Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные научно-практические положения работы использованы при подготовке: «Методических рекомендаций по организации и проведению психолого-педагогического сопровождения процесса обучения курсантов КВВАУЛ» (Краснодар, 2007) — «Руководства по распределению курсантов филиала ВУНЦ ВВС „ВВА“ (г. Краснодар) для дальнейшего обучения в вузе по специализациям (родам авиации)», утвержденного приказом… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РОДАМ АВИАЦИИ
    • 1. 1. Психофизиологические особенности лётного труда в различных родах авиации
    • 1. 2. Основные теоретические концепции психофизиологии профессиональной деятельности лётчиков
    • 1. 3. Анализ методологических подходов к дифференцированному распределению курсантов по различным родам авиации
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКИ И ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация, структура и объём исследования
    • 2. 2. Характеристика методик исследования
      • 2. 2. 1. Методики оценки личностных профессионально важных качеств
      • 2. 2. 2. Методики оценки интеллектуальных профессионально важных качеств
      • 2. 2. 3. Методики оценки психофизиологических профессионально важных качеств
      • 2. 2. 4. Методики оценки физиологических профессионально важных качеств
      • 2. 2. 5. Методики оценки физических профессионально важных качеств
    • 2. 3. Статистическая обработка данных исследования
  • Глава 3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА КАНДИДАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
    • 3. 1. Анализ профессиографического анкетирования лётчиков различных родов авиации
    • 3. 2. Мероприятия профессионального психологического отбора и анализ его результатов
      • 3. 2. 1. Анализ психофизиологических характеристик кандидатов для обучения в военном авиационном образовательном учреждении
      • 3. 2. 2. Конкурс абитуриентов и эффективность мероприятий профессионального психологического отбора
    • 3. 3. Военно-профессиональная мотивация абитуриентов и эффективность мероприятий профессионального психологического отбора
  • Глава 4. РАЗРАБОТКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РОДАМ АВИАЦИИ
    • 4. 1. Сравнительный анализ психофизиологических характеристик курсантов-лётчиков различных родов авиации
    • 4. 2. Отбор методик для дифференциальной модели распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения лётчиков по родам авиации
    • 4. 3. Разработка дифференциальной математической модели распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации
      • 4. 3. 1. Алгоритм нормирования показателей психофизиологического обследования
      • 4. 3. 2. Эффективность существующей системы распределения курсантов-лётчиков по родам авиации
      • 4. 3. 3. Распределение курсантов-лётчиков по родам авиации по совокупности психофизиологических критериев

Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В условиях продолжающегося реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) — уменьшения количественного состава армии — проблема полноценного качественного комплектования воинских формирований высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить государственную безопасность и обороноспособность страны, становится всё более актуальной.

Ввиду сложного и опасного характера лётной деятельности, постоянного развития и совершенствования авиационной техники, возрастающих требований к профессионализму авиационного специалиста, дороговизны лётного обучения задача повышения качества профессиональной подготовки военных лётчиков стоит наиболее остро. Эксплуатация самолёта нового поколения и тактика применения авиации в современной войне требуют высокой профессиональной надёжности со стороны человека в системе деятельности «лётчик-самолёт-среда» [22, 30, 172, 175].

Помимо беспрерывного оснащения авиации всё более сложными образцами боевой техники и существования реальной витальной угрозы для деятельности человека, специфика лётного труда заключается в делении Военно-воздушных сил (ВВС) на различные рода авиации, каждый из которых имеет свои задачи, особые условия деятельности и свои типы летательных аппаратов.

До недавнего времени профессиональная подготовка военных пилотов для разных родов авиации производилась в отдельных специализированных лётных училищах, в которых с первых дней обучения все программы и учебные дисциплины были сориентированы на освоение определённой лётной специальности, выбранной будущим лётчиком. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации с 2001 года подготовка военных лётчиков по всем направлениям и профилям авиации ВВС РФ осуществляется в одном военном авиационном образовательном учреждении, объединившем в себе филиалы для лётного обучения по разным лётным специальностям [105]. Первые два года теоретическое обучение ведётся по единой учебной программе, предназначенной для всех лётных специальностей. В конце второго курса обучения в связи с появлением в учебной программе специальных дисциплин возникает необходимость распределения курсантов по профилям подготовки: для военно-транспортной и дальней авиации (ВТА и ДА) и для всех остальных родов фронтовой авиации (ФА) — истребительной (ИА), штурмовой (ША), фронтовой бомбардировочной (ФБА). Такое распределение основывается, как правило, на выборе (иногда неосознанном) самим курсантом того или иного рода авиации, на данных изучения профессионально важных качеств каждого курсанта на этапе профессионального психологического отбора (ППО) и в процессе ежегодного психофизиологического мониторинга. Критерием распределения является также потребность ВС РФ в лётчиках фронтовой и военно-транспортной и дальней авиации.

В многочисленных исследованиях [27, 57, 69, 101, 216,] указывается на существенные различия в личностных, интеллектуальных, психофизиологических, физиологических, физических свойствах и качествах человека, пилотирующего определённый тип самолёта. Однако чёткие критерии распределения по родам авиации до сих пор не разработаны, что вызывает необходимость дальнейшего экспериментального изучения данной проблемы.

В основу настоящей работы положена гипотеза о том, что курсанты-лётчики, обучающиеся по разным лётным специальностям, различаются по основным профессионально важным качествам (ПВК), психофизиологические критерии распределения будущих лётчиков по отдельным родам авиации должны включать комплексную оценку физиологических, физических, психофизиологических, интеллектуальных и личностных характеристик человека.

Цель исследования: на основании комплексной оценки профессионально важных качеств дать психофизиологическое обоснование и разработать способ дифференцированного распределения курсантов-лётчиков по программам лётной подготовки и родам авиации.

Предмет исследования: психофизиологические характеристики, комплекс профессионально важных качеств курсантов-лётчиков истребительной и военно-транспортной авиации.

Задачи исследования.

1. Путём профессиографического исследования изучить особенности лётного труда в различных родах авиации, составить психограммы лётчиков фронтовой и военно-транспортной авиации.

2. Оценить эффективность существующей системы профессионального психологического отбора в военном авиационном образовательном учреждении и обосновать её возможности для дифференцированного распределения курсантов-лётчиков по программам лётной подготовки и родам авиации.

3. Определить значение характеристик военно-профессиональной мотивации для успешного обучения в военном авиационном образовательном учреждении и выбора будущей лётной специальности.

4. Обосновать критериальную валидность психофизиологических методик, необходимых для дифференцированного распределения курсантов-лётчиков по программам лётной подготовки и родам авиации.

5. Разработать дифференциальную диагностическую модель распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по программам лётной подготовки и родам авиации.

Научная новизна.

1. Составлена психограмма лётчика фронтовой и лётчика военно-транспортной авиации с описанием системы требований профессии к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам человека.

