Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Порядок приема, увольнения и прохождения службы в органах прокуратуры

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, служба в органах и учреждениях прокуратуры, является видом федеральной государственной службы. Специфическая деятельность, которую осуществляют органы и учреждения прокуратуры, предопределяет и специальный правовой статус ее работников. Исходя из этого государство, регулируя государственную службу в органах и учреждениях прокуратуры, в том числе основания увольнения с этой службы… Читать ещё >

Порядок приема, увольнения и прохождения службы в органах прокуратуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Вопрос о порядке приема, увольнения и прохождения службы в органах прокуратуры является одним из самых дискуссионных.

Проблема обеспечения законности и обоснованности производства следственных действий в условиях углубляющегося кризиса правового нигилизма в новейшей истории России приобретает особую остроту. Ведь для успешной реализации задач формирования гражданского общества и построения правового государства одинаково неприемлемы (и даже опасны) как разгул преступности, так и произвол в организации борьбы с ней. Центральное место наряду с судебным контролем здесь занимает действенный и инициативный прокурорский надзор.

Цель контрольной работы — рассмотреть порядок приема в органы прокуратуры, раскрыть основания и порядок увольнения прокурорских работников и определить порядок прохождения службы в органах прокуратуры.

1. Порядок приема в органы прокуратуры В соответствии с п. 1 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований комментируемого Закона. До внесения Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ изменения в данном пункте указывалось, что прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» .

Пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «работники») регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» .

Подобным образом в ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной названным Законом. В более общей норме ч. 7 ст. 11 ТК РФ аналогично установлено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Статья 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

Пункт 1 статьи 40.140.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает следующие общие требования, при выполнении которых лицо может быть назначено на должность прокурора:

— наличие гражданства РФ;

— наличие высшего юридического образования;

— обладание необходимыми профессиональными и моральными качествами;

— способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на прокуроров служебные обязанности.

В отношении требования наличия высшего юридического образования следует подчеркнуть, что в п. 1 статьи 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прямо указано на необходимость получения такого образования в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию.

В данном пункте также предусмотрено, что на должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

В пункте 5.1 Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114, отмечено, что в статье 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» сформулированы общие требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров; дополнительные (специальные) требования предопределяются специфическими условиями выполнения обязанностей в связи с конкретным направлением деятельности и занимаемой должностью.

Пункт 5.2 Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. N 114 соответственно требованиям п. 1 статьи 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает следующее.

Оценка пригодности работника к службе в органах и учреждениях прокуратуры осуществляется по медицинскому, образовательному и психологическому критериям.

Медицинский критерий предполагает изучение общего состояния физического и психического здоровья прокурорского работника.

Образовательный критерий включает наличие юридических знаний, высокого уровня образованности и эрудиции, общей культуры, необходимых прокурорскому работнику для успешного выполнения служебных обязанностей.

Психологический критерий предполагает соответствие личности прокурорского работника требованиям, предъявляемым к содержанию, особенностям профессиональной деятельности, а также к условиям, в которых она протекает.

В названной Концепцией наряду с прочим указано, что:

— соответствие работника требованиям профессиональной деятельности определяется по результатам психологического обследования, проводимого в прокуратурах субъектов РФ. В ходе такого обследования определяется степень выраженности у работников и у кандидатов указанных качеств (п. 5.3);

— конкретные требования к профессиональным и моральным качествам лиц, принимаемых в прокуратуру на должности прокурора или следователя, определяются приказами Генпрокурора России. В целях совершенствования организации и проведения воспитательной работы с кадрами требуется более полная нормативно-правовая основа, которой можно было бы руководствоваться при приеме на государственную службу в органы прокуратуры (п. 5.4).

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой установлены в ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .

В пункте 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» определен перечень случаев, в которых лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры, а также находиться на указанной службе, а именно, если оно:

— имеет гражданство иностранного государства;

— признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

Как определено в ч. 1 ст. 47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении в т. ч. занимать должности на государственной службе. Согласно части 1 ст. 3.11 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ) дисквалификация заключается в лишении физического лица права в т. ч. замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы.

— имело или имеет судимость.

— имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника.

Как следует из Приложения № 1 к Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 9 ноября 2009 г. № 983-к, отсутствие таких заболеваний при поступлении на службу в органы и учреждения прокуратуры подтверждается медицинской справкой о состоянии здоровья формы № 086у, а также справками из психоневрологического и наркологического диспансеров об отсутствии (наличии) заболеваний, препятствующих прохождению службы.

— Нахождение в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

— Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Названное обстоятельство следует из нормы ч. 2 ст. 23 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне», предусматривающей, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте). Такое основание для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, предусмотрено в п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ .

Пункт 3 статьи 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора. При этом предусмотрено, что такой трудовой договор заключается либо на неопределенный срок, либо на срок не более пяти лет.

Приказом Генпрокуратуры России от 25 марта 2011 г. № 81 «Об изменении форм трудового договора и соглашения об изменении его условий» в целях совершенствования организации работы по противодействию коррупции и реализации положений Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации утверждены форма N 1 трудового договора органа прокуратуры Российской Федерации с прокурорским работником и форма № 1а соглашения об изменении условий трудового договора, заключенного органом прокуратуры Российской Федерации с прокурорским работником.

При поступлении на государственную гражданскую службу заключается служебный контракт, понятие которого определено в ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Там же предусмотрено, что служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Срок действия служебного контракта регламентирован в ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которой наряду с прочим предусмотрено следующее:

— для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт (ч. 1);

— срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 2);

— срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено названным Законом и другими федеральными законами (ч. 3).

Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» утверждена примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

В целях обеспечения единого порядка реализации руководителями органов прокуратуры полномочий нанимателя от имени России Приказом Генпрокуратуры России от 22 мая 2006 г. № 445-к утверждена Инструкция о порядке реализации руководителями органов прокуратуры полномочий нанимателя от имени Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает возрастной и стажевый цензы для назначения на должности прокуроров:

— на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров могут быть назначены лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет;

— на должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров могут быть назначены лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

В пункте 5 статьи 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» также предусмотрено право Генпрокурора России в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры в соответствии с п. 1 ст. 13 и подп. «б» п. 1 ст. 40.5 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» назначаются на должность Генпрокурором России по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры согласно п. 2 ст. 13 и подп. «г» п. 1 ст. 40.5 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» назначаются на должность Генпрокурором России.

контракт прокуратура увольнение пригодность

2. Основания и порядок увольнения прокурорских работников Статья 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры.

Общие основания прекращения трудового договора определены в ст. 77 ТК РФ.

В отношении указанных в п. 1 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» дополнительных оснований увольнения прокурорского работника по инициативе руководителя органа необходимо отметить следующее.

— Достижение прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры (подп. «а»).

Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры установлен в п. 2 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» — 65 лет. При этом в данному пункте предусмотрена и регламентирована возможность продления срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста (см. ниже).

— Прекращение гражданства РФ (подп. «б»).

Как предусмотрено в ст. 18 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданство РФ прекращается: а) вследствие выхода из гражданства РФ; б) по иным основаниям, предусмотренным названным Законом или международным договором РФ. Выход из гражданства РФ регламентирован статьей 19 названного Закона;

— Нарушение Присяги прокурора, а также совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника (подп. «в»).

В этой связи следует отметить, что текст Присяги прокурора, определенный в п. 1 ст. 40.4 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», завершается словами «Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры». Приказом Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114 утверждены и введены в действие Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.

Приказом Генпрокуратуры России от 25 марта 2011 г. № 79 утвержден Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации.

— Несоблюдение ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, а также возникновение других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (подп. «г»).

Кроме того, ограничения, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры, установлены непосредственно в п. 2 ст. 40.1 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» .

— Разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (подп. «д»).

По сути, речь идет о нарушении Присяги прокурора, т. е. о частном случае применения положения подп. «в» п. 1 ст. 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно тексту Присяги прокурора, определенному в п. 1 ст. 40.4 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, клянется в т. ч. строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются:

— соглашение сторон служебного контракта (ст. 34 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

— отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (ч. 2 и 3 ст. 28 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

— обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— нарушение установленных названным Законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных названным Законом и другими федеральными законами;

— нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ;

— отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— достижение прокурорским работником указанного предельного возраста в соответствии с подп. «а» п. 1 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» является основанием для его увольнения по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры.

В пункте 2 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста и занимающих должности, указанные в ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Как установлено при этом, однократное продление срока нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры допускается не более чем на год.

Следует также отметить, что предельный возраст нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры повышен с 60 до 65 лет изменением, внесенным Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Этим же Законом повышен с 65 до 70 лет возраст, по достижении которого не допускается продление срока нахождения на службе работника, а также введено правило, согласно которому не допускается продление срока нахождения на службе работника при наличии у него заболевания, подтвержденного медицинским заключением, данным в порядке, определяемом Правительством РФ (кстати говоря, сведений об издании соответствующего акта Правительства РФ до настоящего времени нет).

Приказом Генпрокуратуры России от 12 августа 1999 г. № 642-к утверждена Инструкция о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры работников, достигших предельного возраста.

Пункт 3 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает право прокуроров на выход в отставку и определен порядок реализации данного права. Законом предусмотрены два основания выхода прокурора в отставку:

— выход на пенсию, предусмотренную пунктом 2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», т. е. на условиях, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

— несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя.

Отставка прокурора признается принятой после принятия решения об этом органом или лицом, имеющим право назначать их на эти должности. Соответственно, это правило детализировано в положениях данного пункта применительно к прокурорам различного уровня:

— отставка Генпрокурора России, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации;

— отставка прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генпрокурором России;

— отставка других прокуроров признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.

3. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры В статье 40.2 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» говорится об ограничениях, запретах и обязанностях, связанных с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры. Которая распространяет на прокурорских работников, являющихся федеральными государственными служащими, ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .

Положения Федерального закона «О противодействии коррупции» об обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление дублируются в соответствующих положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .

В статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе:

— государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1);

— государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2);

— представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3);

— предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4);

— предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ (ч. 5).

Статья 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запреты, связанные с гражданской службой.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих. Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих. В соответствии с положениями указанных актов и в целях установления единых этических норм и правил служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры РФ Приказом Генпрокуратуры России от 25 марта 2011 г. № 79 утвержден Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» издан Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», которым утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В целях повышения эффективности работы по предотвращению случаев совершения коррупционных правонарушений федеральными государственными служащими органов и учреждений прокуратуры РФ, совершенствования системы организационно-правовых мер, направленных на обеспечение исполнения законодательства о противодействии коррупции, издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2010 г. № 344 «О комиссиях органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» .

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Во исполнение данного Указа издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 31 августа 2009 г. № 287, которым утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждены: Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы; форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы; форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего; форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 561 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, а Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 — Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 25 марта 2010 г.№ 126 в целях реализации названных нормативных правовых актов утверждено Положение о порядке представления в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В целях установления правил поведения и норм служебной этики прокурорского работника в профессиональной и во внеслужебной деятельности издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации», которым:

— утверждены и введены в действие Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации;

— руководителям органов и учреждений прокуратуры предписано исходить из того, что нарушение прокурорским работником норм Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации учитывается при решении вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, а в случае, когда данное нарушение выразилось в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, влечет наложение дисциплинарного взыскания;

— работу с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры РФ установлено осуществлять с учетом положений Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и в соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.

Как указано во вводной части Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации:

— успешная реализация стоящих перед органами и учреждениями прокуратуры РФ задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства может осуществляться только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности прокурорских работников, их независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты служебной деятельности;

— являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа России, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством;

— целью данного Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью;

В соответствии с общими положениями Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

— неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, комментируемый Закон, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров РФ, руководствоваться правилами поведения, установленными данным Кодексом, Присягой прокурора, и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма;.

— руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий, не оказывая предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам либо общественным организациям;

— стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

— избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его чести и достоинству, репутации прокуратуры РФ;

— воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанности или ответственности;

— не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций;

— постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

Заключение

Таким образом, служба в органах и учреждениях прокуратуры, является видом федеральной государственной службы. Специфическая деятельность, которую осуществляют органы и учреждения прокуратуры, предопределяет и специальный правовой статус ее работников. Исходя из этого государство, регулируя государственную службу в органах и учреждениях прокуратуры, в том числе основания увольнения с этой службы, а также сроки претерпевания негативных последствий применения дисциплинарных взысканий, включая увольнение со службы за виновное поведение, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (ч. 1), 37 (ч. 1 и 3) и 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ и согласуется с п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 111 1958 г. относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией;

Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. При этом в части оснований увольнения сделана отсылка к законодательству РФ о труде и предусмотрено, что прокурорский работник может быть уволен также в связи с выходом в отставку и в ряде прямо указанных случаев по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры.

Задача: Заместитель прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях в ходе проверки исправительного учреждения ЯЦ-4 установил, что заключенный И. содержится в данном учреждении, хотя срок наказания в виде лишения свободы истек 4 дня назад.

Какое решение может принять заместитель прокурора в данном случае? Свое решение обоснуйте со ссылкой на нормативные акты.

Решение:

Cогласно ст. 32 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются:

— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

— соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

— законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Cогласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

— посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

— опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (п. 2 ст. ст. 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»),

Cогласно ст. 34 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3.

2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (в ред. от 23 июля 2013 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 8. — Ст. 366

3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I (в ред. от 19 июля 2011 г.) «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 41. — Ст. 4673.

4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 22. — Ст. 2031.

5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 30 сентября 2013 г.) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228

7. Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 48. — Ст. 5753

8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 1. — Ст. 16.

9. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 (в ред. от 16 июля 2009 г.) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 33. — Ст. 3196.

10. Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 8. — Ст. 629.

11. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 (в ред. от 30 марта 2012 г.) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 21. — Ст. 2542.

12. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 (в ред. от 30 сентября 2013 г.) «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 21 ст. 2544.

13. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 (в ред. от 2 апреля 2013 г.) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. № 39. — Ст. 4588.

14. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 (в ред. от 2 апреля 2013 г.) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 27. — Ст. 3446.

15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» // Законность. — 2010. — № 6.

16. Приказ Генпрокуратуры РФ от 10 сентября 2010 г. № 344(ред. от 11.10.2012) «О комиссиях органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 20.10.2012).

17. Приказ Генпрокуратуры России от 25 марта 2010 г. № 126 (ред. от 11 октября 2012 г.) «Об утверждении Положения о порядке представления в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Законность. — 2010. — № 6.

18. Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114 (ред. от 22 апреля 2011 г.) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» // Законность. — 2010. — № 6.

19. Приказ Генпрокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации» // Законность. — 2011. — № 5.

20. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 81 «Об изменении форм трудового договора и соглашения об изменении его условий» // Законность. — 2011. — № 6.

21. Егоров Ю. В., Китрова Е. В., Кузьмин В. А. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». — М.: Проспект, 2011.

22. Чуев В. Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой