Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Майкоп, 2000; Ставрополь, 2001) — на Всероссийской научно-практической конференции «Личность XXI вена: теория и практика» (Армавир, 2000) — на заседаниях… Читать ещё >

Содержание

  • V. Стр
  • Глава I. Развитие личностных. пространств в старшем школьном возрасте
    • 1. 1. Специфика личностного развития в старшем школьном возрасте
    • 1. 2. Личностмо-развивающий потенциал позитивных отношений
    • 1. 3. Пространство межличностных отношений старшего школьника как значимая составляющая субъектного опыта
  • Глава II. Экспериментальная работа по формированию позитивных отношений со сверстниками в
    • 1. старшем школьном возрасте
      • 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования
      • 2. 2. Результаты экспериментального исследования
      • 2. 3. Программа формирования позитивных отношений со сверстниками у старших школьни

Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

И.Б.Котова, Н. А. Логинова, B.A.I 1етровский, В. И Слободчиков и др.). Перечисленные проблемы приобретают особую актуальность в раннем юноше.

V ском возрасте.

Необходимо отметить, что, несмотря на достаточную изученность проблем межличностного общения (А.А.Бодалев, В. Н. Мясищев, К.А.Абульханова-Славская, Б. Д. Парыгнн, Л А. Петровская и др.), положительный (позитивный) полюс отношений, в отличие от отрицательного (негативного) исследован значительно меньше. Защитные механизмы, жестокость, агрессия, деструктивность изучены более тщательно, чем творчество, конструктивное взаимодействие, со-депствпе и альтруизм. Более того, достаточно длительное время в психологической науке существовала тенденция рассматривать позитивные аспекты как своеобразную форму выражения негативных. Например, рассмотрение творчества как сублимации.

Таким образом, значимость работы заключается в том, что исследуется относительно слабо изученный позитивный полюс отношений. Между тем, позитивные отношения в большей степени, чем негативные, связаны с реаль.

V ным взаимодействием с другим человеком, и в них более ярко проявляются не только общепсихологпческие, но и социально-психологические закономерности.

Неформальность, личностная значимость, эмоциональная насыщенность, связь с интимной стороной жизни, высокая вовлеченность создают основу для глубокого влияния межличностных отношений на личность. Именно поэтому уже давно личные отношения учитываются и используются психиатрами и психотерапевтами при коррекции личности с помощью индивидуальной и групповой терапии.

Кроме прикладного значения указанных проблем, необходимо отметить их теоретическую значимое п. для развития и углубления социально-психологической теории, проблем педагогического взаимодействия и т. п. Назрела необходимость теоретическою анализа критериев личностного развития, представленных в исследованиях отечественных п зарубежных психологов. Требуется их дифференциация и сравни’тельный анализ по содержатель-^ ному наполнению.

Определение психологических коррелят успешности в социальном взаимодействии старшеклассников со сверстниками позволит выявить особенности личностного развития успешных и неуспешных юношей и девушек. Определение успешности с позиции субъектности отвечает современным тенденциям психологической науки. Выявление взаимосвязи позитивных отношений и успешности старшеклассников в группе сверстников, имеет значение для создания программ психологической поддержки юношей и девушек и содействия их развитию.

До настоящего времени психологическая практика в системе образования не имеет достаточно разработанных теоретико-методических материалов для осуществления основных направлений работы с различными группами. В связи с этим попытка создания такой программы работы со старшеклассниками является актуальной, v В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: каков характер взаимосвязи позитивных отношений и уровня личностного развития успешных и неуспешных в личных отношениях со сверстниками старшеклассников. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является личностное развитие старших школьников, а его предметом — влияние позитивных отношений со сверстниками на личностное развитие старших школьников.

