Психологические особенности социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков
![Диссертация: Психологические особенности социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков](https://niscu.ru/work/5333390/cover.png)
Для интеллектуального функционирования характерен более высокий уровень невербального интеллекта при значительном отставании вербальногонаиболее низкие показатели в структуре интеллекта по субтестам, определяющим запас слов, общую эрудицию, культурный образовательный уровеньнедоразвитие вербального понимания и сниженные показатели памяти, при сравнительно благополучных показателях перцептивной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности социально-трудовой адаптации детей с умственной отсталостью в клинико-психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Понимание феномена «социально-трудовая адаптация»
- 1. 2. Клинико-психологические характеристики подростков с умственной отсталостью и их роль в 'эффективности социально-трудовой адаптации
- 1. 3. Психологические особенности подростков с умственной отсталостью и влияние их на социально-1рудовую адаптацию
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Количественные данные о подростках. участвующих в эксперименте
- 2. 2. Методы и экспериментальные психологические методики
- Глава 3. Данные эксперимента
- 3. 1. Структурно-уровневые характеристики интеллекта
- 3. 2. Исследование особенностей психомоторного развития у подростков с умственной отсталостью
- 3. 3. Анализ особенностей «импульсивности и рефлексивности» у подростков контрольной и экспериментальной группы
- 3. 4. Исследование особенностей самооценки
- 3. 5. Исследование ценностных ориенгаций в изучаемых группах
- 3. 6. Исследование профессиональных предпочтений
- 3. 7. Исследование особенностей психического состояния по методике Люшера
- Глава 4. Психологические особенности подростков с разными возможностями к социально-трудовой адаптации
Психологические особенности социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема социальной и трудовой адаптации детей с нарушениями в развитии имеет глубокие исторические корни.
Врачи, педагоги прошлого всегда уделяли большое внимание воспитанию у умственно отсталых детей полезных привычек, способствующих обеспечению их жизненно необходимыми умениями и навыками, которые помогут им стать полноценными членами общества (В. П. Кащенко) [57J.
Положение о том, что развитие детей с умственной отсталостью подчиняется общим законам психического развития детей, разработанное Л. С. Выготским было подтверждено в исследованиях педагогов, психологов и клиницистов (Еременко И. Г., Зейгарник Б. В., Певзнер М. С., Рубинштейн С. Я., Сухарева Г. Е., Шиф Ж. И. и др.) [43,47,116,135,143,163]. Под воздействием коррегирующего лечебного и психолого-педагогического воздействия формируются знания и совершенствуется интеллектуальная деятельность, повышается эффективность социально-трудовой адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта.
Отечественные врачи и педагоги (Кащенко В.П., Граборов А.П.) [57,34] высказывались о необходимости обучения детей с умственной отсталостью (олигофрения) жизненно важным делам, домоводству, рукоделию, кулинарии. Однако, эти попытки решения проблемы остаются актуальными и в настоящее время.
Актуальность исследования. В современных условиях перехода к свободному рынку проблема социально-трудовой адаптации подростков с умственной отсталостью становится проблематичной, поскольку в школах VIII вида не достаточно разработаны организационные и экономические программы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников с умственной отсталостью. Проблема актуальна и потому, что в настоящее время имеется отчетливая тенденция к социальной интеграции детей с умственной отсталостью. Так, по данным Госкомстата России (2002) число обучающихся в специальных классах массовой школы за последние 10 лет увеличилось более, чем в 3 раза (с 7,1 тыс. в 1991/92 учебном году до 25.3 тыс. в 2001/02 учебном году).
Есть все основания полагать, что социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков во многом зависит от физического здоровья, психических и личностных особенностей и развития условий социальной среды.
В современных условиях жизни общества подготовка к социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков приобретает важнейшее значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество. В то же время социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков отражает гуманистическое направление в обществе, поэтому актуальным становится исследование не только частных сторон их социально-трудовой адаптации, а всестороннее комплексное изучение этой проблемы.
Объектом исследования — подростки с различной степенью умственной отсталости.
Предметом исследования — изучение особенностей психологических, личностных и психомоторных социально-трудовой адаптации умственно-отсталых подростков, воспитывающихся в Республиканском центре психолого-педагогической медико-социальной помощи детям г. Владикавказа.
Гипотеза исследования: Возможности социально-трудовой адаптации обусловлены индивидуально-личностными особенностями: соматическим состоянием, разной степенью развития интеллекта, психомоторных функций, влиянием социальной среды, в частности, семейных отношений.
Социально-трудовую адаптацию умственно отсталых подростков затрудняют: тяжесть умственной отсталости (10) — снижение вербального интеллекта и памятинеадекватность самооценкизависимость в выборе ценностных ориснтаций от социального окружениянарушения психомоторного развития и состояния здоровья в целом.
Благоприятными в прогностическом отношении факторами социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков являются относительная сохранность восприятия, развитие наблюдательности и зритсльно-пространствснной ориентации.
Цель исследования являлось комплексное психолого-медико-педагогическое изучение особенностей социально-трудовой адаптации подростков с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Исследование социальной среды (семья) и соматического состояния подростков.
2. Сравнительное исследование структурно-уровневых характеристик интеллекта, у подростков с различной степенью умственной отсталости и их влияние на эффективность социально-трудовой адаптации.
3. Исследование психомоторных функций у подростков с умственной отсталостью в их связи с социально-трудовой адаптацией.
4. Исследование личностных характеристик подростков с различной степенью умственной отсталости и их влияние на социально-трудовую адаптацию.
Научная и теоретическая новизна. Впервые в результате комплексного клинико-психологического и педагогического экпериментального исследования выявлено, что социально-трудовая адаптация подростков с умственной отсталостью зависит не только от степени умственной отсталости, но и от структуры интеллектуальных функций, личностных характеристик, многих составляющих психомоторных функций, соматического здоровья подростков и социальной среды, в которой развивался ребенок.
Впервые также определены факторы, затрудняющие социально-трудовую адаптацию и факторы относительно благоприятные в прогностическом отношении для социально-трудовой адаптации.
Практическая значимость работы. Результаты, полученные в процессе экспериментального исследования являются основой для: а) разработки индивидуальных программ социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростковб) снособсвуют оптимальной организации их трудовой и учебной деятельностив) дают реальные возможности для дифференцированного подхода при организации трудовой деятельности подростков с умственной отсталостьюг) могут быть использованы в вузовских спецкурсах при подготовке специальных психологов и педагогов.
Положения выносимые на защиту:
Социально-трудовую адаптацию затрудняют следующие особенности психологических функций умственно отсталых подростков:
— тотальное недоразвитие всех психических функций, создающее узкий диапазон для социально-трудовой адаптации;
— выраженная диспропорция в развитии психомоторных и интеллектуальных функций;
— своеобразие нарушений психомоторных функций;
— нарушения в формировании личности умственноотсталого подростка (низкий уровень мотивации и установки на трудовую деятельностьнизкий уровень развития коммуникативных функцийнеадекватность самооценкислабое развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, проявляются в импульсивности и недостаточности волевой регуляции.
Прогностически благоприятными факторами социально-трудовой адаптации умственноотсталых подростков являются относительная сохранность (по сравнению с другими функциями) перцептивных функций.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены в форме 8 докладов на научно-практических конференциях г. Владикавказа, использованы в 4 научно-практических семинарах, реализованы в работе Республиканского центра психолого-педагогического и медико-социальной помощи детям г. Владикавказа с положительными результатами. Материалы исследования обсуждались на кафедре специальной психологии СПбГУ. Основные результаты диссертации отражены в 4 публикациях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложение, списка литературы, включая 186 источников, из них 17 иностранных авторов. Общий объем работы 136 страниц компьютерного набора, включая 14 таблиц и 12 рисунков.
выводы.
1. Степень умственной отсталости является важнейшей, но не единственной детерминантой негативного формирования социально-трудовой адаптации. Значение имеют и структурные характеристики интеллекта, обусловливающие различия и качественное своеобразие социально-трудовой адаптации у подростков с умственной отсталостью.
2. Затрудняют социально-трудовую адаптацию подростков с умственной отсталостью следующие психологические и личностные особенности: отставание в развитии вербального интеллекта, недостаточность активного словаря, снижение памяти, неадекватность самооценки, низкая общая эрудиция, нарушение в сфере импульсивности, низкая самостоятельность в выборе ценностных ориентаций и профессиональных предпочтений.
3. Затрудняют социально-трудовую адаптацию особенности психомоторного развития умственно отсталых подростков, недостаточное развитие смыслового уровня организации движений, недостаточность корковой организации внутреннего согласования составных частей в единое целостное движениенедостаточную согласованность двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации.
4. Неблагоприятными факторами для социально-трудовой адаптации умственно-отсталых подростков является неудовлетворительное состояние соматического здоровья, воспитание в условиях проблемной семьи, отсутствие установки на труд и отсутствие потребностей в более высоких уровнях жизни.
5. Прогностически благоприятными факторами социально-трудовой адаптации и умственно отсталых подростков являются относительная сохранность перцептивных функций интеллекта и зрительно-пространственной ориентации у умственно отсталых подростков.
6. Проведенное экспериментально-психологическое исследование показало необходимость дифференцированного подхода в организации трудовой деятельности умственно отсталых подростков и разработки оптимальных методов коррекции трудовой и учебной деятельности, направленной на социализацию подростков и интеграцию их в общество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Изучение особенностей социально-трудовой адаптации подростков с умственной отсталостью выявило, что возможности такой адаптации далеко не однозначны.
Уровень интеллектуального функционирования является важнейшей, но не единственной детерминантой успешности социально-трудовой адаптации.
Среди важнейших психологических предпосылок затрудняющих социально-трудовую адаптацию оказались операциональные и личностные свойства подростков, которые имели тотальное недоразвитие.
Операциональные свойства интегрируют систему знаний, общетрудовых и специальных профессиональных умений и навыков. На этом уровне изучались сенсорно-перцептивый, моторный и интеллектуальный компоненты (характеристики восприятия, внимания, психомоторных качеств, процесса обработки информации и речи).
Для интеллектуального функционирования характерен более высокий уровень невербального интеллекта при значительном отставании вербальногонаиболее низкие показатели в структуре интеллекта по субтестам, определяющим запас слов, общую эрудицию, культурный образовательный уровеньнедоразвитие вербального понимания и сниженные показатели памяти, при сравнительно благополучных показателях перцептивной организации (ведущими функциями интеллекта является наблюдательность и способность выделять пространственные отношения, двигательная координация).
В психомоторике самые большие проблемы связаны с нарушением двигательной координации с четким осознанием правой и левой сторон тела, которое проявляется, прежде всего, в трудностях смысловой организации, реализации движении и выработке новых навыков (мнемический тест). На втором месте — проблемы согласования деятельности большого количества мышечных групп (внутренняя увязка) и согласованности двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации (субтест динамичская координация с удержанием равновесия).
Третье место по трудности выполнения занял тест, измеряющий ловкость и двигательную маневренность (тест на динамическую координацию и двигательную маневренность).
Как в предыдущем случае, согласованности и внутренней увязки составных частей целостного большого движения.
Личностный блок включает привычку и установку на труд, особенности эмоциональной и волевой сферы, ценностные ориентации, уровень развития коммуникативной сферы, самоконтроля и саморегуляции, адекватность самооценки и поведения.
По результатам исследования поведение характеризуется слабой волевой регуляцией и низким самоконтролем.
При экспериментальных психологических исследованиях у подростков со стенической и астенической формой данные нивелировались.
Большинство подростков с умственной отсталостью по экспертным данным педагогов и психологов были отнесены к категории импульсивных (быстрые — импульсивные, малоадаптированные).
Исследование самооценки показало, что у подростков с умственной отсталостью самооценка неадекватна, завышена, преобладает переоценка. Одновременно был выявлен и тендерный аспект самооценки. Мальчики считают себя более умными, здоровыми и счастливыми, а девочки себя считают общительными и с хорошим характером, самооценка у них более адекватная.
Из терминальных ценностей подростки высоко оценивают любовьналичие хороших и верных друзей, и низко — счастье других и общественное признание. Из инструментальных ценностей отвергается твердая воля, самоконтроль и терпимость, предпочтение отдается независимости, смелости в отстаивании своих взглядов и исполнительности. Мальчики с умственной отсталостью выше оценивают независимость, развлечения, а девочки с умственной отсталостью — исполнительность и красоту природы и искусства. Описанные личностные свойства (особенно у мальчиков) являются негативной психологической предпосылкой в формировании навыков общения и самостоятельного поведения в сферах «человек-человек» и «человек-предмет». Полученные экспериментальные данные свидетельствуют с одной стороны о трудностях социально-трудовой адаптации, а с другой стороны, так как они неоднозначны, о различных возможностях такой адаптации. Однако, предпосылки социально-трудовой адаптации у девочек с умственно отсталостью более предпочтительны, чем у мальчиков.
По экспериментальным данным и данным наблюдения у подростков с умственной отсталостью работоспособность была ниже, чем у подростков контрольной группы.
Материалы исследования свидетельствуют, что большинство подростов с умственной отсталостью, обследованных нами, страдали хроническими соматическими заболеваниями, росли и развивались в психологически отягощенных условиях: родители злоупотребляли алкоголем, неполные семьи, дети-сироты, имели неблагоприятную наследственность.
Можно предположить, что низкий уровень интеллектуального развития, личностные проблемы подростков с умственной отсталостью в определенной степени обусловлены не только биологическими факторами, но и неблагоприятными социальными условиями, в которых росли дети. В соответствии с этим уровень социально-трудовой адаптации во многом определяется и типом семьи, особенностями межличностных отношений в семье и их стабильностью.
Все эти данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к умственно отсталым подросткам при организации учебно-воспитательного процесса и их трудовой деятельности.
Список литературы
- Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательных школ. // Дефектология. 1974., N 1. — С. 62 -67.
- Александровская Э. М. Психологические трудности при адаптации детей к школе. // Гигиена и санитария. 1974., N 3. — С. 62−67.
- Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.," Наука «, 1976.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Наука, 1982.
- Ананьев Б. Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности. // Вопросы психологии. 1955., N1. — с.
- Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество. / Под. ред. Б. Г. Ананьева. ЛГУ, 1973, — вып. Х1П, — С. 62−69
- Антропов А. П. Взгляды ученых США на проблемы социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. // Дефектология. -1991. N2 — С. 75 -80.
- Аранович O.A., Шлосберг Я. Р. Изучение учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Спецшкола. 1966, N2 С. 82−89.
- Артемов С. Ю. Социальные проблемы адаптации рабочего на промышленном предприятии. В кн.: Молодежь и труд. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
- Ю.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996.
- П.Балин Б. Д. Психологические инварианты и адаптация. В кн.: Психологические проблемы самореализации личности. / Под. ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1998. — Вып. 2, — С. 136 — 143.
- Бгажнокова И. М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1995. — N 1.С. 37−41.
- Березин В. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
- М.Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
- Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
- Боркова Т. Н. О формировании у школьников организованности в труде. // Вопросы психологии обучения труду. М., 1962.
- Будякина М.П., Русалинова A.A. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на предприятии. В кн.: Социальная психология и социальное планирование. / Под. ред. Е. С. Кузьмина и А. А. Бодалева. Л., 1973. — С. 92 -97.
- Вайзман П. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: АГРАФ, 1976. — 122 с.
- Вайзман П. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: АГРАФ, 1997.
- Вайнруб Е. М. Характеристика работоспособности учащихся вспомогательных школ на уроках ручного труда. // Дефектология. 1979.-N4-С.21.
- Вассерман Л.И. Психологическая методика „Подростки о родителях“ и ее практическое применение. М., 1994, 64 с.
