Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для интеллектуального функционирования характерен более высокий уровень невербального интеллекта при значительном отставании вербальногонаиболее низкие показатели в структуре интеллекта по субтестам, определяющим запас слов, общую эрудицию, культурный образовательный уровеньнедоразвитие вербального понимания и сниженные показатели памяти, при сравнительно благополучных показателях перцептивной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности социально-трудовой адаптации детей с умственной отсталостью в клинико-психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Понимание феномена «социально-трудовая адаптация»
    • 1. 2. Клинико-психологические характеристики подростков с умственной отсталостью и их роль в 'эффективности социально-трудовой адаптации
    • 1. 3. Психологические особенности подростков с умственной отсталостью и влияние их на социально-1рудовую адаптацию
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Количественные данные о подростках. участвующих в эксперименте
    • 2. 2. Методы и экспериментальные психологические методики
  • Глава 3. Данные эксперимента
    • 3. 1. Структурно-уровневые характеристики интеллекта
    • 3. 2. Исследование особенностей психомоторного развития у подростков с умственной отсталостью
    • 3. 3. Анализ особенностей «импульсивности и рефлексивности» у подростков контрольной и экспериментальной группы
    • 3. 4. Исследование особенностей самооценки
    • 3. 5. Исследование ценностных ориенгаций в изучаемых группах
    • 3. 6. Исследование профессиональных предпочтений
    • 3. 7. Исследование особенностей психического состояния по методике Люшера
  • Глава 4. Психологические особенности подростков с разными возможностями к социально-трудовой адаптации

Психологические особенности социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема социальной и трудовой адаптации детей с нарушениями в развитии имеет глубокие исторические корни.

Врачи, педагоги прошлого всегда уделяли большое внимание воспитанию у умственно отсталых детей полезных привычек, способствующих обеспечению их жизненно необходимыми умениями и навыками, которые помогут им стать полноценными членами общества (В. П. Кащенко) [57J.

Положение о том, что развитие детей с умственной отсталостью подчиняется общим законам психического развития детей, разработанное Л. С. Выготским было подтверждено в исследованиях педагогов, психологов и клиницистов (Еременко И. Г., Зейгарник Б. В., Певзнер М. С., Рубинштейн С. Я., Сухарева Г. Е., Шиф Ж. И. и др.) [43,47,116,135,143,163]. Под воздействием коррегирующего лечебного и психолого-педагогического воздействия формируются знания и совершенствуется интеллектуальная деятельность, повышается эффективность социально-трудовой адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Отечественные врачи и педагоги (Кащенко В.П., Граборов А.П.) [57,34] высказывались о необходимости обучения детей с умственной отсталостью (олигофрения) жизненно важным делам, домоводству, рукоделию, кулинарии. Однако, эти попытки решения проблемы остаются актуальными и в настоящее время.

Актуальность исследования. В современных условиях перехода к свободному рынку проблема социально-трудовой адаптации подростков с умственной отсталостью становится проблематичной, поскольку в школах VIII вида не достаточно разработаны организационные и экономические программы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников с умственной отсталостью. Проблема актуальна и потому, что в настоящее время имеется отчетливая тенденция к социальной интеграции детей с умственной отсталостью. Так, по данным Госкомстата России (2002) число обучающихся в специальных классах массовой школы за последние 10 лет увеличилось более, чем в 3 раза (с 7,1 тыс. в 1991/92 учебном году до 25.3 тыс. в 2001/02 учебном году).

Есть все основания полагать, что социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков во многом зависит от физического здоровья, психических и личностных особенностей и развития условий социальной среды.

В современных условиях жизни общества подготовка к социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков приобретает важнейшее значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество. В то же время социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков отражает гуманистическое направление в обществе, поэтому актуальным становится исследование не только частных сторон их социально-трудовой адаптации, а всестороннее комплексное изучение этой проблемы.

Объектом исследования — подростки с различной степенью умственной отсталости.

Предметом исследования — изучение особенностей психологических, личностных и психомоторных социально-трудовой адаптации умственно-отсталых подростков, воспитывающихся в Республиканском центре психолого-педагогической медико-социальной помощи детям г. Владикавказа.

