Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы обеспечения безопасности персонала нефтегазовых платформ арктического шельфа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что аварийность и гибель персонала при освоении морских нефтегазовых месторождений обусловлены несовершенством систем жизнеобеспечения и противоаварийной устойчивости платформ, опасным расположением технического и вспомогательного оборудования, а так же отсутствием надежных технических способов и средств для эвакуации персонала в ледовых условиях. Определены количественные значения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБУСТРОЙСТВЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА ШЕЛЬФЕ
    • 1. 1. Анализ статистических показателей безопасности проектов освоения и обустройства морских месторождений нефти и газа
    • 1. 2. Аварийность морских сооружений и платформ
    • 1. 3. Аварийность скважин
    • 1. 4. Аварии при транспортировке и хранении углеводородов
    • 1. 5. Анализ смертельных случаев при морской нефтегазодобыче
    • 1. 6. Постановка задач исследований
  • 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ МОРСКОЙ НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ
    • 2. 1. Анализ и оценка риска объектов морской нефтегазодобычи
    • 2. 2. Критерии безопасности. Обоснование уровня приемлемого риска
      • 2. 2. 1. Анализ различных подходов при определении приемлемого риска
      • 2. 2. 2. Показатели опасности при проектировании морских объектов нефтегазодобычи
      • 2. 2. 3. Критерии приемлемого риска при проектировании морских нефтегазовых сооружений
    • 2. 3. Критерии и уровни приемлемого риска
  • 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКИХ ЛЕДОСТОЙКИХ ПЛАТФОРМ В
  • АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
    • 3. 1. Результаты анализа норм, правил и стандартов проектирования морских нефтегазодобывающих сооружений в арктических условиях
    • 3. 2. Требования по безопасному расположению технологического и вспомогательного оборудования
      • 3. 2. 1. Принципы проектирования верхних строений
      • 3. 2. 2. Минимальные допустимые расстояния и возможности доступа для технического обслуживания
      • 3. 2. 3. Методология размещения технологического и вспомогательного оборудования
    • 3. 3. Системы жизнеобеспечения и противоаварийной устойчивости платформы
      • 3. 3. 1. Автоматизированные системы отключения платформы
      • 3. 3. 2. Системы защиты платформы и персонала
        • 3. 3. 2. 1. Система защиты от высокого давления
  • HIPPS)
    • 3. 3. 2. 2. Система аварийного отключения (ESD)
      • 3. 3. 2. 3. Аварийный сброс давления (EDP)
      • 3. 3. 3. Анализ пожаро- и взрывобезопасности на морской платформе
      • 3. 3. 3. 1. Классификация взрывопожароопасных
      • 3. 3. 3. 2. Аварийная сигнализация на платформе
      • 3. 3. 3. 3. Система обнаружения пожарной и газовой опасности (F&G)
      • 3. 3. 4. Основные требования по жизнеобеспечению и противоаварийной устойчивости платформы
  • 4. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭВАКУАЦИИ И СПАСЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С УЧЕТОМ ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЙ
    • 4. 1. Концепция аварийного передвижения, эвакуации и спасения персонала ледостойких платформ
      • 4. 1. 1. Пути передвижения
      • 4. 1. 2. Временное убежище
      • 4. 1. 3. Подготовленность персонала к эвакуации и чрезвычайным ситуациям
    • 4. 2. Система эвакуации и принципы спасения персонала
      • 4. 2. 1. Первичные системы эвакуации. Эвакуация вертолетом и спасательным судном
      • 4. 2. 2. Эвакуация на спасательных лодках
      • 4. 2. 3. Эвакуация на резиновых плотах
      • 4. 2. 4. Вторичные системы эвакуации персонала с платформы. Эвакуация с использованием спускных желобов, дорожек или лестниц
      • 4. 2. 5. Третичные средства эвакуации
    • 4. 3. Оценка пригодности различных средств эвакуации с установки в ледовых условиях

Методы обеспечения безопасности персонала нефтегазовых платформ арктического шельфа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современного общества неразрывно связано с интенсивным ростом потребления топливно-энергетического сырья во всех сферах хозяйственной деятельности. Между тем, в России запасы нефти и газа на месторождениях суши истощены, и перспективы развития топливно-энергетического комплекса неразрывно связаны с освоением нефтегазовых месторождений континентального шельфа.

