Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяя в качестве главной функции культуры связь между прошлым и будущим, развивая идею уникальности русской культуры, ее мировой значимости, И. А. Ильин, отводит православию роль мессии. Именно православие, по мнению философа должно вывести как западноевропейские государства и их культуру, так и Россию и русскую культуру из кризиса, порожденного безбожием. Под национальным возрождением России… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ В МОТОВОЗЗРЕНИИ И.А. ИЛЬИНА
    • 1. Этапы эволюции философских и политических взглядов И. А. Ильина на проблемы общественной роли религии и культуры
    • 2. Причины и социальные последствия кризиса культуры в понимании И.А. Ильина
  • Глава II. ПУТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ И.А. ИЛЬИНА
    • 1. Духовность как основа возрождения российской государственности
    • 2. Место православия в представлениях И. А. Ильина о будущем России

И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В конце XX века Россия вошла в полосу очередного социокультурного кризиса. Отказавшись от системы коммунистических идеалов и ценностей как основы общенациональной, государственной идеи, общество не смогло выработать новую консолидирующую систему идейно. Более того, государство самоустранилось из сферы идеологии. Так, статья 13 п. 2 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Возникший идеологический вакуум заполнили, наряду с либеральными и националистическими ценностями, религиозные идеи. В стране стал наблюдаться значительный рост интереса к религии.

Переживая духовный кризис, современное российское общество находится в поиске путей выхода на новую ступень социокультурного развития, связанную с формированием гражданского общества, совершенствования механизмов функционирования власти, включая оптимизацию взаимоотношений государства и церкви, культуры и религии.

Обращение к творчеству И. А. Ильина (1883−1954) как религиозного философа русской эмиграции — важная составляющая объективного научного исследования места, роли культуры и религии в социальном и национально-культурном возрождении российского общества. Сегодня в общественном сознании находят отзвук, хотя и нуждаются в новом осмыслении, взгляды И. А. Ильина на место православия в культуре и духовно-нравственной жизни русского народа, а также его представления о причинах и последствиях социокультурного кризиса начала XX века.

Актуальность исследования религиозно-философских взглядов И. А. Ильина заключается, прежде всего, в том, что в них находили выражение важнейшие онтологические и аксиологические проблемы философии, рассматриваемые в контексте современной ему исторической ситуации как в Европе, так и в России (цель и смысл человеческой жизни и истории, ценность бытия и т. д.).

Характерными для творчества И. А. Ильина являются попытки преодоления теорий позитивизма и эволюционизма, с представителями которых он вел в своих трудах заочный спор. Его яркая, оригинальная аргументация не потеряла своей научной остроты и в настоящее время, которое характеризуется стремлением личности не к духовному самосовершенствованию, а к материальному обогащению, порой не брезгуя нарушением законов и нравственных норм.

В работах И. А. Ильина содержатся актуальные мысли по проблемам духовности, гражданственности, педагогики в их культурно-религиозных аспектах, что важно как для исследований в области философии, так и для осмысления современной действительности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ публикаций посвященных творческому наследию И. А. Ильича, показывает, что внимание их авторов привлекают прежде всего его воззрения на вопросы государственно-правовых отношений, философии власти. Что не удивительно, так как И. А. Ильин интересен в первую очередь как правовед, создавший свою теоретическую картину власти и государственного пра-ва1.

Но, рассматривая право как одну из сторон жизни общества, И. А. Ильин исследует и соотношение права с другими формами духовной культуры, в результате чего постепенно переходит от изучения чисто правовых проблем к духовно-нравственным, в том числе таким карди.

