Моделирование структуры, оптимизации состава и разработка технологии получения щебеночно-песчанного каркасного (ЩПК) материала
Наиболее интенсивно такие исследования материалов начались в 50-х годах. Вопросам оптимального проектирования материала посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов. Одним из преобладающих направлений в области оптимизации физикомеханических свойств материала являлось использовании добавок портландцемента, извести, битумов, дегтей, синтетических высокомолекулярных… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ОПТИМАЛЬНОСТИ ЩЕБЕНОЧНО — ПЕСНАНЫХ КАРКАСНЫХ (ЩПК) МАТЕРИАЛОВ
- 1. 1. Закономерности развития дорожного строительства
- 1. 2. Анализ технических решений и патентов по конструкциям автодорог
- 1. 3. Выводы по главе
- 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ. ПРИМЕНЯЕМЫЕ МАТЕ РИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Цели и задачи исследований
- 2. 2. Применяемые материалы
- 2. 3. Методы и приборы исследований
- 2. 4. Выводы по главе
- ГЛАВА 3. КАЧЕСТВЕННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ СОСТАВА В МАТЕРИАЛЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ
- 3. 1. Анализ и применение качественных методов оценки оптимальности структуры строительных материалов
- 3. 1. 1. Общие качественные оценки эффективности дорожного строительного материала
- 3. 1. 2. Частные качественные оценки оптимальности структуры строительного материала
- 3. 2. Оценка общих характеристик щебеночно — песчаных каркасных материалов на основе щебеночно-песчаных и других смесей
- 3. 3. Экспериментальные исследования передачи давления от щебня фр.10, песка и ЩПК при различных методах укладки. Методы определения объемов компонентов в материале
- 3. 4. Качественная оптимизация составляющих щебня и песка, в дорожно-строительном материале. Определение соотношения объемов компонентов
- 3. 5. Выводы по главе
- 4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ КОМПОНЕНТОВ В ЩЕБЕНО — ПЕСЧАННЫХ КАРКАСНЫХ (ЩПК) МАТЕРИАЛАХ
- 4. 1. Оценка влияния фракции щебня на прочность ЩПК при сжатии
- 4. 2. Оценка сдвиговой устойчивости материалов при погружении цилиндрического и конусного штампов
- 4. 3. Определение давления от различного вида технологического транспорта
- 4. 4. Оценка соотношения компонентов (щебня М 300 фракции 20−40 и песка) в ЩПК по критерию прочности, при сдвиговых нагрузках прибором ПСГ-2М
- 4. 5. Оценка прочности ЩПК материала от фракционного состава щебня, при сдвиговых нагрузках прибором ПСГ-2М
- 4. 6. Исследование влияния увлажнения ЩПК материала на сдвиговые характеристики,
- 4. 7. Влияния фракционного состава щебня на ЩПК материалы при сдвиговых нагрузках на крупномасштабных образцах
- 4. 8. Сравнительные характеристики ЩПК, щебня и щебеночно — песчаной смеси, при сдвиговых нагрузках на крупномасштабных образцах
- 4. 9. Выводы по главе
- 5. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУР СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- 5. 1. Математическая постановка задачи
- 5. 2. Методы нелинейного программирования с ограничениями на независимые переменные
- 5. 3. Оптимизация параметров строительных материалов с использованием компьютерных программ
- 5. 4. Решение практических задач. Оптимизация параметров ЩПК материалов оценочным методом
- 5. 5. Выводы по главе
- 6. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЩЕБЕНОЧНО — ПЕСЧАНОГО КАРКАСНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ЩЕБНЯ И ПЕСКА. ИХ ТЕХНИКО — КОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТ
- 6. 1. Практическое внедрение ЩПК в дорожном строительстве
- 6. 2. Технико-экономическая эффективность ЩПК
- 6. 3. Изучение опыта работы автодорог Мордовии, имеющих повышенный ресурс работоспособности
- 6. 4. Выводы по главе
- 3. 1. Анализ и применение качественных методов оценки оптимальности структуры строительных материалов
Моделирование структуры, оптимизации состава и разработка технологии получения щебеночно-песчанного каркасного (ЩПК) материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Вопросы математического обоснованного повышения долговечности дорог и снижения эксплуатационных затрат на их содержание всегда являлся актуальным для дорожников. Создание методов оптимизации структуры строительных материалов, обеспечивающих улучшение физико — механических и эксплуатационных показателей, снижение материалоемкости и трудоемкости их изготовление — важная задача в области разработки программ применимых в строительном материаловедении.
Одним из путей повышения экономичности и ускорения строительства оснований дорожных одежд и повышающих срок эксплуатации является разработка методов оптимального поиска строительных материалов для массового применения. В число важнейших направлений теории оптимизации входит обоснование методологических принципов существования и точности решений задач оптимальности типовых и индивидуальных решений.
Задачи такого вида включают в себя поиск методов для оценки оптимальных таких физических переменных материалов как размер фракции щебня, песка, влажность компонентов, плотность материала. С другой стороны, они должны включать в себя и экономические законы, регулирующие меру расхода и соотношение компонентов, необходимых для данного материала (стоимости материалов, услуг, эксплуатационные затраты на содержание, ремонт, скорости строительства).
Наиболее интенсивно такие исследования материалов начались в 50-х годах. Вопросам оптимального проектирования материала посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов. Одним из преобладающих направлений в области оптимизации физикомеханических свойств материала являлось использовании добавок портландцемента, извести, битумов, дегтей, синтетических высокомолекулярных реагентов и других химических реагентов. Существенным недостатком многих работ является высокая стоимость компонентов, влияние на окружающую среду и сложность для математического представления.
В настоящее время вопросы проектирования оптимальных материалов стоят особенно остро, и нужны эффективные методы оценки оптимальности строительных материалов, позволяющие быстро и с минимальными затратами средств оценить рациональность принятого технического решения.
Данная работа посвящена моделированию структуры, оптимизации составов и разработке технологии получения щебеночно — песчаного каркасного (ЩПК) материала.
Цель диссертационной работы заключается в научном обосновании приемов и методов оптимизации составов строительных материалов широко использующихся в строительстве.
Для выполнения поставленной цели ставились следующие задачи:
• Разработать и применить комплекс программ, включающий качественные и количественные методы оценки оптимальности структуры и соотношений компонентов в материале, позволяющий получить высокопрочный щебеночно-песчаный каркасный материал (ЩПК материал).
• Выявить возможности качественного метода при оценке оптимальности структуры материала с использованием общих критериев: универсальность, актуальность, модность, красота структуры материала и частных критериев: однородность, максимальная плотность, минимум неоднородностей и вяжущего в материале.
• Количественными методами оценить оптимальность соотношений компонентов в материалах, получить целевые функции для щебеночного и ЩПК материалов. В качестве переменных параметров использовать крупность щебня от 10 до 70 мм, усилия на материа.
2 2 лы при его укатке от 1 до 3 кг/см и прижим 0,25−1 кг/см при испытании материала.
• В качестве количественных критериев оптимальности использовать сопротивления щебня и ЩПК материалов сдвигу и сжатию.
• Внедрение в практику строительства материалов с оптимальной структурой.
Методы исследования.
В ходе выполнения работы были использованы математические методы теории устойчивости, теории управления, методы нелинейного программирования и аналитические методы. Проводится расчет оптимальных параметров строительных материалов с помощью первого метода Ляпунова, градиентными методами и методами деформируемого многогранника, реализованных программами системы MathCAD.
Научная новизна.
• Разработан и применен комплекс программ, включающий качественные и количественные методы оценки оптимальности структуры и соотношений компонентов в материале, позволяющий получить высокопрочный щебеночно-песчаный каркасный материал (ЩПК материал).
• Разработан комплексный метод оценки сдвиговых прочностных свойств строительных щебеночно-песчаных материалов при разных параметрах на базе математической теории устойчивости и теории управления динамическими процессами.
• Разработаны теоретические положения по использованию критериев для качественной оптимизации структуры щебеночно — песчаного каркасного (ЩПК) материала с повышенными эксплуатационными свойствами.
• Выявлены оптимальные количественные зависимости напряженно-деформированного состояния дорожных оснований от основных структурообразующих факторов ЩПК.
• Предложены математические модели для оценки прочности щебе-ночно — песчаного каркасного (ЩПК) материала с оптимальным составом основных составляющих компонентов.
• Доказана возможность использования щебня низкой прочности при длительных циклических нагрузках в условиях замораживания и оттаивания.
Практическая значимость работы.
• Разработаны и применены на практике эффективные методы оценки оптимальности свойств строительных материалов.
• Предлагаемые методы могут быть использованы не только для строительных материалов, но и для объектов в других областях технических наук.
• Математически обоснована и применена технология изготовления строительного ЩПК материала для дорожного строительства.
• Обоснован и применен оптимальный состав каркасного строительного ЩПК материала, на основе щебня и песка, с повышенной долговечностью и улучшенными технологическими свойствами.
• Использование полученных результатов позволило снизить затраты и время на строительство дорожных оснований.
• Результаты исследований внедрены в учебном процессе.
Реализация работы. Результаты работы внедрены: в учебный процесс на строительном факультете ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» при чтении курса «Дорожностроительные материалы», «Экономико — математические методы в строительстве».
Результаты исследований использованы при изготовлении дорожного основания автомобильной дороги от Лямбирского шоссе до автомобильной дороги № 8 (ул. Титова) города Саранска. (ОАО «Мордовспецстрой», 2004 г.);
Автомобильная дорога Капасово — граница Дубенского района в Атяшевском районе республики Мордовия, северо-восточной части РМ, автомобильная дорога Саранск—Рузаевка. (ООО «Саранскдорстрой», 2005 г.);
Реконструкция автодороги Рузаевка — Инсар — Ковылкино — Торбеево на участке 3−9 км, ПК2+00 — ПК60+00 и на участке 9−15 км, ПК0+00 -ПК26+00 в Рузаевском районе (ООО «Саранскдорстрой», 2005 г.);
Строительство автодороги Капасово — граница Дубенского района, ПК 10+00 — ПК62+80 в Атяшевском районе (ООО «Саранскдорстрой», 2005 г.);
Строительство автодороги Ст. Бадикова — Выша, ПК 160+00 -ПК210+00 и ПК232+00 — ПК239+00 в Зуб. Полянском районе (ООО «Саранскдорстрой», 2005 г.);
Автодорога г. Саранска — Б. Березники на участке 20−24км.от Саранска (за п. Атемар) (ООО «Саранскдорстрой», 2005 г.).
Реконструкция автодороги Рузаевка — Инсар — Ковылкино — Торбеево на участке 15−28 км, ПК -1+50 — ПК 1+00, ПК 7+00 — ПК9+00, ПК 16+00 -ПК 18+00, ПК 23+00 — ПК 25+00 в Рузаевском районе (ООО «Саранскдорстрой», 2006 г.).
Апробация работы.
Результаты исследований опубликованы в трудах на научно-практических конференций:
• «Об оценке прогресса в технике». Актуальные вопросы строительства (г. Саранск, 2003 г.);
Применение нового композиционного материала — КББ в строительстве автодорог". Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации фундаментов, мостов и автомобильных дорог (г. Пермь, 2004 г.);
Испытание структурообразованных материалов, используемых в дорожном основании". Образование, наука, производство (г. Белгород, 2004 г.);
Испытание каркасного бесцементного бетона на сдвиг". Актуальные вопросы строительства" (г.Саранск, 2004 г.) — «Экспериментальное применение КББ в дорожном строительстве». Актуальные вопросы строительства. (г.Саранск, 2004 г.) — «Исследование и внедрение в дорожном строительстве каркасных бесцементных бетонов» Роль науки и инновации в развитии хозяйственного комплекса региона, (г. Саранск 2004 г.) — «Экспериментальное применение КББ в дорожном строительстве» Актуальные вопросы строительства. (г.Саранск 2005 г.) — «Применение нового композиционного материала — КББ (каркасного бесцементного бетона) в строительстве автомобильных дорог». Естественно — технические исследования: теория, методы, практика, (г. Саранск 2005 г.);
Как используется КББ в дорожном строительстве и что это такое?". Наука и инновации в Республике Мордовия, (г. Саранск 2005 г.) — «Исследования просыпаемости песка через щебень разных фракций». Актуальные вопросы строительства (г. Саранск 2005 г.) — «Сравнительное исследование свойств КББ, щебня и щебеночнопесчаной смеси при воздействии сдвиговых нагрузок». Материалы XI научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, (г. Саранск 2006 г);
• «О каркасных бесцементных бетонах (КББ)». Город и экологическая реконструкция жилищно — коммунального комплекса XXI века (г. Москва 2006 г);
• «Оптимизация структуры щебеночно — песчаных смесей». Строительные материалы" /Строительные материалы. Москва, 2007, № 5, С.ЗО.
Публикации. Основные результаты диссертационной работы отражены в 13 публикациях, 1 из которых в перечне ВАК. Получен патент на сдвиговую установку (Патент РФ № 2 289 654) и патентуется технология строительства основания из ЩПК материала.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, шести глав, разбитых на параграфы, общих выводов, заключения, библиографического списка. Объем диссертации 191 — страница. Работа включает 67 рисунков и 11 таблиц. Библиографический список содержит 136 наименований. Диссертационная работа выполнена на кафедре «Автомобильные дороги и специальные инженерные сооружения» и «Дифференциальных уравнений» Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
1. Показана возможность эффективного применения комплекса программ, включающих качественные и количественные методы оценки: оптимальности структуры и соотношений компонентов в материале, позволяющий получить высокопрочный щебеночно-песчаный каркасный материал (ЩПК материал).
2. В качественном методе оценки оптимальности параметров материала эффективно использовались общие критерии: универсальность, актуальность, модность, красота структуры материала и частные критерии: однородность, максимальная плотность, минимум неоднородностей и вяжущего в материале.
3. Для использовании количественных методов оценки оптимальности соотношений компонентов в материалах разработаны целевые функции для щебеночного и ЩПК материалов. В качестве переменных параметров использовать крупность щебня от 10 до 70 мм, усилия на материалы при его укатке от 1 до 3 кг/см и прижим 0,25−1 кг/см при испытании материала.
4. В качестве количественных критериев оптимальности использовалось сопротивления щебня и ЩПК материалов сдвигу и сжатию.
5. Целевые функции для количественного анализа щебня и ЩПК материалов получены по результатам математического планирования 27 экспериментов.
6. Разработана сдвиговая установка и методика определения прочности на сдвиг крупнообломочных материалов с учетом заданного обжатия до испытаний и прижима в момент испытания (патент [61]).
7. По разработанным рекомендациям в течение 5 лет проходят успешные производственные испытания ЩПК материал на дорогах разного класса в Мордовии.
8. Экономический эффект от использования ЩПК материала связан с возможностью уменьшения: толщины асфальтобетона с 12−15 см до.
8−10 смэксплуатационных расходов (срока службы ЩПК материала дольше, чем щебеночных оснований) — затрат на обеспечение ровности асфальтобетонапотерь от ДТП.
9. Доказана возможность использования низкомарочного щебня в основаниях дорог и других объектов.
Список литературы
- А.с. 1 477 840 М.кл. Е 02 D 8/12. Композиция для устройства дорожного основания/Любацкая О.Я., Сасько Н. Ф., Любацкий В. Б., Ники-тенко В.И. Б.И., 1989. -№ 17.
- А.с. 1 491 961 СССР М.кл. Е 02 D 3/12. Вяжущее для закрепления грунта /Придатко Ю.М., Лебедев А. Б., Шиховцева Н. В. и др. Б.И., 1989.-№ 25.
- А.с. 1 502 704 СССР М. кл. Е02 D3/12. Способ укрепления грунта //Н.Р. Сасько, В. П. Любацкий, В. И. Никитенко, О. Я. Любацкая. -Опубл. В Б.И. № 31,1989.
- А.с. № 1 520 043. СССР. М. кл. С 04 В 26/26. Способ приготовления черного щебня/Салихов М.Г., Васильев В. В., Смоленцева В. Е. и др. -Б.И, 1989.-№ 41.
- Ахназарова Л.С., Кафаров В. В. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии. -М: Высш. Шк.1985. 327 с.
- Бабков В.Ф. Мак-Адам и его система строительства и ремонта дорог/Яр. МАДИ. 1979. Вып. 163.
- В.Ф.Бабков. Развитие техники дорожного строительства. М.: Транспорт, 1988. 272 с.
- Багибеков Я. Укрепление грунтов известью в районах жаркого кли-мата//Автомобильные дороги, 1990 № 12 — С. 19.
- Белоусов Б. Новый подход к старой проблеме // Автомобильные дороги, 2000 -№ 2 -С. 14−15.
- Безрук В. М. Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве—М: Транспорт, 1975−247 с.
- Безрук В. М, Князкж К. А. Устройство цементогрунтовых оснований и покрытий. Автотрансиздат, 1956.
- Безрук В.М. Методы укрепления грунтов в дорожном строительстве США. Изд-во Оргтрансстроя Минтрансстроя СССР, 1961.
- Безрук В.М. Теоретические основы укрепления грунтов цементами. -Автотрансиздат, 1956.
- Безрук В.М., Ястребова Л. Н., Любимова Т. Ю. Современные методы строительства дорожных оснований и покрытий из грунтов, укрепленных цементом, известью, битумом, дегтем Автотрансиздат, 1960.
- Безрук В.М., Еленович А. С. Дорожные одежды из укрепленных грунтов М:Высш. шк., 1969.
- Борисенко А.А., Выротемский В. К., Любацкий В. П. и др. Материал на основе обожженных углеотходов//Автомобильные дороги, 1991. -№ 6.-С. 20−21.
- Борисова Е.Г. Теоретические основы цементации грунтов известью// Грунтоведение Изд-во МГУ, 1953 — кн.З.
- Васильев. О средствах, способствующих связи щебня в шоссе// Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий. 1860. Т. 32.
- Воробьев Н.Е. Краткое руководство для укатки дорог. М.: Гостранс-издат, 1932.
- Волженский А.В., Стамбулко В. И., Ферронская А. В. Гипсоцемнтно-пуццолановые вяжущие, бетоны и изделия М: Стройиздат, 1971 -318с.
- Гарина С.В. Решение задачи оптимизации параметров строительных конструкций // Методы возмущений в гомологической алгебре и динамика систем: Межвуз. Сб. науч. Тр. Саранск: Издат. Морд. Унта, 2004. — С.129−135.
- Головачев Е. Об устройстве земских дорог и отношении их к железным путям для развития производительности России. Киев: Тип. Да-виденко, 1870.
- Гельфер А.А. Укатка шоссейных дорог. Спб.: Изд. Риккера, 1903.
- Гельфер А.А. Очерк развития дорожного и мостостроительного дела в ведомстве путей сообщения. Спб.: Изд Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог, 1911.
- Гергардт И.С. Четвертое прибавление о строении дорог и особливо о больших и торговых дорогах// Тр. Вольного экон. о-ва, 1803. Т.55.
- Дагаев Б.И. Основания дорожных одежд из малопрочных известняков. -М.: Транспорт, 1988. 69 с.
- Дагаев Б.И. Использование местных строительных материалов в дорожных одеждах//Автомобильные дороги, 1994. № 1. — С. 17−18.
- Дагаев Б.И. Использование местных строительных материалов в дорожных одеждах//Автомобильные дороги, 1994. № 1. — С. 17−18.
- Дагаев Б.И. Упрочнение слабых дорожно-строительных мате-риалов//Транспортное строительство, 1994. № 2. — С. 12−14.
- Егоров И.В. Использование молотой негашеной извести для строительства оснований и покрытий из легких глинистых грунтов Ленинград, 1962.
- Желанова H.B., Васильева Т. И. Применение сточных вод от производства эпоксидных смол при укреплении грунтов минеральными вяжущими материалами//Вопросы проектирования и строительства автомобильных дорог. М. 1993. — С. 117−127.
- Иерусалимская М.Ф. Гидрофобная известь и ее применение при строительстве дорожных одежд/Союздормин Изд-во Союздормин, 1966-вып. 14.
- Исаев B.C., Кутилин Е. И. Пути замены прочных каменных материалов в без каменных районах//Автомобильные дороги, 1971. № 1. -С. 18−20.
- Кириенко В.А. Применение местных материалов при строительстве внутри хозяйственных дорог сельскохозяйственного назначения// Применение местных материалов и отходов промышленных производств в дорожном строительстве Л: ЛИСИ, 1986 — С. 39−44.
- Кнатько В.М., Беглецов В. В. Совмещенные битумные эмульсии как высокоэффективные вяжущие для укрепления грунтов и минеральных смесей, содержащих глинистые фракции/Материалы VI Всесоюзного совещания по закреплению и уплотнению грунтов МГУ, 1968.
- Князюк К.А. Применение грунтов в строительстве дорожных покрытий и оснований Автотрансиздат, 1961.
- Кострико М. Т Современные состояния проблемы гидрофобизации грунтов в инженерно строительных целях//Вопросы инженерной геологии и грунтоведения — Изд-во МГУ, 1963.
- Кострико М.Т. Вопросы теории гидрофобизации грунтов. JI, 1957.
- Кудрявцев А.А. Легкие бетоны и конструкции из них в ПНР//Бетон и железобетон, 1976. № 12. — С. 37−38.
- Линцер А.В. Укрепление грунтов в условиях сибирской туманности для покрытий облегченного типа/Труды Союздорнии Изд-во Союз-дорнии, 1965 — вып. 5.
- Луканина Т.М. Исследования по применению улучшенных карба-мидных смол для укрепления грунтов/ Труды Союздорнии изд — во Союздорнии, 1965 — вып. 5.
- Люпаев Б.М., Лаптев Г. А., Лаптев В. Г. «Красота и оптимальность в технике». Новое в строительном материаловедении. МИИТ, г. Москва, 1997 г.
- Люпаев Б.М., Гарина С. В. «О качественных оценках оптимальности технических решений». Современные проблемы строительного материаловедения. ВГАСУ. г. Воронеж, 1999 г., с 259 263.
- Люпаев Б.М., Потапов Ю. Б. «О качественных оценках рисков в строительстве». Оценка риска и безопасность строительных конструкции. г. Воронеж, 2006 г.
- Люпаев Б. М, Салихов Р. А, Полетаева Ю. А., Купцов А. Г, Ковыр-кин В.Н. «Об оценке прогресса в технике». Актуальные вопросы строительства.- Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2003. С. 447−451.
- Люпаев Б. М, Полетаев Ю. А, «Исследования просыпаемости песка через щебень разных фракций». Актуальные вопросы строительства. Саранск: Изд. Мордов. Ун-та, 2005. С.257−259.
- Люпаев Б. М, Полетаев Ю. А, «О каркасных бесцементных бетонах (КББ)». Город и экологическая реконструкция жилищно коммунального комплекса XXI века. Москва. 2006. — С.364−365.
- Люпаев Б. М, Гарина С. В. Окачественной оптимизации расчета железобетонных элементов//Долговечность строительных материалов и конструкций: Матер. Науч.-практ. конф. Мордовского госуниверситета.- Саранск, 2000. С. 148−151.
- Малеванский В.В. Дорожные основания и покрытия из малопрочных известняков—М.: Транспорт, 1971—96 с.
- Марков Л.А., Черкасов И. И., Парфенов А. П., Петрашев А. П., Пуга-чевБ.В. Улучшение свойств грунтов поверхностно-активными и структурообразующими веществами Автотрансиздат, 1963.
- Морозов С.С. Опыт придания некоторым грунтам прочности и водостойкости добавкам портландцемента./ Грунтоведение Изд-во МГУ, 1960-кн. 3.
- Николаев А.А. XVI Международный дорожный конгресс//Автомобильные дороги, 1979. № 12. — С. 23−25.
- Никольский А. «Очерк современной постановки шоссейно-дорожного дела во Франции». Спб.: Управления водных путей и шоссейных дорог, 1904.
- Носова В.П. Методические указания по применению геосинтетических материалов в дорожном строительстве. -М.:МАДИ.2001. с. 1100
- Патент РФ № 276 314 ГДР, М. кл. Е 01 С 13/00. Tragschicht far Werkchsflachen/Hiller Wolfgang, Schroder Manfred. -Опубл. 21.02.90.
- Патент РФ № 2 057 831. Способ укрепления основания преимущественно автомобильных дорог/Краснов A.M., Пересада B.C., Панков А. Ф., Пересада Ю. В., Краснов А. А. Б.И., 1996. — № 10.
- Патент РФ № 2 289 654. Устройство для определения сопротивления щебеночного основания срезу. / Полетаев Ю. А., Люпаев Б. М. 20.12.2006. Бюл. № 35.
- Повышение качества и эффективности использования дорожно-строительных материалов. М.: Минавтодор РСФСР, 1979. — 216 с.
- Полетаев Ю.А., Луконин А. Ю. «Испытание структурообразованных материалов, используемых в дорожном основании». Образование, наука, производство. Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2004. С. 65.
- Полетаев Ю.А., Люпаев Б. М., «Экспериментальное применение КББ в дорожном строительстве». Актуальные вопросы строительства. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та 2004. С. 503−507.
- Полетаев Ю. А. Луконин А.Ю. Люпаев Б. М., «Испытание каркасного бесцементного бетона на сдвиг». Актуальные вопросы строительства". Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та 2004. С. 500−503.
- Полетаев Ю.А., Люпаев Б. М., Ликомаскин А. А., Пивкин П. И. «Экспериментальное применение КББ в дорожном строительстве». Актуальные вопросы строительства. Саранск: Изд. Мордов. Ун-та, 2005.-С.634−637.
- Полетаев Ю.А., Луконин А. Ю., Ямашкин А. В., Люпаев Б. М., «Как используется КББ в дорожном строительстве и что это такое?». Наука и инновации в Республике Мордовия. Саранск: Изд. Мордов. Ун-та, 2005. — С.550−554.
- Петровского В.А. «Витрувий М. П. Десять книг об архитекту-ре'ТПер. М.: Изд. Акад. архит., 1936.
- Романов С.И., Силюченко В. А., Малачевский В. В., Волошенко Л. П. Выбор способа укреплений отсева известняка//Автомобильные дороги, 1989.-№ 12.-С. 16−17.
- Рыбьев И.А. Строительное материаловедение. Учебное пособие для строит, спец. вузов, изд.2- Высшая школа, 2004 г.
- Салихов М. Черный щебень на основе малопрочного щебня // Строй—инфо, 2000 № 4.
- Самойлов В.Г. Явления торможения процессов нарастания прочности некоторых цементогрунтовых смесей// Вестник МГУ — 1951 — № 8.
- Славуцкий А.К., Некрасов В. К., Ромаданов Г. А. и др: Автомобильные дороги: одежды из местных материалов/ Под ред. А. К. Славуцкого. М.: Транспорт, 1987.-255с.
- Смирнов Ю.Н. Исследование возможности укрепления мелкозернистых песков составленным вяжущим на основе гипса. ЛИСИ, 1984 -9 с.
- Соломатов В.И., Полимерцементные бетоны и пластобетоны. М.: Стройиздат, 1967.
- Селяев В.П., Низина Т. А., Лазерев А. Л. Статистические методы планирования и анализа эксперимента в строительстве. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2004. — 149 с.
- Степанец В.Г. Опыт эксплуатации дорожных одежд с основаниями из грунтов, укрепленных шлакощелочным вяжущим//Эксплуатация автомобильных дорог. Омск, 1989. — С. 115−123.
- Страбон. География в 17 книгах. М: Наука, 1964.
- Сухоруков Ю.М. Пористые каменные дорожно-строительные материалы. М. транспорт, 1984. — 143 с.
- Суханов С.В., Тимофеева И. Б., Бушин А. Е. Применение кремний органических соединений для улучшения свойств каменных мате-риалов//Повышение качества и надежности строительства и эксплуатации автомобильных дорог. М., 1988.-С. 56−60.
- Технические правила по постройке и ремонту щебеночных шоссе. JI.: Гострансиздат, 1933.
- Труды союздорнии. Вып. 194.-М., 1997 г.
- Иерусалимская М.Ф., Барам М. Е. Укрепление несвязных грунтов битумными эмульсиями//Труды Союздорнии Изд-во Союздорнии, 1968-вып. 24.
- Фадеев С.С., Джумадилев А. А., Мингазов Ш. П. Опыт строительства оснований из слабопрочных известняков//Применение местных материалов и отходов промышленных производств в дорожном строительстве. Л.: ЛИСИ, 1986. -С. 35−39.
- Филатов М.Н. Основы дорожного грунтоведения. Гострансиздат, 1936.
- Фурсов С.Г., Рубцова Э. И., Ширшова Н. Н. Укрепление грунтов комплексными вяжущими с применением универсинов// Вопросы проектирования и строительства автодорог -М, 1998-С.112−116.
- Фурсов С.Г., Ширшова Н. Н., Коровченко С. С. Использование кар-бонатно-глинистых шламов в оснований дорожных одежд //Вопросы проектирования и строительства автомобильных дорог. М. 1993. -С. 106−111.
- Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование. -М.: Мир, 1975.-534.
- Хьютсон А. Дисперсный анализ. М.: Статистика, 1971.
- Черкасов И. И, Янни X. М. Стабилизация грунтов дорожных оснований синтетическими смолами с применением новых отвердителей/ VI Всесоюзное совещание по закреплению и уплотнению грунтов -МГУ, 1968.
- Шестоперов С.В. Долговечность бетона транспортных сооружений — М: Транспорт, 1968.
- Шейхет И. М, Царев А. Ф. Использование тяжелых лессовых грунтов, укрепленных известково-шлаковым вяжущим // Автомобильные дороги, 1970-№ 1.
- Шотт Вольфганг. Исследование теплоизоляционных слоев дорожных одежд//Труды МАДИ, 1975. вып. 94. — С. 39−48.
- Щенников В. Н, Люпаев Б. М, Гарина С. В. Использование математической модели для оценки оптимальности параметров строительных конструкций. // Вестник Мордовского университета. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2004.-№ 3−4. -С.135−140.
- Юдина Л. В, Гедеонов П. П, Турчин В. В, Головко А. И, Гайдай А. В, Юдин А. В. Активированные золошлаковые смеси в основаниях дорожных одежд//Автомобильные дороги, 1993. № 4. — С. 8−10.
- Юрченко В.А. Использование нефти для укрепления грунтов в Тюменской области/АГруды Тюменского индустриального института -Тюмень, 1969 -вып. 7.
- Ястребова Л. Н, Плотникова И. А. Процессы структурообразо-вания грунтов с битумными эмульсиями и влияние на них природы эмульгатора//Труды Союздорнии 1965 — вып. 5.
- Bergier N. Histoire de grand chemins de Lempire Romaine. Brux-elles: Jean. Leonad, 1728.
- Birk A. Die Strasse, ihre Verkehrs und beautechnische Entwicklung im Rahmen der Menschenheitsgeschichte. Kurbsbad — Dechowitz.: Adam Kraft Verlag, 1934.
- Bissada Amir F. Structural response of foamed asphalt sand mixtures in hotenvironments//Transp. Res. Rec. 1987. — № 1115. — P. 134 149.
- Bodenstabilisierung mit kolk //Strasse und Autobahn, 1994−45, № 10C.689.
- Bohme H. Bemerkung zur Gechechte das Strassenbaues.//50 Jahre Versuchsanstalt fur Strassenwesen an der Technischen Hochschule Darmstadt.
- Bomray J.Y. Les sables-laitier de cehistes ardoisiers SLSA//Laif sider 1993.- 46. — № 76. — P. 63−66.
- Bullen F., Sucin C., Maximising aggregate sources by use of triple-bleud cements in stabilised pavements//Nat. Conf. Publ/Inst Hub., Austral. 1991.-№ 91/14. -P/95−98.
- Catton M. D. Soil-cement in the United States//Road and Road Construction № 434, 1959.
- Covent-treated Soil mixtures, 10 Reports. Highway Research Record, № 36, Washington, 1963.
- Deacons В., MathCAD B.2001: Special Directory. СПб» 2002. -832 c.
- Du sable-laitier en assise de chausee sur route nationale a Cu-neo/Ylait hauts forneaux 1988. — 41. — № 1. — P. 35−37.
- Eades J.L., Grim R.E. Reaction of Hydrated Lime with Pure clay Minerals in Soil Stabilization HRB. Bull, 262, 1960.
- Exchaquet H. Dictionnaire de ponts et chausses. Lausanne: Maurer, 1787.
- Exchaquet H. Dictionnaire des ponts et chausses. Lausanne: Maurer, 1787.
- Forbes R.J. Notes on the history of ancient roads and their construction. Amsterdam: Noord Hollandische nitgevers Mij, 1934.
- Freising F. Die Bernsteinstrasse aus der Sicht des Strassentrassiere-ung. Bonn: Kirschbaumverlag, 1977.
- Funk. Qeschichtliche Entwicklung des Strassenwesen.//Der Strassenbau. 1923. № 10, 11.
- Fustier P. La route, voies antiques, chemin anciens, chaussees moderns. Paris: A. et J. Picard, 1968.
- Gautier H. Traite de la construction des chemins. Paris: Seneuze, 1698.
- Gautier H. Tractat von der Anlegung und dem Bau der Wege und Stadtstrassen. Neue Aufelage. Leipzig: Christian Hilbsscher, 1773.
- Harger W. Bonney E. Handbook for highway engineering, vol.1, mc. Grow.—Hill, 1927.
- Hitzer H. Die Strasse. Vom Tramprlpfad zur Autobahn. Lebensan-dern von der Urzeit bis Heute. Munchen: Georg GalloweyVerlag, 1971.
- Jack G. Notes on road. From the roman to motorways .//Roads and Road Construction. 1949, Febr.
- Jenner H.N. etc. Flexible Pavements, XIII th Road Congress, Question III, Tokyo, 1967.
- Knaupe W. Einsatz von Betonbruch-Mineralge-mischen als unge-bundete tragschichten//Wiss.Ber.Techn.Hochsch. Leipzig. — 1991. — № 2. -P. 116.
- Lamprecht H. Opus ceamentitium. Bautechnik der Romer. Dussel-dorf.: Beton Verlag. 1985.
- Luder Ch. Vollstandiger Innbegriff aller bei dem Strassenbau vorkommenden Fallen sammt einer Vorausgesetzten Weeg—Geschichteund einem Verzeichnis der unentbehrlichen Weeg—Gesetze. Frankfurt am Maine: Garbe, 1779.
- Lyupaev В., Potapov Y., Garin S. «About Qualitative standards of risks in construction». Scientific Israel technological advantages. Vol.8. 2006., No. 1,2.
- MacAdam J.L. Remarks on the prevent system of road making. Seventh edition. London: Longman, Hurst and Rees. 1823.
- Margary I. Roman roads in Britain.— London.: Phonix House. 1955. Vol. 1- 1957. Vol 2.
- Montagnon M. Flexocim: plus dornierage, plus defissuration//Route actual. -1993.-№ 20.-P. 12−14.
- Mulheron M., OMahony M.M. Properties and performance of recycled ag-gregates//Highways and Transp. 1990. — 31, № 2. — P. 35−37.
- Roussel B. Utilisation des laitiers prebroyes de Lorriane et de fos-surmer//Lait hauts fourneaux. 1990. — 43. — № 2. — P. 15−21.
- Rudmill, lime beat short work season on highway lab//Constr. Equipment, 1975.-5l.-№ 2.-C. 69−70.
- Telford T. Life of Thomas Telford, civil engineer, witten by himself. Containing a descriptive narrative of his professional labour. With a folio atlas of copper plates. London.: John Pickman, 1838.
- Wessel H., Kammerer E. Bodenverfestigung mit Spezialzement// Strasse und Autobahn, 19, № 11−1968.
- РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЩЕБЕНОЧНО ПЕСЧАНОГО КАРКАСНОГО1. ОСНОВАНИЯ.
- Технология строительства ЩПК материала.
- Рассыпка и возведение щебеночного основания на уплотненном песчаном основании.
- Профилировка щебеночного основания.
- Уплотнение щебеночного основания за 2−4 прохода по одному следу самоходными катками с гладкими вальцами на виброходу массой 8 -13 т.
- Рассыпка песка и его профилировка в соответствии 25% 30% от объема щебня или 1/3 высоты щебеночной насыпи.
- Уплотнение песчаного основания производят за 2−4 прохода по одному следу самоходными пневмокатками на виброходу массой 6 -8 т.
- Для улучшения сцепления ЩПК с асфальтобетонным покрытием, поверхность подметается механическими щетками. Щебень должен выступать на 15 20 мм.