Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Майкоп, 2000; Ставрополь, 2001) — на Всероссийской научно-практической конференции «Личность XXI вена: теория и практика» (Армавир, 2000) — на заседаниях… Читать ещё >
Содержание
- V. Стр
- Глава I. Развитие личностных. пространств в старшем школьном возрасте
- 1. 1. Специфика личностного развития в старшем школьном возрасте
- 1. 2. Личностмо-развивающий потенциал позитивных отношений
- 1. 3. Пространство межличностных отношений старшего школьника как значимая составляющая субъектного опыта
- Глава II. Экспериментальная работа по формированию позитивных отношений со сверстниками в
- 1. старшем школьном возрасте
- 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования
- 2. 2. Результаты экспериментального исследования
- 2. 3. Программа формирования позитивных отношений со сверстниками у старших школьни
- 1. старшем школьном возрасте
Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
И.Б.Котова, Н. А. Логинова, B.A.I 1етровский, В. И Слободчиков и др.). Перечисленные проблемы приобретают особую актуальность в раннем юноше.
V ском возрасте.
Необходимо отметить, что, несмотря на достаточную изученность проблем межличностного общения (А.А.Бодалев, В. Н. Мясищев, К.А.Абульханова-Славская, Б. Д. Парыгнн, Л А. Петровская и др.), положительный (позитивный) полюс отношений, в отличие от отрицательного (негативного) исследован значительно меньше. Защитные механизмы, жестокость, агрессия, деструктивность изучены более тщательно, чем творчество, конструктивное взаимодействие, со-депствпе и альтруизм. Более того, достаточно длительное время в психологической науке существовала тенденция рассматривать позитивные аспекты как своеобразную форму выражения негативных. Например, рассмотрение творчества как сублимации.
Таким образом, значимость работы заключается в том, что исследуется относительно слабо изученный позитивный полюс отношений. Между тем, позитивные отношения в большей степени, чем негативные, связаны с реаль.
V ным взаимодействием с другим человеком, и в них более ярко проявляются не только общепсихологпческие, но и социально-психологические закономерности.
Неформальность, личностная значимость, эмоциональная насыщенность, связь с интимной стороной жизни, высокая вовлеченность создают основу для глубокого влияния межличностных отношений на личность. Именно поэтому уже давно личные отношения учитываются и используются психиатрами и психотерапевтами при коррекции личности с помощью индивидуальной и групповой терапии.
Кроме прикладного значения указанных проблем, необходимо отметить их теоретическую значимое п. для развития и углубления социально-психологической теории, проблем педагогического взаимодействия и т. п. Назрела необходимость теоретическою анализа критериев личностного развития, представленных в исследованиях отечественных п зарубежных психологов. Требуется их дифференциация и сравни’тельный анализ по содержатель-^ ному наполнению.
Определение психологических коррелят успешности в социальном взаимодействии старшеклассников со сверстниками позволит выявить особенности личностного развития успешных и неуспешных юношей и девушек. Определение успешности с позиции субъектности отвечает современным тенденциям психологической науки. Выявление взаимосвязи позитивных отношений и успешности старшеклассников в группе сверстников, имеет значение для создания программ психологической поддержки юношей и девушек и содействия их развитию.
До настоящего времени психологическая практика в системе образования не имеет достаточно разработанных теоретико-методических материалов для осуществления основных направлений работы с различными группами. В связи с этим попытка создания такой программы работы со старшеклассниками является актуальной, v В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: каков характер взаимосвязи позитивных отношений и уровня личностного развития успешных и неуспешных в личных отношениях со сверстниками старшеклассников. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является личностное развитие старших школьников, а его предметом — влияние позитивных отношений со сверстниками на личностное развитие старших школьников.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования был выдвинуты ряд предложений, выступивших в качестве гипотез исследования: — личный опыт позитивных отношений выступает в качестве значимого фактора личностного развития в старшем школьном возрасте;
— позитивные отношения со сверстниками складываются у старшеклассников, обнаруживающих тенденцию к личностному росту;
— в качестве субъектов личных отношений старшеклассники наиболее часто выбирают сверстников, уверенных в себе, гибких в общении, центрированных на собственных желаниях;
— старшие школьники могут быть дифференцированы по способности строить отношения со сверстниками по критериям успешности и позитивности;
— старшеклассник не может самостоятельно справиться с задачей построения позитивных отношений и нуждается в помощи референтных взрослых и психологов.
Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования:
— проанализировать теоретические и эмпирические работы, отражающие систему личных и межличностных отношений в старшем школьном возрасте, а также работы, в которых исследуются критерии личностного роста и особенности личностного развития в период ранней юности;
— раскрыть психологическое содержание и структуру позитивных отношений, показателей личностного развития старшеклассника;
— дать характеристику пространства отношений старшеклассников;
— определить содержательное наполнение понятия «позитивных отношения» ;
— изучить взаимосвязь позитивных отношений и уровня личностного развития в данной возрастной группе;
— операционализировать понятие «успешности» старшего школьника в общении со сверстниками";
— разработать программу психологического содействия старшеклассникам в формировании позитивных отношений со сверстниками.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились: концепции активного субъекта жизнедеятельности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, В. А. Петровский,.
В.П.Зинченко и др.), современные теории личности (А.В.Петровский,.
A.Н.Леонтьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Салливен,.
B.Франкл, и др.), теория развития субъекта в онтогенезе (В.И.Слободчиков), теории развития личности в юношеском возрасте (Л.И.Божович,.
B.В.Давыдов, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, М. М. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Ш. Бюллер, М. Кле и др.), принципы построения психологических практик (И.В.Дубровина, И. Б. Котова,.
C.В.Недбаева, Л. А. Петровская, В. Ромек, К. Рудестам, В. Сатир и др.), положения о психологических отношениях как системе сознательных связей субъекта с окружающей действительностью (А.А.Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В. Н. Мясшцев и т. д.).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1999 по 2001 гг.:
— подготовительный этап (1999) — определение концептуального замысла исследования, включая цели, задачи и гипотезыизучение научной литературы по проблеме и пилотажное исследование;
— констатирующий этап (2000 г.) был связан с выбором методов и подбором методик научного исследованияс изучением состояния проблемы в общеобразовательных школах;
— аналитический этап (2001 г.) включал в себя обработку экспериментальных данных по оценке их эффективностиразработку программы и рекомендаций для школьных психологов и преподавателей по организации психологической поддержки старшеклассников;
— заключительный этап (2001) — оформление рукописи диссертации, внедрение результатов исследования.
База исследования и контингент испытуемых: учащиеся старших классов Национальной гимназии № 4 (г. Элиста) и молодежь старшего школьного возраста, участвующая в программах муниципального учреждения «Медицинский центр медико"-психологической помощи подросткам и молодежи» г. Элисты. В исследовании приняли участие 120 старшеклассников.
Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблемеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материаланевключенное наблюдение, индивидуальные беседы, тест самоактуализирующейся личности, методика выявления социометрического статуса личности в группе, проективная методика «Незаконченные предложения», методы математической статистики.
Источниками для проведения исследования стали труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам личностного развития в старшем школьном возрасте, особенностям различных подходов к выделению критериев личностного развития, характеристикам пространства отношенийнаучные и учебно-методические публикации по вопросам психологического содействия личностному развитию старшеклассникаучебники и учебные пособия по педагогической психологии, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации проанализированы различные подходы отечественных и зарубежных психологов, позволившие сопоставить выделяемые ими критерии развития личности. Для зарубежных концепций характерно смещение акцентов при выделении критериев развития личности в сторону интраиндивидных особенностей, а для отечественных — интериндивидных и метаиидивидных. Выявлена роль позитивных отношений старших школьников со сверстниками как значимого фактора развития личностиэкспериментально выявлены личностные особенности старшеклассников, успешных по субъективным и объективным критериям.
Теоретическая значимость. работы состоит в том, что в ней изучены существующие в психологии подходы к критериям личностного развития, проведен сопоставительных анализ существующих в отечественной и зарубежной психологии подходовдана содержательная характеристика позитивному полюсу отношенийвыделены критерии успешности в конструировании личных отношенийотобрана система эффективных методов экспериментального изучения личных отношений и личностного развития старшеклассников, а также методов оказания им психологической поддержки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в работе практических психологов общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, могут представлять интерес для педагогов и родителей. Разработанная программа может быть использована как методическое пособие в работе практического психолога в работе со старшеклассниками и студентами.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур, достаточным объемом экспериментальной выборки, применением методов математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Майкоп, 2000; Ставрополь, 2001) — на Всероссийской научно-практической конференции «Личность XXI вена: теория и практика» (Армавир, 2000) — на заседаниях кафедры психологии КГУна меч одических семинарах психологов образовательных учреждений г. Элистаиспользовались в работе муниципального учреждения «Медицинский центр медико-психологической помощи подросткам и молодежи (г. Элиста).
