Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка свинцового загрязнения почвогрунтов жилой зоны промышленного города на основе ландшафтных характеристик

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди группы тяжелых металлов особое место занимает свинец, поскольку для всех городов России свинец является основным токсичным антропогенным элементом. Являясь сильнейшим коммулятивным ядом и попадая в организм человека через дыхательные пути или с пищей, он имеет тенденцию накапливаться в костях, печени, почках, в поверхностных тканях и не выводится из организма до конца жизни. Из большого… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ существующих подходов к исследованию городских систем
    • 1. 2. Актуальность проблемы
    • 1. 3. Применяемые методы контроля и прогнозирования загрязнения почв городских территорий свинцом
  • Выводы
  • Задачи исследований
  • 2. ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА г. ТУЛЫ
    • 2. 1. Анализ архитектурно-планировочной структуры г. Тулы
    • 2. 2. Климатическая характеристика г. Тулы
    • 2. 3. Анализ экологического состояния почвенного и растительного покрова
    • 2. 4. Характеристика ландшафтов жилой зоны центральной части г. Тулы
  • Выводы
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПЕРЕНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПРИЗЕМНОМ СЛОЕ АТМОСФЕРЫ г. ТУЛЫ
    • 3. 1. Анализ штилевого состояния атмосферы г. Тулы
    • 3. 2. Оценка и прогнозирование среднегодовой скорости ветра на территории г. Тулы
  • Выводы
  • 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ НАГРУЗКИ НА УЛИЧНО-ДОРОЖНУЮ СЕТЬ г. ТУЛЫ
    • 4. 1. Анализ государственной статистической информации
    • 4. 2. Натурное обследование улично-дорожной сети непрерывным методом
    • 4. 3. Натурное обследование улично-дорожной сети выборочным методом
  • Выводы
  • 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА НА СОДЕРЖАНИЕ СВИНЦА В ПОВЕРХНОСТНОМ СЛОЕ ПОЧ-ВОГРУНТОВ ЖИЛОЙ ЗОНЫ г. ТУЛЫ
    • 5. 1. Математическое обоснование определения содержания свинца в почвах городских территорий
    • 5. 2. Анализ влияния автотранспортной нагрузки на содержание свинца в поверхностном слое почв жилой зоны
    • 5. 3. Влияние примагистральной застройки на седиментацию свинца во внутриквартальных пространствах жилой зоны
    • 5. 4. Влияние высотных отметок местности на загрязнение свинцом почвогрунтов центральной части г. Тулы
    • 5. 5. Оценка содержания свинца в поверхностном слое почвогрунтов жилой зоны г. Тулы на основе ландшафтных характеристик
  • Выводы

Оценка свинцового загрязнения почвогрунтов жилой зоны промышленного города на основе ландшафтных характеристик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Сравнительно недавно важнейшими загрязнителями природной среды считались, главным образом, пыль, оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, синтетические органические вещества, радиоактивные изотопы. Однако в последнее десятилетие резко возрос интерес к тяжелым металлам, как к загрязнителям, вызывающим проявления острых токсикоз-ных эффектов. В настоящее время, по оценкам ООН, тяжелые металлы занимают второе место по распространенности относительно других загрязнителей, уступая только пестицидам.

Среди группы тяжелых металлов особое место занимает свинец, поскольку для всех городов России свинец является основным токсичным антропогенным элементом. Являясь сильнейшим коммулятивным ядом и попадая в организм человека через дыхательные пути или с пищей, он имеет тенденцию накапливаться в костях, печени, почках, в поверхностных тканях и не выводится из организма до конца жизни. Из большого опыта работ последних лет известна корреляция заболеваемости населения, особенно детского, проживающего в местах с почвенными аномалиями свинца техногенной природы.

Выделяются два основных источника поступления свинца из атмосферы в поверхностный слой и почву — специализированные промышленные предприятия, деятельность которых приводит к локальным высококонцентрированным скоплениям этого загрязнителя, и аэрозольные выхлопы автотранспорта, образующиеся при сгорании этилированных бензинов в двигателях внутреннего сгорания. Несмотря на то, что за последние 7−8 лет выбросы свинца от промышленных источников в среднем по России снизились на 60% вследствие сокращения объемов производства, общие концентрации свинца снизились только на 41%. Объясняется это тем, что снижение промышленных выбросов не сопровождается снижением выбросов от автотранспорта. Последние вызывают широкое пространственное распределение тонкофракционного металлического свинца на городских территориях и приводят к значительному увеличению вероятности попадания свинца в организм человека.

Поэтому изучение процессов миграции аэрозольного свинца и закономерностей его накопления на городских территориях является актуальным для оценки экологического состояния городской среды.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с тематическим планом Федеральной Целевой Программы «Интеграция».

Целью работы являлось установление закономерностей загрязнения городских территорий свинцом, необходимых для прогнозной оценки содержания свинца в почвогрунтах селитебных территорий при отсутствии почвенного мониторинга, которая может быть использована для определения экологически неблагоприятных участков жилой зоны промышленного города.

Идея работы заключается в том, что процесс выпадения и накопления металлического свинца зависит от особенностей городского ландшафта, и для прогнозной оценки свинцового загрязнения почвогрунтов жилой зоны промышленного города целесообразно использовать функциональ-' ные связи с ландшафтными характеристиками территорий.