В 2001 г. более пятидесяти стран вели добычу нефти и газа на морских месторождениях, а доля морской добычи составила 35% (1095 млн. т) по нефти и 31,6% (750 млрд. м3) по газу [32].

По возможностям создания морских нефтегазодобывающих комплексов наиболее перспективными акваториями являются арктические моря (рис. 1), на долю которых приходится более 85% потенциальных ресурсов нефти и газа [29, 40, 51]. Основными районами концентрации углеводородных ресурсов являются Баренцево (3,8 млрд. т), Карское (4,7 млрд. т), Восточно-Сибирское (2,1 млрд. т) и Охотское (2,1 млрд. т) моря [20,28].

До самого последнего времени на континентальном шельфе России не добывалось ни одной тонны нефти, ни одного кубометра газа. И только во второй половине 1999 г. был получен первый миллион тонн нефти, добытой у побережья северо-восточного Сахалина (проект «Сахалин-2» Пильтун-Астохское месторождение).

Развитие нефтегазодобычи на шельфе России связано, в первую очередь, с реализацией проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», освоением Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений в Баренцевом море, поиском, разведкой и разработкой газовых месторождений Обско-Тазовской губ и Приямальского шельфа в Карском море, разработкой проектов «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Сахалин-5» [22, 50, 52]. Объединенными усилиями ведущих Российских нефтяных и газовых компаний ОАО «Газпром», ОАО «Юкос» и ОАО «Лукойл» ведутся подготовительные л^ЧШп l О: .

Луминсий.

Щтайав.

ОWiwefx.

Y tie JveWiin.

АМДФМЗ.

ME СЮРСВДЕНИЯ вдьтядае f®1 Гадосн hi?

ПЛОЩАДИ rTj зе&Ъиные a рурме течения струи: гуры.

ЗоЯвтежме 1.

ЕЯ ПрвЗпаюгаемьепсфими «'' nee врикпин&шюю топе U? лл-«и<1-. Г '' • ¦ J, А л f?».

Ж i -^^rr.

XLM^rzZLC I Ж, :Г№ Рыбачий.

IIP.

1 (' V «SS^J-—О 3"i Н/тяитаая Xx t ¦ ^ N t w.

П 'by.

Смява Л в J. —I iiT-^i'rfy.- Кжмичмв* v> S—.

Гдамв, 4 «fa ' J / 1 > ¦

Xl) «чТО? », (ft Рлиа, ¦ / - /Ёрслп^вдЛgpam ~,.

• х V, I.

ОКИГЬ ч му (АЖГ ki m v) пГ^-Рs if J rocщт f «.

Яр-Сагку / О |.

Условныеобозкаченин.

1 — северо-восточный шепьф Баренцева моря.

2 — шельф Печорского моря.

3 — приямальский шельф.

4 — структуры Обской и Таэовской губ.

— j.

Рис. 1. Ойшрная карта арктического шельфа работы по поиску и разведке нефтегазовых месторождений в Российском секторе Каспийского моря [47].

Таким образом, в прибрежной и шельфовой зоне Российской Федерации формируется относительно новый, масштабный вид хозяйственной деятельности — морская добыча нефти и газа, которая связана со строительством и эксплуатацией сложных и дорогостоящих инженерных сооружений. По данным [32] в мире на разведку и добычу месторождений континентального шельфа, включая строительство морских буровых платформ, тратится больше $ 85 млрд. в год. Основными объектами обустройства месторождений являются морские нефтегазопромысловые сооружения (плавучие и стационарные платформы, подводные добычные комплексы, морские эстакады и дамбы и др.), с помощью которых выполняются все технологические операции по бурению, добыче, подготовке и хранению углеводородов.

Учитывая, что морские платформы являются дорогостоящими и опасными производственными объектами, (стоимость платформ составляет 50−65% от общей стоимости обустройства месторождения [48]), то обеспечение их надежности и безопасности является основным определяющим требованием при проектировании таких объектов.

Поэтому можно констатировать, что весьма важным и актуальным является разработка теоретических и практических задач обеспечения безопасности указанных сооружений на основе современных методических положений управления сложными техническими системами, на что направлена данная диссертационная работа. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с обеспечением безопасности человека, сохранением самих дорогостоящих сооружений и охраной окружающей природной среды.

История освоения морских месторождений нефти и газа есть история успешного преодоления усложняющихся природных условий на основе выдающихся достижений техники и технологии. Однако эта же история свидетельствует, что аварии на все более совершенных морских добычных комплексах, тем не менее, продолжают возникать и приводить к потерям человеческих жизней, экологическому и экономическому ущербу. За последнее время были развиты методы предупреждения аварий, и представляется крайне важным, чтобы эти методы использовались для обеспечения безопасности при освоении месторождений углеводородов на шельфе арктических морей России.

Целью диссертационной работы является разработка научной концепции обеспечения безопасности персонала обитаемых морских нефтегазовых стационарных платформ в условиях арктического шельфа, включая проблемы и качество информационного, методологического, технического и организационного обоснования рекомендаций.

Информационное обоснование разработок основывается на средствах и способах сбора, накопления, обработки и использования данных о процессах разработки и эксплуатации систем, результатов анализа отказов и дефектов, сведений по принятым мерам предупреждения, контроля и защиты от последствий отклонений от заданных параметров. Точная количественная оценка конкретного риска, сделанная на основе соответствующей статистики и соотнесенная с критерием приемлемости данного риска, открывает путь для принятия обоснованных решений и мер контроля, регулирования и управления морскими нефтегазовыми работами.

Методологическое обоснование разработок включает в себя теоретическую базу и инженерные методы анализа надежности и безопасности сложных систем на различных этапах проектирования, а также методы и алгоритмы, используемые при реализации и анализе результатов.

Техническое обоснование разработок определяется современным уровнем развития технологии и метрологии, а также проектными требованиями к системам управления, контроля и автоматизации морских стационарных платформ.

Организационное обоснование включает в себя планирование и реализацию работ по обеспечению безопасности персонала, организацию службы эвакуации персонала с платформ, создание административных и правовых отношений между заказчиком, разработчиком и изготовителем продукции, совершенствование самой организационной структуры, обеспечивающей безопасность, и т. д.

Структурно достижение цели диссертации обеспечивается путем исследования следующих задач:

• Определение наиболее информативных и доступных источников статистических показателей аварийности, относящихся к различным этапам и объектам разработки морских месторождений для целей количественного анализа риска;

• Выбор и обоснование критериев проектирования, определяющих уровень приемлемой безопасности персонала обитаемых платформ;

• Разработка требований к проектным решениям по обеспечению безопасности морских ледостойких платформ в арктических условиях в соответствии с предложенными критериями безопасности;

• Разработка концепции аварийного передвижения, эвакуации и спасения персонала при возникновении аварийных ситуаций на ЛСП и оценка их пригодности в ледовых условиях.

На защиту выносится:

• Рекомендации по определению численных критериев допустимого риска для достижения приемлемого баланса между уровнем защиты и социально-экономической эффективностью защитных мероприятий.

• Требования к проектным решениям по обеспечению безопасности морских ледостойких платформ в соответствии с предложенным критерием допустимого риска.

• Рекомендации по безопасной эвакуации и спасению персонала ледостойкой платформы с учетом численности персонала, наличия водного и воздушного транспорта.

Научная новизна работы.

Предложен методический подход к управлению рисками при проектировании морских ледостойких стационарных платформ путем установления численных критериев допустимого риска для достижения приемлемого баланса между уровнем защиты и социально-экономической эффективностью защитных мероприятий.

На основании анализа существующих российских, международных и зарубежных норм, правил и стандартов проектирования морских платформ определены требования к проектным решениям по обеспечению безопасности морских ледостойких стационарных платформ в арктических условиях в соответствии с предложенным критерием допустимого риска.

На основе оценки пригодности систем эвакуации и спасения персонала при возникновении аварийных ситуаций для различных погодных условий разработана концепция безопасной эвакуации и спасения персонала ледостойкой платформы с учетом численности персонала, наличия водного и воздушного транспорта, а также размеров и типа платформы.

Практическая ценность результатов работы.

