Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Метод профессиональной подготовки пилотов к принятию решений в полете с целью повышения безопасности полетов воздушных судов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если во время предварительного теста процент правильных ответов в среднем совпадал с показателями случайной выборки (составлял при этом 41 -43%), то после окончания курса обучения результаты испытуемых демонстрировали во время контрольного теста 85 — 95% — го совпадения с результатами эксперта. Некоторые испытуемые проходили повторный тест через неделю и давали 88 — 95 и даже 100% правильных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПОЛЕТЫ НА ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ВС
    • 1. 1. Отличительные черты ВС последнего поколения
    • 1. 2. Особенности принятия решения пилотом в полете
    • 1. 3. Определение перечня опорных фрагментов деятельности (ОФД) пилота при эксплуатации высокоавтоматизированных ВС
  • Выводы
  • Глава 2. МЕТОД КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ ПИЛОТОМ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОФД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
    • 2. 1. Классификация видов задач принятия решений в полете
    • 2. 2. Проблема поиска эффективных путей формирования
  • ОФД. Анализ существующих теорий научения
    • 2. 2. 1. Функциональная теория научения (и ее модификации)
    • 2. 2. 2. Классическая (павловская, условно-рефлекторная) теория научения
    • 2. 2. 3. Когнитивная теория научения (и ее модификации)
    • 2. 2. 4. Неявное обучение
    • 2. 3. Компьютерное обучение пилотов принятию решений
    • 2. 4. Методы контроля уровня профессиональной подготовки пилотов
  • Выводы
    • Глава 3. ПРОВЕРКА И ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Методика построения обучающей системы
    • 3. 2. Подготовка эксперимента
    • 3. 2. 1. Подбор исследуемых студентов-пилотов
    • 3. 2. 1. Функции экспертов, их количественный и качественный состав
    • 3. 2. 3. Создание упражнений и тестов для формирования ОФД — принятия решений и определения уровня его состояния
    • 3. 2. 4. Планирование эксперимента
    • 3. 3. Организация и проведение экспериментального Исследования
    • 3. 4. Обсуждение результатов
  • Выводы

Метод профессиональной подготовки пилотов к принятию решений в полете с целью повышения безопасности полетов воздушных судов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторический опыт показывает, что совершенствование профессиональной подготовки пилотов, повышение надежности их деятельности приводит к повышению уровня безопасности полетов в ГА. Например, после разработки и введения в 1946 году Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) Приложения № 1 «Выдача свидетельств гражданской авиации авиационному персоналу» показатели безопасности полетов снизились с 19.9 погибших пассажиров на 100 млн. пасс. — км. в 1946 году до 4,2 в 1956 году [84].

Необходимость совершенствования профессиональной подготовки пилотов на данном этапе определяется изменением содержания деятельности пилотов в связи с поступлением в эксплуатацию ВС с высокой степенью компьютеризации и автоматизации, при этом изменяется не только деятельность, но и роль пилотов в полете и даже философия летной эксплуатации [27]. Одновременно содержание профессиональной подготовки пилотов мало изменилась, если не считать повсеместное стремление к сокращению сроков подготовки.

Автоматизация управления в авиации долгое время относилась только к отдельным системам или режимам полета. Однако в последние десятилетия она приняла универсальный характер. При этом произошел переход от непосредственного управления системами самолета со стороны пилота к опосредованному (так называемая технология «стеклянной кабины» — «glass cockpit»), когда действия члена экипажа стали контролироваться и корректироваться автоматикой.

К сожалению, очень скоро оказалось, что наземные системы управления движением не адаптированы к возможностям новых автоматизированных систем, что приводило к необходимости их частого перепрограммирования. Это существенно увеличивало рабочую нагрузку экипажа, а также отвлекало летчиков от пилотирования. Тем самым современная автоматика облегчает труд пилотов и даже превращает управление самолетом в нормальных условиях в монотонное занятие, но существенно затрудняет его в непредвиденных ситуациях. Исследования свидетельствуют показано, что радикальное снижение нагрузки может привести, по крайней мере, на каких-то участках полета, к заметной «недогрузке», монотонии, скуке и потере бдительности [112]. В то же время уменьшение числа ручных операций не приводит к снижению ментальной нагрузки [32, 58]. Причина в том, что автоматика требует постоянного внимания, поэтому акцент в деятельности перемещается с исполнительных действий на программирование, планирование, принятие решений и контроль за системами. Автоматика не всегда оправдывает ожидания и по уменьшению общей рабочей нагрузки экипажа.

Важно совершенствовать процесс функционирования системы «экипажВС» с целью повышения уровня безопасности полетов, совершенствование можно осуществлять несколькими способами, например: научно-обоснованное решение задачи распределения функций между человеком и автоматикой, выбором степени автоматизации в разных полетах и на разных этапах одного полета. Одним из важных способов совершенствования является изменение содержания профессиональной подготовки пилотов. Основные направления такого совершенствования: разработка оптимизированных программ подготовки и переподготовки летного составаразработка средств подготовки и переподготовки летного состава.