2. Приведено теоретическое и практическое обоснование применения методик оценки комплекса психофизиологических характеристик, которые включены в диагностический аппарат мероприятий профессионального психологического отбора и сопровождения учебного процесса в военном авиационном образовательном учреждении.

3. Доказана необходимость оценки всей совокупности характеристик профессионально важных качеств, всего комплекса психофизиологических характеристик для эффективного распределения курсантов-лётчиков по родам авиации.

5. Впервые разработаны психофизиологические критерии в виде дифференциальной математической модели для каждого рода авиации, позволяющие распределять курсантов по отдельным лётным специальностям, что значительно повышает эффективность практических мероприятий профессионального психологического сопровождения обучения курсантов, способствует обеспечению качественной профессиональной подготовки и комплектованию военной авиации специализированными кадрами.

Практическое применение.

В результате проведённых исследований показана эффективность мероприятий профессионального психологического отбора, их высокая результативность при отсутствии конкурса в военное авиационное образовательное учреждение. Установлено влияние военно-профессиональной мотивации на выбор рода авиации и её интегративная роль для всех психофизиологических свойств.

Представлена необходимость использования целого комплекса диагностических методик в процессе ежегодного профессионального психологического сопровождения лётного обучения для выявления качеств, наиболее соответствующих определённой лётной специальности.

Выявлены различия психофизиологических характеристик курсантов-лётчиков разных родов авиации, на основании которых сформирована батарея тестов, позволяющая комплексно оценить профессионально важные качества и рассчитать интегральные показатели для каждого блока ПВК.

Разработаны психофизиологические решающие правила дифференцированного распределения курсантов по родам авиации, которые имеют высокую точность диагностики — 93,77−97,74% и позволяют косвенно прогнозировать будущую успешность лётного обучения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Успешность профессиональной деятельности лётчиков фронтовой и военно-транспортной авиации определяется как общими для всех родов авиации, так и различающимися физиологическими, психологическими и социально-психологическими характеристиками человека и требует преимущественного развития разных профессионально важных качеств.

2. Исследованные в работе психофизиологические показатели позволяют достоверно различать уровень развития профессионально важных качеств курсантов-лётчиков истребительной и военно-транспортной авиации.

3. Разработанная в исследовании математическая прогностическая модель, основанная на дискриминантном анализе комплекса психофизиологических характеристик, позволяет эффективно распределять курсантов-лётчиков по программам подготовки перед началом лётной практики и прогнозировать успешность дальнейшего лётного обучения при освоении различных типов самолётов.

Методы исследования.

— экспериментальный (комплексы психофизиологических методик);

— анализ результатов профессиональной деятельности (профессиогра-фическое анкетирование лётчиков строевых частей, решения методических советов военного авиационного образовательного учреждения о распределении курсантов по родам авиации, оценки лётчиков-инструкторов за выполнение курсантами упражнений лётной практики);

— математико-статистический (описательная статистика, корреляционный анализ, дискриминантный анализ, кластерный анализ). Обработка результатов выполнена при помощи программ по статистической обработке данных, имеющихся в составе Excel 8.0 и Statistica for Windows 5.5.

Апробация работы.

Основные материалы диссертации доложены и обсуждены на 44-м международном конгрессе военных психологов (ноябрь 2008 г., г. Санкт-Петербург) — ХІ-й межвузовской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (май 2009 г., г. Краснодар) — ХІІ-й южно-российской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (май 2010 г., г. Краснодар) — V-й всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (июль 2010 г., г. Краснодар) — всероссийской научно-практической конференции по психиатрии с международным участием «Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии» (апрель 2011 г., г. Санкт-Петербург) — ХШ-й южно-российской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (май 2011 г., г. Краснодар) — П-й всероссийской научно-практической конференции «Личность курсанта: психологические особенности бытия» (июнь 2011 г., г. Краснодар) — П-й международной научно-практической конференции, посвященной 51-й годовщине полёта Ю. А. Гагарина в космос (апрель 2012 г., г. Краснодар) — VII-й всероссийской научно-практической конференции «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодых исследователей» (апрель 2012 г., г. Краснодар) — XIV-й южнороссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (май 2012 г., г. Краснодар) — 1-й международной научно-практической конференции «Личность курсанта: психологические особенности бытия» (ноябрь 2012 г., г. Краснодар).

Внедрение результатов работы.

Полученные в результате исследования математические модели используются специалистами профессионального психологического отбора и профессионального психологического сопровождения лётного обучения курсантов военного авиационного образовательного учреждения для их распределения по лётным специализациям, в деятельности специалистов лётно-методического отдела, лётчиков-инструкторов, участвующих в проведении мероприятий распределения курсантов по родам авиации для дальнейшего лётного обучения, в научной деятельности научно-методического отдела.

Материалы работы и её результаты реализованы при выполнении заказной комплексной научно-исследовательской работы (заказчик — 5 управление ГУК МО РФ) шифр «Курсант-10» — Организация и проведение профессионально-психологического сопровождения курсантов в ходе образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства Обороны Российской Федерацииплановых научно-исследовательских работ: НИР № 30 333, шифр «Яхта» — Исследование факторов, обусловливающих психологическую готовность личности к деятельности в экстремальных условияхНИР № 30 813, шифр «Аппаратура» — Система использования аппаратурных методик для развития психофизиологических профессионально важных качеств в процессе профессиональной подготовки курсантов-лётчиков.

Основные научно-практические положения работы использованы при подготовке: «Методических рекомендаций по организации и проведению психолого-педагогического сопровождения процесса обучения курсантов КВВАУЛ» (Краснодар, 2007) — «Руководства по распределению курсантов филиала ВУНЦ ВВС „ВВА“ (г. Краснодар) для дальнейшего обучения в вузе по специализациям (родам авиации)», утвержденного приказом начальника филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» № 311 от 11.04. 2011 годапрактикума для курсантов «Самостоятельная тренировка психофизиологических свойств курсанта лётного училища» (Краснодар, 2011).

Публикации: По материалам диссертационного исследования опубликовано 18 печатных работ, в том числе: 1 практикум, 1 методические рекомендации, 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования результатов исследования по кандидатским диссертациям.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы (1 глава), методического раздела (2 глава), описания результатов исследования (3, 4 главы), заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы.

ВЫВОДЫ.

1. Основными профессионально важными качествами лётчиков высокоманевренной авиации являются высокая устойчивость к воздействию экстремальных факторов, склонность к разумному риску, высокие психомоторные качества, развитые функции зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов. Для лётчиков военно-транспортной и дальней авиации основными профессионально важными качествами являются способности к совместной работе и быстрой адаптации к новому коллективу, требовательность к другим людям, контроль за деятельностью подчинённых.

2. Существующая в настоящее время и регламентированная нормативными документами система профессионального психологического отбора является эффективным инструментом комплектования военного авиационного образовательного учреждения курсантами с наиболее развитыми общими профессионально важными качествами, необходимыми для овладения профессией военного лётчика, но не позволяет проводить дифференциальную диагностику обучающихся по программам лётной подготовки и родам авиации.

