Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Право собственности на животный мир

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новая Конституция Российской Федерации (принятая на референдуме 12 декабря 1993 года) относит вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению России и ее субъектов. Конституция не определяет принадлежность животного мира, не закрепляет его в собственности субъектов Федерации. В то же время Федеративный договор решал этот вопрос… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА
  • ЖИВОТНЫЙ МИР
    • 1. 1. Понятие права собственности на животный
    • 1. 2. Объекты права собственности на животный
  • 2. ФОРМЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИВОТНЫЙ МИР
    • 2. 1. Становление форм права собственности на животный мир
    • 2. 2. Субъекты права собственности на животный
    • 2. 3. Реализация права государственной собственности на животный мир
  • 3. ОХРАНА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИВОТНЫЙ МИР
    • 3. 1. Понятие охраны права собственности на животный мир
    • 3. 2. Организационно-правовые меры охраны права собственности на животный мир
    • 3. 3. Гражданско-правовая защита права собственности на животный мир
    • 3. 4. Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства об охране' и использовании животного мира

Право собственности на животный мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сохранение разнообразия животного мира, создание условий для естественного увеличения его численностиодна из важных задач, стоящих перед любым обществом. Россия является уникальным государством с 'точки зрения сосредоточения на ее территории множества представителей дикой фауны. Огромная территория, наличие различных климатических зон возлагает на государство в целом большую ответственность по сохранению уникальной природы, неповторимого животного мира.

Игнорирование объективных потребностей сохранения видового разнообразия и создания надлежащих условий для воспроизводства диких животных, отсутствие обеспечения их рационального использования не только приведет к невосполнимым потерям в природе, но и нанесет значительный экономический ущерб государству.

В настоящее время дикая фауна является не только источником белкового продукта (рыбные запасы, промысловые животные), пушнины, лекарственного сырья, но и хранителем генофонда. Огромна роль животных в поддержании экологического равновесия в природе: они выступают не только потребителями, но и санитарами природы, благодаря насекомым, бактериям происходит утилизация органических остатков в лесах, водных бассейнах, иных средах.

Вторжение человека в естественный ход природных процессов, изменение условий обитания дикой фауны, порой неконтролируемое истребление животных вызывает необходимость более жесткого законодательного регулирования отношений по охране животного мира, сохранения среды его обитания, обеспечения рационального использования ресурсов.

Свой отпечаток на характер рассматриваемых отношений накладывает федеративная природа Российского государства. Значительная часть наземных животных имеет определенную территорию расселения, которая является частью соответствующих субъектов Федерации. Возникает’проблема принадлежности животного мира государственным образованиям. Она может быть разрешена при условии тщательной проработки всех вопросов, касающихся обеспечения выполнения единой задачи — сохранения дикой фауны в ее естественном состоянии .

Несомненно, на формирование законодательства в вопросах закрепления отношений собственности на природные ресурсы оказывает влияние политика, однако при их решении государство должно исходить из необходимости создания такой правовой базы, которая смогла бы обеспечить сохранность и рациональное использование животного мира независимо от тех или иных политических воззрений.

Новая Конституция Российской Федерации (принятая на референдуме 12 декабря 1993 года) относит вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению России и ее субъектов. Конституция не определяет принадлежность животного мира, не закрепляет его в собственности субъектов Федерации. В то же время Федеративный договор решал этот вопрос более определенно: согласно его нормам животный мир является собственностью государств, входящих в Российскую Федерацию. Отсутствие в Конституции однозначного решения вопроса о принадлежности дикой фауны вызывает потребность дальнейшего исследования названных проблем. Это необходимо и потому, что законодательство об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации, и многие конкретные вопросы охраны и использования животного мира предстоит решать в недалеком будущем.

Принятый 24 апреля 1995 года Федеральный Закон «О животном мире» 1 говорит о возможности отнесения объектов животного мира как к федеральной собственности, так и к собственности субъектов Федерации, но сам механизм такого разграничения требует тщательной проработки. Необходимо также выработать процедуру согласования вопросов общей компетенции Федерации и ее субъектов в области пользования и распоряжения объектами животного мира.

Состояние научной разработанности темы.