1 См.: Гусев В. А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. — № 4. — С. 64−70- Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина // Известия высших учебных заведений. Серия: Правоведение. СПб., 1992. — № 3. — С. 163−168- Ильин А. Ю. Проблемы будущей российской государственности в политической философии И. А. Ильина. СПб., 1999; Лисица Ю. Т. И. А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. — № 5. — С. 146−158- Пивоваров Ю. С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С. 76−84 и др. нальным, как смысл жизни. Многие отечественные и зарубежные исследователи посвящают свои работы рассмотрению и анализу религиозно-философских взглядов И. А. Ильина в контексте философской антропологии, социальной философии, историко-философского направления и т. д., среди них современные российские философы Н. К. Гаврюшин, Е. В. Демидова, И. И. Евлампиев, Д. П. Ерисов, В. И. Кураев, Ю. Т. Лисица и др.1.

Особо следует отметить как научно-исследовательскую, так и популяризаторскую деятельность Ю. Т. Лисицы. Благодаря его усилиям увидело свет десятитомное собрание сочинений И. А. Ильина, являющееся на сегодняшний день наиболее полной публикацией трудов ученого на русском языке. Что касается собственной позиции Ю. Т. Лисицы по отношению к творчеству И. А. Ильина, то она носит по преимуществу апологетический характер.

И.И. Евлампиев, в отличие от Ю. Т. Лисицы, предпринимает попытку подойти к творчеству И. А. Ильина с объективно аналитической стороны, исследуя в первую очередь его религиозно-этическую концепцию. И. И. Евлампиев вскрывает зависимость мировоззрения ученого от исторических событий, а также от влияния западноевропейской философской мысли. Он выявляет в работах И. А. Ильина черты персонализма и экзи.

1 См.: Демидова Е. В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX в.: (Книга И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой и полемика вокруг нее»). — М., 1996; Ерисов Д. П. Религиозная философия И. А. Ильина. — М., 1997; Цвык В. А. Проблема борьбы со злом в философии И. А. Ильина. — М., 1995; Шаронов Д. И. Концепция органической демократизации И. А. Ильина. — М., 1994; См.: Гаврюшин Н. К. Антитезы православного меча // Вопросы философии. 1992. — № 4. — С. 79 107- Евлампиев И. И. Драма творящего божества: Бог и человек в философии И. Ильина // Ступени: Сборник. 1992. — № 3. — С. 24−52- Он же. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. — СПб., 1998. — С. 512- Он же. Метафизические и религиозно-этические искания И. А. Ильина И История русской философии. — М., 2002. — С. 467−497. Кураев В. И. Философ волевой идеи // Ильин И. А. Путь к очевидности. — М., 1993. — С. 404−414. Он же. И. А. Ильин: философия духовного опыта // История русской философии. — М., 2001. — С. 497−509. Лисица Ю. Т. Философские взгляды И.А.Ильина// Вопросы философии. 1990. -№ 6. — С. 7−15. стенциализма и критически оценивает некоторые философские, в том числе и этические взгляды ученого1.

Что касается культурологических воззрений И. А. Ильина, то им посвящены публикации А. Г. Лаврова, А. И. Шендрика и других. В частности, А. И. Шендрик определяет точку зрения И. А. Ильина на основополагающие вопросы культуры как неординарную, резко отличающуюся от взглядов других философов2. Следует однако признать, что концепция культуры И. А. Ильина на сегодняшний день еще не получила достаточно глубокого и всестороннего исследования.

Особое место в изучении философского наследия И. А. Ильина занимают публикации зарубежных исследователей, прежде всего представителей русской эмиграции. Как и отечественных, их можно разделить на две группы: критиков и апологетов различных аспектов творчества И. А. Ильина. В свою очередь, критики представляют как демократический лагерь (это такие общественно-политические деятели, публицисты, журналисты, как Н. П. Вакар, И. П. Демидов, В. М. Чернов и др.3), так и религиозно-философский (Н.А.Бердяев, З. Н. Гиппиус, В. В. Зеньковский и др.4). Приверженцы взглядов ученого в свою очередь также делятся на две группы: политиков-монархистов (А.Д. Билимович, Э. К. Кейхель, П.Б.