Оценка ситуации сложившейся в полете, способность принять безошибочное и своевременное решение являются важнейшими характеристиками качества профессиональной подготовки пилота. Кроме того, это одна из важных характеристик, определяющая уровень безопасности полетов. Анализ, произведенный в диссертации, позволяет сделать вывод, что ошибки в принятии решений пилотами объясняет более чем 50% причин катастроф [115, 124]. Этап принятия решения и особенно в экстремальных ситуациях занимает 2/3 времени от обнаружения до выхода из такой ситуации [59].

Анализ практики показал, что специального, целенаправленного обучения пилотов такому виду деятельности, как принятие решения в полете в настоящее время не существует не только в российской ГА, но и в большинстве авиационных учебных заведений за рубежом. Это можно объяснить тем, что эти факты еще не осознаны широкими кругами практиков, а также длительностью и трудоемкостью процесса обучения, требующего, при использовании традиционных методов и средств обучения, индивидуального подхода к обучаемому.

Диссертация посвящена разработке метода обучения пилотов принятию решения в полете и осуществлению контроля за уровнем этой подготовки с целью повышения уровня безопасности полетов.

Краткая характеристика диссертационной работы:

Объект исследования — процесс функционирования эргатической системы «пилот (экипаж) — воздушное судно», структура деятельности пилотов гражданской авиации.

Предмет исследования — качественные и количественные особенности формирования ОФД пилота — принятие решения в полете, а также система контроля за уровнем квалификации пилотов.

Цель диссертации — повышение безопасности полетов путем формирования опорного фрагмента деятельности по принятию решений в сложных и особых ситуациях полета рациональным методом.

Достижение этой цели потребовало разбить ее на задачи и последовательно достичь их путем:

— анализа существующих теорий с целью выбора наиболее целесообразного метода обучения для формирования опорного фрагмента деятельности (ОФД) -принятия решений в полете;

— определения перечня опорных фрагментов деятельности (ОФД) пилотов, выполняющих полеты на ВС с высокой степенью автоматизации и компьютеризации;

— разработки метода обучения, позволяющего сократить время для приобретения достаточного опыта в принятии решения;

— проверки эффективности методики обучения принятию решения.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Основу составили труды отечественных и зарубежных авторов в области системного подхода, охватывающего аспекты летной эксплуатации, профессиональной подготовки членов экипажей гражданских ВС, вопросы анализа деятельности человека — оператора эргатических систем, инженерной психологии, теории деятельности и ее генезиса.

В диссертационной работе использовались следующие методы исследования — системный анализ, теория вероятностей и математическая статистика, методы летной эксплуатации и теории профессиональной подготовки операторов, теории тестирования, метод сравнения и аналогий, экспертного анализа, важно упомянуть имена ученых внесших значительный вклад в развитие темы диссертации: Бодров В. А., Ларичев О. И., Галлай М. Л., Горский Ю. М., Доброленский Ю. П., Ломов Б. Ф., Козлов А. И., Новиков П. П., Чепига В. Е., Смуров М. Ю., Коваленко Г. В., Сухих H.H., Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., Крыжановский Г. А., Костин А. Н., Винер Э. Л., Канеман Д.

Информационная база исследования. В числе информационных источников диссертации использованы:

— научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалы научных конференций, семинаров;

— статистические источники в виде отечественных и зарубежных статистических материалов, отчетов органов международной, государственной, ведомственной статистики, материалов международных организаций гражданской авиации, международного фонда безопасности полетов;

— официальные документы в виде Воздушного кодекса, Чикагской конвенции международной организации гражданской авиации (ИКАО) и приложений к ней, законов, законодательных актов, в том числе положений, инструкций, регламентирующих работу авиакомпаний и других организаций ГА;

— результаты собственных расчетов и проведенных экспериментов.

На основании проведенных теоретических и экспериментальных исследований в диссертационной работе на защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты проведенного автором системного анализа профессиональной деятельности, как объекта формирования профессионализма, позволили принять функциональный элемент деятельности в качестве локальной цели профессиональной подготовки. Подход отличается тем, что опорные фрагменты деятельности (ОФД) определяются путем анализа деятельности пилотов, которые эксплуатируют высокоавтоматизированные ВС. Классификация функциональных элементов деятельности пилотов позволила установить, что одним из важных является принятие решений.

2. Видоизмененное в диссертационной работе ранее известное положение, что содержание управления процессом обучения является решение двуединой задачи: организация проб и анализ ошибок обучаемых при формировании отдельных профессиональных действий. При обучении ОФД — принятие решений целесообразно анализировать только результат деятельности пилота.

3. Разработанный метод: его логика, структура и средство реализации, практические алгоритмы (правила, способы и условия применения), позволяющий существенно сократить время, затрачиваемое на овладение ОФД — принятие решений в полете.

