Общественно-политическая деятельность и взгляды З.Н. Гиппиус
Род Гиппиус, как указывала в своей «Автобиографии» Зинаида Николаевна, ведется «от барона Адольфуса фон Гингста, переменившего фамилию на фон Гиппиус и переселившегося в Россию в 16 веке из Мекленбур-га (герб фон Гиппиус — 1515 г.)"1 Отец Зинаиды Николаевны Николай Романович, юрист по профессии, в январе 1869 года женился на Анастасии Степановой и обосновался в Белёве Тульской области. Здесь же… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Общественно — политическая деятельность З.Н. Гиппиус
- 1. Общественно-политическая деятельность З. Н. Гиппиус в 90-х гг. Х|Х века — 1908 г
- 2. Общественно- политическая деятельность З. Н. Гиппиус с 1908 по 1919 гг
- 3. Общественно-политическая деятельность З. Н. Гиппиус в эмиграции (1920−1940 гг.)
- Глава 2. Общественно- политические взгляды З.Н. Гиппиус
- 1. Гиппиус о власти, революции 1917 года
- 2. З.Н. Гиппиус о политических партиях
- 3. З.Н. Гиппиус о фашизме
- 4. Гиппиус о национальных проблемах
Общественно-политическая деятельность и взгляды З.Н. Гиппиус (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Настоящее исследование посвящено изучению общественно-политических взглядов и деятельности поэта, писательницы, активного деятеля русского зарубежья Зинаиды Николаевны Гиппиус. Выбор темы не случаен, так как, во-первых, проблемы эмиграции и российского зарубежья, а также жизнь и деятельность самих эмигрантов только в последнее время обрели научный статус. Ранее, как правило, их причисляли к сфере политики, поскольку в советской историографии приоритетным был вопрос об отношении различных социальных групп общества к господствовавшему в СССР политическому строю. И эта вражда, с одной стороны, СССР, а с другой — эмиграции, оставалась в течение долгого времени главным в исследовательских работах. Во-вторых, комплексного изучение данного вопроса в таком аспекте еще не было. Как правило, исследованию подвергалось только литературное творчество и деятельность Гиппиус. Если же делались попытки изучения подобного рода, то либо рассматривалось мнение Зинаиды Николаевны по отдельному общественно-политическому вопросу, либо изучался какойто период ее жизни.
Род Гиппиус, как указывала в своей «Автобиографии» Зинаида Николаевна, ведется «от барона Адольфуса фон Гингста, переменившего фамилию на фон Гиппиус и переселившегося в Россию в 16 веке из Мекленбур-га (герб фон Гиппиус — 1515 г.)"1 Отец Зинаиды Николаевны Николай Романович, юрист по профессии, в январе 1869 года женился на Анастасии Степановой и обосновался в Белёве Тульской области. Здесь же 8 ноября 1869 Гиппиус З. Н. Автобиографическая заметка// Русская литература XX века (1890−1910)/ Под ред. С. А. Венгерова.- М., 1914. Т.1.-Кн.2.-С.173. года родилась Зинаида Николаевна Гиппиус. Из-за частых служебных переводов отца семья жила в постоянных переездах. После его смерти (Зинаиде Николаевне тогда было 12 лет) семья (кроме Зины, было еще три дочери — Татьяна, Наталья и Нина) переехала сначала в Москву, затем в Ялту и окончательно в Тифлис. Зинаида Николаена получила домашнее образование, которое сама считала «бессистемным», но уже с раннего возраста много читала и писала «тайные» дневники и стихи.
Летом 1888 года в Боржоми она знакомится с молодым литератором Дмитрием Сергеевичем Мережковским, через год, в январе 1889 года, они поженились. Поселившись после свадьбы в Петербурге, она целиком отдалась литературной работе, познакомилась с поэтами А. Н. Плещеевым, Я. П. Полонским, Ф. Сологубом, К. Бальмонтом и многими другими. Свой путь в литературе Зинаида Николаевна начала как поэт: в декабре 1888 года в журнале «Северный вестник» появились (за подписью: З.Г.) два ее стихотворения. Первой заметной ее публикацией стал рассказ «Простая жизнь», появившийся в «Вестнике Европы» (1890 г.) под заглавием «Злосчастная» (переименовал рассказ редактор журнала М.М. Стасюлевич).
С весны 1891−1903 года Гиппиус совершила шесть путешествий за границу — Италия, Франция, Германия, где знакомится с А. П. Чеховым и издателем А. С. Сувориным (1891), с писателем, а позднее и близким другом Дмитрием Владимировичем Философовым (1893). С 1895 года она начала.
2 «Вестник Европы» — ежемесячный журнал, выходил в Петербурге в 1866—1918 годах. Первые два года журнал являлся научно-историческим, потом появились отделы внутренней и внешней политики и литературы. сотрудничать в «Русской мысли"3, а с 1899 в журнале «Мир искусства».4 Заметим, что ни один из журналов по натоящему не стал для нее своим.
После того как Д. С. Мережковский в своей статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) обозначил появление «современного идеализма», в творчестве Гиппиус стал более ярко звучать «символический» характер, когда с помощью символов или образным воплощением мысли выражались основные идеи литературы. Так, во многих первых рассказах присутствует «новый» человек, который борется со «старым» в самом себе и другом человеке.
Поэзия, проза, публицистика, критика, драматургия — в каждом из этих жанров ею были созданы значительные произведения. «Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы», — писал о творчестве Зинаиды Николаевны Гиппиус Валерий Брюсов в 1913 году.5 «Одним из умнейших и даровитейших писателей своего времени».
3 «Русская мысль» — научный, литературный и политический журнал, издавался в Москве в 1880—1918 годы. После революции 1905 года журнал стал органом партии кадетов. С 1910 года критическим отделом руководила Гиппиус.
4 «Мир искусства» — художественный иллюстрированный журнал, выходил в Петербурге в 1899—1904 годах. Издавали журнал княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, но фактически его организатором и редактором был Сергей Дягилев. Журнал публиковал теоретические и литературнокритические статьи, работы религиозно-философского содержания.
5 Брюсов В. Среди стихов. 1894−1924. Манифесты. Статьи. Рецензии.- М., 1990.-С.463. называл Гиппиус критик Г. П. Струве.6 Так, Гиппиус опубликовала более 14.
7 8 сборников рассказов, написала около 500 стихотворений, 5 пьес, 3 киносценария, более 300 литературно-критических статей (под псевдонимами Антон Крайний, Лев Пущин). В начале XX века Гиппиус — признанный мэтр в литературе, и для начинающих литераторов становится как бы обязательной нелегкая процедура личного знакомства с нею. Так, поэтический дебют А. Блока состоялся в редактируемом З. Н. Гиппиус журнале «Новый путь». Здесь же были опубликованы первые статьи философа П. А. Флоренского. Ей принадлежит и первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.9.
Обрести свое место в литературе Гиппиус поначалу стремилась преимущественно в художественной прозе, хотя ее поэтические опыты не остались незамеченными.10 В отличие от стихов, которые Гиппиус писала, как.
6 Струве Г. Русская литература в изгнании, — Париж, 1984. С. 134.
7 «Новые люди» (1896) — «Зеркала» (1898) — «Сумерки духа» (1901) — «Алый меч» (1906) — «Черное по белому» (1908) — «Чертова кукла» (1911) — «Лунные муравьи» (1912) — «Роман-царевич» (1913) — «Зеленое кольцо» (1916) и др.
8 Например, пьеса «Зеленое кольцо» была поставлена В. Э. Мейерхольдом в Александринском театре (премьера состоялась 18 февраля 1915 года) при содействии директора Императорских театров С. М. Волконского.
Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Земля и камень// Новый путь.- 1903. № 2.
10 Так, три стихотворения удостоились в 1901 году включения в «сборник лучших лирических произведений русской поэзии». (Русские поэты за сто лет (с пушкинской эпохи до наших дней) в портретах, биографиях и образцах/ Сост. А. Н. Сальников.- СПб., 1901. С.466−467. правило, «для себя», 11 прозаические произведения были направлены на удовлетворение духовных потребностей массового читателя рубежа веков. «Все герои ее рассказов, — отмечал С. Соловьев, — болеют ее собственной мукой: все они корчатся в тисках современной обезбоженной жизни, силятся разжечь.
12 угасший пепел религиозного состояния и действа". Особенность прозы Гиппиус заключается в умении противопоставлять религиозный мир обыденной жизни, показывая в финале произведений победу мира высшего. Связи между персонажами у Гиппиус кажутся загадочными и непредсказуемыми, взаимоотношения героев лишены тривиальности, так как в них участвуют не только «он» и «она», но и «Третий" — образ высшего начала. «Я в тебе. люблю Третьего. Ты — мое окно к этому Третьему, — признается герой романа «Сумерки духа» Шадров своей возлюбленнойон воспринимает ее как «знак, поданный ему Им, Третьим, сквозь хаос жизни».13 Критик Е. А. Соловьев (Андреевич) в отзыве на книгу рассказов «Зеркала», на наш взгляд, вполне справедливо отмечал, что «непонятые и непонятные натуры» у Гиппиус различаются «не столько по существу, существо неизменно, сколько только по.
14 внешности".
В начале XX века Гиппиус выступила с идеей «нового религиозного сознания», которое должно заменить догмы традионной церкви, при этом с.
11 Главная тема ее поэзии — неизменная душевная раздвоенность человека, измученного внутренней несвободой, утратой смысла жизни.
12 Соловьев С. Рецензия на 4-ю книгу рассказов З. Н. Гиппиус «Алый меч"// Перевал.- 1906.-№ 1.-С.54.
13 Гиппиус З. Н. Сумерки духа// Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т.2. Сумерки духа: Роман. Повести. Рассказы. Стихотворения.- М., 2001. С. 302.
14Русское богатство. 1898. № 5. С. 37. Без подписи. существующей церковью внутренняя связь будет поддерживаться, но внешне от нее будет отделена.
Религиозные устремления Гиппиус нашли свое отражение и в общественной жизни. Так, она являлась инициатором открытия в Петербурге в конце 1901 года Религиозно-философских собраний (закрытых 5 апреля 1903 года). В годы первой русской революции 1905 года Гиппиус изменила свои взгляды на политическую жизнь в России. 21 апреля 1905 года она записала: «Да, содержавие — от Антихриста!"15 С этими идеями она (совместно с публицистом и критиком Д. В. Философовым и Д.С.Мережковским) в 1906 году уезжает во Францию. После возвращения в Россию в 1908 году она стала участником Религиозно-философского общества Н. Бердяева, организуя в 1910 году на его основе «секцию по изучению истории и религии».
В это время общественная жизнь становится предметом изображения и анализа также и в художественной прозе Гиппиус. О ее шестой книге рассказов «Лунные муравьи» критик С. Городецкий писал: «Мир, в который вводит Зинаида Гиппиус, это мир поистине страшный: трактиры и притоны, застенок, осажденный город. Лица, который показывает: осужденные, террористы.».16 Так, например, в центре романов «Чертова кукла» (1911) и «Романцаревич» (1912) стоят проблемы революции и особенностей революционной идеологии.
В период с 1914 по 1920 гг. Зинаида Николаевна целиком была поглощена общественными и политическими делами. 24 декабря 1919 года, не желая работать на большевиков, она спасась (вместе с Мережковским,.
15Гиппиус З. Н. Дневники: В 2 т. /Под ред. А. Н. Николюкина.- М., 1999. Т.1.-С.132.
16 Городецкий С. 3. Гиппиус «Лунные муравьи». Шестая книга рассказов. Рецензия// Голос жизни.- 1912. № 52. 3(16) марта.- С. 2.
Философовым и своим секретарем Владимиром Злобиным) выехали из Совдепии (так Гиппиус называла большевистскую Россию) в эмиграциючерез Бобруйск и Минск в Польшу (с января 1920 года). В ноябре 1920 года Гиппиус, Мережковский и Злобин прибывают в Париж.
В 1921 году Зинаида Николаевна организовала в Париже религиозный союз, который вскоре переименовала в Союз Непримиримости во имя более действенного сопротивления большевизму. С 1923 года она начинает печататься в газете «Звено», в журнале «Современные записки», а с 1926 года в газете «Возрождение». С 1927 года Гиппиус создает общество «Зеленая лампа», которое просуществовало до 1939 года.
В конце 30-х — начале 40- х годов Гиппиус активной общественно-политической и литературной деятельностью не занималась. В 1938 году она решила издать сборник, в котором авторы могли бы свободно выражать свое мнение. Сборник вышел в свет с предисловием Гиппиус «Опыт свободы». В этом же году был издан и последний стихотворный сборник «Сияние», главной темой которого было разочарование и сожаление по поводу невозможности свергнуть большевистский строй в России.
Тяжелейшим ударом в конце жизни для Зинаиды Николаевны смерть Дмитрия Сергеевича Мережковского 7 декабря 1941 года. Последние годы она посвятила работе над биографической книгой о нем, оставшейся недописанной.
Скончалась Зинаида Николаевна Гиппиус 9 сентября 1945 года в Париже и похоронена под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище в Сен — Женевьев де Буа под Парижем.
Историография. Так как, в науке З. Н. Гиппиус рассматривалась, прежде всего, как писатель и поэт, большинство исследований были посвящены анализу ее литературного наследия.17.
Историография темы может быть разделена на несколько хронологических периодов:
1. Конец X [X векаконец 20-х гг. XX века;
2. 30-е гг. XX века — середина 80-х гг. XX века;
3. С середины 80-х гг. XX века до настоящего времени. Публикации первого периода охватывают конец Х|Х векаконец 20-х гг.
XX века и представляют собой рецензии на работы Зинаиды Николаевны.
1 о.
Гиппиус. В это время в сочинениях ученых рассматривалась литературная сторона ее деятельности, когда давалась характеристика только художествен.
17 CM.:Barda A. Bibliografie des oeuvres de Z.Hippius.- Paris, 1975; Паолини M. Критическая проза З. Н. Гиппиус 1899−1918 гг.: библиографическое введение в тему// Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования.- М., 2002; Гехтман М. В. К библиографии З.Н. Гиппиус// Литературоведческий журнал, — 2000.-№ 15.
18 См., например: Скриба Литературная хроника// Новости,-1897. № 334. 4 декабря.- С.2- Глинский Б. Б. Болезнь или реклама// Глинский Б. Б. Очерки русского прогресса: Статьи исторические, по общественным вопросам и критико-биографические, — Спб., 1900. С.388−423- Покровский А. И. Современное декаденство// Русский вестник.-1904. № 6.-С.543−594- Буренин В. Критические очерки// Новое время.- 1904. № 10 340. С.5- Кадмин Н. Литературные заметки// Образование.- 1908. № 3. С.37−38- Шагинян М. О блаженстве имущего: Поэзия З.Гиппиус.- М., 1912; Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь// Современник.- 1913. № 1. С. 141−148 и др. ным произведениям. К этому же периоду относятся и первые биографические сведения о ней в справочной литературе.19.
Во второй период, с 30-х гг. — середины 80-х гг., о Гиппиус писали, прежде всего, представители русской эмиграции.20 Касались они и ее общественно-политических взглядов и деятельности. Так, например, Ю. Терапиано впервые приводил стенограммы заседаний общества «Зеленая лампа». Н. Бердяев достаточно подробно рассказывал о процессе образования в 1905 году журнала «Вопросы жизни» на основе созданного Гиппиус издания «Новый путь», подчеркивая при этом, что главенствующую роль в «Вопросах жизни» играли «идеалисты», а не Мережковские. Те же, в свою очередь, говорили противоположное.
В советской историографии к творчеству и деятельности Гиппиус долгое время не обращались. После отъезда Мережковских в 1920 году за границу на их имена в нашей стране было наложено табу: о них, если и упоминали, то только как о реакционных писателях, постоянно подчеркивая якобы «антинародную» позицию Гиппиус. Началу изучения политических взглядов Гиппиус.
19 Мартов Н. Галерея русских писателей и художников.- Спб., 1901;С.91- Тарасенков А. К. Гиппиус// Литературная энциклопедия.- М., 1929. Т.2. С.538−539.
20 Ходасевич В. О писательской свободе// Возрождение.-1931, — № 2291 (10 сентября).- С. ЗАдамович Г. Современные записки. Кн.46// Последние новости.- 1931. № 3725. С.2- Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии — Париж, 1949.-С.234−267- Терапиано Ю. Встречи, — Нью-Йорк, 1953; Вишняк М. Гиппиус в письмах// Новый журнал.- 1954. № 37,-С.183- 210- Маковский С. На Парнасе «Серебряного века».- Мюнхен, 1972,-С.15−122 и др. положила статья Г. Горбачева, в которой автор в негативном тоне излагает политическую позицию Зинаиды Николаевны в 1917 году. Здесь же впервые было опубликовано письмо З. Н. Гиппиус к А. Н. Потресову о корниловском.
21 заговоре. Исключением является появление в 1930 году работы.
Д.Максимова, в которой впервые целенаправленно изучался отдельный аспект.