1 См.: Евлампиев И. И. Метафизические и религиозно-этические взгляды И. Ильина // История русской философии. — М., 2001. — С. 496.

2 См.: Лавров А. Г. Философия культуры И. А. Ильина. — М., 1997; Шендрик И. А. Основы теоретической культурологии. Кн.П. — М., 1999. — С. 188−200.

3 См.: Вакар Н. П. По поводу меча // И. А. Ильин. Собр.соч.: В 10 томах. Т.5. — М., 1996. — С. 319−323- Демидов И. П. Жизнь ученичества // Там же. — С. 307−310- Он же. Творимая легенда // Там же. — С. 303−306- Чернов В. М. Мир, меч, Mip // Там же. — С. 344 366- и др.

4 См.: Бердяев Н. А. Кошмар злого добра // И. А. Ильин. Собр.соч.: В 10-томах. Т.5. -М., 1996. — С. 378−392- Гиппиус З. Н. «Православный» Струве // Там же. — С. 310−312- Она же. Черта непереступаемая // Там же. — С. 337−343- Она же. Предостережение // Там же. — С. 373−376- Она же. Меч и крест // Там же. — С. 403−423- Зеньковский В. В. По поводу книги И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой» // Там же. — С. 423−446- Он же. И. А. Ильин // История русской философии. — М., 2001. — С. 777−781, и др.

Струве и др.1) и религиозных деятелей и богословов (митрополит Антоний (А.П. Храповицкий), В. Х. Даватц, А. В. Карташев и др.2).

Критики И. А. Ильина не принимали его позицию по политическим и религиозно-философским вопросам, резко измененную ученым после высылки из России в 20-х годах XX века. Они считали его лжефилософом, обвиняли в антидемократизме и стремлении использовать православие для политических целей3. Сторонники И. А. Ильина видели в нем идеолога белого движения, ведущего борьбу с советской властью за возрождение в России монархической государственности на основе православия.

Группу современных зарубежных исследователей творчества И. А. Ильина представляют прежде всего ученые русского происхождения Н. П. Полторацкий, Р. Н. Редлих и др.4 Их позиция по отношению к взглядам И. А. Ильина является однозначно апологетической. Наиболее основательно среди них труды и жизнь ученого в эмигрантский период изучал и пропагандировал Н. П. Полторацкий. Он интересовался творчеством И. А. Ильина, прежде всего, в контексте развития национально.

1 См.: Билимович А. Д. Критикам И.А.Ильина // И. А. Ильин. Собр.соч.: В 10-томах. Т.5. — М., 1996. — С. 449−451- Кейхель Э. К. Мыслитель воли // Там же. — С. 455−456- Струве П. Б. Дневник политика. — № 7, — № 82 // Там же. — С. 306−307, — С. 401−402, и др.

См.: Даватц В. Х. Сопротивление злу // И. А. Ильин. Собр.соч.: В 10-томах. Т.5. — М., 1996. — С. 312−319- Карташев А. В. И. А. Ильин о сопротивлении злу силой // Там же. -С. 367−368- Митрополит Антоний (А.П.Храповицкий). О книге И. А. Ильина («О сопротивлении злу силой») // Там же. — С. 368−373.

3 См.: Военно-полевое богословие // И. А. Ильин. Собр. соч.: В 10-томах. Т.5. — М., 1996. — С. 376- Праведник // Там же. — С. 377−378. Зеньковский В. В. По поводу книги И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой» // Там же. — С. 433.

4 См.: Полторацкий Н. П. И. А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силою // И. А. Ильин. Собр. соч.: В 10-томах. Т. 5. — М., 1996. — С. 479−528- Он же. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение // Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. — М., 2001. — С. 243−524- Он же. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сборник статей. Нью-Йорк, 1998; Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И. А. Ильина // Русская литература в эмиграции / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питсбург, 1972; Редлих Р. Н. О сопротивлении злу силою по И. А. Ильину // И. А. Ильин. Собр. соч.: В 10-томах. Т. 5. — М., 1996. — С. 462 479, и др. политической мысли России начала XX века, органически связывая его с настоящим и будущим России. Попытку рассмотреть наследие ученого с аналитической позиции предпринял и другой представитель русской эмиграции — Н.О. Лосский1.

Следует отметить, что, хотя работы И. А. Ильина не публиковались в СССР, тем не менее, отклики на его творчество появлялись, причем л только с критических позиций (М.Е. Кольцов) .

Сегодняшние российские авторы, приверженцы воззрений И. А. Ильина, видит в нем не только идеолога белого движения и не столько философа, сколько предсказателя всех тех катаклизмов, которые произошли с коммунистической идеологией в России в конце 80-х — 90-х годах XX века и привели к распаду Советского Союза. Они выступают за реализацию разработанной И. А. Ильиным в 20-х — 30-х гг. прошлого столетия концепции государственности, в основе которой лежит православие (О.А. Платонов и др.)3.

Исследование литературы по избранной теме показало, что воззрения И. А. Ильина на роль культуры и религии в национальном возрождении России сегодня еще только становятся предметом специального изучения, причем тон задают преимущественно сторонники апологетического подхода к творчеству мыслителя, а это неизбежно упрощает и обедняет представление о глубоком, разностороннем и во многом противоречивом творческом наследии философа.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей диссертации является анализ теоретических работ И. А. Ильина, посвященных исследова.

См.: Лосский Н. О. И. А. Ильин // История русской философии. — М., 1991. — С. 493 495.

2 См.: Кольцов М. Е. Омоложенное Евангелие // И. А. Ильин. Собр. соч.: В 10 томах. Т.5.-М., 1996.-С. 301−303, и др.

3 См.: Платонов О. А. И. А. Ильин // Святая Русь: Энциклопедический словарь / Сост. О. А. Платонов. — М., 2000. — С. 318−320- Он же. Русская цивилизация. — М., 1995. нию сущностных черт государства, культуры, церкви, и их взаимоотношениям и роли в эпоху социокультурных кризисов.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— выявить круг основных работ И. А. Ильина, в которых рассматривается соотношение культуры и религии, государства и церкви, а также особенности эволюции взглядов философа на эти проблемы;

— выявить, исследовать и систематизировать работы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся данной проблематики в трудах И. А. Ильина;

— уточнить содержание и сущность ключевых понятий при рассмотрении взаимосвязи культуры и религии используемых И. А. Ильиным: культура, кризис, цивилизация, прогресс, религия, духовность, патриотизм, национализм, государство, церковь;

— раскрыть понимание И. А. Ильиным кризиса культуры, его причин и последствий, а также путей выхода из него;

— проанализировать и охарактеризовать заявленную в теме диссертации позицию И. А. Ильина и определить ее адекватность современной социокультурной ситуации;

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является творчество И. А. Ильина в системе социокультурных координат XX и XXI вв. Предмет исследования представляют собой идеи, взгляды И. А. Ильина на проблемы взаимодействия культуры, государства, церкви в сопоставлении с решением данных проблем другими представителями российской гуманитарной науки и общественности.

Методологическая основа исследования: Основой исследования философского творчества И. А. Ильина служит сравнительно-исторический метод с применением принципов объективности, а также системного, комплексного подхода к изучению и анализу наследия ученого. Работа выполнена на базе диалектического метода познания, который дает возможность многогранного и всестороннего анализа предмета исследования.

Кроме изучения работ, непосредственно касающихся творчества И. А. Ильина, тема диссертационного исследования потребовала обращения к фундаментальным трудам по вопросам культуры как русских философов-эмигрантов (Н.А. Бердяев, Ф. А. Степун, C.JI. Франк, Г. Г. Шпет и др.), так и западноевропейских (О. Шпенглер и др.)1.

В то же время раскрытие идей, концепций, взглядов И. А. Ильина, а также их развития было бы невозможным без привлечения не только значительного философского, но и исторического, культурологического маЯ териала, посвященного как проблемам духовности2, так и проблемам взаимоотношений религии и культуры3. Кроме данных публикаций, в диссертации использованы труды, анализирующие общественно-политическую деятельность церкви, раскрывающие проблемы государственно-церковных отношений в сфере свободы совести4, а также исследования религиоведческого и социологического характера5, библиографи.

1 См.: Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М., 1991. -С. 294−310- Он же. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах. Т. 1. -М., 1994; Он же. Философия неравенства. — М., 1999; Он же. Царство духа и царство кесаря. — М., 1995; Булгаков — С. Н. Свет Невечерний. Созерцание и умонастроение. -М., 1994; Степун Ф. А. Освальд Шпенглер и Закат Европы. — М., 1922. — С. 23−31;

V> Франк — С. JI. Кризис западной культуры // Там же. — С. 53 — 60- Шпет Г. Г. Сочинения. — М., 1989; Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1992, и др.

2 См.: Канапацкий А. Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2. — С. 201−211. Лекторский В. А. Духовность, художественное творчество и нравственность // Вопросы философии. 1996.. — № 2. — С. 31−45- Симонов П. В., Ершов П.- М., Вяземский Ю. М. Происхождение духовности. — М., 1989; Фетискин В. В. Материальное и духовное в деятельности человека // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 6. — С. 145−161, и др.

3 См.: Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х томах. Т.1. Ч. 1. -М., 1993; Угринович Д. Н. Искусство и религия. — М., 1983, и др.

4 См.: Никольский Н. М. История русской церкви. — М., 1985; Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. — М., 1993; Русское православие: вехи истории. — М., 1989, и др.

5 См.: Гараджа В. И. Религиеведение. — М., 1995; Он же. Социология религии. — М., 1996; Кудрина Т. А. Россия и культура // Государственно-церковные отношения в Рос.

1V/ сии: Курс лекций. Ч. II. — М., 1995. — С. 190−219- Лопаткин Н. А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. — М., 2001; Яблоков И. Н. Религиоведение. — М., 1998, и др. ческая, справочная литература. Особый интерес в диссертационном исследовании представляет сопоставление официальной позиции Русской православной церкви (РПЦ)1, обозначенной ею в своей социальной доктрине, с решением тех же проблем в творчестве И. А. Ильина.

Основные результаты и научная новизна исследования:

— рассмотрено влияние исторических событий на творческую эволюцию И. А. Ильина, его мировоззрение в период социокультурного кризиса;

— обозначен круг исследователей творчества И. А. Ильина в контексте заявленной темы диссертации как отечественных (советских и российских), так и зарубежных, в том числе и русских эмигрантов. Определено их отношение к взглядам и общественной деятельности И. А. Ильина;

— отобраны, систематизированы, проанализированы работы И. А. Ильина, в которых отражено понимание ученым таких ключевых понятий, как культура, цивилизация, кризис, прогресс, религия, духовность, патриотизм, национализм, государство, церковь и их соотношение между собой;

— проанализировано своеобразие видения И. А. Ильиным генезиса отношений между религией и культурой, государством и церковью как одного из вариантов трактовки исторического и культурного развития России в сравнении с точками зрения по данному вопросу других представителей светской науки и богословия;

— рассмотрено понимание духовности И. А. Ильиным как религиозной основы национального возрождения России;

1 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2001; Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Через духовное обновление русского народа — к его национальному возрождению. Доклад на Втором Всемирном Русском Соборе. -М., 1995.

— выявлены и соотнесены особенности взглядов И. А. Ильина и РПЦ на роль православия и культуры в контексте проблемы национального возрождения России;

— обозначены созвучные и адекватные сегодняшнему времени идеи И. А. Ильина о преемственности культуры, необходимости контроля над цивилизационными процессами, формировании качественно нового человека, в котором стремление к нравственному совершенствованию будет превалировать над эгоистическими, в том числе материальными желаниями.

