Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дифференцированные подходы к профилактике и коррекции нарушений здоровья детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, в зависимости от семейных факторов ри

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения работы доложены на межрегиональной научно-практической конференции «Молодая семья: здоровье и репродукция, медико-социальная и правовая поддержка» (Ярославль — Иваново, 2009) — I Дальневосточном симпозиуме «Проблемы перинатальной медицины» (Хабаровск, 2009) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы, медицинские и организационные технологии охраны… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, семейных факторов риска и детско-родительских отношений
    • 1. 2. Мероприятия по профилактике и коррекции нарушений здоровья у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ, МЕТОДЫ И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы и объем исследования
  • Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
    • 3. 1. Особенности острой и соматической заболеваемости
      • 3. 2. 0. собенности физического развития
    • 3. 3. Особенности нервно-психического здоровья и эмоционального статуса
    • 3. 4. Особенности биоэлектрической активности головного мозга, мозгового кровотока и вегетативной регуляции
  • Глава 4. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА И ДЕТ-СКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
    • 4. 1. Отношение родителей к воспитанию детей
    • 4. 2. Отношение родителей к реабилитации детей
    • 4. 3. Особенности семейных установок
    • 4. 4. Особенности личностных характеристик родителей
    • 4. 5. Взаимосвязь установок родителей с рядом их личностных характеристик и состоянием соматического и психического здоровья детей
  • Глава 5. ДОПОЛНЕНИЯ К ПОГРАММЕ ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, ПЕРЕНЕСШИМИ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

5.1. Прогнозирование формирования последствий перинатальных поражений центральной нервной системы и частой острой заболеваемости у детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение нервной системы.

5.2. Диагностическая программа динамического наблюдения за детьми с перинатальным поражением центральной нервной системы.

5.3. Реабилитационный этап в формировании здоровья детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы.

5.4. Медицинская эффективность применения дополнений к программе динамического наблюдения за формированием здоровья детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы.

Дифференцированные подходы к профилактике и коррекции нарушений здоровья детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, в зависимости от семейных факторов ри (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность научного исследования.

Последние эпидемиологические исследования свидетельствуют о ведущей роли поражений мозга, возникших в перинатальный период, в формировании неврологической и соматической патологии, инвалидизации и социальной дезадаптации. детей [17, 54, 123, 153, 156, 173, 190]. На долю перинатальных поражений центральной нервной системы (1111ЦНС) приходится до 80% всех неврологических заболеваний детского возраста [20, 50, 111,163, 296]. Тем не менее, перинатальное поражение ЦНС не исключает последующего нормального развития ребенка.

Ранее учеными выявлены особенности вегетативной нервной системы [70, 104, 233], дыхательной, пищеварительной [148], сердечно-сосудистой [302], костно-мышечной систем [53, 180, 242] у детей с ППЦНС. Установлено, что эти дети формируют группу часто болеющих, более склонны к хроническому течению заболеваний. У них часто выявляются кожные и респираторные аллергозы [53, 87, 121, 146, 158, 209, 242], а также отклонения физического развития, которые часто проявляются в виде дефицита массы тела и низкого роста [44, 54, 78, 103, 139, 179]. Ряд работ посвящен особенностям здоровья детей с такими исходами перинатальных поражений центральной нервной системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности [103], детский церебральный паралич [7]. Изучены факторы риска формирования отклонений в психоречевом развитии у детей дошкольного возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы [39]. Хорошо изучены особенности состояния здоровья детей до одного года [156, 209].

В некоторых научных исследованиях установлено, что среди факторов, определяющих здоровье детей раннего возраста, ведущим является семья, в том числе психическое и соматическое здоровье родителей [59, 204, 212, 253, 269]. Известно, что неблагоприятный психологический климат в семье негативным образом сказывается на психическом развитие и здоровье детей [88, 220, 249, 303]. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей развития ребенка от семейного факторачем сильнее проявляется неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка [1, 116]. Исследований, касающихся взаимосвязи семейных факторов с состоянием соматического и психического здоровья детей с ПП ЦНС, влияющих на компенсацию неврологических нарушений к одному году жизни в литературе практически нет. Так как проблемы, связанные с последствиями гипокси-чески-ишемических поражений центральной нервной системы, усложняются трудностями ее медикаментозной коррекции [35, 46, Л07,119], семья должна рассматриваться как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий, способствующих компенсации неврологических нарушений у ребенка с ПП ЦНС. Многообразие клинических проявлений данной патологии требует поиска комплексных мер реабилитации. Поэтому высокую актуальность 'имеет разработка новых подходов немедикаментозного лечения последствий перинатального поражения центральной нервной системы у детей с учетом семейных факторов риска.

Приведенные выше данные определили выбор цели и задач настоящего исследования.

Цель исследования.

Разработать дифференцированные подходы к профилактике и коррекции нарушений здоровья детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, с учетом семейных факторов риска на основании выявления их взаимосвязи с заболеваемостью, физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Задачи научного исследования.

1. Выявить особенности заболеваемости, физического и нервно-психического развития детей в зависимости от компенсации перинатальных поражений центральной нервной системы к году.

2. Дать сравнительную характеристику биоэлектрической активности головного мозга, мозгового кровотока и вегетативной регуляции у детей с компенсацией и сохранением последствий перинатальных поражений центральной нервной системы к году.

3. Установить взаимосвязь семейных факторов риска, отражающих детско-родительские отношения и личностные характеристики родителей, с нарушениями здоровья детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы.

4. Дополнить программу наблюдения за детьми первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, с учетом семейных факторов риска.

Научная новизна исследования.

Доказано влияние семейных факторов риска, отражающих детско-родительские отношения и личностные особенности родителей, на возникновение нарушений соматического и психического здоровья детей с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы.

Выделены особенности установок родителей, влияющие на характер реабилитационных мероприятий ребенка в зависимости от компенсации перинатальных поражений нервной системы, и доказано непонимание ими приоритетности медицинского сопровождения.

Выявлена взаимосвязь неадекватных установок родителей и их неблагоприятных личностных характеристик — с характером реабилитации, нервно-психическим развитием, заболеваемостью и эмоционально-поведенческими нарушениями ребенка, сопряженными с морфофункциональной незрелостью мозга и дисфункцией мезодиэнцефальных структур на фоне нарушений мозговой гемодинамики.

Показана возможность позитивного влияния на показатели нервно-психического развития и эмоционального статуса детей при включении в реабилитационную программу мероприятий по коррекции-отношения родителей к лечению ребенка и их личностных характеристик.

Практическая значимость исследования.

Разработаны' таблицы для прогнозирования частой острой заболеваемости и сохранения, последствий перинатальных поражений центральной нервной системы у детей в возрасте одного года на основании данных социально-биологического анамнеза и семейных факторов риска.

Предложен способ прогнозирования течения перинатальных поражений центральной нервной системы у детей раннего возраста.

Обоснованы дополнения к программе динамического наблюдения за детьми с перинатальной патологией центральной нервной системы, предусматривающие анализ семейных факторов риска, отражающие отношение родителей к реабилитации ребенка и их личностные характеристики.

Предложено в программу реабилитации детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы включать дифференцированную работу с родителями, направленную как на повышение их медицинской грамотности, так и на уменьшение факторов риска, связанных с личностными особенностями.

Апробация результатов работы.

Основные положения работы доложены на межрегиональной научно-практической конференции «Молодая семья: здоровье и репродукция, медико-социальная и правовая поддержка» (Ярославль — Иваново, 2009) — I Дальневосточном симпозиуме «Проблемы перинатальной медицины» (Хабаровск, 2009) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы, медицинские и организационные технологии охраны репродуктивного здоровья семьи» (Владимир — Иваново, 2009) — научно-практической конференции «Современные технологии здравоохранения І Вохране нервно-психического здоровья детей» (Тула, 2009) — XIV Конгрессе педиатров, России с международным участием «Актуальные проблемыпедиатрии» (Москва, 2010) — научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Неделянауки — 2010» (Иваново, 2010), научно-практической конференции «Когнитивные и. речевые расстройства у детей» (Санкт-Петербург, 2010) — научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Ставрополь, 2010) — XV Конгрессе педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2011) — научно-практической конференции с международным участием «Неврозы в современном мире: Новые концепции и подходы к терапии» (Санкт-Петербург, 2011) — ежегодной научно-практической конференции студентов и: молодых ученых ИвГМА (Иваново, 2011) — конференции молодых ученых, посвященной 30-летйю со дня основания ФГУ Ив НИИ М и Д им. В: Н. Городкова Росмедтехнологий (Иваново, 2010) — научно-практической конференции с международным участием «Приоритетные направления охраны здоровья ребенка в неврологии и психиатрии» (Тула, 2011).

Получена приоритетная справка на. изобретение «Способ прогнозирования’течения перинатальных поражений центральной нервной системы у детей раннего возраста» (№ 2 011 139 008 от 26.09.2011 г.).

Способ прошел предрегистрационные испытания в консультативной поликлинике ФГУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В. Н. Городкова» Минздравсоцразвития России.

Положения, выносимые на защиту.

У родителей детей с сохраняющейся патологией нервной системы к концу первого года жизни отмечаются неадекватные установки на проведение реабилитационных мероприятий, сопряженные с неблагоприятными личностными характеристиками, а также взаимосвязь этих семейных факторов риска с показателями нервно-психического развития, эмоционального состояния ребенка и острой заболеваемостью на фоне морфофункциональной незрелости головного мозга и нарушений мозговой гемодинамики.

Программу наблюдения за этими детьми необходимо дополнить анализом детско-родительских отношений и личностных характеристик родителей для прогнозирования нарушений нервно-психического развития, острой заболеваемости у ребенка и своевременного назначения мероприятий по коррекции неблагоприятных семейных факторов риска.

Мероприятия, направленные на повышение медицинской грамотности родителей и уменьшение факторов риска, связанных с их личностными характеристиками, позитивно влияют на повышение уровня нервно-психического развития и эмоционального статуса детей с сохраняющимися последствиями перинатальных поражений нервной системы.

ВЫВОДЫ.

1. Дети с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы к одному году, в отличие от детей с их компенсацией, имеют большую частоту встречаемости острой заболеваемости в виде стенози- • рующего ларинготрахеита и пневмонии, болезней глаза и опорно-двигательного аппарата. Для них характерно более выраженное отставание нервно-психического развития за счет нарушений’становления активной речи, общих движений, навыков самообслуживания, сниженной познавательной и социальной активности, возникновения реакций страха, нарушений сна и аппетита, повышенной плаксивости и патологических привычных действий.

2. Формирование последствий перинатальных поражений центральной нервной системы у детей к одному году сопровождается возрастной мор-фофункциональной незрелостью мозга и дисфункцией мезодиэнцефаль-ных структур, о чем свидетельствует большая частота встречаемости нерегулярного альфа-ритма, с неправильным зональным распределением, более высокая амплитуда бета-, дельтаи тета-волн на фоне венозных дисцирку-ляторных нарушений.

3. Семейными факторами риска, неблагоприятно влияющими на соматическое и психическое здоровье детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, являются неадекватные установки родителей и характер реабилитации: при беспокойстве матерей о здоровье ребенка и повышенной медицинской активности отмечается отсутствие представления о направлениях в выборе лечения, а отцы, хоть и видят необходимость в помощи медицинских работников, считают возможным ограничиваться лишь психолого-педагогической помощью. Эти установки родителей взаимосвязаны с тревожными и импульсивными чертами характера, эмоциональной неустойчивостью, трудностями межличностного общения и сниженным фоном настроения матерей и сосредоточенностью отцов на своем самочувствии.

4. Характеристики, отражающие детско-родительские отношения и личностные особенности родителей, взаимосвязаны с показателями нервно-психического развития детей — становлением активной речи, познавательной деятельности, навыков, характеристикой сна, выраженностью страха, патологических привычных действий, сопряженных с морфофункцио-нальной незрелостью мозга и дисфункцией мезодиэнцефальных структур на фоне нарушений мозговой гемодинамики, что свидетельствует о влиянии семейных факторов риска на системную деятельность организма ребенка.

5. В дополнение к программе наблюдения за детьми первого года жизни, перенесшими перинатальное поражение нервной системы, рекомендован анализ семейных факторов риска, влияющих на формирование соматического и психического здоровья детей, что позволит дифференцировать реабилитационные мероприятия для позитивного воздействия на отношение родителей к реабилитации ребенка и их личностные характеристики для нормализации нервно-психического развития и эмоционального состояния у детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При постановке ребенка на учет к неврологу по поводу перинатальных поражений центральной нервной системы необходимо проводить прогнозирование сохранения последствий данных поражений нервной системы и частой острой заболеваемости у детей к одному году жизни по специально разработанным прогностическим таблицам.

2. При выявлении неблагоприятного прогноза по соматическому и психическому здоровью детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы к одному году в программу наблюдения за такими детьми показано включать целенаправленное выявление жалоб, указывающих на возможное начало формирования у них нервно-психических расстройствпсихологическое тестирование родителей с целью установления их отношения к реабилитации ребенка и выявления личностных характеристик.

3. Необходимо проведение коррекционной работы с родителями, направленной на повышение их медицинской грамотности и уменьшение факторов риска, связанных с их личностными характеристиками.

4. Рекомендовано использовать дополнения к программе динамического наблюдения за детьми, перенесшими перинатальное поражение центральной нервной системы, в центрах и отделениях восстановительного лечения, центрах психологической помощи семье и детям, центрах здоровья детей, имеющих специалистов для медико-психологического сопровождения, до и после каждого этапа реабилитационных мероприятий с оценкой нервно-психического развития и эмоционального статуса детей в течении 3−6 месяцев, с последующей оценкой эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. — М.: Смысл, 2003.
  2. Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражникова В. Г. Психология вашего младенца. — М.: ACT, 1996.
  3. Д. С. Отцовская любовь. — М., 1989.
  4. И. Г. Взаимодействие нервных, эндокринных и иммунных механизмов мозга // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.1998. — № з. с. 54—56.
  5. Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 2000.
  6. В. Ю., Гасиловская Т. А., Ибрагимов А. И. Результаты комплексной клинико-социальной характеристики детей—сирот, оформляющихся в интернатные учреждения // Рос. педиатрический журн. — 2004, — № 5, — С. 44—46.
  7. О. Г. Особенности состояния здоровья, прогнозирование его нарушений у детей, рожденных с массой тела менее 1500 граммов, на первом году жизни : автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 2011.24 с.
  8. Ю. Ф., Бельмер С. В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте Россия. — М.: Медпрктика-М, 2005. — С. 444.
  9. Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Речь, 2002. — 560 с.
  10. Антропометрические показатели детей первого года жизни / В. А. Беляков и др. // Актуальные проблемы педиатрии: матер. IX Конгресса педиатров России. — М., 2004. — С. 54.
  11. Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М., 2006. —222 с.
  12. Л. А. Формирование здоровья новорожденного и ребенка первого года жизни, развивавшихся в условиях невынашивания беременности (патогенез, прогноз, диагностика, профилактика нарушений): автореф. дис.. д—рамед. наук. — Иваново, 1997. — 54 с.
  13. Л. О. Детская неврология. — М.: МЕДпресс-информ, 2001. — 608 с.
  14. Р. М. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клин, медицина. — 2000. — № 4. — С. 59.
  15. Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2001. — № 3. — С. 106— 127.
  16. В. С., Вахарловский В. Г., Айламазян Э. К. Пренатальная диагностика и профилактика врожденных и наследственных заболеваний // Акушерство и гинекология. — 1994. — № 4. — С. 8—10.
  17. А. А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. — 2007. — № 3. — С. 4—6.
  18. Ю. И. Компенсации нарушенных функций ЦНС и значение стимулирующей терапии при перинатальных повреждениях головного мозга новорожденных // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 1997.—№ 6. —С. 7—13.
  19. Ю. И. Перинатальная неврология. — М.: Триада-Х, 2001. — 640 с.
  20. Ю. И. Перинатальная неврология. — М.: Триада-Х", 2005. — 672 с.
  21. Ю. И. Принципы реабилитационной терапии 1Ш ЦНС у новорожденных и детей 1 года жизни // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 1999. — № 1. — С. 7—13.
  22. Ю. И., Бессонова Ю. В. Индикторы перинатальных повреждений головного мозга плода и новорожденного // Акушерство и гинекология. — 1997. — № 2. — С. 46—49.
  23. А. С. Принцип доминанты как основа когнитивного развития ребенка на ранних этапах онтогенеза // Физиология человека. — 2002.1. Т. 28, № 2, —С. 17.
  24. А. С. Психофизиологические основы доминанты материнства // Психофизиология матери и ребенка: сб. статей / под ред. А. С. Батуева.
  25. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1999. — С. 3—9.
  26. А. С., Кашавцев А. Г., Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопр. психологии. — 1996. — № 4.
  27. А. С., Кащавцев, А Г., Сафронова Н. М. Типы детско-материнской привязанности и психофизиологическое развитие младенцев первого года жизни // Педиатрия. — 2000. — № 3. — С. 32—37.
  28. А. С., Соколова Л. В. Ученье о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать — дитя» // Вестн. СПбГУ. — 1994.1. Вып. 2. — С. 82—102.
  29. А. С. Возникновение психики в дородовый период // Психологический журн. — 2000. — Т. 21, № 6. — С. 51—56.
  30. Ю. В. Особенности нервно-психического развития церебральной гемодинамики и микроциркуляции у детей 5—9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 2008.
  31. Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1985.
  32. С. Р., Мальгина Г. Б., Вечанина Е. Г. Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии. — М., 2005. — С. 28—29.
  33. С. Б., Лукьянова Е. А. Уровень биогенных аминов крови детей с перинатальным гипоксически-ишемическим и травматическим поражением ЦНС // Педиатрия. — 2002. — № 1. — С. 23—26.
  34. А. Ю. Психосоматика и соматоформные расстройства. — М.: Информ. технологии, 2001'.
  35. М. П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Речь, 2010. — 192 с.
  36. М. П. Системный семейный подход к изучению психосоматических расстройств у детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, бронхиальной астмой и семейная психотерапия // Неврологический вестн. — 2011. — Т. ХЫП, вып. 1. — С. 14—18.
  37. А. Т., Федотчев А. И. К вопросу об амплитудной модуляции ЭЭГ человека // Физиология человека. — 2000. — Т. 26. № 4. — С. 18.
  38. Дж. Привязанность : пер. с англ. — М., 2003. — С. 476.
  39. Е. А., Корытова Н. Г., Труфанова Л. В. Проблемы ранней диагностики и профилактики отдаленных последствий перинатального поражения центральной нервной системы // Рос. педиатрический журн. — 2003.—№ 3, —С. 52—54.
  40. БрехманГ. И. Перинатальная психология // Вестн. Российской ассоциации акушеров и гинекологов. — 1998. — № 4. — С. 49—52.
  41. И. П., Абалакина М. В. Особенности психологического статуса при психосоматических функциональных заболеваниях у детей и подростков // Рос. педиатрический журн. — 2000. — № 5. — С. 15—16.
  42. Е. М., Дьяконова Е. Н. Вопросы классификации нарушений мозгового кровообращения у новорожденных // УШ Съезд детских неврологов: матер, съезда. — Суздаль, 1996.
  43. Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2001.
  44. М. Д. Научное обоснование совершенствования медико-организационных подходов к охране здоровья детей 2—3 года жизни с повреждениями центральной нервной системы в перинатальный период : автореф. дис.. канд. мед. наук .— СПб., 2000. — 20 с.
  45. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / под ред. А. М. Вейна. — М.: Мед. информ. аг-во, 2000. — 752 с.
  46. Ю. Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Исцеление: альманах / под ред. И. А. Скворцова. — М., 1995. —С. 13—37
  47. Е. А. Невротические нарушения и психотерапия у детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис.. канд. мед. наук. — Томск, 1993.
  48. Т. Г. Тендерные особенности психического состояния родителей, воспитывающие ребенка с нарушениями психического развития // Клин, психиатрия. — 2009. — Т. 13, № 3 (48). — С. 28—34.
  49. Взаимоотношения динамики мозгового кровотока биоэлектрической активности мозга у человека при острой экспериментальной гипоксии / Э. Л. Бурых и др. // Физиология человека. — 2002. — Т. 28, № 6. — С. 24.
  50. Взаимосвязь показателей ЭЭГ с психическими дезадаптационными проявлениями у школьников / А. Е. Новиков и др. // Паллиативная медицина и реабилитация в здравоохранении. — 2003. — № 2. — С. 101.
  51. Влияние гипоксической гипоксии на спонтанную активность головного мозга человека / М. В. Александров и др. // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, № 6. — С. 58.
  52. Влияние перинатального поражения нервной системы на качество жизни ребенка в различные периоды онтогенеза / О. Б. Дадаева и др. //
  53. Поликлиника. — 2007. — № 1. — С. 78—80.
  54. Возрастная динамика физического и психомоторного развития у детей с минимальной мозговой дисфункцией / М. В. Воробушкова и др. // Рос. педиатрический журн. — 2004. —№ 6. — С. 4—7.
  55. Н. Н., Медведев М. П., Рогаткин С. О. Перенатальная энцефалопатия и ее последствия — дискуссионные вопросы семиотики, ранней диагностики и терапии // Рос. педиатрический журн. — 2001. — № 1. — С. 4—8.
  56. Н. Н., Рогаткин С. О. Современные подходы к терапии пере-натальных поражений центральной нервной системы у новорожденных // Фарматека. — 2004. — № 1. — С. 72—82.
  57. Д. Л. Влияние желанности и нежеланности рождения ребенка на психическое развитие детей дошкольного возраста // Медико-психологические аспекты современной перинатологии. — М., 2003. — С. 187—189.
  58. Выявление рецептора к ТБГ на поверхности иммунокомпетентных клеток / В. Н. Городков и др. // Иммунология. — 1987. — № 2. — С. 34— 38.
  59. В. В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография — Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2000. — 208 с.
  60. Т. Г. Диагностика и прогностическая значимость клинических неврологических симптомов у доношенных новорожденных детей при перинатальных поражениях головного мозга : автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 2001. — 24 с.
  61. Детская ультразвуковая диагностика / под ред. М. И. Пыкова, К. В. Ва-толина. — М.: Видар, 2001. — 680 с.
  62. О. В., Дьяконова Е. Н., Лобанова Л. В. Вегетативный статус у детей 3—4 лет с легким перинатальным гипоксически-ишемическим поражением ЦНС в анамнезе // Вести, новых медицинских технологий. — 2009. — Т. XVI, № 3. — С 92—93.
  63. И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок : учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с.
  64. Г. Б. Особенности мозговой гемодинамики у детей раннего возраста в норме и при патологии // Оригинальные исследования. — 20 071—№ 1 (И).
  65. . 3. Психотерапия материнской любовью. — М.: ДеЛи-Принт, 2004.
  66. Е. Н., Поссисеева Л. В. Прогнозирование степени нарушения мозгового кровообращения и внутричерепных кровоизлияний у новорожденных : информ. письмо. — Иваново, 1996. — 12 с.
  67. Н. В. Вегетативные нарушения у детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, их прогнозирование и профилактика : автореф. дис.. канд. мед. наук. -— Иваново, 2009. —24 е.
  68. А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2004.
  69. А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -— СПб., 2000.
  70. С. Ю., Веденина Ю. А. Показатели нервно-психического развития детей трехлетнего возраста, перенесших церебральную ишемию в периоде новорожденности // Уральский мед. журн. — 2008. — № 4. — С. 52—55.
  71. Д. И. Педиатрическая служба России: перспектива развития // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 2006. — Т. 51, № 2. — С. 4—7.
  72. Д. И., Балева Л. С. Федеральные и региональные программы охраны здоровья матери и ребенка // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 2007. — Т. 52, № 4. — С. 14—18.
  73. Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 356 с.
  74. О. Б. Взаимосвязь родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями // Семейная терапия. — 2005. — № 3. — С. 29—43.
  75. Л. И., Голосная Г. С., Петрухин А. С. Катамнестическое наблюдение за детьми, перенесшими перинатальную патологию ЦНС // Педиатрия. — 1996. — № 5. — с. 46—49.
  76. Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.
  77. Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. — СПб.: Питер, 2000.
  78. Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. — СПб., 1994.
  79. Л. А., Баженова Л. К., Капранова Е. Л. Вегето-висцеральные нарушения при перинатальной энцефалопатии // Вестн. АМН СССР. — 1990. — № 7. — С. 49—51.
  80. . Д. Неврозы. — М.: Медицина, 1990.
  81. И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. — 1998. — № 4. — С. 2−4.
  82. Т. М. Половые и биоритмологические аспекты клиники, диагностики и лечения новорожденных с асфиксией : дис.. д-ра мед. наук. — Харьков, 1999. — 309 с.
  83. Клиническая иммунология и аллергология / под ред. Г. Лолора и др.1. М., 2000. — 808 с.
  84. М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии: сб. переводов. — Екатеринбург, 1998. — С. 59—108.
  85. В. В. Психиатрия детского возраста : рук-во для врачей: изд. 2-е, перераб. и доп. —М.: Медицина, 1995. — 560 с.
  86. В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979.608 с.
  87. В. В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1981. — № 10. — С. 1505—1509.
  88. В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. — Красноярск: КГПУ, 1997. —124 с.
  89. Н. Ю., Матвеев Ю. К. Особенности функционального состояния ЦНС и церебральной гемодинамики у детей с отдаленными последствиями перинатального поражения мозга гипоксически-ишемического генеза // Нейроиммунология. — СПб., 2001. — С. 142.
  90. Г. В., Калинина М. А., Горюнова А. В. ГНОМ. Психодиагностический тест для оценки отклонений в психическом развитии детей раннего возраста. — М., 2007. — 96 с.
  91. С. Л. Детская агрессия. — СПб., 2004. — С. 224.
  92. Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 2003. — С. 336.
  93. С. Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения : автореф. дис.. д-ра мед. наук. — М., 2007. — 52 с.
  94. Е. Б., Петрова О. А., Шиляев Р. Р. Вегетативная дисфункция у грудных детей с гастроинтестинальными нарушениями на фоне перинатального поражения ЦНС // Педиатрия. — 2004. — № 2. — С. 35— 38.
  95. Н. Г. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. — Советский спорт, 2007. — С. 589—591.
  96. А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006.
  97. И. А. Нарушение развития и социальная адаптация. — М., 2002. —С. 192.
  98. Кравцов Ю. г И., Аминов Ф. X. Вегетативные нарушения у доношенных новорожденных с гипоксическим поражением головного мозга // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 12. — С. 74—75.
  99. JI. А., Макаров Л. М., Школьникова М. А. Нормативные параметры циркадной вариабельности ритма сердца у детей первого года жизни // Номера и рубрики. — 2000. —№ 18. — С. 43—44.
  100. Г. Психология развития. — М. — СПб., 2002. — С. 992.
  101. С. Б. Педагогическое сопровождение семьи ребенка младенческого и раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС в условиях стационара // Рос. педиатрический журн. — 2008. — № 5. — С. 39—42.
  102. Г. Ф. Биометрия : учеб. пособие: изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 176—177, 348.
  103. Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В.Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития // Особенности лексики: учеб. пособие. — М.: Владос, 2004. — С. 64—72.
  104. Е. Т. Особый ребенок. Проблемы и решения / под ред. Е. Т. Лильина. — М., 2002. — 264 с.
  105. Л. В. Гипоксические поражения головного мозга у доношенных новорожденных — причины, патогенез клинико-ультразвуковаядиагностика, прогноз, тактика ведения детей в раннем возрасте : авто-реф. дис.. д-ра мед. наук. — Иваново, 2000. — 44 с.
  106. Ю. А., Руженская Е. В., Толстов С. Ю. Психопатология : учеб. пособие. — Шуя, 2005. — 88 с.
  107. ИЗ. Лопатина О. Г. Значение физического контакта с матерью в предупреждении нарушений поведения у ребенка // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т. 2, вып. 2. — С. 79—82.
  108. М. И., Фесенко Ю. А., Рубин М. Ю. Плохой хороший ребенок. — СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2003.