Основные научные положения работы заключаются в следующем:

— оценка содержания свинца в поверхностном слое почв жилой зоны городского ландшафта может быть произведена без использования данных почвенного мониторинга на основе анализа природно-климатических, архитектурно-планировочных и техногенных характеристик городского ландшафта;

— распространение свинцового аэрозоля воздушными потоками во внутриквартальные территории городских застроек зависит от вида источника загрязнения, и может быть оценено с помощью интегрального показателя, отражающего экранирующее влияние примагистральной застройки на проникновение свинца вглубь квартала;

— процесс переноса и накопления свинцовой пыли на городской территории от передвижных источников загрязнения происходит в водной среде поверхностного стока атмосферных осадков, в результате чего наиболее высокие концентрации свинца образуются в пониженных и застойных участках местности;

— для оценки свинцового загрязнения почвогрунтов межмагистральных городских территорий от передвижных источников загрязнения может быть использовано понятие поверхностной плотности автомобильного движения, выраженной в свинцовом эквиваленте;

— оценка содержания свинца в поверхностном слое почв жилой зоны городского ландшафта может быть осуществлена на основе анализа ланд-шафтно-однородных блоков, в пределах которых изменчивость рельефа выражена незначительно.

Новизна основных научных и практических результатов:

— предложены математические модели для оценки содержания свинца в поверхностном слое почв городских территорий, отличающиеся учетом техногенных особенностей городского ландшафта;

— предположен интегральный показатель в виде комплексной квартальной характеристики, отражающий экранирующее влияние квартальной ситуации на проникновение свинцового аэрозоля на межмагистральные территории;

— установлены корреляционные зависимости свинцового загрязнения почв различных по композиционному решению участков жилой зоны городского ландшафта от характера транспортной нагрузки, квартальных характеристик и вертикальной планировки местности;

— получены уравнения регрессии для определения величины свинцового загрязнения почв различных участков жилой зоны в зависимости от интенсивности движения автотранспортных средств, этажности и плотности примагистральной застройки, высотных отметок местности;

— разработан принцип зонирования территории города по интенсивности образования аэрозоля в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания в зависимости от поверхностной плотности распределения автотранспортных средств (АТС), выраженной в свинцовом эквиваленте;

— установлены закономерности динамики движения АТС г. Тулы для дорог разных категорий, позволяющие оценить влияние передвижных источников загрязнения на накопление свинца в почвогрунтах жилой зоны.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается:

— обоснованным использованием методов математической статистики, теории вероятности и современных достижений в области программного обеспечения;

— репрезентативным объемом данных почвенного мониторинга и земельного кадастра;

— достаточным объемом наблюдений, проведенных в процессе исследований динамики движения автотранспортных средств;

— удовлетворительной сходимостью результатов, полученных по эмпирическим формулам, с фактическими данными накопления свинца в поверхностном слое почв городских территорий (отклонения не превышают 20%).

Практическое значение работы.

Полученные зависимости для определения концентраций свинца в поверхностном слое почв жилой зоны дают возможность производить оценку свинцового загрязнения городских территорий при отсутствии почвенного мониторинга. С помощью полученных регрессионных уравнений могут быть выявлены экологически неблагоприятные, с точки зрения свинцового загрязнения, участки жилой зоны.

Установленные зависимости влияния квартальных характеристик, рельефа местности и интенсивности движения автотранспортных средств на свинцовое загрязнение почвогрунтов городских территорий могут быть использованы при разработке архитектурно-планировочных решений с целью минимизации влияния свинцового загрязнения на здоровье населения.

Доминирующая роль поверхностного стока атмосферных осадков в переносе и седиментации свинца определяет необходимость регулирования этих процессов ливневой системой канализации.

Установленные закономерности динамики движения автотранспортных средств позволяют произвести оценку загрязнения приземных слоев атмосферы г. Тулы от передвижных источников загрязнения расчетным методом.

Внедрение результатов исследований. Основные научные и практические результаты диссертационной работы переданы для использования в Тульское федеральное государственное унитарно-исследовательское геологическое предприятие, в Городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству, в Главное управление архитектуры и градостроительства Тульской области, в Тульское управление геодезии и кадастра государственного центрального топографо-маркшейдерского предприятия «Центрмаркшейдерия», в ГИБДД г. Тулы. Теоретические положения и практические рекомендации по оценке загрязнения поверхностного слоя почв городских территорий свинцом, изложенные в работе, используются в учебных курсах: «Промышленная экология. Защита биосферы» и «Экология» для студентов специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Апробация работы. Научные положения и практические рекомендации диссертационной работы в целом и отдельные её разделы докладывались и обсуждались на научных семинарах кафедры аэрологии, охраны труда и окружающей среды ТулГУ (г. Тула, 1997;1999 гг.), ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ТулГУ (г. Тула, 1997;2000 гг.), научно-технической конференции «Тула историческая: прошлое и настоящее» (г. Тула, 1996 г.), Международной конференции по проблемам экологии и безопасности жизнедеятельности «Наука и экологическое образование. Практика и перспективы» (г. Тула, 1997 г.), Международной конференции по проблемам экологии и безопасности жизнедеятельности «Поиск, оценка и рациональное использование природных ресурсов. Наука, практика и перспективы» (г. Тула, 1998 г.), Первой региональной конференции «Геоинформационные технологии в решении региональных проблем» (г. Тула, 1999 г.).

Автор диссертации выражает глубокую благодарность к. т. н., доц. И. А. Басовой, к. т. н, доц. Ю. И. Серегину, за содействие и поддержку при проведении научных исследований и обсуждении полученных результатов. Автор диссертации также выражает признательность И. М. Сидоруку — начальнику Тульского управления геодезии и кадастра, В. Н. Симурзинузаведующему отделом экологии и математического моделирования Тул-НИИГП, Н. М. Меркулову — начальнику управления ГИБДД УВД Тульской области, Ю. С. Паршину — начальнику Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — за предоставленную информацию и ценные консультации при проведении научных исследований.

Основные выводы, научные и практические результаты работы сводятся к следующему:

1. Предложена математическая модель для расчета полей концентраций свинца в почвогрунтах жилой зоны без использования результатов почвенного спектрального анализа. Отличие данной модели заключается в том, что в качестве техногенных факторов, влияющих на содержание свинца в почвах жилой зоны выступают метеорологические условия переноса вредных примесей, архитектурно-планировочная структура города, транспортная нагрузка, этажность и плотность примагистральной застройки, высотные отметки рельефа.

2. Оценка содержания свинца в зонах совместного влияния передвижных и стационарных источников загрязнения может быть произведена с помощью модели множественной регрессиив зонах же преимущественного влияния передвижных источников загрязнения — доминирующим фактором, влияющим на процесс накопления свинца, является рельеф местности.

3. Исследовано влияние метеорологических особенностей атмосферы города и установлен их неблагоприятный характер к рассеиванию вредных примесей от передвижных источников загрязнения. Установлено, что использование в ежегодных метеорологических отчетах среднемесячных значений штилевых состояний атмосферы для г. Тулы является не вполне корректным ввиду их высокой изменчивости. Получено уравнение регрессии, позволяющее осуществлять ежегодный прогноз скорости ветра на территории г. Тулы.

4. Проанализирована архитектурно-планировочная и транспортная структура г. Тулы. Установлено, что концентрация транспортных средств в центре города, совпадение направления основной городской магистрали с преобладающими ветрами, наличие турбулентных потоков воздуха, возникающих при движении автотранспорта вдоль магистрали, её продольный уклон, а также наличие в этом районе стационарных источников загрязнения — предопределяет специфику загрязнения, которая выражается в скоплениях вредных выбросов в пониженных участках рельефа.

5. Исследована структура и состав парка автотранспортных средств по виду потребляемого топлива. Получена схема распределения интенсивности движения автотранспорта по времени суток, которая в интервале времени с 9.00 до 18.00 ч носит равномерный характер. Определены величины временного интервала, рекомендуемые к использованию при проведении транспортного обследования выборочным способом, в случае, когда не имеется первоначальных данных о часовой интенсивности распределения транспортных средств на дорогах города.

7. Исследовано влияние транспортной нагрузки на внутрикварталь-ное содержание свинца в почвах. Установлена зависимость между поверхностной плотностью движения транспортных средств и концентрациями свинца в зонах совместного влияния стационарных источников загрязнения (коэффициент корреляции г = 0,48 при р<0,05). В зонах преимущественного влияния передвижных • источников загрязнения корреляционная связь отсутствует (г = 0,16- -0,06- 0,09 при р<0,05).

8. Обосновано экранирующее влияние примагистральной застройки на процесс распространения и осаждения свинцового аэрозоля на внутри-квартальных территориях. Предложен интегральный показатель в виде комплексной квартальной характеристики, отражающий влияние плотности и этажности контурной застройки на величину свинцового загрязнения. Выявлена зависимость уровня свинцового загрязнения межмагистральных территорий от комплексной квартальной характеристики в районе совместного влияния стационарных и передвижных источников загрязнения. В зонах преимущественного влияния передвижных источников загрязнения зависимость между исследуемыми признаками отсутствует.

9. Установлено, что процесс переноса и накопления свинцовой пыли от передвижных источников загрязнения на городской территории происходит в водной среде поверхностного стока атмосферных осадков, в результате чего наиболее высокие концентрации свинца образуются в пониженных и застойных участках местности.

10. Получены уравнения регрессии, описывающие зависимость свинцового загрязнения городской территории от высотных отметок местности для различных участков жилой зоны исследуемой территории. Установлено, что наилучшее приближение для оценки содержания свинца в почвогрунтах городских территорий может быть получено, с помощью полиномов. Для описания динамики накопления свинца в поверхностном слое почв небольших участков жилой зоны (площадью около 2 км2) достаточно хорошую точность дает линейная регрессия.

11. Исследовано влияние ландшафтной неоднородности на перенос и осаждение свинцового аэрозоля во внутриквартальные территории. Установлено, что ландшафтно-неоднородные блоки для прогнозной оценки свинца в почвогрунтах жилой зоны использовать некорректно. Обосновано.

180 деление городских территорий на более мелкие — однородные участки, в пределах которых изменчивость рельефа выражена незначительно.

12. Приведенная методология может быть использована для оценки свинцового загрязнения селитебных территорий промышленных городов с аналогичными архитектурно-планировочными и природно-климатическими особенностями местности при условии уточнения коэффициентов регрессионных зависимостей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. В. Тяжелые металлы в почвах и растениях. — Л.: Агро-промиздат, 1987. — 142 с.
  2. Т. Н. Эколого-геохимическая оценка состояния природной среды средних и малых городов степного Приднепровья: Дис. канд. геогр. наук. М., 1996. — 245 с.
  3. В. А. Геохимия ландшафтов и окружающая среда. М.: Наука, 1990.- 144 с.
  4. С., Моцик А., Пинский Д. и др. // Поведение поллютантов в почвах и ландшафтах. Пущино, 1990. — С. 90−97.
  5. В. Г., Плющ О. Г., Шевелева М. А. Некоторые аспекты проффесионального воздействия свинца на сердечно-сосудистую систему. // Медицина труда и промышленная экология. 1998. — № 12. — С. 610.
  6. А. В., Выговская Е. Ю., Жукова О. Е. Сравнительный анализ антропогенного загрязнения снежного покрова гидросферы и урбанизированных ландшафтов. // Экология и промышленность России. 1999. -Апрель.-С. 32−35.
  7. С. Н. Оценка использования и экологического состояния городских ландшафтов: Дис. канд. геогр. наук. М., 1997. — 150 с.
  8. Н. В. Анализ и оценка ландшафтно-экологической ситуации городских территорий: на примере Кировского района г. Перми: Дис. канд. геогр. наук. Пермь, 1996. — 253 с.
  9. Р. Ю. Автомобиль и экология. // Жилищное и коммунальное хозяйство. 1994. — № 7−8. — С. 38−40.
  10. Ю.Балабко П. И. Развитие учения о пойменном почвообразовании и проблемы классификации пойменных почв. // Почвоведение, 1990. № 9. -С. 28−33.
  11. П.Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Мир географии: Природа и цивилизация. М.: Мысль, 1988.-391 с.
  12. Э. Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 199 с.
  13. Э. Ю., Расторгуева Г. П., Смирнова И. В. Чем дышит промышленный город. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. — 256 с.
  14. Н.Беляев В. А. Техногенная трансформация ландшафтов крупного промышленного центра: на примере г. Ярославля: Дис. канд. геогр. наук. -М., 1997. -206 с.
  15. Д. Ж., Калвиня Л. К. Региональные фоновые выпадения соединений металлов в Латвийской ССР. Рига: Зинатне, 1990. — 151 с.
  16. М. Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. — 448 с.
  17. Н. В. Распределение концентраций газовых примесей в приземном слое атмосферы населенных мест с учетом застройки: Дис. канд. геогр. наук. Ростов-на-Дону, 1998. — 209 с.
  18. Г. Ф. Городские улицы и городское движение. Киев: Бу-д1вельник, 1967. 302 с.
  19. В. Д., Маркузе Ю. И. Практикум по теории математической обработки геодезических измерений. М.: Недра, 1984. — 352 с.
  20. И. JI. Анализ динамики накопления металлов в почвах урбанизированных территорий. // Эколого-геохимический анализ техногенного загрязнения. М.: ИМГРЭ, 1982. — С. 104−115.
  21. В. П., Боровиков И. П. STATISTICA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1998. — 608 с.
  22. В. И. Антропогенная трансформация ландшафтов и решение региональных проблем природопользования: на примере Юга Западной Сибири: Автореф. дис. д-ра геогр. наук. Иркутск, 1996. — 63 с.
  23. О. Ю. Антропогенная трансформация ландшафтов и анализ ситуаций Ямало-Ненецкого автономного округа: Дис. канд. геогр. наук. -М., 1995.- 141 с.
  24. А. И., Смолянский Е. А., А. П. Федоров. Метод интегральной оценки экологического состояния сельскохозяйственных регионов. // Инженерная экология. 1998. — № 2. — С. 15−20.
  25. С. А. Исследование закономерностей автотранспортной загрузки сети магистральных улиц (на примере городов Урала и Казахстана): Дис. канд. техн. наук. Свердловск, 1970. — 181 с.
  26. В. К. Возможность применения выборочного метода для определения интенсивности движения и структуры транспортных потоков на городских улицах. // Проблемы городского транспорта. Киев: Бу-д1вельник, 1966.
  27. Н. И. Ландшафтная структура и её влияние на современные антропогенные процессы: на примере Брянской области: Дис. канд. геогр. наук.-М., 1998.-190 с.
  28. Геологические основы территориального проектирования и планирования. / Под ред. В. С. Преображенского и Г. А. Александровой. М.: Наука, 1989.-271 с.
  29. Геохимия окружающей среды. -М.: Недра, 1990. 335 с.
  30. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. 3. Свинец. -Женева, 1980.
  31. М. А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов СССР. М.: Высшая школа, 1988. 238 с.
  32. М. А. Принципы классификации почв по их устойчивости к химическому загрязнению. // Земельные ресурсы мира, их использование и охрана. М.: Наука, 1978. С. 5−23.
  33. Н. Ф. // Свинец в окружающей среде. М., 1987. — С. 48−61.
  34. С. Н. Исследование природы урбанизированной территории. // Антропогенное воздействие на природные комплексы и экосистемы. -Волгоград, 1980.
  35. С. Н. Краткий очерк истории развития городского ландшафто-ведения. // Вопросы географии. Волгоград, 1970. — С. 21−51.
  36. Г. А., Енисеев Ю. Б. Геологическая среда промышленных регионов. М.: Недра, 1989. — 219 с.
