Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ: Анализ научных источников, полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать ряд теоретических выводов. Дополнительное военное образование в гражданских вузах России имеет длительную историю, которую можно разби ть на э тапы в зависимости от совокупности факторов, оказывавших влияние на исследуемую систему в тот или иной период времени. Выделяются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы совершенствования профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов
    • 1. 1. Историко-педагогичсский анализ военно-профессионального обучения студентов в отечественной педагогической науке и практике
    • 1. 2. Сущность и содержание процесса военно-профессионального обучения студентов военных кафедр
    • 1. 3. Анализ современного состояния проблемы изучения и совершенствования военно-профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование процесса совершенствования профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов
    • 2. 1. Организация, содержание и методика педагогического эксперимента по совершенствованию профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов
    • 2. 2. Критерии и показатели оценки эффективности экспериментальных мер по совершенствованию профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов
    • 2. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента по исследованию эффективности целевой комплексной программы совершенствования процесса военно-профессионального обучения студентов
  • ГЛАВА III. Основные пути повышения профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов
    • 3. 1. Оптимизация содержания профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов
    • 3. 2. Совершенствование организации процесса профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов
    • 3. 3. Подготовка преподавателей военных кафедр к применению информационных технологий военно-профессионального обучения студентов технических вузов

Совершенствование профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития российского общества и Вооруженных Сил страны предъявляет качественно новые требования к организации, содержанию и методике подготовки офицерских кадров. В связи с этим проблема совершенствования обучения офицеров в различных типах учебных заведений России выдвигается на уровень наиболее сложных и важных социально-педагогических задач. До 2008 года наряду с высшими военно-учебными заведениями подготовкой офицерских кадров в нашей стране занимались военные кафедры и факультеты 226 государственных, муниципальных и частных вузов, имеющих государственную аккредитацию. В данных учебных заведениях шла подготовка из числа граждан Российской Федерации, обучающихся по очной форме обучения запаса офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военные кафедры продолжают оставаться основным источником пополнения ресурсов офицеров запаса в нашей стране. Необходимость подготовки в гражданских вузах офицеров запаса объясняется двумя основными причинами: первая — наличие материальной базы, кадрового, научного потенциала для подготовки резервистоввторая — экономическая выгодность подготовки нужного количества военных кадров, находящихся в резерве. В то же время войсковая практика последних лет, боевые действия в многочисленных «горячих точках» постсоветского пространства, боевые действия в Чеченской Республике, наконец, военный конфликт с Грузией летом 2008 года показали довольно слабую боеспособность и низкий уровень профессионализма офицеров, подготовленных в гражданских вузах страны.

Об этом же свидетельствуют и результаты опросов — большинство россиян убеждены в бесполезности военных кафедр. Граждане признают, что военные кафедры не в состоянии эффективно обучить студентов военным специальностям1. И итоги предварительных анонимных опросов в рамках нашего исследования, показывают, что более 70% студентов-выпускников военных кафедр считают себя неготовыми к военной службе.

1 См.: «Новые известия» № 12 ноябрь 2008 года.

Анализ теории и практики военно-профессионального обучения студентов позволил выявить ряд противоречий образовательного процесса, разрешение которых будет способствовать совершенствованию специальной подготовки студентов на военных кафедрах гражданских вузов: между повышением требований к уровню подготовки специалистов и несоответствием содержания обучения запросам воинских частеймежду целесообразностью подготовки специалистов широкого профиля и ограниченностью времени на усвоение обучаемыми увеличивающегося объема учебно-профессиональной информациимежду массовым характером обучения и необходимостью индивидуального подходамежду необходимостью комплексного изучения вопросов проведения ремонтных и эксплуатационных мероприятий и разрозненностью получаемых студентами знаний, содержащихся во множестве учебных дисциплин вуза.

Исследование проблемы совершенствования профессионального обучения студентов в отечественной военной дидактике на уровне докторских и кандидатских диссертаций затрагивало вопросы, связанные с организацией военного обучения в гражданских вузах в работах Барабанщикова A.B., Ветрова Ю. А., Кудрявцева Ю. М. и других2.

В хражданском секторе высшего образования проблема совершенствования процесса обучения студентов также привлекала внимание многих исследователей в таких ракурсах как: совершенствование организации процесса профессиональной подготовки студентов вуза на военной кафедре (Белевцев В.В., ГиряеваИ.А., Дрибноход СЛ., Дулин В. В., Зеленин Г. В., Лубянников A.A., Романов В. А., Сорокина Н. В., Чистоусов В.А.)3, обучение студентов по от.

2 Барабанщиков A.B. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис.. докт. пед. наук. М., 1968; Ветров Ю. А. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в формировании самоопределяющейся личности: Дис.. д-ра пед. наук. Ставрополь, 1997; Кудрявцев Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 2003.

3 Белевцев В. В. Организация процесса профессиональной подготовки студентов вуза на военной кафедре: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003; Гиряева И. А. Педагогические условия эффективного управления методической работой ввуза с многоуровневой систедельным направлениям и видам военно-профессиональной подготовки (Куд-ря А.Д., Крылов А. И., Левченко В. А., Мамай И. Н. и др.)4.

Тем не менее, представляется, что, несмотря на имеющиеся научные изыскания, проблема совершенствования профессиональной подготовки студентов на военной кафедре технического ВУЗа в современных условиях и с учетом современных реалий приобретает убедительную необходимость дальнейшего изучения.

