Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование и разработка методов расчета и конструирования основных узлов высокоиспользованных турбогенераторов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самонапорная система с открытым сливом воды из обмоток ротора определяет, как наиболее простое и рациональное, воздушное заполнение внутреннего пространства турбогенератора при давлении, близком к атмосферному. При этом повышается опасность микропротечек в отличие от турбогенераторов с водородным охлаждением, где повышенное давление газа пре-Ф пятствует проникновению влаги наружу. Кроме того… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ф Цель работы и задачи исследований
  • Методы исследований
  • Научная новизна
  • Практическая ценность работы
  • Реализация работы
  • Апробация работы
  • Глава 1. Исследования свойств и усовершенствование конструкции сердечника статора
    • 1. 1. Постановка задачи
    • 1. 2. Влияние схемы укладки и относительного скольжения листов активной стали на изгибную жесткость сердечника
    • 1. 3. Исследование процесса износа лакового покрытия листов активной стали
    • 1. 4. Собственные частоты продольных колебаний сердечников
    • 1. 5. Исследование и разработка конструкции торцевой зоны сердечников мощных турбогенераторов
    • 1. 6. Выводы к главе
  • Глава 2. Разработка и внедрение усовершенствованной конструкции крепления лобовых частей обмотки статора
    • 2. 1. Постановка задачи
    • 2. 2. Разработка конструкции крепления лобовых частей
    • 2. 3. Расчеты и отработка элементов конструкции на макетах и моделях
    • 2. 4. Результаты экспериментальных исследований конструкции
    • 2. 5. Разработка методики и расчеты собственных частот колебаний лобовых частей обмотки статора
      • 2. 5. 1. Разработка расчетной схемы
      • 2. 5. 2. Вывод дифференциальных уравнений свободных 85 колебаний лобовых частей обмотки статора
      • 2. 5. 3. Решение системы уравнений
      • 2. 5. 4. Результаты численных расчетов
    • 2. 6. Внедрение результатов исследований и разработок на турбогенераторах с водородным и воздушным охлаждением
    • 2. 7. Усовершенствование конструкции крепления коллекторов системы водяного охлаждения обмотки статора
    • 2. 8. Выводы к главе
  • Глава 3. Методика ускоренных испытаний и отработка конструкции гидравлических соединений системы охлаяедения сердечника статора турбогенератора с полным водяным охлаждением
    • 3. 1. Постановка задачи
    • 3. 2. Отработка и технологии крепления фторопластовых шлангов на штуцерах охладителей
      • 3. 2. 1. Свойства фторопластового шланга, методика входного контроля
      • 3. 2. 2. Отработка технологии крепления фторопластового шланга на штуцере
    • 3. 3. Обоснование режимов ускоренных ресурсных испытаний шлангов
      • 3. 3. 1. Статическая прочность фторопластовых шлангов
      • 3. 3. 2. Циклическая прочность фторопластовых шлангов
      • 3. 3. 3. Режимы ускоренных ресурсных испытаний
    • 3. 4. Методика и результаты ресурсных испытаний фторопластовых шлангов
    • 3. 5. Расчет диффузии воды через стенки фторопластовых шлангов по результатам испытаний при повышенной температуре
    • 3. 6. Внедрение конструкции фторопластовых шлангов, результаты эксплуатации
    • 3. 7. Выводы к главе
  • Глава 4. Исследования и усовершенствование конструкции упругого крепления сердечника в корпусе турбогенератора
    • 4. 1. Постановка задачи
    • 4. 2. Расчет несущей способности упругой подвески сердечника турбогенератора
    • 4. 3. Исследования и разработка решений по устранению причин повреждений упругой подвески сердечников
      • 4. 3. 1. Особенности связи упругих ребер с сердечником
      • 4. 3. 2. Анализ и разработка решений по устранению самостоятельных колебаний ребер упругой подвески сердечника
      • 4. 3. 3. Расчет параметров отжимного устройства ребра
      • 4. 3. 4. Макет и установка для исследований элемента упругого крепления сердечника с отжимным устройством
      • 4. 3. 5. Результаты исследований
      • 4. 3. 6. Отжимное устройство для генераторов, работающих на электростанциях
    • 4. 4. Выводы к главе
  • Глава 5. Анализ опыта эксплуатации и усовершенствование конструкции токоподводов роторов турбогенераторов
    • 5. 1. Постановка задачи
    • 5. 2. Исследование и усовершенствование типовой конструкции токоподводов ротора
      • 5. 2. 1. Узел токоподвода ротора традиционной конструкции
      • 5. 2. 2. Фреттинг-коррозия и фреттинг-усталость материалов
      • 5. 2. 3. Повреждения хвостовины вала ротора
      • 5. 2. 4. Повреждения гибкой шины токоподвода
      • 5. 2. 5. Анализ и усовершенствование конструкции токоподвода
    • 5. 3. Беспазовая конструкция токоподвода ротора
    • 5. 4. Тепловое состояние элементов беспазового токоподвода
    • 5. 5. Уточненная методика механического расчета узла контактных колец ротора турбогенератора
    • 5. 6. Выводы по главе 2
  • Заключение
  • Список литературы

Исследование и разработка методов расчета и конструирования основных узлов высокоиспользованных турбогенераторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Турбогенераторы представляют собой основной вид генерирующего оборудования, обеспечивающего свыше 80% общего мирового объема выработки электроэнергии на тепловых и атомных электростанциях. Одновременно турбогенераторы являются и наиболее сложным типом электрических машин, в которых тесно сочетаются проблемы мощности, габаритов, электромагнитных характеристик, нагрева, охлаждения, статической и динамической прочности, активных и конструктивных элементов конструкции. Обеспечение максимальной эксплуатационной надежности и экономичности турбогенераторов является центральной научно-технической проблемой.

В связи с этим во всем мире, в том числе и в нашей стране, специалисты по электрическим машинам уделяли и продолжают уделять турбогенераторам особое внимание, обеспечивая научно-технический прогресс в их создании.

В отечественном турбогенераторостроении огромный вклад в развитие теории, разработку вопросов расчета, проектирования и эксплуатации ТГ внесли многие ученые, исследователи, конструкторы, среди которых в первую очередь следует отметить Алексеева А. Е., Лютера Р. А., Костенко М. П., Бергера А. Я., Комара Е. Г., Иванова Н. П., Глебова И. А., Еремина М. Я., Воль-дека А.И. [5- 6- 12- 24- 28- 30- 77- 78- 81]. Среди зарубежных специалистов следует отметить Парка Р., Конкордиа С., Видемана Е., Келленбергера В., Шуйского В. П., Готтера Г., Догерти Р. Е. [23- 34- 79- 125- 178- 203- 209].

Вместе с тем, несмотря на огромное количество работ, выполненных за прошедшие десятилетия, вопросы дальнейшего развития теории, разработки более совершенных конструкций турбогенераторов, методов расчета и исследований не теряют своей актуальности.

Современный этап развития турбогенераторостроения характеризуется появлением широкого спектра новых типов турбогенераторов, разнообразием имеющихся конструктивных решений. Единичная мощность двухполюсных турбогенераторов достигла 1000. 1200 МВт, а четырехполюсных -1500 МВт.

Разработанная программа развития атомной энергетики России на пе-^ риод до 2020 г. предусматривает создание к 2013;2015 г. атомных энергоблоков единичной мощностью 1500 МВт. Одновременно программой ставится задача модернизации оборудования действующих энергоблоков, продления их сроков службы, увеличения коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) с 73% до уровня 86%, достигнутого в США, Германии, Франции, Японии. Поэтому проблема повышения эксплуатационной надежности мощных турбогенераторов приобретает особую актуальность [32- 95- 126].

Кроме высокой надежности разработанные усовершенствованные конструкции узлов должны удовлетворять требованиям технологичности, снижения трудоемкости и себестоимости производства, повышения ремонтопри-^ годности и контролепригодности в условиях эксплуатации [98- 138- 152].

Новые сложные задачи перед исследователями возникают в связи с намечающейся тенденцией отказа от водорода в качестве хладагента и перехода на конструкции с другими системами охлаждения (вода, воздух) [57- 97].

Особенную сложность представляет решение указанных задач применительно к турбогенераторам с полным водяным охлаждением [99- 101- 119].

Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных при создании серии турбогенераторов типа ТЗВ, показывают, что применение новой системы охлаждения неизбежно приводит к необходимости коренного пересмотра всей конструкции с учетом глубокой взаимосвязи электромагнитных, тепловых и механических процессов. Простое заимствование прошлого опыта и конструктивных решений, положи-Ш тельно зарекомендовавших себя в конструкциях с другим принципом охлаждения и технологией производства, без достаточного анализа, глубоких теоретических проработок и корректно поставленных экспериментов, может привести к отрицательному результату и дискредитировать хорошую идею.

Важнейшей составной частью этих исследований является комплексная проработка всей концепции полного водяного охлаждения турбогенера-^ торов, конструкции важнейших узлов и конструкции в целом.

Помимо решения вопросов, общих для всех типов турбогенераторов, необходимо обеспечить плотный, стабильный электрический и тепловой контакт между охлаждаемыми и охлаждающими элементами, эффективный теплоотвод, исключить возможность повреждения и протечек многочисленных цепей водяного охлаждения, приводящих к пробою изоляции.