  37. Н. И., Евсеев А. В., Королева О. Ю., Красовская Т. М., Тику-нов В. С. Эколого-геохимическая оценка состояния природной среды г. Апатиты. // Физико-географические аспекты изучения урбанизированных территорий. Ярославль, 1992. — С. 39.
  38. ГОСТ 17.4.1.02−83 Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 4 с.
  39. Г. Л. Статистика. М.: МГУ, 1982. — 408 с.
  40. М. В., Поярков Б. В. Эколого-геохимические съемки в Ярославле и Ярославской области // Конструктивные задачи ландшафтно-экологических исследований. М., 1990.-С. 129−132.
  41. Т. А., Тутыгин Г. С. Тяжелые металлы в снежном покрове придорожной полосы. // Автомобильные дороги. 1995. — № 1−2. — С. 34−36.
  42. А. Н. Урбаэкология: проблемы архитектурно-планировочной структуры промышленных узлов и оздоровление городской среды. // Инженерная экология. 1995. -№ 6. — С. 120−140.
  43. С. Л., Никонорова Е. В. Острая проблема: загрязнение свинцом. // Экология и промышленность России. 1996. — Ноябрь — С. 19−22.
  44. В. В. Глобальные циклы миграции тяжелых металлов // Развитие идей В. И. Вернадского в геологических науках. М.: Недра, 1991.-С. 86−96.
  45. В. В. Основы биогеохимии М.: Высшая школа, 1998. -413 с.
  46. Г. В., Гришина Л. А. Охрана почв. М.: МГУ, 1985. -224 с.
  47. Г. В., Шеремет Б. В., Афанасьева Т. В., Палечек Л. А. Почвы. М.: МГУ, 1998. — 368 с.
  48. Т. Дж. Связь между перегруженностью городов, транспортом и загрязнением. // Экология и проблемы большого города. М., 1992. С. 64−66.
  49. Дрю, Дональд Р. Теория транспортных потоков и управления ими. М.: Транспорт, 1972. 424 с.
  50. В. Д. Проблемы и пути экологического совершенствования отечественного автотранспорта. // Экология и промышленность России. 1998.-Ноябрь.-С. 41−45.
  51. И. Е, Муквич Е. В., Кузьмина В. М. Распространение отработавших газов в зоне дороги. // Автомобильные дороги. 1993. — № 4. -С. 22−23.
  52. Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России 1994 г. / Ред. Э. Ю. Безуглая. Санкт-Петербург, 1995. — 280 с.
  53. Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России 1995 г. / Ред. Э. Ю. Безуглая. Санкт-Петербург, 1996. — 302 с.
  54. Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России 1996 г. / Ред. Э. Ю. Безуглая. Санкт-Петербург, 1997. — 264 с.
  55. В. И. Экономичная эксплуатация автомобиля. М.: ДОСААФ, 1986.- 128 с.
  56. О. И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. -М.: Транспорт, 1985. 126 с.
  57. Защита атмосферы от промышленных загрязнений: Справ.: В 2-х ч. / Под ред. Калверта С., Инглунда Г. М. М.: Металлургия, 1988. — Ч. 1 -760 е.- Ч. 2−712 с.
  58. В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с. 62.3осимов Г. И. Пространственная организация городов. М.: Стройиздат, 1976.- 120 с.
  59. Н. И. Поведение и формы нахождения свинца в городской среде (на примере г. Минска). // Эколого-геохимический анализ техногенного загрязнения. М.: ИМГРЭ, 1982. — С. 22−28.
  60. Н. Ф., Широков Ю. Г., Иванова.Н. Ю. // Металлы. Гигиенические методы оценки и оздоровления окружающей среды. М., 1983. — С. 86−98.
  61. Ю. А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. -Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 48 с.
  62. В. Б. Тяжелые металлы в системе почва растение. — Новосибирск: Наука, 1991. — 151 с.
  63. А. Г. Методы прикладных ландшафтных исследований. Л.: Наука, 1980.-220 с.
  64. А. Г. Прикладное ландшафтоведение. Л.: ЛГУ, 1976. — Ч. 1. -С. 132.
  65. Кабата-Пендиас А., Пендиас X. Микроэлементы в почвах и растениях. -М.: Мир, 1989.- 439 с.
  66. А. Н. Снижение автотранспортного загрязнения придорожной территории соединениями свинца: Дис. канд. техн. наук. Воронеж, 1997.- 162 с.
  67. А., Подольский В., Турбин В. Чистый выхлоп. // Автомобильные дороги. 1995. -№ 5. — С. 51.
  68. К., Аннука Э. Исследование антропогенных изменений ландшафтов. // Материалы VII совещания по вопросам ландшафтоведения. -Пермь, 1974.
  69. Климатические характеристики условий распространения примесей в атмосфере. Справочное пособие. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. — 328 с.
  70. В. А. и др. Свинец. // БМЭ. Изд. 3-е. — М., 1984. — Т. 23. -С. 21−26.
  71. В. В. Геохимическая экология. М.: Наука, 1974. — 179 с.
  72. В. А. Почвенный покров, его улучшение, использование и охрана.- М.: Мир, 1981 182 с.
  73. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь, 1992). Информационный обзор. Новосибирск, 1992.
  74. Г. Ф., Рянский Ф. Н. Программа эколого-географических исследований урбанизированных территорий. // Физико-географические аспекты изучения урбанизированных территорий. Ярославль, 1992. -С. 26.
  75. Л. С. Ландшафтно-экологическая характеристика г. Томска: Дис. канд. геогр. наук. Томск, 1993. — 206 с.
  76. Ф. В. Изменение геологической среды под влиянием деятельности человека. М.: Недра, 1978. — 263 с.
  77. . Н. Пространственный анализ экологических ситуаций. // Физико-географические аспекты изучения урбанизированных территорий.- Ярославль, 1992. С. 40.
  78. О. К. Международное совещание по проблемам загрязнения свинцом окружающей среды в России. // Медицина труда и промышленная экология. 1998. — № 12. — С. 44−46.