Теоретические и практические проблемы в сфере правовой регламентации отношений собственности на природные ресурсы всегда находились и находятся в центре внимания ученых-правоведов. В научных трудах, статьях и публикациях О. С. Колбасова, В. В. Петрова, Е. А. Суханова, С.С. Кон-стантиниди, Б. В. Ерофеева, A.A. Рябова, С. М. Корнеева, М. Я. Кирилловой, О. И. Крассова, Ю. К. Толстого, Е. А. Мельникова и др. проводились исследования различных аспектов права собственности на объекты природы, составной частью которых является животный мир. Особое внимание уделялось охране и рациональному использованию природных ресурсов, правовому закреплению мер, направленных на сохранение природы и ее компонентов. В работах С. Н. Кравченко, А. Е. Еренова, H.H. Веденина, Н. Б. Мухитдинова, Л. В. Ильяшенко,.

1Собр. зак-ва РФ 1995. № 17. Ст. 1462.

И. Панкратова уделялось определенное внимание проблемам охраны и использования животного мира. Однако целостного исследования по данной теме в советской и российской правовой науке не было. Не рассматривался этот вопрос и в связи с необходимостью определиться с правом собственности на объекты животного мира при разделении собственности на федеральную и субъектов Федерации.

Цели и задачи исследования. Актуальность и неразработанность темы предопределили ее цели и задачи. Основное внимание было уделено выявлению сущности отношений собственности на природные ресурсы и, в частности, на животный мир, проблемам разграничения собственности в рамках федеративного государства, закреплению права собственности на животный мир.

Цель исследования заключалась в постановке и разрешении проблем определения статуса такого важного объекта природы, как животный мир, изучении организационно-правового механизма охраны животного мира и выработке рекомендаций по его совершенствованию.

Исходя из намеченной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты отношений собственности на конкретные объекты природы;

— изучить значение конституционно-правовых и гражданско-правовых норм в закреплении принадлежности животного мира субъектам Российской Федерации и Российской Федерации ;

— выявить тенденции развития законодательства о праве собственности на животный мир;

— разработать предложения о совершенствовании организационно-правового и экономического механизма охраны и рационального использования животного миравыявить соотношение публично-правовых и частноправовых методов в регулировании отношений собственности на животный мир.

Научная новизна заключается в том,' что диссертация представляет собой первую попытку комплексного исследования правовых вопросов собственности на животный мир. В ней исследуемые проблемы рассматриваются с позиции достижений экологической и цивилистической науки и практики, а также с учетом достижений других отраслей права. Осмысление дискуссионных теоретических вопросов, критическая оценка складывающейся практики позволили выдвинуть ряд самостоятельных выводов, новых положений и рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование отношений собственности на животный мир.

На защиту выносятся следующие новые или содержащие определенные элементы новизны положения:

1 необходимо выделить и законодательно закрепить единый фаунистический фонд с целью индивидуализации животного мира как объекта собственности;

2 объективное право собственности на животный мир является комплексным межотраслевым правовым институтом. Он включает в себя совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность животного мира Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, а также регламентирующих и охраняющих отношения по владению, пользованию и распоряжению фаунистическим фондом и (или) отдельными объектами, входящими в его состав;

3 субъективное право собственности на животный мир в настоящее время необходимо рассматривать как меру возможного поведения Российского государства и (или) субъектов Российской Федерации в лице соответствующих органов власти по владению, пользованию и распоряжению фаунистическим фондом;

4 необходимо закрепить критерии и порядок разграничения объектов животного мира в собственности Российской Федерации и собственности субъектов Федерации, исключив имеющиеся в настоящее время противоречия;

5 закрепление права государственной собственности на животный мир континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, необходимо говорить не о собственности, а о суверенных правах и осуществлении юрисдикции России в отношении живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

6 нормы Конституции и Уставов субъектов Федерации, провозглашающие животный мир достоянием (собственностью) народа соответствующего субъекта Федерации не соответствуют нормам Конституции Российской Федерации, принятому в развитие ее положений Федеральному Закону «О животном мире», а также не способствуют сохранению всего многообразия животного мира для будущих поколений. Поэтому в процессе разграничения объектов собственности на федеральные и субъектов Федерации необходимо руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации;

7 необходимо обеспечить баланс императивных и диспо-зитивных способов, присущих соответственно публично-правовым и частно-правовым методам регулирования отношений собственности на животный мир. При этом отмечается, что специфика животного мира как объекта права собственности предполагает закрепление определенного приоритета публично-правовых норм над частно-правовыми;

