Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дедовщина как социальный институт

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальной основой дедовщины является стратификация воинских коллективов по сроку службы. При этом, как показали классики социологии, в частности П. Сорокин, стратификация по признаку старшинства присуща любой социальной общности. Отношения старшинства обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию от поколения к поколению социального опыта, культуры в целом. Вместе с тем, такие отношения часто… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕДОВЩИНЫ
    • 1. 1. Исходные научные представления о дедовщине
    • 1. 2. Воинский коллектив как носитель дедовщины и объект исследования, его структура, организация и субкультура
    • 1. 3. Сущность дедовщины как неформального социального института и ее функции
    • 1. 4. Происхождение дедовщины в результате социальной самоорганизации воинского коллектива в армейских условиях
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕДОВЩИНЫ 2.1.Организация и методика проведения исследования
    • 2. 2. Эмпирическая проверка гипотезы о сущности дедовщины как неформального социального института
    • 2. 3. Эмпирическая проверка гипотезы о происхождении дедовщины
  • ГЛАВА. З.ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ДИСФУНКЦИЙ ДЕДОВЩИНЫ
    • 3. 1. Анализ практики работы по преодолению дедовщины

Дедовщина как социальный институт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования дедовщины обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, дедовщина вызывает многочисленные негативные последствия, связанные с неуставными взаимоотношениями:

— гибель, самоубийства, физические и моральные травмы личного состава Вооруженных Сил;

— уклонение от призыва на военную службу молодежи и самовольные оставления воинских частей военнослужащими;

— ухудшение морально-психологического состояния личного состава и, как следствие, снижение боевой готовности частей;

— подрыв доверия общества к армии и т. д.

Во-вторых, методы, применяемые в борьбе с дедовщиной, научно не обоснованы и не эффективны. Так, в существующей практике решение этой проблемы возложено на военных, которые не могут изменить общие для всех Вооруженных Сил социальные условия, связанные о военной организацией государства, в частности с системой призыва.

Все это накладывает определенную ответственность на органы государственной власти, которые пока этой ответственности не осознают. Имеющейся научной базы для выработки предложений по решению проблемы дедовщины на макросоциальном уровне, в масштабах общества также недостаточно.

В-третьих, в современной российской армии происходят изменения, влияющие на функционирование и генезис дедовщины:

1.В связи с переходом общества к рыночным отношениям изменились общественное сознание, ценностные ориентации призывников. Военная служба по призыву больше не воспринимается как выполнение долга перед обществом и, в большей степени, чем раньше, воспринимается принудительной.

2.Распался СССР, в результате чего призывной контингент стал национально более однородным, исчезли условия для землячества на национальной основе. Оно, как правило, больше не конкурирует в воинских коллективах с дедовщиной.

3.Изменились сроки военной службы /в частности в ВМФ с 3-х до 2-х лет/, в результате чего в некоторой степени нарушилась традиционная неформальная организация воинских коллективов.

4.В Вооруженных Силах появилась новая социальная категориявоеннослужащие контрактной службы,.

5.Некомплект личного состава и недофинансирование Вооруженных Сил сделали военную службу еще более трудной, чем раньше.

Влияние отмеченных выше факторов на дедовщину еще недостаточно изучено.

В-четвертых, существует невыполненный пока социальный заказ на исследование дедовщины и выработку мер по ее предупреждению как со стороны общественности, так и со стороны органов управления Вооруженных Сил. Требования приказов и директив Министра обороны га по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими могут быть реализованы лишь через соответствующие конкретные и научно обоснованные методики работы, которые еще предстоит разработать.

Таким образом, изучение дедовщины является весьма актуальным.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

В силу ряда объективных причин возможность научного изучения дедовщины появилась сравнительно недавно, с наступлением гласности. Среди авторов, изучавших дедовщину, необходимо отметить С. Бе-лановского и С. Марзееву С48], Ю. Дерюгина [501, Ю. Леваду С185], Н. Марченко [106, 1073, И. Мацкевича и В. Эминова tili], И. Меркулова [112], Н. Нарыкова [128], И. Образцова [132], В. Перевалова [144], В. Селезнева и В. Макарова [1783, С. Съедина и В. Крука [2033, Ю. Чи-жова [219] и других. Они создали фактографические и методологические основы, позволяющие в перспективе решить научную проблему дедовщины.

Однако дедовщина как социальное явление имеет более длительную историю, чем можно было предполагатьЕе проявления описаны Л. Толстым [208], А. Куприным [941, а также в военно-мемуарной литературе ?107].

Кроме того, эта проблема актуальна не только для российской армии, но и для ряда других, в частности американской [33, 1513.

По причине поздней институционализации социологии как в стране, так и в Вооруженных Силах научное изучение дедовщины проходило в большей степени с позиций психологии [50, 144, 178, 203], философии [105, 128], криминологии С111]. Являясь сквозной для ряда наук, проблема дедовщины принадлежит также и предмету социологии, однако именно о социологических позиций она изучена явно недостаточно.

В большинстве проведенных исследований дедовщина отождествляется с неуставными взаимоотношениями, что не отражает сущности данного социального явленияслабо используются теория и методология общей социологии и специальных социологических теорийсделанные выводы часто не проверены эмпирически. Вместе с тем в некоторых исследованиях намечены подходы, определяющие дедовщину как неформальный тип социальной организации, существующий наряду с формальным /уставным/- как систему статусов и ролейкак систему властных отношений. Приближая к пониманию сущности дедовщины, такие определения тем не менее не являются вполне адекватными.

В значительной степени невостребованными оказались социология организаций и управления, социология девиантного поведения и социального контроля, которые могут и должны служить теоретической и методологической базой изучения дедовщины. Среди социологов, чьи идеи были использованы в настоящем исследовании, необходимо назвать З. Дюркгейма С54, 55, 56], П. Сорокина [189, 190, 191], Т. Парсонса С140, 141], Р. Мертона [113, 114], Э. Гофмана [235], Э. Фромма СЕ13, 214], Т. Шибутани [221], а также отечественных ученых Я. Гилинского С13, 37, 38, 39, 40, 41], В. Кудрявцева [51, 87, 89,196], А. Пригожина [158, 159, 160, 161] и других. Особо следует отметить монографию С. Ворошилова и Я. Гилинского «Военная девиан-тология» С35], открывающую новое направление в социологии девиан-тного поведения. Развитием этого направления и является настоящая работа.

Проблемная ситуация заключается в существовании в воинских коллективах неуставных взаимоотношений, их живучести и неэффективности работы по их предупреждению.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА заключается в противоречии между социальной действительностью и ее теоретическим представлением, что выражается в отождествлении дедовщины с неуставными взаимоотношениями, в то время как ее сущность, социальные функции и условия воспроизводства недостаточно изучены. Это не позволяет организовать эффективную работу по минимизации дисфункций дедовщины, связанных с неуставными взаимоотношениями.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — на основе определения сущности, функций и условий воспроизводства дедовщины выработать рекомендации по минимизации ее дисфункций, связанных с неуставными взаимоотношениями.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — воинский коллектив, под которым понимается социальная общность, объединенная формальной организацией воинской части, подразделения. Стратификация воинского коллектива по сроку службы является социальной основой дедовщины.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — дедовщина, под которой понимается неформальный социальный институт, регулирующий социальное взаимодействие военнослужащих разных сроков службы в ходе удовлетворения ими своих потребностей и в процессе воинской деятельности. Этот институт является элементом неформальной организации и субкультуры воинского коллектива.

Для достижения поставленной цели решаются следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Провести теоретический анализ объекта исследования — структуры, организации и субкультуры воинского коллектива. 2. Определить сущность и функции дедовщины как социального института, элемента неформальной организации и субкультуры воинского коллектива.

3.Выявить социальные условия возникновения и воспроизводства дедовщины как социального института. 4. Определить взаимосвязь дедовщины как социального института и неуставных взаимоотношений как насильственного средства социального контроля, присущего этому и другим социальным институтам.

5.Разработать адекватные предмету исследования методические средства изучения дедовщины. 6. Эмпирически проверить выводы из теоретического анализа дедовщины.

7.Выработать практические рекомендации по минимизации дисфункций дедовщины, связанных с неуставными взаимоотношениями.

ОСНОВНЫЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.Дедовщина представляет собой неформальный социальный институт, основанный на стратификации воинских коллективов по сроку службы и регулирующий социальное взаимодействие военнослужащих разных сроков службы в ходе удовлетворения ими своих потребностей и в процессе воинской деятельности.

2.Дедовщина является результатом самоорганизации воинского коллектива как социальной общности, функционирующей в условиях тотальной по характеру формальной военной организации.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составили понятия и выводы общей социологии, социологии организаций и управления, социологии девиантного поведения и социального контроля, теорий социальной стратификации и мобильности, социального обмена, структурно-функционального анализа.

ЭМПИРИЧЕСКУЮ БАЗУ составили результаты социологического исследования, проведенного автором на Тихоокеанском флоте по распоряжению командования флота и в соответствии о планом работы методического совета по социально-психологическому обеспечению деятельности ТОФ. Оно было связано с плановой научно-исследовательской работой «Пути обеспечения высокой воинской дисциплины», проводимой по заказу Главного управления воспитательной работы МО РФ. Полевой этап исследования выполнен в ноябре 1995 — марте 1996 гг. в частях морской пехоты, разведки, надводных кораблей, подводных лодок, учебном и военно-строительном отрядах, а также высшем военно-морском училище.

ВЫБОРКА является многоступенчатой, бесповторной, серийной с последующим опросом методом основного массива. Репрезентативность обеспечена при объеме выборки не менее 325 единиц наблюдения.

Фактически выборочная совокупность составила 411 единиц наблюдения. Средняя ошибка выборки М=0.024. Выборка репрезентативна для Тихоокеанского флота.

В качестве экспериментальных групп были опрошены 64 военнослужащих контрактной службы и 95 курсантов высшего военно-морского училищав качестве экспертов — 180 офицеров. Всего в ходе полевого этапа исследования опрошено 750 военнослужащих, а также изучено 87 уголовных дел, по которым проходило 95 обвиняемых.

Высокая латентность дедовщины налагает определенные ограничения на методический аппарат исследования, исключает использование какого-то одного метода. В связи с этим применялись следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Фокусированное интервью с различными категориями военнослужащих для оптимального составления инструментария. 2. Экспертный опрос /в качестве экспертов привлекались командиры частей, кораблей и подразделений, заместители командиров по воспитательной работе, военные психологи, офицеры отдела службы войск и воинской дисциплины/.

3.Анкетный опрос личного состава согласно выборки.

4.Социометрический опрос по трем критериям.

5.Проективная методика типа неоконченного предложения.

6.Эксперимент /в качестве экспериментальных групп выступали курсанты ВВМУ и военнослужащие контрактной службы, т. е. военнослужащие, проходящие службу добровольно/. 7. Анализ документов, в т. ч. руководящих документов и планов работы по укреплению воинской дисциплины, методических пособий и рекомендаций по профилактике неуставных взаимоотношений, контент-анализ уголовных дел, возбужденных по статьям 243, 244,260 УК РФ /1960 года с изменениями и дополнениями 1984 года/.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ.

1.Определены сущность, социальные функции и условия возникновения и воспроизводства дедовщины.

2.Впервые дедовщина определена как неформальный социальный институт, регулирующий в воинских коллективах социальное взаимодействие военнослужащих разных сроков службы. Установлено, что дедовщина является вариантом широко распространенного в обществе, объективного и естественного социального процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению.

3.Установлена нетождественность понятий «дедовщина» и «неуставные взаимоотношения». Неуставные взаимоотношения являются насильственной формой социального взаимодействия военнослужащих и могут выполнять различные функции. Они могут, в частности, служить средством социального управления и контроля, присущим дедовщине, а также другим, в том числе формальным социальным институтам. Понятия «дедовщина» и «неуставные взаимоотношения» не являются равнозначащими или подчиненными. Это — перекрещивающиеся понятия.

4.Изучена неформальная организация воинского коллектива, подтверждено, что дедовщина лежит в ее основе. Также подтверждено, что дедовщина функциональна как по отношению к воинскому коллективу, так отчасти и к формальной военной организации. Реально в воинском коллективе складывается некоторый формально-неформальный организационный порядок, включающий дедовщину.

5.Изучено соотношение общих и специфических условий воспроизводства дедовщины. Установлено, что в существующих социальных условиях дедовщина объективна, является результатом самоорганизации воинских коллективов и не может быть преодолена без изменения таких условий, как: недобровольность службы по призывусоциальное управление, основанное на принуждениисоциальная изоляция военнослужащих срочной службы и неудовлетворенность их потребностей.

6.Установлены масштабы насилия, используемого командирами в качестве средства социального управления, принуждения к службе и дисциплинарной практики.

7.Исследована субкультура воинского коллектива, подтверждено ее сходство о субкультурой других тотальных организаций, функционирующих в сходных с армейскими социальных условиях /тюрьмы, колонии, интернаты, психиатрические больницы/.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.Разработан и апробирован методический аппарат изучения дедовщины.

2.Собран, обобщен и проанализирован фактический материал, который может быть использован в практической деятельности органов военного управления, а также в образовательном процессе в высших военных учебных заведениях.

3.Выработаны практические рекомендации по минимизации дисфункций дедовщины, связанных с неуставными взаимоотношениями, как на уровне общих для Вооруженных Сил социальных условий /в рамках военной реформы/, так и на уровне специфических социальных условий /в рамках служебной деятельности командования отдельной воинской части/.

4.Накоплен некоторый опыт социологического обеспечения военно-социальной практики, который может быть использован при создании в Вооруженных Силах социально-психологической службы, а также системы морально-психологического обеспечения боевой и повседневной деятельности войск и сил флота.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Дедовщина представляет собой неформальный социальный институт, основанный на стратификации воинских коллективов по сроку службы и регулирующий в них социальное взаимодействие военнослужащих разных сроков службы в ходе удовлетворения ими своих потребностей и в процессе воинской деятельности.

2.Возникновение и воспроизводство дедовщины связано с самоорганизацией воинских коллективов в условиях тотальной организации, какой является формальная военная организация. В существующих социальных условиях дедовщина носит объективный характер и ее невозможно преодолеть без изменения этих условий.

3.Дедовщина выполняет ряд социальных функций, не выполняемых или выполняемых неэффективно формальной военной организацией. В силу этого дедовщина дополняет формальную организацию и служит ее функциональной альтернативой, показывая необходимость и пути военной реформы, в частности перехода на систему комплектования Вооруженных Сил по контракту.

4.В силу сходства социальных условий, субкультура воинских коллективов сходна с субкультурой других тотальных организаций, в том числе пенитенциарных учреждений.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Результаты исследования представлены командованию Тихоокеанского флота, а также докладывались на инструктивно-методических сборах командиров частей, офицеров органов воспитательной работы, военных психологов флотана научно-методической конференции «Проблемы социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ВУЗе» — на международном семинаре «Защита прав военнослужащих» — на международной конференции «Насилие в современном мире» .

Результаты исследования излагались е 8 публикациях общим объемом 4 авт. листа, а также использованы в Военно-морской академии при разработке материалов по учебной дисциплине «Организация воспитательной работы в соединениях, объединениях ВМФ» .

Методические рекомендации, выработанные в ходе исследования, прошли практическую апробацию в частях и на кораблях ТОФ. По результатам исследования принята директива Командующего Тихоокеанским флотом от 13.05.95 г. N Д-15 «0 мерах по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими на Тихоокеанском флоте» .

Основные результаты и выводы исследования переданы в Комитет по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ для г т |р! т-г,—. тгт ппп ш"т""г" т-. лшплт""141т" .г""п*"л лтдлт" тт .-. г—г гтч .—. ттт т т л гп т г аииилтзивсошп ±-з йстипихдирчеиго-Ш дентелЬНиихИ,.

Диссертация по своей СТРУКТУРЕ состоит ив введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе в результате теоретического анализа объекта и предмета исследования определены сущность, функции и социальные условия воспроизводства дедовщины. Во второй главе приведены результаты эмпирической проверки сделанных теоретических выводов. В третьей главе даны практические рекомендации по минимизации дисфункций дедовщины, связанных с неуставными взаимоотношениями. Объем диссертации — 156 страниц, объем приложений и библиографии — 81 страница. Диссертация содержит 6 рисунков и 23 таблицы.

Список литературы

включает 237 наименований.

ВЫВОДЫ ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕДОВЩИНЫ.

1.Проверена обоснованность выводов теоретического анализа дедовщины.

2.Подтверждена гипотеза о сущности дедовщины как неформального социального института, основанного на стратификации воинских коллективов по сроку службы и регулирующего социальное взаимодействие военнослужащих разных сроков службы.

3.Подтверждена гипотеза об объективном характере дедовщины в существующих социальных условиях, ее происхождении вследствие самоорганизации воинских коллективов, их адаптации к условиям военной службы по призыву /недобровольности службы по призыву, социального управления, основанного на принуждении, социальной изоляции военнослужащих срочной службы и неудовлетворенности их потребностей/. Изучены соотношение общих и специфических социальных условий, воспроизводящих дедовщину, выполняемые ею функции.

4.Получены данные для выработки рекомендаций по изменению этих условий как необходимой предпосылки трансформации института дедовщины, преодоления ее дисфункций как на уровне общества и Вооруженных Сил, так и на уровне отдельной воинской части.

ГЛАВА 3. ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ДИСФУНКЦИЙ ДЕДОВЩИНЫ.

3Л.АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕДОВЩИНЫ.

Помимо изучения сущности, социальных причин и функций дедовщины, изучалась также практика работы по ее преодолению. Поскольку и в теории, и в практике дедовщина отождествляется с неуставными взаимоотношениями, то фактически изучалась практика работы по преодолению неуставных взаимоотношений.

При этом использовались следующие методы: 1. Анкетный опрос военнослужащих срочной и контрактной службы. 2. Экспертный опрос. 3. Анализ документов:

— руководящих документов /приказов, директив, телеграмм/ по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины;

— методических рекомендаций по профилактике неуставных взаимоотношений;

— планов работы командования воинских частей, кораблей и соединений по поддержанию правопорядка и еоинской дисциплины;

— документов по учету состояния воинской дисциплины:

— уголовных дел, возбужденных по статьям 243, 244, 280 УК РФ /1960 г. с дополнениями и изменениями 1984 г./.

Необходимость борьбы с дедовщиной признается большинством экспертов, однако среди разных категорий офицеров необходимость этой борьбы оценивается несколько различно /табл. П. 1.8/. Часть командиров подразделений, т. е. людей, непосредственно управляющих личным составом и испытывающих в этом определенные трудности, лояльна к дедовщине как средству, дополняющему формальное управление .

По-другому оценивает необходимость борьбы с дедовщиной личный состав /табл. 3.1/. Большая часть личного состава не видит необходимости в борьбе с дедовщиной, а около половины считает дедовщину необходимым атрибутом армии. Среди старослужащих, командиров отделений и контрактников лояльность к дедовщине выше /табл. П. 1.9/.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как отмечалось выше, проведенные ранее исследования дедовщит т" 1 -V тл. г тг * ¡-г * гт?" .—. «Т» Т" -, ттт т* г" т. -м- .—1 I гг> ттлт а-. пы шели иущеОТ-йеигше иедиихсзх’ша:

— дедовщина, как правило, отождествлялась с неуставными взаимоотношениями, а те чаще всего сводились к межличностным отношениям, что не отражало сущности дедовщины;

— объяснение причин дедовщины носило фрагментарный и, главным образом, психологический характер;

— слабо использовалась теоретико-методологическая база общей социологии и специальных социологических теорий;

— часть теоретических выводов не была проверена эмпирически.

Поэтому смысл данного исследования состоял в том, чтобы провести анализ дедовщины, основываясь на социологической теории и методологии, выразить ее сущность в социологических понятиях, определить социальные условия, обеспечивающие ее воспроизводство, Как представляется, проведенное исследование в целом достигло цели, решило поставленные задачи, подтвердило основные гипотезы.

В ходе диссертационного исследования получены следующие научные и практические результаты:

1.Определена сущность дедовщины как неформального социального института, регулирующего в воинских коллективах социальное взаимодействие военнослужащих разных сроков службы в ходе удовлетворения ими своих потребностей и в процессе воинской деятельности.

— 1ьз.

2.Установлена нетождественность понятий «дедовщина» и «неуставные взаимоотношения». Неуставные взаимоотношения являются насильственной формой социального взаимодействия военнослужащих и могут выполнять различные функции. Они могут, в частности, служить средством социального управления и контроля, присущим дедовщине и другим, в том числе формальным социальным институтам, а также средством разрешения межличностных конфликтов. Понятия «дедовщина» и «неуставные взаимоотношения» не являются равнозначащими или подчиненными. Это — перекрещивающиеся понятия.

3.Социальной основой дедовщины является стратификация воинских коллективов по сроку службы. При этом, как показали классики социологии, в частности П. Сорокин, стратификация по признаку старшинства присуща любой социальной общности. Отношения старшинства обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию от поколения к поколению социального опыта, культуры в целом. Вместе с тем, такие отношения часто вызывают дискриминацию более молодых членов общности, рождают отношения власти. Отношения старшинства, как правило, нормированы формально или неформально. В воинском коллективе отношения старшинства регулируются неформальным институтом дедовщины.

4.Дедовщина как социальный институт выполняет следующие основные социальные функции:

— регулирует социальное взаимодействие военнослужащих разных сроков службы /функция интеграции/;

— обеспечивает удовлетворение определенных социальных /и витальных/ потребностей военнослужащих срочной службы /функция целедоотижения/-,.

— дополняет формальную военную организацию и способствует достижению служебных целей /функция адаптации/;

— обеспечивает трансляциюнорм дедовщины от призыва к призыву и собственное воспроизводство /функция удержания образца/.

Эти функции дедовщины являются достаточно латентными. Дедовщина оказывается функциональной как по отношению к воинскому коллективу, так отчасти и по отношению к формальной военной организации. Тем самым дедовщина ее дополняет и служит ее функциональной альтернативой. Реально в воинском коллективе складывается формально-неформальный организационный порядок, включающий дедовщину.

5.Происхождение и воспроизводство дедовщины связано с самоорганизацией воинских коллективов в условиях тотальной организации, -какой является формальная военная организация. К этим условиям относятся недобровольность службы по призыву, социальное управление, основанное на принуждении и неспособное обеспечить мотивацию военнослужащих по призыву к службе, неудовлетворенность значительной части их потребностей и их социальная изоляция, Подобные условия характерны и для другж тотальных организаций, в частности пенитенциарных заведений, в силу чего субкультура воинских коллективов сходна с криминальной субкультурой. Б существующих социальных условиях дедовщина носит объективный характер и ее невозможно преодолеть без изменения этих условий,.

6.Разработан и апробирован методический аппарат изучения дедовщины, неформальной организации и субкультуры воинского коллектива, Собран и обобщен фактический материал, который может быть использован в практической деятельности органов военного управления, а также в образовательном процессе в высших военных учебных заведениях. Накоплен опыт социологического обеспечения военно-социальной практики, который может быть использован при создании в Вооруженных Силах социально-психологической службы. системы морально-психологического обеспечения боевой и повседневной деятельности войск и сил флота.

7. Разработаны рекомендации по изменению общих для Вооруженных Сил социальных условий., воспроизводящих дедовщину. Изменение этих условий возможно в ходе военной реформы и, в частности, при переходе к комплектованию Вооруженных Сил по контракту. Основные результаты и выводы исследования переданы в Комитет по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ для использования в законотворческой деятельности при осуществлении военной реформы.

8.Также разработаны методические рекомендации по преодолению неуставных взаимоотношений на микросоциальном уровне, в рамках служебной деятельности командования отдельной воинской части. Рекомендации основаны на реальном положении с неуставными взаимоотношениями в частях флота, учитывают закономерности их проявления и опыт применения других методик, позволяют развернуть требования приказов и директив в конкретные программы работы, построены в виде контрольного листа, что облегчает их применение в частях и контроль выполнения вышестоящими штабами. Эти рекомендации прошли практическую апробацию в частях и на кораблях Тихоокеанского флота. По результатам исследования принята директива Командующего Тихоокеанским флотом от 13,05.96 г. N Д-15 «0 мерах по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими на Тихоокеанском флоте» .

9.Исходя из того, что проведенное исследование ограничилось функциональным подходом и не затрагивало ряда важных проблем, связанных с функционированием и генезисом дедовщины, представляется необходимым расширение теоретико-методологической базы изучения дедовщины /в частности использования феноменологического.

— 1ьб подхода/, а также проведение прикладных исследований по таким направлениям, как:

— генезис дедовщины в контексте развития советского и российского общества;

— функционирование дедовщины в боевой обстановке;

— связь дедовщины с другими формами девиантного поведения;

— характер отношений старшинства вне тотальных организаций;

— пути трансформации тотальных организаций в соответствии с потребностями демократического и правового развития общества;

— эффективность системы социального контроля в Вооруженных Силах;

— социологическое сопровождение перехода к комплектованию Вооруженных Сил по контракту, включая изучение потребностей военнослужащих и выработку предложений по формированию мотивационного механизма военно-социального управления;

— пути совершенствования формальной военной организации.

Эти исследования могли бы проводиться более целенаправленно и эффективно при создании системы социологического обеспечения военно-социальной практики.

Проведенное исследование е определенной мере отражает потребность в институционализации и развитии военной девиантологии, как междисциплинарной теории, объединяющей научные поиски ученых, изучающих различные аспекты девиантного поведения военнослужащих, и как научно-методической основы практической деятельности по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичес-кие проблемы.- М.: МГУ, 1990. 240 с.
  2. к. Диагностика неуставного поведения военнослужащих //
  3. Информационно-методический сборник ЦВОППИ.- 1992. -N 2.-0.22−30.3,Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Доб-ренькова. М.: МГУ, 1994. — 496 с.
  4. Американская социология: перспективы, проблемы, методы: Пер, с англ. М.: Прогресс, 1972, — 392 с,
  5. Г. М. Социальная психология, М.: Аспект-пресс, 1996, — 376 с.
  6. Армия и общество / Сост. и общ. ред. Н. Чалдымов, А.Черкасенко.- М.: Прогресс, 1990. 431 с. 10,Армия и общество: Тем. сб./Под. ред. H.H.Долбунова/ ВМА.- СПб, — 1996, 144 с.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли: Пер, о франц. М.: Прогресс, 1993. — 608 с. 12,Афанасьев В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантно-го поведения //Рубеж: Сыктывкар, 1992. -N 2, -0,69−81,
  8. В., Гилинский Я. девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса Российского общества / СПб филиал ИС РАН. СПб., 1995. — 106 с.
  9. A.B. Социология и перестройка //Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа /Ред.-сост. Ф.М.Во-родкин, Л. Я. Косалс, Р. В. Рывкина. М.: Прогресс, 1989. — 592 с.
  10. И.П. Групповая интеграция несовершеннолетних правонарушителей /У Совершенствование деятельности воспитательно-трудовых колоний и профилактика молодежной преступности. М.: НИИ МВД, 1992. — С.80−92.
  11. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Прометей, 1993. — 254 с.
  12. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. — 400 с.
  13. М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С.221−240.
  14. В.И. Анализ состояния воинской дисциплины политическим отделом соединения, заместителем командира полка /корабля/ по политической части. М.: ВПА, 1982, — 44 с.
  15. С.С. Военная социология в России: идеи, проблемы, опыт (середина XIX начало XX вв,)/ВИСИ. — СПб., 1997, — 212 с.
  16. П. Социология политики.- М.: Социо-логос, 1993. -335 с.
  17. С.И. К проблеме становления традиций взаимоотношений в курсантском коллективе /историко-педагогический аспект/. На примере Морского Кадетского корпуса /7″ Научно-практическая конференция: Тез. докл./ВВМИУ. -СПб, 1995.
  18. Введение в профессию, Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов /ЦВСШШ. М, 1992. — 128 о.
  19. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс. 1990. — 808 с.
  20. М. Основные понятия стратификации /7 Социологические исследования. -1994. -N 5. -С.147−156.
  21. В.Н. Военная социология. Вопросы теории, методологии и практики. М.: ГА ВС РФ, 1994. — 232 с.
  22. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования.- М.: МО РФ, 1993. 45 о.
  23. Военная психология. М.: Воениздат, 1972. — 400 с.
  24. Военная психология, М.: ВПА, 1978. — 334 с.
  25. В.В. и концепции практик(и) в социальных науках //Социологические исследования. 1997. — N 6, — С.9−23.
  26. С. Дисциплина в зарубежных армиях: пути и методы ее укрепления //Информационно-методический сборник ПВСППМ.- 1992. -N 3/6/.-С.59−61,
  27. С. Социальные проблемы минимизации отклоняющегося поведения военнослужащих срочной службы: Авторе®.дис.. канд ооциол.наук. СПб., 1993.
  28. С., Гилинский Я. Военная девиантология /Институт философии, социологии и права АН республики Молдова, СПб филиал Ии РАН. Кишинев, 1994, — 156 с.
  29. д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.- 536 с.- 1ш
  30. Г минский Я., Афанасьев В. Социология девиантного /отклоняющегося/ поведения, Учебное пособие. СПб.: СПб филиал 1С РАН, 1993, — 168 с.
  31. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования, -1991. -N 4, -С, 72−78,
  32. Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк // Рубеж: Сыктывкар. — 1992. — N 2. С.51−68,
  33. Гилинский Я. И, Кризис системы уголовных наказаний //Социологические исследования. -1993. -N 8. -С.70−74.
  34. Я.И. Субкультура за решеткой //Советская этнография. -1990. -N 2. -С.100−103.
  35. А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе /взвод, рота/ на основе требований воинских уставов: Дио,. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1964,
  36. П.П., Лукичев 50. А, Сероштанов В. А. Рекомендаций командиру /начальнику/ по предупреждению неуставных взаимоотношений. Методическое пособие. СПб.: BMA, 1992. — 44 с.
  37. Гоголкин А, А, Феномен девиантного поведения военнослужащих /шилософско-социологический анализ/: Автореф. дис.. канд. философ. наук" СПб, 1997. — 21 с.
  38. I.A. Социология Питирима Сорокина /русский период деятельности/. Самара: Социол, центр «Социо», 1992. — 154 с.
  39. Дедовщина в армии /Сост. Бедановский С. Марзеева е./ М.: АН1. СССР, 1991. 47 с, 49."Дедовщина": сущность, формы проявления и профилактика. Учебно-методическое пособие / Под. ред. В. Ф. Кулакова. М.: ГШ ВС РФ, 1995. — 70 с,
  40. Ю.И. «Дедовщина»: социально-психологический анализ явления //Психологический журнал. -1990. -1.11. -Ы 1. -С.109−116.
  41. А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию кофликтов. М.: РАН, 1993. -212 с.
  42. М.И. Взаимоотношения в многонациональном воинском коллективе. М.: ИВИ МО, 1989. — 56 с.
  43. М.И., Ооипенков Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира. М.: Воениздат, 1977= - 295 с.
  44. Э. Норма и паталогия //Рубеж: -Сыктывкар: -1992. -М 2. -С.82−88.
  45. Дюркгейм 3. Самоубийство. Социологический этюд: Пер. с фр.- М.: Мысль, 1994. 399 с.
  46. Э. О разделении общественного труда: Пер. с фр. М.: Канон, 1996. — 432 о.
  47. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с фр. М.: Канон, 1995, — 352 с.
  48. Л.Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах /социологический анализ/: Автореф. дисс.. канд. философ, наук.- М.: ВПА, 1975.
  49. Е.Н. Выступление на собрании партийного актива Московского округа ПВО /7 Красная звезда. -1987. -17 июня.
  50. В.В. Системный взгляд на природу «дедовщины» //Социологические исследования. -1995, -N 1. -С.123−126,
  51. История буржуазной социологии XIX- начала XX века. М": Наука, 1979. — 344 с.
  52. Т/Г .—I рп. т «¦ j—г Д * т"-» -.irr * m I—. «т * i.. тп -р „r „**r л ."•"•"¦“ w“ -„г v -тп т fttr т V „т~.. т яии, лихирля иуртуеизяии иищюлигш иер-вил пилиВляЫ ЛЛ вела, ш.: Наука, 1979. 308 с.
  53. История социологии в Западной Европе и США. М. г Наука, 1993, — 424 с,
  54. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991. — 383 с.
  55. Каледин С. Е, Стройбат //Новый мир, -1989″ -N 4, -С, 54−89,
  56. P.C., Никольский С. А. Социобиология. Критический анализ, М. *, Мысль, 1988. — 204 с.
  57. Китов А, И, Ковалев В. Н., Лужеренко В, К, Современная армия и дисциплина. М.: Воениздат, 1976. — 304 с.
  58. С.Г. Возможности методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации /7 Социальная идентификация личности. М.: ИС РАН“ 1993, -С"69−83.
  59. В.Н. Социалистический воинский коллектив /социологический очерк/, М.: Воениздат, 1980. — 238 с.
  60. Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова, Е.В.?Пороховой, 0.1,Зотовой, Н. В. Кучевской, М.: Наука, 1975. — 273 о,
  61. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий, Л.: Лениздат, 1987. — 144 с,
  62. Коломинский Я. Л, Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ, 1976. — 352 с.
  63. А. Реформа системы комплектования вооруженных сил в западных странах: проблемы и опыт //Зарубежное военное обозрение. -1991. -М 3. -С.3-У.
  64. ЗО.Корчак Я. Избранные педагогическую произведения. М.: Педагогика, 1979. — 473 с.
  65. Н. Психология и солдат: Пер, с англ. 2-е изд. М.: Воениздат, 1991. — 96 с.
  66. А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним /7 Американская социология: перспективы, проблемы, методы.- М: Прогресс, 1972. -С.282−296,
  67. Кравченко, 4.1, Прикладная социология и менеджмент, М.: МГУ, 1995. — 208 о.
  68. К.А. Исследование организаций за рубежом // Социологические исследования. -1994, -М 8−9. -С.198−205.
  69. М.П. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно-строительных коллективах: Дис.. канд.псих.наук. М: ВПА, 1987.
  70. Краткий словарь по социологии.- М.: Политиздат, 1988. 480 с.
  71. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова.- М.: Юрист, 1995. 512 с.
  72. P.JI., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991. — 208 о.
  73. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права.- М.: Юрист. 1995. 304 с.
  74. Кузьменко Б. В, Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления.- М.: ВПА, 1990.- 71 о,
  75. .В. Внутриколлективные военно-социальные отношения //Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. М.: ВПА, 1990.
  76. Культурология. М.: Знание, 1993. — 160 о.
  77. Кун М., Макпартлзнд Т. Эмпирическое исследование установок, личности на себя /У Современная зарубежная социальная психология: Тексты /Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: МГУ, 1984. -С, 180−187.
  78. А.И. Юнкера /7 Собр. соч. в 9 т. Т.8. М.: Худ. лит., 1973, -С.202−426.
  79. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социологические исследования. -1993. -М 9. -С.17−28.
  80. Эб.Лунеев В. В, Нарушение можно предупредить. М.: Воениздат, 1987. — 160 с.
  81. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.- Петрозаводск: Петроком, 1992. 320 с.
  82. С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики. М.: Военмориздат, 1943, — 516 о.аЭ.Маккихэн И., Кэмбелл P.E. Межнациональные конфликты в Советской Армии //Социологические исследования.-1992.-N 1.-С.94−103
  83. Ю.В. Философские и социально-психологические основы деятельности воинских коллективов /ВАС. Л.1975. — 36 о.
