Моделирование в экспертном мониторинге надводной обстановки судна
Функции объекта исследовании" в работе выполняют инструментально-технологические средства экспертногомониторинга, обеспечивающие! оперативный анализ и контроль, надводной' обстановки судна для предупреждения столкновения судов. Л Ориентируясь на современную практику, мониторинга, надводной обстановки и проблемы в предупреждении столкновения судов, обусловленные «человеческим фактором», было… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Проблема предупреждения столкновения судов
- 1. 1. Основы предупреждения столкновения судов
- 1. 1. 1. Безопасность мореплавания
- 1. 1. 2. Международное нормативное регулирование
- 1. 1. 3. Структура правил предупреждения столкновения судов
- 1. 1. 4. Динамика надводной обстановки судна
- 1. 1. 5. Человеческий фактор
- 1. 1. 6. Роль опыта в предупреждении столкновения судов
- 1. 2. Обзор методов и средств для предупреждения столкновения
- 1. 3. Вопросно-ответный подход к экспертному мониторингу в задаче предупреждения столкновения судов
- 1. 4. Постановка задачи исследований и разработок
- 1. 4. 1. Обобщённая постановка задачи
- 1. 4. 2. Вопросно-ответный анализ
- 1. 4. 3. Диаграмма прецедентов
- 1. 4. 4. Мотивационно-целевые установки задачи исследований
- 1. 1. Основы предупреждения столкновения судов
- 2. 1. Подход к решению задачи экспертного мониторинга в вопросно-ответной среде
- 2. 2. Базовые модели экспертного мониторинга
- 2. 2. 1. Навигационная модель судна
- 2. 2. 2. Модель движения судна
- 2. 2. 3. Модели отношений между двумя агентами
- 2. 2. 4. Модель состояния надводной обстановки
- 2. 3. Моделирование экспертной системы
- 2. 3. 1. Функциональная модель экспертной системы в С}А-среде
- 2. 3. 2. Вопросно-ответная модель данных
- 2. 3. 3. Вопросно-ответная модель продукции
- 2. 4. Моделирование опыта в задаче экспертного мониторинга
- 2. 4. 1. Формализация вопросно-ответной модели продукции
- 2. 4. 2. Версии моделирования продукции
- 2. 4. 3. Модели прецедентов базы опыта
- 2. 4. 4. Библиотечная организация системы прецедентов
- 2. 4. 5. Система управления доступом к прецедентам
- 2. 4. 6. Интегральная модель базы опыта
- 3. 1. Формирование базы опыта.-."
- 3. 1. 1. Подход к формированию системы продукций
- 3. 1. '2. Формирование толкового словаря
- 3. 1. 3. Структуризация правил
- 3. 1. 4. Формирование прецедента
- 3. 2. Средства агентного моделирования
- 3. 2. 1. Подход к представлению агентов
- 3. 2. 2. Представление движения агента
- 3. 2. 2. 1. Навигационное существование агента
- 3. 2. 2. 2. Приписывание навигационных характеристик
- 3. 2. 2. 3. Оценивания в пересечении курсов
- 3. 2. 2. 4. Оценивание времени уклонения
- 3. 2. 2. 5. Прогнозирование изменений движения агентов
- 3. 2. 2. 6. Оценивание двухшаговых расхождений
- 3. 3. 1. Взаимодействие агента с базой опыта
- 3. 3. 2. Автоматизированное взаимодействие с агентами
- 3. 3. 3. Автоматизированное взаимодействие с базой опыта
- 4. 1. Адаптация QA-модели к специфике задачи исследований
- 4. 1. 1. Адаптация архитектуры
- 4. 1. 2. Адаптация и развитие на программном уровне
- 4. 1. 3. Адаптация на уровне дерева задач
- 4. 2. Реализация «Базы опыта»
- 4. 3. Картографическая подсистема
Моделирование в экспертном мониторинге надводной обстановки судна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исторически существует и постоянно проявляет себя в инцидентах комплекс проблем безопасности мореплавания, в состав которого входит проблема столкновения судов. Каждый год в мире сталкиваются около 1500 крупных судов и около 2% из них погибает. Столкновения судов составляют в среднем 1520% от всех причин аварий, а технические убытки от столкновений составляют более 30% от всех технических убытков, причиной которых являются аварии всех типов.
Для снижения рисков столкновений разработаны международные правила, обязательные для их исполнения судами различных типов и различной принадлежности. Такие правила ужесточаются национальными правилами предупреждения столкновений. Суда оснащаются мощными навигационными автоматизированными комплексами, использующими системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП) с возможностью имитации маневрирования. Практически создана глобальная система управления движением судов (СУДС) и мониторинга в прибрежных морских районах, в составе которой используются спутниковые средства навигации и связи, автоматизированные информационные (идентификационные) сйстемы (АИС) для автоматического сбора информации о судах.