4. Результаты проведенного эксперимента, подтверждающего эффективность предложенного метода обучения пилотов — принятию решения в полете.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты позволили:

— разработать и внедрить метод обучения, позволяющего сократить время для приобретения достаточного опыта в принятии решения, включая общую структуру, методику индивидуального тестирования, методику оценки профессиональной квалификации пилотов при принятии решения, алгоритмы и правила ее реализации;

— представить методические рекомендации по практическому применению метода профессиональной подготовки и оценки квалификации пилотов принятию решений в полете на примере разработки пакетов упражнений и тестов для обучения и текущего контроля качества обучения пилотов специализации — «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов»;

— внедрить данный метод в учебные заведения, авиационные учебные центры авиакомпаний, что позволило повысить качество профессиональной подготовки пилотов гражданской.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 15 приложений. Работа содержит 14 таблиц, 18 рисунков, список использованных источников из 159 наименований. Общий объем работы 156 листов сквозной нумерации основного текста и 96 листов приложений.

Выводы:

1. В основе упражнений и тестов для формирования и проверки уровня сформированности ОФД — принятия решений в полете должны лежать алгоритмы диагностики и действий, которые и обеспечивают в процессе компьютерного обучения достижение цели по двум решающим критериям:

— самый достоверный диагноз и наилучшие действия пилота;

1) — достижения наилучшего из возможных результатов в необходимое время.

2. Эталоны принятия решений и действий обучаемых студентов-пилотов обеспечивают наилучший вариант проведения процедуры упражнения, делают упражнения наиболее эффективными, однозначными и соответствующими науке и практике летной эксплуатации.

3. Предложенный метод обучения, в основе которого лежит творческий процесс анализа обучаемым своего выбора действий и сравнения его с решениями опытного пилота (эксперта). В этом процессе развивается мышление начинающих пилотов, помогающее сформировать новый, более глубокий взгляд на решаемую в полете задачу.

4. Эксперимент, проведенный в работе показывает, что предложенный метод позволяет выработать у обучаемых пилотов ОФД — принятия решений. Можно предположить, что в результате интенсивного тренинга у пилотов неявным образом сформировались невербализируемые решающие правила, аналогичные решающим правилам экспертов, сформировавшимся за время многолетней практики.

5. Наблюдения опытных пилотов над начинающими, прошедшими обучение с помощью разработанного метода, показали, что уровень их профессионального мышления после нескольких дней работы значительно возрастает.

6. Если во время предварительного теста процент правильных ответов в среднем совпадал с показателями случайной выборки (составлял при этом 41 -43%), то после окончания курса обучения результаты испытуемых демонстрировали во время контрольного теста 85 — 95% - го совпадения с результатами эксперта. Некоторые испытуемые проходили повторный тест через неделю и давали 88 — 95 и даже 100% правильных ответов, что говорит о закреплении ОФД — принятия решений. После дополнительного обучения, длительность которого составляла 35 — 55 мин, испытуемые демонстрировали, как правило, полное совпадение ответов с решениями эксперта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним из путей повышения эффективности и надежности эргатической системы «пилот — ВС» является совершенствование системы профессиональной подготовки пилотов.

Основу решения указанной задачи составляет поиск новых методов и разработка методик, позволяющих на практике реализовать уже отчасти известные принципы и закономерности профессионального обучения.

В связи с этим, в работе особое внимание было уделено одному из ключевых вопросов этой проблемы — как организовать процесс формирования чрезвычайно сложной системы профессиональной деятельности пилотов по принятию решений в полете?

На основании проведенных теоретических и экспериментальных исследований в диссертационной работе:

1. Разработана концепция фрагментарного анализа деятельности пилотов высокоавтоматизированных воздушных судов, основанная на рассмотрении деятельности как иерархической структуры функциональных элементов, позволившая обосновать показатели и разработать критерии более эффективной подготовки и более достоверной оценки квалификации пилотов принятию решений в полете;

2. В результате анализа деятельности пилотов при эксплуатации высокоавтоматизированных ВС проведена классификация функциональных элементов их деятельности, позволившая определить опорные фрагменты деятельности (ОФД) пилота:

— оперирование системой управления полетом (прежде всего Flight Management System — FMS);

— принятие решений;

— выбор необходимых стандартных процедур (Standard Operating ProcedureSOP);

— действия с оборудованием в кабине;

— ручное пилотирование (выдерживание заданного пространственного положения ВС относительно трех осей и управление вектором скорости с выключенной автоматикой ВС).

— коммуникация (как частное ее проявление — управление ресурсами экипажа (CRM — crew resources management).

Сравнение этих результатов с полученными ранее другими исследователями показало значительное удельное возрастание роли принятия решений в полете в структуре профессиональной деятельности пилотов. При этом было установлено, что на качество ОФД — принятие решений в полете решающее значение оказывает длительность и интенсивность практики выполнения полетов.

3. Разработанный метод обучения ОФД — принятия решений в полете, его логика, структура и средства реализации, практические алгоритмы (правила, способы и условия применения) позволяют существенно сократить время, затрачиваемое на овладение опорным фрагментом деятельности — принятие решений.

Разработанный метод обучения принятию решений пилотом в полете основан на т. н. неявном обучении. Уникальной характеристикой неявного обучения является то, что знания и навыки, приобретенные таким образом, сохраняются в памяти обучаемого в течение очень длительного периода времени. При неявном обучении набор решающих правил остается неизвестным, а обучаемый воссоздает его заново путем проб и ошибок, путем творческого анализа своего опыта решения предыдущих задач аналогично тому, как это в свое время делал пилот-эксперт в процессе своей длительной и интенсивной летной работы.

4. В результате экспериментальной апробации метода показано, что если при предварительном тестировании процент правильных ответов при принятии решений в среднем совпадал с показателями случайной выборки (составлял при этом 43 — 48%), то после окончания курса обучения с использованием разработанного в диссертационной работе метода, испытуемые демонстрировали при выполнении контрольного теста 88 — 95% совпадений с ответами экспертов. Некоторые испытуемые проходили повторный тест через неделю и давали 85 -95% правильно выполненных тестов, что говорит о закреплении ОФДпринятия решений. После дополнительного обучения, длительность которого составляла 35−55 мин, испытуемые демонстрировали полное совпадение ответов с решениями эксперта. Тем самым доказана перспективность использования метода профессиональной подготовки пилотов к принятию решений в полете с целью повышения безопасности полетов.

5. Разработан метод оценки состояния ОФД — принятия решений с помощью профессиональных тестов. Анализ математических моделей системы контроля ОФД позволил сформулировать следующие выводы: а) количественная оценка квалификации летного персонала представляет собой задачу на проверку статистических гипотез, как правило, весьма ограниченной выборки, поэтому всегда сопровождается ошибками I и II родовб) в качестве критериев, определяющих оптимальную контролирующую систему можно использовать: максимум вероятности знания правильного решенияминимум отличия кажущейся успеваемости от истинной, вероятности завышения или занижения оценки, вероятность суммарной ошибки, отклонения кажущегося среднего балла от истинногов) в ряде случаев можно использовать в контролирующей системе неоптимальные стратегии типа «до заданного неправильного ответа», «опрос по двум билетам». В этом случае управляющие действия не будут являться наилучшими и при ориентировке только на них могут привести к неэффективности такого управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: Прогресс, 1989. — 169 с.
  2. С. Усвоение языка. В кн. Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. A.A. Кибрика, И. М. Кобзевой и И. М. Секериной. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. -стр. 261−275.
  3. А. Психологическое тестирование.- М.: Педагогика, 1962. 318 с.
  4. С.Н. Очерки по психологии труда. М.: Труд, резервы, 1958.-160 с.
  5. В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости от условий их образование: Учёные записки Харьковского пед. института. 1939, № 1. стр. 13−27.
  6. Р., Баузр Г., Кротерс 3. Введения в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969 486 с.
  7. Н.П., Смирнов В. М. О принципах изучения нейрофизиологических основ психической деятельности человека. Вестник Академии медицинских наук СССР, 1967.- № 1. с. 3−11.
  8. В.А., Глущенко 8.Ф. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. Л.: Лениздат, 1982. -160 с.
  9. A.B., Субъект, мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1995. 126 с.
  10. Л.Г., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.200 с.
  11. М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./ Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. М. Прогресс, 1987. — 336 е.: ил.
  12. П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. — М.: КДУ, 2005. — 400 е.: ил.
  13. E.B. Навык и действия: Ученые записки МГУ, вып. 90. -1945.- стр. 28−44.
  14. Денисов Г. Ф, Ларичев О. И., Фуремс Е. М. Когнитивное моделирование как средство построения больших баз экспертных знаний // Вести. Всес. общества информатики и вычислит, техники, М.: ВИМИ. 1991. № 1. стр. 26−36.
  15. Л.С., Жуковский Ю. Г., Семенин А. Н. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1986. 240 с.
  16. .А., Ломов Б. Ф. Рубахин В.Ф. и др. Основы инженерной психологии. Под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд. Доп. и перераб. — М.: Высш. шк., 1986. — 448 с.
  17. A.B., Вегнер Л. А., Зинченко В. П. и др. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 332 е.: ил.
  18. A.B. Происхождение и развитие сознательного управления движением у человека. Вопросы психологии, 1958, № 1. — стр. 120−136.
  19. A.B. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960. — 430 с. ил.
  20. Г. М. Психофизический анализ трудовой деятельности. -М.: Наука, 1966. 200 с.
  21. Инженерная психология. Под ред. Г. К. Середы. К.: Вища школа, 1976. 308 с.
  22. Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2005. — 632 с.
  23. П.В., Оркин А.И, Игнатович М. В. Методика летного обучения. М.: Транспорт, 1987. — 279 с.
  24. Г. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н., Хорошавцев Ю. Е. Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского составов./ Под ред. Г. А. Крыжановского. М.: Транспорт, 1996. — 320 с.
  25. Г. В., Крыжановский Г. А. Экспертная система для оценки квалификации летного персонала // Тезисы докладов V Всесоюзной научно-практической конференции: «Экспертные системы». М., 1991. — с. 21.
  26. Г. В., Микинелов А. Л., Чепига В. Е. Летная эксплуатация. Учебник. М.: Машиностроение, 2007. — 416 с.
  27. Г. В., Микинелов А. Л., Чепига В. Е. Современное состояние проблем летной эксплуатации. В межвуз. тематич. сб. науч. трудов: Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. Выпуск I. СПб, 2007. стр. 3−9.
  28. Г. В. Разработка методологии оценки квалификации летного персонала. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. СПб.: Академия ГА, 1993. — 31 с.
  29. Ю. Психологическая теория решений. Пер. с польского. Под ред. Б. В. Бирюкова. М.: Прогресс, 1979. — 504 с.
  30. М.А. Курс инженерной психологии. 2-е изд., испр. и доп. -Таллин: Валгус, 1978. — 364 с.
  31. Курс учебно-летной подготовки на самолете Ан-2 (КУЛП- Ан-2) часть 2. М.: Воздушный транспорт, 1976. — 202с.
  32. О.И., Болотов А. А. Система ДИФКЛАСС: построение полных и непротиворечивых баз экспертных знаний в задачах дифференциальной диагностики // НТИ, Сер. 2, Информ. процессы и системы. М.: ВИНИТИ. 1996. № 9. стр. 9−15.
  33. О.И., Мсчитав А. И., Мошкович ЕМ., Фуремс Е. М. Выявление экспертных знаний. М.: Наука, 1989. 128 с.
  34. О. И. Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение процедурным знаниям. В кн.: Компьютеры, мозг, познание: успехи когнитивных наук/ Отв.ред. Б. В. Величковский, В. Д. Соловьев. М.: Наука, 2008. — 293 с.
  35. О.И. Структура экспертных знаний в задачах классификации //Доклады АН СССР. 1994. Т. 336. № 6. стр. 750−752.