  109. И. П., Мачинская Р. И., Шкловский В. М. Роль структур правого и левого полушарий в формировании речи и памяти у детей // Физиология человека. — 2002. — Т. 28, № 6. — С. 52.
  110. Е. Н., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь, 2003.
  111. В. Е., Васин И. Л., Ильинский И. А. О роли специфических и неспецифических ядер таламуса в генезе некоторых ритмов электро-кортикограммы человека // Нейрофизиология. — 1973. — Т. 5, № 4. — С. 227—235.
  112. Р. Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей // Ш Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: тез. докл. / под ред. В. М: Банщикова, Н. М. Шибанова. — М., 1974. — Т. 2. — С. 295—297'.
  113. Т. Ю. Предупреждение и коррекция нарушений двигательного развития //Рос. педиатрический журн. — 2003. — № 3. — С. 58—61.
  114. Т. Д. Детская практическая психология. — М., 2000.
  115. Медико-социальные и диагностические аспекты перинатальных гипок-сических поражений нервной системы у детей раннего возраста / О. В.
  116. Халецкая и др. // Вопр. современной педиатрии. — 2005. — Т. 4, прил. № 1. —С. 567.
  117. Методика исследования вегетативного статуса и диагностика его отклонений от нормы у детей: метод, рекомендации / В. А. Ломосков и др. — Иваново, 1992. — 28 с.
  118. Метформин пролонгированного действия — новый шаг в лечении сахарного диабета 2—го типа / 3. Ф. Акинина и др. // Лечащий врач. — 2011. —№ 3. —С. 6—11.
  119. . Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского"возраста. — СПб.: Питер. 2001. — 256 с.
  120. В. М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического ! применения метода. — Иваново, 2002. — 290 с.
  121. М. К., Акберов Р. Ф., Фатгахов В. В. Влияние ишемии шейного отдела спинного мозга на функцию ЖКТ // Казанский медицинский журн. — 1986. — № 4. — С. 284—287.
  122. И. Г., Курасова О. Б., Краснолобова С. А. Влияние грудного вскармливания на нервно-психическое развитие детей первого года жизни // Педиатрия. — 2003. — № 6. — С. 83—85.
  123. Е. Ю. Областная комплексная программа «Семья и дети» :комплект методик для психологической диагностики кандидатов в приемные родители. — Вып. № 1. —Ярославль: Центр «Ресурс», 2007. —36 е.
  124. Мюце тромбо-геморапчного синдрому серед причин перинатальной смертноеи / Т. К. Знаменська и др. // Перинатологш та пед1атрш. — 2003. — № 3. — С. 19—20.
  125. П. С., Сугпма О. Г. Неонатологш : навч. пос1бник. — Киев: Вища школа, 2004. — 408 с.
  126. X. Т. Ранние клинико-неврологические особенности новорожденных, перенесших перинатальную гипоксию // Актуальные проблемы педиатрии: матер. IX Конгресса педиатров России. — М, 2004. — С. 297.
  127. Р. Ж. Мать и младенец- психологическое взаимодействие. — СПб.: Речь, 2003. — С. 272.
  128. Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопр. психологии. — 1994. — № 6. — С. 16—25.
  129. А. Н., Полуструев А. В., Сорокина Л. Г. Лечебная физическая культура и массаж в детской неврологии : учебное пособие. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. — 156 с.
  130. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей / В. М. Шкловский и др. // Дефектология. — 2001. — № 2. — С. 20.
  131. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы / Е. В Шниткова и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2000. — № 3. — С. 57—59.
  132. Нервно-психическое и физическое развитие, эмоциональное состояние детей с перинатальными поражениями ЦНС в зависимости от личностных характеристик их родителей: пособие для врачей / О. М. Филькина и др. —Иваново, 2006. — С. 20.
  133. Нервно-психическое развитие как показатель состояния здоровья детей раннего возраста / К. JI. Печора и др. // Педиатрия. — 1990. — № 1. — С. 99—100.
  134. Е. В. Значение хронической стрессовой реакции в общей соматической патологии у детей. — М., 2005. — 12 с.
  135. Новая модель невролого-педиатрического отделения для детей с нейро-и психосоматической патологией / JI. А. Жданова и др. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: матер. Международного конгр. — М., 2004. — С. 382—384.
  136. Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования) // Дефектология. — 2000. — № 2. —С. 51.
  137. Новые подходы к диагностике перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни и их классификация / А. С. Буркова и др. // Педиатрия. — 2004. — № 1. — С. 5—9.
  138. Новые подходы к реабилитации часто болеющих детей / С. П. Кокорева и др. // Часто болеющие дети: сб. науч. тр. — СПб., 2007. — С. 11.
  139. Новые принципы обслуживания новорожденных детей с перинатальной патологией при рождении / М. С. Философова и др. // Вопр. современной педиатрии. — 2005. — Т. 4, прилож. 1. — С. 557.
  140. Обструктивный бронхит у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС / Р. Р. Шиляев и др. // Рос. педиатрический журн. — 2004. — № 3. — С. 46—47.
  141. В. К., Максимова Т. М. Состояние и динамика здоровья детей раннего возраста // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2002. — № 2. — С. 3¦—8.
  142. Т. С. Калягин В. А. Логопсихология : учеб. пособие: изд. 2-е, испр. — М.: Академия, 2007.
  143. К. С. Динамика проявлений и отдаленные, последствия перинатальных поражений центральной нервной системы у детей : автореф. дис.. д-ра мед. наук. — М., 2002. —44 с.
  144. Оптимизация ранней медико-педагогической помощи детям с перинатальными, поражениями центральной нервной системы и их последствиями: метод, рук-во / О. М. Филькина и др. — Иваново — Хабаровск, 2009. — 120 с.
  145. Организация реабилитации детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы в условиях дневного стационара / Л. А. Жданова и др. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 2008. — № 2. — С. 45—47.
  146. Особенности вегетативного статуса при синдроме дефицита внимания и гиперактивности / Е. Н. Дьяконова и др. // Актуальные проблемы современной неврологии, психиатрии и нейрохирургии: матер, конф.1. СПб., 2003, — С. 145.
  147. Особенности иммунохимических параметров слюны и иммунологических показателей периферической крови у новорожденных с перинатальными поражениями ЦНС / М. Э. Беликова и др. // Вестн. новых медицинских технологий. — 2003. — № 3. — С. 57—58.
  148. Особенности онтогенетического развития детей, перенесших перинатальную гипоксию / Е. В. Шниткова и др. // Актуальные проблемы педиатрии: матер. XI Конгресса педиатров России. — М., 2007. — С.
  149. Особенности течения рецидивирующих респираторных заболеваний у детей с последствиями перинатального поражения нервной системы / М. Э. Макарова и др. // Актуальные проблемы педиатрии: матер. XI Конгресса педиатров России. — М., 2007. — С. 412—413.
  150. Особливості гемодинаміки головного мозку у новонароджених з гострою та хронічною гіпоксією / О. В. Головченко и др. // Перинатологія та педіатрія. — 2003. — № 1. — С. 8—11.
  151. Оценка психомоторного развития детей раннего возраста / Д. И. Зелинская и др. // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 2005. — № 2.1. С. 57—60.
  152. А. Б., Чугреев И. В. Клиническая и электроэнцефалографическая характеристика синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости // Педиатрия. — 1997. — № 3. — С. 18—22.
  153. А. Б., Шабалов Н. П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных : рук-во для врачей. —"СПб.: Питер, 2001. — 220 с.
  154. Пальчик, А Б., Шабалов Н. П., Шумилина А. П. Современные представления о перинатальной энцефалопатии // Рос. педиатрический журн. — 2001.1. — С. 31—35.
  155. Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. — М., 1979.
  156. Перинатальные поражения центральной нервной системы: Клиника ипоследствия / Н. М. Захарова и др. // Вопр. современной педиатрии.2006. — Т. 5, № 1. — С. 719—720.
  157. А. С. Эпилептология детского возраста : рук-во для врачей.
  158. М.: Медицина, 2000. — 624 с.
  159. Печора К. JL, Панттохина Г. В., Голубева JI. Г. Комплексная оценка здоровья детей: информ.-метод. матер, для врачей-педиатров принтерное / под ред. проф. А. И. Рывкина. — Иваново — Владимир, 1995. — 36 с.
  160. Н. Н., Жирнов В. А. Заболеваемость детей раннего и младшего возраста с перинатальным поражением ЦНС // Актуальные проблемы педиатрии: матер. XI Конгр. педиатров России. — М., 2007. — С. 533.
  161. Н. Н., Скородумова Е. В., Терентьева Н. Е. Особенности психофизического развития детей с перинатальным поражением ЦНС // Вопр. современной педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 1. — С. 467.
  162. М. М. Соцально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. — 2000. — № 1. — С. 24—28.
  163. Показатели физического развития новорожденных с различными видами перинатального поражения центральной нервной системы /3. Ф. Акинина и др. // Актуальные проблемы педиатрии: матер. IX Конгресса педиатров России. — М., 2004. — С. 12.
  164. М. В. Нестеренко Е.И. и др. Роль семьи в сохранении здоровья детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. -№ 4. — С.61 — 65.
  165. Последствия перинатальных поражений центральной нервной системы: дискуссионные вопросы / А. П. Волосовец и др. // Здоровье ребенка. Неонатология. — 2008. — Т. 4, № 13.
  166. А. А., Матвеев С. В., Дидур М. Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте // Наука — практике. Новые методики, новое в законодательстве. — СПб.: Речь, 2007. — С. 260—273.
  167. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.- Воронеж, 2000.
  168. Психомоторное развитие детей первого года жизни, перенесших перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, в условиях дома ребенка / Л. В. Лобанова и др. // Паллиативная медицина и реабилитация в здравоохранении. — 2004. — № 2. — С. 73.
  169. Л. А. Формирование здоровья детей раннего возраста с задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье, в домах ребенка, профилактика и коррекция его нарушений : автореф. дис.. д-ра мед. наук. — Иваново, 2011. — С. 38.
  170. А. Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. — 306 с.
  171. Н. В., Кремнева Л. Ф. Проспективное исследование материнского поведения и его влияние на психическое развитие детей раннего возраста // Вопр. психического здоровья детей и подростков. — 2003.—№ 3.
  172. В. П., Сороко С. И. Формирование взаимодействий между волновыми компонентами основных ритмов ЭЭГ у детей первых пяти лет жизни // Физиология человека. — 2000. — Т. 26, № 6. — С. 5—19.г
  173. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003. — С. 63—82.
  174. О. С. Возрастные особенности детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и организационные формы профилактики его нарушений : автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 2010. —24 с.
  175. А. И. Комплексная оценка здоровья детей : информ.-метод. матер. для врачей-педиатров и интернов. — Иваново — Владимир, 1995.— 36 с.
  176. Е. В. Факторы, предупреждающие реализацию риска, и неблагоприятные исходы перинатальных повреждений нервной системы, пути их активизации у детей на первом году жизни : автореф. дис.. канд. мед. наук.— Иваново, 2004. —20 с.
  177. Т. В., Боброва Е. А. Динамика показателей церебрального кровотока у детей в раннем восстановительном периоде перинатального гипоксически-ишемического поражения головного мозга // Неврологический вестн. — 2009. — T. XLI, вып. 1 — С. 40—43.
  178. Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. — 2000. — № 1. —С. 66.
  179. Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 192 с.
  180. Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций у младенцев и его влияние на течение острого обструктивного бронхита / Р. Р. Шиляев и др. // Рос. педиатрический журн. — 1999. — № 1. — G. 11—14.
  181. Синдром вегетативно-висцеральных нарушений у детей раннего возраста с перинатальной патологией ЦНС / Р. Р. Шиляев и др. // Вестн. Ивановской медицинской академии. — 1998. — Т. 3, № 4. — С. 25—31.
  182. Л. Н. Экспресс-диагностика состояния, тест МИНИ-СМИЛ. — М., 2002.—8 е.
  183. Современные биохимические критерии диагностики перинатальных гипоксических нарушений ЦНС у новорожденных детей / О. В. Гончарова и др. // Рос. педиатрический «сурн. — 2007. — № 4. — С. 13—18:
  184. Современные биохимические критерии диагностики перинатальных гипоксических поражений ЦНС у новорожденных детей / Ю. А. Якунин и др. — М.: Медицина, 1979. — 280 с.
  185. Современные технологии реабилитации в педиатрии / под ред. Е. Т. Лильина. — М.: ОДИ іШешайопаІ, 2000. — 556 с.
  186. О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье : практ. пособие. — М., 2007. — С. 20—26.
  187. Состояние здоровья и развития воспитанников домов ребенка / М. В. Лещенко и др. // Рос. педиатрический журн. — 2000. — № 1. — С. 48—49.
  188. Сосудистые нарушения при краниовертебральной патологии у детей и подростков / С. Т. Ветрила и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2002. — № 5. — С. 6.
  189. А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития. — М., 1959. — 76 с.
  190. П. М. Клиническое значение показателей клеточного, гуморального и местного иммунитета у детей с перинатальными повреждениями мозга // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 1996. — № 3.1. С 22—23.
  191. Е. А., Мишина Г. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии.
  192. М.: Парадигма, 2010. — 72 с.
  193. Структура заболеваемости детей, имевших в анамнезе различные виды перинатального поражения центральной нервной системы / 3. Ф. Аки-нина и др. // Актуальные проблемы педиатрии: матер. IX Конгресса педиатров России. — М., 2004. — С. 12.
  194. А. Б. Состояние церебральной гемодинамики при перинатальной энцефалопатии у детей : дис.. канд. мед. наук. —М., 1999.
  195. JI. А. Изучение психического развития детей с перинатальным поражением ЦНС и особенностей родительских отношений к ним Электронный ресурс. // режим доступа: journals, uspu. га/ if inst/ spec/ spec 10/ spec 10 6. pdf
  196. В. К., Озерецковский Н. А. Иммунопрофилактика. — М., 2001.
  197. JI. М., Фефелкина Н. С. Значение профиля функциональной асимметрии мозга (ФАМ) в клинико-неврологических и когнитивных нарушениях у детей с СДВГ// 1 Балтийский конгресс по детской неврологии. — СПб., 2007. — С. 166—167.
  198. Н. С. Перинатальная патология ЦНС у новорожденных : учеб. пособие. — Харьков: ХГМУ, 2002. — 86 с.
  199. В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование. —М.: Книголюб, 2008. —144 с.
  200. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска // Рос. педиатрический журн. — 2002. — № 1. —С. 61—62.
  201. Е. К. Новые подходы к организации медицинской помощи детям с перинатальной энцефалопатией : автореф. дис.. канд. мед. наук. — СПб., 2005.—24 с.
  202. В. М. Висцеральная патология при поражении центральной нервной системы / под ред. В. М. Угрюмова. — JI.: Медицина, 1975. — 304 с.
  203. Л. П., Сырвачева Л. А. Диагностическая программа оценки уровня психического развития детей раннего возраста : метод, пособие для педагогов-психологов. — Красноярск: РИО, 2006. — 32 с.
  204. Е. М. Взаимосвязь физиологических и психологических аспектов в организации продолжительного грудного вскармливания // Медико-психологические аспекты современной перинатологии. —М., 2003. — С. 156.
  205. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / под ред. А. А. Баранова, JI. А. Щеплягиной. — М., 2000. —586 с.
  206. Г. Г. Психология материнства.— М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
  207. М. С. Технология профилактики, диагностики и реабилитации нарушения здоровья детей и подростков, перенесших перинатальное гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы : актовая речь. — Иваново, 1999. — 32 с.
  208. М. С., Шниткова Е. В Методологические подходы к изучению влияния перинатальной патологии на рост и развитие детей раннего возраста // Вестн. Ивановской медицинской академии. — 1996. — Т. 1,№ 3—4, —С. 61—63.
  209. М. Н. Функциональное состояние коры и регуляторных структур ствола у детей с нарушениями речевого развития // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, № 5. — С. 30.
  210. А. Н. Медленные колебания гемодинамики. — Новосибирск, 1999. — 264 с.
  211. А. Норма и патология детского возраста // Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: сб. науч. тр. — СПб., 1997. — 388 с.
  212. Э. JI., Тонкова-Ямпольская Р. В. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы // Рос. педиатрический журн. — 2001. — № 1. — С. 9—12.
  213. О. В., Трошин В. Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. — Н. Новгород, 1995. — 128 с.
  214. Л. Г., Маслова О. И. Критерии диагностики диффузной мышечной гипотомии у детей раннего возраста // Рос. педиатрический журн. — 2001.— № 1. —С. 15—19.
  215. . В. Ребенок от зачатия до года. — М.: АСТ, 2002.
  216. Цой Е. Г., Игишева Л. Н., Валеев А. Р. Вариабельность сердечного ритма в оценке адаптационных процессов у новорожденных // Педиатрия. — 2003. — № 1. — С. 23—27.
  217. Частота и реабилитация перинатальных нейро-соматических нарушений в детской клиники раннего возраста / Р. Р. Шиляев и др. // Педиатрия. — № 4. — 1995. — С. 104—106.
  218. Т. В. Здоровье новорожденного и ребенка первого года жизни в зависимости от показателей белков репродуктивной системы матери и отца : автореф. дис.. мед. наук. — Иваново, 1999 — 49 с.
  219. Н. П. Неонатология : учеб. е пособие: в 2 т. — 4-е изд., испр. и доп. — Т. 1. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 608 с.
  220. О. С. Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье и домах ребенка : автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 2007. — 24 с.
  221. Е. И. Прогнозирование и коррекция нарушения моторного развития у детей с перинатальными гипоксическими поражениями гоповного мозга в позднем восстановительном периоде : автореф. дис.. канд. мед. наук. —Иваново, 2009. — 24 с.
  222. Е. В. Формирование здоровья, прогноз, диагностика и профилактика его нарушений в онтогенезе у детей и подростков, перенесших перинатальную гипоксию : автореф. дис.. д-ра мед. наук. — Иваново, 1999. — 28 с.
  223. Шохор-Троцкая М. К. Речь и афазия: методологический подход к преодолению речевых расстройств. —М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  224. Р. А. Первый год жизни. — М.: Геррус, 2000.
  225. Є. Є., Кончаковська Т. В. Роль ПМБа, ІЬ-1Ь та ІЬ-6 у гіпоксично-ішемічному ураженні центральної нервової системи новонароджених // Педіатрія, акушерство та гінекологія. — 2002. — № 1. — С. 15—19.
  226. Л. А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка // Рос. педиатрический журн. — 2003. — № 6. — С. 4— 9.
  227. Е. Г. Особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: пути решения // Современная семья: проблемы, пути становления и развития: сб. статей. — Архангельск, 2003. — С. 18—20.
  228. Электроэнцефалография в неонатологии: рук-во для врачей / под ред. Н. Н. Володина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.
  229. ЭЭГ в норме и при цереброваскулярной патологии: закономерности и подход к диагностике начальных проявлений / Е. Н. Дьяконова и др. // Актуальные проблемы современной неврологии, психиатрии и нейрохирургии: матер, конф. — СПб., 2003. — С. 325.
  230. Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5—3 лет. —М.: Теревинф, 2007.
  231. . Р., Яременко А. Б., Гориянова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. Этиология. Патогенез. Диагностика. Коррекция. Профилактика. — СПб.: Салит-ДЕ АН, 1999. — 124 с.
  232. An incident case-control study of first unprovoked afebrile seizures in children: a population-based study of pre- and perinatal risk factors / R. Sidenvall et al. // Epilepsia. — 2001. — Vol. 42 (10). — P. 1261—1265.
  233. Anand N. K., Gupta A. K., Lamba I. M. Neurosonographic abnormalities in neonates with hypoxic ischemic encephalopathu // Indian Pediatr. — 1994.
  234. Vol. 31, № 7. — P. 767—774.
  235. Anthony M. Nervous system // J. Metal. Toxicology. — 1995. — № 3. — P. 199—235.
  236. Arch. Dis. Child. Fetal. Neonatal. Ed. / G. Gaffhey et al. // Arch Dis. Child. — 1994. — Vol. 70. — P. 195—200.
  237. Banker B. Q., Larroche J. S. Periventricular leukomalacia of infancy. A form of neonatal anoxic encephalopathy // Arch. Neurol. — 1962. — Vol. 7, № 10,—P. 386—410.
  238. Bartlett J. G. Management of respiratory tract infection // Philadelpia, 2001.1. P. 178—182.
  239. Bowlby J. Maternal care and mental health. — Geneva, 1951.
  240. Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain / A. Mal-liani et al. // Circulation. — 1991. — Vol. 84. — P. 1482—1492.
  241. Carrasco G. A., Van de Kar L. D. Neuroendocrine pharmacology of stress // Eur. J. Pharmacol. — 2003. — Vol. 463. — P. 235—272.
  242. Cerebral palsy in a term population: risk factors and neuroimaging findings / Y. W. Wu et al. // Pediatrics. — 2006. — № 2. — P. 690.
  243. Clarke-Stewart K. A. And daddy makes three: The father’s impact on mather and young child // Child Development. — 1982. — Vol. 49.
  244. Consultation in pediatric rehabilitation for behaviour problems in young children with cerebral palsy and/or developmental delay / S. McDermott et al. // Pediatr. Rehabil. — 2002. — Vol. 5, № 2. — P. 99—106.
  245. Developmental outcome and types of chronic-stage EEG abnormalities in preterm infants / A. Okumura et al. // Dev. Med. Child. Neurol. — 2002.
  246. Vol. 44, № 11. — P. 729—734.
  247. Duffy F. U., Iyer V. G., Surwillo W. W. Clinical Electroencephalography and Topographic brain mapping (Technology and practice). — New York — Berlin — London: Spriger-Verlag, 1989.
  248. Dynamic imaging of coherent sours: Studying neural interactions in the human brain / J. Gross et al. // Proc. Natl. Acad. Sci. — 2001. Vol. 98, № 2.1. P. 694—699.
  249. Eizenberg L. The psychosocial health of the child: a global view // Int. Child Health. — 1996. — Vol. 7, № 3. — P. 7—18.
  250. Family-environment risk factors for attention deficit hyperactivity disorder / J. Biederman et al. // Arch. Gen. Psychiatry. — 1995. — Vol. 52. — P. 464—470.
  251. Fereira A. J. The Pregnant Womens Emotional Attitude // American J. of Orthopsyhiatry. — 1980. — Vol. 30. — P. 553—556.
  252. Fries M. E. Longitudinal Study: Prenatal Period to Parenthood // J. of American Psychoanalytic Association. — 1987. — Vol. 25. — P. 115— 140.
  253. Functional interaction within the newborn brain investigated by adaptive coherence analysis of EEG / M. Eiselt et al. // Clin. Neurophysiol. — 2001. Vol.31,№ 2. —P. 104—113.
  254. Gezell A., Amatruda C. S., Ferrell K. Infancy and early childhood / ed. G. School // Foundation of education for blind and visually handicapped children and youth: Treory and practice. — New York: American Foundation for the Blind, 1986.
  255. Growth and development of abandoned babies in institutional care in Nairobi / P. A. Otieno et al. // East. Afr. Med. J. — 1999. — Vol. 76 (8). — P. 430—435.
