Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Просветительская деятельность В.В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX — начала XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящей диссертации использовались как опубликованные источники, так и неопубликованные материалы. Основная масса архивных источников сосредоточена в Российском государственном архиве литературы и искусствадокументы, письма, графические материалы, фотографии, составляющие личный архив В. В. Андреева (Ф.695). Фонд позволяет реконструировать служебную деятельность Андреева, биографию музыканта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные вехи жизни и деятельности В.В. Андреева
  • Глава 2. Просветительская деятельность В.В. Андреева
    • 2. 1. Роль Андреева в формировании музыкальной культуры в войсках и учебных заведениях
    • 2. 2. Вклад Андреева в учреждение первых общедоступных курсов. Создание проекта Дома народной музыки
  • Глава 3. Роль В. В. Андреева в формировании и деятельности Великорусского оркестра
    • 3. 1. Значение работы В. В. Андреева по созданию Кружка любителей игры на балалайках (1888 — 1896)
    • 3. 2. В.В. Андреев — создатель Великорусского оркестра (1896 — 1918)
    • 3. 3. Зарубежные гастроли Великорусского оркестра под руководством В. В. Андреева и их значение
  • Глава 4. Публицистическое наследие В.В. Андреева

Просветительская деятельность В.В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX — начала XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глубокие перемены, через которые прошла наша страна на рубеже XX и XXI столетий, затронувшие все стороны национального бытия, едва ли не в наибольшей степени коснулись его духовной составляющей. Значительное место в жизни общества стали играть процессы культурной унификации, вызванные глобализацией современного мира, несущей определенную угрозу для традиционной культуры. Вместе с тем, в изменяющихся условиях культурное многообразие, национальная индивидуальность народа были и остаются основой выживания всего человечества. Именно соотнесенность с культурой других народов, а не замкнутость «на самого себя», придает народу самобытность, а отдельного человека делает представителем определенной нации1.

Современная ситуация в стране в определенной мере напоминает «переходную эпоху» рубежа XIX — XX вв., когда в условиях всесторонне проявившегося исторического, политического и общесоциального конфликта в истории нашей страны русской общественной мысли были присущи тенденции культурно-национального возрождения на основе общечеловеческих ценностей и духовного опыта поколений.

В конце XIX — начале XX вв. яркой приметой общественного развития становится просветительская деятельность, авангардом которой выступили подвижники, которые, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на долю России в кризисный период, стремились сохранить для народа его исконные ценности, «воззвать к жизни то, что изнывало в глубинах преисподней, осветить дебри, в которые никогда не проникал луч света."2. Особое место среди них занял известный музыкант-просветитель, реставратор народных инструментов России, создатель Великорусского оркестра Василий Васильевич Андреев (1861−1918).

Данная тема, рассматривающая просветительскую деятельность В. В. Андреева в контексте общественного движения на рубеже XIX — XX вв.,.

1 Сиземская И. Н. С. И. Гессен: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным» //Педагогика. № 4.2002. С. 46.

2 Максимов Е. И. Российские музыканты-самородки. М., 1987. С. 58. сегодня становится особенно актуальной. Взгляды Андреева могут быть востребованы при решении вопросов общественного развития, проблем национальных отношений в современной России, вопросов образования и построения сильного единого государства.

В данном диссертационном исследовании речь идет о просвещении через музыку, что имеет особый смысл, так как она является мощным фактором влияния на общество, а главными средствами воздействия Андреева на национальное самосознание становятся народные инструменты. Сегодня ситуация такова, что слова «балалайка», «волынка» (русские народные инструменты), «бандура» (украинский народный инструмент) и т. д. — едва ли не символы всего противоречащего развитию общества. В то время как в других странах мира музыка национальная либо содержащая национальные элементы является одним из популярнейших музыкальных направлений, в первую очередь в молодежной среде.

В этой связи важным является изучение традиционных истоков, особенностей развития прошлого.

Актуальность исследования вызвана также повышением внимания в современном мире к достижениям общественного движения конца XIXначала XX вв. в области образования, основанного на формировании устойчивого интереса к культурным традициям своего народа, воспитании гордости за его достижения, чувства патриотизма. В решении этих вопросов В. В. Андреев достиг беспрецедентных результатов, построив свою работу на основе музыкально-инструментального фольклора России.

Степень изученности проблемы. В науке В. В. Андреев рассматривался, прежде всего, как выдающийся русский музыкант-просветитель конца XIXначала XX вв. Поэтому большинство исследований были посвящены именно музыковедческому анализу феномена В. В. Андреева и созданного им Великорусского оркестра. Комплексное исследование просветительской деятельности Андреева в исторической науке до настоящего времени отсутствовало.

Историография разработки темы может быть разделена на несколько хронологических этапов: 1) конец XIX — начало 20-х гг. XX вв.- 2) начало 20-х гг. — начало 90-х гг. XX в.- 3) с начала 90-х гг. XX в.

Публикации первого периода охватывают конец XIX в. — начало 20-х гг. XX. Самым ранним по времени исследованием жизни и деятельности В. В. Андреева и истории создания Великорусского оркестра можно назвать очерк Н. Штибера, одного из первых соратников В. В. Андреева. Книга получила название «В. В. Андреев. Очерк его деятельности» и была опубликована в Петербурге в 1896 г. Уникальность этого издания состоит в том, что оно стало первым обобщающим трудом, рассматривающим деятельность музыканта-просветителя и дающим оценку его роли в обществе. Н. Штибер всесторонне показывает работу Андреева по совершенствованию народных инструментов, начало его деятельности в войсках, значение зарубежных гастролей Великорусского оркестра.

В.В. Андреев изначально воспринимался исследователями как музыкант, просветитель и реставратор народных инструментов России, поэтому в историографии, прежде всего, рассматривалась именно эта сторона его деятельности. В 1909 г. в Санкт-Петербурге вышла работа В. П. Коломийцова, в которой особенно подчеркивалась заслуга Андреева по воскрешению давно забытых, но бесконечно прекрасных напевов при помощи старорусских инструментов.3 Такие оценки музыкального наследия Андреева были свойственны многим его современникам. Известны воспоминания бежецкого помещика A.C. Паскина, где автор предрекает полный успех деятельности Андреева по возрождению инструментов.4 Статьи М. Иванова, Гр. Любимова, А. Оссовского подвергают подробному анализу работу Андреева по воссозданию народного инструментария.5.

3 Коломийцов В. П. В. В. Андреев и его великорусский оркестр. СПб., 1909. С. 54.

4 Паскин A.C. Балалайка и Андреев //Тверская газета. 1913.25 апреля. № 510.

5 Иванов М. Великорусский народный оркестр и концерт его в Дворянском собрании //Новое время. 1897. № 7507- Иванов М. Об увлечении балалайкой //Новое время. 1900. 28 февраляИванов М. Художественная милостыня народу //Новое время. 1913. № 13 324. Любимов Гр. Народные оркестры и их значение в музыкальном просвещении. Работа по народным музыкальным инструментам до революции //Горн. кн. II-III. 1919. С. 99−106- Оссовский А. Великорусский оркестр //Слово. 1906. 30 ноябряОссовский А. Великорусский оркестр //Известия Спб. об-ва музыкальных собраний 1907;1908. Вып. 2.

Немало внимания современники оказывали новаторству Андреева в деле распространения народной культуры среди военных. Одним из серьезных изданий в этом ключе можно назвать статью Н. И. Привалова. Н. И. Привалов, будучи членом Великорусского оркестра, анализирует историю происхождения русского фольклора и подчеркивает значимость деятельности Андреева в войсках «по поднятию народного музыкального вкуса и восстановления прежней старинной художественной песни.».6.

В этот же период появляются статьи, которые ставят вопрос о роли работы Андреева по формированию новой отрасли промышленности, связанной с созданием народных инструментов России.7.

К историографии этого периода можно отнести публикации Гр. Любимова, в том числе работу, написанную вскоре после смерти Андреева.8 В своих статьях Любимов нередко подвергает критике деятельность Андреева, не соглашаясь с ним в методах работы по популяризации народной музыки.

Первый период в большей степени ознаменован работами, констатирующими факт появления феномена Андреева. Эти исследования в общих чертах дают характеристику деятельности музыканта, освещая его работу в войсках. Однако, литература, отнесенная нами к первому периоду, не дает общей картины просветительской деятельности Андреева, не показывает ее многогранную направленность.

Во второй период, начало 20-х — конец 80-х гг. в историографии большое внимание уделяется роли Андреева как музыканта-реставратора, а также в некоторых работах поднимается вопрос о значении Андреева как просветителя и общественного деятеля. В 20-е гг. публикуются статьи Гр. Любимова, С. Гинзбурга, А. Илюхина. В большей степени эти публикации дают обобщающий анализ роли деятельности Андреева и возможности дальнейшего продолжения его работы в нашей стране в новых исторических условиях.9.

6 Привалов Н. О народной музыке в войсках//Альманах Армии и Флота. СПб., 1902. С.202−211.

1 Зигфрид Л. Андреевская балалайка и. русская промышленность //Обозрение театров. 1908. № 307 и др.

Любимов Гр. Народные оркестры и их значение в музыкальном просвещении. Работа по народным музыкальным инструментам до революции//Горн. кн. II-III. 1919. С.99−106.

9 Любимов Гр. Народные инструменты в их прошлом, настоящем и будущем. М., 1925;

Гинзбург С. О задачах великорусских оркестров //Музыка и быт. 1927. № 1- Илюхин A.C. Андреев и его оркестр

Музыка и революция. 1926. № 12.

В целом, советская историография богата публикациями, разносторонне раскрывающими личность В. В. Андреева и принципы его работы. Прежде всего, необходимо выделить статьи участников Великорусского оркестра, характеризующих деятельность Андреева как работу, создавшую заново народное музыкальное творчество России. Публикации П. А. Оболенского, В. Е. Авксентьева, П. И. Алексеева, Н. И. Привалова стали одними из наиболее крупных и значительных изданий о В. В. Андрееве в этот период.10.

В 50-е — 60-е гг. XX в. появляется ряд значительных монографий об Андрееве, среди которых видится необходимым упомянуть работы П. И. Алексеева «Андреев и его Великорусский оркестр (1953), A.C. Чагадаева «В.В. Андреев» (1961), П. В. Васильева «Василий Васильевич Андреев: к 100-летию со дня рождения», Ф. В. Соколова «Андреев и его оркестр» (1962).

В этих работах дается высокая оценка просветительской деятельности Андреева, подчеркивается его стремление распространить русский фольклор в разных слоях общества, уменьшить дистанцию, разделяющую интеллигенцию, правящие круги и народ на основе изменения отношения к национальной культуре. Общие тенденции формирования менталитета новых поколений на основе воспитания патриотизма в этот период определили деятельность Андреева как благородное дело сохранения традиций прошлого и их преемственности в молодежной среде.11.

Историк А. Н. Лачинов в очерке «Гениальный самородок» раскрывает роль Андреева в общественном движении конца XIX — XX вв.12 Лачинов говорит об Андрееве, как о человеке большого таланта, наделенном организаторскими способностями, стремящемся вывести народные инструменты на уровень национального достояния. Сам автор в подтверждение глубокого признания.

10 См. например: Авксентьев В. Е. Школа высшего мастерства //Музыкальная жизнь. 1959. № 16. С.18−19- Алексеев П. И. Андреев у бойцов Красной Армии //Музыкальная жизнь. 1961. № 1. С.7- Оболенский П. А. В. В. Андреев и его оркестр //Нева. 1968. № 4. С.203−208 и др.

См. например: Алексеев П. Андреев и его Великорусский оркестр. М., 1953; Васильев П. В. Василий Васильевич Андреев: к 100-летию со дня рождения, Иркутск, 1961; Соколов Ф. Андреев и его оркестр. Л., 1962; Чагадаев A.C. В. В. Андреев. М.: Гос.музык. изд-во. 1961.

12 Лачинов А. Н. Гениальный самородок. (К 100-летию со дня рождения В.В. Андреева) //Художественная самодеятельность. 1961. № 1. С.51−53 работы Андреева участвовал в эвакуации инструментов Великорусского оркестра из блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

В 70-е гг. в «Музыкальной энциклопедии» была опубликована статья О. Виноградовой, характеризующая Андреева как выдающегося музыканта-просветителя и общественного деятеля конца XIX — начала XX вв.13.

В этот период В. В. Андреев упоминается в некоторых работах, посвященных теме бытования народных инструментов России. Об Андрееве, как о музыканте-реставраторе народных инструментов, пишет в своей книге К. А. Вертков.14.

Можно выделить статью М. Колчевой, посвященную работе Андреева на ниве просветительства. Колчева подчеркивает, что в сложившихся исторических условиях, когда развитию культуры уделялось большое внимание, имя В. В. Андреева стало особенно значимым в деле эстетического воспитания народных масс.15.

Появляется немало изданий, в популярной форме рассказывающих об истории русских народных инструментов, где главная роль по их воссозданию отводится В. В. Андрееву. Среди подобных работ стоит упомянуть брошюру Ю. Васильева и А. Широкова «Рассказы о русских народных инструментах» (1979).

70-е — 80-е гг. обозначили появление нескольких диссертационных работ, посвященных музыканту. В своем исследовании Г. Н. Писняк анализирует роль Андреева в демократизации русского искусства конца XIX — начала XX вв. с позиций современного автору этапа общественного развития.16 Впервые раскрываются принципы работы Андреева по реконструкции инструментов, создания Великорусского оркестра, Общества распространения игры на народных инструментах и хорового пения. Особое место в работе Г. Н. Писняка.

13 Виноградова О. Андреев Василий Васильевич //Музыкальная энциклопедия. М., 1973. Т. 1. С. 164.

14 Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.

5Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его Великорусского оркестра //Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып. XXIV. М., 1976. С.225−22б.

16 Писняк Г. Н. В. В. Андреев. Его роль в демократизации русского искусства конца XIX — XX вв. и современность: автореф. дис.канд.ист.наук. Минск, 1973. отведено процессу художественного становления народных оркестров с 1917 г. до второй половины XX вв.

В диссертации В. И. Акуловича, посвященной деятельности создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов, в большей степени уделено внимание Н. И. Привалову как создателю и руководителю одного из первых оркестров народных инструментов России. Однако важно заметить, что в научной работе Акуловича Андреев особенно характеризуется как педагог,' придается значение его работе по формированию системы воспитания на основе народной музыкальной культуры.17.

В этот период исследователь А. Пересада в издании «Оркестры русских народных инструментов» (1985) анализирует роль создания Андреевым Великорусского оркестра. Эта работа заострила внимание на возникновении оркестров народно-инструментального творчества в России и за рубежом, явившихся прямыми последователями Великорусского оркестра Андреева. О создателе Великорусского оркестра пишет М. Имханицкий в своей книге «У истоков русской народной оркестровой культуры» (1987).

Немало исследователей в этот период подчеркивают значение деятельности Андреева в духовной жизни нашего общества. В исторической науке возрос интерес к бытованию народного фольклора как необходимого элемента развития государства. В результате появился ряд крупных исследований, в которых упоминался музыкант-просветитель и общественный деятель В. В. Андреев.

Так, в работе В. Блока Андреев предстает перед нами как деятель, в лице которого русское народное творчество превратилось в национальное достояние страны, а созданный им Великорусский оркестр стал результатом тяжелого труда, нелегкой, творчески-насыщенной жизни.18.

Наиболее крупным исследователем деятельности В. В. Андреева в этот период можно назвать Е. И. Максимова. В одной из первых статей автор показывает значение личности Андреева в создании Великорусского оркестра.

17 Акулович В. И. Культурно-просветительная деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов (В.В. Андреев, Н.И. Привалов): автореф. дис.канд.пед.наук. Л., 1983.

18 Блок В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1986. С.33−40.

Позже Максимов, как исследователь различных оркестров и ансамблей русских народных инструментов, раскрывает сущность Андреева как первопроходца в создании национального музыкального достояния России.19.

Существенную роль для изучения общественной деятельности Андреева сыграл сборник материалов и документов, составленный кандидатом искусствоведения, источниковедом Б. Б. Грановским. Это первая работа, в которой были собраны документы о деятельности Андреева согласно их исторической значимости как для творческой биографии В. В. Андреева и характеристики созданного им оркестра русских народных инструментов, так и для общего развития народной инструментальной музыки. В сборнике впервые были опубликованы многие архивные документы, переписка Андреева, воспоминания, ряд статей, составляющих публицистическое наследие музыканта-просветителя. Это издание было выпущено в ознаменование 125-летия со дня рождения В. В. Андреева и было призвано в немалой степени восполнить существующий пробел в литературе.20.

Одним из наиболее информативных изданий о деятельности В. В. Андреева, содержащих большое количество иллюстративного материала, стал фотоальбом, составленный А. П. Коновым и Г. А. Преображенским (1987), посвященный работе Великорусского оркестра под руководством В. В. Андреева и развитию Государственного академического русского оркестра имени В. В. Андреева.

В течение последних лет в нашей стране появлялись большей частью описательные исследования, главным образом, искусствои музыковедческие работы, раскрывающие деятельность Великорусского оркестра, его инструментальный состав и репертуар. Так, наибольшую ценность в этом ключе представляет работа Е. И. Максимова «Первые российские народные оркестры» (2001). Исследование краеведа Тверской области Ю. Баранова «Василий Андреев», выпущенное в 2001 г., обладает объемным Максимов Е. И. Российские народные //Культура и жизнь. Киев. 1975. 13 февраляМаксимов Е. И. Великорусский оркестр В.В. Андреева//Информкультура. 1981. № 132- Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1983; Максимов Е. И Российские музыканты-самородки. М., 1987.

20 В. В. Андреев. Материалы и документы //Сост. Грановский Б. Б. М., 1986. биографическим материалом и является по сути единственным научно-популярным изданием подобного рода. Однако эмоциональный тон изложения и неточность исторических данных работы Баранова не позволяют считать ее полным биографическим очерком Андреева.

Историографию темы дополняет сборник «Создатель Великорусского оркестра в зеркале русской прессы (1888−1917 гг.)» под редакцией A.B. Тихонова, где опубликованы многочисленные выдержки из газет и журналов.

Среди недавних исследований необходимо отметить работу И. В. Идрисовой, в которой была сделана попытка выстроить биографию музыканта через различные рецензии, цитаты из публикаций.21.

Как правило, в материалах о В. В. Андрееве содержатся положительные оценки его научной деятельности. Критические замечания в адрес просветителя мы находим у его современников музыканта Г. Любимова, композитора М. Балакирева, музыкальных критиков Н. Финдейзена, П. Веймарна, М. Иванова, В. Бонди и др., указывающих на такие недостатки, как неправильно подобранный репертуар для народных инструментов, чрезмерное распространение народных оркестров в армии.22.

В 2006 г. к 145-летию со дня рождения В. В. Андреева вышла статья А. Н. Антонова «Андреев и русская балалайка» в журнале «Русский дом». Автор сетует на отсутствие в современной действительности сподвижников подобно Андрееву. Однако общий вывод статьи, подводящий к тому, что «никто не обучает солдат играть на струнных инструментах"23, на наш взгляд, не в полной мере отражает значение деятельности создателя первого Великорусского оркестра. Речь идет об общем забвении национальной культуры и самобытности, без которых не может существовать государство, тем более Россия, издревле славящаяся неповторимостью своего облика и собственным путем развития.

21 Идрисова И. В. Василий Васильевич Андреев. Жизнь и деятельность. (Материалы музея В. В. Андреева в г. Бежецк). Бежецк, 2005.

22 Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975; Деривация С. Песня или балалайка //Разведчик. 1902. 16 апреля. С. З и др.

23 Антонов А. Н. Андреев и его балалайка //Русский дом. 2006. № 6. С. 38.

Таким образом, в вышеуказанных источниках содержится различная информация о В. В. Андрееве, в том числе сведения о его профессиональной деятельности. Эти материалы позволяют достаточно объективно оценить вклад Василия Васильевича в организацию просветительства на основе народной музыкальной культуры в контексте общественного движения России конца XIX — начала XX вв. В публикациях о В. В. Андрееве особо подчеркивается его деятельность как исполнителя, композитора и реставратора народных инструментов. Все исследования жизни и творчества Василия Васильевича, как периода конца XIX — начала 20-х гг. XX вв., начала 20-х — начала 90-х гг. XX в., с начала 90-х гг. до сегодняшнего времени, носили и носят в основном описательный характер. Работ о музыканте, в целом освещающих просветительскую деятельность В. В. Андреева, посвященных более глубокому выяснению факторов, повлиявших на их формирование, выявляющих его роль в общественном движении конца XIX — начала XX вв., его публицистическому наследию в отечественной историографии нет.

Отсутствие комплексных работ и преобладание фрагментарных исследований просветительской деятельности В. В. Андреева, явно не соответствуют выдающейся роли музыканта, заложившего основы просветительства через народную музыку. Возникает необходимость восстановить вехи жизни и творчества В. В. Андреева и проследить пути его становления как музыканта и просветителя, а также его участие в общественной жизни конца XIX — начала XX вв.

Источниковая база исследования представлена источниками самого разнообразного состава и содержания, которые можно разделить на несколько групп.

В первую группу источников мы включили сочинения (работы) В. В. Андреева, как незаменимый материал для изучения публицистического наследия В. В. Андреева.

Здесь представлены статьи В. В. Андреева в журнале «Вешние воды», «Петербургской газете», газетах «Новое время», «Петербургский листок», «Россия», которые позволяют нам увидеть позицию музыканта по вопросу возрождения народной культуры. Работы Андреева, опубликованные в периодических изданиях, хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, а также в фондах Государственной публичной библиотеки России.

Его аналитические статьи «О русских народных инструментах», «К вопросу о русской народной музыке», «Великорусский оркестр и его значение для народа» дают возможность выявить методологическую основу общественно-просветительских воззрений музыканта.24.

Публицистика В. В. Андреева освещает его общественные взгляды на культуру, религию, образование.25.

Статьи о народных инструментах представляют собой первые исследования хранителей музыкальной культуры народа России и дают справку о возможностях их усовершенствования. Очерки «О брелке и игроке на ней крестьянине Афанасии Яковлеве», «Накры и свирели», «Гусли звончаты» характеризуют Андреева как глубокого исследователя-музыковеда и дают богатый материал для развития области народного творчества.26.

Статья «Великорусский оркестр перед судом иностранцев» является публикацией интервью В. В. Андреева, в котором он пояснял причины и результаты поездки в Германию и обосновал необходимость продолжения гастролей Великорусского оркестра в других странах. О своей зарубежной деятельности Андреев подробно излагает в отчете о поездке во Францию в.

1900 г., в своем интервью газете «Петербургский листок», сформулировав.

28 принципы своего отношения к пропаганде национального творчества.

Немало публикаций музыканта-просветителя носят доказательный характер. Андреев в своих статьях «Как мне пришла мысль заняться.

24 Андреев В. В. О русских народных инструментах //Санкт-Петербургские ведомости. 1896.24 декабря. № 354- 1897. 11января. № 10- Андреев В. В. К вопросу о русской народной музыке //Россия. 1899.4 ноября. № 190- Андреев В. В. Великорусский оркестр и его значение для народа //Вешние воды. 1915. Т. У-У1. С. 172−179.

25 См. например: Андреев В. О Великорусском оркестре (Письмо в редакцию) //Новое время. 1902.29 мая. № 9422. С. ЗПисьмо в редакцию // Русская музыкальная газета. 1903. № 50 и др.

26 См. например: В. В. Андреев. Материалы и документы //Сост. Грановский Б. Б. М., 1986; Андреев В. В. Гусли звончаты //Вешние воды. 1915. Т. VII. С.242−250- Андреев В. В. Накры и свирели //Петербургская газета. 1898. 29 октября. № 297.

27 Великорусский оркестр перед судом иностранцев: Беседа с В. В. Андреевым //Петербургский листок. 1908. 27 декабря. № 356.

28 Русская балалайка в Америке: Беседа с В. В. Андреевым //Петербургский листок. 1911.7 марта. № 64- В. В. Андреев. Материалы и документы //Сост. Грановский Б. Б. М., 1986. усовершенствованием балалайки", «Почему я посвятил свою жизнь усовершенствованию древних музыкальных инструментов русского народа», «Предрассудок» подводит некий итог своей работе и просветительским воззрениям, выражает надежду в том, что «готовый к плаванию корабль с попутным ветром двинется к заветной цели — к народным берегам».29.

Вторая группа — эпистолярные источники: личная переписка В. В. Андреева с его родными и друзьями (РГАЛИ. Ф.695. Оп.1. Д. 97. Д. 828. Д. 854. Д.856), деловая переписка (РГАЛИ. Ф.695. Оп.1. Д. 156. Д. 384. Д. 457. Д.823- ГЦММК. Ф.6. Д.14- ГАТО. Ф. Р-1398. Оп.1. Д.ЗО. Д.32), а также письма, в которых упоминается В. В. Андреев (ОР РНБ. Ф.615. Д. 147. Д.203). Число документов, составляющих эпистолярное наследие музыканта, насчитывает более 1000 единиц, преимущественно хранящихся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства, в отделе рукописей Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, в фондах архива Санкт-Петербургского государственного института театра, музыки и кино (СПбГИТМиК).

Из писем В. В. Андреева Н.П.Фомину (1864−1843) можно выявить не только детали повседневной жизни коллег-музыкантов, но размышления автора о судьбе народных инструментов. Переписка В. В. Андреева с М.Н. Кулябко-Корецким, В. Т. Насоновым, A.B. Ленцом, В. М. Кажинским касалась, в основном, его деятельности в области реставрации и распространения музыкальных инструментов, а также вопроса формирования оркестра и репертуара.

Весьма значительную часть источников данной группы составляет переписка В. В. Андреева с деятелями литературы и искусства. Известно, что письма Льва Николаевича Толстого Андрееву сыграли важную роль в становлении дела распространения народных инструментов.

Особого внимания заслуживает переписка В. В. Андреева и Ф. И. Шаляпина, теплые отношения которых поддерживались на протяжении всей.

29 См. например: В. В. Андреев. Материалы и документы //Сост. Грановский Б. Б. М., 1986. жизни.30 Письма, в которых упоминается В. В. Андреев, освещают не только его личностные черты, но и общественную деятельность.

Для изучения и реконструкции общественной, просветительской и преподавательской деятельности В. В. Андреева важной стала третья группа источников — рецензии современников, публикации в периодической печати, отзывы о выступлениях оркестра в воинских частях и различных учреждениях, протоколы общих собраний артистов оркестра, журналы регистрации концертов. Эти документы позволяют воссоздать творческий путь Андреева, выстроить этапы его просветительской работы. Некоторые из рецензий собраны A.B. Тихоновым в тематический сборник31.

В настоящей диссертации использовались как опубликованные источники, так и неопубликованные материалы. Основная масса архивных источников сосредоточена в Российском государственном архиве литературы и искусствадокументы, письма, графические материалы, фотографии, составляющие личный архив В. В. Андреева (Ф.695). Фонд позволяет реконструировать служебную деятельность Андреева, биографию музыканта, определить творческий путь и создание Великорусского оркестра. Немаловажное значение в раскрытии темы сыграл фонд «Оркестр народных инструментов имени В.В. Андреева» (Ф.667), также хранящийся в РГАЛИ и в большей степени посвященный работе музыкального объединения после смерти руководителя. Данный фонд включает в себя материалы по личному составу оркестра, творческой, служебной и общественной деятельности, переписку оркестра и его членов, финансовые документы, изобразительные материалы и др.

При написании кандидатской диссертации был использован фонд Государственного архива Тверской области, сосредоточивший в себе воспоминания, статьи, документы научного, просветительского характера. В личных фондах и коллекциях дореволюционного периода особое внимание заслуживает фонд Д. И. Минаева (Ф.Р-1252) — соратника В. В. Андреева, также важные материалы хранятся в личном фонде исследователя-музыковеда Б.Б.

30 РГАЛИ. Ф.695. Оп.1. Д. 856.

31 См. например: Создатель Великорусского оркестра в зеркале русской прессы (1888−1917 годы) //Под ред. Тихонова A.B. СПб., 2002.

Грановского (Ф.Р-1398). Здесь сосредоточены переводы материалов, отзывы прессы, рукопись сборника «В. В. Андреев. Материалы и документы».

В работе также были использованы архивные фонды Российского государственного музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Ф.6), содержащие переписку В. В. Андреева с различными общественными деятелями, многочисленные переложения музыкальных произведений, нотные издания.

Отдельные документы находятся в фонде Н. И. Привалова в рукописном отделе Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Ф.615).

Интерес к деятельности В. В. Андреева, обусловленный ее значительностью и оригинальностью, способствовал тому, что большая часть его работ и документов о нем вышла в свет. Однако некоторые источники все же не были опубликованы и впервые вводятся нами в научный оборот. Прежде всего, это личные документы Андреева, свидетельства и удостоверения о награждении его орденами, медалями и подарками.32 Впервые в работе используются письма, статьи, отчеты, связанные с освещением зарубежной деятельности Андреева. Переписка Андреева с Н. П. Фоминым, В. В. Уваровым, М.Н. Кулябко-Корецким, М. К. Тенишевой, H.H. Тихомировым ранее была изучена лишь частично.33 В научный оборот введены заметки на французском и английском языках, был сделан их перевод.34 В процессе поиска сведений о поездках Андреева по России с целью распространения знаний о народной музыке впервые была выявлена необходимая информация из журналов регистрации концертов, отчетов оркестра.35 Для выяснения значения деятельности Андреева в 1917;1918 гг. были изучены рукописи, письма секретаря Великорусского оркестра М. П. Зарайского.36.

32 РГАЛИ.Ф.695. Оп.1. Д. 997.

33 РГАЛИ. Ф.695. Оп.1. Д.92а. Д. 97. Д. 457. Д. 775. Д. 779.

34 РГАЛИ. Ф.695. Оп.1. Д. 1294. Д. 1352. Д. 1342. Д. 977. Д. 1240. Д. 1018. Д. 1085. Д. 1320. Д.92а. ГАТО. Ф. Р-1252. Оп.1. Д. 68.

35 РГАЛИ. Ф.667. Оп.1. Д. 9. Ф.695. Оп.1. Д. 1099. Д. 1066.

36 РГАЛИ. Ф.695. Оп.2. Д. 10. Д.П.

Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о том, что источниковая база является достаточной для изучения данной темы и реконструкции просветительской деятельности В. В. Андреева в контексте общественного движения конца XIX — начала XX вв.

Цель и задачи исследования

Уровень изученности проблемы в отечественной историографии, состояние источниковедческой базы определили основную цель предпринятого нами исследования: определить место и роль просветительской деятельности В. В. Андреева в контексте общественного движения конца XIX — начала XX вв. В соответствии с этим для написания диссертации поставлен следующий комплекс задач:

1. Выяснить факторы, повлиявшие на формирование мировоззрения и общественных представлений Андреева.

2. Реконструировать просветительскую деятельность Андреева: выявить достижения Андреева в распространении музыкальной культуры в различных социальных группах российского общества.

3. Определить роль Андреева по созданию Великорусского оркестра в контексте общественного движения конца XIX — начала XX вв.

4. Проанализировать работу Андреева по популяризации русской культуры за рубежом.

5. Выяснить место и роль научно-публицистических воззрений В. В. Андреева в контексте развития русского общественного сознания на рубеже XIX — XX вв.

Объект исследования — просветительская деятельность музыканта в контексте общественного движения России конца XIX — начала XX вв.

Предмет — формирование мировоззрения В. В. Андреева, воссоздание этапов его жизненного и творческого пути, уточнение биографических данных музыканта.

Хронологические рамки исследования определяются началом и завершением жизненного пути Василия Васильевича Андреева — с 1861 по 1918 гг. — и являются достаточно широкими для того, чтобы оценить его роль и значение как общественного деятеля на протяжении важного, в исключительной степени определяющего периода отечественной истории.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, обозначаются цель и задачи, определяется степень научной разработки проблемы, дается анализ основных источников, характеризуются хронологические рамки исследования, четырех глав: 1) «Основные вехи жизни и деятельности В.В. Андреева" — 2) «Просветительская деятельность В.В. Андреева" — 3) «Роль В. В. Андреева в формировании и деятельности Великорусского оркестра" — 4) «Публицистическое наследие В.В. Андреева», заключения, в котором формулируются основные выводы по работе, списка источников и литературы, приложений. В приложении приведены ранее неопубликованные документы (фотографии, списки, личные документы В.В. Андреева).

Заключение

.

В конце XIX — начале XX вв. существенным признаком общественного движения стала повсеместная просветительская деятельность, направленная на широкие слои населения. Бескорыстное служение народу, его просвещению воспринималось передовой частью интеллигенции как возвращение народу неоплаченного долга. Для реализации поставленных задач создавались различные объединения в разных сферах общественной жизни. Многие крупные деятели пытались решить проблемы укрепления национального самосознания народа.

Василий Васильевич Андреев принял участие как в теоретическом осмыслении бытования национальной культуры России, так и в попытке реализовать свои замыслы по возрождению музыкального фольклора страны. Его деятельность развивалась в русле общих для всех общественных деятелей размышлений о судьбе России и попыток решить реальные социальные и политические проблемы, найти ответ на сложные вопросы современности.

В силу воспитания, образования, особенностей характера и общего представления русской интеллигенции о своем долге перед своей страной и народом, В. В. Андреев не считал возможным стоять в стороне от происходящих событий и активно занимался просветительской деятельностью. Как уже было сказано, существует ряд исследований, посвященных творчеству, в основном музыкальному, В. В. Андреева. В этих работах давалась и биографическая справка. Однако, на наш взгляд, в существующих исследованиях присутствуют некоторые недостатки:

1) деятельность Андреева рассматривается в музыковедческом ключе и не принимается во внимание его общественно-просветительская деятельность, 2) работа Андреева раскрывается в научно-популярной форме, 2) мало внимания уделено зарубежной деятельности Андреева.

Изучение просветительской деятельности В. В. Андреева дает нам основание сделать вывод, что Андреев был активным общественных деятелем, обладающим большим авторитетом, что неоднократно подчеркивалось его современниками. Они воспринимали музыканта-просветителя как человека необыкновенной творческой энергии, патриота, что во многом было обусловлено его просветительской работой.

Деятельность В. В. Андреева связана с универсальной формой искусствамузыкой, которая, как известно, играет огромную роль в концентрации жизненного опыта поколений, формировании культурных ценностей и, наконец, в просвещении общества.

Музыкантам, общественным деятелям сегодняшнего дня, которые в средствах массовой информации, в печати, в научной публицистике сетуют на трудности обретения национальной самоидентификации, можно было бы обратиться к опыту прошлого, изучить наследие наиболее ярких приверженцев народных традиций, в том числе и Андреева.

В результате проведенного исследования, посвященного просветительской деятельности В. В. Андреева, можно определить следующие положения.

1. В диссертации впервые осуществлено комплексное изучение всей совокупности трудов В. В. Андреева (статьи, отчеты, публицистика и т. д.). Таким образом, публицистическое наследие В. В. Андреева стало основой для написания данной диссертационной работы. Результаты исследования способствуют воссозданию истинного портрета выдающегося общественного деятеля конца XIX — начала XX вв.

2. Впервые выявлены истоки и пути формирования мировоззрения В. В. Андреева в контексте общественного движения конца XIX — начала XX вв. Андреева окружали ведущие представители литературы, музыки и творческой интеллигенции (JI.H. Толстой, Ф. И. Шаляпин, H.A. Римский-Корсаков и др.). Поэтому так быстро происходил духовный и профессиональный рост В. В. Андреева на рубеже XIX — XX вв. и так стремительно развивалось его дело. Огромную роль в становлении молодого Василия Андреева как музыканта, педагога, публициста играли его близкие — мать Софья Михайловна, друзья и соратники Н. П. Фомин, Н. И. Привалов, П. А. Оболенский, С. И. Налимов.

В.В. Андреев прекрасно знал современную культурную и духовную жизнь в России, являясь ее активным участником. Его мировоззрение, проявившееся в музыкальном творчестве, а также в результатах общественной и просветительской деятельности, очень близко мировоззрению таких музыкальных деятелей, как М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, П. И. Чайковский и приверженцевнародных традиций Д.А. Агренева-Славянского, О. У. Смоленского.

Можно утверждать, что в личности В. В. Андреева сошлись оригинальные идеи развития народного творчества России, которые Андреев воплощал со свойственными его мышлению глубиной и полной самоотдачей.

3. В рамках диссертационной работы впервые была сделана попытка проведения комплексного исследования основных направлений просветительской деятельности В. В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX — начала XX вв. Творческий взлет В. В. Андреева оказался весьма стремительным. Об этом свидетельствует количество музыкальных произведений, научных изысканий и публикаций.

В.В. Андреев как музыкант внес большой вклад в развитие народной музыки России. Бесспорно, самым могучим, самым действенным средством утверждения андреевских идей явился Великорусский оркестр и его поистине триумфальные концертные выступления в России и за рубежом. Великорусский оркестр, по мысли Андреева, должен был служить тем «эталоном художественного совершенства», по которому могли бы равняться все кружки и оркестры народных инструментов. Сотни восторженных рецензий в русской и иностранной печати, высокая оценка выдающихся деятелей мировой музыкальной культуры красноречиво свидетельствуют о том, что Великорусский оркестр блестяще справился с ответственной задачей, поставленной перед ним его основателем и художественным руководителем В. В. Андреевым.

В своей работе Андреев несколько расширил границы воздействия оркестра. Так, концертируя за рубежом, он стремился во всем блеске показать самобытную красоту народного творчества, совершенством исполнения на русских инструментах народной песни вызвать у слушателей симпатии к русскому народу. В результате во Франции, Германии, Англии, Соединенных Штатах после гастролей В. Андреева, возникали оркестры русских народных инструментов, переводились на иностранные языки школы и самоучители по балалайке. Таким образом, интернациональный язык искусства способствовал претворению в жизнь принципов В. Андреева и в зарубежных странах.

В.В. Андреев как педагог и просветитель создал не только многочисленные классы по обучению игре на народных инструментах России, но основал целую школу народного инструментального искусства, тем самым заложив крепкий фундамент народной музыкальной традиции.

Важную роль в распространении реконструированных русских народных музыкальных инструментов в пропаганде народной музыки сыграли кружки и курсы, организованные Андреевым и его ближайшими помощниками Н. И. Приваловым, В. Т. Насоновым и другими. Большое значение имели кружки для обучения игре на балалайке солдат гвардейских полков, курсы для учителей сельских школ, оркестры народных инструментов в железнодорожных училищах, Классы бесплатного обучения на народных инструментах (Народная консерватория) и организованное незадолго до смерти Андреева Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения. Все эти начинания, с огромной настойчивостью осуществляемые Андреевым на протяжении более четверти века, неуклонно вели его к достижению заветной целисделать занятие музыкой доступным широким массам населения, именно народу.

4. В. В. Андреев представляет собой уникальное явление в плане достижения поставленной цели. Проявляя завидную работоспособность, В. В. Андреев успевал в короткое время сделать необычайно много. Для В. В. Андреева характерны целеустремленность, верность собственным идеалам, желание творить для и во имя народа.

5. Изучение источников исследования позволило осуществить «реконструкцию» личности В. В. Андреева, его участие в культурной и общественной жизни России конца XIX — начала XX вв. гораздо шире установившихся представлений о нем как о музыканте-реставраторе народных инструментов. Анализ совокупного исторического наследия деятельности позволяет сделать вывод, что В. В. Андреев как музыкант, просветитель, общественный деятель получил широкое признание в обществе, пользовался большим авторитетом среди музыкантов, композиторов и деятелей искусства.

6. В диссертации доказано, что именно в контексте общественного движения конца XIX — начала XX вв. В. В. Андреев сформировался как патриот, защитник и пропагандист народной культуры России.

Начиная с первых лет активной творческой и общественной деятельности, В. В. Андреев заботился о судьбе русской народной музыки, о сохранении для будущих поколений народных музыкальных инструментов, о роли традиций в жизни каждого народа. Его усилия были направлены на культурное просвещение народных масс и возрождение национального самосознания русского народа.

Все вышесказанное и раскрытое в диссертационной работе свидетельствует о необычайном масштабе личности В. В. Андреева. Весьма важным результатом автор считает воспитательное значение, которое может иметь для подрастающего поколения России материал диссертационной работы как с точки зрения уникальности личности В. В. Андреева, так и с точки зрения плодов его деятельности и творчества.