Гипотеза исследования: Возможности социально-трудовой адаптации обусловлены индивидуально-личностными особенностями: соматическим состоянием, разной степенью развития интеллекта, психомоторных функций, влиянием социальной среды, в частности, семейных отношений.

Социально-трудовую адаптацию умственно отсталых подростков затрудняют: тяжесть умственной отсталости (10) — снижение вербального интеллекта и памятинеадекватность самооценкизависимость в выборе ценностных ориснтаций от социального окружениянарушения психомоторного развития и состояния здоровья в целом.

Благоприятными в прогностическом отношении факторами социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков являются относительная сохранность восприятия, развитие наблюдательности и зритсльно-пространствснной ориентации.

Цель исследования являлось комплексное психолого-медико-педагогическое изучение особенностей социально-трудовой адаптации подростков с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

1. Исследование социальной среды (семья) и соматического состояния подростков.

2. Сравнительное исследование структурно-уровневых характеристик интеллекта, у подростков с различной степенью умственной отсталости и их влияние на эффективность социально-трудовой адаптации.

3. Исследование психомоторных функций у подростков с умственной отсталостью в их связи с социально-трудовой адаптацией.

4. Исследование личностных характеристик подростков с различной степенью умственной отсталости и их влияние на социально-трудовую адаптацию.

Научная и теоретическая новизна. Впервые в результате комплексного клинико-психологического и педагогического экпериментального исследования выявлено, что социально-трудовая адаптация подростков с умственной отсталостью зависит не только от степени умственной отсталости, но и от структуры интеллектуальных функций, личностных характеристик, многих составляющих психомоторных функций, соматического здоровья подростков и социальной среды, в которой развивался ребенок.

Впервые также определены факторы, затрудняющие социально-трудовую адаптацию и факторы относительно благоприятные в прогностическом отношении для социально-трудовой адаптации.

Практическая значимость работы. Результаты, полученные в процессе экспериментального исследования являются основой для: а) разработки индивидуальных программ социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростковб) снособсвуют оптимальной организации их трудовой и учебной деятельностив) дают реальные возможности для дифференцированного подхода при организации трудовой деятельности подростков с умственной отсталостьюг) могут быть использованы в вузовских спецкурсах при подготовке специальных психологов и педагогов.

Положения выносимые на защиту:

Социально-трудовую адаптацию затрудняют следующие особенности психологических функций умственно отсталых подростков:

— тотальное недоразвитие всех психических функций, создающее узкий диапазон для социально-трудовой адаптации;

— выраженная диспропорция в развитии психомоторных и интеллектуальных функций;

— своеобразие нарушений психомоторных функций;

— нарушения в формировании личности умственноотсталого подростка (низкий уровень мотивации и установки на трудовую деятельностьнизкий уровень развития коммуникативных функцийнеадекватность самооценкислабое развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, проявляются в импульсивности и недостаточности волевой регуляции.

Прогностически благоприятными факторами социально-трудовой адаптации умственноотсталых подростков являются относительная сохранность (по сравнению с другими функциями) перцептивных функций.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены в форме 8 докладов на научно-практических конференциях г. Владикавказа, использованы в 4 научно-практических семинарах, реализованы в работе Республиканского центра психолого-педагогического и медико-социальной помощи детям г. Владикавказа с положительными результатами. Материалы исследования обсуждались на кафедре специальной психологии СПбГУ. Основные результаты диссертации отражены в 4 публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложение, списка литературы, включая 186 источников, из них 17 иностранных авторов. Общий объем работы 136 страниц компьютерного набора, включая 14 таблиц и 12 рисунков.

выводы.

1. Степень умственной отсталости является важнейшей, но не единственной детерминантой негативного формирования социально-трудовой адаптации. Значение имеют и структурные характеристики интеллекта, обусловливающие различия и качественное своеобразие социально-трудовой адаптации у подростков с умственной отсталостью.

2. Затрудняют социально-трудовую адаптацию подростков с умственной отсталостью следующие психологические и личностные особенности: отставание в развитии вербального интеллекта, недостаточность активного словаря, снижение памяти, неадекватность самооценки, низкая общая эрудиция, нарушение в сфере импульсивности, низкая самостоятельность в выборе ценностных ориентаций и профессиональных предпочтений.

3. Затрудняют социально-трудовую адаптацию особенности психомоторного развития умственно отсталых подростков, недостаточное развитие смыслового уровня организации движений, недостаточность корковой организации внутреннего согласования составных частей в единое целостное движениенедостаточную согласованность двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации.

4. Неблагоприятными факторами для социально-трудовой адаптации умственно-отсталых подростков является неудовлетворительное состояние соматического здоровья, воспитание в условиях проблемной семьи, отсутствие установки на труд и отсутствие потребностей в более высоких уровнях жизни.

5. Прогностически благоприятными факторами социально-трудовой адаптации и умственно отсталых подростков являются относительная сохранность перцептивных функций интеллекта и зрительно-пространственной ориентации у умственно отсталых подростков.

6. Проведенное экспериментально-психологическое исследование показало необходимость дифференцированного подхода в организации трудовой деятельности умственно отсталых подростков и разработки оптимальных методов коррекции трудовой и учебной деятельности, направленной на социализацию подростков и интеграцию их в общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение особенностей социально-трудовой адаптации подростков с умственной отсталостью выявило, что возможности такой адаптации далеко не однозначны.

Уровень интеллектуального функционирования является важнейшей, но не единственной детерминантой успешности социально-трудовой адаптации.

Среди важнейших психологических предпосылок затрудняющих социально-трудовую адаптацию оказались операциональные и личностные свойства подростков, которые имели тотальное недоразвитие.

Операциональные свойства интегрируют систему знаний, общетрудовых и специальных профессиональных умений и навыков. На этом уровне изучались сенсорно-перцептивый, моторный и интеллектуальный компоненты (характеристики восприятия, внимания, психомоторных качеств, процесса обработки информации и речи).

Для интеллектуального функционирования характерен более высокий уровень невербального интеллекта при значительном отставании вербальногонаиболее низкие показатели в структуре интеллекта по субтестам, определяющим запас слов, общую эрудицию, культурный образовательный уровеньнедоразвитие вербального понимания и сниженные показатели памяти, при сравнительно благополучных показателях перцептивной организации (ведущими функциями интеллекта является наблюдательность и способность выделять пространственные отношения, двигательная координация).

В психомоторике самые большие проблемы связаны с нарушением двигательной координации с четким осознанием правой и левой сторон тела, которое проявляется, прежде всего, в трудностях смысловой организации, реализации движении и выработке новых навыков (мнемический тест). На втором месте — проблемы согласования деятельности большого количества мышечных групп (внутренняя увязка) и согласованности двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации (субтест динамичская координация с удержанием равновесия).

Третье место по трудности выполнения занял тест, измеряющий ловкость и двигательную маневренность (тест на динамическую координацию и двигательную маневренность).

Как в предыдущем случае, согласованности и внутренней увязки составных частей целостного большого движения.

Личностный блок включает привычку и установку на труд, особенности эмоциональной и волевой сферы, ценностные ориентации, уровень развития коммуникативной сферы, самоконтроля и саморегуляции, адекватность самооценки и поведения.

По результатам исследования поведение характеризуется слабой волевой регуляцией и низким самоконтролем.

При экспериментальных психологических исследованиях у подростков со стенической и астенической формой данные нивелировались.

Большинство подростков с умственной отсталостью по экспертным данным педагогов и психологов были отнесены к категории импульсивных (быстрые — импульсивные, малоадаптированные).

Исследование самооценки показало, что у подростков с умственной отсталостью самооценка неадекватна, завышена, преобладает переоценка. Одновременно был выявлен и тендерный аспект самооценки. Мальчики считают себя более умными, здоровыми и счастливыми, а девочки себя считают общительными и с хорошим характером, самооценка у них более адекватная.

