Основные проблемы развития институтов внутрипарламентской демократии в Дании, 1849-2000 гг
Со временем партийное влияние стало сказываться на структуре самого парламента. С конца XIX столетия возникает традиция назначать (выбирать) руководящих лиц Фолькетинга, его основных комитетов согласно соотношению партийных сил. Фракция партии, таким образом, превратилась в один из действующих субъектов внутрипарламентской структуры Фолькетинга. Равным образом направленность политической борьбы… Читать ещё >
Содержание
- 1. Актуальность темы диссертационного исследования
- 2. Историография проблемы
- 3. Методология исследования
- 4. Предмет исследования
- 5. Хронологические рамки исследования
- 6. Научная новизна диссертационного исследования
- 7. Структура диссертации
- 8. Задачи исследования
- 9. Тезисы, выносимые на защиту
- ГЛАВА 1. Предпосылки и основы формирования институтов внутрипарламентской демократии в Дании
- 1. Предпосылки становления основ парламентского строя в Дании
- 1. 1. Характеристика датского абсолютизма
- 1. 2. Кризис абсолютизма
- 1. 3. Состояние общества в эпоху кризиса абсолютизма
- 1. 4. Внешнеполитические факторы возникновения кризиса 1848−1849 гг
- 2. Установление основ конституционной и внутрипарламентской демократии
- 2. 1. Проекты конституционной реформы 1848 года
- 2. 2. Работа Учредительного собрания
- 2. 3. Народное представительство в период с 1849 по 1866 гг
- 2. 4. Становление форм внутрипарламентской демократии в Дании
- 1. Предпосылки становления основ парламентского строя в Дании
- 1. Датское общество в условиях функционирования цензовой демократии
- 1. 1. Общее состояние датского общества в период с 1866 по 1901 гг
- 1. 2. Становление политических партий
- 1. 3. Организационная деятельность партий и избирательная система страны
- 1. 4. Внешнеполитические факторы политического развития Дании в период с 1866 по 1901 гг
- 2. Становление паламентаризма в Дании как условие формирования внутрипарламентской демократии
- 2. 1. Понятие парламентаризма
- 2. 2. Борьба за установление парламентаризма
- 2. 3. Конституционная реформа 1915−1920 гг
- 2. 4. Конституционная реформа 1939 г
- 3. Вызревание форм внутрипарламентской демократии
- 3. 1. Конституционное положение палат Ригсдага в 1866—1939 гг.
- 3. 2. Структура палат и процедурные правила регламентов
- 3. 3. Содержательный элемент практики внутрипарламентской демократии
- 1. Контуры современного датского общества
- 1. 1. Государство благоденствия в Дании
- 1. 2. Новые субъекты политической системы Дании
- 1. 3. Конституционная реформа 1953 г
- 2. Фолькетинг сегодня
- 2. 1. Статус Фолькетинга
- 2. 2. Структура Фолькетинга
- 2. 3. Процедура и методы современной внутрипарламентской работы
Основные проблемы развития институтов внутрипарламентской демократии в Дании, 1849-2000 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1.
Актуальность темы
диссертационного исследования. Проблемы демократии как системы политического властвования издавна привлекали внимание лучших умов человечества. Интерес к формам ее становления непреходящ, поскольку жизнь все время раскрывает перед ученым все новые и новые ее стороны, требующие концептуального осмысления и анализа. Демократия, являясь довольно древним феноменом, по-прежнему сохраняет притягательную силу не только благодаря своему характеру фундаментальной основы жизнедеятельности, но и благодаря универсальности своего воздействия на человека, действующего в ее рамках. Такая качественная сторона демократии как политического явления делает ее способной одновременно учитывать особенности жизни каждого общества, как давно вступившего на этот путь, так и только-только начинающего (например, в случае с Россией) движение в данном направлении.
Таким образом, утверждается, что исторический опыт каждой страны, исповедующей демократические принципы, являясь предметом исследования, всегда будет представлять существенный научный интерес. Случай с датской демократией в узком ее понимании как внутрипарламентской, то есть функционирующей в стенах основного центра власти Дании, думается, позволит нам подтвердить высказанные выше предположения. Это тем более актуально, что в отечественной историографии (как дореволюционной, так и советской, и современной) отсутствуют комплексные исследования заявленной темы настоящей диссертации. Отечественная скандинавистика, к нашему большому сожалению, не может похвастаться вообще сколько-нибудь большим объемом научный изысканий1. Относительно большую группу представляют работы, посвященные истории викингов (в общем, а не применительно i.
1 См. особую главу, посвященную изучению истории Дании в России в появившемся недавно.
• первом общем курсе датской истории на русском языке: История Дании с древнейших времен до начала XX века. М., 1996. С. 419−431. непосредственно к Дании), датской медиевистике, положению Дании в системе международных отношений (и ее связей с Россией) и некоторым проблемам современной истории, имеющим либо узко социальную направленность, либо традиционную для советской историографии тематику классовых битв. Политическая история Дании, история институтов ее государственности не изучалась отечественными историками.
ВЫВОДЫ:
1. На сегодняшний день Дания представляет собой высокоразвитое демократическое общество, имеющее четкую социальную направленность. Последняя черта проявилась в послевоенный период и приобрела формы государства благоденствия, одним из институтов которого является общественный сектор (offentlig sektor).
2. Государство благоденствия в Дании, особенно в лице общественного сектора, оказало непосредственное влияние на «кризис» политической системы Дании 70-х годов XX столетия. Данное явление сопровождалось взрывным появлением новых партий, которые с первых же дней своего существования превращались в значимые политические силы.
3. Все вышеназванные процессы проходили в рамках новой конституционной системы, созданной после реформы 1953 года. Данная реформа закрепила достижения датской демократии за все время ее развития, упрочив в особой степени положение датского парламента (Фолькетинга).
4. Фолькетинг окончательно стал главным звеном политической системы, укрепив свое положение как главного ее субъекта, оказывающего решающее воздействие на всю ситуацию в стране в целом.
5. Структурно и функционально за послевоенный период произошло углубление демократического общения между субъектами парламентской деятельности. Интенсифицировались связи внутри парламента между его подразделениями, расширилось поле консенсуальной работы.
6. Внутрипарламентская демократия приобрела за послевоенный период более жесткую направленность на укрепление общей демократии в стране. Внутрипарламентская демократия, будучи формой общения депутатов и политических партий в стенах парламента, таким образом, представляется в виде частной формы общей датской демократии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Как мы смогли убедиться из вышеприведенного анализа, Дания представляет собой страну с развитыми формами демократического общения, корни которых восходят к середине XIX столетия, когда образованное первое народное представительство открыло широкую дорогу демократическому развитию традиционных институтов датского общества. В частности, это привело к следующему:
1. Датская монархия (самая древняя из существующих ныне в Европе) не была упразднена, а органично прижилась в новых политических условиях. Последнее проявилось в активном (хоть и вынужденном) участии ряда датских королей (Фредерик VII и Кристиан IX) в формировании политического консенсуса в обществе: при Фредерике VII была принята первая конституция, при Кристиане IX утвердился парламентаризм. На сегодняшний день монархия является одним из популярнейших политических институтов внутри самой Дании.
2. Одной из главных сил на политической арене страны являются политические партии. Ростки первых политических объединений появляются еще в эпоху сословных представительств (30-е — 40-е годы XIX века), однако в полной мере говорить о деятельности политических партий приходится только в последней четверти XIX ст. Именно тогда зародилась система «четырех старых партий», просуществовавшая в неизменном виде до 70-х годов XX века.
3. Со временем партийное влияние стало сказываться на структуре самого парламента. С конца XIX столетия возникает традиция назначать (выбирать) руководящих лиц Фолькетинга, его основных комитетов согласно соотношению партийных сил. Фракция партии, таким образом, превратилась в один из действующих субъектов внутрипарламентской структуры Фолькетинга. Равным образом направленность политической борьбы между разными политическими партиями воплотилось в ряд институтов, помогающих найти решение даже в острой конфликтной ситуации. Традицию здесь основал компромисс (forlig) 1894 года, в последующем она только укрепилась. Кроме того, были расширены права и полномочия партийных групп оказывать влияние на принимаемое парламентом решение.
4. Демократический характер структуры парламента и установленной им процедуры принятия решений в межвоенный и — особенно — в послевоенный периоды усилился. В огромной степени данные изменения произошли благодаря фактору государства благоденствия, общественному сектору. Социализация общей демократии в Дании привела к появлению в 70-х годах XX века новых политических сил, которые, пройдя через выборы в парламент, интенсифицировали формы внутрипарламентской демократии. В результате сложилась особая плюралистическая система взаимодействия политических партий в парламенте.