  36. О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. Изд. третье, перераб. и доп. М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 396 е.: ил.
  37. К. Социализация системы Тейлора. М. Л., 1925. — 78 с.
  38. B.C., Паниотто В. И. Количественные методы в статистических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982 — 272 с.
  39. Е.В., Лисенков А. Л. Комбинаторные планы в задачах многофакторного эксперимента. М.: Наука, 1979- 345 с.
  40. Материалы коллегии Федеральной службы воздушного транспорта «Тренажерная подготовка и безопасность полетов в ГА» (на правах рукописи) -М.: 2004. 58 с.
  41. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Наука, 1972.-244 с.
  42. Методология и методы социальной психологии. М.: Прогресс, 1977. -208 с.
  43. Методы инженерно-психологических исследований в авиации. Под ред. д-ра техн. наук, проф. Ю. П. Доброленского. М.: Машиностроение, 1975.-280 с.
  44. Ю.Ю., Коваленко Г. В., Седов A.B. Особенности оценки риска и принятие решения пилотом в полете. В межвуз. тематич. сб. науч. трудов: Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. Выпуск II. -СПб, 2008. стр. 3 17.
  45. Ю.Ю., Коваленко Г. В., Седов A.B., Турсунов A.A. Компьютерное обучение пилотов принятию решений. В межвуз. тематич. сб. науч. трудов: Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. Выпуск II. СПб, 2008. стр. 31−45.
  46. Ю.Ю. Особенности принятия решения пилотом в полете. В научном вестнике МГТУ ГА. — М.: МГТУГА, 2010. — стр. 105 — 110.
  47. Ю.Ю., Седов, A.B., Смуров М. Ю. Метод обучения пилотов принятию решения в полете. В научном вестнике МГТУ ГА. М.: МГТУ ГА, 2010. — стр. 111 — 116.
  48. Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 416 е.: ил.
  49. Рабочая книга социолога. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Наука, 1983. -478 с.
  50. Г. А. Психология. М., 1955. — 220 с.
  51. И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Поли. собр. соч. 2 изд. доп. т. III кн. первая. -М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. 392 с.
  52. И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. соч. 2 изд. доп. т. IV. -М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. -438 с.
  53. H.H. Ресурсы воздушного транспорт. Новосибирск: НГА ЭиУ, 2003.-328 с.
  54. В.А. Авиация. Человек. Дух. М.: «Институт психологии РАН», «Универсум», 1998. — 320 с.
  55. В.А. Профессия психолог труда. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 400 с.
  56. В.Д., Приснякова JI.M. Математическое моделирование переработки информации оператором человеко-машинных систем. М.: Машиностроение, 1990. 246 с.
  57. Программы подготовки летного состава на воздушных судах транспортной авиации ГА (ППЛС ГА). М.: Воздушный транспорт, 1992 (с последующими изменениями и добавлениями) — 102 с.
  58. И. Теория измерения. М.: Мир, 1976. 248 с.
  59. А. Я. Автоматизированные обучающие системы. М.: Изд-во МВТУ, 1981.-354 с.
  60. Н.Н., Гальперин П. Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий. М.: МГУ, 1968. 135 с.
  61. А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1981. — 262 с.
  62. И.М. Рефлексы головного мозга. В кн. Сеченов И. М. Избранные произведения. Том первый. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. — с.7−127.
  63. .А., Тиньков A.M. Методы инженерной психологии -Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2008. 528 е.: ил.
  64. А.Н. Роль осознания движений в выработке двигательных навыков. Ученые записки ИП АН СССР, т. 2. — М., 1962.- Синтез профессиональной деятельности. — Диссертация докт. психологических наук. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 165 с.
  65. Справочник по теории вероятности и математической статистике / В. С. Коромон, Н. И. Портенко, А. В. Скороход, А. Ф. Турбин. М.: Наука, 1985.-640 с. 70. 100 великих авиакатастроф / Автор-сост. И. А. Муромов М.: Вече, 2004. 528 с.
  66. Г. В. Математическая психология Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2006. — 360 е.: ил.
  67. Технология работы экипажа самолета Боинг-757. STAND ART OPERATIONAL PROCEDURE BOEING 757. — M., 2005. — 98 с.
  68. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. В кн. Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: ООО «Изд-во АСЕ-ЛТД», 1998. — стр. 9 — 247.
  69. ., Олсон М. Теории научения. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2004.474 е.: ил.
  70. З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии. Вопросы психологии. 1955, № 3.-24−42 стр.
  71. Н.Н. Статистические решающие правила и оптимальные выводы. М.: Наука, 1972. — 520 с.
  72. В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения. Сб. Вопросы психологии обучения труду. — М.: АПН РСФСР. — 1962. — стр. 31−49.
  73. Л.М. Сознание и навык. Советская педагогика. 1940, № 2. стр. 55−59.
  74. Anderson J.R., Acquisition of a Cognitive Skill// Psychological Review. 1982. 89, (4). p. 369−406.
  75. Anderson J.R., Conrad F.G., Corbett A.T. Skill Acquisition and the LISP Tutor // Cognitive Science. 1989. P. 13.
  76. Anderson J.R., Corbett A.T., Koedinger K.R., Pelletier R. Cognitive Tutors: Lessons Learned // The Journal of the Learning Sciences. 1995. 4(2). P. 167−207.
  77. Anderson J.R. Rules of the Mind. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1993.
  78. Anderson J.R., The Architecture of Cognition. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1983.
  79. Annual Review of Civil Aviation 2005.1С AO Journal. The magazine of the Civil Aviation Organization. Vol.61, NO. 5. — p. 6−30.
  80. Bahm A. J., Whales and parts. The South-western Journal of Philosophy, 3, 1972, pp. 17−22.
  81. Berry D.C., Broadbent D.E. On the Relationship Between Task Performance and Associated Verbalisable Knowledge // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1984. 36A. P. 209−231.
  82. Berry D.C. The Problem of Implicit Knowledge // Expert Systems. 1987. Vol. 4. N 3.
  83. Bloom B.S. a. o. Handbook on formative and sumative avalution of student learning. New-York. MeGram—Holl, 1971. 923 p.
  84. , B. (). Models of diagnostic judgment. In J. Rasmussen & W. Rouse (Eds.), Human detection and diagnosis of system failures. New York, 1981: Plenum.
  85. Bruner J.S., Goodnow J.J., Austin G.A. A Study of Thinking. NY: Wiley, 1956.
  86. Buch, G. An investigation of the effectiveness of pilot judgment training. Human Factors, 1984, 26(5), 557−564.
  87. , G., & de Bagheera, I. J. Judgment training effectiveness and permanency. In R. S. Jensen & J. Adrion (Eds.), Proceedings of the Third Symposium on Aviation Psychology. Columbus, 1985: Ohio State University.
  88. Cattell R. B. Personality and motivation (structure and measurement). -New-York: Harcourt Branse Iovanovich, 1957.
  89. Cattell R. B. Personlity: A Systematic Theoretical and Factual Study. New-York, 689 pp.
  90. Cattell R. B. The scientific analysis of personality. — Harmondsworth, Eng.: Penguin, 1965.
  91. Chomsky N. On Language. New York: The New Press, 1998. — 270 p.
  92. Cronbach L. J. Coefficient alpha and internel structure of tests. Psychometriha 1951, 16: 297−334.
  93. Guttmann L.L. A basis for analyzing test-retest reliability. Psychometrika, 1945,10: 255−282.
  94. Davis F. B. Item-Analysis Data: Their Computation. Interpretation and Use in Test Construction. Harvard Univ., Cambridge Mass. 1949.
  95. , E. D., & Konecki, V. On external validity in decision-making research. In T. Wallsten (Ed.), Cognitive processes in choice and decision making (pp. 21−45). Hillsdale, NJ, 1980: Erlbaum Associates.
  96. , H. J., & Hogarth, R. M. Behavioral decisions theory: Processes of judgment and choice. Annual Review o/Psychology, 1981, 32, 53−88.
  97. Ericsson K.A., Lehnmann A.C. Expert and Exceptional Perfomance: Evidence of Maximal Adaptation to Task Constraints // Annual Review of Psychology. 1996. 47. P. 273−305.
  98. Eysench H.J., Eysench S.B.G. Personality Structure and Measurement. — San Diego: Knapp, 1969.
  99. Eysench H. J. The scientific Study of Personality. — London: Ronlledge, 1952.
  100. Eysench H.J. The structure of human personality. — London: Methuen, 1960.
  101. Fins P.M. Perceptual-Motor Skill Learning // Categories of Human Learning / Ed. by A.W. Melton. N.Y.: Academic Press, 1964.
  102. , B. (1977). Perceived informativeness of facts. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 3, pp. 349−358.
  103. Fontenella, G. A. The effect of task characteristics on the availability heuristic for judgments of uncertainty (Report No. 83−1). Houston, 1983, TX: Rice University, Office of Naval Research.
  104. Gettys, C. F. Research and theory on predecision processes (Tech. Rep. TR 11−30−83). Norman, 1983: University of Oklahoma, Department of Psychology.
  105. Hovard R. A. The foundations of decision analysis. IEEE Transactions on
  106. Systems Science and Cybernetics, 1968, 3, pp. 211−219.
  107. Human factors in aviation. Edited by Earl L. Wiener, David C. Nager. Academic Press, 1988. 684 p.
  108. Hunt E. Cognitive Science: Definition, Status and Questions // Annual Review of Psychology. 1989. № 40.
  109. Hunt E.B. Concept Learning. NY: Wiley, 1962.
  110. , R. S., & Benel, R. A. Judgment evaluation and instruction in civil pilot training (Final Report FAA-RD-78−24). Springfield, VA, 1977: National Technical Information Service.
  111. Kahneman, D., Slovic, P., & Tversky, A. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. New York, 1982: Cambridge University Press.
  112. , D., & Tversky, A. On the psychology of prediction. Psychological Review, 1973, 80, 251−273.
  113. Kihlstrom J.F. The Cognitive Unconscious// Science. 1987. Vol. 237. P. 1445−1452.
  114. Koffka K. Principles of gestalt psychology. 3-ed., New York, 1960.
  115. Kohler W. The systematic psychology. B kh. Psychology ed. S. Koch. V.l. New York Toronto — London, 1959.
  116. Kozielecki J. Ryzeko w badaniach naukowych. Studia Filosoficzne, 1972.
  117. Kuder G. F., Richardson M. W. The theory of test reliability. Psy-chometrika, 1945,10: pp. 255−282.
  118. Learmount D. AOPA: pilot misjudgment blamed for most accidents. Flight International, 2008. 8−14 January. p. 16.
  119. Lester, L. F., Diehl, A. E., & Buch, G. Private pilot judgment training in flight school settings: A demonstration project. Proceedings of the Third Symposium on Aviation Psychology. Columbus, 1985, OH: Ohio State1. University.
  120. Lewicki P., Czyzewska M., Hoffman H., Unconscious Acquisition of Complex Procedural Knowledge // Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory and Cognition. 1987. 13. P. 523−530.
  121. Mynatt, C. R., Doherty, M. E., & Tweney, R. D. Confirmation bias in a simulated research environment: An experimental study of scientific inference. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 1977,29, pp. 85−95.
  122. Newell A., Simon H.A. Human Problem Solving. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall Inc., 1972.
  123. Norman, Donald A., «Post-Freudian Ships» Psichology Today, April, 1980.
  124. Patel V.L., Ramoni M.F., Cognitive Models of Directional Inference in Expert Medical Reasoning // Expertise in Context: Human and Machine. Ed. by P. Feltovich, K. Ford, R. Hoffman. AAAI Press, Menlo Park, CA, 1997.