Изучение и осмысление вклада В. В. Андреева в отечественную культуру и искусство, несомненно, будет помогать в работе по патриотическому воспитанию молодежи. Также автор считает необходимым отметить важность использования этих материалов в учебном процессе, в педагогической работе и просвещении в самых разнообразных формах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Фонд оркестра народных инструментов им. В. В. Андреева, Оп.1. Д. 9. ДЛО. Д. 11. Д. 12. Д. 46. Д. 48. Д. 49. Д. 105. Д. 1010. Д. 1022. Д. 1034. Д. 1099.Д.1130. 2. Ф.
  2. В.В. Андреева. Оп.1. Д. 1. Д. 2. Д. 5. Д. 11. Д. 26. Д. 91. Д.92а. Д. 97. Д. 111. Д. 130. Д. 156. Д. 384. Д. 457. Д. 775. Д. 779. Д. 823. Д. 828. Д. 854. Д. 856. Д. 934. Д. 949. Д. 951. Д. 952. Д. 997. Д. 999. Д.ЮОЗ. Д. 1016. Д. 1017. ДЛ018. Д. 1035. Д. 1036. Д. 1046. Д. 1066. Д. 1073. Д. 1085. Д. 1099. Д. 1126. Д. 1116. Д. 1127. Д. 1128. Д. 1240. Д. 1294. Д. 1304. Д. 1320. Д. 1342. Д. 1352.ОП.2.Д.10.Д.
  3. Государственный архив Тверской области (ГАТО) 3. 4. Ф. Р-1
  4. Д.И. Минаева. Оп.1. Д. 60. Д. 68. Д. 163. Ф. Р-1
  5. .Б. Грановского. Оп.1. Д.ЗО. Д.
  6. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ОР РИБ) 5. Ф.
  7. Фонд, а и Привалова. Д. 147. Д. 152. Д.
  8. Архив Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК) 6. Ф.6.ОП.1.Д.
  9. Архив Санкт-Петербургского государственного института театра, музыки и кино (СИбГИТМиК) 7. Ф.
  10. Фонд Фомина Н. П. Оп. 1. Д. 1. Д.З.
  11. В.В. Великорусский оркестр и его значение для народа //Вешние воды. 1915.T.V-VI.C.172−179.
  12. В.В. Великорусский оркестр и его значение для народа //Музыкальная жизнь. 1960. № 23. 11−12. 10. 11.
  13. В.В. Гусли звончаты //Вешние воды. 1915. Т. VII. 242-
  14. В. Из воспоминаний //Советская музыка. 1961. № 1. 21-
  15. В.В. К вопросу о русской народной музыке (Письмо в редакцию) //Россия. 1899.29 октября. № 297.
  16. В.В. Накры и свирели //Петербургская газета. 1898. 29 октября. № 297.
  17. В. О Великорусском оркестре (Письмо в редакцию) //Новое время. 1902. 29 мая. № 9422. 15.
  18. В.В. О Доме народной музыки //Вешние воды. 1915. Т.
  19. В. О музыке рожечников (Письмо в редакцию) //Новое время. 1902. 15 марта. № 9349.
  20. В.В. О русских народных инструментах //Санкт-Петербургские ведомости. 1896. 24 декабря. № 354- 1
  21. Пянваря. № 10. З. 18. 19.
  22. В.В. Письмо в редакцию //Новое время. 1903. 1 апреля. Андреев В. В. Письмо в редакцию //Русь. 1903. 7 января. Андреев В. В. Письмо в редакцию //Русская музыкальная газета. 1903. № 50.
  23. В.В. Письмо в редакцию по поводу моего 25-летнего юбилея //День. 1913.4 апреля. № 91. 4. 22.
  24. В.В. Предрассудок //Советская музыка. 1961. № 1. 105−106, Андреев В. В. Справочник или краткое руководство для оборудования Великорусского оркестра. Пг., 1916.
  25. В.В. Юбилей балалайки //Петербургская газета. 1898. 20 марта. № 77.
  26. Василий Васильевич Андреев. Жизнь и деятельность //Сост. Идрисова И. В. (Материалы музея В. В. Андреева в г. Бежецк Тверской области). Бежецк, 2005. 26. 27. В. В. Андреев. Материалы и документы //Сост. Грановский Б. Б. М., 1
  27. Великорусский оркестр перед судом иностранцев: Беседа с В. В. Андреевым //Петербургский листок. 1908. 27 декабря. № 356. З. 28. В. В. Андреев в зеркале русской прессы (1888−1917 гг.) //Ред.-сост. Тихонов А. В. СПб., 2002.
  28. Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года: Общий свод по империи результатов разработки данных Первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т.1. СПб., 1
  29. Табл. XXI, XXII. Статистический ежегодник России. 1914. Пг., 1915. Отд.1.
  30. Отчет генерального комиссара Русского отдела (Тенищев В.Н.) СПб., 1901.
  31. Русская балалайка в Америке: Беседа с В. В. Андреевым //Петербургский листок. 1911.7 марта. № 64. З.
  32. Andreeff W. Les instrunients nationaux en Russie. St.-Petersbourg, 1
  33. B.E. Школа высшего мастерства //Музыкальная жизнь. 1959. № 16.С.18−19. 34.
  34. П. Андреев и его Великорусский оркестр. М., 1
  35. П.И. Последнее выступление //Музыкальная жизнь. 1961. № 1. 7. 36.
  36. А.Н. Андреев и его балалайка //Русский дом. 2006. № 6. З
  37. Балалайка в симфоническом оркестре //Русская музыкальная газета. 1904. № 2. 38.
  38. Ю. Василий Андреев. Тверь, 2
  39. Белов Толстяков А. Русские издатели конца XIX XX века. Л., 1976.
  40. В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1
  41. В. Модное увлечение //Биржевые ведомости. 1900. 10 марта. № 68. В обществах и собраниях //Новое время. 1913.3 февраля. Васильев П. В. Василий Васильевич Андреев: к 100-летию со дня рождения. Иркутск, 1961. 44.
  42. В.П. Условия распространения образования в народе. М., 1
  43. П. Апостолы музыкально-народного творчества //Сын Отечества. 1898. 19 мая. № 134. 46. 47.
  44. К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1
  45. Вестник благотворительности. 1901. №
  46. О. Андреев Василий Васильевич //Музыкальная энциклопедия. М., 1973. Т.1. 164. 49. 50.
  47. Т.Л., Владимирский Н. «Новая песня» Чили. М., 1
  48. Владимирский Размышления о джазе. М., 2
  49. Военно-статистический ежегодник армии за 1897, 1902, 1903, 1905, 1906,
  50. Гинзбург Еще о репертуаре великорусских оркестров //Музыка и быт. 1927.№ 4.С.9.
  51. Гинзбург Народные музыкальные инструменты //Музыка и быт. 1927. 2 4−5.
  52. . К изучению наследия В.В. Андреева //Народник. Информационный бюллетень. М., 2000. № 4. 1−3.
  53. . В.В. Андреев. К 100-летию со дня рождения //Музыкальная жизнь. 1961. № 1, 5−6. 56.
  54. Дальний восток. 1910.24 октября. Дегтева Д., Чисталев Н. Балалаечный Страдивари //Музыкальная жизнь. 1982. № 10. 58. 59.
  55. Деривация Песня или балалайка//Разведчик. 1902.16 апреля. Дмитриев С. Очерки истории русской культуры начала XX в. М., 1985.
  56. Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930. 62.
  57. Ежегодник внешкольного образования. Вып. 2. СПб., 1
  58. Ежегодник внешкольного образования //Под ред. Чарнолусского В. И. Вып. 1.М., 1907. 64. Зак А. И. Типы детской беспризорности, преступности и проституции //Вестник воспитания. 1914. Jfo7.
  59. Л. Андреевская балалайка и …русская промышленность //Обозрение театров. 1908. JN2307.
  60. М. Великорусский народный оркестр и концерт его в Дворянском собрании //Новое время. 1897. JN27507. 67.
  61. М. Об увлечении балалайкой //Новое время. 1900. 28 февраля. Иванов М. Художественная милостыня народу //Новое время. 1913. № 13 324. 69.
  62. Иванов-Разумник В. И. История русской общественной мысли. Пг., 1918. Из области производства музыкальных инструментов //Русская музыкальная газета. 1908. №.2. 71.
  63. Известия Общества музыкальных собраний. СПб., 1
  64. Февраль-март. Илюхин А. С. Андреев и его оркестр //Музыка и революция. 1926. №.7-S. 28−30.
  65. М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987. 74.
  66. История русской музыки //Под ред. Келдыша Ю. В. Т. 10. М., 1
  67. М.С. О художественной культуре вообще, о художественной культуре города в частности //Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. 76.
  68. В.П. В.В. Андреев и его великорусский оркестр. СПб., 1
  69. М. Просветительская деятельность В.В. Андреева и его Великорусского оркестра //Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып. XXIV. М., 1976.
  70. И.В. Культурология: история культуры России. М., 2003.
  71. А. Оркестр им. В.В. Андреева. Л., 1