8 при заключении соглашений с природопользователями нужно отдавать предпочтение долговременным договорам о комплексном природопользовании, так как при использовании объектов животного мира должны учитываться также права и законные интересы собственников, обладателей вещных и обязательственных прав на другие природные ресурсы. В названных договорах четко указываются права и обязанности не только пользователя животным миром, но и специально-уполномоченных государственных органов, основания прекращения договора, последствия неисполнения сторонами взятых на себя обязательств;

9 условия договоров аренды природных ресурсов, договоров комплексного природопользования должны быть согласованы со всеми заинтересованными специально-уполномоченными государственными органами, так как любой из названных договоров затрагивает интересы не только пользователя животным миром, но и лесопользователей, водопользователей, других природопользователей;

11 наряду с традиционными мерами охраны животного мира могли бы стать таковыми лицензирование, стандартизация, оценка воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, государственная и общественная экологическая экспертиза, экологический мониторинг ;

12 недостаточное использование вещно-правовых способов при защите права собственности на животный мир вызвано спецификой объекта права собственности и форм его реализации ;

13 при разработке методик определения размера возмещения причиненного животному миру вреда необходимо учитывать видовые особенности животных, их полезные экологические и потребительские свойства, характер и природу правонарушений, затраты на восстановление среды обитания, на адаптацию животного после незаконного изъятия из естественной природной среды.

Научно-практическая значимость данного диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем определения Красной книги, лицензии, пределов осуществления субъективного права собственности на животный мир, а также другие выводы могут быть использованы в теоретических исследованиях проблем права собственности на природные ресурсы, при преподавании экологического и гражданского права.

Предложения о дополнении статьи 56 Федерального Закона «О животном мире», изменении ч. 2 ст. 4 этого же закона, о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации могли бы быть использованы органами законодательной власти России и законодательными органами субъектов Федерации при принятии, изменении и дополнении законов о животном мире и других природных ресурсах.

Предложенные в работе признаки и основания виндикаци-онного и негаторного исков, критерии разграничения платы за загрязнение и исков о возмещении вреда были бы полезны для арбитражных судов и судов общей юрисдикции при рассмотрении и разрешении споров, связанных с охраной и использованием животного мира.

Материалы проведенного исследования и выводы могут быть использованы в практической работе государственных органов, юридических лиц.

Источниковедческую базу диссертации составляют Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Федерации, Федеральные Законы «О животном мире», «О континентальном шельфе», Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 и ч. 2, Основы лесного законодательства, Водный кодекс Российской Федерации и др.

Значительную помощь в работе над диссертацией кроме работ авторов перечиленных выше, оказали также исследования С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, Р. К. Гусева, О. Л. Дубовик, Н. Д. Егорова, Л. А. Заславской, С. А. Зинченко, Е. И. Козловой, O.E. Кутафина, E.H. Колотинской, O.A. Красавчи-кова, B.C. Мартемьянова, А. И. Масляева, В. П. Мозолина, Б. Г. Розовского и др.

Методологическую основу диссертации составляют:

— метод теоретического анализа, примененный в сочетании с методом практического анализа;

— метод сравнительного анализа: предпринята попытка провести сравнительный анализ. норм Конституций и Уставов субъектов Федерации и Конституции Российской ФедерацииФедеральных законов и законов субъектов Федерации;

— исторический и системно-функциональный методы.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения исследования были доложены на научно-практических конференциях в г. Казани (-1982, 1989 г. г.), г. Саранске (1986, 1991, 1994 г. г.), СОфрино Московской области (1995 г.), г. Екатеринбурге (1995 г.), на конференции по Закону «О животном мире» в г. Москве (22 марта.

1996 г.), а также изложены в монографии, научных статьях, тезисах сообщений.

Некоторые рекомендации, разработанные на основе выводов диссертационного исследования, использованы при разработке нормативно-правовых актов Республики Мордовия (Закон МССР «О собственности», Постановление Верховного Совета МССР о регулировании земельных отношений и др.), а также при обсуждении проекта Федерального закона «О животном мире» в Верховном Совете Республики Мордовия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем охраны животного мира и использования его ресурсов все в большей степени становится задачей представителей различных областей знаний. Право лишь закрепляет отношения государства, физических и юридических лиц по поводу охраны и использования животного мира. Оно также не может быть заключено в рамки одной отрасли права, поскольку регулирует различные стороны рассматриваемых отношений. Нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права, а также некоторых других отраслей представляют собой совокупность правил, обеспечивающих выполнение задач, стоящих перед специально уполномоченным органом по охране животного мира.

Право является универсальным способом согласования интересов всех субъектов, участвующих в использовании ресурсов животного мира, поэтому только на основе его норм, можно найти оптимальный вариант удовлетворения потребностей общества в целом и отдельных лиц. От того, насколько нормы права будут отвечать этим потребностям, во многом зависит будущее не только животного мира, но и окружающей природной среды в целом.

Государство является выразителем воли народа, поэтому оно должно при закреплении права собственности на животный мир исходить прежде всего из интересов общества, необходимости сохранения природной среды, и, опираясь на эти постулаты, определять меру дозволенного в вопросах изъятия представителей дикой фауны из среды обитания, регламентации правил ведения охоты, добычи ресурсов моря и континентального шельфа, специально закреплять правовой режим животного мира при изменении режима владения, пользования и распоряжения иными объектами, напрямую влияющими на среду обитания дикой фауны.

Государство как единственный субъект права собственности на животный мир наряду с публично-правовыми методами при реализации своего субъективного права использует и частно-правовые приемы и способы. Осуществление субъективного права государственной собственности на животный мир, как и любое другое субъективное право, возможно лишь в правоотношении и имеет следующие пределы:

1. Субъективное право государственной собственности на животный мир может быть реализовано лишь тем лицом, в том числе органом государственной власти, которое на это уполномочено законом или иным нормативно-правовым актом. Такое лицо называется управомоченным.

2. Осуществление субъективного права государственной собственности может быть ограничено временными рамками. Например, виндикационный иск может быть предъявлен лишь в течение срока исковой давности.

3. Осуществление государством своего субъективного права собственности на животный мир не должно нарушать субъективных прав и защищаемых законом интересов других лиц. Иными словами, оно должно быть совместимо с интересами других лиц.

4. При осуществлении своего субъективного права государство вправе использовать только те способы, которые предусмотрены действующим законодательством. характером и объемом предоставленных управомоченному лицу средств принудительной защиты принадлежащего ему субъективного права.

Представляется, что сформулированные выше предложения, касающиеся новой редакции отдельных статей Федерального закона «О животном мире», найдут свое воплощение при обновлении законодательства, а определения Красной книги и лицензии будут полезны для других исследователей.