  84. Ю.В. Понятие и структура групповой деятельности (Методологе-- теоретический анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л, 1976.
  85. JLUO. MaUJiUy .H. iiUHAUJiU17m иитш: iisp. и сШ1'Л. M.: reiiiJi-uyK ., 1997, 304 с,
  86. Математические методы в современной буржуазной социологии.
  87. М.: Прогресс, 1966. 407 с. ИО. Матях А. Все та же „дедовщина“ // Красная звезда. — 1997, w Л? Ei б cEIrju) Я „
  88. Ш. Мацкевич И.M., Эминов В. Е. Преступное насилие среди военнослужащих. М.: Юрист, 1994, — 95 с. 112. Меркулов И. В. Происхождение и сущность „дедовщины“ в армии // Социологические исследования. -1993. -N 12. -0.109−112.
  89. ИЗ.Мертон Р. Социальная структура и аномия //Рубеж: Сыктывкар, -1992, -N 2, 0,89−105.114,Мертон Р. Явные и латентные функции //Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. -С, 379−448.
  90. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделении. М.: Воениздат, 1987, — 16 с.
  91. Методические рекомендации по организации воспитательной работы и укреплению воинской дисциплины в части / подразделении / /ДВО. Хабаровск, 1993. — 112 с.
  92. Методологические проблемы теории организации /Под ред. Оетро-ва М.й., Иванова В. Г, Солопова Е.Ф.- Л.: Наука, 1976, — 1S2 о
  93. Мид М, Культура и мир детства, — М. .* Наука. 1988. 429 с.
  94. С. Что ж ты, „дедушка“, спать не даешь? Курс выживания „АЛ“ //Комсомольская правда. -1992. 24 марта.
  95. Многонациональный воинский коллектив: вопросы и ответы. М.: Воениздат, 1989. — 175 с.
  96. Монсон Пер. Современная западная социология: теория, традицииtf-. т ч m т t т. : — .—. vn .—: .--i i’i TTfi * T T j™*“ ттч J^t „т .*-. i „j { l /i ?1 С ."чiMyuiittKxyiBtA: iiep. L/U иш. L’UU. — пихдиме, issu. — чьи u.
  97. Ю.И., Паповян С. С. Системный подход к исследованию психологической структуры контактного коллектива//'Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. -С.96−108.
  98. Ч. Вооруженные силы в „обществе отрицания войны“ //Армия и общество. М.: Прогресс, 1990.
  99. Н.В. Социальные факторы возникновения и пути преодоления неуставных взаимоотношений в воинских коллективах. Дис.. канд.филос.наук. М.: ВПА. 1990.
  100. Насилие в современном мире // Международная конференция: Тез, докл./Труды СПб филиала ИС РАН. СПб, 1997. — 110 с.
  101. Общезоинские уставы Вооруженных Сил РФ. М: Воениздат, 1994, — 526 с.-i? Л i 'i1 .—г т-v i i Г> т“ trn Пп"ттг."1 чт.-птч“ irrr S. X jft тгт -1 >„„„“ Г"*“ i""*i Л Л С&trade--- .-чoí-. uuwuua ¿-.о. и д и. ьицишшгия, м.: гльи-до, ¿-эаи. — 4:4:0 с.
  102. Основы социологии. Курс лекций, М.: Знание, 1993. — 394 с.
  103. В.И. Структура взаимоотношений в малых социальных группах / теоретические предпосылки, методика исследования. а V V
  104. Т ."S.—t „Л-Т^Т т .—. ,"¦i m Т“. лттгт“ t,“. „* ."v sft .*“» v * J-. т т тт г s"-! r~i Л ч—. m .~n v .Т". rrr irt «а. * v -w -ТП * i- -rv .--i „шличсихисииыс мехиды сжамхша/ - мвТирегф. дии,, ,, мпд, щиЛии. наук, — Киев. 1973.
  105. В.В. Асоциальное поведение молодежных группировок -реакция на наличие асоциальных элементов в общественной жизни. //Криминологи о неформальны--: общественных объединениях. М. — юрид.лит., 1У9и. ~и, 8−13.1. Л Г*- 1 оЬ
  106. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред, В.И.Доб-реньковз. М.: МГУ, 1994. — С.448−464.
  107. С.Я. Реформа 1973 года в армии США //Военная реформа: история и перспективы /Под ред. Н. А. Чалдымова. М,-.Обновление, 1991. -С.55−63,
  108. .Д. Основы социально-психологической теории. М, — Мысль, 1971, — 352 с“
  109. Е.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений. М.: Боениздат, 1991, — 112 с.
  110. В.А. Личность. Деятельность. Коллектив, М.: Политиздат, 1982. — 256 с.
  111. В.Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики //Психологический журнал. 1994. -Т.15. -Ы 2. -С.40−51.
  112. Л. Принципы Питера. М.: Прогресс, 1990. — 320 о.
  113. Г. Системный подход к социологическому исследованию малых групп: Автореф. лис, .канд.филос.наук.- Л., 1970.
  114. К.К., Гольдштейн Б. М. Основы авиационной психологии» М.: Транспорт, 1987, — 224 с.
  115. Подоляк Я, В, Личность и коллектив: психология военного управления, М.: Воениздат, 19ВУ. — 35и с.
  116. Д. Социальные отклонения в сухопутных войсках ишд //Зарубежное военное обозрение. -1997. -N 7. -С.17−21.
  117. «author»>Покровский А.м. ". расстрелять." Книга рассказов. СПб.: Мнапреос, 1994. — 336 с.
  118. Полосин В, А. Социологическое обеспечение воспитательного процесса в Вооруженных Силах: Дис.. канд.социол.наук.- М.: ГА ВС, 1993.
  119. К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993. — 186 с.
  120. Практикум по социологии /Под. ред. А. М. Долгорукова, Н.И.Дрях-лова, В. Я. Нечаева, И. М. Слепенкова. М.: МГУ, 1992. — 196 с.
  121. А.И. Социологические аспекты управления.- М.: Знание 1974. 64 о.
  122. А.И. Социология организаций.- М.: Наука, 1980.-160 с 16и. Пригожин А. И. Проблема неформальной организации в индустриальной социологии: Автореф. дис.. канд. филос. наук, М. 1968.
  123. Приг-ожин А. И. Соотношение формализации и самоорганизации в социальных системах: Доклад /Сов. оргкомитет по подготовке VII Международного социологического конгресса. Варна. 1970./- М., 1970, 13 с.
  124. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы, М.: Наука, 1994, — 304 с.
  125. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М.: Hay Fia, 1976. 368 с.
  126. Психология. Словарь. M.: Политиздат, 1990, — 494 о.
  127. Рабочая книга социолога. м,: Наука, 1976, — 512 с,
  128. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация, М,: Аспект Пресс, 1ууь. — о18 с,
  129. А.А., Радугин К.А. Социология организаций и управления, Воронеж, 1995, — 198 о,
