Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические условия формирования профессиональной мотивации у студентов — будущих менеджеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К числу ключевых факторов формирования профессиональной мотивации у студентов менеджерских специальностей в период их обучения в ВУЗе, следует отнести: личность преподавателя, способы и методы влияния на развитие личности уверенного в своих силах менеджерасистема педагогических оценок и взаимооценок учебной деятельности, поведенческих и коммуникативных особенностей личностиособенности организации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
    • 1. 1. Анализ исследований проблемы формирования профессиональной мотивации в психологической науке
    • 1. 2. Обоснование направления собственного исследования
  • Резюме по главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
    • 2. 1. Особенности процесса формирования профессиональной мотивации у студентов
    • 2. 2. Исследование динамики формирования профессиональной мотивации у будущих менеджеров в процессе обучения в ВУЗе
  • Резюме по главе
  • Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
    • 3. 1. Социально-психологический тренинг по формированию профессиональной мотивации для студентов управленческих специальностей
    • 3. 2. Сущность и основные принципы социально-психологического тренинга по коррекции профессиональной мотивации
  • Резюме по главе

Психологические условия формирования профессиональной мотивации у студентов — будущих менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Усиление интереса к мотивации, как движущей силе человеческого поведения, побуждающей и смыслообразующей стороне личности связано с большими изменениями в общественной жизни России. В нашей стране опубликован ряд работ, посвященных обсуждению различных подходов к изучению мотивов, мотивации различных форм человеческой деятельности.

Различные аспекты мотивации являются предметом исследования целого ряда наук, как естественных, так и гуманитарных. Естественно, что изучение отдельных сторон мотивации в рамках физиологии высшей нервной деятельности, физиологии человека, психофизиологии, общей психологии, социальной психологии, психологии профессиональной деятельности и т. п. в конечном счете подготавливает базу для целостного анализа и построения общей теории.

В настоящее время в психологии труда все больше внимания уделяется профессиональной мотивации специалистов-управленцев. Признается, что устойчивая профессиональная мотивация является столь же значимой, как профессиональная и управленческая подготовка менеджера в целом. От уровня мотивации во многом зависит эффективность профессиональной деятельности менеджера, качество решения управленческих задач и психологический климат на предприятии.

Социально-психологический аспект мотивации менеджера связан с особенностями социально-коммуникативного опыта, сформированными социальными установками, оценками себя и своей деятельности и проявляется в особенностях управленческих отношений.

Проблема профессиональной мотивации привлекла внимание ученых с конца XIX века. Ее изучением занимались А. Адлер, Р. Альберти, Э. Берн, Дж. Вольпе, В. Вендланд, П. Ванцвайг, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, Д. Дж. Либерман, А. Лазарус, А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, К. Рудестам, А.

Сальтер, Дж. Смит, Р. и Р. Ульрихи, Э. Фром, Х.-В. Хёфер, Э. Шостром, М. Эммонс, Р. Энтони и другие.

В нашей стране профессиональную мотивацию изучали Б. Г. Ананьев, Ф. Е. Василюк, В. И. Гарбузов, И. В. Дубровина, С. В. Ковалев, A.M. Прихожан, А. Прудченков, В. Г. Ромек, Т. А. Репина, Т. О. Смолева, Е. А. Серебрякова, A.B. Толстых, и многие другие исследователи.

В некоторых направлениях психологии профессиональная мотивация включается в блок личностных чертопределены ее функции в системе межличностных взаимоотношенийописана структура и условия ее развития в онтогенезеразработаны тренинги и методики по ее коррекции.

Несмотря на то, что проблемы профессиональной мотивации стали предметом исследования многих ученых в области психологии труда, вместе с тем еще недостаточно раскрыты особенности содержания, структуры, условий формирования этого качества у менеджера. Остаются недостаточно изученными проблемы формирования мотивации у студентов управленческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки к трудовой деятельности. Ещё не сложилась целенаправленная, научно обоснованная система формирования данного качества в процессе обучения в ВУЗе. Не нашли широкого применения в профессиональной подготовке студентов управленческих специальностей бихевиористские и когнитивистские тренинги профессиональной мотивации.

Вследствие высокой актуальности, практической значимости и недостаточной практической разработанности проблема формирования профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей избрана в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования — профессиональная мотивация у студентовбудущих менеджеров.

Предмет исследования — психологические особенности и динамика процесса формирования профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей высших учебных заведений.

Цель диссертационного исследования — на основе теоретического анализа и опытно-экспериментального исследования определить особенности, динамику и факторы формирования профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей в процессе обучения в ВУЗе.

Гипотеза исследования:

Профессиональная мотивация будущих менеджеров, в начальной стадии формирования, как правило, вступает в противоречие с их исходными установками поступления в тот или иной ВУЗ. Данные исходные установки часто существуют на неосознаваемом уровне, а вербализуются в форме определенных родительских предписаний.

Проблемы родительского предписания лежат в глубинных структурах бессознательного. Для их нейтрализации обычно требуются специально разработанные психокоррекционные мероприятия и личностно-ориентированные тренинги. Поэтому при начале формирования профессиональной мотивации у будущих менеджеров необходимым условием является специально организованная психокоррекция родительских предписаний. Что повысит эффективность вырабатываемых качеств, снизит уровень тревожности, позволит адекватно оценить свои притязания и наметить грани их дальнейшего развития.

Выявление мотивационных детерминант эффективности профессиональной деятельности будущих менеджеров позволяет сформировать условия совершенствования необходимых компонентов обучения в ВУЗе:

— изучение дисциплин, способствующих самопознанию и познанию социально-психологических закономерностей общественной жизни;

— подчинение всей системы обучения и воспитания студентов задачам формирования зрелой, уверенной в себе личности.

Для успешного формирования профессиональной мотивации у будущих менеджеров в процессе обучения необходим специально организованный психологический тренинг, учитывающий индивидуальные особенности студентов.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи: уточнить содержание теоретической модели профессиональной мотивации менеджера.

— выявить психологические особенности и динамику становления мотивации профессиональной деятельности студентов, будущих менеджеров.

— обосновать специальный социально-психологический тренинг в качестве методики повышения эффективности процесса формирования профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей.

Методология и методика исследования. Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный поход к изучению личности менеджера.

Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев), психологии труда (В.А.Бодров, Г. М. Зараковский, Б. Ф. Ломов, К.К.Платонов), системно-целевой концепции личности (Б.Б.Коссов), теории «черт» (В.С.Мерлин), а также требования к психодиагностической модели личности менеджера (Ю.М.Забродин, Марьин М. И. и др.) и методологические принципы дифференциальной психодиагностики (В.А.Бодров, Л. Ф. Бурлачук, К. М. Гуревич К.К.Платонов, А. А. Реан, В. Л. Марищук, В.Н.Машков).

Кроме того, методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— принципы системного анализа психологических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, С. Д. Смирнов, В. Д. Шадриков, В.А.Якунин);

— представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев,.

Е.А.Климов. С.Л.Рубинштейн);

— акмеологический подход к анализу профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е.И.Степанова);

— личностнои социально-деятельностный подход к оценке менеджеров (А.В.Барабанщиков, В. Н. Герасимов, В. П. Давыдов, В. Я. Кикоть, В. Я. Слепов, И. А. Скопылатов, Н. В. Феденко, Я.Я.Юрченко) — современные подходы и направления в области новых информационных и психологических технологий контроля профессионализма (В.С.Артамонов, И. Б. Лебедев, В. Е. Петров, А.Н.Печников).

Кроме того, в процессе исследования использовались: формальнологический метод, анализ результатов продуктов деятельности, контент-анализ, опрос, беседа, интервью, метод сопоставления независимых характеристик, методы профессиографии, тестирование тестирование по методикам «Мотивация достижения» (Т. Элерс), «Мотивация избегания неудач» (Т. Элерс), «Направленность личности» (В. Смекайл и М. Кучер), «Самооценка профессионально-значимых качеств» (Г.Волковицкий), «Интегральная удовлетворённость трудом» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. Н. Мануйлов), «Диагностика мотивационной структуры личности» (Э. Мильман), «Диагностика уровня мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию» (Н. Фетискин), «Методика ценностных ориентаций» (М. Рокич), «16-факторный личностный опросник» (Р. Кэттелл), констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, метод экспертных оценок, социологические методы научного познания и другие.

Обработка результатов исследования проводилась на персональном компьютере методами математической статистики с использование программного обеспечения «Statistica 5.0», «SPSS 10.0».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных эмпирических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании различных контингентов, кроме того, в исследовании приняли участие более трехсот человек, в том числе 286 студентов Государственного университета управления, Московского физико-технического института, Московского авиационного института- 23 преподавателя указанных ВУЗов. Кроме того, в исследовании участвовали 57 менеджеров среднего звена предприятий городов Москвы, Подольска и Серпухова.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Профессиональная мотивация менеджера — это профессионально значимое качество личности, основу которого образует адекватное осознание своей готовности к управленческой деятельности, лидерских способностей и способности к мобилизации своих сил для решения конкретной задачи в области управления.

2. Процесс формирования профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей ВУЗа детерминирован в значительной степени тремя группами факторов: «внешняя оценка», «образовательно-коммуникативная среда ВУЗа» и «целенаправленная работа преподавателя и студента над формированием профессиональной мотивации». Формирование необходимого уровня профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей тем более успешнее, чем адекватнее и целенаправленнее подчинена этому процессу вся система образовательного процесса ВУЗа. Особое значение имеют дисциплины, способствующие самопознанию и освоению социально-психологических закономерностей процесса управления.

3. Повышение уровня профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей в процессе профессиональной подготовки достигается в результате: накопления профессиональных знаний, умений и навыков, расширения кругозора, сформированных установок, системы ценностей, самооценок, самоидентификации и активной самореализации.

4. Индивидуальные особенности личности студентов, исходный уровень профессиональной мотивации выступают значимыми предпосылками формирования данного качества в ходе обучения в ВУЗе. Профессиональная мотивация повышается к окончанию обучения, но у многих студентов остается ниже, чем у менеджеров. Это обуславливает дифференцированный подход к формированию данного качества и целенаправленную работу на протяжении всего обучения в ВУЗе.

Научная новизна заключается в том, что проведенное исследование расширило и уточнило содержание и психологическую структуру профессиональной мотивации как качества личности менеджера, его взаимосвязи и функции в управленческой деятельности.

Раскрыта динамика содержания и структура профессиональной мотивации, ее индивидуальных и типологических показателей в зависимости от содержания учебного процесса, образовательно-коммуникативной среды ВУЗа и целенаправленной деятельности по формированию данного качества.

Научно обоснована, разработана и апробирована система специальных социально-психологических тренингов уверенного поведения для студентов управленческих специальностей.

Теоретическая значимость диссертационного исследования включает несколько направлений. Определены особенности социально-психологической структуры профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей в учебном процессе, представляющие собой совокупность эмоциональных, мотивационных, поведенческих и когнитивных компонентов.

Выявлены и оценены три группы факторов учебного процесса, влияющих на формирование профессиональной мотивации у студентов: внешняя оценкаобразовательно-коммуникативная среда ВУЗацеленаправленная работа преподавателя и студента над формированием профессиональной мотивации.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные положения, раскрывающие структуру, особенности и динамику формирования профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей, могут быть включены в содержание учебных дисциплин «Социальная психология», «Психология управления», «Психология и педагогика» в соответствии с учебным планом специальностей «Менеджмент» и «Социология и психология управления».

Предложена система специальных тренингов по формированию профессиональной мотивации у студентов менеджерских специальностей может использоваться в рамках элективной дисциплины или спецкурса для студентов пятых курсов.

Обоснованные в диссертации пути совершенствования системы развития профессиональной мотивации позволяют оптимизировать учебный процесс по специальностям «Менеджмент» и «Социология и психология управления».

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации отражены в 4 опубликованных научных работах, из них две статьи и 2 учебных пособия. Общим объемом опубликованных работ 4,0 п.л.

Результаты исследования апробированы на международных научно-практических конференциях: «Соционика, психология и менеджмент» (Киев, 2004) — «Актуальные проблемы управления — 2003» (Москва, 2003). Материалы исследования использовались при проведении учебных занятий по дисциплинам «Социальная психология», «Психология управления» на психологическом факультете Московского университета МВД России. Полученные результаты неоднократно использовались в ходе занятий со студентами, организованных при студенческом профсоюзе Государственного университета управления, а также в практическую деятельность фирм ООО «Руса+» (Приложение 5), ООО «Дельта Инком» (Приложение 6).

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 195 листах машинописного текста, состоит из введения, трех глав заключения, выводов, практических рекомендаций и списка использованных литературных источников. Текст диссертации иллюстрирован 5 рисунками и 13 таблицами.

ВЫВОДЫ.

1. Профессиональная мотивация менеджера — это осознание своих возможностей по управлению другими людьми, адекватности, значимости полученных знаний и умений в отношении менеджмента, а также чувство компетентности, независимости, решительности и эмоционально-волевой устойчивости. Профессиональная мотивация является одним из основных личностных качеств менеджера, необходимых для эффективной реализации управленческой деятельности. В настоящее время менеджер, с высоким уровнем профессиональной мотивации наиболее востребован, но выпускники ВУЗов часто не имеют необходимого уровня профессиональной мотивации, навыков уверенного общения и поведения. Исходя из проведенного нами анализа теоретического материала, профессиональная мотивация состоит из трех уровней: высший — направленность личностисредний — система мо-тивационных образований, направленная на удовлетворение важных потребностей человека (потребность в общении, труде, познании и др.) — базовыйсистема частных (конкретных) мотивов. Это модель представляет собой систему, в которой системообразующим фактором является направленность личности.

2. К числу ключевых факторов формирования профессиональной мотивации у студентов менеджерских специальностей в период их обучения в ВУЗе, следует отнести: личность преподавателя, способы и методы влияния на развитие личности уверенного в своих силах менеджерасистема педагогических оценок и взаимооценок учебной деятельности, поведенческих и коммуникативных особенностей личностиособенности организации и структурирования учебного процессаизучение психологических дисциплин, способствующих самопознанию и росту психологической компетентно-сти-особенности коммуникативной среды ВУЗа, интенсивность и содержательность межличностного, внутригруппового и межгруппового обще-ния-ситуация сдачи экзаменов (стрессогенный фактор, влияющий на систему самооценок и принятия себя студентом) — особенности самопознания, самообразования и саморазвития студентовспособность к приобретению и развитию профессиональных, коммуникативных и личностных знаний, умений и навыков, необходимых будущему менеджеру.

3. Процесс формирования профессиональной мотивации у студентов управленческих специальностей в существующих условиях не всегда дает ожидаемые результаты. Студентов с высоким уровнем профессиональной мотивации — 28%, со средним — 59% и с низким — 13%, в то время как менеджеров с высоким уровнем профессиональной мотивации — 87%, со средним -13%. Несмотря на то, что данное качество входит в наиболее признанные перечни профессионально важных качеств менеджера, оно не стало еще непосредственной целью образовательной системы ВУЗа. Значительная часть студентов не в состоянии воспользоваться условиями обучения для того, чтобы выработать у себя социальную смелость, инициативу, решительность, ответственность за важные решения или, как минимум, преодолеть застенчивость, психологическую неготовность к управленческой деятельности.

4. Динамика развития профессиональной мотивации в учебном процессе университетов и институтов управления (менеджмента) в целом характеризуется следующим: накоплением профессиональных знаний, умений и навыков, расширением кругозораформированием установок и системы ценностей, адекватных самооценоксамоидентификацией с профессией, профессиональным становлениемсамореализацией. В процессе исследования выявлена психологическая динамика формирования профессиональной мотивации. На первом курсе количество юношей с высоким уровнем профессиональной мотивации составляет 1,59%, со средним — 79,37%, с низким -19,05. У девушек 4,35%, 73,91% и 21,74%) соответственно. На втором курсе высокий уровень профессиональной мотивации у юношей составляет 3,85%, у девушек — 3,03%. Это различие также связано с различным уровнем трудностей, которые возникают в учебном процессе в связи с тендерными причинами. В то же время заметно выравнивание по количеству студентов и студенток со средним уровнем профессиональной мотивации — 84,6%2 и 81,82% соответственно. На третьем курсе среди девушек снижается процент тех, кто испытывал неуверенность в себе до 5%, а среди юношей неуверенных в себе уже не остается. Средний уровень профессиональной мотивации среди девушек свойственен 80%, а у молодых людей — 90,91%. Существенно возрастает число студентов, имеющих высокий уровень профессиональной мотивации: у девушек — 15%, у молодых людей — 9,09%. На четвертом и пятом курсах увеличивается количество студенток с высоким уровнем профессиональной мотивации: 27,27% и 38,46%) соответственно. Но по сравнению с женщинами менеджерами, выпускницы вузов показали меньший уровень профессиональной мотивации. Как показывают наблюдения, женщин, работающих по управленческой специальности, меньше, чем выпускниц с менеджерским образованием. Кроме того, у мужчин менеджеров 66,66% имеют высокий уровень профессиональной мотивации, тогда как среди женщин только 50%. Обращает на себя внимание тот факт, что на четвертом курсе студентов с высоким уровнем профессиональной мотивации — 66,67%, то есть практически столько же, сколько и менеджеров (66,66%), а на пятом курсе всего 16.67% имеют высокий уровень профессиональной мотивации. На пятом курсе средний уровень профессиональной мотивации у мужчин даже ниже, чем у девушек. Посредством интервью выявлено, что причиной роста неуверенности являются различные социальные страхи. Эта ответственность, связанная с государственным экзаменом и подготовкой дипломного проекта, с последующим трудоустройством, созданием семьи и т. д. Одним из важных факторов, снижающих профессиональную мотивацию у студентов пятого курса — это призыв на военную службу. Нестабильность своего положения, жизненных и профессиональных планов, страх перед призывом на военную службу является причиной снижения уровня профессиональной мотивации студентов выпускных курсов.

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что профессиональная мотивация с приобретением профессиональных знаний, умений и навыков в период обучения в ВУЗе, у студентов в целом возрастает, но по ряду причин не достигает требуемого уровня. Следовательно, в ВУЗах необходима специальная социально-психологическая работа по формированию у студентов управленческих специальностей адекватного уровня профессиональной мотивации, обучению их уверенным формам поведения и общения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку студентов управленческих специальностей, необходимо создать группы профессионально — психологического отбора и сопровождения обучения студентов с целью диагностики исходного уровня профессиональной мотивации абитуриентов и динамики профессиональной мотивации у студентов в процессе всего периода обучения с целью коррекции самого процесса подготовки специалистов.

2. При психологическом обеспечении психологам целесообразно ориентироваться на развитие у студентов социальных и познавательных групп мотивов, мотивационно-волевых качеств личности, личностного адаптационного потенциала коммуникативных и организаторских способностей, для чего и использовать информативные психодиагностические методики «Профессиональные мотивы», КОС, КОТ, «Якоря карьеры», тест Люшера.

3. В целях повышения уровня мотивации студентов к избранному виду деятельности считается целесообразным включить в учебные планы подготовки специальные социально-психологические тренинги. Для оценки их эффективности использовать процедуры количественной оценки основных групп мотивов (профессиональные, познавательные, прагматические, социальные и личностного престижа), уровня должностного соответствия и технологию многомерного вклада мотивов в профессиональную деятельность менеджера.

4. Обучать студентов современным методикам стресс преодолевающего поведения и снятия психического и физического напряжения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии Издательство института Психотерапии — М.: 2002
  3. И. В. Имидж и этика делового человека. М.: 1996.
  4. Р., Эммотнс М. Ваши настоящие права. М.: 1996.
  5. Р., Эммотнс М. Самоутверждающее поведение. СПб.:
  6. Р., Эммотнс М. Умейте постоять за себя! Ключ к самоутвержающему поведению. М.: Треугольник, 1993.
  7. .Г. О методах современной психологии: Психодиагностические методы. Л., 1976.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Педагогика, 1982.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
  10. А. Психологическое тестирование. Кн. 1- 2. М.: Наука, 1977.
  11. В.Е. Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис.. канд. психол. наук -Кемерово, 1999.
  12. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998.
  13. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Совеременная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). М.: 1978.
  14. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Философские аспекты теории функциональных систем. М.:1. Наука, 1979.
  15. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии. // Психологический журнал Т.З.-№ 2 — 1982.
  16. JI. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
  17. Л.И. Методологические проблемы психологии развития// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
  18. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. -1973. -№ 4.
  19. Л.И. Психология личности как открытой системы // Вопросы психологии. N5,1970.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.
  22. Г. Д. Психологические основы формирования, профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 1999.
  23. Т.Л. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Ярославль, 1988.
  24. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  25. A.B., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1988.
  26. Ф. В. Еще раз о законах психики // Психологический журнал Т.- 3-№ 6−1982,
  27. А. В. Тестирование. Основной инструмент практического психолога: учеб. Пособие. 2-е изд. — М.: Дело, 2001.
  28. Батищев Г. С, Мамчур Е. А., Кортаева В. В. К вопросу о ценностной детерминации сознания // Философские науки. N6,1989.
  29. Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Высшая школа, 1963.
  30. М. М. Проблема поэтики Достоевского М.Ф. М.: Сов. Россия, 1979.
  31. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./Пер. с англ. М.: Прогрес, 1988.
  32. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1994.
  33. Р.В. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  34. Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем. Системные исследования. М: Наука, 1973.
  35. В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М.: Интерэксперт, 1992.
  36. P.P. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.- 1978. № 2.
  37. И.В. Целостность и системность, // Системные исследования. М.: Наука. 1977.
  38. И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. К-8.1978.
  39. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973.
  40. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. Киев. Высшая школа, 1978.
  41. Бодал ев A.A. Восприятие и понимание человеком человека. М.: МГУ, 1982.
  42. A.A. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
  43. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика.М.1982.
  44. М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978.
  45. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности, М.: Наука, 1981.
  46. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. -М., 1995.
  47. С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991.
  48. Л.В. Исследования уровня притязаний. М.: МГУ, 1985.
  49. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. N-2. 1981.
  50. . С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.:МГУ, 1980.
  51. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект, 1999.
  52. P.C. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте / Автореферат./. М.: МГУ, 1983.
  53. П. Десять заповедей творческой личности.
  54. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Издательство МГУ, 1991.
  55. Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.
  56. Н.Е. Избранные произведения. М.:Медгиз, 1952.
  57. П. Искусство менеджмента. М., 1993.
  58. Л.М. Психические процессы. Т. 3. Л.: ЛГУ
  59. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  60. Волков 11Л1, Круглянский В. Ф. Системный подход как методологическая ориентация в науке / Системный подход и психиатрия, Минск. Высшая школа. 1975.
  61. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.
  62. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 1984.
  63. В.А. Системные описания в психологии//Вестник ЛГУ.
  64. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994.
  65. Гегель. Собр. соч. Т.З.м.: Наука, 1956.
  66. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.
  67. Т.Л. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий / Личность и её ценностные ориентации .М.: Наука, 1969.
  68. В.М., Зинченко В. П. Структурно-функциональный анализ психической деятельности // Системные исследования. Ежегодник. М.:Наук, 1978.
  69. Т. Тренинг родительской эффективности. Англ. Яз. (КЕТ).
  70. Р. Основы психологического эксперимента. Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
  71. А.Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Коги-то-Центр, 2003.
  72. В.И. Социально-психологический тренинг как средство компетентности в общении молодых с подчиненными: Дисс. канд. психол. наук. М., 1990.
  73. ИА. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974,1974.
  74. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков./
  75. Под. ред. Беличивой С. А., Коробейникова И. А., глава 1.1. М. 1990.
  76. И.Л. Технология успеха: все, что вам нужно знать о достижении успеха. М.: КСП, 1996.
  77. Т. Харизма. СПб.: Питер, 2002
  78. В.Н., Ковалев В. И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки.// Психологический журнал. -1982.-N6.
  79. A.M. Влияние индивидуально-психологических характеристик на самооценку профессионально важных качеств студентов-психологов. М.: МОСУ, 2001.
  80. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск: Издательство БГУ, 1976.
  81. А. Стиль управления / Вопросы психологии. М., 1997. № 3.
  82. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
  83. Ю.Н. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей и специалистов. Л.: ЛГУ, 1984.
  84. А.Р. Принципы тренинга субъектно-профессионального развития студентов. Усть- Каменогорск: ТОО «Печатный двор», 2004.
  85. А.Р. Профессионально-педагогический тренинг как средство подготовки учителей национальных школ к педагогическому общению : Дис. канд. пед. наук Москва, 1995.
  86. Л.Ф. Психология высшей школы пограничной школы/Учебник. Под общ. ред. генерал-лейтенанта Г. Симухина. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2003.
  87. Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.
  88. Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитиекомпетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
  89. А.Л., Зотова А. И. Актуальные проблемы психологии управления /Вопросы психологии. 1975. № 2.
  90. Д.Н. Принцип иерархии в психологии / Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.
  91. X. Тестирование личности. М., 1998.
  92. С.С. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. -Киев:Ника-Центр, 2001 г.
  93. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. //Вопросы психологии. N1,1989.
  94. .Ф. Личность и патология деятельности. М.: МГУ, 1971.
  95. .Ф., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ, 1980.
  96. Г. В. Психические особенности ригидности (к проблеме фиксированных форм поведения). Автореф. М: МГПИ им. В. И. Ленина, 1971.
  97. А.И., Шмелёв А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ сер. 14, Психология.-1987.- № 4.
  98. В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов./Сокр. Пер. с нем. М.: Экономика, 1990.
  99. Ф. Застенчивость. /Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.
  100. Н.В. представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания. / Автореф. Дисс. канд. пс. н. Казань, КГУ, 1996.
  101. М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. -М.: Просвещение, 1995.101.3язюн И.А., Кривонос И. Ф., Тарасевич H.H. Основы педагогического мастерства.-М.: Просвещение, 1989.
  102. В. А. Формирование побуждения к действию. //Вопросы психологии. N3,1985.
  103. Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности // Личность и деятельность.- Л.: ЛГУ, 1982.
  104. Е.П. Мотивация и мотивы. С-Пб.: «Питер», 2000.
  105. ЕЛ. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. № 2. ТЛ6. 1995,
  106. И. В. Ситуативное развитие мотивации и установки//Вопросы психологии. N 2,1989.
  107. О. В. Уровень притязаний студентов педвуза и его взаимосвязь с ригидностью личности / Психология учителя. М.: 1989.
  108. Е. С. Внутри личностные противоречия и условия их разрешения. Автореф. М.: МГУ, 1986.
  109. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: 1997
  110. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: 1990.
  111. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования //Вопросы психологии. 1985 № 4.
  112. В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность в жизни! СПб.: Питер, 1995.
  113. В., Новак Т. Сам себе авторитет. СПб.: Академический Проект, 1994.
  114. A.B. Психология менеджмента. М.: 1999.
  115. В.Н. Структурная модель мышления и проблема генезиса психики. Л.: ЛГУ, 1984.
  116. Г. Две функции референтных групп.//Современная зарубежная социальная психология. -М.: Издательство Московского университета, 1984.
  117. Г. Процесс казуальной атрибуции // Современная зарубежная социальная. Тексты. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: МГУ, 1984.
  118. Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений (Эффективный тренинг). Питер, 2001.
  119. Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Наука, 1968.
  120. А.Г. Психология личности. М., 1969.
  121. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия.// Вопросы психологии 1987 № 3.
  122. Г. А., Коряк Н.М, Петровская JT.A. Проблемы активного социального обучения. Вопросы психологии, 1982
  123. В.И. Мотивы поведения и деятельности М., 1988.
  124. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. N 6,1981.
  125. М. В. Проблема целостности в психологии личности. Авто-реф. М.: ИП АН СССР, 1976.
  126. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.
  127. Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975.
  128. В.И. Некоторые особенности организмов как «систем» с точки зрения физики, кибернетики и биологии // Вопросы философии. N8,1958.
  129. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е издание. -М.: Смысл, Академический проект, 1999.
  130. P.JI. Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1993.
  131. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982.
  132. В. А. Изучение учащихся и индивидуальный подход к ним в процессе учебно-воспитательной работы // Вопросы психологии нравственного развития школьников. -М.: Педагогика, 1968.
  133. А. Н. Образ Я" как фактор развития личности. Автореф. дисс. канд. псих.-М.: 1984.
  134. Крылов А. А и др. Психология труда и инженерная психология JL: ЛГУ. 1979.
  135. A.A. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: ЛГУ. 1972.
  136. Ксенчук Е. В, Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993.
  137. В.Н. Криминальная мотивация. М.: Наука, 1986.
  138. М.Е. Личностно-ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. Брянск: Изд-во БГПУ, 2000.
  139. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. Т. 3. N3., 1982.
  140. H.A. Целеполагание и некоторые детерминанты при неврозах // Психологический журнал. Т. 10. N 6,1989.
  141. И.Д. Практический менеджмент. М., 1995
  142. И. Формула успеха. Практическое пособие по искусству жить на Земле. СПб.: 2000.
  143. К. Динамическая психология. М., 2001.
  144. К. Разрешение социального конфликта. СПб., 2000.
  145. Н. Д. Проблемы характера в современной психологии //Вопросы психологии. N 5,1970.
  146. A.A. Психология общения. -М.: Смысл, 1997.
  147. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: Изд. -во МГУ, 1971.-С.35
  148. А.Н. Проблемы развития психики JVL: МГУ, 1982. С.37
  149. Д. Дж. Самоучитель: как обрести уверенность в себе. М.: 2000.
  150. . Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М.: Наука, 1978.
  151. Г. Ю. От первокурсника до выпускника проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов /Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2000. № 1.
  152. У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1984.
  153. Магомед Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. .канд. психол. наук-М., 1987.
  154. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983.
  155. С. Теории личности. Сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.
  156. . Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2004.
  157. A.C. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Правда, 1987.
  158. Г. Тренинг уверенности в себе. М.: Эксмо, 2002.
  159. С. Искусство быть эгоистом. СПб.: Питер, 2001.
  160. А.К. Психология профессионализма-М., 1996.
  161. А. Мотивация и личность. 3-е издание. СПб.: Питер, 2003.
  162. B.C. Лекции по психологии мотивов человека Пермь, 1971.
  163. М. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.
  164. В.Э. Производительная и потребительская мотивация // Психологический журнал. 1988.- № 1.
  165. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //
  166. Вопросы психологам. 1987. № 5.
  167. Митина. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2003.
  168. Е.Г. Управление карьерой менеджера. М., СПб.: Питер, 2003.
  169. М. Я. Я это я, или как стать счастливым. — СПб.: Лениздат, 1992.
  170. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975-
  171. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическая наука в СССР М., 1957. Т.2.
  172. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека / Проблемы сознания. М., 1970.
  173. Е.Е. Методы изучения мотивации личности.- М.: МГУ, 1988.
  174. P.C. Психологическое консультирование. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
  175. P.C. Психология: В 3-х кн. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
  176. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед. об-во России, 2000.
  177. Н.Д. Формирование личности молодого человека в школе и вузе: ценностный подход // Формирование личности молодого человека в школе и вузе. Владивосток, 2000.
  178. В.Г. Свойства личности и фиксированная установка //Вопросы психологии. N5,1983.
  179. .В. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя / Психологический журнал. 1981. № 2.
  180. М.Н. Психология общения и бизнес. M.: Профиздат, 1995.
  181. . Мотивация, действие и перспектива будущего: Перевод с английского. М.: Смысл, 2004.