ДАННАЯ СТРАНИЦА ОТСУТСТВУЕТ В ОРИГИНАЛЕ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: Советская Россия, 1991.
  2. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. // Российская газета, 1993, 12 января.
  3. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: Известия, 1992.
  4. Конституция Республики Башкортостан. Принята 24 декабря 1993 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 30−67.
  5. Конституция Республики Бурятия. Принята 2 2 февраля 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 70−102.
  6. Конституция Республики Дагестан. Принята 26 июля 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 103−134 .
  7. Конституция Республики Ингушетия. Принята 2 7 февраля 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 135−155.
  8. Конституция (Основной закон) Республики Карелия. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 167−192.
  9. Конституция Республики Коми. Принята 17 февраля 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 193−218 .
  10. Конституция Республики Мордовия. Принята 21 сентября 1995 г. Саранск: Красный Октябрь, 19 95, 48 е.
  11. Конституция Республики Северная Осетия Алания. Принята 12 ноября 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 253−283.
  12. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия). Принята 4 апреля 19 92 г. с изменениями и дополнениями от 2 0 апреля 19 94 г.// Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 221−250.
  13. Конституция Республики Татарстан. Принята 30 ноября 19 92 г. с изменениями и дополнениями от 3 0 ноября 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 284−319 .
  14. Конституция (Основной закон) Республики Тыва. Принята 21 октября 1993 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 322−355.
  15. Конституция Удмуртской Республики. Принята 7 декабря 1994 г. Ижевск, Удмуртия, 1995, 88 с.
  16. Конституция Чеченской Республики. Принята 12 марта 1992 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 358−381 .
  17. Степное Уложение (Основной закон) Республики Калмыкия. Принят 5 апреля 19 94 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Сб. документов. М.: Манускрипт, 1995, с. 156−166.
  18. Устав Архангельской области. Принят Архангельским областным Собранием депутатов 23 мая 1995 г. Официальное издание. 1995 .
  19. Устав Нижегородской области. Принят Законодательным Собранием Нижегородской области 18 апреля 1995 г. Нижний Новгород. 1995 .
  20. Устав (Основной закон) Свердловской области. Принят Свердловской областной Думой 25 ноября 1994 г. // Ведомости Свердловской обласной Думы, № 5, 19 95 .
  21. Об управлении государственной собственностью Свердловской области. Областной закон от 22 марта 1995 г. Официальное издание. 1995 .
  22. Об охране и использовании животного мира. Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982, № 29, ст. 1029.
  23. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991, № 20, ст. 641.
  24. Об инвестиционной деятельности в РСФСР. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991, № 29, ст. 1005.
  25. Об охране окружающей природной среды. Закон РСФСР от 19 декабря 19 91 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992, № 10, ст. 457.
  26. О залоге. Закон РСФСР от 29 мая 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992, № 23, ст. 1239.
  27. Основы лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993, № 15, ст. 523.
  28. Об особо охраняемых природных территориях. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1024 .
  29. О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1462.
  30. Водный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст. 4471 .
  31. Об экологической экспертизе. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556.
  32. О континентальном шельфе Российской Федерации. Федеральный закон от 3 0 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4694 .
  33. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Спб.: Изд. «Альфа», КИФ «Равена», 1996, 272 с.
  34. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991, № 26, ст. 733.
  35. Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г./ Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, № 19, ст. 1048.
  36. О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость. Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 50, ст. 4868.
  37. О федеральных природных ресурсах. Указ Президента РФ от 16 декабря 19 93 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 51, ст. 4932.
  38. О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52, ст. 5085.
  39. Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 6, ст. 436.
  40. Об утверждении Положения об аренде лесного фонда РФ. Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 32, ст. 3012.
  41. Положение об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22 июля 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 32, ст. 3012 .