И всё же, несмотря на постоянный прогресс в техническом обеспечении работ по предупреждению столкновений судов, эта проблема сохраняется. Причин такому положению-дел много. В их число входят, например: погодные условия, ограничивающие видимость (туман, мгла, снегопад, сильный* ливень и др:) — и приводящие-к-штормовым:явлениям-: близостьбереговгили стесненные условия': плаваниям при: напряженномтрафикесубъективность принятиярешений об опасности столкновений и маневрировании, в том числе и обусловленные отсутствием должного опыта. у лиц, которые принимают такие решения. .
Субъективная составляющая проблемы столкновения считается одной из основных, что и является одной из главных причин «расширения» автоматизации в этой проблемной области. Автоматизация дополняется обязательным освоением и закреплением нормативного опыта действий лицами, на которых возложена ответственность за предотвращение столкновений. Так, например, каждый капитан, старший помощник и помощник капитана, несущий ходовую вахту на судне, на котором установлен САРП, должен пройти соответствующий курс обучения использования САРП.
Но реальность проблемы столкновений такова, что к обучающей поддержке и нормативному опыту часто необходимо обращаться в реальных ситуациях возможного столкновения. По этой причине разрабатывают и внедряют в практику, управления судами полезные средства моделирования и принятия решений, в том числе и экспертные системы мониторинга ближней надводной обстановки. Именно эти факты указывают на актуальность диссертационного исследования, в котором предлагается и доведён до уровня практического применения вопросно-ответный подход к экспертному мониторингу.
На основании вышесказанного в диссертационной работе была выбрана область исследований^ содержание которой определяют процессы экспертного мониторинга ближней надводной обстановки морского судна в условиях потенциального столкновения судов,.обязанных соблюдать Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов (МППСС-72).
Функции объекта исследовании" в работе выполняют инструментально-технологические средства экспертногомониторинга, обеспечивающие! оперативный анализ и контроль, надводной' обстановки судна для предупреждения столкновения судов.. Л Ориентируясь на современную практику, мониторинга, надводной обстановки и проблемы в предупреждении столкновения судов, обусловленные «человеческим фактором», было предложено. использовать вопросно-ответный подход и опыт."экспертных систем" для разработки средств, помогающих в решении задач предупреждения столкновения-судов.
Предметом исследования диссертационной работы является средства инструментальной поддержки процессов решения задач экспертного мониторинга, способствующие снижению негативных проявлений «человеческого фактора» в действиях лиц, ответственных на судне за вахту, и, тем самым, способствующие снижению вероятности аварийного развития событий.
Целью диссертационной работы является создание инструментального комплекса средств, позволяющего включить в процессы решения задач экспертного мониторинга ближней надводной обстановки ряд позитивных эффектов, отсутствующих в современной навигационной практике и способствующих предупреждению столкновения судов.
Сущность диссертационной работы связана с решением следующих на-учногтехнических задач:
1. Разработать модель «агента» судна с «жизненным циклом», отражающим его активное «навигационное существование», с возможностью прогнозирования развития событий в процессе решения задач предупреждения столкновения судов.
2. Разработать модель базы опыта, развивающую структурно-функциональный потенциал баз знаний экспертных систем так, чтобы он способствовал оперативной интеграции опыта лица, ответственного за вахту, с нормативной базой опыта и повышению достоверности выбора прецедента для реагирования в сложившейся ситуации.
3. Создать открытую систему продукций, интегрирующую международные правила МППСС-72 с опытом «хорошей морской практики», и открытую для её автоматического использования «агентами» и автоматизированного использования лицом, ответственным за вахту.
4. Разработать в инструментальной вопросно-ответной среде приложение «Экспертная система мониторинга ближней надводной обстановки судна», обеспечивающее его использование. в тренажёрном режиме и открытое для построения на его базе эксплуатационной версии.
Научную новизну составляют:
1. Активная агентная модель судна, находящегося в границах ближней надводной обстановки, использующая навигационную информацию о судне и-надводной обстановке, в которой оно находится, для автоматической оценки соответствия поведения судна правилам МППСС-72, что используется в системе экспертного мониторинга для прогнозирования развития событий и планировании расхождений с учётом прогнозов.
2. Модель экспертной системы, базовые функции которой реализованы в виде вопросно-ответных программ, что приводит к единообразным механизмам создания ЭС разработчиками и использования функции ЭС пользователями.
3. Модель базы опыта, интегрирующая текстовую, вопросно-ответную, предикатную и программную реализации продукций в виде, обеспечивающем их автоматизированное и автоматическое использование, что открывает возможность дифференцированного доступа к базе опыта, настроенного на классы задач, обслуживающих мониторинг ближней надводной обстановки своего судна. •.