  79. Н.В. Природные комплексы г. Комсомольска на Амуре, их антропогенные изменения и экологическая оценка: Дис. канд. геогр. наук.-М., 1994.-247 с.
  80. Краткий автомобильный справочник / А. Н. Понизовкин, Ю. М. Власко, М. Б. Ляликов и др. М.: АО «Трансколсалтинг», НИИАТ, 1994. — 779 с.
  81. Краткий автомобильный справочник НИИАТ М.: Транспорт, 1984. -- 224 с.
  82. Е. Вклад автомобилей в московскую экологию. // Автомобильный транспорт. 1996. — № 11. — С. 83−85.
  83. И. С. Методические особенности изучения г. Львова и ближайших окрестностей. // Физико-географические аспекты изучения урбанизированных территорий. Ярославль, 1992. — С. 27.
  84. А. С. Типология ландшафтов городов. // Вопросы географии городов. Волгоград, 1967.
  85. В. К. Пространственное распределение тяжелых металлов на территории России. // Тяжелые металлы в окружающей среде. Тезисы доклада Пущино: Институт почвоведения и фотосинтеза РАИ, 1996. С. 36−37.
  86. В. В. Гидрогеологические аспекты урбанизации. Л.: Гид-рометеоиздат, 1977. — 184 с.
  87. Л. И. Антропогенные ландшафты. М.: МГУ, 1976. — 216 с.
  88. Л. А., Виленский М. Г. Метод атомно-адсорбционной спектроскопии в фоновом мониторинге тяжелыми металлами / Мониторинг фонового загрязнения природной среды. / Под. ред. Израэля Ю. А., Ровин-ского Ф. Я. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. — С. 216−223.
  89. Л. В., Мирка Г. Е., Подоба И. М. Химический состав поч-венно-растительного покрова г. Харькова. // Эколого-геохимический анализ техногенного загрязнения. М.: ИМГРЭ, 1982. — С. 116−126.
  90. Г. Автомобиль в большом городе. // Автомобильный транспорт. 1995.-№ 3,-С. 27−28.
  91. А. В., Павлова О. Ю. Содержание и распределение свинца в почвх в зоне деятельности завода туковой промышленности. // Агрохимия. 1996. — № 4. — С. 92−100.
  92. В. Н., Трофименко Ю. В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта // ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Сер. Автомобильный и городской транспорт. -М., 1996.-т. 19.-340 с.
  93. В. Н., Трофименко Ю. В. Экологическое воздействие автомобильных двигателей на окружающую среду // ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Сер. Автомобильный и городской транспорт. М., 1993, — т. 17. -С. 1−136.
  94. А. Е. Моделирование динамики управляемых экологических систем: Дис. канд. техн. наук. Таганрог, 1997. — 195 с.
  95. А. А., Боровин В. В. Оценка загрязнения воздуха в зоне автомобильной дороги. // Автомобильные дороги. -1995.-№ 1−2.-С. 33−34.
  96. Л. Транспорт, энергетика и будущее. М.: Мир, 1987. — 160 с.
  97. Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. М.: Наука, 1982. — 320 с.
  98. Е. С. Промышленные зоны городов. М.: Стройиздат, 1985. -215 с.
  99. Методические основы оценки техногенных изменений геологической среды городов./ Под ред. Г. J1. Коффа и В. И. Осипова. М.: Наука, 1990.- 196 с.
  100. Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель М.: Минприроды, 1994. — 48 с.
  101. Методические рекомендации по геохимической оценке загрязнения территории городов химическими элементами. -М.: ИМГРЭ, 1982.
  102. Методические рекомендации по обследованию и картографированию почвенного покрова по уровням загрязнения промышленными выбросами. М.: Почв, ин-т им. В. В. Докучаева, 1987. — 26 с.
  103. Методические указания по степени опасности загрязнения почвы химическими веществами. М.: Минздрав СССР, 1987. — 25 с.
  104. Ю. В., Воронов Г. И., Скворцов М. Ю. Методы расчета загрязнения атмосферы крупных городов выбросами автотранспорта / Ред. А. С. Гаврилов. Санкт- Петербург: Дейта, — 1996. — 38 с.
  105. Ф. Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж: ВГУ, 1986. — 63 с.
  106. Ф. Н. Человек и ландшафты. М.: Мысль, 1973. — 224 с.
  107. Москва: геология и город / Под. ред. В. И. Осипова и О. П. Медведева. М.: АО «Московские учебники Картолитография», 1997. — 400 с.
  108. Н. Ф. Измеров. К проблеме оценки воздействия свинца на организм человека. // Медицина труда и промышленная экология. 1998. — № 12. -С. 1−4.
  109. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир. М.: Мир, 1993. -т. 1 -424 е.- т. 2−336 с.
  110. В. Г. Городской автомобиль и экология. // Автомобильная промышленность. 1999. — № 3. — С. 10−13.
  111. Нормативные документы. http://www.ecocom.ru/Ecocontrol/Index.htm
  112. А. Н., Бабьева И. П., Гринев А. В. и др. // Тяжелые металлы в окружающей среде. М., 1980. — С. 20−28.
  113. ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Санкт-Петербург, 1992. — ч. 1.-98 е.- ч. 2.-102 с.
  114. А., Баннон Д., Фарфель М., Томас В. и др. Источники свинцового загрязнения Москвы. // Экология и промышленность России. -1998.-Апрель.-С. 21−23.
  115. В. И., Парабучев И. А. Проблемы геоэкологии и перспективные пути их решения. // Инженерная экология. 1995. — № 6. — С. 50−79.
  116. Охрана окружающей природной среды (сборник нормативных актов, вып. 4). М.: МНЭПУ, 1995. — 272 с.
  117. Н. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте. // Автомобильный транспорт. 1995. — № 1. — С. 35−37.
  118. В. В. Методы численного моделирования атмосферных процессов. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — 352 с.