3. Военно-профессиональная мотивация играет интегрирующую роль, объединяющую основные профессионально важные качества в единую систему и определяющую успешность деятельности в выбранном роде авиации.

4. Применённые в исследовании методики позволяют комплексно оценить профессионально важные качества лётчика и достоверно (р<0,05) различать психофизиологические особенности курсантов высокоманевренной и военно-транспортной авиации. Распределение по родам авиации целесообразно проводить, основываясь не только на выборе курсанта, предпочитающего определённую лётную специальность, а по всей совокупности профессионально важных качеств.

5. Разработанное решающее правило, основанное на дискриминантном анализе психофизиологических характеристик, позволяет с высокой прогностической эффективностью (97,74%) дифференцировать курсантов-лётчиков по программам подготовки и родам авиации, может быть рекомендовано для применения в военном авиационном образовательном учреждении.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В целях совершенствования существующих методов профессионального психологического отбора и сопровождения учебного процесса курсантов-лётчиков военного авиационного образовательного учреждения предлагаем:

1. К регламентированным нормативными документами методикам профессионального психологического отбора добавить использованные в исследовании методики, позволяющие дифференцировать курсантов по программам подготовки и роду авиации.

2. Специалистам научно-методического отдела военного авиационного образовательного учреждения для оптимального распределения курсантов породам авиации перед прохождением первоначальной лётной практики и дальнейшим освоением лётной профессии использовать разработанную в исследовании математическую модель.

3. Продолжить исследования по дифференциальной диагностике профессионально важных качеств для других родов авиации и типов летательных аппаратов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Физиологические механизмы работоспособности / B.C. Аверьянов, К. Г. Капустин, О. В. Виноградова // Физиология трудовой деятельности. СПб., 1993. — С. 62−83.
  2. Авиационная медицина: руководство / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова М.: Медицина, 1986. — 580 с.
  3. , H.A. Резервы нашего организма / H.A. Агаджанян,
  4. A.Ю. Катков. М.: Знание, 1990. — 239 с.
  5. , А. А. Комплексная оценка функциональных резервов организма / A.A. Айдаралиев и др. Фрунзе: Илим, 1988. — 195 с.
  6. , A.B. Оптимизация мотивационного обеспечения профессиональной деятельности лётного состава военно-транспортной авиации в современных условиях: автореф. дис. .канд. психол. наук / A.A. Аксёнова. Ярославль: Ярославский Гос. Ун-т, 2007. — 25 с.
  7. , М.С. Развитие личностного потенциала лётчика в процессе профессионального становления: автореф. дис. .канд. психол. наук / М. С. Алексеенко. М.: НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», 2011. — 32 с.
  8. , Б.Г. О соотношении способностей и одарённости / Б. Г. Ананьев // Проблема способностей. М.: Наука, 1962. — С. 15−32.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПБ.: Питер, 2010.-288 с.
  10. , П.К. Принципы системной организации функций / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 447 с.
  11. , П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 288 с.
  12. , В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В. Я. Апчел,
  13. B.Н. Цыган. СПб., 1999. — 86 с.
  14. , А. Г. Военно-учебный провал / А. Г. Бабакин // Независимое военное обозрение. 2004. — № 21. — С. 3−9.
  15. , P.M. К проблеме оценки напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск: Изд-во АН СССР, 1974. — Т. 1. — С. 44.
  16. , В. А. К 30-летию института психологии РАН. Системная организация и развитие психики / В. А. Барабанщиков. Психол. журн. 2003. -Т. 24, № 1. -С. 29−46.
  17. , Г. Т. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике / Г. Т. Береговой и др. // Под ред. Б. Ф. Ломова, В. А. Пономаренко. М.: Наука, 1978. — 303 с.
  18. , H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М., 1966. — 349 с.
  19. , H.A. Современная биомеханика и вопросы охраны труда / H.A. Бернштейн // Гигиена, безопасность и патология труда. — 1930. -№ 2.-С. 3−12.
  20. , Л. Общая теория систем критический обзор / Л. Берта-ланфи // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969. -С. 23−82.
  21. , Ю.В. Психологическое благополучие личности как залог профессиональной надёжности пилота / Ю. В. Бессонова // Материалы V съезда Общеросс. обществ, организ. «Российское психологическое общество». М., 2012. — Т. И. — С. 379.
  22. , Х.П. Отбор / Х. П. Бечтолд // Экспериментальная психология. -М.: Наука, 1963. Т. 2. — С.879−898.
  23. , A.A. Надёжность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем / A.A. Благинин. СПб.: ЛГУ, 2006. -144 с.
  24. , A.A. Профессиональная надёжность лётчика / А. А. Благинин // Физиология лётного труда: учебник. СПб.: Наука, 1997. — С. 238−243.
  25. , A.A. Психофизиологическая характеристика деятельности лётного состава / A.A. Благинин, B.C. Новиков // Физиология лётного труда: учебник. СПб.: Наука, 1997. — С. 44−66.
  26. , A.A. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных условиях / A.A. Благинин. -СПб.: ВМедА, 2009. 68 с.
  27. , A.A. Шум и вибрация / А. А. Благинин, B.C. Бондарев,
  28. B.C. Новиков, // Физиология лётного труда: учебник. СПб.: Наука, 1997.-С. 168−177.
  29. , В.А. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность / В. А. Бодров, Н. Ф. Лукьянова // Психол. журн. — 1981. — Т. 2,№ 2.-С. 51−65.
  30. , В.А. Основы профессионального отбора / В. А. Бодров, Д. И. Шпаченко // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993.-С. 42666.
  31. , В.А. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М.: «Институт психологии РАН», 1998.-288 с.
  32. , В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. М.: ИП РАН, 2006. -280 с.
  33. , В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  34. , Е.И. Время реакции человека. Избранные психологические труды / Е. И. Бойко // Под ред. A.B. Брушлинского и Т. Н. Ушаковой. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.-С. 16−436.
  35. , Э.В. Методы исследования психофизиологических качеств и личностных характеристик специалистов Военно-воздушных сил: учеб. пособие / Э. В. Бондарев, И. Ф. Дьяконов, В. П. Загрядский. — Л.: BMA, 1981.-136 с.
  36. , A.A. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов / A.A. Боченков, C.B. Чермянин, В. И. Булыко // Воен.-мед. журн. 1994. -№ 11. — С.41−46.
  37. , A.A. Эффективность профессионального психофизиологического отбора / A.A. Боченков // Психофизиология профессионального здоровья человека: материалы Всерос. науч. конф. // Вестн. Росс. Воен.-мед. акад. -№ 3 (19), 2007. Приложение. С. 196−200.
  38. , A.B. Мышление и прогнозирование / A.B. Брушлинский. -М., 1979.-228 с.
  39. , А.П. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности военнослужащих на основе математической модели нечёткой нейронной сети: автореф. дис. .канд. мед. наук / А. П. Булка. СПб.: ВМе-дА, 2005. — 26 с.
  40. , А.П. Современные психотехники: технология профессионально-психологического отбора кадров / А. П. Булка, Д. С. Медведев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 582 с.
  41. , Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон. М., 1954. — С. 118−119.
  42. , П.В. Перегрузки интенсивного маневрирования / Г. Д. Глод, П. В. Васильев // Функциональное состояние лётчика в экстремальных условиях. -М.: Полёт, 1994. С. 193−264.
  43. , Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер -М.: Наука, 1973. 340 с.
  44. Военная инженерная психология / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. -М.: Воениздат, 1970. 400 с.
  45. , A.M. К вопросу о профессиональной надёжности лётчика / A.M. Войтенко, К. В. Пономаренко // Воен.-мед. журн. 1993. — № 5. — С. 51−53.
  46. , A.M. Методические подходы к оценке операторских профессионально важных качеств / A.M. Войтенко // Психофизиология профессиональной деятельности: сборник науч. трудов всеросс. науч. конф. — СПб.: ВМедА, 2004. С. 91−93.
  47. , A.M. Психофизиология безопасности операторской деятельности: учеб. материалы / A.M. Войтенко. СПб.: ВМедА, 2005. — 68 с.
  48. , A.M. Развитие отечественной авиационной психофизиологии / A.M. Войтенко // Становление и развитие психофизиологии военно-профессиональной деятельности в России под ред. В. Н. Сысоева. СПб, 2007.-С. 31−66.
  49. , A.A. Практикум по психологической подготовке лётчиков: метод. пособие / A.A. Ворона и др. // Под ред. А. Н. Харчевского, Д. В. Гандера. М.: МО, 2002. — 219 с.
  50. , A.A. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки лётного состава / A.A. Ворона, Д. В. Гандер, В. А. Пономаренко. -М., 2000. -340 с.
  51. , A.A. О психофизиологической природе «чувства самолёта» / A.A. Ворона, C.B. Алёшин, A.M. Сафронов // Космич. биология и авиа-космич. медицина. 1984. — № 5. — С. 14−18.
  52. , Д.В. Авиационная психология: учеб. пособие / Д. В. Гандер // Под ред. В. А. Пономаренко. М.: Воентехиниздат, 2010. — 208 с.
  53. , Д.В. Профессиональная психопедагогика / Д. В. Гандер. М.: Воентехиниздат, 2007. — 336 с.
  54. , С.Г. Значение личного фактора в лётных происшествиях и методы его изучения / С. Г. Геллерштейн // Тезисы науч. конф. ЦИУВ. -М., 1948.-С. 15−17.