Анализ научной литературы, периодических изданий, вузовской и войсковой практики свидетельствует, что основной причиной слабой подготовленности офицеров-выпускников военных кафедр гражданских вузов было то, что с советских времен военная кафедра фактически означала для студента возможность избежать службы в армии, поэтому любой вуз пытался открыть у себя военную кафедру ради привлечения абитуриентов. А остальмой военно-профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004; Романов В. А. Дидактические условия совершенствования специальной подготовки студентов инженерно-технического профиля на военных кафедрах гражданских вузов: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 1999; Дулин В. В. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004; Дрибно-ход СЛ. Анализ эффективности и совершенствование системы подготовки офицеров на факультете военного обучения гражданского вуза на основе интеграции высшей военной и гражданской школ: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002; Зеленин Г. В. Педагогические аспекты проектирования военно-профессиональной подготовки в условиях технического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2002; Лубянников A.A. Проектирование системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза: авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2003; Сорокина Н. В. Мониторинг качества профессионального обучения студентов в вузе: Дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006; Чисто-усов В. А. Структура и содержание дополнительной военно-профессиональной подготовки специалиста в инженерно-строительном вузе: автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2004 и др.

4 Крылов А. И. Психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2004; Кудря А. Д. Военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005; Левченко В. А. Методика организации военно-технической подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза: автореф. дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2003; Мамай И. Н. Формирование профессиональной готовности студентов военных кафедр к управлению воинским подразделением: Дисс. канд. пед. наук: Самара, 2006. ные причины имеют чисто технологический характер и вытекают из ведущей. К ним можно отнести3:

— во-первых, моральное устаревание и физический износ существующей учебно-материальной базы, недостаточное количество учебной литературы на военных кафедрах значительной части вузов;

— во-вторых, несоответствие объема и содержания программ подготовки офицеров запаса предъявляемым руководством Министерства обороны требованиям к уровню их подготовленности;

— в-третьих, крайне низкий научный потенциал и недостаток профессионального и методического мастерства некоторой части профессорско-преподавательского состава военных кафедр (в рамках данного исследования и студенты отмечали низкий научно-методический уровень преподавателей военных кафедр и сам преподаватели низко оценивали степень своей личной подготовленности по применению мультимедиа и информационных технологий в образовательном процессе);

— в-четвертых, малое время подготовки будущих «военных профессионалов» (один «военный день» в неделю!);

— в-пятых, плохая организация и низкий уровень проведения учебных сборов выпускников, завершающих обучение на военных кафедрах вузов;

— в-шестых, низкая заинтересованность студентов в освоении военно-профессиональных знаний, навыков и умений;

— в-седьмых, высокий уровень коррумпированности системы высшего образования в стране;

— в-восьмых, (и как причина и как следствие) сложившийся и в войсках и в обществе стереотип о военно-профессиональной несостоятельности выпускников военных кафедр и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что укомплектованность войск офицерским составом в значительной степени продолжает зависеть от при.

5 См.: Добровольский B.C. Подготовка офицеров запаса в гражданских вузах // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 64. зыва офицеров из запаса по квотам, определяемым Президентом РФ. Данный источник комплектования, принятый первоначально как временная мера, в настоящее время стал постоянным, как вынужденный источник восполнения некомплекта первичных офицерских должностей. Только за последние годы на военную службу по линии Министерства обороны сроком на два года было призвано более 64 тыс. выпускников военных кафедр, из них: в 2001 г. -7,5 тыс., в 2002 г. — 7,6 тыс., в 2003 г. — 11,2 тыс., в 2004 г. — 12 тыс., в 2005 г.

6 7.

10 тыс., в 2006 г. — 7 тыс., в 2007 г. — 6 тыс.. С 1 января 2008 года призыв офицеров запаса отменен. Цифры, казалось бы, впечатляющие, если не принимать во внимание то, что это всего 12−15% от общего количества подготовленных на военных кафедрах гражданских вузов офицеров. Приведенные данные позволяют констатировать, что современная система дополнительного военного образования России почти на 90% работала па создание мобилизационных ресурсов, причем невысокого качества.

Все вышеперечисленное указывает на то, что конструктивные изменения в системе подготовки квалифицированных военных кадров, образовательном процессе военных кафедр гражданских высших учебных заведений России крайне необходимы. И руководство страны, отдавая себе отчет в этом, предпринимает определенные шаги.

В настоящее время в системе дополнительного военного образования в гражданских вузах происходят как количественные, так и качественные изменения. В соответствии с Федеральной программой «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», в ряде вузов проводится эксперимент по подготовке офицеров для службы по контракту, по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей. Выпускникам вузов, обучавшимся по таким программам, будет присвоено офицерское звание, и они должны будут в обя.

6 См.: Шепелев О. И. Вместо студенческой фуражки — офицерская. Становление и развитие системы дополнительного военного образования в гражданских вузах России // Чиновник Выпуск № 5'06 (45).

7 См.: сайт МО: http://www.mil.ru/. зательном порядке поступить на военную службу по контракту сроком на три года. После принятия соответствующего постановления теперь подготовка таких офицеров планируется только в 33 вузах, чьи военные кафедры будут преобразованы в учебно-военные центры, а дополнительное военное образование по программам подготовки офицеров запаса будет продолжаться лишь в 35 гражданских вузах России8.

Сокращение количества военных кафедр с одной стороны и растущая потребность Вооруженных Сил страны в хорошо подготовленных в военно-профессиональном отношении выпускниках гражданских вузов с другой стороны, выдвигают проблему повышения эффективности процесса подготовки будущих офицеров на военных кафедрах гражданских вузов на новый качественный уровень.

Актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость, а также недостаточная научная разработанность в военной педагогике обусловили ее выбор ее в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов на военных кафедрах технических вузов.

Предмет исследования: сущность, содержание и структура процесса профессионального обучения студентов на военной кафедре технического вуза и пути его совершенствования.

Цель исследования: на основе теоретического анализа процесса профессионального обучения студентов военных кафедр обосновать его сущность, содержание и структуру, выявить педагогические пути и условия повышения его эффективности.

Задачами исследования выступают: 1) теоретический анализ процесса обучения студен тов на военной кафедре техническою вузао.

См.: Положение о военных кафедрах (утверждено постановлением Правительства РФ № 152 от 6 марта 2008 г.) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 275-р г. Москва «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

2) эмпирическое исследование процесса совершенствования военно-профессионального обучения студентов военных кафедр технических ВУЗов;

3) выявление и обоснование педагогических путей и условий совершенствования процесса обучения студентов на военной кафедре вуза.

В качестве гипотезы исследовании было выдвинуто предположение о том, что в современных условиях строительства Вооруженных Сил объективно сложилось противоречие между требованиями, предъявляемыми к выпускникам военных кафедр технических вузов и неудовлетворительной эффективностью процесса их подготовки к службе в Вооруженных Силах.

Данное противоречие можно разрешить, совершенствуя процесс военно-профессионального обучения студентов путем оптимизации содержания профессионального обученияулучшения организации процесса профессионального обучения студентов военных кафедрцеленаправленной подготовкой профессорско-преподавательского состава к применению современных образовательных технологий обучения студентов.

Методологические и научно-теоретические основы исследования составили положения психологической концепции деятельностного подхода к анализу активности человека и его психических функций (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, JLC. Рубинштейн и другие), концепции личностно-ориентироватшого образования (Е.В. Боидаревская, В. В. Сериков, В.И. Сло-бодчиков, И. С. Якиманская и другие) — принципы гуманизации и демократизации образования, его организации в контексте будущей профессиональной деятельности, обеспечения целостности образовательного процесса.

Источниковую базу диссертации составили научные труды ученых различных отраслей гуманитарного знания, прежде всего И. А. Алехина, A.A. Аронова, К. И. Вайсеро, A.B. Барабашцикова, В. И. Вдовюка, В. Н. Герасимова, П. Н. Городова, В. Н. Гуляева, Н. И. Киряшова, Э. Н. Короткова, В.П. Масяги-на и др.- монографии и другие научные публикации по теме исследования и смежным с ней проблемамматериалы научных семинаров и конференций.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов:

1. Теоретические методы: анализ научной литературы, научно-исследовательских работ, материалов и публикаций по проблеме исследования, анализ опыта преподавателей военных кафедр вузов.

2. Эмпирические методы: метод педагогического наблюдения, анкетирование, анализ результатов деятельности и независимых характеристик, изучение документов, психолого-педагогическое тестирование (цветовой тест отношений A.M. Эткинда) и др.

3. Методы обработки результатов: качественные и статистические методы анализаматематические методы с использованием сравнения средних значений по t-критерию Стыодента и сопоставлению уровня исследуемого признака. Все математические расчеты производились с помощью программ статистической обработки данных «SPSS 13.0».

Диссертационное исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых, применялись различные педагогические методы познания, 1? совокупности составившие комплексную методику.

Первый этап — подготовительный (январь 2007 — август 2007 гг.). Основное содержание его включало сбор и изучение научной информации по проблеме исследования и смежным с ней темам, обработку и систематизацию различных источников информации, разработку теоретической концепции исследования, формулировку объекта, предмета, цели, задач и других методологических элементов исследования. Уточнялся методический замысел, подбирался инструментарий исследования, обосновывались критерии эффективности совершенствования профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов. Анализировалось современное состояние проблемы совершенствования военно-профессиональной подготовки студентов военных кафедр технических вузов. Проводилась подготовительная работа по подбору состава контрольной и экспериментальной групп, подготовке непосредственных исполнителей и лиц, привлекаемых к проведению формирующего педагогического эксперимента. На данном этапе исследования использовались методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, изучения научных источников, наблюдения, опросы, анализ результатов деятельности и др.

Второй этап — основной (сентябрь 2007 — май 2008 гг.). Его содержание представляло формирующий педагогический эксперимент в ряде вузов г. Москвы, направленный на повышение эффективности процесса профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов, изучение динамики изменений в контрольной и экспериментальной группах, внесение необходимых корректив с целыо достижения поставленных целей и задач педагогического эксперимента. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались и апробировались предварительные теоретические выводы и практические рекомендации в целях совершенствования процесса профессиональной подготовки студентов военных кафе/ф на основе информационных технологий.

