Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прикладная направленность преподавания математики в военно-инженерном вузе как средство формирования системности научных взглядов курсантов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, перестройка политических и экономических основ нашего общества привела к тому, что в последние годы средняя и высшая школы стали уделять меньше внимания вопросам воспитания, формирования философских, методологических позиций своих выпускников. В связи с деи-деологизацией системы образования и общества в целом, проходившей под флагом отказа от коммунистических идей, многие преподаватели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы прикладной направленности преподавания математики
    • 1. 1. Прикладная направленность преподавания математики
    • 1. 2. Формирование научного мировоззрения в процессе обучения математике
    • 1. 3. Дидактический принцип системности знаний
  • Глава 2. Формирование системности научных взглядов курсантов военно-инженерного вуза путем использования прикладной направленности преподавания математики
    • 2. 1. Диалектика прикладной направленности преподавания математики
    • 2. 2. Методика преподавания математики с учетом ее прикладной направленности
    • 2. 3. Экспериментальная проверка влияния прикладной направленности преподавания математики на формирование системности научных взглядов курсантов

Прикладная направленность преподавания математики в военно-инженерном вузе как средство формирования системности научных взглядов курсантов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с реформой Вооруженных Сил России значительно повысились требования к выпускникам военно-инженерных вузов. Они должны быть готовы осуществлять командование подчиненными, уметь принимать самостоятельные решения, иметь активную жизненную позицию, а также обладать инженерными знаниями, умениями и навыками, необходимыми в практической профессиональной деятельности. Успешно справиться с решением этих проблем будущий офицер сможет, лишь имея развитое научное мировоззрение и прочные профессиональные знания, в основе которых лежит система научных взглядов. Таким образом, важнейшей задачей высшей военно-инженерной школы является формирование системности научных взглядов курсантов.

Математике отводится значительное место в системе подготовки военных инженеров, поскольку математические знания являются элементом общечеловеческой культуры, без них невозможны изучение других предметов и будущая служба офицера-ракетчика. Кроме того, математика как учебный предмет обладает огромным мировоззренческим (а значит, и воспитательным) потенциалом, заключающимся прежде всего в ее межпредметных связях, которые раскрываются в учебном процессе при решении прикладных задач из различных предметных областей. Математика вносит значительный вклад в формирование научного мировоззрения курсантов. Она занимает особое место в системе наук и своими средствами помогает курсантам осознать объективно существующие связи реального мира, проявляющиеся в связях отдельных наук, а следовательно, и соответствующих дисциплин. Сформированная в процессе обучения математике система взглядов курсантов является составляющей частью их научного мировоззрения.

Настоящее исследование посвящено изучению проблемы прикладной направленности преподавания математики в военно-инженерном вузе как средства формирования системности научных знаний курсантов. Под прикладной направленностью преподавания математики мы понимаем не только решение в ходе обучения задач с прикладным содержанием, то есть не только содержательную связь математики с другими предметами, но и методологическую связь, которая позволит продемонстрировать курсантам роль математики в современном мире, необходимость овладения математическими методами как инструментом для изучения различных областей человеческой деятельности. При этом, с одной стороны, прикладная направленность преподавания переводит математику с общего, абстрактного, уровня на узко практический, прагматический. С другой стороны, прикладная направленность преподавания позволяет интегрировать разрозненные знания курсанта по разным предметам в единую систему, то есть является основой системности научных знаний курсантов.

Проблему прикладной направленности преподавания математики в средней школе рассматривали А. С. Адыгозалов, Т. Н. Алешина, Ю.М. Коля-гин, Б. Н. Кузнецов, Н. А. Терешин, Ю. Ф. Фоминых, И. М. Шапиро и др. Преподавание математики в высшей школе, в том числе и вопросы ее приложений, изучались Б. В. Гнеденко, М. Р. Куваевым, Л. Д. Кудрявцевым. Межпред-метаые связи рассматривались А. И. Еремкиным, И. Д. Зверевым, В. М. Максимовой. Проблему мировоззрения изучали многие ученые-педагоги, в работах П. В. Алексеева, А. А. Касьяна, И. Я. Лернера, Б. Т. Лихачева, В. М. Медведева, Э. И. Моносзона, P.M. Роговой и др. рассматриваются теоретические, общепедагогические и методические аспекты формирования научного мировоззрения в учебном процессе. Методику формирования мировоззрения при изучении отдельных предметов средней и высшей школы анализировали, например, В. Ф. Ефименко, Н. В. Шаронова (физика), Т. В. Смирнова, Д.И. Оже-рельев (химия), JI.H. Боголюбов (история), Е. В. Квятковский (литература), Л. Н. Панчешникова (география) и др. Вопросы формирования мировоззрения учащихся в процессе преподавания математики отражены в книгах А. Д. Александрова, Б. В. Гнеденко, Н. И. Жукова, И. Ф. Тесленко, Н. А. Терешина, Ю. Ф. Фоминых и др.

