Политические аспекты консолидации современного российского общества: На примере полиэтнического региона
Политическая система обладает широкими возможностями в создании условий для позитивного общественного развития. В современной России совместная работа государства (правительства), политических партий, общественных объединений позволяет вести скоординированную политику во всех областях общественной жизни, создавать правовые и общественные механизмы регулирования общественных отношений в виде… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования консолидации общества
- 1. Обоснование политологической интегрированной концепции исследования
- 2. Консолидация общества как политический феномен и процесс
- Глава 2. Конвенциональный анализ процесса консолидации современного российского общества: политические аспекты
- 1. Современные политические аспекты консолидации общества в контексте взаимодействия институтов государства и гражданского общества
- 2. Политика консолидации и ее перспективы в современном российском обществе
- Глава 3. Процесс консолидации общества в условиях полиэтнического региона (Ставропольский край и Карачаево
- Черкесская республика)
- 1. Политико-этнические и социально-экономические процессы в регионах Юга России и их влияние на процесс консолидации
- 2. Направления региональной политики и перспективы консолидации российского общества
Политические аспекты консолидации современного российского общества: На примере полиэтнического региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Процесс распада СССР и формирование новой российской государственности привели к созданию нового политического пространства и обусловили сложный узел противоречий, осмысление и реальная потребность разрешения которых, становятся важным фактором консолидации общества.
В России складываются особые отношения между государством и гражданами, в обществе формируется новый взгляд на политические проблемы, трансформируются политические, социальные, духовные ценности и ориентиры, ставятся новые цели, для реализации которых необходима консолидация общества. Прослеживается разнообразие точек зрения на этот процесс, на политические аспекты, особенности его развития. В связи с этим возникает необходимость научного осмысления и изучения этого феномена.
Целесообразно рассмотреть, возможна ли консолидация в процессе доверия (или недоверия) в обществе, регионе, той или иной организации, возникающего в связи с решением крупных общезначимых для общества и граждан задач, либо наличием существенных проблем в реализации современной политики.
Важно проанализировать, при каких условиях, и наличии каких факторов консолидация общества укрепляется или ослабевает, каковы при этом отношения между основными субъектами политики в центре и на местах, особенно в полиэтнических регионах, где этнополитические проблемы существенно меняют характер политического процесса.
Таким образом, актуальность исследования, определяется потребностью развития России, усиления политической и экономической роли страны в мировом сообществе в условиях глобализации, задачами формирования гражданского общества, обеспечения уровня межэтнического согласия, что корреспондируется с задачами, выдвинутыми Президентом Российской Федерации В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2004 г.), изменением расстановки политических сил в Парламенте после выборов в Государственную Думу в 2003 г., развитием административной реформы.
Избранная нами тема исследования оказалась слабо изученной как целостно, так и особенно в региональных аспектах. Имеющиеся публикации о взаимодействии государства и гражданского общества, как в регионах, так и в целом по стране, не в полной мере ориентируют исследователей, практиков на научное осмысление и анализ перспектив консолидации общества с учетом политических знаний. Большинство концепций, программ, направленных на стратегическое развитие Российского государства, затрагивают вопросы о необходимости консолидации общества, но не отвечают потребностям в обосновании ее политических аспектов, условий, технологий обеспечения. Поэтому поиск научно обоснованных составляющих решения этой проблемы, совершенствования и реализации созидательной региональной социально-экономической, этнической политики оказались в нашем исследовании ключевыми проблемами, что делает работу актуальной, своевременной и нужной как с точки зрения науки, так и практикующих политиков, широкой общественности.
Научная проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью феномена консолидации общества в целом, в частности ее политических аспектов, и требованием поиска перспектив процесса консолидации в современной России, в том числе, на примере полиэтнического региона.
Степень научной разработанности проблемы. В научной политологической и социологической литературе изучение феномена и процесса консолидации является относительно новым и в современной зарубежной и отечественной политологии отмечается возрастающий интерес к данной проблеме. В связи с многоаспектностью феномена и процесса консолидации возникла необходимость разделить работы исследователей, прямо или косвенно касающихся данной проблемы, на три основных группы.
Первую группу составляют работы, позволяющие осмыслить политический феномен и процесс консолидации. Мы обращались к трудам зарубежных классиков и современников (X. Арендт, У. Бека, М. Вебера, Р. Даля, К. Лефора, Н. Макиавелли, К. Шмитта, и др.)1 и работам отечественных ученых (Т. А. Алексеевой, И. А. Ильина, Л. Н. Гумилева, И. А. Василенко).
Для разработки концепции диссертационного исследования основой послужили общие теории политической и социальной систем, гражданского общества, институционального и неоинституционального, сетевого подходов, конфликтологической парадигмы, что представлено в монографиях Г. А. Алмонда, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, Д. Истона, Т. о.
Парсонса, Дж. Пауэлла, Б. Г. Питерса. Среди отечественных источниковэто работы М. Г. Анохина, B.C. Комаровского, М. Н. Марченко, А. Ю. Мельвиля, А. И. Соловьева, О. Ф. Шаброва, А. Ю. Шутова и др.4.
1 См.: Бек У. Открытие политического. К теории рефлексивной модернизации. — М., 1994; Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. -М., 1990; Даль Р. О демократии. — М., 1999; Лефор К. Политические очерки Х1Х-ХХ вв. — М., 2000; Макиавелли Н. Государь. — М., 2002; Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992, № 1.
2 См.: Алексеева Т. А. Современные политические теории. — М., 2000; Василенко И. А. Человек политический в информационном обществе // Власть, 2004, № 3- Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — М., 1990; Ильин И. А. О политическом успехе // Путь к очевидности. — М. Д993.
3 См.: Алмонд Г., Пауэлл Дж. и др. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. — М., 2002; Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология. Хрестоматия / Под ред. Ш. В. Голосова, Л. А. Галкиной. — М., 1997; Парсонс Т. О социальных системах. — М., 2002; Питере Б. Г. Политические институты: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д.Клингемана. — М., 1999.
4 См.: Анохин М. Г. Политическая система: переходные процессы. — М.5 1996; Марченко М. Н. Концепция политической системы на Западе: теоретические и методологические аспекты // Политические теории и политическая практика в.
Взаимодействие государства и гражданского общества в ходе демократических преобразований считается приоритетным направлением на пути к демократии и консолидации. Поэтому в первую очередь мы обращаемся к классическим работам о гражданском обществе Г. Гегеля, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, А. де Токвиля и др.1 Для комплексной разработки темы диссертационного исследования использовались работы, раскрывающие современное понимание гражданского общества (А.Лейпхарт, Д. А. Растоу, А. Пшеворсьсий и др.).2 Современные проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в России представлены в монографиях и статьях Б. С. Гершунского, В. Д. Граждана, М. В. Ильина, З. М. Зотовой, В. А. Кулинченко, А. С. Панарина, О. Г. Харитоновой, А. П. Цыганкова.3.
Специфическим подходам к развитию феноменов «гражданское общество», «гражданская нация», «этнос» в период зарождающихся демократий в XX веке посвящены исследования Б. Андерсона, Э. развитых капиталистических странах. -М., 1992; Шабров О. Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. — М., 1993; Шутов А. Ю. Политический процесс. -М., 1994.
1 См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. — М., 1990; Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. в 6 томах. — М., 1965; Локк Дж. Два трактата о государственном правлении. // Избр. произведения в 2 томах. — М., 1960; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. О происхождении неравенства. — М., 1998; Токвиль А. де. Демократия в Америке. — М., 1992.
2 См.: Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. — М., 1997; Растоу Д. А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис, 1996, № 5- Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. -М., 2000.
3 См.: Гершунский Б. С. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития. М., 2001; Граждан В. Д. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть, 2004. № 3- Зотова З. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. — М., 2001; Ильин М. В. Ритмы и масштабы перемен // Полис, 1993. № 2- Кулинченко В. А., Кулинченко A.B. О духовно-культурных основаниях модернизации России // Полис, 2003. № 2- Мельвиль А. Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подхода к демократическим транзитам // Полис. 1998, № 2. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование М., 2002; Харитонова О. Г. Генезис демократии // Полис, 1996. № 5- Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. — М., 1995.
Геллнера, Л. Даймонда, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, Ш. Эйзенштадта1. Особо следует выделить монографию Дж. Л. Коэна и Э. л.
Арато «Гражданское общество и политическая теория», в которой раскрывается взаимосвязь государства, экономики и гражданского общества, как трехмерного единого пространства, и анализируется политическая роль гражданского общества, заключенная во влиянии на формирование и реализацию экономической, социальной, этнической политики.
С точки зрения современных тенденций общественно-политического развития для изучения возможных путей консолидации общества значимость имеет разработка теории сетей. В России отметим з значимые публикации на эту тему Л. В. Сморгунова. Изучение методологических подходов, в частности сетевого, к политическому и социальному управлению представлено в статьях А. А. Дегтярева, М. Урбана, М. Н. Афанасьева, В. В. Сергеева, Н. Айо4. На сегодняшний день теория имеет наибольшее развитие в Великобритании и Германии.5.
1 См.: Андерсон Б. Воображаемые общности. Размышления о происхождении и распространении национализма / Этнос и политика. Автор-сост. A.A. Празаускас. -М., 2000; Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса. // Нации и национализм. — М., 2002; Даймонд JI Направление демократической консолидации. / Политическое управление. — Ростов/Д., 2002. Вып. 2- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М., 1995; Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце 20 века. — Норман, 1991; Эйзенштадт Ш. Эволюция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1999.
2 Коэн Дж. Л, Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. Пер. с англ. -М., 2003.
3 См.: Сморгунов JI.B. Сетевой подход к политике и управлению / Принципы и направления политических исследований. Сборник материалов конференций и мероприятий, проведенных РАПН в 2001 году. — М., 2002.
4 См.: Айо Н., Сергеев В. Социальные сети в российской политике. — М., 2001; Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность. — М., 2000; Дегтярев A.A. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических моделей // Полис, 2002, № 2, 3- Урбан М. Социальные отношения и политические практики в посткоммунистической России // Полис, 2002, № 4.
5 См.: Bertzel Т. 1998. Organizing Babylon. On the Different Conceptions of Policy Networks. — Public Administration, vol. 76, № 2., Rediscovering Policy Networks as a Form of Modern Governance. — Journal of European Public Policy, vol. 5, № 2. Гол К. Гражданское общество — политическая перспектива // Государственная служба за рубежом. Гражданское общество и право. № 1, 2003; Marsh D., Smith М. 2000.
Значимой теоретической составляющей для диссертационного исследования явились работы ученых, посвященные новому направлению в политической науке — консолидологии. Среди них монографии и статьи Т. Л. Карла, Г. О’Доннелла, С. Фиша, Ф. Шмиттера1 и др. Вокруг правомерности и значимости консолидологии ведутся споры. Ряд российских политологов — В .Я. Гельман, В. В. Лагасин, М. М. Лебедева, А. Ю. Мельвиль, В. И. Пантин и др.2 — высказывают мнение об узости направления, поскольку по большей части феномен консолидации рассматривается в рамках перехода к демократии.
Для разработки интегрированной концепции исследования автор использовал также теоретические аспекты политической регионалистики, с целью исследований процесса консолидации общества на уровне региона.3.
Вторая группа исследований посвящена современным представлениям о проблемах общественного развития в России, и соответственно представлена статьями современных российских ученых и исследователей4. Проблемы и перспективы консолидации общества, ее.
Understanding Policy Networks: toward a Dialectical Approach. — Political Studies, vol. 48, № 1. Rhodes R. 1997. Understanding Governance. Policy Network, Governance, Reflexivity and Accountability. Buckingham.
1 См.: О’Доннел Г., Шмитгер Ф. К. Переход от авторитарных к другим системам правления. — Нью-Йорк, 1986; Fish S. «Democracy from scratch» — N-Y., 1998; Шмиттер Ф. К., Карл Т. Л. Что есть демократия? //www.russ.ruindex.html. 2003.
2 См.: Гельман В. Я., Рыженков С. И., Егоров И. В. Трансформации региональных политических режимов в современной России. // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. Выпуск ХП. М., 1999; Переходы к демократии. Круглый стол // www.politstudies.ru/ fulltext20016.
3 Комаровский B.C. Политическое регионоведение // Политология. — М., 2001, раздел 5- Туровский Р. Ф. Основы и перспективы региональных политический исследований // Полис, 2001, № 1- Шестов Н. И. Выбор дискурса региональных политического процесса // Регион как субъект политики и общественных отношений. — М., 2000.
4 См.: Бугай Н. Ф. Общественные объединения в структуре межнациональных отношений Российской Федерации // Этнопанорама, 1999, № 2- Великая Н. М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении // Социс, 2003, № 8- Идиатулина К. С. Политический лидер и гражданское общество: проблемы и противоречия регионального развития // Социально-гуманитарные знания. 2003, № 3- Мартиросян С. А. Формы политического участия как выражение интереса к политике. — Ростов/Д, 2002. позитивные и негативные факторы анализируются в работах И. М. Бусыгиной, В. Я. Гельмана, В. К. Левашова, В. М. Сергеева и др.1 Ценностные аспекты консолидации освещаются в работах Т. А. Алексеевой, Б. Г. Капустина, И. К. Пантина, Е. С. Сарматина и др.2.
Вопросы консолидации общества в той или иной мере освещаются в статьях отечественных социологов и политологов, в которых рассматриваются конкретные возможности применения обозначенных нами теорий, концепций и подходов.3.
Среди проблем консолидации общества в условиях зарождающейся демократии в России особое место занимают этнические и этнополитические. Поэтому третья группа исследований выделена, учитывая актуальную проблему этнической составляющей процесса консолидации общества в современной России и связана с конкретикой региона. Мы обращались к работам Р. Г. Абдулатипова, JI.M. Дробижевой,.
A. Жирикова, К. В. Калининой, И. М. Кривогуза, B.C. Малахова, И. А. Нам,.
B.А. Тишкова, Е. С. Троицкого, Р. Хакимова, П. В. Чернова.4 Особый.
1 См.: Бусыгина И. М. Какие ценности в цене? // Полис, 2004, № 1- Гельман В. Я. Как выйти из неопределенности? // Pro et Contra, 1998, № 3- Левашов B.K. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегии. М., 2001; Сергеев В. М. Механизмы эволюции политической структуры общества // Полис, 2003, № 3.
2 См.: Алексеева Т. А., Капустин Б. Г., Пантин И. К. Интегративная идеология: возможность или необходимость? // Развитие политической науки в российских университетах. — Самара, 1999; Сарматин Е. С. Интегративные идеи в полиэтническом сообществе: российский исторический опыт и современность // Ценностные основания государственной власти и управления России на рубеже веков. — Ростов/Д — Пятигорск, 2000.
3 См.: Бусова H.A. Делиберативная модель демократии и политика интересов // Вопросы философии. 2002. № 5- Замятин Д. Н. В преддверии аншлага // Полис, 2004. № 1- Левашов В. К. Резервы социополитической консолидации российского общества (XIX этап мониторинга «Как живешь, Россия?») // Социология власти, 2003. № 6- Руткевич М. Н. Консолидация общества и социальные противоречия // Социс, 2001. № 1- Семенов B.C. Дилеммы плюрализма и консолидации в современной России. Сборник. — М., 2001; Власть. Политика. Технологии. / Под общ. ред. Матвеенко Ю. И., Мизулина М. Ю. — М., 2002.
4 См.: Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. -М., 2000; Дробижева Л. М. Политические и социальные ориентации этнических групп как факторы интеграции и дезинтеграции в субъектах Федерации // Многонациональный регион: экономика, политика, культура. — Оренбург, 2000; Жириков А. Этнические факторы политической стабильности. — М., 1995; Калинина интерес для нашего исследования представляли монографии и статьи ученых, занимающихся особенностями гражданского участия и взаимодействия государственных, муниципальных и общественных структур на Северном Кавказе, в частности в Южном Федеральном Округе: A.B. Авксентьева, В. А. Авксентьева, М. А. Аствацатуровой, В. Белозерова, В. Дзодзиева, М. Куракеевой, Т. М. Поляковой, В .В. Степанова JI.JI. Хоперской и др.1.
Различные аспекты данного исследования, в том числе региональные особенности политических процессов в той или иной степени освещены в диссертационных работах разного уровня2.
Анализ степени разработанности проблемы исследования дает основания отметить, что процесс консолидации общества в России остается недостаточно изученным. В связи с этим целесообразны и.
К.В. Национально-культурная политика России и национальная безопасность // Научные доклады'99. Вып. 1. — М., 1999; Кривогуз И. М. Постижение современной политики. — М., 2000; Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под ред. B.C. Малахова и В. А. Тишкова. — М., 2002; Тишков В. А. Забыть о нации. (Пост-националистическое понимание национализма) // Полис, 2001; Троицкий Е. С. Русская этнополитология. В 2-х томах. Том 1. — М., 2001; Федерализм в России. Под ред. Р. Хакимова. — Казань, 2001; Чернов П. В. Россия: этногеополитические основы государственности. — М., 1999.
1 См.: Аствацатурова М. А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион) — Ростов/Д. — Пятигорск, 2002; Белозеров B.C. Этно демографические процессы в Карачаево-Черкесии // Проблемы этнополитических отношений на Северном Кавказе. — Ростов/Д — Пятигорск, 2001; Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. — М., 1996; Куракеева М. Ф. К проблеме формирования толерантного сообщества в Карачаево-Черкесской Республике. Официальный сайт КЧР. // karachay-cherkes.ru/article3.shtmlСтепанов В. В. Сепаратизм в Российской Федерации. // Федерализм и региональная политика в полиэтнических государствах. М., 2001; Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад / Под ред. В. А. Тишкова. — М., 1999. Хоперская JI. JL Состояние федеративных, национальных миграционных процессов в Южном Федеральном Округе. // Проблемы этнополитических отношений на Северном Кавказе. — Ростов/ДПятигорск, 2001.
2 См.: Аюпов М. А. Политико-трансформационные процессы в регионах: Дисс. доктора политических наук. — М., 2004; Иманалиев К. Национальная идея как фактор политической консолидации общества: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2002; Косых М. Ф. Взаимодействие политических партий и движений с государством как условие реформ российского общества: Автореф. дис.канд. полит, наук. -М., 1998; Матвеенко Ю. И. Политическая модернизация как фактор консолидации современного российского общества: Автореф. дис. докт. полит, наук. — М., 2002. своевременны научные исследования перспектив консолидации общества, ее политических аспектов.
Основная рабочая гипотеза. Консолидация современного российского общества носит фрагментарный характер. При наличии политических условий, их дальнейшем совершенствовании с учетом имеющихся общих и специфических факторов, в частности, взаимодействия государства и гражданского общества, особенностей функционирования регионов России, в перспективе консолидация может приобрести целостный характер, преимущественно по основным направлениям и стратегии политического, социально-экономического и этнокультурного развития.
Объект исследования — процесс консолидации современного российского общества.
Предмет исследования — политические аспекты консолидации общества на примере современного полиэтнического региона России.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить совокупность политических, социально-экономических, этнических условий и факторов консолидации, проанализировать, раскрыть их воздействие на политический процесс в современной России и особенности применительно к полиэтническому региону Юга России.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач: обобщить теоретические представления, касающиеся феномена и процесса консолидации с целью разработки политологической интегрированной концепции исследованиявыявить особенности консолидации общества как политического феномена и процессарассмотреть позитивные и негативные политические факторы и составляющие консолидации общества в современной Россиипровести анализ взаимодействия институтов государства, гражданского общества, политических партий и выявить его возможности в реализации политики консолидациипровести исследование политико-этнических и социально-экономических процессов в регионе Юга России с точки зрения их влияния на процесс консолидациина основе анализа социально-экономических и политико-этнических процессов на Юге России, сформулировать некоторые предложения перспективных направлений региональной политики, способствующие консолидации российского общества.
Теоретическая основа диссертации. Диссертационное исследование проводилось на основе использования общих теоретических представлений о консолидации, социодинамике политической и социальной системах, институционализации и неоинституционализации, политическом режиме, гражданском обществеиспользованы теории среднего уровня — политических сетей, аспекты консолидологии, этнополитологии, конфликтологии, политической регионалистики. В результате сформирован и интерпретирован логический и комплексный подход к исследованию заявленной проблемы.
Методологическая основа диссертации. Использованы возможности онтологического, конвенционального, аксиологического, исторического сравнительного, структурно-функционального анализа, что позволило разработать интегрированную концепцию исследования, на основе которого уточнены терминологические характеристики и практические подходы к проблеме политических аспектов консолидации современного российского общества.
Методы исследования. В диссертации используются методы: системного анализа политических и социальных явлений и процессовэкспертных оценок, опроса респондентов, включенного наблюдения, контент-анализ, что позволило уточнить и дополнить научное определение консолидации общества ее политических аспектовизучить проблемы реализации феномена в современных российских условияхрассмотреть перспективы консолидации общества в первую очередь на уровне полиэтнического региона.
Источниковая база исследования. В работе анализируются указы и постановления Президента и Правительства РФ, Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Губернатора и Правительства Ставропольского краястатистические, информационные и другие материалы Миграционных службстатьи в журналах, в периодической печати федерального, регионального и местного уровня, информация Интернет-сайтов1. Важным источником послужили данные социологических исследований, проведенные сетью Южного регионального ресурсного центра, Институтом Фонда «Общественное мнение», Институтом федерализма и гражданского общества2 и других организаций.
Научные результаты, полученные лично автором и их научная новизна. К основным научным результатам, полученным автором, относятся следующие: предложена и использована в работе политологическая интегрированная концепция исследования, представляющая собой совокупность теорий политической системы, сетей, гражданского общества, институционального и неоинституционального подходов, 'некоторых аспектов консолидологии, этнополитологии, конфликтологии и политической регионалистики, адаптированных автором для исследования йр .•//www.politstudies.ru: http://www.russ.ru: http://www.postfactum.ru: http://www.karachay-cherkes.ruhttp://www.ng.ru.
2 См.: «Поговорим о гражданском обществе».- М., ФОМ, 2001; «Роль некоммерческих организаций в становлении гражданского общества». — Краснодар, ЮРРЦ, 2002; «Информационные связи в гражданском обществе». — М., 2002. феномена и процесса консолидации общества и его политических составляющихконцепция позволила преодолеть узость подходов к осмыслению феномена и процесса консолидации общества, обосновать целесообразность изучения ее политических аспектов, что позволило перейти от теоретической постановки социально оправданной цели к предложению путей осознанной самоорганизации общества, как общности граждан единого государства, консолидированных в вопросах решения тех или иных задачобосновано, что перспективы консолидации общества тесно связаны с институционализацией отношений между государством, политическими партиями и гражданским обществом, а также обусловлены институтом уклада жизни населения в регионах, участием в политических процессах. автор приходит к выводу о том, что на современном этапе консолидация российского общества зависит не только от успеха реформ и социально-политических трансформаций, но и от того, какими методами будет вестись данный процесс, какие факторы и особенности жизнедеятельности российского социума будут учтены при разработке и реализации различных направлений государственной политики, которую в итоге возможно представлять как политику консолидации обществапроведен анализ политико-этнических и социально-экономических процессов в двух регионах и обоснованы возможные направления региональной политики, способной снизить конфликтный потенциал общества, обеспечить фрагментарную консолидацию в полиэтнических регионах и в обществе в целомрезультаты диссертационного исследования апробированы на семинарах, круглых столах, разработан проект по изучению социальных и политических проблем молодежи Ставропольского края, нацеленный на поиск перспектив молодежной политики в регионе, как одного из условий консолидации общества.
Основные положения, выносимые на защиту.
1 .Консолидация общества в исторических и современных условиях была и остается главной социально-политической задачей развития социума, деятельности властных структур, политической системы. Решение задачи одновременно зависит от теоретического осмысления данного феномена и от объединения усилий органов власти и всех граждан страны во имя выхода государства и общества из кризиса, дальнейшего развития демократии при сохранении и уважении уникальных исторических ценностей и традиций народа, для чего в обществе должны быть созданы политические условия и факторы консолидации, одновременно обуславливающие и являющиеся следствием политической деятельности.
2. Как политический феномен консолидация общества представляет собой сплочение граждан страны, основанное на внутреннем (ментальном, ценностном) согласии, по поводу понимания назревших общезначимых проблем и целей, связанных с их разрешением. В результате политический процесс консолидации общества должен привести к позитивным изменениям в политико-властных и общественных структурах, обеспечить развитие страны и общества и позволить России занять «прочное место» в мире. Политически консолидироваться могут члены общества с различной этнической, конфессиональной принадлежностью, неравным социальным и культурным положением, результирующая деятельность может быть направлена как на поддержку существующей политической системы, так и на ее трансформацию.
3.Консолидация общества может быть обусловлена как позитивными, так и негативными факторами, особенностями и условиями функционирования и развития российского социально-политического организма. К первым следует отнести: объединяющие политические, этнокультурные, социальные, экономические идеи и действиясуществование феномена политической консолидации общества хотя бы в период выборовналичие базовых ценностей патриотизма, социальной справедливости, взаимоуважения и взаимопомощи, общую историческую судьбу народаформирующийся консенсус по поводу демократических путей выхода России из кризиса, целей и задач реформ, роли государства и общества в этом процессе. Затрудняют процесс консолидации такие факторы как невысокий социально-экономический уровень развития российского социуманесформированное гражданское обществоналичие националистических проявленийпроявления ксенофобиинедостаточная эффективность правового регулирования рыночных, межэтнических отношенийпротиворечия между политикой федерального центра и регионовпродолжающиеся террористические акты. В таких условиях наиболее реальна и осуществима фрагментарная консолидация.
4.Политическая система обладает широкими возможностями в создании условий для позитивного общественного развития. В современной России совместная работа государства (правительства), политических партий, общественных объединений позволяет вести скоординированную политику во всех областях общественной жизни, создавать правовые и общественные механизмы регулирования общественных отношений в виде соответствующих федеральных и региональных законов, другими словами формировать политику консолидации. Реальным препятствием консолидации часто являются установки, методы, с помощью которых осуществляется теневая государственная федеральная и региональная политика, несогласованность действий государственных и местных структур власти. Поэтому работа основных политических субъектов становится реальным условием консолидации в процессе не частичного, вынужденного, а постоянного взаимодействия, на основе базовых интересов России, решения как стратегических, так и конкретных задач.
5. Учитывая проблему противоречий в политико-правовых, социально-экономических, межэтнических отношениях в России, особую значимость приобретают перспективы консолидации общества в каждом из регионов, — в частности, в полиэтнических регионах — Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской республике. Социально-экономическое положение населения в данных регионах существенно влияет на политико-этнические отношения, особенно это касается КЧР, где уровень благосостояния населения значительно ниже, чем в Ставропольском крае. В связи с чем, среди направлений государственной и региональной политики приоритетными направлениями должны быть: сохранение территориальной, политической, правовой целостности Россиисоздание комплексной системы политико-властных отношений, при которой при разработке и реализации политических решений центральным правительством должна весомо учитываться и роль регионадолжно поощряться развитие самостоятельности территорий в системе рыночных отношенийстановление и поддержка института местного самоуправления, организаций гражданского обществапрофилактика межэтнических отношений.
6.Исходя из большого количества нерешенных политических, социальных, экономических, этнополитических проблем, преобладания в формировании политической системы и гражданского общества административного ресурса, приходится говорить о фрагментарной консолидации, под которой автор понимает объединение, единение граждан, их организаций, политических партий, государственных структур по поводу какой-либо одной или нескольких ситуационных проблем и их решения. Предпочтительнее была бы консолидация большинства общества по отношению к долговременным целям, стратегии и направление на их достижение совместных усилий граждан, государства, политических, общественных организаций.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: обобщены некоторые теоретические и методологические подходы к проблеме консолидации общества, что позволило автору предложить собственное понимание консолидации общества как политического феномена и процесса, выявить политические условия, факторы, перспективы консолидацииполитологическая интегрированная концепция исследования позволила адаптировать синтез общих, среднего уровня, частных теорий для изучения современных российских политических условий, факторов, составляющих консолидации обществав результате дополнено научное направление в политической науке — консолидология, что позволило автору углубить теоретическое осмысление проблем разрешения конфликтов, обеспечения консенсуса, единства и согласия общества, рассмотрение специфики и перспектив их достижения в России.
Практическая значимость исследования выражается в том, что на основе теоретического обоснования консолидации общества и ее политических аспектов формируется возможность совершенствования процесса взаимодействия государства и гражданского общества, укрепления доверия к политической власти со стороны населения, формирования консенсуса по поводу стратегических целей и тактических задач между представителями политической, административной и экономической элит, властью и населением.
В целом результаты исследования могут использоваться в деятельности органов государственной и местной власти, в работе некоммерческих организаций, при создании программ политических партий, постановке целей общественно — политических движений, а также при разработке учебных курсов в высших учебных заведениях.
Апробация результатов исследования осуществлена на ряде научных и научно-практических конференций, международном научном форуме («Устойчивое развитие Юга России» — Ростов-на-Дону, 2002 г., «Кавказские Минеральные Воды: проблемы и перспективы развития». Ростов-на-Дону — Пятигорск, 2003 г., «Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность» — Санкт-Петербург, 2003 г.), озвучена на III Всероссийском конгрессе политологов «Выборы в России и российский выбор» — Москва, 2003 г., в разработке проекта по исследованию социальных и политических проблем молодежи Ставропольского края, на круглых столах, действующих в соответствии с Проектом ТАСИС «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» и 6 публикациях автора.
Структура работы построена в соответствии с целью и задачами и представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложением.
Выводы к Главе 3.
1.Учитывая проблему противоречий в политико-правовых, социально-экономических, межэтнических отношениях в России, особую значимость приобретают перспективы консолидации общества в каждом из регионов, — в частности, в полиэтнических регионах — Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской республике. В целом в последнее пятилетие в регионах наблюдается позитивная тенденция в социальноэкономическом развитии, межэтнических отношениях и некотором повышении доверия к власти и зарождающимся структурам гражданского общества. Отрицательный фон данному процессу создают такие проблемы политического характера, как террористические акты, неурегулированная политическая ситуация в Чеченской республике, слабая роль политических партий при разработке политики в данных регионах.
2. Среди направлений государственной и региональной политики в целях консолидации общества приоритетными должны быть: сохранение территориальной, политической, правовой целостности Россиисоздание комплексной системы политико-властных отношений, при которой при разработке и реализации политических решений центральным правительством должна весомо учитываться и роль регионадолжно поощряться развитие самостоятельности территорий в системе рыночных отношенийстановление и поддержка института местного самоуправления, организаций гражданского обществапроведение мониторинга профилактики межэтнических отношений.
Заключение
.
В российском обществе наблюдается фрагментарная консолидация, когда в период значимых политических событий, мероприятий, при чрезвычайных ситуациях, как в стране, так и за рубежом, между собой объединяются различные группы граждан, политические партии, государственные структуры. Следует отметить, что даже при определенных стратегических целях и поставленных задачах у российского государства нет единой линии политики, которая обеспечивала бы целостную консолидацию, а российская экономика не в состоянии обеспечить гражданам достойное существование. Государство не сможет навязать обществу даже самые благие идеи и цели, если общество не готово внутренне их принять, и если для этого не созданы политические, экономические, правовые, социальные, духовные и иные условия.
При сохранении среди большинства граждан высокой степени недоверия к деятельности органов власти и негативном отношении к проведенным в 90-е гг. реформам, тем не менее, в российском обществе прослеживается возрождение таких ценностей, как патриотизм, взаимопомощь, справедливость, порядок, что связывается и с деятельностью государства, в первую очередь в лице Президента, и с собственными силами. Следует добиваться консолидации общества против негативно существующего состояния дел, теневых явлений, фактов коррупции и им подобных. Пока не приходится говорить о целостном единстве российского общества, как совокупности граждан, не только поддерживающих политический курс государства, но и участвующих в его разработке.
Взвешенные политические решения, формирование стратегического политического курса возможны только при наличии и активной деятельности в общественно-политической системе ответственных чиновников, профессионально действующей элиты, конструктивной оппозиции, организаций гражданского обществапрофсоюзов, общественных объединений, местного самоуправления, национально-культурных автономий.
В целях перспективы консолидации общества в целом по стране, и на Юге России в частности, совместные действия государства, политических партий и гражданского общества могут быть следующими:
— со стороны государства, представителей органов государственной и местной власти:
1. при разработке программ регулирования межэтнических отношений руководствоваться, в первую очередь, историческим фактором общежития этносов и этнических группв разрешении кризисных ситуаций использовать традиционные механизмы самоорганизации, самоуправления этносов и этнических групп, прислушиваться к мнению старейшин, издавна имеющих уважение среди населенияпривлекать к участию в принятии политических решений, а также при проведении выборов, референдумов национальнокультурные и др. некоммерческие организации;
2. прилагать все усилия для недопущения разъединения субъектов Федерации и создания более мелких субъектов, вести миротворческую политику, проводить мониторинга межтерриториальных и межэтнических отношений, не руководствоваться ситуационными возможностями регулирования, а разрабатывать долговременные стратегии.
— со стороны институтов гражданского общества:
1. чаще обращаться за содействием и предлагать свою помощь органам власти;
2. выступать в средствах массовой информации;
3. участвовать и выступать с предложениями перед научными и учебными организациями в проведении круглых столов, семинаров и т. д., активизировать участие в общественных комиссиях.
4. возможно, лидерам национально-культурных организаций следует выступить с предложениями о создании Ассамблеи народов Юга России, которая будет являться консолидированной некоммерческой организацией и напрямую сотрудничать с Ассамблеей народов России. В таком случае потенциал некоммерческих организаций будет более организован и интегрирован для участия в политических процессах управления. со стороны политических партий:
1. при составлении программ руководствоваться имеющимися перспективными условиями консолидации общества;
2. при создании и дальнейшей работе отделений партий в регионах и на местах учитывать этнический, тендерный, конфессиональный состав населения, уважать и рационально использовать традиционные формы самоорганизации этносов;
3. не распространять среди населения лозунгов постоянного протеста, в большей степени направлять свои усилия на конструктивную деятельность в органах власти и среди граждан России;
4. стремиться консолидировать собственные силы для решения общезначимых проблем, оказывать органам государственного управления содействие при работе с гражданами, некоммерческими организациями, разъяснять населению собственное видение решения проблем и конкретные действия в этой сфере.
В результате имеющиеся фрагментарные консолидированные действия вышеназванных политических субъектов будут способствовать институционализации отношений между государством и гражданским обществом, согласию и единству между ними, что и обеспечит реализацию путей выхода из кризиса. В дальнейшем устойчивое динамичное политическое и социально-экономическое развитие, преемственность в подходах к управлению должны позволить Российской Федерации определить свою нишу в системе мировых хозяйственных связей в условиях глобализации.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. -М., 1996.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 26.
- Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30.
- Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета РФ. 1993. № И. Ст. 393
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. М., 1994.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях». В ред. от 19.07.1998 г.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях». В ред. от 8.12.1995 г.
- Федеральный закон «О политических партиях». В ред. от 25 июля 2002.
- Конституция Карачаево-Черкесской республики. Черкесск, 1996. Ю. Устав Ставропольского края. — Ставрополь, 1995.
- Концепция государственной национальной политики. Сборник законов Российской Федерации. 1996, № 25.
- Концепция национальной политики Карачаево-Черкесской республики. / Сборник информационных материалов проекта «Первый шаг к взаимопониманию». Пятигорск, 2000.
- Закон Ставропольского края «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край» 18.04.2003. № 4-кз.
- Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. -М., 2000. 610 с.
- Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000. — с. 344 с.
- Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. М., 1996.-270 с.
- Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион) Ростов/Д. -Пятигорск, 2002. — 240 с.
- Аствацатурова М.А. Пресса Ставропольского края: межэтнические отношения и этнокультурные образы как объекты профессионального интереса. Ростов-на-Дону — Пятигорск, 2003. — 120 с.
- Бек У. Открытие политического. К теории рефлексивной модернизации. М., 1994. — 320 с.
- Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Избранные произведения. — М., 1990. 270 с. 23 .Власть. Политика. Технологии. / Под общ. ред. Матвеенко Ю. И., Мизулина М. Ю. М., 2002.- 296 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. -382 с.
- Гершунский Б. С. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития. М., 2001. — 460 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1990. — 570 с.
- Даль Р. О демократии. -М., 1999. 134 с.
- Дробижева JI.M. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М., 2002 — 480 с.
- Жириков А. Этнические факторы политической стабильности. — М., 1995.-280 с.
- Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. М., 2001. -352. с.
- Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. в 6 томах. М., 1965.
- Коэн Дж. JL, Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. Пер. с англ. М., 2003. — 784 с.
- Кривогуз И.М. Постижение современной политики. М., 2000. — 226с.
- Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегии. М., 2001. 176 с.
- Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997. — 318 с.
- Локк Дж. Два трактата о государственном правлении. // Избр. произведения в 2 томах. М., 1960. — 480 с.
- Макиавелли Н. Государь. М., 2002. — 274 с.
- Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование М., 2002. -472 с.
- Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002 -630 с.
- Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 2000. -460с.
- Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004. — 420 с.
- Троицкий Е.С. Русская этнополитология. В 2-х томах. Том 1. — М., 2001.-454 с.
- Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. -М., 2003. 256 с.
- Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. — 296 с.
- Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993. — 230 с.
- Шмитт К. Политическая теология. М. 2000. — 336 с.
- Шутов А.Ю. Политический процесс. М., 1994. — 388 с.
- Эйзенштадт Ш. Эволюция и преобразование обществ: Сравнительноеизучение цивилизаций. -М., 1999.-368 с. 1. Коллективные монографии.
- Алмонд Г., Пауэлл Дж. и др. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. -М., 2002. 537 с.
- Власть. Политика. Технология. Под общ. ред. Матвеенко Ю. И., Мизулина М.Ю.- М., 2002. 296 с.
- Категории политической науки. Учебник. М., 2002. — 656 с.
- Курносов Ю. В. Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. -М. 2004.-512 с. 53.0'Доннел Г., Шмиттер Ф. К. Переход от авторитарных к другим системам правления. Нью-Йорк, 1986. — 512 с.
- Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Под ред. Мелешкиной Е. Ю. М., 2001. — 304 с.
- Статья в сборнике с коллективным автором.
- Алексеева Т.А., Капустин Б. Г., Пантин И. К. Интегративная идеология: возможность или необходимость? // Развитие политической науки в российских университетах. Самара, 1999. — 172 с.
- Андерсон Б. Воображаемые общности. Размышления о происхождении и распространении национализма / Этнос и политика. Автор-сост. A.A. Празаускас. М., 2000. — 444 с.
- Белозеров B.C. Этнодемографические процессы в Карачаево-Черкесии // Проблемы этнополитических отношений на Северном Кавказе. -Ростов/Д Пятигорск, 2001-
- Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса. // Нации и национализм. М., 2002. — 416 с.
- Гельман В.Я., Рыженков С. И., Егоров И. В. Трансформации региональных политических режимов в современной России. // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. Выпуск XII. М., 1999. 314 с.
- Гол К. Гражданское общество политическая перспектива. / Гражданское общество и право. Государственная служба за рубежом. Реферативный бюллетень. -М. РАГС, 2003. — № 1. — 200 с.
- Даймонд JI. Направление демократической консолидации. / Политическое управление. Вып. 2. Ростов/Д., 2002. — 370 с.
- Ильин И. А. О политическом успехе // Путь к очевидности. М., 1993.
- Калинина К.В. Национально-культурная политика России и национальная безопасность // Научные доклады'99. Вып. 1. М., 1999.- 280 с.
- Левашов В.К. Резервы социополитической консолидации российского общества (XIX этап мониторинга «Как живешь, Россия?») // Социология власти, 2003. № 6. -.112 с.
- Мартиросян С.А. Формы политического участия как выражение интереса к политике // Рубикон. Вып. 21. Ростов/Д, 2002. — 216 с.
- Модель этнологического мониторинга. Ставропольский край. М., 2001.-108 с.
- Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под ред. B.C. Малахова и В. А. Тишкова. М., 2002. — 422 с.
- Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. -М., 2004. -356 с.
- Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1999.
- Сарматин Е.С. Интегративные идеи в полиэтническом сообществе: российский исторический опыт и современность // Ценностные основания государственной власти и управления России на рубеже веков. Ростов/Д — Пятигорск, 2000. — 160 с.
- Семенов B.C. Дилеммы плюрализма и консолидации в современной России. / Политический плюрализм в современной России. -М., 2001. 195 с.
- Степанов В.В. Сепаратизм в Российской Федерации. // Федерализм и региональная политика в полиэтнических государствах. М., 2001. -163 с.
- Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению / Принципы и направления политических исследований. Сборник материалов конференций и мероприятий, проведенных РАПН в 2001 году. М., 2002.-416 с.
- Сокращение роли государства. Независимый доклад ПРООН. М.2003.- 214 с.
- Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. Автор Проекта и ответственный редактор JI.M. Дробижевой. М. 2002. — 480 с.
- Федерализм в России. Под ред. Р. Хакимова. Казань, 2001. — 268 с.
- Хантингтон С. Образуете ли вы собственную страну? / Национальные отношения в полиэтнических государствах. Государственная служба за рубежом. Реферативный бюллетень.- М., РАГС, 2001. № 1. — 162 с.
- Хоперская JI.JI. Состояние федеративных, национальных миграционных процессов в Южном Федеральном Округе. // Проблемы этнополитических отношений на Северном Кавказе. Ростов/Д-Пятигорск, 2001.- 144 с.
- Четыре года с Путиным. М., 2004. — 224 с.
- Шестов Н.И. Выбор дискурса региональных политического процесса // Регион как субъект политики и общественных отношений. — М., 2000. -183 с. 1. Периодическая печать.
- Агапонов А.К. Политическая ответственность региональной власти: анализ и технологии (на примере ЮФО) // Власть. 2004. -№ 6.
- Аствацатурова М.А. Народы Северного Кавказа: взаимопонимание и взаимодействие. / Вместе. 11 декабря, 2001. С. 2
- Бугай Н.Ф. Общественные объединения в структуре межнациональных отношений Российской Федерации // Этнопанорама. 1999. — № 2.
- Бусова Н.А. Делиберативная модель демократии и политика интересов // Вопросы философии. 2002. — № 5.
- Бусыгина И.М. Какие ценности в цене? // Полис. 2004. — № 1.
- Василенко И.А. Человек политический в информационном обществе // Власть. 2004. — № 3.
- Великая Н.М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении // Социс. 2003. — № 8-
- Гельман В .Я. Как выйти из неопределенности? // Pro et Contra. 1998. -№ 3.
- Граждан В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть. 2004. — № 3.90.3амятин Д.Н. В преддверии аншлага // Полис. 2004. — № 1.
- Идиатулина К.С. Политический лидер и гражданское общество: проблемы и противоречия регионального развития // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 3.
- Илларионов А. Как страну тащить из «болота»? // Аргументы и факты. 2004. № 10.
- Ильин М. В. Ритмы и масштабы перемен // Полис. 1993. — № 2.
- Кулинченко В.А., Кулинченко A.B. О духовно-культурных основаниях модернизации России // Полис. 2003. — № 2.
- Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подхода к демократическим транзитам // Полис.-1998.-№ 2.
- Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. -№ 5.
- Руткевич М. Н. Консолидация общества и социальные противоречия // Социс. 2001. — № 1.
- Сергеев В.М. Механизмы эволюции политической структуры общества Н Полис. 2003. — № 3.
- Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политический исследований // Полис. 2001 — № 1.
- Харитонова О.Г. Генезис демократии // Полис. 1996. — № 5.
- Ставропольская правда. 1996, 27 июня, № 122−123.
- Ставропольская правда. 1999, 11 августа. № 167.
- Ставропольская правда. 2002, 24 декабря.104. «Наш дом» № 6−7. Хесед Бенцион, г. Пятигорск
- Вечерний Ставрополь. 1997, 17 июня, № 113.
- Послание Президента РФ Федеральному Собрание // Российская газета. — 2001. -4 апреля.
- Справочные издания и словари.
- Политика. Толковый словарь. М. 2001.
- Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
- Основы политологии. Словарь терминов и понятий. М., 1993.
- Политическая энциклопедия. Под ред. Ю. Г. Семигина. М., 1999.
- Аюпов М.А. Политико-трансформационные процессы в регионах: Автореф. дис. докт. полит, наук. — М., 2004.
- Иманалиев К. Национальная идея как фактор политической консолидации общества: Автореф. дис. канд. полит, наук. -М., 2002.
- Косых М.Ф. Взаимодействие политических партий и движений с государством как условие реформ российского общества: Автореф. дис.канд. полит, наук.-М., 1998.
- Матвеенко Ю.И. Политическая модернизация как фактор консолидации современного российского общества: Автореф. дис. докт. полит, наук. М., 2002.
- Bertzel Т. 1998. Organizing Babylon. On the Different Conceptions of Policy Networks. Public Administration, vol. 76, № 2
- Fish S. «Democracy from scratch) N-Y., 1998. — 270 c.
- Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America and Post-Communist Europe. Baltimore: Johns Hopkins Yniversity Press, 1996. — 478 c.
- Marsh D., Smith M. 2000. Understanding Policy Networks: toward a Dialectical Approach. Political Studies, vol. 48, № 1.
- Rhodes R. 1997. Understanding Governance. Policy Network, Governance, Reflexivity and Accountability. Buckingham. 304 c.