Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политическое манипулирование в сфере экологической безопасности в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня механизм обеспечения экологической безопасности страны и ее регионов, в своей основе строится на принципах и методах, заложенных технократическим подходом, что имеет под собой достаточно серьезные основания: причинение экологического вреда тесно связано с развитием техносферы. По нашему убеждению, решение проблемы обеспечения экологической безопасности связано не только со снижением… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Политическое манипулирование в сфере экологии: теоретические подходы к исследованию
  • Раздел II. Экологическая безопасность как ресурс политического манипулирования
  • Раздел III. Институциональные и социокультурные основания политического манипулирования экологическими проблемами

Политическое манипулирование в сфере экологической безопасности в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На современном этапе существования человеческой цивилизации одной из проблем, оказывающей непосредственное влияние на ее развитие, является обеспечение экологической безопасности. Решить данную проблему, опираясь только на достижения технического прогресса, невозможно, так как сфера экологической безопасности, выступая одним из компонентов системы национальной безопасности, находится в прямой зависимости от политики и во многом ее обусловливает. Требуются кардинальные преобразования в социально-экономической сфере, привлечение серьезных финансовых ресурсов, вдумчивая проработка идейных основ государственной экологической политики, выработка нормативно-правовой базы в сфере экологических отношений. Более того, помимо создания новой институциональной, нормативно-правовой и технологической базы, необходимы и изменения преобладающих в обществе ценностей, представлений и приоритетов, то есть, по сути, трансформация всей парадигмы общественного развития. В связи с вышеуказанным решение проблем экологической безопасности приобретает политический характер.

В политологическом смысле проблема экологической безопасности — это проблема адекватности модели политической организации современной цивилизации условиям и перспективам ее развития. Сегодня в российских политических кругах преобладает мнение, что с помощью демократически ориентированной политики (социальной, экономической, экологической и пр.) можно решить все сегодняшние проблемы по усмотрению тех, кто ее вершит. Политизация экологических проблем делает их инструментом борьбы за власть, средства и методы которой, принятые в демократическом обществе, основываются на моральном и психологическом воздействии на оппонентов. В сфере экологической безопасности — это эксплуатирование существующих в массовом сознании стереотипов отношения к природе, создание на их основе экологических мифов и использование их в политических целях. В этой связи представляется актуальным исследование взаимовлияния политики и экологии как с позиций обеспечения национальной безопасности РФ, так и с позиций логической связи между политическим манипулированием экологическим сознанием и функционированием субъектов политики в российском политическом пространстве.

В научном отношении тема актуальна еще и с точки зрения оценки эффективности государства и гражданского общества в противодействии этой манипуляции. Выявление и исследование причин, средств и методов политической манипуляции экологическим сознанием позволит лучше понять, к чему мы пришли за годы демократических преобразований, внести коррективы в политику обеспечения экологической безопасности для устойчивого развития России и ее регионов.

Степень научной разработанности проблемы.

Современными политологами достаточно глубоко и детально изучены теоретические вопросы политического манипулирования общественным сознанием, детально разработаны технологии и механизмы этого процесса. Одновременно всесторонне исследованы проблемы экологической безопасности как составной части национальной безопасности государства. В то же время, комплексные научные исследования возможностей и направлений политического манипулирования экологическими проблемами практически отсутствуют. Также недостаточно изучена экологическая безопасность общества — как ресурс политического манипулирования в современной России, ее институциональные и социокультурные основания. В связи с данными обстоятельствами для целостного объективного раскрытия темы и максимальной реализации целей и задач диссертационного исследования потребовалось обращение к весьма широкому кругу научной литературы, прямо или опосредованно анализирующей интересующую нас проблематику. В итоге все публикации можно разделить на несколько групп.

Первую группу составили научные труды общетеоретического, методологического характера, анализ которых помог составить общее представление об актуальных направлениях в исследовании экополитической проблематики в целом, а также определиться с общими методологическими принципами собственного исследования. К данной группе исследований можно отнести труды таких известных российских ученых, как Д. Ефременко, С. Капица, Г. Косов, А. Костин, Н. Моисеев, И. Сосунова, А. Урсул, А. Шилов и.

Отдельным направлением в данной группе следует выделить работы зарубежных и отечественных ученых, исследовавших трансформацию социального порядка с позиций социально-экологического риска: У. Бека, Э. Гидденса. А. Мозговой, О. Яницкого2.

Эти работы приобрели особую научную ценность для настоящего исследования, поскольку актуализировали экополитологическую проблематику для современного общества, показали ее сложность и злободневность, представили характеристику современного российского экополитического процесса с точки зрения разных методологических подходов. Однако проблемы манипуляции экологическим сознанием в данных работах всесторонне не изучены.

Вторую группу составили научные труды, оказавшие существенное влияние на формирование фактологической и аналитической базы диссертационного исследования. Важную роль в познании российской.

1 Ефременко Д. В. Возникновение и эволюция предметной области экополитологии в контексте политических проблем глобального развития. — Дисс. д-ра полит, наук. — М., 2007; Капица С. П. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле: очерк теории роста человечества. — М., 1999; Косов Г. В. Экологическая составляющая политического процесса. — Автореф. дисс. .д-ра. полит, наук. — Ставрополь, 2005; Костин А. И. Общее достояние человечества и политика // Вестник МГУ. — 2004. № 2- Моисеев Н. Н. Размышления о современной политологии. — М., 1999; Сосунова И. А. Экология, экономика, социум: тенденции, перспективы. — М., 2002; Урсул А. Д. Государство в стратегии устойчивого развития. — М., 2000; Шилов А. С. Становление экополитологии как новой области политической науки. — М., 2004.

2 Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. — М.: Прогресс-Традиция, 2000; Гидценс Э. Судьба, риск и безопасность // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. — М., 1994. Вып.5- Мозговая А. В. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания // Риск в социальном пространстве. — М., 2001; Яницкий О. Н. Социология риска. — М., 2003. специфики проявления экологических проблем в их тесном взаимодействии с социально-экономическими, политическими, правовыми, культурными факторами сыграли исследования О. Аксеновой, Д. Афиногенова, А. Болотовой, А. Васильева, Е. Глушенковой, А. Кадомцевой, Т. Митрохиной, О. л.

Пермяковой А. Стегния, Н. Шулениной и др. Данные работы содержат глубокий и всесторонний анализ факторов и этапов институционализации российской экологической политики, что позволило нам изучать политическое манипулирование экологической безопасностью в контексте общих проблем политического развития российского государства, а также выделить институциональные основания этого процесса.