22 общественной деятельности Гиппиус — издание журнала «Новый путь». Автор статьи не только исследовал историю журнала и его место в периодике начала XX века, но и подробно описывал роль Гиппиус в издании, используя неопубликованные ранее архивные источники.
В 30-х по 80-е гг. XX века Гиппиус удостаивалась лишь нескольких кратких упоминаний в работах ученых, включая и справочную литературу. Так, в БСЭ Зинаида Николаевна Гиппиус осуждалась за отъезд за границу в 1920 ло году и враждебное отношение к советской власти. А, например, в монографии историка литературы А. Волкова, посвященной творчеству А. И. Куприна, Мережковские представлены людьми, которых «объединяла ненависть. к народу».24 В учебных пособиях, изданных в это время, как правило, давалась общая характеристика декадентской поэзии Гиппиус начала века. Ее проза расценивалась как беллетризованная иллюстрация авторских воззрений.25 Исключением же стала работа З. Г. Минц, в которой автор исследовалась роль.
21 Горбачев Г. Святая семейка// Звезда.- 1933. № 4. С. 175−190.
22 Максимов Д. Новый путь// ЕвгеньевМаксимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы.- Jl., 1930. С.129−254.
23 Большая Советская Энциклопедия.- М., 1971. Т.6.
24 Волков А. А. Творчество А.И. Куприна.- М., 1981. С. 334.
25 См., например: Григорьев A.JI. З.Н. Гиппиус// История русской литературы: В 4 т.- Л., 1983. Т.4. С.427−430.
Мережковских в творческом становлении А. Блока, противопоставляя их политические взгляды, и на основе архивных материалов анализировалась отношение писателей не только друг к другу, но и к историческим событиям начала XX века.26 В отличие от советской, зарубежная историография в этот период представлена более обширно. Значительный вклад внесла в изучение творчества З. Н. Гиппиус Темира Пахмусс. Так, в 1971 году вышла в свет.
27 книга, в которой автор обстоятельно изучает жизнь и творчество Гиппиус.
Пахмусс не только дает биографические сведения, но и исследует отношение.
Гиппиус к революциям 1905, 1917 годов, к большевикам, политическим партиям и их лидерам, к государственным деятелям. С 1972 года Пахмусс начала печатать свои статьи о жизнедеятельности и взглядах Гиппиус и в.
28 журналах на русском языке.
26 Минц З.Г. А. Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сборник. [V: Ученые записки Тартуского государств, ун-та.- Тарту, 1981. Вып.535. С. 116−222.
27 Pachmus Т. Zinaida Hippius. An intellectual profile.- Illinois University Press, 1971.
28 Пахмусс Т. «Зеленая лампа» в Париже// Литературное обозрение, — 1996. № 2- Пахмусс Т. З. Гиппиус в «Числах"// Там жеПахмусс Т. Савинков в жизни З. Гиппиус // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.: Ежегодник 1997. М., 1998; Пахмусс Т. Из архивов З. Н. Гиппиус: ранние годы эмиграции// Записки Русской академической группа в США.-Нью-Йорк, 1990. Т.23-Пахмусс Т. З. Гиппиус о Куприне как художнике// Возрождение.-1967.-№ 186- Пахмусс Т. Д. Мережковский и З. Гиппиус как авторы сценариев// Новый журнал.- 1987. Кн. 167 и др.
С середины 80-х гг. XX века по начало XX] в.- третий и самый насыщенный период историографии деятельности и взглядов Гиппиус. Изменения, произошедшие в России, вызвали интерес исследователей к эмиграции29 и представителям Русского зарубежья. Немаловажную роль в этом сыграло и возвращение в Россию большого количества архивного материала, но, несмотря на это, преобладающим аспектом в исследованиях все также оставалось изучение литературного творчества Гиппиус. В 1995 году впервые в России в Институте мировой литературе Российской Академии Наук прошла международная научная конференция, посвященная жизни и творчеству З. Н. Гиппиус. Ее результатом стало появление коллективной монографии, которая включает в себя статьи, посвященные анализу взглядов Гиппиус на.
30 революцию, Россию, большевиков, самодержавие. К этому периоду необходимо отнести и издание и переиздание ее работ, дневников, воспоминаний, сопровождаемые вступительными статьями, в которых исследователи не.
29 См., например: Антропов O.K. История отечественной эмиграции.- Кн. 1.-Астрахань, 1996; Раев М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919;1939. М., 1994; Костиков В. В. Не будем проклинать изгнанье.(Пути и судьбы русской эмиграции).- М., 1990; Ипполитов С. С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс.- М., 2004;Назаров М. Миссия русской эмиграции, — Ставрополь, 1992; Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920;х годов.-М., 1991; Суомела Ю. Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы в 1918;1940 гг.- СПб., 2004; Челышев Е. П. Российская эмиграция: 1920;30-е годы. История и современность.- М., 2002 и др.
30 Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования.- М., 2002. 384с. только знакомят с биографией, но и делают попытки изучения общественно.
31 политических взглядов Гиппиус. В это же время появляются работы, посвященные отдельным периодам ее жизни. Так, например, сравнительно подробно исследуется деятельность Гиппиус в Польше в 1920 году, 32.
33 взаимоотношения с государственными и политическими деятелями. Значительным явлением в изучении творчества Гиппиус является книга С. Н. Савельева «Жанна д’Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль. Зинаида Гиппиус». В ней делается попытка рассмотрения общественно-политической деятельности Гиппиус на протяжении всей ее жизни, ее.
31 Азадовский К. М. З. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество// Гиппиус З. Н. Сочинения: СтихотворенияПроза/ Сост., вступ. ст. К. Азадовского.-Л., 1991; А. Н. Николюкин 3. Гиппиус в эмиграции// Гиппиус З. Н. Дневники: В 2 кн./ Под ред. А. Н. Николюкина.- М., 1999; Павлова М. Мученики великого религиозного процесса// Д. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов Царь и революция/ Под ред. М. А. Корелова.- М., 1999.
32 Бялокозович Ю. Юзеф Чапский и литературный триумвират (Д.Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов)// «Путь романтичный совершил.».- М., 1996. С.300−323- Звонарева Л. У. Европа и Россия в 1920 году: взгляд Гиппиус и Мережковского// Новый журнал.- 2000, — Кн.219- Мережковский Д.С.- Гиппиус З. Н., Философов Д. В., Злобин В. А. в Вильнюсе в 1920 году/ Публ. и примеч. П. Лавринца// Балтийский архив: Альманах.- Рига, 1999. Вып.2.
33 Колоницкий Б. И. А. Ф. Керенский и круг Мережковских (1917 год)// Петроградская интеллигенция в 1917 году/ Отв. ред. О. Н. Знаменский.- М.-Л., 1990; Осьмина Е. «Мы объявим. наш Союз духа существующим.» (Мережковские и Н. В. Чайковский в 1920 — е гг.)// Диаспора: новые материалы.- Спб., 2003. Вып.5. отношение к историческим событиям и в итоге автор приходит к выводу, что все ее действия пронизаны любовью к России, желанием видеть ее свободной от большевиков.34 Также хотелось бы выделить работу В. И. Хрисанфова «Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус: из жизни в эмиграции».35 Автор на основе огромного количества источников исследует деятельность Гиппиус в эмиграции, но, к сожалению, мало анализируя ее общественнополитические взгляды. В целом же Хрисанфов довольно негативно оценивает деятельность и поведение Гиппиус, пытаясь на первое место поставить ее меркантильные стремления (страсть к деньгам, к лидерству, к критике).
Таким образом, на данном этапе З. Н. Гиппиус рассматривается не только как литератор, но и как общественный деятель, работ же, в целом освещающих общественно-политические взгляды, выявляющие ее роль в жизни России и эмиграции, ее взглядам на национальный вопрос, фашизм, власть, отношение с политическими партиями, в отечественной историографии нет. Отсутствие такого рода исследований делает актуальным и необходимым появление настоящей работы.
Источниковая база по теме обширна и может быть разделена на несколько групп.
К первой группе источников следует отнести работы З. Н. Гиппиус. Заметим, что отдельных трудов, посвященных конкретным общественно-политическим проблемам, у нее нет. Поэтому возможность выявить методологическую основу взглядов дают публицистические работы Гиппиусстатьи в.
34 Савельев С. Н. Жанна д’Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль. Зинаида Гиппиус.- М., 1992. С. 62.