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
1. Позитивная система отношений, складывающаяся у старшего школьника со сверстниками, выступает в качестве одного из значимых факторов, определяющих его личностное развитие.
2. Объективная успешность старшеклассника в системе личных отношений соотносится с низким уровнем развития по таким критериям, как творчество, позиция субъекта жизни, ориентация на позитивные отношения, доверие к бытию и потребность в личностном развитии.
3. Успех старшего школьника в личных отношениях определяется такими параметрами, как уверенность в себе, использование манипулятивных стратегий, ориентация на самопредъявление.
4. Позиция субъекта жизни и ориентация на построение позитивных отношений соотносятся с показателями субъективной удовлетворенности старшеклассников успешностью в личных отношениях со сверстниками.
5. Формирование позитивных отношений старших школьников со сверстниками требует систематической целенаправленной работы, способствующей сближению субъективных и объективных показателей успешности в отношениях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы. Объем основного текста диссертации составляет 186 страниц, содержит 5 таблиц, 3 диаграммы и приложения.
Результаты исследования доказали необходимость разработки специальной программы по формированию позитивных отношений в группе сверстников, которая будет способствовать сближению субъективных и объективных показателей успешности в системе личных отношений.
Программа по формированию у старших школьников позитивных отношений со сверстниками реализуется как одно из направлений работы практического психолога в школе. Данная программа может быть использована как методическое руководство по организации работы со старшеклассниками.
В связи с тем, что практически все проблемные зоны в период ранней юности так или иначе связаны со сферой личных отношений или с необходимостью осмысления собственного Я, проектированием жизненного пути и задачами самоопределения, реализация данной программы имеет профилактическиразвивающую направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Теоретический анализ научной литературы подтвердил значимость личностных преобразований в юношеском возрасте для личностного развития человека на протяжении всего жизненного пути. Изучение личностного развития в контексте жизненного пути человека с учетом его основной характеристики — наличия позиции субъекта своей жизни — имеет давние традиции в отечественной психологической науке (М.М. Рубинштейн, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, К.А.Абульханова-Славская,.
В.А.Петровский, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков и др.).
Отечественные исследователи в качестве основного критерия развития личности выделяют развитие субъектности, которое включает в себя стремление к развитию, к «движению вверх», осмысленность существования, веру в себя и доверие к бытию, творческий характер жизнедеятельности и возможность выхода за рамки, обусловленные ситуацией, свободу, целостность и др. Развитие личности также определяется как результат и предпосылка поступков и деяний человека.
В зарубежной психологии при изучении критериев личностного роста внимание акцентируется на целостности, свободе, открытости, самости, осмысленности, осознанности, самопонимании, самопринятии, любви, доверии, а также на социальной интегрированности и конструктивном овладении средой (А.Адлер, А. Маслоу, Р. Мей, Ф. Перлз, В. Райх, К. Роджерс, В. Франка, К. Юнг).
При наличии общности критериев личностного развития, выделяемых отечественными и зарубежными исследователями, существуют качественные отличия их содержательного наполнения (смещение акцентов в сторону ин-траили интерперсональных критериев, различное понимание свободы, целостности). В отечественной психологии магистральными направлениями при рассмотрении проблем личностного развития являются развитие субъ-ектности, духовный рост и личные «вклады» в другого в актах со-бытия.
Изучены характеристики отношений, содействующих личностному росту, которые определены нами как позитивные. К таким отношениям относятся помогающие, доверительные и эмпатические отношения, характеризующиеся наличием симпатии, стремлением к пониманию и принятию. Позитивные отношения предполагают выход субъектов взаимодействия за рамки социальных ролей, ценность не полезности и правильности, а искренности, правдивости и открытости. Позитивные отношения характеризуются как со-бытие со-творчески сопричастных субъектов.
Старший школьный возраст, характеризующий существенными преобразованиями в пространстве отношений, является сензитивным для рефлексии личных отношений и конструирования позитивных отношений. В старшем школьном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, в сочувствии, в установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития.
На основе сопоставительного анализа отечественных и зарубежных подходов и с учетом специфики менталитета российского старшеклассника определены критерии личностного развития человека: целостность, доверие к бытию, потребность в личностном росте и в самопознании, творчество, позиция субъекта жизни, ориентация на построение позитивных отношений. Наличие указанных критериев у старшеклассников и их связь с показателями успешности и способностью конструировать позитивные отношения стали предметом экспериментального исследования.
При разработке программы исследования учитывалось теоретически и практически доказанное в психологической науке положение, согласно которому выделенные нами характеристики позитивных отношений однозначно коррелируют с тенденцией к личностному росту субъекта.
Установлено, что объективная успешность старшеклассника в системе личных отношений соотносится с низким уровнем развития по основным критериям личностного роста и основывается на использовании в личных отношениях манипулятивных стратегий поведения.
Способность субъекта строить позитивные отношения не всегда обеспечивает ему высокий социальный статус, влияние и успешность в социальных взаимодействиях, основанных на функционально-ролевых отношениях. Эмпирически доказана взаимосвязь между субъективной успешностью в личных отношениях и ориентацией на построение позитивных отношений.
Старшеклассники слабо рефлексируют субъективные препятствия личностного роста и понимают личностное развитие не процессуально, а результативно и считают позитивными помогающие, понимающие, доверительные отношения, но не соотносят такие отношения с успешностью и с личностным ростом.
Выявлена высокая мотивация изменения системы существующих отношений и отсутствие представлений о конструктивных способах таких изменений, что и доказывает необходимость оказания психологической помощи старшеклассникам в решении данной проблемы.
В связи с этим была разработана программа по формированию у старших школьников позитивных отношений со сверстниками, которая реализуется как одно из направлений работы практического психолога.
Поскольку практически все проблемные зоны в период ранней юности так или иначе связаны со сферой личных отношений или с необходимостью осмысления собственного Я, проектированием жизненного пути и задачами самоопределения, реализация данной программы имеет профилактически-развивающую напраbjieniюсть.
Теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи позитивных и успешных отношений с критериями личностного развития подтвердило гипотезы и позволило сформулирован, основные положения, выносимые на защиту.
В ходе работы выполнены поставленные нами задачи исследования: проанализированы теоретические и эмпирические работы, отражающие систему личных и межличпостных отношений в старшем школьном возрасте, а также работы, в которых исследуются критерии личностного роста л особенности личностного развития в период ранней юностираскрыто психологическое содержание и структура позитивных отношений, показателей личностного развития старшеклассникадана характеристику пространства отношений старшеклассниковопределено содержательное наполнение понятия «позитивных отношения» — изучена взаимосвязь позитивных отношений и уровня личностного развития в данной возрастной группеоперационапизи-ровано понятие «успешности» старшего школьника в общении со сверстниками" — разработана программа психологического содействия старшеклассникам в формировании позитивных отношений со сверстниками.
Перспективная разработка данной проблемы может проводиться по ряду направлений:
— теоретическое исследование различий в выделении критериев личностного развития, обусловленных особенностями менталитета и социокультурн ы м и факторам и;
— выявить обыденные представления о позитивных отношениях и способах их конструирования различных возрастных групп;
— разработать психологию успешности и выделить личностные корреляты субъективно и объективно успешных в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, тендерных различий;
— апробация предложенной программы и анализ ее результатов.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.5−12.
- Абрамян Н.Г. Влияние педагогического общения на познавательную сферу личности в юношеском возрасте. Дисс.канд. психол. наук. М., 1996.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 10−14.
- Абульханова-Славская Н. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981.
- Авдуевская Е.П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996. С.214−230.
- Авдуевская Е.П., Волович А. С. Вверх по лестнице, ведущей вниз: особенности социализации в нестабильном обществе // Магистр. 1992. №
- Агапов B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростка. Дисс. канд. психол. наук. М., 1994.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Ю.Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1993.
- И.Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Дисс. канд. психол. наук. М., 1985.
- Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. -С.37−74.
- П.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Собр. соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1980.
- М.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1994.
- Андреева Г. М. К построению теоретической модели схемы исследования социальной перцепции //Вопросы психологии. 1977. № 2. С.3−14.
- П.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.
- Антология мировой философии: В 4-х т. Т.З. М., 1971.
- Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М&bdquo- 1990. С.7−17.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Асмолов А.Г. Содействие ребенку в развитии личности // Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1996. Вып.6., С.39−44.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. 1992. № 1−2.
- Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема в психологии. М&bdquo- 1981. С.121−132
- Баранова В.А. Членство в группе как фактор самочувствия личности // Личность. Общение Групповые процессы М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. -С.75−100.
- Бардиер Г. Л. Социально-психологические аспекты личностного отношения человека к человеку. Автореф.канд. психол. наук. Л., 1982.
- Баштинский А.И. Динамика межличностных отношений во временном учебном коллективе. Автореф.канд. психол. паук. М., 1983.31 .Беккер П., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М-СПб., 1996.
- Берн Э. Трансакциональный анализ и психотерапия. СПб, 1992.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание М, 1986.
- Бигянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста М., 1995
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
- Богданов В.А. Психология жизненного пути. О 16., 1994
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-200 с.
- Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы, психологии. 1994. № 1. С. 122−127.
- Бодалев А.А. О психологии познания людьми друг друга // Социально-психологические и лингвистические характеристики общения. Л., 1970.
- Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева) // Вопросы психологии. 1993. № 2. — С.86−91.
- Бодалев А.А., Ковалев Г. А. О некоторых современных тенденциях в разработке проблемы психологии познания людьми друг друга // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981. -С.9−19.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия М, 1997.
- Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С (>-13.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 9−17.
- Братченко С.Л., Миронова М.Р Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
- Брунер Дж. Психология познания М., 1977.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
- Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка. Хрестоматия / Под ред. Фролова К).И. М., 1997.
- Варга А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. 1986. -№ 4. — С.22−31.
- Васина Е.А. Ценностные ориентации в юношеском возрасте. Автореф. канд. психол. наук. СПб., 1993
- Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. Т. З, Л., 1981.
- Веэрман Р.К. Жизненное самоопределение городской молодежи // Выпускник в школе и семье. Вильнюс, 1986. С. 105−195.
- Волкова, А Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2.-С.36−48.
- Воробьев С.Л. Онтологические образы психологии // Человек. 1995. № 1. -С.21−38.
- Воробьева Л.И. Гуманитарная психология // Вопросы психологии. 1995. № 2.-С. 19−30.
- Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. / Под ред. О. С. Газмана. М., 1996.
- Выготский Л.С. Педология подростка. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1984. Т.4.
- Гаврилова T. J1. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. -С.88−92.
- Гарнец О.Н. Исследование гибкости мыслительных действий у школьников. Возрастные различия // Новые исследования в психологии. М., 1979. -С.31−35.
- Гватуа Г. В. Формирование жизненных планов у старшеклассников. Тбилиси, 1975.
- Генковска В.М. Особенности саморегуляции как факты психологической устойчивости личности в критических условиях Дисс канд. психол. наук. Киев, 1990.
- Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Дисс.канд. психол. наук. М., 1996.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19−26.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 175 с.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим // Вестник МГУ. Серия 14. — 1982. — № 4. — С.21−30.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Шкалы любви и симпатии // Методические программы и методики исследования брака и семьи. М., 1986
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М, 1980. 104 с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1997.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М, 1989
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
- Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М., 1998
- Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. Руководство, но личностному росту через кризис трансформации. М., 1996.
- Гурьева В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1992.
- Двуреченская Л.И., Ромек В. Г. Изменение аффилиативных тенденций в адаптивном тренинге. // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов-на-Дону: 1990. С.62−67.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.
- Дерманова И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
- Джемс У. Психология. М., 1991.
- Дикая Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы их формирования // Психологический журнал. 1996. Т. 17. -№ 3.
- Дмитриев К.Ф., Ериф И. М., Эткинд A.M. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.З. Л.-М., 1985 С.287−292
- Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников. Дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5.
- Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
- Доценко E. J1. Психология манипуляции. М., 1996.
- Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской О. В. Соловьевой. М., 1997.
- Дубовский Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности. Автореф.канд. психол. наук. М&bdquo- 1990.
- Емельянов Ю.Л. Активное социально-психологическое обучение. Л, 1985.- 167 с.
- Емельянов Ю.Л. Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений // Вестник МГУ. Серия 16. 1983. № 17. Вып.З. -С.48−53.