Из терминальных ценностей подростки высоко оценивают любовьналичие хороших и верных друзей, и низко — счастье других и общественное признание. Из инструментальных ценностей отвергается твердая воля, самоконтроль и терпимость, предпочтение отдается независимости, смелости в отстаивании своих взглядов и исполнительности. Мальчики с умственной отсталостью выше оценивают независимость, развлечения, а девочки с умственной отсталостью — исполнительность и красоту природы и искусства. Описанные личностные свойства (особенно у мальчиков) являются негативной психологической предпосылкой в формировании навыков общения и самостоятельного поведения в сферах «человек-человек» и «человек-предмет». Полученные экспериментальные данные свидетельствуют с одной стороны о трудностях социально-трудовой адаптации, а с другой стороны, так как они неоднозначны, о различных возможностях такой адаптации. Однако, предпосылки социально-трудовой адаптации у девочек с умственно отсталостью более предпочтительны, чем у мальчиков.

По экспериментальным данным и данным наблюдения у подростков с умственной отсталостью работоспособность была ниже, чем у подростков контрольной группы.

Материалы исследования свидетельствуют, что большинство подростов с умственной отсталостью, обследованных нами, страдали хроническими соматическими заболеваниями, росли и развивались в психологически отягощенных условиях: родители злоупотребляли алкоголем, неполные семьи, дети-сироты, имели неблагоприятную наследственность.

Можно предположить, что низкий уровень интеллектуального развития, личностные проблемы подростков с умственной отсталостью в определенной степени обусловлены не только биологическими факторами, но и неблагоприятными социальными условиями, в которых росли дети. В соответствии с этим уровень социально-трудовой адаптации во многом определяется и типом семьи, особенностями межличностных отношений в семье и их стабильностью.

Все эти данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к умственно отсталым подросткам при организации учебно-воспитательного процесса и их трудовой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательных школ. // Дефектология. 1974., N 1. — С. 62 -67.
  2. Э. М. Психологические трудности при адаптации детей к школе. // Гигиена и санитария. 1974., N 3. — С. 62−67.
  3. Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.," Наука «, 1976.
  4. .Г. Избранные психологические труды. М., Наука, 1982.
  5. . Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности. // Вопросы психологии. 1955., N1. — с.
  6. Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество. / Под. ред. Б. Г. Ананьева. ЛГУ, 1973, — вып. Х1П, — С. 62−69
  7. А. П. Взгляды ученых США на проблемы социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. // Дефектология. -1991. N2 — С. 75 -80.
  8. O.A., Шлосберг Я. Р. Изучение учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Спецшкола. 1966, N2 С. 82−89.
  9. С. Ю. Социальные проблемы адаптации рабочего на промышленном предприятии. В кн.: Молодежь и труд. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996.
  11. П.Балин Б. Д. Психологические инварианты и адаптация. В кн.: Психологические проблемы самореализации личности. / Под. ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1998. — Вып. 2, — С. 136 — 143.
  12. И. М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1995. — N 1.С. 37−41.
  13. В. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
  14. М.Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
  15. Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  16. Т. Н. О формировании у школьников организованности в труде. // Вопросы психологии обучения труду. М., 1962.
  17. М.П., Русалинова A.A. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на предприятии. В кн.: Социальная психология и социальное планирование. / Под. ред. Е. С. Кузьмина и А. А. Бодалева. Л., 1973. — С. 92 -97.
  18. П. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: АГРАФ, 1976. — 122 с.
  19. П. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: АГРАФ, 1997.
  20. Е. М. Характеристика работоспособности учащихся вспомогательных школ на уроках ручного труда. // Дефектология. 1979.-N4-С.21.
  21. Л.И. Психологическая методика „Подростки о родителях“ и ее практическое применение. М., 1994, 64 с.
  22. Г. В. Актуальные проблемы профессинальной подготовки умственно отсталых учащихся. // Дефектология. 1998. — N 4. С. 40−45.
  23. Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М., „Просвещение“, 1973.
  24. И. П. Социально-психологические принципы изучения отношения личности к труду. В кн.: Проблемы личности. Л.: ЛГУ, 1970. — С. 186−193.
  25. Вопросы психологии обучения труду. / Под. ред. А. А. Смирнова. -М&bdquo- 1962.
  26. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников. / Под ред Ю. Т. Матвеева // Межвуз. сб. тр., РГПУ им. Герцена. СПб. 1992.
  27. Вопросы трудового обучения в вспомогательной школе. // Известия АПН РСФСР, -1965. -Вып. 137.
  28. Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка. //Собр. соч. М., 1982.-Т. 5.
  29. Л. С. Умственно отсталый ребенок. М., 1956.
  30. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М., 1965.
  31. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961.
  32. Л. Ю. Структура социальной дезадаптации у беспризорных детей и основные тенденции ее обратной динамики. В кн.: Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996. — С. 75 -77.
  33. . Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. Перевод с немецкого. / Под. ред. Г. И. Россолимо. 1909.
  34. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие. / Под. ред. Н. Г. Лусканова., И. А. Коробейникова, М., 1992.
  35. Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека. М., 1976.
  36. Т. А., Шабалина Н. Б. Особенности производственной адаптации инвалидов. // Социологические исследования. 1985. — N 3. -С. 121−126.
  37. Г. М. Трудовое обучение и формирование личности учащегося вспомогательной школы. // Специальная школа. 1968 — N4. — С. 34 -41.
  38. Г. М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками. //Специальная школа. 1967. — Вып. 4. С. 74 — 80.
  39. Е. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981.
  40. Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1993.
  41. А. В. Психологические условия формирования самоконтроля у младших школьников на уроках труда. // Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1983. — ч. III.46.3ейгарник Патология мышления. М., 1962.
  42. О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. В кн.: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С. 173 — 1 88.
  43. Е.С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. СПб., ИСПиП, 2000.
  44. Ф. И. Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников // Вопросы психологии. 1983, — № 6.
  45. Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987.51 .Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей JT, 1982.
  46. Л. Б. Основы методики профессионального обучения школьников. М., 1963.
  47. В.П. Адаптация человека (социальные и медико-биологические аспекты). В кн.: Клинические и экспериментальные аспекты общей патологии. Новосибирск, 1980, с.5−17.
  48. Е. Р., Ильичева В. И. Адаптация и развитие //Психологический журнал том 16.-1995. -№!.- С- 115 121.
  49. Ю. История психиатрии. Л., 1928.
  50. В. Ю. О путях повышения коррекционно-развивающего значения труда во вспомогательной школе // Известия АПН РСФСР 1965. № 137.
  51. В. П. Дефективные деги и школа. М., 1912
  52. А. Г. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к учащимся на уроках труда // Дефектология.-1982, — № 6.
  53. Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. /7 Вопросы психологии.- 1984, № 4 С. 5−14.
  54. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1965.
  55. Е. А. Дифференциация учащихся вспомогательных шкод по уровню работоспособности / Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении, — М., 1983, — С. 64−81.
  56. Е. А., Павлова Н. П. Характеристика типов учащихся в трудовом обучении / Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении, — М., 1983, — С. 82 -98.бЗ.Колайков И. Цивилизация и адаптация. М., Прогресс, 1984.
  57. Р. Социально-трудовая адаптация детей-олигофренов в Свердловском детском доме интернате. — М., 1974.
  58. Ю. А., Ферапонтова Э. А., Шустер В. А. Психологическая подготовка учащихся к общественно полезному, производительному труду как важный компонент трудового воспитания // Экспресс информация. 1985. а. Вып. 3 (87)
  59. В. В. Региональные программы развития специального образования: основания действительность, проблемы и перспективы. Екатеринбург, 1993.
  60. И. А. Психодиагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1991.
  61. С. А. Физиологические основы производственного обучения. М., 1975.
  62. Я. Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе залог успешной подготовки детей к жизни // Дефектология, — 1976.-№ 5.-С. 43−47
  63. Т. В., Фарапонова Э. А. Психологические основы подготовки учащихся к труду и выбору профессии. // Школа и труд, — М., 1987.
  64. Л. В. Введение в психологическое исследование. СПб1994.
  65. М. П., Тимофеева А. И., Киселева В. И., Деманова В. Е., Осипов А. Ф. Социально трудовая компенсация олигофрении по данным катамнеза // Специальная школа. -1964. — Вып. 1. С. 47 — 54
  66. К. С., Малиускене В. А., Альбрехт Э. Я. Нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией. // Дефектология. -1977.-№ 4.-С. 5−17.
  67. В. В., Белопольская Н. А. Анализ психологических предпосылок невротического состояния у детей в связи с их школьной неуспеваемостью. / Симпозиум детских психиатров Социалистических стран. -М&bdquo- 1976. С. 34 -45.
  68. А. Н. Психология личности.- М., 1982.
  69. Лонгинова 3. М. Трудовое воспитание учащихся в школе интернате. // Воспитательная работа в вспомогательной школе.- М-, 1957. С. 24 — 27
  70. В. И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей олигофренов. // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. — М., 1956.-Т. 1.
  71. В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., Педагогика. 1989
  72. А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
  73. Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, — М., 1962.
  74. Лях Ю. Е., Середенко Л. П. Возможности психофизиологического прогнозирования успешности профессиональной деятельности. // Военно-медицинский журнал.-1989, — № 5, — С. 55 56.
  75. Магия цвета. / Под ред. С. Ф. Зайкова. Харьков, 1996
  76. Д. Социальная психология, СПб: Питер Ком., 1998.
  77. А.Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
  78. И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. Спб. Изд. Спб Ун-та 2000
  79. Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы.- Л.: Изд. ЛГПИ, 1991.
  80. Международная классификация болезни (10-й пересмотр). Россия Спб. „АДИС“ 1994
  81. Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации больных.- В сб. Проблемы олигофрении / Под. ред. Н. Н. Ляшко и Д. Д. Федотова, — М., 1970.
  82. Г. Н. О воспитании у учащихся вспомогательной школы умения самостоятельно работать в процессе профессионально -трудового обучения. // Специальная школа. 1961.- Вып. 3. С. 61 73.
  83. Е. А. Психология формирования общетрудовых умений и навыков. М., 1973.
  84. И. А. Адаптация как социально психологическое явление. В кн.: Социальная психология и философия, — Л.: ЛГУ, 1973. — С. 121 -132.
  85. С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. //Дефектология. 1975, — № 1. С. 29−30
  86. С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении, — М., 1990.
  87. С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1988.
