Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности сельскохозяйственных агрегатов оптимальным сочетанием машины и колесного движителя к ней, моделированием их динамики и процессов функционирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная математическая модель мсбвяьнж агрегата®как ш-самбля тел (г котором рассматривается взаимодействие несущего, а воск-, мых тел при осуществлении процессов их функционирования) отстает формирование носимыми телами входного аоздейсшш? я ш несущее тею и позволяет с использованием необходимого экспериментального материала и ЭВМ моделировать способы снижения степени неравномерности… Читать ещё >

Содержание

Последняя, будучи приложенной к корпусу главного тела, трансформируясь в его пропульсивной системе, превращается в реализуемую силу тяги Pr1. Пропульсивная система представляет собой совокупность элементов, последовательно преобразующих входное воздействие Рп в PR. Результатом функционирования этой системы, представляющей собой последовательность механических фильтров с разными характеристиками, является то, что потребная и реализуемая силы тяги представляют собой качественно и количественно различные процессы — имеют различное амплитудно-частотное содержание при одинаковых средних значениях.

Финишная часть процесса, протекающая в подсистеме «движитель -опорная поверхность», является основной причиной изменения кинематических и динамических параметров движения главного тела, определяющих выходные характеристики агрегата. Стандартные тяговые характеристики, получаемые в результате тяговых испытаний, позволяют прогнозировать его экспггуатавдонно-энергетические характеристики, но не позволяет оценивать и прогнозировать отдельно тяговые и энергетические характеристики движителя. Последний не только является одним из наиболее ответственных элементов конструкции, по и отличается исключительной сложностью рабочих процессов, протекающих при выполнении движителем era функций. При достаточной глубине понимания всего процесса от формирования потребной тяги до получения реализуемой в финишной часта появится возможность наиболее оптимальной его организации на стадии проектирования и в условиях эксплуатации. Под оптимальной организацией мы пошш"ем такое сочетание параметров собственно тягача данного класса и хараигристик пневматических шин к его движителю, при котором обеспечивалось бы максиг мальное использование его потенциальных энергетических возможностей в /, -'Ных условиях работы и движения при выполнении экологических требований, обеспечивающих минимальные потери урожайности возделываемых культур. Результат решения этой проблемы- повышение общей эффективности агрегата

Тема открыта на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4.04.84г. № 271 в соответствии с комплексной программой НИР so оптимизации параметров ходового аппарата тракторов «Кировеа». Институт был' включен соисполнителем темы НИИ КГШ № 18−84 «Исследование возможности создания шин для тракторов класса 5 с пониженной материалоемкостью» ш этапу 3 «Экспериментальные исследования».

1 Рк- в общем случае есть случайный вектор, рассматривается главным образом его продольная составляющая.

Большой вклад в вопросы теории и динамики мобильных агрегатов внесли работы С. Н. Иофинова, А. Б. Лурье, J1.B. Гячева, А. П. Хачатурова, В. И. Фортуны, Г. Е. Листопада, Н. Г. Кузнецова, В. Л. Строкова, Ю.А. Ган^кина, а др. ученых. Исследованию влияния параметров ходовых систем на изменение агрофизических свойств почвы и урожайность сельскохозяйственных культур посвящены работы П. У. Бахтина, Б. А. Доспехова, Б. А. Русанова, А. М. Кононова, В. Н. Шептухова и др.

Целью работы является повышение эффективности сельскохозяйственных агрегатов оптимальным сочетанием энергетического элемента ансамбля с его колесным движителем, результатом — максимальное сближение сипы тяги машины по двигателю с силой тяги по сцеплению, впервые осуществляемым научно обоснованным варьированием внешней геометрии и внутреннего строения пневматической шины, обеспечивающим повышение продуктивности процесса сцепления с одновременным улучшением агроэколо-гических характеристик взаимодействия движителя и опорной поверхности.

Задачи исследования: — -«.'.¦

— разработать аналитический аппарат, описывающий формирование входного воздействия (потребной тяги) носимых тел на несущее тело ансамбля-

— предложить аналитический аппарат,-открывающий трансформацию в пропульсивной системе несущего тела входного воздействия в реализуемую силу тяги-

— предложить стохастическую теорию формирования реализуемой тяга-

— осуществить экспериментальную проверку аналитических результатов-

— разработать и создать специальные средства экспериментирования и ускоренных испытаний колесных движителей-

— используя результаты исследований, разработать и внедрить методику проектирования и создания колесных движителей с заданными свойствами-

— создать, а внедрить, как результат выполненных исследований, модели колесных движителей для конкретного тягача, технико-экономические и эксплуатационные показатели которого превосходят таковые в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами.

Объекты исследования- трактор MT3−5JIC с набором нагрузочных устройств, обеспечивающих получение входного воздействия, заданного вида- его пропульсивная система (определение её параметров) — почвенные фоны для решения некоторых вопросов механики грунтов, связанных с задачами исследования- комплекты крупногабаритных шин отечественных, зарубежных и разрабатываемых нами, экспериментальных для трактора K-70Q и его модификаций, для комбайнов «Дон-1500» к «Док-1200" — сеялочный и пахотные агрегаты с этими тракторами при использовании различных шин- трактор, экипированный различными комплектами шин, с нагрузочным устройством для получения стандартных тяговых характеристик.

Методы исследования, основаны на использовании аналитического аппарата: классической механики, теории линейных пространств, теории матриц, теории автоматического управления, теории вероятностей, теории случайных процессов, теории планирования эксперимента. Экспериментальные методы включали вычислительные эксперименты на ЭВМ, имитационные и натурные. В них особое место занимают те, в которых использовался уникальный, разработанный нами, экспериментально-исследовательский комплекс, главным элементом которого являются мобильные установки -шинные тестеры для дорожных и полевых испытаний шин с тракторами Т-150К, К-701 и измерительной лабораторией.

Научная новизна работы заключается в создании иерархической системы математических моделей, являющихся следствием нового подхода в аналитическом описании функционирования агрегатов, с выходом на процесс взаимодействия колесного дьижителя с опорной поверхностью.

В развитие теории неголономных связей и формирование реализуемой силы тяги, при динамическом взаимодействии пневматической шины с деформируемой поверхностью, впервые предлагается стохастическое описание этих процессов с использованием гипотезы существования случайного скалярного шля предельных значений коэффициента сцепления. В результате получены определяющие выходные характеристики шин колесных движителей. При современном опыте конструирования и технологии изготовления получены научно обоснованные методы ж реализации для достижения целей работы. Проверка адекватности принятых решений и полученных результатов осуществлялась иь. итационными и натурными исследования-ми (испытаниями) с использованием новых, специально разработанных для ~тих целей средств и методов.

Практическая ценность. Математическая модель ансамбля тел позволяет на стадии проектирования энергетического элемента ансамбля в зависимости от его назначения, структуры и условий работы моделировать характер входного воздействия — потребной силы тяги. При этом могут фор ¦ мулироваться новые требования к носимым телам — машинам, входящим в агрегат, к их рабочим органам и схемам агрегатов в целях максимального снижения степени неравномерности входного воздействия.

Это возможно как при детерминистической, так и при стохастической постановке задачи, кроме этого модель позволяет прогнозировать чувствительность системы к изменению параметров е&euro- элементов, в частности, к изменению масс тел ансамбля.

При заданном спектре входных воздействий использование математической модели пропульсивной системы (адекватность которой натурному образцу подтверждена экспериментально) позволяет на стадии проектирования оптимизировать её параметры (массы, моменты инерции, упругие, диссипа-тивные и другие характеристики её элементов) в целях наиболее эффективной трансформации потребной тяги в реализуемую. Последнее в значительной степени определяется взаимодействием движителя с опорной поверхностью, интегральной оценкой которого является величина буксования.

Модель позволяет определить связь между динамическими характеристиками входного воздействия и поведением динамических, составляющих процесса буксования, рассмотрение вероятностной природы которого позволило получить упомянутый перечень необходимых выходных характеристик шин, от которых зависит эффективность рассматриваемого процесса. Определение этих характеристик потребовало разработки и создания в значительной мере уникального экспериментально-исследовательского комплекса (ЭИК) для полевых и дорожных испытаний сельскохозяйственных шин, разработки соответствующих методик.

Результаты работы впервые позволили предложить методику создания крупногабаритных шик с заданными свойствами при значительно меньших затратах времени й средств.

Реализация работы. Результаты теоретических и экспериментальных работ по исследованию внешней и внутренней механики мобильных агрегатов, начатых автором в конце 60-х годов на кафедре «Тракторы и автомобили» АЧЙМСХ, позволили ему выйти с предложением об открытии отраслевой научно-исследовательской лаборатории по совершенствованию эксплуатационных показателей тракторов «Кировец». Лаборатория была открыта в 1982 году. Основная задача — совершенствование движителей, связанное с улучшением тягово-эксплуатационных и экологических характеристик. Её решение требовало развертывания работ по созданию и доводке шик сельскохозяйственного назначения с новыми свойствами. Сложность задачи потребовала объединения усилий ряда организаций: НИИ крупногабаритных шин (г. Днепропетровск), Северо-Кавказской МИС (г. Зерноград), Ленинградского ПО «Кировский завод». Научным координационным центром этих работ и непосредственным исполнителем являлся Азозо-Черноморский институт механизации сельского хозяйства. Научное руководство и координация работ осуществлялись автором. Были созданы условия, позволяющие существенно повысить эффективность и сократить сроки выполнения работ по освоению в производстве новых, более совершенных моделей сельскохозяйственных шин. Шинные тестеры конструкции АЧЙМСХ (элемент экспериментально — исследовательского комплекса) и методика испытаний шин рекомендованы Всесоюзным координационным советом по проблеме «Пути повышения эксплуатационных качеств колесных машин, применяемых в сельскохозяйственном производстве, гидромелиоративном строительстве за счет совершенствования пневматических шин и ходовых систем» в качестве базовых для внедрения по отрасли машиностроения. Методика тяговых испытаний шин на тестерах рекомендована НАТЙ в качестве отраслевой по отрасли Минсельхозмаша и рекомендована к применению с 1985 года. В 1986 году шинные тестеры внедрены на предприятиях и в организациях Рос-агропрома и Минсельхозмаша.

По заданию Всесоюзного координационного совета по шинам разработана техническая документация и чертежи. и осуществлена подготовка к серийному выпуску промышленной партии шинных тестеров. Основные данные по внедрению элементов ЭИК и объектов разработки представлены в таблице. По каждой из позиций определен и подтвержден экономический эффект. п/п Элементы комплекса испытательного оборудования и объекты разработки Ведомспо, организация Год внедрения Количество единиц

1 Шинный тестер АЧИМСХ (тип П) Госагропром СССР Северо-Кавказская МИС 1982 I г Шинкый тестер АЧИМСХ (тип Ш) Северо-Кавказская МИС

3 Шинный тестер АЧИМСХ (тип Ш) Минсельхдамаш СССР. 1986 ¦ 1987 опытная партия

4 ' Шинный тестер АЧИМСХ (тип Ш) Болгария, Высшее техническое училище им. Кынчева, г.. Руее. ' 1987 X

Методика испытаний шин на шинных тестерах ' Минсельхозмаш СССР. Л ЙОНАТИ

6 Шины 30,51 132, модели Ф-85 Ленинградское ПО «Кировский завод» 1987 Первая промышленная партия 80 тыс. шт

Комплекс испытательного оборудования использовался для создания новых моделей пшы Ф-81 (30,51 132), Ф-84 (32,51 132), модели Ф-14? (331 132), шин к комбайнам «Дон-1500», «Дон-1200», испытаний и исследований отечественных и зарубежных моделей шин: широкопрофильных моделей Ф-82 (71×47−25), шин 30,5Ь32 «Гудьир», 28,1Ь26Ф «Данлоп», опытных моделей шин для сдваивания колес тракторов «Кировец» Ф-85 (24,51 132).

Повышение эффективности сельскохозяйственных агрегатов оптимальным сочетанием машины и колесного движителя к ней, моделированием их динамики и процессов функционирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

Разработанная математическая модель мсбвяьнж агрегата®как ш-самбля тел (г котором рассматривается взаимодействие несущего, а воск-, мых тел при осуществлении процессов их функционирования) отстает формирование носимыми телами входного аоздейсшш? я ш несущее тею и позволяет с использованием необходимого экспериментального материала и ЭВМ моделировать способы снижения степени неравномерности этого воздействия в каждом частном случае при изменении компоновочных схем ансамбля, изменении структуры носимых тел и самих тел, способа их сочленения между собой и с несущим телом.

Предложенная математическая модель, описывающая трансформацию в пропульсивной системе несущего тела входного воздействия в реализуемую силу тяги, позволяет исследованием переходных процессов при воздействиях разного вида установить связь между видом воздействия и буксованием движителя. Последнее представляет собой динамический процесс, характер которого определяется видом входного воздействия, параметрами пропульсивной системы и движителя. Результаты эксперимента подтвердили состоятельность принятой модели.

Предложенная стохастическая теория формирования реализуемой тяги, основу которой составляет концепция случайного поля значений коэффициента сцепления, нам представляется современной. Экспериментально определены основные его характеристики б конкретных условиях. При этом подходе возникает проблема стационарности такого случайного поля — это проблема такого же уровня как проблема стационарности случайных поЛ1 — < скоростей, давлений при стохастическом описании турбулентной атмосферы, случайных полей морского волнения, а динамике моря и др. Стационарность нашего поля связана со стационарностью атмосферных условий и агромеха-нических характеристик почвы. Б настоящее время отсутствуют необходимые данные многолетних наблюдений, позволяющие определить корреляцию факторов, связанных с формированием значений рассматриваемого коэффициента. В работе намечен косвенный подход к решению этой проблемы. Выполненные построения являются первым шагом в этом направлении. С развитием предлагаемой концепции появится возможность прогнозировать тяговые свойства движителя машины в различных регионах страны на стадии их проектирования’и в эксплуатации.

В соответствии с установленным перечнем выходных характеристик шик, определяющих их сцепные, агроэкологические, эргономические свойства разработаны, созданы и внедрены уникальные средства исследований и ускоренных испытаний колесных движителей. Эти средства и методы испытаний могут использоваться в промышленных центрах, на полигонах Мин-нефтехиммаша и испытательных станциях Минсельхоза России.

Предложена впервые в практике отечественного и зарубежного машиностроения методология, позволяющая определять рациональные для данных условий конструкции каркаса и брекёра крупногабаритной шины с использованием особого, научно обоснованного комплекта шин, результаты испытаний которых доставляют необходимую информацию для эффективного конструирования.

Разработана методика оптимизации характеристик пневматических шин по технико-экономическим показателям, позволяющая на стадии проектирования учитывать влияние характеристик шин на эксплуатационные показатели МТА. Использование этой методики позволяет существенно сократить объем полевых испытаний новых образцов колесных движителей сельскохозяйственных тракторов, обеспечить оптимальные эксплуатационные показатели МТА.

Разработанные технические средства и методико-технологические принципы конструирования, исследований и испытаний позволяют управлять процессом создания сельскохозяйственных шин на всех его этапах.

Высокая эффективность возможностей, являющихся следствием пунктов 4−6, была проверена на примере создания совместно с НИИКППины модели Ф-81 типоразмера 30,51 132 к трактору К-701М. Эта шина кзк объект разработки испытывалась в сравнении с отечественным и зарубежными аналогами — шиной 28,1К26 и шиной 30,502 фирмы «Гудьир». Результаты испытаний одиночных шин на тестере и комплекта на эталонном тракторе показали, что шина' ЗС, 5Ю2 превосходит аналога по всем эксплуатационным показателям. Так, тяговая мощность на крюке — соответственно 142,2,141,0 и 140,6 кВт, удельный расход топлива — 366, 367 и 368 г/кВт.ч, КПД — 0,716, 0,709 и 0,707. Удельное давление в контакте составило 0,11,0,13 и 0,14 МПа. Процесс создания шины сократился с 5−6 лет в традиционной практике проектирования до 3-х лет с освоением и внедрением.

Применение пщны Ф-81 обеспечило снижение контактных давлений на почву на 16,1%, уменьшение объемной массы почвы по колее трактора в среднем за трехлетний период испытаний до 0,06 г/см3, повышение урожайности озимой пшеницы на 1,8 ц/га.

Установлено, что вызываемое силой тяги перераспределение нагрузки с переднего моста на задний трактора К-701М приводит к снижению уплотнения почвы. Составление МХА целесообразно производить с получением тягового сопротивления машин и орудий не менее ЗОкН. Отношение нагрузки переднего моста к нагрузке заднего, равное!, 2, Обусловливает уменьшение глубины колеи на 11% по сравнению с движением без тяговой нагрузка.

Результатом продолжения исследований по ускоренной разработке в созданию высокоэффективных сельскохозяйственных цшн явилось создание уникальной диагонально-параллельной шины принципиальнее новой внутренней архитектуры 30,5Ш132 модели Ф-8ШП, аналогов которой не существует (а.с. № 1 706 896). По результатам тестерных испытаний в тяговых нспытакай яа эталонном тракторе see её характеристики существенно выше в ср&шзенш е характеристиками существующих и новых шин. Этим результатом открываются ндан®возможности совершенствования колесных движителей"/.

Расчет эконошэтеский эффективности внедрения комплекта испытательного оборудования, средств испытаний, ускоряющих разработку колесных движителей, обеспечивающих снижение материалоемкости, повышение топливной экономичности ш улучшение агротехнических качеств сельскохозяйственной техники, показал, что совокупный гсдоврй экономический эффект результатов рабош составляет 10 335 400 руб. (в ценах 1988 г.).

1. Коптев В. В. Вопросы динамики сложных сельскохозяйственных агрегатов. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1974.-184 с.

2. Коптев В. В., Богомягких В. А., Трифонова М. Ф. Основы научных исследований и патентоведения. /Учебник. -М., Колос, 1993г114 с.

3. Коптев В. В. Общая механика мобильных агрегатов. Зерноград, АЧГАА, 1997.-126 с. 1. Статьи.

4. Коптев В. В., Чернышков К. Г. К определению оси крена колесного трактора МТЗ-5ЛС: -Труды АЧИМСХ. Зерноград, 1971. т.20.

5. Коптев В. В. Некоторые вопросы динамики системы управления колесного трактора с применением электромоделирующей установки: Сб. трудов ЮжНИИГИМ. Вып.З. -Новочеркасск, 1972.

6. Коптев В. В. Матисов Г. Н., Русанов В. К. Экспериментальное определение моментов инерции колес тракторного поезда К-700А+1ПТС+ЗПТС-12 Методы и организация испытаний с.-х. техники: Серия «Эспресс-информация. -М., 1973г№ 1.~с. 3−7.

7. Коптев В. В., Русанов В. К. Исследование устойчивости движения тракторного поезда с тягачами типа К-700А /Эксплуатация и ремонт с.-х. техники: Сб.науч.тр. АЧИМСХ, Вып. 2, !973гС.З-6.

8. Кошев В. В., Чернышков К. Г. Построение математической модели управляемого движения колесного трактора /Эксплуатация и ремонт с.-х. техники.' Сб.науч.тр. АЧИМСХ, Вып. 2,1973Г-С.7−15.

9. Коптев В. В., Чернышков К. Г. Экспериментальное определение частотных характеристик колесного трактора 4 МТЗ-5ЛС /Повышение проходимости й совершенствование конструкцийтракторов и автомобилей: Записки ЛСХИ, Т.217. Л., 1973. с.2б-34.

10. Коптев В. В., Сйежко С. Н., Чупраков Ю. А. К методике исследования трактора как динамической системы. /Совершенствование технологических процессов и конструкций сельхозмашин. Сб.науч.тр,-Ростов: Изд-во РГУ, 1974. С.3−10.

11. Коптев В. В., Русанов В. К. К вопросу о методике исследований устойчивости движения тракторных поездов. /Повышение производительности и эффективности использования МТП Записки ЛСХИ. -Л., Пушкин, 1976. Т.274. С. 112−116.

12. Коптев В. В., Снежко С. Н., Чупраков Ю. А. К методике определения динамических характеристик колебательного звена при исследовании трактора как объекта регулирования. Эксплуатация и ремонт с-х техники. — АЧИМСХ, 1976, Вып.4. с.3−8.

13. Коптев В. В., Снежко С. Н., Чупраков Ю. А. х определению динамических параметров звена (системы) по разгонным кривым при наличии времени нарастания возмущения. Сб. научлр АЧИМСХ. -Зерноград, 1976. Вып.2. С.7−15.

14. Кошев В. В., Шкарлет А. Ф., Оберемок В. А. и др. Повышение тяговой эффективности колесных движителей с/х тракторов. Тракторы и с.-х. машины. -1989, № 6. С.45−46.

15. Коптев В. В., Борзов А. А., Оберемок В А. Влияние слойности и углов корда тракторных шин на их выходные характеристики. Каучук и резина. — 1990. № 6. с.20−21.

16. Коптев В. В., Борзов А. А., Оберемок В. А. Исследование влияния внутреннего строения пневматических шин на их выходные показатели. Зерноград, АЧИМСХ, 1986. Деп. ЦНИИТЭИТракторо-сельхозмашин. 02.12.86. — № 736-ТС.

17. Коптев ВВ., Борзов А. А., Оберемок В. А., Заволженский АХ. Исследование влияния внутреннего строения пневматических шин на их выходные показатели. Зерноград, АЧИМСХ, 1986. — Деп. в ЦНИИТЭИТракторосельхозмашин. 02.12.1086. -№ 763-ТС.

18. А.С.1 706 896 СССР. МКИ3. Пневматическая шина для сельскохозяйственного транспортного средства/ Коптев В. В. № 4 223 560/1187- опубл. 22.09.91.971. Отчеты по НИР.

19. Исследование и испытаниякрупногабаритных шин с целью улучшения технико-экономических показателей тракторов «Кировец» — № гос. регистр. 0185 47 706 (0285 52 297). -М, 1985.

20. Исследования воздействия. ходовых систем тракторов «Кировец» на агрофизические свойства почвы и урожайность ярового ячменя и озимой пшеницы- № гос. регистр. 0185 54 482.-М., 1988.

21. Исследование и оптимизация движителейг тракторов «Кировец» с целью улучшения их технико-экономических показателей и снижения воздействия на почву- № гос. регистр. 0187 87 238. М., 1987.

22. Дальнейшее совершенствование тяговых и агротехнических показателей ходовых систем перспективных тракторов '^Кировец" с целью соответствия их требованиям ГОСТ 26–95586. № гос. регистр. 0188 52 932.-М., 1989.

23. Заключительный отчет- № гос. регистр. 0291 38 339." М., 1992.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой