Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности психического развития детей коренного этноса Ямальского Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного исследования позволяют улучшить диагностику интеллектуальной недостаточности у детей из числа коренного малочисленного населения Крайнего Севера. Примененный донозологический подход позволяет сформировать группу риска среди детей коренного этноса, создает условия для ранней профилактики школьной дезадаптации и успешной социализации детей с когнитивными нарушениями… Читать ещё >

Содержание

  • список сокращенный. введение
  • глава 1. современные данные о проблеме когнитивных нарушений в детском возрасте
    • 1. 1. Классификация и этнические особенности когнитивных нарушений в детско-подростковой популяции
    • 1. 2. Эколого-географическая характеристика Ямальского региона и особенности жизни коренного малочисленного населения. ig
    • 1. 3. Концептуальные особенности формирования интеллектуальной недостаточности у коренных детей Ямальского Севера
    • 1. 4. Факторы риска формирования когнитивных нарушений у детей коренного этноса
    • 1. 5. Особенности фактического питания и физического развития школьников Крайнего Севера
  • глава 2. материал и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • глава 3. собственные результаты
    • 3. 1. Оценка когнитивных расстройств у младших школьников из числа коренных жителей Надымского района
    • 3. 2. Клинические проявления когнитивных нарушений с учетом уровня соматического здоровья ребенка
    • 3. 3. Анализ данных углубленного медицинского осмотра детей коренного этноса младшего школьного возраста
    • 3. 4. Эпидемиология и факторы риска формирования когнитивных нарушений у младших школьников коренного этноса
    • 3. 5. Прогнозирование когнитивных нарушений у детей коренного этноса младшего школьного возраста. Приоритетные стратегии профилактики на региональном уровне
  • глава 4. обсуждение результатов
  • ВЫВОДЫ

Особенности психического развития детей коренного этноса Ямальского Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

По мнению большинства исследователей, нарушения интеллектуального развития у детей представляют одну из основных междисциплинарных проблем современной педиатрии [59, 28, 44, 136]. По данным ВОЗ (2005), распространенность этой патологии в детском возрасте составляет около 3%. 85% лиц этой категории имеют легкую или среднетяжелую степень умственного дефекта, при которой величина IQ (intelligence quotient) лежит в диапазоне 50−70 условных единиц [62, 74, 11, 148]. Крайне тяжелые формы, при которых ребенок является инвалидом с детства, регистрируются у 0,4−0,6% детей [25, 128, 104, 129, 151].

В Российской Федерации распространенность задержки психического развития среди детей подготовительных групп детских садов составляет около 5% [67, 38]- среди учащихся начальных классов городских и сельских школ — от 4 до 8,2% [111, 17, 70, 13, 127]- среди детей школьного возраста — от 2,7 до 1016% [44, 51]. Однако среди неуспевающих школьников начальных классов доля детей, страдающих данной патологией, достигает 40−60% [88, 42].

Наследственно обусловленные формы умственной отсталости составляют от 69,5 до 90% [28], а среди всех тяжелых случаев заболевания — 20−25% [95, 162]. По мнению Б. Д. Петракова, Б. Д. Цыганкова (1996), данная патология встречается значительно чаще среди детей, чьи родители являются умственно отсталыми, чем среди детей, чьи родители являются здоровыми. Если умственной отсталостью страдают оба родителя, то данное заболевание выявляется в 45,9−100% случаев [132, 102]. Если болен один из родителей, то умственно отсталых детей в данной семье от 33,3 до 58,1% [61].

Определять распространенность когнитивных нарушений среди детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера трудно, так как проведенные в этом направлении исследования немногочисленны. По данным.

E.JL Инденбаум (1998), задержка психического развития среди младших школьников коренной национальности Эвенкии встречается в 13,5%, умственная отсталость — в 7,97% случаев. К. П. Иванов (1998) показал, что олигофрения среди школьников ненцев Ненецкого автономного округа встречается в 3,8%, среди коми — в 2,1%, среди русских — в 1,0% случаев.

По данным статистики в Ямало-Ненецком автономном округе среди психических расстройств у школьников умственная отсталость занимает второе место, а в структуре инвалидности — первое. Число детей-инвалидов с данной патологией остается стабильно высоким и составляет 85,6% от общего числа детей, состоящих на инвалидности по психическим расстройствам [126]. Эпидемиологические исследования по изучению данной проблемы в округе не проводились.

В настоящее время не вызывает сомнений факт существования зависимости между распространенностью психической патологии и социально-психологическими, социокультурными, социально-экономическими условиями жизни детей [67, 128, 122, 153]. Именно социальная направленность психической патологии обусловливает рост нарушений интеллектуального развития и определяет это направление в современной педиатрии как приоритетное [80, 101, 27, 152, 156].

Медико-социальная значимость проблемы когнитивных нарушений у детей коренного этноса обусловлена не только высокой распространенностью патологии и выраженным дезадаптирующим течением заболевания [80, 27, 117, 141], но и нерешенными вопросами в организации эффективной медико-психолого-педагогической реабилитации и профилактики [32, 64, 125].

Высокая распространенность когнитивных нарушений среди детей коренного малочисленного населения Крайнего Севера, значимость медико-социальных, демографических, экономических, наследственных факторов формирования заболевания, а также отсутствие обобщающих работ по этой проблеме определили цель данной работы.

Цель исследования:

Установить клинико-эпидемиологические особенности и прогностические факторы риска формирования когнитивных нарушений у младших школьников коренных национальностей Ямальского Севера для оптимизации охраны их психического здоровья.

Задачи исследования:

1. Определить частоту и структуру когнитивных нарушений у младших школьников коренного этноса с учетом особенностей здоровьеобразующей среды и тендерных различий.

2. Выявить клинические особенности когнитивных нарушений и динамику формирования синдрома школьной дезадаптации в зависимости от состояния здоровьеобразующей среды.

3. Установить особенности питания и физического развития младших школьников коренного этноса и влияние этих факторов на формирование когнитивных функций у детей.

4. Определить прогностические факторы риска формирования когнитивных нарушений у детей коренного этноса.

5. Разработать и внедрить региональные программы профилактики когнитивных нарушений у детей коренного этноса Ямальского Севера.

Объектом исследования стали дети младшего школьного возраста коренных национальностей и их семьи.

Предметом исследования явилось состояние их интеллектуального развития и соматического здоровья с учетом факторов риска медико-социального характера. Научная новизна.

Впервые определены клинико-эпидемиологические особенности когнитивных нарушений у младших школьников коренного этноса Ямальского Севера с учетом здоровьеобразующей среды ребенка. Выявлена зависимость частоты формирования когнитивных нарушений у детей с условиями их проживания (поселок, тундра). Впервые задержка психического развития среди учащихся начальных классов изучена с учетом состояния их адаптации, что позволило выявить тендерные особенности формирования интеллектуальной недостаточности у младших школьников коренного этноса: у мальчиков чаще выявляется задержка психического развития, чем у девочек. Впервые установлена значимость школьной дезадаптации в зависимости от особенностей здоровьеобразующей среды. Показано, что среди детей, проживающих в тундре, она встречается чаще, чем среди детей-жителей поселка, непосредственно связана с когнитивными нарушениями и обусловливает их тяжесть. Впервые определены прогностические факторы риска формирования данной патологии. Разработана и внедрена региональная программа профилактики когнитивных нарушений у детей коренного этноса Ямала.

Практическая значимость работы.

Результаты проведенного исследования позволяют улучшить диагностику интеллектуальной недостаточности у детей из числа коренного малочисленного населения Крайнего Севера. Примененный донозологический подход позволяет сформировать группу риска среди детей коренного этноса, создает условия для ранней профилактики школьной дезадаптации и успешной социализации детей с когнитивными нарушениями. Внедрение предложенной модели прогнозирования когнитивных нарушений у младших школьников повышает эффективность лечебных, коррекционных и профилактических мероприятий, улучшает качество жизни детей с когнитивными нарушениями и может быть использовано при планировании многоуровневой (муниципальной, региональной) межведомственной (медицинской, социальной и образовательной) педиатрической помощи в регионах Крайнего Севера.