  182. О задачах психологической науки и журнала «Вопросы психологии» в текущем году // Вопросы психологии. N1,1979.
  183. Олейник-Овод Ю. А. Использование деловых игр в анализе и совершенствовании систем управления. — М.: 1985.
  184. Ю. М., Шкуркин В. И. Мотивационно потребностная структура отношений к учению // Проблемы формирования социогенных потребностей. -Тезисы докладов I Всесоюзной конференции. Тбилиси. 1974.
  185. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. 1989. — № 5.
  186. Е. Ю. Ситуативное развитие уровней мотивации // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. N4,1983.
  187. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1983, № 4.
  188. H. М. Закономерности динамики психических явлений. Авто-реф.М.: 1988.
  189. JI.B. Мотивы выбора профессии // Книга для учителя. -Минск, 1986.
  190. JI.A. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989.
  191. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  192. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
  193. В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. N3,1975.
  194. А.Р. Когнитивные и эмоциональные компоненты в структуре образа Я у студентов. Автореф. Д.: ЛГУ, 1984.
  195. Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения. М.: Мысль, 1975.
  196. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
  197. К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.
  198. Л.Г. Социально-психологическая структура деятельности руководителей среднего и низшего звена / Психология производству и воспитанию. -Л.: 1977.
  199. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности./ Под ред. Никифорова Г. С., Дмитриевой М. А., Стеклова В. М., СПб.: Питер, 2001
  200. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Парыгин Б. Д. СПб.: МАПН, 1994.
  201. A.M. Психологический словарь для неудачника. М.: ТЦ Сфера, 2001.
  202. A.M. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. -М.:ТЦ Сфера, 2001.
  203. A.C. Трудное восхождение к себе: Метод разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. -М.: Роспедагенство, 1995.
  204. К. Взгляд на психологию. Становление человека. М.: Прогресс, 2001.
  205. В. А. Психология управления. Учебное пособие. IV издание. М. ООО «журнал «Управление персоналом», 2003.
  206. В.Г. Тренинг уверенности в себе в межличностных отношениях. -СПб.: Речь, 2003.
  207. В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  208. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1957.
  209. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1965.
  210. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы теория и практика. -М., 1990.
  211. Руководство и лидерство. Д.: ЛГУ, 1973.
  212. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. — М., «Академия», 1997.
  213. Свинцицкий A. J1. Социальная психология управления. Д.: ЛГУ, 1986.
  214. К.В. Психологическая типология: хрестоматия. М.: ACT, 2000.
  215. Серебрякова Е. А Уверенность в себе и условия ее формирования: Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1987.
  216. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001.
  217. С.П. Психология малой группы: Учебное пособие для вузов/ под общей редакцией И. А. Рябовой, С. Н. Путилиной. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  218. М. Дж. Как научиться говорить «Нет» и чувствовать себя комфортно. СПб.: Речь, 1996.
  219. М. Дж. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000
  220. Т.О. Феномен неуверенности и некоторые пути ее преодоления. -М.: 1988.
  221. Р., Джонсон X., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.
  222. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. N6,1981.
  223. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
  224. Г. В. Основы математической статистики для психологов. М.: 1972.
  225. В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности./ Егоров С. Ф. История педагогики в России. Сборник статей. М.: Академия, 1999.
  226. И.В. Психодиагностика. -М.: Академический проект, 2005.
  227. В. К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. — JL: 1989.
  228. Э.Д., Волкова Т. Г. Мотивация и процессы целеобразования.М.: Наука, 1977.
  229. Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука 1974.
  230. JI. Психологическое консультирование в менеджменте. СПб.: Питер, 1997.
  231. А. В. Морально-этические проблемы психологической практики. М.: Знание, 1988.
  232. A.B. Взрослые дети: парадоксы общения.- М.: Педагогика, 1988.
  233. B.C. О подходах к построению ОТС / Системный анализ и научное знание. М.: Наука, 1978.
  234. Н.И. Системный подход и общая теория систем, /Системные исследования. М.: Наука, 1983.
  235. Д.Н. Психологические мотивации поведения человека-М., 1969.
  236. Р. Управление деятельностью служащих. М., СПб., Питер, 2003.
  237. Э.П. Особенности личности менеджера / Вестник ГУУ. 2003.1 (6).
  238. С. Босс многоликий. Найди стиль своего руководства. СПб.: Питер, 2002.
  239. A.A. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.
  240. Г., Бейер Дж. Не говори «да», если хочешь сказать «нет». -М: 1997.
  241. P.A. Система менеджмента. М.: 1997.
  242. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  243. Фрейд 3. Психоанализ.- М., 1990.
  244. .А. Коллектив и мотивация творчества // Научное творчество.- М., 1969.
  245. Э. Бегство от свободы. М., 1996.
  246. К., Майер К. Не боюсь шефа! Так вы утвердитесь в профессиональной жизни. Р-на-Д.:1997.
  247. В.И., Гройсман A.A. Тренинги самооздоровления и самосозидания.- М., 1999.
  248. X. Мотивация и деятельность Т. 1,2. М., 1986.
  249. К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002.
  250. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001.
  251. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг. Игры и упражнения — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  252. П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. М.: 1994.
  253. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности и проблемы творческой активности // Психологический журнал. № 4, 1985.
  254. Шавир П. А Психология профессионального самоопределения-М., 1981.
  255. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.
  256. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001.
  257. Л.Л. Этические альтернативы. М.: Алетейя, 2002.
  258. Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., Собръ, 1997.
  259. В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: 1992.
  260. В.И. Потребность в достижениях и академические успехи студентов педвуза // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тезисы докладов I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974.
  261. А. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Терра, 1999.
  262. Шорохова Е1 В. Психологический аспект проблемы личности/Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.
  263. В. В., Бобнева М. И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  264. Э. Т. Человек манипулятор. — М.: Знание, 1978.
  265. Ю.А. Особенности описания сложных систем /Системные исследования. М.: Наука, 1983.
  266. Экономика. Философия. Право. Вып. I N5,1977.
  267. Р. Секреты уверенности в себе. М.: 1994.
  268. . Э. Доверие к Миру. СПб.: Питер, 2000.
  269. Э.Г. Методологическая природа системного подхода. /Системные исследования. М.: Наука, 1973.
  270. Э.Г. Комментарии / Системные исследования. М.: Наука, 1970.
  271. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Госиздат, 1995.
  272. В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: Наука, 1979.
  273. Ядов В. А О диспозиционной регуляции социального поведения личности //
  274. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1988.
  275. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
  276. . JI. Карьера менеджера. М.: Знание, 1996.
  277. Ярошенко В. В Школа и профессиональное самоопределение учащихся. -К.: Рад. Школа, 1983.
  278. Alberti R.E. Comments on «Differentiating assertion and aggression: Some behavioral guidelines» // Behavior Therapy. 1977.