Самонапорная система с открытым сливом воды из обмоток ротора определяет, как наиболее простое и рациональное, воздушное заполнение внутреннего пространства турбогенератора при давлении, близком к атмосферному. При этом повышается опасность микропротечек в отличие от турбогенераторов с водородным охлаждением, где повышенное давление газа пре-Ф пятствует проникновению влаги наружу. Кроме того, воздух, по сравнению с водородом или другим инертным газом, может способствовать ускорению таких физико-химических процессов, как коррозионное растрескивание деталей под напряжением [162- 163], фреттинг-коррозия. Известно также, что коррозия существенно снижает предел усталостной прочности материалов [136- 141- 173].

Поэтому параметры и конструкция турбогенераторов с полным водяным охлаждением должны обеспечивать достаточно низкий уровень нагревов, механических напряжений, вибраций. Специфической проблемой турбогенераторов типа ТЗВ с самонапорной системой охлаждения ротора является разработка надежной системы водяного охлаждения сердечника статора.

Следует также отметить разработанные и реализуемые проекты глубо-0 кой модернизации мощных турбогенераторов, длительно работающих на электростанциях, с выполнением работ по заводской технологии, включающих перемотку статора, замену крайних пакетов сердечника и системы крепления лобовых частей обмотки в соответствии с новыми конструктивными разработками [21- 66].

Большое значение имеют работы по совершенствованию конструкции, повышению качества и экономичности турбогенераторов в условиях усиления конкурентной борьбы в поставках энергетического оборудования на мировом рынке, существенного повышения требований к эксплуатационным показателям турбогенераторов, отраженных в новой редакции ГОСТ 533–2000 «Машины электрические вращающиеся. Турбогенераторы. Общие технические условия». В первую очередь это относится к увеличению сроков службы и межремонтного периода турбогенераторов, повышению требований к коэффициенту готовности, маневренности, запасам мощности, обеспечению безаварийной работы турбогенераторов в режимах с потреблением реактивной мощности, снижению расходов на обслуживание и ремонты [30- 76- 179].

В этих условиях работа, направленная на исследование и разработку методов расчета и конструирования основных узлов высокоиспользованных турбогенераторов, является актуальной. Автор данной диссертации в течение многих лет занимается разработкой указанных проблем. В диссертации обобщены результаты проведенных им исследований и разработок, используемых в турбогенераторах ОАО «Электросила». Обобщение охватывает период после 1973 г., когда им была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Цель работы и задачи исследований. Основной целью работы является решение ряда проблемных задач по обеспечению надежной и эффективной работы турбогенераторов, связанных с исследованиями и усовершенствованием конструкции ответственных узлов, имеющих по опыту эксплуатации, наиболее частую поврежденность. К ним относятся торцевые зоны сердечника статора, крепление лобовых частей обмотки статора, упругое крепление сердечника в корпусе, токоподводы к обмотке возбуждения ротора.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи.

1. Разработать расчетную модель и провести теоретические исследования ряда важных механических свойств сердечника статора, связанных с особенностями его шихтованной структуры.

2. Разработать и обосновать усовершенствованную конструкцию торцевой зоны сердечника статора, обеспечивающую низкий уровень нагрева и надежную работу турбогенераторов в режимах с потреблением реактивной мощности. При этом:

2.1. Провести анализ расчетных и экспериментальных данных по нагревам элементов торцевой зоны сердечников турбогенераторов различного исполнения, определить основные направления исследований.

2.2. Разработать усовершенствованные методики электромагнитного и теплового расчетов торцевой зоны сердечника.

2.3. Выполнить многовариантные расчеты торцевой зоны различного исполнения, провести сравнительный анализ результатов, определить оптимальные варианты исполнения.

2.4. Разработать конструкцию торцевой зоны сердечников турбогенераторов типа ТЗВ с полным водяным охлаждением, удовлетворяющую поставленным требованиям, с учетом технологии изготовления и обеспечения стабильных электрических и тепловых контактов охлаждаемых и охлаждающих элементов конструкции.

2.5. Разработать программу испытаний конструкции на испытательном стенде завода и электростанции, провести испытания, проанализировать опытные данные, разработать мероприятия по корректировке конструкции.

2.6. На основе полученных результатов разработать мероприятия по усовершенствованию конструкции торцевых зон сердечников турбогенераторов с газовым охлаждением.

2.7. Провести измерения теплового состояния усовершенствованных конструкций торцевой зоны при стендовых и станционных испытаниях турбогенераторов с газовым охлаждением с целью определения эффективности разработанных мероприятий.

3. Разработать, теоретически и экспериментально обосновать конструкцию крепления лобовых частей обмоток статоров турбогенераторов, обеспечивающую низкий уровень вибрации, стабильность свойств и неповреждаемость в условиях длительной эксплуатации. При этом:

3.1. На основе анализа конструкций, результатов теоретических исследований и опыта эксплуатации турбогенераторов различного использования сформулировать основные требования к компоновке и свойствам разрабатываемой конструкции крепления лобовых частей.

3.2. Разработать конструкцию, отвечающую сформулированным требованиям, технологию ее изготовления и сборки, определить номенклатуру применяемых материалов.

3.3. Провести теоретические исследования нагрузок, действующих на конструкцию крепления при работе турбогенератора, сил взаимодействия между элементами конструкции, определить необходимые сборочные усилия, выполнить полный расчет всех деталей на жесткость и прочность при постоянных и переменных нагрузках.

3.4. Разработать программы лабораторных испытаний и макеты всех основных элементов, провести отработку их конструкции.

3.5. Разработать программу и провести исследования работы конструкции крепления лобовых частей обмотки статора на головных турбогенераторах при заводских стендовых и стационарных испытаниях, при необходимости подкорректировать конструкцию.

3.6. Разработать методику расчета собственных частот и форм колебаний разработанной конструкции крепления лобовых частей обмотки статора для отстройки резонанса от основной рабочей частоты 100Гц при разработке нового типа турбогенератора.

4. Разработать конструкцию и технологию сборки простых и надежных гидравлических соединений системы водяного охлаждения сердечников турбогенераторов типа ТЗВ. При этом:

4.1. Произвести выбор материала и отработать технологию сборки соединений.

4.2. Разработать методику ускоренных лабораторных испытаний соединений на ресурс не менее 30 лет.

4.3. Провести ускоренные испытания соединений, подтверждающие работоспособность конструкции.

5. Разработать и обосновать предложения по повышению эффективности и надежности работы упругого крепления сердечника в корпусе статора.

5.1. Выполнить анализ опыта работы упругого крепления и причин повреждений упругих элементов.

5.2. Разработать и теоретически обосновать решения, устраняющие Ф недостатки существующей конструкции.

5.3. Разработать мероприятия по внедрению разработанных решений на вновь изготавливаемых и установленных на электростанциях турбогенераторах.

6. Разработать решения по повышению усталостной прочности хвостовин роторов и токоподводов к обмоткам возбуждения. При этом:

6.1. Выполнить анализ конструкции, технологии сборки и опыта эксплуатации узла токоподвода, причин повреждений хвостовины вала и токо-подводящих шин.

6.2. Усовершенствовать методику расчета посадки контактных колец с натягом на вал.

6.3. Разработать и обосновать решения, обеспечивающие надежную Ф работу узла токоподвода ротора.

Методы исследований. При решении указанных выше задач использовались методы теории электрических машин, ТОЭ, теории теплообмена, теоретической механики, теории упругости и сопротивления материалов, теории колебаний, термофлуктуационной теории разрушения, теории диффузии, методы экспериментальных исследований на макетах, моделях и натурных турбогенераторах.

Работу характеризует единый научный подход к решению поставленных задач: всесторонний анализ проблемы, разработка оптимального варианта решения и соответствующего конструктивного исполнения, теоретическое обоснование конструкции, проведение исследований, внедрение, подтверждение положительных результатов на турбогенераторах.

Научная новизна.

1. Проведен углубленный теоретический анализ, разработаны методики электромагнитных, тепловых и механических расчетов, позволяющие исследовать особенности поведения и усовершенствовать конструкцию ответственных узлов турбогенераторов, имеющих наибольшую повреждаемость при эксплуатации на электростанциях.

2. На основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований разработаны предложения по усовершенствованию конструкции и повышению надежности работы торцевых зон сердечника статора, крепления лобовых частей и коллекторов системы водяного охлаждения обмотки статора турбогенераторов с полным водяным и водород-но-водяным охлаждением, упругого крепления сердечника, токоподво-дов и контактных колец ротора.

3. Предложена расчетная модель, разработана методика расчета, позволяющая теоретически исследовать вопросы влияния схемы укладки, склейки и относительного скольжения листов активной стали на изгиб-ную жесткость сердечника, а также исследовать процесс износа лакового изоляционного покрытия листов.

Показано, что конструктивное исполнение торцевых зон сердечников турбогенераторов с газовым охлаждением (скос на всю высоту зубца) должно, существенно отличаться от исполнения торцевых зон сердечников в турбогенераторах с полным водяным охлаждением (скос на V2 высоты зубца) вследствие экранирующего эффекта силуминовых охладителей, установленных между пакетами активной стали. При этом на всех типах турбогенераторов особое внимание должно быть обращено на исполнение первого полного пакета (склейка с расшлицовкой зубцов на половину толщины пакета со стороны, обращенной к торцу сердечника).

На основе анализа конструкций отечественного и зарубежного производства разработан комплекс требований к конструкции крепления лобовых частей обмотки статора, обеспечивающий высокую жесткость и стабильный низкий уровень вибрации. Впервые в практике крупного турбогенераторостроения в конструкцию крепления лобовых частей введены пружинно-тормозные элементы, осуществляющие жесткую связь лобовых частей с нажимным кольцом сердечника при вибрациях и одновременно допускающие радиальное и аксиальное перемещение лобовых частей относительно нажимного кольца при тепловом расширении.

Впервые разработана программа и выполнены расчеты динамических свойств (собственные частоты и пространственные формы колебаний) совместной колебательной системы «сердечник — лобовые части обмотки статора». Показано существенное влияние сердечника (его жесткости и массы) на динамические характеристики лобовых частей. Установлены причины повреждений и обоснованы принципы упругого крепления коллекторов системы водяного охлаждения обмотки статоров турбогенераторов ТВВ-800−2 и ТВВ-1000−2, обеспечивающие надежность в эксплуатации.

8. При разработке, на основе термофлуктуационной теории разрушения, режимов и методики ускоренных ресурсных испытаний фторопластовых шлангов системы водяного охлаждения сердечников турбогенераторов типа ТЗВ предложен метод максимального ужесточения режимов, позволяющий преодолеть трудности, связанные с неизвестностью целого ряда параметров материала.

9. В отличие от расчетов по наиболее нагруженному ребру разработана уточненная методика расчета несущей способности в целом для упругого крепления в корпусе сердечников турбогенераторов ОАО «Электросила». Показано, что податливость упругого крепления, при нормированных запасах прочности, может быть увеличена на 15.25%.

Практическая ценность работы. Результаты теоретических разработок и конструктивных решений, представленных в диссертации, имеют большое практическое значение, поскольку направлены на усовершенствование конструкции, повышение надежности и других важных эксплуатационных показателей турбогенераторов, таких как:

— увеличение срока службы;

— увеличение межремонтного периода;

— сокращение объема периодических ремонтов;

— повышение маневренности, в том числе обеспечение возможности работы в режимах с потреблением реактивной мощности,.

— снижение трудоемкости и себестоимости производства турбогенераторов.

Результаты работ могут использоваться и уже используются электромашиностроительными фирмами при проектировании и производстве новых электрических машин и, в первую очередь, турбогенераторов с усовершенствованной конструкцией основных узлов.

Результаты работ могут также использоваться энергетиками при восстановительных ремонтах с модернизацией конструкции турбогенераторов, установленных на электростанциях.

Реализация работы. Теоретическая часть работы реализована в усовершенствованных методиках расчетов при проектировании новых турбогенераторов ОАО «Электросила».

Разработанные конструктивные решения реализованы в конструкции всех изготовленных турбогенераторов типа ТЗВ с полным водяным охлаждением, а также в проектах серии турбогенераторов типа ТЗВ, включая генераторы для атомных электростанций нового поколения с повышенными надежностью и безопасностью мощностью 645, 800, 1000, 1100, 1300 и 1500 МВт.

Решения по торцевой зоне сердечников, креплению, лобовых частей обмотки статора, водяных коллекторов и сердечника в корпусе турбогенератора реализованы в конструкции вновь изготовленных турбогенераторов типа ТВВ с водородно-водяным охлаждением мощностью 800 МВт (Нижне-^ Вартовская ГРЭС) и 1000 МВт для России (Калининская АЭС), Ирана (АЭС.

Бушер"), Китая (АЭС «Тяньвань»), Индии (АЭС «Куданкулам»).

Эти же решения заложены в разработанный проект глубокой модернизации турбогенераторов типа ТВВ мощностью 800 МВт и 1000 МВт в условиях электростанций. Первый положительный опыт получен в 2000 г. на Пермской ГРЭС при восстановительном ремонте и модернизации конструкции ТГ № 1 мощностью 800 МВт.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на следующих конференциях, симпозиумах и семинарах.

1. Совместное заседание секции турбои гидрогенераторов и крупных электрических машин НТС НПО «Союзэлектротяжмаш» и экспертной ¦ комиссии Минэнерго СССР, Новомичуринск, Рязанская ГРЭС, 28 августа 1984 г.

2. Совместное заседание секции турбо — и гидрогенераторов и КЭМ НТС Минэлектротехпрома и экспертной комиссии Минэнерго СССР, Ленинград, 9 июля 1985 г.

3. Семинар РАО «ЕЭС России» «Электроэнергетика России: состояние, проблемы, перспективы». Москва, ВДНХ, 4−6 октября 1994 г.

4. XVIII годичная конференция СПб отделения Нац. Комитета по истории науки и техники РАН, С.-Петербург, С.-З. Отделение РАН, 26−29 ноября 1997 г.

5. Заседание № 20 Электротехнического Совета концерна «Росэнергоатом», Москва, 20−21 апреля 1999 г.

6. Всероссийское совещание энергетиков по проблемам вибрации и вибродиагностики, Москва, ВТИ, 25−28 мая 1999 г.

7. Всероссийское отраслевое совещание РАО «ЕЭС России» «Проблемы технического перевооружения и продления ресурса турбинного оборудования», С.-Петербург, JIM3, 10−11июня 1999 г.

8. Совместное заседание № 21 Электротехнического Совета концерна «Росэнергоатом» и НТС АО «Электросила», С.-Петербург, 10−11 августа 1999 г.

9. Заседание секции 1 «Энергомашиностроение в г. С.-Петербурге и Ленинградской области» Союза ученых, инженеров и специалистов производства Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Союз УИСП), С.-Петербург, 6 сентября 1999 г.

10. Международная выставка «Энергетика, электротехника, энергоэффективность», Киев, 19−22 октября 1999 г.

11. Всекитайский семинар энергетиков «Тепловые блоки на сверхкритические и суперсверхкритические параметры мощностью 600−900 МВт», Пекин, 10−14 сентября 2000 г.

12. Расширенное заседание Совета директоров Национальной Теплоэнергетической корпорации Индии (N ТРС), Дели, 6−10 марта 2001 г.

13. Вторая международная конференция концерна «Росэнергоатом» «Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики», Москва, ВНИИАЭС, 22−23 марта 2001 г.

14. Расширенное заседание Ученого Совета Института электротехники МЭИ с повесткой дня: общественное обсуждение работы «Создание серии высокоэффективных врывопожаробезопасных турбогенераторов с полным водяным охлаждением для тепловых и атомных электростанций», выдвинутой на соискание Государственной премии РФ 2001 г. в области науки и техники. Москва, 25 мая 2001 г.

15. Международный Энергетический Форум Содружества Независимых Государств «МЭФ СНГ-2001», Ялта, 24−30 сентября 2001 г.

16. Координационное совещание «Об организации работ по созданию АЭС с энергоблоками ВВЭР-1500 «Разработка ТЭО строительства Ленинградской АЭС-2». г. Сосновый Бор, ЛАЭС, 14−15 ноября 2001 г.

17. 5-ая международная конференция по энергетике «Электроэнергетика в России: стратегия, реформы, практика». С.-Петербург, 26−27 ноября.

2002 г.

18. Вторая Международная конференция «Современная энергетика — основа экономического развития» (в рамках Ш Международного форума «ТЭК России. Региональные аспекты»), С.-Петербург, 8−11 апреля.

2003 г.

Результаты работы имеют особое значение для обеспечения высокой надежности турбогенераторов типа ТЗВ с полным водяным охлаждением, двухполюсных турбогенераторов типа ТВВ мощностью 800 и 1000 МВт, работающих на АЭС России и Украины, поставляемых в Иран, Китай, Индию, Финляндию, для разрабатываемой новой серии турбогенераторов с воздушным охлаждением.

Указом президента РФ от 5 августа 2002 г. № 31, п. 7 диссертанту, как одному из основных соавторов работ, присуждена Государственная премия Российской Федерации 2001 г. в области науки и техники за «Создание серии высокоэффективных взрывопожаробезопасных турбогенераторов с полным водяным охлаждением для тепловых и атомных электростанций».

Все основные конструкторские разработки, выполненные в ходе исследований и опытно-конструкторских работ, имеют внедрение с положительным результатом, подтвержденным испытаниями и опытом эксплуатации турбогенераторов на электростанциях.

В процессе выполнения работ разработаны методики и программы электромагнитных, тепловых и механических расчетов, явившиеся основой теоретического обоснования разработанных конструктивных решений. Одновременно с теоретическими разработками проведены многочисленные экспериментальные исследования на макетах, моделях и натурных турбогенераторах.

В целом по результатам выполненных исследований и разработок можно сделать следующие выводы.

1. В результате теоретических исследований свойств шихтованных сердечников на основе теории деформации многослойных объектов разработаны модель и система уравнений, позволяющие расчетным путем оценить влияние склейки, схемы укладки и относительного скольжения листов активной стали на изгибную жесткость сердечника. Показано, что в склеенном сердечнике снижение изгибной жесткости, определяемое податливостью лакового покрытия листов, не превышает 3%, а в хорошо спрессованном, не склеенном сердечнике зоны относительно скольжения листов представляют собой полоски в районе стыков шириной менее 0,2 смоднако при ослаблении спрессовки ширина зоны скольжения увеличивается до нескольких сантиметров.

2. По вычисленным значениям относительного скольжения листов и опытным данным по износостойкости лакового покрытия определены параметры долговечности сердечниковуказаны возможные причины расхождений в заниженной расчетной долговечности по сравнению с наблюдаемой на практике.

3. Теоретические и экспериментальные исследования выявили высокую плотность спектра собственных частот продольных колебаний сердечников, особенно у генераторов с газовым охлаждением, что не исключает возникновения резонансов с двойной оборотной частотой 100 Гц.

4. В ходе теоретических и экспериментальных исследований и поэтапной отработки вариантов разработаны и внедрены конструкции торцевых зон сердечников турбогенераторов типа ТЗВ с полным водяным охлаждением, обеспечивающие низкие нагревы и возможность работы турбогенераторов в режимах с потреблением реактивной мощности. Результаты исследований и разработок по торцевой зоне использованы при усовершенствовании конструкции турбогенераторов с водородным и воздушным охлаждением, а также при разработке асинхронизированных турбогенераторов.

5. На основе всестороннего анализа опыта разработки и эксплуатации конструкций крепления лобовых частей обмоток статоров мощных турбогенераторов отечественного и зарубежного производства, их достоинств и недостатков сформулированы требования, которым должна удовлетворять конструкция крепления лобовых частей, исключающая повреждения медных проводников и изоляции, обеспечивающая низкий уровень вибрации и температурных напряжений, стабильность свойств во времени при длительной эксплуатации, высокую технологичность и ремонтопригодность.

6. Для турбогенератора ТЗВ-800−2 мощностью 800 МВт разработана конструкция, удовлетворяющая всем изложенным требованиям. Главными отличительными особенностями конструкции являются упругая стяжка лобовых частей между двумя коническими стеклотекстолитовыми кольцами, применение изоляционной замазки холодного отверждения для фиксации лобовых дуг в корзинке, соединение наружного конического кольца с нажимным кольцом сердечника при помощи специальных пружинно-тормозных элементов, обеспечивающих за счет трения жесткую связь в радиальном, тангенциальном и аксиальном направлениях при вибрации и допускающих, за счет проскальзывания, радиальное и аксиальное перемещение наружного конуса с лобовыми частями относительно нажимного кольца при тепловом расширении. Разработаны методики расчета сборочных усилий конструкции, обеспечена статическая и динамическая прочность всех элементов. Наиболее ответственные элементы отработаны на макетах и моделях.

7. Заводские стендовые испытания головного образца турбогенератора ТЗВ-800−2 и последующая эксплуатация турбогенераторов на электростанциях подтвердили правильность принятых конструктивных решений. За все время эксплуатации турбогенераторов не было отмечено ни одного случая усталостного повреждения проводников или изоляции лобовых частей.

8. Разработанная конструкция крепления лобовых частей внедрена на всех турбогенераторах типа ТЗВ с полным водяным охлаждением.

9. Проведенные теоретические исследования в области расчетов собственных частот и форм колебаний лобовых частей показали, что динамические свойства сердечника оказывают существенное влияние на характер колебаний лобовых частей и должны определяться на основе рассмотрения колебаний трехмерных конечно-элементных моделей системы сердечник — лобовые части.

10. На основе результатов исследований и разработок, выполненных для турбогенераторов типа ТЗВ, разработаны и испытаны типовые конструкции крепления лобовых частей обмотки статора для турбогенераторов ОАО «Электросила» всего спектра мощностейнезависимо от системы охлаждения. Конструкции, с положительным результатом, внедрены на турбогенераторах типа ТВВ-1000−2 мощностью 1000 МВт, изготовленных для АЭС «Бушер» (Иран), АЭС Тяньвань (Китай), АЭС «Куданкулан» (Индия), Калининской АЭС, на турбогенераторе ТВВ-800−2, изготовленном для Нижневартовской ГРЭС, на всех турбогенераторах с воздушным охлаждением.

11. На основе анализа опыта эксплуатации и причин многочисленных повреждений коллекторов системы водяного охлаждения обмотки статора на турбогенераторах типа ТВВ-1000−2, разработана усовершенствованная конструкция упругого крепления коллекторов. Конструкция внедрена на всех двухполюсных турбогенераторах мощностью 1000 МВт, как на вновь изготовленных, так и работающих на электростанциях (при плановых ремонтах). Вибрации коллекторов снизились от уровня 300.350 мкм до 20.50 мкм.

12. В результате проведенных работ решен вопрос надежной работы гидравлических соединений системы водяного охлаждения сердечника статора турбогенератора типа ТЗВ. Разработанная конструкция фторопластовых шлангов взамен резиновых, разрушаемых озоном, обладает высокой химической стойкостью и, как показали ускоренные ресурсные испытания на весь установленный ТУ срок службы турбогенераторов (30 лет), долговечностью при действующих в эксплуатации температуре, гидравлическом давлении и вибрациях.

13. Разработанная на основе термофлуктуационной теории разрушения методика расчета режимов ускоренных испытаний фторопластовых шлангов может быть использована при проведении ресурсных испытаний других материалов, применяемых в электрических машинах.

14. На основе разработанной уточненной методики и программы расчета несущей способности упругого крепления сердечника в корпусе турбогенератора при внезапном коротком замыкании в цепи обмотки статора повышена податливость упругого крепления на 15.25% и снижены вибрация и шум корпуса статора.

15. Исследован характер связи упругих ребер с сердечником. Показано, что вследствие износа материала при работе турбогенератора в пазах ласточкиных хвостов ребер образуются зазоры, ребра верхней части статора освобождаются от статической нагрузки и совершают интенсивные колебания с ударами в пазах ласточкиных хвостов. В результате резко возрастает шум генератора, происходит усталостное разрушение элементов крепления ребер к корпусу.

16. Разработаны, испытаны и внедрены эффективные конструкции отжимных приспособлений, устанавливаемых на разгруженные ребра и предотвращающих их повышенные самостоятельные колебания.

17. В ходе проведенных работ проанализирован опыт эксплуатации токоподводов роторов турбогенераторов ОАО «Электросила», установлены причины повреждений токоподводов и хвостовин вала на турбогенераторах большой мощности (320 МВт и выше).

18. Для исключения повреждений шин токоподводов на роторах действующих турбогенераторов ТЗВ-800−2 разработана усовершенствованная конструкция с гибким компенсатором и жесткой вставкой, снижающими переменные продольные напряжения в шине. Предложено размещать прокладки из полиимидной пленки на опорных поверхностях клиньев для исключения фреттинг-усталости хвостовин вала в районе стыков клиньев, крепящих ши.

Ф ны токоподводов.

19. На основе анализа беспазовых конструкций токоподводов роторов зарубежного производства разработаны варианты беспазовой конструкции токоподводов, устраняющие недостатки зарубежных аналогов и полностью исключающие фреттинг-коррозию и фреттинг-усталость. Беспазовое исполнение токоподводов введено на всех турбогенераторах типа ТЗВ с полным водяным охлаждением и на турбогенераторах с воздушным охлаждением.

20. Разработана уточненная методика расчета контактных колец, отличающаяся значительным сокращением объема вычислений и простотой выбора оптимальных значений натягов, что позволило существенно упростить технологию и улучшить качество насадки контактных колец.

21. Результаты проведенных исследований и конструкторских разработок позволяют существенно повысить качество проектирования турбогенераф торов и улучшить эксплуатационные показатели турбогенераторов, работающих на электростанциях.

Заключение

.