5. В современный период отмеченные выше тенденции прежде всего сказались на интенсификации форм политического общения в таких структурных подразделений парламента, как его постоянные комитеты. Сейчас их число возросло до 24 (на начало XX века их было не больше 8). Кроме того, сами постоянные комитеты стали повторять собою ситуацию внутри парламента. Это отразилось на порядке избрания главы и заместителя главы комитета. Как правило, ими являются представители той партии, которая имеет за собой большинство в данном комитете. Наконец, стало возможным меньшинству комитета в 2/5 его членов оказывать процедурное воздействие на решение комитета.
6. Исследуя полуторавековой период развития датского парламентаризма удалось обнаружить, описать и проанализировать такой институт внутрипарламентской демократии, как право процедурного препятствия, которым пользуется группа депутатов установленной в регламенте численности. Численность подобных групп варьируется от 1/3 депутатского корпуса до 17 депутатов. Анализируя данное явление, мы обнаружили тенденцию на количественное увеличение случаев, по которым могут применяться данные препятствия: 13 на сегодняшний день, тогда как в самом начале, в 1850 г., их было только 5.
7. Содержание института процедурного препятствия заключается в возможности для установленного меньшинства застопорить принятие решения, изменить порядок голосования или очередность обсуждения вопросов повестки дня, вынести уже принятый законопроект на всенародный референдум — все это для того, чтобы оказать влияние на большинство парламента, а также чтобы довести до большинства мнение меньшинства.
8. Другим важным структурным элементом современного Фолькетинга стал институт докладчиков, назначаемых постоянными комитетами для доведения точки зрения комитета на обсужденный в нем законопроект до сведения всех депутатов. Как показывает практика, помимо структурного своего предназначения институт докладчиков превратился в современных условиях в форму компромисса. Кандидатура докладчика утверждается различными политическими партиями, представленными в комитете на компромиссной основе.
9. Парламентская деятельность, протекающая в условиях внутрипарламентской демократии, оказывается, таким образом, материальным, содержательным элементом внутрипарламентской демократии.
10. Итак, главный вывод, к которому приходит диссертант в результате своего исследования, говорит о том, что внутрипарламентская демократия в Фолькетинге является частной формой общей демократии в Дании, ее политической системы. Внутрипарламентская демократия, будучи частной формой общей демократии, оказывает на нее непосредственное влияние, приводя к изменениям в сторону еще большей насыщенности ее демократическими процедурами.
Список литературы
- Конституции буржуазных стран Западной Европы. М., 1957
- Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1-П. М., 1960
- Хрестоматия по истории нового времени. Т. 1-П. М., 1963−1965
- Датская конституция 1849 г. Киев, 1905 Источники на датском языке:
- Dansk lovsamling, 1953. Kjabenhavn, 1954
- Dansk lovsamling, 1953. Kjabenhavn, 1955
- Forslag til etregulativ for Rigsforsamlingen 1848. Kcibenhavn, 1848
- Forslag til de nodvendige regler for forretningsordenen i Rigsforsamlingen 1848. Kjabenhavn, 1848
- Forskrifter for forretningsordenen i Rigsforsamlingen 1848+1849. Kjabenhavn, 1849
- Lov om valgene til Rigsdagen af 12-te juli 1867. Forretningsordenen for begge Thingene. Kjabenhavn, 1889
- Folketingets forretningsorden. Kjabenhavn, 1894
- Folketingets forretningsorden. Kjabenhavn, 1907
- Folketingets forretningsorden. Kjabenhavn, 1913
- Folketingets forretningsorden. Kjabenhavn, 1914
- Forretningsorden for Folketinget. Kjabenhavn, 1953
- Forretningsorden for Folketinget. Kjabenhavn, 1965
- Forretningsorden for Folketinget. Kjabenhavn, 1989
- Forretningsorden for Folketinget. Kjabenhavn, 1999
- Danmarks Riges Grundlove. 1849. 1866. 1915. 1953. Udg. af Koch H. & Hvidt K. Kjabenhavn, 1999
- Danske love. Kjabenhavn, 1997
- Karnovs lovsamling. Bd. 1−12- Kjabenhavn, 1989−1999
- Skriftp0ver fra tiden efter reformationen til midt af 19. Aarhundre. Viborg, 1970
- Bille L. Samling afnogle danske partiprogrammer. Kjabenhavn. 1970
- Kaarstedt Т., Samuelsen O. Kilder til Danmarks politiske historie. 1920−1939. Kjabenhavn, 1978
- Монографические исследования на русском языке
- Градовский А.Д. Германская конституция. Ч. 1. Исторический очерк германских союзных учреждений в XIX веке. Спб., 1875
- Геделунд JI.H. История Дании. Спб., 1907
- Дания. Ее современное политическое и военное значение в Шлезвиг-Гольштинском вопросе с 1848 г. Спб., 1864
- Долуханов П. История Балтики. М., 1969
- Исаев М.А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2000
- История Дании с древнейших времен до начала XX века. М., 1996
- История Дании. XX век. М., 1998
- История XIX века. Под. Ред. Лависса и Рамбо. Т. 1−7. М., 1938
- Кан А. С. История Скандинавских стран. М., 1971
- Крюков Н.А. Дания: сельское хозяйство в Дании в связи с общим развитием страны. Спб., 1907
- Каратыгин Е.С. В стране крестьянских товариществ. Очерк развития товарищеского начала в сельском хозяйстве Дании. Спб., 1909
- Карлсен А.В. Социалистическая народная партия Дании. 1960−1973. М., 1978
- Карлсен А.В. Противоречия неореформизма, критика теории и практика «народных социалистов» в современной Скандинавии. М., 1986
- Карлсен А.В. Современная Дания. М., 1981
- Караев Ю. (Кобецкий М.) Дания. Социально-экономические очерки. М., 1933
- Коган М.А. Просвещенный абсолютизм в Дании: Реформы Струнзе. Л., 1972
- Лагутина Е., Николаева Н., Сергеев В. Скандинавские страны. М., 196 742.0'Вуллу Э. Скандинавия. М., 1962
- Прокофьев В. Северная Европа и мир. М., 1966
- Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы. Спб., 1898
- Сегалл Я. Рабочее движение в Скандинавских странах. М., 1927
- Северная Европа: проблемы истории. Сб. научных трудов. М., 1995
- Северная Европа: проблемы истории. Вып. З.М., 1999
- Тиандер К. Русско-датские исследования. Ч. 2. М-Спб., 1913
- Монографические исследования на иностранных языках:
- Allen C.F. Haandbog i Fardelandets historie med stadigt henblik paa folkets og statens indre udvikling. Kobenhavn, 1848
- Bindslev A. Konsevatismens historie i Danmark fra 1848 til 1936. Bd. 1−3-Odense, 1936−1938
- Clemensen N. Assaciationer og foreningsdannelse i Danmark 1780−1880. KjEfbenhavn, 1987
- Damgaard E. Folketinget under forandring. Kobenhavn, 1977
- Den Danske Rigsdag. 1848−1849. Bd. I-IV. Kabenhavn, 1949−1953
- De Nordiska landernas statsrad. Studier over deras sociala sammansattning. Uppsala, 1935
- Danmarkshistoriens hvornar skete det. Fra istiden til vare dage. Ar for ar. K0benhavn, 1973
- Danmarks kultur ved aar 1940. B.d. 1−2- Kjabenhavn, 1941−1942
- Aagaard F. Venstres historie. K0benhavn, 1949
- Dybdahl V. Partier og erhverv. Studier i partiorganisation og byerhvervelses politiske aktiviteter. 1886−1913. Aarhus, 1969
- Becker-Christensen H. Skandinaviske dramme og politiske realiteter. Denpolitiske skandinavisme i Danmark 1830−1850. Arhus, 1981 61. Elklit J. Fra йЬеп til hemmelig afstemning. Aspekter af et partisystems udvikling, arhus, 1988
- Winding K. Konservatismen i Danmark. Et rids af de konservatitive partigruppens udvikling gennem de sidste 100 ar. Kjabenhavn, 1946
- Kolding K. Danmarks Retsforbund. Aabenraa, 1958
- De politiske partier. K0benhavn, 1949
- Rasmussen E., Skovmand R. Det radikale venstre. 1950−1955 K0benhavn, 1955
- Fonsmark H. Historien om den danske utopi: et ideopolitisk essay om danskernes velfserdsdemokrati. Kjabenhavn, 1991
- M0ller P. Den radikale forvandling. K0benhavn, 1993
- Andersen P.C. Kristen politik. Odense, 1975
- Skovmand S. Danmark i EF-Unionen. Kobenhavn, 1985
- Skovmand S. Historie. Bd. 1−4. K0benhavn, 1982−1988
- Steenstrup J. Danmarks Riges historie. Bd. 1−12. Kjabenhavn, 1896−1907
- Fink T. Estruptidens politiske historie. Bd. 1−2- Odense, 1986
- Krarup S. Fsedreland og folkestyre. En kritik af Danmarks nyere historie. Kjabenhavn, 1974
- Winding K. Danmarks politiske historie. En oversigt over demokratiets udvikling i Danmark gennem de sidste hundre ar. Kjabenhavn, 1938
- Ross A. Why democracy? Cambridge (USA), 1956
- Ross A. Dansk statsforfatningsret. Bd. 1−2- Kebenhavn, 1959−1960
- Christensen J., Busch s. Klasstrukturen i Danmark, 1870−1920, Arhus, 1974
- Eigaard S. Idealer og politik: Historien om grundloven 1953. Odense, 1993
- Meyer P. Politisk statskundskab i grundtrsk. Kjabenhavn, 1959 88. S0rensen M. Statsforfatningsret. Kjabenhavn, 1969
- H0gh E. Vaelgeradfasrd i Danmark 1849−1901. En politisk sociologisk analyse. Kjabenhavn, 1972
- Svensson P. Demokratiets krise? En debat og systemanalyse af dansk politik i 1970, erne. Arhus, 1996
- Miller K.E. Goverment and politics in Denmark. Boston, 1968
- Fitzmaurice J. Politics in Denmark. L., 1981
- Elverling V., Elberling E. Rigsdagens medlemmer gennem hundre ar 1848−1948. Bd. 1−2. Kjabenhavn, 1949−1950
- Stybe S.E. Dansk idehistorie. Bd. 1−2. Kobenhavn, 1978−1981
- Kunle E. Danmarks historie. Samfimd. Hovedfaser i Danmarks historien. Kjabenhavn, 1997
- Haastrup L. Revolution i Danmark. 1848−1849. Kjabenhavn, 1978
- Jarvad I.M. The constitutional basis for and the limitations to social-democrate radical welfare state in Denmark. Roskilde, 1983
- Kiilerich O. Politikeren Estrup og hans konge. K0benhavn, 1975
- M0ller P. Fra kamp til samarbejde. En fortselling om to partier. Kjabenhavn, 1974
- Friisberg C. Forfatningskampen i Danmark, 1866−1901.
- Olsen E. Uh0jtidelige erindringer. Fra rigsdagslivet i Fredericia og pa Christiansborg. Ktfbenhavn, 1968
- Kaarsted T. De danske ministerier. 1929−1953. Kjabenhavn, 1977
- Rasmussen S.H. Saere alliancer. Politiske bevaegelser i efterkrigstidens Danmark. Odense, 1977
- Secher K. De borgerliges borgerkrig. Situationer og personer i dansk politik fra 1945−1976. Kobenhavn, 1976
- Thorsen S. Folketinget i naerbillede. 1950−1970. Samtidskroniker i udvalg. Kobenhavn, 1974. Kebenhavn, 1974
- Petersen S.A. Folketinget arbejder. K0benhavn, 19 641. Статьи на русском языке:
- Рогинский В.В. Некоторые аспекты формирования «скандинавской модели» // XX век: многообразие, противоречивость, целостность. М., 1996
- Рогинский В.В. Историческая наука в странах Северной Европы // Современная зарубежная немарксистская историография. Критический анализ. М., 1989
- Похлебкин В.В. Состояние исторической науки в Дании И Вопросы истории, 1965, № 2.
- Кудрина Ю.В. Новейшая история Дании в современной датской историографии //Вопросы истории, 1983, 1
- Джунковский С.Е. Политика Дании при Фредерике УП. Из записок очевидца, 1855.1861 //Вестник Европы, 1866. Т. 4
- Возгрин В.Е. Генезис датского абсолютизма // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе ХУ1-ХУП вв. JL, 1990
- Статьи на иностранных языках:
- Damgaard Е. Stability and change in the Danish party system over half a century // Scandinavian political studies, Oslo, 1974, vol. 9
- Pedersen M.N. The Danish working multiparty system: a breakdown or adoptation? // Party system in Denmark. L., 1987