  256. Gunn A., Edwards A. D. Central nervous system response to injury // Pediatrics Perinatology / ed. by P. D. Gluckman, M. A. Heyman-Arnold. — London, 1996.—P. 443—447.
  257. Gutfreind C. L’utilisation du conte infantile comme mediateur dans le traitement d’enfants separes de leurs parents: Possibilites therapeutiques et aspects specifiques //Neuropsychiat. enfance et adolescence. — 2000. — № 4.'—P. 276—283.
  258. Hadders-Algra M., Huisies H. J., Touwen B. C. L. Perinatal correlates of major and minor neurological dysfunction at school age: A multivariate analysis // Devel. Med. — 1988. — Vol. 30, № 4. — P. 472—481.
  259. Hemispheric specialization using SPECT and stimulation tasks in children with dysphasia and dystrophia / C. Chiron et al. // Development. Med. and Child. Neurol. — 1999. — Vol. 41. — P. 512.
  260. Hogan D. P., Park J. M. Family factors and social support in the developmental outcomes of very low-birth weight children // Clin. Perinatol. — 2000. — Vol. 27 (2). — P. 433−459.
  261. Houle M. S., Billman G. E. Low-frequency component of the heart rate variability spectrum: a poor marker of sympathetic activity // Am. J. Physiol. — 1999. — Vol. 276. — P. 215—223.
  262. Hypokalemik salt-losing tubulopathy with chronic renal failure and sensorineural deafness / N. Jeck et al. // Pediatricks. — 2001. — Vol. 108. — P. 1—5.
  263. Impairment in the epidemiological measurement of childhood psychopathol-ogy in the community / H. R. Bird et al. // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. — 1990. — № 29. — P. 796—803.
  264. Kalina-Faska B., Kalina M., Koehler B. Effects of recombinant growth hormone therapy on thyroid hormone concentrations // Int J: Clin. Pharmacol. Ther. — 2004. — Vol. 42, № 1. — P. 30—34.
  265. Karmel M. The medical needs of international adoptees // Minn. Med. —2003. — Vol. 86 (3). — P. 30—34.
  266. Maternal deprivation of rat pups increases clinical symptoms of experimental autoimmune encephalomyelitis at adult age / M. A. Teunis et al. // J. Neuroimmunol. — 2002. — Vol 133. — P. 30—38.
  267. Minani M., Satoh M. Chemokines and their receptors in the brain: patophy-siological roles in ischemic brain injury // Life Sci. — 2003. — Vol. 74. — P. 321—327.
  268. Musoke R. N., Jitta J. N. Postnatal grouth of abandoned preterm babies // East-Afr. Med. J. — 1994. — Vol. 71, № 8. — P. 519—523.
  269. Neuroendocrine modulation of chronic relapsing experimental autoimmune encephalomyelitis: a critical role for the hypothalamic-pituitary-adrenal axis / K. C. Dowdell et al. // J. Neuroimmunol. — 1999. — Vol. 100. — P. 243—251.
  270. Neurological and perceptual motor outcome at 5—6 years of age in children with neonatal encephalopathy: relationship with neonatal brain MRI / A. Barnett et al. //Neuropediatrics. — 2002. — Vol. 33. — P. 242—248.
  271. Nong S. M., Wong S. C., Didi M. Head circumference and linear growth during the first 3 years in treated congenital hypothyroidism in relation to aetiology and initial biochemical severity // Clin. Endocrinol. (Oxf). —2004, — Vol. 61,№l.p. 155—159.
  272. Parke R. D. Perception of father — infant iteration / ed: J. Osafsky // Handbook of Infant Development. —New York, 1978.
  273. Pelton J., Forehand R. Orphans of the AIDS epidemic: an examination of clinical level problems of children // J. of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 2005. — Vol. 44 (6). — P. 585—591.
  274. Plotsky P. M., Owens M. J., Nemeroff C. B. Psychoneuroendocrinology of depression: hypothalamic-pituitary-adrenal axis // Psychiatr. Clin. North Am. — 1998. — № 21. — P. 293—307.
  275. Protective role of neurotrophins in experimental inflammation of the rat gut / M. Reinshagen et al. // Gastroenterology. — 2000. — Vol. 119 (2). — P.368—376.
  276. Prunell G. F., Arboleda V. A., Troy C. M. Caspase function in neuronal death: delineation of the role of caspases in ischemia // Curr. Drug Targets CNS Neurol. Disord. — 2005. — Vol. 4. — P. 51—61.
  277. Richardson B. S. Fetal adaptive responses to hypoxemia // Pediatrics and Perinatology / ed. P. O. Gluckman, M. A. Heyman-Arnold. — London, 1996. — P. 228—233.
  278. Rosen H., Craelius W., Curcie D. Spectral analysis of heart variability in the newborn infant // Biol. Neonate. — 2000. — Vol. 77, № 4. — P. 224—229.
  279. Roth S. C., Azzopardi D., Edwards A. D. Relation between cerebral oxidative metabolism following birth asphyxia and neurodevelopment outcome and brain growthat one year // Dev. Med. Child. Neurol. — 1992. — № 34.1. P. 285—289.
  280. Roth S. C., Azzopardi D., Edwards A. D. Relation between cerebral oxidative metabolism following birth asphyxia and neurodevelopment outcome and brain growthat one year // Dev. Med. Child. Neurol. — 1992. — № 34.1. P. 285—289.
  281. Schwartz R. Internal family systems. — New York: Guilford Press, 1995.
  282. Shenal B. V., Harrison D. W., Demaree H. A. The neuropsychology of depression: a literature review and preliminary model // Neuropsychol Rev. — 2003. — Vol. 13. — P. 33—42.
  283. Spelman R. EEG primer. — New York: Butterworth Publishers, 1982.
  284. Spencer N. Social, economic, and political determinants of child health // Pediatrics. — 2003. — Vol. 112, № 3 (September). — P. 704—706.
  285. Staudt M. M. Mental health services utilization by maltreated children: research findings and recommendations // Child. Maltreat. — 2003. — № 3.1. P. 195—203.
  286. Stein M. T., Faber S., Berger S. P. International adoption: a four-year-old child with unusual behaviors adopted al six months of age // J. Dev. Pediatric. — 2003. — Vol. 24 (1). — P. 63—69.
  287. Stewart В. W. Mechanisms of apoptosis: integration of genetic, biochemical, and cellular indicators // J. Natl. Cancer Inst. — 1994. — Vol. 86. — P. 1286—1289.
  288. Stiles J. Neural plasticity and cognitive development // Dev. Neuropsycliol.2000. — Vol. 18. — P. 237—272.
  289. Transcranial color-coded duplex sonography of intracranial veins and sinuses in adults. Reference data from 130 volunteers / E. Stolz et al. // Stroke.1999. — Vol. 30. — P. 1070—1075.
  290. Vert P., Daval J. L. Cell death and neurogenesis after hypoxia: a brain repair mechanism in the developing rat? // Bulletin de l’Academie nationale de medecine. — 2006. — Vol. 190, № 2. — P.469181.
  291. Verny T.R. Pre- and Perinatal Psyhology: An Intoduction. — New York: Human Science Press, 1987. — P. 25.
  292. Ward A. J. Prenatal stress and childhood psyhopatology // Child. Psychiatry and Human Development. — 1991. — Vol. 22. — P. 97—110.
  293. Williams J., Klinepeter K., Palmes G. Diagnosis and treatment of behavioral health disorders in pediatric practice // Pediatrics. — 2004. — Vol. 114, № 3.1. P. 601—606.
  294. Winnicot D. Playing and reality. — New York: Basic Books, 1971.
  295. Winter J. Selected family therapy outcomes with Bowen, Haley, and Satir.
  296. Ann Arbor, MI: University Microfilms International, 1993.
  297. Witt Whitney P., Riley A. W., Coiro M. J. Childhood functional status, family stressors, and psychosocial adjustment among school-aged children with disabilities in the United States // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. — 2003. — Vol. 157. — P. 687—695.
  298. Zhong Y., Jan K. M., Ju K. H. Quantifying cardiac sympathetic and parasympathetic nervous activities using principal dynamic modes analysis of heart rate variability // Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. — 2006. — Vol. 291, № 3.—P. 1475—1483.
Заполнить форму текущей работой