В результате выполнения комплекса теоретических и экспериментальных исследований, опытно-конструкторских работ, отработки конструктивных решений на натурных объектах на электростанциях установлен целый ряд новых важных особенностей поведения ответственных узлов мощных турбогенераторов, определены причины имевших место отказов этих узлов при эксплуатации, разработаны усовершенствованные конструкции, позволяющие исключить указанные отказы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л., Роев Б. Л., Рябов Е. В. Теоретические и экспериментальные исследования колебаний лобовых частей обмотки статора мощных турбогенераторов Исследование электромеханических процессов в конструктивных узлах синхронных машин. Труды ВНИИЭ.- М.: Энергия, 1974. Вып. 44. 3−14.
  2. Г. Л., ЦвеЗтков В.А. Расчет колебаний лобовой дуги обмотки статора электрической машины Исследование электромеханических процессов в конструктивных узлах синхронных машин. Труды ВНИИЭ. М.: Энергия, 1974. Вып. 44. 20−25.
  3. Л.М., Загородная Г. А. Расчет прочности и натягов узла контактных колец турбогенераторов Сб. Электросила. 1974. 3 0 С 38−42.
  4. Ю.И., Аврух В. Ю. Модернизация турбогенераторов. М.: Энергия, 1980.-232 с.
  5. А.Е. Конструкция электрических машин. Л.: Энергия, 1960. 4 2 6 с.
  6. А.Е., Костенко М. П. Турбогенераторы. М.: Госэнергоиздат, 1939.-350 с.
  7. .В., Сахаров И. Е. Модуль упругости шихтованного железа статора Вестник электропромышленности. 1962. 1. 42−44.
  8. Асинхронизированные турбогенераторы разработки АО «Электросила» И.А.Кади-Оглы, Ю. Ф. Антонов, О. Я. Данилевич, В. И. Иогансен, Т. Н. Карташова, В. Г. Шалаев Сб. Электросила. 2000. 39. 139−141.
  9. Г. М. Прочность и механизм разрушения полимеров. М.: Химия, 1984.-280 с.
  10. Г. М., Зуев Ю. С. Прочность и разрушение высокоэластических материалов. М.-Л.: Химия, 1964. 388 с. 11.
  11. КС. Численные методы. М.: Наука. 1975. 352 с. Бергер А. Я. Турбогенераторы, т. I-III.-JI.-M.: Госэнергоиздат, 19 351 941.-350 с 388 с 292 с.
  12. В.В. К теории слоистых плит Изв. АН СССР. ОТН 1963. 3 С 17−26.
  13. В.В. Прочность, устойчивость и колебания многослойных пластин Расчеты на прочность. 1965. Вып. 11. 31−45.
  14. А.И., Данько В. Г., Яковлев А. И. Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах. М.: Энергия, 1974. 560 с.
  15. Е.А., Данилевич Я. Б., Яковлев В. И. Электромагнитные поля в электрических машинах. Л.: Энергия, 1979. 176 с.
  16. A.M. Электромагнитные усилия и механические воздействия на крайние пакеты сердечника статора турбогенератора: Дисс. канд. техн. наук: 05.09.01 М.: ВНИИЭ, 1980. 239 с.
  17. A.M., Геллер Р. Л., Цветков В. А. Исследование электромагнитных сил в торцевой зоне и механического состояния крайних пакетов сердечника мош-ных генераторов. 19−29. ВНИИэлектромаш. 1978.
  18. A.M., Ишханов Н. В., Синаюк Л. Износостойкость лаковых по1фытий листов электротехнической стали Труды ВНИИЭ, 1977.№ 53.-С.34−40.
  19. Г. Я., Цветков В. А. Влияние сегментовки и шихтовки статорного железа на магнитную вибрацию электрических машин переменного тока Сб. Электросила. 1989. 37. 42−45
  20. B.C., Иогансен В.И. Опыт и проекты глубокой модернизации конструкции статоров мощных турбогенераторов в условиях
  21. Вибрации статоров турбогенераторов с гибкими корпусами В. М. Фридман, Г. А. Загородная, И. Ф. Кожевников, Л. В. Курилович Электротехника. 1963. 10. С11−11.
  22. Е., Келленбергер В. Конструкции электрических машин. Сокр. пер. с нем. Под ред. Б. Н. Красовского. Л.: Энергия, 1972. 520 с. 24.
  23. А.И. Электрические машины. М.-Л.: Энергия, 1978. 832 с. Геллер Р. Л., Бураков A.M. Реологические свойства склеенных шихтованных пакетов активной стали статора турбогенератора при изгибе Динамика и прочность мощных турбо- и гидрогенераторов. Сб. ВНИИЭ, 1 9 8 7 С 20−24
  24. Р.Л., Бураков A.M., Синаюк Л. Показатели прочности склеенных пакетов активной стали статора турбогенератора Динамика и прочность мош-ных турбо- и гидрогенераторов. Сб. ВНИИЭ, 1987. 9−14.
  25. В.А. Расчет магнитных вибраций статоров электрических машин переменного тока с учетом магнитострикции Электротехническая промышленность. Сер. Электрические машины. 1981. вьш.З. 8−9.
  26. И.А., Данилевич Я. Б. Научные проблемы турбогенераторо- строения. Л.: Наука, 1974. 280 с.
  27. И.А., Логинов СИ., Чиэюов В. Ф. Конструкции крепления сердечника статора двухполюсного турбогенератора Электротехническая промышленность. Сер. Электрические машины. 1983. вып. 9. 12−16.
  28. И.А., Мамиконянц Л. Г. Обзор докладов Международной конференции по большим электрическим системам (СИГРЭ-82) М.: Энергоатомиздат, 1984. 104 с. (Энергетика за рубежом).
  29. В.Б., Иогансен типовых В.И., Чернявский В. П. Разработка и исследования конструкций крепления лобовых частей обмоток статоров турбогенератора Электроэнерго-2002: Тез. докл. конф. СПб, 2002 г.
  30. О.С., Кобжув В. М., Титовец В. В. Анализ нарушений в работе электрической части АЭС и разработка мероприятий по повышению надежности работы электрооборудования Вторая международная н.-т. конф. Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики: Тез. докл. конф. М, 2001 г.
  31. А.Я. Прочность конструкционных пластмасс. Л.: Машиностроение, ЛО, 1979. 320 с.
  32. Готтер Г Нагревание и охлаждение элеюрических машин. М.: Госэнергоиздат, 1961. 328 с.
  33. Градштейн И. С, Рыжик И. М. Таблицы интегралов, сумм, рядов и произведений. М.: Физматгиз, 1962. 1100 с.
  34. В.Е. Структура и прочность полимеров.- М.: Химия, 1978. 327 с.
  35. В.Е., Кулезнев В. Н. Структура и механические свойства полимеров. М.: Высшая школа, 1979. 352 с.
  36. О.Я. Потери в охладителях сердечника статора от поля рассеяния пазовой части обмотки Сб. Электросила. 1 9 8 9 3 7 106−112.
  37. О.Я., Иогансен В. И., Кади-Оглы И.А., Карташова Т. Н. Модернизация конструкции торцевой зоны мощных турбогенераторов с полным водяным и водородно-водяным охлаждением. Электросервис-2003: Тез. докл. конф.- СПб, Электросила, 2003 г.
  38. Я.Б., Яковлев В. И. Результаты исследований электромагнитных полей и потерь в зоне торцевых частей статора мощных Турбо- и гидрогенератоов ВНИИэлектромаш. 1978. 3−19
  39. А.Р. Аварии крупных турбогенераторов /по материалам 1974. зарубежной печати/. ЭП, сер. Электрические машины, ВЫП.5/39/.-134С.
  40. А.Ю., Яковлев В. И. Вихревые токи в напряженном узле сердечника статора мощного турбогенератора В кн.: Вопросы надежности механических и исследования процессов и электромагнитных, электрических тепловых и Л.: машинах. ВНИИэлектромаш, 1981. 175 с.
  41. Ф.М., Загородная Г. А., Фастовскии В. М. Прочность и колебания электрических машин. Л.: Энергия, 1969. 440 с.
  42. Н.Е., Иогансен В. И. К вопросу о собственных частотах и формах колебаний сердечника и лобовых частей обмотки статора турбогенератора Электросервис-2003: Тез. докл. конф. СПб, Электросила, 2003. с. 22.
  43. В.В., Хуторецкий Г. М. Основы проектирования электрических машин переменного тока. Л.: Энергия, 1974. 504 с.
  44. Друж:инин В. В. Магнитные свойства электротехнической стали. М: Госэнергоиздат, 1962. 320 с.
  45. Г. А., Фридман В. М. Устранение магнитной вибрации статоров турбогенераторов Сб. Электросила. 1960. 19. 15−18.
  46. В. И., Шкода Г. В. Несущая способность упругой подвески сердечника турбогенератора Сб. Электросила. 1974. 30. 24−28.
  47. В.И. Влияние склейки активной стали на жесткость сердечника статора турбогенератора Сб. Методы расчета турбо- и гидрогенераторов. 1975. 95−103.
  48. В.И. Влияние схемы укладки и относительного скольжения листов активной стали на изгибную жесткость сердечника Сб. Электросила. 1982. 34. 60−69.
  49. В.И. Жесткость шихтованного сердечника турбогенератора (деп.) Реферат в РЖ. Сводный том «Электротехника и энергетика». -№ 6.-1975.-6U194−75.
  50. В.И. Исследования методов снижения вибрации статоров мощных двухполюсных турбогенераторов. Автрореф. дисс… канд. техн. наук: 05.09.01 Л.: ВНИИЭлектромаш, 1973. 35 с.
  51. В.И. К расчету упругой подвески сердечника турбогенератора Сб.Турбо и генераторы. Методы исследования и расчета. 1974. 143−152.
  52. В.И. Методика ускоренных ресурсных испытаний фторопластовых пхпангов Создание и исследование новых типов генераторов. Л.: ВНРШЭлектромаш. 1991. 123−132.
  53. Иогансен В. И Упругое крепление сердечника статора в корпусе турбогенератора Сб. Электросила. 30. 1974. 24−28.
  54. В.И., Глазов В. Л., Чернявский В. П., Антонов Ю. Ф. «Статор электрической машины». А.с. 1 403 226 (СССР) от 5.12.1986, БИ 22, 1988.
  55. Иогансен В. И, Кади-Оглы И.А., Пинчук Н. Д. Турбогенераторы ОАО «Электросила» для газотурбинных и парогазовых установок Газотурбинные технологии. Концерн «Силовые машины». Майиюнь 2003 г. 3.
  56. В.И., Кади-Оглы И.А., Шкода Г. В. Чашник П.И., Чернявский В. П., «Ротор турбогенератора». А.с. 502 448 (СССР) от 19.12.1972, БИ № 5, 1976.
  57. Иогансен В. К, Кади-Оглы И.А., Штилерман ИЗ. Двоякая жесткость бочки ротора турбогенератора и методы ее выравнивания Электроэнерго-2002: Тез. докл. конф. СПб, сентябрь 2002 г.
  58. В.И., Кузнецова Е. М., Шкода Г. В. Расчет несущей Сб. способности упругой подвески сердечника турбогенератора Электросила. 1980. 33. 60−65.
  59. В.И., Перчанок данных Б.Х., по Руденко вибрациям В. И. Анализ экспериментальных турбогенераторов сердечников гидрогенераторы ТВВ-200−2 Сб. Турбо- и большой мош-ности и перспективы их развития. Л.: Наука. 1969. 185−189.
  60. В.И., Перчанок корпусов Б.Х., Шкода Г. В. серии Динамические ТВВ Сб. характеристики турбогенераторов Электросила.-!976. 31. С 17−18.
  61. Иогансен В. И, Сторож: ев В.Д. К вопросу о спрессовке шихтованного сердечника электрической машины Сб. Электросила. 1976. 3 1 С 197−199.
  62. Иогансен склеенного В.И., Сторож: ев В. Д Механические стали характеристики Сб. Турбо и пакета электротехнической гидрогенераторы. Методы исследования и расчета. Л.: Наука, 1974, С 138−143.
  63. В.И., Сторож-ее В.Д. Расчет механических характеристик склеенных пакетов электротехнической стали Сб. Электросила. 1 9 7 6 3 1 С 102−105.
  64. В.И., Трофимов A.M. Модернизация турбогенератора ТВВ-1000−2УЗ Калининской АЭС Сб. Электросила. 2003. 42. С 92−95.
  65. В.И., Чернявский В. П. Модернизация конструкции крепления коллекторов водяного охлаждения обмотки статора Электросервис-2003: Тез. докл. конф.- СПб, Электросила, 2003 г.
  66. В.И., Шкода Г. В. Несущая способность упругой подвески сердечника турбогенератора Сб. Электросила. 1974. 30. 2124.
  67. В.И., Штилерман И. З. Влияние обмотки на изгибную жесткость вращающегося ротора Сб. Электросила. 1979. 32. 93−97.
  68. В.И., Штилерман И. З. Уточненная методика механического расчета узла контактных колец турбогенератора Сб. Электросила. 1 9 8 9 3 7 35−41.
  69. Исследование конструктивных решений торцевой зоны статора турбогенератора с полным водяным охлаждением Ю. Ф. Антонов, В. П. Чернявский, В. И. Иогансен, В. В. Коган, В. И. Яковлев, В. В. Лобачев, В. Г. Штрак Вопросы проектирования, исследования и производства мощных Турбо-, гидрогенераторов и крупных электрических машин: Тез. докл. к Всесоюзному научно-техническому совещанию. Декабрь, 1988 г. Л.: ЦП НТОЭ и Эп. 1988. 67.
  70. Исследование работы турбогенератора 800 МВт с полным водяным охлаждением в асинхронных О. И. Ибадов, режимах без возбуждения В. В. Коган, Л. Г. Володарский, И.А.Кади-Оглы, В. В. Иванова, И. З. Штилерман Электрические станции. 1990. 9. 67−70.
  71. Кади-Оглы И.А., Иогансен В. И., Чернявский В. П. и др. «Полюс погружной машины с косвенным жидкостным охлаждением». А.с. 1 552 295 от 2.09.1988, Б И 11, 1990.
  72. Казовский статоров Е.Я., Чистяков АЛ. Конструкция 1фепления оботок М.: турбогенераторов зарубежного производства Информстан-дартэлектро. 1968. 54 с.
  73. Л. М. Основы теории пластичности. М.: Гостехиздат, 1956. 2 1 5 с.
  74. Ф.Л. Анормальные режимы мощных турбогенераторов. М.: Энергоатомиздат, 1988. 192 с.
  75. Е.Г. Вопросы проектирования турбогенераторов. Л.-М.: Госэнергоиздат, 1955. 352 с.
  76. Е.Г. Вопросы эксплуатации турбогенераторов. Л.-М.: Госэнергоиздат, 1950. 295 с.
  77. Ч. Синхронные машины. Переходные и установившиеся процессы. Л.-М.: Госэнергоиздат, 1959. 272 с.
  78. Конструкция крепления лобовых частей обмотки статора мощного турбогенератора В. П. Чернявский Ю.Ф.Антонов, В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, Исследования и разработки генераторов для перспективных электростанций. Л.: ВНРШэлектромаш, 1987. 44−50.
  79. М.П., Пиотровский Л. М. Электрические машины. Ч. I, П. Л.: Энергия, 1958. 464 с 646 с.
  80. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: изд. Техника, 1970.-396 с.
  81. .В., Пташкин А. В. О нагреве крайних пакетов сердечника статора крупных турбогенераторов при недовозбуждении Электрические станции. 1979. 5. 35−38.
  82. И.В. Трение и износ. М.: Изд. Машиностроение, 1968.-480 с.
  83. Крепление сердечника к корпусу статора электрической машины: А.С. 526 042 (СССР) В. И. Иогансен, И. А. Птакул, А. А. Салий, В. П. Чернявский. Заявл. 2.07.1974 1976. Б ю л 31.
  84. Л.В., Фридман В. М., Хуторецкий Г. М. Принципы обмоток конструирования креплений лобовых частей статорных крупных турбогенераторов Сб. Электросила. 1976. 31. 1217.
  85. Л.Г., Лурье А. И. Курс теоретической механики. Т2. М.: Гостехтеориздат, 1955. 596 с.
  86. А.И. О малых деформациях криволинейных стержней Труды ЛПИ. 1941. 3. 44−49. 89.
  87. А.И. Теория упругости. М.: Наука, 1970. 940 с. Мания В. М., Громов А. И. Физико-химическая стойкость полимерных материалов в условиях эксплуатации. Л.: Химия, 1980. 248 с.
  88. Г. Вариационные методы математической физики. Гостехиздат, 1957. 476 с.
  89. В.Н., Парцееский В. В. О передаче усилий в слоистых материалах Механика полимеров. 1968. 2.
  90. В.М. О частотных характеристиках статорной обмотки опытного турбогенератора Исследование электромеханических М.: процессов в конструктивных узлах синхронных машин. Труды ВНИИЭ. 1974. Вып. 44.- 52−60.
  91. Неравномсесткость Н. Е. Довгер, ротора двухполюсного турбогенератора В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, Д. Ю. Соколов, 2003. № 42. И. З. Штилерман Сб. Электросила (приложение). 22−38.
  92. .И. Стратегия развития// Вестник Концерна Росэнергоатом. 2002. 5. 6−11. 96.
  93. Н.Л. Труды по механике. М.: Физматгиз, 1955. 484 с. Новые разработки ОАО «Электросила» в области энергетического оборудования В. И. Иогансен Н.Д.Пинчук, И.А.Кади-Оглы, Г. Б. Пинский, Современная энергетика основа экономического развития: Тез. докл. II международной конференции. СПб, 9 апреля 2003 г.
  94. Оперативный контроль параметров турбогенераторов М. С. Белей, и их вспомогательного оборудования О. Я. Данилевич, В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы Сб. Электросила. 2003. 42. 46−51
  95. Опыт решения основных проблем конструкции мощных турбогенераторов с полным водяным охлаждением И.А.Кади-Оглы, В. П. Чернявский, В. И. Иогансен, Ю. Ф. Антонов, О. Я. Данилевич, В. В. Коган, П. И. Чашник, И. З. Штилерман Создание и исследование новых типов генераторов. Л: ВНИИэлектромаш. 1 9 9 1 С 10−15.
  96. Особенности механики роторов турбогенераторов с полным водяным охлаждением В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, П. И. Чашник, В. П. Чернявский, А. Б. Шапиро, А. Б. Шамсонов, И. З. Штилерман Исследования генераторов с полным водяным охлаждением. Л.: ВНИИэлектромаш. 1983. 22−28.
  97. Отработка конструкции и опытная эксплуатация турбогенераторов типа ТЗВ-800−2 мощностью 800 Мвт, 3000 об/мин с полным водяным охлаждением В. Ф. Федоров, Г. С. Журавлев, П. И. Чашник, В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, А. Б. Шапиро В.П.Чернявский, Исследования генераторов с полным водяным охлаждением. Л.: ВНИИэлектромаш. 1983. 11−22.