Внедрение в практику.

Результаты исследования позволили разработать программу мероприятий по раннему выявлению нарушений познавательной сферы у детей коренного этноса Ямальского Севера с учетом природной специфичности региона, использование которой повысило эффективность медико-социальных и коррекционных мероприятий. Разработанные в диссертации рекомендации используются в деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» г. Надым, Департамента образования.

Администрации муниципального образования Надымский район.

Положения, выносимые на защиту.

1. Интеллектуальное развитие детей коренного этноса происходит в условиях социокультурной депривации, что способствует формированию когнитивных нарушений в младшем школьном возрасте приблизительно у каждого второго ребенка.

2. Депривационные условия тундры по сравнению с национальным поселком отличаются большей патогенностью: они способствуют росту частоты когнитивных нарушений среди детей, постоянно проживающих в тундре, в 2 раза.

3. Прогностическими факторами риска формирования когнитивных нарушений у младших школьников коренного этноса Ямальского Севера являются: злоупотребление родителями алкоголем, однонациональный (фактически, родственный) брак, многодетность семьи, отставание ребенка в психомоторном развитии на 1 году жизни, факт проживания в условиях тундры, отсутствие дошкольного образования, интеллектуальная и психологическая неготовность ребенка к школьному обучению.

Апробация работы.

Основные положения работы были доложены на IV Российской научно-практической конференции «Вопросы профилактической медицины в регионах.

Крайнего Севера" (Надым, 2006) — научной конференции «Оптимизация взаимодействия субъектов коррекционно-педагогического процесса по проблеме нарушения речи у детей от рождения до 10 лет» (Надым, 2007) — XI Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2007) — научной сессии «Экологические риски здоровью населения на Крайнем Севере» (Надым, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков» (Москва, 2007) — научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы охраны здоровья детей в регионах Крайнего Севера» (Надым, 2007) — научно-практической конференции «Здоровье подрастающего поколения: тенденции, проблемы, меры профилактики в муниципальном образовании город Новый Уренгой», (Новый Уренгой, 2008), XVI Съезде педиатров России (Москва, 2009).

Степень личного участия автора в выполнении работы.

Автор непосредственно участвовала в разработке всех этапов исследования. В рамках научной экспедиции в качестве детского врача-психиатра лично обследовала 120 младших школьников коренных национальностей, проживающих в школе-интернате пос. Ныда Надымского района. Лично проведены также статистическая обработка, анализ и интерпретация данных.

Выводы.

1. Частота когнитивных нарушений среди детей 7−11 лет коренных национальностей Ямальского Севера составляет 46,0%: ЗПР — 31,0%, УО — 15,0%. Мальчики страдают данной патологией в 1,4 раза чаще, чем. Условия социокультурной депривации тундры по сравнению с поселком отличаются большей патогенностью, поэтому дети, проживающие в тундре, в 2 раза чаще страдают когнитивными расстройствами.

2. Индивидуальные адаптивные возможности организма ребенка не компенсируют патогенного влияния условий проживания в тундре, поскольку независимо от уровня здоровья детей, частота когнитивных нарушений у детей, проживающих в тундре, выше в 3,3 и 4,7 раза соответственно. Среди детей с низким уровнем здоровья мальчики страдают задержкой психического развития в 6,5 раз чаще, чем девочки. Школьная дезадаптация среди детей-жителей тундры формируется в 2 раза чаще, чем среди детей-жителей поселка и непосредственно определяется выраженностью когнитивных нарушений.

3. Особенности фактического питания и физического развития младших школьников коренных национальностей соответствуют возрастным нормам и не зависят от наличия у детей когнитивных нарушений. Причем болезни органов пищеварения выявляются в 3,4 раза чаще у детей, не имеющих когнитивных нарушений.

4. Ведущими прогностическими факторами формирования когнитивных нарушений у младших школьников коренных национальностей являются: отставание в развитии ребенка на 1 году жизни, которое в 106 раз повышает риск развития этой патологииа также злоупотребление родителями алкоголем, неготовность ребенка к школьному обучению, близкородственные бракиусловия проживания в тундре и отсутствие дошкольного образованиямногодетность семьи.

5. Программы профилактики когнитивных нарушений у школьников коренных национальностей являются эффективным средством организации и разработки многоуровневой межведомственной стратегии повышения качества жизни детей, проживающих в северных регионах.

Практические рекомендации.

1. При обследовании ребенка с отклонениями в психическом развитии следует учитывать место его проживания. Если ребенок постоянно проживает в тундре (вне дошкольного учреждения), кратность его осмотров педиатром с целью своевременного выявления отклонений в психомоторном развитии должна быть увеличена в 3 раза.

2. К группе высокого риска по формированию интеллектуальной недостаточности должны относиться мальчики третьего уровня здоровья, поэтому в данной группе детей педиатрические осмотры целесообразно проводить совместно с детским психиатром.

3. В отношении коренных детей, постоянно проживающих в тундре, Департаменту образования рекомендуется разработать и внедрить программы дошкольного (от 3 до 6 лет) и предшкольного (от 6 до 7 лет) образования, позволяющие повысить готовность к школьному обучению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Введение в географическую патологию. — М., 1972. — 338 с.
  2. А.П., Жаворонков А. А. и др. Патология человека на Севере. — М.: Медицина, 1985. 415 с.
  3. Н.А. Экологический портрет человека на Севере / Н. А. Агаджанян, Н. В. Ермакова. -М., 1977. 208 с.
  4. Н.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. — М.: «Крук», 1996.-208 с.
  5. Н.А., Трошин В. И. Экология человека. М.: «Крук», 1994. — 235 с.
  6. Ю.Агбалян Е. В., Буганов А. А. Актуальные проблемы детской нутрициологии на Крайнем Севере. — Тюмень: Сити-пресс, 2009. 80 с.
  7. П.Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. -СПб.: Питер, 2006. 240 с.
  8. Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение: Перевод с англ. М.: Перрлс, 2000. — 296 с.
  9. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 2000. -496 с
  10. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., Манке Г. Г., Параничева Т. М. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечнососудистой системы у детей 10−11 лет // Физиология человека. 2000. -Т.26. — № 1. — С.56−61.
  11. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. — 235 с.
  12. П.В. Социально-клинические предпосылки школьной неуспеваемости и ее коррекция у учеников младших классов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2001. — № 1. — С. 64−69.
  13. Ф.Б., Безносюк Е. В., Соколова Е. Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Российский медицинский журнал. -1998.- № 2.-С. 43−49.
  14. Д.Д. Демография народов Севера в начале XXI столетия // Материалы 13 международного конгресса по приполярной медицине
  15. Новосибирск, 12—16 июня, 2006 г.). Под ред. Академика РАМН JI.E. Панина. Новосибирск, 2006. — С. 45.
  16. Дж. Психология познания (за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1976. — 358 с.
  17. А.А. Вопросы профилактической медицины в Ямальском регионе. — Надым, 2002.-417 с.
  18. А.А. Одиннадцать лет на Ямале: итоги и перспективы / Сбор, научных трудов ГУ НИИ медицинских проблем Крайнего Севера за 2005 г. Выпуск 3. / Под ред. член.-корр. РАМН, проф. А. А. Буганова. Омск: Изд-во Ом ГМА, 2005. — С. 3−5.
  19. А.А., Лобова В. А. Человек на Севере: психологические аспекты здоровья. Тюмень: Сити-пресс, 2008 г. — 256 с.
  20. Л.А., Саган О. М., Зинченко С. Н. и др. Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л. А. Булаховой. — К.: Здоров’я, 1985. — 288 с.
  21. Н.П. Реабилитационная педагогика. — М., 1996. 384 с.
  22. Л.П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков // Педиатрия. 2004. — № 1.-С. 6−7.
  23. Ю.Е., Царегородцев А. Д., Новиков П. В., Ворсанова С. Г. Современные диагностические и превентивные технологии при наследственных и врожденных нарушениях интеллектуального развития детей // Вестник Российской АМН. 2006. — № 9−10. — С. 11−17.
  24. В.Д. Доступная и качественная медицинская помощь // Медицина и здоровье. 2007. № 4. — С. 12- 14.
  25. Н.Н. Достижения современной неонатологии // Сборник материалов XIV сессии общего собрания РАМН. М., 2004. — С. 27—30.
  26. В.М., Казаковцев Б. А., Шевченко Ю. С. Северный А.А. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России // Социальная и клиническая психиатрия. М., 2002. — Т. 12, вып.2. — С. 5−9.
  27. JI.C. Лекции по психологии. СПб: Союз, 1997. — 144 с.
  28. В.Ф., Дранишников А. К., Колтун В. З. и др. Здоровье коренного населения Ямала Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. — 214 с.
  29. О.С. Экология и проблемы здоровья детей Российского Севера: новые возможности реабилитации // Проблемы Севера: настоящее и будущее: Материалы научного симпозиума. — М.: Фонд имени М. Ю. Лермонтова, 2000. С. 83−97.
  30. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Ямало-Ненецком автономном округе за период 2003—2007 гг. «Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 году». — Салехард, 2008. — 223 с.
  31. С.В., Бродский А. В. Клинико-психопатологическая характеристика расстройств речи у детей и подростков Ямало-Ненецкого автономного округа // Научный вестник. — Вып. 6, 2001. — С. 58—62.
  32. Г. В. Некоторые психологические механизмы социальной адаптации подростков при семейном алкоголизме // Дефектология. — 1990. — № 5.-С. 15−23.
  33. JI.H. Этносфера: история людей и история природы. — М., 1993. -289 с.
  34. Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология (под общей редакцией проф. Ю. С. Шевченко, проф. A.JI. Венгера) — М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М. 2006. — 548 с.
  35. В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
  36. Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 135—142.
  37. С.Н. Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы. На материале школ коренных малочисленных народов Севера): Автореф. дис. .канд. мед. наук. — Москва, 2001.-24 с.
  38. К.П. Проблемы этнической географии. — http://www.rangifer.org/ gumilev/iv4.shtml
  39. E.JI. Дети Севера: проблемы психического развития. Иркутск. Изд-во ИГПУ, 2001.- 152 с.
  40. Е.Л. Диагностика нарушений интеллектуального развития у детей народов Севера: Методическое пособие. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. — 62 с.
  41. Е.Л., Домишкевич С. А., Прахин Е. И., Манчук В. Т. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников севера. Иркутстк: «Сибирь», 1998. — 144 с.
  42. Е.Л., Манчук В. Т. Дети Севера: проблемы психического здоровья. — Иркутск, Красноярск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. — 113 с.
  43. Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. 80 с.
  44. Н.М., Северный А. А. Междисциплинарное взаимодействие в коррекционной работе при пограничной психической патологии у детей и подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2001. — № 1. — С.70—76.
  45. Н.М., Северный А. А., Морозова Н. Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. — СПб.: Питер, 2006. — 416 с.
  46. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб.: Речь, 2007.-391 с.
  47. Л.З., Новиков П. В. Состояние и тактика терапевтических подходов в зависимости от фенотипов наследственных нарушений роста и развития детей // Фармакотерапия и фармакогенетика в педиатрии: Материалы конференции. М.- 2000. — С. 83−93.
  48. В.П. Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт. -Л, 1980.-200 с.
  49. Клиническая психология / Под ред. М. Пере, У Баумана. — СПб.: Питер, 2003.- 1312 с.
  50. В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985. — С. 56−66.
