Улучшение топливно-экономических показателей тракторного дизеля совершенствованием конструкции топливоподающей системы на основе управления характеристиками топливоподачи
С помощью математической модели спрогнозированы основные параметры конструкции топливоподающей системы непосредственного действия с электромагнитно управляемым дозирующим элементом, сконструированы ее элементы, эффективность использования которых подтверждены моторными испытаниями. Так, применительно к дизелю 1412,5×14 параметры топливоподающей системы составили: объем клапанного узла Зсм… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ОБЗОР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО 12 ЭЛЕКТРОННО-УПРАВЛЯЕМЫМ ДИЗЕЛЬНЫМ ТОП-ЛИВОПОДАЮЩИМ СИСТЕМАМ
- 1. 1. Классификация электронно-управляемых систем топли- 12 воподачи
- 1. 2. Электронно-управляемые системы подачи топлива с по- 12 зиционным воздействием на процесс топливоподачи
- 1. 3. Электронно-управляемые системы подачи топлива с дис- 15 кретным воздействием на процесс топливоподачи
- 1. 3. 1. Электронно-управляемые топливоподающие системы ак- 16 кумуляторного типа
- 1. 3. 2. Электронно-управляемые ^рцл'йвой'одающие системы не- 29 посредственного действия
- 2. 1. Выбор конструктивной схемы топливоподающей системы 38 с насосом непосредственного действия и электромагнитным дозирующим устройством
- 2. 2. Разработка и доводка конструкции электромагнита
- 2. 3. Уточнение конструкции кольцевого клапана
- 2. 4. Уточнение конструкции гнезда кольцевого клапана
- 2. 5. Выбор конструктивных размеров и материала деталей 50 клапанного узла, уточнение их конструкции
- 3. 1. Математическая модель процесса топливоподачи пред- 55 ложенной системы с электромагнитным дозирующим устройством
- 3. 1. 1. Расчет процесса во входном сечении у насоса
- 3. 1. 2. Расчет процесса в выходном сечении нагнетательного 59 трубопровода у форсунки
- 3. 1. 3. Программа расчета процесса топливоподачи разработан- 60 ной топливоподающей системы
- 3. 2. Расчетные исследования по оптимизации параметров раз- 62 работанной системы топливоподачи применительно к тракторным дизелям
- 4. 1. Методика экспериментальных исследований
- 4. 2. Стенды, приборы и аппаратура, используемые для иссле- 67 дования топливоподающей системы
- 5. Л Теоретические основы разработки блока управления и конструкции узлов экспериментальной топливоподающей системы
- 5. Л Л Разработка блока управления
- 5. 2. Безмоторные испытания разработанной топливоподающей системы
- 5. 3. Моторные исследования
Улучшение топливно-экономических показателей тракторного дизеля совершенствованием конструкции топливоподающей системы на основе управления характеристиками топливоподачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Энергетические потребности сельского хозяйства в настоящее время удовлетворяются в основном за счет установок малой мощности на базе дизельных двигателей. В связи с этим их дальнейшее совершенствование имеет большое практическое значение.
При совершенствовании дизелей неизбежно возникают вопросы дальнейшего улучшения конструкции и технического обслуживания их отдельных механизмов и систем, особенно топливной системы. Объясняется это тем, что именно показатели работы топливной системы определяют рабочий процесс двигателя и, как следствие, его мощностные и экономические показатели, надежность, удобство обслуживания, шумность работы, токсичность отработавших газов и др. Нелишне добавить, что топливная аппаратура является одним из сложнейших агрегатов дизелей. Например, топливная аппаратура 4-цилиндрового дизеля (фирмы BOSCH) имеет 577 деталей, в том числе 13 прецизионных пар с зазором порядка 2.6 мкм (для сравнения отметим, что у 8-цилиндрового карбюраторного двигателя всего 411 деталей), и на нее приходится почти 20% стоимости дизеля[11, 53].
Одним из важнейших направлений совершенствования топливопо-дающей аппаратуры тракторных дизелей является улучшение работы их регуляторов.
Высокая надежность, отработанность технологии изготовления и обслуживания традиционных центробежных регуляторов позволили им занять прочное место в тракторных дизелях. К настоящему времени широкое применение нашли отечественные конструкции регуляторов скорости типа PII (прямого действия, РН-30, РН-100, РН-400, 7РС (непрямого действия) [40]. Из зарубежных конструкций наибольшей известностью пользуются гидромеханические регуляторы американской фирмы «Woodward Governor Company «серий PG, UG, SG u PSG [85], а также регуляторы британской фирмы.
Regulateurs Europe LTD", западногерманской — «Robert Bosch GmbH» и ряда других.
В то же время с расширением сферы распространения дизелей и ростом требований к системам регулирования скорости, выявился ряд проблем, связанных с принципиальными особенностями существующих механических и гидромеханических регуляторов. Эти проблемы можно разделить на четыре группы.
Первая группа определяется принципами измерения скорости и формирования закона регулирования. Нелинейность механического измерителя (квадратичный характер зависимости центробежной силы от угловой скорости вращения грузиков) вызывают соответствующую не прямолинейность статических характеристик регулятора и нелинейность статической характеристики управления [45]. По этой причине зачастую снижается устойчивость минимального скоростного режима холостого хода [39].
Вторая группа проблем связана с механическим приводом регулятора скорости от дизеля. Такой привод, обеспечивая автономность системы регулирования по отношению к внешним источникам энергии, в то же время ограничивает свободу выбора места установки регулятора, а также снижает устойчивость работы (а в ряде случаев и ресурс регулятора) из-за дополнительных колебательных явлений.
Третья группа проблем определяется эксплуатационными свойствами используемых в регуляторах скорости в качестве смазочной и рабочей жидкостей нефтяных масел. В одних случаях (при низких температурах) пуск дизеля требует предварительного подогрева масла в регуляторе, в других случаях (при высоких температурах) недопустимо падает фактическая работоспособность регулятора.
Последняя группа проблем появилась в процессе усложнения традиционных типов регуляторов при введении в них дополнительных функций автоматизации. Такие функции в регуляторах реализуются за счет соответствующих дополнительных устройств, большей частью с отдельным питанием (гидравлическим, пневматическим и др.). В результате исходная автономность питания регулятора скорости утрачивается, возрастают габариты и вес, снижается надежность, повышается стоимость, усложняется настройка.
Отмеченные недостатки регуляторов скорости традиционных типов отрицательно сказываются на ряде качественных параметров дизельных двигателей в целом.
Потенциальные возможности снятия указанных проблем привлекают в последние годы всё большее внимание изготовителей и потребителей дизельной продукции к новым типам регулирующих устройств, основывающихся на применении электронных управляющих блоков. Особенно ярко проявляются преимущества таких систем регулирования с так называемыми «чисто электрическими», в частности — исполнительными электромагнитными устройствами. Объясняется это тем, что при таком управлении промежуточным элементом системы регулирования становится электрический ток, создающий реальные предпосылки для гибкого управления процессом топ-ливоподачи в широких пределах.
Создание электронных систем управления впрыском топлива открывает практически безграничные возможности оптимизации рабочего процесса дизеля не только по расходу топлива, но и по токсичности отработавших газов, шумности, долговечности и другим показателям качества работы дизеля [1, 26, 42].
Немаловажно и то, что при таких системах появляется реальная возможность регулирования жесткости рабочего процесса двигателя, осуществляя, например, ступенчатую подачу топлива без дополнительных изменений конструкции топливоподающей системы и переналадки электронного блока управления [18, 46, 47].
При использовании электронно-управляемых систем топливоподачи найдут отражение и расширенные возможности регулирования транспортных силовых установок [59], а также повышение производительности транспортных средств за счет рационального управления их силой тяги и скорости движения [8, 83]. Повышение чувствительности и точности в их управлении благоприятно отразятся на улучшении эксплуатации дизелей на транспортных режимах за счет уменьшения времени переходных процессов.
В целом следует отметить, что применение электроники в системе автоматического регулирования топливоподающих систем может обеспечить следующие преимущества (в сравнении с традиционно используемыми в настоящее время в топливоподающих системах регуляторами):
1) точное дозирование предельной подачи топлива при изменении частоты вращения и давления наддува;
2) возможность управления фазами топливоподачи;
3) гибкое регулирование угла опережения впрыска топлива в соответствии с режимом работы двигателя;
4) автоматическое регулирование топливоподачи в зависимости от изменения условий окружающей среды (температуры, давления и влажности воздуха);
5) изменение топливоподачи в зависимости от температурного режима двигателя;
6) облегчение диагностики топливной аппаратуры;
7) сохранение оптимальных регулировок в течение всего периода эксплуатации дизеля.
Реализация всех этих качеств позволит существенно повысить экономичность дизельного двигателя.
Есть данные [47], согласно которым применение электронно-управляемых топливоподающих систем позволяет снизить расход топлива на частичных нагрузках и повысить мощность существующих двигателей примерно на 10%. Использование такой системы на двигателях «Associated Eugineering Rover» 2000 ТС повысило экономичность автомобиля на 20% [96].
Широкое внедрение электронно-управляемых топливоподающих систем в отечественную практику дизелестроения сдерживается недостаточным объемом как теоретических, так и практических разработок в этом направлении.
В современных условиях особый практический интерес представляет разработка электронного управления процессом топливоподачи оправдавших в течении многолетней эксплуатации широко применяемых систем непосредственного действия.
В настоящей работе была поставлена задача — разработать электронно-управляемую топливоподающую систему на базе насоса непосредственного действия, исследовать ее рабочий процесс и наметить возможные направления разработки и создания электронно-управляемых топливоподающих систем.
На основе анализа литературных данных была принята топливоподаю-щая система, в которой электромагнитный регулирующий клапан, расположенный в головке топливного насоса высокого давления, обеспечивает раздельное регулирование, как величины подаваемого топлива, так и угла опережения впрыска топлива. В качестве электромагнитно управляемого клапана использован кольцевой клапан конструкции Башкирского ГАУ. При этом конструкция топливного насоса высокого давления за счет использования гладкого плунжера (без канавок и каналов), отсутствия прецизионного нагнетательного клапана, механического регулятора и центробежной муфты угла опережения впрыска топлива значительно упрощается и снижается ее металлоемкость.
В объеме настоящей работы теоретически и экспериментально исследован рабочий процесс системы с таким клапаном. Результаты исследований позволили разработать принципиально новый топливный насос с электромагнитно управляемым дозирующим элементом [67].
Научная новизна диссертационной работы:
— топливоподающая система непосредственного действия с электромагнитно управляемым дозирующим устройством (А.с № 1 622 605 А1 Б02М 59/36) улучшающая топливную экономичность тракторного дизеля на 1.5%;
— математическая модель процесса топливоподачи топливоподающей системой непосредственного действия с электромагнитно управляемым дозирующим устройством, позволяющая установить взаимосвязь между параметрами топливоподачи и конструктивными параметрами системы;
— конструкция топливного насоса высокого давления обеспечивающая управление цикловой подачей и углом опережения впрыскивания топлива в широком диапазоне скоростных режимов работы дизеля.
Практическая значимость. Разработанная конструкция топливного насоса высокого давления за счет использования гладкого плунжера, отсутствия прецизионного нагнетательного клапана, механического регулятора и центробежной муфты угла опережения впрыска топлива значительно упрощается при снижении ее металлоемкости. При этом топливный насос позвоо ляет управлять цикловой подачей в пределах до 200 мм /цикл и углом опережения впрыскивания до 30 град.п.к.в. во всем диапазоне скоростных режимов работы дизеля.
Результаты численных и экспериментальных исследований могут применяться при конструировании и проектировании перспективных топливных систем с целью улучшения топливно-экономических показателей тракторных дизелей на основе управления цикловой подачей и углом опережения впры.
11 скивания топлива.
Основные положения диссертационной работы докладывались на научно — производственной конференции «Повышение эффективности сельскохозяйственной техники» при Башкирском СХИ- 98 и 99 научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Башкирского СХИXXXIII научной конференции, посвященной 50-летию Свердловского СХИвсесоюзном научно-техническом семинаре «Разработка и оптимизация динамических характеристик двигателей мобильных сельскохозяйственных комплексов» при Казанском СХИмежвузовской научно-технической конференции «Совершенствование конструкции, методов эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники» при Башкирском СХИрегиональных конференциях «Ресурсои энергосбережение в республике Башкортостан» в Башкирском ГУ (1997), научно-техническом семинаре стран СНГ «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей» в Санкт-Петербургском ГАУ (1993, 2000, 2001 г. г), ОГК Ногинского завода ТА (1992, 2001гг.).
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Улучшение топливно-экономических показателей тракторного дизеля обеспечивается совершенствованием конструкции топливоподающей системы на основе управления цикловой подачей и углом опережения впрыскивания путем разработки и применения топливоподающей системы непосредственного действия с электромагнитно управляемым дозирующим устройством. При этом обоснованы реальные перспективы для оптимального выбора характеристик топливоподачи в соответствии с эксплуатационными условиями и режимом работы дизеля.
2. Разработана конструкция топливоподающей системы непосредственного действия с электромагнитно управляемым дозирующим устройством (А.с № 1 622 605 А1 Б02М 59/36) обеспечивающая необходимое управление цикловой подачей (в пределах от 0 до 200 мм3/цикл) и углом опережения впрыскивания (в пределах от 0 до 30 град, поворота кулачкового вала) в широком диапазоне скоростных (0. .2200 мин" 1) режимов работы дизеля.
Стабильность характеристик при отсутствующих отказах в работе в течение 510ч моторных и безмоторных испытаний показали удовлетворительную надежность предложенной топливоподающей системы.
3. Разработанная математическая модель процесса топливоподачи реализованной топливоподающей системы непосредственного действия с электромагнитно управляемым дозирующим устройством раскрывает взаимосвязь ее конструктивных параметров с характеристиками топливоподачи.
4. С помощью математической модели спрогнозированы основные параметры конструкции топливоподающей системы непосредственного действия с электромагнитно управляемым дозирующим элементом, сконструированы ее элементы, эффективность использования которых подтверждены моторными испытаниями. Так, применительно к дизелю 1412,5×14 параметры топливоподающей системы составили: объем клапанного узла Зсм — диаметр кольцевого клапана 30 мм, ширина 10 ммдлина топливопровода высокого давления 700 ммостаточное давление в полости клапанного узла 1,0 МПа. При этом конструкция топливного насоса высокого давления за счет использования гладкого плунжера (без канавок и каналов), отсутствия нагнетательного клапана, механического регулятора и центробежной муфты угла опережения впрыска топлива значительно упрощается при снижении ее металлоемкости.
5. Сравнительными моторными испытаниями на дизеле 1412,5×14 установлено, что применение предложенной топливоподающей системы при часовом расходе топлива 2 кг/ч обеспечивает повышение эффективной мощности на 0,67кВт (12%) и снижение удельного эффективного расхода топлива на 11г/кВт-ч (3%). На номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля разница в значениях эффективной мощности и удельного расхода топлива составила, соответственно на 2.5% и 1.6%.
6. В результате применения разработанной топливоподающей системы минимально-устойчивая частота вращения холостого хода тракторного дизеля снизилась до 910 мин" 1, а соответствующая ей минимальная средняя о цикловая подача — до 35 мм /цикл (при штатной топливной системе эти параметры составляли соответственно 960 мин" 1 и 42 мм3/цикл).
7. Обоснованная и разработанная система топливоподачи обеспечивает межцикловую неравномерность на номинальном режиме не более 10%, на режиме холостого хода не более 40%, что меньше соответственно на 6% и на 10% по сравнению с топливоподающей системой с механическим регулятором.
Список литературы
- Абрамов С.А., Балакин В. И., Пинский"Ф.И. О создании комплексных адаптивных систем автоматического управления дизелей. — Двигателе-строение, 1979, № 11, с. 25−27.
- Абрамов В.А., Балакин В. И., Виксман A.C., Пинский Ф. И. Экспериментальная проверка эффективности адаптивного управления дизель генератора переменного тока с дизелем 12 ЧН 18/20.
- Астахов И.В. Гидравлический расчет и выбор основных параметров топливных систем двигателей с воспламенением от сжатия. Труды НИЛД № 1. М., Машгиз, 1955.
- Астахов И.В., Голубков Л. И. Влияние на процесс впрыска топлива остаточного разрежения в топливной системе дизеля. «Автомобильная промышленность», № 5, 1968, с. 9−11.
- Астахов И.В., Трусов В. И., Хачиян A.C., Голубков Л. Н. Подача и рас-пыливание топлива в дизелях. М., Машиностроение, 1972.
- Астахов И.В. Теоретический критерий анализа стабильности работы и выбора параметров топливной системы дизеля /Двигателестроение, 1982, № 7. -с.23−25.
- Астахов И.В., Голубков Л. Н., Трусов В. И., Хачиян A.C., Рябикин Л. Топливные системы и экономичность дизелей. М.: Машиностроение, 1990.-288с.
- Автоматическое регулирование тягового усилия сельскохозяйственных машин. Trans. ASAE, 12 № 6, 1969, р. 880.885.
- Баширов P.M. Скоростные характеристики топливоподающих систем тракторных дизелей. Ульяновск, Ульяновский СХИ., 1976. -92с.
- Баширов P.M. Основные показатели работы топливных систем автотракторных дизелей. Ульяновск, Ульяновский СХИ., 1978, -85с.
- Баширов P.M. Топливные системы автотракторных и комбайновых дизелей. Уфа.: Башкирский ГАУ, 2001, — 155 с.
- Баширов P.M., Костарев К. В. Топливоподающие системы с электронно-управляемым процессом впрыска // Тезисы докладов XXXIII научной конференции.- Свердловск: Свердловский СХИ, 1990.- с.46−47.
- Барсуков С.И., Муравьев В. П., Бухвалов В. В. Топливоподающие системы дизелей с электронным управлением. Омск, 1976, 142 с.
- Вихерт М.М., Мазинг М. В. Топливная аппаратура автомобильных дизелей: конструкция и параметры. М., Машиностроение, 1978, с. 176.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. М., Колос, 1973.-199 с.
- Взоров Б.А., Молчанов К. К., Трепененков И. И. Снижение расхода топлива сельскохозяйственными тракторами путем оптимизации режимов работы двигателей // Тракторы и сельхозмашины. 1985. — N 6. — с. 10−14.
- Голубков Л.Н., Музыка Л. П., Трусов В. И. Методы расчета топливных систем дизелей. Пособие. М., МАДИ, 1986.
- Горбаченко В.К., Курманов В. В., Мазинг М. В. Электронные системы управления подачей топлива в дизелях: Обзорная информация. М.: ЦНИИ- ТЭИавтопром, 1989. — 51 с.
- Горшков Б.И. Элементы радио-электронных устройств, М., Радио и связь. 1988., 177с.
- Гордон A.B., Сливинская А. Г. Электромагниты постоянного тока. М., Госэнергоиздат, 1960.
- Гольверк А. А., Вагнер И. В. Методика испытаний топливной аппаратуры дизелей. -Киев., Урожай, 1964.-151с.
- Горбаневский В. Е., Горбач Р. Н. Оборудование для испытания топливной аппаратуры дизелей. М., Машиностроение, 1969.-194с.
- Дизельная топливная аппаратура/ Горбаневский В. Е, Кислов В. Г., Ба-широв P.M., Марков В. А. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996.-140с.
- Дуров А.З. Исследование пластинчатых нагнетательных клапанов дизельных топливных насосов. //Конструирование, исследование и эксплуатация топливоподающих систем автотракторных дизелей. Сб.научн.тр. -Ульяновск. 1976.-с135−143.
- Зайдель А. Н. Элементарные оценки ошибок измерений. Д., Наука, 1968.-96 с.
- Зубарев B.C. Электронное управление впрыском топлива с целью повышения экономических показателей двигателей. Дис. канд. техн. наук. Одесса. 1984, 181с.
- Иващенко H.A., Вагнер В. А., Грехов Л. В. Дизельные топливные системы с электронным управлением.- Барнаул, Изд-во Алт. ГТУ-2000.- 111 с.
- Исаев А.И. Расчет топливной аппаратуры с применеием ЭЦВМ. М., Машиностроение, 1968.
- Кислов В. Г., Баширов Р. М., Музычок Ф. И. Влияние неравномерности распределения топлива на технико экономические показатели работы двигателя. Труды Башкирского СХИ, т. ХШ, часть IV, Уфа, 1968 г.
- Кругов В.И. Автоматическое регулирование ДВС. М.: Машиностроение, 1979,-615с.
- Круглов Е.П., Кофман Е. М., Ковалевский Е. С. Унификация основа специализированного производства (об опыте работы ПО «Сардизель -аппарат») — Двигателестроение. 1981, № 10. с. 44−46.
- Крук Б. А. Методика гидродинамического расчета топливоподачи дизелей. Труды ЦНИТА, № 40, 1969.
- Крутов В.И. Автоматическое регулирование и управление двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1989. — 416 с.
- Коффон Дж., Лонг В. Расширение микропроцессорных систем. -М.: Машиностроение, 1987.-318с.
- Краткий справочник машиностроителя. Под редакцией Чернавского С. А., М., «Машиностроение», 1966, 797с.
- Левин Г. И. Автоматизация судовых дизельных установок. Л.: Судостроение, 1969, — 465с.
- Левин Г. И. Об электроуправлении дизельными форсунками. Энергомашиностроение, 1973, № 11, с. 24−27.
- Левин Г. И. Системы топливоподачи с электронным управлением впрыска топлива дизельных двигателей: Обзор М., 1974, 47с.
- Левин М.И., Островский Э. С., Леснер Е. Ю. Микропроцессорная системауправления углом опережения впрыскивания топлива. Статика // Двига-телестроение. 1988. — N 6. — с. 16−18,24.
- Неговора A.B. Конструкция и расчет устройства для измерения последовательных цикловых подач топлива.-В сб. ст. мол. ученых: Совершенствование сельского хозяйства.- Уфа: БГАУ, 1996.-65с.
- Николаенко A.B. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Колос, 1992. 414 с. Николаенко A.B. Улучшение топливно-энергетических и экологических показателей автотракторных двигателей. Л.: ЛСХИ, 1990.-46с.
- Николаенко A.B., Подольский Л. Я., Хватов В. Н. и др. Количественная оценка потерь топлива из-за неоптимальности регулировок топливной аппаратуры дизеля. /Труды ЛСХИ. Л., 1981, т.411.-е.3−9.
- Николаенко A.B., Хватов В. Н. Методика определения допустимых отклонений регулировочных параметров топливной аппаратуры по экономическому критерию. /Труды ЛСХИ, т. ЗОО 1987.С.8−12.
- Николаенко A.B., Хватов В. Н. Повышение эффективности дизелей в сельском хозяйстве. Л.: Агропромиздат, 1986. 191 с.
- Об организации подачи топлива в цилиндры двигателя. Труды НАТИ. Выпуск № 25, 1972.
- Руденко А.Н., Лобастов В. М., Мельник Г. В. Электрические исполнительные устройства электронных регуляторов частоты вращения дизелей. ЦНИДИ. Л., 1986. — 19 с. Деп. В ЦНИИТЭИТЯЖМАШ 17.12.86., № 1802 — ТМ.
- Русинов Р. В. Упрощенный метод расчета топливной аппаратуры дизелей. Труды ЦНИДИ, № 43, 1962.
- Розенблит и др. Датчики с проволочными преобразователями для исследования двигателей внутреннего сгорания.- М.: Машиностроение, 1966.-126с.
- Сливинская А.Г. Электромагниты и постоянные магниты.- М.: Энергия, 1972., 247с.
- Система регулирования теплоэнергетического привода транспортной машины с автоматическим поиском режима максимальной топливной экономичности. Известия АН СССР, «Энергетика и транспорт», 1972, № 5.
- Топливная аппаратура тракторных и комбайновых дизелей: Справочник. Кислов В. Г., Павлов В. А., Трусов А. П. и др.- М.: Машиностроение, 1981.- 208 с.
- Трубников Г. И. Практикум по автотракторным двигателям.- М: Колос, 1975.-192с.
- Файнлейб Б. Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Спра-вочник.-2-e изд., перераб. И доп.- JL: Машиностроение, 1990.-3 52с.
- Фомин Ю.Я. Гидродинамический расчет топливных систем судовых дизелей. М., Морской транспорт. 1959.
- Фомин Ю.Я. Гидродинамический расчет топливных систем дизелей с использованием ЭЦВМ. М., Машиностроение, 1973.
- Челпан J1 .К. Влияние неравномерности подачи топлива на рабочий цикл тракторного дизеля. /Труды ЦНИТА. Л., 1963, вып.18.-с.26−37.
- Шило В.Л. Популярные цифровые микросхемы.- М.: Радио и связь, 1987., 352с.
- A.C. № 1 281 725А1. Распределительный топливный насос. 07.01.87. Бюл. № 1.
- А. с. № 1 622 605 AI F02M 59/36 Топливная система для двигателя внутреннего сгорания. Баширов P.M., Костарев К. В. Заявлено 09.11.88 г. Опубликовано 23.01.91, бюл.№ 3.
- A.c. 1 768 792 СССР. МКИ F02 М65/00. Устройство для измерения цикловой подачи топлива. Баширов P.M., Габитов И. И. Башкирский СХИ, Заявлено 28.08.1990- Опубл. 15.10.1992. Бюл. № 38
- А. С. № 587 628/28. Открытая гидравлическая форсунка. 1959.
- Акц. Заявка Японии № 47−38 664. Устройство для регулирования подачи топлива в ДВС. 25.04.70.
- A.C. № 1 275 109А1 Устройство для впрыска топлива в ДВС. 07.12.86. Бюл. № 45.
- ГОСТ 18 509–80. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний.- М.:Изд-во стандартов, 1980.-57с.
- ГОСТ 8670–82 Насосы топливные высокого давления автотракторных дизелей. Правила приемки и методы испытаний.- Изд-во стандартов, 1982.-5с.
- Патент Франции № 133 8786A3. Устройство для подачи топлива в ДВС. 15.09.87.
- Патент Англии № 955 871. Устройство для нагнетания топлива в ДВС. 30.08.82.
- Патент ФРГ № 2 953 477. Регулятор частоты вращения 19.11.81.
- Патент ФРГ № 406 376. Устройство для регулирования производительности топливного насоса. 05.11.73.
- Патент Японии № 42 422. Электронный регулятор сиситемы впрыска. 26.10.72.
- Патент Франции № 2 058 547 Электромагнитная форсунка для ДВС. 28.05.71.
- Патент № 2 059 870, F02 М65/00. Устройство для измерения цикловой подачи топлива. Баширов P.M., Габитов И. И., НеговораА.В., Ахметов С. Р Уфа: БСХИ.- Заявлено 10.08.93 Опубликовано 10.05.96. Бюл. № 13, 1996.
- Патент 2 116 497 F 02 М 65/00. Устройство для измерения цикловой подачи топлива. Баширов P.M., Габитов И. И., Неговора A.B. Уфа: БГАУ.-Заявлено 21.05.96, Опубликовано 27.07.98 .- Бюл. № 21
- Automatic vehicle quidance and control a state of the art survey IEEE. Trans. Venicular Technol, 19, № 1. 1970, p. l20.
- ADECO Beats the Solenoid blues Diesel progress noth american 1985, March, p. 5085. «Diesel Gas Turbine Worldwide» Catalog. 1986. Vol. 51. — 1536 p
- Electronische Regelund von Einspitzpumpen fur Dieselmotoren, MTZ -1981, 42 № 9. s. 323 324.
- Harnes K.J., Straub R.D., Amann R.W. Electronics control unit injection governing. Automot. Eng., 1985, 91 № 8, 51−59 pp.
- Holt G. Recent development of electronic governors. Trans. Inst. Diesel and Gas Turbine Eng. 1986. — № 431. p. 1−2.
- Jost B.J. Electro proportional solenoids improve control function. Diesel Gas Turb. Progr. 1974 -№ 7
- Matthees K. Erste Ergebnisse mit elektronisch gesteuerter Dieseleinspritzung -Kraftfahrze ugtechnik. 1976, № 7, s. 211−213.