Положения, выносимые на защиту:

1. В конца XX — начале XXI вв. возрос интерес к творчеству И. А. Ильина. Он приобретает разносторонний и системный характер, что проявляется, в том числе, в различных подходах к изучению наследия ученого, неоднозначном понимании актуальности идей философа для сегодняшней России. Если в первой трети XX в. преобладало критическое отношение к воззрениям И. А. Ильина, то сегодня многими исследователями его творчества и частью политической элиты высказываются преимущественно позитивные оценки творческого наследия и личности ученого. Господство данной позиции по мнению диссертанта объясняется тем социокультурным кризисом, в котором оказалось российское государство на рубеже XX—XXI вв. вследствие очередной радикальной смены общественно-политических устоев.

2. И. А. Ильин стал разрабатывать тему уникальности, мировой значимости русской монархической государственности, русской культуры, основанной на православии, только в эмиграции. Такая резкая смена его взглядов от демократически-либеральных к консервативным промонархическим произошла под влиянием исторических событий первой половины XX в., активным участникам которых он был. Свою концепцию возрождения России И. А. Ильин разрабатывал как антитезу светской государственности, демократии западного образца, материализму и атеизму, породившим, по его мнению, большевизм и теорию «пролетарской культуры». Именно такая жизненная позиция позволила ученому создать религиозно-философскую идеологию белого движения.

3. В основе идеи И. А. Ильина о постбольшевистском возрождении России лежит понимание кризиса культуры как утраты веры в Бога, а религии как матрицы культуры, «надсмотрщицы» над цивилизацией. Именно отход каждого конкретного человека от религии, проявляющийся в погоне за благами цивилизации, а не духовное, то есть религиозное, самосовершенствование, привел социум к потребительству и созданию секуляризированного, светского общества, заинтересованного, чтобы существовать, в войнах, революциях и т. д. И. А. Ильин, в противовес марксизму, ориентированному на общество, коллектив, ставил в центр своей системы человека, личность как носителя духовного, нравственного начала. Поэтому он так подробно разрабатывал темы добра и зла и духовности.

4. Определяя в качестве главной функции культуры связь между прошлым и будущим, развивая идею уникальности русской культуры, ее мировой значимости, И. А. Ильин, отводит православию роль мессии. Именно православие, по мнению философа должно вывести как западноевропейские государства и их культуру, так и Россию и русскую культуру из кризиса, порожденного безбожием. Под национальным возрождением России у И. А. Ильина подразумевается: восстановление монархии, возведение православия в ранг государственной идеологии, воссоздание религиозной культуры, и на ее основе утверждение патриотизма, национализма, формирование качественно нового человека. Поскольку внутренний мир человека является вместилищем нравственных чувств, религиозности, то И. А. Ильин считает, что воспитание должно быть религиозным, а образование строиться на основе православно-христианского мировоззрения.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая и практическая значимость диссертации, выполненной на стыке религиоведения, культурологии, и социальной философии, определяется тем, что в ней раскрывается специфика культурологических воззрений И. А. Ильина на характер взаимосвязи религии и культуры, роль религии и конкретно православия в укреплении российской государственности и национального самосознания русского народа, что углубляет представления об И. А. Ильине как о русском религиозном философе и культурологе и является определенным вкладом в изучение его творческого наследия.

Материалы диссертации, ее выводы и положения могут быть использованы в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, а также в научно-исследовательской деятельности.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации нашли свое отражение в серии научных публикаций автора, а также апробированы в выступлениях на ряде республиканских научно-практических конференций в 1997;2004 гг., религиозно-философских чтениях, при чтении курсов по культурологии и истории в Ивановской государственной архитектурно-строительной академии.

Диссертация обсуждена на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и рекомендована к защите. Основные положения работы изложены диссертантом в 9-ти публикациях общим объемом в 2,4 п. л.

Структура работы подчинена логике исследования, его целям и задачам и включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников и литературы.

Заключение

.

Конец ХХ-начало XXI вв. ознаменовались глубоким социокультурным кризисом российской государственности, вызванного поиском обществом путей выхода на новую ступень развития. Главными чертами кризиса стали: крушение коммунистических идеалов и ценностей, а также атеизма. Одновременно с этим произошел уход государства из сферы идеологии. Возрос интерес к религии. Общество стало мировоззренчески разнообразным.

В связи с перечисленными изменениями возникла потребность в выработке концепции национального развития России. Она формируется на основе сопоставления и анализа с традициями и системами ценностей прошлого, переосмысление точек зрения, взглядов на проблемы взаимоотношений культуры, религии, государства как ученых отечественной, так и зарубежной русской школы философии, одним из представителей которой является и И. А. Ильин. Изучение идей философа о взаимосвязи религии и культуры, духовности, роли религии в вопросах просвещения и формирования чувства патриотизма имеет важное научно-теоретическое значение не только для осмысления развития российской государственности в XXI веке, но и для создания целостной картины развития русской философской мысли предыдущего столетия.

Исследование взглядов И. А. Ильина на взаимосвязь религии и культуры дает основание утверждать, что обозначенные дефиниции у ученого органически взаимосвязаны, как генетически, так и онтологически. Такой подход к культуре сформировался у философа в противовес распространенной в советское время упрощенной трактовке религии как явления, находящегося вне культуры или противопоставляющегося ей (антикультура). Истоки такого подхода находятся в вульгарном марксизме.

И.А. Ильин, как и ряд других представителей русской богословско-философской мысли (о. П. Флоренский), выводит происхождение культуры из религии, вследствие чего отказывает светской культуре на равноценное с религиозной культурой существование и общественное значение. Позиция ученого по этому вопросу является одной из точек зрения философской и богословской мысли.

Суть положений, высказанных И. А. Ильиным по проблеме кризиса культуры, заключается в определении данного явления как отхода человека от веры. Именно процесс секуляризации приводит к бездуховности, которая проявляется, прежде всего, в погоне человека за материальными благами, к потере нравственных ориентиров в жизни, а значит, и ее смысла. Для ученого вопрос о духовности имеют аксиологический статус. Любовь, Вера и Добро для И. А. Ильина — абсолютные ценности, которые выше самой жизни. Данная позиция противостоит восприятию жизни человека как высшей ценности (антропоцентризм), берущий свое начало из эпохи Возрождения и получивший широкое распространение в период научно-технической революции, как в Западной Европе, так и в России (СССР).

Принимая точку зрения И. А. Ильина на духовность как доминирующую составляющую в формировании качественного человека, следует отметить, что имеет право на существование и другая позиция по этой проблеме. Она понимает под бездуховностью не отступление от религии, а нарушение принципов социальной справедливости и общепринятых норм нравственности, что находит подтверждение в современной российской ситуации: рост преступности, безграмотности, смертности, безнадзорности детей и т. д., которые происходят на фоне усиления влияния православия на духовную жизнь общества.

В творчестве И. А. Ильина самое большое внимание со стороны как исследователей, так и общества, привлекает позиция ученого по проблеме патриотизма. Его точка зрения искренна, т.к. выстрадана философом вдали от отечества. Чувство патриотизма И. А. Ильин определяет как любовь к родине. Такое определение термина принимаемо современным обществом. Но, с другой стороны, основу патриотизма у И. А. Ильина создает высшая религиозная духовная ценность (Любовь), религиозная однородность народа (православие) и верность государственно-культурной традиции (монархия).