  55. , С.Г. Предвосхищающие реакции в деятельности лётчика / С. Г. Геллерштейн // Авиац. и косм. мед. М., 1963. — С. 124−126.
  56. , С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательных реакций / С. Г. Геллерштейн. М.: Медицина, 1958. — 226 с.
  57. , К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К. А. Гельвеций. М., 1938. — С. 206.
  58. , Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голу-бева. Дубна: «Феникс+», 2005. — 512 с.
  59. , А.Н. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности штурманов наведения: автореф. дис. .канд мед. наук / А. Н. Горбунов. СПб.: ВМедА, 2003. — 28 с.
  60. , K.M. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды / K.M. Гуревич. СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
  61. , K.M. Основные свойства нервной системы и профессиональная пригодность / K.M. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 184 с.
  62. , A.A. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы) / A.A. Деркач, В.Г. Зазы-кин. М.: РАГС, 1998. — 282 с.
  63. , Н.М. Лётный труд / Н. М. Добротворский. М.: Изд. Военно-возд. акад., 1930. — 168 с.
  64. , А. Подготовка лётного состава в ВВС США / А. Дрожжин, А. Кокорев // Авиация и космонавтика. 1997. — № 9. — С. 32−35.
  65. , Б.А. Основы инженерной психологии / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 576 с.
  66. , В.А. Методы медицинского контроля за психофизиологическим состоянием лётчика с помощью системы «Физиолог-М» при тренировках на пилотажном тренажёре: учеб. материалы / В. А. Егоров, В. А. Соколов, Б. С. Францен. Л.: ВМедА, 1981. — 54 с.
  67. , В.А. Особенности переработки информации лётчиком в полёте: автореф. дис. .д-ра мед. наук / В. А. Егоров. Л.: ВМедА, 1975. — 28 с.
  68. , В.Ф. Психофизиологическая оценка подготовленности лётчика на пилотажных тренажёрах / В. Ф. Жернавков, Э. А. Козловский. -М.: Воениздат, 1981. 54 с.
  69. , Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 376 с.
  70. , Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления / Д. Н. Завалишина. М., 1985. — 186 с.
  71. , Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. М., 1986. — 173 с.
  72. , Н.Д. Принцип активного оператора в инженерной психологии / Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко // Инженерная психология. М.: Наука, 1977.-С. 119−133.
  73. , В.П. Физиологические основы повышения боеспособности военных специалистов: учеб. пособие / В. П. Загрядский. Л.: BMA, 1972.-68 с.
  74. , Г. М. Закономерности функционирования эргатических систем / Г. М. Зараковский, В. В. Павлов. М.: Радио и связь, 1987. -232 с.
  75. , Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности / Г. М. Зараковский. М.: Наука. — 1966. — 114 с.
  76. , Г. М. Учёт психофизиологических характеристик человека-оператора при оптимизации систем управления / Г. М. Зараковский // Психофизиологические исследования деятельности операторов (сборник статей).-М., 1971.-С. 6−19.
  77. , В.П. Основы эргономики / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. -М., 1979−344 с.
  78. , В.П. Узловые проблемы инженерной психологии / В. П. Зинченко, Ю. Д. Панов // Вопросы психологии. 1962. — № 5. — С. 15−30.
  79. , С.М. Психологические аспекты подготовки лётчиков к действиям в особых ситуациях / С. М. Зиньковская // Педагогическое образование. 2009. — № 4. — С. 53−58.
  80. , С.М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: автореф. дис. .д-ра психол. наук / С. М. Зиньковская. -М.: Росс. Ун-т дружбы народов, 2007 40 с.
  81. , Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
  82. , Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001.-464 с.
  83. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. -512 с.
  84. , Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2003. — С. 68−70.
  85. Инженерная психология / Под ред Г. К. Середы. Киев: «Вища школа», 1976.-308 с.
  86. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение / Под ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина, В. Ф. Венды. М.: Наука, 1977.-304 с.
  87. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. — 278 с.
  88. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 510 с.
  89. , В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации / В. В. Козлов. М.: Полиграф, 2002. — 280 с.
  90. , В.В. Человеческий фактор: психофизиологические опасные факторы полёта и их профилактика: метод, пособие / В. В. Козлов. М.: Полиграф, 2002. — 76 с.
  91. , O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / O.A. Конопкин. М.: ЛЕНАНД, 2011. — 320 с.
  92. , Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота: автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. Н. Корнеева. Л., 1984. -34 с.
  93. , Т.В. Психология риска и принятия решений: учебное пособие / Т. В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2003. — 286 с.
  94. , П.А. Психология лётного обучения / П. А. Корчемный. -М.: Воеиздат, 1986. 136 с.
  95. , М.А. Психология и безопасность / М. А. Котик. Таллин: Валгус, 1981.-408 с.
  96. Критерии индивидуальной переносимости перегрузки лётчика высокоманевренного самолёта: метод, пособие / Под ред. В. А. Пономаренко. — М.: Воениздат, 2003. 22 с.
  97. , Б.В. Основы практической психодиагностики / Б. В. Кулагин. -Л.: Медицина, 1984. 248 с.
  98. , Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Педагогика, 1970. 196 с.
  99. , В.И. Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков 70 лет истории / В. И. Лашко, С. В. Божко // Вестник Межд. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. — 2008. — № 3 (29). -С.10−15.
  100. , Н.С. Об умственной одаренности / Н.С. Лейтес- М., 1960. -214 с.
  101. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: Педагогика, 1971. 277 с.
  102. , А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. -М., 1981. С. 193−218.
  103. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  104. , А.Н. Человек и техника / А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Вопросы психологии. — 1963. — № 5. — С.18−37.
  105. Ш. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. М. Сурков. М.: Наука, 1980. — 219 с.
  106. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — С. 227−279.
  107. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов М., 1984. — 444 с.
  108. , Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода / Б. Ф. Ломов // Инженерная психология. -М.: Наука, 1977. С. 31−54.
  109. , Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды / Б. Ф. Ломов. М.: «Институт психологии РАН», 2006. — 624 с.
  110. , Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1985. — 231 с.
  111. , Б.Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. М.: ИПП- Воронеж: «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  112. , Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии / Б. Ф. Ломов М.: Советское радио, 1966. — 464 с.
  113. , Н.Ф. О динамике свойств личности курсантов лётных училищ / Н. Ф. Лукьянова, E.H. Лобова, Н. В. Третьяков // Психолог, журн. -1990. -№ 1. -С.138−146.
  114. , С.И. Высотные факторы полёта / С. И. Лустин, B.C. Новиков, // Физиология лётного труда: учебник. СПб.: Наука, 1997. — С. 120−145.
  115. , С.А. Основы клинической психологии и медицинской диагностики / С. А. Лытаев, Б. В. Овчинников, И. Ф. Дьяконов. СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2008. — 320 с.
  116. , Н.И. Психологический отбор лётного состава за рубежом / Н. И. Майзель // Вопр. психологии. 1960. — № 6. — С. 159−166.