Разработанные в диссертации рекомендации и требования к проектным решениям по обеспечению безопасности морских платформ для арктических условий позволят обеспечить уровень безопасности персонала ЛСП на основе установленного социально-экономического критерия безопасности.

Оценка пригодности различных средств экстренного передвижения, эвакуации и спасения персонала ЛСП при различных погодных условиях позволяет выбрать типы технических средств, обеспечивающих безопасную эвакуацию персонала в условиях арктических морей.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На основе анализа различных источников статистической информации по аварийности, относящихся к различным этапам и объектам освоения морских месторождений, определены наиболее полные, информативные и доступные для целей количественного анализа риска базы данных, использование которых позволяет обоснованно оценить риск аварии и разработать рекомендации по обеспечению безопасности морских нефтегазопромысловых объектов.

2. Установлено, что аварийность и гибель персонала при освоении морских нефтегазовых месторождений обусловлены несовершенством систем жизнеобеспечения и противоаварийной устойчивости платформ, опасным расположением технического и вспомогательного оборудования, а так же отсутствием надежных технических способов и средств для эвакуации персонала в ледовых условиях. Определены количественные значения критериев приемлемого риска, основанные.

0 на опыте работ в исследуемой сфере деятельности и статистических сведениях о возникновении, развитии и последствиях аварийных событий на аналогичных объектах. Рекомендовано принять величину индивидуального риска для производственного персонала ледостойких платформ не превышающую величины КГ41/год.

3. На основании анализа международных и российских норм и стандартов в области проектирования морских гидротехнических сооружений разработаны требования по безопасному проектированию морских платформ для арктических условий.