В отдельную группу следует выделить исследования авторов, всесторонне раскрывающих теоретические основания экологической и национальной безопасности. К ним относятся труды О. Артюхина, Д. Велиевой, В. Грачева, Е. Ермаковой, В. Труханова, К. Феофанова, А. Хабецкого и др.4.

Аксенова О. В. Возникновение экомодернизационных тенденций в России в 1990; е годы. — М., 2002; Афиногенов Д. В. Свобода, наука, природа (Об истоках глобального экологического кризиса) // Общественные науки и современность. — 2001. № 4- Болотова А. А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России // Общественные науки и современность. — 2002. № 1- Васильев А. Зеленая политика: проблема и структура // Pro et contra. — 2002. Т.7. № 1- Глушенкова Е. И. Гражданское общество и политический процесс (на примере экологического движения). — М., 2000; Кадомцева А. Е. Экологическая функция современного российского государства. — Саратов, 2001; Митрохина Т. Н., Сорокина Ю. В., Тупиков А. В. Экология и политика в современном обществе. — Саратов, 2003; Пермякова О. Г. Экологическая составляющая российского политического процесса. — Автореф. дисс. канд. полит, наук. — Чита, 2007; Стегний А. Г. Экологическое движение как фактор институализации экологических интересов // Россия: Центр и регионы. — М., 2002. Вып.8- Шуленина Н. В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2003. № 4.

4 Артюхин О. А. Экологическая составляющая национальной безопасности современной России. — Автореф. дисс. .канд. полит, наук. — Ростов н/Д, 2006; Велиева Д. С. Экологическая безопасность в России. — Саратов, 2006; Грачев В. А. Гуманитарный механизм обеспечения экологической безопасности страны // Экос-информ. — 2000. № 9−12. Т.2- Ермакова Е. Е. Особенности развития общества на современном этапе и безопасность России // Безопасность Евразии. — 2002. № 2- Труханов В. А. Система национальной безопасности: влияние социального фактора (на примере казачества). — Дисс.. д-ра полит, наук. — Саратов, 2003; Феофанов К. А. Институциональные механизмы обеспечения цивилизационной безопасности России // Социально-гуманитарные знания. — 2006. № 4- Хабецкий А. И. Информационные императивы военной безопасности России (политологический анализ). — Дисс. канд. полит, наук. — Саратов, 2006.

Большое значение для нашего диссертационного исследования сыграли работы авторов, исследующих социокультурный фактор экологических процессов в современной России, выделяющих основные тенденции формирования экологической культуры российского общества, изучающих экологическую, составляющую политической культуры, возможности экологизации общественного сознания. Здесь следует отметить труды И. Данилиной,. В. Деларю, А. Киселева, Е. Когай, Д. Резенковой, Е. Салова, В. Семеновой, Е. Сигаревой и др.5.

Следующую группу исследований составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в разработку теоретических представлений о феномене манипуляции сознанием. Здесь отдельно стоит выделить работы известных философов, занимающихся глубоким и всесторонним осмыслением феномена манипуляции, например труды X. Ортега-и-Гассета, Г. Шиллера6. Также большое значение для исследования заявленной проблематики сыграли труды ученых, разработавших различные аспекты психологии политического манипулирования: А. Лебедева-Любимова, Д. Ольшанского, А. Юрьева, Л. Войтасика, Э. Канетти, Г. Лебона и 7 других. Их работы позволили изучить закономерности массовой психологиии механизм ее использования субъектами политики с целью манипулирования массами. К этой же большой группе работ можно отнести исследования Н.

5 Данилина И. Р. Формирование экологической культуры // На пути к устойчивому развитию. 2001. № 3- Деларю В. В. Социальная экология и массовое сознание. — М., 2000; Киселев А. И. Эколого-духовные основы самобытного развития России // Безопасность Евразии. — 2003. № 3- Когай Е. А. Человек и природа: ценностные регуляторы экологического сознания. — М., 2001; Резенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования. — Дисс. канд. философ, наук. — М., 2001; Салов Е. И. Экологическая культура как основание современной цивилизационной трансформации// Безопасность Евразии. — 2003. № 3- Семенова В. Г. Экологическая составляющая политической культуры российского общества. — Дисс.. канд. полит, наук. — Саратов, 2004; Сигарева Е. В. Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация. — Дисс. канд. философ, наук. — Кемерово, 1999.

6 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. — М., 1991; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980.

7 Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. — СПб., 2007; Ольшанский Д. Психология масс. — СПб, 2001; Юрьев А.

Введение

в политическую психологию. — СПб., Q.

Баранова, С. Кара-Мурзы, А. Цуладзе, Н. Шестова. Однако, исследуя в своих работах основания и ресурсы политической манипуляции, обозначая новые подходы к пониманию этого феномена, данные авторы напрямую не обращаются к проблеме манипуляции экологическим сознанием.

К следующему направлению следует относить ученых, прямо или косвенно затрагивающих в своих трудах практическую сторону манипуляции в политическом процессе. Это ученые-политологи Р. Бусаргин, С. Вилков, Е. Егорова-Гантман, В. Елева, С. Лисова, К. Плешаков, Г. Почепцов, В. Полуэктов и другие9. Их работы позволили соединить теоретические представления о политической манипуляции с практикой ее применения в России, конкретизировать формы и методы, получить представления о субъектах манипуляции. При этом экологическая безопасность как возможный ресурс политической манипуляции ими не рассматривается.

В отдельную группу следует выделить работы авторов, исследовавших механизмы формирования общественного мнения, политико-правовые аспекты функционирования институтов гражданского общества и их взаимодействие с органами государственной власти. Данные работы изучались нами с позиций исследования проблем манипуляции экологическим сознанием. Это работы И. Андроновой, М. Барабанова, А. Демидова, А. Демчук, С. Ефимовой, Е. Лысюк.

1992; Войтасик JI. Психология политической пропаганды. — М., 1981; Канетти Э. Психология и психоанализ власти. — Самара, 1999; Лебон Г. Психология народов и масс. — М., 2000.

8 Баранов Н. А. Национальные аспекты популизма как метода политической борьбы. — Дисс.. канд. полит, наук. — СПб., 1998; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М., 2007; Цуладзе А. Политическая мифология. — М., 2003; Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. — М., 2000; Шестов Н. И. Политический миф теперь и прежде. — Саратов, 2003.

9 Бусаргин Р. В. Влияние информационных технологий на массовое сознание россиян (этнополитические интенции). — Автореф. .дисс. канд. полит, наук. — Саратов, 2006; Вилков С. В. Имиджевые технологии на выборах регионального уровня в России. — Дисс.канд. полит, наук. — Саратов, 2006; Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. — М., 2002; Елева В. И. Манипулирование массовым политическим сознанием: анализ репрезентаций проявлений, разновидностей и технологий. — Дисс. .канд. полит, наук. -Ростов н/Д., 2003; Лисова С. Ю. Манипуляции массовым сознанием в политической рекламе: региональный аспект. — Дисс. .канд. полит, наук. — М., 2004; Почепцов Г. Г. Информационно-политические технологии. — М., 2003; Полуэктов В. В. Полевые и манипулятивные технологии. — М., 2003. и др.10 Несмотря на то, что это самостоятельная и достаточно обширная тематика, в них содержатся сведения, которые помогли нам понять отдельные моменты политической манипуляции в деятельности субъектов российской политики и соотнести их со сферой экологической безопасности.

Отмечая значительный вклад исследователей в изучение феноменов политической манипуляции и экологической безопасности, следует подчеркнуть, что в комплексе эти проблемы исследованы крайне недостаточно. Актуальность рассматриваемой проблемы, состояние ее научной разработанности предопределили постановку цели диссертационного исследования. Целью диссертации является выявление и анализ институциональных и социокультурных оснований политической манипуляции проблемами экологической безопасности в современной России.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие научные задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению политического манипулирования экологическими проблемами, выделить основные способы, механизмы и инструменты манипуляции экологическим сознанием.

2. Изучить особенности проблем экологической безопасности как ресурса политического манипулирования в современной России.

3. Выявить основные направления политического манипулирования экологическими проблемами в деятельности институтов российской государственной власти и гражданского общества.

10 Андронова И. В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России. — Дисс. д-ра полит, наук. — Саратов, 2004; Барабанов М. В. Роль и место политических партий в формировании государственной власти // Социально-гуманитарные знания. — 2006. № 5- Демидов А. И. Реализм как принцип правовой политики // Правоведение. — 1997. № 4- Демчук A.JI. Экологическая проблематика в деятельности политических партий // Власть. — 2003. № 12- Ефимова С. С. Механизм формирования общественного мнения о власти в современной России. — Автореф. дисс. канд. полит, наук. — Саратов, 2007; Лысюк Е. С. Общественное мнение в процессе демократизации современной России. — Автореф. дисс. канд. полит, наук. — Саратов, 2007.

4. Проанализировать социокультурные предпосылки политического манипулирования экологическими проблемами в современном российском обществе.

5. Сформулировать возможные способы противодействия политической манипуляции общественным сознанием в сфере экологии.

Объект исследования: проблема экологической безопасности как основа манипулятивных действий в сфере политики.

Предмет исследования: институциональные и социокультурные основания политического манипулирования экологическими проблемами.

Теоретико-методологической основой исследования служат принципы системного подхода Т. Парсонса, в рамках которого экологическая безопасность рассматривается как элемент социальной системы в комплексе политических, экономических и социокультурных ее составляющих. При этом автор ориентируется на системные и структурно-функциональные методы научного познания общества и политики. Кроме того, диссертационное исследование опирается на концепцию экологизации современной политики, разрабатываемую Н. Моисеевым и Г. Косовым, а также на концепцию современного «общества риска» У. Бека, переосмысленную отечественными учеными А. Шиловым, О. Яницким. В совокупности они позволили объективно изучить эволюцию и современный характер отношений общества и природы, рассмотреть причины и особенности применения манипуляции массовым экологическим сознанием в политических целях.

Структурно-функциональный метод применялся при анализе феномена экологической безопасности в контексте его влияния на обеспечение национальной безопасности. Институциональный и сравнительный методы применялись при анализе и сравнении потенциальных и реальных возможностей субъектов политики по использованию ими проблем экологической безопасности во внутриполитическом процессе, возможностях воздействия на экологическое сознание населения. Также в исследовании применялся культурологический метод для оценки влияния общей и политической культуры на формирование экологического сознания, одобрения и поддержки политических решений, направленных на обеспечение экологической безопасности общества. При изучении содержания и оценки предвыборных программ субъектов политики, информации о политических предпочтениях электората применялся контент-анализ.

Изучая возможность манипулирования экологическим сознанием населения в местах расположения объектов по уничтожению химического оружия, автор использовал такой метод прикладной социологии, как опрос. Гипотеза исследования состояла в том, что большинство населения, проживающего рядом с потенциально опасными, с точки зрения обеспечения экологической безопасности, объектами, имеет слабые представления об особенностях их функционирования, что позволяет организовать направленное воздействие на массовое сознание. Опрос проводился в поселке Леонидовка Пензенской области в марте 2007 года. В нем участвовало 60 респондентов из групп профессиональной подготовки для работы на объекте по уничтожению химического оружия (УХО), набранных из числа местных жителей и семей военнослужащих. Полученные эмпирическим путем данные позволили сделать выводы об экологических представлениях населения, его отношении к уничтожению химического оружия, выявить практический аспект направленности манипуляции сознанием с помощью проблем экологической безопасности.

Сложность и многогранность изучаемой проблемы определили выбор источников исследования, которые дифференцированы по характеру и содержанию. Диссертационное исследование базируется на широком круге источников, которые можно подразделить на несколько групп.

Во-первых, это документы, служащие основой для обеспечения национальной безопасности и экологической политики. К ним относятся: Концепция национальной безопасности Российской ФедерацииФедеральный закон «О безопасности" — Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитиюЭкологическая доктрина Российской ФедерацииУказы.

Президента России «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», «О переходе Российской Федерации на путь устойчивого развития" — ежегодные Послания Президента России Федеральному Собранию.

Во-вторых, это документы, устанавливающие правовые основы механизма обеспечения национальной и экологической безопасности. Это Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности», Постановления Правительства России и Саратовской области «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды», «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», «Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006;2008 годы)», «Вопросы комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области». Эти нормативные и правовые документы создали определенный базис аналитической работы, позволили сформировать авторское представление о легитимной основе функционирования субъектов в сфере экологической безопасности, а также в сфере политики.

В-третьих, это материал, в котором представлены позиции субъектов политики по проблемам обеспечения экологической безопасности: предвыборные программы политических партий и движений, отдельных политиков, буклеты с их политической рекламой и листовки. Исследование данной группы источников позволило осмыслить соотношение между нормативно закрепленным и реально складывающимся отношением субъектов политики к обеспечению экологической безопасности.