  42. О государственной экологической экспертизе. Положение. Утв. постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 39, ст. 3621.
  43. О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 39, ст. 3622.
  44. О создании Единой государственной системы экологического мониторинга. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 19 93, № 48, ст. 46−61.
  45. Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 3, ст. 211.
  46. Федеральная программа развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года «Рыба» Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1995 г. // Российская газета, 1995, 26 октября.
  47. Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства. Утв. Постановлением Правительства РФ от 2 6 сентября 19 95 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1995, № 40, ст. 3820.
  48. О Красной книге Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. // Российская газета, 1996, 2 марта.
  49. М.: Институт международного права и экономики. 1995, с. 252−255.
  50. О государственной экологической экспертизе предприятий с иностранными инвестициями. Письмо Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 19 мая 19 93 г. // Бюллетень нормативных актов Министерств и ведомств РФ. 1993. № 10, с. 17.
  51. Правила производства охоты на территории Мордовской АССР. Саранск. 1988 .
  52. Текущий архив главного управления охотничьего хозяйства при Минсельхозе России.
  53. Текущий архив арбитражного суда Архангельской области .
  54. Т.Е. Конституционные основы права социалистической собственности в СССР. М.: Знание. 1979.
  55. С.С. Общая теория права. В 2-х томах. Т. 1 М: Юрид. лит. 1981 — 283 с.
  56. С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М: Юрид. лит. 1989 187 с.
  57. А.П., Козлов Ю. М., Кармолицкий A.A. Административное право Российской Федерации. Часть 2. Учебник. М: ТЕИС. 1995 — 280 с.
  58. Г. А. Право государственной социалистической собственности на землю в СССР. М: Госюриз-дат, 1950.
  59. Актуальные вопросы советского права. Казань. Изд. Казанского университета, 1985. — 166 с.
  60. В.К. Право собственности в России. М: Бек. 1993. — 144 с.
  61. С. Возмещение в натуре вреда, причиненного неправомерным использованием природных объектов. // Проблеммы государства и права на современном этапе, Вып. 8. М. 1974, с. 201−211.
  62. И. Балтика: охрана природной Среды и права. Рига: Авотс. 1986.
  63. С.А., Габузов О. С., Заславская Л. А., Кол-басов О.С., Панкратов И. Ф., Сергеев A.A., Улитин A.A. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О животном мире». // Зак-во и экономика. 1996. № 1−2. С. 6−59.
  64. М.М. Правовые проблемы сохранения и восстановления окружающей среды в районах расселения малочисленных народов. // Правоведение. 1994. № 4, с. 101−104.
  65. М.М. Юридическое экологическое образование в аспекте развития права окружающей среды. // Государство и право. 1995. № 10, с. 120−129.
  66. Т.А., Дагель B.C. Закон охраняет природу. -М: Юрид. лит. 1980 128 с.
  67. Витольд Варкалло. Об ответственности по гражданскому праву. М: Прогресс. 1978 -328 с.
  68. П.А. Методические проблемы исследования гражданско-правовой ответственности. Таллин: Ээсти раа-мат, 1986 — 152 с.
  69. Ю.С. Объекты права государственной социалистической собственности. // Проблемы охраны прав граждан и организаций в свете положений Конституции СССР: Труды ВЮЗИ. М: ВЮЗИ, 1980, с. 3−16.
  70. H.H. Правовая охрана животного мира в СССР. М: 1975 — 64 с.
  71. A.B. Государственная социалистическая собственность. М: Госюриздат. 1948.
  72. Габа 3. Общественная собственность: Вариант политико-экономического анализа. // Экономические науки. 1988. № 2, с. 12−20.
  73. Е.И. Отражение экономической категории «собственность» в действующем законодательстве. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. № б, с.55−61.
  74. Г. И., Лебедева И. В. Экономико-географические аспекты изучения марикультуры. // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 1987, с. 74−79.
  75. Государственный и общественный контроль в системе регионального управления: Межвузовский сборник научных трудов / Мордовский университет. Саранск. 1987 — 156 с.
  76. Государство. Право. Экономика. М: Юрид. лит. 1970.
  77. Гражданское право. Часть 2. Учебник. / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М: ТЕИС. 1996 -552 с.
  78. Гражданское право. В 2-х томах. Т. 1. Учебник. / Под ред. Е. А. Суханова. М: Бек. 1993 384 с.
  79. В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М: Юрид. лит. 1972 — 208 с.
  80. В.Г. Юридическая ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. // Сб. науч. тр. по природоохранительному законодательству. М: ВЮЗИ. 1988, с. 56−100.
  81. Р.К., Петров В. В. Правовая охрана природа в СССР. М: 1979.
  82. XXVII Съезд КПСС и механизм гражданско-правового регулирования общественных отношений. Свердловск: Изд. Свердловского юрид. института. 1988 — 157 с.
  83. В. Слово об охоте // Человек и природа. 1976. № 9, с. 80−82.
  84. С.А. Закон на охране природы. М: Юрид. лит. 1987 .
  85. В.Н. Субъективное право и его основное разделение. // Правоведение. 1994. № 3. с. 78−96.
  86. Н.Д. Гражданско правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. Л: ЛГУ. 1988 176 с.
  87. Н.Д. Проблемы общего учения о праве собственности. Автореф. канд. дисстерт. Свердловск: СЮИ. 1979 16 с.
  88. B.C. Морская лаборатория вдали от моря. // Природа. 1989. № 1. с. 47−54.
  89. А.Е., Мухитдинов Н. Б., Ильяшенко Л. В. Правовое обеспечение рационального природопользования. Алма-Ата: Наука. 1985 152 с.
  90. .В. Экологическое право России. Учебник. Т. 1 М: ИМПЭ. 1995 352 с.
  91. .В. Экологическое право России. Учебник. Т. 2 М: ИМПЭ. 1995 328 с.
  92. .В. Советское природоресурсовое право. М: ВЮЗИ. 1983 126 с.
  93. A.A., Круглов В. В. О правовом обеспечении взаимосвязи экономики и экологии. // Правовые средства охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Свердловск. 1977. с. 97−100.
  94. Л.А. Законодательство независимых государств об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. // Советское государство и право. 1992. №, 4. с. 43−51.
  95. С.А. Государственная собственность в СССР: проблемы правового регулирования. Ростов. 1986 211 с.
  96. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М: Юристъ. 1995 480 с.
  97. О.С. Правовая охрана вод и рыбных запасов в СССР. М. 1974 64 с.
  98. О.С. Охотничьи законы. J1. 1960 .
  99. О.С. Теоретические основы права пользования водами. М: Наука. 1972.
  100. О.С. Водное законодательство в СССР. М: Юрид. лит. 1972 216 с.
  101. О.С. Право собственности на животный мир. // Развитие аграрно-правовых наук. М: 1980. с. 56−70.
  102. О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М: Междунар. отношения. 1982 240 с.
  103. E.H. Правовые вопросы природно-ресурсовых кадастров в СССР. М: 1986.
  104. Комментарий части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. М: Ред. журнала «Хозяйство и право», фирма «Спарк». 1995 597 с.
  105. С.С. Право государственной собственности на животный мир. // Охрана природы и рациональное использование ее ресурсов. Алма-Ата, 1981.
  106. С.М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М: 1964.
  107. М.А. Крымский заповедник. Симферополь: Кры-миздат. 1955.
  108. С.Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Львов: Вища школа. 1979 184 с.
  109. O.A. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М: Юрид. лит. 196 6 -200 с.
  110. Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. Архангельск: 1995 330 с.
  111. О.И. Право лесопользования в СССР. М: Наука. 1990 208 с.
  112. О. И. Право пользования землями государственного лесного фонда. // Советское государство и право. 1978. № 2. с. 131−134.
  113. О.И. Понятие земель государственного лесного фонда. // Правовое регулирование общественных отношений. М: 1977. с. 124.
  114. М.В. Право владения несобственника. Ав-тореф. канд. диссерт. М: ВЮЗИ. 1969. — 18 с.
  115. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. с. 714.
  116. B.C. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения. Курс лекций. М: Бек. 1994 — 312 с.
  117. М.Г. Споры о возмещении вреда, причиненного природным ресурсам. // Комментарий арбитражной практики. Выпуск 15. М: Юрид. лит. 1982. с. 62−77.
  118. А.И. Право собственности профсоюзов в СССР. М: Юрид. лит. 1975 222 с.
  119. Е.А. Право государственной социалистической собственности. Конспект лекций по курсу «Советское гражданское право». Куйбышев: 1976 72 с. 14 2. Миланова Е. В., Рябчиков A.M. Географические аспекты охраны природы. М: Мысль. 1979 293 с.
  120. Н.И. Механизм осуществления субъективных гражданских прав. Ярославль: 1989 84 с. 14 4. Митрюшкин К. П., Шапошников Л. К. Человек и природа. М: Знание. 1974.
  121. Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и Правительства 1917−1985 годы. Изд. 3-е доп. М: Изд. полит, лит. 1986.
  122. Охрана природы: Справочник. / Митрюшкин К. П., Бер-лянд М.Е., Беличенко Ю. П. и др. 2-е изд., перераб. — М. Агропромиздат. 1987 — 269 с.
  123. Охрана и развитие природных богатств Крыма. Симферополь: I960 .
  124. И. Закон охраняет животный мир. // Соц. законность. 1980. № 10. с. 18−20.
  125. И.Ф., Сыродоев H.A. Законодательство об охране и использовании животного мира. М: Юрид. лит. 1983 .
  126. В.В. Проблемы эколого-правовой терминологии. // Правовые проблемы экологии. Сб. науч.-аналит. озо-ров сов. и зарубеж. лит. М: 1980. с. 126.
  127. В.В. Экология и право. М: Юрид. лит. 1981 -224 с.
  128. В. В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М: Бек. 1995 557 с.
  129. A.M. Законодательство о животном мире: проблемы правового регулирования. // Законодательство и экономика. 1991. № 14. с. 44−47.
  130. Г. И. Охрана права государственной собственности на леса. М: 1966.