- Pieroclectric control fuel injection system. Патент Великобритании № 2.124.300А опубл. 15.02.84 МКИ 02 М 51/06.
- Resultats d’essais sur moteurs diesels equipes de Г injection electronique. Ingenieurs de Г automobile. 43, 7, 1970.
- Schechter M.M., Asik J.R. Direct fuel injection with electromagnetic spill control investigation with EME-4 pump. SAE Techn. Pap. Ser., 1984, № 840 308, p. 9.
- Schwarts P. High-pressure injection pumps with electronic control. SAE Techn. Pap. Sep. 1985 — № 850 170-p. 13.
- Shiozaki Makoto at al development of a fully capable electronic control system for diesel engines. SAE Tech. Pap. Sep. 1985. № 850 172 p.8
- Petrol injection with electronic control. «Engineer» 222, № 5775, 1966, p. 492.493.
- Automobile Fuel Handbook/ K. Owen, T.Coley. New-York, SAE, 1990. -65 Op.
- Anisits F., Hiemesch O., Dabeistein W. Der Kraftstoffeinfluss auf Abgasemissionen von Pkw Wirbelkammermotoren // MTZ. — 1991. — Jg.52. — N 5. — S.242−249.
- Decker R., Schmoeller R., Prescher K. Einfluss der Kraftstoffhochdruckeinspritzung auf die Verbrennung im Dieselmotor // MTZ. 1990. — Jg.51. — N 9. — S.388−394.
- Kamimoto T., Yokota H., Kobayashi H. Effect of High Pressure Injection Soot Formation in a Rapid Compression Machine to Simulate Diesel Flames // SAE Technical Paper Series. 1987. — N 871 610. — P.9.
- Needham J.R., Doyle D.M., Nicol A.J. The Low NO 4×0 Truck Engine // SAE Technical Paper Series. 1991. — N 910 731. — P. 1 -10.
- Nishizawa K., Ishiwata H., Yamaguchi S. A New Concept of Diesel Fuel Injection Timing and Injection Control System // SAE Technical Paper Series. — 1987. -N 870 434. — P.9.
- Parker R.F. Future Fuel Injection Requirements for Mobile Equipment Diesel Engines // Diesel and Gas Turbine Progress. 1976. — Vol.42. — N 10. -P.18−19.
- Tsujimura K., Kobayashi S. The Effect of Injection Parameters and Swirl on Diesel Combustion with High Pressure Fuel Injection // SAE Technical Paper Series. 1991.-N910489. — P. 13.
- Scharmann Volker Untersuchungen der Ausfallursachen und Eins-tellfehler an Dieselanspritzanlagen mit Hilfe statistischer Met-hoden. Friedrich List Dresden, 1986, 33, N1, 175−186.1. УТВЕРЖДАЮ" «УТВЕРЖДАЮ»
- Генеральный директор РектоР Башкирского государст^ ¿-Ногинский завод венного аграрного университета1. У О. 5 «ч у У|Т s «fa**—— Не дорезков В. Д.
- Акт вйе^Йййя результатов НИР
- Результаты НИР используются при разработке и доводке новых топливоподающих систем.
- От ОАО «НЗТА» От Башкирского ГАУ
- Начальщисслужбысервисного обслуживания
- Потапов А.И. Костарев К.В.гавного конструктора
- Сизов A.B. ^^-Неговора A.B.1. УТВЕРЖДАЮ"зарногоугектою Ьашкисского государст- зарного университета1. Недорезков В.Д.1. СПРАВКАоб использовании результатов НИР в учебном процессеи научно-исследовательских работах кафедры «Тракторы и автомобили» Баш
- Полученная математическая модель системы топливоподачи используется студентами при изучении дисциплин: «Теория ДВС» и «Перспективы развития тракторов и автомобилей».
- Конструкторская разработка и методика проведения экспериментальных исследований используется аспирантами кафедры и студентами при выполнении дипломного проектирования. кирского государственного аграрного университета.
- Заведующий кафедрой «Тракторы и автомобили"1. Габитов И.И.1. ХО «ноября 2001 года
- УТВЕРЖДАЮ» Дир «1 ~ ^ щзельпрецизион"1. Неговора А.В.
- Акт внедрения результатов НИР