Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка и прогноз профессиональной пригодности личного состава специальных подразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходными правовой и аналитической основами исследования служили: Конституция Российской ФедерацииЗаконы Российской Федерации «О милиции» (от 18 апреля 1991 г.), «О чрезвычайном положении» (от 17 июня 1991 г.) и другие законы и приказы МВД РФ, имеющие отношение к деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в сложной обстановкеорганизационно-управленческие, аналитические и другие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Литературный обзор)
    • 1. 1. Концептуальные основы и принципы профессионального психологического отбора специалистов экстремального профиля деятельности
    • 1. 2. Взаимосвязь психологических особенностей личности с эффективностью деятельности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
    • 1. 3. Состояние профессионального психологического отбора сотрудников ОВД
    • 1. 4. Специальные подразделения МВД РФ (ОМОН, СОБР), их роль, предназначение и общая характеристика экстремальных ситуаций в деятельности
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объем и условия проведения исследования
    • 2. 2. Психодиагностические тестовые методики
    • 2. 3. Методы оценки успешности служебно-профессиональной деятельности
    • 2. 4. Статистическая обработка данных
  • Резюме
  • ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РФ
    • 3. 1. Профессиографическое изучение деятельности личного состава
  • ОМОН МВД РФ
    • 3. 1. 1. Анализ типовых служебных задач и функций личного состава
  • ОМОН МВД РФ
    • 3. 1. 2. Психологическое состояние личного состава спецподразделений МВД РФ после участия в боевых операциях на территории Чеченской республики
    • 3. 1. 3. Анализ причин текучести кадров в спецподразделениях МВД
    • 3. 2. Обоснование требований к профессионально важным психологическим качествам личного состава
  • ОМОН МВД РФ
  • Резюме
    • ГЛАВА 4. ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОМОН МВД РФ
    • 4. 1. Оценка успешности служебно-профессиональной деятельности сотрудников
  • ОМОН МВД РФ в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
    • 4. 2. Оценка основных психологических компонентов профессиональной пригодности личного состава
  • ОМОН МВД РФ

4.3. Многомерный анализ вклада основных психологических компонентов профессиональной пригодности в эффективность деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Резюме.

ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МВД РФ

5.1. Оценка эффективности существующих критериев профотбора для личного состава СОБР и

ОМОН МВД РФ.

5.2. Разработка и экспериментальная проверка методики профессионального психологического отбора личного состава

ОМОН МВД РФ.

5.3. Обоснование алгоритма профессионального психологического отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ и его апробация.

Резюме.

Оценка и прогноз профессиональной пригодности личного состава специальных подразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В структуре служебно-профессиональных задач, которые выполняют различные подразделения МВД РФ, особая роль * принадлежит специальным подразделениям — Отрядам милиции особого назначения (ОМОН) и Специальным отрядам быстрого реагирования (СОБР). Профессиональная деятельность личного состава этих подразделений характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных психотравмирующих факторов, зачастую протекает в экстремальных условиях [34]. Сотрудники этих подразделений участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивая правопорядок, личную и имущественную безопасность граждан.

В последние годы спецподразделения МВД РФ постоянно привлекаются к выполнению сложных оперативно-служебных задач антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе и Чеченской республике, обеспечивая % поддержание конституционного порядка, пресечение преступных действий бандформирований и организованной преступности [133].

Сотрудники этих подразделений постоянно выполняют служебно-боевые задачи в «горячих точках» в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Зачастую они несут службу в усиленном режиме, в специальном снаряжении, включая спецсредства и различные виды оружия.

Служба в этих подразделениях требует от личного состава большого напряжения и самоотдачи, связана с необходимостью противостоять преступности, имеющей высокий уровень агрессивности и самые разные формы ее проявления. Специфика несения повседневной службы сотрудниками специальных подразделений заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях чрезвычайно высоких нервно-психических и физических нагрузок [63].

Это обусловливает высокий уровень психосоматической и нервно-психической заболеваемости, самоубийств, посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников спецподразделений, а также профессиональной деформации их личности в виде агрессивности, обеднения эмоциональной сферы, смещение мотивационных и морально-нравственных ценностей [126, • 133, 136, 148]. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников в повседневных и, особенно, стрессовых ситуациях, и определяет необходимость оценки и прогнозирования их профпригодности по психологическим показателям.

Проблема оценки и прогнозирования профессиональной пригодности личного состава с учетом деятельности в экстремальных ситуациях является профессионально значимой для МВД России, ибо от нее зависит эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД [183]. Оценка и формирование профессиональной пригодности и психологической устойчивости к стрессу относятся к числу приоритетных задач профотбора, служебно-профессиональной и оперативной подготовки сотрудников МВД России [99].

Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения [33, 34]. Влияние этих и целого ряда других неблагоприятных факторов способствует возникновению невротических расстройств, препятствует исполнению сотрудниками служебных обязанностей, приводит к временной нетрудоспособности.

По нашему мнению, различные чрезвычайные происшествия в МВД РФ * (самоубийства, гибель личного состава, нарушение законности) и негативные проявления (психосоматические заболевания, межличностные конфликты, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, агрессивность, алкоголизация, низкая эффективность деятельности в экстремальных ситуациях) прямо или косвенно связаны с психологическими особенностями личности и низким уровнем профессиональной пригодности сотрудников, особенно к деятельности в сложных, напряженных и, особенно, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, личный состав спецподразделений МВД РФ при выполнении служебно-боевых задач подвергается воздействию значительного числа неблагоприятных стресс факторов, различных по своей природе, формам проявления, характеру воздействия и т. д. Все это может вызывать сильный эмоциональный стресс, нервно-психические расстройства, являться причиной заболеваний, травматизма, гибели и различных чрезвычайных происшествий среди личного состава.

Одним из эффективных путей повышения эффективности деятельности специалистов, как известно, является профессиональный психологический отбор. Его цель состоит в прогнозе успешности профессиональной деятельности на основе оценки профессионально-важных качеств (ПВК) и профессиональной пригодности [38, 40, 129, 132].

Многие отечественные и зарубежные авторы неоднократно подчеркивали актуальность и практическую значимость разработки адекватных психологических средств профотбора специалистов экстремального профиля [38,40, 131, 134, 172, 183].

Проводимая в органах внутренних дел реформа с ориентацией на профессиональные кадры обусловливает актуальность и экономическую эффективность профотбора.

К настоящему времени в системе МВД РФ сложилась многоуровневая структура профессионального психологического отбора. Ее основу составляют: государственные медицинские экспертно-диагностические учреждения особого назначения Центры психологической диагностики (ЦПД) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской федерации и их филиалыпсихологи кадрового аппарата управлений, городских, районных, линейных органов внутренних дел, округов и подразделений внутренних войск МВД Россиигруппы психологического обеспечения образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, военно-образовательных учреждений внутренних войск МВД России, а также нормативно-юридические и научно-методические документы, определяющие организацию, методики и процедуры профотбора [139].

Однако среди них отсутствуют критерии оценки профессиональной пригодности кандидатов на службу в специальные подразделения МВД РФ, решающих важные задачи в экстремальных условиях деятельности. В связи с этим профотбор специалистов этого профиля проводится без учета профессионально важных психологических качеств. Специалисты ЦПД МВД, ГУВД РФ не могут оценить профессиональную пригодность и уровни развития ПВК личного состава специальных подразделений из-за отсутствия научно-обоснованных критериев и валидных психологических методик их оценки.

Это обуславливает не только снижение качества отбора, но и делает возможным снижение уровня боеготовности личного состава специальных подразделений МВД РФ, в результате приема на службу лиц, которые по своим психологическим качествам не соответствуют требованиям профессиональной деятельности, имеющей специфические особенности и протекающей на фоне выраженных физических и нервно-психических нагрузок.

Все вышеизложенное и обусловило выбор цели настоящего исследования.

Цель работы состоит в комплексной оценке психологических особенностей личности и разработке на основе этого методики прогноза профессиональной пригодности для решения задач профессионального психологического отбора кандидатов на службу в специальные подразделения МВД РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.

Задачи исследования: на основе профессиографического изучения деятельности личного состава СОБР и ОМОН МВД РФ и результатов психодиагностического обследования обосновать требования к профессионально-важным психологическим качествам сотрудников спецподразделений МВД РФ, обусловливающим успешность выполнения ими оперативно-служебных задач в экстремальных условиях;

— оценить уровни сформированности основных групп профессионально важных качеств как ведущих компонентов профпригодности сотрудников специальных подразделений МВД РФ в их общей выборке и у лиц с высокой, средней и низкой успешностью деятельности в экстремальных ситуацияхс помощью методов многомерного математического моделирования оценить вклад основных групп психологических качеств в успешность оперативно-служебной деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в экстремальных ситуациях в общей выборке сотрудников и у лиц с различной эффективностью деятельностивыявить симптомокомплекс ведущих личностных индивидуально-психологических качеств личного состава специальных подразделений МВД РФ, как для целей прогноза успешности профессиональной деятельности в экстремальных условиях, так и для ретроспективной оценки психологического состояния на момент выполнения функциональных обязанностейопределить комплекс валидных психодиагностических методик и их информативные показатели для профессионального психологического отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ;

— разработать на основе информативных показателей психологических методик диагностический алгоритм оценки профессиональной пригодности личного состава спецподразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных ситуациях для решения задач психологического отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ и провести его экспериментальную апробацию.

Предмет исследования — индивидуально-психологические особенности личности и критерии отбора кандидатов на службу в специальные подразделения МВД РФ, обеспечивающие эффективность их деятельности в • экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях.

В качестве объекта исследования выступал личный состав ОМОН и СОБР МВД РФ в процессе оперативно-служебной деятельности в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Гипотеза исследования. Качество профессионального психологического отбора кандидатов на службу в специальные подразделения (СОБР, ОМОН) МВД РФ во многом зависит от научно-обоснованных критериев и валидных психологических методик их оценки, позволяющих дифференцированно и с высокой точностью оценить психологическую пригодность и уровни развития профессионально-важных качеств личного состава специальных подразделений, профессиональная деятельность которых имеет специфические особенности и протекает на фоне выраженных физических и нервно-психических нагрузок, что предъявляет повышенные требования к их профессионально важным психологическим качествам и уровню профессиональной пригодности.

Научнаяновизнаисследования. По результатам профессиографического исследования обоснована структура профессионально важных психологических качеств личного состава специальных подразделений МВД РФ. С помощью методов многомерного анализа определена значимость и вклад основных групп индивидуально-психологических качеств, характеризующих мотивационные, волевые, когнитивные, регуляторные и типологические компоненты профессиональной пригодности, в успешность % деятельности сотрудников спецподразделений МВД РФ в экстремальных ситуациях. Изучена структура этих качеств и определены уровни сформированности их у личного состава спецподразделений МВД РФ с различной успешностью деятельности в экстремальных ситуациях. На основе комплексного исследования оценена валидность различных психологических тестов и обоснован диагностический алгоритм оценки профессиональной пригодности личного состава спецподразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных ситуациях для решения задач профессионального психологического отбора кандидатов на службу в эти подразделения МВД РФ.

Практическая значимость исследования. Обоснованы требования к ведущим профессионально важным психологическим качествам сотрудников спецподразделений МВД РФ, обусловливающих успешность их оперативно-служебной деятельности в экстремальных условиях. Раскрыты психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД РФ и изучены причины текучести кадров личного состава специальных подразделений МВД РФ. Оценено психологическое состояние личного состава спецподразделений после участия в боевых операциях на территории Чеченской республики.

На основе информативных стандартизированных психологических методик разработан диагностический алгоритм и критерии оценки профессиональной пригодности кандидатов на службу в специальные подразделения МВД РФ. Проведена экспериментальная апробация разработанных психодиагностических процедур и обоснованы рекомендации по их использованию практическими психологами на этапах профотбора, оценки психологического статуса сотрудников, перед убытием в спецкомандировки для выполнения экстремальных оперативно-служебных задач и после возвращения в места постоянной дислокации.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Исходными правовой и аналитической основами исследования служили: Конституция Российской ФедерацииЗаконы Российской Федерации «О милиции» (от 18 апреля 1991 г.), «О чрезвычайном положении» (от 17 июня 1991 г.) и другие законы и приказы МВД РФ, имеющие отношение к деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в сложной обстановкеорганизационно-управленческие, аналитические и другие материалы, отражающие практику и опыт действий личного состава ОМОН, сотрудников органов внутренних дел при действиях в экстремальных ситуациях, о морально-психологическом состоянии личного состава ОМОН и сотрудников органов внутренних дел, действовавших в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтовматериалы зарубежного опыта действий силовых структур в аналогичных социальных ситуацияхнакопленный передовой опыт психологической работы в МВД РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональный психологический отбор личного состава спецподразделений МВД РФ должен проводиться с использованием дифференцированных научно-обоснованных критериев и валидных психологических методик, позволяющих прогнозировать успешность оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях на основе комплексной оценки профессиональной пригодности и уровней сформированности пяти основных групп профессионально-важных психологических качеств.

2. Эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников спецподразделений МВД РФ в экстремальных ситуациях тесно связана и определяется сформированностью пяти основных психологических компонентов профессиональной пригодности (мотивационного, волевого, когнитивного, регуляторного, типологического), имеющих по данным многомерного анализа различный вклад в успешность деятельности в генеральной выборке и у сотрудников с различным уровнем успешности деятельности.

3. Прогноз профессиональной пригодности сотрудников спецподразделений МВД РФ к деятельности в экстремальных ситуациях может быть дан на основе комплексной оценки симптомокомплекса личностных свойств с помощью валидных показателей психодиагностических тестов.

СМИЛ, 16 ФЛО, КОТ, экспертная оценка психологических компонентов) в составе многомерного диагностического алгоритма, обеспечивающего достоверный, надежный и точный прогноз.

Организация исследования предусматривала:

— системный подход к теоретическому исследованию психологических явлений в рамках изучения и анализа литературы по исследуемой проблеме;

— эмпирическое исследование с использованием методов наблюдения, анкетного опроса, психологического тестирования, анализа документов и результатов деятельности;

— математическую обработку полученных в ходе исследования данных, в том числе с помощью корреляционного, факторного и регрессионного анализа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследованиястрогой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями проводимого исследованияреализацией в исследовании фундаментальных принципов психологииприменением корректных математических методовапробацией результатов исследования.

Внедрение и апробация результатов исследования. Материалы диссертации отражены в 10 научных работах, из них 6 опубликованы. Основные результаты работы и её отдельные фрагменты докладывались на межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы повышения боеспособности ВВ МВД России» (2001г., СПб) и «Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики» (2002г., СПб), межведомственной научно-практической конференции «Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность» (2001г., Псков), на совещаниях, семинарах и занятиях с личным составом СОБР и ОМОН МВД РФ в системе профессиональной подготовки.

Результаты работы внедрены в практическую деятельность Центра психологической диагностики УВД Псковской области, используются в практической работе психологами ОМОН УВД Псковской области. Они также реализованы в методических рекомендациях «Профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в спецподразделения УВД Псковской области», «Методики и технологии комплексной оценки профессиональной пригодности личного состава спецподразделений МВД России» и используются в учебном процессе Московского университета МВД России и Санкт-Петербургского университета МВД России.

Связь с НИР. Исследование проводилось в ходе выполнения плановых НИР «Формирование кадрового потенциала органов внутренних дел и внутренних войск МВД России», «Разработка тестовых методик для оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников основных служб ОВД различного должностного уровня», «Психологическая реабилитация личного состава ОВД, осуществляющих оперативно-служебную деятельность в экстремальных условиях», в рамках планов ГУК МВД России.

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложения. Содержание работы изложено на 196 страницах машинописного текста в компьютерном наборе и сопровождено 21 рисунком и 22 таблицами.

ВЫВОДЫ:

1. Профессиональная деятельность сотрудников спецподразделений МВД РФ (СОБР, ОМОН) при решении оперативно-служебных задач в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях характеризуется высоким уровнем стрессогенности, значительными нервно-психическими и физическими нагрузками, протекает в условиях воздействия экстремальных факторов. Это определяет высокие требования к уровню их профессиональной пригодности и психологическим качествам личности.

2. Психологическое состояние личного состава специальных подразделений МВД РФ после участия в боевых операциях в ЧР характеризуется значительной степенью социально-психической дезадаптации личности (78%), наличием признаков ПТСР и ОСР (по данным опросника травматического стресса Котенёва И. О. (ОТС) на выявление симптомов ОСР и ПТСР), снижением активности, реагированием по внешнеобвиняющему типу на фоне повышения агрессивности, конфликтности, пессимизма и импульсивности. Это определяет необходимость дифференцированного психологического отбора личного состава указанного контингента МВД РФ.

3. Профессиональная деятельность личного состава спецподразделений МВД РФ предъявляет повышенные требования к пяти основным группам профессионально важных качеств, выявленных с помощью метода экспертных оценок и характеризующих мотивационные, волевые, когнитивные, регуляторные, типологические свойства личности. Эти группы психологических качеств отражают служебно-профессиональную направленность, гражданскую зрелость, моральную нормативность, ценностно-ориентационное единство личности, настойчивость, решительность, выдержку, самообладание, стрессоустойчивость, адаптационные возможности, способности управления своим состоянием, необходимый объем профессиональных знаний, умений и навыков, интеллектуальные способности и свойства высшей нервной деятельности и являются основными структурными компонентами профессиональной пригодности указанных специалистов и определяют эффективность их деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

4. Факторная структура показателей психодиагностических тестов СМИЛ, 16 ФЛО, КОТ включает 5 основных факторов (мотивационный, волевой, когнитивный, регуляторный, типологический) и 20 основных психологических качеств, характеризующих эмоциональную уравновешенность, психологическую устойчивость, самоконтроль, индивидуалистичность, общительность, активность, уверенность, смелость в общении, рассудительность, продуктивность интеллектуальной деятельности, способность к анализу информации, пространственное мышление, эмоциональную лабильность. Эти качества составляют «ядро» психограммы сотрудников спецподразделений МВД РФ и являются профессионально важными для обеспечения успешности их деятельности в экстремальных ситуациях.

5. Основная часть сотрудников спецподразделений МВД РФ имеет высокий (10%) и средний (70,9%) уровень успешности деятельности в экстремальных ситуациях. Однако, значительная часть (19,1%) личного состава имеет низкую эффективность деятельности в этих ситуациях. При этом между уровнем профессиональной пригодности сотрудников спецподразделений МВД РФ и эффективностью их деятельности существует достаточно тесная связь.

6. Общая структура пяти групп профессионально-важных психологических качеств сотрудников спецподразделений МВД РФ в их общей выборке характеризуется равномерной и синфазной сформированностью с превалированием мотивационного, волевого и типологического компонентов. У сотрудников с высоким уровнем УПД наименее сформированы волевой и регуляторный компоненты, уровень выраженности последнего статистически достоверно (Р<0.05) ниже, чем когнитивного и мотивационного. У сотрудников со средним уровнем УПД наиболее сформирован мотивационный компонент профпригодности, уровень выраженности остальных компонентов практически одинаков. У сотрудников с низкой эффективностью деятельности в экстремальных ситуациях в общей структуре групп ПВК превалируют волевой, типологический и регуляторный компоненты, уровни выраженности когнитивного и мотивационного компонентов у них достоверно ниже.

7. Многомерный анализ вклада основных компонентов психологической пригодности в успешность деятельности сотрудников спецподразделений МВД РФ показал, что основной вклад (58%) в обеспечении эффективности оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях принадлежит мотивационным и волевым компонентам. Основной вклад (67%) в успешность деятельности сотрудников с высокой успешностью деятельности вносят типологический (25%), мотивационный (22%) и когнитивный (20%) компоненты, у среднеуспешных — мотивационный (29%), волевой (22%) и когнитивный (20%), у низкоуспешных — волевой (24%), регуляторный (21%) и типологический (21%).

8. Существующие психологические критерии и методики отбора кандидатов на службу в МВД РФ применительно к отбору личного состава спецподразделений обеспечивают точность прогноза в 58.2%, что свидетельствует о необходимости разработки дифференцированной методики профессионально психологического отбора этого контингента.

9. Показатели психодиагностических тестов СМИЛ (F, Mf, Pt, Sc), 16 ФЛО («С» — эмоциональная устойчивость- «0"-тревожность- «СЬ"-зависимость-самостоятельность- «СЬ» — самоконтроль, «Q4» — напряженность), КОТ (интегральный показатель, способность к анализу информации, способность к пространственному мышлению, эмоциональная деструкция, гибкость мыслительных процессов, способность к концентрации внимания) различаются у сотрудников спецподразделения с высокой и низкой успешностью деятельности в экстремальных условиях и являются валидными для оценки их профессиональной пригодности.

10. Разработанный на основе валидных показателей психодиагностических тестов СМИЛ, 16 ФЛО и КОТ, а также экспертной оценки психологических компонентов профпригодности психодиагностический алгоритм позволяет с высокой точностью (0,76−0,81%) решать задачи профессионального психологического отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для повышения эффективности профессионального отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ и с целью обеспечения эффективности их деятельности в экстремальных ситуациях целесообразно реализовать следующие научно-обоснованные в диссертационной работе рекомендации:

1. Профессиональный психологический отбор кандидатов в спецподразделения МВД РФ следует проводить с использованием дифференцированных психологических критериев на основе валидных показателей психодиагностических тестов СМИЛ, 16 ФЛО, КОТ и экспертной оценки основных групп профессионально важных качеств, характеризующих мотивационный, волевой, когнитивный, регуляторный и типологический компоненты их профпригодности.

2. Разработанный на основе валидных показателей психологических тестов СМИЛ, 16 ФЛО, КОТ диагностический алгоритм оценки профессиональной пригодности личного состава специальных подразделений МВД РФ целесообразно включить в нормативно-методические документы МВД РФ, регламентирующие процедуры психологического отбора личного состава.

3.При анализе эффективности деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в экстремальных ситуациях и формировании их профессионализма в Учебных Центрах МВД РФ целесообразно использовать методику многомерного анализа вклада пяти основных психологических компонентов (мотивационного, волевого, когнитивного, регуляторного, типологического) их профпригодности, позволяющую определять вклад каждого из компонентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. 42 с.
  2. JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека, — Казань: КГУ, 1987.- 261с.
  3. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994. 237 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Психология личности и деятельности. М., 1980.-335 с.
  5. B.C. Основы научной организации контроля в высшей школе. М&bdquo- 1989. 167 с.
  6. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. М.: ВЮЗШ, 1988.-46 с.
  7. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД (По материалам научно-практической конференции). Колодкин Л. М. и др. М.: Акад. МВД РФ.
  8. Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. Новосибирск: Издательство «Сибвузиздат», 2001. — 160 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекопознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  10. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1,2. — 320 с.
  11. Г. М. Социальная психология. М., 1995. 408 с.
  12. Н.П. Психология подбора и расстановки кадров. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 1982. 16 с.
  13. И.В. Деятельность: ее психологическая структура, социальный и личностный аспекты // Социальное управление: философские, организационные и экономические проблемы. М., 1994.
  14. Ю.М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997. — 304с.
  15. . Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3−18.
  16. Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. -С. 3−16.
  17. Т.В., Власов И. С. Подготовка юридических кадров в зарубежных странах. М., 1976. — 67с.
  18. В.Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: 1999 г.-86 с.
  19. B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. СПб.: СПбЮр. институт, 1995, — 213с.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Наука, 1979, — 235с.
  21. Т.И. Методологические аспекты проблем способностей. М., 1977. — 184с.
  22. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М&bdquo- 1979. — 298с.
  23. Н.П. Разработка проблемы психологической подготовки войск после 60-х годов / В сборнике: Путь повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М.: ВПА, 1989.
  24. А.В. Формирование у советских воинов активной жизненной позиции. М.: ВПА, 1981. 84 с.
  25. А.В., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. Советская военная психология и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М.: ВПА, 1987. -346 с.
  26. А.В., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М., 1981. — С. 175.
  27. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 196 с.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988. 400 с.
  29. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1978. -400 с.
  30. М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М., 1988. 311 с.
  31. М.И. Социально-психологические проблемы организации надежной профессиональной деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 121−135.
  32. .Г., Калашников М. О., Беспалова Е. В. Методические рекомендации по психологическому изучению и отбору кандидатов в оперативные службы ОВД. М., 1995.
  33. .Г., Мягких Н. И., Сафронов А. Д. (ред.) Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел, — М.: НИЦ проблем медицинского обеспечения, 1997. 342с.
  34. А.А. Личность в общении. М., 1983. 272 с.
  35. В.А., Обознов А. А. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора. // Психологический журнал, 2000., Т.21. N4.- С.32−40.
  36. В.А. и др. Психологический отбор летчиков и космонавтов. М.: Наука, 1984. 264 с.
  37. В. А. Основные принципы разработки системы ППО военнослужащих и его проведение // ВМЖ. 1984. N9. — С. 41−44.
  38. В.А. Основные направления в разработке системы психофизиологического отбора корабельных специалистов // ВМЖ., 1968. N7. — С.59 — 63.
  39. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность человека в системах управления техникой. М.: ИП, 1998. — 285с.
  40. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995, — С.136
  41. В.А. Экспериментальное изучение эмоционального напряжения у операторов// Военно-медицинский журнал, 1973. № 1.- С. 70−73.
  42. В.А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал 1981. Т.2 № 2. -С. 51−65.
  43. В.А., Обознов А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности//Психологический журнал 1998. Т. 19. № 5. С.38−53.
  44. ., Хуань Дж. Многомерные статистические методы для эргономики. М.: Статистика, 1979. — 317 с.
  45. Э.В., Дьяконов И. Ф., Егоров В. А. Психодиагностические методы в практике авиационного врача. -Л.: ВМедА им. С. М. Кирова. 1988. -80 с.
  46. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Информационно-издательский дом «Филин»., 1997.- 608с.
  47. .С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
  48. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. Киев, 1989. — 213 с.
  49. Важный фактор боеготовности: из опыта морально-политической и психологической подготовки войск. М.: Воениздат, 1972.
  50. В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Юрид. лит., 1991. 464с.
  51. Л.И. и др. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб., 1997.- 203с.
  52. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. 94 с.
  53. С.В. и др. Применение математических методов в задачах профессионального отбора и распределения кадров. Л.: МО. 1987. — 140 с.
  54. Военная педагогика и психология / Под. ред. Н. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. С. 113.
  55. Военная психология. Ч. 1 и 2. М.: ВПА, 1984.
  56. Л.И. и др. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. 272 с.
  57. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. -101 с.
  58. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР, Т. 1 М., 1958. — 599 с.
  59. В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. СПб: изд-во СПбГУ, 1991. — 76 с.
  60. С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов вузов внутренних войск МВД России. Дис. .канд. пед. наук. СПбУ МВД России, 1998. 169 с.
  61. Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях (на примере ОМОН МВД России).- Дисс. канд. психол. наук, М.:ВНИИ МВД России, 2001. — 230с.
  62. P.M. Эмоции и стресс. Элементы практической психологии. -СПб.: Смысл, 2000. С.100−140.
  63. P.M. Защита личности (психологические механизмы). СПб.: Знание, 1998. — 305с.
  64. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1998.
  65. А.В., Морозов В. М., Пузанов Ю. П., и др. «Работа с персоналом в правоохранительных органах Соединенных Штатов Америки» г. Екатеринбург 1996-С. 10.
  66. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука. 1970. — 271 с.
  67. В.А., Лыткин В. М. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1993. № 3. С. 34−35.
  68. В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник. СПб, 2000. 255 с.
  69. Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологическиепроблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1985. — С.63−90.
  70. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал 1996. Т. 17. № I. С. 19−34.
  71. Л.Г. (ред.) Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. Сборник статей. М., 1999.
  72. И.Ф. Состояние и перспективы проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих // Сборник докладов 1 научно-практической конференции врачей психофизиологов ВМФ. Л.: Воениздат, 1989 — С. 22−26.
  73. И.Ф. Методы исследования психофизиологических качеств и личностных характеристик специалистов. Л., 1981. — 114 с.
  74. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974.
  75. М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.
  76. И.В. Некоторые подходы и перспективы развития автоматизированной психодиагностики и прогнозирования за рубежом // Вопросы психологии. 1986. — N4. — С. 170−176.
  77. Ю.М. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров. М.: Воениздат, 1982. — 264 с.
  78. Н.Д., Пономаренко В. А. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 92−105.
  79. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 13 марта 1992 г.
  80. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 121−132.
  81. П.Б. Эмоциональная неустойчивость. Дис. .канд. психол. наук. М., 1970. -С.14.
  82. И.П. Подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России к обеспечению безопасности жизнедеятельности военнослужащих. Дис.. .канд. пед. наук. СПбУ МВД России, 1999. 208 с.
  83. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ввузов МВД СССР к службе во внутренних войсках. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1987. 16 с.
  84. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
  85. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991, — 153с.
  86. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел. МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. 1997. 200с.
  87. Китаев-Смык Л. А. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных условиях. // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. -С 189−225.
  88. Е.А. Психология профессионала. М., 1996, — 168с.
  89. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  90. Е.А. Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности // Соотношение биологического и социального в человеке. М.: 1975. — С. 210−220.
  91. В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. 1985. № 5.
  92. . Как жить после психической травмы. Шанс, 1992. — 94 с.
  93. Л.М. Успех служебной деятельности руководителя ОВД: психология и технология достижения. М.: Акад. МВД РФ, 1992. 41 с.
  94. Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Соц. полит, науки. М., 1992. № 415. — С. 24−32.
  95. Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. Л.: Наука, 1978.
  96. И.О., Богданова М. Б. Террористический акт в Буденновске: постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России, 1996. № 3. С.49−56.
  97. И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие для практических психологов. МЦ при ГУК МВД России. М., 1997. — 40 с.
  98. И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: Академия МВД России, 1994.
  99. М.А. Оценка отношения человека-оператора в экстремальных ситуациях его труда // Физиология человека, 1994. Т. 20. № 2. С. 41−47.
  100. С.В. Организационно-педагогические детерминанты профессионального самосознания руководителей. Дис. .докт. психолог, наук. СПбГУ, 1997.
  101. Краткий психологический словарь. Под редакцией Петровского А. В. -М&bdquo- 1985.
  102. Э. Введение в психиатрическую клинику. М., 1923. — С. 68−75.
  103. Р.Л. Авторитет руководителя и групповая эффективность // Новые исследования в психологии. 1984.
  104. А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Я. М., 1989. 207 с.
  105. А.А. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: изд. ЛГУ, 1972.
  106. А.А. (ред.) Психология. Учебник.-М.:Проспект, 1999. 584с.
  107. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993. 192 с.
  108. Л.Д. Каким быть руководителю: психология управления деятельности. Л., 1986. 218 с.
  109. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 250 с.
  110. С.Г. Оценка профессионализма офицеров-преподавателей юридических вузов МВД: Дисс. канд. пед. наук. — Калининград: КВШ МВД, 1996. — 228с
  111. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., Политиздат, 1989. 228 с.
  112. Н.В. О психологической готовности личности к деятельности // Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. Тверь, 1992. С. 60−64.
  113. В.В. Организация психопрофилактики в подразделениях // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Омск, 1994. — С. 29.
  114. А.Н. О формировании способностей. — «Вопросы психологии», 1960. № 3.
  115. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972.- 576 с.
  116. А.Н. Общее понятие о деятельности. // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука. 1974. С. 5−20.
  117. Летчик и современная война: о морально-политической и психологической подготовке летного состава. М.: Воениздат, 1976.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984, -444 с.
  119. .Ф. О системном подходе к психологии. // Вопр. психологии, 1975, № 2, С.3−12.
  120. Д.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 1991. -224 с.
  121. В.М., Шамрей В. К., Койстрик К. Н. Посттравматические стрессовые расстройства. СПб.: ВМедА, 1999.
  122. Н.В., Пухов Б. А., Кольченко Н. В. Основы профессионального психофизиологического отбора. Киев: Наук, думка, 1987. -244 с.
  123. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дисс.докт. психол. наук.-СПб.- 1996.- 393 с.
  124. В.Л. и др. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Методы исследования по инженерной психологии и психологии труда. Л.: ЛГУ. — 1974. — ч.1. — С. 100−11 1.
  125. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств //Дисс. докт. псих. наук. Л., 1982. С. 418.
  126. Марищук В Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001 г.
  127. Марищук В Л. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 190 с.
  128. М.И. (ред.). Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие.- Москва: ГУК МВД России.-2001. 312с.
  129. В.Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциальной психологии.-СПб., 1996. 220 с.
  130. В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979. — С. 625 — 672.
  131. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982, -104 с.
  132. В.Ф. Психологическая реабилитация военнослужащих, под ред. к.п.н. Шевченко В. В., к.с.н. Закарлюк М. М. М.: Изд. Военная Академия им. М. В. Фрунзе, 1995.
  133. А.В. Компонентный анализ психического состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 12. № 1. -С. 66−75.
  134. Н.И. и др. Факторы «группы риска» и профессиональная пригодность кандидатов поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России. М., 1999 г.
  135. Н.И. Психическая напряженность. Изд-во МГУ, 1976. С. 7.
  136. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  137. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994- Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 496 с.
  138. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JL: ЛГУ, 1983, — 166 с.
  139. Т.А. Адаптация человека к экстремальным условиям и нервно-психическое напряжение. Л.: Вестник ЛГУ, 1977. № 11.-С. 11−18.
  140. Г. С. (ред.). Психология профессиональной подготовки. -СПб.: СПбГУ, 1993.-172 с.
  141. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л., 1977.
  142. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
  143. В.П., Козловский И. И., Славнов С. В. Особенности психической адаптации сотрудников МВД России, несущих службу в районах вооруженных конфликтов (Северо-Кавказский регион) / Русский мед. журн. 1996 г. — Т. 4, № 11. — С. 704 — 710.
  144. B.C., Горанчук В. В., Шустов Е. Б. Физиология экстремальных состояний. СПб.: Наука, 1998. — 244 с.
  145. B.C., Боченков А. А. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих. СПб.: ВМедА., 1997. 188 с.
  146. . Мотивация. — В кн.- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, вып, V, М&bdquo- 1975.152. О милиции: Закон РФ.
  147. Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США- теория и практика.//Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел. М.- 1990. С. 140−144.
  148. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие /Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова и др.- М., 1997. 321 с.
  149. Основные этапы подбора и адаптации психологических методик в целях профессионального психологического отбора. Методическое пособие. М.: ЦВМУ, МО СССР, 1991.
  150. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 256 с.
  151. В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека//Психологический журнал. 1986. Т.7. № 1. С. 62−72.
  152. Подготовка кадров полиции за рубежом. Реферативный сборник. М.: Академия МВД, 1987. 128с.
  153. Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987. 151 с.
  154. Положение об отряде милиции особого назначения при УВД ПО. Приложение к приказу начальника УВД ПО от 24.01.2000.
  155. Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
  156. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики., М., МГУ, 1989 г. 125 с.
  157. Приказ МВД РФ. О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел МВД РФ. 19 марта 1997 г.
  158. Приказ МВД РФ № 160 от 17 мая 1994 года «Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации».
  159. Психологические проблемы деятельности в особых условиях /Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина, — М.: Наука, 1985.-228 с.
  160. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России. 2001. — 308 с.
  161. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1994. 496 с.
  162. Психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД в экстремальных условиях. Методические рекомендации. -1997. 43 с.
  163. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Никифоров Г. С. и др. СПб., 1991. 152 с.
  164. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти частях. М., 1993. 524 с.
  165. В.А. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. М.: Воениздат, 1981. -428 с.
  166. А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., Издательство Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  167. М.М. и др. Психологические экстремальные состояния. СПб, 1999.
  168. М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США // Психологический журнал. 1987. -Т.8. N3. -С. 145−153.
  169. М.М. Профессиональный психологический отбор развитие проблемы и основные понятия // Сборник докладов 1 научно-практической конференции врачей психофизиологов ВМФ. -1990. Воениздат. — С. 12−22.
  170. М.М., Кулагин Б. В. Исследование общего уровня развития познавательных психических процессов. Л.: ВМедА, 1987. С. 27.
  171. Российская милиция. Законы. Указы. Постановления. Положения. М., 1993. 176 с.
  172. В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации. J1., 1974.
  173. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПбГУ, 2000. — 50 с.
  174. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2000. — 250с.
  175. В.Ю. (ред.) Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ. Л.: Воениздат. 1991. -151с.
  176. В.Ю., Завалишин Д. А. Автоматизированная система «Оперативный контроль состояния» СПб.: НИЦЯБП, 1991.-51 с.
  177. Г. Человеческий фактор Т.З. II Профессиональный отбор операторов. М.: Мир, 1991. — С. 237−292.
  178. П.И., Захарова Л. Н. Психическая напряженность в моделируемых экспериментальных условиях деятельности И Психологический журнал. 1986. Т.7 № 6. С. 61−67.
  179. Е.В. Боевая психическая травма (клинико-патогенетическая динамика, диагностика, лечебно-реабилитационные принципы): Автореферат дис.докт. мед. наук. СПб, 1997. — 48 с.
  180. Л. Н. Психодиагностика: методы и методология.— М., 1990.
  181. Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1997. — 480 с.
  182. И.В. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация. М., 2000 г. — 111 с.
  183. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
  184. В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях. // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 23.
  185. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. 168 с.
  186. С.И., Абурахманов Р. А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. М.: МО РФ, 1992.
  187. В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих: Дисс.докт. мед. наук, — СПб.: 2000. 300 с.
  188. И.Ф. Творческие проблемы разработки модели специалистов // Современная высшая школа, 1986. N 2 (54). С.75−84.
  189. М.М. Изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов вуза. СПб ВИ ВВ МВД России, 1997.
  190. Н.В. с соавт. Практикум по психологии посттравматического стресса СПб: Питер, 2001. — 272 с.
  191. Тестовые батареи США (психологические тесты). Перевод. -М., 1974. -260 с.
  192. Ф.П., Фокин Ю. Г. Как вы управляете? М.: Воениздат, 1984. 326
  193. Турнер Давид Р. Практическое пособие по подготовке кандидатов к тестовым испытаниям, проводимым в Вооруженных силах США. Перевод N 2355. 1975. — 196 с.
  194. М.К., Ронгинский М. Ю. Практическая психология для руководителей. Л., 1992. 172 с.
  195. Г. К. Проблемы сознания. М., 1996. — С. 60.
  196. .Н. Механизмы поведения. М.: Наука, 1985, — 50с.
  197. С.П. Психологические средства профессионального отбора курсантов вузов МВД РФ будущих следователей. Дисс. .канд. психол. наук. — СпбУ МВД РФ, 2000.
  198. Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях: Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. Москва. 1995. — 33 с.
  199. Г. С. Стрессовые расстройства и проблемы адаптации личного состава МВД России И Проблемы деятельности ОВД в экстремальных условиях: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1999. — С. 72−90.
  200. П.И., Кулганов В. А. Человек в экстремальных ситуациях. СПб.: Международная академия, межакадемический информационный бюллетень № 1 (4), 1997. С. 42 — 44.
  201. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  202. Eriksen C.W. Some personality correlates of stimulus generalisation under stress. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 49, 1954.
  203. C.R. (Ed.) Stress Disorders Among Vietnam Veterans. New Vork: Brunner / Masel, 1978. — P. 236
  204. Cattel R.B. Hand boock of the sixteen personality factor questiounaire. Chicago. 1968. 262 p.
  205. Dikaja L.G. Psychophysiological self-regulation on the cours of adaptation to difficult condition performans // Studia psychologica. 1990. — 32. N4. — P. 211−220.
  206. Kardiner A. The social distress sindrom of our time // J.Amer. Acad. Pchychoanal. 1978. — № 1. — P. 89 — 101
  207. Kardiner A. The social distress sindrom of our time // J.Amer. Acad. Pchychoanal. 1978.-№ 2.-P. 215−230
  208. Korchin S.Y. Anxiety and verbal learning. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 54, 1957, P. 117.
  209. Lord P.M., Novick M.R. Statistical theories of mental test scores, Reading, MA, Addison Wesley, 1968.
  210. Nielsen E. Faktors influencing the nature of postraumatic stress disorders / Critical Incidents in Policing. Rewised. Washington, DC. — 1991/ - P. 213 — 219
  211. Nicholson W.H. The influence of anxiety upon learning. Zour. of personality. V. 26, 1958.
  212. Horowitz M., Wilner N., Alwarez W. Impact of Event Scale: A
  213. Psycholody: an introduction /Charles G. Morris. 7 th ed. 2000.
  214. Ramond G. Anxiety and task determinants of varial performance. Zour. of exper. psychology, V. 46, 1953.
  215. Resnick G. Reversal in superority of performance of high and low anxious. Zour. of personality, V. 33, 1965.
  216. Schmidt F.L., Hunter J.E., Urry V.W. Statistical power in criterion-related validity studies // J. of Applied psychology. 1976. — 61. — P. 473−485.
  217. Solomon L., Mirulincer M., Flum H. Negativ life eyents, coping risponses and combat related psychopatology: A prospective Study // J. Abnormal Psychol. 1988/ - V. 97. — № 3
Заполнить форму текущей работой