завершив переход от идей, связанных с конструированием и трактовкой баланса, к его анализу. Основоположник процедурного направления в бухгалтерском учете, Иоганн Фридрих Шер, не искал в двойной записи никакого постороннего (мистического, философского) смысла, считая этот основополагающий учетный метод только техническим приемом. Статика начала преобладать над динамикой: оборотам Шер не придавал никакого значения, сводя все учетные процессы к выведению сальдо счетов. Корреспонденция счетов рассматривалась уже не как отражение определенных хозяйственных процессов, а только как взаимосвязь между частями баланса. Таким образом, из бухгалтерских проводок стало постепенно выхолащиваться их экономическое содержание. В «моду» стали входить т. н. смешанные проводки: одновременно несколько дебетуемых и несколько кредитуемых счетов Кроме всего, Шер выдвинул учение о смешанных счетах, которое затем Фридрихом Гюгли (1833 — 1902), создателем «константной» бухгалтерии5, было подвергнуто резкой критике. По Шеру, смешанный счет — это счет, в котором число оценок больше одной. Под смешанными счетами Шер понимал инвентарные счета, на которых, кроме движения, отражались и результаты хозяйственных операций. Например, если дебетовую сторону счета Товары отражать в первоначальных ценах, а кредитовую — в продажных, то этот счет будет считаться смешанным, как отражающий и движение товаров и результаты.

Шер очень убедительно излагал свои взгляды. Настолько, что многие бухгалтеры того времени полагали, что именно Шер сказал последнее слово в этой науке и развиваться дальше ей уже некуда. По этому поводу Я. В. Соколов пишет: «Оценивая роль Шера, мы можем сказать, что были люди умнее, образованнее, глубже, но не было влиятельнее; первая половина ХХ века — время Шера.».

Другим видным представителем немецкой школы первой половины ХХ века был Альберт Кальмес, создатель промышленного учета, сформулировавший теорию калькуляции. Кальмес придавал огромное значение калькуляции, считая, что весь смысл бухгалтерии в исчислении себестоимости, что бухгалтерия и калькуляция относятся друг к другу как синтез и анализ, что бухгалтерский учет синтезирует экономическую информацию, а калькуляция позволяет анализировать ее.8 Учет затрат и калькуляция стали неразрывными процессами. Эти идеи Кальмеса не утратили своей актуальности и в наши дни.

В целом для немецкой школы была характерна механистическая трактовка баланса. Идея о статическом балансе и динамическом, по-видимому, возникла не случайно. В результате немецкая школа разделилась на приверженцев статической теории балансоведения и сторонников динамической теории.

Статическую теорию балансоведения развивали последователи идей И. Ф. Шера:

  • 1. Манфред Берлинер, рассматривавший каждый баланс как ликвидационный, и актив, в частности, как набор ценностей, подлежащих распределению согласно плану, приведенному в пассиве;
  • 2. Г. Бидерманн, описавший кругооборот капитала в графической и математической форме, и полагавший, что для отражения всех операций достаточно трех счетов высшего порядка: Капитал, Деньги, Ценности;
  • 3. Генрих Никлиш (1876 — 1943), объединивший концепции Шера и создавший общее учение о статическом балансе;
  • 4. Т. Хольцер, автор концепции «квантификационного» баланса;
  • 5. Вальтер Ле Кутр, автор теории «тотального» баланса;10

Сторонники динамической балансовой теории:

  • 1. Эйген Шмаленбах (1873 — 1955) — создатель учения о динамическом балансе, рассматривавший актив как расходы, которые еще не стали доходами, а пассив — как доходы, которые еще не стали расходами;
  • 2. Э. Косиоль и Е Вальба — прямые последователи идей Шмаленбаха;
  • 3. В. Ригер, полагавший, что баланс должен рассматриваться только как финансовый документ и считавший неприемлемым отражение на балансе каких-либо ценностей, полученных безвозмездно; противник переоценок и отражения курсовых разниц.

Но среди теоретиков балансоведения были и сторонники компромиссного решения. Этот компромисс был назван органической балансовой теорией. Представители:

  • 1. Фриц Шмидт (1882 — 1950) — профессор экономики, проводивший аналогию между предприятием и живым организмом;
  • 2. Иосиф Буррий, выдвинувший концепцию статико-динамического баланса на базе учений Никлиша и Шмаленбаха;
  • 3. Г. Зоммерфельд, стремившийся синтезировать идеи Шмаленбаха с интерпретацией баланса, данной Бидерманном;

Одним из немногих представителей немецкой школы, кто считал, что в основе бухгалтерского учета лежит счет, а не баланс, был Эрих Вальбах. Среди других разработчиков учения о балансе выделяется В. Томс — создатель кинетической теории, заменивший термином кинетика два других термина: статика и динамика. Томс трактовал бухгалтерский учет как экономическую кинетику, изучал хозяйственные процессы (движение) в зависимости от причин, их вызывающих.

Немецкая школа формализовала учет, развивая его в процедурном направлении и пытаясь свести процедуру учета к заранее заданным схемам и формулам. Вместе с тем нельзя не отметить, что немецкая школа внесла значительный вклад в развитие науки о счетоводстве и балансе. Она положила начало экономическому и финансовому анализу, создала карточную форму счетоводства, распространила на счетоводство математические и статистические методы, упорядочила счета, что способствовало унификации учета и созданию плана счетов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой