Оценка и прогноз профессиональной пригодности личного состава специальных подразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
Исходными правовой и аналитической основами исследования служили: Конституция Российской ФедерацииЗаконы Российской Федерации «О милиции» (от 18 апреля 1991 г.), «О чрезвычайном положении» (от 17 июня 1991 г.) и другие законы и приказы МВД РФ, имеющие отношение к деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в сложной обстановкеорганизационно-управленческие, аналитические и другие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Литературный обзор)
- 1. 1. Концептуальные основы и принципы профессионального психологического отбора специалистов экстремального профиля деятельности
- 1. 2. Взаимосвязь психологических особенностей личности с эффективностью деятельности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
- 1. 3. Состояние профессионального психологического отбора сотрудников ОВД
- 1. 4. Специальные подразделения МВД РФ (ОМОН, СОБР), их роль, предназначение и общая характеристика экстремальных ситуаций в деятельности
- Резюме
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Объем и условия проведения исследования
- 2. 2. Психодиагностические тестовые методики
- 2. 3. Методы оценки успешности служебно-профессиональной деятельности
- 2. 4. Статистическая обработка данных
- Резюме
- ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РФ
- 3. 1. Профессиографическое изучение деятельности личного состава
- ОМОН МВД РФ
- 3. 1. 1. Анализ типовых служебных задач и функций личного состава
- ОМОН МВД РФ
- 3. 1. 2. Психологическое состояние личного состава спецподразделений МВД РФ после участия в боевых операциях на территории Чеченской республики
- 3. 1. 3. Анализ причин текучести кадров в спецподразделениях МВД
- 3. 2. Обоснование требований к профессионально важным психологическим качествам личного состава
- ОМОН МВД РФ
- Резюме
- ГЛАВА 4. ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОМОН МВД РФ
- 4. 1. Оценка успешности служебно-профессиональной деятельности сотрудников
- ОМОН МВД РФ в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
- 4. 2. Оценка основных психологических компонентов профессиональной пригодности личного состава
- ОМОН МВД РФ
4.3. Многомерный анализ вклада основных психологических компонентов профессиональной пригодности в эффективность деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
Резюме.
ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МВД РФ
5.1. Оценка эффективности существующих критериев профотбора для личного состава СОБР и
ОМОН МВД РФ.
5.2. Разработка и экспериментальная проверка методики профессионального психологического отбора личного состава
ОМОН МВД РФ.
5.3. Обоснование алгоритма профессионального психологического отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ и его апробация.
Резюме.
Оценка и прогноз профессиональной пригодности личного состава специальных подразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. В структуре служебно-профессиональных задач, которые выполняют различные подразделения МВД РФ, особая роль * принадлежит специальным подразделениям — Отрядам милиции особого назначения (ОМОН) и Специальным отрядам быстрого реагирования (СОБР). Профессиональная деятельность личного состава этих подразделений характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных психотравмирующих факторов, зачастую протекает в экстремальных условиях [34]. Сотрудники этих подразделений участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивая правопорядок, личную и имущественную безопасность граждан.
В последние годы спецподразделения МВД РФ постоянно привлекаются к выполнению сложных оперативно-служебных задач антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе и Чеченской республике, обеспечивая % поддержание конституционного порядка, пресечение преступных действий бандформирований и организованной преступности [133].
Сотрудники этих подразделений постоянно выполняют служебно-боевые задачи в «горячих точках» в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Зачастую они несут службу в усиленном режиме, в специальном снаряжении, включая спецсредства и различные виды оружия.
Служба в этих подразделениях требует от личного состава большого напряжения и самоотдачи, связана с необходимостью противостоять преступности, имеющей высокий уровень агрессивности и самые разные формы ее проявления. Специфика несения повседневной службы сотрудниками специальных подразделений заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях чрезвычайно высоких нервно-психических и физических нагрузок [63].
Это обусловливает высокий уровень психосоматической и нервно-психической заболеваемости, самоубийств, посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников спецподразделений, а также профессиональной деформации их личности в виде агрессивности, обеднения эмоциональной сферы, смещение мотивационных и морально-нравственных ценностей [126, • 133, 136, 148]. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников в повседневных и, особенно, стрессовых ситуациях, и определяет необходимость оценки и прогнозирования их профпригодности по психологическим показателям.
Проблема оценки и прогнозирования профессиональной пригодности личного состава с учетом деятельности в экстремальных ситуациях является профессионально значимой для МВД России, ибо от нее зависит эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД [183]. Оценка и формирование профессиональной пригодности и психологической устойчивости к стрессу относятся к числу приоритетных задач профотбора, служебно-профессиональной и оперативной подготовки сотрудников МВД России [99].
Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения [33, 34]. Влияние этих и целого ряда других неблагоприятных факторов способствует возникновению невротических расстройств, препятствует исполнению сотрудниками служебных обязанностей, приводит к временной нетрудоспособности.
По нашему мнению, различные чрезвычайные происшествия в МВД РФ * (самоубийства, гибель личного состава, нарушение законности) и негативные проявления (психосоматические заболевания, межличностные конфликты, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, агрессивность, алкоголизация, низкая эффективность деятельности в экстремальных ситуациях) прямо или косвенно связаны с психологическими особенностями личности и низким уровнем профессиональной пригодности сотрудников, особенно к деятельности в сложных, напряженных и, особенно, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, личный состав спецподразделений МВД РФ при выполнении служебно-боевых задач подвергается воздействию значительного числа неблагоприятных стресс факторов, различных по своей природе, формам проявления, характеру воздействия и т. д. Все это может вызывать сильный эмоциональный стресс, нервно-психические расстройства, являться причиной заболеваний, травматизма, гибели и различных чрезвычайных происшествий среди личного состава.
Одним из эффективных путей повышения эффективности деятельности специалистов, как известно, является профессиональный психологический отбор. Его цель состоит в прогнозе успешности профессиональной деятельности на основе оценки профессионально-важных качеств (ПВК) и профессиональной пригодности [38, 40, 129, 132].
Многие отечественные и зарубежные авторы неоднократно подчеркивали актуальность и практическую значимость разработки адекватных психологических средств профотбора специалистов экстремального профиля [38,40, 131, 134, 172, 183].
Проводимая в органах внутренних дел реформа с ориентацией на профессиональные кадры обусловливает актуальность и экономическую эффективность профотбора.
К настоящему времени в системе МВД РФ сложилась многоуровневая структура профессионального психологического отбора. Ее основу составляют: государственные медицинские экспертно-диагностические учреждения особого назначения Центры психологической диагностики (ЦПД) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской федерации и их филиалыпсихологи кадрового аппарата управлений, городских, районных, линейных органов внутренних дел, округов и подразделений внутренних войск МВД Россиигруппы психологического обеспечения образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, военно-образовательных учреждений внутренних войск МВД России, а также нормативно-юридические и научно-методические документы, определяющие организацию, методики и процедуры профотбора [139].
Однако среди них отсутствуют критерии оценки профессиональной пригодности кандидатов на службу в специальные подразделения МВД РФ, решающих важные задачи в экстремальных условиях деятельности. В связи с этим профотбор специалистов этого профиля проводится без учета профессионально важных психологических качеств. Специалисты ЦПД МВД, ГУВД РФ не могут оценить профессиональную пригодность и уровни развития ПВК личного состава специальных подразделений из-за отсутствия научно-обоснованных критериев и валидных психологических методик их оценки.
Это обуславливает не только снижение качества отбора, но и делает возможным снижение уровня боеготовности личного состава специальных подразделений МВД РФ, в результате приема на службу лиц, которые по своим психологическим качествам не соответствуют требованиям профессиональной деятельности, имеющей специфические особенности и протекающей на фоне выраженных физических и нервно-психических нагрузок.
Все вышеизложенное и обусловило выбор цели настоящего исследования.
Цель работы состоит в комплексной оценке психологических особенностей личности и разработке на основе этого методики прогноза профессиональной пригодности для решения задач профессионального психологического отбора кандидатов на службу в специальные подразделения МВД РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
Задачи исследования: на основе профессиографического изучения деятельности личного состава СОБР и ОМОН МВД РФ и результатов психодиагностического обследования обосновать требования к профессионально-важным психологическим качествам сотрудников спецподразделений МВД РФ, обусловливающим успешность выполнения ими оперативно-служебных задач в экстремальных условиях;
— оценить уровни сформированности основных групп профессионально важных качеств как ведущих компонентов профпригодности сотрудников специальных подразделений МВД РФ в их общей выборке и у лиц с высокой, средней и низкой успешностью деятельности в экстремальных ситуацияхс помощью методов многомерного математического моделирования оценить вклад основных групп психологических качеств в успешность оперативно-служебной деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в экстремальных ситуациях в общей выборке сотрудников и у лиц с различной эффективностью деятельностивыявить симптомокомплекс ведущих личностных индивидуально-психологических качеств личного состава специальных подразделений МВД РФ, как для целей прогноза успешности профессиональной деятельности в экстремальных условиях, так и для ретроспективной оценки психологического состояния на момент выполнения функциональных обязанностейопределить комплекс валидных психодиагностических методик и их информативные показатели для профессионального психологического отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ;
— разработать на основе информативных показателей психологических методик диагностический алгоритм оценки профессиональной пригодности личного состава спецподразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных ситуациях для решения задач психологического отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ и провести его экспериментальную апробацию.
Предмет исследования — индивидуально-психологические особенности личности и критерии отбора кандидатов на службу в специальные подразделения МВД РФ, обеспечивающие эффективность их деятельности в • экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях.
В качестве объекта исследования выступал личный состав ОМОН и СОБР МВД РФ в процессе оперативно-служебной деятельности в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях.
Гипотеза исследования. Качество профессионального психологического отбора кандидатов на службу в специальные подразделения (СОБР, ОМОН) МВД РФ во многом зависит от научно-обоснованных критериев и валидных психологических методик их оценки, позволяющих дифференцированно и с высокой точностью оценить психологическую пригодность и уровни развития профессионально-важных качеств личного состава специальных подразделений, профессиональная деятельность которых имеет специфические особенности и протекает на фоне выраженных физических и нервно-психических нагрузок, что предъявляет повышенные требования к их профессионально важным психологическим качествам и уровню профессиональной пригодности.
Научнаяновизнаисследования. По результатам профессиографического исследования обоснована структура профессионально важных психологических качеств личного состава специальных подразделений МВД РФ. С помощью методов многомерного анализа определена значимость и вклад основных групп индивидуально-психологических качеств, характеризующих мотивационные, волевые, когнитивные, регуляторные и типологические компоненты профессиональной пригодности, в успешность % деятельности сотрудников спецподразделений МВД РФ в экстремальных ситуациях. Изучена структура этих качеств и определены уровни сформированности их у личного состава спецподразделений МВД РФ с различной успешностью деятельности в экстремальных ситуациях. На основе комплексного исследования оценена валидность различных психологических тестов и обоснован диагностический алгоритм оценки профессиональной пригодности личного состава спецподразделений МВД РФ к деятельности в чрезвычайных ситуациях для решения задач профессионального психологического отбора кандидатов на службу в эти подразделения МВД РФ.
Практическая значимость исследования. Обоснованы требования к ведущим профессионально важным психологическим качествам сотрудников спецподразделений МВД РФ, обусловливающих успешность их оперативно-служебной деятельности в экстремальных условиях. Раскрыты психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД РФ и изучены причины текучести кадров личного состава специальных подразделений МВД РФ. Оценено психологическое состояние личного состава спецподразделений после участия в боевых операциях на территории Чеченской республики.
На основе информативных стандартизированных психологических методик разработан диагностический алгоритм и критерии оценки профессиональной пригодности кандидатов на службу в специальные подразделения МВД РФ. Проведена экспериментальная апробация разработанных психодиагностических процедур и обоснованы рекомендации по их использованию практическими психологами на этапах профотбора, оценки психологического статуса сотрудников, перед убытием в спецкомандировки для выполнения экстремальных оперативно-служебных задач и после возвращения в места постоянной дислокации.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Исходными правовой и аналитической основами исследования служили: Конституция Российской ФедерацииЗаконы Российской Федерации «О милиции» (от 18 апреля 1991 г.), «О чрезвычайном положении» (от 17 июня 1991 г.) и другие законы и приказы МВД РФ, имеющие отношение к деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в сложной обстановкеорганизационно-управленческие, аналитические и другие материалы, отражающие практику и опыт действий личного состава ОМОН, сотрудников органов внутренних дел при действиях в экстремальных ситуациях, о морально-психологическом состоянии личного состава ОМОН и сотрудников органов внутренних дел, действовавших в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтовматериалы зарубежного опыта действий силовых структур в аналогичных социальных ситуацияхнакопленный передовой опыт психологической работы в МВД РФ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональный психологический отбор личного состава спецподразделений МВД РФ должен проводиться с использованием дифференцированных научно-обоснованных критериев и валидных психологических методик, позволяющих прогнозировать успешность оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях на основе комплексной оценки профессиональной пригодности и уровней сформированности пяти основных групп профессионально-важных психологических качеств.
2. Эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников спецподразделений МВД РФ в экстремальных ситуациях тесно связана и определяется сформированностью пяти основных психологических компонентов профессиональной пригодности (мотивационного, волевого, когнитивного, регуляторного, типологического), имеющих по данным многомерного анализа различный вклад в успешность деятельности в генеральной выборке и у сотрудников с различным уровнем успешности деятельности.
3. Прогноз профессиональной пригодности сотрудников спецподразделений МВД РФ к деятельности в экстремальных ситуациях может быть дан на основе комплексной оценки симптомокомплекса личностных свойств с помощью валидных показателей психодиагностических тестов.
СМИЛ, 16 ФЛО, КОТ, экспертная оценка психологических компонентов) в составе многомерного диагностического алгоритма, обеспечивающего достоверный, надежный и точный прогноз.
Организация исследования предусматривала:
— системный подход к теоретическому исследованию психологических явлений в рамках изучения и анализа литературы по исследуемой проблеме;
— эмпирическое исследование с использованием методов наблюдения, анкетного опроса, психологического тестирования, анализа документов и результатов деятельности;
— математическую обработку полученных в ходе исследования данных, в том числе с помощью корреляционного, факторного и регрессионного анализа.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследованиястрогой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями проводимого исследованияреализацией в исследовании фундаментальных принципов психологииприменением корректных математических методовапробацией результатов исследования.
Внедрение и апробация результатов исследования. Материалы диссертации отражены в 10 научных работах, из них 6 опубликованы. Основные результаты работы и её отдельные фрагменты докладывались на межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы повышения боеспособности ВВ МВД России» (2001г., СПб) и «Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики» (2002г., СПб), межведомственной научно-практической конференции «Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность» (2001г., Псков), на совещаниях, семинарах и занятиях с личным составом СОБР и ОМОН МВД РФ в системе профессиональной подготовки.
Результаты работы внедрены в практическую деятельность Центра психологической диагностики УВД Псковской области, используются в практической работе психологами ОМОН УВД Псковской области. Они также реализованы в методических рекомендациях «Профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в спецподразделения УВД Псковской области», «Методики и технологии комплексной оценки профессиональной пригодности личного состава спецподразделений МВД России» и используются в учебном процессе Московского университета МВД России и Санкт-Петербургского университета МВД России.
Связь с НИР. Исследование проводилось в ходе выполнения плановых НИР «Формирование кадрового потенциала органов внутренних дел и внутренних войск МВД России», «Разработка тестовых методик для оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников основных служб ОВД различного должностного уровня», «Психологическая реабилитация личного состава ОВД, осуществляющих оперативно-служебную деятельность в экстремальных условиях», в рамках планов ГУК МВД России.
Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложения. Содержание работы изложено на 196 страницах машинописного текста в компьютерном наборе и сопровождено 21 рисунком и 22 таблицами.
ВЫВОДЫ:
1. Профессиональная деятельность сотрудников спецподразделений МВД РФ (СОБР, ОМОН) при решении оперативно-служебных задач в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях характеризуется высоким уровнем стрессогенности, значительными нервно-психическими и физическими нагрузками, протекает в условиях воздействия экстремальных факторов. Это определяет высокие требования к уровню их профессиональной пригодности и психологическим качествам личности.
2. Психологическое состояние личного состава специальных подразделений МВД РФ после участия в боевых операциях в ЧР характеризуется значительной степенью социально-психической дезадаптации личности (78%), наличием признаков ПТСР и ОСР (по данным опросника травматического стресса Котенёва И. О. (ОТС) на выявление симптомов ОСР и ПТСР), снижением активности, реагированием по внешнеобвиняющему типу на фоне повышения агрессивности, конфликтности, пессимизма и импульсивности. Это определяет необходимость дифференцированного психологического отбора личного состава указанного контингента МВД РФ.
3. Профессиональная деятельность личного состава спецподразделений МВД РФ предъявляет повышенные требования к пяти основным группам профессионально важных качеств, выявленных с помощью метода экспертных оценок и характеризующих мотивационные, волевые, когнитивные, регуляторные, типологические свойства личности. Эти группы психологических качеств отражают служебно-профессиональную направленность, гражданскую зрелость, моральную нормативность, ценностно-ориентационное единство личности, настойчивость, решительность, выдержку, самообладание, стрессоустойчивость, адаптационные возможности, способности управления своим состоянием, необходимый объем профессиональных знаний, умений и навыков, интеллектуальные способности и свойства высшей нервной деятельности и являются основными структурными компонентами профессиональной пригодности указанных специалистов и определяют эффективность их деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
4. Факторная структура показателей психодиагностических тестов СМИЛ, 16 ФЛО, КОТ включает 5 основных факторов (мотивационный, волевой, когнитивный, регуляторный, типологический) и 20 основных психологических качеств, характеризующих эмоциональную уравновешенность, психологическую устойчивость, самоконтроль, индивидуалистичность, общительность, активность, уверенность, смелость в общении, рассудительность, продуктивность интеллектуальной деятельности, способность к анализу информации, пространственное мышление, эмоциональную лабильность. Эти качества составляют «ядро» психограммы сотрудников спецподразделений МВД РФ и являются профессионально важными для обеспечения успешности их деятельности в экстремальных ситуациях.
5. Основная часть сотрудников спецподразделений МВД РФ имеет высокий (10%) и средний (70,9%) уровень успешности деятельности в экстремальных ситуациях. Однако, значительная часть (19,1%) личного состава имеет низкую эффективность деятельности в этих ситуациях. При этом между уровнем профессиональной пригодности сотрудников спецподразделений МВД РФ и эффективностью их деятельности существует достаточно тесная связь.
6. Общая структура пяти групп профессионально-важных психологических качеств сотрудников спецподразделений МВД РФ в их общей выборке характеризуется равномерной и синфазной сформированностью с превалированием мотивационного, волевого и типологического компонентов. У сотрудников с высоким уровнем УПД наименее сформированы волевой и регуляторный компоненты, уровень выраженности последнего статистически достоверно (Р<0.05) ниже, чем когнитивного и мотивационного. У сотрудников со средним уровнем УПД наиболее сформирован мотивационный компонент профпригодности, уровень выраженности остальных компонентов практически одинаков. У сотрудников с низкой эффективностью деятельности в экстремальных ситуациях в общей структуре групп ПВК превалируют волевой, типологический и регуляторный компоненты, уровни выраженности когнитивного и мотивационного компонентов у них достоверно ниже.
7. Многомерный анализ вклада основных компонентов психологической пригодности в успешность деятельности сотрудников спецподразделений МВД РФ показал, что основной вклад (58%) в обеспечении эффективности оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях принадлежит мотивационным и волевым компонентам. Основной вклад (67%) в успешность деятельности сотрудников с высокой успешностью деятельности вносят типологический (25%), мотивационный (22%) и когнитивный (20%) компоненты, у среднеуспешных — мотивационный (29%), волевой (22%) и когнитивный (20%), у низкоуспешных — волевой (24%), регуляторный (21%) и типологический (21%).
8. Существующие психологические критерии и методики отбора кандидатов на службу в МВД РФ применительно к отбору личного состава спецподразделений обеспечивают точность прогноза в 58.2%, что свидетельствует о необходимости разработки дифференцированной методики профессионально психологического отбора этого контингента.
9. Показатели психодиагностических тестов СМИЛ (F, Mf, Pt, Sc), 16 ФЛО («С» — эмоциональная устойчивость- «0"-тревожность- «СЬ"-зависимость-самостоятельность- «СЬ» — самоконтроль, «Q4» — напряженность), КОТ (интегральный показатель, способность к анализу информации, способность к пространственному мышлению, эмоциональная деструкция, гибкость мыслительных процессов, способность к концентрации внимания) различаются у сотрудников спецподразделения с высокой и низкой успешностью деятельности в экстремальных условиях и являются валидными для оценки их профессиональной пригодности.
10. Разработанный на основе валидных показателей психодиагностических тестов СМИЛ, 16 ФЛО и КОТ, а также экспертной оценки психологических компонентов профпригодности психодиагностический алгоритм позволяет с высокой точностью (0,76−0,81%) решать задачи профессионального психологического отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Для повышения эффективности профессионального отбора кандидатов на службу в спецподразделения МВД РФ и с целью обеспечения эффективности их деятельности в экстремальных ситуациях целесообразно реализовать следующие научно-обоснованные в диссертационной работе рекомендации:
1. Профессиональный психологический отбор кандидатов в спецподразделения МВД РФ следует проводить с использованием дифференцированных психологических критериев на основе валидных показателей психодиагностических тестов СМИЛ, 16 ФЛО, КОТ и экспертной оценки основных групп профессионально важных качеств, характеризующих мотивационный, волевой, когнитивный, регуляторный и типологический компоненты их профпригодности.
2. Разработанный на основе валидных показателей психологических тестов СМИЛ, 16 ФЛО, КОТ диагностический алгоритм оценки профессиональной пригодности личного состава специальных подразделений МВД РФ целесообразно включить в нормативно-методические документы МВД РФ, регламентирующие процедуры психологического отбора личного состава.
3.При анализе эффективности деятельности личного состава спецподразделений МВД РФ в экстремальных ситуациях и формировании их профессионализма в Учебных Центрах МВД РФ целесообразно использовать методику многомерного анализа вклада пяти основных психологических компонентов (мотивационного, волевого, когнитивного, регуляторного, типологического) их профпригодности, позволяющую определять вклад каждого из компонентов.
Список литературы
- Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. 42 с.
- Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека, — Казань: КГУ, 1987.- 261с.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994. 237 с.
- Абульханова-Славская К. А. Психология личности и деятельности. М., 1980.-335 с.
- Аванесов B.C. Основы научной организации контроля в высшей школе. М&bdquo- 1989. 167 с.
- Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. М.: ВЮЗШ, 1988.-46 с.
- Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД (По материалам научно-практической конференции). Колодкин Л. М. и др. М.: Акад. МВД РФ.
- Александров Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. Новосибирск: Издательство «Сибвузиздат», 2001. — 160 с.
- Анананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1,2. — 320 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1995. 408 с.
- Анисимова Н.П. Психология подбора и расстановки кадров. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 1982. 16 с.
- Антоненко И.В. Деятельность: ее психологическая структура, социальный и личностный аспекты // Социальное управление: философские, организационные и экономические проблемы. М., 1994.
- Антонян Ю.М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997. — 304с.
- Анцыферова ЛИ. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3−18.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. -С. 3−16.
- Апарова Т.В., Власов И. С. Подготовка юридических кадров в зарубежных странах. М., 1976. — 67с.
- Апчел В.Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: 1999 г.-86 с.
- Артамонов B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. СПб.: СПбЮр. институт, 1995, — 213с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Наука, 1979, — 235с.
- Артемьева Т.И. Методологические аспекты проблем способностей. М., 1977. — 184с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М&bdquo- 1979. — 298с.
- Балыков Н.П. Разработка проблемы психологической подготовки войск после 60-х годов / В сборнике: Путь повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М.: ВПА, 1989.
- Барабанщиков А.В. Формирование у советских воинов активной жизненной позиции. М.: ВПА, 1981. 84 с.
- Барабанщиков А.В., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. Советская военная психология и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М.: ВПА, 1987. -346 с.
- Барабанщиков А.В., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М., 1981. — С. 175.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 196 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988. 400 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1978. -400 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М., 1988. 311 с.
- Бобнева М.И. Социально-психологические проблемы организации надежной профессиональной деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 121−135.
- Бовин Б.Г., Калашников М. О., Беспалова Е. В. Методические рекомендации по психологическому изучению и отбору кандидатов в оперативные службы ОВД. М., 1995.
- Бовин Б.Г., Мягких Н. И., Сафронов А. Д. (ред.) Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел, — М.: НИЦ проблем медицинского обеспечения, 1997. 342с.
- Бодалев А.А. Личность в общении. М., 1983. 272 с.
- Бодров В.А., Обознов А. А. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора. // Психологический журнал, 2000., Т.21. N4.- С.32−40.
- Бодров В.А. и др. Психологический отбор летчиков и космонавтов. М.: Наука, 1984. 264 с.
- Бодров В. А. Основные принципы разработки системы ППО военнослужащих и его проведение // ВМЖ. 1984. N9. — С. 41−44.
- Бодров В.А. Основные направления в разработке системы психофизиологического отбора корабельных специалистов // ВМЖ., 1968. N7. — С.59 — 63.
- Бодров В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность человека в системах управления техникой. М.: ИП, 1998. — 285с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995, — С.136
- Бодров В.А. Экспериментальное изучение эмоционального напряжения у операторов// Военно-медицинский журнал, 1973. № 1.- С. 70−73.
- Бодров В.А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал 1981. Т.2 № 2. -С. 51−65.
- Бодров В.А., Обознов А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности//Психологический журнал 1998. Т. 19. № 5. С.38−53.
- Болг Б., Хуань Дж. Многомерные статистические методы для эргономики. М.: Статистика, 1979. — 317 с.
- Бондарев Э.В., Дьяконов И. Ф., Егоров В. А. Психодиагностические методы в практике авиационного врача. -Л.: ВМедА им. С. М. Кирова. 1988. -80 с.
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Информационно-издательский дом «Филин»., 1997.- 608с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. Киев, 1989. — 213 с.
- Важный фактор боеготовности: из опыта морально-политической и психологической подготовки войск. М.: Воениздат, 1972.
- Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов.- М.: Юрид. лит., 1991. 464с.
- Вассерман Л.И. и др. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб., 1997.- 203с.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. 94 с.
- Венцлав С.В. и др. Применение математических методов в задачах профессионального отбора и распределения кадров. Л.: МО. 1987. — 140 с.
- Военная педагогика и психология / Под. ред. Н. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. С. 113.
- Военная психология. Ч. 1 и 2. М.: ВПА, 1984.
- Вонсовская Л.И. и др. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. 272 с.
- Гайда В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. -101 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР, Т. 1 М., 1958. — 599 с.
- Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. СПб: изд-во СПбГУ, 1991. — 76 с.
- Голобородько С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов вузов внутренних войск МВД России. Дис. .канд. пед. наук. СПбУ МВД России, 1998. 169 с.
- Голованов Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях (на примере ОМОН МВД России).- Дисс. канд. психол. наук, М.:ВНИИ МВД России, 2001. — 230с.
- Грановская P.M. Эмоции и стресс. Элементы практической психологии. -СПб.: Смысл, 2000. С.100−140.
- Грановская P.M. Защита личности (психологические механизмы). СПб.: Знание, 1998. — 305с.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1998.
- Григорьев А.В., Морозов В. М., Пузанов Ю. П., и др. «Работа с персоналом в правоохранительных органах Соединенных Штатов Америки» г. Екатеринбург 1996-С. 10.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука. 1970. — 271 с.
- Губин В.А., Лыткин В. М. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1993. № 3. С. 34−35.
- Давыдов В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник. СПб, 2000. 255 с.
- Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологическиепроблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1985. — С.63−90.
- Дикая Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал 1996. Т. 17. № I. С. 19−34.
- Дикая Л.Г. (ред.) Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. Сборник статей. М., 1999.
- Дьяконов И.Ф. Состояние и перспективы проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих // Сборник докладов 1 научно-практической конференции врачей психофизиологов ВМФ. Л.: Воениздат, 1989 — С. 22−26.
- Дьяконов И.Ф. Методы исследования психофизиологических качеств и личностных характеристик специалистов. Л., 1981. — 114 с.
- Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974.
- Дьяченко М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.
- Ермакова И.В. Некоторые подходы и перспективы развития автоматизированной психодиагностики и прогнозирования за рубежом // Вопросы психологии. 1986. — N4. — С. 170−176.
- Забродин Ю.М. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров. М.: Воениздат, 1982. — 264 с.
- Завалова Н.Д., Пономаренко В. А. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 92−105.
- Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 13 марта 1992 г.
- Зейгарник Б.В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 121−132.
- Зильберман П.Б. Эмоциональная неустойчивость. Дис. .канд. психол. наук. М., 1970. -С.14.
- Иванов И.П. Подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России к обеспечению безопасности жизнедеятельности военнослужащих. Дис.. .канд. пед. наук. СПбУ МВД России, 1999. 208 с.
- Иваницкий А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ввузов МВД СССР к службе во внутренних войсках. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1987. 16 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
- Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991, — 153с.
- Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел. МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. 1997. 200с.
- Китаев-Смык Л. А. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных условиях. // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. -С 189−225.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996, — 168с.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
- Климов Е.А. Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности // Соотношение биологического и социального в человеке. М.: 1975. — С. 210−220.
- Козлова В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. 1985. № 5.
- Колодзин Б. Как жить после психической травмы. Шанс, 1992. — 94 с.
- Колодкин Л.М. Успех служебной деятельности руководителя ОВД: психология и технология достижения. М.: Акад. МВД РФ, 1992. 41 с.
- Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Соц. полит, науки. М., 1992. № 415. — С. 24−32.
- Короленко Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. Л.: Наука, 1978.
- Котенев И.О., Богданова М. Б. Террористический акт в Буденновске: постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России, 1996. № 3. С.49−56.
- Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие для практических психологов. МЦ при ГУК МВД России. М., 1997. — 40 с.
- Котенев И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: Академия МВД России, 1994.
- Котик М.А. Оценка отношения человека-оператора в экстремальных ситуациях его труда // Физиология человека, 1994. Т. 20. № 2. С. 41−47.
- Кошелева С.В. Организационно-педагогические детерминанты профессионального самосознания руководителей. Дис. .докт. психолог, наук. СПбГУ, 1997.
- Краткий психологический словарь. Под редакцией Петровского А. В. -М&bdquo- 1985.
- Крепелнн Э. Введение в психиатрическую клинику. М., 1923. — С. 68−75.
- Кричевский Р.Л. Авторитет руководителя и групповая эффективность // Новые исследования в психологии. 1984.
- Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Я. М., 1989. 207 с.
- Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: изд. ЛГУ, 1972.
- Крылов А.А. (ред.) Психология. Учебник.-М.:Проспект, 1999. 584с.
- Ксенчук Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993. 192 с.
- Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: психология управления деятельности. Л., 1986. 218 с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 250 с.
- Лапиков С.Г. Оценка профессионализма офицеров-преподавателей юридических вузов МВД: Дисс. канд. пед. наук. — Калининград: КВШ МВД, 1996. — 228с
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., Политиздат, 1989. 228 с.
- Лебедева Н.В. О психологической готовности личности к деятельности // Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. Тверь, 1992. С. 60−64.
- Лебедько В.В. Организация психопрофилактики в подразделениях // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Омск, 1994. — С. 29.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей. — «Вопросы психологии», 1960. № 3.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972.- 576 с.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука. 1974. С. 5−20.
- Летчик и современная война: о морально-политической и психологической подготовке летного состава. М.: Воениздат, 1976.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984, -444 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе к психологии. // Вопр. психологии, 1975, № 2, С.3−12.
- Лупьян Д.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 1991. -224 с.
- Лыткин В.М., Шамрей В. К., Койстрик К. Н. Посттравматические стрессовые расстройства. СПб.: ВМедА, 1999.
- Макаренко Н.В., Пухов Б. А., Кольченко Н. В. Основы профессионального психофизиологического отбора. Киев: Наук, думка, 1987. -244 с.
- Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дисс.докт. психол. наук.-СПб.- 1996.- 393 с.
- Марищук В.Л. и др. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Методы исследования по инженерной психологии и психологии труда. Л.: ЛГУ. — 1974. — ч.1. — С. 100−11 1.
- Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств //Дисс. докт. псих. наук. Л., 1982. С. 418.
- Марищук В Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001 г.
- Марищук В Л. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 190 с.
- Марьин М.И. (ред.). Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие.- Москва: ГУК МВД России.-2001. 312с.
- Машков В.Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциальной психологии.-СПб., 1996. 220 с.
- Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979. — С. 625 — 672.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982, -104 с.
- Мисюра В.Ф. Психологическая реабилитация военнослужащих, под ред. к.п.н. Шевченко В. В., к.с.н. Закарлюк М. М. М.: Изд. Военная Академия им. М. В. Фрунзе, 1995.
- Мохнач А.В. Компонентный анализ психического состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 12. № 1. -С. 66−75.
- Мягких Н.И. и др. Факторы «группы риска» и профессиональная пригодность кандидатов поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России. М., 1999 г.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. Изд-во МГУ, 1976. С. 7.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994- Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 496 с.
- Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JL: ЛГУ, 1983, — 166 с.
- Немчин Т.А. Адаптация человека к экстремальным условиям и нервно-психическое напряжение. Л.: Вестник ЛГУ, 1977. № 11.-С. 11−18.
- Никифоров Г. С. (ред.). Психология профессиональной подготовки. -СПб.: СПбГУ, 1993.-172 с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л., 1977.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
- Никонов В.П., Козловский И. И., Славнов С. В. Особенности психической адаптации сотрудников МВД России, несущих службу в районах вооруженных конфликтов (Северо-Кавказский регион) / Русский мед. журн. 1996 г. — Т. 4, № 11. — С. 704 — 710.
- Новиков B.C., Горанчук В. В., Шустов Е. Б. Физиология экстремальных состояний. СПб.: Наука, 1998. — 244 с.
- Новиков B.C., Боченков А. А. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих. СПб.: ВМедА., 1997. 188 с.
- Нюттен Ж. Мотивация. — В кн.- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, вып, V, М&bdquo- 1975.152. О милиции: Закон РФ.
- Осипов Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США- теория и практика.//Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел. М.- 1990. С. 140−144.
- Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие /Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова и др.- М., 1997. 321 с.
- Основные этапы подбора и адаптации психологических методик в целях профессионального психологического отбора. Методическое пособие. М.: ЦВМУ, МО СССР, 1991.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 256 с.
- Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека//Психологический журнал. 1986. Т.7. № 1. С. 62−72.
- Подготовка кадров полиции за рубежом. Реферативный сборник. М.: Академия МВД, 1987. 128с.
- Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987. 151 с.
- Положение об отряде милиции особого назначения при УВД ПО. Приложение к приказу начальника УВД ПО от 24.01.2000.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
- Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики., М., МГУ, 1989 г. 125 с.
- Приказ МВД РФ. О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел МВД РФ. 19 марта 1997 г.
- Приказ МВД РФ № 160 от 17 мая 1994 года «Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации».
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях /Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина, — М.: Наука, 1985.-228 с.
- Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России. 2001. — 308 с.
- Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1994. 496 с.
- Психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД в экстремальных условиях. Методические рекомендации. -1997. 43 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Никифоров Г. С. и др. СПб., 1991. 152 с.
- Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти частях. М., 1993. 524 с.
- Пухов В.А. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. М.: Воениздат, 1981. -428 с.
- Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., Издательство Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Решетников М.М. и др. Психологические экстремальные состояния. СПб, 1999.
- Решетников М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США // Психологический журнал. 1987. -Т.8. N3. -С. 145−153.
- Решетников М.М. Профессиональный психологический отбор развитие проблемы и основные понятия // Сборник докладов 1 научно-практической конференции врачей психофизиологов ВМФ. -1990. Воениздат. — С. 12−22.
- Решетников М.М., Кулагин Б. В. Исследование общего уровня развития познавательных психических процессов. Л.: ВМедА, 1987. С. 27.
- Российская милиция. Законы. Указы. Постановления. Положения. М., 1993. 176 с.
- Рубахин В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации. J1., 1974.
- Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПбГУ, 2000. — 50 с.
- Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2000. — 250с.
- Рыбников В.Ю. (ред.) Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ. Л.: Воениздат. 1991. -151с.
- Рыбников В.Ю., Завалишин Д. А. Автоматизированная система «Оперативный контроль состояния» СПб.: НИЦЯБП, 1991.-51 с.
- Сальвенди Г. Человеческий фактор Т.З. II Профессиональный отбор операторов. М.: Мир, 1991. — С. 237−292.
- Сергеюк П.И., Захарова Л. Н. Психическая напряженность в моделируемых экспериментальных условиях деятельности И Психологический журнал. 1986. Т.7 № 6. С. 61−67.
- Снедков Е.В. Боевая психическая травма (клинико-патогенетическая динамика, диагностика, лечебно-реабилитационные принципы): Автореферат дис.докт. мед. наук. СПб, 1997. — 48 с.
- Собчик Л. Н. Психодиагностика: методы и методология.— М., 1990.
- Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1997. — 480 с.
- Соловьев И.В. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация. М., 2000 г. — 111 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
- Суворова В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях. // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 23.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. 168 с.
- Съедин С.И., Абурахманов Р. А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. М.: МО РФ, 1992.
- Сысоев В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих: Дисс.докт. мед. наук, — СПб.: 2000. 300 с.
- Талызина И.Ф. Творческие проблемы разработки модели специалистов // Современная высшая школа, 1986. N 2 (54). С.75−84.
- Тарасов М.М. Изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов вуза. СПб ВИ ВВ МВД России, 1997.
- Тарабрина Н.В. с соавт. Практикум по психологии посттравматического стресса СПб: Питер, 2001. — 272 с.
- Тестовые батареи США (психологические тесты). Перевод. -М., 1974. -260 с.
- Тонких Ф.П., Фокин Ю. Г. Как вы управляете? М.: Воениздат, 1984. 326
- Турнер Давид Р. Практическое пособие по подготовке кандидатов к тестовым испытаниям, проводимым в Вооруженных силах США. Перевод N 2355. 1975. — 196 с.
- Тутушкина М.К., Ронгинский М. Ю. Практическая психология для руководителей. Л., 1992. 172 с.
- Ушаков Г. К. Проблемы сознания. М., 1996. — С. 60.
- Ушаков Б.Н. Механизмы поведения. М.: Наука, 1985, — 50с.
- Хвеженко С.П. Психологические средства профессионального отбора курсантов вузов МВД РФ будущих следователей. Дисс. .канд. психол. наук. — СпбУ МВД РФ, 2000.
- Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях: Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. Москва. 1995. — 33 с.
- Човдырова Г. С. Стрессовые расстройства и проблемы адаптации личного состава МВД России И Проблемы деятельности ОВД в экстремальных условиях: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1999. — С. 72−90.
- Юнацкевич П.И., Кулганов В. А. Человек в экстремальных ситуациях. СПб.: Международная академия, межакадемический информационный бюллетень № 1 (4), 1997. С. 42 — 44.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
- Eriksen C.W. Some personality correlates of stimulus generalisation under stress. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 49, 1954.
- Fidley C.R. (Ed.) Stress Disorders Among Vietnam Veterans. New Vork: Brunner / Masel, 1978. — P. 236
- Cattel R.B. Hand boock of the sixteen personality factor questiounaire. Chicago. 1968. 262 p.
- Dikaja L.G. Psychophysiological self-regulation on the cours of adaptation to difficult condition performans // Studia psychologica. 1990. — 32. N4. — P. 211−220.
- Kardiner A. The social distress sindrom of our time // J.Amer. Acad. Pchychoanal. 1978. — № 1. — P. 89 — 101
- Kardiner A. The social distress sindrom of our time // J.Amer. Acad. Pchychoanal. 1978.-№ 2.-P. 215−230
- Korchin S.Y. Anxiety and verbal learning. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 54, 1957, P. 117.
- Lord P.M., Novick M.R. Statistical theories of mental test scores, Reading, MA, Addison Wesley, 1968.
- Nielsen E. Faktors influencing the nature of postraumatic stress disorders / Critical Incidents in Policing. Rewised. Washington, DC. — 1991/ - P. 213 — 219
- Nicholson W.H. The influence of anxiety upon learning. Zour. of personality. V. 26, 1958.
- Horowitz M., Wilner N., Alwarez W. Impact of Event Scale: A
- Psycholody: an introduction /Charles G. Morris. 7 th ed. 2000.
- Ramond G. Anxiety and task determinants of varial performance. Zour. of exper. psychology, V. 46, 1953.
- Resnick G. Reversal in superority of performance of high and low anxious. Zour. of personality, V. 33, 1965.
- Schmidt F.L., Hunter J.E., Urry V.W. Statistical power in criterion-related validity studies // J. of Applied psychology. 1976. — 61. — P. 473−485.
- Solomon L., Mirulincer M., Flum H. Negativ life eyents, coping risponses and combat related psychopatology: A prospective Study // J. Abnormal Psychol. 1988/ - V. 97. — № 3