  117. , Р.Н. Человеческий фактор. Авиационная психология и педагогика: справочник / Р. Н. Макаров. М.: МНАПЧАК, 2003. — 515 с.
  118. , Р.Н. Человеческий фактор. Рождение авиации. Лётное обучение. Тренажёры: учеб. пособие / Р. Н. Макаров, В. Г. Кодола, В.М. Зарец-кий. М.: МНАПЧАК, 2003. — 510 с.
  119. , А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психолог, журн. 2001. — Т. 22, № 1. — С. 16−24.
  120. , А.Г. Психологические особенности военно-профессиональной деятельности / А. Г. Маклаков // Психология и педагогика. Военная психология СПб.: Питер, 2007. — С. 144−162.
  121. , Ф.В. Личностно-значимые ориентиры внутренней позиции личности курсанта: автореф. дис. .канд. психол. наук / Ф. В. Мальчинский. Краснодар: КубГУ, 2010. — 24 с.
  122. , В.Л. Напряжённость в полёте / В. Л. Марищук, К. К. Платонов, Е. А. Плетницкий. М.: Воениздат, 1969. — 120 с.
  123. , В.Л. Опыт прогнозирования успешности лётного обучения курсантов / В. Л. Марищук, О. Н. Кузнецов, В. И. Евдокимов // Воен.-мед. журн. 1984. -№ 5. — С. 457.
  124. , В.И. Адаптация человека / В. И. Медведев. СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. — 584 с.
  125. , В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов / В. И. Медведев. Л.: Наука, 1982. — 104 с.
  126. , В.И. Функциональные состояния человека / В. И. Медведев,
  127. A.Б. Леонова // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. -С. 25−61.
  128. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /
  129. B.C. Мерлин. М., 1986. — 254 с.
  130. Методики военного профессионального психологического отбора: метод. пособие. М., Военное издательство, 2005. — 530 с.
  131. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. М., 2002 — 288 с.
  132. Методические рекомендации по проверке и оценке физической подготовки в Вооружённых Силах Российской Федерации. М., 2009 — 15 с.
  133. Методическое пособие по профессиональному психологическому отбору кандидатов на лётное обучение из Вооружённых сил зарубежных армий.-М., 1986.-98 с.
  134. , С.Е. О профессиональной пригодности к службе в качестве лётчика на основании статистических данных и психотехнических испытаний / С. Е. Минц. Вестн. Воздуш. флота. — 1923. — № 3. — С. 95−99.
  135. , С. Подготовка лётного состава зарубежных ВВС / С. Моисеев // Авиация и космонавтика. 2008. — № 9. — С. 41−48.
  136. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А. Д. Наследов. -СПб.: Речь, 2012.-392 с.
  137. , В.Д. Надёжность работы оператора в сложной системе управления / В. Д. Небылицын // Инженерная психология. М., Изд-во МГУ, 1964.-С. 358−367.
  138. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  139. Некоторые психофизиологические методы определения работоспособности лётного состава: пособие / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Воениз-дат, 1981.-90 с.
  140. , А.П. К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании лётчиков / А. П. Нечаев. Журн. психологии, неврологии и психиатрии. — 1923. — Т. 2. — С. 3−16.
  141. , B.C. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов / B.C. Новиков и др. СПб.: Б.и., 1997. — 255 с.
  142. , B.C. Функциональное состояние и работоспособность лётчика / B.C. Новиков, В. Ю. Чепрасов // Физиология лётного труда: учебник. -СПб.: Наука, 1997. С. 70−96.
  143. Общая психофизиология: учеб. пособие / Под ред. В. Н. Сысоева. СПб.: ВМедА, 2003. — 272 с.
  144. Основы психологии. Практикум / Под ред. Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  145. Основы военного профессионального психологического отбора: учеб. пособие / Под ред. Г. М. Зараковского, В. И. Лазуткина. М.: Воениздат, 2005. — 464 с.
  146. , Д.А. Роль оперативного образа в выявлении информационного содержания сигналов / Д. А. Ошанин // Вопросы психологии. 1969. -№ 4. — С. 47−57.
  147. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. М., 1961. — 363 с.
  148. И.П. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1951. -426 с.
  149. , А.Ф. Оптимизация процесса подготовки будущих военных лётчиков к деятельности в экстремальных ситуациях / А. Ф. Пенно // Вестн. Адыгейского государственного университета. Майкоп: АГУ, — Вып. 3. -2010.-С. 50−55.
  150. , A.M. Экспериментальное моделирование аварийных ситуаций / A.M. Пиковский // Воен.-мед. журн. 1964. — № 2. — С. 58−62.
  151. Платон. Сочинения / Платон. М., 1972. — Т. 3. — С. 143 — 157.
  152. , К.К. Авиационная психология / К. К. Платонов. М.: ВПА, 1963.-С. 32−64.
  153. , К.К. История развития отечественной авиационной психологии /К.К. Платонов, В. А. Каращан. Монино: Изд. ВВА, 1986. — 175 с.
  154. , К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1973.-312 с.
  155. , К.К. Психология лётного труда / К. К. Платонов. М.: Воен-издат, 1960.-352 с.
  156. , К.К. Человек в полёте / Под ред. Л. Г. Ратгауз, А. П. Попова. — М.: Воениздат, 1946. 168 с.
  157. , Ю.И. Психофизиология профессиональной деятельности / Ю. И. Погодин, A.A. Боченков. М., 2007. — 280 с.
  158. Подготовка офицеров в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства Обороны Российской Федерации: справочник специальностей. М.: Воениздат. — 2004. — 480 с.
  159. , Б.Л. Лётные способности и пути их диагностики / Б. Л. Покровский // Научные основы прикладной психологии: тезисы докл. к VII съезду Общества психологов СССР. -М., 1989. С. 108.
  160. , Б.JI. Психологический отбор курсантов в лётные училища / / Б. Л. Покровский // Воен.-мед. журн. 1962. — № 10. — С. 54−56.
  161. , Б.Л. Экономические аспекты, профессионального психологического отбора / Б. Л. Покровский // Воен.-экономич. вестник. 2003. -№ 8. -С. 108−112.
  162. , В.А. Авиация. Человек. Дух / В. А. Пономаренко. М.: Магистр. Пресс, 2001. — 430 с.
  163. , В.А. Авиационная психология / В. А. Пономаренко, Н. Д. Завалова. М.: Институт авиационной и космической медицины, 1992.-200 с.
  164. , В.А. Военное образование, как система формирования психологического ресурса военнослужащего / В. А. Пономаренко, A.A. Ворона // Вестник Межд. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. 2004. — № 4 (16). — С. 20−26.
  165. , В.А. В слове позиция / В. А. Пономаренко. — Красноярск: «Поликом», 2004. — 400 с.
  166. , В.А., Деятельность лётных экипажей и безопасность полётов / В. А. Пономаренко, В. В. Лапа, A.B. Чунтул. М., 2003. — 202 с.
  167. Пономаренко, В. А Здоровье в системе военной безопасности / В. А. Пономаренко // Вестник Межд. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. 2008. — № 3 (29). — С. 16−29.
  168. , В.А. Концепция «профессионального здоровья» в лётной деятельности / В. А. Пономаренко // Психология профессионального здоровья: учеб. пособие под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Речь, 2006. -С.217−246.
  169. , В.А. Лётчик XXI века / В. А. Пономаренко // Красная звезда.-2009.-20 мая.
  170. , В.А. Практическая психология: Проблемы безопасности лётного труда / В. А. Пономаренко, Н. Д. Завалова. М, 1994. — 205 с.
  171. , В.А. Профессионализм как образ жизни человека опасной профессии / В. А. Пономаренко // Самолёт. 1994. — № 5. — С. 8−10.
  172. , В.А. Профессия лётчик / В. А. Пономаренко, В. В. Лапа.- М.: Воениздат, 1985. 136 с.
  173. , В.А. Профессия психолог труда / В. А. Пономаренко. -М.: Издательство ИП РАН, 2007. — 400 с.
  174. , В.А. Психология духовности профессионала / В. А. Пономаренко. М.: ПЕР СЭ, 2004. — 256 с.
  175. , В.А. Психология жизни и труда лётчика / В. А. Пономаренко. М.: Воениздат, 1992. — 224 с.
  176. , В.А. Психологические проблемы авиации и космонавтики в XXI веке / В. А. Пономаренко // Вестник Межд. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. — 2002. — N 2 (16). — С.6−10.
  177. , В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии / В. А. Пономаренко. Красноярск: «Поликом», 2006. — 629 с.
  178. , В.А. Роль авиационной и космической медицины как науки в интересах повышения боеготовности войск / В. А. Пономаренко // Вестник Межд. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. -2009. № 1 (30). — С. 5−9.
  179. , В.А. Социально-психологическое содержание боевого стресса / В. А. Пономаренко // Психол. журн. 2004. — Т. 25, № 3. -С. 98−102.
  180. , В.А. Страна Авиация чёрное и белое / В. А. Пономаренко. — М.: Наука 1995. — 288 с.
  181. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учеб. пособие / Под ред. В. А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2003.- 768 с.
  182. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 100 от 24 апреля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приёмав военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации».
  183. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 50 от 26 января 2000 г. «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых силах Российской Федерации».
  184. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 265 от 27 апреля 2009 г. «Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полётов государственной авиации».
  185. Психодиагностика / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: ЭКСМО, 2010. -448 с.
  186. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина, И. Д. Кудрина. М.: Воениздат, 1988. — 262 с.
  187. Психологический отбор лётчиков / Под ред. Е. А. Милеряна. Киев, 1966.-236 с.
  188. Психологический отбор лётчиков и космонавтов / В. А. Бодров и др. // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. — Т. 48. — 264 с.
  189. Психология личности: тесты, опросники, методики / Составит. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. -М.: Геликон, 1995. 288 с.
  190. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: словарь / Под ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. 3-е изд. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. -848 с.
  191. Психология труда: учеб. пособие / О. Г. Носкова // Под ред. Е. А. Климова. -М.: «Академия», 2008. 384 с.
  192. Психофизиологические аспекты военно-профессиональной адаптации лётчиков: метод, пособие / Под ред. A.M. Войтенко. СПб.: ВМедА, 2001.-72 с.
  193. , В.А. Военная эргономика / В. А. Пухов // Актуальные проблемы физиологии военного труда. СПб., 1992. — С. 4−29.
  194. , В.Н. Оперативное мышление в больших системах / В. Н. Пушкин. -М., 1965.-376 с.
  195. , Р.Ф. Анализ и оценка зарубежного опыта подготовки лётного состава военной авиации / Р. Ф. Равлык. Вестник АВН. — 2008. — № 3 (24).-С.112−118.
  196. , Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХ-РАХ-М», 2001.-672 с.
  197. , K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / K.P. Роджерс. М., 1994. — С. 134−168.
  198. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2008. С. 435−511.
  199. Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС, и по переосвидетельствованию лиц лётно-подъёмного состава. М.: В СУ РККА, 1933. — 116 с.
  200. Руководство по медицинскому обеспечению полётов авиации ВС СССР. -М.: Воениздат, 1991. 168 с.
  201. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов в высшие военные авиационные училища лётчиков и штурманов. -М.: Воениздат, 1995. 124 с.
  202. Руководство по психологической работе в Вооружённых силах Российской Федерации. М.: Воениздат, 2007. — 256 с.
  203. , В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  204. , Ю. Новая система подготовки лётчиков ВВС США / Ю. Савин // Зарубежное военное обозрение. 1990. — № 10. — С. 41−46.
  205. , И.В. Боевая авиация на пороге масштабного обновления / И. В. Садофьев // Красная звезда. 2011. — 25 января.
  206. , A.A. Влияние ускорений на организм лётчика / A.A. Сергеев. -М.: Воениздат, 1957. 188 с.
  207. , С.Ф. Инженерно-психологические проблемы профессиональной подготовки авиационных специалистов / С. Ф. Сергеев и др. // Рос-сийск. научн. журнал. 2012. — № 3 (28). — С. 109−115.
  208. , О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной подготовки лётчиков: автореф. дис. .канд. психол. наук / О. Н. Сиваш. — М., 2009. 29 с.
  209. , Б.А. Методы инженерной психологии / Б. А. Смирнов,
  210. A.M. Тиньков. Харьков: «Гуманитарный центр», 2008. — 528 с.
  211. , Л.Н. Изучение психологических особенностей лётного состава стандартизированным методом исследования личности: пособие для авиационных врачей / Л. Н. Собчик, Н. Ф. Лукьянова. М.: ВВС, 1987.-70 с.
  212. , В.Н. Психофизиологические детерминанты успешности профессиональной деятельности лётчиков-инструкторов: автореф. дис. .канд. мед. наук / В. Н. Сочнев. СПб.: ВМедА, 2005. — 26 с.
  213. Становление и развитие психофизиологии профессиональной деятельности в России / Под ред. В. Н. Сысоева СПб, 2007. — 146 с.
  214. , A.M. Экстремальная психопедагогика / A.M. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.
  215. , Ю.К. Инженерная и профессиональная психология / Ю. К. Стрелков. М.: Академия, 2001. — 359 с.
  216. , В.Н. Психофизиологическое сопровождение профессиональной деятельности персонала и повышение безопасности производства /
  217. B.Н. Сысоев // Материалы Всерос. научн. конф. «Психофизиология профессиональной деятельности человека». СПб, 2004. — С. 3−7.
  218. , В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих: автореф. дис.. докт. мед. наук. -СПб.: ВМедА, 1999. 37 с.
  219. , В.Н. Физиологическая стоимость операторской деятельности /
  220. B.Н. Сысоев // Теоретические основы военной психофизиологии: учеб. пособие. Л.: ВМедА, 1991. — С. 108−120.
  221. Теория и практика психологического обеспечения лётного труда / Под ред. В. А. Пономаренко. М.: Воениздат, 2003. — 280 с.
  222. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  223. , Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ACT Астрель, 2008. — С. 225- 231.
  224. , O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М., 1975. -208 с.
  225. , В.А. Современная психология труда: учеб. пособие / В.А. То-лочек. СПб.: Питер, 2010. — 432 с.
  226. , X. Исследование способностей к наукам / X. Уарте. М., 1960.1. C. 58−79.
  227. , Д.Б. Психология как наука о поведении / Д. Б. Уотсон. М-Л., 1926.-384 с.
  228. , A.A. Избранные труды / A.A. Ухтомский. Л.: Наука, 1978. -360 с.
  229. , Л. Избранные философские произведения / Л.Фейербах. М., 1955.-Т. 1.-С. 164−185.
  230. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ / Под ред. В. А. Пономаренко, A.A. Вороны. М.: Воениздат, 1992. — 184 с.
  231. Функциональное состояние лётчика в экстремальных условиях / под ред. В. А. Пономаренко, П. В. Васильева. М.: Полёт, 1994. — 424 с.
  232. Человеческий фактор: новые подходы в профилактике авиационной аварийности / Под ред. В. В. Козлова // Матер, юбил. науч. конф., поев. 90-летию со дня рожд. А. Г. Шишова. М., 2000. — 152 с.
  233. Человеческий фактор. Эргономическое проектирование деятельности и систем / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. — Т. 4. — С.86−113.
  234. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М.: «Логос», 1994.-318 с.
  235. , В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. -М.: Наука, 1983. 186 с.
  236. , В.Г. Проблемы безопасности полётов на тяжёлых самолётах (человеческий фактор) / В. Г. Шишкин. Иваново, 2000. — 224 с.
  237. , А. Г. Медицинское изучение и предупреждение лётных происшествий / А. Г. Шишов. СПб.: ВМедА, 1960. — 62 с.
  238. , В.И. Профессиональное здоровье / В. И. Шостак // Психология профессионального здоровья: учеб. пособие под ред. Г. С. Никифорова. — СПб: Речь, 2006. С. 67−90.
  239. , В.И. Работоспособность как критерий профессионального здоровья / В. И. Шостак // Психология здоровья: Учебник для вузов под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Питер, 2003. — С. 508−517.
  240. , В.Ю. Количественная оценка надёжности человеческого фактора в системах «человек-машина-внешняя среда» / В. Ю. Щебланов, А. Ф. Бобров, С. Н. Соколов // Функциональное состояние человека и методы его исследования. М.: Наука, 1992. — С. 22−31.
  241. , Е.А. Связь образа родителей с адаптивностью личности (на примере курсантов-лётчиков): автореф. дис. .канд. психол. наук / Е. А. Щербакова. Краснодар: КубГУ, 2011. — 26 с.
  242. , В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В. И. Юнкеров, С. Г. Григорьев. СПб.: ВМедА, 2005.-292 с.
  243. Anderson, T.W. Introduction to Multivariate Statistical Analisis / T.W. Anderson. -N.Y.: John Wiley, 1958. 374 p.
  244. Armstrong, H.G. U.S.A.F. development in the selection and classification of flyers / H.G. Armstrong // «Military Surgeon». 1948. — Vol. 102, № 6. -P. 14.
  245. Banta, G.R. Fatigue in navy patrol community sustained flight operation / G.R. Banta, A. Borry // Aviat. Space Environ. Med. 1985. — Vol. 56, № 5,1. P. 508.
  246. Bartlett, F. G. Fifty years of psychology / F. G. Bartlett // Occupational Psychology. 1955. — Vol. 29, № 4.
  247. Benjamin, R.G. Stress, life quality, and abiutian safety / R.G. Benjamin. -Flying Safety. 1984. — Vol. 40, № 6. — P. 19−23.
  248. Booze, C.F. Blood pressure levels of active pilots compared with of air traffic controllers / C.F. Booze, L.S. Simcox // Aviat. Space and Environ. Med. -1985.-Vol. 56, № 11.-P. 1092−1096.
  249. Boudewyns, P.A. Posttraumatic stress disorder: Conceptualization and treatment / P.A. Boudewyns // Prog. Behav. Modif. 1996. — V. 30. — P. 165−189.
  250. Brookings, J.B. Psychophysiological responses to changes in workload during simulated air traffic control / J.B. Brookings, G.F. Wilson, C.R. Swain // Biol. Psychol. 1996. — Vol. 42, № 3. — P. 361−377.
  251. Brown, H.H. Visual elements in flight simulation. / H.H. Brown // Aviat., Space and Environ. Med. 1976. — V. 47, № 9. — P. 19−28.
  252. Camus, J. Temps des reaction psychomotrices des candidates, а Г aviation / J. Camus, I. Nepper. Paris, Compt. rend. Acad. d. Sc. — 1916.
  253. Cattell, R.B. Handbook of Multivariate Experimental Psychology / R.B. Cat-tell/ Chicago: Rand McNally. -1966. — 271 p.
  254. Cattell, R.B. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16-PF) / R.B. Cattell, H.W. Eber, M.M. Tatsuoka // Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing. 1968. — 262 p.
  255. Costa, G. Evaluation of workload in air traffic controllers // Ergonomics. -1993. Vol. 36, № 9. — P. 1111−1120.
  256. , H.O. Методика тренажерної підготовки пілотів у періоди перерв льотної діяльності: автореф. дис. .канд. пед. наук / Н.О. Спіхіна. -Харків: Українська інженерно-педагогічна академія, 2009. 32 с.
  257. Folkard, S. Chronobiology and shift work: Current issues and trends / S. Fol-kard, D.S. Minors, J.M. Waterhouse // Chronobiologia. 1985. — Vol. 12, № 1.-P. 31−54.
  258. Freund, J. E, Mathematical statistics / J.E. Freund // Englewood Cliffs. -N.Y.: Prentice Hall, 1992. — 658 p.
  259. Greiner, B.A. Objective measurement of occupational stress factors an example with San Francisco urban transit operators / B.A. Greiner and other. // J. Occup. Health. Psychol. — 1997. — Vol. 2, № 4. — P. 325−342.
  260. Ground, K.E. Pilot induced factors in fatal light aircraft accidents in United Kingdom: 1961−1981 / K.E. Ground. Aviat. Space and Environ. Med. -1984. — Vol. 55, № 1. — P. 52−57.
  261. Gunderson, E.K. Adaptation of small groups to extreme environments / E.K. Gunderson // Aerospace Med. 1985. — Vol. 34, № 12. — P. 1111−1115.
  262. Hamilton, D.L. Cognitive processes in stereotyping and intergroup behavior / D.L. Hamilton. Hillsdale: Erlbaum. — 2002. — 31 p.
  263. Hoge, C.W. Combat duty in Iraq and Afghanistan, mental health problems, and barriers to care / C.W. Hoge, C.A. Castro, S.C. Messer, et al. // N. Engl. J. Med. 2004.-V. 351, № i.p. 75.77.
  264. Janis, I.L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment / I. L Janis., L. Mann New York: Free Press, 1977. — P. 312.
  265. Marbe, K. Bericht zur Einleitung der Eisenbahnunglcke / K. Marbe // Comtes Rendus Cinquieme Conf. Intern, de Psychotechnique. Utrecht, 1928.
  266. Marmar, C.R. Characteristics of emergency services personnel related to peri-traumatic dissociation during critical incident exposure / C.R. Marmar // Amer. J. Psychiatry. 1996. — Vol. 153, suppl.7. — P. 94−102.
  267. Mouden Homer, L. Human factors errors in judgement / L. Homer Mouden // Int. J. Aviat. Safety. 1984. — Vol. 1, № 4. -P. 471−474.
  268. Reykowski, J. O niekotorych formach integracyinych i regulacyinych funkcji osobowosci / J. Reykowski // Psych. Wychow. 1971. — № XIV. — P. 285 299.
  269. Rogers, C.R. On Becoming a Person / C.R. Rogers. Houghton-Miffin, 1961.
  270. Scepansky, J. The techniques of modern recuring / J. Scepansky // Air Univ. Rev. 1968. — Vol. 19, № 6. — P. 73−80.
  271. Sells, S. A research programme to develop psychiatric selection of flying personnel / S. Sells, I. Barry // J. Aviat. Med. 1953. — Vol. 24, № 1. — P. 29−47.
  272. Sells, S. Correlates of manifest anxiety in beginning pilot traines / S. Sells, D. Trites, H. Parish // J. Aviat. Med. 1957. — Vol. 28, № 6. — P. 583−588.
  273. Shingledecker, C.A. Embedded secondary task methodology for aircrew workload assessment / C. A Shingledecker // Proc. Int. Conf. Cybern. And Soc., Atlanta, Ga. 1981. — P. 415−419.
  274. Sloan, S.L. The impact of life events on pilots: An extension of Alkov' approach / S.L. Sloan, C.L. Cooper // Aviat., Space and Environ. Med. 1985. -Vol. 56.-№ 10.-P. 1000−1003.
  275. Snyder, T.J. Pilot performance and stress: search for killer / T.J. Snyder, Fr.C. Sanders, Al.A. Reyzer // STAR. 1983. — Vol. 21, N 3. — 436 p.
  276. Stammers, R.B. The man-machine interface / R.B. Stammers // Phys. Tech-nol.-1979.-Vol. 10, № 3.-P. 118−123.
  277. Terelak, J.F. Current research and trends in aviation psychology in Poland / J.F. Terelak // Aviat. Space Environ. Med. 1991. — Vol. 62, № 9, pt. 1. -P. 903−906.
  278. Thorndike, K.S. The human factors in accidents with special reference to aircraft accidents: Project 21−30−001, Report S., US Air Force, School of Aviation Medicine / K.S. Thorndike. Texas: Randolf Flied, 1951.
  279. Venesiale, E. Il fattore umano negli incidenti divolo / E. Venesiale. Minerva Med., 1974. — V. 65. — № 81. — P. 4238−4244.
  280. Watson, J.B. Behaviorism / J.B. Watson. New York, Norton, 1924.
  281. Welford, A.T. On the human demands of automation: Mental work conceptual model, satisfaction and training / A.T. Welford // Industrial and business psychology. Copenhagen. — 1961. — Vol. 5.
  282. Zeier, H. Workload and psychophysiological stress reactions in air traffic controllers / H. Zeier // Ergonomics. 1994. — Vol. 37 — № 3. — P. 525−539.
  283. Zeller, A.F. Human factors: information need / A.F. Zeller // Flying Safety. -1984.-Vol. 40, N6.-P. 15−18.
Заполнить форму текущей работой