- Васенков Г. В. Актуальные проблемы профессинальной подготовки умственно отсталых учащихся. // Дефектология. 1998. — N 4. С. 40−45.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М., „Просвещение“, 1973.
- Волков И. П. Социально-психологические принципы изучения отношения личности к труду. В кн.: Проблемы личности. Л.: ЛГУ, 1970. — С. 186−193.
- Вопросы психологии обучения труду. / Под. ред. А. А. Смирнова. -М&bdquo- 1962.
- Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников. / Под ред Ю. Т. Матвеева // Межвуз. сб. тр., РГПУ им. Герцена. СПб. 1992.
- Вопросы трудового обучения в вспомогательной школе. // Известия АПН РСФСР, -1965. -Вып. 137.
- Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка. //Собр. соч. М., 1982.-Т. 5.
- Выготский Л. С. Умственно отсталый ребенок. М., 1956.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М., 1965.
- Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961.
- Данилова Л. Ю. Структура социальной дезадаптации у беспризорных детей и основные тенденции ее обратной динамики. В кн.: Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996. — С. 75 -77.
- Демар Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. Перевод с немецкого. / Под. ред. Г. И. Россолимо. 1909.
- Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие. / Под. ред. Н. Г. Лусканова., И. А. Коробейникова, М., 1992.
- Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека. М., 1976.
- Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Особенности производственной адаптации инвалидов. // Социологические исследования. 1985. — N 3. -С. 121−126.
- Дульнев Г. М. Трудовое обучение и формирование личности учащегося вспомогательной школы. // Специальная школа. 1968 — N4. — С. 34 -41.
- Дульнев Г. М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками. //Специальная школа. 1967. — Вып. 4. С. 74 — 80.
- Дулънев Е. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981.
- Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1993.
- Запорожец А. В. Психологические условия формирования самоконтроля у младших школьников на уроках труда. // Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1983. — ч. III.46.3ейгарник Патология мышления. М., 1962.
- Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. В кн.: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С. 173 — 1 88.
- Иванов Е.С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. СПб., ИСПиП, 2000.
- Иващенко Ф. И. Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников // Вопросы психологии. 1983, — № 6.
- Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987.51 .Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей JT, 1982.
- Ительсон Л. Б. Основы методики профессионального обучения школьников. М., 1963.
- Казначеев В.П. Адаптация человека (социальные и медико-биологические аспекты). В кн.: Клинические и экспериментальные аспекты общей патологии. Новосибирск, 1980, с.5−17.
- Калитевская Е. Р., Ильичева В. И. Адаптация и развитие //Психологический журнал том 16.-1995. -№!.- С- 115 121.
- Каннабих Ю. История психиатрии. Л., 1928.
- Карвялис В. Ю. О путях повышения коррекционно-развивающего значения труда во вспомогательной школе // Известия АПН РСФСР 1965. № 137.
- Кащенко В. П. Дефективные деги и школа. М., 1912
- Кириллова А. Г. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к учащимся на уроках труда // Дефектология.-1982, — № 6.
- Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. /7 Вопросы психологии.- 1984, № 4 С. 5−14.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1965.
- Ковалева Е. А. Дифференциация учащихся вспомогательных шкод по уровню работоспособности / Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении, — М., 1983, — С. 64−81.
- Ковалева Е. А., Павлова Н. П. Характеристика типов учащихся в трудовом обучении / Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении, — М., 1983, — С. 82 -98.бЗ.Колайков И. Цивилизация и адаптация. М., Прогресс, 1984.
- Кондовин Р. Социально-трудовая адаптация детей-олигофренов в Свердловском детском доме интернате. — М., 1974.
- Кореляков Ю. А., Ферапонтова Э. А., Шустер В. А. Психологическая подготовка учащихся к общественно полезному, производительному труду как важный компонент трудового воспитания // Экспресс информация. 1985. а. Вып. 3 (87)
- Коркунов В. В. Региональные программы развития специального образования: основания действительность, проблемы и перспективы. Екатеринбург, 1993.
- Коробейников И. А. Психодиагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1991.
- Косилов С. А. Физиологические основы производственного обучения. М., 1975.
- Кравалис Я. Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе залог успешной подготовки детей к жизни // Дефектология, — 1976.-№ 5.-С. 43−47
- Кудрявцев Т. В., Фарапонова Э. А. Психологические основы подготовки учащихся к труду и выбору профессии. // Школа и труд, — М., 1987.
- Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. СПб1994.
- Кутании М. П., Тимофеева А. И., Киселева В. И., Деманова В. Е., Осипов А. Ф. Социально трудовая компенсация олигофрении по данным катамнеза // Специальная школа. -1964. — Вып. 1. С. 47 — 54
- Лебединская К. С., Малиускене В. А., Альбрехт Э. Я. Нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией. // Дефектология. -1977.-№ 4.-С. 5−17.
- Лебединский В. В., Белопольская Н. А. Анализ психологических предпосылок невротического состояния у детей в связи с их школьной неуспеваемостью. / Симпозиум детских психиатров Социалистических стран. -М&bdquo- 1976. С. 34 -45.
- Леонтьев А. Н. Психология личности.- М., 1982.
- Лонгинова 3. М. Трудовое воспитание учащихся в школе интернате. // Воспитательная работа в вспомогательной школе.- М-, 1957. С. 24 — 27
- Лубовский В. И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей олигофренов. // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. — М., 1956.-Т. 1.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., Педагогика. 1989
- Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
- Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, — М., 1962.
- Лях Ю. Е., Середенко Л. П. Возможности психофизиологического прогнозирования успешности профессиональной деятельности. // Военно-медицинский журнал.-1989, — № 5, — С. 55 56.
- Магия цвета. / Под ред. С. Ф. Зайкова. Харьков, 1996
- Майерс Д. Социальная психология, СПб: Питер Ком., 1998.
- Маллер А.Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
- Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. Спб. Изд. Спб Ун-та 2000
- Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы.- Л.: Изд. ЛГПИ, 1991.
- Международная классификация болезни (10-й пересмотр). Россия Спб. „АДИС“ 1994
- Мелехов Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации больных.- В сб. Проблемы олигофрении / Под. ред. Н. Н. Ляшко и Д. Д. Федотова, — М., 1970.
- Мерсиянова Г. Н. О воспитании у учащихся вспомогательной школы умения самостоятельно работать в процессе профессионально -трудового обучения. // Специальная школа. 1961.- Вып. 3. С. 61 73.
- Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых умений и навыков. М., 1973.
- Милославова И. А. Адаптация как социально психологическое явление. В кн.: Социальная психология и философия, — Л.: ЛГУ, 1973. — С. 121 -132.
- Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе. //Дефектология. 1975, — № 1. С. 29−30
- Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении, — М., 1990.
- Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1988.
- Мирский С. Л. Основные положения дифференциации учащихся. ! Типологические особенности учащихся вспомогательных шкод в трудовом обучении, — М., 1983, — С. 4 7.
- Мирский С. Л. Типологические особенности учащихся в процессе овладения двигательными трудовыми действиями. // Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении, М., 1983.-С. 46−64.
- Мнухин С.С. О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей. Труды института им. В. М. Бехтерева, 1961. т.25, с. 67.
- Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении. В кн.: Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация. Л., 1965.
- Моргачева Е. Н. Определение умственной отсталости психолого-педагогическими методами в США // Дефектология. 1999. — N 6. — С. 45 — 54
- Москаленко В. В. Социализация личности, — Киев, 1986.
- Нагорнюк Л. Г. Профориентационная работа во вспомогательной школе интернате. // Дефектология.- 1979.- № 4, — С. 26 — 30.
- Наживин Ю. С., Думацкий Л. Е. Способность к саморегуляции и профессиональная пригодность. // Психологический журнал.- 1985, — Т. 6,-№ 5.-С. 3−18.
- Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. -Ереван, 1988.
- Николаев С. Ф. Обучение планированию учеников вспомогательной школы. Одесса, 1973.
- Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ. // Под. ред. Л. М. Шипициной. СПб., 1996.
- Овчарова Р. В. Социально педагогическая запущенность в детском возрасте. — М. -Архангельск, 1996.
- Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под. ред. Ж. И. Шиф, — М., 1965.
- Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера,-М., 1973.
- Патрикеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIH вида для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология, — 1996.-Л93.- С. 24.
- Певзнер М. С. Дети олигофрены. М. АПН РСФСР -1959.
- Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей -олигофренов. М, 1968.
- Петровский А. В. Психология развивающейся личности. М., 1987,
- Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников.- М.: АПН РСФС, 1962, с. 12.
- Пинский Б. И. О влиянии мотивов деятельности на выполнение трудового задания у умственно отсталых школьников. // Специальная школа.-1966, — Вып. 4, с. 52.
- Платонов К. К. Вопросы психологии труда, 2-е изд., доп.- М-: Медицина, 1970.
- Правдина-Винарская E.H. Неврологическая характеристика синдрома олигофрении. М., 1957.
- Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. / Отв. ред. И. Ф. Мягков. Воронеж: ВГПИ. — 1991.
- Психологические основы трудового воспитания школьников. / Под. ред. Э. А. Фарапоновой.-М., 1988.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / Под. ред. Е. И. Казаковой, Л. М. Шипицыной, А. К. Коле-ченко, Е. В. Шиливой, В. П. Ивановой. СПб., 1998.
- Реабилитационные службы помощи детям. / Под. ред. Л. М. Шипицыной, — СПб., 1993.
- Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии.- 1988, — № 1, — С. 83 87.
- Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПб ГУ. Сер. 6., 1995, — Вып. 3.
- Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения, М.: Изд во МГУ, 1985, — С. 81 — 88.
- Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособ-ности.-М., 1980.
- Рокич М. Методика ценностных ориентаций. Психологические тесты. / А. А. Карелин, т.1, М., 2000.
- Рубинштейн С. Л. Опыт исследования по психологии труда- // Вопросы психологии, — 1956.-№ 4.
- Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. //Психология личности, — М., 1982.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.-М., 1970.
- Сазонов А. Д., Симоненко В. Д., Аванесов В. С. и др. Профессиональная ориентация учащихся.- М.: Просвещение, 1988.-223с.
- Свиридов Н. А. Особенности адаптации личности к сложным производственным условиям. // Социологические исследования, — 1977.-№ 2,-С. 85 90.
- Славина Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника. // Изучение мотивации поведения детей и подростков, — М., 1972.
- Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы, 2-е изд.- М., 1965.
- Соболева 3. П. К вопросу о воспитании трудолюбия у учащихся младших классов вспомогательной школы. II Специальная школа,-1958,-Вып. 2. С. 88−92
- Социально-трудовая реабилитация инвалидов с детства (сост. Дыскин А. А., Дворкин Э. А.). М., ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1991.
- Сунчедев О. X. Отношение к труду и работоспособность олигофренов (по материалам трудовой терапии). // Ученые записки ЛГУ, Т. III. М., 1960.
- Сухарева Г. Г. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). М., Медицина, 1965.
- Тейвиш Б. Н. Подготовка учащихся вспомогательной школы к работе на производстве. //Спецшкола.- 1969.- № 1, — С- 61 65.
- Трифонов Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности, Словарь. СПб., 1 996 145. Трудовое воспитание во вспомогательной школе. / Под, ред. М.1. И. Кузьмицкой, — М., 1959.
- Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев. 1976.
- Фарапонова Э. А., Чернышева Г. В. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности у младших школьников. // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., 1987.
- Федоришин Б. А. Психологические аспекты профориентации учеников. Киев, 1976.
- Чебышева В. В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду. //Вопросы психологии,-1978.- № 2.
- Чебышева В. В. Психология трудового обучения.- М., 1983.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников.-М., 1983.
- Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.
- Шалимов В. Ф. Катамнистическое изучение олигофренов. // Дефектология.» 1970.- № 4, — С. 26 32. 181- Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. / Пер. с чешек, — Прага, 1978.
- Шипицына Л. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилигационной работы,-1995, № 3.
- Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.
- Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Асикритов В. Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
- Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. Колег Элидир, Уэллс, Великобритания, 1992.
- Шипицына Людмила, Мин Паниер, Бердт Смит, Лоуд де Гейгер, Вилли Вейнс, Люк Вандеркуттен, Вим Вердайк. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия.- СПб, 1998.
- Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., М., 2002.
- Шиф Ж. И. Введение (о психологических проблемах коррекци-онно-воспитательной работы во вспомогательной школе). // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980.
- Шиф Ж. И. Проблемы развития умственно отсталых школьников в исследованиях советских авторов. // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы, — М., 1965.
- Шлосберг Л. Р. Индивидуальное профобучение во вспомогательной школе. // Спецшкола.- 1964, — № 4, — С. 63 67.
- Щербакова А. М., Матвеева Н. Б., Наливай ко Г. А. Создание группы постинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью // Дефектология 1995. N 2. С. 32 36.
- Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы. // Дефектология.-1996, — № 4, — С. 24 27
- Элланский Ю. Г., Затяга О. Б. Социальная адаптация инвалидов в условиях промышленного предприятия. В кн.: Актуальные вопросы социально трудовой реабилитации инвалидов.- М.: ЦИЭТИН.- 1985.-С. 75 — 79.
- Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. Вестник МГУ, 1978.
- Якиманская И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М., 1979.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Яковенко М. И. Трудоустройство выпускников вспомогательной школы. //Дефектология, — 1971.- № 1.- С. 37 39.
- Baacke D. Sozialokologische Ansatze m der Yugendforschung./ Kruger H. H. Handbuch der Yugendforschyng. Leske Budrich. Leverkusen. — 1988.
- Beime Smith M., Patton Y. R. Yttenbash R. / Mental Retardation. New-York: Macmillan College Publishing Company. — 1994.
- Bronfenbrenner V. Toward an experimental ecology of human development /American Psychologist 32,1977, P. 513 53 1
- Bretherton Y. Attachment theory: Retrospect and prospect /Yn Y. Bretherton&E.Waters (Eds) Growing points of attachment theory and research Monography of the Society for Research in Child Development. 1985. V. 50(1−2, Serial) N 209. P.54−68.
- Cairns R. B. The emergence of developmental psychology // W. Kessen (Ed.) Handbook of child psychology. V. 1. N. Y.: Yhon Wiley. — 1983. — P. 41 — 101.
- Coleman Y. C. Erne new Theorie der Adoleszenz. / Olbrich E., Todt E. //Probleme des Yugendalters. Neuere Siehtvveisen, Springer, Berlin. 1984.
- Eriekson T. Behavior disorders of children and adolescents: assessment, etiology, and intervention. New Yersey. 1997. — 366.
- Gezell A. The ontogenesis of infant behavior // Manual child psychology. New York, 1954.
- Grossman Y. Manual on Terminology and Classification. Washington. DC: American Association on Mental Deficiency. 1983.
- Lawrence P. R., Lorsch Y. W. Organization and environment Homewood: Yrwin, 1969.
- Mayo E. The human problems of an industrial civilization. Boston: Division of Res. Graduate School of Business Administation: Harvard Univ., 1946.
- Plomm R. A., Bergemian, C. S. The nature of nurture: Genetic influence on environmental measures // Behavioral and Brain Sciences, 14, 1991, -P. 373−427.
- Remschmidt H., Pathogene Einflusse und the Auswirkungen, Remsclimidt H., Schmidt M. H. Kinder und Yudendpsychiatsie in Klinik und Praxis, Bd. I. Thieme, Stuttgart 1988 c.
- Solso R. Mind and Brain Sciences in the 21st Century. Cambridge, MA: A Bradford Book. 1997.
- Tanner Y. M. Growth at Adolescence. With a General Consideration of the Effects of Hereditary and Environmental Factors upon Growth and Maturtion from Birth to Maturity, 2nd ed., Blacwell, Oxford 1962 b.
- Zelazo P.R., Zelazo N., Kolb S. Walking in the newborn // Science, 176, 1972, P.314−315.
- Mesh E., WolfD. Children’s psyhopathology. 2003.