Третий этап — заключительный (июнь 2008 — февраль2010). Его содержание включало обработку и обобщение результатов исследованияформулировку уточненных теоретических выводов и практических рекомендацийпубликацию полученных данных в научных статьях, использование их в докладах на конференциях и других формах научной и учебно-методической работывнедрение результатов исследования в практику профессиональной подготовки студентов военных кафедр. Завершающий этап работы включал оформление текста диссертации и подготовку автореферата. Основными методами исследования на этом этапе стали: анализ и синтез, обобщение и конкретизация, математическая обработка результатов, экспертные оценки, изучение результатов дея тельности и др.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими показателями: изучено более 130 научных источников по теме исследованияпроанализировано более 100 различных документов (Постановления Правительства Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации, приказов и директив, регламентирующих профессиональную подготовку студентов военных кафедр, планов работы и протоколов заседаний военных кафедр и других аналитических документов) — проведено более 80 бесед с начальниками и профессорско-преподавательским составом военных кафедр, командирами и офицерами отделов по воспитательной работе, с различными категориями офицерского состава по проблемам повышения эффективности военно-профессионального обучения студентов, подготовлена научная статья по теме исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Осуществлен историко-педагогический анализ проблемы совершенствования военно-профессионального обучения в отечественной педагогической теории и практике. Выявлены и уточнены основные исторические этапы процесса военно-профессионального обучения студентов в отечественной педагогической науке и практике: первый этап (вторая половина XVIII века — 1925 г.), характеризующийся становлением системы подготовки офицеров на основе опыта зарубежных стран и собственного опыта развития системы профессионального образования, харак терного /утя 2-половины XIX векавторой э тап (1926;1943 гг.), в ходе которого основными направлениями стали подготовка кадровых офицеров и организация всеобщего военного обучения, в результате чего в вузах появились военные кафедрытретий этап (1944;1966 гг.), основной за/дачей которого стала планомерная подготовка офицеров в том числе и для резерва в условиях оптимизации численности Вооруженных Сил и появления новых наукоемких родов войскчетвертый этап (1967;1992 гг.), характеризующийся плановой подготовкой офицеров в гражданских вузах с последующим их призывом на военную службупятый этап (1993 — 2008 г.), приведший к значительному росту количества военных кафедр, ввиду острой нехватки кадровых офицеров на первичных должностяхшестой (2008 — по н. вр.), в ходе которого происходит сокращений числа военных кафедр и создание военных учебных центров на базе гражданских вузов.

2. Раскрыты научные и прикладные основы процесса военно-профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов, сущность которого заключается в организации и стимулировании активной учебно-познавательной деятельности студентов военных кафедр по овладению знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими решение задач военной службы. Определена структура данного процесса, включающая субъекты, объекты, цели, задачи, содержание обучения, его результаты, принципы и методы. Обосновано содержание исследуемого процесса, заключающееся в решении задач учебной работы в соответствии с программами подготовки офицеров запаса, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, направленной на выработку практических навыков в применении и эксплуатации вооружения и техники, руководстве подразделениями, выполнении своих должностных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью.

3. Разработана и экспериментально апробирована «Целевая педагогическая программа совершенствования процесса обучения студентов на военной кафедре высшего учебного заведения», позволяющая диагностировать эффективность процесса профессионального обучения студентов на военных кафедрах и корректирова ть его организацию и содержание.

4. Определены и экспериментально проверены основные педагогические пути и условия совершенствования процесса обучения студентов: оптимизация содержания профессионального обучения студентов военных кафедр, совершенствование организации процесса профессионального обучения студентовподготовка преподавателей военных кафедр к применению современных технологий профессионального обучения студен тов военных кафедр.

Исходя из вышесказанного, соискатель отмечает, что актуальность исследуемой проблемы состоит как в теоретической, так и в практической разработке вопроса совершенствования процесса профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов, что позволит более эффектовно решать задачи комплектования Вооруженных Сил РФ более подготовленными кадрами.

На защиту выносятся: 1. Выявленные в процессе теоретического анализа научных источников тенденции совершенствования процесса военно-профессионального обучения студентов военных кафедр вузов: исторически сложившаяся обусловленная оборонными интересами страны постоянная необходимость существования кадрового резерва офицеров запасанеспособность системы военных образовательных учреждений в военный период времени удовлетворить потребности армии в среднем и младшем командном составе, обусловившее использование государством возможностей гражданских вузов для подготовки мобилизационных ресурсов Вооруженных Силсистематический поиск наиболее эффективного сочетания потребностей страны в конкретный исторический период, затрат и количественно-качественных показателей мобилизационных ресурсов, подготовленных в гражданских учебных заведенияхстремление государства создать оптимальную систему подготовки офицерского резерва на базе гражданских вузов с учетом их специализацииусложнение и расширение количества военно-учетных специальностей (ВУС) военно-профессиональной подготовки студентов в гражданских вузах, вызванное совершенствованием вооружения и военной техники в стране и за рубежомфункционирование военных кафедр в гражданских вузах в периоды военного времени осуществлялось в соответствии с принципами минимизации содержания и оптимизации учебной деятельности студентов, прежде всего за счет практических, тренировочных занятийобострение необходимости в дидактике высшей школы внедрения в образовательный процесс новых информационных и образовательных технологий и подготовки профессорско-преподавательского состава к их применению, оптимизации содержания профессионального обучения, совершенствования организации процесса профессионального обучения студен тов военных кафедррост требований к уровню и качеству военгю-профессиональной подготовленности офицеров запаса — выпускников военных кафедр гражданских технических вузов.

2. Обоснованная сущность процесса военно-профессионального обучения студентов военных кафедр, заключающаяся в организации и стимулировании активной учебно-познавательной деятельности студентов военных кафедр по овладению знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими решение задач военной службы. Содержание совершенствования исследуемого процесса, заключающееся в достижения его субъектами в ходе осуществляемой ими деятельности поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию и развитию у студентов профессионально важных качеств личности, знаний, навыков и умений в соответствии с военно-учетной специальностью и требованиями I 'ОС ВГЮ.

3. Разработанная и апробированная «Целевая педагогическая программа совершенствования процесса военно-профессионального обучения студентов на военной кафедре высшего учебного заведения», состоящая из трех модулей: оптимизация содержания профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузовсовершенствование организации процесса профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузовподготовка преподавателей военных кафедр к применению информационных технологий военно-профессионального обучения студен тов технических вузов.

4. Критерии и показатели оценки эффективности военно-профессионального обучения студентов на военных кафедрах: мотивацион-ный, основными показателями которого являются отношение к военно-профессиональной подготовке, отношение к военной службе, стремление к освоению соответствующих дисциплинтеоретический, определяемый уровнем знаний регламентирующих военную службу документов и теоретических положений изучаемых курсовпрактический, оцениваемый по уровню сформированное&tradeспециальных умений и навыков, качеству исполнения должностных обязанностей, уровню владения вооружением и техникой.

5. Основные пе/щгогическис пути и условия совершенствования процесса военно-профессиоиалы-юго обучения студентов: оптимизация его содержания, основанная на научном обеспечении профессионального обучения студентов военных кафедр, включающем в себя разработку и издание современных учебников, учебных и учебно-методических пособий, создании учебно-методических комплексов, соответствующих реалиям и требованиям современной войсковой и юридической практики, а гак же изменении объема и содержания программ подготовки офицеров иа военных кафедрах и в учебных центрах гражданских вузов в соответствие с требованиями предъявляемыми руководством Министерства оборонысовершенствование организации профессионального обучения студентов военных кафедр, возможное при обеспечении системно-комплексного подхода к планированию и организации профессионального обучения, повышении эффективности всех видов учебных занятий, обеспечении объективного контроля успеваемости и качества подготовки студентов, повышении эффективности управления образовательным процессом военно-профессиональной подготовки студентов на военных кафедрах и в учебных центрахцеленаправленная подготовка профессорско-преподавательского состава военных кафедр к применению современных образовательных технологий обучения студентов, предполагающая внедрение в учебный процесс военных кафедр современных информационных и обучающих технологий, создание контрольно-обучающих курсов, повышение качества профессорско-преподавательского состава военных кафедр, мотивирование руководства и профессорско-преподавательского состава военных кафедр (учебных центров) на более качественное выполнение своих профессиональных обязанностей путем внедрения системы материального и морального стимулирования, модернизацию учебно-материальной базы военных кафедр и учебных центров на основе современных достижений науки и техники.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании: теоретических основ совершенствования профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузовкомплексной программы совершенствования процесса военно-профессионального обучения студентов на военной кафедре высшего учебного заведения. Кроме этого, с научных позиций проанализирована степень изученности дайной проблемы в общей и военной педагогике. Представляется, что результаты научного исследования будут способствовать развитию педагогической теории в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в гом, что оно обогащает руководство вузов и профессорско-преподавательский состав военных кафедр знаниями по проблеме совершенствования процесса профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузовспособствует более эффективному решению возникающих на практике педагогических задач по повышению эффективности военно-профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузовпредлагает основные пути и педагогические условия совершенствования процесса профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов, б) критериев и показателей оценки эффективности экспериментальных мер по совершенствованию военно-профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения констатирующего и формирующего педагогического экспериментов в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина (далее — РГУНГ), Московском государственном техническом университете им. Н. Баумана (далееМГТУ), Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (далее — МИРЭА) — информированием руководства и профессорско-преподавательского состава военных кафедр, офицеров воинских частей о проводимом исследовании и его результатах на совещаниях, конференцияхпубликацией научных статей.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ: Анализ научных источников, полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать ряд теоретических выводов. Дополнительное военное образование в гражданских вузах России имеет длительную историю, которую можно разби ть на э тапы в зависимости от совокупности факторов, оказывавших влияние на исследуемую систему в тот или иной период времени. Выделяются следующие этапы процесса военно-профессионального обучения студентов в отечественной педагогической науке и практике: первый этап (вторая половина XVIII века — 1925 г.), на котором происходило становление системы подготовки офицеров в гражданских учебных заведениях, характеризующееся активным использованием зарубежного опыта и отечественного опыта развития системы профессионального образования, что особенно характерного для 2-половины XIX векавторой этап (1926;1943 гг.), в ходе которого основными направлениями стали подготовка кадровых офицеров и организация всеобщего военного обучения, в результате чего именно в технических вузах появились первые военные кафедрытретий этап (1944;1966 гг.), на котором решалась задача плановой подготовки офицерских кадров в условиях оптимизации численности Вооруженных Сил и появления воинских специальностей, требующих фундаментальной инженерно-технической подготовкичетвертый этап (1967;1992 гг.), характеризующийся подготовкой офицеров на военных кафедрах с последующим их призывом на военную службу в офицерских должностяхпятый этап (1993 — 2008 г.), приведший к значительному росту количества военных кафедр, ввиду нехватки кадровых офицеров в звене взвод-роташестой (2008 — по и. вр.), в ходе ко торого происходит сокращений числа военных кафедр и создание военных учебных центров на базе ведущих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Основными тенденциями в осуществлении совершенствования профессионального обучения студентов на военных кафедрах являются: исторически сложившаяся обусловленная оборонными интересами страны постоянная необходимость существования кадрового резерва офицеров запасанеспособность системы военных образовательных учреждений в военный период времени удовлетворить потребности армии в среднем и младшем командном составе, обусловившее использование государством возможностей гражданских вузов для подготовки мобилизационных ресурсовсистематический поиск наиболее эффективного сочетания потребностей страны в данный исторический период, затрат и количественно-качественных показателей мобилизационных ресурсов, подготовленных в гражданских учебных заведенияхстремление государства создать оптимальную систему подготовки офицерского резерва на базе гражданских вузов с учетом их специализациив теории и практике образовательного процесса гражданских вузов огромное значение придавалось проблеме целеполагания обучения и воспи тания студентов — будущих офицеров запасаусложнение и расширение количества военно-учетных специальностей (БУС) военно-профессиональной подготовки студентов в гражданских вузах, вызванное совершенствованием вооружения и военной техники в стране и за рубежомопределено и обосновано содержание конкретных учебных дисциплин в вузах с учетом специфических функций в общей подготовке студентов, педагогических требований к о тбору содержания образовательного процессафункционирование военных кафедр в гражданских вузах в периоды военного времени осуществлялось в соответствии с принципами минимизации содержания и оптимизации деятельности студентов, прежде всего за счет практических, тренировочных занятийв дидактике высшей школы обозначилась острая необходимость внедрения в образовательный процесс новых информационных и образовательных технологий и подготовки профессорско-преподавательского состава к их применению, огпимизации содержания профессионального обучения, совершенствования организации процесса профессионального обучения студентов военных кафедрснижение заингере-совагшосги основной массы студенческой молодежи в освоении ВУС в последние 20 лет, вызванное радикшы-ыми изменениями в обществеш к>по1Дтгической, духовной и экономической сферах российского общества, вызвавшие падение статуса военной службы и Вооруженных Сил, нежелание иодашшощеш числа студентов выполнять свой гражданский долг, рост требований к уровню и качеству воегшо-профессиональной подптювленности офицеров запаса — выпускгшков военных кафедр гражданских технических вузовстремление руководства Министерства Обороны максимально сократить расходы на подготовку офицеров заг гаса — выпускников 1юсгн юмх кафедр гражданских вузов в уп 1, ерб ее качеству.