  88. С. Л. Основные положения дифференциации учащихся. ! Типологические особенности учащихся вспомогательных шкод в трудовом обучении, — М., 1983, — С. 4 7.
  89. С. Л. Типологические особенности учащихся в процессе овладения двигательными трудовыми действиями. // Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении, М., 1983.-С. 46−64.
  90. С.С. О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей. Труды института им. В. М. Бехтерева, 1961. т.25, с. 67.
  91. С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении. В кн.: Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация. Л., 1965.
  92. Е. Н. Определение умственной отсталости психолого-педагогическими методами в США // Дефектология. 1999. — N 6. — С. 45 — 54
  93. В. В. Социализация личности, — Киев, 1986.
  94. Л. Г. Профориентационная работа во вспомогательной школе интернате. // Дефектология.- 1979.- № 4, — С. 26 — 30.
  95. Ю. С., Думацкий Л. Е. Способность к саморегуляции и профессиональная пригодность. // Психологический журнал.- 1985, — Т. 6,-№ 5.-С. 3−18.
  96. А. А. Социально-психическая адаптация личности. -Ереван, 1988.
  97. С. Ф. Обучение планированию учеников вспомогательной школы. Одесса, 1973.
  98. Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ. // Под. ред. Л. М. Шипициной. СПб., 1996.
  99. Р. В. Социально педагогическая запущенность в детском возрасте. — М. -Архангельск, 1996.
  100. Н.И. Психомоторика. М., 1930.
  101. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под. ред. Ж. И. Шиф, — М., 1965.
  102. А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера,-М., 1973.
  103. В. Г. Трудовая подготовка в школах VIH вида для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология, — 1996.-Л93.- С. 24.
  104. М. С. Дети олигофрены. М. АПН РСФСР -1959.
  105. В. Г. Практическая и умственная деятельность детей -олигофренов. М, 1968.
  106. А. В. Психология развивающейся личности. М., 1987,
  107. . И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников.- М.: АПН РСФС, 1962, с. 12.
  108. . И. О влиянии мотивов деятельности на выполнение трудового задания у умственно отсталых школьников. // Специальная школа.-1966, — Вып. 4, с. 52.
  109. К. К. Вопросы психологии труда, 2-е изд., доп.- М-: Медицина, 1970.
  110. Правдина-Винарская E.H. Неврологическая характеристика синдрома олигофрении. М., 1957.
  111. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. / Отв. ред. И. Ф. Мягков. Воронеж: ВГПИ. — 1991.
  112. Психологические основы трудового воспитания школьников. / Под. ред. Э. А. Фарапоновой.-М., 1988.
  113. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / Под. ред. Е. И. Казаковой, Л. М. Шипицыной, А. К. Коле-ченко, Е. В. Шиливой, В. П. Ивановой. СПб., 1998.
  114. Реабилитационные службы помощи детям. / Под. ред. Л. М. Шипицыной, — СПб., 1993.
  115. А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии.- 1988, — № 1, — С. 83 87.
  116. А. А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПб ГУ. Сер. 6., 1995, — Вып. 3.
  117. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения, М.: Изд во МГУ, 1985, — С. 81 — 88.
  118. В.И. Индивидуальные различия работоспособ-ности.-М., 1980.
  119. М. Методика ценностных ориентаций. Психологические тесты. / А. А. Карелин, т.1, М., 2000.
  120. С. Л. Опыт исследования по психологии труда- // Вопросы психологии, — 1956.-№ 4.
  121. С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. //Психология личности, — М., 1982.
  122. С. Я. Психология умственно отсталого школьника.-М., 1970.
  123. А. Д., Симоненко В. Д., Аванесов В. С. и др. Профессиональная ориентация учащихся.- М.: Просвещение, 1988.-223с.
  124. Н. А. Особенности адаптации личности к сложным производственным условиям. // Социологические исследования, — 1977.-№ 2,-С. 85 90.
  125. Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника. // Изучение мотивации поведения детей и подростков, — М., 1972.
  126. А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы, 2-е изд.- М., 1965.
  127. Соболева 3. П. К вопросу о воспитании трудолюбия у учащихся младших классов вспомогательной школы. II Специальная школа,-1958,-Вып. 2. С. 88−92
  128. Социально-трудовая реабилитация инвалидов с детства (сост. Дыскин А. А., Дворкин Э. А.). М., ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1991.
  129. О. X. Отношение к труду и работоспособность олигофренов (по материалам трудовой терапии). // Ученые записки ЛГУ, Т. III. М., 1960.
  130. Г. Г. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). М., Медицина, 1965.
  131. . Н. Подготовка учащихся вспомогательной школы к работе на производстве. //Спецшкола.- 1969.- № 1, — С- 61 65.
  132. Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности, Словарь. СПб., 1 996 145. Трудовое воспитание во вспомогательной школе. / Под, ред. М.1. И. Кузьмицкой, — М., 1959.
  133. К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев. 1976.