Безусловно, большинство современного российского общества воспринимает на сегодняшний день патриотизм как несомненную ценность, несмотря на то, что это восприятие было деформировано и поляризовано в процессе развала СССР и социально-политической трансформации общества. Суть проблемы заключается в том, что население России не связывает идею патриотизма с монархической идеей, а немалая часть общества не принимает ее в единстве с православием. Позиция И. А. Ильина излишне политизирована, идеологизирована, клерикализирована.

Немало внимания в своем творчестве уделяет ученый и проблемам педагогики. Принципы, заложенные им в систему воспитания, развивают в ребенке гражданственность, патриотизм, трудовую и творческую активность, дисциплинированность и т. д., т. е. нацелены на создание качественной, высоконравственной личности. В целом с такой концепцией трудно не согласиться, но, как основой патриотизма, так и основой воспитания, И. А. Ильин видит опять-таки только православие. И. А Ильиным в разработке своей педагогической теории не учитываются достижения педагогов-практиков, как дореволюционной (К.Д. Ушинский), так и советской (А.С. Макаренко) России. Современная практика показывает, что российское общество мировоззренчески разнообразно, и неоднозначно воспринимает появление религии в системе образования.

Таким образом, под национальным возрождением России И. А. Ильин понимал восстановление культурно-исторической преемственности на основе православия, что, по его мысли, должно было привести к воспитанию в каждом человеке истинно религиозной нравственности, правосознания и чувства собственного достоинства, к созданию здоровой нации. Прогнозируя появление такого государства после падения власти большевиков, ученый предполагал увидеть государство сильным и крепким. Прогнозы ученого сбылись лишь отчасти.

СССР, калькировавший по территориальному признаку Российскую империю (Родину ученого), перестал существовать вместе с монополией коммунистической идеологии. Не появился и качественный человек, несмотря на заметный рост религиозности и толерантности по отношению к инакомыслию в обществе. Наоборот, произошло резкое снижение качества жизни, а также качества людей, что привело к беспрецедентному расцвету коррупции во всех эшелонах власти, преступности и бездуховности. И. А. Ильин видит будущее нашей страны только в Лекторе христианизации, категорически не принимая никаких других точек зрения, что делает его позицию в этом вопросе неадекватной реалиям социокультурного развития России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2001. — 143 с.
  2. И.А. Борьба за Россию. Собр. соч.: В 10 тт., Т.9 10. — М., 1999. — С. 317 — 415.
  3. И.А. Взгляд в Даль. Книга размышлений и упований. Собр. соч.: В 10 тт., Т.8. М., 1999. — С. 343 — 561.
  4. И.А. Идея ранга I. Собр. соч.: В 10 тт., Т.2. Кн.1. М., 1993. -С. 352−355.
  5. И.А. Идея ранга II. Собр. соч.: В 10 тт., Т.2. Кн.1. М., 1993. -С. 355−369.
  6. И.А. Кошмар Бердяева. Необходимая оборона. Собр. соч.: В 10 тт., Т.5. М., 1996. — С. 236−243.
  7. И.А. Кризис безбожия. Собр. соч.: В 10 тт., Т.1. М., 1996. -С. 333−358.
  8. И.А. Надо готовить грядущую Россию. Собр. соч.: В 10 тт., Т.2. Kh.II. М., 1993. — С.70−74.
  9. И.А. О возрождении 1.Собр. соч.: В 10 тт., Т.2. Кн.Н. М., 1993. -С. 58−60.
  10. Ю.Ильин И. А. О возрождении П.Собр. соч.: В 10 тт., Т.2. Кн.Н. М., 1993.-С. 60−63.
  11. П.Ильин И. А. О грядущей диктатуре. Собр. соч.: В 10 тт., Т.2. Кн.1. М., 1993.-С. 457−461.
  12. И.А. О национальном призвании России. Собр. соч.: В 10 тт., Т.7-М., 1998.-С. 373−414.
  13. И.А. О православии и католичестве I. Собр. соч.: В 10 тт., Т.2. Кн.1. М., 1993. — С. 383 — 386.14
Заполнить форму текущей работой