В-четвертых, это электронные источники информации глобальной сети Интернет: официальные сайты отдельных политиков, политических партий, экологических движений и организаций, а также электронные информационные издания, содержащие в себе экспертные оценки в отношении названных субъектов политического процесса.

Особую группу источников составили данные различных социологических исследований (опросов общественного мнения, экспертных опросов, фокус-групп), проводимых такими центрами, как ВЦИОМ, ФОМ, а также результаты собственного социологического исследования.

Научная новизна исследования заключается в самом выборе темы и структуре ее анализа, полученных научных результатах. В содержательном плане научная новизна диссертации заключается в следующем:

— исследована взаимообусловленность экологической и национальной безопасности в современной политикевыявлены и изучены причины использования экологической безопасности в качестве ресурса манипуляции сознанием: технократизмв принятии экологических решенийпреобладание представлений о природе, как источнике производства материальных благ и, в связи с этим, приоритет ее эксплуатации, а не охраны;

— проанализировав с позиций институционального подхода деятельность институтов исполнительной власти, установлено, что они не в состоянии эффективно решать проблему обеспечения экологической безопасности, поскольку отсутствует их взаимодействие в этом вопросе с гражданским обществом, что создает предпосылки для политического манипулирования в сфере экологической безопасности;

— установлена зависимость институтов гражданского общества от промышленных кругов и частного капитала, что придает их деятельности по представлению экологических интересов населения декларативный, псевдодемократический характер;

— выяснено, что большинство российских граждан не осознают реального масштаба и важности экологических проблемпри этом доказано, что любая информация о событиях в сфере экологии, несущая элемент сенсационности, позволяет воздействовать на массовое сознание и направлять массовое поведение;

— на основе изучения методов, средств и способов манипуляции экологическим сознанием предложены основные направления противодействия.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что достигнутые результаты раскрывают новый аспект политической манипуляции, связанный с использованием проблем экологической безопасности. Кроме того, полученные практические результаты могут найти применение в деятельности различных субъектов политики и общественных структур по противодействию политической манипуляции с помощью проблем экологической безопасности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки новых конструктивных подходов к исследованию взаимосвязи феноменов экологической безопасности и политической манипуляции в политическом процессе. Также теоретические выводы и практические результаты вполне применимы в преподавании таких гуманитарных дисциплин, как политология и социология в высших учебных заведениях как гражданского профиля, так и Министерства обороны РФ, других силовых министерств и ведомств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема политической манипуляции в сфере экологической безопасности представляет интерес для политической науки как с точки зрения изучения ее теоретических основ, так и с точки зрения практического применения. В этой связи нами выявлены и проанализированы институциональные и социокультурные основания политической манипуляции экологическим сознанием. Экологическая безопасность представлена ними как ресурс, оказывающий влияние на политику международного, регионального уровней, и поэтому активно используемый в политической борьбе.

Проведенный политологический анализ и исследование институциональных и социокультурных оснований политического манипулирования экологическими проблемами в современном российском обществе показал, что они обнаруживают комплексный, многоуровневый характер. Для своего разрешения они требуют не только создания новой институциональной, нормативно-правовой или технологической базы, но и изменений общественных ценностей, что не может быть вне политики. Однако политика это механизм решения проблем общества с позиций их сегодняшнего видения людьми и закладка основ развития для будущих поколений.

Сегодня механизм обеспечения экологической безопасности страны и ее регионов, в своей основе строится на принципах и методах, заложенных технократическим подходом, что имеет под собой достаточно серьезные основания: причинение экологического вреда тесно связано с развитием техносферы. По нашему убеждению, решение проблемы обеспечения экологической безопасности связано не только со снижением экологических рисков и усовершенствованием технологии производства — любая экологически опасная деятельность отражается на социальных общностях, а их поведение, в свою очередь обуславливает политические решения и действия. Узко технологическая трактовка сущности экологической безопасности, говорит о недооценке значимости мер гуманитарного характера, направленных на ее обеспечение (экологическое образование и просвещение), не позволяет обеспечить высокий уровень экологической культуры и сознания граждан. В этом смысле, экологическая безопасность — это еще и мера культурной состоятельности общества и всей цивилизации, показывающая насколько возможны манипуляции экологическим сознанием в политических целях.

По выражению А. Цуладзе: «Манипуляции бывают необходимы и полезны, однако где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено"148. Наша позиция заключается в том, что сфера экологической безопасности находится за той невидимой гранью, где заканчивается всякая польза от любой манипуляции, поскольку эта сфера отвечает за безопасность не только человека, отдельных природных комплексов и территорий, но и всей планеты в целом. А значит, использование каких-либо проблем экологической безопасности в своих или узкогрупповых политических интересах вступает в противоречие с моралью, открывая негативную сторону манипуляции.

Сегодня отношение большинства российских граждан к обеспечению своей экологической безопасности имеет опосредованный характер, а озабоченность ей возникает одновременно с угрозой наступления негативных социальных последствий. Поэтому в деятельности основных политических сил, имеющих широкое политическое влияние, проблемы экологии и экологической безопасности востребованы мало и не имеют достаточного освещения: приоритет отдается решению социальных и экономических проблем. Как справедливо замечает коллектив саратовских ученых, «по неофициальному рейтингу приоритетов российских политиков экологическую проблему можно было бы определить как маргинальную, вторично-третичную"149. В силу этого обстоятельства, какая-либо деятельность в этом направлении, в настоящее время лишена поддержки широких масс, что отчетливо продемонстрировали.

148 Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. — М.: Алгоритм, 2000. С. 12.

149 Митрохина Т. Н, Сорокина Ю. В, Тупиков А. В. Экология и политика в современном обществе — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С. 3. выборы в федеральное и региональное законодательные собрания в декабре 2007 года.

Наша позиция также состоит и в том, что наряду с институтами государства, активную роль в формировании общей, политической и экологической культуры населения, повышении качества его информированности об экологических проблемах страны и региона, должны играть институты гражданского общества. Именно они оказывают большое влияние на формирование экологического мировоззрения граждан, которое позволяет им здраво и критично оценивать политическую и экономическую, социальную, экологическую реальность, тем самым, затрудняя проведение политических манипуляций сознанием не только с помощью проблем экологической безопасности, но и тех социальных и экономических проблем, которые стоят сегодня перед российским обществом. Вместе с тем, в структуре гражданского общества функционируют институты, чья деятельность в зависимости от ее направленности может неоднозначно влиять на формирование экологического сознания граждан. К таковым, на наш взгляд относятся СМИ, а также структуры, чья деятельность напрямую связана с экономикой. Подчинение политических и общественных институтов1 гражданского общества собственническим, узко групповым, семейно-клановым или корпоративным интересам, становится серьезным препятствием на пути решения такой важной проблемы современного общества как экологическая безопасность, и снижает его роль в противодействии политической манипуляции.

Мы считаем, что экологическая безопасность — это еще и мера культурной состоятельности цивилизации. Проблема ее обеспечения ярче другой обнаруживает внутреннее несовершенство самой модели современной политики и указывает на один из возможных путей ее совершенствования — переосмысление опыта соотношения экологического и политического в современном обществе и реализация его сегодня, со степенью, достаточной для выхода из экологического кризиса, с позиций современного уровня экологической и политической культуры. Поэтому очевидно, что необходим дальнейший поиск и анализ взаимосвязей экологической безопасности с политической сферой жизни общества, опора на уже имеющиеся и разработка новых теоретических концепций, позволяющих оптимизировать политическое и общественное развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Вопросы комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области / Постановление Правительства Саратовской области 2005 г. № 128-П (с изменениями от 30 августа, 20 сентября 2005 г.). // Справочная правовая система ГАРАНТ.
  2. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2004 году. М., 2005-
  3. Доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2002 году: Государственный доклад. М., 2003.
  4. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области в 2004 году. Саратов, 2005.
  5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2006−2008 годы // Министерство природных ресурсов Российской Федерации: Государственный доклад. М., 2005.
  6. Конституция Российской Федерации. Саратов: «Издательский дом «Алфавит», 2002.
  7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. 2000. № 1.
  8. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. 1996. 9 апреля.
  9. Об охране окружающей среды / Закон РФ // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. -1992. № 10. Ст. 457.
  10. О политических партиях (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) / Федеральный закон № 95-ФЗ // Справочная правовая система ГАРАНТ.
  11. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации / Федеральный закон № 51-ФЗ // Справочная правовая система ГАРАНТ.
  12. Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы) / Закон Саратовской области 2005 г. № 140-ЗСО // Справочная правовая система ГАРАНТ.
  13. О выборах в органы местного самоуправления / Закон Саратовской области ЗСО № 174 2005 г. // Справочная правовая система ГАРАНТ.
  14. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Российская газета. 1996. 9 апреля.
  15. О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды / Постановление Правительства РФ № 1594 // Сборник законодательства РФ. -1999. № 2. Ст. 302.
  16. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития / Указ Президента РФ № 236 // Российская газета. 1994. 5 февраля.
  17. Об охране окружающей среды (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 5 февраля 2007 г.) / Федеральный закон // Справочная правовая система ГАРАНТ.
  18. О безопасности / Федеральный закон // Сборник законодательных актов Российской Федерации 5 марта 1992 г. 21 мая 1993 г.
  19. План действий Правительства РФ по охране окружающей среды на 1994−1995 г. г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
  20. План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996−1997гг. // Сборник законодательства РФ. 1996. № 10. Ст. 935.
  21. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина// Российская газета. 2007. № 4353. Федеральный выпуск. 27 мая.
  22. Постановление Верховного Совета СССР «О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов» / Ведомости Верховного Совета СССР. -1985. № 27. Ст. 479.
  23. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» / Собрание постановлений СССР. 1988. № 6. Ст. 14.
  24. Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400, № 401 // Российская газета. 2004. 31 июля.
  25. Экологическая доктрина Российской Федерации // Российская газета. — 2002. 18 сентября.
  26. Диссертационные исследования:
  27. Е.Д. Политическое измерение экологических проблем Российского Севера. Автореф. дисс. .канд. полит, наук. — СПб., 2005.
  28. В.П. Политические механизмы обеспечения экономической безопасности на региональном уровне современной России. -Автореф. дисс. канд. полит, наук. -Ростов/Д. 2007.
  29. О. А. Экологическая составляющая национальной безопасности современной России. Автореф. дисс. .канд. полит, наук. — Ростов н/Д, 2006.
  30. Н. А. Национальные аспекты популизма как метода политической борьбы. Дисс.. канд. полит, наук. — СПб., 1998.
  31. О.В. Массовые политические коммуникации как фактор становления и развития гражданского общества в современной России. Дисс.. канд. полит, наук. — Саратов, 2007.
  32. Р. Д. Экологическое движение России в условиях современной политической трансформации. Дисс.. канд. полит, наук. — М., 1998.
  33. Р.В. Влияние информационных технологий на массовое сознание россиян (этнополитические интенции). Автореф. дисс. канд. полит, наук. — Саратов, 2006.
  34. С.В. Имиджевые технологии на выборах регионального уровня в современной России. Дисс.. канд. полит, наук. — Саратов, 2006.
  35. Ю.Ю. Экополитическое движение: философско-социологический анализ. Автореф. д-ра фил. наук. — М., 1994.
  36. М.Ю. Социальные императивы государственного управления природоохранной деятельностью на региональном уровне. Автореф. дисс. .канд. соц. наук Саратов, 2005.
  37. A.JI. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития общества. Дисс.. канд. фил. наук. — М., 1995.
  38. М.С. Информационно-коммуникативное воздействие на политические процессы в современной России: сущность, особенности, технологии. Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2001.
  39. А. А. Региональные проблемы экологической политики в Российской Федерации. Дисс. д-ра полит, наук. — М., 2004.
  40. Н.А. Политические аспекты региональных экологических отношений в современной России. Автореф. дисс. .канд. полит, наук. — М., 2005.
  41. М.В. Партии в политическом пространстве современной России. Автореф. дисс. канд. полит, наук. — Саратов, 2003.
  42. В.Ф. Политическая безопасность в современной России. Автореф. дисс. канд.полит. наук. — Саратов, 2003.
  43. В.В. Международная экологическая безопасность: концептуальный и практический аспекты. Автореф. дисс.. канд. полит, наук. — М., 1990.
  44. З.К. Политико-социальные основы устойчивого развития регионов России. Автореф. дисс.канд. полит, наук. — Ростов н/Д, 2007.
  45. В.И. Манипулирование массовым политическим сознанием: анализ репрезентаций проявлений, разновидностей и технологий. Дисс. .канд. полит, наук. — Ростов н/Д., 2003.