Профессиональное обучение студентов военных кафедр представляет собой педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими решение задач военной службы. В его структуру входят субъекты, объекты, цели, задачи, содержание обучения, его результаты, принципы и методы. Содержание заключается в решении задач учебной работы в соответствии с программами подготовки офицеров запаса, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, направленной на выработку практических навыков в применении и эксплуатации вооружения и техники, руководстве подразделениями, выполнении своих должностных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью.

Для оценки эффективности профессионального обучения студентов военных кафедр целесообразно использовать следующие критерии и иоказатели: мотивационный, основными показателями которого являются отношение к военно-профессиональной подготовке, отношение к военной службе, стремление к освоению соответствующих дисциплинтеоретический, определяемый уровнем знаний регламентирующих военную службу документов и теоретических положений изучаемых курсовпрактический, оцениваемый, но уровню сформированности специальных умений и навыков, качеству исполнения должностных обязанностей, уровню владения вооружением и техникой.

Наиболее эффективными путями совершенствования профессионального обучения студентов военных кафедр являются: оптимизация его содержания, основанная на научном обеспечении профессионального обучения студентов военных кафедр, включающем в себя разработку и издание современных учебников, учебных и учебно-методических пособий, создании учебно-методических комплексов, соответствующих реалиям и требованиям современной войсковой и юридической практики, а так же изменении объема и содержания программ подготовки офицеров на военных кафедрах и в учебных центрах гражданских вузов в соответствие с требованиями предъявляемыми руководством Министерства оборонысовершенствование организации профессионального обучения студентов военных кафедр, возможное при обеспечении системно-комплексного подхода к планированию и организации профессионального обучения, повышении эффективности всех видов учебных занятий, обеспечении объективного контроля успеваемости и качества подготовки студентов, повышении эффективности управления образовательным процессом военно-профессиональной подготовки студентов на военных кафедрах и в учебных центрахцеленаправленная подготовка профессорско-преподавательского состава военных кафедр к применению современных образовательных технологий обучения студентов, предполагающая внедрение в учебный процесс военных кафедр современных информационных и обучающих технологий, создание контрольно-обучающих курсов, повышение качества профессорско-преподавательского состава военных кафедр, мотивироваиие руководства и профессорско-преподавательского состава военных кафедр (учебных центров) на более качественное выполнение своих профессиональных обязанностей путем внедрения системы материального и морального стимулирования, модернизацию учебно-материальной базы военных кафедр и учебных центров на основе современных достижений науки и техники.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Проведённое педагогическое исследование позволило сформулировать следующие практические рекомендации, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему совершенствованию образовательного процесса на военных кафедрах:

1. Министерству образования, органам управления военным образованием, вузам и кафедрам в целях совершенствования образовательного процесса предлагается:

— пересмотреть планы военно-профессиональной подготовки офицеров запаса в целях оптимизации их содержания;

— совершенствовать организацию процесса профессионального обучения студентов военных кафедр в соответствие с разработанной комплексной целевой программой;

— организовать подготовку и переподготовку педагогических кадров, направленную на освоение преподавателями новых образовательных информационных технологий;

2. Руководству вузов и военных кафедр для научного обеспечения образовательного процесса военно-профессионального обучения студентов рекомендовать:

— проведение диссертационных исследований, подготовку монографий и авторефератов, издание научных статей и отчетов по данной проблематике;

— проведение рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной деятельности в интересах совершенствования образовательного процесса на военной кафедре;

— создание электронных программ и учебников, компьютерных технологий и программ, контролирующих и обучающих систем;

— подготовку научно-педагогических кадров в плане освоения новых образовательных технологийподготовку преподавателей высшей школыпереподготовку и повышение квалификации, аттестацию педагогических кадров;

— разработку наставлений, инструкций, концепций, положений и других нормативных документов вуза, направленных на совершенствование образовательного процесса;

— подготовку и проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, творческих дискуссий, обобщение их результатов в интересах совершенствования образовательного процесса на военной кафедре.

