Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность МЧС России при трансграничных чрезвычайных ситуациях: проблемы правового регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В таможенном законодательстве следует установить более четкое определение процедуры пересечения таможенной границы РФ товарами, перемещаемыми в соответствии с вышеуказанным таможенным режимом в упрощенном порядке, в нормативном порядке закрепить критерии приоритетности таможенного оформления имущества, перемещаемого через таможенную границу РФ при его вывозе, для оказания содействия иностранному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Правовые основы участия МЧС России в системе обеспечения безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях
    • 1. 1. Правовая характеристика и особенности 18 правоотношений в сфере обеспечения безопасности приграничной территории при чрезвычайных ситуациях трансграничного характера
    • 1. 2. Формирование и основные направления развития 52 законодательства Российской Федерации по обеспечению безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях
  • Глава 2. Международно-правовые аспекты деятельности МЧС России при возникновении и ликвидации трансграничных чрезвычайных ситуаций
    • 2. 1. Участие МЧС России в международном 66 сотрудничестве по обеспечению безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях
    • 2. 2. Приграничное сотрудничество в сфере обеспечения 86 безопасности при чрезвычайных ситуациях
  • Глава 3. Правовой механизм взаимодействия МЧС России с пограничными и таможенными органами при трансграничных чрезвычайных ситуациях
    • 3. 1. Порядок обеспечения защиты Государственной 101 границы РФ при чрезвычайной ситуации на приграничной территории
    • 3. 2. Особенности таможенного регулирования при оказании помощи по ликвидации трансграничных чрезвычайных ситуаций

Деятельность МЧС России при трансграничных чрезвычайных ситуациях: проблемы правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобальные климатические изменения, а также интенсивность развития различных областей промышленности, и вместе с тем, старение производств и технологий, произошедшие за последние 20 лет в России и других странах, во многом обусловили увеличение числа катастроф природного и техногенного характера, различного рода аварий, которые получили новый уровень опасности, представляющий серьезную угрозу жизни и здоровью населения, нормальному функционированию и развитию экономической и социальной инфраструктуры в международном масштабе.

Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, цунами, разрушившее в конце декабря 2004 года побережье Индонезии, Таиланда, и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, взрыв на нефтехимическом предприятии в городе Цзилинь (Китай) в ноябре 2005 года, и многие другие катастрофы, произошедшие в различных регионах мира, относящиеся к трансграничным чрезвычайным ситуациям, во многом показали необходимость более четкого и слаженного взаимодействия спасательных служб государств, участвующих в предотвращении таких чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий1.

Вместе с тем, не меньшее значение имеет стабильное и развивающееся сотрудничество между спасательными службами и иными государственными структурами в масштабе приграничных административных территорий того или иного государства. Сложившаяся в настоящее время ситуация в России характеризуется возрастающим числом возникновения чрезвычайных ситуаций, последствия которых потенциально могут затрагивать территории сопредельных иностранных государств, причиняя значительный ущерб См., например: Шойгу С. К., Гордеев А. В., Шевченко Ю. Л. Чернобыльская катастрофа. Итоги и проблемы преодоления ее последствий в России. 1986 -2001. М. ТЭК. 2001. 103 С. жизни и здоровью людей, экологии, экономике и другим сферам жизнедеятельности.

Кроме того, наличие потенциально опасных объектов, расположенных на территориях, прилегающих к Государственной границе РФ, причем, как на территории России (например, нефтеналивные терминалы в городах Приморск и Высоцк Выборгского района Ленинградской области), так и на территории сопредельных иностранных государств (АЭС вблизи города Ловиса, Финляндия), обусловливают необходимость совершенствования правового регулирования взаимодействия пожарно-спасательных и иных специализированных служб, как на государственном, так и на международном уровнях в целях обеспечения наиболее эффективного комплексного подхода при урегулировании вопросов, которые могут возникнуть вследствие возникновения трансграничной чрезвычайной ситуации и воздействия ее поражающих факторов на территорию сопредельного государства.

Необходимо также отметить, что развитие международного сотрудничества, в том числе, одной из его форм — приграничного сотрудничества, в сфере организации и взаимодействия российских пожарно-спасательных служб с аналогичными службами иностранных государств во многом зависит и от характера пограничной политики сопредельных государств, в частности, режима охраны государственных границ, разрешительной системы пропуска через границы. Важным условием для дальнейшего развития межгосударственного сотрудничества в рассматриваемой сфере являются также таможенное регулирование, экологические и иные нормативы, предусматривающие возможность использования сил и средств МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с участием иностранных специализированных пожарно-спасательных служб.

Четкое и слаженное взаимодействие этих служб с подразделениями МЧС России на уровне отдельной административно-территориальной единицы в пределах субъекта Российской Федерации, реализуемое в рамках приграничного сотрудничества, своевременность оказания технической помощи, во многом повысит эффективность оперативного реагирования на предотвращение, возникновение чрезвычайных ситуаций либо ликвидацию их последствий.

Безусловно, вышеуказанные вопросы сотрудничества являются важными не только в политическом, но и социально-экономическом, гуманитарном аспектах, поскольку их практическая реализация направлена как на укрепление и развитие межгосударственных отношений, так и на совершенствование системы спасения и обеспечения безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях, осуществляемое в различных формах международного сотрудничества.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г., указывается: «Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств. недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности"1.

Рассматриваемый в настоящее время Федеральным Собранием РФ проект Федерального закона «О приграничном сотрудничестве»,*" а также действующие Федеральные законы «О государственной границе Российской.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000 г. № 2. Ст. 170.

2 См.: http // www.mironov.ru./Initiatives/19 606, html.

Федерации"1, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не отражают в полном объеме те действительные потребности государства, которые возникают при реализации им функций по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, объектов экономической и социальной инфраструктуры.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования заключается, прежде всего, в необходимости научного и практического анализа состояния правового регулирования межгосударственных отношений, складывающихся в сфере обеспечения безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях на современном этапе, в том числе, в новой для России сфере приграничного сотрудничества. Кроме того, актуальность разрабатываемой темы во многом обусловлена необходимостью исследования правовых аспектов взаимодействия российских и иностранных пожарно-спасательных служб как между собой, так и с другими государственными структурами исполнительной власти, обеспечивающими безопасность и режим приграничных территорий.

Деятельность любых государственных структур, особенно в сфере обеспечения государственной безопасности, защиты суверенитета государства, жизни и здоровья людей, требует четкой нормативной регламентации, адекватно отражающей все возможные для них угрозы, способы и средства устранения или защиты от их неблагоприятных последствий. От того, насколько высоким будет качественный уровень правового регулирования в вышеуказанной сфере, будут зависеть эффективность реализации МЧС России своих функций, взаимодействия с другими ведомствами и иностранными пожарно-спасательными службами, достижения целей сотрудничества. Актуальность данной темы состоит также в обосновании и разработке системы более четкой регламентации.

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г. N 17. Ст. 594 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. N 35, Ст. 3648 взаимоотношений МЧС России с другими федеральными ведомствами при возникновении чрезвычайных ситуаций на определенной приграничной территории, а также правовой возможности определения и практического обеспечения взаимодействия с зарубежными приграничными заинтересованными службами при оказании технической помощи в ликвидации их последствий.

Этому призваны помочь материалы и выводы данного диссертационного исследования по названным выше вопросам и направлениям.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы деятельности МЧС России в сфере международного и приграничного сотрудничества с пожарно-спасательными службами иностранных государств, взаимодействия МЧС России с другими федеральными органами, обеспечивающими режим Государственной границы РФ, пограничный и таможенный контроль, относятся к категории тех, которые недостаточно широко рассматривались отечественными учеными. Во многом данные вопросы освещались изолированно, вне какой-либо системной связи между различными аспектами, непосредственно касающимися вопросов обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в приграничных регионах. В настоящей работе автор предпринял попытку комплексного подхода к исследованию данных проблем.

Правовые аспекты обеспечения государственной безопасности при чрезвычайных ситуациях были рассмотрены Ю.Л. Воробьевым1, А.Ф.

1 См.: Воробьев Ю. Л. Безопасность личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций как важнейшее направление государственной политики в обеспечении национальной безопасности // Тезисы и доклады Второй Всероссийской научно-практической конференции «Защита безопасности и территорий при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время как составная часть национальной безопасности России». М.: МЧС России. 1997. С. 15−24.

Галузиным1, Ю. А. Дмитриевым, С. М. Петровым, Р.Ф. Идрисовым2, И.Б. Кардашовой3, И.И. Прокудиным4, С.К. Шойгу3 и другими авторами. Отдельные вопросы охраны Государственной границы РФ и обеспечения пограничного режима, а также урегулирования пограничных инцидентов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, рассматривали следующие авторы: В.Ф. Молчановский6, А.И.

7 8 9.

Николаев, В. Б. Рушайло, А. С. Щербаков и др. В разное время к вопросам международного сотрудничества МЧС России обращались Л. К. Айвар, И.Л. Трунов10, Ю. В. Бражников, Владимиров А.А.11, Ю.Л. Воробьев12, В.А. Евсегнеев’И.А. Игнатьева14, Г. В. Федулов1, М.И. Фалеев2, и другие.

I См.: Галузин А. Ф. Безопасность как принцип и функция права. // Право и политика.

2004. № 11. С. 56 — 60. См.: Дмитриев Ю. А., Петров С. М., Идрисов Р. Ф. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России. // Право и политика. 200]. № 11. С. 42 — 46.

3 См.: Кардашова И. Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования. // Право и политика. 2005. № 2. С. 86 — 93.

4 См.: Прокудин И. И. Полномочия Президента и правительства Российской Федерации по осуществлению контроля в области обеспечения национальной безопасности. // Право и политика. 2003. № 9. С. 57 — 68.

5 См.: Шойгу С. К. От МПВО к гражданской защите. М.: 1998. 336 С.- Шойгу С. К., Воробьев Ю. Л., Владимиров В. А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат. 1997. 159 С.

6 См.: Молчановский В. Ф. Границы, как неотъемлемый признак государства // Государственная граница России: проблемы и пути их решения. М., 1993. 240 С.

7 См.: Николаев А. И. На переломе. Записки русского генерала. М.: Современный писатель. 1998. 368 С.

См.: Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. Монография. — М.: Изд-во «ЩитМ». 2000. 264 С. См.: Щербаков А. С. Пограничная безопасность России: роль и место Федеральной пограничной службы в системе ее обеспечения. — М.: 1998. 180 С.

10 См.: Айвар JT.K., Трунов И. Л. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера // Право и политика. 2005. № 7. С. 57 — 63.

II См.: Бражников Ю. В., Владимиров В. А., Макеев В. А., Сорокин В. И. Гуманитарные операции МЧС России. М.: «КРУК-Престиж». 2002. 240 С.

12 См.: Воробьев Ю. Л. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. М.

2005. 320 С.

См.: Евсегнеев В. А. Российское и зарубежное законодательство о защите населения и территорий от наводнений. — М.: Былина. 2003. 290 С. См.: Игнатьева И. А. Конституционные основы правового регулирования экологических отношений в государствах — участниках СНГ. // Право и политика. 2001. № 11. С. 57 — 63.

Правовые проблемы приграничного сотрудничества и международных договоров в этой сфере были также изучены следующими учеными: А. Г. Гранбергом, И.И. Лукашуком3, И.А. Мухиным4, С.А. Киреевой3, Н.А. Чигвинцевой6 и другими учеными.

Принимая во внимание незначительное количество работ, опубликованных по вопросам деятельности МСЧ России, посвященных обеспечению безопасности на приграничных территориях при возникновении чрезвычайных ситуаций, взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими охрану Государственной границы РФ и таможенный контроль, а также, международному сотрудничеству в указанной сфере, следует отметить, что данная тема не может считаться в настоящее время в достаточной степени разработанной.

Одной из причин недостаточного изучения проблем правового регулирования деятельности МЧС России в сфере взаимодействия с другими государственными структурами, реализующими свои полномочия по обеспечению пограничного и таможенного контроля, участия в приграничном сотрудничестве при трансграничных чрезвычайных ситуациях, является отсутствие четкого законодательно закрепленного понятия «приграничное сотрудничество», позволяющего в комплексе.

1 См.: Федулов Г. В. Роль государства в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций // Право и политика. 2001. № ]. С. 52 — 56.

2 См.: Фалеев М. И. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприоритетное направление в обеспечении устойчивого развития и безопасности Российской Федерации в XXI веке // Право и политика. № 9. 2000. С. 63 — 71.

Лукашук И. И. Современное право международных договоров. Том 1. М.: Волтерс Клувер. 2004. 658 С.

4 См.: Мухин И. А. Роль международного права в становлении правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации // Право и политика. 2005. № 3. С. 83 -90.

3 См.: Киреева С. А. Межгосударственная интеграция в системе внешних функций РФ // Право и политика. 2003. № 9. С. 89 — 99.

6 См.: Чигвинцева Н. А. Международная договорно-правовая политика: понятие, специфика, перспективы развития // Право и политика. 2005. № 4. С. 73 — 80. рассматривать все вопросы обеспечения безопасности приграничных территорий. Кроме того, кардинальные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, произошедшие в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314, повлекли за собой существенные изменения в распределении функций между различными федеральными ведомствами, что вызвало необходимость внесения изменений как в федеральные законы, так и в подзаконные нормативные акты, издаваемые этими ведомствами. Ряд ведомственных нормативных документов, изданных до указанной реорганизации федеральных органов исполнительной власти, требуют существенной доработки, поскольку определяют вопросы компетенции или порядка взаимодействия в противоречие с действующим законодательством. Следует отметить, что к настоящему времени процесс упорядочения внутриведомственного нормотворчества в достаточной степени не завершен, так как даже в единой системе МЧС России внутреннее регулирование деятельности подразделений в ряде случаев обеспечивается за счет приказов других ведомств, изданных например, МВД России.

Поэтому при разработке темы исследования и написании диссертации были использованы общетеоретические научные разработки, относящиеся к проблематике сотрудничества в исследуемой сфере общественных отношений, а также действующие в настоящее время международные соглашения, законодательные и издаваемые в их развитие ведомственные нормативные акты, материалы международных симпозиумов, семинаров и конференций. Кроме того, были использованы документы и материалы органов власти субъектов РФ и практических подразделений МЧС России, отражающие уже накопленный современный опыт такого сотрудничества, нуждающегося в совершенствовании его правового обеспечения.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов власти различных уровней, в том числе, пожарно-спасательных служб России с пограничными властями подразделениями пограничных войск ФСБ России, таможенными органами Российской Федерации, подразделениями МВД России и другими) при возникновении и ликвидации трансграничных чрезвычайных ситуаций, в том числе, на приграничных территориях, и оказании технической помощи.

Предметом исследования является законодательное обеспечение и правовое регулирование организации взаимодействия МЧС России с пограничными властями при возникновении и ликвидации трансграничных чрезвычайных ситуаций, в том числе, на приграничных территориях, и особенности правоприменительной практики в данной сфере общественных отношений.

Цель диссертационного исследования — изучить теоретические и практические проблемы правового регулирования деятельности МЧС России, связанной с выполнением возложенных на него функций по обеспечению безопасности территорий, прилегающих к Государственной и таможенной границам России, в случаях возникновения трансграничных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, а также, дать рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

В соответствии с целью диссертационного исследования были определены следующие задачи:

— проанализировать характер, структуру и особенности правоотношений, складывающихся в системе безопасности государства, определить место и роль МЧС России в процессе функционирования системы безопасности;

— изучить характер, структуру и особенности правоотношений, возникающих при трансграничной чрезвычайной ситуации на территории, прилегающей к Государственной и таможенной границам РФ;

— исследовать правовые нормы, определяющие статус участников указанных правоотношений в системе обеспечения безопасности на приграничной территории, и регулирующие вопросы межведомственного взаимодействия при трансграничных чрезвычайных ситуациях;

— дать характеристику отдельным аспектам правового регулирования международного сотрудничества в процессе осуществления МЧС России деятельности по обеспечению безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях;

— обобщить правоприменительную практику деятельности МЧС России в сфере обеспечения безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях, определить основные направления развития законодательства по вопросам участия МЧС России в данной сфере;

— на основе анализа правовых актов, регламентирующих деятельность МЧС России в сфере обеспечения безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях, выявить пробелы и коллизии правовых норм различного уровня, сформулировать предложения и рекомендации по их устранению и совершенствованию законодательной базы.

Научная новизна диссертации определяется постановкой проблемы и комплексностью подхода к исследованию. В отечественной правовой науке до настоящего времени, по существу, нет исследования, в котором деятельность разнородных участников единой системы обеспечения безопасности государства рассматривалась бы не в общем виде, а с применением комплексного подхода ко всему диапазону отношений, формирующихся в исследуемой сфере жизнедеятельности. Основное отличие данного диссертационного исследования от других подобных работ заключается в избранном подходе к изучению сферы деятельности не одного, а нескольких субъектов правоотношений, имеющих собственный функционал, но объединенных одной общей целью — обеспечение установленных законом охраны и режима границ государства, защиты прилегающей к ним территории от неблагоприятных последствий трансграничных чрезвычайных ситуаций, угрожающих их целостности и безопасности, как для населения, так и для материальной инфраструктуры. Подобный подход позволил выявить определенные пробелы в законодательстве, регулирующем трансграничные отношения между сопредельными государствами, несоответствие действующих правовых актов реальным потребностям федеральных органов федеральной исполнительной власти по реализации ими функций, определенных ведомственной компетенцией, в частности, касающихся их взаимодействия, направленного на обеспечение безопасности приграничных территорий в случае возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В работе предлагается правовой анализ основных правовых актов, регламентирующих деятельность МЧС России, на основе которого выработаны и предложены рекомендации по разработке регламентов межведомственного взаимодействия, порядка привлечения и использования сил и средств при выполнении задач, связанных с участием в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих на приграничной территории.

Методологическая основа исследования базируется на современных методах познания, включающих общенаучные (диалектический, системный анализ) и специальные (формально-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения, являющиеся результатом проведенного диссертационного исследования:

1. В целях надлежащего правового регулирования общих условий и порядка обеспечения безопасности, как основной функции государства, в Закон РФ «О безопасности» необходимо внести соответствующие изменения, касающиеся единообразного подхода к пониманию правовой категории «безопасность». Законодательно должны быть закреплены наиболее важные виды безопасности, критерии их разграничения и область действия.

В Законе РФ «О безопасности» должны быть также предусмотрены положения, регулирующие вопросы межгосударственного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Данные изменения в достаточной степени обеспечат эффективность деятельности различных государственных органов по направлениям, соответствующим их компетенции, в частности, в сфере реализации МЧС России и других специализированных государственных структур своих функций по обеспечению безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера различного уровня.

2. В целях единообразного применения различными государственными структурами законодательства в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, в том числе трансграничного характера, представляется целесообразным сформулировать и закрепить в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие «режим чрезвычайной ситуации». Под понятием «режим чрезвычайной ситуации» следует понимать предусмотренный законодательством комплекс мер оперативного реагирования, осуществляемых уполномоченными органами государственной власти в связи с возникновением обстоятельств чрезвычайного характера, либо реальной возможностью их возникновения, при которых нарушаются либо ставятся под угрозу безопасные условия жизнедеятельности.

3. Представляется необходимым внести ряд дополнений в Закон РФ «О государственной границе РФ» и в Таможенный кодекс РФ, касающихся вопросов оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, возникшие непосредственно на территории, прилегающей к Государственной и таможенной границам РФ (в том числе, при воздействии чрезвычайных ситуаций на пограничную инженерную инфраструктуру), и порядка участия в ликвидации их последствий МЧС России и иных специализированных структур.

4. Федеральные законы «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует дополнить положениями, предусматривающими механизм реализации международных договоров в части обеспечения безопасности при возникновении трансграничных чрезвычайных ситуаций, поскольку наличие в соответствующих статьях вышеуказанных федеральных законов упоминания о приоритетности международного договора перед национальным законодательством не является достаточным для эффективного обеспечения безопасности в данной сфере.

5. В целях единообразного подхода в практическом применении правовой категории «чрезвычайная ситуация», в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» классификацию чрезвычайных ситуаций, определяемую Правительством РФ, следует закрепить в законодательном порядке.

6. В целях более эффективного взаимодействия при возникновении трансграничных чрезвычайных ситуаций необходимо определить порядок взаимодействия Федеральной таможенной службы РФ и Федеральной службы безопасности РФ (с использованием сил и средств пограничных войск ФСБ России) с другими государственными органами, включенными в Перечень функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на уровне межведомственного соглашения.

Научная значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы и предложения, сделанные на основе исследуемых проблем, могут внести определенный вклад в совершенствование некоторых разделов государственного и административного права России.

Практическая значимость диссертации определяется возникшими потребностями в совершенствовании нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность МЧС России, межведомственного и международного сотрудничества, развитии новых правовых институтов государственного управления в сфере обеспечения безопасности государства, населения и национального хозяйства от неблагоприятного воздействия последствий чрезвычайной ситуации регионального либо трансграничного характера.

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, приложеиия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование избранной темы — «Деятельность МЧС России при трансграничных чрезвычайных ситуациях: проблемы правового регулирования» во многом показало недостаточную разработанность ряда направлений в современной юридической литературе, а также, позволило выявить значительное число пробелов в законодательном обеспечении изученной сферы правоотношений.

В результате проведенного анализа значительного количества международных соглашений, законодательных актов, ведомственных нормативных актов, научно-практических материалов, в диссертации были сформулированы и представлены следующие выводы и предложения относительно решения выявленных в процессе исследования проблем.

В первую очередь следует отметить, что используемое в настоящее время в юридической науке, а также в законотворческой деятельности, понятие «национальная безопасность» начинает во многом подменять понятие «государственная безопасность». В результате таких терминологических «экспериментов» искажается сама сущность понятия «безопасность» и его родовой признак — связь с государством, поскольку понятие «государственная» выражает сущность и специфику самого понятия «безопасность», а также организационных и правовых средств ее обеспечения. Таким образом, открытым остается вопрос в научном и практическом аспектах понимания безопасности, как правовой категории Детальный анализ современных законодательных актов, обобщение точек зрения, изложенных в юридической литературе, позволил выявить ряд недостатков в действующем законодательстве, регулирующем общегосударственные и специальные вопросы обеспечения безопасности, в частности, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а именно:

Закон РФ «О безопасности» требует определенной доработки в части положений, касающихся более комплексного государственного подхода в вопросах обеспечения безопасности в целом, и в отдельных сферах, имеющих наиболее важное значение для объектов безопасности. Так, по нашему мнению, для целей более масштабного государственного подхода в сфере обеспечения безопасности, в указанном Законе РФ следует предусмотреть порядок классификации видов безопасности, определить критерии их дифференциации и особенности правового регулирования.

• наличие в вышеприведенных федеральных законах пробелов в части, касающейся вопросов правового регулирования взаимодействия сил и средств системы безопасности при возникновении трансграничных чрезвычайных ситуацийположениями действующего законодательства РФ, регулирующего вопросы защиты Государственной границы РФ и порядка осуществления таможенного контроля при пересечении таможенной границы РФ не охватываются условия совместного реагирования МЧС России, таможенных органов и органов федеральной службы безопасности на возникновение трансграничной ситуации на приграничной территории.

Проведенный анализ законодательных актов показал, что основная их часть имеет комплексный характер правового регулирования, охватывает различные аспекты деятельности государства по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях, в особенности, экономические, технические, организационные. Вместе с тем, результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод и о том, что в части, касающейся организационных вопросов, их сфера действия имеет ограниченный и узконаправленный характер, в результате чего положения большинства правовых документов не предусматривают порядка правового регулирования отдельных вопросов взаимодействия МЧС России с другими государственными органами либо не содержат положений о реализации механизма международного сотрудничества, определенного международными соглашениями.

Важным условием эффективного межгосударственного партнерства в сфере обеспечения безопасности при предупреждении чрезвычайных ситуаций и их последствий является также развитие контактов иа приграничном уровне с сопредельными государствами, в рамках отдельных субъектов Российской Федерации. Утверждение проекта Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» во многом будет способствовать укреплению и развитию новых направлений в сфере безопасности при трансграничных чрезвычайных ситуациях, поскольку юридическое оформление межгосударственных связей на уровне приграничных территорий будет являться гарантией не только добрососедских отношений, но и ответственности каждой из сторон за поддержание стабильного сотрудничества в данной сфере, выражающегося в эффективном использовании сил и средств, совершенствовании профессионального уровня личного состава спасательных структур, выполняющего служебно-боевые задачи при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В таможенном законодательстве следует установить более четкое определение процедуры пересечения таможенной границы РФ товарами, перемещаемыми в соответствии с вышеуказанным таможенным режимом в упрощенном порядке, в нормативном порядке закрепить критерии приоритетности таможенного оформления имущества, перемещаемого через таможенную границу РФ при его вывозе, для оказания содействия иностранному сопредельному государству при чрезвычайной ситуации. Не менее важным будет являться и установление порядка ввоза на таможенную территорию товаров, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий со стороны аварийно-спасательных служб иностранных государств. Данный порядок необходим как при возникновении чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях, так и на всей остальной территории России. Кроме того, для целей таможенного оформления и таможенного контроля, оперативного обмена информацией, со стороны МЧС России необходимо разработать типовую номенклатуру товаров, помещаемых под таможенный режим, установленный Постановлением Правительства № 701 от 20.11.2003 г., для его использования таможенными органами на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, одной из общих задач, стоящих перед МЧС России, ФТС России и ФСБ России, в целях защиты Государственной границы РФ, является разработка единых стандартов межведомственного взаимодействия на уровне функциональных подсистем РСЧС, обеспечения совместного оперативного реагирования на предотвращение, возникновение чрезвычайных ситуаций трансграничного (а также федерального и регионального) характера и ликвидацию их последствий, на приграничных территориях.

Примером одного из таких стандартов может рассматриваться проект межведомственного соглашения между МЧС России, ФСБ России и ФТС России, разработанный в процессе исследования и представленный в приложении к диссертации.

Таким образом, принимая во внимание, что в настоящее время расширяется спектр экологических и техногенных угроз, происходит интенсивное увеличение неблагоприятных экологических зон за счет эксплуатации опасных производств, множится число случаев загрязнения территорий и акваторий нефтепродуктами в результате аварий на нефтепроводах и танкерах, существует вероятность масштабного радиоактивного и химического загрязнения, считаем, что особая значимость в сфере обеспечения безопасности населения от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций должна придаваться развитию и совершенствованию государственных институтов, предназначенных для своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации, обеспечения защиты населения от их поражающего воздействия.

Единообразный подход в понимании сущности и содержания безопасности, как правовой категории позволит обеспечить надлежащий уровень законодательного обеспечения и правоприменительной деятельности в сфере деятельности государства, направленной на реализацию мер по защите от угроз в виде чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Учитывая тенденцию увеличения рисков возникновения трансграничных чрезвычайных ситуаций, возрастает необходимость динамичного развития международно-договорной практики в сфере межгосударственного партнерства по оказанию взаимной помощи по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Активная деятельность государства, его последовательная политика в этой сфере должна быть обеспечена всеми необходимыми правовыми средствами, обеспечивающими всестороннее и эффективное выполнение задач специализированными органами, в компетенцию которых входит реализация защитных мер при возникновении чрезвычайных ситуаций. На фоне возрастания числа угроз в экологической и индустриальной сфере, повышения степени риска возникновения трансграничных чрезвычайных ситуаций в результате участившихся случаев актов терроризма, решение вышеизложенных вопросов во многом обеспечит необходимый уровень защищенности общества и государства от неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
  2. Государственная граница Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых актов. М.: Рубеж., 1997. 450 С.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066.
  4. Федеральный закон от 22 июля 2002 г. № 91-ФЗ «О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3008.
  5. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.
  6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2221.
  7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.
  8. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 799.
  9. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.
  10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588.
  11. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3503.
  12. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29. Ст. 2757
  13. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.
  14. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649.
  15. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648.
  16. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.
  17. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 821.
  18. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
  19. Закон Российской Федерации от 3 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
  20. Проект Федерального закона № 75 537−4 «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» // http://www.inironov.ru/Initiatives/19 606.htrnl
  21. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.
  22. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 33 ст. 3254.
  23. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1101.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.
  25. Основы пограничной политики Российской Федерации. Утверждены Президентом РФ 5 октября 1996 г. // «Российская газета» от 06.1 1.1996 г.
  26. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 26. Ст. 2649.
  27. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 35. Ст. 3637.
  28. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 2. Ст. 121.
  29. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» // Российская газета от 24.07.2003. № 147.
  30. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2003 г. № 418 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 29. Ст. 2996.
  31. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 2 644 «О порядке оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000 г. № 37. Ст. 3714.
  32. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г. № 4. Ст. 485.
  33. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 39. Ст. 4563.
  34. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 33. Ст. 3998.
  35. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 291 «Об утверждении Положения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе» // Российская газета от 27.03.1996.
  36. Постановление Совета Министров Правительство Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. № 1118 «О принятии Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий» // Собрание Актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45. Ст. 4346.
  37. Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2004 г. № 1376-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 45.1. Ст. 4456.
  38. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2003 г. № 907-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28.1. Ст. 2943.
  39. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 1032-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 32.Ст. 3403.
  40. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 8.1. Ст. 764.
  41. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 1608-р // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. № 50. Ст. 4804.
  42. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 1067-р // Собрание Законодательства Российской
  43. Федерации. 1998. № 37. Ст. 4804.
  44. Приказ ФТС России от 10 марта 2005 г. № 183 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов» // Таможенные ведомости. 2005. № 5. С. 51 53.
  45. Приказ ГТК России от 30 декабря 2003 г. № 1582 «Об организации подготовки должностных лиц и работников таможенных органов по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» // Таможенные ведомости. 2004. № 4. С. 47 50.
  46. Инструктивное письмо ГТК России от 14 августа 1995 г. № 01-I3/11 485 «О предоставлении тарифных льгот на основании пункта «е» статьи 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» // Таможенный вестник. № 11.1995. С. 37.
  47. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
  48. Соглашение «Об основных принципах приграничного сотрудничества государств участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» (Москва, 26 февраля 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 7. С. 8- 12.
  49. Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С. 36 38.
  50. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.) // Собрание Актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45. Ст. 4346.
  51. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 25 февраля 1991 г.) // Собрание Актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45.
  52. Конвенция о праве международных договоров 1969 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1986. № 37.Ст. 772.
  53. В.А., Новиков В. Д., Радаев Н. Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс». 2001. 344 С.
  54. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. 350 С.
  55. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сборник. М.: МГФ «Знание». 1999. 190 С.
  56. Ю.В., Владимиров В. А., Макеев В. А., Сорокин В. И. Гуманитарные операции МЧС России. М.: «КРУК-Престиж». 2002. 240 С.
  57. Ю.Л. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. М., 2005. 320 С.
  58. М.М., Махутов Н. А., Техногенная безопасность как одна из общих забот мирового сообщества // Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. М.: УРСС. 1998. 354 С.
  59. И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999. 263 С.
  60. В.П. Концепция национальной безопасности России. Методологические проблемы. СПб.: Высшее военно-морское инженерное училище. 1996. 95 С.
  61. В.А. Российское и зарубежное законодательство о защите населения и территорий от наводнений. М.: Былина. 2003. 290 С.
  62. В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987. 490 С.
  63. А.Н. Таможенные режимы. М.: «Статут», 2000. 247 С.
  64. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Под общей ред. А. Н. Козырина. М.: «Спарк», 1996. 624 С.
  65. И.В., Писаренко В. Ф., Родкин М. В. К проблеме классификации катастроф: параметризация воздействий и ущерба. // Геоэкология. 1998. Т.1. 290 С.
  66. A.M. Фалеев М. И. Международные спасательные операции (особенности проведения и технологий). М.: «АяксПресс». 2001.320 С.
  67. И.И. Современное право международных договоров. Том 1. М.: Волтерс Клувер. 2004. 658 С.
  68. В.Ф. Границы, как неотъемлемый признак государства //Государственная граница России: проблемы и пути их решения. М., 1993. 240 С.
  69. А.И. На переломе. Записки русского генерала. М.: Современный писатель. 1998. 368 С.
  70. Основы таможенного дела. Под общей редакцией Драганова В.Г.- РТА ГТК России. М.: ОАО «Издательство «Экономика». 1998. 687 С.
  71. .Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Наука. 1991. 180 С.
  72. В.Б. Административно-правовые режимы. Монография. М.: «Щит- М». 2000. 264 С.
  73. Э.М. Северо-Западный пограничный округ: история и современность. Монография. СПб. 2000. 475 С.
  74. А.С. Пограничная безопасность России: роль и место Федеральной пограничной службы в системе ее обеспечения.1. М., 1998. 180 С.
  75. С.К., Воробьев Ю. Л., Владимиров В. А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат. 1997. 159 С.
  76. С.К. От МПВО к гражданской защите. М.: 1998. 336 С.-
  77. С.К., Гордеев А. В., Шевченко Ю. Л. Чернобыльская катастрофа. Итоги и проблемы преодоления ее последствий в России. 1986 -2001. М. ТЭК. 2001. 103 С. 1. ДИССЕРТАЦИИ:
  78. П.И. Карельская национальная государственность и безопасность Северо-Запада России (историко-правовой анализ). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб. 2000 г. 467 С. 1. СТАТЬИ:
  79. Л.К., Трунов И. Л. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера // Право и политика. 2005. № 7. С. 57 63.
  80. В. А. Воробьев Ю.Л., Фалеев М. И., Шахраманьян М. А. Приоритеты 21-го века: безопасность и развитие. Экология и промышленная безопасность. М.: 1998. № 8. С. 3−15.
  81. С.А. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 23 24.
  82. В.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 7 8
  83. В.А. Законодательное обеспечение деятельности Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций // Пожарная безопасность. 2005. № 1 (6). С. 30.
  84. J 07. Галузин А. Ф. Безопасность как принцип и функция права // Право и политика. 2004. № 1 1. С. 56 60.
  85. Ю.А., Петров С. М., Идрисов Р. Ф. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России // Право и политика. 2001. № 11.С. 42−46.
  86. В.А. Функции государства: общетеоретический аспект// Право и политика. 2005. № 9. С. 34 39.
  87. И.А. Конституционные основы правового регулирования экологических отношений в государствах участниках СНГ // Право и политика. 2001. № 11. С.57- 63.
  88. И.Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования // Право и политика. 2005. № 2. С. 86 93.
  89. С.А. Межгосударственная интеграция в системе внешних функций РФ // Право и политика. 2003. № 9. С. 89 99.
  90. Межгосударственное сотрудничество в СНГ по проблемам чрезвычайных ситуаций и безопасности: итоговые материалы (1994 -1995). М.: МГС по ЧС, ГНТП «Безопасность». 1996. 146 С.
  91. И.А. Роль международного права в становлении правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации // Право и политика. 2005. № 3. С. 83 90.
  92. И.И. Полномочия Президента и правительства Российской Федерации по осуществлению контроля в области обеспечения национальной безопасности // Право и политика. 2003. № 9. С. 57 68
  93. А.Ф. Правовые аспекты использования земель органами пограничной службы // Журнал российского права. 2002. № 11. С. 2427.
  94. М.И. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций приоритетное направление в обеспечении устойчивого развития и безопасности Российской Федерации в XXI веке // Право и политика. 2000. № 9. С. 63 — 71.
  95. К.В. Военная безопасность как институциональное правовое явление и ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник. 2004 г. № 1.1. С. 17- 22.
  96. Г. В. Роль государства в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций. // Право и политика. 2001. № I. С. 52 56.
  97. Н.А. Международная договорно-правовая политика: понятие, специфика, перспективы развития // Право и политика. 2005. № 4. С. 73 80.1. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
  98. Краткий философский словарь. Под ред. доктора фил.наук. Алексеева А. П. М.: Проспект, 1998. 400 С.
  99. Таможенное дело. Словарь-справочник // «Логос СПб». Санкт-Петербург. 1994 г. 319 С.
  100. Философский словарь. Под ред. Фролова.И.Т. М.: Политиздат, 1987. 590 С. 1. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ:
  101. Ю.С. Приграничное и межрегиональное сотрудничество на севере Европы.// Тез. докл. между народ, науч.-практ. конф. «О вкладе неправительственных организаций (НПО) в развитие приграничного сотрудничества Северо-Запада России». СПб.2005 г. С. 37.
Заполнить форму текущей работой