Проведенный анализ педагогической литературы показал, что исследование проблемы прикладной направленности преподавания математики в военно-инженерном вузе (с учетом специфики обучения в нем) до сих пор никем не проводилось.

Таким образом, выделяются следующие мотивы, которые характеризуют актуальность настоящего исследования:

— соответствие направления исследования одной из основных задач, стоящих перед высшим военным образованием в условиях реформы Вооруженных Сил России, — задаче формирования у будущих военных инженеров системности научных взглядов, направленной на воспитание их научного мировоззрения и повышение качества профессиональной подготовки;

— отсутствие разработок этого направления в педагогической литературе.

Необходимость исследования проблемы прикладной направленности преподавания математики как основы системности научных взглядов курсантов военно-инженерных вузов объясняется также теми противоречиями, которые присущи современному процессу обучения. Выделим наиболее существенные из них.

Во-первых, перестройка политических и экономических основ нашего общества привела к тому, что в последние годы средняя и высшая школы стали уделять меньше внимания вопросам воспитания, формирования философских, методологических позиций своих выпускников. В связи с деи-деологизацией системы образования и общества в целом, проходившей под флагом отказа от коммунистических идей, многие преподаватели перестали выделять мировоззренческие составляющие при обучении конкретным предметам. Таким образом, первое противоречие выражается между необходимостью формирования мировоззренческих взглядов курсантов и недостаточностью практической работы в этом направлении.

Во-вторых, ни средняя, ни высшая школы, как правило, не готовят учащегося к решению прикладных задач. Часто курсант, имеющий хорошие знания по математике, не может применить их на практике для решения задач с прикладным содержанием. В этом появляется противоречие между теоретическим характером полученных знаний и отсутствием умения применять их на практике, в реальной жизни.

В-третьих, с одной стороны, желательна прикладная направленность преподавания математики как основа системности научных взглядов курсантов для формирования их научного мировоззрения и для повышения качества их специальной подготовки, а с другой стороны — отсутствуют педагогические условия этого (не разработаны методики проведения занятий, отсутствует методическая литература и дидактические материалы).

Эти противоречия определили задачу исследования: выявление дидактических условий, при которых прикладная направленность преподавания математики в военно-инженерном вузе выступает средством формирования системности научных взглядов курсантов и тем самым вносит вклад в развитие научного мировоззрения, способствует повышению качества их профессиональной подготовки.

Объектом исследования является процесс обучения математике в высшем военно-инженерном вузе.

Предмет исследования: содержание, методы и дидактические условия успешной реализации методики преподавания математики, имеющего прикладную направленность.

Цель исследования: разработать методику преподавания математики, имеющего прикладную направленность, которая является средством формирования системности научных взглядов курсантов, вносит вклад в развитие их научного мировоззрения, способствует повышению качества их профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования: прикладная направленность преподавания математики в военном вузе является средством формирования системности научных взглядов курсантов, способствует повышению качества их профессиональной подготовки и развитию у них научного мировоззрения.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие частные задачи:

— разработать теоретические основы (концепцию) прикладной направленности преподавания математики в военно-инженерном вузе;

— используя межпредметные связи математики с общенаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами военно-инженерного вуза, разработать систему прикладных задач;

— разработать методику преподавания математики с прикладной направленностью и рекомендации по использованию прикладных задач на всех видах занятий по математике в военно-инженерном вузе;

— провести констатирующий и формирующий экспериментыпроанализировать результаты экспериментов, предполагая показать, что прикладная направленность преподавания, реализующаяся через решение прикладных задач, является средством формирования системности научных взглядов, вносит вклад в развитие мировоззрения и повышает качество профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза.

Методологической основой диссертации являются философские, методологические, психолого-педагогические и методические теории, на которые опирается данное исследование: системный подход к анализу учебного процесса в вузе (В.Г. Афанасьев, В. Н. Садовский и др.) — деятельностный подход к учению субъекта обучения (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория формирования научного мировоззрения в учебном процессе (Э.И. Моносзон, Ю. Ф. Фоминых и др.).

Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:

— теоретический анализ методической, психолого-педагогической литературы по названной теме, дидактических материалов по математике и специальным дисциплинам военного вуза;

— изучение педагогического опыта военных вузов;

— проведение педагогического эксперимента по решению прикладных задач на занятиях и обработка полученных результатов;

— анкетирование курсантов экспериментальной и контрольной групп с целью выявления уровня сформированности их мировоззренческих взглядов перед экспериментом и после него;

— педагогическое наблюдение за обучаемыми с целью выявления результатов применения прикладной направленности преподавания математики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснована целесообразность прикладной направленности преподавания математики в военном вузе как средства формирования системности научных взглядов, направленной на развитие научного мировоззрения курсантов и повышение качества их профессиональной подготовки;

— экспериментально исследована разработанная методика преподавания математики с прикладной направленностью в военно-инженерном вузе, основанная на использовании задач с прикладным содержанием в учебном процессе по математике.

Практическая значимость исследования определяется тем, что составлен и апробирован сборник прикладных задач, которые могут быть использованы в процессе преподавания математики в военно-инженерном вузе, {ц Предлагаемая методика преподавания математики с прикладной направленностью может применяться в практической работе преподавателями военно-инженерных вузов.

На защиту выносятся:

— теоретическая концепция прикладной направленности преподавания математики в военно-инженерном вузе;

— система прикладных задач, реализующая межпредметные связи математики с общенаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами военно-инженерного вуза;

— методика преподавания математики с прикладной направленного стью и рекомендации по использованию прикладных задач на всех видах занятий по математике военно-инженерном вузе.

Экспериментальной базой исследования являлись первый и второй курсы Пермского военного института ракетных войск.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в печати (опубликовано 10 учебных пособий и 12 научных статей) [36, 39, 42−56, 61,111, 122−125] и выступлений на 8 научных конференциях, в том числе:

— на ежегодной научной конференции ПВКИРВ (1996, 1997, 1998 гг.);

— на Международной конференции «История науки и образования» (Пермский университет, 1996 г.);

— на Пермской областной научно-практической конференции «Молодежь России и Прикамья в условиях трансформации общества» (1997 г.);

— на XVI Всероссийском семинаре «Математика в вузе и школе: Обучение и развитие» (Новгород, 1997 г.);

— на П Уральской региональной межвузовской конференции «Проблемы физико-математического образования в педагогических вузах России» (Уфа, 1997 г.);

— на семинаре ПВКИРВ «Методология педагогики» (1996, 1997, 1998,1999 гг.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном исследовании разработаны теоретические основы и методика прикладной направленности преподавания математики в военно-инженерном вузе, осуществляемой путем использования МПС математики с другими дисциплинами через решение в ходе обучения прикладных задач. В диссертации теоретически обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза исследования, о том, что прикладная направленность преподавания математики является средством формирования системности научных взглядов курсантов, вносит вклад в развитие научного мировоззрения курсантов и повышение качества профессиональной подготовки.

В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:

1. Выполнен анализ научно-методических исследований по проблемам прикладной направленности преподавания математики, использования в обучении прикладных задач, межпредметных связей, формирования мировоззрения в процессе обучения математике. Установлено, что прикладная направленность преподавания математики позволяет реализовать основные дидактические принципы и решить задачи обучения математикеособенность математики как науки позволяет сформулировать обобщенный (межпредметный) принцип системности знаний.

2. Разработана теоретическая концепция прикладной направленности преподавания математики в военно-инженерном вузе.

3. Создана система прикладных задач, реализующая межпредметные связи математики в военно-инженерном вузе с общенаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Задачи опубликованы в 10 учебных пособиях, два из них — с грифом Министерства образования.

4. Создана методика преподавания математики с прикладной направленностью, разработаны рекомендации по использованию прикладных задач на всех видах занятий по математике в военно-инженерном вузе.

5. Проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что прикладная направленность преподавания математики, реализующаяся через систему прикладных задач, является средством формирования системности научных взглядов, вносит вклад в развитие мировоззрения и повышает качество профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. — М.: Наука, 1982. — 199 с.
  2. А.С. Реализация прикладной функции школьного курса математики на основе межпредметных связей в условиях непрерывного образования. Автореф. дис. д-ра пед.наук. Баку, 1992. — 45 с.
  3. А.Д. Математика // Философская энциклопедия. -М.: Наука, 1964. Т. 3. — С. 329 — 335.
  4. Александров А. Д, Математика и диалектика // Сиб. мат. журн. -1970.-№ 2.-С. 6−11.
  5. М.Н. Комплексный подход к мировоззрению и его формированию // Проблемы комплексного подхода к процессу воспитания. -М.: Наука, 1983. С. 94 — 100.
  6. П.В. Наука и мировоззрение. М.: Политиздат, 1983.367 с.
  7. Т.Н. Урок математики: Применение дидактических материалов с профессиональной направленностью. М.: Высш. шк., 1991. -64 с.
  8. Е.В., Палант Ю. А., Потемкин Л. В. Методика преподавания математики, информатики и вычислительной техники. М.: МГУ, 1989. — 80 с.
  9. И.В. О задачах по арифметике // Математика в школе. -1995. № 5. — С. 2 — 7.
  10. Р.А. Мировоззрение: Сущность, специфика, развитие. Львов: Вища шк., 1986. — 196 с.
  11. И.И., Мышкис А. Д., Пановко Я. Г. Механика и прикладная математика: Логика и особенности приложений математики. М.: Наука, 1983.-328 с.
  12. B.C. Научное мировоззрение. М.: Политиздат, 1987.206 с.
  13. В.А., Шнейберг Я. А. Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин. М.: Высш. шк., 1989. -175 с.
  14. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  15. Г. М. Прикладная направленность абстрактных математических задач // Современные проблемы методики преподавания математики. М.: Просвещение, 1985. — С. 254 — 257.
  16. М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математике. М.: LINKA — PRESS, 1995. — 279 с.
  17. Г. Д. Математическое образование как элемент культуры // Математическое образование: традиции и современность. Н. Новгород: НГПУ, 1997.-С. 3−5.
  18. .В. Введение в специальность математика. М.: Наука, 1991.-235 с.
  19. .В. Математическое образование в вузах. М.: Высш. шк., 1981.-174 с.
  20. .В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  21. К.К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин. СПб.: С.-Петербург. Гос. ун-т, 1993. — 252 с.
  22. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. -М.: Знание, 1991.-160 с.
  23. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. М.: Мысль, 1984. — 268 с.
  24. В.Б. О связи стилей математического и физического мышления с природой задач математики и физики // Вопросы философии. -1998.-№ 11.-С. 142- 148.
  25. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  26. А.И. Система межпредметных связей в высшей школе. -Харьков: Вшца школа, 1984. 152 с.
  27. В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. — 224 с.
  28. Н.И. Философские основания математики. Минск: Университетское, 1990. -110 с.
  29. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977.-64 с.
  30. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Знание, 1981. — 160 с.
  31. С.И. Лекции в советской высшей школе. М.: Высш. шк., 1967.-159 с.
  32. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  33. Л.Я. Системность качество знаний. — М.: Знание, 1976.64 с.
  34. А.У., Платонова Э. Н. Мировоззренческие аспекты биологии // Формирование научного мировоззрения в учебном процессе: -Воронеж: ВГУ, 1994. С. 115 — 119.
  35. Инженер философия — Вуз. / Под ред. Майзеля И. А. и др. — Л.: ЛГУ, 1990. — 128 с.
  36. Л.А. Исследование периодических колебаний с помощью рядов Фурье: Пособие по выполнению курсовой работы. Пермь: ВВКИУ, 1989.-20 с.
  37. Л.А., Дьяченко М. М. Высшая математика: Сборник прикладных задач. Пермь: ВВКИУ, 1988. — 47 с.
  38. Л.А., Карпова В. И. Упругая линия балки: Методическое пособие к курсовой работе. Пермь: ВВКИУ, 1989. — 12 с.
  39. Л.А., Карпова В. И., Непорожнев И. П. Высшая математика: Пособие для практических занятий. Ч. 1. Пермь: ВВКИУ, 1988. -104 с.
  40. Л.А., Шкурин П. Д. Высшая математика: Сборник прикладных задач. Пермь: ВВКИУ, 1996. — 76 с.
  41. Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи дом свой на песке» // Вопросы философии. 1995. -№ 11.-С. 35−57.
  42. В.И., Козулина Е. В., Непорожнев И. П. Высшая математика: Пособие для практических занятий. Ч. 2 и 3. Пермь: ВВКИУ, 1988. -110 с.
  43. В.И. Исследование траектории ракеты, направленной на самолет: Методическое пособие к курсовой работе. Пермь: ВВКИУ, 1989. -19 с.
  44. В.И. Задачи студенческих олимпиад по математике. -Пермь: ВВКИУ, 1995. 88 с.
  45. В.И. Конкурсы по решению задач // Проблемы и пути внедрения в процесс обучения дидактических. методов, активизирующих учебную деятельность курсантов. Пермь: ВВКИУ, 1995. — С. 26−29.
  46. В.И. Высшая математика: Пособие для практических занятий. Ч. 4. Пермь: ВВКИУ, 1996. — 87 с.
  47. В.И., Яковлев В. И. О вкладе Х.Гюйгенса в механику // История науки и образования. Пермь: ПТУ, 1996. — С. 12.
  48. В.И. История развития высшего военного образования в Перми // История науки и образования. Пермь: ПТУ, 1996. — С. 34 — 35.
  49. В.И., Плотникова Е. Г., Фоминых Ю. Ф., Югова С. Б. Прикладная направленность преподавания математики: Дидактические материалы. Пермь: ВВКИУ, 1998. — 84 с.
  50. В.И., Плотникова Е. Г., Фоминых Ю. Ф., Прикладная направленность преподавания математики как средство формирования научного мировоззрения // Математика в вузе и школе: обучение и развитие. Новгород: НРУРО, 1997. — С. 35 — 36.
  51. В.И., Плотникова Е. Г., Фоминых Ю. Ф. Формированиенаучного мировоззрения курсантов в личностно-ориентированном обученииматематике // Личностио ориентированный подход при обучении математике. СПб.: Образование, 1998. — С. 42 — 43
  52. В.И., Плотникова Е. Г., Фоминых Ю. Ф. Мировоззренческая роль упражнений с прикладным содержанием при обучении математике // Проблемы современного математического образования в пед. вузах и школах России.- Киров: ВГПУ, 1998. С. 99.
  53. А.А. Контекст образования: Наука и мировоззрение. -Н.Новгород: НГПУ, 1996. 184 с.
  54. В.К. Система психолого-педагогических условий оптимизации функционирования межпредметных связей в обучении // Пути перестройки учебно-воспитательного процесса в вузе. Чебоксары: Чуваш, унт, 1990.-С. 45−52.
  55. А.Н. Математика в ее историческом развшии. М.: Наука, 1991.-224 с.
  56. М.В., Яковлев В. И., Карпова В. И. Роль первых российских университетов в развитии механики // История и методология науки. Пермь: ПГУ, 1994. — С. 48 — 60.
  57. Ю.М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985.- № 6. — С. 27 — 32.
  58. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз., 1955.- 448 с.
  59. А.С. Теория и практика формирования научного мировоззрения современного студенчества. Воронеж: ВГУ, 1986. — 167 с.
  60. Ю.В. Проблемы формирования научного мировоззрения студентов // Формирование научного мировоззрения студентов в вузе. М.: АН СССР, 1989.-С. 6−14.
  61. М.Р. Методика преподавания математики в вузе. Томск: ТГУ, 1990. — 390 с.
  62. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. -М.: Наука, 1977.-112 с.
  63. .Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе. Иркутск: ИГУ, 1989. -136 с.
  64. В.И. Мировоззрение // Педагогическая энциклопедия. -М.: Педагогика, 1993. С. 575 — 578.
  65. .Т. Педагогика. М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
  66. Р.А., Колмакова Р. Н. Задачи прикладной направленности в практике работы учителей математики школ Красноярского края. Красноярск: КГПИ, 1987. — 33 с.
  67. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  68. В.Н. Межпредметаые связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  69. А.И. Математика и воспитание мышления // Математическое образование сегодня. М.: Знание, 1974.- С. 25 — 29.
  70. В.М., Фоминых Ю. Ф. Научное мировоззрение основа духовного развития школьников. — Саратов: СГТУ, 1994. — 216 с.
  71. В.М., Фоминых Ю. Ф. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности. Самара: СГТУ, 1998. — 377 с.
  72. В.А. Учителю о философских проблемах математики. -М.: Прометей, 1989. 213 с.
  73. Н.В. Дидактика математики. Минск.: БГУ, 1982.256 с.
  74. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск.: Вышэйш шк., 1977. — 160 с.
  75. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. — 200 с.
  76. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф. дис. доктора пед. наук. -М., 1986. 36 с.
  77. А.З. Значение прикладного и исторического аспектов в преподавании математики. М.: Высш. шк., 1984. — 64 с.
  78. Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1995. — 576.
  79. Н. Математика и философия // Высшее образование в России. 1996. -№ 1. — С. 128 — 130.
  80. Д.И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии М.: Высш. школа, 1982. — 168 с.