4. Открытая система прецедентов^ извлечённая, из международных правил предупреждения? столкновениясудов МППСС-72, позволяющаяуточнять вложенные в неё продукции засчёт опыта «хорошей морской практики», что повышает их профессиональную ценность и адекватность типовым ситуациям в предметной области предупреждения столкновения судов;
Достоверность результатовдиссертационной работы подтверждается полнотой и корректностью-исходных посылок, логичностью рассуждений (использующих, в том числе, вопросно-ответную формализацию), а также опытной эксплуатацией разработанных средств в тренажёрном режиме. •.
Основные положения, выносимые’на защиту, включают:
1. Объединение закономерностей движения судовх предикатными требованиями на изменения движений, обусловленными необходимостью соблюдать международные правила. М!II1СС-72... ' .¦ :
2. Вопросно-ответное программирование базовых функций ЭС, приводящее к использованию единообразных механизмов на всех стадиях её «жизненного цикла».
3. Объединение текстовой, вопросно-ответной, предикатной и программных форм продукции в единое целое, обеспечивающее естественную интеграцию опыта лиц, ответственных за вахту, с моделями «Базы опыта», а также открывающее доступ агентам для автоматического анализа ситуаций в контексте правил МППСС-72.
Практическая ценность. Разработан программный комплекс «Система экспертного мониторинга ближней надводной обстановки», не имеющий аналогов и обеспечивающий включение в процессы решения задач экспертного мониторинга ряда позитивных эффектов, снижающих негативные проявления «человеческого фактора».
Реализация и внедрение результатов работы. Разработанные программные средства и комплекс методик их использования" реализованы в рамках НИОКР, выполненной в ФНЩОАО^НПО «Марс».
Впервой: главе диссертации определяются область и объект исследованийпроводится аналитико-тематический обзор информационных источников в рамках интересов исследованийвыявляются требованияк инструментальным системам поддержки действий лиц, ответственных за вахтуформулируется задача исследований и проводится её вопросно-ответный анализ, по результатам которого материал исследований распределяется по главам.
Во второй главе раскрывается, подход к моделированию задач-экспертно-го мониторинга, проводится структуризация задач и сцецифицируется «дерево задач» с позиций вопросно-ответного подхода и заимствований из опыта разработок и использования экспертньгх: систем. Предлагаетсямодель, экспертной системы в виде комплекса^ взаимосвязанньгх вопросно-ответньгх программ, реа- 4 лизующих основные функции экспертной системы. Предлагается и специфицируется модель. «Базы опыта», в которой для каждой продукции" вводится её представление, включающее её вопросно-ответную, предикатную и алгоритмическую форму, в виде объявления на языке С#.
В третьей главе работы представлены результаты извлечения продукций «Базы опыта» из Международных правил МППСС-72, учитывающие опыт «хорошей морской практики». Предлагается и специфицируется агентная модель судна, автоматически взаимодействующая с «Базой опыта».
В четвёртой главе представлены результаты реализации «Системы экспертного мониторинга надводной обстановки» как приложения, созданного в среде вопросно-ответного процессора. Проведена адаптация известных средств к задаче мониторинга и выявлены те составляющие системы, которые приходится программировать. Представлены элементы реализации «Базы опыта», средств картографии и агентного представления.
В приложениях к диссертационной работе представлены система продукций в её версии, которая используется автоматически агентами, а также справка реализации научных результатов диссертационной работы.
Выводы по четвёртой главе.
1. Комплекс моделирующих средств V1QA обладает достаточным потенциалом для его интерпретации как оболочки для создания приложений, обслуживающих чел о веко-компьютерную деятельность, и позволяет настроить его на создание системы экспертного мониторинга ЕтУА<�ЗА.
2. Настройка инструментальной оболочки WIQA на решение задачи экспертного мониторинга позволила определить состав компонентов, который необходимо разработать и подключить к оболочке (как расширения, plug-ins) для создания приложения EmWIQA.
3. Особо важным расширением, обеспечивающим базовую функциональность системы EmWIQA, является комплекс средств, обслуживающий формирование и использование базы знаний экспертной системы о нормативных правилах МППСС-72, открытой для автоматизированного доступа по запросам от вахты и автоматического доступа для агентов, представляющих суда ближней надводной обстановки.
4. В составе расширений принципиальное место занимает картографическая подсистема, обеспечивающая визуализацию текущего состояния ближней надводной обстановки своего судна, а таюке интерактивный доступ к информации о каждом судне и прогнозах на развитие событий, исходящих из обязательного выполнения всеми судами правил МППСС-72.
Заключение
.
Подводя обобщающий итог диссертационному исследованию и практическим разработкам, реализованным на базе результатов исследований, можно утверждать следующее:
Цель исследований, направленная на создание системы экспертного мониторинга, обеспечивающей снижение негативных проявлений «человеческого фактора» в решении задач предупреждения столкновения судов, достигнута. Предложена, исследована и проверена совокупность новых моделей, на базе которых осуществляется анализ ближней надводной обстановки своего судна и оценка опасных сближений с использованием прогнозов развития событий.
Получены новые научные результаты:
1. Многоагентная модель надводной обстановки, обеспечивающая для своего судна формирование списка опасных сближений, в котором учитываются прогнозы на характеристики типового маневра расхождения, обусловленного обязательным исполнением правил МППСС-72, что позволяет планировать расхождения с учётом событий, изменяющих направления скорости, до их обнаружения с помощью средств навигации и, тем самым, увеличить запас времени для принятия решений, предупреждающих столкновения.
2. Модель экспертной системы, в которой используется единообразный вопросно-ответный интерфейс, как к статике представления, так и динамике исполнения базовых функций ЭС, что упрощает их программирование и ситуативное использование.
3. Модель базы опыта системы экспертного мониторинга, в которой каждый прецедент открыт для доступа в ряде версий, повышающих функциональный потенциал мониторинга за счёт расширения множества задач, решаемых в его процессе.
4. Система прецедентов, моделирующих нормативный опыт международных правил МГШСС-72, открывающая возможность её. настройки на специфику своего судна с учётом «хорошей морской^практики».
Практическую ценность составляют.
Разработанный программный комплекс экспертного мониторинга Еш-WIQA.Net, обеспечивающий моделирование надводной обстановки (в условиях потенциального столкновения судов) в тренажёрных целях с использованием средств, которые применимы в режиме эксплуатации EmWIQA.Net.
Список литературы
- Абчук ЕЛ. Теория риска в морской практике. Л.:Судостроение- 1983. — 391 с. .
- Безнос Л.А., Попов Г. И. О живучести судна // Судостроение. 1979.-^т 11. — С. 3−6.
- Вейхман В.В. Проблема определения понятия «безопасность мореплавания» // Теория и практика судовождения: сборник научных трудов БГА РФ. Вып. 8. — Калининград, 1995.-С. 96−101.
- Груздев Н.Г. Безопасность плавания, учебник для курсантов военно-морских институтов. СПб., 2002.-211 с.
- Груздев Н.М. Оценка точности морского судовождения. М.: Транспорт, 1989. — 191 с.
- Гуреев С.А. Международное торговое судоходство (международно-правовые проблемы). М.: Междунар. отношения, 1979. — 224 с.
- Дмитриев В.И., Григорян В. Л., Катенин В. А. Навигация и лоция, учебник для вузов / под ред. В. И. Дмитриева. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. — 421 с.
- Захаров А.М., Дидык АД. Управление судном и его техническая эксплуатация: учебник для мореходных училищ. М.: Транспорт, 1982. — 328 с.
- Зеленин М.П., Бедный З. Г. Эргономика на морском транспорте: учебное пособие для вузов мор. трансп. М.: Транспорт, 1980. — 176 с.
- Инструкция по производству ведомственного расследования аварийных случаев на флоте рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов: сборник документов по безопасности мореплавания и ведения промысла. Л.: Транспорт, 1982. — С. 501−524.
- Карасёв В.В., Булах Е. Г. Основы радиолокации: методическое пособие. Дальневосточ-ныйгосударственный технический рыбохозяйственный университет, 2006. — 50 с.
- Карпенко А.Г., Глухое А. Ф., Дмитриев В. И. Рекомендации по действиям в аварийных ситуациях. СПб., 2000. — 52 с.
- Касапенко Д.В. Моделирование знаний в задаче экспертного мониторинга в условиях предупреждения столкновения судов // Известия Самарского научного центра РАН. -Самара, 2009. Т.П.- № 3(2). — С. 398−403.
- Касапенко Д.В. Прогнозирование и оценивание в задаче агентного моделирования окружающей обстановки морского судна // Информатика, моделирование, автоматизация проектирования: сборник научных трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2009. — С. 126−132.
- Касапенко Д.В., Соснин П. И. Экспертные вопросно-ответные среды // Информационные технологии: межвузовский сборник научных трудов. — Ульяновск: УлГТУ, 2008. — С. 58−63.
- Коккрофт А.Н., Ламеер Дж. Н.Ф. «Руководство по правилам предупреждения столкновения. СПб.: ООО «МОРСАР», 2005. — 302с.
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988.
- Кондрашихин В.Т. Определение места судна. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1989.-230 с.
- Кондрашихин В. Т. Теория ошибок и ее применение к задачам судовождения. М.: Транспорт, 1969. — С. 3.
- Конвенция об открытом море. 29 апреля 1958 г., Женева // Сборник международных договоров СССР по вопросам мореплавания. Изд. 3-е, перераб. — ГУНиО МО, адм.№ 9050,1987.-С. 9−17.
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 10 декабря 1982 г., Монтепо-Бей (Ямайка) // Сборник международных договоров СССР по вопросам мореплавания. Изд. 3-е, перераб. — ГУНиО МО, адм.№ 9050, 1987. — С. 29−88.
- Максимаджи М.И. Квалификация и классификация аварийных случаев // Безопасность мореплавания и ведения промысла. Вып. 63. — Л.: Транспорт. — 1982. — С. 37−41.
- Международное морское право: Учебник / Отв. ред. И. П. Блищенко. М.: Изд-во УДН, 1988. — 288 с.
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Глава 112,2002.
- Мордвинов Б.Г., Кондрашихин В. Т., Скубко P.A. Средства навигации малых судов. JL: Судостроение, 1986. — 168 с.
- Морские радио и навигационные системы. http://www.zora ги/
- Морское и рыболовное право / А. А. Волков, К. А. Бекяшев, А. А. Александров, Н. Н. Попов: Под ред. А. А. Волкова. -М.: Агропромиздат, 1986. 239 с.
- Беляев Ю.К., Богатырев В. А., Болотин В. В. и др. Надежность технических систем: справочник / под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1985. — 608 с.
- Олыпамовский С.Б., Г.Н.Федченко, В. В. Мордвинов Исследование причин столкновения парохода «Адмирал Нахимов» с теплоходом «П.Васев» // Морской транспорт. Сер. Судовождение, связь и безопасность мореплавания. Вып 8. — 1993.
- Орлов В.А. Автоматизация промыслового судовождения. М.: Агропромиздат, 1989. -296 с.
- Письменный М.Н. Краткий курс лекций по изучению международных правил предупреждения столкновений судов в море.- http://pilotservice.narod.ru/masters.html
- Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.- СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2003. С. 19−208.
- Практическое кораблевождение. Книга I./под ред. А. П. Михайловского. JL: ГУНиО МО, 1988.-760 с.
- Практическое кораблевождение для командиров кораблей, штурманов и вахтенных офицеров. Книга первая / Отв. редактор А. П. Михайловский. ГУНиО МО, 1989. — 896 с.
- Развозов С.Ю., Страшко А. Н. Безопасность плавания: Учебное пособие. Ч. 2. СПб.: ГМА им адм. С. О. Макарова, 2002. — 125 с.
- Растригин JI.A. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Сов. радио, 1980. — 232 с.
- Родионов А.И., Сазонов А. Е. Автоматизация судовождения: учебник для вузов мор. трансп. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1983. — 216 с.
- Рябинин И. Надежность, живучесть и безопасность кораблей. // Мор. сборник.- М., 1987.-№ 8.-С. 62−65.
- Словарь международного морского права / Отв. ред. Ю. Г. Барсегов. М.: Междунар. отношения, 1985. — 256 с.
- Руководство по расследованию человеческих факторов в авариях и инцидентах на море.- СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2000. 128 с.
- Снопков В.И., Конопелько Г.И, Васильева В. Б. Безопасность мореплавания: учеб. для вузов / под ред. В. И. Снопкова. М.: Транспорт, 1994. — 247 с.
- Аксютин JI.P., Бондарь В. М., Ермолаев Г. Г. и др. Справочник капитана дальнего плавания /под ред. Г. Г. Ермолаева. М.: Транспорт, 1988. — 248 с.
- Страшко А. Н. Безопасность плавания: учебное пособие. Ч. 1. — СПб., ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2001. 92 с.
- Соснин П.И., Касапенко Д. В., Принятие решений в экспертных вопросно-ответных средах // Труды международной конференции «Интеллектуальные системы». М.: Физ-матлит, 2008. — С. 248−255.
- Соснин П.И., Касапенко Д. В., Павлыгин Э. Д. Вопросно-ответный подход к задачам принятия решений// Автоматизация процессов управления. 2008. — № 2(12). — С. 25−34.
- Кацман Ф.М., Дорогостайский Д. В., Конов А. В., Коваленко Б. П. Теория и устройство судов: учебник. JL: Судостроение, 1991. — 416 с.
- Яскевич А.П., Зурабов Ю. Г. Комментарии к МППСС-72.- М.: Транспорт, 1990. — 480 с.
- Amerongen J. (1982): Adaptive steering of ship. A model reference approach to improved manoeuvering and economical course keeping. Ph.D. thesis, Delft University of Technology, the Netherlands.
- Astrom К J. and Wittenmark B. (1989): Adaptive Control.- Reading, MA: Addison Wesley.
- Blackwell G K, et al (1990). Onboard systems for automatic ship guidance and intelligent collision avoidance. Proc. of the International Conference on Modeling and Control of Marine Craft, pp.121−135,18−20, April, Exeter.
- Boogard, R.J. Dijkstra, H. Verwoert, No access sediment ship only. Individual papers. 29-th PIANC Navigation Congress Den Haag 1998.
- Cheng-Neng Hwang, Joe-Ming Yang and Chung-Yen Chiang, «The design of fuzzy collision-avoidance expert system implemented by H?-autopilot», Journal of Marine Science and Technology, 2001, 9(1), pp. 25−37.