  119. . Компоненты отработавших газов и их влияние на здоровье людей. // Автомобильный транспорт. 1996. — № 3. — С. 44−45.
  120. А. П., Беляев Н. Н. Автомобиль-дорога-канцерогенные вещества-человек. // Автомобильные дороги. 1994. — № 12. — С. 23−24.
  121. А. Ядовитые артерии. // Автомобильные дороги. 1996. -№ 6.-С. 36−37.
  122. В. П. Комплексная оценка экологической безопасности автомобильной дороги. // Автомобильные дороги. 1993. — № 2. — С. 1718.
  123. В. П. Методика определения коэффициента экологической безопасности. // Автомобильные дороги. 1995. — № 1−2. — С. 3133.
  124. В. П., Канищев А. Н. Фоновое содержание свинца в почве на дороге Волгоград-Астрахань. // Автомобильные дороги. 1994. -№ 5.-С. 8.
  125. В., Федорова Ю. Колебания транспортных загрязнителей в зависимости от динамики интенсивности движения. // Автомобильные дороги. 1993. — № 12. — С. 19−20.
  126. В. В. Некоторые вопросы микрогеографического изучения городов СССР. // Географический сборник. 1957. — т. 11.
  127. В. В. О некоторых задачах комплексных физико-географических исследований городов. // Вопросы географии. М, 1952. -Сб. 28.-С. 171−191.
  128. А. А. Организация движения на улицах и дорогах города. -М.: Транспорт, 1965.
  129. Почвенно-экологический мониторинг и охрана почв / Под ред. Д. С. Орлова и В. Д. Василевской. М.: МГУ, 1994. — 272 с.
  130. . В. О методологии географического исследования урбанизированных территорий // Физико-географические аспекты изучения урбанизированных территорий. Ярославль, 1992. — С. 7.
  131. И. В. Проблемы экологии малых городов Поволжья. // Физико-географические аспекты изучения урбанизированных территорий. -Ярославль, 1992. С. 30.
  132. Рациональное использование и охрана окружающей среды городов. / Под ред. Е. М. Сергеева и Г. Л. Коффа. М.: Наука, 1989. — 91 с.
  133. . А., Сает Ю. Е. Эколого-геохимическая оценка окружающей среды в промышленных городах. Урбоэкология. М.: Наука, 1990. — С. 186−197.
  134. A. JI. Интегральная геотехноморфология (теоретико-методологический аспект) // Изв. ВТО. 1985. — Т. 117. — Вып. 4.
  135. Руководство по проведению транспортных обследований в городах. -М.: Стройиздат, 1982. 72 с.
  136. Н. О. Территориально-экологическая оптимизация природ-но-антропогенных ландшафтов и формирование сети особо охраняемых территорий в Волгоградской области: Дис. канд. геогр. наук Волгоград, 1997. — 256 с.
  137. JI. К., Зырин Н. Г. Показатели загрязнения почв тяжелыми металлами и неметаллами в почвенно-химическом мониторинге. // Почвоведение. 1985. -№ 10. — С. 84−89.
  138. Ю. Е. // Свинец в окружающей среде. М., 1987. — С. 116−129.
  139. Ю. Е., Ревич Б. А., Янин Е. П. и др. Геохимия окружающей среды. М.: Недра, 1990. — 320 с.
  140. Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почве. СанПиН 42−128−4433−87. M: Минздрав СССР, 1988. — 24 с.
  141. Свинец в окружающей среде / Под ред. В. В. Добровольского. М.: Наука, 1987.- 180 с.
  142. В. В. и др. Химическое осаждение металлов из водных растворов. Минск.: Издательство «Университетское», 1987. — 272 с.
  143. А. К., Олейников Е. С. и др. Методические указания по проведению транспортных обследований при разработке и застройке городов (проект). Киев: Буд1вельник, 1967.
  144. А. В. Автотранспорт и планировка городов. М.: Стройиздат, 1972.-224 с.
  145. Симурзин и др. Провести эколого-геохимические исследования на территории города Тулы / Отчет по теме 28/2 за 1991−1993 гг. Тула: ТулНИИГП, 1994.
  146. М. В. Особенности накопления аэротехногенных поллю-тантов в городской среде (на примере г. Новгорода): Дис. канд. геогр. наук. М., 1993.- 192 с.
  147. Н. В., Белугин Д. А. Теория вероятностей и математическая статистика в приложении к геодезии. М.: Недра, 1969. — 384 с.
  148. СНиП 2.01.01−82. Строительная климатология и геофизика. М.: Гос. Комитет СССР по делам строительства, 1983. — 136 с.
  149. СНиП 2.05.02−85. Автомобильные дороги. М.: ГОССТРОЙ РОССИИ, 1998.-56 с.
  150. СНиП 2.07.01−89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. -М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. 56 с. 157.: Страментов А. Е., Фишельсон М. С. Городское движение. М.: Гос-стройиздат, 1963. — 294 с.
  151. В. И. Об оценке состояния атмосферного воздуха урбанизированных территорий на основе почвенно-геохимических данных (на примере г. Ижевска). // Экология городов, информационный сборник. -М., 1994.-№ 2.-С. 35−38.
  152. Г. А., Устенко В. В. // Межведомст. науч.-техн. конф. по пробл. загрязнения почв и продукции растениеводства тяжелыми металлами: Материалы. М., 1990. — С. 44−46.
  153. Ф. В. Городские ландшафты. // Вопросы географии. М.: Мысль, 1977. — № 106. — С. 58−65.
  154. JI. А., Сорокина Н. С., Молодкина H. Н. К вопросу о биологическом мониторинге состояния здоровья работающих в контакте со свинцом. // Медицина труда и промышленная экология. 1998. — № 12. -С. 11−13.
  155. H. М. Поведение химических загрязнителей в окружающей среде. -М.: Мир, 1982.-280 с.
  156. Ю. В., Воронов Г. И., Скворцов М. Ю. Методы расчета загрязнения атмосферы крупных городов выбросами автотранспорта / Ред. А. С. Гаврилов. Санкт- Петербург: Дейта, — 1996. — 38 с.