Дальнейшее исследование проблемы совершенствования образовательного процесса на военных кафедрах вузов осуществлять по следующим направлениям: углубление практической направленности военно-профессиональной подготовки офицеров запасакоординация усилий кафедральных коллективов в воеино-профессиональном обучении и воспитании студентовуправление образовательным процессом военной кафедры в гражданском вузесовершенствование системы воспитания студентов на военной кафедре вузаорганизационное обеспечение образовательного процесса на военной кафедре и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Организационно-педагогические условия отбора студентов на факультет военного обучения классического университета: ав-торсф. дис. канд. ггед. наук. Н. Новгород, 2004.
  2. П.А. Профессиональная культура офицеров в условиях трансформации российского общества: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург". Издательство Уральского университета, 2002. С. 99.
  3. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под ред. A.B. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980.
  4. И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: автореф. дис.. канд. ггед. наук. М.: ВУ. 1995.
  5. И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: автореф. дис. докт. ггед. наук. Москва, 2004.
  6. .Г. К психологии студенческого возраста. В кн.: Со временные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева и Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1974.
  7. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Избранные педагогические труды. М., 1989.
  9. .Ц. Психологическая характеристика процесса преподавания общественных наук в военно-учебном заведении. М.: ВПА, 1982.
  10. A.B. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис.. докт. пед. наук. М.: B1IA, 1968.11 .Барабанщиков A.B., Дерюгин Н. И. Военно-педагогическая диагностика. М., 1995.
  11. A.B., Давыдов В. П., Конюхов ГШ., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М., 1987.
  12. A.B., Иванов В. Н. История Отечественной и Зарубежной педагогики в трех частях. М., 1994.
  13. Н.Бодалев A.A. Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2003.
  14. В.В. Организация процесса профессиональной подготовки студентов вуза на военной кафедре: автореф. дис. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2003.
  15. В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.
  16. В. 11. Программированное обучение: Дидактический аспект. -ML: Педагогика, 1970.
  17. В.П., Татур К).Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.
  18. В. 11. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  19. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1993.
  20. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. 1998. — № 3. — С. 8 — 13.
  21. A.A. Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2003. — С. 313−322.
  22. Большая советская энциклопедия. 3-е изд., М.: С. Э, 1978: т.т. 24, 30.
  23. В.И., Давыдов ПЛ. Педагогические основы правового воспитания курсантов высших военно-учебных заведений. М.: ВПА, 1980.
  24. В.И., Шабанов Г. А. и др. Основные проблемы педагогики высшей военной школы. М. 1999.
  25. В.Я. Организационно-педагогические условия совершенствования управления военно-профессиональным образованием: Дис.. канд. пед. наук. М., 2005.
  26. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986.
  27. Военная педагогика / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ., 1999.
  28. C.B. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
  29. Давыдов В.11. Воспитание курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений в процессе обучения. М., 1975.
  30. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1977.
  31. А. Вузы цвета хаки // Красная звезда. 2005
  32. Ю., Прокопенко С. Подготовка мобилизационного резерва -задача государственная // Красная звезда. 1996. 26 июля.
  33. В.В. Эффективность и качество образования в высшей школе / XIV уральские социологические чтения: Сборник материалов конференции. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003. С. 183.
  34. В.М., Цыганенко A.M. Методы и средства подготовки электронных изданий: Учеб. пособ, — М.: МГУП, 2001.
  35. И.А. Педагогические условия эффективного управления методической работой ввуза с многоуровневой системой военно-профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004.
  36. В.Д., Кабакович Г. А. Офицеры и армия. Уфа: Издание Башкирского государственного университета, 2001.
  37. А.II. Индивидуализация профессионального обучения студентов средствами модульной технологии: авторсф. дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2005.
  38. ГОС ВО. Общие требования // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М.: Московский лицей. — 1994. — № 6. — 11 с.
  39. Гук M. Сети NetWare 3.12−4.1: книга ответов. СПб.: Питер, 1997.
  40. В.Г. Развитие военно-инженерной готовности у студентов морского технического вуза (На примере обучения циклу военно-морских дисциплин): автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 2000.
  41. В. В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: Монография. Орел: ВИГ1С, 1997.
  42. В. В., Образцов П. И., Щекотихин В. М. Информационные технологии в образовательном процессе вуза. Орел: ВИ11С, 1997.
  43. В.Л., Люрья H.A. Образование как социальный институт. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1989.
  44. Т.И. Профессионально ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема// Вестник высшей школы. 2000. -7.-е. 55−57.
  45. B.C. Подготовка офицеров запаса в гражданских вузах // Высшее образование в России. 2003. № 3.
  46. В. Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информационные технологии. 1996. -№ 2. — С. 10−13.
  47. С.Л. Анализ эффективности и совершенствование системы подготовки офицеров на факультете военного обучения гражданского вуза на основе интеграции высшей военной и гражданской школ: автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002.
  48. А.П., Курников Ю. Г. О реформировании военной подготовки студентов в гражданских вузах // Военная мысль. 1997. № 2.
  49. В.В. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах: автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.51 .Елизаветина Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу, — М.: КУДИЦ-Образ, 2003.
  50. H.H., Скуйбеда ГЕН., Сошников А. Я., Чернеев C.B. Школа патриотизма и мужества. М.: Издательство Московского университета, 1980. С. 29.
  51. H.H., Скуйбеда П. И., Сошников А. Я., Чернеев C.B. Школа патриотизма и мужества. М.: Издательство Московского университета, 1980.
  52. Зайцева JEB. Разработка и применение автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. Рига: Зинанте, 1989.
  53. Г. В. Педагогические аспекты проектирования военно-профессиональной подготовки в условиях технического вуза: автореф. дис. канд. псд. наук. Тамбов, 2002.
  54. В., Карпекин В. Высшая школа и армия: история отношений // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 144.
  55. В.А. Реформирование военного образования в гражданских вузах // Военная мысль. 1993. № 11.
  56. С.И. Технология обучения взрослых // Педагогика. 1998.
  57. А. Студенты в окопах // Родина. 1993. № 8−9.
  58. С.Б. Наши оборонные приоритеты // Красная звезда. 2005. 11 ноября.
  59. С.Б. Стратегия безопасности России // Независимое военное обозрение. 2000. № 45. 1−7 декабря.
  60. B.C., Гарунов М. Е., Маркова H.A. Технологии обучения в системе научно-технического образования. М.: Б1ИИ ВО, 1995. — 52 с.
  61. А.И. Профессионально-ориентированная технология обучения как средство формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе (На материале изучения специальных дисциплин) Дис.. канд. пед. наук. Орел, 2004
  62. В.М., Свиридов В. А. Народные учителя, мелкие служащие, небогатые торговцы, зажиточные крестьяне. получали статус «Ваше благородие» // Военно-исторический журнал. 2004. № 2.
  63. Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. -М.: ВПА, 1988.
  64. В. М. Моделирование системы управления качеством подготовки специалистов для ИТКС // Сборник научных трудов ВИПС. Вып. 8. Орел: ВИПС, 1998. — С. 107−114.
  65. А.И. Психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах: автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2004.
  66. А.И. Психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2004.
  67. А.Д. Военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.
  68. Г. Е. Проектирование управленческой подготовки военных специалистов в системе гражданских вузов: автореф. дис. канд. пед. наук. Тула, 2001.
  69. В.А. Методика организации военно-технической подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2003.
  70. Д.П. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
  71. В. Я. Формирование учебной деятельности студентов. -М.:МУ, 1989.
  72. И.IT. Формирование профессиональной готовности студентов военных кафедр к управлению воинским подразделением: автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2006.
  73. В.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педаг огика, 1988.
  74. С.А. Формирование педагогического мастерства преподавателя факультета военного обучения при гражданском ВУЗе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1999.
  75. Р.К. Совершенствование системы подготовки офицерских кадров как фактор обеспечения военной безопасности Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1.
  76. Новые известия № 12. ноябрь 2008 года.
  77. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В. Г. Разумовского, И. М. Бобко. Новосибирск: НИИИВТ, 1991. — 69 с.
  78. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  79. Педагогика (Под ред. Ю.К. Бабанского). М., 1983.
  80. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  81. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. иед. вузов: В 2 кн.-М.: Гумаиит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 2. — с. 23.
  82. Постановление Правительства Российской Федерации № 690 от 20 июля 1993 г.
  83. Т.Г. Математические методы в психологии: Методическая разработка и за/щчи. Красноярск, 2000.
  84. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. СПб., 2000.
  85. И.С., Ходяков М. В. История советской России. Гл. 1 / www.history.pu.ru.
  86. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
  87. В.А. Дидактические условия совершенствования специальной подготовки студентов инженерно-технического профиля на военных кафедрах гражданских вузов: автореф. дис. канд. иед. наук. Тула, 1999.
  88. В.А. Профессиональная подготовка военных кадров в системе гражданских вузов: автореф. дис. докт. иед. наук. Тула, 2002.
  89. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т. 1.
  90. И. Технические средства ПЭВМ: справочник. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1997.
  91. Л.Я. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М.: Высшая школа, 1986.
  92. А.Я. Технолог ии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. — 1994. -2-е. 29−37.
  93. Г. К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998.
  94. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
  95. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1964.
  96. Систематическое собрание действующих законов Союза Советских Социалистических Республик. Продолжение первое к пяти основным книгам по законодательству на 20 февраля 1927 г. М., 1927.
  97. С.И. Технологии в образовании // Высшее образование в России. -№ 1. 1999. — С. 109−112.
  98. В.И. Структура образовательного проекта / Технологии проектной деятельности в образовании. М.- Киров, 2000.
  99. Советская военная энциклопедия. Т. 4. М.: Воениздат, 1977.
  100. В. Студентов обвели вокруг закона // Независимое военное обозрение. 2005. 17−23 июня.
  101. Н.В. Мониторинг качества профессионального обучения студентов в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006.
  102. Советский энциклопедический словарь. М. 1984.
  103. II.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. № 1. — 1977. — С. 21−35.
  104. М.Н. Избранные произведения. Т. 1 (1919−1927 гг.). М.: Воениздат, 1964.
  105. А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы: Монография. Орел: ОГУ, 1997.
  106. Р.В. О современной технологии обучения // Aima ma ter. 1993.- 3.-с. 29−30.
  107. Федоров 0.1 Применение информационных технологий при обеспечении образовательного процесса: Учеб. метод, пособие, — М.: В, А РВСН им. Петра Великого, 2001.
  108. Федеральный закон «Об обороне». М., 1996.
  109. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». -М., 1998.
  110. Фигурнов В. IBM PC для пользователя. СПб.: Коруна, 2000.
  111. М. Мультимедиа в примерах. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1997.
  112. M.B. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1977.
  113. В.Л. Структура и содержание дополнительной военно-профессиональной подготовки специалиста в инженерно-строительном вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 2004.
  114. А.Ф. Воспитание гражданской позиции студентов на военных кафедрах вузов: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.
  115. О.И. Вместо студенческой фуражки офицерская. Становление и развитие системы дополнительного военного образования в гражданских вузах России // Чиновник Выпуск № 5'06 (45)
  116. Г. П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. М.: Машиностроение, 1983.
  117. И.Н. Кадры Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: Знание, 1977.
  118. С.М. Новый закон и воинская служба. М.: Воениздат, 1968.
  119. A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Д., 1980. — С. 110−114.
  120. В. А. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Дис. д-ра псих. наук. Д., 1989.
  121. Д. П. Психодиагностика личности студента и организация процесса обучения // Вестник Харьковского универси тета. 1986.
Заполнить форму текущей работой