  130. Рахимов О. К-А. Моральные конфликты: сущность, особенности их проявления и разрешения в воинском коллективе, — М: БПА, 1989.- 30 с.
  131. Резник Ю, М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения /7 Социологические исследования. 1994. — N 2, — С.87−96.
  132. Рекомендации командирам, политработникам, партийным и комсомольским активистам по борьбе о глумлениями и издевательствами на, флоте /Политуправление ТОФ. Владивосток, 1987, — 40 о.
  133. Рекомендации командиру, политработнику по укреплению воинской дисциплины, Владивосток, 1991. — 64 с.
  134. Рекомендации по предупреждению уклонений от военной службы.- М: МО РФ, 1993, 63 с.
  135. Рекомендации по сплочению многонациональных воинских коллективов и предупреждению случаев неуставных взаимоотношений между военнослужащими / Политуправление ТС) Ф. Владивосток: 1989. — 16 с.
  136. Р.В. Социальная структура общества как регулятор развития экономики /7 Экономическая социология и перестройка.- М.: Прогресс, 1989. -С.70−83.
  137. Самоорганизация в природе и обществе. Спб.: Наука, 1994,176,Сацута А. И. Воинский коллектив: сущность, роль в общественнойжизни., пути укрепления, M.: ВПА, 1986. 177,0Еенцицкий А. Л, Социальная психология управления. — Л.: ЛГУ, 1986. — 174 с.
  138. Система выполнения функциональных обязанностей командиром
  139. Советский простой человек /Под ред. Ю. А. Левады. М.: Мировой океан, 1993. — 304 с, 186, Современная американская социология /Под ред. В.й.Добренькова.- М: МГУ. 1994. 296 с.
  140. Современная западная социология. Словарь. М: Политиздат. 1990. — 432 с.
  141. Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А, Петровской.-М.: МГУ, 1984- 256 с.
  142. Сорокин П. А, Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /Институт социологии, — М.: Наука, 1994, 560 о.
  143. П.А. Система социологии, М.: Наука, 1993. — Т.1.л л ~.> -1 Т* О Cyil1. ЧАО и., i. iC. ООО и.
  144. PJ.lVi., щеуинны D.D. М. — OUlUtf, ±-эУ4. ±<�± г U.
  145. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследо
  146. ТУ /""1 ТЛ"т1—vr i «„тт Д ТТ Нт*. лтттттгтттптгт“ Г5 А С"Г"ггт-. тг тг"1 7 Т 1ШТ Гвсшш / с. е.-. rvyзгшшн, н., ийенцицлии, о.н.лдив h др. л. l jii j, 1979, 288 о,
  147. Социальная психология. Краткий очерк /Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М: Политиздат, 1975. — 320 о.
  148. Социальное управление: Словарь / Под ред. Б, И. Добренькова,
  149. Т/Г ii g -г--*.'.ттт.i-г--. ггпчг, а по --iл. га. wit? iieJirv. U?ici. т.- ш j, issi, ¿-си & 0,
  150. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М: Юрид, лит, 1984, — 320 с,
  151. Социологический словарь,-Минск: Университетское, 1991.-528 с.
  152. Социология труда / Под. ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В, Щербины. М.: МГУ, 1993. — 368 о.
  153. И.Ю. Анатомия неформальных объединений / типология и характеристика //По непиоанным законам улицы, — М.: Юрид.лит., 1991. -С.46−56.
  154. Съедин С. И. Крук В.М."Дедовщина» в воинских коллективах- причины, пути выявления и искоренения /социально-психологический аспект/. М.: ВПА, 1990.
  155. Н.Д. Личность и воинский коллектив: Автореф. дис.. докт. философ, наук.- M.- ВПА, 1972.
  156. А.Дж. Постижение истории.- М.: Прогресс, 1991, — 736 с.
  157. Л.К. Проект о переформировании армии // Толстой Л. Н. Соч. б 22-х томах, -i.16. -u.399−406,
  158. Уголовный кодекс РФ, — М.: Российское право, 1992. 176 с.
  159. Уголовный кодекс РФ.- СПб.: Омега, 1997. 152 о.
  160. В.И. Основы построения организационных систем. М.: Экономика, 1991. — 111 с,
  161. С.С. Социология. М: Логос, 1996. — 360 с.
  162. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  163. Фромм 3. Душа человека: Пер. М.: Республика, 1992. — 432 с.
  164. Ю.В. Короли и пешки /о неуставных взаимоотношениях в Советской Армии //Социологические исследования. -1988. -Ы 5. -С.77−79.22и, Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: про
  165. Л ТТ.—к* ТЧ Т ТГ ТГПТГПТЛТГ Ъ? ГТГТ Л, А ППП 1— Л .—Iилемы и аиииш! ш. — ош, хэоэ. ич: и.
  166. Т. Социальная психология: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1969. 535 с.
  167. П. Социология социальных изменений.- М.: Аспект Пресс. 1996. 416 с.
  168. ИТ* К Я ТТ птл т-р «-I .—.—"ггч * гч-т**.—I .—к .-ч & гл т-1 .—»?. Тлл -1 УЗсйо. шур о.м. пйшв иреихуилие иищеихди. IV!.- ииигуеии, 12? / и.
  169. Н.Г. Неформальная дифференциация в исправительно-трудовых учреждениях // Социологические исследования. 1992. -Ы 7, -С.73−82.
  170. Ф. Диалектика природы //К.Марко, Ф.Энгельс.Собр.соч, -Т.20, -С.343−628.
  171. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К.Маркс, Ф. Знг ель с. Ообр.соч.,-1.21. -С.23−178.
  172. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987, — 248 с.
  173. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Социальная идентификация личности. М.: ИС РАН, 1993. -С.7−23.
  174. J.С.Buckingham. A US code of military ethics /7 US Naval Institute Proceeding’s, 1989, V.115, N 12. P.40−44.
  175. D.Evans. The all-volunteer force //US Naval Institute Proceeding’s, 1985, N 9. P.58−64.
  176. Samuel P. Hunting-ton. The soldier and the state, The Theory and Politics of Civil-Military Relations. N-Y. 1980.
  177. E.Goffman. Asylums, N.-Y. Doubledav.1961.
  178. J.Karlsson and E.Blomgren. A life mode research perspective on value structures //European Reserch group on military and society, First Biennial Conference, Viena, Austria, March 19−22, 1988.
  179. N, Polmar, Still afloat amida sea of troubles // Navy international, 1996, N 3. P.18−22″
Заполнить форму текущей работой