В соответствие с целью, объектом и предметом исследования был выдвинуты ряд предложений, выступивших в качестве гипотез исследования: — личный опыт позитивных отношений выступает в качестве значимого фактора личностного развития в старшем школьном возрасте;

— позитивные отношения со сверстниками складываются у старшеклассников, обнаруживающих тенденцию к личностному росту;

— в качестве субъектов личных отношений старшеклассники наиболее часто выбирают сверстников, уверенных в себе, гибких в общении, центрированных на собственных желаниях;

— старшие школьники могут быть дифференцированы по способности строить отношения со сверстниками по критериям успешности и позитивности;

— старшеклассник не может самостоятельно справиться с задачей построения позитивных отношений и нуждается в помощи референтных взрослых и психологов.

Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования:

— проанализировать теоретические и эмпирические работы, отражающие систему личных и межличностных отношений в старшем школьном возрасте, а также работы, в которых исследуются критерии личностного роста и особенности личностного развития в период ранней юности;

— раскрыть психологическое содержание и структуру позитивных отношений, показателей личностного развития старшеклассника;

— дать характеристику пространства отношений старшеклассников;

— определить содержательное наполнение понятия «позитивных отношения» ;

— изучить взаимосвязь позитивных отношений и уровня личностного развития в данной возрастной группе;

— операционализировать понятие «успешности» старшего школьника в общении со сверстниками";

— разработать программу психологического содействия старшеклассникам в формировании позитивных отношений со сверстниками.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились: концепции активного субъекта жизнедеятельности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, В. А. Петровский,.

В.П.Зинченко и др.), современные теории личности (А.В.Петровский,.

A.Н.Леонтьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Салливен,.

B.Франкл, и др.), теория развития субъекта в онтогенезе (В.И.Слободчиков), теории развития личности в юношеском возрасте (Л.И.Божович,.

B.В.Давыдов, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, М. М. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Ш. Бюллер, М. Кле и др.), принципы построения психологических практик (И.В.Дубровина, И. Б. Котова,.

C.В.Недбаева, Л. А. Петровская, В. Ромек, К. Рудестам, В. Сатир и др.), положения о психологических отношениях как системе сознательных связей субъекта с окружающей действительностью (А.А.Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В. Н. Мясшцев и т. д.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1999 по 2001 гг.:

— подготовительный этап (1999) — определение концептуального замысла исследования, включая цели, задачи и гипотезыизучение научной литературы по проблеме и пилотажное исследование;

— констатирующий этап (2000 г.) был связан с выбором методов и подбором методик научного исследованияс изучением состояния проблемы в общеобразовательных школах;

— аналитический этап (2001 г.) включал в себя обработку экспериментальных данных по оценке их эффективностиразработку программы и рекомендаций для школьных психологов и преподавателей по организации психологической поддержки старшеклассников;

— заключительный этап (2001) — оформление рукописи диссертации, внедрение результатов исследования.

База исследования и контингент испытуемых: учащиеся старших классов Национальной гимназии № 4 (г. Элиста) и молодежь старшего школьного возраста, участвующая в программах муниципального учреждения «Медицинский центр медико"-психологической помощи подросткам и молодежи» г. Элисты. В исследовании приняли участие 120 старшеклассников.

Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблемеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материаланевключенное наблюдение, индивидуальные беседы, тест самоактуализирующейся личности, методика выявления социометрического статуса личности в группе, проективная методика «Незаконченные предложения», методы математической статистики.

Источниками для проведения исследования стали труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам личностного развития в старшем школьном возрасте, особенностям различных подходов к выделению критериев личностного развития, характеристикам пространства отношенийнаучные и учебно-методические публикации по вопросам психологического содействия личностному развитию старшеклассникаучебники и учебные пособия по педагогической психологии, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации проанализированы различные подходы отечественных и зарубежных психологов, позволившие сопоставить выделяемые ими критерии развития личности. Для зарубежных концепций характерно смещение акцентов при выделении критериев развития личности в сторону интраиндивидных особенностей, а для отечественных — интериндивидных и метаиидивидных. Выявлена роль позитивных отношений старших школьников со сверстниками как значимого фактора развития личностиэкспериментально выявлены личностные особенности старшеклассников, успешных по субъективным и объективным критериям.

Теоретическая значимость. работы состоит в том, что в ней изучены существующие в психологии подходы к критериям личностного развития, проведен сопоставительных анализ существующих в отечественной и зарубежной психологии подходовдана содержательная характеристика позитивному полюсу отношенийвыделены критерии успешности в конструировании личных отношенийотобрана система эффективных методов экспериментального изучения личных отношений и личностного развития старшеклассников, а также методов оказания им психологической поддержки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в работе практических психологов общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, могут представлять интерес для педагогов и родителей. Разработанная программа может быть использована как методическое пособие в работе практического психолога в работе со старшеклассниками и студентами.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур, достаточным объемом экспериментальной выборки, применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Майкоп, 2000; Ставрополь, 2001) — на Всероссийской научно-практической конференции «Личность XXI вена: теория и практика» (Армавир, 2000) — на заседаниях кафедры психологии КГУна меч одических семинарах психологов образовательных учреждений г. Элистаиспользовались в работе муниципального учреждения «Медицинский центр медико-психологической помощи подросткам и молодежи (г. Элиста).

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Позитивная система отношений, складывающаяся у старшего школьника со сверстниками, выступает в качестве одного из значимых факторов, определяющих его личностное развитие.

2. Объективная успешность старшеклассника в системе личных отношений соотносится с низким уровнем развития по таким критериям, как творчество, позиция субъекта жизни, ориентация на позитивные отношения, доверие к бытию и потребность в личностном развитии.

3. Успех старшего школьника в личных отношениях определяется такими параметрами, как уверенность в себе, использование манипулятивных стратегий, ориентация на самопредъявление.

4. Позиция субъекта жизни и ориентация на построение позитивных отношений соотносятся с показателями субъективной удовлетворенности старшеклассников успешностью в личных отношениях со сверстниками.

5. Формирование позитивных отношений старших школьников со сверстниками требует систематической целенаправленной работы, способствующей сближению субъективных и объективных показателей успешности в отношениях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы. Объем основного текста диссертации составляет 186 страниц, содержит 5 таблиц, 3 диаграммы и приложения.

Результаты исследования доказали необходимость разработки специальной программы по формированию позитивных отношений в группе сверстников, которая будет способствовать сближению субъективных и объективных показателей успешности в системе личных отношений.

Программа по формированию у старших школьников позитивных отношений со сверстниками реализуется как одно из направлений работы практического психолога в школе. Данная программа может быть использована как методическое руководство по организации работы со старшеклассниками.

В связи с тем, что практически все проблемные зоны в период ранней юности так или иначе связаны со сферой личных отношений или с необходимостью осмысления собственного Я, проектированием жизненного пути и задачами самоопределения, реализация данной программы имеет профилактическиразвивающую направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ научной литературы подтвердил значимость личностных преобразований в юношеском возрасте для личностного развития человека на протяжении всего жизненного пути. Изучение личностного развития в контексте жизненного пути человека с учетом его основной характеристики — наличия позиции субъекта своей жизни — имеет давние традиции в отечественной психологической науке (М.М. Рубинштейн, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, К.А.Абульханова-Славская,.

В.А.Петровский, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков и др.).

Отечественные исследователи в качестве основного критерия развития личности выделяют развитие субъектности, которое включает в себя стремление к развитию, к «движению вверх», осмысленность существования, веру в себя и доверие к бытию, творческий характер жизнедеятельности и возможность выхода за рамки, обусловленные ситуацией, свободу, целостность и др. Развитие личности также определяется как результат и предпосылка поступков и деяний человека.

В зарубежной психологии при изучении критериев личностного роста внимание акцентируется на целостности, свободе, открытости, самости, осмысленности, осознанности, самопонимании, самопринятии, любви, доверии, а также на социальной интегрированности и конструктивном овладении средой (А.Адлер, А. Маслоу, Р. Мей, Ф. Перлз, В. Райх, К. Роджерс, В. Франка, К. Юнг).

При наличии общности критериев личностного развития, выделяемых отечественными и зарубежными исследователями, существуют качественные отличия их содержательного наполнения (смещение акцентов в сторону ин-траили интерперсональных критериев, различное понимание свободы, целостности). В отечественной психологии магистральными направлениями при рассмотрении проблем личностного развития являются развитие субъ-ектности, духовный рост и личные «вклады» в другого в актах со-бытия.

Изучены характеристики отношений, содействующих личностному росту, которые определены нами как позитивные. К таким отношениям относятся помогающие, доверительные и эмпатические отношения, характеризующиеся наличием симпатии, стремлением к пониманию и принятию. Позитивные отношения предполагают выход субъектов взаимодействия за рамки социальных ролей, ценность не полезности и правильности, а искренности, правдивости и открытости. Позитивные отношения характеризуются как со-бытие со-творчески сопричастных субъектов.

Старший школьный возраст, характеризующий существенными преобразованиями в пространстве отношений, является сензитивным для рефлексии личных отношений и конструирования позитивных отношений. В старшем школьном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, в сочувствии, в установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития.

На основе сопоставительного анализа отечественных и зарубежных подходов и с учетом специфики менталитета российского старшеклассника определены критерии личностного развития человека: целостность, доверие к бытию, потребность в личностном росте и в самопознании, творчество, позиция субъекта жизни, ориентация на построение позитивных отношений. Наличие указанных критериев у старшеклассников и их связь с показателями успешности и способностью конструировать позитивные отношения стали предметом экспериментального исследования.

При разработке программы исследования учитывалось теоретически и практически доказанное в психологической науке положение, согласно которому выделенные нами характеристики позитивных отношений однозначно коррелируют с тенденцией к личностному росту субъекта.

Установлено, что объективная успешность старшеклассника в системе личных отношений соотносится с низким уровнем развития по основным критериям личностного роста и основывается на использовании в личных отношениях манипулятивных стратегий поведения.

Способность субъекта строить позитивные отношения не всегда обеспечивает ему высокий социальный статус, влияние и успешность в социальных взаимодействиях, основанных на функционально-ролевых отношениях. Эмпирически доказана взаимосвязь между субъективной успешностью в личных отношениях и ориентацией на построение позитивных отношений.

Старшеклассники слабо рефлексируют субъективные препятствия личностного роста и понимают личностное развитие не процессуально, а результативно и считают позитивными помогающие, понимающие, доверительные отношения, но не соотносят такие отношения с успешностью и с личностным ростом.

Выявлена высокая мотивация изменения системы существующих отношений и отсутствие представлений о конструктивных способах таких изменений, что и доказывает необходимость оказания психологической помощи старшеклассникам в решении данной проблемы.

В связи с этим была разработана программа по формированию у старших школьников позитивных отношений со сверстниками, которая реализуется как одно из направлений работы практического психолога.

Поскольку практически все проблемные зоны в период ранней юности так или иначе связаны со сферой личных отношений или с необходимостью осмысления собственного Я, проектированием жизненного пути и задачами самоопределения, реализация данной программы имеет профилактически-развивающую напраbjieniюсть.

Теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи позитивных и успешных отношений с критериями личностного развития подтвердило гипотезы и позволило сформулирован, основные положения, выносимые на защиту.

В ходе работы выполнены поставленные нами задачи исследования: проанализированы теоретические и эмпирические работы, отражающие систему личных и межличпостных отношений в старшем школьном возрасте, а также работы, в которых исследуются критерии личностного роста л особенности личностного развития в период ранней юностираскрыто психологическое содержание и структура позитивных отношений, показателей личностного развития старшеклассникадана характеристику пространства отношений старшеклассниковопределено содержательное наполнение понятия «позитивных отношения» — изучена взаимосвязь позитивных отношений и уровня личностного развития в данной возрастной группеоперационапизи-ровано понятие «успешности» старшего школьника в общении со сверстниками" — разработана программа психологического содействия старшеклассникам в формировании позитивных отношений со сверстниками.

Перспективная разработка данной проблемы может проводиться по ряду направлений:

— теоретическое исследование различий в выделении критериев личностного развития, обусловленных особенностями менталитета и социокультурн ы м и факторам и;

— выявить обыденные представления о позитивных отношениях и способах их конструирования различных возрастных групп;

— разработать психологию успешности и выделить личностные корреляты субъективно и объективно успешных в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, тендерных различий;

— апробация предложенной программы и анализ ее результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.5−12.
  2. Н.Г. Влияние педагогического общения на познавательную сферу личности в юношеском возрасте. Дисс.канд. психол. наук. М., 1996.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 10−14.
  5. Абульханова-Славская Н. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981.
  6. Е.П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996. С.214−230.
  7. Е.П., Волович А. С. Вверх по лестнице, ведущей вниз: особенности социализации в нестабильном обществе // Магистр. 1992. №
  8. B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростка. Дисс. канд. психол. наук. М., 1994.
  9. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  10. Ю.Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1993.
  11. И.Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Дисс. канд. психол. наук. М., 1985.
  12. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. -С.37−74.
  13. П.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Собр. соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1980.
  14. М.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  15. А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1994.
  16. Г. М. К построению теоретической модели схемы исследования социальной перцепции //Вопросы психологии. 1977. № 2. С.3−14.
  17. П.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
  18. Г. М. Социальная психология. М., 1998.
  19. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.З. М., 1971.
  20. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М&bdquo- 1990. С.7−17.
  21. А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
  22. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  23. А.Г. Содействие ребенку в развитии личности // Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1996. Вып.6., С.39−44.
  24. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. 1992. № 1−2.
  25. В.А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема в психологии. М&bdquo- 1981. С.121−132
  26. В.А. Членство в группе как фактор самочувствия личности // Личность. Общение Групповые процессы М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. -С.75−100.
  27. Г. Л. Социально-психологические аспекты личностного отношения человека к человеку. Автореф.канд. психол. наук. Л., 1982.
  28. А.И. Динамика межличностных отношений во временном учебном коллективе. Автореф.канд. психол. паук. М., 1983.31 .Беккер П., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
  29. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М-СПб., 1996.
  30. Э. Трансакциональный анализ и психотерапия. СПб, 1992.
  31. Р. Развитие Я-концепции и воспитание М, 1986.
  32. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  33. Н.Р. Психология личностного роста М., 1995
  34. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  35. В.А. Психология жизненного пути. О 16., 1994
  36. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-200 с.
  37. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы, психологии. 1994. № 1. С. 122−127.
  38. А.А. О психологии познания людьми друг друга // Социально-психологические и лингвистические характеристики общения. Л., 1970.
  39. А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева) // Вопросы психологии. 1993. № 2. — С.86−91.
  40. А.А., Ковалев Г. А. О некоторых современных тенденциях в разработке проблемы психологии познания людьми друг друга // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981. -С.9−19.
  41. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия М, 1997.
  42. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С (>-13.
  43. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 9−17.
  44. С.Л., Миронова М.Р Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  45. Дж. Психология познания М., 1977.
  46. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
  47. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  48. Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка. Хрестоматия / Под ред. Фролова К).И. М., 1997.
  49. А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. 1986. -№ 4. — С.22−31.
  50. Е.А. Ценностные ориентации в юношеском возрасте. Автореф. канд. психол. наук. СПб., 1993
  51. Л.М. Психические процессы: В 3-х т. Т. З, Л., 1981.
  52. Р.К. Жизненное самоопределение городской молодежи // Выпускник в школе и семье. Вильнюс, 1986. С. 105−195.
  53. Волкова, А Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2.-С.36−48.
  54. С.Л. Онтологические образы психологии // Человек. 1995. № 1. -С.21−38.
  55. Л.И. Гуманитарная психология // Вопросы психологии. 1995. № 2.-С. 19−30.
  56. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. / Под ред. О. С. Газмана. М., 1996.
  57. Л.С. Педология подростка. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1984. Т.4.
  58. Гаврилова T. J1. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. -С.88−92.
  59. О.Н. Исследование гибкости мыслительных действий у школьников. Возрастные различия // Новые исследования в психологии. М., 1979. -С.31−35.
  60. Г. В. Формирование жизненных планов у старшеклассников. Тбилиси, 1975.
  61. В.М. Особенности саморегуляции как факты психологической устойчивости личности в критических условиях Дисс канд. психол. наук. Киев, 1990.
  62. М.Р. Психология личностного самоопределения. Дисс.канд. психол. наук. М., 1996.
  63. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19−26.
  64. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 175 с.
  65. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим // Вестник МГУ. Серия 14. — 1982. — № 4. — С.21−30.
  66. Л.Я., Алешина Ю. Е. Шкалы любви и симпатии // Методические программы и методики исследования брака и семьи. М., 1986
  67. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М, 1980. 104 с.
  68. P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
  69. Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1997.
  70. Л.П. Резервы человеческой психики. М, 1989
  71. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  72. А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М., 1998
  73. К., Гроф С. Неистовый поиск себя. Руководство, но личностному росту через кризис трансформации. М., 1996.
  74. В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1992.
  75. Л.И., Ромек В. Г. Изменение аффилиативных тенденций в адаптивном тренинге. // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов-на-Дону: 1990. С.62−67.
  76. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.
  77. И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  78. У. Психология. М., 1991.
  79. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы их формирования // Психологический журнал. 1996. Т. 17. -№ 3.
  80. К.Ф., Ериф И. М., Эткинд A.M. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.З. Л.-М., 1985 С.287−292
  81. М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников. Дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  82. А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5.
  83. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  84. Доценко E. J1. Психология манипуляции. М., 1996.
  85. Е.М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской О. В. Соловьевой. М., 1997.
  86. Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности. Автореф.канд. психол. наук. М&bdquo- 1990.
  87. Ю.Л. Активное социально-психологическое обучение. Л, 1985.- 167 с.
  88. Ю.Л. Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений // Вестник МГУ. Серия 16. 1983. № 17. Вып.З. -С.48−53.
  89. Жизненный путь личности // Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1987.
  90. Ю.М. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
  91. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  92. И.М. Формирование личности старшеклассников в общении Дисс.канд. психол. наук. М., 1982.
  93. В.И. Личные взаимоотношения в коллективе старшеклассников и студентов как условия формирования личности // Личность и группа. Л., 1971.-С.65−97.
  94. А.И. Психология духовности М., 1996.
  95. И.А. Педагогическая психология Ростов-на-Дону, 1997.
  96. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  97. Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В В. Петрусинского. М., 1994.
  98. Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990. С.89−120.
  99. Кабишева Л. Я, К вопросу о соотношении понятий: общение, отношение, межличностные связи, внутриколлективные отношения, социально психологический климат//Личность и коллектив, 1973. С.10−26.
  100. Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
  101. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  102. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М. Педагогика, 1986. 176 с.
  103. Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 65.
  104. Н.И., Устинов Д. Ю. Практическая психология на каждый день (Первая ступень «Синтон-программы»). М., 1997.
  105. А.А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М., 1986.
  106. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб., 1992.
  107. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во Белорусского университета, 1976 239 с.
  108. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса. Минск: Народная асвета, 1969. — 240 с.
  109. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  110. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1987.
  111. Кон И. С. Психология юношеского возраста М, 1979.
  112. С.В. Возрастно-половые особенности понимания учащимися сверстников // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 196−197.
  113. А.Ф. Особенности индивидуальною психологического консультирования как диалогического общения. Дисс.канд. психол. наук. М&bdquo- 1993.
  114. Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.
  115. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994.
  116. И.Б., Шиянов Е.Н Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.
  117. С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.
  118. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М., 1989.
  119. Г. Психология развития. СПб.: «Питер», 2000. 992 с.
  120. Е.С., Бардиер Г. Л., Марьяненко А.Г1. Эмпирические характеристики отношения человека к человеку // Вестник ЛГУ. 1982. № 11. -С.49−54.
  121. С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб., 1996.
  122. А.Н. Деятельность Сознание. Личность. М, 1975.
  123. А.Н. Избранные психологические произведения. Собр. соч.: В 2-х т. Т.1.М., 1983.
  124. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11−21.
  125. . Кризисы жизни шансы жизни. Калуга, 1994
  126. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
  127. Личность XXI века: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20−23 апреля 2000 г. /Под ред. Е. Н. Шиянова, И. Б. Котовой, С. В Недбаевой. Армавир: АГПИ-МОСУКФ, 2001.-451 с.
  128. Личность: внутренний мир и самореализация Идеи, концепции, взгля-' ды / Сост. Ю. Н. Кулюдкин, Г. С Сухобская. С116., 1996.
  129. О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса П Мир в психологии и психология в мире. 1994. № 0. С.47−57.
  130. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1984.
  131. В.А. Некоторые особенности общения старшеклассников // Общение как педагогический процесс. М., 1974. С.79−82.
  132. В.А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. Л., 1974.-С.114−124.
  133. Д. Социальная психология. СПб., 1997
  134. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев, 1990.
  135. Т.Д., ЯрошевскиЙ М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М&bdquo- 1995.
  136. А. Дальние пределы человеческой пспхпкп. СПб., 1997.
  137. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, 1. A.И.Донцова. М&bdquo- 1981.
  138. Ментальность россиян /11од ред. И. Г. Дубова. М., 1997
  139. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  140. М. Я это Я, или Как стать счастливым: Пер с англ./Предисл.
  141. B.П.Зинченко, Е. Б. Моргунова. М.: Прогресс, 1991. 192 с.
  142. А.В. Общение фактор воспитания школьников. М., 1984.
  143. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
  144. B.C. Проблемы генезиса личности. М, 1985
  145. Мэй Р. Любовь и воля. М, 1997.
  146. В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 13−19.
  147. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т.2. М., 1960.1. C.110−125.
  148. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995. 356 с.
  149. В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку Я-образа // Психологический журнал. 1990. № 5. С.74−78.
  150. Новые ценности образования. Забота поддержка — консультирование. Вып. 6. М&bdquo- 1996.
  151. Н.Н. Межличностные отношения: привлекательность человека для человека. Л., 1979.
  152. Н.Н. Психология взрослого человека. СПб.: АППиМ, 1997. -64 с.
  153. Н.Н. Психология межличностных отношений. М., 1990.
  154. В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981. С. 167−197
  155. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2 С.5−19.
  156. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  157. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М&bdquo- 1995.
  158. В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975. -124 с.
  159. С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы. М., 1988.
  160. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. № 4. С.51−60.
  161. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  162. В.Э. Общение со взрослыми в раннем юношеском возрасте // Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980. -С.111−116.
  163. Ф. Гештальт-терапия дословно // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 3.
  164. Л.А. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1987.
  165. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  166. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  167. А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. -С.136−147.
  168. А.В., Ярошевский M l Основы теоретической психологии. М&bdquo- 1998.
  169. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
  170. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993.-66 с.
  171. В.А. Психология неадаптивнои активности. М., 1992.
  172. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993.
  173. Г. А. Межличностный конфликт в группе. Автореф.канд. психол. наук. М., 1980.
  174. Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Р. Я. Райгородский. Самара, 1998.
  175. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  176. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1994.
  177. С.Н. Профессиональное и личностное самоопределение. М&bdquo- 1996.
  178. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М, 1994
  179. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997
  180. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
  181. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
  182. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  183. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М Г. Ярошевского. М., 1990.
  184. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.- 584 с.
  185. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б Д.Карвасарского. СПб., 1998.
  186. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1998.
  187. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  188. Е.А. Общение как условие развития личности // Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1981. -С.177−197.
  189. М.В. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. № 1, — С 98−105.
  190. М.М. О смысле жизни. М., 1927
  191. М.М. Смысл жизни Л., 1925.
  192. М.М. Юность по дневникам и письмам. М., 1928.
  193. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  194. С.Л. Проблемы общей психологии. СПб., 1998.
  195. К. Групповая психотерапия. М., 1993
  196. М.В. Трансформация личного отношения человека к человеку. Автореф. канд. психол. наук. Л., 1986.
  197. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И. В. М., 1997.
  198. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995.
  199. В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. Автореф.канд. психол. наук. М., 1996.
  200. П.В. Игровые методы в обучении и воспитании. М., 1992.
  201. В.Ф. Психология самоопределения личности Свердловск, 1986.
  202. Н.В. Динамика социально-перцептивных характеристик субъекта общения (в группах активного социального обучения). Авто-реф.канд. психол. наук. М., 1988.
  203. Л .В. Культура самосознания человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
  204. Т.П. Доверие Kais социально-психологическое явление. Ав-тореф. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998. 46 с
  205. Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 1990. С.33−53.
  206. Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 1997. 250 с.
  207. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
  208. В.И. Реальность субъективного духа.// Человек. 1994. № 5. С. 21−25.
  209. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  210. В.Е. Психология юношеского возраста. М.-Л, 1929.
  211. Л.М. Системы базовых ценностей и методы их эмпирического исследования. // Ментальпость россиян / Под ред.219Л.ГСДуф№ШсМ1,0991&ория привязанности: концепция и эксперимент// Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 139−150.
  212. Т.В. Особенности личностного самоопределения старшеклассников // Вопросы психологии. 1998. № 7.
  213. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. -112 с.
  214. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999 397 с
  215. Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов / Под ред. А. Д. Глоточкина. Тверь, 1992.
  216. Е.Б. Жизненные отношения личности. Киев, 1992.
  217. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  218. Н.Э. Психология дружбы школьников-подростков. Авто-реф.канд. психол. наук. М., 1967.
  219. А. Возрасты жизни. М., 1988.
  220. И.В. Психология дружбы школьников-подростков. Саратов, 1943.
  221. Н.Г. Доверительное общение основа психотерапии. Дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
  222. Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Выпуск 1. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1991. 116 с.
  223. Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Выпуск 2. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 136 с.
  224. Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Проблемы психологии социальной регуляции поведения. М., 1976. -С.296−318.
  225. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. 360 с.
  226. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.М., 1987.
  227. В. Доктор и душа. СПб., 1997.
  228. В. Человек в поисках смысла. М., 1991.
  229. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  230. Э. Искусство любить. М., 1990.
  231. К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М&bdquo- 1999.
  232. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. М., 1993. 141с.
  233. Jl., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  234. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва Рига, 1995.
  235. Ф. Душевная и половая жизнь юношества. М., 1926.
  236. Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. канд. психол. наук.. М., 1992.
  237. Частная жизнь. Человек в кругу семьи / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М&bdquo- 1996.
  238. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  239. А. А. Стрелков Д.Г. Актуальные проблемы социализации молодежи. Н.-Новгород, 1994.
  240. В.Э., Звавич Л. И. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни. М., 1993.
  241. Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор. Минск., 1992.
  242. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (Опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. С. 24.
  243. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
  244. Е.А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. М., 1983.
  245. Энциклопедия сексуальной жизни для подростков. М., 1994.
  246. Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
  247. A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 106−112.
  248. Д.Т. Динамика дружеских отношений в старшем школьном возрасте. Дисс.канд. психол. наук. Ташкент, 1991.
  249. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  250. Якиманская И С. Субъектный опыт // Новые ценности образования. М., 1995. С.101−103.
  251. Яковлева E. J1 Психология развития творческого потенциала личности. М&bdquo- 1997.
  252. Anthony S. The Discovery of Death in Childhood and After. N. Y.: Basic Books, 1972.
  253. Buxbaum E. The psychology of adolescence. Journal of the American Psychoanalytic Association 6 (1958) pp. 111−120
  254. Carson R.C. Interaction Concepts of Personality. Chicago, 1969.
  255. Developmental therapy. London, 1986.
  256. Geller L. The failure of self-actualization theory // J. Of Humanistic Psychology. 1982. Vol. 22. № 2.
  257. Glasser, William. Mental health or mental illness?: Psychiortion for practical action. New York, 1970.
  258. Normal psychology of the aging process. New York, 1978.
Заполнить форму текущей работой