  125. Rasch G. On specific objectivity. In Denish Yearbook of Philosophy 1977 v. 14. pp. 58−94.
  126. Reber A.S. Implicit Learning of Artificial Grammars // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1967. 77. pp. 317−327.
  127. Reber A.S., Kassin S.M., Lewis S., Cantor G., On the Relationship Between Implicit and Explicit Models of Learning a Complex Rule Structure // Journal of Experimental Psychology: Human Lerning and Memory. 1980. 6. P. 492−502.
  128. , R. H., & Shanteau, J. Livestock judges: How much information can an expert use. Organizational Behavior in Human Performance, 1978, 21, 209−219.
  129. Pitz, G. F. Response variability in the estimation of relative frequency. Perceptual and Motor Skills, 1965, 21, 8 pp.67−873.
  130. , G., & Sachs, N. Judgment and decision: Theory and application.
  131. Annual Review of Psychology, 1984, 35, pp. 139−163.
  132. Rasmussen, J. Models of mental strategies in process plant diagnosis. In J. Rasmussen & W. B. Rouse (Eds.), Human detection and diagnosis of system failures (pp. 241−258). New York, 1981: Plenum.
  133. Schum, D. The weighing of testimony of judicial proceedings from sources having reduced credibility. Human Factors, 1975,17, pp. 172−203.
  134. Seger C.A. Implicit Learning // Psychological Bulletin. 1994. Vol. 115. N 2. P. 163−196.
  135. Simon H.A. Reason in Human Affairs. Stanford: Stanford Univ. Press, 1983.
  136. Skinner, B.F. About behaviorism. New York: Knopf., 1974.
  137. Skinner, B.F. The tehnology of teaching. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1968.
  138. Slavic, P. Facts vs. fears: Understanding perceived risk. Paper presented at a Science and Public Policy Seminar, 1984.
  139. Standart Operational Procedure A320. — M., 2007. — 104 p.
  140. Standart Operational Procedure BOEING 737. — M., 2006. — 104 p.
  141. Stanley Y. C. An Important Similarity Between Biserial r. for ranks, iln: Educational and Psychological Measurement, 1968, pp. 249—255.
  142. Taylor Laurie. Air Travel: How Safe Is It? Second Edition. Blackwell Science, Inc. 1997.-288 p.
  143. Tolman E.C. A history psychology in autobiography. Vol. 4, pp. 323−339. New York: Russell and Russell, 1952.
  144. Tversky, A., Kahneman, D. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. Science, 1974,185, pp. 1124−1131.
  145. , T. S., & Barton, C. Processing probabilistic multidimensional information for decisions. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1982, 8(5), pp. 361−383.
  146. Walters, James, Robert L. Sumwalt III. Aircraft accident analysis reports. McGraw-Hill, 2000. 386 p.
  147. , P. C., & Johnson-Laird, P. N. Psychology of reasoning: Structure and content. London: Batsford, 1972.
  148. Wickens, C. D. Attention. In P. Hancock (Ed.), Human /actors in psychology, 1987. Amsterdam: North Holland Publishing.
  149. Wickens, C. D. Engineering Psychology and Human Performance. Columbus, 1984: Charles Merrill.
  150. Wickens, C. D., Stokes, A., & Barnett, B. J. (). Componential analysis of pilot decision making. University of Illinois Aviation Research Laboratory Technical Report ARL-87−41 SCEEE-87−1, 1987.
  151. Wright, R. E. Aging, divided attention, and processing capacity. Journal of Gerontology, 1974, 36, pp. 605−614.158. Cwww.dera.gov.uk).
  152. Zhu X., Simon H.A. Learning Mathematics From Examples and by Doing // Cognition and Instruction. 1987. 4(3). pp. 137−166.
  153. Акты внедрения результатов исследования1. УТВЕРЖДАЮ"
  154. Настоящим подтверждаем, что данные результаты диссертационной работы Михальчевского Юрия Юрьевича внедрены в учебный процесс профессионального цикла «Профессиональные модули».
  155. Зам. директора по ОЛР —" «««» В.В.Шахуров
  156. Зам. директора по УР, В.А.Кудряшов
  157. Настоящим подтверждаем, что данные результаты диссертационной работы Михальчевского Юрия Юрьевича внедрены в учебный процесс кафедры «Летной эксплуатации и профессиональной подготовки авиационного персонала».
  158. Зам. заведующего кафедрой «Летной эксплуатации и профессиональной подготовки авиационного персонала"к.т.н. профессор1. А.Л. Микинелов1. ДВЩ.
  159. Утверждаю Тогг Директор Якутского явмаьШонно-технического училища§-1.' ' Чской авиации (колледж)
  160. Зам. директора, по учебной работе
  161. Гл. специалист по подготовке авиаперсонала (АУЦ)1. С.А. Комов
  162. Утверждаю Директор Красноярского филиала ЬОУ В ПО СПбГУ ГАо внедрении резулШ дополнительному профессийдиректора авиационно^^фи^щ^Сентра ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА МИХАЛЬЧЕВСКОГО Юрия Юрьевича в деятельность «АУЦ Красноярскогофилиала ФГБОУ ВПО СТОГУ ГА»
  163. Настоящим подтверждаем, что данные результаты внедрены в деятельности АУЦ
  164. Красноярского филиала ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА, Материал используется при проведении занятий, как в период теоретической подготовки, так и в период наземной подготовки.
  165. Директор АУЦ Красноярского филиала1. ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА
  166. Руководитель направления подготовки ^ Красноярского филиала
  167. Владимир Борисович Фефелов1. ФГБОУ ВПО СПбГУ ГАкандидат технических наук1. Михаил Иванович Ботов
  168. ФРАГМЕНТ ДЕКОМПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТА САМОЛЕТА А320 ПРИ ПОЛЕТЕ ОТ ТРЕТЬЕГО РАЗВОРОТА К ЧЕТВЕРТОМУ
  169. Q в режиме HDG (2) — в режиме NAV
  170. ITIAL APPROACH НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАХОДА НА ПОСАДКУs
Заполнить форму текущей работой