  279. Alberti R.E., Emmons M.L. Ich behaupte mich selbst. Frankfurt a.M.: Fachbuchhandlung fur Psychologies. — 1977.
  280. Armed services vocational aptitude battery: development of foams 11,12 and B.Washington., 1985.
  281. Atkinson J.W. An introduction to motivation. NJ. 1964.
  282. Atkinson J.W. Motives in fantasy, action and sociery. N.Y.: Van Nostrand, 1958.
  283. Binkin M., Bash S.J. Women in the Military. The Brookings Institution. Washington. D.C., 1977.
  284. Feron J. West Point Year After Girls arrived/ Int. /Herald Tribune, 1977,21 April.
  285. Festinger L. A theory of cognitive dissonance, Stanford, Cal. Stanford University Press, 1957.
  286. Herzberg F., Mausner В., Snyderman В. B. The Motivation to Work. -: Transaction Pub, 1993.
  287. Herzberg «One More Time: How Do You Motivate Employees?» Harvard Business Review, January-Febraiy 1968, pp. 56−57.
  288. Hoiberg A. Women in the United States Army Forced// XXIV Int. Congress Milit. Med. Pharm.-Greece.-April. 25−30.-1982
  289. Kirstoin L. Female soldiers' social adjustment// Milit.Med., 1978, vol.143, N 10.
  290. Lawler E. Motivation in work organizations. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1973.
  291. Lewin K. Principles of topological psichology. N.Y. VcGraw Hill, 1936.
  292. Lewin K. Vorsatz, Wille und Burfhis //Psichol. Forschung. 1926. Bd.7.
  293. McClelland D.C. Assessing human motivation. New York, N.Y.: General Learning Press, 1971.
  294. McClelland D.C. Motivational trends in society. New York, N.Y.: General Learning Press, 1971.
  295. McClelland D.C., et al. C. Achievement motive (with a new preface with hindsight (1950−75) by John W. Atkinson). New York, N.Y.: Irvington Publishers, 1976.
  296. McClelland D.C. Winter D. G., Winter S. K., et al. K., et al. Motivating economic achievement. New York, N.Y.: Free Press, 1969.
  297. McClelland D.C. Human motivation, Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1989.
  298. Moskos C.C. Soldiers and Sociology. Department of Sociology Northwestern University Evanston, Illinois. 1988.
  299. Murrey H.A. Exploration in Personality. N.Y., 1938.
  300. Porter L. and Lawler E., Managerial Attitudes and Performance Homewood, III.: Irwin, 1968.
  301. Porter and Lawler, op. cit.
  302. Roe. A. The psychology of Occupations. N.Y., 1964.C.28.
  303. Rotmann M. Women Graduated of the U.S. Coast Guard Academy: Vies from the Bridge // Armed Forces and Society. 1985. — Vol. 1.
  304. Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966.
  305. J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.
  306. Sarkesian S. The Professional Army Officer in a Changing Society. Chikago: Nelson Hall, 1975.
  307. Vroom Victor H. Work and Motivation. N.Y.: Wiley, 1964.
  308. Werrer V.L. U.S. Women Clamor to Join Armed Forces/ Internet. Herald Tribune, 1975, March 28.1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ АНКЕТА1. Фамилия, имя, отчество
  309. Дата и место рождения «» 20года
  310. Какое учебное заведение Вы окончили, в каком году?
  311. Какую специальность получили
  312. Ваш профессиональный путь? (указать: где, кем и сколько времени Вы работали)
  313. Ваша настоящая должность и основные решаемые профессиональные задачи.
  314. Количество непосредственно подчиненных Вам сотрудников
  315. Среднее время Вашей работы в течение: дня (часов), недели (дней)
  316. Ваша семья (семейное положение, количество и возраст детей, род занятий)
  317. Ваши занятия спортом за последние 2−3 года (вид спорта, регулярность занятий, спортом не занимаюсь)
  318. Какие проблемы Вас беспокоят
  319. Курение слет, посигарет (папирос) в день-
  320. Употребление алкогольных напитков? да, часто, иногда, редко, никогда (нужное подчеркнуть? если можно уточните подробнее)
  321. У Вас есть возможность карьерного роста
  322. Что бы Вы хотели изменить в подразделении
  323. Закончите приведенные ниже предложения: 17. В работе для меня наиболее сложно
  324. Основные проблемы в работе связаны с
  325. Я планирую в ближайшее время20. Работа для меня это21. Рабочее напряжение: а) работаю как все-б) напряженное-в) крайне напряженное, очень устаю
  326. Продолжительность моего отпуска в году (кол-во дней)23.Главное в жизни это24. Для меня отдых это
  327. Главное для меня в работе это: Оценка
  328. Быть высококвалифицированным специалистом 1 2 3 4 5
  329. Постоянно расширять свои профессиональные знания и умения 1 2 3 4 5
  330. Хорошо выполнять свою текущую работу 1 2 3 4 5
  331. Выполнять нужную обществу и важную для государства работу 1 2 3 4 5
  332. Быть лучшим специалистом среди коллег 1 2 3 4 5
  333. Убежденность в правильности выбора профессии, ее соответствии моим интересам и желаниям 1 2 3 4 5
  334. Приобретать новые знания и иметь возможность профессионального роста 1 2 3 4 5
  335. Избежать наказания за упущения в работе 1 2 3 4 5
  336. Приносить своей работой пользу государству и обществу 1 2 3 4 5
  337. Быть примером отличного специалиста для других коллег 1 2 3 4 5
  338. Не запускать работу, планомерно ее выполнять 1 2 3 4 5
  339. Выполнять нужную для правоохранительной системы и важную для коллектива работу 1 2 3 4 5
  340. Получить одобрение руководителей 1 2 3 4 5
  341. Желание в полной мере овладеть данным видом деятельности и стать отличным специалистом 1 2 3 4 5
  342. Стремление к саморазвитию и совершенствованию профессиональных знаний 1 2 3 4 5
  343. Выполнять работу за хорошее материальное вознаграждение 1 2 3 4 5
  344. Иметь хорошее положение в своей профессиональной среде, обществе, утвердить себя как личность 1 2 3 4 5
  345. Осознавать, что выполняемая работа в наибольшей степени отвечает моим способностям, жизненным устремлениям 1 2 3 4 5
  346. Постоянно совершенствовать свои знания и умения, развиваться в профессии 1 2 3 4 5
  347. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).
  348. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
  349. Сейчас я, примерно, так же работоспособен, как и всегда.
  350. Судьба определенно не справедлива ко мне.
  351. Запоры у меня бывают редко.
  352. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
  353. Временами у меня бывают приступы смеха или плача.
  354. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  355. Считаю, что, если кто-то причинил мне зло, я должен ему ответить тем же.
  356. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
  357. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
  358. У меня бывают очень странные и необычные переживания.
  359. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
  360. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
  361. Иногда у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
  362. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за рабту.
  363. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
  364. Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.
  365. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
  366. Голова у меня болит часто.
  367. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
  368. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
  369. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
  370. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
  371. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.26. Я человек общительный.
  372. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
  373. Большую часть времени настроение у меня подавленное.
  374. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
  375. У меня мало уверенности в себе.31. Иногда я говорю неправду.
  376. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.
  377. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
  378. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общест-венных мероприятиях.
  379. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
  380. Иногда я сильно испытываю желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
  381. Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.