  131. В.Ф. О частном и публичном праве. // Правоведение. 1994. № 5−6. с. 53−54.
  132. Право собственности в СССР. / Под ред. Ю. К. Толстого, В. Ф. Яковлева. М: Юрид. лит. 1989 — 288 с.
  133. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. М: Наука. 1989 188 с.
  134. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы: Учеб. пособие для вузов. / Т. Лялев, С. Кушлев и др. Под ред. В. В. Петрова. М: Высш. школа. 1990 368 с.
  135. Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. / Под ред. проф. В. В. Петрова. М: 1988.
  136. Проблемы взаимодействия общества и природы (тезисы 1 Всесоюзной научной конференции). М: МГУ. 1978 172 с.
  137. Проблемы гражданского права: Сб. статей. / Под ред. проф. Ю. К. Толстого, проф. А. К. Юрченко, доц. Н. Д. Егорова. Л: ЛГУ. 1987 201 с.
  138. A.A. Советское государство как субъект советского гражданского права. Харьков: Харьков, юрид. институт. 1965 -24 с.
  139. Развитие правового регулирования природоохранных и сельскохозяйственных отношений. Свердловск: Изд. Свердл. юрид. инст. 1988 — 132 с.
  140. Развитие советского гражданского права на современном этапе. / Н. С. Малеин, В. П. Мозолин и др. М: Наука. 1986 — 267 с.
  141. В. О материальной ответственности рабочих и служащих за причинений природе ущерб. // Проблемы гарантии осуществления и защиты гражданских прав. Тарту: 1977. с. 179−187.
  142. Ф.М. Экологическое законодательство Республики Башкортостан: проблемы становления и совершенствования. // Российский юрид. журнал. 1994. № 2. с. 25−31.
  143. .Г. Правовое стимулирование рационального природопользования. Киев: 1981.
  144. Роль права в экономическом развитии региона: меж-вуз. сб. науч. трудов. Саранск: Мордовский университет. 1990 — 111 с.
  145. В. И. Имущественная (материальная) ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира. // Сов. гос. и право. 1987. № 2. с. 70−72 .
  146. A.A. Охрана права государственной собственности на природные ресурсы. Казань: Казанский университет. 1982 144 с.
  147. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. 3-е изд., перераб. и доп. М: СПАРК. 1995 -389 с.
  148. Л.А. Экологические экспертизы экономической деятельности в капиталистических странах. // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 1985. № 6. с. 62−68.
  149. В. Совершенствование социалистической собственности. // Экон. науки. 1987. № 1. с. 3−10.
  150. В.Т., Собчак A.A. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Л: ЛГУ. 1983 152 с.
  151. В.Е., Саблина Т. Е. Охрана и использование млекопитающих. М: Знание 1974.
  152. Социализм и охрана окружающей среды. / Под ред. проф. О. С. Колбасова. М: Юрид. лит. 1979 -392 с.
  153. Социалистическая собственность: формы реализации. М: Экономика. 1989 270 с.
  154. Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. Владивосток: 1989 90 с.
  155. В. А. Понятие и классификация гражданских правонарушений. // XXVII Съезд КПСС и механизм гражданско-правового регулирования общественных отношений. Свердловск: 1988. с. 120−122.
  156. Тенденции и перспективы развития советского законодательства. Казань: Кзанский университет. 1991 152 с.
  157. Ю.А. Публичное право. Учебник. М: Бек. 1995 496 с.
  158. Ю.К. Спорные вопросы учения о праве собственности. // Теоретические проблемы гражданского права. Свердловск: 1970. с. 64−84.
  159. Ю.К. На путях кодификации гражданского законодательства. // Правоведение. 1994. № 3. с. 22−30.
  160. Ю.К. Уроки Черепахина. // Правоведение. 1994. № 5−6. с. 55−59.
  161. Ю.К. Понятие права собственности . // Проблемы гражданского и административного права. J1: 1962. с. 152−196.
  162. A.M. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М: МГУ. 1958 332 с.
  163. A.A. Охота и закон. М: 1987.
  164. Е.В. Размещение ресурсов лося в северовосточной части Нечерноземного центра России. // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. 1985. № 2. с. 3−8.
  165. Е.В. Северный олень Европейской тайги. // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. 1985. № 4. с. 28−32.
  166. Н. Регулирование природопользования в условиях перестройки. // Вопросы экономики. 1988. № 4. с. 88−97.
  167. P.O. Актуальное исследование отношений собственности. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. № 6. с. 7 5−77.
  168. Хозяйственная деятельность и охотничья фауна. В 2-х томах. Киров: Т. 1 1980 248 е., Т.2 — 264 с. 20 0. Хозяйственное право. Учебник для вузов. Т. 2. Отв. редактор проф. B.C. Мартемьянов. М: Бек. 1994 400 с.
  169. Н.И. Акклиматизация диких животных. // Природа. 1989. № 4 с. 59−68.
  170. .Б. Об ответственности за вред, причиненный правомерной деятельностью. // Правоведение. 1994. № 5−6. с. 45−52.
  171. B.C. О самостоятельности института права государственной социалистической собственности и его государственно-правовой природе. // Теоретические проблемы гражданского права. Свердловск. 1970. с. 85 110.
Заполнить форму текущей работой