  46. Д. В. Возникновение и эволюция предметной области экополитологии в контексте политических проблем глобального развития. — Дисс. д-ра полит, наук. Москва, 2007.
  47. С.С. Механизм формирования общественного мнения о власти в современной России. Автореф. дисс. .канд. полит, наук. — Саратов, 2007.
  48. Г. В. Экологическая составляющая политического процесса. Автореф. дисс. .д-ра. полит, наук. — Ставрополь, 2005.
  49. С.Ю. Манипуляции массовым сознанием в политической рекламе: региональный аспект. Дисс.. .канд. полит, наук. — М., 2004.
  50. Е.С. Общественное мнение в процессе демократизации современной России. Автореф. дисс. канд. полит, наук. — Саратов, 2007.
  51. Т.Н. Экологическое направление в политическом процессе современной России. Дисс. канд. полит, наук. — Саратов, 1997.
  52. О.Г. Экологическая составляющая российского политического процесса (на примере Приморского края). Автореф. дисс. канд. полит, наук. — Чита, 2007.
  53. Е.А. Информационное и PR-сопровождение политических решений в системе государственного управления. Автореф. дисс.. канд. полит, наук. — Саратов, 2006.
  54. Д.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования. Дисс. канд. философ, наук. — М., 2001.
  55. М.С. Влияние качества информации на политическое массовое сознание. Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 1999.
  56. В.В. Экологическая политика государства и ее роль в обеспечении национальной безопасности. Дисс.. канд. фил. наук. — М., 1993.
  57. В.Г. Экологическая составляющая политической культуры российского общества. Дисс.. канд. полит, наук. — Саратов, 2004.
  58. Е.В. Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация. — Дисс. канд. философ, наук. Кемерово, 1999.
  59. Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества: теоретико-методологический аспект. — Дисс.канд. соц. наук. Казань, 1994.
  60. В.А. Система национальной безопасности: влияние социального фактора (на примере казачества). Дисс.. д-ра полит, наук. — Саратов, 2003.
  61. Е.С. Взаимообусловленность становления правового государства и гражданского общества в современной России (региональный аспект). Автореф. дисс. канд. полит, наук. — Ростов н/Д, 2006. :
  62. А.И. Информационные императивы военной безопасности России (политологический анализ). Дисс.. канд. полит, наук. — Саратов, 2006.
  63. Н.И. Социально-политический миф: теоретико-методологические проблемы. Дисс.. .д-ра полит, наук. — Саратов, 2002.
  64. Монографии, сборники научных статей, книги:
  65. О.В. Возникновение экомодернизационных тенденций в России в 1990 е годы / Россия реформирующаяся. Под ред. JI.M. Дробижевой. -М., 2002.
  66. И.В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России / под.ред.
  67. A.А.Вилкова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та., 2004. — 247 с.
  68. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/Пер.с нем. В. Седельникова и Н.Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
  69. Бек У. Что такое глобализация? /Пер. с нем. А. Григорьева и
  70. B.Седельника. -М.: «Прогресс-Традиция», 2001. 304 с.
  71. Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 256 с.
  72. В.В. Некоторые аспекты применения системного подхода и методов имитационного моделирования в оценке военной угрозы // Современные проблемы национально-государственной и международной безопасности. -М.: ВА ГШ, 1992. С. 239.
  73. JI. Психология политической пропаганды. Пер. с польского В.Н. Поруса- предисл. и общ. ред. Ю. А. Шерковина. М.: Прогресс, 1981.-278 с.
  74. Э. Судьба, риск и безопасность // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. Вып.5.
  75. Е.И. Гражданское общество и политический процесс (на примере экологического движения) / Перспективы самоорганизации и самоуправления в России. Сборник научных статей. Московский общественный научный фонд, 2000. С. 36−57.
  76. В.В. Социальная экология и массовое сознание. М., 2000.
  77. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа, 2002. — 288 с.
  78. А.Е. Экологическая функция современного российского государства. Саратов, 2001-
  79. Э. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. — Самара: «БАХРАХ», 1999. 608 с.
  80. С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле: Очерк теории роста человечества. М.: Международная программа образования, 1999. — 240 с.
  81. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2007. — 864с.
  82. Е.А. Человек и природа: ценностные регуляторы экологического сознания. М., 2001.
  83. С.В. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте проблем глобализации. -М.: Наука, 2003.
  84. Г. В. Экологические основания современного политического процесса. Ставрополь, 2004. — 240 с.
  85. И.А. Теория безопасности, ее состояние и перспективы развития // Современные проблемы национально-государственной и международной безопасности. -М.: ВА ГШ, 1992.
  86. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. 384 с.
  87. Г. Психология народов и масс. М.: ACT, 2000. — 151 с.
  88. B.C. Влияние государственной идеологии на формирование экологического сознания общества / Сборник научных статей. Саратов: Наука, 2008. С. 144−148.
  89. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й., Беренс У. Пределы роста: пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1991.-208 с.
  90. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й. За пределами роста: пер. с англ. М.: Изд. группа Прогресс, 1994. — 308 с.
  91. А.В. Риск в социальном пространстве М.: Наука, 2001.346 с.
  92. Моисеев Н. Н, Александров В. В, Тарко A.M. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М.: Наука, 1985. — 271 с.
  93. , Н.Н. Размышление о современной политологии /Н.Н. Моисеев — М.: МНЭПУ, 2000. 140 е.-
  94. Митрохина Т. Н, Сорокина Ю. В, Тупиков А. В Экология и политика в современном обществе / Под. ред. проф. В.Долгова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 160 с.
  95. Михалкин Н. В Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М.: 1993.
  96. А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М., 2000. — 256 с.
  97. Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
  98. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.-270 с.
  99. В. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний. М.: «Русская панорама», 2003. -464 с.
  100. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: «Рефл-бук», 2002. 352 с.
  101. Г. Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003.-384 с.
  102. А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика. М., 1994.
  103. A.JI. Урсул А. Д. Устойчивое развитие (глобализация, безопасность, ноосферогенез). М., 2006.
  104. И.А. и др. Экология, экономика, социум: тенденции, перспективы. М., 2002.
  105. И.А. Методология и методика социально-экологических исследований. М., 1999.
  106. А.Г. Экологическое движение как фактор институализации экологических интересов // Россия: Центр и регионы. Выпуск 8. М., 2002.
  107. Технология власти (философско-политический анализ)/под.ред. Р. И. Соколова и В. И. Спиридонова. М.: Институт философии РАН, 1995. Т.38. — 163 с.
  108. А. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003. — 384 с.
  109. А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000.336 с.
  110. Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. — 326 с.
  111. А.С. Становление экополитологии как новой области политической науки. М., 2004.
  112. О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики. М.: Наука, 2007. — 271 с.
  113. , О.Н. Россия: экологический вызов (общественное движение, наука, политика) Новосибирск, 2002. — 426 с.
  114. Яницкий О. Н. Экологическая социология как риск-рефлексия. М., 1999.
  115. О.Н. Социология риска. М.: Изд-во LVS, 2003. — 192 с.
  116. В.А. История и психология формирования экологической культуры. М.: Наука, 1999. — 97 с.
  117. Словари, справочники, учебники, учебные пособия:
  118. В.Н. Социология политики. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 183с.
  119. Д.С. Экологическая безопасность в России. — Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2006. -168 с.
  120. В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. — М.: Эксмо, 2007. 896 с.
  121. Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М.: Рус.яз., 2000. — Т.1: А-О. — 1209 е.- Т.2: П-Я. — 1088 с.
  122. Р.Т. Политология. Хрестоматия. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000. 480 с.
  123. B.C. История правовых и политических учений. М.: Норма, 2005. — 704 с.
  124. С.И. Словарь русского языка. В 4-х т. Т.1. М.: Русский язык, 1988.-748 с.
  125. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. 431 с.
  126. Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин. М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
  127. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 1998.-447 с.
  128. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1998. — 672 с.
  129. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2003. — 559 с.
  130. А. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992. — 232 с.
  131. Я.Я. Экономика природопользования. М.: КНОРУС, 2005. — 576 с.
  132. Статьи в периодических изданиях:
  133. Х.Г., Гасанов Н. Е. Семья как институт гражданского общества// Социально-гуманитарные знания. — 2006. № 6. С.88−102.
  134. М.А. Экологическая безопасность: альтернатива традиционным методам оценки и анализа // ЭКОС-информ. 2001. № 7. С.48−50.
  135. Д.В. Свобода, наука, природа (Об истоках глобального экологического кризиса) // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 149−159-
  136. М.В. Роль и место политических партий в формировании государственной власти // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 5. С. 330 337.
  137. Бек У. От индустриального общества к обществу риска. Пер. с англ. А.Д.Ковалева// THESIS. 1994. Вып. 5. С. 161−168.
  138. С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2003. № 2. С. 22−24.
  139. А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 8089-
  140. А.В. Задачи военной безопасности и обеспечение их решения // Военная мысль. 1993. № 4. С. 10−13.
  141. В., Дубовский С. Информационные технологии в национальном мировом развитии // Общественные науки и современность. — 2000. № 1.
  142. Р.Д., Костин А. И. Особенности эволюции экологического движения на Западе и проблема его категориального осмысления. Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1998. № 6. С. 51−65.
  143. И. Мы говорим «депутат» подразумеваем «брокер» // Известия. — 1997. 30 мая.
  144. А. Зеленая политика: проблема и структура // Pro et contra. -2002. Т.7. № 1.
  145. А.Б. Политика мирового развития: между реальностью глобализации и императивом устойчивости // Полис. 2003. № 5. С. 38−45.
  146. В. «Зеленые» поддержали Демократическую партию // Комсомольская правда Саратов. -2007. № 169. 16 ноября.
  147. М.В. Искусство повелевать // Журналист. 2005. № 9. С. 48−50.
  148. В.А. Гуманитарный механизм обеспечения экологической безопасности страны // Экос-информ. 2000. № 9−12. Т.2. С.3−6.
  149. Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Полис. 2000. № 3.
  150. .В. Чистый воздух, чистая вода // Российская газета. — 2008. № 18. 30 января.
  151. Данилов-Данильян В. И. Экология и политика // Зеленый мир. -2000. № 1−2. С. 14−16.
  152. И.Р. Формирование экологической культуры // На пути к устойчивому развитию. 2001. № 3. С. 32−41.
  153. Данные наблюдений Росгидрометцентра в 1990—1999 гг. Ситуация: выводы, прогнозы, рекомендации // Зеленый мир. 2000. № 17−18. С. 12−16.
  154. А.И. Ценностные измерения власти // Полис. — 1996. № 3. С. 121−128.
  155. . А.И. Реализм как принцип правовой политики /А. И. Демидов //Правоведение. 1997. № 4. С. 158−159.
  156. A.JI. Экологическая проблематика в деятельности политических партий // Власть. 2003. № 12. С. 45−47.
  157. Е.Е. Особенности развития общества на современном этапе и безопасность России // Безопасность Евразии. — 2002. № 2. С. 357−360.
  158. К.А. Катастрофическое состояние окружающей среды как составляющая реалия XXI века. // Вестник московского университета. Сер. 18., Социология и политология. -2005. № 3. С. 324.
  159. С.И. Природоохранное движение в России до и после перестройки // Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический Ежегодник). -М.: МНЭПУ, 1998. С. 187−197.
  160. Т.А. Экологическая безопасность // Экономист. 1996. № 10. С. 79−82.
  161. Как голосовали жители области // Комсомольская правда Саратов. -2007. № 179. 4 декабря.
  162. Д.Н. Зачем нам экологическое образование? // На пути к устойчивому развитию. 1997. № 2. С. 38−40.
  163. А.И. Эколого-духовные основы самобытного развития России // Безопасность Евразии. 2003. № 3. С. 548−552.
  164. А.И. Общее достояние человечества и политика // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2004. № 2. С. 25−37-
  165. А.И. Экополитика и модели развития (Адаптация в эру риска) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1992. № 4. С. 51−61.
  166. П.В. Правовые аспекты экологической безопасности в России // Экология и промышленность России. 2005. № 6. Спецвыпуск. С. 12−15.
  167. Т., Шахов В. Россия нырнула за богатствами // Аргументы и факты. — 2007. № 32.
  168. В. На чистую воду. Совбез обсудил экологические проблемы страны // Российская газета. 2008. № 19. 31 января.
  169. Г., Багдасарова Н. Экологический миф вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
