Установление расположения водителя и пассажира переднего сиденья в салоне легковых автомобилей, оборудованных современными средствами безопасности, при дорожно-транспортных происшествиях
Характер, локализация, частота, объем повреждений у потерпевшего в салоне современных легковых автомобилей, при дорожно-транспортных происшествиях определяется совокупностью значительного количества факторов: местом расположения пострадавшего в салоне транспортного средства, типом ДТП, направлением основного динамического воздействия на автомобиль, особенностями интерьера салона легкового… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАВМ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРА ПЕРЕДНЕГО СИДЕНЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАННЫХ СРЕДСТВАМИ ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- ГЛАВА 4. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВРЕЖДЕНИЙ У ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРА ПЕРЕДНЕГО СИДЕНЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СТОЛКНОВЕНИЙ
Установление расположения водителя и пассажира переднего сиденья в салоне легковых автомобилей, оборудованных современными средствами безопасности, при дорожно-транспортных происшествиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. Экспертиза характера и механизма возникновения повреждений при автомобильной травме является актуальной и сложной проблемой судебной медицины и экспертной практики. Эта проблема приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с резким увеличением количества автомобилей, изменением их конструктивных особенностей и возрастающим количеством случаев дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами. Особую актуальность приобретает вопрос об установлении точного местоположения потерпевших в салоне автомобиля. При решении указанного вопроса необходимо учитывать конструктивные особенности средств пассивной безопасности. В литературе работы по названной проблеме практически отсутствуют.
Вышеизложенное определяет основное направление наших исследований в которых была поставлена следующая цель.
Цель исследования. Разработать экспертные критерии установления месторасположения водителя и пассажира переднего сиденья при дорожно-транспортных происшествиях с учетом конструктивных особенностей современных легковых автомобилей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить заключения судебно-медицинских экспертиз проведенных в Тульской области за период 1996;2005 гг. по поводу дорожно-транспортных происшествий для анализа характера и особенностей возникающих повреждений у пострадавших;
2. Изучить конструктивные особенности средств пассивной безопасности, которыми оснащены современные легковые автомобили;
3. Изучить морфологические особенности, механизм возникновения и частоту обнаруженных повреждений у водителя и пассажира переднего сиденья при травме внутри салона автомобилей, при дорожно-транспортных происшествиях с учетом особенностей воздействия средств пассивной безопасности;
4. Выявить дифференциально-диагностические критерии и разработать методику для достоверного установления места расположения потерпевших в салоне автомобиля при дорожно-транспортных происшествиях;
5. Сопоставить полученные морфологические критерии положений потерпевших переднего сиденья в салоне автотранспортных средств с учетом их конструктивных особенностей, с результатами автотехнических экспертиз и другими следственными данными.
6. Изучить особенности полученных повреждений у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, находящихся в ЦИТО им. Н. И. Приорова и НИИ СП им. Склифосовского за период с 2004 — 2007 год.
Научная новизна. Впервые в судебной медицине изучены особенности механизма и характера возникновения механических повреждений возникающих у водителя и пассажира переднего сиденья легковых автомобилей с учетом конструктивных особенностей средств пассивной безопасности.
Выявлены достоверные дифференциально-диагностические критерии для установления месторасположения потерпевших в салоне переднего сиденья современных автомобилей с учетом их конструктивных особенностей.
Сопоставлены полученные результаты исследований обнаруженных у потерпевших, находившихся в реанимационных отделениях клиник с данными судебно-медицинских исследований.
Проанализированы особенности обнаруженных у потерпевших характера механических повреждений с учетом данных автотехнических экспертиз другими следственными материалами.
Научно практическая значимость. Полученные результаты позволили создать экспертную дифференциально-диагностическую систему для достоверного установления места расположения потерпевших в салоне автомобиля, основанную на базе установленных совокупностей морфологических признаков.
В ходе проведенного исследования установлена частота, локализация, особенности, характер повреждений одежды и телесных повреждений у водителей и пассажиров переднего сиденья современных легковых автомобилей при различных типах столкновений транспортных средств, позволяющих определить место расположения пострадавшего внутри салона автомобиля.
Определена значимость травмы различных областей тела человека для судебно-медицинской оценки повреждений у пострадавших с целью установления лица, управлявшего транспортным средством в момент дорожно-транспортного происшествия.
Выявлен комплекс факторов, влияющих на характеристику повреждений у водителей и пассажиров переднего сиденья при различных типах столкновений легковых автомобилей, что повышает обоснованность судебно-медицинской оценки травмы участников дорожно-транспортного происшествия.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Характер, локализация, частота, объем повреждений у потерпевшего в салоне современных легковых автомобилей, при дорожно-транспортных происшествиях определяется совокупностью значительного количества факторов: местом расположения пострадавшего в салоне транспортного средства, типом ДТП, направлением основного динамического воздействия на автомобиль, особенностями интерьера салона легкового автомобиля, применением средств индивидуальной защиты.
2. Разработанный комплексный многофакторный способ судебно-медицинской оценки повреждений у водителей и пассажиров переднего сиденья, основанный на системном подходе к анализу последствий ДТП позволяет производить количественную оценку объема повреждений у потерпевшего с целью определения места его расположения в салоне автомобиля.
3. Предлагаемый способ может быть использован при оценке мероприятий по повышению внутренней пассивной безопасности современных транспортных средств.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры судебной медицины и медицинского права ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава, кафедры судебной медицины ГОУ ВПО.
Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова" Росздрава (2001;
2008; 2009 г.), на заседаниях Московского и Тульского научных обществ судебных медиков (2001; 2008 г.).
Результаты диссертационного исследования доложены: на 1,3 и 4 научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов «Судебно-медицинская наука и практика» (Москва, 2006; 2008; 2009), на апробации работы на объединенной научно-практической конференции кафедры судебно-медицинской экспертизы и медицинского права МГМСУ и Бюро СМЭ ДЗМ (2009г).
Внедрение. Результаты исследования внедрены в учебный процесс кафедры судебной медицины и медицинского права ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава, кафедр судебной медицины ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова» Росздрава, ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Росздрава и в практику Кемеровского, Тульского, Ивановского, Владимирского областных Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Публикации. Материалы диссертации нашли отражение в 1 методическом пособии для врачей — судебно-медицинских экспертов. По теме диссертации было опубликовано 8 научных статей, из них 1 статья в ведущих российских журналах, рекомендованных ВАК Минобразования РФ.
ВЫВОДЫ.
1. Медико-трасологический подход к изучению трупов лиц, погибших внутри салона автомобиля, позволил достаточно доказательно осуществлять дифференциальную диагностику травм водителя и пассажира переднего сиденья.
2. Установленный комплекс морфологических дифференциально-диагностических признаков повреждений водителей и пассажиров переднего сиденья современных легковых автомобилей позволяет определять место расположения пострадавшего внутри салона автомобиля.
3. Выявлены комплексы информативных признаков, позволяющих дифференцировать травмы водителей и пассажиров переднего сиденья с целью определения их положения в салоне автомобиля и решения других экспертных вопросов, выдвигаемых судебно-следственными органами.
4. Установлена значимость использования наиболее чувствительных наглядных методов (научная фотосъемка, модельные исследования в макете кабины автомобиля, использование рентгенологических методов, разметка на контурах тела и на контурах одежды) для продуктивности рассматриваемой экспертизы.
5. Использование модельных исследований по установлению механизма травмы повреждений в салонах автомобилей способствует установлению обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и расположения лиц внутри салона автомобиля.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Результаты полученных исследований могут быть использованы:
— при проведении судебно-медицинских экспертиз пострадавших в салоне современных легковых автомобилей оснащенных средствами пассивной безопасности (ремни и подушки безопасности) при различных типах дорожно-транспортных происшествийс целью оценки устройств внутренней пассивной безопасности современных транспортных средств иностранного производства;
— при разработке вопросов судебно-медицинской оценки повреждений водителей и пассажиров переднего сиденья с целью определения места расположения пострадавших в салоне автомобиля;
Все результаты исследований основываются на комплексном анализе технических данных по дорожно-транспортым происшествиям и судебно-медицинским данным о повреждении человека при дорожно-транспортном происшествии.
Технические данные по дорожно-транспортным происшествиям предполагают изучение и анализ следующих показателей:
— следы контактного взаимодействия человека с элементами интерьера салона автомобиляналичие, состояние, работоспособность, мест крепления ремней безопасности и подушек безопасности.
Эти данные содержаться в протоколах осмотра места происшествия, технического состояния транспортного средства, заключениях автотехнических, трасологических, криминалистических экспертиз, проведенных по факту дорожно-транспортных происшествий.
Судебно-медицинские данные предполагают установление следующих показателей:
— характеристику наружных и внутренних повреждений человека, особенно тех повреждений которые отражают особенности поверхности соударения, наличию и направлению повреждений от подушек и ремней безопасности.
Комплексная оценка последствий дорожно-транспортного происшествия, уточнение факторов, влияющих на характеристику повреждений водителя и пассажира переднего сиденья позволит повысить объективность и научную обоснованность выводов эксперта о месте расположении пострадавшего внутри салона автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия, в том числе о лице, управлявшим автомобилем.
Список литературы
- Алпатов И.М., Фокина Е. В. дифференциальная диагностика травм водителя и пассажира переднего сиденья легкового автомобиля: Пособие для врачей судебно-медицинских экспертов -Москва -2001 -С.16.
- Артыков А.Ш., Файзиев Ю. К., Рахманов М. Ф. Травматическое отделение частей тела при автомобильной травме.-СМЭ.-1992.-№ 1.-С.47−48.
- Бедрин Л.И., Солохин A.A., Шмидт В. К. К возможности создания системы автоматизированной диагностики видов и механизмов автомобильной травмы // В кн. Вопросы судебно-медицинской экспертизы. М.-Медицина, 1977.- С. 18−20.
- Каукаль В. Г. Перемещение внутренних органов при автомобильной травме.// Судебно-медицинская экспертиза.-197l.-T.14.-№ 2.-СС.49−50.
- Кириллина В. С. Редкие случаи автотравмы со смертельным исходом. // Судебно-медицинская экспертиза.-1970.-Т.13.-№ 1.-СС.64−65.
- Купов И.Я., Чернобородое Г. Д. О так называемых «специфических „следах и повреждениях от воздействия автомобилей.// Судебно-медицинские записки.-Киншнев.-Штиница.-1977.-С. 17−18.
- Матышев А.А.-Распознование основных видов автомобильной травмы.-Издательство Медицина. Л., 1969,128с.
- Медико-автотехнические критерии, используемые при экспертном установлении местонахождения лиц в салоне автомобиля в момент ДТП, — М.-МЗ РФ, 1994.- с. 16.
- Методические письма. Экспертные исследования на транспортных средствах при ДТП. М.- Минюст, Минздрав, 1994.- с. 30.
- Муханов А.И., Фальфушинскй И.М.-Смертельная автомобильная травма по материалам судебно-медицинской экспертизы и криминалистики,-Тернополь, 1968, с. 18−21.
- Сидоров Ю.С. Судебно-медицинская оценка повреждений водителей и пассажиров переднего сиденья легкового автомобиля при столкновениях. Дис. д.м.н.- М.- 1990.- с. 230.
- Солохин A.A. Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы.-М.-Медицина.-1968.-235с.
- Солохин A.A., Тарловский H.H. Оценка следов и повреждений на автомобиле, возникших от воздействия частей тела человека.// Судебно-медицинская экспертиза.-1979.-Т.22.-№ 2.-СС.З-7.
- Стешиц В.К. Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях.
- Судебная медицина. Атлас под редакцией A.A. Солохина.-М.-Медицина, 1988.- С. 222−260.
- Тишин B.C., Кристи М. Н. Задачи комплексной экспертизы дорожно-транспортных происшествий // Суд.-мед. экспертиза, 1994.-№ 3.-С. 11−15.
- Тхакахов А. А. Судебно-медицинская диагностика видов автомобильной травмы по особенностям повреждений внутренних органов живота.-Автореф. дисс. канд.- Москва-2000−24 с.
- Черкавский Н. Б., Титов А. П., Долгобородов В. А. О дырчатых переломах черепа при автомобильной травме. // Судебно-медицинская экспертиза,-1970.-Т. 13 .-№ 4.-С.44−46.
- Соседко Ю.И., Карандашев A.A. Значение гидродинамического фактора в механизме образования повреждений при тупой травме. // Судебно-медицинская экспертиза — 1085.- № 2. — С.43−45.22. #Хроника ВОЗ.- 1969.- № 23.- С.207−214.
- Сидоров Ю. С. Судебно-медицинская оценка повреждений водителей и пассажиров переднего сиденья легковых автомобилей при столкновениях
- Обзор практики раскрытия и расследования ДТП в 2000 году отдела по делам о расследовании ДТП и пожаров контрольно-методического управления следственного комитета при МВД России.
- Судебно-медицинские критерии повреждений водителей и пассажиров транспортныххредств при травме внутри автомобиля. 23.03.89 НИИ СМ МЗ СССР
- Солохин A.A. Основы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы. 1972
- Методическое пособие для экспертов, следователей и судей.
- Трнспортно-трасологическая экспертиза по делам ДТП“, М., Минюст, 1988
- Медико-автотехнические критерии, исследуемые при экспертном установлении местонахождения лиц в салоне автомобиля в момент ДТП.-М., Минздрав РФ- 1994 г.
- Методическое письмо. Экспертные исследования на транспортных средствах при ДТП.- М., совместно Минюст и Минздрав РФ, 1994 г.
- Тишин B.C., Кристи М. Н. Задачи комплексной экспертизы дорожно-транспортных происшествий» СМЭ- 1984, № 3, с. 11−15
- Алпатов И.М., Никитина Е. В. Принципы подхода медико-трасологических и биомеханических маршрутов при экспертизе автомобильной травмы (случаи в салоне автомобиля).
- Волошин Г. Я., Мартынов В. П., Романов А. Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий.
- Ардашкин А.П. Морфологические особенности, механизм и математическая диагностика травмы водителей и пассажиров внутри автомобиля// Автореферат дисс. канд.мед.наук. — М.- 1986.
- Автомобильная травма. Основы судебно-медицинской экспертизы (совместно с Ю.А. Солохиным) М.- 1994
- Рябчинский. А.И. Механизм травмирования человека в автомобиле и биомеханника дорожно-транспортных происшествий- 1979 г.
- Акопов В.И. Судебная медицина в вопросах и ответах. 1998 г.
- Волков В.Н., Датий A.B. Судебная медицина (для студентов высшихучебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям). 2000 г.
- Солохин A.A. Судебная медицина Атлас. 1998 г.
- Томилин В.В., Пашинян Г. А. Руководство по судебной медицине. 2001 г.
- Солохин A.A. Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы, Пермь- 1977 г.
- М.Б. Табакман, Г. И. Заславский. Применение физико-технических методов в судебно-медицинской экспертизе повреждений, причиненных автотранспортом-с. 19−21
- Швец А.И. Использование элементов теории вероятностей и комбинаторного анализа для определения местонахождения пострадавших в салоне (кабине) автомашины в зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия: Дисс. канд. мед. наук. — Курск, 1998.
- В.В. Томилин Судебная медицина, Учебник для вузов. М., 1996.
- B.JI. Попов, Р. В. Бабаханян, Г. И. Заславский, Курс лекций по судебной медицине. Санкт-Петербург. 1999.
- Назаров Г. Н.- Пермь 1977 г. «О значении некоторых следов повреждений для судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы» С. 23−26
- Загрядская А.П., Колпащиков Е.Г." Некоторые методические замечания по проведению СМЭ при автотравме" с. 27−29.
- Попов B.JI." О логической последовательности экспертного анализа при обосновании механизма возникновения повреждений в случаях автотравмы" С. 29−31.
- Тишин B.C., Кристи М. Н. Задачи комплексной экспертизы дорожно-транспортных происшествий СМЭ- 1984, № 3, С. 11−15
- Матышев A.A. Классификация механических повреждений СМЭ- 1984 г.,№ 4, С. 47−49
- Ардашкин А.П. Повреждение локтевых областей при травме внутри автомобиля СМЭ-1984 г., № 4, С.23−24
- Гедыушев И.А., Ростошинский Э. Н. О методике проведения комплексных медико-автотехнических экспертиз при установлении местонахождения лиц в салоне автомобиля// СМЭ, 1994 г., № 4 с.7−10
- Методические письма Определение характера движения автотранспорта по следам колес//М. 1993 г.
- Инструкция об организации производства медико- криминалистических и медико- автотехнических экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Мин. Юста и Минздрава// Основные организационно- методические положения М. 1982 г.
- Инструкция по организации производства комплексных экспертиз всудебно- экспертных учреждениях СССР// Основные организационно-методические положения. М. 1986 г.
- Иванов В.К., Сидоров Ю. С. Механические повреждения// СМЭ М.1988 С. 80−81
- Лунева З. М. Определение местонахождения пострадавших в салоне автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия
- Математическая модель травмы внутри кабины автомобиля// СМЭ№ 4 -М. 1984 г., С. 83.
- Трубников В.Ф., Истомин Г. П. Характеристика повреждений при автодорожных травмах со смертельным исходом// Отопед. Равматология.-1974.-Ж2.- С.7−10.
- Матышев A.A. Особенности повреждений, возникающих при травме в кабине автомобиля// Л.-Медицина, 1969-С.128.
- Вопросы судебно-медицинской экспертизы, Л., 1977 г., с. 38−41 СМЭ 1969 г., № 2, с. 13.
- Руководящие методические документы по комплексным (автодорожным-судебно-медицинским) экспертизам.
- Применение данных трасологии при расследовании дорожно-транспортных происшествий (следы на подошве от педалей и на руках от рычагов управления)// М. 1976 г., С.52
- Гедыгушев И.А. Судебно-медицинская экспертиза при реконструкции обстоятельств и условий приченения повреждений (методология и практика). — М., 1999. — 215 с.
- Крутиков К.В. Особенности переломов коротких трубчатых костей кисти при различных видах ударных воздействий // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. — Барнаул-Берлин, 1997. — С. 98−103.
- Мальцев А.Е. Оценка внедрения микрочастиц в области повреждений при ударах твердыми тупыми предметами и транспортной травме // Современные технологии в здравоохранении и медицине. Сборник научных трудов. — Воронеж, 2000. С. 102−194
- Мачинский П.А., Цыкалов В. К. О классификации механических повреждений (состояний) // Современные научные и практическиеразработки судебных медиков Мордовии. — Саранск, 1999. — В-2. — С. 43−45.
- Солохин Е.В. Закрытие повреждения спинного мозга // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2000, № 2. — С.36−38.
- Казымов М.А., Шадымов А. Б. Структура преломов костей лицевого черепа при различных видах травмы // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. —Новосибирск, 2000. —В.5. — С-109−113.
- Плаксин В.О. Особенности переломов черепа и шейного отдела позвоночника в зависимости от их биомеханических свойств при некоторых видах травмы // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. Новосибирск, 1998. — Вып. 3. — С. 184−187.
- Фролов К.В. современное состояние изучения систем человек — машина//Влияние вибраций различных спектров на организм человека и проблемы виброзащиты. — Москва., 1972
- Кутушев Ф.К., Гвоздев М. П. Филин В.И. Либов A.C. неотложная хирургия груди и живота. — Л.: Медицина, 1984.-245с
- Психологические факторы, обуславливающие несчастные случаи на дорогах.//Хроника ВОЗ.- 1969.-№ 23.-С.207−214
- Бачу Г. С. Частота повреждений костей и органов грудной полости при закрытой травме //Судебно-медицинские записки.- Кишенев, 1971.- Вып.5.-С.39−42
- Вагнер Е.А. закрытая травма груди мирного времени//-Москва:1. Медицина, 1969.-300с.
- Фокина Е.В., Алпатов И. М. Принципы подходов медико-трасологических и биомиханических исследований при экспертизе автомобильной травмы // Судебно-медицинская экспертиза. Научно-практический журнал. М., Медицина 2002.-т.45.№ 3.- С. 10−12.
- Фокина Е. В. Сидоров Ю.С. Установление скорости столкновения" легкового автомобиля с пешеходом // Актуальные проблемы судебной медицины: Сборник научных работ кафедры судебной' медицины ММА им И. М. Сеченова. Москва.- 2002. — С. 243−246.
- Фокина Е. В. Сидоров Ю.С. Характеристика повреждений водителей пассажиров переднего сиденья легковых автомобилей при столкновении. // Актуальные проблемы судебной медицины. Сборник научных статей — Москва.-2001 .-С.162−167.
- Фокина Е.В. О специализированном характере экспертизы автомобильной травмы — принципы и реальное содержание //Актуальныепроблемы судебной медицины: Сборник научных работ кафедры судебной медицины ММА им И. М. Сеченова. Москва.- 2006. — С. 56.
- Пучков Г. Ф. смертельная автомобильная травма среди людей в состоянии алкогольного опьянения// Съезд судебных медиков Белоруссии, 1-ый.-тезисы докладов. Минск, 1978.- С.44−46.
- Ардашкин А.П., Мунтян С. С., Юрасов Г.И: Повреждения аорты при травме внутри автомобиля// Всесоюзный съезд судебных медиков. 2-ой. Тезисы докладов.- Москва-Минск. 1982.-С.277−279.
- Ардашкин А.П. Повреждения локтевых областей при травме внутри автомобиля// Судебно-медицинская экспертиза. Научно-практический журнал. М., Медицина 2084.-т.№ 4.- С.23−24.
- Шахриманьян Ш. Медицинские вопросы обеспечения безопасности дорожного движения // Автомобильный транспорт. — 1974.- № 10.- С.51−52.
- Шнайдер А.Д., Десятов В. П., Шамарин Ю:А. Алкоголь как фактор риска некоторых видов насильственной' смерти // Всесоюзный съезд судебных медиков.3-ий. Тезисы докладов.-Москва-Одесса. 1988.-С.81.
- Щекатуров Е.Ф. Автодорожный травматизм по материалам Боткинской районной больницы горьковской области // Вопросы травматологии, ортопедии и неотложной хирургической помощи. — Горький, 1962.- С. 16−18.
- Цацаниди К.Н., Пугаев A.B., Рамзина И. Л., Кисляков М. Г. Причина смерти при закрытой травме живота // Экстренная хирургическая помощь при травме органов брюшной полости. М., 1983. — С.150−159.
- Цыбуляк F.H., Павленко Г. П. Причины смерти в раннем периоде смерти // Вестник хир. 1975. — № 5. — С.75−82.
- Юмашев Г. С., Нурулла — Хаджаев Г.Ф. Анализ летальности при множественных и сочетанных переломах конечностей у лиц с алкогольным опьянением// Ортопедия, травматология. — 1980.- № 8.- С.47−50:
- Кременецкий A.M., Кременец Ю. А., Сидоров Ю. С. и др. Исследование пассивной безопасности автомобиля ГАЗ -24 по материалам дорожно-транспортных происшествий// Рукопись. Тема № 989/1−011,№гос.рег.73 020 828.ДСП. Москва. 1973.
- Schaaf К. Child auto restraints//Alaska Med.- 1983. Vol, 25,№ 3 — P.76−78.
- Mok D.W.H., Bryant K.M. Ring uncemented plastic on metal hip replacements — resulta from an independent unit// J.Roi. Soc.Med., 1989,82,3,p. 142−144.
- Penzi-gones K., Boswell D., Tongue R. Restraint of babies in cars// Brit. Med. Y. 1997 — Vol. 292, № 6520.- P.591−594.
- Monk M., Burget A., De Larm L. Computerized side impact injury// Stapp Car crash conference. 21 th. Proceedings.-1989.- P. 22−28.
- Zister R.D., neilson Y.D. Protection of occupants against side impacts// Stapp Car Crash Conference. 11 th. Proceedings. 1990. — P.38−60.
- Harrington Т., Barker B. Multiple trauma associated with vertebrae inyuzi //Surg. Neuzol.- 1996. Vol.26, № 2.-P.149−154.
- Gilliland M., Barton R., et al. factors effecting mortality in pelvic fractures// trauma. 1990.- vjl.22, № 8. — P.691−693.
- Dove D., Stahe W., Delquecio L.R. A five year review of deaths following urban trauma // y. trauma. 1980. — vol. 20, № 9.- P.760−766.
- Decker M.D., Devey M.J., Hutcheson R.H., Schafiier W. The use and efficacy of child restraint devices. The Tennessee experience, 1982 and 1983.
- Munoze. Economic Costs of Trauma, United States, 1982 — P.237−247.
- Tonge J.Y., О Reilly M.Y., Davison A. Traffic Crash fatalities (1968−73):injury patterns and other factors // Med. Sci. Law. — 1977. Vol.17, №l.-P.9−24.
- Dawgall A., Paul M., Finely R. Chest Trauma — current morbidity and mortality// y. trauma. 1987.- Vol.17, № 7.- P.547−552.
- SchaafK. Child auto restraints// Alaska Med. 1983.- Vol. 25, № 3.-P.76−78.
- Cichowski W.G., Silver Y.N. Effective use of restraints systems in passenger cars// SAE Preprints. S.a. № 680 032.-P.12.
- Cornell Automotive Crash Yniury Research. — Washington, 1996.
- Champion H.R., Sacco W.Y., Lepper R.L., at zinger. An anatomic Index of Injury Severity// Y. Trauma. 1989. — 20.-3.-P.197−202.
- Chistian M.S. Morbiditi and mortality of car occupants: Comparative survey over 24 months// Brit. Med. Y. 1984.-№ 6457. — P. 1525−1526.
- Holmes Y., Reyes H.M. A Critical Review of Urban Pediatric Trauma// Y. Trauma. 1994.-24−3.-P.253−255.
- Pierce W. Bland thoracic Trauma// Penn. Med. 1982.-Vol.75,№ 9.- P.53−55.
- Gilliland M., Ward R., Barton Rl, et. al. Factors effecting mortality in pelvic fractures// Y. Trauma.- 1982. vol. 22,№ 8. -P.691−693.
- Аксенов В.А. технико-экономическое обоснование мероприятий, повышающих безопасность движения// Москва, «Транспорт"1984. — С.112.
- Яблонский М.Ф., Якутовский Л. И. характеристика автомобильного травматизма по судебно-медицинским материалам Витебской области за 1973−1977 гг.// съезд судебных медиков Белоруссии, 1-ый, тезисы докладов.1. Минск.1987. С.73−74.
- Юмашев Г. С., Громов А. П., Сидоров Ю. С. «Хлыстовые» повреждения шейного и верхнегрудного отделов позвоночника в эксперименте и клинике/Юртопедия, травматология и протезирование. — М. Медицина, 1970. — С.1−5.
- Щеголев П.П. механизм и морфология повреждений при травме внутри автомашины.// Сборник научных работ сотрудников кафедры и судебных медиков г. Ленинграда. — JL, 1979.-Вып.18.-С.132−138.
- Шумада И.В., Вакслер М. М. Дорожно-транспортный травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи.// Врачебное дело. — 1987. -№ 5. — С.123−124.
- Шот A.B. Тришин И. Н. Закрытые повреждения сердца.// Хирургия. — 1975.- № 5.- С. 59−64.
- Шапкин B.C., Триненко Ж. А. Закрытые и открытые повреждения печени//Москва., Медицина, 1977.-С.182
- Тюлькин Е.П. О транспортном травматизме в городе Ижевске// Сборник трудов по судебной медицине и судебной химии. Пермь, 1969.- Вып.З.-С.119−121.
- Трубников В.Ф., Истомин Г. П. Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях//Харьков, 1977.-С.192.
- Радченко A.B., Тагаев H.H. Характеристика повреждений у водителей автомобиля «Жигули» при автодорожных происшествиях// Всесоюзный съезд судебных медиков Украины 1-й, Тезисы докладов. — Киев, 1987. — С.114.
- Роенко JI.E. Повреждения груди и живота водителей, возникающие при травме внутри автомашины// Современные вопросы судебной медицины и экспертной практики — Ижевск, 1972. — вып. 2 С.32−34.
- Романов А.Г. Дорожное движение в городах: закономерности и тенденции. — Москва. Транспорт, 1998. С. 81.
- Рябчинский А.И. Пассивная безопасность автомобиля. — М. Машиностроение, 1983. С.-145.
- Рябчинский А.И., Мельников О. В., Сидоров Ю. С. толерантность водителей и пассажиров автомобилей к импульсным нагрузкам при дорожнотранспортных происшествиях//автомобильный транспорт.-1978.-№ 3.-С. 1417.
- Рябчинский А.И., Фотин Р. К., Фролов В. В., Азархин Л. И. Методы испытаний легковых автомобилей на пассивную безопасность. — М. 1972. — С.120.
- Савич В.И. Особенности смертельных повреждений у водителей и пассажиров в кабине автомобиля// Всесоюзный съезд судебных медиков Белоруссии 1-й, Тезисы докладов. — Минск, 1978. — С.51−53.
- Савич В.И., Артюшкевич B.C., Корелина В. И. Особенности повреждений при автомобильной травме у детей// Всесоюзный съезд судебных медиков Белоруссии1-й, Тезисы докладов. — Минск, 1978. — С.53−54.
- Сапожникова М.А. Морфология закрытой травмы груди и живота// М., Медицина, 1988. С.-160.
- Селиванов H.A. Математические методы в собирании и исследовании доказательств//Москва, 1974.
- Семененко JI.A. Характеристика несмертельной транспортной травмы по данным харьковского областного бюро судебно-медицинской экспертизы// Всесоюзный съезд судебных медиков Украины 1-й, Тезисы докладов. Киев, 1987. — С. 115−116.
- Семенников B.C. Судебно-медицинские критерии механизмов травмыкостей таза//Автореферат дисс. докт. мед.наук.- Барнаул, 1972.
- Сетушина З.Ф. судебно-медицинская характеристика, смертельной транспортной травмы и ее значение для органов расследования// Сборник научных трудов Свердловского Института. — Вып. 5 — Свердловск, 1966.-С.335−353.
- Сепетлиев Д. Статистические методы, в научных медицинских исследованиях// перевод с болгарского. — М., Медицина, 1999.- С. 420.
- Смирнова Л.А., Бондарюк А. С. Лечение повреждений позвоночника и трудоспособность// Ортопедия. Травматология и ортопедия. — 1978.Т.17,-№ 6.С.Ю4.
- Стольков В.Т., Муконина P.M. К характеристике судебно-медицинских стоматологических повреждений// Актуальные вопросы судебномедицинской экспертизы. Алма-Ата, 1980. С.91−92.
- Стажков В.И., Спасская М. Г., Визгалин А. Н. Ушибы сердца//Методические рекомендации, JL, 1977. — С. 19.
- Статистика дорожно-транспортных происшествий в Европе//ЕЭК ООН, Женева.1990−2004. С. 250.
- Тагаев H.H., Кононенко В. Н., Радченко A.B., Моисеев В. М. Порядок установления места расположения пострадавших при авто-мотопроисшествиях// Всесоюзный съезд судебных медиков 3-й. М. Одесса, Тезисы докладов: -1988. — С.85−86.
- Татаренко В.А. Статистико-вероятностный метод определения степени достоверности экспертных выводов// Судебно-медицинская экспертиза Научно-практический журнал. М., Медицина — 1990.-№ 2.- С.47−48.
- Бочковская Л.В., Язвинский И. И. Несмертельный автотранспортный травматизм и его особенности// Всесоюзный съезд судебных медиков 1-й. Минск, Тезисы докладов. —1978. — С.14−15.
- Братусь В.Д., лисов И.Л., Дорошенко В. М. Закрытая травма груди// Клиническая хирургия. — 1976. № 3.- С. 1−5.
- Волошин Г. Я, Мартынов В. П., Романов А. Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий. — М. -Транспорт, 1987. С. 239.
- Гордон Э.С. Анализ несмертельного дорожного травматизма за 1979 од (по материалам Республиканского бюро СМЭ УАССР)//Теория и практикасудебно-медицинской травматологии — Ижевск, 1982.- С.7−10.
- Громов А.П. Биомеханика травмы. — М., 1979.- С. 257.
- Дементьева Н.М., Потыльчанский JI.C. Разрывы аорты при тупой травме человека// Всесоюзный съезд судебных медиков Белоруссии 2-й, Тезисы докладов. Минск, 1982. — С.240−243.
- Жулев В.Н. Состояние и перспективы развития научно-исследовательских работ по проблемам снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий// Проблемы безопасности дорожного движения. М., 1975. — С.4−16.
- Залетаев М.В., Котентан А. Г., Сидоров Ю. С., Травянко A.JI. Исследование эффективности элементов конструктивной безопасности автомобилей «Москвич»//Рукопись. Тема № 97−490/02. № гос.рег. 76 034 673. Москва, 1977.
- Замиралов B.C., Сиротов Г. С., Таркави A.C. Характеристика смертельного автомобильного травматизма в Московской области// Судебно-медицинская экспертиза Научно-практический журнал. М., Медицина — 1985.-№ 1.- С.26−28.
- Иванов В.Н., Лялин В. А. Пассивная безопасность автомобиля// М.-Транспорт, 1979.- С. 304.
- Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. — М.-МАДИ, 1982.- С.244
- Каркола Кари. Исследование безопасности движения// проблемы теории и практики судебной медицины.- Рига, 1987. — С.139−140.
- Клинковшейн Г. И., Сидоров Ю. С., Котенман А. Г. и др. Исследование пассивной безопасности автомобилей семейства «Москвич» методом анализа последствий дорожно-транспортных происшествий// рукопись. Тема № 645/02. № гос.рег. 1 840 003 163. Москва, 1984−1985.
- Моисеев В.М. Механизм образования повреждений автотранспортом при различных условиях происшествия// дисс.канд.мед.наук. — Харьков, 1964.
- Крюков В.Н., Солохин A.A., Матышев A.A., Ананьев Г. В. Актуальные направления научных исследований по судебно-медицинской травматологии// Судебно-медицинская экспертиза Научно-практический журнал. М., Медицина 1989.-№ 3.- С. 14−17.
- Лукьянов В.В. безопасность дорожного движения//Москва.-Транспорт, 1983.- С. 262.
- Лукошевичене О.В. Моделирование дорожно-транспортных происшествий//М., Транспорт, 1988.- С. 96.
- Витер В.И., Путин Л. Н., Буторин В. А. Определение некоторых лекарственных препаратов у участников дорожно-транспортных происшествий// Теория и практика судебно-медицинской травматологии. — Ижевск, 1982. С.55−57.
- Моисеев С.Г., Борисенко А. П. О диагностике закрытой травмы сердца. // Грудная хирургия.- 1969.- № 6.- С.24−28.
- Мурашов С.В. Взаимодействие следственного аппарата МВД с учреждениями судебно-медицинской экспертизы // Судебно-медицинская экспертиза Научно-практический журнал. М., Медицина.— 1983.-№ 1.-С. 1417.
- Мышкин К.И., Мигаль Л. А., Черномашенцева А. И. закрытые повреждения сердца.- Научно-практический журнал Саратов, 1971. — С.96.
- Мецякаускас В.К. Комплексная судебно-медицинская транспортно-трасологичнская и автотехническая экспертиза при установлении лица, управлявшего транспортным средством.//Судебная травматология и новые экспертные методы. — Каунас, 1981.- С.103−104.
- Найнис Й.-В.Й., Юрилявичус Р.-Й.А., Тогялис Л. В. эксптензионные переломы черепа при транспортной травме// Съезд судебных медиков Латвии 1-ый, тезисы докладов. — Рига, 1985. — С.277−2781
- Науменко В.Г., Тишин B.C., Исаев А. И. Общие принципы реконструкции позы водителя при катастрофе транспортного средства.// Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы, — Пермь, 1977. — С.71−73.
- Неклюдов Н.Ф. Статистический анализ эксперементальных исследований в медицине. — Научно-практический журнал Ростов-на-Дону, 1986, С. 59.
- Николаев А.И. Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы, актуальные для следственной практики// Судебно-медицинская экспертиза Научно-практический журнал. М., Медицина- 1981.-№ 1.-С. 12−14.
- Николаев Г. Ф. Закрытые повреждения печени// Судебно-медицинская экспертиза Научно-практический журнал. М., Медицина— 1987.-№ 1.-С.11−14.
- Норманн Л.Г. несчастные случаи на дорожном транспорте// Перевод с английского — М., Медгиз, С. 1962.- 151
- Острогская Н.В. закрытые повреждения легких// Острые и хронические заболевания легких и плевры. — Л., 1969. — С.136−138.
- Пиголкин Ю.И., Федченко Т. М. Вопросы эпидимиологии смертельной травмы спинного мозга по материалам приморского краевого Бюро СМЭ// Съезд судебных медиков Латвийской, СССР, 1-ый, Тезисы докладов. Рига. 1985.- С.298−299.
- Повертовски Г. лобно-лицевые травмы. Перевод с польского. — Варшава, 1968. С. 161.
- Попов В.Л. черепно-мозговая травма// судебно-медицинские аспекты. -Л. медицина, 1988.- С. 240.
- Попов В.Д., Демина В.И, хохлов В.В. некоторые особенности повреждений мягких тканей и костей у водителей при автомобильных катастрофах// Съезд судебных медиков Белоруссии 1-ый, тезисы докладов. — Минск, 1978. —С.41−43.
- Прозоровский В.И., Панов И. Е., Серебреников И. М. Клинические и судебно-медицинские аспекты повреждений, возникающих при применении привязных ремней//№ Съезд травматологов ортопедов и 1-ый съезд судебных медиков Белоруссии. Минск 1987, С.43−44.
- Провансаль Ж. пассивная безопасность автомобиля// Торговля и сотрудничество. Раздел, французская автомобильная промышленность. — М. 1981. —С.36−40.
- Крюков В.Н. Повреждения тупыми предметами.// судебно-медицинская травматология. Руководство под ред. А. П. Громова, В. Г. Науменко. — М. 1977. — С.141−179.
- Фролов К.В. Современное состояние системы человек-машина.// Влияние вибраций различных спектров на организм человека и проблемы виброзащиты. — М. 1972.