  98. Оценка конструкции нажимного фланца турбогенераторов с полным водяным охлаждением при проектировании и по результатам испытаний. Исследования и вопросы проектирования турбо- и гидрогенераторов Ю. Ф. Антонов, В. П. Чернявский, В. И. Иогансен, В. В .Коган, В. И. Яковлев, В. В. Лобачев, В. Г. Штрак Л.: ВНИИэлектромаш. 1989. 12−24.
  99. Патент 533 790 Швейцарии, МКИ F 16 133/
  100. Raccordo per turbo in material deformation IG. Vametti (Италия) — 1973. 3 с. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111.
  101. Патент Англии 1 127 916, кл. Н02к, 3/50, 1968 Патент Англии 970 228, кл. Н02к, 1964 Патент США 3 089 048, кл. 310−260, 1963 Патент США№ 3 123 729, кл. 310−43, 1963 Патент Франции 1 127 805, кл.12, 5, 1956 Патент Франции 1 366 320, кл. Н02к, 1964 Патент Франции № 1 295 025, кл. Н02к, 1960 Патент Швейцарии № 402 146, кл. Н02к, 1966 Подрез В. М. Жесткость шихтованного сердечника электрической машины Сб. Научно-технические проблемы крупного турбо- и гидрогенераторостроения. 1967. 12−18.
  102. В.М. Методика расчета частот собственных колебаний статора турбогенератора Электрические машины. 1965. 44−48.
  103. В.М. Упругие колебания статора турбогенератора Электрические машины. 1965. 49−54.
  104. Н.Л. Современные крупные двухполюсные турбогенераторы. М.: Энергия, 1972. 472 с.
  105. Д. и др. Расчеты на прочность в машиностроении. Т.2. М.: Матгиз, 1958. 975 с.
  106. И.М., Станиславский Л. Я. Электромагнитные тепловые процессы в концевых частях мощных турбогенераторов. Киев: Науковадумка, 1 9 7 1 2 1 7 с
  107. Применение приближенных аналитических методов расчета поля в торцевой зоне электрической машины В. В. Домбровский, Б. А. Решко, Т. Г. Соколова, Н. А. Астафьева Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт. 1979. 4. 14−18.
  108. Пусконаладочные работы по вводу в опытно-промышленную эксплуатацию турбогенератора ТЗВ-800−2 В. И. Иогансен, И.А.КадиОглы, А. А. Салий, П. И. Чашник, В. П. Чернявский, В. Ф. Федоров, И. Логинов, В. Т. Жиляев Проблемы создания турбо-, гидрогенераторов и крупных электрических машин: Тез. докл. Всесоюзного научно-технического совеш-ания. Октябрь, 1981. Л.: ЦП НТОЭ и Эп. 25−32.
  109. В.М. Выбор и оценка параметров вибрации крупных электрических машин.// ЭП., сер. Электрические машины, 1979. Вьш.2(96).-С.18−22.
  110. В.М. Об оптимальном положении упругих элементов подвески статора турбогенератора Электротехника. 1966. 12. С 22−25.
  111. В.М. Упругие колебания и виброизоляция статоров турбогенераторов: Дисс. канд. техн. н. Л., 1968. 155 с.
  112. Ю. Н. Сопротивление материалов. М.: Физматгиз. 1962. 305 с.
  113. СБ. Границы деформационной масс с и прочностной физического работоспособности f> пластических позиций материаловедения Пластические массы. 1977. 10. 31−35.
  114. Р. Электрические машины, т. I, П. М.-Л.: ОНТИ, 1936. 688 с.
  115. М.В. Основные задачи реализации инвестиционной программы развития атомной энергетики на 2002−2005 годы и на период до 2010 года// Вестник Концерна Росэнергоатом. 2002. 3. С 8−12.
  116. .А., Цветков В. А. Колебания стержней с промежуточными упругими опорами Исследование электромеханических процессов в конструктивных узлах синхронных машин. Труды ВНИИЭ. 1974. Вып. 44. 32−38.
  117. Ротор электрической машины./ А.с. № 888 280 (СССР) от 29.01.1979, БИ№ 45, 1981.
  118. Ротор электрической машины: Патент 1 802 901 (СССР) В. И. Иогансен, И. З. Штилерман, И.А.Кади-Оглы, А. Б. Шамсонов, В. П. Чернявский, Ю. Ф. Антонов, П. И. Чашник, И. В. Дереза, Н. Д. Пинчук. Заявл. 11.10.1990. 130. 131. РТМ. Турбогенераторы. Расчеты механические. Самородов Ю. Н., Клименко И. И. Повреждения обмотки статора турбогенератора в приработочный период// Сб. тр. ВНИИЭ, 1987. -С.61−63.
  119. Серия турбогенераторов с полным водяным охлаждением И.А.КадиОглы, Ю. Ф. Антонов, В. Б. Брагин, Б. Д. Ваксер, И. А. Глебов, В. И. Иогансен, В. П. Чернявский, И. З. Штилерман, Т. И. Шумилов Сб. Электросила. 2000. 39. 14−21.
  120. Серия турбогенераторов с полным водяным охлаждением типа ТЗВ Ю. Ф. Антонов, В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, П. И. Чашник, В. П. Чернявский Электротехника. 1991. 11. 20−23.
  121. А.Б., Смирнова Е. Н., Харитонова Т. В. Расчет колебаний лобовых частей обмоток статоров генератора. Исследования и вопросы проектирования турбои гидрогенераторов. Л.: ВНИИэлектромаш, 1989 75−85
  122. Е.Н., Харитонова Т.В. Анализ уточненной методики
  123. А.П. и др. Промышленные цветные металлы и сплавы. Справочник. М.: Металлургия, 1974. 488 с. Смородин В. И. Повышение нагрузочной способности торцевых зон статоров 3 9 с.
  124. Способ диагностики развивающихся термических дефектов стержней обмотки электрической машины: А.С. 1 576 997 (СССР) Г. М. Федоренко, О. Г. Кенсицкий, В. П. Чернявский, В. И. Йогансен. Заявл. 1.02.1988 1990. Бюл. 25. 139. 140. 141. 142.
  125. Справочник машиностроителя. Т. 3. М.: Машгиз, 1962. 654 с. Справочник по пластическим массам. Т.1. М.: Химия, 1975. 448 с. Станиславский Л. Я., Гаврилов Л. Г., Остерник Э. С. Вибрационная надежность мощных турбогенераторов. М.: Энергия, 1975. 240 с. Статор турбогенератора: Патент 2 074 476 (РФ)/ Жиляев В. В. Заявл.25.04.1
  126. Статор электрической машины с жидкостным охлаждением и способ его изготовления: А.С. 1 667 201 (СССР) Ю. Ф. Антонов, В. И. Йогансен, И.А.Кади-Оглы, А. С. Ткаченко, В. П. Чернявский. Заявл. 1.04.1991//1991.-Бюл. № 28.
  127. Статор электрической машины с жидкостным охлаждением и способ его изготовления: Патент 2 088 020 (РФ) И.А.Кади-Оглы, Ю. Ф. Антонов, В. И. Йогансен, В. П. Чернявский Заявл. 20.08.1997 1997.-Бюл. № 23.
  128. Статор электрической машины: А.С. 1 780 137 В. И. Йогансен, В. П. Чернявский, Ю. Ф. Антонов. Заявл. 14.05.1990 1992. современных и перспективных турбогенераторов: Автореферат диссертации докт. техн. наук: 05.09.01/Киев: ИЭД, 1991.
  129. Статор электрической машины: А.С. 426 283 В. И. Иогансен, А. А. Галай Заявл. 5.05.1969 1974. Бюл. 16.
  130. Статор электрической машины: А.С. 609 176 Ю. В. Арошидзе, В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы и др. Заявл. 7.02.1978 1978. Бюл. № 20.
  131. Статор электрической машины: А.С. 930 506 В. И. Иогансен, В. П. Чернявский. Заявл. 12.03.1980 //1982. Бюл. 19.
  132. Статор электрической машины: Патент 1 788 553 (РФ) В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, В. П. Чернявский, Ю. Ф. Антонов, Ю. Р. Воеводский, Б. Х. Перчанок. -Заявл. 12.08.1993.
  133. Статор электрической машины: Патент 1 836 775 (СССР) Ю. Ф. Антонов, В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, В. П. Чернявский, П. И. Чашник.- Заявл. 13.10.1992.
  134. Л.А. Методика исследования электродинамических сил в лобовых частях обмотки статора Методы расчета турбо- и гидрогенераторов. Л.: Наука, 1975. 311 с.
  135. Г. Г., Титко А. И., Бабяк А. А., Кади-Оглы И.А., Иогансен В. И. и др. Статор электрической машины переменного тока А.с. 1 065 965 от 8.09.1983, БИ № 1, 1984.
  136. СП. Колебания в инженерном деле. М.: Физматиздат, 1959.-439 с.
  137. А.И., Счастливый Г. Г. Математическое и физическое моделирование электромагнитных полей в электрических машинах переменного тока. Киев: Наукова думка, 1976. 156 с.
  138. Токоподвод обмотки ротора электрической машины: А.С. 1 764 120 В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, В. П. Чернявский и др. Заявл. 22.05.1992 1992. Бюл. 35.
  139. Токоподвод обмотки ротора электрической машины: Патент 1 764 120 (СССР) В. И. Иогансен, И. З. Штилерман, И.А.Кади-Оглы, А. Б. Шамсонов, В. П. Чернявский, Ю. Ф. Антонов, П. И. Чашник, И. В. Дереза, Н. Д. Пинчук. Заявл. 16.03.1993. 157. 158. 7 Т 6−05−1945-
  140. Шланги фторопластовые с металлической оплеткой. Турбогенератор мощностью 800 МВт, 3000 об/мин с полным водяным охлаждением И. А. Глебов, Я. Б. Данилевич, В. И. Иогансен, И.А.КадиОглы, В. П. Чернявский, А. Б. Шапиро Электричество. 1980. 2. 3−8.