- Cheng J (1981). The principle of automatic collision avoidance system computation (in Chinese). The Journal of Shanghai Maritime University, no.4.
- Coldwell T (1983). Bridge design options. Shipping & Marine Engineering International. December.
- F. P. Coenen, G. P. Sneaton and A. G. Bole, «Knowledge-based collision avoidance», The Journal of Navigation, 1980, 42(1), pp. 107−116.
- Coenen F, et al (1991). A KBS for marine collision avoidance. The World Congress on Expert Systems Proceedings, pp.2574.
- Colly В A, et al (1983). Manoeuvring times, domains and arenas. The Journal of Navigation, vol.36, no.2, pp.324.
- Davis P.V., Dove M.J., and Stockel C.T., Computer Simulation of Multiship Encounters. Journal of Navigation, Vol.35, No.2,1982.
- Davis P V, et al (1980). A computer simulation of marine trafic using domains and arenas. The Journal of Navigation, vol.33, no. l, pp.215.
- J. DeRouck, P. Mortier, H. Vrijling, P. Hoorelbeke, Risk assessment of maritime structures odud offshore pipelines. Case 1. Risk assessment of Waster Sealock in Tereneuzen 29-th PIANC Navigation Congress Den Haag 1998.
- Do K.D., Jiang Z.P. and Pan J. (2004): Robust adaptive path following of underactuated ships. Automatica, Vol. 40, No. 6, pp. 929−944.
- Expert System Builder/ http://www.esbuilder.com/
- Ezal K., Pan Z. and Kokotovi. c P. (2000): Locally optimal and robust backstepping design. -IEEE Trans. Automat. Contr., Vol. 45, No. 2, pp. 260−271.
- Fang Y., Zergeroglu E., Queiroz M.S. and Dawson D.M. (2004): Global output feedback control of dynamically positioned surface vessels: an adaptive control approach. Mechatron. Vol. 14, No. 4, pp. 341−356.
- Fleming P. J:. and Purshouse R.C. (2002): Evolutionary algorithms in control systems engineering: A survey. Contr.Engi. Pract.- Vol. 10, No. 11, pp. 1223−1241.
- Fossen T.I. and Strand J.P. (1998): Nonlinear ship control (Tutorial paper). Proc. IF AC Conf. Control Application in Marine Systems CAMS'98. Fukuoka, Japan, pp. 1−75.
- Fossen T.I. and Strand J.P. (1999): A tutorial on nonlinear backstepping: Applications to ship control. Modell., Identif. Control, Vol. 20, No. 2, pp. 83−135.
- Fossen T.I. (2002): Marine Control Systems. Guidance, Navigation, and Control of Ships, Rigs and Underwater Vehicles. Trondheim, Norway: Marine Cybernetics.
- Furuhashi T., Nakaoka K., and Uchikawa Y., A Study on Classier System for Finding Control Knowledge of Multi-Input Systems, (F. Herrera and J.L. Verdegay, Editors), Genetic Algorithms and Soft Computing, Physica-Verlang, 1996.
- Grabowski M., William A. Wallace An Expert System for Maritime Pilots: Its Design and Assessment Using Gaming //MANAGEMENT SCIENCE Vol. 39, No. 12, December 1993, pp. 1506−1520
- S. Gucma, Model of vessel’s manoeuvring in limited sea areas in navigational risk aspect Archives of Transport. Volume 12 issues 1 Polish Academy of Sciences Warsaw 2000.
- S. Gucma, Optimization of waterway parameters. Inland and maritime navigation and coastal problems of East European Countries. PIANC on Technical University of Gdansk 1996.
- Guo P. The exploration of ship’s collision avoidance method (in Chinese). Shipping Quarterly, vol.23, no.3.
- Goodwin E M (1975) A statistical study of ship domains. The Journal of Navigation, vol.28, no.2, pp.328.
- Harkegard 0. (2003): Backstepping and control allocation with applications to flight control. -Ph.D. thesis, Department of Electrical Engineering, Linkoping University, Sweden.
- He S., Reif K. and Unbehauen R. (1998): A neural approach for control of nonlinear systems with feedback linearization. IEEE Trans. Neural Netw., Vol. 9, No. 6, pp. 1409- 1421.
- Han-Jin Lee and Key Pyo Rhee, «Development of Collision Avoidance System by Using Expert System and Search Algorighm», Int. Vessel build. Progr., 2001, pp. 197−212.
- Hasegawa K, et al (1987). A automatic collision avoidance system of ship’s using fuzzy control (in Japanese). The Journal of the Society of Naval Architects of Kansai, vol.205, pp.1.
- Hasegawa K (1987). Automatic collision avoidance system for ships using fuzzy control. Proc. of the 8th Ship Control System Symposium, vol.2, pp.34−58, The Hague.
- Hasegawa, K., Kouzuki, A., Muramatsu, T., Komine, H. and Watabe, Y., «Vessel autonavigation fuzzy expert system (SAFES)», Journal of the Society of Naval Architecture of Japan, 1989, Vol. 166.
- Holmes J D (1980). A statistical study of factors a®ecting navigation decision making. The Journal of Navigation, vol.33, no. l, pp.206.
- Hosoda R, et al (1988). Advanced concept of ship collision avoidance. Proc. of NAV'88 {WEMT'88 Symposium, Trieste, Italy, Otc.
- Hwang C.-N., J.-M. Yang and C.-Y. Chiang. The design of fuzzy collision-avoidanceexpert system implemented by H.- autopilot// Journal of Marine Science and Technology, 2001, Vol. 9, No. l, pp. 25−37.
- Imasaki H, et al (1986). A fuzzy reasoning model to decide the collision avoidance action (in Japanese). The Journal Japan institute of Navigation, vol.75, pp.69.
- IMO Preference Standards for Automatic Radar Plotting Aids (ARPA). Resolution A. 422 (XI), Nov. 1979.
- Imazu H (1984). Ship collision avoidance and irs devices (in Japanese).Seizando Inc.
- Imazu H (1984). The evaluation of collision risk (in Japanese). Navigation, vol.80.
- Imazu H, et al (1984). The determination of collision avoidance action (in Japanese). The Journal of Japan Institute of Navigation, vol.70, pp.31.
- Imazu H, et al (1989). Basic research on an expert system for navigation at sea. Proc. of Academic symposium between Chinese and Japan Institutes of Navigation, Tokyo, May.
- James M K (1986). Modeling the decision process in computer simuation of ship navigation. The Journal of Navigation, vol.39, no. l, pp.32.
- Jones K D, et al (1976). Automatic plotting radar. The Journal of Navigation, vol.29, no.3, pp.322.
- Jones K.D., Decision Making when Using Collision Avoidance System. Journal of Navigation, Vol.31, No.2,1978.
- Jones K D, et al (1976). Automatic plotting radar. The Journal of Navigation, vol.29, no.3, pp.322.
- Jiang Z.P. (2002): Global tracking control of underactuated ships by Lyapunov direct method. Automat., Vol. 38, No. 2, pp. 301−309.
- Kasapenko D.Y. Predicting and evaluating during agent simulation of ship tactical situation // Collection of scientific papers «Interactive Systems and Technologies». Ulyanovsk: U1TSU, 2009.-C. 149−154.
- Kearon J (1977). Computer programs for collision avoidance and trackeeping. Conference on Mathematical Aspects of Marine Tra±c, Academic Press, London.
- Kemp J F (1973). Behaviour patterns in encounters between ships. The Journal of Navigation, vol.26, no.4, pp.417.
- Koyama T. and Yan J., «An expert system approach to collision avoidance», Proc. of the 8th Vessel Control System Symposium, Hague, 1987.
- Kokotovi.c P. and Arcak M. (2001): Constructive nonlinear control: A historical perspective. Automat., Vol. 37, No. 5, pp. 637−662.
- Krsti.c P.V. (1995): Non-c M., Kanellakopulos I. and Kokotovi. linear and Adaptive Control Design. New York: Wiley.
- Krsti.c M. and Tsiotras P. (1999): Inverse optimal stabilization of a rigid spacecraft. IEEE Trans. Automat. Contr., Vol. 44, No. 5, pp. 1042−1049.
- Kuljaca O., Swamy N., Lewis F. L and Kwan C.M. (2001): Design and implementation of industrial neural network controller using backstepping. Proc. 40th IEEE Conf. Decision and Control Orlando, FL, pp. 2709−2714.
- Kwan C.M. and Lewis F.L. (2000): Robust backstepping control of nonlinear systems using neural networks. IEEE Trans. Syst. Man Cybern., Part A: Syst. Humans, Vol. 30, No. 6, pp. 753−766.
- Kwik K H (1988). Systematic determination of ship collision avoidance manvoevres for use i in an advanced navigation system. Ortung and Navigation, no. l, ppl5.
- Lamb W.G.P., The Calculation of Marine Collision Risks. Journal of Navigation, Vol.38, No 4,1985.
- Lee, H. J., Yoo, W. J. and Rhee, K. P., «Development of collision avoidance system by fuzzy theory», The Second Japan-Korea Joint Workshop on Vessel & Marine Hydrodynamics, Osaka, 1993, pp. 164−169.
- Lisowski J., A Simulation Study of Various Approximate Models of Ships Dynamics in the Collision Avoidance Problem. Foundation of Control Engineering, Vol.10, No.2, 1985.
- Lisowski J. and Smierzchalski R., Assigning of Safe and Optimal Trajectory Avoiding Collision at Sea.3rd IF AC Workshop Control Applications in Marine System, Trondheim-Norway 1995.
- Lisowski J. and Smierzchalski R., Methods to Assign the Safe Maneuver and Trajectory Avoiding Collision at Sea. 1st International Conference Marine Technology. Szczecin 1995.
- Michalewicz Z., Genetic Algorithms + Data Structures = Evolution Programs. Spriger-Verlang, 3rd edition, 1996.
- Smeaton G P, et al. The electronic chart in the integrated bridge: an emerging technology at sea. Trans IMarE, vol.104, pp.171−185.
- Saburo Tsuruta and Hisashi Matsumura, «Basic research on an expert system for navigation at sea», The Journal of Japan Institute of Navigation, 1987, 77, pp. 133−139.
- Smierzchalski R., The Application of the Dynamic Interactive Decision Analysis System to the Problem of Avoiding Collisions at the Sea, (in Polish) 1st Conference Awioniki, Jawor, Poland 1995
- Smierzchalski R., The Decision Support System to Design the Safe Maneuver Avoiding Collision at Sea. ISAS'96, Orlando, USA, 1996.
- Smierzchalski R. and Michalewicz, Z., Adaptive Modeling of a Ship Trajectory in Collision Situations at Sea. Submitted for publication, 1998.
- Shimizu K, et al. A fuzzy control for adjusting the schedule of a ship at waterway intersections (in Japanese). The Journal of the Society of Naval Architects of Japan, vol.156, pp.201.
- Sosnin P. I., Question-Answer Models of Decision-Making Tasks in Automated Designing, // Proc. of the 22nd European Conference on Modelling and Simulation (ECMS'2008) ISBN: 978−0-9 553 018−5-8, pp. 173−180,2008.
- Tan O. A Multi-Agent System for Tracking the Intent of Surface Contacts in Ports and Waterways// International Maritime Protection Symposium, 2005.
- Taylor D H (1990). Uncertainty in collision avoidance manoeuvre. The Journal of Navigation, vol.43, pp.238.9
- Tien Tran and Chris Harris, «Vessel Management Expert System», Proc. of IEEE Intelligent Transportation System Conference, Oakland (CA), USA, August 25th-29th, 2001.
- Tran, T., Harris, C.J. and Wilson, P.A. (2000) Marine collision avoidance expert system. In, Proceedings of Intelligent Systems & Control 2000, Honolulu, USA, 14−16 Aug 2000., 27−32.
- Tsuruta S, et al (1993). Basic research on the application of hypothesis based reasoning system to collision avoidance. Proc. of the 10th Ship Control System Symposium, vol.2, pp.409 422.
- Wang C (1986). Computer simulation of the process of ship’s collision avoidance (in Chinese). The Journal of scienti c Exploration, no.2.
- Wang X (1987). Study on automatic radar collision avoidance systemand the programme design. M. Sc dissertation in Dalian Maritime University.
- Wiswall F L (1990). The impact of the electronic chart on the law of collision. Proc. of the International Conference on Maritime Law and the Electronic Chart, pp.97−106. Ottawa, 1315 Nov.
- Xiao J., Michalewicz Z., Zhang, L., and Trojanowski, K., Adaptive Evolutionary Planner/Navigator for Mobile Robots, IEEE Transactions on Evolutionary Computation, Vol.1, No. l, 1997.
- Yamato H, et al (1990).Automatic berthing by the neural controller.Proc. of the 9th Ship Control System Symposium. Maryland, Sept.7
- Yamamoto T, et al (1990). Application of fuzzy theory in ship’s collision avoidance operation (in Japanese). Hitachi Zosen Technology Review, vol.51, no.2, pp.3−8
- Yan J., Koyama T. An expert system approach to collision avoidance// Proc. 8th Ship Control Systems Symposium, The Hague, Netherlands, 6−9 Oct. 1987, Vol. 3, p. 234−239
- Zhang T., Ge S.S. and Hang C.C. (2000): Adaptive neural network control for strict-feedback nonlinear systems using backstepping design. Automat., Vol. 36, No. 12, pp. 1835−1846.
- Zhang Y., Peng P.Y. and Jiang Z.P. (2000): Stable neural controller design for unknown nonlinear systems using back-stepping. IEEE Trans. Neural Netw., Vol. 11, No. 6, pp. 13 471 360.
- Zhao J, et al (1994). The uncertainty and uncoordination of mariners' behaviour of collision avoidance at sea. Proc. of the 8th International Navigation Simulator Lecturers' Conference, Shanghai, 28th Aug. { 2nd Sept)
- Zhao J, et al (1992). The development of automatic collision avoidancesystem. The Journal ofNavigation, vol.46, no.3, pp.422−437.
- Zixing C. Robotic path finding with collision avoidance using expert system//Journal of Computer Science and Technolog Volume 4, Number 3/1989., 229−235