Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Метод, алгоритмические и программные средства управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личный вклад автора. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в списке использованных источников: в приводятся результаты анализа специфических условий конкурентоспособности вузовв отражены результаты исследования существующих методов и средств анализа конкурентоспособностив отражены этапы разработанного метода оценки конкурентоспособности вуза и алгоритмические средства анализа… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Высшие учебные заведения на рынке образовательных услуг: особенности управления
    • 1. 2. Конкуренция и управление конкурентоспособностью высших учебных заведений
    • 1. 3. Развитие конкуренции на региональном рынке образовательных услуг на примере Курской области)
    • 1. 4. Информационные потребности управления конкурентоспособностью. высшего учебного заведения
    • 1. 5. Анализ методов и программных средств оценки конкурентоспособности высшего учебного заведения
    • 1. 6. Метод ситуационного управления и анализ возможности его применения для управления конкурентоспособностью вуза
    • 1. 7. Выводы
  • 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДА И АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    • 2. 1. Обоснование выбора показателей для оценки конкурентного потенциала высшего учебного заведения
    • 2. 2. Обоснование метода анализа предпочтительного выбора высшего учебного заведения потребителями образовательных услуг
    • 2. 3. Разработка метода интегральной оценки конкурентоспособности вуза и алгоритмических средств анализа конкурентных ситуаций
    • 2. 4. Технология принятия решений для ситуационного управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения
    • 2. 5. Выводы
  • 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    • 3. 1. Структурно-функциональная организация системы информационной поддержки принятия решений для ситуационного управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения
    • 3. 2. Программная реализация системы информационной поддержки принятия решений для ситуационного управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения
    • 3. 3. Экспериментальная проверка системы и формирование управленческих решений
    • 3. 4. Выводы

Метод, алгоритмические и программные средства управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Современный этап развития высших учебных заведений (вузов) в России характеризуется массовым переходом от государственно-бюджетной к коммерческой формам финансирования и предоставления образовательных услуг. Данное обстоятельство привело к необходимости адаптации вузов к сложившимся социально-экономическим условиям и проведения системных исследований внутренней и внешней среды. В настоящее время наблюдается обострение конкуренции между учебными заведениями на фоне нестабильной демографической ситуации. Поэтому деятельность вузов характеризуется повышенной сложностью процессов управления с учетом множества неполной, неточной, в том числе преднамеренно искаженной, информации. Процессы управления в таких специфических социально-экономических системах как образовательные ставят задачу повышения оперативности и качества обработки поступающей информации, выработки адекватных решений. В сложившихся условиях решение актуальной задачи автоматизированного управления конкурентоспособностью становится неотъемлемой составляющей процесса управления высшим учебным заведением. В рамках диссертационной работы под конкурентоспособностью вуза понимается состояние (конкурентная ситуация) образовательной системы, оцениваемое по внешним и внутренним нормативным показателям.

Выполнение комплекса предъявляемых противоречивых требований (полнота контроля разнородных данных, оперативность анализа конкурентоспособности образовательного учреждения, обоснованность принимаемых решений) в рыночных условиях может быть достигнуто на основе использования специализированных систем информационной поддержки принятия решений (СИППР). Установлено, что наиболее целесообразным при управлении конкурентоспособностью вуза является I использование ситуационного подхода.

Теоретические и практические вопросы анализа и создания систем ситуационного управления были рассмотрены такими учеными, как Поспелов Д. А., Меерович К. А., Клыков Ю. И и др., а общие подходы к управлению конкурентоспособностью раскрыты в работах Фатхутдинова Р. А., Панкрухина А. П., Фасхиева Х. А. и др.

Основная проблемная ситуация заключается в отсутствии в информационной структуре высших учебных заведений специализированной СИППР для управления конкурентоспособностью, причиной чего является недостаточность глубины теоретических исследований в рассматриваемой специфической предметной области.

При этом возникает основная научно-техническая задача разработки метода и системы информационной поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью вуза на основе ситуационного анализа воздействий внешнеи внутрисистемных факторов, определяющих конкурентную среду. Поэтому, тема диссертационной работы является актуальной и практически востребованной.

Объект исследования: процессы управления высшим учебным заведением в условиях конкурентной среды.

Предмет исследования: методы, алгоритмические и программные средства управления конкурентоспособностью вуза на основе ситуационного подхода.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы: повышение оперативности подготовки и обработки внешнеи внутрисистемных данных, обеспечивающих обоснованность управленческих решений в вузе в условиях конкурентной среды.

Указанная цель определила основную научно-техническую задачу исследования, в рамках которой решены следующие частные задачи:

1. Анализ состояния вопроса оценки конкурентоспособности образовательных систем.

2. Разработка метода оценки конкурентоспособности вуза.

3. Разработка алгоритмов подготовки и обработки данных для анализа конкурентных ситуаций вуза.

4. Создание структурно-функциональной организации СИППР для ситуационного управления конкурентоспособностью вуза.

5. Разработка программных средств СИППР для ситуационного управления конкурентоспособностью вуза и экспериментальная оценка оперативности подготовки данных на их основе.

Методы исследования основываются на положениях теории принятия решений, теории управления, теории вероятности и математической статистики, теоретического программирования, теории алгоритмов и информационных систем, методах квалиметрии.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Метод оценки конкурентоспособности вуза, отличающийся агрегацией алгоритмов подготовки и обработки данных для анализа конкурентных ситуаций и показателей конкурентного потенциала, что открывает пути определения стратегий ситуационного управления.

2. Созданы логически состоятельные алгоритмы подготовки и обработки данных для анализа конкурентных ситуаций вуза, особенностью которых является выполнение вычислительных процедур идентификации, ранжирования и поиска по содержимому. Реализация алгоритмов позволяет: идентифицировать конкурирующие специальности вузов и ранжировать их с учетом востребованности на рынке образовательных услуг, идентифицировать конкурентов по занимаемой доле рынка, по степени влияния их активности на изменение конкурентных позиций исследуемого объекта, а также определить текущие конкурентные позиции вузов и ранжировать конкурентов по значимости, что обеспечивает возможность создания алгоритмических средств СИППР для ситуационного управления конкурентоспособностью вуза и разработки перспективных программных средств.

3. Структурно-функциональная организация СИППР для ситуационного управления конкурентоспособностью вуза, отличающаяся введением функциональных элементов идентификации, базы типовых конкурентных ситуаций, блоков анализа конкурентной среды, что позволило повысить оперативность подготовки исходных данных в 1,4 раза.

Практическая значимость и результаты внедрения работы.

Практическая значимость работы определяется тем, что разработанные алгоритмы послужили основой для разработки СИППР для ситуационного управления конкурентоспособностью вуза.

Результаты проведенного исследования позволяют:

1. На основе применения СИППР повысить оперативность подготовки информации для принятия решений при ситуационном управлении конкурентоспособностью вуза.

2. Путем реализации разработанных алгоритмов и программных средств идентификации и ранжирования конкурентов, в количественном выражении оценить влияние активности конкурентов и используемых ими стратегий на изменения ситуаций в конкурентной среде для выбора адекватных противодействий.

3. Принцип открытости архитектуры разработанной программной системы позволяет динамически управлять количеством локальных показателей конкурентного потенциала вуза для достижения необходимой степени их детализации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Метод оценки конкурентоспособности вуза на основе ситуационного подхода, позволяющий определить состав и структуру алгоритмических средств анализа конкурентных ситуаций.

2. Алгоритмические средства анализа конкурентных ситуаций вуза, обеспечивающие уменьшение времени подготовки и обработки данных за счет выполнения процедур ранжирования и поиска по содержимому.

3. Структурно-функциональная организация СИППР для ситуационного управления конкурентоспособностью вуза, отличающаяся введением блоков анализа конкурентной среды, базой типовых конкурентных ситуаций.

Результаты исследований использованы: в практической деятельности Комитета образования и науки Курской области и в учебном процессе кафедры «Информационные системы в экономике» Курского государственного технического университета при подготовке студентов по специальности 351 400 «Прикладная информатика (в экономике)».

Апробация работы. Основные научные результаты, полученные в диссертационной работе, докладывались и обсуждались на IV Международной научно — технической конференции «Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации» (г. Курск, Курский государственный технический университет, 2006 г.) — научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Экономика», (г. Курск, Курский государственный университет, 2006 г.). Результаты работы рассматривались на семинарах кафедры «Информационные системы в экономике» Курского государственного технического университета, проводимые в период с 2005 г. по 2007 г.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 печатных работ, из них 6 статей и разделы в 2 монографиях. 1 статья опубликована в издании, рекомендуемом ВАК Министерства образования и науки РФ.

Личный вклад автора. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в списке использованных источников: в [120,122] приводятся результаты анализа специфических условий конкурентоспособности вузовв [121] отражены результаты исследования существующих методов и средств анализа конкурентоспособностив [81] отражены этапы разработанного метода оценки конкурентоспособности вуза и алгоритмические средства анализа конкурентных ситуацийв [57] разработана технология формирования решения по выбору управляющего воздействия в сложившейся конкурентной ситуациив [58,123] отражены результаты экспериментальной проверки системы информационной поддержки принятия решений, приводятся рекомендации по планированию и ситуационному управлению конкурентоспособностью вуза.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (132 наименования) и приложений. Основной текст изложен на 149 страницах, содержит 28 рисунков и 18 таблиц.

3.4. Выводы.

В третьем разделе на основе созданных метода интегральной оценки конкурентоспособности вуза и алгоритмического обеспечения процессов ситуационного управления разработана структурно-функциональная организация СИППР для ситуационного управления конкурентоспособностью вуза.

Разработаны логические структуры баз данных, предназначенных для хранения информации о внешней и внутренней среде вуза, ограниченной установленными в разделе 1 информационными потребностями поддержки принятия управленческих решений.

Программное обеспечение системы выполнено по модульному принципу, предусматривающему как использование подсистемы в целом, так и отдельных модулей, сохраняя возможность ее наращивания при создании автоматизированной системы управления вузом.

Экспериментальная проверка системы подтвердила правильность основных теоретических результатов и выводов работы.

В частности установлено, что конкурентные позиции КурскГТУ снижаются при росте конкурентных возможностей и сохранении «Сильной» позиции на региональном рынке образовательных услуг, что вызывает необходимость активизации его маркетинговой деятельности. При этом основными конкурентами университета на рынке образовательных услуг Курской области являются: Курский государственный университет (КГУ), Курская государственная сельскохозяйственная академия (КГСХА), Курский институт социального образования Российского государственного социального университета (РГСУ). Выявлен главный конкурент КурскГТУ -«Курский государственный университет (КГУ)». На формирование предпочтительного выбора КурскГТУ потребителями образовательных услуг влияют следующие мотивационные факторы (в порядке увеличения веса их важности): имидж вузауровень образовательных услугвостребованность выпускников вуза на рынке трудацена услугпредоставляемый сервис и др.

В разделе приведены рекомендации по планированию и ситуационному управлению конкурентоспособностью.

Таким образом, созданные метод, алгоритмические и программные средства позволяют разработать адекватные рекомендации по планированию и ситуационному управлению конкурентоспособностью вуза, провести декомпозицию процесса приятия решений на стратегические, тактические и оперативные функции и повысить достижимый уровень качества управления.

Установлено, что использование разработанных метода интегральной оценки конкурентоспособности вуза, алгоритмов подготовки и обработки данных для анализа конкурентных ситуаций и программных средств СИППР позволяет приблизительно в 1,4 раза повысить оперативность подготовки данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Показано, что одним из основных путей повышения оперативности подготовки и обработки данных для обеспечения информационных потребностей управления конкурентоспособностью вуза в современных условиях является создание и внедрение систем информационной поддержки принятия решений, базирующихся на стратегии управления с использованием ситуационного подхода, который позволяет формализовать конкурентную ситуацию.

2. Разработан метод интегральной оценки конкурентоспособности вуза на основе использования показателей конкурентного потенциала и конкурентной среды, алгоритмов идентификации конкурентов и текущих конкурентных ситуаций, конкурирующих специальностей, метода цепных подстановок, метода выборочных наблюдений для анализа предпочтительного выбора вуза потребителями, что позволяет определить состав и структуру алгоритмических средств ситуационного управления конкурентоспособностью.

3. Разработаны алгоритмические средства анализа конкурентных ситуаций, состоящие из алгоритмов: идентификации и ранжирования конкурирующих специальностей с учетом их востребованности на рынке образовательных услуг, алгоритма идентификации конкурентных позиций вузов и основных конкурентов и алгоритма идентификации конкурентов по степени влияния их активности на изменение конкурентных позиций исследуемого вуза. Алгоритмические средства позволяют установить типовые конкурентные ситуации через показатели конкурентной среды и потенциала вуза и определить возможности транспозиции ситуаций для достижения целей управления.

4. На основе созданного метода и алгоритмических средств анализа конкурентных ситуаций разработана структурно-функциональная организация СИППР для ситуационного управления конкурентоспособностью вуза, позволяющая повысить оперативность подготовки и обработки данных за счет введения блоков идентификации конкурирующих специальностейанализа ситуаций в конкурентной среде вузаанализа конкурентного потенциала вузабазы типовых конкурентных ситуаций в подсистему ситуационного управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  2. Приказ Минобразования России от 26.02.2001 г. № 631 «О рейтинге высших учебных заведений» (с изменениями от 19.02.03) Электронный ресурс. // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  3. Г. Г. О квалиметрии. Текст./ Г. Г Азгальдов., Э. П. Райхман -М.: Стандарты, 1973. — 137с.
  4. С.А. Прикладная статистика: основы моделирования и первичной обработки данных. Текст. / С. А. Айвазян М.: Финансы и статистика, 1983. -361с.
  5. A.M. Трансформация высшего (университетского) образования в России в постсоветский период Электронный ресурс. / А. М. Алтайцев // www.charko.narod.ru
  6. B.C. Системный анализ в управлении: Учеб. Пособие Текст. / B.C. Анфилатов, А. А. Емельянов, А.А. Кукушкин- Под ред. А. А. Емельянова. М.:Финансы и статистика, 2003. — 368с.
  7. М. Маркетинговые исследования поведения потребителей Текст. М. Аристархова // Маркетинг. 2001. — № 6, с. 20−25.
  8. М. Теоретические модели конкурентоспособности Текст. / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. 2003. — № 4, с.25−37.
  9. А.А. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации граждан Текст. / А. А. Баранов, Н. Г. Иванова // Социологические исследования. 2003. — № 2, с. 72 — 78.
  10. Баумгартен J1.B. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукций Текст. / JI.B. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. № 4, — с.72−85.
  11. О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном > техническом вузе Текст. / О. Ю. Белаш // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006.-№ 1,с.97−108.
  12. Е. Количественная оценка конкурентоспособности образовательных услуг Текст. / Е. Белый, И. Романова // Маркетинг. 2002.- № 6, с. 66−71.
  13. О.В. Анализ поведения потребителей услуг высшего профессионального образования. Текст. / О. В. Беляева // Современные проблемы науки и образования. 2006 — № 3. — с.36−37.
  14. О.В. Потребительский спрос на региональном рынке услуг высшего профессионального образования Текст.: автореф. дис.. канд. социолог, наук / Беляева О. В. Курск, 2006. 23с.
  15. В. Маркетинговые исследования рынка труда Текст. / В. Беседина // Маркетинг. 1997.- № 3, с.48−58.
  16. И.П. Анализ формирования категории9конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов Текст. / И. П. Богомолова // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. -№ 1, с.113−119.
  17. Базы данных: модели, разработка, реализация Текст. / Т. С. Карпова. -СПб.: Питер, 2002.-304с.
  18. Большой экономический словарь Текст. / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1997. 1456 с.
  19. Т.А. Оценка эффективности информационного обеспечения маркетинговых решений Текст. / Т. А. Бурцева, Н. В. Никонова, Н. А. Миронова // Маркетинг в России и за рубежом. 2006.- № 1, с.57−67.
  20. Л.И. Применение методов анализа взаимосвязей между признаками в маркетинговых исследованиях Текст. / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом. 2004.- № 2, с. 69 — 82.
  21. JI.И. Статистическая проверка значимости результатов маркетинговых исследований Текст. / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005.- № 1, с. 59 — 75.
  22. Л.И. Основные направления формирования маркетинговых информационных систем Текст. / Л. И. Бушуева, Р. В. Авдеева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005.- № 4, с.41−45.
  23. З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка Текст. / З. А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. 2006.-№ 2, с.83−90.
  24. В.И. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем Текст. / В. И. Варфоломеев. М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
  25. Н. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе Текст. / Н. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. 2002. — № 6, с. 12−21.
  26. Н. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе Текст. / Н. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. 2003. — № 1, с. 21−27.
  27. A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем Текст. A.M. Вендров. М.: Финансы и статистика, 200. — 352с.
  28. X. О состоянии «теории маркетинга услуг» Текст. / X. Ворачек // Проблемы теории и практики управления. 2002.- № 1, с.99−103.
  29. А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка Текст. / А. Н. Гвозденко // Маркетинг в России и за рубежом. 2006.- № 2, с. 116 — 119.
  30. М.Н. Программные продукты в маркетинге. Текст. / М. Н. Григорьев М.: Гардарики, 2004. — 256 с.
  31. В.И. Основы социальной статистики: методы, системыпоказателей и анализ. Текст. / В. И. Гурьев М.: Финансы и статистика, 1991.- 176с.
  32. В.В. Современные методы анализа и прогнозирования в задачах обоснования маркетинговых решений Текст. / В. В. Давние, В. И. Тинякова // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2, с. 16−26.
  33. JT. О показателях качества образования Текст. / Л. Давыдова // Высшее образование в России. 2004. — № 11, с. 92 — 96.
  34. А.А. Управление конкурентоспособностью предприятий отраслевого комплекса: Монография Текст./ А. А. Демченко, Э. Н. Кузьбожев, Курск, гос. техн. универ. Курск, 2002. 135с.
  35. Р. Маркетинг услуг профессионального образования Текст. / Р. Джапарова Р. // Маркетинг. 2005. — № 4, с. 55 — 65.
  36. С.И. К вопросу определения продукта вуза Текст. / С. И. Добрыднев // Маркетинг в России и за рубежом. 2004.- № 4, с. 26 — 32.
  37. , Т.А. Статистические методы прогнозирования : Учеб.-практ. пособие Текст. / Т. А. Дуброва. М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2000. — 87 с.
  38. О. Социально-экономические аспекты управления развитием образования в России Текст. / О. Заборовская // Проблемы теории и практики управления. 2005.- № 1, с. 57 — 62.
  39. Г. Образовательные потребности студентов в малом городе Текст. / Г. Зборовский, Е. Шуклина, Н. Тейтельман // Высшее образование в России. 2004. — № 9, с. 18 — 22.
  40. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Текст. / П. С. Завьялов. -М.: ИНФРА-М, 2004. 496с.
  41. А.В. Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиниринг учебного процесса Текст. / А. В. Зонова // Менеджмент в
  42. России и за рубежом. -2005.- № 4, с. 123 127.
  43. А.Н. Структурно-параметрический синтез системы информационной поддержки управленческих решений при кредитовании малого и среднего бизнеса Текст.: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М., 2006.- 18с.
  44. Информационные технологии в маркетинге Текст. / Г. А. Титоренко, Г. Л. Макарова, Д. М. Дайитбегов и др. Под ред. проф. Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 335 с.
  45. С. Повышение качества маркетинговых исследований на товарных рынках Текст. / С. Карнаухов, О. Милютина // Маркетинг.- 2003. -№ 2, с.27−34.
  46. Н.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза Текст. / Н. Р. Кельчевская // Университетское управление: практика и анализ, — 2002. № 4, с. 5−23.
  47. М. Моделирование рыночных ситуаций и стратегий Текст. / М. Ковалев // Маркетинг. 2003. — № 1, с.75−78.т
  48. В.М. К определению содержания образовательной услуги Текст. / В. М. Кожухар // Маркетинг в России и за рубежом. 2005.- № 3, с. 109 -111.
  49. Компьютерная поддержка сложных организационно-технических систем Текст. / В. В. Борисов, И. А. Бычков, А. В. Дементьев, А. П. Соловьев, А. С. Федулов.- М.: Горячая линия Телеком, 2002. — 154с.
  50. А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований Текст. / А. Короткое // Маркетинг. 2003. — № 4, с.39−48.
  51. Э.М. Исследование систем управления Текст. / Э. М. Короткое. М.: Издательско — консалтинговая компания «ДеКА», 2000. -285с.
  52. Л.А. Маркетинговые инструменты в управлении вузом: формирование товарной политики Текст. / Л. А. Корчагова // Высшее образование сегодня. 2003. — № 9, с. 18 — 24.
  53. Корчагова J1.A. Управление маркетингом образовательных услуг Текст. / J1.A. Корчагова // Маркетинг.- 2004. № 6, — с. 69 — 75.
  54. Кочурова J1. Модель управления по целям и результатам Текст. / Л. Кочурова // Проблемы теории и практики управления. 2005.- № 4, с. 9095.
  55. С.А. К вопросу становления рыночных отношений в российской системе высшего образования Текст. / С. А. Кужелева // Молодежь. Образование. Экономика: материалы научно-практической конференции Курск, гос. ун-т. Курск, 2006. — с. 17−21.
  56. С.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг Текст. / С. А. Кужелева // Экономика России: XXI век: Всероссийский сборник научных трудов. Выпуск 4.- Воронеж: ВГПУ, 2006. — с.85−96.
  57. С.А. Повышение эффективности управления высшим учебным заведением на основе анализа и прогноза факторов его конкурентоспособности Текст. / С. А. Кужелева, А. В. Ткаченко // Телекоммуникации № 9,2007. с. 46−48.
  58. Ю.И. Ситуационное управление большими системами. Текст. / Ю. И. Клыков М.: Энергия, 1974.
  59. Л.Г. Вероятностное моделирование в финансово-экономической области. Текст. / Л. Г. Лабскер М.:Альпина. — 224с.
  60. Э. Проверка статистических гипотез. Текст. / Э. Леман М.: Наука, 1979.-408с.
  61. .Г. Разработка управленческого решения Текст. / Б. Г. Литвак -М.:Дело, 2000.-392 с.
  62. И. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг Текст. / И. Лифиц // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. № 2, — с. 117−124.
  63. Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации Текст. / Н. А. Лоншакова // Социологические исследования. 2003. — № 2, с. 68−72
  64. М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. Текст. / М. А. Лукашенко М.: Маркет ДС, 2003.-358 с.
  65. Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятий» и «управление конкурентоспособностью предприятия» Текст. / Р. Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. № 2, — с.91−94.
  66. В. Маркетинг в деятельности вуза Текст. / В. Мануйлов, А. Федотова, И. Федоров // Высшее образование в России. 2003. — № 5, с. 4248.
  67. Д.В. Модель EFQM в российском университете Текст. / Д. В. Маслов, А. Л. Мазалецкая, К. Стид // Методы менеджмента качества. -2005. № 12, — с.21−25.
  68. Математические методы моделирования процессов управления в социальной сфере Текст. / В. А. Леванков, Ю. Д. Максимов, М. Ф. Романов, А. В. Ястребов- С.-Петерб. гос. техн. ун-т. Гуманит. фак. СПб., 1999. — 172 с.
  69. Г. Алгоритм сегментации рынка и отбора целевых сегментов Текст. / Г. Махмутова // Маркетинг.- 2006. № 1, — с.44−57.
  70. Ю.В. Информационно-поисковая система «Маркетинг»: универсальный информационный ресурс для маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. № 5, — с.59−73.
  71. Ю.В. Поставщики маркетинговой информации Текст. / Ю. В. Мешалкина // Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. № 1, — с.58−64.
  72. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие Текст. / Под ред. А. П. Егоршина. Н.Новгород. НИМБ, 2001 — 624 с.
  73. Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере учреждений высшего профессионального образования) Текст. / Л. Г. Миляева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005.- № 5, с. 48 — 58.
  74. Л.Г. Маркетинговый подход к оценке качества образования: анализ и пути решения Текст. / Л. Г. Миляева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005.- № 2, с. 119 -124.
  75. Л.Г. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг потребностям обучающихся Текст. / Л. Г. Миляева, Волкова Н. В. // Маркетинг в России и за рубежом. -2004.- № 1, с.90−101.
  76. Н.В. Маркетинг различных типов услуг Текст. / Н. В. Миронова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003, — № 4, с. 108 — 120.
  77. А. Проектирование маркетинговой информационной системы Текст. / А. Михайлов // Маркетинг. 2000.- № 2, с.27−36.
  78. И.Н. Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием Текст. / И. Н. Молчанов // Вопросы статистики 2002.- № 11, с. 60 — 64.
  79. И. Оценка поведенческой реакции потребителей Текст. / И. Муромкина // Маркетинг 2004.- № 3, с.80−88.
  80. Научные исследования: информация, анализ, прогноз Текст.: монография/ А. М. Аматов, Б. Я. Бляхман, В. В. Варганов, С. А. Кужелева и др.- под общей ред. проф. О. В. Кирикова. Книга 15. — Воронеж: ВГПУ, 2007. -537с.
  81. М.В. Проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности бюджетных вузов Текст. / М. В. Ниязова // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3, с. 68−76.
  82. Н. Мониторинг образовательного качества Текст. / Н. Новаков, Ю. Попов, В. Подлесников, В. Садовников, В. Кучеров, Е. Андросюк // Высшее образование в России. 2003. — № 6, с. 15−23.
  83. Э. Качобрус: Маркетинговый инструмент для измерения качества образовательных услуг Текст. / Э. Новаторов // Маркетинг 2001. -№ 6. — с.54 — 67.
  84. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности Текст. / А. И. Харламов, О. Э. Башина., В. Т. Бабурин и др.- Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1996. — 296 с.
  85. Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара Текст. / Н. Н. Павлова // Маркетинг в России и за рубежом. 2004.-№ 1, с. 82- 89.
  86. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Текст. / А. П. Панкрухин. М.: Интерпракс, 1995. — 240 с.
  87. Применение метода линейного программирования в практике маркетинговых исследований Текст. / А. Петрова // Предпринимательство. -2005. № 3, с.48−56.
  88. Н.А. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах Текст. / Н. А. Платонова, И. В. Христофорова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003.- № 5, с. 115−124.
  89. В.В. Системный анализ и методология системных исследований: курс лекций Текст. / В. В. Позументщиков, Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 1998.-71с.
  90. Д.А. Ситуационное управление: теория и практика Текст. / Д. А. Поспелов. М: Наука, 1986.
