Применение методов логического анализа для совершенствования процессов технического обслуживания бортового радиоэлектронного оборудования
Анализ применения методов неклассической логики для решения задач второго этапа показал, что целесообразно в качестве свидетельства принимать собственно ФО конкретного вида, а в качестве гипотезы о возможных причинах исследуемых фактов следует брать заключения. При этом количество заключений должно соответствовать тому количеству параметров исследуемого РЭО, которое отвечает понятию… Читать ещё >
Содержание
- 1. Техническая эксплуатация РЭО на современном этапе
- 1. 1. Общий подход к технической эксплуатации РЭО
- 1. 2. Возможности построения единой системы качества технического обслуживания РЭО
- 1. 3. Показатели, характеризующие уровень безопасности полетов для оценки степени влияния функциональных отказов РЭО
- 1. 4. Общие сведения о методах современного логического анализа
- 1. 4. 1. Традиционная логика
- 1. 4. 2. Классическая логика высказываний и предикатов
- 1. 4. 3. Неклассическая логика
- 2. 1. Критерии функциональной значимости
- 2. 2. Методы получения аналитических зависимостей между выходными показателями систем РЭО и показателями, характеризующими уровень безопасности полетов
- 2. 2. 1. Оценка влияния качества (отказа) функционирования канала радиосвязи на показатели безопасности полетов
- 2. 2. 2. Оценка влияния качества (отказа) функционирования бортового метеорологического радиолокатора на показатели безопасности полетов
- 2. 3. Метод определения уровня значимости функционально значимых элементов РЭО на основе использования нормативных документов ГА
- 2. 4. Метод экспертных оценок для определения уровня значимости функционально значимых элементов РЭО
- 2. 5. Применение методов логического анализа для определения уровня значимости функционально значимых элементов РЭО
- 2. 5. 1. Функциональный отказ элемента РЭО, как объект логического анализа
- 2. 5. 2. Примеры определения уровня значимости функционально значимых элементов бортового РЭО
- 3. 1. Неклассическая индуктивная логика как метод реализации второго этапа логического анализа
- 3. 2. Пример применения логического анализа для связной радиостанции
- 4. 1. Выбор состава работ при ТО РЭО по результатам логического анализа
- 4. 2. Определение периодичности ТО РЭО по результатам логического анализа
Применение методов логического анализа для совершенствования процессов технического обслуживания бортового радиоэлектронного оборудования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития мировой гражданской авиации (ГА) характеризуется увеличением интенсивности воздушного движения, причем эта тенденция носит нарастающий характер. Отсюда постоянно повышаются требования к обеспечению безопасности полетов (БП), что входит в понятие «обеспечение качества» предоставляемых транспортных услуг. Обеспечение качества производства и услуг на основе использования стандартов Международной организации стандартизации (ИСО) является общемировой практикой, направленной на создание безопасных условий жизнедеятельности человека. Соответственно одним из аспектов безопасных условий жизнедеятельности человека является обеспечение безопасности полетов ГА. Поддержание заданного уровня безопасности полетов, определенного документами Международной организации ГА (ИКАО), определяется очень многими факторами, среди которых одним из главенствующих является фактор, связанный с процессом летной и технической эксплуатации авиационной техники (AT). Техническая эксплуатация AT, включая радиоэлектронное оборудование (РЭО), определяя ее техническое состояние, в огромной степени влияет на БП. Поэтому выбор видов, форм, методов и стратегий технической эксплуатации AT представляет собой серьезную научно — техническую задачу. Современные подходы к организации процессов технической эксплуатации и ее составной части — технического обслуживания направлены, прежде всего, на поддержание заданного уровня БП. В то же время техническое обслуживание (ТО) различных элементов AT и, в частности, РЭО должно дифференцироваться в зависимости от степени влияния изменения технического состояния данного конкретного элемента РЭО на уровень БП. В определенных случаях функциональный отказ РЭО может потребовать прекращения дальнейшего продолжения полета воздушного судна (ВС) именно из-за требований БП, а в других случаях функциональный отказ конкретного вида РЭО не влечет за собой каких — либо серьезных последствий. Поэтому процесс формирования плановых работ по ТО РЭО должен строиться в соответствии со степенью влияния конкретного вида РЭО на БП. Именно этот принцип заложен в международную практику проведения ТО AT в рамках процедуры MRB (Maintenance Review Board Procedure) — «Процедура организации экспертизы ТО». Основой этой процедуры является выявление элементов AT, которые являются важными для технического обслуживания с точки зрения влияния их функционального отказа на БП. Основой для выявления таких элементов предлагается использовать методы логического анализа. Однако в соответствующих документах, описывающих основные этапы проведения процедур MRB, применение собственно методов логического анализа не приводится. Учитывая, что современный логический анализ имеет ряд достаточно отличающихся по своей методологии направлений, возникает серьезная научная задача, связанная с возможностями применения тех или иных методов современного логического анализа для осуществления процедур ТО для AT, в частности для бортового РЭО.
Целью диссертационной работы является выбор методов логического анализа для обоснования путей совершенствования процессов ТО бортового РЭО путем ранжирования их функциональной значимости в смысле влияния на уровень БП.
Поставленная цель достигается решением следующих основных задач:
— анализ современных методов логики на предмет возможности их использования для решения задач ТО РЭО;
— разработка методов выделения элементов РЭО, важных для ТО с точки зрения обеспечения заданного уровня БП;
— разработка критериев отнесения элементов РЭО к важным для ТО;
— обоснование выбора перечня работ по ТО видов РЭО в зависимости от результатов логического анализа;
— обоснование выбора интервалов ТО видов РЭО в зависимости от результатов логического анализа.
На защиту выносится совокупность научных положений и результатов, содержащих решение задачи совершенствования процессов ТО РЭО на основе использования логического анализа для выделения элементов РЭО, важных для ТО, а именно:
— методы определения видов РЭО, важных для ТО в рамках реализации концепции MRB;
— методы логического анализа, позволяющие определять виды РЭО, важные для ТО;
— методы определения набора работ по ТО видов РЭО, которые признаны важными для ТО;
— методы определения периодичности ТО видов РЭО, которые признаны важными для ТО.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней:
— предложены методы определения видов РЭО, важных для ТО по критериям обеспечения заданного уровня БП;
— проанализированы методы современной логики с точки зрения возможности их применения для определения элементов РЭО, важных для ТО;
— предложены методы выбора набора работ по ТО элементов РЭО, признанных важными для ТО;
— обоснованы методы выбора интервалов ТО элементов РЭО, важных для ТО;
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты позволяют:
— определять важные для ТО элементы РЭО в рамках реализации концепции MRB;
— определять для конкретной авиакомпании (или авиапредприятия) набор работ по ТО элементов РЭО, важных для ТО;
— определять для конкретной авиакомпании (или авиапредприятия) периодичность ТО элементов, важных для ТО.
Апробация результатов работы.
Результаты работы докладывались на Международной НТК «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» (2006 г.) на межкафедральных семинарах МГТУ ГА (2005 — 2006 г.).
Внедрение результатов работы.
Результаты работы внедрены в Гос НИИ «Аэронавигация» и в учебный процесс МГТУ ГА.
Публикации.
По материалам диссертации опубликовано 6 работ автора.
Структура и объем диссертации
.
Работа состоит из Введения, четырех разделов, Заключения и списка цитируемой литературы, насчитывающего 82 наименования.
Общий объем диссертации составляет 142 страницы, включает 29 рисунков и 7 таблиц.
Выводы.
Результаты четвёртой главы следующие:
1. Проанализированы варианты выбора состава работ по ТО РЭО по результатам логического анализа.
2. Проанализированы варианты определения периодичности ТО РЭО по результатам логического анализа.
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:
1. К ФЗЭ РЭО должны предъявляться различные требования по их ТО в зависимости от категории функциональной значимости.
2. По своему содержанию плановое ТО изделий РЭО должно состоять из двух групп работ: группа плановых работ, выполняемых через определённые интервалы времени (наработки или срока службы) — группа внеплановых работ, являющихся результатом а) плановых работб) сообщений о неисправностяхв) анализа эксплуатационных данных.
3. Конкретные виды работ по ТО РЭО должны назначаться в зависимости от категории значимости данного ФЗЭ РЭО.
4. Периодичность выполнения каждой работы планового ТО должна удовлетворять критериям приемлемости и критериям эффективности.
5. Необходимо чтобы периодичность работ по ТО назначалась в промежуток времени между временной точкой, когда отказ можно обнаружить и временной точкой, когда он переходит в функциональный отказ.
6. Для установления периодичности работ по ТО необходимо учитывать следующие параметры: календарные срок, часы налета ВС, общее количество полётов, часы или циклы функционирования изделия.
7. Для установления интервалов ТО можно использовать такие параметры, как среднее время безотказной работы и среднее время работы между внеплановыми заменами.
Заключение
.
Целью данной диссертационной работы являлся выбор методов логического анализа для обоснования путей совершенствования процессов ТО бортового РЭО путём ранжирования их функциональной значимости по выбранным критериям.
Для достижения поставленной цели было введено понятие «функционально значимый элемент» с последующим ранжированием этих элементов по выбранным критериям значимости. В качестве типовых критериев значимости было предложено использовать четыре критерия: степень влияния функционального отказа данного вида РЭО на требование прекращения дальнейшего выполнения полета ВСстепень влияния ФО данного вида РЭО на уровень БПстепень влияния ФО данного вида РЭО на экономичность полетадругие последствия ФО данного вида РЭО.
Далее был проведён анализ, связанный с возникновением ФО данного вида РЭО, который состоял из двух этапов: этап первый должен был дать ответ на вопрос: какие последствия имеет данный ФО?- этап второй должен был дать ответ на вопрос: что вызвало этот ФО?
И в первом, и во втором случае решение задачи было связано с применением методов логического анализа. Было показано, что для первого этапа необходимо применять методы традиционной логики, а для второго-методы неклассической логики.
Анализ применения методов традиционной логики для решения задач первого этапа показал, что целесообразно строить схему логического анализа на основе использования простых «Суждений», избегая использования сложных «Суждений».
Анализ применения методов неклассической логики для решения задач второго этапа показал, что целесообразно в качестве свидетельства принимать собственно ФО конкретного вида, а в качестве гипотезы о возможных причинах исследуемых фактов следует брать заключения. При этом количество заключений должно соответствовать тому количеству параметров исследуемого РЭО, которое отвечает понятию «функциональный отказ изделия».
Было показано, что решение задачи логического анализа второго уровня может быть решено только при условии, что имеется возможность сравнения апостериорных правдоподобий на основе получения дополнительных свидетельств.
В результате проведённых исследований можно сказать, что к ФЗЭ РЭО должны предъявляться различные требования по их ТО в зависимости от категории функциональной значимости.
Периодичность выполнения каждой работы планового ТО должна соответствовать категории функциональной значимости данного РЭО, но обязательно с учетом критериев приемлемости и эффективности.
Соответствующие рекомендации по объему работ ТО РЭО и их периодичности были сформулированы, именно, на основе проведения соответствующих исследовательских работ по применению методов современного логического анализа в ТО РЭО ВС.
Представляется, что сформулированная цель диссертационной работы была достигнута.
Список литературы
- Наставление по производству полетов. H1. II ГА — 85. — М.: Воздушный транспорт, 1985
- Управление качеством: Под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003
- Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии).-М.:Экономика, 1982
- Афанасьев П.П., Витин В. Ф., Голубев И. С. Оценка качества машиностроительной продукции. Под ред. И. С. Голубева М.:Изд-во МАИ, 1995
- Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством. М.: Радио и связь, 1999
- ГОСТ Р 50 646 94 Услуги населению. Термины и определения, 1994
- ГОСТ Р ИСО 10 011 1 — 93 «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка», 1993
- ГОСТ Р ИСО 9002 96 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании», 1996
- ИСО 19 011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды»
- ИСО 9000: 2000 «Системы менеджмента качества, Основные положения и словарь»
- ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества Требования»
- ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»
- ИСО 14 001:1996 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»
- Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. -м., 2000
- Елисов Л.Н., Баранов В. В. Управление и сертификация в авиационной транспортной системе. -М.: Воздушный транспорт, 1999. И.
- Барзилович Е.Ю. Модели технического обслуживания сложных систем. М.: Высшая школа, 1982
- Барзилович Е. Ю, Воскобоев В. Ф. Эксплуатация авиационных систем по состоянию. -М.: Транспорт, 1981
- Барзилович Е. Ю, Савенков М. В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. -М.: Транспорт, 1987
- Воробьев В.Г., Зубков Б. В., Уриновский Б. Д. Технические средства и методы обеспечения безопасности полетов. -М.: Транспорт, 1989
- Воробьев В.Г., Константинов В. Д. Техническая эксплуатация авиационного оборудования. -М.: Транспорт, 1990
- ГОСТ 27.002 83 Надежность в технике. Термины и определения. -М.: Изд — во стандартов, 1983
- ГОСТ 23.743 88 Изделия авиационной техники/ Номенклатура показателей безопасности полетов, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности. — М.: Изд — во стандартов., 1988
- Диагностирование и прогнозирование технического состояния авиационного оборудования. Под ред. И. М. Синдеева. -М: Транспорт, 1984
- Зубков Б.В. Теоретические основы безопасности полетов. М.: РИО МИИГА, 1987
- Сакач Р.В., Зубков Б. В. и др. Безопасность полетов. М.: Транспорт.1989
- Смирнов К.Н. Техническая эксплуатация летательных аппаратов. М.: Транспорт. 1990
- Смирнов Н.Н., Ицкович А. А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. М.: Транспорт. 1987
- Ямпольский В.И., Белоконь Н. И. Пилиносян Б.Н. Контроль и диагностирование гражданской авиационной техники. М.: Транспорт.1990
- Константинов В.Д. Основы технической эксплуатации авиационной техники. М.:МГТУ ГА. 2004
- Воробьев В.Г., Константинов В. Д. Надежность и эффективность авиационного оборудования. М.: Транспорт. 1995
- Волков Л.И. управление эксплуатацией летательных комплексов. М.: Высшая школа, 1987
- Смирнов Н.Н. Основы теории технической эксплуатации ЛА. М.: МГТУ ГА, 2001
- Константинов В.Д. Методы эксплуатации и стратегии технического обслуживания. М.: МГТУ ГА, 1996
- Константинов В.Д. Техническая эксплуатация авиационного оборудования. -М.: МГТУ ГА, 2000
- Смирнов Н.Н., Чинючин Ю. М. Эксплуатационная технологичность ЛА. -М.: Транспорт, 1994
- Смирнов Н.Н., Чинючин Ю. М. и др. Инженерно авиационное обеспечение полетов. — М.: МГТУ ГА, 1988
- Кузнецов А.А., Дубровский В. И., Уланов А. С. Эксплуатация средств УВД. Справочник. -М.: Транспорт, 1983
- Давыдов П.С., Иванов П. А. Эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования. Справочник.-М.: Транспорт, 1990
- Светлов В.А. Современная логика. Спб.: Питер, 2006
- Шуман А.Н. Современная логика: Теория и практика. Мн.- Экономпресс, 2004
- Наставление по связи в ГА РФ. НСГА 99. — М.: Воздушный транспорт, 1999
- Анисимов В.А. и др. Авиационная радиосвязь. -М.: Транспорт, 1980
- Крыжановский Г. А., Черняков М. В. Оптимизация авиационных систем передачи информации. М.: Транспорт, 1986
- Дарымов Ю.П. и др. Автоматизация процессов УВД. М.: Транспорт, 1981
- Анодина Т.Г. и др. Автоматизация УВД. М.: Транспорт, 1992
- Унгурян С.Г. и др. Анализ и моделирование систем УВД. М.: Транспорт, 1980
- Дарымов Ю.П. и др.Диспетчер УВД: автоматизация речевого взаимодействия. -М: Транспорт, 1985
- Исследование и экспериментальное обоснование нормативов загруженности диспетчеров и пропускной способности секторов УВД. Отчет по НИР. Науч. Руководитель В. И Мокшанов. М.: НЭЦ АУВД, 1981
- Методика определения минимумов пилотирования, применяемых при разделении параллельных линий пути в структурах маршрутов воздушного движения. Циркуляр ИКАО 120 189/2 — Монреаль, ИКАО, 1976
- ГОСТ 16 600 72 Передача речи по трактам радиотелефонной связи: Требования к разборчивости речи и методы артикуляционных измерений. — М.: Изд. стандартов, 1972
- Немировский М.С. Помехоустойчивость радиосвязи. М.: Энергия, 1966
- Виноградов Е.М. и др. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств.-М.: Судостроение, 1986
- Поддел Р. Исследование относительной загрузки канала связи «Земля борт — земля» в УВД. — М.: ВИНИТИ, пер. П50 401, 1967
- Анодина Т.Г. Метод оценки сложности УВД и загрузки диспетчера. В кк.: УВД. Материалы второй Всесоюзной конференции по УВД. М.: Транспорт, 1983
- Авиационная радиосвязь. Приложение 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. Том 1 Монреаль, ИКАО, 1972
- Мокшанов В.И. и др. Методика определения пропускного сектора УВД с учетом загруженности диспетчера. Труды Гос НИИГА. М.- 1983
- Демидов Ю.М. Методология оценки пропускной способности зоны УВД при воздействии непреднамеренных помех. М.: НЭЦАУВД, 1987
- Надточий В.И. и др. Влияние точности соблюдения интервалов безопасности на пропускную способность трасс. В кк.: Вопросы повышения эффективности методов навигации и УВД. Сб. науч. трудов. -JL: ОЛАГА, 1982
- Владимиров В.Н. и др. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств и систем. М.: Радио и связь, 1985
- Князев А.Д. Элементы теории и практики обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. -М.: Радио и связь, 1984
- Набатов О.С. и др. Связь в автоматизированных системах УВД. М.: Транспорт, 1984
- Высоцкий В.З. Влияние качества речевого радиообмена в системах УВД на безопасность полетов. Научный вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация ВТ и ремонт AT. Безопасность полетов, № 99,2006
- Высоцкий В.З., Логвин А. И. Коэффициент загрузки диспетчера УВД, как показатель безопасности полетов. Научный вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация ВТ и ремонт AT. Безопасность полетов, № 99, 2006
- ГОСТ Р 50 480 95. Передача речи по трактам связи. Методы оценки качества, разборчивости и узнаваемости. — М.: Изд. стандартов, 1995
- Радиолокационное оборудование автоматизированных систем управления воздушным движением. Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Транспорт. 1995
- Майоров А.В., Зверев М. А. Не стоять на месте! Авиаглобус. № 7,2006
- Логвин А.И., Еремин А. В. Метод логического анализа при проведении технического обслуживания РЭО. Тезисы докладов на МНТК «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества». М.: МГТУГА. 2006, с. 154
- Логвин А.И., Еремин А. В. Формирование плановых работ по техническому обслуживанию РЭО. Тезисы докладов на МНТК «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества». М.: МГТУГА. 2006, с. 154−155
- Логвин А.И., Еремин А. В. Метод логического анализа при проведении технического обслуживания РЭО. Научный вестник МГТУ ГА, № 100. 2006
- Логвин А.И., Еремин А. В. Формирование плановых работ по техническому обслуживанию РЭО. Научный вестник МГТУ ГА, № 100, 2006
- Логвин А.И., Андреев Г. Н., Еремин А. В. Использование нормативной базы гражданской авиации для выявления функционально значимых элементов РЭО. Научный вестник МГТУ ГА, серия Радиофизика и радиотехника, № 112,2007
- Логвин А.И., Андреев Г. Н., Еремин А. В. Определение функционально значимых элементов РЭО ВС для проведения их технического обслуживания. Научный вестник МГТУ ГА, серия Радиофизика и радиотехника, № 112,2007
- Андреев Г. Н., Чуев И. А. Радиооборудование самолета ИЛ-86. РИО МГТУГА, 2005
- Андреев Г. Н., Сычев А. В. Радиооборудование самолета ИЛ-62. РИО МГТУ ГА, 2005
- Андреев Г. Н., Лощенков Д. А. Радиооборудование самолета ТУ-154Б-2.РИОМГТУГА, 2005
- Андреев Г. Н., Телегин А. А., Хрисанфов A.M. Радиооборудование самолета ИЛ-76. РИО МГТУ ГА, 2006
- Радиосредства серии «ФАЗАН». Руководство по эксплуатации. 2001
- ФАП «Радиотехническое обеспечение полетов и авиационной электросвязи. Сертификационные требования». М.2000
- MSG-3. ATA Specification 2200. Information Standards for Aviation Maintenance. The Air Transport Association. Washington, DC, 2003
- Новожилов Г. В., Неймарк M.C., Цесарский Л. Г. «Безопасность полета самолета. Концепция и технология. -М.: Машиностроение, 2003
- Неймарк М.С., Цесарский Л. Г. «Метод приведения» Метод определения полного перечня функциональных отказов технической системы. Проблемы безопасности полетов № 2,1994
- Неймарк М.С., Цесарский Л. Г. Определение степени опасности функциональных отказов по методу достраивания событий. Проблемы безопасности полетов № 1,1995