4. Сформулирована и обоснована научно-техническая концепция аварийного передвижения, эвакуации и спасения персонала с нефтегазодобывающых платформ, установленных на шельфе замерзающих арктических и дальневосточных морей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Уч. пос. для вузов/П.П.Кукин,
  2. B.ПЛапин, Е. А. Подгорных и др. М.: Высш. шк., 1999. — С. 13−15.
  3. Н.С. Аварии и их последствия на морских промысловых объектах: Сборник научных трудов «Морские и арктические нефтегазовые месторождения и экология». М.: ВНИИГАЗ, 1996.1. C.193−196.
  4. С.Д., Гуревич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 118 с.
  5. Е.В., Балаба В. И. Управление безопасностью персонала на этапе проектирования нефтегазовых платформ арктического шельфа// Управление качеством в нефтегазовом комплексе. 2004. — № 2 — С. 813.
  6. Е.В., Мансуров М. Н. Концепция аварийного передвижения, эвакуации и спасения персонала ледостойких платформ//Нефть, газ и бизнес.-2004-№ 3 -С. 11−15.
  7. Е.В. Проблемы повышения безопасности при освоении месторождений на арктическом шельфе//3ащита окружающей среды в нефтегазовом комплексе 2004. — № 5. — С. 9−13.
  8. Е.В. Требования по безопасному проектированию морских платформ для арктических условий//Интернет-журнал «Нефтегазовое дело» 28.04.2004 г. 7 с. http://www.ogbus.ru/authors/Bogatvreva/Bogatvreva 1 .pdf
  9. А.А. Концепция регионального анализа риска — основа для решения проблем обеспечения безопасности населения и окружающей среды // Экономика природопользования. 1995. — № 4. — С. 39−53.
  10. А.А. Моделирование природоохранной деятельности: Учебное пособие.- М.: Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1998. 182 с.
  11. А.А., Мурзин Н. В. Проблемы анализа безопасности, человека общества и природы С.-Пб.: Наука, 1997. — 247 с.
  12. А.А. Проблемы анализа безопасности, человека общества и природы и перспективы развития исследований по комплексной оценке и управлению региональным риском // Экономика природопользования. Обзорная информация. 1995. — Вып. 2.- С. 16−33.
  13. К.А. Аттестация установок морского бурения в период после аварии на морской буровой установке Пайпер Альфа. Отдел морской добычи регистра Ллойда. Лондон. Англия.
  14. Э.Х., Хачатуров В. Р., Ильницкий Н. К., Зданьски А. К., Кононенко С. А., Крылова Т. О. и др. Учет экологических и социальных последствий при освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Балтийского моря. -М.: ВНИИОЭНГ, 1989.
  15. Е. А. Овчаров JI.A. Прикладные задачи теории вероятностей. -М.: Радио и связь, 1983- 416 с.
  16. В.П. Охрана морской среды: Уч. пос. Л. Судостроение, 1987 — 208 с.
  17. Вопросы математической теории надежности / Е. Ю. Барзилович, Ю. К. Беляев, В. А. Каштанов и др.- Под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Радио и связь, 1983.-376 с.
  18. Е.И., Ковалев Е. Е. Радиационная безопасность экипажей летательных аппаратов. М.: Энергоатомиздат, 1983.
  19. Вяхирев Р. И, Никитин Б. А., Гриценко А. И., Захаров Е. В. Актуальность выявления и освоения месторождений газа и нефти на шельфе России. -М.ЮОО «Газойл пресс», 2000. 112 с.
  20. Р.И., Никитин Б. А., Мирзоев Д. А. Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений. 2-е изд., доп.- М.: Издательство Академии горных наук, 2001.
  21. В.З. Нефтегазовые ресурсы шельфа морей основа топливно-энергетического комплекса России XXI века: Труды III Междунар. конф. «Освоение шельфа арктических морей России». — С.-Пб.: ЦНИИ им. Ак. А. Н. Крылова, 1998.- с. 3−5.
  22. АН. Комплексное исследование вопросов риска и безопасности в энергетике // Экономика природопользования. 1995. -№ 3 — С.47−61.
  23. ГОСТ «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля» (ГОСТ Р 12.3.047−98).
  24. Дозовые зависимости нестохастических эффектов, основные концепции и величины, используемые в МКРЗ. Публикация № 41, 42 МКРЗ.- М.: Энергоатомиздат, 1987.
  25. А.Н. Анализ и управление риском: Теория и практика. 2-е изд. — М.: ООО «Полимедиа», 2002.
  26. В.И. Статистические показатели безопасности проектов разработки морских месторождений нефти и газа: Сб. науч. трудов «Морские и арктические нефтегазовые месторождения и экология». -М.: ВНИИГАЗ, 2003. с. 339 — 351.
  27. Е.В. Особенности геологического строения и освоение ресурсов УВ на арктическом шельфе: Труды II Междунар. конф. «Освоение шельфа арктических морей России», С.-Пб. 1995.