  91. Т.А. Качество услуг: качественные параметры оценки Текст. / Т. А. Пономарева, М. С. Супрягина // Маркетинг в России и за рубежом. 2005.- № 1, с.47−58.
  92. Ю. Обеспечение и оценка качества высшего образования Текст. / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий, О. Боев // Высшее образование в России. 2004. — № 2, с. 12 — 27.
  93. В. Инвестиционный потенциал образования Текст. / В. Пузиков //Высшее образование в России. 2001. — № 2, с. 10−14.
  94. Д.В., Кутузов В. М., Рябов В. Ф. Мамонтов А.Н. Стратегический менеджмент ключ к динамичному развитию современного вуза Текст. / Д. В. Пузанков, В. М. Кутузов, В. Ф. Рябов, А. Н. Мамонтов // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 4, с. 20 — 26.
  95. В. Алгоритм сравнительной оценки конкурентоспособности Текст. / В. Разумовский // РИСК (Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция). 2006. — № 2, с. 45−48.
  96. В.В. Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятий в рыночной экономике Текст. / В. В. Решетов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — № 6, с. 22−26.
  97. В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике Текст. /В.П. Романов. М: Изд-во «Экзамен», 2003.- 496 с.
  98. К.А. Маркетинг образовательных услуг региона Текст. / К.А. Сагинов//Маркетинг в России и за рубежом. -2003.- № 5, с.125−131.
  99. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 1993
  100. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 1994
  101. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 1995
  102. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 1996
  103. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 1997
  104. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 1998
  105. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 1999
  106. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 2000
  107. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 2001
  108. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 2002
  109. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 2003
  110. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 2004
  111. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 2005
  112. Сводный статежегодник Курской области Текст. Курск. 2006
  113. И. Стратегическая сегментация рынка организации Текст./ И. Семенов // Маркетинг. 2004.- № 4, c. l 11−122.
  114. Системный анализ и принятие решений Текст.: Словарь-справочник/ Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. М.: Высш. шк., 2004. — 616с.
  115. Ю.П. Концепция внутреннего маркетинга Текст. / Ю. П. Соловьева // Маркетинг в России и за рубежом. 2005.- № 4, с. 125−132.
  116. Статистика: Учеб. Пособие Текст. / Под ред. М. Р. Ефимовой.- М.: ИНФРА-М, 2003.-336с.
  117. Статистические методы обработки результатов наблюдений Текст. / / Под ред. P.M. Юсупова. Л.: МО СССР, 1984. — 563с.
  118. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учеб. Пособие Текст. / Под ред. А. Г. Гранберга.- М.: Финансы и статистика, 1990. 383с.
  119. А.В. Конкурентное преимущество университета как основной фактор его лидерства Текст. / А. В. Ткаченко, С. А. Кужелева // Известия Курского государственного технического университета, № 2 (15) 2005. с. 230−235.
  120. А.В. О методических подходах к оценке конкурентоспособности высшего учебного заведения Текст. / А. В. Ткаченко, С. А. Кужелева // Известия Курского государственного технического университета, № 1 (16) 2006. с. 201−206.
  121. А.В. Особенности рынка образовательных услуг в Курской области Текст. / А. В. Ткаченко, С. А. Кужелева // Известия Курского государственного технического университета, № 1 (18)2007.- с. 121−128.
  122. А.В. Формирование конкурентных преимуществ вуза в регионе Текст. / А. В. Ткаченко, С. А. Кужелева // Известия Курского государственного технического университета, № 2 (19) 2007. с. 110−116.
  123. .Е. Маркетинговая информационная модель Текст. / Б. Е. Токарев // Маркетинг. 2003.- № 2, с.22−26.
  124. .Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации Текст.: Учебно-практич. Пособие. М.: Юристь, 2001. — 256с.
  125. Х.А. Оценка конкурентного потенциала и конкурентоспособности высшего учебного заведения электронный ресурс. / Х. А. Фасхиев, И. М. Гараев // Scitech. онлайновый научно-технический журнал. — http://kampi.bancorp.ru/scitech
  126. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса (экономика, маркетинг, менеджмент) Текст. / Р. А. Фатхутдинов. -М.: Изд-во Эксмо, 2002. 886 с.
  127. Р.А. Управление конкурентоспособностью организации Текст. / Р. А. Фатхутдинов. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 544с.
  128. М.Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг Текст. / М. Н. Федорец // Маркетинг в России и за рубежом. -2002.-№ 6, с. 16−23.
  129. В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге Текст./ В. В. Федосеев, Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 159с.
  130. В.В. Способы оценки и мониторинга степени удовлетворенности потребителя Текст. / В. В. Федотов // Методы менеджмента качества. 2005. — № 9, — с.24−29.
  131. Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России Текст. / Д. А. Шевченко // Маркетинг в России и за рубежом. 2003.- № 4, с.24−28.unit Unitl-interfaceuses
  132. Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Con trols, Forms,
  133. Dialogs, Menus, ExtCtrls, Grids, DBGrids, DB, DBTables, ImgLi st, ActnList,
  134. ExtActns, StdActns, DBActns, DBClientActns, QuickRpt, QRExpor t, TeEngine,
  135. Series, TeeProcs, Chart, DbChart-type
  136. WindowCascadel: TWindowCascade-
  137. WindowTileHorizontall: TWindowTileHorizontal-
  138. WindowTileVerticall: TWindowTileVertical-
  139. WindowMinimizeAlll: TWindowMinimizeAll-
  140. WindowArrangel: TWindowArrange-
  141. WindowClosel: TWindowClose-1. Cascade: TMenuItem-
  142. TileHorizontal: TMenuItem-1. TileVertical: TMenuItem-1. MinimizeAll: TMenuItem-1. Arrange: TMenuItem-1. CloseWindow: TMenuItem-
  143. DataSetFirstl: TDataSetFirst-
  144. DataSetPriorl: TDataSetPrior-
  145. DataSetNextl: TDataSetNext-
  146. DataSetLastl: TDataSetLast-
  147. DataSetlnsertl: TDataSetlnsert-
  148. DataSetDeletel: TDataSetDelete-
  149. DataSetEditl: TDataSetEdit-
  150. DataSetPostl: TDataSetPost-
  151. DataSetCancell: TDataSetCancel-
  152. DataSetRefreshl: TDataSetRefresh-
  153. CIientDataSetApply1: TClientDataSetApply-
  154. ClientDataSetRevertl: TClientDataSetRevert-
  155. DataSetRefresh: TMenuItem-1. ApplyUpdates: TMenuItem-1. Revert: TMenuItem-1. Undo: TMenuItem-1. Save: TMenuItem-
  156. QRHTMLFilterl: TQRHTMLFilter-
  157. QRCompositeReportl: TQRCompositeReport-1. SaveDialogl: TSaveDialog-1. PrinterSetup: TMenuItem-'
  158. QRTextFilterl: TQRTextFilter-
  159. Private declarations } public
  160. Public declarations } end-var1. Forml: TForml-
  161. SUM, i, j, f, Dbmax, Dsmax, Dsmin, P, Kolvo: Integer- MasVuz, Db, Ds, CI, C2, Ng, Ao, Tr, Osn, Reclnt: array of Int eger-
  162. DD, Kd, KdR, Buf, Delta, Ksa, SA, a, b, PocBase, K, Ikp, Ij, DSV, FactorValue: array of Real-
  163. RecStr, VarGod, StrPoc, StrGrp, SpList, VuzList, FactorList: array of String-
  164. RecStrRanked: array of String-1.dexIsslVuz: Byte-1. BasGod, OtGod: String-kl, k2, Buffer, PMC, MC: String-1. KeyVal: String-1. Func: Byte-
  165. KdMax, KsaMax, SAmax, KsaKd, Dscp, Dl, D2, Ibase,'dK: Real- x, SR, SK: array of Byte-
  166. RecordNumber: Byte- implementationuses Unit2, Unit3, Unit4, Unit5, Unit6, Unit7, Unit8, Unit9, Un itlO,
  167. Unitll, Unitl2, Unitl3, Unitl4, Unitl5, Unitl6, Unitl7, Unitl 8, Unitl9,
  168. Edit (StrToInt (Copy (Forml.MDIChildrenj-1.Caption, 3, 1)), Sender) — end-end-procedure TForml. BrowseClick (Sender: TObject)-var j: byte-beginif not Browse. Checked then begin1. Browse. Checked:=True-1. Functions. Enabled:=True-for j:=1 to Forml. MDIChildCount do
  169. Browse (StrToInt (Copy (Forml.MDIChildrenj-1.Caption, 3, 1)), Sender) — end-end-procedure TForml. FormCreate (Sender: TObject) — begin
  170. Panell.Visible:=True- Exit. Shortcut:=ShortCut (VKF4,ssAlt.) — end-procedure TForml. FormActivate (Sender: TObject) — begin {try
  171. Tablel.Open- Table2. Open- Table3. Open-
  172. Table4.Open- Table5.0pen- except Beep-
  173. ShowMessage ('Ошибка открытия таблицы!') — end-} end-procedure TForml. FormClose (Sender: TObject- var Action: TCloseAction)-begin
  174. Form6.Position:=poMainFormCenter- Form6. Visible:=True- Forml. Enabled:=False- end-1: begin1. Func:=7-
  175. Form6.Position:=poMainFormCenter- Form6. Visible:=True- Forml. Enabled:=False- end-2: begin1. Func:=3-
  176. Form6.Position:=poMainFormCenter- Form6. Visible:=True- Forml. Enabled:=False- end-4: begin1. Func:=5-
  177. Form6.Position:=poMainFormCenter- Form6. Visible:=True- Forml. Enabled:=False- end-5: begin1. Func:=6-
  178. Form6.Position:=poMainFormCenter- Form6. Visible:=True- Forml. Enabled:=False- end- 7: begin1. Func:=8-
  179. Form6.Position:=poMainFormCenter- Form6. Visible:=True- Forml. Enabled:=False- end-end- end-procedure TForml. PreviewClick (Sender: TObject) — begin
  180. QRCompositeReportl. Preview- end-procedure TForml. StateOfDBBrowser (Sender: TObject) — begincase (Sender as TMenuItem).Menulndex of0: if DB1. Checked then Form2. Closeelse begin
  181. Form2:=TForm2.Create (Application) — DB1. Checked:=True- FN2. Enabled:=True-
  182. Form5.QuickRepl.DataSet:=Form2.Tablel- Form7.QuickRepl.DataSet:=Form2.Tablel- end-1: if DB2. Checked then Form3. Closeelse begin
  183. Form3:=TForm3.Create (Application) — DB2. Checked:=True- end-2: if DB3. Checked then Form4. Closeelse begin
  184. Form4:=TForm4.Create (Application) — DB3. Checked:=True- end-end- end-procedure TForml. Functionl (Sender: TObject) — begin
  185. Form2.DBChartl.Series0.Clear- Form2.DBChartl.Series1.Clear-
  186. Form2.DBChart2.Series0.Clear- }
  187. Buffer:=Form2.Table2.MasterFieIds- Form2. Table2.MasterFields:=''- Application. ProcessMessages- Form2. Table2.Filtered:=True-
  188. SetLength (MasVuz, Form2.Tablel.RecordCount) — kl:=''-
  189. Form2.Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=BasGod then' beginkl:=kl+Form2.Table2.Fields1.AsString- end-
  190. Form2.Table2.Next- end- k2: = «-
  191. Form2.Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=OtGod then begink2:=k2+Form2.Table2.Fields1.AsString- end-
  192. Form2.Table2.Next — end- if kl=k2 then begin SUM:=0- i: =0-
  193. Form2.Table2.First- SetLength (CI, Length (kl)) — SetLength (C2, Length (kl)) — while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=BasGod then begin
  194. CI 1.:=Form2.Table2.FieldByName ('Численность студ ентов').Aslnteger-
  195. SUM:=SUM + Form2. Table2.FieldByName ('Численность студентов').Aslnteger-1.c (i) — end-1. Form2. Table2. Next- end-1. SetLength (Db, i)-i: =0 —
  196. Form2.Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=BasGod then begin
  197. Db 1.:=Round ((Form2.Table2.FieldByName ('Численнос ть студентов').Aslnteger/SUM)*100) — Inc (i) — end-1. Form2. Table2. Next-end-
  198. SetLength (DD, (Length (Db))) — //DD1.:=C1Pos (111, kl)./SUM-for i:=0 to Length (Db)-l do beginif Db1.>Dbmax then Dbmax:=Dbi.'- end- SUM:=0- i: =0-
  199. Form2,Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=OtGod then begin
  200. C2 1.:=Form2.Table2.FieldByName ('Численность студ ентов').Aslnteger-
  201. SUM:=SUM + Form2. Table2.FieldByName ('Численность студентов').Aslnteger-1.c (i) — end-1. Form2. Table2. Next- end-
  202. SetLength (Ds, i) — SetLength (Kd, i) — i:=0-
  203. Form2.Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=OtGod then begin
  204. Ds 1.:=Round ((Form2.Table2.FieldByName ('Численнос ть студентов').Aslnteger/SUM)*100) — Inc (i) — end-
  205. Form2.Table2.Next- end- Dsmax:=0-for i:=0 to Length (Ds)-l do beginif Ds1.>Dsmax then Dsmax:=Dsi.- end-for i:=0 to Length (Ds)-l do begin1. Kd1.:—Dsi. /Dsmax- end-•for i:=0 to Length (Kd)-l do beginif Kd1.>KdMax then KdMax:=Kdi.- end-
  206. DD (Length (Db).). :=C2 [Pos (' 1', kl) ] /SUM- for i:=l to Length (Db) do begin1. SUM:=0-if iOPos (' 1', kl) then beginfor j:=l to i doif joposCl', kl) then SUM:=SUM+C2 j-1. — for j:=i+l to Length (Db) doif jOPos (11', kl) then SUM:=SUM+C1 j-1. -
  207. DDi-1. :=C2 [Pos (' 1', kl) -1] / (C2 [Pos (' 1', kl) -1] +SUMend else beginfor j:=l to Length (Db) doif jOPos (' 1kl) then SUM:=SUM+C1 j-1. -
  208. DDi-l. :=C2 [Pos (' 1', kl)-1]/(C2[Pos ('1', kl) -1] +SUM-end-end-f :=0-
  209. SetLength (Buf, Length (DD))-1. Buff.:=DD[Pos ('1', kl)-1]-for i:=0 to Length (DD)-l do if ioPos ('1', kl)-1 then begin Inc (f)-1. Buff.:=DD1.- end-
  210. SetLength (Delta, Length (DD)-1) —
  211. SetLength (SA, Length (DD)-1)-for i:=1 to Length (DD)-l do Delta i-1.:=Buf1.-Buf[i-1]-for i:=0 to Length (Delta)-1 doif Delta1.<0 then SAi.:=Delta[i]*(-1) else SA [i]: =0-1. SAmax:=0-for i:=0 to Length(SA)-l do beginif SA1.>SAmax then SAmax:=SAi. — end-
  212. Tr1.:=Round (C2i./Cl[i]*100) —
  213. Form2.DBChartl.Series0.Title:=BasGod- Form2.DBChartl.Series1.Title:=OtGod- //DBChartl.Canvas.ReferenceCanvas
  214. Form8.QRImagel.Canvas.CopyRect (Bounds (0,0,377,258), Form 8.DBChartl.DelphiCanvas{Canvas.ReferenceCanvas}//, Bounds (0,0,37 7,258))-for i:=0 to Length (Db)-1 do begin
  215. Form2.DBChartl.Series0.AddY (Db1., kl[i+l], clTeeColor) —
  216. Form2.DBChartl.Series1.AddY (Ds1., kli+l., clTeeColor)-end-for i:=0 to Length (Kd)-l do
  217. Form2.DBChart2.Series0.AddY (Kd1., kl[i+1], clTeeColor)
  218. Form8.QRImagel.Canvas.CopyRect (Bounds (0, 0, 377, 258), Form 1.DBChartl.DelphiCanvas{Canvas.ReferenceCanvas}//, Bounds (0,0,37 7,258)) —
  219. DBChartl.Series1.XValuel.:=1- //QRCompositeReportl.Reports.Add (Form5.QuickRepl) — //Form5.QuickRepl.PreviewModal-
  220. QRCompositeReportl.Reports.Add (Form5.QuickRepl) — //ShowMessage ('Working!1!1!'+1.tToStr (SUM)+'—'+FloatToStr (Db0.)+'--¦+ //FloatToStr (Ds[0]) +'—'+OtGod)-endelse begin
  221. ShowMessage ('Отсутствуют данные о численности студентов з, а исследуемый период в некоторых записях!') — end-
  222. Form2.Table2.MasterFieIds:=Buffer- Form2. Table2.Filtered:=False- Application. ProcessMessages-
  223. Form8.QRImagel.Canvas.CopyRect (Bounds (0,0,377,258), Form2. DBC hart1.Canvas.ReferenceCanvas, Bounds (0,0,377,258)) —
