Художественный гиперконцепт Пространство в поэзии конца XX века: на материале лирики К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера
В науке не подвергается сомнению тот факт, что пространство относится к числу основных категорий мировосприятия. «Пространство, наряду со временем, является основным атрибутом материи, основной формой бытия». Представления о структуре данного феномена, способность ориентироваться в нём, определять собственное местонахождение и расположение предметов относительно друг друга играют важную роль… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические проблемы исследования концепта в современной лингвистике
- 1. 1. Истоки теории концепта
- 1. 2. Лингвокультурологическое понимание концепта
- 1. 3. Психолингвистическое понимание концепта
- 1. 4. Лингвокогнитивное понимание концепта
- 1. 5. Концепт и другие мыслительные категории
- 1. 5. 1. Концепт и понятие
- 1. 5. 2. Концепт и значение
- 1. 5. 3. Концепт и слово
- 1. 6. Художественный концепт и концептуальный анализ художественного текста
- 1. 6. 1. Становление теории художественного концепта
- 1. 6. 2. Концептуальный анализ художественного текста
- 1. 7. Специфика рок-поэзии как материала и объекта исследования
- 1. 8. Пространство как одна из фундаментальных категорий мировосприятия человека и как гиперконцепт
- 1. 8. 1. Пространство как мировоззренческая категория
- 1. 8. 2. Особенности вербального описания пространства
- 1. 8. 3. Пространство как гиперконцепт
- 2. 1. Неоднородность пространства как основа его концептуализации в лирике К. Кинчева
- 2. 1. 1. Общая характеристика
- 2. 1. 2. Концепт ГОРОД в лирике К. Кинчева
- 2. 1. 3. ПРОСТРАНСТВО вне ГОРОДА в лирике К. Кинчева
- 2. 2. Протяжённость пространства как основа его концептуализации в лирике К. Кинчева
- 2. 3. Оппозиция «движение — статика» как средство реализации гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в лирике К. Кинчева
- 2. 4. Выводы
- 3. 1. Неоднородность пространства как основа его концептуализации в лирике Д. Ревякина
- 3. 1. 1. Общая характеристика
- 3. 1. 2. Концепт ГОРОД в лирике Д. Ревякина
- 3. 1. 3. ПРОСТРАНСТВО вне ГОРОДА в лирике Д. Ревякина
- 3. 2. Протяжённость пространства как основа его концептуализации в лирике Д. Ревякина
- 3. 3. Оппозиция «движение — статика» как средство реализации гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в лирике Д. Ревякина
- 3. 4. Выводы
- 4. 1. Неоднородность пространства как основа его концептуализации в лирике Ю. Кузнецова
- 4. 1. 1. Общая характеристика
- 4. 1. 2. Концепт РОССИЯ (РОДИНА) в лирике Ю. Кузнецова
- 4. 1. 3. Концепты МРАК (ТЬМА), ТУМАН (МГЛА), ДЫМ в лирике Ю. Кузнецова
- 4. 2. Протяжённость пространства как основа его концептуализации в лирике Ю. Кузнецова
- 4. 3. Оппозиция «движение — статика» как средство реализации гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в лирике Д. Ревякина
- 4. 4. Выводы
- 5. 1. Неоднородность пространства как основа его концептуализации в лирике А. Кушнера
- 5. 1. 1. Общая характеристика
- 5. 1. 2. Концепт КОМНАТА в лирике А. Кушнера
- 5. 1. 3. ПРОСТРАНСТВО вне КОМНАТЫ в лирике
- 5. 2. Протяжённость пространства как основа его концептуализации в лирике А. Кушнера
- 5. 3. Оппозиция «движение — статика» как средство реализации гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в лирике А. Кушнера
- 5. 4. Выводы
Художественный гиперконцепт Пространство в поэзии конца XX века: на материале лирики К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В науке не подвергается сомнению тот факт, что пространство относится к числу основных категорий мировосприятия. «Пространство, наряду со временем, является основным атрибутом материи, основной формой бытия» [Гак 2000: 127]. Представления о структуре данного феномена, способность ориентироваться в нём, определять собственное местонахождение и расположение предметов относительно друг друга играют важную роль в жизни человека. Таким образом, являясь универсальной категорией концептуальной картины мира, пространство антропоцентрично и входит в ядро языковой картины мира этноса. Вследствие этого ПРОСТРАНСТВО характеризуется нами как гиперконцепт — ментальная структура, отражающая взаимосвязь концептов, вербализованных в системе текста, фокусирующая его обобщённый смысл, являющийся результатом интерпретационной деятельности адресата [Болотнова 2005: 348], в другой терминологии — концепт высшего уровня [Воркачев 2004: 44], метаконцепт [Слышкин 2004: 5], то есть такой концептуальный конструкт, который образуется в результате осмысления продуктов предыдущей концептуализации и в которых реализуется рефлексия носителей языка. Следовательно, концептуальное изучение ПРОСТРАНСТВА находится в русле основополагающей на данный момент антропоцентрической парадигмы в лингвистике.
Противопоставление языковой и концептуальной картин мира как явлений разной природы (соответственно — языкового и ментального) предполагает разные подходы к изучению и трактовке концепта-универсалии и художественного концепта. В частности, художественный концепт, фиксирующий индивидуальное сознание, представляет собой часть концептосферы автора. Следовательно, наполнение и средства языковой репрезентации художественного концепта подчинены авторскому замыслу.
Два последних десятилетия XX века в жизни России ознаменовались глобальными экономическими и социальными изменениями, которые осмысляются в лирике современных поэтов, влияют на восприятие и репрезентацию художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО.
Актуальность работы обусловлена повышенным вниманием современной науки к концепту как к единице представления знаний, динамичным развитием теории художественного концепта. Гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО имеет универсальный характер и является важным элементом не только национальной концептосферы, но и индивидуальных концептосфер отдельных поэтов. Русская рок-поэзия сформировалась как самостоятельное литературное явление во второй половине XX в., но лишь в 1990;е годы попала в центр внимания исследователей, причем в основном — литературоведов, которые рассматривают отдельные вопросы, связанные с интертекстуальностью, поэтикой рок-текстов, с влиянием биографии рок-автора на его тексты и т. д. Стихотворения К. Кинчева и Д. Ревякина функционируют преимущественно как тексты рок-песен и предполагают исполнение в музыкальном сопровождении, т. е. являются вербальным компонентом субкультуры (рок-культуры). Лирика Ю. Кузнецова и А. Кушнера — поэтов одного («старшего») поколения, продолжающих разные традиции русской поэзии XX в., предназначена для чтения и ориентирована на литературную, книжную культуру. Сопоставительное исследование гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО на материале поэзии одного временного периода, которая различается формами бытования и ориентирована на разные типы культуры, позволяет выявить универсальные черты и индивидуальные особенности в структуризации данного феномена как части идиостиля и мировосприятия поэта конца XX в.