  157. Ю. Г. К методологии антропогенного ландшафтоведения. // География и природные ресурсы. 1989. — № 3. — С. 130−135.
  158. Ю. Г. Концепция городского ландшафта. // География и природные ресурсы. 1990. — № 2. — С. 167−172.
  159. Ю. Г. Ландшафтно-геохимический анализ атмосферного загрязнения большого города тяжелыми металлами: Автореф. дис. канд. геогр. наук. Киев, 1897. — 18 с.
  160. Ю. Г. Ландшафтный подход к изучению полей атмосферного загрязнения городов тяжелыми металлами. // География и природные ресурсы. 1993. — № 1. — С. 54−60.
  161. К., Уорнер С. М. Загрязнение воздуха: Источники и контроль. -М.: Мир, 1980.-250 с.
  162. В. П. // Свинец в окружающей среде. М., 1983. — С. 62−70.
  163. Н. Г., Харин В. Н., Иешко Е. П., Дьяконов В. В. и др. Техногенное загрязнение тяжелыми металлами территории Республики Карелия. // Инженерная экология. 1998. — № 5. — С. 2−18.
  164. В. М. Морфодинамика антропогенного рельефа. М.: ИГАН СССР, 1987.
  165. В. П., Павлова Т. С., Тоецев В. В., Прокопович Е. В. Сравнительное изучение содержания тяжелых металлов в лесных, луговых и пахотных почвах лесостепного Зауралья. // Экология. 1997. — № 2. — С. 96−101.
  166. В. А. Экологическая оценка окружающей среды городской территории: на примере г. Калининграда Московской обл.: Дис. канд. геогр. наук. М., 1996. — 266 с.
  167. В. С. Ландшафтно-геохимический анализ трансформации природной среды в зоне развивающегося промышленного центра. // География и природные ресурсы. 1990. — № 2. — С. 41−47.
  168. А. О., Дульский В. А., Сутурин А. Н. Свинец в организме человека и животных. // Гигиена и санитария. 1993. — № 8. — С. 70−73.
  169. В. А. Основные особенности современного экологического состояния территории г. Смоленска. // Физико-географические аспекты изучения урбанизированных территорий. Ярославль, 1992. — С. 62.
  170. В., Мэйнуорринг С. Д. Контроль загрязнения воздушного бассейна / Ред. А. И. Пирумов. М.: Стройиздат, 1989. — 144 с.
  171. Экологическая безопасность транспортных потоков / Под ред. А. Б. Дьякова. -М.: Транспорт, 1989. 128 с.
  172. Экологические проблемы регионов России. Тульская область. // Информационный выпуск № 2. М., 1995. — 112 с.
  173. Энн Уайт. Экологические подходы к изучению городских систем: ретроспективный анализ и перспективы развития. // Природа и ресурсы. 1995. — T. XXI. -№ 1.-С. 13−20.
  174. С. Н. Ландшафтно-экологические исследования в градостроительных проектах. // Физико-географические аспекты изучения урбанизированных территорий. -Ярославль, 1992. С. 9.
  175. Н. Какой видится природоохранная политика автотранспортного комплекса. // Автомобильный транспорт. 1995. — № 4. — С. 36−39.
  176. Ableman M: How at Lovis analyzed its traffic problem. Civil Engineering. 1985.-Vol. 25.-№ 7.
  177. Assessment of Urban Air Quality. UNEP and WHO Program. / Monitoring and Assessment Research Center. London, 1988. — P. 100.
  178. Bauer D., Schlatter C., Cas d’echappmientpas dequoi s’alarmer Rev. Automob. — 1977. — № 20. — P. 17−19.
  179. Blume H.-P./ Classification of soils in urban agglomerations. //Catena. -1989. V.16. -№ 3. -P. 269−275.
  180. E. A., Nulein E., Kettrup A. // Fresenius environmental bulletin. -1992. V. 1. — № 4.- P. 226−231.
  181. Gilbert K. Evaluation of the Six-minute Sample Count Procedure Traffic Engng. 1962. — № 2. — 33 p.
  182. Gunnarasson S. O., Kristiansson K., Persson B. Datorberakning av Vagtrafikens miljoeffektez. Vadoch Vattenbygsazen, 1975. — Bd.21. — № 819.-S. 61−63.
  183. Hamilton R., Harrison R., Monson A. Highway pollution. // Sci. Total. Environ. 1994.-C. 146−147.
  184. Higgitt David. Soil erosion and soil problems. // Progr. Phys. Geogr. -1992- 16. -№ 2 -P. 230−238.
  185. Kloke A. Contents of As, Cd, Cr, Pb, Hg and Ni in Plants Grown on Contaminated Soil. // Papers Presented to the Symposium on the Effect of Airborn Pollution on Vegetation. Warszawa, 1980. — Bd. 109, H. 81. — S. 192.
  186. Mushak P., Garfias Y., Rothenberg S. J., Driskoll W. Redusing Lead in Gasoline. Env. Sci. Technology. 1992. — V. 26. — № 9. — P. 1702.
  187. National Air Quality and Emission Trend Report, 1988. EPA-450/4−90−002, U. S. Environ. Agency, Res. Triangle Park. North Caroline, 1990. -March.- 140 p.
  188. Needleman N. A. Human Lead Exposure. CRC Press: Bosa Raton, 1992. -190 p.
  189. Pykh Yu. A., Malkina-Pykh I. G. Environmental Indicators and Their Applications (Trends of Activity and Development) IIASA Working Paper, WP-94−127, Laxenburg: IIASA, 1994. 135 p.
  190. Schlatter C., Cas d’echappmientpas dequoi s’alarmer. Rev. Automob, 1977.-№ 20.-P. 17−19.
  191. Silbergeld E. K. The International Dimentions of Lead Exposure, International J. Occupational Environmental Health. 1995. — V. 1. — № 4. — P. 336.
  192. The city urban soil, lead demonstration project: Midterm project update. Environmental Protection Agency: Washington, 1991. 270 p.
  193. Transport et Environment: comment les concilir. / Alexander A., Averous Ch. //Transport Urbains, 1988. -№ 63. -P. 31−37.
  194. Wixon B. G., Davies B. E. Guidelines for Lead’in Soil. Env. Sci. Technology. 1994.-V. 28.-№ l.-P. 1.
Заполнить форму текущей работой