  141. Турбогенераторы с полным водяным охлаждением мощностью 800 МВт, 3000 об/мин В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, В. П. Чернявский, А. Б. Шапиро Сб. Электросила. 1981. 33 29−40.
  142. Турбогенераторы. Г. М. Хуторецкий, Расчет и конструкция Г. П. Вартаньян, В. В. Титов, Г. А. Загородная, Д. И. Заславский, И. А. Смотров. Л.: Энергия, 1967. 896 с.
  143. Тынный А. К Прочность и разрушение полимеров при воздействии жидких сред. Киев: Наукова думка, 1975. 208 с.
  144. Р.Б. Фреттинг-коррозия. Л.: Машиностроение, 1976. 270 с.
  145. Устройство электрической И.А.Кади-Оглы, для крепления А.С. лобовой 588 594 части (СССР) обмотки статора машины: В. И. Иогансен, В. П. Чернявский, Ю. В. Петров, И. А. Птакул, Г. В. Шкода, А. Б. Шапиро. Заявл. 2.04.1974 1978. Бюл. 2.
  146. Устройство для крепления лобовых частей обмот1си статора электрической машины: Патент 1 767 620 (СССР) В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, В. П. Чернявский, Ю. Ф. Антонов. Заявл. 16.03.1993.
  147. Устройство для ьфепления лобовых частей обмотки статора электрической машины: А.С. 1 023 536 (СССР) Ю. Ф. Антонов, В. И. Иогансен, А. С. Ткаченко, В. П. Чернявский, А. Б. Шапиро. Заявл. 3.05.1979 //1983. Бюл. 22.
  148. Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора: А.С. 529 713 В. И. Иогансен, И.А.Кади-Оглы, И. А. Птакул, В. П. Чернявский, А. Б. Шапиро, Г. В. Шкода Заявл. 30.08.1974 1976. Бюл. 8.
  149. Устройство для упругой подвески сердечника статора турбогенератора к корпусу: А.С. 153 745 (СССР) Б. В. Спивак, А. А. Чигиринский, В. М. Рабинович 1963. кл. Н02к.
  150. Устройство упругого крепления сердечника статора электрической машины: А.С. 445 967 В. И. Иогансен, Г. В. Шкода. Заявл. 1.09.1972 1974.-Бюл. 3 7
  151. В.И. Сопротивление материалов. М.: Физ-матгиз, 1962. 674 с.
  152. А. П. Колебания деформируемых систем. М.: Машиностроение, 1970. 315 с,
  153. И.Ф. Теплообмен в электрических машинах. Л: Энергоатомиздат, 1986. 256 с.
  154. СИ. Турбогенераторы, повреждения и ремонт. М.: Энергоатомиздат, 1983. 520 с.
  155. И., Кабелка И. и др. Конструкционные пластмассы. М.: Машиностроение, 1969. 336 с.
  156. Г. М., Токов М. И., Толвинская Е. В. Проектирование турбогенераторов. Л.: Энергоатомиздат, 1987. 256 с.
  157. В.А., Пикульский В. А. Влияние ужесточения закрепления на вибрационное состояние лобовых частей обмотки статора// Электротехника, 1982. 1. 17−20.
  158. Шапиро А. С, Чистяков А. А. Проблемы крепления обмотки статора
  159. В.П. Расчет электричесюсс машин (перевод с немецкого). Л.: Энергия, 1968.-732 с.
  160. Эксплуатация турбогенераторов с непосредственным охлаждением Под. общ. ред. Л. С. Линдорфа, Л. Г. Мамиконянца. 1972.-352 с.
  161. Электрическая машина: А.С. 392 587 В. И. Иогансен, А. А. Галай Заявл. 5.07.1971 1973. Бюл. 32.
  162. Электромагнитные и тепловые процессы в концевых частях мощных турбогенераторов /Постников И.М., Станиславский Л. Я., М.: Энергия, Счастливый Г. Г., Езовит Г. П., Кильдишев B.C., Черемисов И. Я., Кравченко А. Н., Березовский А. А., Нижник Л. П. Киев: Наук. думка, 1971−560 с.
  163. Электромагнитные процессы в торцевых частях электрических машин А. И. Вольдек, Я. Б. Данилевич, В. И. Косачевский, В. И. Яковлев. Л.: Энергоиздат, 1983. 216 с.
  164. М.Ф. Вибрация и деформация обмоток статоров синхронных машин. М.: Энергия, 1968. 114 с.
  165. В.И. Электромагнитные поля и потери мощности в торцевых зонах крупных турбо-и гидрогенераторов: Автореферат диссертации докт. техн. наук: 05.09.01/Л.: ВНИИэлектромаш, 1991. 4 8 с.
  166. Anordnung an einer elektrischen Maschine zur Wickelkopfabstutzung der Statorwicklung, insbesondere eines Turbogenerators: Patentschrift veroffentlicht 615 055 (Schweizerische Eidgenossenschaft) J.V.Aroshidze, V. LIogansen, V.L.Sudarikov, 28.12.1979.
  167. Anordnung zur Befestigung von Wickelkopfen der Statorwicklung einer I.A.Kadi-Ogly, J.V.Petrov, I.A.Ptakul, V.V.Romanov, V.P.Chemyavsky, A.B.Shapiro, G.V.Shkoda
  168. Anordnung zur Befestiqimq von Wickelkopfen am Stator einer elektrischen Maschine: Patentschrift DE 2 703 365 C3 (Bundesrepublik Deutschland) J.V.Aroshidze, V.V.Romanov, V. LIogansen, I.A.Kadi-Ogly, J.V.Petrov, I.A.Ptakul, A.B.Shapiro, V.L.Sudarikov, V.P.Chemyavsky, G.V.Shkoda //21.01.82.
  169. Anordnung zur Wickelkopfabstutzunq der Statorwicklunq einer elektrischen Maschine: Patentschrift 129 946 (DDR) A.B.Shapiro, V.P.Chemyavsky, V. LIogansen, I.A.Kadi-Ogly, I.A.Ptakul, G.V.Shkoda 15.02.1978.
  170. Arrangement for supporting stator end windings of an electrical machine: Patent 4 496 870 (USA) J.F.Antonov, V. LIogansen, A.S.Tkachenko, V.P.Chemyavsky, A.B.Shapiro. 29.01.1985.
  171. Bartenev G.M., Rasumovskaya I.V. II Advances in Material Research. New York, L Wiley. 1971. Vol. 5. P. 377−441.
  172. Bolder P. Standerschwingungen in Jurbogeneratoren. Jechnische Rundschau, 1966, 58, 49, 51.
  173. Device for Securing End Connectors of Electric Machine Stator Winding: Patent 1 154 313 (Japan) V. LIogansen, I.A.Kadi-Ogly, V.P.Chemyavsky etal.//30.06.1983
  174. Device for Securing end Connectors of Electric Machine Stator Winding: Patent 4 126 799 (USA) V. LIogansen, I.A.Kadi-Ogly et al. 21.11.1978.
  175. Dispositif de fixation des tetes de bobines denroulement statorigue de machineelectrique: Brevet dinvention 2 379 934 (Republique Francaise) J.V.Aroshidze, V. LIogansen, I.A.Kadi-Ogly, J.V.Petrov, I.A.Ptakul,
  176. Doherty R.E., Nickle C.A., Synchronous Machines, An Extension of Blondel Theory, Tr. AIEE, 1926, p. 912- III.
  177. Elastic mounting of a core in an electric machine stator: Patent 4 145 626 (USA) J.V.Aroshidze, V.I.Iogansen, I.A.Kadi-Ogly et al. 20.03.1979.
  178. Electrical machine stator: Patent 535 705 (Great Britain) V.I.Iogansen, I.A.Kadi-Ogly, V.P.Chernyavsky et al. 20.01.1977.
  179. Hawley R., Richardson P. Vibration of large generator stators and windings //Electrical Times, 1970/-T.158,№ 3.-pp.55−58.
  180. Improved fastening of end coimectors of electrical machine stator windings: Patent 539 626 (Great Britain) V.I.Iogansen, I.A.Kadi-Ogly, V.P.Chernyavsky et al. 26.01.1977.
  181. Improvements relating to Dynamo Electric Machines: Патент 857 471 (Англия) John Morgan кл. Н02к, 1960. 201. OConner I. I/ Big Allis" downed by stator vibration.// Power,-1970.-№ 9.-PP. 62−64.
  182. Olqa Danilevich. Eddy currents and losses calculation methods in the stator core end part of fully water cooled turbogenerators //Archiwum Elektrotechniki 1991. Tom XL. Zeszyt VA. p. 533−544.
  183. Park R. Two Reaction Theory of Synchronous Machines, Tr. AIEE, 1933, p. 352.
  184. Richardson P. Stator vibration in large two-pole generators Electrical power engineer. 1966.
  185. Stator de machine electriqua: Brevet dinvention 2 376 542 (Republique Francaise) J.V.Aroshidze, V.I.Iogansen, I.A.Kadi-Ogly, J.V.Petrov, I.A.Ptakul, V.V.Romanov, V.L.Sudarikov, V.P.Chernyavsky, A.B.Shapiro et G.V.Shkoda «Listes» n. l6 du 20−4-1979.
  186. Stator einer elektrischen maschine, insbesondere eines turbogenerators: Patentschrift veroffentlicht 611 752 (Schweizerische Eidgenossenschaft) J.V.Aroshidze, V.V.Romanov, V. LIogansen, I.A.Kadi-Ogly, J.V.Petrov, I.A.Ptakul, A.B.Shapiro, V.L.Sudarikov, V.P.Chemyavsky, G.V.Shkoda //15.06.1979.
  187. Stator end winding support arrangements: Patent 1 539 707 (Great Britain) A.B.Shapiro, V.P.Chemyavsky, I.A.Kadi-Ogly, V. LIogansen et al. 8.03.1977.
  188. Walker J.H., Rogers G.J., Jackson R.L. Pressing and clamping laminated cores Pow. Record. 1964. VIII. 1−3.
  189. Wiedeman E., Kellenberger W. Konstruktion Elektrischer Maschinen. Springer-Verlag Berlin (Heidelberg), New York, 1967.
Заполнить форму текущей работой