Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные проблемы развития институтов внутрипарламентской демократии в Дании, 1849-2000 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Со временем партийное влияние стало сказываться на структуре самого парламента. С конца XIX столетия возникает традиция назначать (выбирать) руководящих лиц Фолькетинга, его основных комитетов согласно соотношению партийных сил. Фракция партии, таким образом, превратилась в один из действующих субъектов внутрипарламентской структуры Фолькетинга. Равным образом направленность политической борьбы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Актуальность темы диссертационного исследования
  • 2. Историография проблемы
  • 3. Методология исследования
  • 4. Предмет исследования
  • 5. Хронологические рамки исследования
  • 6. Научная новизна диссертационного исследования
  • 7. Структура диссертации
  • 8. Задачи исследования
  • 9. Тезисы, выносимые на защиту
  • ГЛАВА 1. Предпосылки и основы формирования институтов внутрипарламентской демократии в Дании
    • 1. Предпосылки становления основ парламентского строя в Дании
      • 1. 1. Характеристика датского абсолютизма
      • 1. 2. Кризис абсолютизма
      • 1. 3. Состояние общества в эпоху кризиса абсолютизма
      • 1. 4. Внешнеполитические факторы возникновения кризиса 1848−1849 гг
    • 2. Установление основ конституционной и внутрипарламентской демократии
      • 2. 1. Проекты конституционной реформы 1848 года
      • 2. 2. Работа Учредительного собрания
      • 2. 3. Народное представительство в период с 1849 по 1866 гг
      • 2. 4. Становление форм внутрипарламентской демократии в Дании
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Развитие форм внутрипарламентской демократии в период становления и развития датского парламентаризма
    • 1. Датское общество в условиях функционирования цензовой демократии
      • 1. 1. Общее состояние датского общества в период с 1866 по 1901 гг
      • 1. 2. Становление политических партий
      • 1. 3. Организационная деятельность партий и избирательная система страны
      • 1. 4. Внешнеполитические факторы политического развития Дании в период с 1866 по 1901 гг
    • 2. Становление паламентаризма в Дании как условие формирования внутрипарламентской демократии
      • 2. 1. Понятие парламентаризма
      • 2. 2. Борьба за установление парламентаризма
      • 2. 3. Конституционная реформа 1915−1920 гг
      • 2. 4. Конституционная реформа 1939 г
    • 3. Вызревание форм внутрипарламентской демократии
      • 3. 1. Конституционное положение палат Ригсдага в 1866—1939 гг.
      • 3. 2. Структура палат и процедурные правила регламентов
      • 3. 3. Содержательный элемент практики внутрипарламентской демократии
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Внутрипарламентская демократия Дании на современном этапе
    • 1. Контуры современного датского общества
      • 1. 1. Государство благоденствия в Дании
      • 1. 2. Новые субъекты политической системы Дании
      • 1. 3. Конституционная реформа 1953 г
    • 2. Фолькетинг сегодня
      • 2. 1. Статус Фолькетинга
      • 2. 2. Структура Фолькетинга
      • 2. 3. Процедура и методы современной внутрипарламентской работы
  • Выводы

Основные проблемы развития институтов внутрипарламентской демократии в Дании, 1849-2000 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.

Актуальность темы

диссертационного исследования. Проблемы демократии как системы политического властвования издавна привлекали внимание лучших умов человечества. Интерес к формам ее становления непреходящ, поскольку жизнь все время раскрывает перед ученым все новые и новые ее стороны, требующие концептуального осмысления и анализа. Демократия, являясь довольно древним феноменом, по-прежнему сохраняет притягательную силу не только благодаря своему характеру фундаментальной основы жизнедеятельности, но и благодаря универсальности своего воздействия на человека, действующего в ее рамках. Такая качественная сторона демократии как политического явления делает ее способной одновременно учитывать особенности жизни каждого общества, как давно вступившего на этот путь, так и только-только начинающего (например, в случае с Россией) движение в данном направлении.

Таким образом, утверждается, что исторический опыт каждой страны, исповедующей демократические принципы, являясь предметом исследования, всегда будет представлять существенный научный интерес. Случай с датской демократией в узком ее понимании как внутрипарламентской, то есть функционирующей в стенах основного центра власти Дании, думается, позволит нам подтвердить высказанные выше предположения. Это тем более актуально, что в отечественной историографии (как дореволюционной, так и советской, и современной) отсутствуют комплексные исследования заявленной темы настоящей диссертации. Отечественная скандинавистика, к нашему большому сожалению, не может похвастаться вообще сколько-нибудь большим объемом научный изысканий1. Относительно большую группу представляют работы, посвященные истории викингов (в общем, а не применительно i.

1 См. особую главу, посвященную изучению истории Дании в России в появившемся недавно.

• первом общем курсе датской истории на русском языке: История Дании с древнейших времен до начала XX века. М., 1996. С. 419−431. непосредственно к Дании), датской медиевистике, положению Дании в системе международных отношений (и ее связей с Россией) и некоторым проблемам современной истории, имеющим либо узко социальную направленность, либо традиционную для советской историографии тематику классовых битв. Политическая история Дании, история институтов ее государственности не изучалась отечественными историками.

ВЫВОДЫ:

1. На сегодняшний день Дания представляет собой высокоразвитое демократическое общество, имеющее четкую социальную направленность. Последняя черта проявилась в послевоенный период и приобрела формы государства благоденствия, одним из институтов которого является общественный сектор (offentlig sektor).

2. Государство благоденствия в Дании, особенно в лице общественного сектора, оказало непосредственное влияние на «кризис» политической системы Дании 70-х годов XX столетия. Данное явление сопровождалось взрывным появлением новых партий, которые с первых же дней своего существования превращались в значимые политические силы.

3. Все вышеназванные процессы проходили в рамках новой конституционной системы, созданной после реформы 1953 года. Данная реформа закрепила достижения датской демократии за все время ее развития, упрочив в особой степени положение датского парламента (Фолькетинга).

4. Фолькетинг окончательно стал главным звеном политической системы, укрепив свое положение как главного ее субъекта, оказывающего решающее воздействие на всю ситуацию в стране в целом.

5. Структурно и функционально за послевоенный период произошло углубление демократического общения между субъектами парламентской деятельности. Интенсифицировались связи внутри парламента между его подразделениями, расширилось поле консенсуальной работы.

6. Внутрипарламентская демократия приобрела за послевоенный период более жесткую направленность на укрепление общей демократии в стране. Внутрипарламентская демократия, будучи формой общения депутатов и политических партий в стенах парламента, таким образом, представляется в виде частной формы общей датской демократии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как мы смогли убедиться из вышеприведенного анализа, Дания представляет собой страну с развитыми формами демократического общения, корни которых восходят к середине XIX столетия, когда образованное первое народное представительство открыло широкую дорогу демократическому развитию традиционных институтов датского общества. В частности, это привело к следующему:

1. Датская монархия (самая древняя из существующих ныне в Европе) не была упразднена, а органично прижилась в новых политических условиях. Последнее проявилось в активном (хоть и вынужденном) участии ряда датских королей (Фредерик VII и Кристиан IX) в формировании политического консенсуса в обществе: при Фредерике VII была принята первая конституция, при Кристиане IX утвердился парламентаризм. На сегодняшний день монархия является одним из популярнейших политических институтов внутри самой Дании.

2. Одной из главных сил на политической арене страны являются политические партии. Ростки первых политических объединений появляются еще в эпоху сословных представительств (30-е — 40-е годы XIX века), однако в полной мере говорить о деятельности политических партий приходится только в последней четверти XIX ст. Именно тогда зародилась система «четырех старых партий», просуществовавшая в неизменном виде до 70-х годов XX века.

3. Со временем партийное влияние стало сказываться на структуре самого парламента. С конца XIX столетия возникает традиция назначать (выбирать) руководящих лиц Фолькетинга, его основных комитетов согласно соотношению партийных сил. Фракция партии, таким образом, превратилась в один из действующих субъектов внутрипарламентской структуры Фолькетинга. Равным образом направленность политической борьбы между разными политическими партиями воплотилось в ряд институтов, помогающих найти решение даже в острой конфликтной ситуации. Традицию здесь основал компромисс (forlig) 1894 года, в последующем она только укрепилась. Кроме того, были расширены права и полномочия партийных групп оказывать влияние на принимаемое парламентом решение.

4. Демократический характер структуры парламента и установленной им процедуры принятия решений в межвоенный и — особенно — в послевоенный периоды усилился. В огромной степени данные изменения произошли благодаря фактору государства благоденствия, общественному сектору. Социализация общей демократии в Дании привела к появлению в 70-х годах XX века новых политических сил, которые, пройдя через выборы в парламент, интенсифицировали формы внутрипарламентской демократии. В результате сложилась особая плюралистическая система взаимодействия политических партий в парламенте.

5. В современный период отмеченные выше тенденции прежде всего сказались на интенсификации форм политического общения в таких структурных подразделений парламента, как его постоянные комитеты. Сейчас их число возросло до 24 (на начало XX века их было не больше 8). Кроме того, сами постоянные комитеты стали повторять собою ситуацию внутри парламента. Это отразилось на порядке избрания главы и заместителя главы комитета. Как правило, ими являются представители той партии, которая имеет за собой большинство в данном комитете. Наконец, стало возможным меньшинству комитета в 2/5 его членов оказывать процедурное воздействие на решение комитета.

6. Исследуя полуторавековой период развития датского парламентаризма удалось обнаружить, описать и проанализировать такой институт внутрипарламентской демократии, как право процедурного препятствия, которым пользуется группа депутатов установленной в регламенте численности. Численность подобных групп варьируется от 1/3 депутатского корпуса до 17 депутатов. Анализируя данное явление, мы обнаружили тенденцию на количественное увеличение случаев, по которым могут применяться данные препятствия: 13 на сегодняшний день, тогда как в самом начале, в 1850 г., их было только 5.

7. Содержание института процедурного препятствия заключается в возможности для установленного меньшинства застопорить принятие решения, изменить порядок голосования или очередность обсуждения вопросов повестки дня, вынести уже принятый законопроект на всенародный референдум — все это для того, чтобы оказать влияние на большинство парламента, а также чтобы довести до большинства мнение меньшинства.

8. Другим важным структурным элементом современного Фолькетинга стал институт докладчиков, назначаемых постоянными комитетами для доведения точки зрения комитета на обсужденный в нем законопроект до сведения всех депутатов. Как показывает практика, помимо структурного своего предназначения институт докладчиков превратился в современных условиях в форму компромисса. Кандидатура докладчика утверждается различными политическими партиями, представленными в комитете на компромиссной основе.

9. Парламентская деятельность, протекающая в условиях внутрипарламентской демократии, оказывается, таким образом, материальным, содержательным элементом внутрипарламентской демократии.

10. Итак, главный вывод, к которому приходит диссертант в результате своего исследования, говорит о том, что внутрипарламентская демократия в Фолькетинге является частной формой общей демократии в Дании, ее политической системы. Внутрипарламентская демократия, будучи частной формой общей демократии, оказывает на нее непосредственное влияние, приводя к изменениям в сторону еще большей насыщенности ее демократическими процедурами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституции буржуазных стран Западной Европы. М., 1957
  2. Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1-П. М., 1960
  3. Хрестоматия по истории нового времени. Т. 1-П. М., 1963−1965
  4. Датская конституция 1849 г. Киев, 1905 Источники на датском языке:
  5. Dansk lovsamling, 1953. Kjabenhavn, 1954
  6. Dansk lovsamling, 1953. Kjabenhavn, 1955
  7. Forslag til etregulativ for Rigsforsamlingen 1848. Kcibenhavn, 1848
  8. Forslag til de nodvendige regler for forretningsordenen i Rigsforsamlingen 1848. Kjabenhavn, 1848
  9. Forskrifter for forretningsordenen i Rigsforsamlingen 1848+1849. Kjabenhavn, 1849
  10. Lov om valgene til Rigsdagen af 12-te juli 1867. Forretningsordenen for begge Thingene. Kjabenhavn, 1889
  11. Folketingets forretningsorden. Kjabenhavn, 1894
  12. Folketingets forretningsorden. Kjabenhavn, 1907
  13. Folketingets forretningsorden. Kjabenhavn, 1913
  14. Folketingets forretningsorden. Kjabenhavn, 1914
  15. Forretningsorden for Folketinget. Kjabenhavn, 1953
  16. Forretningsorden for Folketinget. Kjabenhavn, 1965
  17. Forretningsorden for Folketinget. Kjabenhavn, 1989
  18. Forretningsorden for Folketinget. Kjabenhavn, 1999
  19. Danmarks Riges Grundlove. 1849. 1866. 1915. 1953. Udg. af Koch H. & Hvidt K. Kjabenhavn, 1999
  20. Danske love. Kjabenhavn, 1997
  21. Karnovs lovsamling. Bd. 1−12- Kjabenhavn, 1989−1999
  22. Skriftp0ver fra tiden efter reformationen til midt af 19. Aarhundre. Viborg, 1970
  23. Bille L. Samling afnogle danske partiprogrammer. Kjabenhavn. 1970
  24. Kaarstedt Т., Samuelsen O. Kilder til Danmarks politiske historie. 1920−1939. Kjabenhavn, 1978
  25. Монографические исследования на русском языке
  26. А.Д. Германская конституция. Ч. 1. Исторический очерк германских союзных учреждений в XIX веке. Спб., 1875
  27. JI.H. История Дании. Спб., 1907
  28. Дания. Ее современное политическое и военное значение в Шлезвиг-Гольштинском вопросе с 1848 г. Спб., 1864
  29. П. История Балтики. М., 1969
  30. М.А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2000
  31. История Дании с древнейших времен до начала XX века. М., 1996
  32. История Дании. XX век. М., 1998
  33. История XIX века. Под. Ред. Лависса и Рамбо. Т. 1−7. М., 1938
  34. Кан А. С. История Скандинавских стран. М., 1971
  35. Н.А. Дания: сельское хозяйство в Дании в связи с общим развитием страны. Спб., 1907
  36. Е.С. В стране крестьянских товариществ. Очерк развития товарищеского начала в сельском хозяйстве Дании. Спб., 1909
  37. А.В. Социалистическая народная партия Дании. 1960−1973. М., 1978
  38. А.В. Противоречия неореформизма, критика теории и практика «народных социалистов» в современной Скандинавии. М., 1986
  39. А.В. Современная Дания. М., 1981
  40. Ю. (Кобецкий М.) Дания. Социально-экономические очерки. М., 1933
  41. М.А. Просвещенный абсолютизм в Дании: Реформы Струнзе. Л., 1972
  42. Е., Николаева Н., Сергеев В. Скандинавские страны. М., 196 742.0'Вуллу Э. Скандинавия. М., 1962
  43. В. Северная Европа и мир. М., 1966
  44. Ш. Политическая история современной Европы. Спб., 1898
  45. Я. Рабочее движение в Скандинавских странах. М., 1927
  46. Северная Европа: проблемы истории. Сб. научных трудов. М., 1995
  47. Северная Европа: проблемы истории. Вып. З.М., 1999
  48. К. Русско-датские исследования. Ч. 2. М-Спб., 1913
  49. Монографические исследования на иностранных языках:
  50. Allen C.F. Haandbog i Fardelandets historie med stadigt henblik paa folkets og statens indre udvikling. Kobenhavn, 1848
  51. Bindslev A. Konsevatismens historie i Danmark fra 1848 til 1936. Bd. 1−3-Odense, 1936−1938
  52. Clemensen N. Assaciationer og foreningsdannelse i Danmark 1780−1880. KjEfbenhavn, 1987
  53. Damgaard E. Folketinget under forandring. Kobenhavn, 1977
  54. Den Danske Rigsdag. 1848−1849. Bd. I-IV. Kabenhavn, 1949−1953
  55. De Nordiska landernas statsrad. Studier over deras sociala sammansattning. Uppsala, 1935
  56. Danmarkshistoriens hvornar skete det. Fra istiden til vare dage. Ar for ar. K0benhavn, 1973
  57. Danmarks kultur ved aar 1940. B.d. 1−2- Kjabenhavn, 1941−1942
  58. Aagaard F. Venstres historie. K0benhavn, 1949
  59. Dybdahl V. Partier og erhverv. Studier i partiorganisation og byerhvervelses politiske aktiviteter. 1886−1913. Aarhus, 1969
  60. Becker-Christensen H. Skandinaviske dramme og politiske realiteter. Denpolitiske skandinavisme i Danmark 1830−1850. Arhus, 1981 61. Elklit J. Fra йЬеп til hemmelig afstemning. Aspekter af et partisystems udvikling, arhus, 1988
  61. Winding K. Konservatismen i Danmark. Et rids af de konservatitive partigruppens udvikling gennem de sidste 100 ar. Kjabenhavn, 1946
  62. Kolding K. Danmarks Retsforbund. Aabenraa, 1958
  63. De politiske partier. K0benhavn, 1949
  64. Rasmussen E., Skovmand R. Det radikale venstre. 1950−1955 K0benhavn, 1955
  65. Fonsmark H. Historien om den danske utopi: et ideopolitisk essay om danskernes velfserdsdemokrati. Kjabenhavn, 1991
  66. M0ller P. Den radikale forvandling. K0benhavn, 1993
  67. Andersen P.C. Kristen politik. Odense, 1975
  68. Skovmand S. Danmark i EF-Unionen. Kobenhavn, 1985
  69. Skovmand S. Historie. Bd. 1−4. K0benhavn, 1982−1988
  70. Steenstrup J. Danmarks Riges historie. Bd. 1−12. Kjabenhavn, 1896−1907
  71. Fink T. Estruptidens politiske historie. Bd. 1−2- Odense, 1986
  72. Krarup S. Fsedreland og folkestyre. En kritik af Danmarks nyere historie. Kjabenhavn, 1974
  73. Winding K. Danmarks politiske historie. En oversigt over demokratiets udvikling i Danmark gennem de sidste hundre ar. Kjabenhavn, 1938
  74. Ross A. Why democracy? Cambridge (USA), 1956
  75. Ross A. Dansk statsforfatningsret. Bd. 1−2- Kebenhavn, 1959−1960
  76. Christensen J., Busch s. Klasstrukturen i Danmark, 1870−1920, Arhus, 1974
  77. Eigaard S. Idealer og politik: Historien om grundloven 1953. Odense, 1993
  78. Meyer P. Politisk statskundskab i grundtrsk. Kjabenhavn, 1959 88. S0rensen M. Statsforfatningsret. Kjabenhavn, 1969
  79. H0gh E. Vaelgeradfasrd i Danmark 1849−1901. En politisk sociologisk analyse. Kjabenhavn, 1972
  80. Svensson P. Demokratiets krise? En debat og systemanalyse af dansk politik i 1970, erne. Arhus, 1996
  81. Miller K.E. Goverment and politics in Denmark. Boston, 1968
  82. Fitzmaurice J. Politics in Denmark. L., 1981
  83. Elverling V., Elberling E. Rigsdagens medlemmer gennem hundre ar 1848−1948. Bd. 1−2. Kjabenhavn, 1949−1950
  84. Stybe S.E. Dansk idehistorie. Bd. 1−2. Kobenhavn, 1978−1981
  85. Kunle E. Danmarks historie. Samfimd. Hovedfaser i Danmarks historien. Kjabenhavn, 1997
  86. Haastrup L. Revolution i Danmark. 1848−1849. Kjabenhavn, 1978
  87. Jarvad I.M. The constitutional basis for and the limitations to social-democrate radical welfare state in Denmark. Roskilde, 1983
  88. Kiilerich O. Politikeren Estrup og hans konge. K0benhavn, 1975
  89. M0ller P. Fra kamp til samarbejde. En fortselling om to partier. Kjabenhavn, 1974
  90. Friisberg C. Forfatningskampen i Danmark, 1866−1901.
  91. Olsen E. Uh0jtidelige erindringer. Fra rigsdagslivet i Fredericia og pa Christiansborg. Ktfbenhavn, 1968
  92. Kaarsted T. De danske ministerier. 1929−1953. Kjabenhavn, 1977
  93. Rasmussen S.H. Saere alliancer. Politiske bevaegelser i efterkrigstidens Danmark. Odense, 1977
  94. Secher K. De borgerliges borgerkrig. Situationer og personer i dansk politik fra 1945−1976. Kobenhavn, 1976
  95. Thorsen S. Folketinget i naerbillede. 1950−1970. Samtidskroniker i udvalg. Kobenhavn, 1974. Kebenhavn, 1974
  96. Petersen S.A. Folketinget arbejder. K0benhavn, 19 641. Статьи на русском языке:
  97. В.В. Некоторые аспекты формирования «скандинавской модели» // XX век: многообразие, противоречивость, целостность. М., 1996
  98. В.В. Историческая наука в странах Северной Европы // Современная зарубежная немарксистская историография. Критический анализ. М., 1989
  99. В.В. Состояние исторической науки в Дании И Вопросы истории, 1965, № 2.
  100. Ю.В. Новейшая история Дании в современной датской историографии //Вопросы истории, 1983, 1
  101. С.Е. Политика Дании при Фредерике УП. Из записок очевидца, 1855.1861 //Вестник Европы, 1866. Т. 4
  102. В.Е. Генезис датского абсолютизма // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе ХУ1-ХУП вв. JL, 1990
  103. Статьи на иностранных языках:
  104. Damgaard Е. Stability and change in the Danish party system over half a century // Scandinavian political studies, Oslo, 1974, vol. 9
  105. Pedersen M.N. The Danish working multiparty system: a breakdown or adoptation? // Party system in Denmark. L., 1987
Заполнить форму текущей работой