Хрисанфов В.И. Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус: из жизни в эмиграции.-СПб., 2001. 184с. журналах и газетах, которые позволяют нам увидеть ее отношение к у /Г политической ситуации, как в России, так и в Европе. Некоторые из этих статей были объединены в сборники — «Литературный дневник», «Царь и революция», «Царство Антихриста». Обозначенные работы освящают не только революционные события 1905 и 1917 годов, Первую и Вторую мировые войны, но и отражают отношение Гиппиус к национальному вопросу, партиям, власти. В последнее время изданы три тома статей З. Гиппиус, опубликованных ло в эмиграции в период с 1920 по 1939 гг. В работе использовано около 100 статей, художественные же произведения привлекались как вспомогательный материал.
36 Гиппиус З. Н. (Антон Крайний) Братская могила// Весы.- 1907. № 7- Гиппиус З. Н. Острая точка// Русская мысль.- 1908. № 2- Гиппиус З. Н. Разочарование и предчувствие// Русская мысль.- 1910. № 2- Гиппиус З. Н. В наши времена// Голос жизни.-1914. № 4- Гиппиус З. Н. Красная стена// Однодневная «Газета-протест». — 1917. 26 ноябряГиппиус З. Н. Заметки о человечестве// Новый корабль.- 128. № 2- Гиппиус З. Н. Шесть вопросов// Возрождение.- 1928. 1 мая.-№ 1064- Гиппиус З. Н. Мечта// За свободу!- Варшава.- 1928.-12 декабря.-№ 286- Гиппиус З. Н. Современность// Новая Россия.-1937. 21 декабря.-№ 38 и мн. др.
Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Литературный дневник.- СПб., 1908; Гиппиус З. Н., Мережковский Д. С., Философов Д. В. Царь и революция.- Париж, 1907; Гиппиус З. Н., Мережковский Д. С. и др. Царство Антихриста.- Мюнхен, 1921.
38 Гиппиус З. Н. Мечты и кошмар (1920;1925)/ Сост., вступ. ст. А.Н. Николюки-на. — СПб., 2002; Гиппиус З. Н. Чего не было и что было. Неизвестная проза (1926;1930)/ Сост., вступ. ст. А. Н. Николюкина. — Спб., 2002. Гиппиус З. Н. Арифметика любви (1930;1939)/ Сост., вступ. ст. А. Н. Николюкина.- Спб., 2003.
Вторая группа источников — работы современников З.Гиппиус. Так, например, работы философов Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. В. Шульгина, И. А. Ильина позволяют рассмотреть взгляды Гиппиус по проблеме национальных свойств русских и русскости в единстве. Работа же А. Кизеветтера о Манифесте 17 октября 1905 года наиболее ярко дополняет мнение Гиппиус о данных народу свободах и роли власти в обществе.
Третья группа источников — мемуары и дневники. Отметим, что отдельной книги воспоминаний непосредственно о себе З. Н. Гиппиус не оставила. Исключение составляет небольшая «Автобиографическая заметка», появившаяся в 1914 году.40 Основные сведения о жизнедеятельности и взглядах З. Гиппиус мы находим в ее книге о Д. С. Мережковском, изданной впервые ее секретарем В. Злобиным в 1951 году.41 В книге не только воссоздается образ Дмитрия Сергеевича и Зинаиды Николаевны, но и нарисована документальная картина исторических событий России на рубеже веков. К сожалению, воспоминания не закончены и обрываются на первом их году жизни в эмиграции, в Польше. Мемуары известных общественных деятелей, литераторов — Г. Адамовича, А. Белого, Н. Бердяева, М. Вишняка, Б. Савинкова,.
39 Бердяев Н. А. Судьба России.- М., 1990; Ильин И. А. О России.- М., 1991; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра.- М., 1991; Шульгин В. А. «Что нам в них не нравится.» Об антисемитизме в России.- М., 1994; Кизеветтер А. А. О чем сказано в Манифесте 17 октября 1905 года.- М., 1905; Вишняк М. Два пути (Февраль и Октябрь).-Париж, 1931; Шестов Л. Что такое болыневизм.-Берлин, 1920; Трубецкой Н. С. О расизме// Нева.-1994.-№ 7 и др.
40 Гиппиус З. Н. Автобиографическая заметка// Русская литература XX века (1890−1910)/Под ред. С. А. Венгерова.- М., 1914. Т.1. Кн.2.
41 Гиппиус З. Н. Дмитрий Мережковский.- Вашингтон, 1951.
П.Милюкова и др. дают нам возможность выявить основные этапы ее общественно-политической деятельности.42 Ценным источником являются и дневники З. Н. Гипиус.43 В самых ранних дневниках («Дневник любовных историй», «О Бывшем») она повествует о своих религиозно-философских исканиях на рубеже столетий и о начале религиозно-философского движения в России. Наибольшей известностью из дневников пользуются ее «Петербургские дневники» (1914;1917), изданные первоначально под названием «Синяя книга» (Белград, 1929). В нем Гиппиус высказывает свое отношение к войне, к революционным событиям 1917 года, к политическим партиям. Дневники с ноября 1917 до июня 1919 года Гиппиус считала утерянными, но они сохранились в Отделе Рукописей Российской Национальной Библиотеки в С.- Петербурге (ф.481) и впервые были опубликованы только в 1992 году.44 Здесь Гиппиус описывает сложившуюся ситуацию в России после Октября 1917 года, высказывая при этом свое отношение по основным политическим вопросам этого времени. В «Черной книжке» (1919)45 запечатлены описания массовых расстрелов интеллигенции, дана характеристика лидерам революции и писателям, перешедшим на сторону большевиков. О своем пребывании в.
42 Адамович Г. Одиночество и свобода.- М., 1996; Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн.- М., 1990; Савинков Б. Воспоминания.- М., 1990; Милюков П. Н. Воспоминания (1895−1917). В 2-х тт.- М., 1990 и др.
43 Впервые: Гиппиус З. Н. Дневник любовных историй (1893−1904)// Возрождение. — Париж.- 1969. № 211,212- Гиппиус З. Н. О Бывшем (1899−1914)// Возрождение. — Париж.- 1970. № 218,219,220.
44 Впервые: Гиппиус З. Н. Черные тетради/Публ. М.М. Павловой// Звенья: исторический альманах.-М., СПб., 1992.
45 Впервые: Гиппиус З. Н. Черная книжка//Русская мысль.- София.-1921. №½.
Польше и о деятельности там в 1920 году повествует она в «Варшавском дневнике» (1920;1921), 46 в котором, кроме этого, изложена и основная ее позиция по отношению к большевистскому режиму. В дневниках за 1933, 1934 года, в «Итальянском дневнике» (1935;1937), дневнике за 1939 год («Год войны»), за 1940 («Серое с красным»)47 четко выражена ее позиция по отношению к новой идеологии — фашизму, к политике России и европейских стран.
Четвертая группа источников — эпистолярия: переписка З. Н. Гиппиус с родными48 и современниками, 49 а также, письма, в которых упоминается Зинаида Николаевна. Заметим, что эпистолярное наследие Гиппиус весьма обширно. В настоящее время доступен том переписки (Pachmuss Temira Intellect and ideas in Action: Selected Correspondence of Zinaida Hippius.
46 Впервые: Гиппиус З. Н. Варшавский дневник (1920;1921)// Возрождение.-1969.-№ 214,215,216.
47 Впервые: Гиппиус З. Н. Дневник 1933 года// Новый журнал.-1968.-№ 92- Гиппиус З. Н. Дневник 1934 года// Pachmus Т. Intellect and ideas in action: Selected correspondence of Z.Hippius.- Munchen, 1972; Гиппиус З. Н. Итальянский дневник// Новое литературное обозрение.- 1997. № 27- Гиппиус З. Н. Год войны (1939)// Наше наследие,-1993. 328- Гиппиус З. Н. Серое с красным (1940)// Новый журнал, — 1953.-№ 33.
48 См., например: Пахмусс Т. Страницы из прошлого. Переписка З. Н. Гиппиус, Д. В. Философова и близких к ним в «Главном"// Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.: Ежегодник 1997. М., 1998.
49 Письма З. Гиппиус к В. Злобину// Новый журнал.-1998. № 210- Письма З. Гиппиус к А. Амфитеатрову/ Публ. Ж. Шерона// Новый журнал.- 1992.-Кн.187- Письма З. Гиппиус к М. Вишняку// Новый журнал.- 1954. № 37 и др.
Munchen, 1972), сопровождаемой небольшой книгой (Гиппиус Зинаида. Письма к Берберовой и Ходасевичу.- Ann Arbon, 1978), и ряд солидных публикаций, изданных как в России, так и за рубежом. Но, к сожалению, во многих исследованиях письма Гиппиус цитировались не полностью. В настоящее время существует только две работы, полностью посвященных эпистолярному наследию Гиппиус.50 Письма, в которых упоминается З. Гиппиус, освещают не только отношения с современниками, но и общественно-политическую деятельность. Так, например, в письмах Д. В. Философова матери довольно много говорится о деятельности Гиппиус в эмиграции 1906;1908 годов.51.
К пятой группе источников относятся документы органов государственной власти, отчеты Религиозно-философских собраний.
В настоящей диссертации использовались как опубликованные источники, так и неопубликованные архивные материалы из 4 архивохранилищГосударственного Архива Российской Федерации, Российского Государственного Архива Литературы и Искусства, Отдела Рукописей.
50 Вишняк М. З. Н. Гиппиус в письмах// Новый журнал.- 1954. № 37- Багно В. Е. «Красный» цикл писем З. Гиппиус к 3. Венгеровой// Русская литература.-1998.-№ 1.
51 См., например: Пахмусс Т. Страницы из прошлого. Переписка З. Н. Гиппиус, Д. В. Философова и близких к ним в «Главном"// Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.: Ежегодник 1997, — М., 1998.-С.81. Письмо от 2 августа 1905 года.
52 Докладная записка чиновника для особых поручений В. М. Скворцова от 1 сентября 1902 года//ГА РФ Ф.1574. Оп. 2. Д. 191. Л.23,23об., 26.
53 Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901;1903).-СПб., 1906.
Российской Государственной Библиотеки, Отдела рукописей Российской Национальной Библиотеки. Необходимо отметить, что в Российском Государственном Архиве Литературы и Искусства есть личный фонд З. Н. Гиппиус (Ф. 154). Фонд составлен из материалов, переданных в 1945 году Литературным музеем, получившим их от Русского Заграничного Архива в Праге, и имеет 26 единиц хранения. Первая часть фонда — стихи З. Н. Гиппиус, вторая часть — дневники с 1918 по 1925 гг. и ее фотографии. Основная часть использованных архивных материалов сосредоточена в Государственном Архиве Российской Федерации54 и Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеке55 — это письма, документы политического и научного характера. Большой интерес представляет фонд С. Каблукова (Ф.322) в Отделе Рукописей Российской Национальной Библиотеки. Здесь достаточно большое количество документов, относящихся к деятельности Гиппиус и Мережковского в 1905 году.56.
Кроме того, следует подчеркнуть, что часть архивных материалов не была опубликована и впервые вводится нами в научный оборот. К этой группе относятся, прежде всего, письма. Так, например, в письме к Е. К. Брешко.
54 Письма З. Н. Гиппиус Н.В. Чайковскому// Ф.5805. Оп.1. Д. 109. Письма З. Гиппиус Б. Савинкову// Ф.5831. Оп.1. Д. 126. Письма З. Гиппиус П.Милюкову 1922;1930 гг.// Ф.6845. Оп.1. Д. 275.
55 Письма З. Гиппиус В. Брюсову// Ф.386. карт.82. Ед.хр. 40,41,42. Письма З. Гиппиус В.Розанову// Ф.249. Карт. 3878. Ед.хр. 2. Письма З. Гиппиус В. Иванову// Ф.109. Карт. 19. Ед.хр. 21. и др.
56 «Воззвание» к русской церкви. Составлено Мережковским// Ф.322. Ед.хр.Ю. Л.97−103- Письмо А. Д. Оболенского Д.С. Мережковскому от 27 октября 1905 года//Ф.322. Ед.хр. 10. Л.90.
Брешковской ясно прослеживается отношение Гиппиус к партии социал-революционеров.57 В письмах к П. Н. Милюкову за 1922 год З. Гиппиус го высказывает свое отношение к большевистскому режиму.
Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о том, что источниковая база является репрезентативной для изучения темы диссертации.
Объектом исследования является развитие общественно-политической мысли конца Х]Х — первой половины XX вв.
Предметом исследования является общественно-политическая деятельность и взгляды З. Н. Гиппиус.
Хронологические рамки исследования — конец Х|Х века — 40-е гг. XX века.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является анализ общественно-политической деятельности и взглядов Зинаиды Николаевны Гиппиус.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи.
• рассмотреть общественно-политическую деятельность Зинаиды Николаевны Гиппиус как в России, так и в эмиграции.
• проанализировать отношение Гиппиус к наиболее спорным вопросам современной для нее общественно-политической жизни — на форму государственного правления, ее отношение к различным политическим партиям, к фашизму, национальному вопросу.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы,.
Заключение
.
Происходившие в XX веке исторические события не могли оставить равнодушным любого человека. Всю свою жизнь Зинаида Николаевна Гиппиус пыталась не только теоретически, но и практически воплощать свои идеи, решать актуальные вопросы действительности. Деятельность Гиппиус была активной и разносторонней как в России, так и в эмиграции. В настоящей работе впервые в исторической науке была предпринята попытка комплексного анализа общественно-политических взглядов и деятельности З. Н. Гиппиус. Ряд источников (письма, работы Гиппиус, документы государственных органов власти) впервые вводятся нами в научный оборот.
В исследовании предлагается следующая периодизация общественно-политической деятельности З. Н. Гиппиус:
1) 90-е гг. Х]Хвека- 1908 г.: организация Религиозно-философских собраний и издание журнала «Новый путь», деятельность в эмиграции 1906 -1908 гг.
2) 1908;1919 гг.: участие в общественных организациях, обсуждение исторических событий и политических проблем с лидерами политиче.
•) ских партий.
3) 1920;1940 гг: общественная и политическая деятельность в эмиграцииорганизация союзов, обществ, встречи с главами государств европейских стран.
Говорить же о начале общественно и политической деятельности Гиппиус необходимо с 1901 года — времени организации РФС, а не с 1905, как утверждают многие исследователи творчества Мережковских, в том числе и Т.Пахмусс. Цель РФС — показать отношение церкви к общественной жизни, государству, интеллигенции, нации, семье, объединить представителей светской и духовной власти. Несмотря на то, что диалога между интеллигенцией и духовенством не получилось, сама идея организации подобного рода собраний является «революционной», попыткой формирования нового мировоззрения в обществе.
З.Н.Гиппиус пыталась воплотить демократические ценности на практике, найти пути решения насущных общественно-политических проблем. Высказанные ею идеи в отношении деятельности политических партий и их лидеров, глав государств и политики европейских стран в целом, соответствуют представлениям эмигрантов «первой волны», которые считали человека высшей ценностью, противопоставляя идеи свободы установленному в России тоталитарному режиму. Без сомнения, авторитет З. Н. Гиппиус среди политических партий был огромен. Она не была членом ни одной партии, но имела отношения в разной степени ко всем.
Как многие представители российского зарубежья, Гиппиус следила за происходящем в России, давая свои оценки и комментарии. Главным врагом в ее жизни были большевики, которые, по ее мнению, были посланы Германией для разорения России. До конца своих дней Гиппиус искала себе союзников в борьбе с ними. Первоначально таким союзником должен был стать Ю. Пилсудский, потом Б. Муссолини и, наконец, с 30-х годов А.Гитлер. С одной стороны, Гиппиус критиковала нацизм, с другойдля нее «Гитлерлучшее (меньшее зло, чем большевизм)».
Изучение общественно-политической деятельности З. Н. Гиппиус дает нам основание сделать вывод, что Гиппиус была не только известным литератором, критиком, но и общественным деятелем, обладающим огромным авторитетом среди политических лидеров, глав государств, общественных деятелей. З. Н. Гиппиус сыграла значительную роль в общественнополитической жизни России и русского зарубежья, именно поэтому ее взгляды заслуживают серьезного изучения.
Список литературы
- Архивные источники: Государственный Архив Российской Федерации
- Докладная записка чиновника для особых поручений В. М. Скворцова от 1 сентября 1902 г.// Ф.1574. Оп.2. Д. 191. Л.23,23об, 26.
- Письма З. Н. Гиппиус Б. Савинкову (1908−1923).// Ф.5831. Оп.1. Д. 126.
- Письмо З. Н. Гиппиус Е.К.Брешко-Брешковской. 22 августа 1917 г.// Ф. 5975 Оп.1. Д. 275.
- Письма З. Н. Гиппиус П.Н. Милюкову 1922−1930гг.// Ф. 6845 Оп.1. Д. 338.
- Письма З. Н. Гиппиус Н.В. Чайковскому.// Ф.5805. Оп.1. Д. 109.
- Письма Д. С. Мережковского Н.В. Чайковскому.//Ф. 5805. Оп.1. Д. 269.
- З.Н.Гиппиус // Ф. 154. On. 1. 26 ед.хр.
- Письма З. Н. Гиппиус А.Л. Волынскому.// Ф.95. On. 1. Д. 430.
- Письмо А. Л. Волынского З.Н. Гиппиус.// Ф. 95. On. 1. Д. 184.
- Письма З. Н. Гиппиус А.С. Суворину. 1894 -1908гг.// Ф. 459. Оп.2. Д. 2631.
- Белый А. Ракурс к дневнику.// Ф.53. Оп.1. Д. 100. Л.17об.
- Письма и телеграмма З. Н. Гиппиус А.Д.Бугаевой. 1906−1907гг.// Ф. 53. Оп.1. Д. 366.
- Письма З. Н. Гиппиус Н. А.Бердяеву (22 апреля 1906- 26 июля 1908).// Ф. 1496. Оп.1. Д. 276.
- Письмо А. Белого к А.Д.Бугаевой от 18 февраля 1907 г.// Ф.53. On. 1. Д. 358. Л. 12.
- Письмо Л. Бакста к В. Нувелю от ноября 1907 г.// Ф.781. On. 1. Д. 2. Л.13.
- Письмо С. Н. Булгакова А.С. Глинке от 12 декабря 1908 г.// Ф. 142. On. 1. Д. 198. Л.95.
- Письма З. Н. Гиппиус Н. Бердяеву 1922−1927 гг.// Ф.1496. Оп.1. Д. 427.
- Отдел Рукописей Российской Государственной Библиотеки
- Письма З. Н. Гиппиус В.Розанову. 1897,1902−1904.// Ф. 249. Карт. М. 3872. Ед.хр. 2.
- Гиппиус З.Н. «Собрание стихов. Книга вторая».// Ф. 190 Карт. 19. Ед.хр. 1. Л. 2об.
- Письмо А. Белого В. Брюсову от 23 сентября 1903 г.// Ф.386. 79. 1−3. Л. 23.
- Письмо А. В. Карташева А. Белому от 29 ноября 1905г.// Ф.25.Карт.17. Ед.хр. 18. Л. 34.
- Письма В. Брюсова З. Н. Гиппиус.1906−1907.// Ф.386. Карт.70. Ед.хр. 38.
- Письмо З. Н. Гиппиус А. Белому от 21 марта 1907 г.// Ф.25. Карт. 14. Ед.хр. 6. Л. 51−52.
- Письмо Д.В. Философова А.Белому от 28 марта 1907 г.// Ф.25. Карт. 24. Ед.хр. 16. Л. 22об-23.
- Письмо Д. В. Философова К.И. Чуковскому от 14 февраля 1908 г.// Ф. 620. Карт. 72. Ед.хр. 16. Л.1−1об.
- Письмо З. Н. Гиппиус В. Брюсову от 7 апреля 1908 Г.//Ф.386. Карт. 82. Ед.хр. 40. Л. Зоб.
- Письма З. Н. Гиппиус В. Розанову за 1908 г.// Ф. 249. Карт. М. 3872. Ед.хр.З.
- Письма З. Н. Гиппиус В.И. Иванову. 25 ноября 1908- 1911 гг.// Ф.109. Карт. 19. Ед.хр. 21.
- Письма З. НГиппиус В. Брюсову. 1910 г.// Ф.386.Карт.82. Ед.хр.41.
- Письма З. НГиппиус В.Брюсову. 1911−1914 гг.// Ф.386. Карт. 82. Ед.хр.42.
- Отдел Рукописей Российской Национальной Библиотеки
- Письмо З.Г. Гиппиус к В. Гиппиус от 8/19 апреля 1896 г. // Ф. 481. Ед.хр. 38. Л.7.
- Письмо А. Д. Оболенского Д.С. Мережковскому от 27 октября 1905 г.// Ф. 322. Ед.хр. 10. Л.90.33. «Воззвание» к русской церкви 1905 г. Составлено Мережковским.// Ф.322 Ед.хр. 10 Л. 97−103.
- Письмо З.Н. Гиппиус к Е.В.Дягилевой от 8 июля 1905 г.// Ф.102. Ед.хр. 118. Л. Моб.
- Опубликованные источники: 1. Работы З. Н. Гиппиус
- Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Анекдот об испанском короле// Весы.-1907.- № 8.
- Гишшус З.Н. (Антон Крайний) Репа// Весы.- 1908.- № 2.
- Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Беллетристические воды// Русская мысль.-1912.-№ 8.
- Гиппиус З.Н. Как мы воинам писали и что они нам отвечали.-М., 1915.
- Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Дыр, бул, щур// Вечерний звон.-1917.- № 10.
- Гиппиус З.Н. Красная стена// Однодневная «Газета- протест».- 1917.26 ноября.
- Гиппиус З.Н. С того света// Свобода, — Варшава.- 1920.- 17 июля.- № 1.
- Гиппиус З.Н. Интервенция// Общее дело.- Париж.- 1921.- 16 февраля.- № 216. 49. Гиппиус З. Н. Свержение большевиков// Общее дело.- Париж.- 1921.23 января.- № 192.
- Гиппиус З.Н. Февраль// Общее дело.- Париж.- 1921.- 30 января.- № 199.
- Гиппиус З.Н. Там и здесь// Общее дело.- Париж.- 1921.-4 апреля.- № 263.
- Гиппиус З.Н. Антисемитизм// Общее дело.- Париж.- 1921.- 24 июня.-№ 343.
- Гиппиус З.Н. Единый погромщик// Общее дело.- Париж.- 1921.2 августа.- № 381.
- Гиппиус З.Н. Жирные куски.- Общее дело.- Париж.- 1921.- 28 августа.-№ 407.
- Гиппиус З.Н. Бесстрашная любовь (Русский народ и Иван Бунин)// Общее дело.- Париж.- 1921.- 23 октября.- № 463.
- Гиппиус З.Н. О верности// Общее дело.- Париж.-1922.- 1 января.- № 531.
- Гиппиус З.Н. Где революция? (Записки поэта)// Общее дело.- Париж,-1922.- 13 января,-№ 539.
- Гиппиус З.Н. Что думают в России// Последние новости.- Париж.- 1923.5 мая.- № 932.
- Гипиус З.Н. Способным к рассуждению// Возрождение.- Париж.- 1925.23 октября.- № 1687.
- Гиппиус З.Н. Судьба Есениных// Последние новости.- Париж.- 1926.28 января.-№ 1772.
- Гиппиус З.Н. Точка.- Последние новости.- Париж.- 1926.- 7 марта.- № 1810.
- Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) О «Верстах» и о прочем// Последние новости.- Париж.- 1926.- 14 августа.- № 1970.
- Гиппиус З. Н, Чего не было и что было// Последние новости.- Париж.-1926.- 15 октября.- № 2032.
- Гиппиус З.Н. Меч и крест// Современные записки.- Париж.- 1926.- № 27.
- Гиппиус З.Н. Второй кошмар// Последние новости.- Париж.- 1927.2 марта.- № 170.
- Гиппиус З.Н. Застигнутая в пути// Последние новости.- Париж.- 1927.31 марта.-№ 2199.
- Гиппиус З.Н. Третий путь// Возрождение.- Париж.- 1927.- 4 декабря.- № 915.
- Гиппиус З.Н. Заметки о человечестве.// Новый корабль.- 1928.- № 2.
- Гиппиус З.Н. Не нравится- нравится// Новый корабль.- Париж.- 1928.- № 4.
- Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Невоспитанность// Новый корабль.-Париж.- 1928.-№ 3.
- Гиппиус З.Н. Шесть вопросов// Возрождение.- Париж.- 1928.- 1 мая.-№ 1064.
- Гиппиус З.Н. Какой социализм? Какая религия?// Возрождение.- Париж.-1928.- 11 июня.-№ 1106.
- Гиппиус З.Н. «Глаза лани»// За свободу!- Варшава.- 1928.- 22 августа.-№ 195.
- Гиппиус З.Н. Мечта// За свободу!- Варшава.- 1928.- 12 декабря.- № 286.
- Гиппиус З.Н. Почему нам скучно? // За свободу! Варшава.-1930.-24 марта.- № 80.
- Гиппиус З.Н. Слова и люди (Заметки о Петербурге 1904−1905 гг.)// Последние новости.- 1932.- 27 мая.- № 4083.- С. 2.
- Гиппиус З.Н. Флоренция- сегодня// Последние новости.- Париж.- 1932.18 июня.-№ 4105.
- Гиппиус З.Н. «Интуристы» у фашистов// Сегодня.- Рига.- 1932.- 31 июля.-№ 210.
- Гиппиус З.Н. Встречи и свобода// Встречи.- Париж.- 1934.- 32.- февраль.
- Гиппиус З.Н. Современность//Новая Россия.- 1937.- 21 декабря.- № 38.
- Гиппиус З.Н. Встречи с М.Г. Савиной// Возрождение.- 1950.- № 7.
- Гиппиус З.Н. За час до манифеста/ Предисловие В. А. Злобина.// Возрождение.- 1957.-№ 64.
- Гиппиус З.Н. Коричневая тетрадь// Возрождение.- 1970.- № 221.
- Гиппиус З.Н. Символ веры/ Публ. Т. Пахмусс// Новый журнал.- 1975.- № 121.
- Гиппиус З.Н. Лекция в Минске// Вестник русского христианскогодвижения.- Париж, Мюнхен, Нью-Йорк, 1986.- № 147.
- Гиппиус З.Н. Воспоминания о Религиозно-философских собраниях// Наше наследие.- 1990.- № 4.
- Гиппиус З.Н. Вторая Черная тетрадь/ Публ. М.Павловой.// Наше наследие.- 1990.-№ 6.
- Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения, Проза/ Сост., подгот. текста, вступ.ст. К. Азадовского, А. Лаврова.- Л., 1991.- 672с.
- Гиппиус З.Н. Год войны (1939): Дневник./ Предисл., коммент. А. Морозова.// Наше наследие.- 1993.- № 28.
- Гиппиус З.Н. Из записных книжек 1932−1939/ Публ. и вступ. заметка Т. Пахмусс.// Новый журнал.- 1996.- Кн.203/ 204.
- Гиппиус З.Н. Дневники. В 2-х кн. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина.- М., 1999.
- Гиппиус З.Н., Мережковский Д. С., Философов Д. В. Царь и революция. Сборник./ Под ред. М. А. Корелова.- М., 1999.- 224с.
- Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т. 1. Новые люди: Романы. Рассказы.-М., 2001.- 544с.
- Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.2.Сумерки духа: Роман. Повести. Рассказы. Стихотворения.- М., 2001.-560с.
- Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т. З. Алый меч: Повести. Рассказы. Стихотворения.- М., 2001.-576с.
- Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.4. Лунные муравьи: Рассказы. Пьесы.- М., 2001.- 528с.
- Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.5. Чертова кукла: Романы. Стихотворения.- М., 2002.-496с.
- ЮО.Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т.6. Живые лица: Воспоминания. Стихотворения.- М., 2002.- 704с.
- Ю2.Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т.8.Дневники:1893−1919.1. М., 2003.
- Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.9.Дневники 1919−1941. Из публицистики 1907−1917 гг. Воспоминания современников.- М., 2005.- 560с. Ю4. Гиппиус З. Н. Живые лица/ Сост., вступ. Статья А. Н. Николюкина.- М., 2002.- 448с.
- Гиппиус З.Н. Мечты и кошмар (1920−1925)/ Сост, вступ. статья А. Н. Николюкина, — СПб., 2002.- 560с.
- Юб.Гиппиус З. Н. Чего не было и что было. Неизвестная проза (1926−1930)/ Сост., вступ. Статья А. Н. Николюкина.- СПб., 2002.- 592с. Ю7. Гиппиус З. Н. Арифметика любви (1931−1939)/ Сост., вступ. Статья А. Н. Николюкина.- СПб., 2003.- 640с.
- Теоретические работы философов и современников З.Н. Гиппиус
- Ю8.Белый А. Арабески: Книга статей.- М., 1911.
- Белый А. Россия// Нация и империя в русской мысли XX века/ Сост, вступ. ст. С. М. Сергеева.- М., 2004.
- Ю.БердяевН.А. Духовный кризис интеллигенции.- М., 1998.- 400с. Ш. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века// О России и русской философской культуре. Философы русской послеоктябрьского зарубежья.- М., 1990.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философского мышления.- М., 1990. ПЗ. Бердяев Н. А. Судьба России.- М., 1990.
- Вишняк М. Два пути (Русский национальный характер)// Вопросы философии.-1995.- № 6.
- Гершензон М. Урок войны// Отечество Птг.-1915.- № 1.
- Ильин И.А. О России.- М., 1991.
- Карташев А.В. Идеологический и церковный путь Франка// Памяти С.Франка.- Мюнхен, 1954
- Кизеветтер А.А. О чем сказано в Манифесте 17 октября 1905 года.-М., 1905.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.- М., 1991.
- Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции/ Сост., комментарии О. А. Коростелева и А. Н. Николюкина.- Спб., 2001.- 656с.
- Милюков П.Н. От русских конституционалистов// Освобождение.- 1902.-№ 1.-18 июня (1 июля).123 .Милюков П. Н. Россия на переломе. Большевистский период революции.-Париж, 1927.
- Новгородцев П.И. Об общественном идеале.- М., 1991.
- Перцов П.П. Новый путь// Новый путь.- 1903.- № 1.-С.5−6.
- Розанов В. Серьезный критик// Новый путь.- 1903.- Апрель.- С. 109.
- Солоневич И.Л. Белая империя.- М., 1997.
- Солоневич И.Л. Народная монархия.- М., 1991.
- Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.- Т. 1.-Лондон, 1990.
- Струве П.Б. В чем революция и контрреволюция?// Родина.- 1992.- № 3.
- Струве П.Б. «Современность» и «элементарность» русской революции// Русская мысль.- 1907.- 2 января.
- Струве П.Б. «Штурм небес» (Борьба советской власти с религией)// Вестник РСХД.- 1970.-№ 95−96.
- Тимашев Н.С. Судьбы культуры в советской России (1917- 1921)// Русская мысль.- 1923−1924.- Кн. 10−11.
- Трубецкой Н.С. О расизме// Нева.- 1994.- № 7.
- Шестов Л. Что такое большевизм.- Берлин, 1920.
- Шульгин В.В. «Что нам в них не нравится.» Об антисемитизме в России.- М., 1994.3. Мемуары
- Адамович Г. Одиночество и свобода.- М., 1996.- 447с.
- Анциферов Н.П. Три главы из воспоминаний/ Публ. С. Еленина и Ю. Овчинникова.// Память: исторический сборник.- Париж.- 1981.- Вып.4.
- Белый А. Между двух революций. Воспоминания. В 3-х кн. Кн.З./ Подгот. текста и коммент. А. Лаврова.- М., 1990.- 670.
- Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1./ Вступ. статья, коммент. А. Лаврова.- М., 1989.-543с.
- Белый А. Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. Кн.2./ Подгот. текста и коммент. А. Лаврова.- М., 1990.- 687с.
- Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн.- М., 1990.
- Берберова Н.Н. Курсив мой: Автобиография.- М., 1999.-736с.
- Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза/ Сост., вступ. статья Е. В. Ивановой.- М., 2002.- 415с.
- Бунин И.А. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.6. Воспоминания. Дневники. Статьи/ Подгот. текста О. Н. Михайлова.- М., 1988.- 719с.
- Бунин И., Бунина В. Н. Устами Буниных. Дневники. В 3-х тт.-Франкфурт- на- Майне, 1977.
- Нб.Вересаев В. Воспоминания.- М.- Л., 1946.
- Вишняк М.В. «Современные записки». Воспоминания редактора.-Вашингтон, 1957.-33 6с.
- Дон- Аминадо Поезд на третьем пути.- М., 1991.- 336с.
- Злобин В .А. Тяжелая душа.- М., 2004.- 624с.
- Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары.- М., 1993.-384с.
- Луговой Ал. Из моих воспоминаний о П.О. Вейнберге// Русская школа .-1908.-№ 10.
- Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века.-М., 2000.- 400с.
- Милюков П.Н. Воспоминания (1859−1917). В 2-х тт./ Сост., вступ. статья М. Г. Вандалковской.- М., 1990.
- ОдоевцеваИ. На берегах Невы.- М., 1988.-334с.
- ОдоевцеваИ. На берегах Сены.- М., 1989.- 333с.
- Теляковский В.А. Воспоминания.- М.-л., 1965.
- Терапиано Ю.К. Встречи: 1926−1971.- М., 2002.-384с.
- Тыркова- Вильяме А. В. Воспоминания.- М., 1998.- 560с.
- Тэффи Н.А. З.Гиппиус// Возрождение.- 1955.- № 43.
- Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4.: Некрополь. Воспоминания.-М., 1997.- 744с.
- Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник.- М., 1991.- 688с.
- Фельзен Ю. У Мережковских по воскресеньям// Даугава.- 1989.- № 9. 165. Чуковский К. И. Дневник (1901−1929).- М., 1991.-544с.
- Шагинян М.С. Собрание сочинений в 9-ти тт. Т.1. Человек и время: История человеческого становления.- М., 1986.-720с.
- Яновский В. Поля Елисейские. Книга памяти.- СПб., 1993.
- Документы общественных объединений, политических партий169.3аписки петербургских Религиозно-философских собраний (1902−1903).-Спб., 1906.
- Политическая история русской эмиграции. 1920−1940гг. Документы и материалы/ Под ред. А. Ф. Киселева.- М., 1999.- 776с.5. Письма
- Из писем З. Гиппиус/ Публ. В.Аллоя.// Минувшее: исторический альманах.- Вып.4.-Париж.- 1987.
- Письма Г. В. Адамовича к З.Н. Гиппиус. 1925−1931. / Вступ. статья и коммент. Н.А. Богомолова// Диаспора: новые материалы.- Вып.З.- СПб., 2002.
- Письма З. Н. Гиппиус А. Амфитеатрову / Публ. Ж.Шерона.// Новый журнал.- 1992.-Кн. 187.
- Письма З. Н. Гиппиус к Бему// Новый журнал.- 1997.- Кн.209.
- Письма З.Н. Гиппиус к Берберовой и Ходасевичу.- Ardis/ Ann Arbon, 1978.- 120с.
- Письма З. Гиппиус к М. Вишняку// Новый журнал.- 1954.- № 37.
- Письма З. Н. Гиппиус к A.JI. Волынскому/ Публ. A.JI. Евстигнеевой и Н.К. Пушкаревой// Минувшее: исторический альманах.- Вып. 12.- М.- СПб.,-1993.
- Письма З.Н. Гиппиус к В.А. Злобину// Новый журнал.- 1998.- № 210.
- Письма З. Н. Гиппиус к В.Д. Комаровой/ Публ. Н.А. Богомолова// In memoriam: Сборник памяти Я.С. Лурье/ Сост. Н. М. Ботвинник, Е. И. Ванеева.-Спб., 1997.
- Письма З.Н. Гиппиус Е.Ляцкому// Евгений Ляцкий: Материалы к биографии/ Подгот. текста и публ. С. И. Михальченко.- Брянск, 2000.
- Письма З.Н. Гиппиус к В.Ф. Нувелю/ Вступ. статья, публ. Н.А. Богомолова// Диаспора: новые материалы.- Вып.2.- СПб., 2001.
- Антропов O.K. История отечественной эмиграции.- Кн.1. Социальные и политические сферы жизнедеятельности.Ч.1.- Астрахань, 1996.- 116с.
- Балуев И.И. Гиппиус и «декаденты»// Возрождение.- Париж.- 1968.-№ 194.
- Балуев В.В. Эволюция темы «о человеке» в поэзии Зинаиды Гиппиус// Возрождение.- 1965.-№ 167.
- Банников Н.В. Зинаида Гиппиус// Русская речь.- 1994.- № 4.
- Белова Т.П. 3. Гиппиус и «новое религиозное сознание» в России// Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии иперспективы.-Иваново, 1993.
- Вишняк М.В. 3. Гиппиус в письмах// Новый журнал.- Нью-Йорк.- 1954.-№37.
- Воронцова Т. Путешествие Мережковских на Светлояр и очерк З.Н. Гиппиус «Светлое озеро"// Волшебная гора.-1997.- № 6.
- Гиппиус З.Н.: Новые материалы. Исследования.- М., 2002.- 384с. 2Ю. Голлербах Е. А. «К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (1910−1919) в поисках новой русской идентичности"/ Под общ. М. А. Корелова.- СПб., 2000.
- Дальние берега: Портреты писателей эмиграции/ Сост., авт. предисл. В.Крейд.- М., 1994.
- Дюррант Д.С. По материалам архива Д.В. Философова// Лица: Биографический альманах.- М.- СП6.-1994.- Вып.5.
- Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс.- М., 2004.
- История российского зарубежья. Проблемы историографии (конец Х|Х XX вв.) Сборник статей/ Под ред. Ю. А. Полякова, Г. Я. Тарле.- М., 2004.
- Колоницкий Б.И. А.Ф. Керенский и круг Мережковских (1917 год)// Петроградская интеллигенция в 1917 году./ Отв. Ред. О. Н. Знаменский.- М.- Л.- 1990.
- Корелов М.А. «Не мир, но меч». Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех» 1902−1909.- СПб., 1996.-375с.
- Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. (Пути и судьбы русской эмиграции).- М., 1990.
- Купцова И.В. З.Н. Гиппиус о самодержавии// История российской монархии: мнения и оценки.- СПб., 2000.-193с.
- Лавров В.В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции. 1920- 1953.-М., 1989.
- Лейкина Л.В. Творчество З.Н.Гиппиус: Материалы к библиографии,-Смоленск, 1998.-84с.
- Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели.- СПб., 2000.- 784с.
- Михайлова М.В. З.Н. Гиппиус и Г. И. Чулков// Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. № 5.1996.
- Назаров М. Миссия русской эмиграции.- Ставрополь, 1992.
- Нартыев Н.Н. Поэзия З.Н.Гиппиус: проблематика, мотивы, образы.-Волгоград, 1999.- 108с.
- Нация и империя в русской мысли начала XX века.- М., 2004.- 352с.
- Пахмусс Т. З.Гиппиус о Куприне как художнике// Возрождение.- 1967.-№ 186.
- Пахмусс Т. Д. Мережковский и 3. Гиппиус как авторы сценариев// Новый журнал.-Кн. 167.- Нью-Йорк.- 1987.
- Пахмусс Т. Савинков в жизни З.Гиппиус// Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1997.- М., 1998.
- Пахмусс Т. Дневник З. Н. Гиппиус «О Бывшем»// Возрождение.- 1970.-№ 217.
- Пахмусс Т. З.Гиппиус и С. Есенин// Возрождение.- 1966.- № 83.
- Пахмусс Т. З.Гиппиус: Невидимый луч или Воплощенный Будда// Современник- Торонто.- 1971.- № 22.
- Пахмусс Т. Зинаида Гиппиус: Profession de foi// Новый журнал.- 1975.-№ 121.
- Пахмусс Т. Их архивов З.Н.Гиппиус: Ранние годы эмиграции// Русская академическая группа в США.- Нью-Йорк, 1990.- Т.23.
- Пахмусс Т. Чехов в критике Зинаиды Гиппиус// Возрождение.-1966.-№ 176.
- Поляков JI.B. Русские о большевизме.- СПб., 1999.- 440с.
- Пронин А.А. Историография российской эмиграции.- Екатеринбург.-2000.-187с.
- Прохоренко А.В. Все в имени твоем, Россия. Основные парадигмы общественной мысли русского зарубежья.- СПб., 2003.- 184с.
- Раев М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919−1939.-М., 1994.
- Религиозное сознание и революция: Мережковские и Савинков в 1911 году / Предисл. М. А. Корелова и К.Н. Морозова// Вопросы философии.-1994.-№ 10.
- Романовский С.И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции.- СПб., 2000.- 368с.
- Савельев С.Н. Жанна д’Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль. Зинаида Гиппиус.- М., 1992.- 64с.
- Соболев A.JI. Мережковские в Париже: (1906−1908)// Лица: Биографический альманах.- 1.-М.-СП6.Д992.
- Соболев А.Л. «Грядущее». Д. С. Мережковский и З.Н.Гиппиус/Юе visu .-1993.-№ 2.
- Сорокина О. Московиана: жизнь и творчество Ивана Шмелева.- М., 1994.
- Тропкина Н.Е. «В дело вмешался «Викжель»// Русская речь.-1996.- № 5.
- Ходоров А.А. Между религией и революцией: духовные искания русской интеллигенции Серебряного века// ОНС.- 2000.-31.
- Хрисанфов В.И. Д.С. Мережковский и З. Н. Гиппиус: из жизни в эмиграции.- Спб., 2001.- 184с.
- Хрисанфов В.И. Д.Мережковский и З. Гиппиус: из Петрограда в Варшаву// Петербургские чтения.- СПб., 1997.278,Челышев Е. П. Российская эмиграция: 1920−30-е годы. История и современность.-М., 2002.- 280с.
- Шагинян М.С. О блаженстве имущего. Поэзия З.Гиппиус.- М., 1912.- 44с.
- Эткинд А. Хлысты, декаденты, большевики. Начало века в архиве М. Пришвина// Октябрь.- 1996.- № 11.
- Barda A. Bibliographie des oeuvres de Z.Hippius.- Paris., 1975.
- Matich O. Z. Gippius: Theory and Praxis of Love// Культура русского модернизма.- M., 1993.283 .Pachmus Т. Intellect and ideas in action: Sel. correspondence of. Z.Hippius.-Munchen, 1972.