  72. М. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных Главному их управлению. СПб., 1700−1880.
  73. А.Н. Гениальный самородок. (К 100-летию со дня рождения В.В. Андреева) //Художественная самодеятельность. 1961. J2l. 51−53.
  74. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во II половине XIX в. М., 1971. 83.
  75. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 гг. М., 1
  76. Гр. Народные инструменты в их прошлом, настоящем и будущем. М., 1925.
  77. Гр. Народные оркестры и их значение в музыкальном до просвещении. Работа по народным музыкальным инструментам революции //Горн. кн. П-Ш. 1919. 99−106.
  78. Е.И. Великорусский оркестр В.В. Андреева //Р1нформкультура. 1981. № 132.
  79. Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1983. 88. 89.
  80. Е. Первые российские народные оркестры. М., 2
  81. Максимов Е. И Российские музыканты-самородки. М., 1
  82. Е.И. Российские народные //Культура и жизнь. Киев. 1975. 13 февраля. 91. 92. 93. 94.
  83. Е.И. Российские музыканты-самородки. М., 1
  84. Маленькие заметки (подпись Борей) //Новое время. 1907. 20 декабря. Мещерский В. Дневник //Гражданин. 1888. 22 марта. № 82.
  85. Минута. 1888.19 марта. Михайлова М. В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (середина XIX начало XX вв.). М., 1993.
  86. Вл. Исторические этюды русской жизни. СПб., 1879−1886. Т.13.
  87. Вл. Очерк истории музыки в России. М., 1889.
  88. Д. Население России на рубеже XIX //Отечественная история. 1999. № 4. 66−67, 98−99. XX веков
  89. Музыкальная энциклопедия. М., 1972.
  90. Народная музыка. Беседа с П. А. Оболенским //Вешние воды. 1915. № 8−9. 137−140.
  91. Новое время. 1888. 14 марта.
  92. Новое время. 1898. 25 марта. № 7929. 4.
  93. Новое время. 1910. 4 декабря. № 12 476.
  94. Новое время. 1913. 21 июня.
  95. Новое время. Приложение. 1902. № 9422.
  96. Новости. 1892. 2 декабря. З.
  97. Н.А. В.В. Андреев и его оркестр //Нева. 1968. № 4. 203−208.
  98. Н.А. Особый суд по делам о малолетних. Отчет С-Пб. столичного мирового судьи за 1910 г. СПб., 1911.
  99. им. В.В. Андреева. Фотоальбом //Сост. Конов А. П., Преображенский Г. А. Д., 1987. ПО. Оркестр русских народных инструментов имени В.В. Андреева //Музыкальный Ленинград. Л., 1958.
  100. А. Великорусский оркестр //Слово. 1906. 30 ноября.
  101. А. Великорусский оркестр //Известия Спб. об-ва музыкальных собраний 1907−1908. Вып. 2. ИЗ. Оссовский А. Концерт Великорусского оркестра В. В. Андреева //Слово. 1908. 27 февраля.
  102. Т.А. Культура России и просвещение народа. М., 2001.
  103. А.С. Балалайка и Андреев //Тверская газета. 1913. 25 апреля. № 510.
  104. А. Русский балалаечный Страдивариус //Советская музыка. № 11.1985.
  105. П.Д. История музыки в России с древнейших времен и до наших дней. СПб., 1888.
  106. Петербургская газета. 1903. 2 февраля. № 32.
  107. Петербургская газета. 1907. 12 октября. JVb280.
  108. Петербургский листок. 1887. 6 марта. З.
  109. Петербургский листок. 1888. 21 марта. № 79. З.
  110. Петербургский листок. 1897. 6 ноября. № 305. З.
  111. Петербургский листок. 1898. 23 марта. № 80. З.
  112. Петербургский листок. 1908. 27 декабря. № 356. З.
  113. Петербургский листок. 1905. 5 января. № 4. З.
  114. Петербургский листок. 1911.7 марта. № 4. З.
  115. В.И. Сведения о скоморохах в нисцовых, нереписных и таможенных книгах XVI XVII вв. //Тр.Моск. Ист.-арх. ин-та. М., 1961.
  116. М. В.В. Андреев и кружок игроков на балалайке //Баян. 1888. 20 марта.
  117. Письмо в редакцию //Русская музыкальная газета. 1903. № 50. 130. По поводу оркестра балалаек г. Андреева //Русская музыкальная газета. 1898. № 5−6.
  118. Победа балалайки (Подпись Рампа) //Театральный день. 1909. 12 декабря.
  119. А. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже XIX XX вв. М., 1977.
  120. В. Русская народная инструментальная музыка. М., 1984.
  121. Н. О народной музыке в войсках //Альманах Армии и Флота. СПб., 1902. 202−211. 135. Р. Русская балалайка в Америке //Петербургская газета. 1911. 26 февраля.
  122. Революция 1905−1907 годов и вопросы культуры //Отв. ред. Овсянкин В.А.Л., 1956.
  123. П.А. Статистика генералов. СПб., 1903.
  124. П.А. Статистика полковников. СПб., 1896.
  125. Рецензия на концерт Великорусского оркестра //Русская музыкальная газета. 1903. № 48.
  126. Россия. 1900.19 марта. № 323. 4.
  127. Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, СПб., 1900.
  128. Русская балалайка в Америке: Pittsburg Gazette //Новое время. 1911. 14 декабря. № 12 845. Сб.
  129. Русская газета. 1888. 18 марта.
  130. Русская газета. 1888. 21 марта.
  131. Русская музыкальная газета. 1900. № 1.
  132. Русская художественная культура второй половины XIX века //Кисунько В.Г., Бойко М. Н., Корабельникова Л. З. и др. М., 1988.
  133. Русское богатство. 1912. JN212.
  134. И.С. Россия на Всемирной выставке в Париже 1900 года //Россия и Франция XVIII XX вв. Выпуск 6. М., 2005.
  135. Санкт-Петербургская газета. 1907. 11 октября. З.
  136. Санкт-Петербургские ведомости. 1888. 21 марта.
  137. Санкт-Петербургские ведомости. 1896. 24 декабря. 3−4.
  138. Санкт-Петербургские ведомости. 1914. 22 февраля. 3−4.
  139. И.П. СИ. Гессен: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным» //Педагогика. 4. 2002. 3950.
  140. И.В. Российское общество и дети на рубеже XIX XX вв. //Клио. 1998. № 2(5). С 64−71.
  141. Создатель Великорусского оркестра в зеркале русской прессы (1888−1917 годы) //Под ред. Тихонова А. В. СПб., 2002.
  142. СоколовФ.Андреевиегооркестр. Д., 1962.
  143. Ф. В.В. Андреев как публицист //Народник. Информационный бюллетень. М., 2000. 4. 3−9.
  144. Н. Юбилейный концерт г. Андреева //Биржевые ведомости. 1898. 24 марта. № 81. С4.
  145. В.В. 25-летие Бесплатной музыкальной школы //Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. 4. М., 1978.
  146. Г. Ю. Художественная жизнь России в 1900—1910 гг.. М., 1987.
  147. А.Д. Либеральная интеллигенция в общественном движении //Исторические записки. Т. 109. М., 1983. 64−94.
  148. Тенишева М. К, Впечатления моей жизни. Л: «Искусство», 1991.
  149. Толстой Л, Н, Собрание сочинений в двадцати томах, М, 1984,
  150. Утро России. 1914, 22 марта.
  151. Фаминцын А. С, Домра и сродные ей инструменты русского народа. СПб., 1896.
  152. А.С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
  153. Н. Еще кое-что по поводу Великорусского оркестра //Русская музыкальная газета. 1904. Ш4.
  154. Н.П. Жизнеописание //Пародник. 2004. № 2.
  155. Л.С. Культурно-просветительная работа в России в дооктябрьский период (1905−1917 гг.), М, 1960,
  156. А.С. В.В. Андреев. М.: Гос. музык, изд-во. 1961,
  157. В.И. Частная инициатива в деле народного образования. СПб., 1910.
  158. А.П. Культурная среда столичного города. Петербург и Москва //Очерки русской культуры XIX века. Общественно-культурная среда. М., 1998. Т.1.
  159. П. В.В. Андреев. Очерк его деятельности. СПб., 1896.
  160. Щетинина Г, И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX началоХХвв. М., 1
  161. Акулович В. И, Культурно-просветительная деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов (В, В, Андреев, Н, И. Привалов): автореф, д и с канд.пед.наук. Л, 1983, 2, Писняк Г, Н, В. В. Андреев. Его роль в демократизации русского искусства конца XIX начала XX вв. и современность: автореф, дис., канд, ист, наук, Минск, 1973,
Заполнить форму текущей работой