Итог венского конгресса.
Образование священного Союза
Целью создания Священного Союза было: с одной стороны, сыграть роль сдерживающего начала против национально-освободительных и революционных движений, а с другой — объединить в случае необходимости всех его участников в защиту незыблемости границ и существующих порядков. Это нашло отражение в Акте Священного Союза, провозгласившем, что вследствие великих изменений в европейских странах… Читать ещё >
Итог венского конгресса. Образование священного Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С идеей создания Священного Союза европейских государств выступил Александр I, так как он понимал, что решения Конгресса должны быть оформлены организационно.
Учредительным документом Священного Союза стал Акт Священного Союза, разработанный самим Александром I и подписанный в Париже 26 сентября 1815 года российским и австрийским императорами и прусским королём.
Целью создания Священного Союза было: с одной стороны, сыграть роль сдерживающего начала против национально-освободительных и революционных движений, а с другой — объединить в случае необходимости всех его участников в защиту незыблемости границ и существующих порядков. Это нашло отражение в Акте Священного Союза, провозгласившем, что вследствие великих изменений в европейских странах на протяжении трёх последних лет члены священного Союза решили, что «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособия, подкрепления и помощь для сохранения веры, мира и правды"1. Там же с. 68.
Однако, по оценкам многих историков, содержание этого акта было в высшей степени неопределённо и растяжимо и практические выводы из него можно было делать самые разнообразные, общий же дух его не противоречил, а скорее благоприятствовал реакционному настроению тогдашних правительств. Не говоря уже о смешении идей, относящихся к совершенно различным категориям, в нём религия и мораль совершенно вытесняют право и политику из бесспорно принадлежащих этим последним областей. Построенный на легитимном начале божественного происхождения монархической власти, он устанавливает патриархальность отношений между государями и народами, причём на первых возлагается обязанность управлять в духе «любви, правды и мира», а вторые должны лишь повиноваться: о правах народа по отношению к власти документ совсем не упоминает. Дебидур А. Указ. соч. с. 106.
Целью Союза была взаимопомощь в подавлении в Европе революционных антимонархических выступлений — отголосков антихристианской Французской революции — и укрепление устоев христианской государственности. Александр I намеревался посредством такого Союза устранить также возможность военных столкновений между монархическими христианскими государствами. Заключившие союз монархи поклялись соблюдать незыблемость границ в Европе и подчинить весь порядок взаимных отношений «высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя», «руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями святой веры» и «почитать всем себя как бы членами единого народа христианского». Акт Священного Союза был символично подписан в православный праздник Воздвижения Креста Господня. Там же с. 108Высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты: «Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излить на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единого Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенные их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которые не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческие постановления и вознаграждающие их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях…"1.
В первые годы после создания Священного Союза, несмотря на существующие различия во взглядах его участников, европейские государства по многим проблемам внешней политики действовали согласованно, особенно в борьбе против свободомыслия и демократизации народных масс. В то же время они внимательно следили друг за другом и вынашивали собственные планы.
Вообще, за время существования Священного союза состоялось несколько его конгрессов:
- 1. Аахенский конгресс (20 сентября — 20 ноября 1818 года).
- 2. Конгрессы в Троппау и Лайбахе (1820−1821 годы).
- 3. Конгресс в Вероне (20 октября — 14 ноября 1822 года).
Далее работа Священного союза начала постепенно сходить «на нет» и, в конце концов, он прекратил своё существование.
Выводы: Венский конгресс, созванный в Европе представителями ведущих государств Европы, имел огромное значение. После Венского конгресса сложилась так называемая «Венская система международных отношений» и было принято решение о создании Священного Союза. Там же с. 109.