  170. Е. Вдыхая дым Отечества // Российская газета. 2008. № 9. 18 января.
  171. В.В. Чтобы удовлетворить людскую жадность. // Саратовские вести. 2005. № 187. 13 декабря.
  172. Н.Н., Фомин С. А. Ресурсы экополитики в современной России //Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). М.: МНЭПУ, 2003. С. 10−32.
  173. Д., Смуров А. Субъективный фактор в экологии. Результаты исследования // Гуманитарный экологический журнал. 2003. Вып. 1−2. Т. 5. С. 1−3.
  174. С.М. Экологическая безопасность и качество жизни // Экология и жизнь. 2005. № 6. С. 16−18.
  175. Н.Н. Экологический фон современной политики // Общественные науки и современность. 1993. № 4. С. 135−144.
  176. Н.Н. Можно ли говорить сегодня о контурах будущего? // Полис. 1991. № 4. С. 26−29.
  177. С. УХО без лица? // Саратовский Арбат. 2005. № 48. 30 ноября.
  178. Перечень региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Саратовской области // Неделя области. — 2007. № 9. 28 февраля.
  179. Ю.М. Экологическое мировоззрение: конъюнктурность и архаичность // Социально-политический журнал. 1996. № 4. С. 217−222.
  180. Политэкология. Российские «зеленые» от расцвета до заката // Экология и жизнь. 2004. № 1. С. 12−15.
  181. С. Адвокаты страха // Российская газета. 2005. № 237. 21 октября.
  182. Расходы налицо // Российская газета. — 2007. № 266. 28 ноября.
  183. Е.И. Экологическая культура как основание современной цивилизационной трансформации // Безопасность Евразии. 2003. № 3. С. 693 698.
  184. B.JI. Государственное регулирование инвестиционной политики в интересах экологической безопасности // Экология и промышленность в России. 2001. № 11.
  185. И. А., Алексеев С. А. Промышленный рост и экологическая безопасность: опасное соседство? // Безопасность Евразии. — 2002. № 4. С. 518−522.
  186. И.А. Экологическая безопасность России как элемент безопасности социума // Безопасность Евразии. 2003. № 3. С. 693−698.
  187. Д. Недобрые фантазии и западные гранты // Московский комсомолец в Саратове. — 2005. № 48. 30 ноября.
  188. Точки над «И» // Российская газета. 2008. № 34. 16 февраля.
  189. Тухбетова 3. Г. Управление экологической безопасностью в условия транснационального производства // Безопасность Евразии. 2002. № 2. С. 161−162.
  190. А. Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. 1986. № 1. С. 59−62.
  191. А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991. № 5. С. 48−53.
  192. К.А. Институциональные механизмы обеспечения цивилизационной безопасности России // Социально-гуманитарные знания. -2006. № 4. С. 3−16.
  193. К.А. Безопасность цивилизационного развития как социокультурный феномен: сущность, закономерности, понятийный аппарат // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 3. С. 19−33.
  194. С.Р. «Зеленые»: взгляд изнутри // Полис. 1992. № 1−2. С. 238−245.
  195. И.А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре // Социс. 1992. № 12. С. 71−80.
  196. В. «Единая Россия» проиграла оппозиции // Аргументы и факты. 2007. № 11.14−21 марта.
  197. И.Е. Структура и функции российских федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей среды // Экологическое планирование и управление. — 2006. № 1. С. 12−23.
  198. М. «Будущее» прошло в противогазах // Московский комсомолец в Саратове. 2005. № 48. 30 ноября.
  199. Е.Б. Восприятие образов власти: политико-психологический анализ // Полис. 1995. № 4.
  200. Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. 2003. № 4.
  201. А.С. Экополитические аспекты экологической безопасности // Безопасность Евразии. 2004. № 2. С. 453−461.
  202. И.Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование // Полис. 1998. № 2. С. 122−133- № 3. С. 179−191.
  203. О.Н. Российская экополитика в трех измерениях // Pro et Contra. 2002. № 1. Т.7. С. 7−32.
  204. О.Н. Модели и механизмы реализации российской экополитики // Социс. 1995. № 4. С. 34−45.
  205. О.Н. Экологические движения: методологические вопросы международных сопоставлений // Социс. — 1991. № 10. С. 36−44.
  206. О.Н. Ресурсные войны XXI века // Социс. — 2007. № 6. С. 139−143.
  207. О.Н. Экологическая социология как риск-рефлексия // Социологические исследования. 1999. № 6.
  208. Предвыборные программы, агитационные материалы, отчеты депутатов:
  209. Бывали хуже времена, но не было подлей! Саратов: «Полиграф-Депо», 2006.
  210. Депутатская программа Саратовского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» по выборам депутатов Саратовской городской Думы третьего созыва. — Саратов: «РИК «Полиграфия Поволжья», 2006.
  211. Коммунисты голосуют за Мальцева. Саратов, «Союз-Принт», 2007.
  212. ЛДПР делает все быстрее и лучше // Российская газета. 2007. № 266. 28 ноября.
  213. Отчет о работе депутата Саратовской областной думы А. В. Россошанского. Саратов: «Рекламные решения», 2007.
  214. Плакат «2 декабря мы голосуем за В. Мальцева». Саратов: «Ваш дом», 2007.
  215. Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» // Российская газета. 2007. № 4541. Федеральный выпуск. 9 ноября.
  216. Предвыборные программы политических партий «Яблоко», «Патриоты России» // Российская газета. — 2007. № 266. 28 ноября.
  217. Предвыборная программа Политической партии «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь» (основные предложения) // Российская газета. 2007. № 4524. Федеральный выпуск. 22 ноября.
  218. Предвыборная программа политической партии «Справедливая Россия». Саратов: «Ваш Дом», 2007.
  219. Предвыборная программа партии «Родина». Саратов: «Рекламные решения», 2006.
  220. Программный манифест Экологического движения конкретных дел // Экос-информ. 2001. № 9. С. 58.
  221. Российская партия Жизни. Наши приоритеты и планы. М.: «Пульсар», 2005.
  222. Программа кандидата в депутаты Ю. В Музенко. Саратов: «Вита-Принт», 2007.
  223. С. «Зеленые» требуют атомщиков к ответу // Независимая газета/ http: www. ng/inquiry/2004−12−06/14saratov. Html.
  224. А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // http://hghltd.yandex.net/yandbtm
  225. Манифест социально-экологического союза // http://www.seu.ru/documents/manifest.htm.
  226. А. Как экологам победить на выборах? / http://[email protected].
  227. Предвыборная программа экологической партии «Зеленые» / http://www.greenparty-spb.ru/programma.htm.
  228. Предвыборная программа Самарского регионального отделения Российской экологической партии «Зеленые» / http://www.greenparty-spb.ru/28.02.2007/ programma.htm.
  229. Сталкер правды. Социология о строительстве заводов по уничтожению химического оружия / http://www.chemicaldisarmament.ru/ 21.12.2006.
  230. О.Н. Молодежный экологический активизм // http://index.org.ru/journal/23/yani23.html
Заполнить форму текущей работой