  28. А.Б., Гудместат О. Т., Ермаков А. И. и др. Основы разработки шельфовых нефтегазовых месторождений и строительство морских сооружений в Арктике. М.: Издательство «Нефть и газ», 2000.
  29. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. -М.:Гидрометеоиздат, 1984.
  30. Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. Пер. с англ. Под ред. И. Ф. Шахнова, М.: Радио и связь, 1981 — с.38−39.
  31. Л. Теория массового обслуживания. Пер. с англ. / Пер. И.И.Грушко- ред. В. И. Неман. -М.: Машиностроение, 1979. -432 с.
  32. Е.Е. Радиационный риск на Земле и в космосе. М.: Атомиздат, 1976.
  33. Д. Борьба с загрязнением моря нефтью и химическими веществами: Пер. с англ. -М.: Транспорт, 1989. 365 с.
  34. В.А. Системный анализ безопасности в нефтяной и газовой промышленности. -М.:Недра, 1984, с.65−68.
  35. Н.И., Шапошников Д. А. Концепция безопасности: от риска «нулевого» к «приемлемому"// Вестник РАН. — 1994. — Том 64. — № 5. -С.402−408.
  36. И.Г. Концепция контроля безопасной эксплуатации конструкций нефтегазопромысловых сооружений в условиях арктических морей: Сб. науч. трудов «Морские и арктические нефтегазовые месторождения и экология». М.: ВНИИГАЗ, 1996. с.62−69.
  37. У .Я. Атомная энергия' и радиационная безопасность. М.:Энергоатомиздат, 1983. -с.74−83
  38. В.Ф., Прусенко Б. Е. Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях: Уч. пос. для вузов. М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003.
  39. В. Основные опасности химических производств: Пер. с англ. -М: Мир, 1989.- 672 с.
  40. Г. Г., Никитин Б. А., Сочнев О. Я. Экологическая безопасность и мониторинг при освоении месторождений углеводородов на арктическом шельфе. М.: Газойл пресс, 2001. — 232 с.
  41. Н.А., Прохоров В. А. Оценка последствий отказов резервуаров.// Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. -1998. -Вып.5. с. 35−42.
  42. Д.А., Глонти В. М. Краткая историческая справка: Сб. науч. труд. «Состояние и перспективы освоения морских нефтегазовых месторождений». М.: ООО «ВНИИГАЗ», 2003.- с. 6−15.
  43. Ф.Д. Методы выбора рационального варианта нефтегазопромысловых платформ для освоения шельфа: Дис. на соиск. степ. канд. техн. наук. Москва, 2004.
  44. Научно-методические подходы к оценке воздействия газонефтедобычи на экосистемы морей Арктики (на примере Штокмановского проекта) / К. В. Галактионов, В. В. Денисов, Б. А. Никитин и др.- Апатиты, 1997. -393 с.
  45. .А., Вовк B.C., Мирзоев Д. А. Основные положения концепции освоения углеводородных ресурсов шельфа Арктики: Сб. труд. IV междунар. конф. «Освоение шельфа арктических морей России».- С.-Пб.: ЦНИИ им. Ак. А. Н. Крылова, 1999.- с.20−26.
  46. Оптимизация радиационной защиты на основе анализа соотношения затраты-выгода. Публикация № 37 МКРЗ.- М.: Энергоатомиздат, 1985.
  47. Основы контроля морских загрязнений: Пер. с англ. JL: Судостроение, 1984.-с. 28.
  48. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды. Учебное пособие для инженера-эколога. Под редакцией проф. А. Ф. Порядина и А. Д. Хованского. М.: НУМЦ Минприроды России, Издательство Дом «Прибой», 1996. — 350 с. I
  49. С.А. Экологические проблемы освоения нефтегазовых ресурсов морского шельфа. -М.: Издательство ВНИИРО, 1997.
  50. Г. С., Прохоров Н. С., Терещенко Р. Ф. Управление риском в химической промышленности. Ж. ВХО им. Д. И. Менделеева — 1990. — т. 35. — вып. 4.
  51. Радиационная защита. Публикация МКРЗ № 26: Пер. с англ./Под ред. А. А. Моисеева и П. В. Рамзаева. М.: Атомиздат, 1978. — с.30−33
  52. Радиация. Дозы, эффекты, риск: Пер. с англ. М.: Мир, Р15 1990. -с. 7378.
  53. РД 08−200−98, «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Постан. Госгортехнадзора России. 1998.
  54. РД 3−418−01 «Методические указания по анализу риска опасных производственных объектов», утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России. 2001.
  55. B.C., Одишария Г. Э., Швыряев А. А. Теория и практика анализа риска в газовой промышленности. М.: РАО «Газпром». — 1996.
  56. Статистика трубопроводов Комитета по здравоохранению и безопасности Великобритании «PARLOC 96: Дополнительные данные о прорывах на проводных трубопроводах». 1996. http ://www.hse. go v. uk
  57. Л.В., Карпова Е. В. О прогнозировании экологического риска при добыче нефти и газа: Труды V Всероссийской конференции «Новое в экологии и безопасности жизнедеятельности», С.-Пб., 2000. с.91−92.