Объектом исследования стал художественный гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО, репрезентированный в русской поэзии двух последних десятилетий XX в.
Предметом исследования является структура художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО и средства его репрезентации в лирике К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова, А. Кушнера.
Цель работы — выявить специфику структуризации художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в русской поэзии конца XX в. на примере рок-поэзии и «книжной» поэзии, определить его общепоэтические черты и индивидуальные особенности, обнаружить этнокультурные маркеры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать корпусы поэтических текстов К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова, А. Кушнера и вычленить контексты, репрезентативные для вербализации исследуемого гиперконцепта;
2) выявить основные средства вербализации исследуемого гиперконцепта в лирике К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова, А. Кушнера;
3) установить структуру художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в лирике К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова, А. Кушнера;
4) определить наличие и характер взаимосвязи художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО с другими концептами в лирике К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова, А. Кушнера;
5) установить наличие этнокультурных особенностей репрезентации художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в лирике К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова, А. Кушнера.
Цель и задачи исследования
определяют использование комплексной методики анализа материала, включая современные методы лингвоконцеп-тологического, семантического и стилистического анализаприменяются методы сплошной выборки, моделирование типа пространства, построение оппозиций и лингвокультурное комментирование.
Теоретическую базу работы составляют исследования по лингвокуль-турологии (Н.Ф. Алефиренко, С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, В. В. Колесов, Г. Г. СлышкинЮ.С. Степанов, В.Н. Телия), психолингвистике.
А.А. Залевская, В. А. Пищальникова, P.M. Фрумкина), когнитивной лингвистике (А.П. Бабушкин, Н. Н. Болдырев, Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова, И.А. Стернин), стилистике художественной литературы (М.Б. Борисова, В. В. Виноградов, В. П. Григорьев, Д. С. Лихачев, Б.А. Ларин), когнитивной поэтике (И.А. Тарасова), коммуникативной стилистике (И.И. Бабенко, Н.С. Болотнова), а также концептуальные исследования на материале художественных текстов (Л.В. Миллер, Е.В. Сергеева).
Материалом послужили стихотворения и тексты песен К. Кинчева (140 текстов — 12 115 словоупотреблений) и Д. Ревякина (176 текстов -16 720 словоупотреблений) — стихотворения Ю. Кузнецова (245 текстов -19 543 словоупотребления) и А. Кушнера (308 текстов — 29 315 словоупотреблений), написанные в 80−90-е годы XX в.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые установлено общее и специфическое в структуризации и репрезентации гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в русской поэзии конца XX в. — в творчестве поэтов, лирика которых различается формами бытования и ориентирована на разные типы культурывыявлено, какое место гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО занимает в концептосферах К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнеракаким образом данный феномен репрезентируется и из каких структурных компонентов состоит.
Теоретическая значимость работы обусловлена дальнейшей разработкой теории художественного концептаанализом художественного гиперконцепта как совокупности взаимосвязанных концептовразработкой методики сопоставительного анализа художественного гиперконцепта в творчестве нескольких авторов.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут найти применение в спецкурсах по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, лингвистическому анализу художественного текста.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) ПРОСТРАНСТВО в лирике К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера является художественным гиперконцептом, поскольку его структура в самом общем виде состоит из набора концептов, сопоставимых на основании общих концептуальных признаков ('неоднородность' и 'протяженность' пространства, 'взаимодействие субъекта с пространством'). Индивидуально-авторская специфика структуризации художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО у каждого из исследуемых поэтов заключается в неодинаковом наборе концептов (имена которых входят в ряд наиболее частотных и значимых в тексте лексем) и в их оценочном компоненте.
2) К основным средствам репрезентации художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО относится лексика с изначально присутствующей пространственной семантикой (существительные даль, простор, окраина и т. п.- наречия там, далеко, вдаль, вперёд, вблизи и т. п.). Индивидуальность авторского мировосприятия наиболее ярко проявляется в отборе предметной лексики, глаголов с семантикой движения и статики, топонимов. Предметная лексика называет те материальные объекты, за счёт которых конституируется пространство в сознании конкретного человекаглаголы движения и статики указывают на особенности перемещения человека в пространствес помощью топонимов осуществляется ориентация в пространстве, даётся представление о протяжённости пространства.
3) Художественный гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО занимает центральное место в концептосферах К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера, поскольку он включает в себя большое количество концептов (ГОРОД, ДОМ, СТЕНА, ЛЕС, РЕКА, ПОЛЕ, СТЕПЬ, МОРЕ и т. д.) и тесно взаимосвязан с универсальным концептом СМЕРТЬ.
4) Этнокультурная специфика художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО обусловлена: (а) обращением К. Кинчева и Д. Ревякина к славянской мифологии- (б) обращением Ю. Кузнецова к фольклору и более архаичной мифологии- (в) связью лирики А. Кушнера с петербургским текстом русской литературы- (г) передачей представления о размерах пространства (его широте и протяжённости) через соотнесение с размерами России.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на Всероссийской научной конференции молодых учёных «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007), Международной научной конференции «Изменяющаяся Россия — изменяющаяся литература: Художественный опыт XX — начала XXI веков» (Саратов, 2007), Международном конгрессе «Русская литература в формировании современной языковой личности» (Санкт-Петербург, 2007). По теме диссертации опубликовано 10 статей общим объёмом 3 печатных листа.
Структура работы: диссертация состоит из введения, пяти глав (одной теоретической и четырёх практических), заключения, библиографического списка, включающего списки источников фактического материала для исследования, словарей, литературы.
5.4. Выводы.
Основными компонентами художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО в лирике А. Кушнера являются члены оппозиции «КОМНАТА — ПРОСТРАНСТВО вне КОМНАТЫ». Гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО, и, соответственно, полюсы этой бинарной оппозиции обладают концептуальным признаком 'неоднородность' - состоят из более мелких структурных компонентов, которые можно задать списком.
Основные компоненты КОМНАТЫ: СТОЛ, ДИВАН, КРЕСЛО, ЛАМПА, ШКАФ, ОКНО.
Составные части ПРОСТРАНСТВА вне КОМНАТЫ: ГОРОД, САД, ПАРК, РОЩА, ТОПОЛЬ, МОРЕ.
Необходимо обратить внимание на точки соприкосновения с творчеством рок-поэтов и Ю. Кузнецова. Так, для А. Кушнера актуально противопоставление выделенных членов оппозиции на основании концептуального признака 'замкнутость / разомкнутость', очень значимое для рок-поэтов. В лирике Ю. Кузнецова и А. Кушнера один из членов оппозиции представляет собой центр, вокруг которого организуется ПРОСТРАНСТВО в целом (РОССИЯ (РОДИНА) и КОМНАТА, соответственно).
Анализ показал, что в лирике А. Кушнера соотношение ГОРОДА и природы не носит характера оппозиции, т.к. в ГОРОДЕ органично переплетаются природные явления и урбанистические черты. Кроме того, концепт ГОРОД содержит представление о совершенно конкретном, любимом городе лирического героя — Санкт-Петербурге, поэтому он получает положительную оценку.
Специфика концептосферы А. Кушнера проявляется в наличии и особой значимости концепт МОРЕ (чего мы не обнаружили в творчестве трёх других авторов): МОРЕ представляет собой важную составную часть ПРОСТРАНСТВА вне КОМНАТЫ, а не границу между «своим» и «чужим» мирами. Кроме того, отмечается совершенно иное по сравнению с другими авторами восприятие концепта ГОРОД. ГОРОД в лирике А. Кушнера — это не деперсонифицированный мегаполис (К.'Кинчев, Д. Ревякин), не центр России (Ю. Кузнецов) — это Санкт-Петербург, пространство культуры, глубоко самобытное, обладающее уникальными индивидуальными характеристиками.
Протяжённость пространства осознаётся в рамках оппозиции «КОМНАТА — ПРОСТРАНСТВО вне КОМНАТЫ». КОМНАТА является замкнутой, поэтому в полной мере представление о протяжённости передается за счёт правого члена оппозиции. При этом используются общеязыковые способы описания протяжённости ПРОСТРАНСТВА (перечисление большого количества материальных объектов, употребление лексики с пространственной семантикой простор, размашистость, ширь, большой, огромный, бесконечный в подавляющем большинстве случаев по отношению к России).
К числу общепоэтических можно отнести функционирование топонимов и передачу представления о протяженности ПРОСТРАНСТВА через соотнесение с Россией. Однако здесь же проявляются и индивидуально-авторские особенности:
• топонимы в лирике А. Кушнера достаточно редко упоминаются как точки, между которыми располагается «протяжённое» ПРОСТРАНСТВО;
• описание протяжённости ПРОСТРАНСТВА через соотнесение с размерами России актуализирует важную для поэта связь гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО и концепта СНЕГ, поэтому протяжённым является заснеженное огромное ПРОСТРАНСТВО России.
Способ взаимодействия лирического героя с ПРОСТРАНСТВОМ и оппозиция «движение — статика» в лирике А. Кушнера не имеют такой важной функции, как в творчестве К. Кинчева, Д. Ревякина и Ю. Кузнецова.
Малозначительность оппозиции «движение — статика» обусловлена индивидуально-авторскими особенностями концептуализации ПРОСТРАНСТВА. Лирический герой А. Кушнера не предстает в роли передвигающегося наблюдателя, который таким образом осваивает и покоряет ПРОСТРАНСТ.
ВО. Для него наиболее характерно созерцание, работа за письменным СТОЛОМ — любимые занятия, которым присуща статичность.
Связь гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО и концепта СМЕРТЬ не является акцентированной, осуществляется по цепочке «комната — сон — смерть».
Основными этнокультурными маркерами художественного гиперконцепта в лирике А. Кушнера мы считаем:
• передачу представления о размерах ПРОСТРАНСТВА (его протяжённости) через соотнесение с размерами России — обширной, огромной и заснеженной, что обусловливает взаимосвязь гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО и концепта СНЕГ;
• продолжение традиций петербургского текста русской литературы, воплощение в концепте ГОРОД представления о Санкт-Петербурге (Ленинграде).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Сопоставительное исследование художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО на материале лирики рок-поэтов К. Кинчева и Д. Ревякина, авторов «книжной» поэзии Ю. Кузнецова и А. Кушнера позволило прийти к следующим выводам.
К универсальным средствам освоения и концептуализации ПРОСТРАНСТВА, осознания его неоднородности и протяжённости, особенностей взаимодействия с ним субъекта можно отнести бинарные оппозиции. Индивидуально-авторские особенности концептуализации ПРОСТРАНСТВА в полной мере предопределяют то, какие именно концепты или группы концептов окажутся на полюсах такой оппозиции, какую оценку они получат. Суть ПРОСТРАНСТВА как гиперконцепта заключается в том, что структурирующие его концепты можно представить в виде списка (своего для каждого из авторов, чьё творчество было проанализировано).
Репрезентация художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО отражает особенности мировосприятия и самоидентификации поэта. Так, для рок-поэтов характерна более тесная связь художественного гиперконцепта с оппозицией «движение — статика», члены которой получают резко противоположную оценку: движение — безусловно положительную, статика, в подавляющем большинстве случаев, — отрицательную (движение — жизнь, статика — смерть). Лирические герои К. Кинчева и Д. Ревякина — путники, странники, чей смысл жизни заключается не в достижении конкретной цели, а в самом движении. Для Ю. Кузнецова и А. Кушнера данная оппозиция не настолько актуальна, а оценка её членов не является однозначной.
Общим для лирики указанных авторов является то, что гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО занимает одно из центральных мест в концептосфере и взаимосвязан с концептом СМЕРТЬ. При этом мировосприятие рок-поэтов и.
Ю. Кузнецова находит точку соприкосновения: ГОРОД связан с концептом СМЕРТЬ более тесно, чем ПРОСТРАНСТВО вне ГОРОДА. Для рок-поэтов характерно обобщённое восприятие ГОРОДА как мегаполиса или столицы, основными когнитивными признаками которого можно считать 'замкнутость', 'ограниченность обзора и возможностей для передвижения', 'враждебность' по отношению к лирическому герою. В лирике Ю. Кузнецова Москва становится средоточием морального падения и поэтому гибнет, погружается во МРАК (ТЬМУ). Для А. Кушнера, напротив, ГОРОД (прежде всего — Санкт-Петербург, Ленинград) — культурное пространство, где элементы живой природы (САД, ПАРК, РОЩА) органично вписаны в топос ГОРОДА. ГОРОД для А. Кушнера — обжитое, «своё», не враждебное и не гибельное ПРОСТРАНСТВО.
Этнокультурная специфика художественного гиперконцепта ПРОСТРАНСТВО обусловлена обращением К. Кинчева и Д. Ревякина к славянской мифологииобращением Ю. Кузнецова к фольклору и более архаичной мифологиисвязью лирики А. Кушнера с петербургским текстом русской литературыа также передачей представления о размерах пространства (его широте и протяжённости) через соотнесение с размерами России. Сравнение того, как применяется этот общеязыковой и общепоэтический способ, позволяет выявить индивидуальные особенности мировосприятия каждого из авторов.
Так, в лирике К. Кинчева и Д. Ревякина неоднородное ПРОСТРАНСТВО вне ГОРОДА, протяжённое от Чудских берегов / До ледяной Колымы. / Всё это наша земля! Всё это мы! (342) (Кинчев), от Оби / До Аргунских степей (155) (Ревякин), не осознаётся как страна («административно-территориальная единица»). Мы видим возможное объяснение этому факту в протестном мировоззрении, аполитичности, «маргинальное&trade-» рок-поэтов, их отрицательном отношении к власти (особенно со стороны К. Кинчева) и в совпадении молодости с периодом глобальных перемен 1980;1990;х годов. Это подтверждается и на лексическом уровне: в лирике К. Кинчева и.
Д. Ревякина отсутствуют лексемы родина, страна, случаи употребления названий Россия, Русь единичны. Именно поэтому ПРОСТРАНСТВО рок-поэтов состоит из ГОРОДА и противопоставленного ему на основании концептуального признака 'замкнутость/открытость' ПРОСТРАНСТВА вне ГОРОДА, которое преодолевает лирический герой-путник.
В поэзии Ю. Кузнецова, напротив, через соотнесение с Россией не просто осознаётся протяжённость ПРОСТРАНСТВА, в концепте РОССИЯ (РОДИНА) сконцентрировано представление о ПРОСТРАНСТВЕ вообще, о материальном мире, помимо которого существуют только МРАК (ТЬМА), ТУМАН (МГЛА), ДЫМ, подобные первозданному Хаосу. Целью лирического героя является не преодоление и покорение ПРОСТРАНСТВА, а его спасение (ср.: Я скатаю родину в яйцо / И оставлю чужие пределы, /И пройду за вечное кольцо, /Где никто в лицо не мечет стрелы. / Раскатаю родину мою, / Разбужу её приветным словом, / И легко и звонко запою, /Ибо всё на свете станет новым (276)).
Протяжённое ПРОСТРАНСТВО вне КОМНАТЫ лирического героя А. Кушнера — это, прежде всего, Россия, большая, огромная страна, заснеженные пространства, где не считан простор, где существуют герои разных эпох (Петруша Гринёв, Анна Каренина), происходят важные события (военное детство). Жизнь лирического героя, созерцающего ПРОСТРАНСТВО из своей КОМНАТЫ, неразрывно связана с Россией, любимым городом (Санкт-Петербургом, Ленинградом).
Таким образом, наблюдается большое количество точек соприкосновения в мировоззрении рок-поэтов. Структуры ПРОСТРАНСТВА Ю. Кузнецова и А. Кушнера значительно отличаются и от структур ПРОСТРАНСТВА К. Кинчева и Д. Ревякина. Поэтому наше сопоставительное исследование проводится по схеме — 2 / 1 / 1 (К. Кинчев и Д. Ревякин / Ю. Кузнецов / А. Кушнер).
Список литературы
- Источники исследования
- Кинчев К.Е. Солнцеворот: Стихотворения, песни, статьи, интервью. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.
- Кузнецов Ю.П. Избранное: Стихотворения и поэмы. М.: Худож. лит., 1990.-399 с.
- Кузнецов Ю.П. Ожидая небесного знака: Стихи и поэмы. М.: Воениз-дат, 1991.-364 с.
- Кузнецов Ю.П. Зов: Стихи. // Наш современник. 1990. — С. 11−13. (Струна, Бабьи слёзы, Гири, Газета, Никогда мы не будем в раю., Оттого ли мы нынче горюем., Когда со свечой страстотерпца., На закат).
- Кузнецов Ю.П. «Что стало с тобою! Что стало!», «И зверей, и людей убивал он во сне.», «На закате облака пролетели.», «В сердце поэта разорвано слово.»: Стихи. // Москва. 1992. — 1. — С. 26−27.
- Кузнецов Ю.П. Перед гибелью света сего: Стихи. // Наш современник. —1992. 1. — С. 9−13. (Бабочка, Живой голос, Ой упала правда, Искусство и правда, Тайнодейство, Молчание Пифагора, Последнее искушение).
- Кузнецов Ю.П. Есть в мире две неравных части: Стихи. // Наш современник. 1992. — 11. — С. 3−4. (Забор, Душа у пьяного горит., Жена! А ты предашь меня мгновенно., Сирень и береза, Воры-разбойники, Ловля русалки, Счет одиночества).
- Кузнецов Ю.П. Наваждение- Связь': Стихи. // Молодая гвардия. — 1993.- 7. С. 68−69.
- Кузнецов Ю.П. Из Сталинградской хроники. Стихи // Наш современник.- 1995. 5. С. 22−25. (Посвящение, Мост, Мыши, Связист Путилов, Жертва Алексея Ващенко).
- Кузнецов Ю.П. Парнас смеется: Стихи. // Наш современник. 1995. — 11. — С. 3−7. (Утро, Три желания, Случай с Василием Беловым (или русская шутка на сербский лад), Дни очарования, Улыбка старого скопца).
- Кузнецов Ю.П. Парнас смеется: Стихи. // Наш современник. 1998. 1112. — С. 126−129. (Ворона, Чучело родины, Старый снимок, Кто женщину не встретил, тот блуждает., Гарем холостяка, Понедельник, Спортивная история, Где-то в Токио или в Гонконге.).
- Кушнер А.С. Избранное. М.: Время, 2005. — 720 с. (Поэтическая библиотека).
- Поэты русского рока: Е. Летов, Д. Ревякин, Я. Дягилева, К. Рябинов, В. Кузьмин, Н. Кунцевич. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 528 с. 1. Словари
- Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряко-вой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — 245 с. (КСКТ).
- Кто есть кто в российской рок-музыке: энциклопедия / Александр Алексеев, Илья Беляев, Вадим Должанский. — М.: ACT: Астрель: Транзиткни-га, 2006. 560 с.
- Мифы народов мира: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1992.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. — М.: Мысль, 2001. (НФЭ).
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: «А Темп», 2004. — 944 с.
- Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии / Сост. А. К. Троицкий. М.: Книга, 1990.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. — 384 с.
- Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2007. — 960 с. (СТСРЯ)
- Словарь русского языка: В 4-х т. — М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. (MAC)
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. (ФЭС).-840 с.
- Фразеологический словарь современного русского языка / Под ред. проф. А. Н. Тихонова: В 2 т. М.: Флинта: Наука, 2004.
- Агиенко М.И. Структуры концептов правда, истина, truth в сопоставительном аспекте: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Екатеринбург, 205.-24 с.
- Агуреева Е.В. Языковое моделирование пространства в романах Набокова: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Кемерово, 2006. — 20 с.
- Аленъкина Е.В., Тарасова И. А., Шабанова Н. А. Концепт и символ как категории авторского сознания // Автор. Текст. Аудитория: Межвуз. сб. научн. трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — С. 148−151.
- Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. — 394 с.
- Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003. — 96 с.
- Арустамова А.А., Королёва С. Ю. Урбанистическое сознание и русская рок-поэзия 1980−1990 гг.: к специфике воплощения // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. -Вып. З.-С. 84−93.
- Арутюнова Н.Д. Два эскиза к «геометрии» Ф.М. Достоевского // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000.-С. 368−384.
- Арутюнова Н.Д. О движении, заблуждении и восхождении // Логический анализ языка. Космос и хаос: концептуальные поля порядка и беспорядка. М.: Индрик, 2003. — С. 3−11.
- Аскольдов (Алексеев) С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. — М.: Academia, 1997.-С. 267−279.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 1. — М.: Индрик, 1994. — 600 с.
- Бабенко И.И., Орлова О. В. О динамике концепта красота в поэтической концептосфере XX века // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: материалы VIII Всероссийского научного семинара (28 апреля 2006 г.). Томск: Изд-во ЦНТИ, 2006. — С. 50−56.
- Бабенко Л.Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 470 с.
- Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. — С. 52−57.
- Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996. — 103 с.
- Байбурин А.К. Окно в звуковом пространстве // Евразийское пространство: Звук, слово, образ / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов- Сост. Л. О. Зайонц, Т. В. Цивьян. М.: Языки славянской культуры, 2003. — С. 120−133. (Язык. Семиотика. Культура).
- Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гёте // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — С. 204−237.
- Березина Н.В. Хронотоп ранней прозы М.А. Булгакова: Лексический аспект: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. СПб., 2006. — 20 с.
- Берестенев Г. И. О «новой реальности» языкознания // Филологические науки. 1997. — 4. — С. 47−55.
- Богданова Н.В. Лексическая экспликация концепта «Природа» в раннем творчестве И.А. Бунина: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — СПб., 2007. 20 с.
- Болдырев Н.Н. Вторичная репрезентация как особый тип представления знаний в языке // Филологические науки. 2001. — 4. — С. 79−86.
- Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001а. — С. 25−36. -
- Болотное А.В. О некоторых текстовых направлениях ассоциирования, отражающих концепт хаос в лирике М. Цветаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. — Вып. 2 (65). Серия: Гуманитарные науки (Филология). — С. 85−91.
- Болотнова Н.С. Коммуникативные универсалии и их лексическое воплощение в художественном тексте // Филологические науки. —1992. — 4. С. 75−87.
- Болотнова Н.С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2007. Вып. 2 (65). Серия: Гуманитарные науки (Филология). — С. 74−79.
- Болотнова Н. С. Типы концептуальных структур поэтических текстов // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: материалы VIII Всероссийского научного семинара (28 апреля 2006 г.). — Томск: Изд-во ЦНТИ, 2006. С. 34−40.
- Бондарева Е.П. Актуализация концепта мысль в русской языковой картине мира: Автореф. канд. филол. наук. — Воронеж, 2005. 18 с.
- Борисова М.Б. Концепт «чудак» в художественном мире М. Горького // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения.: Материалы Междунар. научн.-метод. конф. — СПб.: Союз, 2001. — С. 362−370.
- Бочкова О.С. Категории модальности, времени и пространства в жанре НФ (на материале русско- и англоязычных текстов): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Саратов, 2006. — 26 с.
- Бренер АД. Время и пространство в повестях Ф.М. Достоевского 1870-х годов // Ритм, пространство, время в художественном произведении. — Алма-Ата: КазПИ, 1984. С. 74−81.
- Бугаева Л.Д. Набоков и Эвридика: Пространственно-модальная перспектива рассказа «Посещение музея» // Словоупотребление и стиль писателя: межвуз. сб. / Под ред. Д. М. Поцепни. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2003.-Вып. 2.-С. 157−174.
- Булынина ММ. ДВИЖЕНИЕ МЫСЛЬ — СЛОВО // Вестник Воронежского ГУ. Серия Гуманитарные науки. — 2004. — 1. — С. 186−194.
- Васенькин В.В. Семантическая структура существительного «пространство» и её словарное описание (на материале словарей XVIII XX вв.) // Развитие семантической системы русского языка. — Калининград, 1986. -С. 106−113.
- Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. 256 с.
- Вознесенский А. Электрогитаризация всей страны // Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии / Сост. А. К. Троицкий. — М.: Книга, 1990.-С. 5−6.
- Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый» термин // Язык, сознание, коммуникация. М.: МГУ, 2003. — Вып. 24. — С. 5−12.
- Воркачев С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 2001. — Т.60. — 6. — С. 47−58.
- Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001а. — 1. — С. 64−72.
- Гажева И.Д. Опыт концептуального анализа имени ИГРА // Филологические науки. 2000. — 4. — С. 73−81.
- Гак В. Г. Пространство вне пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 127−134.
- Голованъ О.В. Семантико-ассоциативная структура концепта «война» («на материале произведений Р. Олдингтона и В.М. Гаршина): Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Барнаул, 2003. 19 с.
- Григорьев В.П. Не подводя итогов (от экспрессемы к четвёртому измерению языка и эвристеме) // Словоупотребление и стиль писателя: меж-вуз. сб. / под ред. Д. М. Поцепни. СПб.: Изд-во С.-Петёрб. ун-та, 2006. -Вып. З.-С. 7−19.
- Григорьев В.П. О четырёхмерном пространстве языка (Блок и Хлебников: эвристика в парадигмальных экспрессемах) // Изв. АН. Сер. Лит. и яз.-2004.-Т. 63.-№ 4.-С. 12−30.
- Григорьев В.П. Самовитое слово и его словарное представление // Изв. АН. Сер. Лит. и яз. 1994. — Т. 53. — 4. — С. 69−74.
- Григорьев В.П. Слова в контекстах русской поэзии XX века (О «Словаре избранных экспрессем») // Изв. АН. Сер. Лит. и яз. 2003. — Т. 62. — 3. — С. 12−23.
- Гришина Н.В. Концепт вода в языковой картине мира (на основе номинативного и метафорического полей русского языка XI—XX вв.): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 2002. — 22 с.
- Гуляева Г. Е. Периферийные смыслы концепта «Солнце» (на материале текстов К. Кинчева) // Новая Россия: новые явления в языке и науке оязыке: Мат. Всеросс. науч. конф. / под. Ред. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005. — С. 426−431.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -318с.
- Гусева Д.В. Метафорические конструкции с номинациями вещей в русскоязычной прозе В. Набокова: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — Калининград, 2008. 22 с.
- Джахая Л.Г. Философские основы теории вакуума // Философия и общества. 2002. — 1. — С. 88−112.
- Дидуров А.А. Четверть века в роке. Записки из андеграунда. М.: Эксмо, 2005.-352 с.
- Дмитриенко Л.Ю., Морелъ Морелъ Д.А. Возможность фрактального представления макроконцептов // Etnogermeneutik und kognitive Linguis-tik. Landau: Ferlag Empirische Padagogik, 2007. — C. 564−573.
- Дмитровская M.A. Категория пространства у А. Платонова в лингвистическом и культурологическом освещении: Учебное пособие. Калининград, 2002.
- Добрушина Н.Р. Воздух: вещество или пространство, материя или дух // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 217−226.
- Доманский Ю.В. «Провинциальный текст» ленинградской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998.-С. 70−87.
- Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: пособие к спецсеминару. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000а. 110 с.
- Доманский Ю.В. О культурном статусе русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып. 3.-С. 215−226.
- Доманский Ю.В. Пушкин в рок-поэзии Майка Науменко: имя и цитата // «Своё» и «чужое» в художественном тексте. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999.-С. 163−170.
- Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999а. — Вып. 2. Электронная версия.
- Дудорова М.В. Опыт описания пространственного образа в поэзии И. Анненского // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке: Мат. Всеросс. науч. конф. / под. Ред. Л. Г. Бабенко. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. С. 432−439.
- Дьякова JI.H. Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Воронеж, 2007. -22 с.
- Евтушенко Е.Н. Пространственная ориентация // Антология концептов / под ред. В. И. Карасик, И. А. Стернина. Т. 2. — Волгоград: Парадигма, 2005.-С. 225−240.
- Евтушенко Е.Н. Пространственная ориентация как лингвокультурный концепт (на материале английского и русского языков): Дисс.. канд. филол. наук. Волгоград, 2004. — 229 с.
- Загрязкина Т.Ю. Концепт «Прованс» в культуре Франции // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. -2. — С. 59−75.
- Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. — 543 с.
- Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. — С. 36−45.
- Зализняк Анна А. Преодоление пространства в русской языковой картине мира: глагол «добираться» // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 30−37.
- Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 544 с. (Язык. Семиотика. Культура).
- Калугина В.А. Национальная специфика языковой репрезентации концепта (на материале объективации концепта «температура» в русском и английском языках): Дисс. на соиск. канд. филол. наук. Воронеж, 2006.- 199 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 260 с.
- Касавин И.Т. Мир человека как онтология знания (пространственно-временные аспекты) // Уранос и Кронос: Хронотоп человеческого мира. -М.: Изд. дом «РГ- Пресса», 2001. С. 5−19.
- Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания // Общественные науки и современность. — 2000. — 1. С. 90−99.
- Каспина М.М., Малкина В. Я. Структура пространства в альбомах Б.Гребенщикова 1990-х годов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып. 2. Электронная версия.
- Климкова JI.A. Ассоциативное значение слов в художественном тексте // Филологические науки. 1991. — 1. — С. 45−54.
- Кнабе Г. С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г. С. Избранные труды. Теория и история культуры. М.- СПб.: Летний сад- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. -С. 20−50.
- Кнабе Г. С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. — 1990.-№ 8.-С. 39−61.
- Кобозева ИМ. Грамматика описания пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 153−162.
- Ковалъчук Е.Г. Концепт «смерть» в поэзии В. Высоцкого // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А. Кормили-циной. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 2. — С. 128−136.
- Ковшова ИВ. Философско-теоретическая модель контркультуры: Авто-реф. дисс.. канд. филос. наук. Саратов, 2007. — 24 с.
- Кожемякина Л.И. Пространственно-временная организация рассказов И.А. Бунина «Эпитафия» и «Новая дорога» // Ритм, пространство, время в художественном произведении. Алма-Ата: КазПИ, 1984. — С. 89−97.
- Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова.». — СПб.: Златоуст, 1999. — 386 с.
- Колесов В.В. Концепт культуры: образ — понятие — символ // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 1992. -Вып.З (16). -С. 30−40.
- Колесова Е. А. Пространство в архаичной языковой картине мира (на материале заговоров) // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения.: Материалы Междунар. научн.-метод. конф. СПб.: Союз, 2001. — С. 459−462.
- Кольцова Ю.В. Концепт пути в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник» // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2000. 2. — С. 58−69.
- Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. — С. 5−33.
- Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов: монография. М.: ЧеРо, 2003. — 349 с.
- Кравченко А.В. Место концепта в соотношении языка, сознания и мышления // Жанры речи: Жанр и концепт / Ред. В. В. Дементьев. Саратов, 2005.-Вып. 4.-С. 84−102.
- Красных В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1998. — 1. С. 53−70.
- Кубрякова Е.С. О понятии места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 84−93.
- Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова ПАМЯТЬ // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.-С. 85−91.
- Куликова JI.B. Концепт «Чужой» в теории межкультурной коммуникации (русско-немецкий контекст) // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2004. — 1. — С. 179−187.
- Кустова Г. И. Тип концептуализации пространства и семантические свойства глагола (группа попасть) // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 47−55.
- Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Избранные статьи. Л.: Ху-дож. лит., 1974.-288 с.
- Лебедева Л.Б. Семантика «ограничивающих» слов // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 9397.
- Левонтина КБ., Шмелев АД. Родные просторы // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 338−347.
- Леденёва В.В. Идиостиль (к уточнению понятия) // Филологические науки. 2001. — 5. — С. 36−41.
- Лехур Ч. Некоторые вопросы сопоставительного описания системы пространственных отношений // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века: Сб. ст. в честь проф. С. Г. Ильенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. — С. 126−134.
- Лихачев Д. С. Заметки о русском. -М.: Сов. Россия, 1984. 64 с.
- Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз.-1993.-1.-С. 4−10.
- Логический анализ языка. Космос и хаос: концептуальные поля порядка и беспорядка. М.: Индрик, 2003. — 640 с.
- Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.
- Лукин В.А. Концепт истины и слово ИСТИНА в русском языке // Вопросы языкознания. — 1993. 4. — С. 63−86.
- Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты / Научные труды Центроконцепта. — Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. Вып. 1. — С. 11−35.
- Макеева И.И. Семантика глаголов беспорядочного движения // Логический анализ языка. Космос и хаос: концептуальные поля порядка и беспорядка. М.: Индрик, 2003. — С. 395−405.
- Михеев М.И. Деформация пространства в пределах русской души (по текстам Андрея Платонова) // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 407−419.
- Младенова Д. «Глаза» и «зрение» небесных светил: связь концептов света и зрения в балканских языках и традиционной культуре // Славяноведение. 2002. — 6. — С. 72−86.
- Моисеев А.А. «Милитарные образы» в поэзии Е. Летова (к проблеме интертекста) // Известия УрГПУ. Лингвистика / Отв. ред. А. П. Чудинов — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т- 2005<я. — Вып. 15. С. 194−210.
- Моисеев А.А. Интертекст в русской рок-поэзии: к проблеме изучения// Известия УрГПУ. Лингвистика / Отв. ред. А. П. Чудинов Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. — Вып. 16. — С. 197−204.
- Молоткова А.И. Концепт цветок в языке и поэтической речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. — 20 с.
- Молчанова Г. Г. Некоторые языковые механизмы вариативной интерпретации действительности (эволюция метафоры метафора эволюции?) // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. —2002.-2.-С. 7−12.
- Нежданова Н.К. Антиномичность как доминанта художественного мышления рок-поэтов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып. 4. — С. 15−23.
- Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. СПб., 1996.
- Никитина Н.В. Ономастическое пространство поэзии А.Т. Твардовского: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Смоленск, 2006. — 28 с.
- Никитина О.Э. Художественное пространство рок-поэзии Михаила Бор-зыкина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. Вып. 2. Электронная версия.
- Ничипоров И.Б. «Московский текст» в русской поэзии XX в.: М. Цветаева и Б. Окуджава // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. —2003.-3.-С. 58−71.
- Орешко М.А. Лексическая репрезентация художественной концептосфе-ры Виктора Пелевина (концепты «Человек», «Пространство», «Время»): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. СПб., 2007. — 24 с.
- Отрошенко В. Писатель и пространство // Октябрь. — 2004. 12. — С. 173−179.
- Пенъковский А.Б. О семантической категории чуждости в русском языке // Проблемы структурной лингвистики, 1985−1987. М.: Наука, 1989. -С. 54−82.
- Петрова З.А. Ключевые слова в поэтическом идиолекте // Словоупотребление и стиль писателя. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — С. 127−141.
- Пименов Е.А. Концепт Gewissen «Совесть» в немецкой языковой картине мира // Концепт. Образ. Понятие. Символ: Коллект. монография. -Кемерово: ИПК «Графика», 2004. С. 21−35.
- Пименова М.В. Концепт Надежда в русской языковой картине мира // Человек и его язык (к 75-летию проф. В.П. Недялкова). Кемерово: Комплекс «Графика», 2003. — Вып. 4. — С. 47−66.
- Пименова М.В. Символы культуры и способы концептуализации внутреннего мира человека (концептуальная метафора дома) // Концепт. Образ. Понятие. Символ: Коллект. монография. Кемерово: ИПК «Графика», 2004. — С. 35−60.
- Пименова М.В. Языковая категоризация как проявление ментальности народа // Etnogermeneutik und kognitive Linguistik. — Landau: Ferlag Empi-rische Padagogik, 2007. C. 63−72.
- Пищалъникова B.A. Концептуальная система индивида как поле интерпретации смысла художественного текста // Язык. Человек. Картина мира: Материалы Всероссийской научной конференции: В 2 ч. 4.1. -Омск, 2000.-С. 45−51.
- Пищалъникова В.А. Концептуальный анализ художественного текста: Уч. пособие. Барнаул: АТУ, 1991. — 88 с.
- Пищалъникова В.А. Психопоэтика. — Барнаул: АТУ, 1999. 174 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. «Слабые места» публикаций по когнитивной лингвистике (к проблеме цнификации и стабилизации лингвокогнитив-ной терминологии) // Язык. Этнос. Картина мира. — Кемерово: Комплекс «Графика», 2003а. Вып. 1. — С. 16−23.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT: Восток -Запад, 2007.-314 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999. — 36 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Проблема моделирования концептов в лин-гвокогнитивных исследованиях // Мир человека и мир языка: Серия «Концептуальные исследования». — Кемерово, 2003. — Вып. 2. — С. 6−16.
- Порус В.П. Пространство и время в человеческом измерении // Уранос и Кронос: Хронотоп человеческого мира. М.: Изд. дом «РГ — Пресса», 2001.-С. 20−40.
- Почепцов О.Г. Языковая ментальность: Способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990. — 6. — С. 110−123.
- Прокофьев Д. С. А.К. Толстой в творчестве К. Кинчева // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып. 2. Электронная версия.
- Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
- Пупынина Е.В. Механизм формирования концепта «ПРОСТРАНСТВО» синонимичными существительными абстрактной семантики: Дисс.. канд. филол. наук. Белгород, 2004. — 174 с.
- Рахилина Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Изв. АН. Сер. Лит. и яз. 2000. — Т. 59. — 3. — С. 3−15.
- Роэ/санский Ф. И. Направление движения (типологическое исследование) // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 56−65.
- Розина Р.И. Устранение преграды (семантика и аспектуальное поведение русских глаголов) // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 67−77.
- Романова Т.В. О содержании понятия концептуальный анализ текста (В. Астафьев. «Забубённая головушка») // Вестник Оренбургского гос. унта. 2004. — 1. — С. 20−24.
- Романовский А.В. Петербургский технократический урбанизм и рок-н-ролльная традиция: социальные и архетипические мотивы // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. -Вып. 5.-С. 206−215.
- Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. — 132 с.
- Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып. 2.-192 с.
- Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып. 3. — 230 с.
- Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып. 4. — 268 с.
- Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.-Вып. 5.-308 с.
- Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. Вып. 6.-174 с.
- Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. — Вып. 7. — 264 с.
- Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. — Вып. 8. — 300 с.
- Русский рок — новый срок. Страницы современной рок-поэзии / Составитель А. А. Дидуров. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 304 с.
- Рыбакова E.JI. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: Автореф. дисс.. докт. культурологии. — СПб., 2007. 44 с.
- Сабурова Н.А. Пространство в русском языковом сознании: концептуализация пути (на материале фразеологизмов и метафор) // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. — 2. — С. 47−58.
- Сафронова Е.Г. Пространственный дейксис там в отношении к поэтическому миру и стихотворному контексту // Русистика: Лингвистическаяпарадигма конца XX века: Сб. ст. в честь проф. С. Г. Ильенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. — С. 152−158.
- Свирида И.И. Пространство и культура: Аспекты изучения // Славяноведение. 2003. — 4. — С. 14−24.
- Свиридов В.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.-Вып. 6.-С. 5−32.
- Севрюгина Е.В. Концепт «красота» в поэзии Ф.И. Тютчева // Филологические науки. 2002. — 3. — С. 30−39.
- Сергеева Е.В. К вопросу о классификации концептов в художественном тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 5 (56). Сер. Гуманитарные науки (Филология). — С. 98−103.
- Сергеева Е.В. Художественный концепт «Прозрачность» в поэзии Вячеслава Иванова // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: материалы VIII Всероссийского научного семинара (28 апреля 2006 г.). — Томск: Изд-во ЦНТИ, 20 066. С. 110−114.
- Серебряков А.А. Поэтика лексико-грамматических категорий пространственно-временной семантики // Новое в когнитивной лингвистике: мат.
- Междунар. научной конференции «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово, 29−31 августа 2006 г.). Кемерово: КемГУ, 2006. — Вып. 8. — С. 431−440. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 8).
- Сивкова А. В. Идиостиль Н.В. Гоголя в аспекте лингвокогнитивной поэтики (на материале произведений «Ночь перед Рождеством» и «Мёртвые души»): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — Калининград, 2007. -22 с.
- Скворцов А.Э. Лирический герой поэзии Бориса Гребенщикова и Михаила Науменко // Русская рок-поэзия: текст и контекст, текст и контекст: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып. 2. Электронная версия.
- Скобликова Е.С. Концептосфера человека и модели предположения // Филологические науки. — 2001. — 4. — С. 45−54.
- Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. — 128 с.
- Соколова А.А. Между алданом и урманом: земной космос забайкальского крестьянина // Логический анализ языка. Космос и хаос: концептуальные поля порядка и беспорядка. М.: Индрик, 2003. — С. 486−497.
- Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001.-С. 58−65.
- Ступников Д. О. Символ поезда у Б. Пастернака и рок-поэтов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. -С. 107−114.
- Сурова О. «Самовитое» слово Д. Ревякина // НЛО. 1997. — 28. — С. 304 321.
- Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 280 с.
- Тарасова И.А. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля //Языкознание. 2004. — 1.
- Тарасова И.А. Фреймовый анализ в исследовании идиостилей // Филологические науки. 2004а. — 4. — С. 42−49.
- Тарбеева О.В. Сопоставительный анализ концептов Друг/Friend в английском и русском языках (на материале пословиц, поговорок и идиоматических выражений) // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. — 2. — С. 211−218.
- Телия В.Н. Концепт «Товарищ»: камо грядеши? (социолингвистические перепутья) // Семиотика, лингвистика, поэтика: к столетию со дня рождения А. А. Реформатского. М.: Языки славянской культуры, 2004. — С. 466−478 (Stadia philologia). 1
- Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лин-гвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. -288 с.
- Тишков В.А. Культурный смысл пространства // Этнографическое обозрение. 2004. — 1. — С. 14−31.
- Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1992а. — Т. 2. — С. 340−342.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга. М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 455−515.
- Топоров В.Н., Соколов М. Н. Окно // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. — С. 250−251.
- Топорова Т.В. Древнегерманские представления об идеальном пространстве и времени // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1993. — 5. — С. 43−50.
- Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М.: Наука, 1991. — 269 с.
- Фисенко О.С. Концепт гроза в русском языковом сознании: Автореф. канд. филол. наук. — Воронеж, 2005. 24 с.
- Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1992. — 124 с.
- Фоминых Н.В. Концепт, концептор и художественный текст // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. С. 176−179.
- Фрумкина P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога (концепт, категория, прототип) // НТИ. Сер. 2. 1992. — 3. -С. 1−9.
- Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2001. 320 с.
- Худяков А.А. Понятие и концепт: опыт терминологического анализа // Филология и культура: Материалы III Международной конференции. В 3 ч. Ч. II. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. — С. 32−36.
- Цивъян Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке (на материале албанской сказки) // Типологические исследования по фольклору: сборник статей памяти В. Я. Проппа. — М.: Наука, 1975. — С. 191−214.
- Цивъян Т.В. О структуре времени и пространства в романе Достоевского «Подросток» // Из работ московского семиотического круга. М.: Наука, 1997.-С. 661−707.
- Чарыкова О.Н. Индивидуальные концепты в художественном тексте // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. С. 173−176.
- Чебыкина Е.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный подход: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2007. 24 с.
- Чебыкина Е.Е. Стратегия обращения рок-поэтов к «чужому слову» // Проблемы интерпретации художественного произведения: материалы Всеросс. науч. конф., посвященной 90-летию со дня рождения проф.
- Н.С. Травушкина, г. Астрахань, 27−28 августа 2007 г. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007а. — С. 162−171.
- Чернейко JI.O. Гештальтная структура абстрактного имени // Филологические науки, 1995. — 4. — С. 73−83.
- Чернейко JI.O. Способы преодоления пространства и времен в художественном тексте // Филологические науки. — 1994. — 2. С. 58−70.
- Чернейко JI.O., Долинский В. А. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1996. — 6. — С. 20−41.
- Чернейко Л.О., Хо Сон Тэ. Концепты жизнь и смерть как фрагменты русской языковой картины мира // Филологические науки. 2001. — 5. — С. 50−59.
- Черняков А.Н., Цвигун Т. В. Поэзия Егора Летова на фоне традиции русского авангарда (аспект языкового взаимодействия) // Русская рок-поэзия: текст и контекст текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып. 2. Электронная версия.
- Чупринин С. До последнего края // Дон. 1981. — 8. — С. 167−174.
- Шадрина А.А. Эстетическое функционирование лексики, обозначающей артефакты, в поэзии Сребряного века (на материале лирики А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, И. Северянина): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 2006. — 24 с.
- Шамне Н.Л. Сопоставительная характеристика растяжимых понятий пространства (параметр «вертикаль») // Etnogermeneutik und kognitive Linguistik. Landau: Ferlag Empirische Padagogik, 2007. — C. 94−101.
- Шапилова Н.И. Ассоциативно-семантическое поле как основа реконструкции содержания концепта // Мир человека и мир языка: Серия «Концептуальные исследования». Кемерово: Изд-во КемГУ, 2003. — Вып. 2. -С. 237−245.
- Шинкаренкова М.Б. Зооморфная метафора в рок-поэзии // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Отв. ред.
- A.П. Чудинов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. — Т. 12. — С. 183−193.
- Шинкаренкова М.Б. Метафизическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: Автореф.. канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2005. 24 с.
- Шинкаренкова М.Б. Милитарная метафора в рок-поэзии // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Отв. ред.
- B.И. Томашпольский, А. П. Чудинов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. унт, 2003.-Т. 10.-С. 34−44.
- Шмелев А.Д. Широта русской души // Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. — М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 51−63 (Язык. Семиотика. Культура).
- Щербенок А.В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып. 2. Электронная версия.
- Яковлева Е.С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира // Вопросы языкознания. 1993. — 4. — С. 48−62.
- Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. — 344 с.
- Яцуга Т.В. Окказиональное слово в лексической регулятивной структуре текста // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: материалы VIII Всероссийского научного семинара (28 апреля 2006 г.). Томск: Изд-во ЦНТИ, 2006. — С. 76−83.