  382. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
  383. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
  384. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
  385. Большую часть времени у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже плохое.
  386. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
  387. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
  388. Моя речь сейчас такая же, как всегда (не быстрее и не медлен- нее), нет ни хрипоты, ни невнятности.
  389. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и большинства моих знакомых.
  390. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
  391. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
  392. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
  393. В детстве у меня была такая компания, где все старались стоять друг за друга.
  394. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
  395. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
  396. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.
  397. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
  398. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
  399. Сейчас масса моего тела постоянная (я не худею и не полнею).
  400. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.57. Я легко могу заплакать.58. Я мало устаю.
  401. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
  402. С моим рассудком творится что-то неладное.
  403. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
  404. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
  405. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
  406. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
  407. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
  408. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
  409. Большую часть времени я испытываю общую слабость.
  410. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает.
  411. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  412. Думаю, что я человек обреченный.
  413. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-либо или где-нибудь, например в магазине.
  414. Я злоупотреблял спиртными напитками.
  415. Я часто о чем-нибудь тревожусь.
  416. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
  417. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
  418. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
  419. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
  420. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где хочется, а не там, где положено.
  421. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.
  422. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
  423. Зачастую мои поступки неправильно истолковывали.
  424. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
  425. Кто-то управляет моими мыслями.
  426. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
  427. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
  428. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.87. Я вполне уверен в себе.
  429. Никому не доверять самое безопасное.
  430. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
  431. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  432. Мне легко заставить других людей бояться меня и, иногда, я это делаю ради забавы.
  433. В игре я предпочитаю выигрывать.
  434. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
  435. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
  436. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
  437. Счастливее всего я бываю, когда остаюсь один.
  438. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.
  439. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
  440. Я очень редко заговариваю с людьми первым.
  441. У меня никогда не было столкновений с законом.
  442. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
  443. Иногда без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычной веселости.
  444. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
  445. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
  446. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
  447. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому, что это у меня плохо получается.
  448. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью как и другие.
  449. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
  450. Как правило, мне не везет.
  451. Меня легко привести в замешательство.
  452. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
  453. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми никак не могу справиться.
  454. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания ли начать новое дело.
  455. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
  456. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  457. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
  458. Я легко теряю терпение с людьми.
  459. Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги.
  460. Часто мне хочется умереть.
  461. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.
  462. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
  463. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
  464. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
  465. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
  466. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.
  467. В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
  468. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
  469. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
  470. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
  471. Я часто обращаюсь к людям за советом.
  472. Часто, даже тогда, когда для меня складывается все хорошо, я чувствую, что для меня все безразлично.
  473. Меня довольно трудно вывести из себя.
  474. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
  475. Обычно я спокоен, и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
  476. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
  477. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, то я не могу заставить себя не думать о них.
  478. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.
  479. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
  480. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
  481. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
  482. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.
  483. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
  484. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
  485. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет мне бывать среди людей.
  486. Можно простить людям нарушение тех правил, которые они считают неразумными.
  487. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
  488. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
  489. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
  490. Если дело идет у меня плохо, то мне сразу хочется все бросить.
  491. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а следовать указаниям других.
  492. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
  493. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я мало стараюсь скрыть это от него.
  494. Я человек нервный и легко и возбудимый.
  495. Все у меня получается плохо, не так как надо.
  496. Будущее мне кажется безнадежным.
  497. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне непоколебимым.
  498. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.
  499. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
  500. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
  501. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
  502. Меня очень раздражает то, что я забываю, куда кладу вещи.
  503. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы любви.
  504. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я могу легко отказаться от своих намерений.
  505. Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни все, что могут.
  506. Мне безразлично, что обо мне думают другие.
Заполнить форму текущей работой