  58. Л.В., Карпова Е. В. Управление экологическим риском при освоении и эксплуатации морских нефтегазовых месторождений: Тез. Всероссийской научной конференции «Северный регион: экономика и социокультурная динамика». Сургут, 2000 — с. 84−85.
  59. P.M. Научно-методические основы безопасности разработки морских нефтегазовых месторождений арктического шельфа: Дис. на соиск. степ. канд. техн. наук. Москва, 1999.
  60. Э. Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска: Пер. с англ. B.C. Сыромятникова, Г. С. Деминой. Под общ. ред. В. С. Сыромятникова. М. Машиностроение, 1984. — 528 с.
  61. А.Н., Кокс Т. Концепция безопасности при разработке арктических морских месторождений нефти и газа: Сборник научных трудов Морские и арктические нефтегазовые месторождения и экология. -М.: ВНИИГАЗ, 1996. с.193−196.
  62. Экологическое страхование в газовой промышленности: информационные, методические и модельные аспекты / В. В. Лесных, Е. Ю. Шангареева, Е. П. Владимирова, Н. С. Белов, Э. Б. Бухгалтер. -Новосибирск: «Наука». Сиб. издательская фирма РАН, 1996. 139 с.
  63. Эксплуатация морских нефтяных месторождений/А.Б.Сулейманов, Р. П. Кулиев, Э. И. Саркисов, К. А. Карапетов. М.: Недра, 1986
  64. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда/Н.С.Бабаев, В. Ф. Демин, Л. А. Ильин и др.- под ред. Акад. А. П. Александрова. 2-е изд., перераб. и доп. М.:Энергоатомиздат, 1984.- с.101−114.
  65. Accident Statistics for Mobile Offshore Units on the UK Continental Shelf 1980−1998. DNV for HSE, 2000.
  66. Accident Statistics for Fixed Offshore Units on the UK Continental Shelf 1991−99. UK HSE, 2002.
  67. A Guide to Contingency Planning for Oil Spills on Water, IPIECA Report Series, Vol. 2, March 2000.
  68. Bari R.A. Et al «Probabilistic Analysis Procedures guide». NUREG / CR -2815,BNL NUREG — 51 559, vol.1, Rev. 1. — 1985.
  69. Blowout frequencies Blow FAM edition. Scandpower, Norway. Report 27.20.01/R3, 2001 (Norsk Hydro).
  70. G.A., Fitzpatrick R.D., Hurst N.W., Carter D.A., Crossthwaite P.J. «Risk Assessment for Installation where Liguefied Petroleum Gas is Stored in Bulk Vessels above Ground», J. of Hazard. Mat., vol.20, pp. 357−374. 1988.
  71. Gullingford M., Shah S., Gittus J. Implications of Probabilistic Risk Assessment, Proceedings of Int. Atomic. Energy Agency Seminar on Probabilistic Risk Assessment Held in Blackpool, UK, 18−22 March. 1985.
  72. IAEA Suite of Computer Codes PSAPACK (INT 9/063), IAEA, Wagramerstrasse 5, P.O.Box 100, A — 1400 Vienna, Austria, Div. of Nucl. Safety, Reliability and Risk Assessment.
  73. H.E. «Fault Trees for Decision Making in System. Analysis», Lawrence Livermore Laboratory, Univ. Of California, Livermore, UCRL -51 829, October.-1975.
  74. Lees F.P. Loss Prevention in the Process Industries. Second Edition, Butterworths-Heinemann, Oxford UK, 1996.
  75. Marine risk assessment. Prepared by Det Norske Veritas for the Health and Safety Executive/Offshore technology report 2001/063.
  76. Offshore Blowout Database 2000. SINTEF, Norway, 2001.
  77. Offshore Reliability Data 1997 (OREDA), 3rd Edition. DNV, 1998.
  78. Offshore Hydrocarbon Releases Statistics, 2000. UK HSE, 2000.
  79. Oil tanker spill statistics/ The International tanker owners pollution federation limited http://www.itopf.com.
  80. Quantitative Risk Assessment Data Sheet Directory. E&P Forum Report 11.8/250, 1996.
  81. Reducing risks, protecting people/ HSE’s decision-making process.
  82. Risk assessment and use risk acceptance criteria for the regulation of dangerous substances/SINTEF Industrial Management, Dept of Safety and Reliability.
  83. Shaat M.K. Probabilistic Safety Assessment for Feedwater System, Modeling, Simulation and Control, B, vol. 29, № 3, pp. 1−13. 1990.
  84. The Marine Safety Management System (MSMS). U.S.Coast Guard http://www.uscg.mil.
  85. Update of Comparative Occurrence Rates for Offshore Oil Spills. Spill Science & Technology Bulletin, Vol. 6, No. 5/6, p.p. 303−321, 2000.
  86. Vrouwenvelder Т., Lovegrove R., Holicky M., Tanner P., Canisius G. Risk Assessment and Risk Communication in Civil Engineering/ Safety, risk, reliability trends in Engineering, Malta, 2001.
  87. Worldwide Offshore Accident Database 1997. DNV, 1998.
Заполнить форму текущей работой