  81. Передовой опыт преподавания математики. Вып. 1. Обучение математике: как и зачем? М.: Ассоциация «Проф. Образование», 1993. — С. 35−40.
  82. Е.Г., Фоминых Ю. Ф. Методологические аспекты прикладной направленности в преподавании математики // История и методология науки. Пермь: ПГУ, 1997. — Вып. 4. — С.101 — 111.
  83. Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности // Проблемы формирования гуманистического мировоззрения учащихся. М.: Высш. шк., 1997. — С. 6 — 10.
  84. Г. И. Концепция современного естествознания. М.: ЮНИТИ, 1997.-287 с.
  85. К.А. Профессия математик. М.: Наука, 1989. -С. 9−10.
  86. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  87. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  88. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  89. Т.В. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении химии. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  90. Н.К. Педагогика. Минск.: Скакун В. М., 1998.448 с.
  91. А.А. Педагогика математики. Минск.: Вэшэйш шк., 1986.-414 с.
  92. Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, 1990.-251 с.
  93. Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1997. — 17 с.
  94. А.К. Философия в математическом познании. Томск: Том. ун-т, 1977. — 160 с.
  95. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  96. Н.А. Методическая система работы учителя математики по формированию научного мировоззрения учащихся. Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1991. — 44 с.
  97. И.Ф. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении математики. М.: Просвещение, 1979. -136 с.
  98. Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1991.-С. 263.
  99. Философы педагогам: Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических дисциплин в средней школе / Под ред. Г. Зюсенбах, С. Вессель и др. М.: Прогресс, 1976. — 219 с.
  100. Ю.Ф. Теоретические основы развития научного мировоззрения учащихся средней школы в системе математического образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1993. — 36 с.
  101. Ю.Ф. Вопросы методологии математики // История и методология науки. Пермь: ПГУ, 1994. — Вып.1. — С. 151 — 161.
  102. Ю.Ф. Философия математики // История и методология науки. Пермь: ПГУ, 1995. — Вып. 2. — С. 18 — 31.
  103. Ю.Ф. Мировоззренческие вопросы математической науки // История и методология науки. Пермь: ПГУ, 1996. — Вып. 3. -С. 22 — 34.
  104. Ю.Ф. Система ценностей мера социальности личности // Проблема формирования гуманистического мировоззрения учащихся. -М.: Наука, 1997.-С. 16−20.
  105. Ю.Ф., Плотникова Е. Г., Карпова В. И., Югова С. Б. Военно-прикладная направленность в преподавании высшей математики // Новые педагогические технологии в учебном процессе. Пермь: ВВКИУ, 1997. -С. 134- 136.
  106. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 1985.-224 с.
  107. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся в обучении географии / Под ред. Л. Н. Панчешниковой. М: Просвещение, 1985. — 176 с.
  108. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  109. Н., Коган В. Основа развития современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 17 — 22.
  110. И.И. Гуманистический потенциал математики. Пермь: ЗУУНЦ, 1991.-48 с.
  111. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс, 1997. — 392 с.
  112. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990. — 95 с.
  113. Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике. М.: МП MAP, 1994. — 183 с.
  114. В.Г. Систематизация знаний как средство формирования научных взглядов учащихся // Теоретико-методические основы формирования личности школьника и студента. Волгоград: ВГПИ, 1990. -С. 44−51.
  115. Г. И., Школьник В. Г. Формирование научных взглядов и убеждений у школьников в учебном процессе // Теоретико-методические основы формирования личности школьника и студента. Волгоград: ВГПИ, 1990. — С. 68 — 81.
  116. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-352 с.
  117. В.И., Гилев И. В., Карпова В. И. Ш.Боссю (штрихи к портрету в связи с 265-летием со дня рождения) // История и методология науки. Пермь: ПГУ, 1995. — Вып. 2. — С. 125 — 133.
  118. В.И., Карпова В. И. Очерк истории теоретической механики. Пермь: ПГУ, 1996. — 123 с.
  119. В.И., Маланин В. В., Гилев И. В., Карпова В. И. Из истории механики XVTII-XIX веков. Пермь: ПГУ, 1998. — 132 с.
  120. В.И., Ощепков В. М., Карпова В. И. Из истории приближенных аналитических методов решения уравнений основной задачи внешней баллистики // История и методология науки. Пермь: ПГУ, 1997. — Вып. 4.-С. 112−129.
Заполнить форму текущей работой