- Жизненный путь личности // Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1987.
- Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
- Захарова И.М. Формирование личности старшеклассников в общении Дисс.канд. психол. наук. М., 1982.
- Зацепин В.И. Личные взаимоотношения в коллективе старшеклассников и студентов как условия формирования личности // Личность и группа. Л., 1971.-С.65−97.
- Зеличенко А.И. Психология духовности М., 1996.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология Ростов-на-Дону, 1997.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.
- Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В В. Петрусинского. М., 1994.
- Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990. С.89−120.
- Кабишева Л. Я, К вопросу о соотношении понятий: общение, отношение, межличностные связи, внутриколлективные отношения, социально психологический климат//Личность и коллектив, 1973. С.10−26.
- Каган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
- Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М. Педагогика, 1986. 176 с.
- Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 65.
- Козлов Н.И., Устинов Д. Ю. Практическая психология на каждый день (Первая ступень «Синтон-программы»). М., 1997.
- Козлов А.А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М., 1986.
- Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб., 1992.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во Белорусского университета, 1976 239 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса. Минск: Народная асвета, 1969. — 240 с.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
- Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1987.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста М, 1979.
- Кондратьева С.В. Возрастно-половые особенности понимания учащимися сверстников // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 196−197.
- Копьев А.Ф. Особенности индивидуальною психологического консультирования как диалогического общения. Дисс.канд. психол. наук. М&bdquo- 1993.
- Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.
- Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М., 1989.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: «Питер», 2000. 992 с.
- Кузьмин Е.С., Бардиер Г. Л., Марьяненко А.Г1. Эмпирические характеристики отношения человека к человеку // Вестник ЛГУ. 1982. № 11. -С.49−54.
- Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб., 1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание. Личность. М, 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Собр. соч.: В 2-х т. Т.1.М., 1983.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11−21.
- Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Калуга, 1994
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
- Личность XXI века: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20−23 апреля 2000 г. /Под ред. Е. Н. Шиянова, И. Б. Котовой, С. В Недбаевой. Армавир: АГПИ-МОСУКФ, 2001.-451 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация Идеи, концепции, взгля-' ды / Сост. Ю. Н. Кулюдкин, Г. С Сухобская. С116., 1996.
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса П Мир в психологии и психология в мире. 1994. № 0. С.47−57.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1984.
- Лосенков В.А. Некоторые особенности общения старшеклассников // Общение как педагогический процесс. М., 1974. С.79−82.
- Лосенков В.А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. Л., 1974.-С.114−124.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997
- Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев, 1990.
- Марцинковская Т.Д., ЯрошевскиЙ М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М&bdquo- 1995.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой пспхпкп. СПб., 1997.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, 1. A.И.Донцова. М&bdquo- 1981.
- Ментальность россиян /11од ред. И. Г. Дубова. М., 1997
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
- Мольц М. Я это Я, или Как стать счастливым: Пер с англ./Предисл.
- B.П.Зинченко, Е. Б. Моргунова. М.: Прогресс, 1991. 192 с.
- Мудрик А.В. Общение фактор воспитания школьников. М., 1984.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М, 1985
- Мэй Р. Любовь и воля. М, 1997.
- Мясищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 13−19.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т.2. М., 1960.1. C.110−125.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995. 356 с.
- Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку Я-образа // Психологический журнал. 1990. № 5. С.74−78.
- Новые ценности образования. Забота поддержка — консультирование. Вып. 6. М&bdquo- 1996.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения: привлекательность человека для человека. Л., 1979.
- Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. СПб.: АППиМ, 1997. -64 с.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. М., 1990.
- Ольшанский В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981. С. 167−197
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2 С.5−19.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
- Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М&bdquo- 1995.
- Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975. -124 с.
- Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы. М., 1988.
- Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. № 4. С.51−60.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
- Пахальян В.Э. Общение со взрослыми в раннем юношеском возрасте // Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980. -С.111−116.
- Перлз Ф. Гештальт-терапия дословно // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 3.
- Петровская Л.А. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1987.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. -С.136−147.
- Петровский А.В., Ярошевский M l Основы теоретической психологии. М&bdquo- 1998.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993.-66 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивнои активности. М., 1992.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993.
- Полозова Г. А. Межличностный конфликт в группе. Автореф.канд. психол. наук. М., 1980.
- Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Р. Я. Райгородский. Самара, 1998.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
- Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1994.
- Пряжников С.Н. Профессиональное и личностное самоопределение. М&bdquo- 1996.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М, 1994
- Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997
- Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
- Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М Г. Ярошевского. М., 1990.
- Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.- 584 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б Д.Карвасарского. СПб., 1998.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1998.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Родионова Е.А. Общение как условие развития личности // Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1981. -С.177−197.
- Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. № 1, — С 98−105.
- Рубинштейн М.М. О смысле жизни. М., 1927
- Рубинштейн М.М. Смысл жизни Л., 1925.
- Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и письмам. М., 1928.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. СПб., 1998.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993
- Руднева М.В. Трансформация личного отношения человека к человеку. Автореф. канд. психол. наук. Л., 1986.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И. В. М., 1997.
- Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995.
- Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. Автореф.канд. психол. наук. М., 1996.
- Самоукина П.В. Игровые методы в обучении и воспитании. М., 1992.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности Свердловск, 1986.
- Семилет Н.В. Динамика социально-перцептивных характеристик субъекта общения (в группах активного социального обучения). Авто-реф.канд. психол. наук. М., 1988.
- Скворцов Л .В. Культура самосознания человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
- Скрипкина Т.П. Доверие Kais социально-психологическое явление. Ав-тореф. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998. 46 с
- Скрипкина Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 1990. С.33−53.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 1997. 250 с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа.// Человек. 1994. № 5. С. 21−25.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
- Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М.-Л, 1929.
- Смирнов Л.М. Системы базовых ценностей и методы их эмпирического исследования. // Ментальпость россиян / Под ред.219Л.ГСДуф№ШсМ1,0991&ория привязанности: концепция и эксперимент// Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 139−150.
- Снегирева Т.В. Особенности личностного самоопределения старшеклассников // Вопросы психологии. 1998. № 7.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. -112 с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999 397 с
- Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов / Под ред. А. Д. Глоточкина. Тверь, 1992.
- Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности. Киев, 1992.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Стрелкова Н.Э. Психология дружбы школьников-подростков. Авто-реф.канд. психол. наук. М., 1967.
- Толстых А. Возрасты жизни. М., 1988.
- Страхов И.В. Психология дружбы школьников-подростков. Саратов, 1943.
- Устинова Н.Г. Доверительное общение основа психотерапии. Дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
- Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Выпуск 1. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1991. 116 с.
- Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Выпуск 2. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 136 с.
- Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Проблемы психологии социальной регуляции поведения. М., 1976. -С.296−318.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. 360 с.
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.М., 1987.
- Франки В. Доктор и душа. СПб., 1997.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.
- Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М&bdquo- 1999.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. М., 1993. 141с.
- Хьелл Jl., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва Рига, 1995.
- Цыген Ф. Душевная и половая жизнь юношества. М., 1926.
- Цырева Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. канд. психол. наук.. М., 1992.
- Частная жизнь. Человек в кругу семьи / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М&bdquo- 1996.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Чудин А. А. Стрелков Д.Г. Актуальные проблемы социализации молодежи. Н.-Новгород, 1994.
- Чудновский В.Э., Звавич Л. И. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни. М., 1993.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор. Минск., 1992.
- Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (Опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. С. 24.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
- Шумилин Е.А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. М., 1983.
- Энциклопедия сексуальной жизни для подростков. М., 1994.
- Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
- Эткинд A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 106−112.
- Юлдашбаева Д.Т. Динамика дружеских отношений в старшем школьном возрасте. Дисс.канд. психол. наук. Ташкент, 1991.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
- Якиманская И С. Субъектный опыт // Новые ценности образования. М., 1995. С.101−103.
- Яковлева E. J1 Психология развития творческого потенциала личности. М&bdquo- 1997.
- Anthony S. The Discovery of Death in Childhood and After. N. Y.: Basic Books, 1972.
- Buxbaum E. The psychology of adolescence. Journal of the American Psychoanalytic Association 6 (1958) pp. 111−120
- Carson R.C. Interaction Concepts of Personality. Chicago, 1969.
- Developmental therapy. London, 1986.
- Geller L. The failure of self-actualization theory // J. Of Humanistic Psychology. 1982. Vol. 22. № 2.
- Glasser, William. Mental health or mental illness?: Psychiortion for practical action. New York, 1970.
- Normal psychology of the aging process. New York, 1978.