  224. Form8.QRImage2.Canvas.CopyRect (Bounds (0,0,377,258), Form2. DB Chart2.Canvas.ReferenceCanvas, Bounds (0,0,377,258)) — //SetLength (Db, 0) — //SetLength (Ds, 0) -' {Form2.Tablel.First-for i:=l to Form2.Tablel.RecordCount do begin
  225. MasVuz1−1.:=Form2. Tablel. Fields[0]. Aslnteger- Form2. Table1. Next- end-
  226. ShowMessage (.' Working! 1! 1! 1 +IntToStr (SUM) + ' — ' +FloatToStr (Db 0 .) + '—'+FloatToStr (Ds[0]) + ' — '+0tGod) — Form2. Table2.Filtered:=False- SetLength (Db, 0) — SetLength (Ds, 0) — } //if Length (Db) OLength (Ds) then
  227. Form2.DataSourcel.AutoEdit:=False-
  228. Form2 .DataSource2.AutoEdit:=False-
  229. Form2.DataSource3.AutoEdit:=False-
  230. Form2.DataSource4.AutoEdit:=False-
  231. Form2.DataSource5.AutoEdit:=False-
  232. Form2.DBGridl.Options:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-
  233. Form2.DBGrid2.0ptions:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-
  234. Form2.DBGrid3.Options:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-
  235. Form2.DBGrid4.Options:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-
  236. Form2.DBGrid5.Options:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-end-2: begin
  237. Form3.DataSourcel.AutoEdit:=False-
  238. Form3.DataSource2.AutoEdit:=False-
  239. Form3.DataSource3 .AutoEdit:=False-
  240. Form3.DBGridl.Options:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-
  241. Form3.DBGrid2.0ptions:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-
  242. Form3.DBGrid3.Options:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-end-3: begin
  243. Forrn4. DataSourcel. AutoEdit :=False-
  244. Forrn4. DataSource2. AutoEdit :=False-
  245. Form4.DBGridl.Options:=dgTitles, dglndicator, dgColu mnResize, dgColLines, dgRowLines, dgTabs, dgConfirmDelete, dgCa ncelOnExit.-
  246. Form2.DataSourcel.AutoEdit:=True-
  247. Form2.DataSource2.AutoEdit:=True-
  248. Form2.DataSource3.AutoEdit:=True-
  249. Form2.DataSource4.AutoEdit:=True-
  250. Form2.DataSource5.AutoEdit:=True-
  251. Form2.DBGridl.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit. -
  252. Form2.DBGrid2.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit. -
  253. Form2.DBGrid3.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit.-
  254. Form2.DBGrid4.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit. -
  255. Form2.DBGrid5.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit. — end-2: begin
  256. Form3.DataSourcel.AutoEdit:=True-
  257. Form3.DataSource2.AutoEdit:=True-
  258. Form3.DataSource3.AutoEdit:=True-
  259. Form3.DBGridl.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit.-
  260. Form3.DBGrid2.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit. -
  261. Form3.DBGrid3.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit.- end-3: begin
  262. Form4.DataSourcel.AutoEdit:=True-
  263. Form4.DataSource2.AutoEdit:=True-
  264. Form4.DBGridl.Options:=dgEditing tor, dgColumnResize, dgColLines, dgRowLines elete, dgCancelOnExit. -
  265. Save.Enabled := True- end-procedure TForml. PrintClick (Sender: TObject) — begin
  266. QRCompositeReportl.Print- end-procedure TForml. QRCompositeReportlAddReports (Sender: TObject) — begincase Func of 21: begin
  267. QRCompositeReportl.Reports.Add (Form24.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Forml8.QuickRepl) — end- 1: begin
  268. QRCompositeReportl.Reports.Add (Form5.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form7.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form8.QuickRepl) — end-2: begin
  269. QRCompositeReportl.Reports.Add (Form5.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form7.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form8.QuickRepl) — end-3: begin
  270. QRCompositeReportl.Reports.Add (Forml9.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form20.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form21.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form22.QuickRepl) — end-5: begin
  271. QRCompositeReportl.Reports.Add (Form23.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Forml7.QuickRepl)-' end-6: QRCompositeReportl.Reports.Add (Form25.QuickRepl)-7: begin
  272. QRCompositeReportl.Reports.Add (Form5.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form7.QuickRepl) — QRCompositeReportl.Reports.Add (Form8.QuickRepl) — end-8: begin
  273. QRCompositeReportl.Reports.Add (Forml3.QuickRepl) — end- 13: begin
  274. QRCompositeReportl.Reports.Add (Forml4.QuickRepl) — end-end- end-procedure TForml. PrinterSetupClick (Sender: TObject)-begin
  275. QRCompositeReportl.PrinterSetup- end-procedure TForml. Function7(ShowHist: Boolean- Sender: TObject)-begin
  276. Buffer:=Form2.Table2.MasterFields- Form2. Table2.MasterFields:=1'- Application. ProcessMessages- Form2. Table2.Filtered:=True — kl: = «-
  277. Form2.Table2. First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=BasGod thenbeginkl:=kl+' '+Form2.Table2.Fields1.AsString- end-
  278. Form2.Table2.Next- end- k2: = ' ' -i:=0-
  279. Form2.Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=OtGod thenbegink2:=k2+' '+Form2.Table2.Fields1.AsString-1.c (i) — end-1. Form2. Table2. Next- end-if (kl=k2) and (i>2) then begin
  280. Forml5.DBChartl.Series0.Clear- Forml5.DBChartl.Series1.Clear- SetLength (CI, i) — SetLength (C2, i) — SetLength (Db, i) — SetLength (Ds, i) — SetLength (Ao, i) — SetLength (Tr, i) — SetLength (RecStr, i) — i:=0-
  281. Form2.Table2.First — while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=BasGod then begin
  282. CI 1.:=Form2.Table2.Fields2.Aslnteger- RecStr[i]: =Form2.Table2.Fields1.AsString-1.c (i) — end-
  283. Form2.Table2.Next — end- SUM:=0-for i:=0 to Length (Cl)-l do1. SUM:=SUM+C11.- i: =0-
  284. Form2.Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=BasGod then begin
  285. Db1.:=Round ((Form2.Table2.Fields2.AsInteger/SU1. M)*100)-1.c (i) — end-1. Form2. Table2. Next-end- i: =0-
  286. Form2.Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=0tGod thenbegin
  287. C2 1.:=Form2.Table2.Fields2.Aslnteger- Inc (i) — end-
  288. Form2.Table2.Next- end- SUM:=0-for i:=0 to Length (C2)-l do1. SUM:=SUM+C21.- i:=0-
  289. Form2.Table2.First- while not Form2. Table2. Eof do beginif Form2. Table2.Fields0.AsString=0tGod then begin
  290. Ds1.:=Round ((Form2.Table2.FieldByName ('Численное ть студентов').Aslnteger/SUM)*100) — Inc (i)-end-1. Form2. Table2. Next- end-for i:=0 to Length (Cl)-l do begin
  291. Ao1.:=C2i.-Cl[i]? Tr[i]: =Round (C2[i]/Cl[i]*100) — end-if ShowHist then begin
  292. Forml5.DBChartl.Series0.Title:=BasGod- Forml5.DBChartl.Series1.Title:=0tGod- for i:=0 to Length (Db)-l do
  293. Forml5.DBChartl.Series0.AddY (Db1., RecStr[i], cl1. TeeColor) —
  294. Forml5.DBChart1.Series1.AddY (Ds1., RecStri., cl1. TeeColor)-end-
  295. Forml5.Position:=poMainFormCenter- Forml5.DBChartl.Visible:=True- Forml5. ShowModal- Forml5.DBChartl.Visible:=False- end-end else begin Beep-
  296. MessageDlg ('Отсутствуют данные о численности студентов' + #13#10 + 'за исследуемый период в некоторых записях,' + #13#10 + 'или количество записей не более 2!', mtWarning, mbOK., 0) end-
  297. Form2.Table2.MasterFields:=Buffer- Form2. Table2.Filtered: =False- end-procedure TForml. DataProcessingOnFirstLevel (Sender: TObject) — begincase (Sender as TMenuItem).Menulndex of0: Func:=11 -1: Func:=12−2: Func:=13- end-
  298. Form6.Position:=poMainFormCenter- Form6. Visible:=True- Forml. Enabled:=False- end-procedure TForml. FirstLevelFunctionl (ShowHist: Boolean- Sender:1. TObject) — varbuf: Real- bufstr: String- Sorted: Boolean- begin
  299. Kd1.:=Dsi./Dsmax- SetLength (KdR, Length (Kd)) — for i:=0 to Length (KdR)-1 do
  300. KdR1.:=Kdi.- SetLength (RecStrRanked, Length (RecStr)) — for i:=0 to Length (RecStrRanked)-1 do
  301. RecStrRanked1.:=RecStr i. — Repeat1. Sorted:=False-for i:=0 to Length (KdR)-2 do if KdR1. < KdRi+1. then beginbuf := KdR1.-bufstr := RecStrRankedfi. -1. KdR1. := KdRi+l.-
  302. RecStrRanked1. := RecStrRankedi+1./ KdR[i+1] := buf- RecStrRanked[i+1]bufstr- Sorted := True- end-
  303. Until not Sorted- if ShowHist then beginfor i:=0 to Length (KdR)-1 do
  304. Forml5.DBChart2.Series0.AddY (KdR1., RecStrRanked[i], c lTeeColor) —
  305. Forml5.Position:=poMainFormCenter- Forml5. DBChart2.Visible:=True- Forml5. ShowModal- Forml5. DBChart2.Visible:=False- end-
  306. SetLength (Buf, Length (DD)) — Buff.:=DD[IndexIsslVuz]- for i:=0 to Length (DD)-l do if ioindexIsslVuz then begin Inc (f)-1. Buff.:=DD1.- end-
  307. SetLength (Delta, Length (DD)-1) — SetLength (SA, Length (DD)-1) — for i:=1 to Length (DD)-l do
  308. Forml4.QRLabell.Caption:=Forml4.QRLabell.Caption+PMC- Forml4. QRLabel2.Caption:=Forml4.QRLabel2.Caption+MC- end-procedure TForml. Function2l (Period: Byte- ShowHist: Boolean-1. Sender: TObject) — begin
  309. SetLength (VarGod, Period) —
  310. VarGod0.:=BasGod- for i:=l to Period-1 do
  311. Kolvo=Period then Inc (j) — Form3. Table2. Next- end-
  312. Form3.Tablel.Next- end- if j>0 then begin
  313. SetLength (StrPoc, j) — SetLength (StrGrp, j) — j: =0-
  314. StrPoc j. :=Form3. ТаЫеЗ. Fields [2 ] .AsString- StrGrp [ j ] :=Form3.ТаЫеЗ. Fields 1. .AsString- Inc (j) — end-1. Form3. Table2. Next- end-1. Form3.Tablel.Next- end-
  315. SetLength (a, Length (StrPoc)) — SetLength (PocBase, Length (StrPoc)) — j:=l-for i:=l to Length (StrGrp)-1 do ' if StrGrp1. OStrGrpi-1. then inc (j) — SetLength (b, j)-for i:=0 to Length (StrPoc)-1 do begin
  316. Form3.Tablel.Locate ('№ группы', VarArrayOf (StrGrp1.if i=0 then b1.:=Form3.Tablel.Fields2.AsFloatelse if StrGrp 1. OStrGrp i-1. then b [i]: =Form3. Tab lei. Fields[2]. AsFloat-
  317. Form3.Table2.Locate ('№ показателя-№ группы1, VarArrayO f (StrPoc1., StrGrp[i. ]), [])-a1.:=Form3.Table2.Fields3.AsFloat- PocBase[i]: =Form3.Table2.Fields[4].AsFloat- for j:=0 to Period-1 do begin
  318. Form3.ТаЫеЗ.Locate ('Учебный год-№ группы-№ показ ателя', VarArrayOf (VarGodj., StrGrp1., StrPoc [i]),[]) —
  319. PocValue i, j. :=Form3. ТаЫеЗ. Fields[3] .AsFloat- end-end-
  320. SetLength (K, Period) — SetLength (Ikp, Period) — for j:=0 to Period-1 do begin f :=0-
  321. Forml5.DBChart3.Series0.Clear- for i:=0 to Length (К)-1 do
  322. Forml5.DBChart3.Series0.AddY (K1., VarGod[i], clTee1. Color) —
  323. Forml5.Position:=poMainFormCenter- Forml5. DBChart3.Visible:=True- Forml5. ShowModal- Forml5. DBChart3.Visible:=False- end-
  324. Buffer:=Form2.Table5.MasterFields- Form2. Table5.MasterFields:='1- Form2. Table5.Filtered:=True- IndexIsslVuz:=0-
  325. Form2.Tablel.RecNo:=IndexIsslVuz+1- j:=0-
  326. Form2.Table5.First- while not Form2. Table5. Eof do beginif (Form2.Table5.Fields1.AsString=BasGod) and (Form2.Table5.Fields0.AsString=Form2.Tablel.Fields[0]. AsStrin g) and
  327. Form2.Table5.Fields3.AsString='Да') then begin1. Form2. Table5. Next-if (Form2.Table5.Fields1.AsString=OtGod) and (Form2.Table5.Fields0.AsString=Form2.Tablel.Fields[0]. AsStrin g) and
  328. Form2.Table5.Fields3.AsString='Да') then Inc (j)-endelse Form2. Table5. Next- end- if j<>0 then begin
  329. SetLength (SpList, j) — j:=0-
  330. Form2.Table5.First — while not Form2. Table5. Eof do beginif (Form2.Table5.Fields1.AsString=BasGod) and (Form2.Table5.Fields0.AsString=Form2.Tablel.Fields[0]. AsStrin g) and
  331. Form2.Table5.Fields3.AsString='Да') then begin1. Form2. Table5. Next -if (Form2.Table5.Fields1.AsString=0tGod) and (Form2.Table5.Fields0.AsString=Form2.Tablel.Fields[0]. AsStrin g) and
  332. Form2.Table5.Fields3.AsString='fla') then begin
  333. SpListj.:=Form2.Table5.Fields[2]. AsString- Inc (j) — end-endelse Form2. Table5. Next- end-
  334. SetLength (SV, 2, Length (SpList),) — for i:=0 to Length (SpList)-1 do begin
  335. Form2.Table5.Locate ('Идентификационный № вуза-Учебный год-Шифр специальности', VarArrayOf (Form2.Tablel.Fields[0.AsS tring, BasGod, SpList1. ]), []) —
  336. SV0,i.:=Form2.Table5.Fields[4]. Aslnteger- end-for i:=0 to Length (SpList)-1 do begin
  337. Form2.Table5.Locate ('Идентификационный № вуза-Учебный год-Шифр специальности', VarArrayOf (Form2.Tablel.Fields[0.AsS tring, OtGod, SpList1.]),[]) —
  338. SV1,i.:=Form2.Table5.Fields[4]. Aslnteger- end- SUM:=0-for i:=0 to Length (SpList)-1 do
  339. SUM:=SUM+Round (SV0,i.) — for i:=0 to Length (SpList)-1 do
  340. SV0,i.:=SV[0,i]/SUM- SUM:=0-for i:=0 to Length (SpList)-1 do SUM:=SUM+Round (SV1,i.)-for i:=0 to Length (SpList)-1 do
  341. SV1,i.:=SV[1,i]/SUM- SetLength (DSV, Length (SpList)) — for i:=0 to Length (SpList)-1 do
  342. DSV 1. :=SV 1, i. -SV[0, i] - f :=0-
  343. SetLength (VuzList, f) — f :=0-
  344. VuzListf.:=Form2.Table5.Fields[0]. AsString- Inc (f) — end-1. Form2.Tablel.Next- end-for i:=0 to Length (VuzList)-1 do for j:=0 to Length (SpList)-1 do begin
  345. Form2.Table5.Locate (1 Идентификационный № вуза-У чебный год-Шифр специальности', VarArrayOf (VuzList1., OtGod, SpL ist[j.]),[])-if Form2. Table5.Fields3.AsString='Да 1 then Nali, j.:=1-else1. Nali, j.:=0-end-
  346. SetLength (SR, Length (SpList)) — SetLength (SK, Length (VuzList)) — for i:=0 to Length (SpList)-1 do begin SUM:=0-for j:=0 to Length (VuzList)-1 do
  347. SUM:=SUM+Nalj, i.- SR1.:=SUM- end-for i:=0 to Length (VuzList)-1 do begin SUM:=0-for j:=0 to Length (SpList)-1 do
  348. Buffer:=Form4.Table2.MasterFields- Form4. Table2.MasterFields:=''- Form4. Table2.Filtered:=True- i :=0-
  349. Form4.Table2.First- while not Form4. Table2. Eof do begin Inc (i) —
  350. Form4.Table2.Next- end- if i<>0 then begin
  351. SetLength (FactorList, i) — SetLength (FactorValue, i) — i: =0-
  352. Form4.Table2.First- while not Form4. Table2. Eof do begin
  353. FactorList1.:=Form4.Table2.Fields0.AsString- FactorValue[i]: =Form4.Table2.Fields1.AsFloat- Inc (i)-1. Form4. Table2. Next- end-if ShowHist then begin
  354. Forml5.DBChart4.Series0.Clear-for i:=0 to Length (FactorList)-1 do
  355. Forml5.DBChart4.Series0.AddY (FactorValue1., Facto rList[i], clTeeColor) —
  356. Forml5.Position:=poMainFormCenter- Forml5. DBChart4.Visible:=True- Forml5. ShowModal- Forml5. DBChart4.Visible:=False- end-endelse ShowMessage (1 Данные отсутствуют! ') — Form4. Table2.Filtered:=False- Form4. Table2.MasterFields:=Buffer- end -end.
Заполнить форму текущей работой