Научное обоснование профилактики медицинских потерь на железнодорожном транспорте (социально-гигиеническое исследование)
Существующие методы оценки ущерба здоровью работников железнодорожного транспорта и, в частности, его ведущей профессиональной группы — водителей локомотивов, как правило, ограничиваются анализом низкоспецифичных по отношению к здоровью показателей. С одной стороны, методы редко учитывают возможности донозологической диагностики заболеваний на уровне качества жизни, с другой — трагической… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ НА
- ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ПОТЕРЬ СВЯЗАННЫХ С НИМ. (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТЕРЬ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
- 3. 1. Преждевременная смертность
- 3. 2. Инвалидность
- 3. 3. Утрата профессиональной пригодности
- ГЛАВА 4. ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТЕРИ ЗДОРОВЬЯ
- 4. 1. Общая заболеваемость
- 4. 2. Предрейсовые медицинские осмотры как инструмент мониторинга здоровья
- ГЛАВА 5. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ МЕДИЦИНСКИХ ПОТЕРЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
- 5. 1. Разработка системы
- 5. 2. Научное обоснование механизма оценки эффективности системы
Научное обоснование профилактики медицинских потерь на железнодорожном транспорте (социально-гигиеническое исследование) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
На современном этапе развития народного хозяйства страны важной общегосударственной задачей является обеспечение транспортных и производящих отраслей трудовыми ресурсами. Сокращение прироста трудовых ресурсов на железнодорожном транспорте — у ведущего перевозчика России, усложняет экономическое развитие государства.
Основное число научных медицинских исследований, связанных с исследованием трудовых ресурсов на железнодорожном транспорте, вполне обосновано, на наш взгляд, концентрируют внимание на клинических и организационных сторонах проблемы профессиональной пригодности трудящихся к работе, связанной с обеспечением безопасности движения поездов (В.З. Кучеренко, 1973; В. Г. Кудрина, 1982; B.JI. Фисенко, 1995; О. Н. Сорокин, 1999; В. А. Кудрин, А. А. Прохоров, 2000; М. Ф. Вильк, А. З. Цфасман, 2001; В. А. Капцов с соавт., 2001).
Вместе с тем, понятие здоровья трудящихся много шире и помимо традиционных его измерителей (общая заболеваемость, заболеваемость с временной и стойкой нетрудоспособностью, смертность) включает новые индексы оценки отраслевых потерь трудовых ресурсов по качеству жизни и ее социальным аспектам, индикаторам, характеризующим преждевременную смертность в трудоспособных возрастах.
Существующие методы оценки ущерба здоровью работников железнодорожного транспорта и, в частности, его ведущей профессиональной группы — водителей локомотивов, как правило, ограничиваются анализом низкоспецифичных по отношению к здоровью показателей. С одной стороны, методы редко учитывают возможности донозологической диагностики заболеваний на уровне качества жизни, с другой — трагической стороны, смертность исследуется по общепринятой схеме оценки ее причин. Такие явления как преждевременная смертность или смерть работника в трудноспособном возрасте) и ее составная частьвнезапная смерть, особенно на производстве, дают наибольший общественный резонанс, но остаются вне рамок научного анализа с социально-гигиенических позиций.
Поиск и применение на практике методов анализа с высокой разрешающей способностью позволит получать достоверную количественную и качественную информацию о здоровье трудовых ресурсов железнодорожного транспорта, выявлять закономерности формирования трудового потенциала, оценивать медицинский, социальный и экономический ущерб и обоснованно принимать адекватные решения по охране здоровья работающих.
Необходимость решения этих вопросов в условиях обострения проблемы обеспечения отрасли рабочими кадрами побудило нас провести настоящее исследование, цель которого — научное обоснование и разработка комплексной системы профилактики медицинских потерь на железнодорожном транспорте.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи-.
1) Определить уровень и структуру преждевременной смертности работников железнодорожного транспорта на примере водителей локомотивов.
2) Провести социально-гигиенический анализ «внезапной смерти» машинистов локомотивов и их помощников.
3) Представить характеристики инвалидности и утраты профессиональной пригодности с позиций медицинских потерь на железнодорожном транспорте.
4) Изучить общую и накопленную заболеваемость, дополненную данными периодических и предрейсовых медицинских осмотров, дать характеристику здоровья работающих.
5) Разработать систему комплексной профилактики медицинских потерь на железнодорожном транспорте с критерием эффективности по суммарным потерям потенциальных лет здоровой жизни.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
— в ведущей транспортной отрасли Российской Федерации — на сети федеральных железных дорог с социально-гигиенических позиций изучена преждевременная смертность работающих, включая «внезапную смерть»;
— для оценки ущерба здоровью трудового потенциала в количественных измерителях применена высокоинформативная характеристика «глобальное бремя болезней» — ГББ, определяющая суммарные потери потенциальных лет здоровой жизни через индекс DALY (Disability adjusted life years index), фиксирующий годы жизни (или труда) с поправкой на нетрудоспособность;
— для комплексного решения задач железнодорожного транспорта России, эффективного сотрудничества администраций железных дорог СНГ разработан и внедрен инструмент оценки потерь здоровья, гармонизирующий с международной статистикой;
— данные общей и накопленной заболеваемости работающих, дополненные результатами периодических и предрейсовых медицинских осмотров, использованы для выявления заболеваний, наиболее часто приводящих к потере потенциальных лет здоровой жизни;
— разработанная по результатам настоящего исследования система комплексной профилактики медицинских потерь на железнодорожном транспорте построена на единых общенациональных и ведомственных принципах с учетом нормативной базы медицинского обеспечения безопасности движения поездов.
Научно-практическая значимость работы.
В результате выполненного социально-гигиенического исследования получены материалы, характеризующие по единой методологии оценки потери здоровья трудового потенциала на федеральных железных дорогах России и стран СНГ.
Разработанная в настоящем исследовании методика комплексного исследования смертности работников локомотивных бригад в трудоспособном возрасте является основой и перспективой международного (в рамках СНГ) сотрудничества.
Результаты социально-гигиенического изучения «внезапной смерти» машинистов локомотивов и их помощников являются информационным ответом на общественно резонансную проблему.
Материалы анализа медицинских потерь на сети железных дорог являются информативной основой при разработке профилактических программ и практических мер снижения, прежде всего, предотвратимых потерь трудового потенциала.
Комплексная оценка суммарных потерь от несостоявшейся трудовой деятельности по ущербу от преждевременной смертности, инвалидности й утраты профессиональной пригодности, может применяться для характеристики здоровья и составления прогнозов развития и сохранения трудового потенциала в отраслях народного хозяйства, в первую очередь, профессиональных группах, обеспечивающих движение и осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в других транспортных отраслях — авиации, водном и морском транспорте.
Полученные информационные характеристики по группам здоровья упорядочивают ведомственные медико-организационные мероприятия и определяют направления дальнейших социально-гигиенических исследований в отрасли.
Применение критерия «глобального бремени болезней» и индекса DALY является реальным опытом развития прикладных научных исследований в отраслях народного хозяйства и транспорта по методологии международно сопоставимой статистики.
Внедрение результатов исследования.
Результаты исследования использованы в качестве информационной основы для обоснования потерь здоровья на железнодорожном транспорте, внедрены в международную практику оценки смертности работников локомотивных бригад в трудоспособном возрасте (протокол заседания Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения подписан 14 марта 2001 г. в г. Москве представителями железнодорожных администраций Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Узбекистан, Украины).
Решение проблемы внезапной смерти железнодорожников на рабочих местах включено в стратегическую программу развития ОАО «РЖД» (заседание Правления ОАО от 21 сентября 2004 г., протокол № 25), научное обоснование представлено в рабочую группу по реализации решений заседания Правления ОАО «РЖД» (распоряжение от 25 ноября 2004 г. № 3641 р) и является мониторируемой проблемой постоянно действующей комиссии (Распоряжение ОАО «РЖД» от 14 декабря 2004 г., № 3854 р).
Научное обоснование проблемы «внезапная смерть» послужило основой перспективных решений Департамента медицинского обеспечения ОАО «РЖД» от 3−5 июня 2004 г. (№ ЦУВС — 9 — 1) по разработке в рамках целевой медицинской программы на 2004;2007 г. г. мер профилактики внезапной смерти работников локомотивных бригад (п. 2 Решения Медицинского совета Департамента).
Обоснованная в исследовании роль инженерно-врачебных бригад в первичной профилактике заболеваний и контроле заболеваемости с ВУТ закреплена в Распоряжении ОАО «РЖД» от 26 апреля 2005 г. № 583 р «Об утверждении Положения об инженерно-врачебной бригаде по оздоровлению условий труда, снижению заболеваемости работников железных дорог и комиссиях по координации деятельности инженерно-врачебных бригад».
Апробация работы.
Материалы исследования доложены на национальных форумах: Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития кардиологии и внедрение новых методов диагностики и лечения сердечнососудистых заболеваний» (Москва, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы формирования и развития системы управления обеспечением качества медицинской помощи» (Москва, 2004), Всероссийском диабетологическом конгрессе (Москва, 2004), на I съезде физиологов СНГ (Сочи, 2005), на IV Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье» (Москва, 2005) — на международных съездах и конференциях'. I международной научно-практической конференции «Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы на транспорте Казахстана в современных условиях» (Астана, 2005), П Международной конференции, посвященной 75-летию НИИ курортологии и физической медицины МЗ Армении (Ереван, 2005), международном симпозиуме «Экология человека и медико-биологическая безопасность населения» (Греция, 2005) — на пленумах Межведомственного Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ «Угрозы здоровью человека» (Москва, 2002), «Современные гигиенические проблемы и пути их решения» (Москва, 2004) — на совещании по правовым вопросам в области здравоохранения (Кисловодск, 2005) — на научно-практических конференциях: 3-ей и 5-ой «Безопасность движения поездов» (Москва, 2002, 2004), «Гигиена труда в современных условиях» (Москва, 2002), «Актуальные проблемы охраны здоровья населения в современных условиях» (Москва, 2004).
Основные результаты работы доложены и получили положительную оценку на заседаниях: Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения СНГ 13−14 марта 2001 г. (протокол № 11, пп 2.2 и 2.3), Правления ОАО «РЖД» (от 21 сентября 2004 г. протокол № 25, п.4) — рабочей группы и постоянно действующей комиссии ОАО «РЖД» (2004г.).
Публикации.
По материалам исследования опубликовано 20 работ.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1) Программа, методика и результаты социально-гигиенического исследования медицинских потерь на железнодорожном транспорте.
2) Медико-социальная характеристика преждевременной смертности, включая внезапную смерть водителей локомотивов в активном трудоспособном возрасте.
3) Суммарные потери трудовых ресурсов федеральных железных дорог и потенциальных лет здоровой жизни трудящихся.
4) Общая и накопленная заболеваемость работников железнодорожного транспорта, дополненная данными периодических и предрейсовых медицинских осмотров как информативная основа выявления социально значимых заболеваний, приводящих к потере потенциальных лет здоровой жизни.
5) Система комплексной профилактики медицинских потерь на железнодорожном транспорте, построенная на единых общенациональных и ведомственных принципах с учетом нормативной базы медицинского обеспечения безопасности движения поездов.
Выводы.
1. Существующие методы оценки ущерба здоровью работающих на железнодорожном транспорте ограничиваются низкоспецифическими и малоинформативными по отношению к медицинским потерям показателями, которые не позволяют получить достоверные данные по этим вопросам и оценить эффективность медико-профилактических мер.
2. Критерием, характергоующим безвозвратные потери в трудоспособном возрасте, является преждевременная смертность со следующими характеристиками у водителей локомотивов на сети федеральных железных дорог:
— основные причины: несчастные случаи, отравления и травмы в быту и на улице (31,5% к итогу), а также сердечно-сосудистая недостаточность в результате инфаркта миокарда, ИБС, цереброваскулярных расстройств и артериальной гипертензии (28,7%);
— возрастные особенности: у машинистов локомотивов преобладали болезни системы кровообращения (34,2%), в более молодых возрастах, у помощников машинистов — действие внешних причин (68,0%), которые представлены несчастными случаями, отравлениями и травмами в быту и на улице (39,6%), производственным травматизмом (4,4%), криминальными случаями (13,8%), суицидом (10,2%). Средний возраст умерших — 40,9 лет, что на 5−7 лет превышает возраст, средний для профессиональной группы;
— профессиональная специфика: в «группу особого риска» выделены машинисты локомотивов, работавшие без помощника («в одно лицо»), среди них по сравнению с работавшими в бригаде статистически достоверно выше доля случаев смерти по причине болезней системы кровообращения (на 13%) и в результате насильственных смертей (на 18,5%);
— структура безвозвратных потерь идентична на железных дорогах стран СНГ (по данным Белоруссии, Казахстана и Узбекистана в сравнении с Россией), но имеет различия по уровням потерь и возрасту умерших;
— показатели на железнодорожном транспорте существенно превышают общенациональные.
3. Общественно резонансной проблемой преждевременных смертей стала внезапная смерть: ее связь с патологией сердечно-сосудистой системы обусловила название — внезапная сердечная смерть (ВСС), которая составила среди преждевременных смертей машинистов локомотивов и их помощников, соответственно, 34,2% и 19,1%- от общего числа смертей «на территории предприятия, в рейсе, по пути на работу и с работы» острая сердечная недостаточность имела место у 16,3% и 9,3% машинистов и их помощников, что составило в общей структуре преждевременных смертей 5,6 и 1,8%- ВСС у водителей локомотивов во время рейса отмечена в единичных случаях, для экстренных ситуаций предусмотрена автоматическая блокировка технических систем локомотива.
4. К медицинским потерям на железнодорожном транспорте наряду с преждевременной смертностью отнесены:
— инвалидность, уровень которой составил среди работников локомотивных бригад 68,1 на 10 тыс. работающих (первичная инвалидность) и 76,3 — по контингентам инвалидов. В той и другой структуре ведущее место заняли болезни системы кровообращения с уровнем показателей 24,2 и 27,8 на 10 тыс. работающих;
— утрата профессиональной пригодности, которая среди работников эксплуатационных служб в целом и водителей локомотивов, в частности, представлена более чем в половине случаев аномалиями рефракции и нарушениями цветовосприятия (соответственно, 17% и 34%), болезнями системы кровообращения (18% и 25%), нервными и психическими болезнями (29% и 24%).
5. При анализе общей заболеваемости водителей локомотивов установлен ее уровень — 1569,8 на 1000 работающих с преобладанием болезней органов дыхания, костно-мышечной системы и системы кровообращения. Уровень травматизма довольно высок и определяется 5-ым ранговым местом в общей структуре.
По разработанной «оценочной классификационной шкале параметров здоровья работающих на железнодорожном транспорте» определен настораживающий уровень здоровья ведущей профессиональной группы на транспорте — водителей локомотивов: общая заболеваемость отнесена к «высокому» уровню, заболеваемость с ВУТ к «высокому» и «очень высокому», первичный выход на инвалидность к «высокому». Лишь по удельному весу «часто и длительно болеющих» уровень соответствовал среднему, что косвенно свидетельствовало о скрытой заболеваемости и было подтверждено расчетами накопленной заболеваемости, с подбором информации «на одно лицо» — дополнительно к общей заболеваемости выявлено 15,6% случаев, а с учетом заболеваемости с ВУТ, данных медицинских осмотров уровень вырос до V* от уровня обращаемости, в том числе по причинам, не являющимся приоритетами медицинских потерь, но снижающими фон здоровья и/или качество жизни: 24,4% из числа дополнительно выявленных случаев заболеваний — патология костно-мышечной системы, 17,0% - органов пищеварения.
6. Последовательная оценка индивидуального и группового (общественного) здоровья позволила отнести к 1-ой группе здоровья (здоровых лиц) — 50,0% от числа работающих, ко П-ой группе (практически здоровых) — 9,4%, к Ш-ей группе с хроническими заболеваниями в стадии компенсации — 36,2%, к IV-ой группе с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации — 4,4%. Основываясь на подходе к «здоровью здоровых» 95,6% лиц отнесено к этой группе, вместе с тем по показаниям нуждалось в динамическом наблюдении 40,6% (III-IV группы). Только по результатам предрейсового медицинского контроля ежегодно ставится на диспансерный учет более 1 тыс. водителей локомотивов.
7. Разработана система комплексной профилактики медицинских потерь на железнодорожном транспорте с оценкой эффективности по суммарным потерям потенциальных лет здоровой жизни. Базовыми для воздействия являются потери в 3380,14 человеко-лет на каждые 100 умерших, со структурой, в которой более трети потерь связаны с несчастными случаями и травмами, произошедшими в быту и на производстве, и столько же с предотвратимыми потерями — сердечнососудистой патологией, вызвавшей в том числе и внезапную смерть. К жизненным (и, соответственно, трудовым) потерям добавлены 255,22 человеко-лет на 100 работающих по причине инвалидности, и 28,64 по причине утраты профпригодности. Контролируемым фактором в режиме 100%-ных расследований на федеральном уровне стала «внезапная смерть». Расчетным путем установлено, что в целом по отрасли регистрируется 6500 случаев ВСС, в том числе среди мужчин — 4500. Увеличение уровня «выживаемости» при ВСС с 1% до 5% (мировой опыт — 20−60%) позволит сохранить ежегодно до 27,1 человеко-лет жизненного потенциала на 100 работающих.
8. Сопряженность системы комплексной профилактики медицинских потерь на железнодорожном транспорте с мерами медицинского обеспечения движения поездов позволила за счет активизации «человеческого фактора» в 2004 году на федеральных железных дорогах снизить количество крушений и аварий, количество случаев брака в поездной и маневровой работе на 7%, в том числе особых — на 16%, с пассажирскими поездами — на 8%. Относительное число случаев брака на 1 млрд. тонно-километров выполненной перевозочной работы по сравнению с 2003 г. снижено на 15%.
Практические рекомендации.
1. При экспертизе профессиональной пригодности водителей локомотивов, работающих без помощника, необходимо учитывать высокую угрозу потерь здоровью в этой профессиональной группе.
2. Администрации транспортных предприятий для снижения влияния внешних причин следует контролировать эффективность мероприятий по технике безопасности на производстве и акцентировать внимание работающих на угрозах бытового травматизма, включающих негативные поведенческие факторы.
3. Учитывая профессиональную специфику, относить работников локомотивных бригад к группе риска преждевременной смерти от заболевания в возрасте от 38 до 42 лет, от несчастных случаев, криминальных действий и самоубийств в возрасте от 35 до 40 лет и в целом лиц старше 45 лет к группе чрезвычайно высокого риска преждевременной смерти.
4. В целях оздоровления условий труда следует проводить гигиеническую аттестацию рабочих мест, совершенствовать деятельность инженерно-врачебных бригад на местах, обеспечивать нормирование труда и сокращение сверхурочных часов работы.
5. Ведомственным медицинским службам для объективизации данных о состоянии здоровья трудящихся и оценки эффективности медико-профилактических мер, следует использовать высокоинформативные критерии, разработанные на международно сопоставимой основе.
Список литературы
- Аксель Е.М., Двойран В. В. Применение метода стандартизации для расчета «утраченного потенциала» в связи со смертностью от злокачественных новообразований // Советское здравоохранение. -1987.-№ 10.-С. 35−38.
- Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации / Под ред. Л. П. Гришиной. -М., 1995. 128 с.
- Андреев Е.М., Дарский Л. Е. О возможности использования материалов массовых профилактических осмотров населения в качестве информации о состоянии его здоровья // Здравоохранение РСФСР. 1980. — № 9. — С. 15−19.
- Аннотированный библиографический указатель «Медицина катастроф на железнодорожном транспорте» / Под ред. О. Н. Сорокина. М., 1999. — 116 с.
- Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья. -М.: Статистика, 1972. 303 с.
- Бедный М.С., Римашевская Н. М. Трудовые ресурсы и здоровье населения. -М., 1986. 160 с.
- Ю.Боровков В. Н. Частота и последствия травматизма в России в 1990 г. (комплексное социально-гигиеническое исследование). -Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2002.-25 с.
- П.Валентей Д. И. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. — № 2. — С. 9−12.
- Веселкова И.Н., Землянова Е. В., Силина З. Д. Некоторые демографические тенденции в Российской Федерации // Здравоохр. Рос. Федерации. 1994. — № 3. — С. 32.
- Вильк М.Ф. Медико-социальная эффективность предрейсовой медицинской экспертизы на железнодорожном транспорте: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. -М., 2003. -59 с.
- Вильк М.Ф. Пути организационно-методического обеспечения устойчивого финансирования железнодорожного здравоохранения в период реформирования // Экономика здравоохранения. 2002. — № 5−6. — С. 53−56.
- Вильк М.Ф. Реформа должна быть во благо // Медицинский вестник.-2001.-№ 21.-С. 3.
- Вильк М.Ф., Цфасман А. З. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов. М.: РАПС, 2001. — 272 с.
- Вихерт A.M., Велишева Л. С., Матова Е. Е. Географическое распространение и патология внезапной смерти в Советском Союзе // В кн.: Внезапная смерть / Мат. 1-го сов.-амер. симпозиума, 1979.-М.: 1982.-С. 130−150.
- Воробьев А.И., Шишкова Т. В., Коломойцева И. П., Воробьев П. А. Кардиология. М., 1998. — 194 с.
- Всемирная организация здравоохранения. «Здоровье 21» -Вступление к политике достижения здоровья для всех в Европейском регионе. — 22 июля 1998 г. — 26 с.
- Гасников В.К. О целевых механизмах развития демографических процессов в России в условиях социально-экономических кризисов // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 6. — С. 28−31.
- Горбачев В.В., Мрочек А. Г. Профилактика преждевременной и внезапной смерти. Минск, 2000. — 463 с.
- Горохов Н.Г. Региональные особенности медико-демографических процессов и здоровья населения в условиях социально-экономического кризиса (на примере Кировской области): Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1998.-21 с.
- Государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994—2005 гг. г. М.: МЗ РФ, РАМН (с 2005 г. — МЗСР РФ, РАМН).
- Губин В.Г. Демографические показатели и заболеваемость населения мегаполиса в России на рубеже веков (ХХ-ХХГ) / Под ред. Н. И. Вишнякова. Нальчик, 2001. — 128 с.
- Гусева И.С. Демографическая статистика. -М.: ЦОЛИУВ, 1977. -84 с.
- Демченкова Г. З. Развитие и совершенствование профилактического направления в условиях перестройки здравоохранения // Советское здравоохранение. 1989. — № 1. — С. 8−13.
- Джеймс Т.Н. Повреждения нервного аппарата сердца и внезапная смерть //В кн.: Внезапная смерть / Материалы 2-го сов.-амер. симпозиума, 1979.-М., 1982.-С. 151−175.
- Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации на 2001 год / Под общ. ред. С. Н. Бобылева. М.: ИнтерДиалект+, 2002. — 220 с.
- Ермаков С.П. Современные возможности интегральной оценки медико-демографических процессов. -М.: Медицина, 1996. 61 с.
- Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 115-ФЗ).
- Иванов Г. Г., Сметнев А. С., Сыркин А. А. и др. Основные механизмы, принципы прогноза и профилактики внезапной сердечной смерти // Кардиология. 1998. — № 12. — С. 64−73.
- Иващенко Н.Н. Научное обоснование системы охраны здоровья населения в муниципальном образовании нефтегазодобывающего региона Западной Сибири // Дисс.канд. мед. наук. М., 2003. -252 с.
- Измеров Н.Ф. Непростительные потери. Приоритетом государственной социальной политики России должна стать охрана здоровья работающих. // Медицинская газета. 2003. — № 63 от 27 августа. — С. 10.
- Измеров Н.Ф., Каспаров А. А. Медицина труда. М.: Медицина, 2002. — 390 с.
- Измеров Н.Ф., Тихонова Г. И., Яковлева Т. П. Современная медико-демографическая ситуация в России. Медицина труда и промышленная экология. — 2005. — С. 1−8.
- Инвестиции в здравоохранение. Мировой баше развития (МРБ). -Вашингтон, 1993. 240 с.
- Интенсивная терапия. Руководство для врачей / Ред. В. Д. Малышев. -М., 2002. 581 с.
- Какорина Е.П. Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населения в современных условиях: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. -М., 1999.-48 с.
- Какорина Е.П., Роговина А. С. Особенности возрастной смертности населения России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 3. — С. 18−24.
- Кактурский JI.B. Внезапная сердечная смерть. -М., 2000. 126 с.
- Калоев А.Д. Динамика медико-демографических процессов в городах за годы реформирования здравоохранения: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 2005. -25 с.
- Капцов В.А., Панкова В. Б., Кутовой B.C. Основные факторы риска у работников железнодорожного транспорта // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 38−43.
- Кашин В.И. Интенсификация развития трудового потенциала на основе самовоспроизводства здравоохранения: Дисс. канд. эконом, наук. Хабаровск, 1990. — 124 с.
- Киселева З.М. Симпато-адреналовая система при внезапной сердечной смерти //В кн.: Внезапная смерть / Материалы 3-го сов.-амер. симпозиума, 1982. Вильнюс, 1984. — С. 292−303.
- Комаров Ю.М. Проблемы и тенденции здоровья населения России // Здравоохр. Рос. Федерации. 1991. — № 4.
- Кондракова Э.В. Региональные особенности смертности в Южном округе: новые тенденции: Автореф. дисс.. канд. мед. наук.-M.s 2003.-22 с.
- Корчагин В.П. Индикаторы экономико-демографического развития // Социс. 1996. — № 9. — С. 18−22.
- Кудрин В.А. Медико-социальная эффективность предрейсовых медицинских осмотров водителей локомотивов: Дисс.. канд. мед. наук. М., 1982. — 206 с.
- Кудрин В.А. Социально-гигиенические основы охраны здоровья и медико-организационное обеспечение безаварийной работы железнодорожного транспорта: Дисс.. докт. мед. наук в форме науч. доклада. -М., 1996. 68 с.
- Кудрина В.Г. Профилактика утраты профессиональной пригодности водителей локомотивов. Дисс.. канд. мед. наук. -М., 1982.-205 с.
- Кузин В.Ф., Захарова Н. А. О некоторых организационных аспектах укрепления здоровья работников локомотивных бригад // Тезисы докладов 1-го съезда врачей железнодорожного транспорта России, 30 ноября-2 декабря 2004 г., г. Москва. М., 2004.-С. 145.
- Кутовой B.C. Методические основы оценки и снижения производственно-профессионального риска железнодорожников: Автореф. дисс. .докт. мед. наук. -М., 2001. -49 с.
- Кучеренко В.З. (ред.) Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 188 с.
- Кучеренко В.З. Социально-гигиенические аспекты утраты профессиональной пригодности железнодорожников (по материалам Северной железной дороги): Автореф. дисс. .канд. мед. наук. Ярославль, 1973. — 16 с.
- Лаун Б. Желудочковые экстрасистолы в выявлении и тактике ведения больных с риском внезапной смерти //В кн.: Внезапнаясмерть / Материалы 1-го сов.-амер. симпозиума, 1977. -М., 1980. С. 77−94.
- Леонов С.А., Киселев А. С., Иванова А. Е. и др. Особенности инвалидности населения России // Здравоохр. Рос. Федерации.1996.-№ 1,-С. 26−29.
- Липовецкий Б.М. Инфаркт, инсульт, внезапная смерть. С-Пб., 1997.-191 с.
- Лисицын Ю.П. Алкоголь фактор риска // Тер. архив. — 1985. — № 12.-С.З-8.
- Лисицын Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико-экономический аспект // Экономика здравоохранения. — 1998. № 2.-С. 5−9.
- Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 520 с.
- Лисицын Ю.П., Сидоров П. И. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1990.
- Лисобей В.А. Заболеваемость работников транспорта. Одесса, Изд-во «Черноморье», 2005. — 262 с.
- Лукашев A.M. Управляемые факторы риска как ресурсы здоровья населения в современных условиях (на примере г. Москвы). -Автореф. дисс. .канд. мед. наук. -М., 1999.-21 с.
- Лукомский М.Я. Первые шаги Центральной Лаборатории по изучению профболезней на транспорте // Гигиена труда. 1926. -С. 108−117.
- Мавликаева Ю.А., Подлужная М. Я. Оценка динамики и прогноз первичной инвалидности трудоспособного возраста // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2003. -№ 2.-С.14−16.
- Мазур Н.А. Внезапная смерть больных ишемической болезнью сердца.-М.: 1985.-192 с.
- Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки состояния здоровья населения. М.: ПЕРСЭ, 2002.-С. 151−177.
- Медик В.А. Современные подходы к изучению заболеваемости населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 1. — С. 6−9.
- Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2003 году: Статистические материалы. Официальное. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.
- Медицина катастроф на железнодорожном транспорте / Под ред. О. Н. Сорокина. -М., 1999. 116 с.
- Метелица В.И., Мазур Н. А. Эпидемиология и профилактика ишемической болезни сердца. -М., 1976. 167 с.
- Методы изучения смертности промышленных рабочих: Метод, рекомендации. Утв. Нач. Главного санэпидуправления Минздрава СССР / Авт.: Н. В. Лебедева, Е. Б. Гурвич, Г. И. Тихонова и др. -М., 1989.-24 с.
- Миндлин Я.С., Косаговская И. И. Внезапная смерть от болезней системы кровообращения как социально-гигиеническая проблема. -М&bdquo- 1986.-70 с.
- Михайлова Ю.В. Основы стратегического планирования в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2002. — № 3. -С.48−52.
- Нестеров В.А. Статистика инвалидности. -М.: Медицина, 1977. -166 с.
- Низамов И.Г. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности и оптимизация управления охраной здоровья трудовых коллективов. — Казань, 1993. 142 с.
- Погорелова Э.И. Научное обоснование системы мероприятий повышения достоверности статистики смертности населения: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 2004.-24 с.
- Преображенская B.C., Байда В. Д., Резников Б. И. Совершенствование медицинских профилактических осмотров // Советское здравоохранение. 1985. — № 8. — С. 9−11.
- Прохоров А.А., Кучеренко В. З., Кудрин В. А. Предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад. М.: Транспорт, 1984. — 63 с.
- Прохоров А.А., Суворов С. В., Грибанов О. И. Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте. М.: Медицина, 1981. — 384 с.
- Прошутин B.JI. Комплексное социально-гигиеническое и судебно-медицинское исследование самоубийств в регионах повышенного риска: Автореф. дисс. .докт. мед. наук. -М.3 2000. -39 с.
- Рогожников В.А., Стародубов В. И., Орлова Г. Г. Проблемы охраны здоровья сельского населения / Под ред. В. И. Стародубова. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.-448 с.
- Роменский А.А. Какой должна быть статистика заболеваемости населения // Здоровье населения Российской
- Федерации и пути его улучшения // Матер. I науч.-практич. конф. 30−31 мая 1994 г., г. Москва. -М., 1994. С. 22−24.
- Российский статистический ежегодник. Официальное издание. -М.: Госкомстат России, 2003.
- Руководство по железнодорожной медицине / Под ред. В. М. Сибилева, Ю. Н. Коршунова, А. З. Цфасмана. Т. 1. — М., 1990. -280 с.
- Савельева З.А., Мартыш О. В., Силкина В. П. Охрана труда -элемент качества трудовой жизни // Новая аптека. — 2000. № 7. — С. 50−55.
- Савельева И.В., Бакалов С. А., Голицин С. П. Стратификация больных с желудочковыми аритмиями по группам риска внезапной смерти // Кардиология. 1997. — № 8. — С. 82−94.
- Самородская И. Неприятно, но откровенно: только достоверная статистика поможет прояснить весьма сложную ситуацию со здоровьем населения России // Медицинская газета. 2004. — № 91−92 (11 ноября).
- Свшцев А.В., Сиротинская Ф. З. О влиянии пола, возраста и сезонного фактора на внезапную смерть при ишемической болезни сердца // Архив патологии. 1978. — № 10. — С. 14−18.
- Сердюков А.Г. Медико-демографическое и социально-гигиеническое исследование смертности населения в Астраханской области: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. М., 2000.-46 с.
- Сибилев В.М., Сорокин О. Н., Прохоров А. А., Кудрин В. А. Здравоохранение на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве. -М.: Транспорт, 1992. -223 с.
- Сибурина Т.А. Современные стратегии организации управления региональным здравоохранением: методологическиеподходы, перспективные технологии. М.: ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2003.-344 с.
- Сидоренко Б.А., Ревенко В. Н. Психо-эмоциональное напряжение и ишемическая болезнь сердца. Кишинев, 1988. -150 с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. — 1983. — 608 с.
- Соломонов А.Д., Вялков А. И. Мониторинг здоровья населения как основа развития здравоохранения / Под ред. Ю. В. Михайловой. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 1998. 101 с.
- Солохина JI.B. Научно-организационное обоснование основных направлений охраны здоровья работников Дальневосточной железной дороги в период социально-экономических реформ. Хабаровск: Изд-во Хворова А. Ю., 2004. -247 с.
- Сорокин О.Н. Железнодорожное здравоохранение стран содружества независимых государств // Экономика здравоохранения. 1998. — № 8/9. — С. 5−9.
- Сорокин О.Н. Основные принципы деятельности отраслевого здравоохранения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте // Медицина катастроф. 1998. — № 3−4 (23−24). — С. 5−9.
- Сорокин О.Н., Кудрин В. А., Прохоров А. А. Анализ медико-профилактических мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов на железных дорогах: Информационно-методическое письмо. М., 1999. — 24 с.
- Стародубов В.И., Киселев А. С. Проблемы статистики здоровья населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 3. — С. 3−5.
- Стародубов В.И., Михайлова Ю. В., Иванова А. Е. (ред.) Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы. М.: Медицина, 2003. — 288 с.
- Сырцова JI.E. Система медицинской профилактики хронических неинфекционных заболеваний в период реформирования здравоохранения: Автореф. дисс. .докт. мед. наук. М., 1996.-41 с.
- Тимошина Д.П. Особенности медицинского освидетельствования работников транспорта // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2005. — № 2. — С. 102−110.
- Тишук Е.А. Современные тенденции и региональные особенности медико-демографических процессов в Российской Федерации: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. -М., 1995. -48 с.
- Тишук Е.А. Преждевременная смертность и ее предотвратимость // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 3. — С. 14−18.
- Тришин В.М. Здоровье населения и перспективы развития медицинской помощи в крупной агропромышленной области Северо-Запада России в современных условиях: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. С-Пб, 2004. — 38 с.
- Тулупова О.В. Анализ эффективности диспансеризации работников локомотивных бригад с артериальной гипертонией // Тезисы докладов 1-го съезда врачей железнодорожного транспорта России, 30 ноября-2 декабря 2004 г., г. Москва. М., 2004.-С. 281.
- Урланис Б.Ц. Проблемы экономической демографии // Проблемы демографии. М., 1971. — С. 98.
- Фисенко B.JI. Социально-гигиеническое исследование инвалидности работающих на железнодорожном транспорте: Дисс. докт. мед. наук в форме науч. доклада. М., 1995. — 39 с.
- Хальфин Р.А. Медико-демографический анализ смертности населения и его использование для приоритетов развития здравоохранения региона: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 1995.-26 с.
- Цфасман А.З. Кардиология. Серия: Железнодорожная медицина. — М., 1998. — 286 с.
- Цфасман А.З. Внезапная сердечная смерть (и ее профессиональные аспекты). -М.: МЦНМО, 2003. 302 с.
- Чазов Е.И., Боголюбов В. М. Нарушения ритма сердца. М., 1972.-248 с.
- Черкесов В.В. Распространение ишемической болезни сердца и особенности внезапной сердечной смерти у горнорабочих угольных шахт Донбасса // Врач. дело. 2000. — № 3−4. — С. 86−90.
- Шанайца П.С. Создавать условия для безаварийной работы // Железнодорожный транспорт. 2005. — № 3. — С. 2−8.
- Шахгельдянц А.Е. Лечебно-профилактическая помощь рабочим промышленных предприятий. М.: Медицина, 1978. -168 с.
- Шилова В.М., Левин А. В. Планирование общего объема и специализированных видов медицинской помощи. М., 2001. — С. 17.
- Щепин О.П., Овчаров В. К. Пути решения проблем здравоохранения // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 1. — С. 3−6.
- Щепин О.П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. М.: Медицина, 1983. — 392 с.
- Эльгаров А.А., Инарокова A.M., Василенко В. М., Арамисова P.M. Сердечно-сосудистые заболевания у водителей автотранспорта и безопасность дорожного движения // Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 6. — С. 10−13.
- Baroldi G., Falzi G., Mariani F. Sudden coronary death // Am. Heart J. -1979.- V. 97. -№ 1.-P. 20−31.
- Berger S., Dwala A., Friedberg D.Z. Sadden cardiac death in infants, children and adolescents // Pediatric Clin. North Am. 1999. -V. 46. -№ 2.-P. 221−235.
- Bharati S., Lev M. The patology of sudden death // Sudden cardiac death/Ed. M.E. Josephson Philadelphia, 1985. — P. 1−27.
- Bigger J.T. Identification of patients at high risk for sudden cardiac death// Am. J. Cardiol. 1984. — 54. -P. 30−80.
- Bigger J.T. Patients with malignant or potentially malignant ventricular arrhythmias: opportunities and limitations of drug therapy in prevention of sudden death // J. Am. Coll. Cardiol, 1985. 41. — P. 12B-26B.
- Burke A.P., Farb A., Malcom G.T., Liang Y., Smialek J., Virmani R. Coronary risk factors and plaque morphology in men with coronary disease who died suddenly // N. Engl. J. Med. 1997. — May 1. — P. 1276−1281.
- Cairns V., Keil U., Kelinbaum D. et al. Alcohol consumptions as a risk factor for high blood pressure. Munich Blood Pressure Study // Hypertension. 1984. -V. 6. — № 1. -P. 124−131.
- CheitlinM.D., De Castro C.M., McAllister H.A.: Sudden death as a complication of anomaly left coronary origin from the anterior sinus of Valsalva. A not-so-minor congenital anomaly // Circulation. 1974. -№ 59.-P. 780−787.
- Chugh S.S., Kelly K.L., Titus J.L. Sudden cardiac death with apparently normal heart // Circulation. 2000. — Aug. 8. — 102 (6). -P. 649−654.
- Conclin M. Successful Networks will magane indirect health costs for employers. Health Care Strategic Management / Business World, Inc., 1994.-June.
- Donnan G.A., McNeil J.J., Adena M.A. et al. Smoking as risk factor for cerebral ischemia (see comments) // Lancet. 1989. — V. 2. -№ 8664.-P. 643−647.
- Douglas P., Zipes M., Hein J., Wellens M. Sudden cardiac death // Circulation. 1998. -№ 21. -P. 2334−2351.
- Engelstein E., Zipes D. Sudden cardiac death // Heart, Arteries and Veins. NY, McGraw. — Hill, 1998. — P. 1081−1112.
- Friedberger M. Farm Families and Change in 20 Century America. Lexington: The University Press of Kentucky, 1988. — 2561. P
- Hinkle L.E., Carver S.T., Stevens N. The frequensy of asymptomatic disturbanes of cardiac rhythm and conduction in middle-aged men // Am. J. Cardiol. 1969. — № 24. — P. 629.
- Holland W.W. European Community atlas of «avoidable death», 2nd ed. Oxford, Oxford University Press, 1991.
- Hournbrook M.C., Goodman M.Y. Chronic disease, functional health status and demographics: a multi-dimensional approach to risk adjustment//Health Serv. Res. 1996. -V. 31. -№ 3. — P. 283−307.
- Kannel W.B., Mc Gee D.L. Epidemiology of sudden death: Insights from the Framinghem study // Sudden cardiac death / Ed. Josephson M.E. Philadelphia, 1985. — P. 913−919.
- Kannel W.B., Mc Gee D.L. Epidemiology of sudden death: Insights from the Framinghem study // Sudden cardic death / Ed. Josephson M.E. Philadelphia: 1985. — P. 93−105.
- Kaplan G.A. et al. Inequality in income and mortality in the United States. Analysis of mortality and potential pathways // Ibid. 1996. -V. 312.-P. 999−1003.
- Liberthson R.R. Sudden death from cardiac causes in children and young adults // N. Engl. J. Med. 1996. — V. 334. — № 16. — P. 10 391 044.
- Lonis G.P., Tomas R.K. Demography of Health and Health Care. -New York, 1994.-294 p.
- Love B.B., Biller J., Jones M. et al. Cigarette smoking. A risk for cerebral infarction in young adults // Arch. Neurol. 1990. — V. 47. -№ 6. -P.693−698.
- Lown В., Wolf M. Approaches to sudden death from coronary heart disease // Circulation. 1971. -V. XLIV, Juli. — P. 130−142.
- Meldahl R., Marshall R., Scheinmann M. Identification of persons at risk for sudden cardiac death // Med. Clin. N. Am. 1988. — V. 72. -P. 1015−1031.
- Murray C.J.L. et al. Adult mortality: levels, patterns and trend // Adult Health in the developing world // Washington: World bank, 1993.-P. 67−91.
- Murray C.J.L., Lopez A.D. (ed). The global burden of disease: a comprehensive assessment of mortality and disability, injuries, and risk factors in 1990 and projected to 2020. Boston, MA, Hazvard School of Public Health, 1996.
- Myerburg R.J. Sudden cardiac death in persons with normal (or near normal) hearts // Am. J. Cardiol. 1997. — V. 79, 6A, March 20. -P. 3−9.
- Office of Disease Prevention and Health Promotion (1990). Healthy people 2000 (DHHS Publication No (PHS) 90 50 212). -Washington: Government Printing Office.
- Puddu P., Bourassa M. Prediction of sudden death from Q-T interval prolongation in patients with chronic IHD // J. Electrocardiol. — 1986. V. 19.-P. 203−211.
- Roram F.J., Fletcher S.W., Hulka B.S. The periodical health examination: comparison of recommendations and internists performance // South. Med. I. 1981- 74. — P. 265−271.
- Sans S., Kesteloot H., Kromhont D. The burden of cardiovascular diseases mortality in Europe // Eur. Heart Y. 1997. — Vol. 18. — P. 1231−1248.
- Smith E.T., Devis G.J. Sudden cardiac death associated with hypoplasia at the coronary arteries and conduction system alteration // Am. J. Forensic Med. Pathol. 1997. — V. 18. — № 2. — P. 189−193.1. Q Ь> л
- Sra J., Dhala A., Blanck Z., Deshparnde S., Cooley R., Akhtar M. Sudden cardiac death // Current Problems in Cardiology. 1999. — V. 24. -№ 8.-P. 463−538.
- Sudden cardiac death // Ed. M.E. Josephson Philadelphia, 1985. -328 p.
- Thiene G., Nava A., Corrada D., Rossi L., Pennelli N. Right ventricular cardiomyopathy and sudden death in young people // N. Engl. J. Med. 1988. — 318. — P. 129−133.
- Whittington R.M., Baneijee A. Sport related sudden death in the city of Birmingham // J. Roy. Soc. Med. — 1994. — V. 87. — № 1. — P. 18−21.