  134. Э. А., Чернышева Г. В. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности у младших школьников. // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., 1987.
  135. . А. Психологические аспекты профориентации учеников. Киев, 1976.
  136. В. В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду. //Вопросы психологии,-1978.- № 2.
  137. В. В. Психология трудового обучения.- М., 1983.
  138. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников.-М., 1983.
  139. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.
  140. В. Ф. Катамнистическое изучение олигофренов. // Дефектология.» 1970.- № 4, — С. 26 32. 181- Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. / Пер. с чешек, — Прага, 1978.
  141. Л. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилигационной работы,-1995, № 3.
  142. Л. М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.
  143. Л. М., Иванов Е. С., Асикритов В. Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
  144. Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. Колег Элидир, Уэллс, Великобритания, 1992.
  145. Шипицына Людмила, Мин Паниер, Бердт Смит, Лоуд де Гейгер, Вилли Вейнс, Люк Вандеркуттен, Вим Вердайк. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия.- СПб, 1998.
  146. Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., М., 2002.
  147. Шиф Ж. И. Введение (о психологических проблемах коррекци-онно-воспитательной работы во вспомогательной школе). // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980.
  148. Шиф Ж. И. Проблемы развития умственно отсталых школьников в исследованиях советских авторов. // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы, — М., 1965.
  149. Л. Р. Индивидуальное профобучение во вспомогательной школе. // Спецшкола.- 1964, — № 4, — С. 63 67.
  150. А. М., Матвеева Н. Б., Наливай ко Г. А. Создание группы постинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью // Дефектология 1995. N 2. С. 32 36.
  151. А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы. // Дефектология.-1996, — № 4, — С. 24 27
  152. Ю. Г., Затяга О. Б. Социальная адаптация инвалидов в условиях промышленного предприятия. В кн.: Актуальные вопросы социально трудовой реабилитации инвалидов.- М.: ЦИЭТИН.- 1985.-С. 75 — 79.
  153. Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. Вестник МГУ, 1978.
  154. И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М., 1979.
  155. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  156. М. И. Трудоустройство выпускников вспомогательной школы. //Дефектология, — 1971.- № 1.- С. 37 39.
  157. Baacke D. Sozialokologische Ansatze m der Yugendforschung./ Kruger H. H. Handbuch der Yugendforschyng. Leske Budrich. Leverkusen. — 1988.
  158. Beime Smith M., Patton Y. R. Yttenbash R. / Mental Retardation. New-York: Macmillan College Publishing Company. — 1994.
  159. Bronfenbrenner V. Toward an experimental ecology of human development /American Psychologist 32,1977, P. 513 53 1
  160. Bretherton Y. Attachment theory: Retrospect and prospect /Yn Y. Bretherton&E.Waters (Eds) Growing points of attachment theory and research Monography of the Society for Research in Child Development. 1985. V. 50(1−2, Serial) N 209. P.54−68.
  161. Cairns R. B. The emergence of developmental psychology // W. Kessen (Ed.) Handbook of child psychology. V. 1. N. Y.: Yhon Wiley. — 1983. — P. 41 — 101.
  162. Coleman Y. C. Erne new Theorie der Adoleszenz. / Olbrich E., Todt E. //Probleme des Yugendalters. Neuere Siehtvveisen, Springer, Berlin. 1984.
  163. Eriekson T. Behavior disorders of children and adolescents: assessment, etiology, and intervention. New Yersey. 1997. — 366.
  164. Gezell A. The ontogenesis of infant behavior // Manual child psychology. New York, 1954.
  165. Grossman Y. Manual on Terminology and Classification. Washington. DC: American Association on Mental Deficiency. 1983.
  166. Lawrence P. R., Lorsch Y. W. Organization and environment Homewood: Yrwin, 1969.
  167. Mayo E. The human problems of an industrial civilization. Boston: Division of Res. Graduate School of Business Administation: Harvard Univ., 1946.
  168. Plomm R. A., Bergemian, C. S. The nature of nurture: Genetic influence on environmental measures // Behavioral and Brain Sciences, 14, 1991, -P. 373−427.
  169. Remschmidt H., Pathogene Einflusse und the Auswirkungen, Remsclimidt H., Schmidt M. H. Kinder und Yudendpsychiatsie in Klinik und Praxis, Bd. I. Thieme, Stuttgart 1988 c.
  170. Solso R. Mind and Brain Sciences in the 21st Century. Cambridge, MA: A Bradford Book. 1997.
  171. Tanner Y. M. Growth at Adolescence. With a General Consideration of the Effects of Hereditary and Environmental Factors upon Growth and Maturtion from Birth to Maturity, 2nd ed., Blacwell, Oxford 1962 b.
  172. Zelazo P.R., Zelazo N., Kolb S. Walking in the newborn // Science, 176, 1972, P.314−315.
  173. Mesh E., WolfD. Children’s psyhopathology. 2003.
Заполнить форму текущей работой