  51. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: изд 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Медицина, 1995. — 560 с.
  52. Е.М. Гуманитарная география России. — Москва: ЛА Варяг, 1995. — 447 с.
  53. Л.М., Коробейникова Л.Г, Коробейников Г. В. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. — 2002. — Т.28. —№ 2. — С. 35—43.
  54. А.И. Гиполактазия: распространенность, диагностика, врачебная тактика. М.: АрктАн-С, 1996. — 70 с.
  55. А.И. Сухой закон для поселка // Природа. — 2007. — № 8. — С. 1—5.73 .Козлов А. И., Вершубская Г. Г. Медицинская антропология коренного населения Севера России. Москва: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 288 с.
  56. М.В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: Учебник 2-е изд., доп., перераб. — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 576 с.
  57. В.Р. Физическое развитие детей и подростков на современном этапе // Здоровье населения и среда обитания. — 1998. № 8. — С.4—5.
  58. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л., 1970. — С. 178−208
  59. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Изд-во «Авиценум», 1984. — 334 с.
  60. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учебное пособие. М.: «Ключ-С», 1999. — 224 с.
  61. В.В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 168 с.
  62. В.Т., Уваров И. А., Панченко Е. А., Матвеева Н. В. Пограничные психические расстройства у девочек-подростков в этнокультуральном аспекте // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2000. — № 4. — С. 66−69.
  63. А.Ц. Доклад о состоянии здоровья и здравоохранения в Ямало-Ненецком Автономном округе в 2005 г. Департамент здравоохранения ЯНАО. Салехард, 2006. — 62 с.
  64. А.Ц. Крайний Север: природно—географические условия и опыт организации медицинской помощи детскому населению. — Москва: «Практика», 2003. 192 с.
  65. А.Ц. Оказание медицинской помощи сельскому и кочующему населению // Доклад «О состоянии здоровья и здравоохранения в Ямало-Ненецком автономном округе в 2006 г». — Салехард, 2007. — С. 66−68.
  66. Т.В. Эффективность амбулаторной реабилитации дошкольников с психосоматическими расстройствами в регионе Крайнего Севера: автореф. дис. .канд. мед. наук. Москва, 2006. — 22 с.
  67. Т.В., Леханова Е. Н., Шипулина Т. Я. Сравнительный анализ донозологических клинических проявлений психосоматических расстройств у жителей с экстремальными условиями проживания // Здравоохранение Ямала. 2007. — № 1−2 (12−13). — С. 57−69.
  68. В.Т., Надточий Л. А. Состояние и формирование здоровья коренных малочисленных народов Севера и Сибири. — Красноярск, 2008. — 179 с.
  69. Медицинский контроль за развитием и состоянием здоровья школьников. Методические рекомендации по ред. проф. Н. И. Аверьяновой. — Пермь, 1997.-81 с.
  70. В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет. //Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 65—73.
  71. MP 2.3.1.24.32−08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. -М., 2008.-33 с.
  72. И.Д., Сидоров И. П., Иванова Т. Н. и др. Клинико-социальные особенности психического здоровья ненцев // Социологические исследования. 1994. — № 7. — С. 65−68.
  73. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
  74. Н.Н. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — 168 с.
  75. П.В., Вельтищев Ю. Е. Роль наследственности в патологии детского возраста: методы диагностики, терапии, профилактики // Приложение к журналу Российский вестник перинатологии и педиатрии. — М., 2004. — С. 12−18.
  76. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 526 с.
  77. .Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. — Якутск, 1993. — 62 с.
  78. А.И., Васильев Н. В. Современное состояние и дальнейшие перспективы социально-гигиенических исследований в Сибири и на Дальнем Востоке. М., 1992. — С. 44.
  79. А.П., Малахова О. А., Борисова Л. Б. Детское психическое здоровье новый проект психиатрической помощи детям и подросткам // Российский психиатрический журнал. — 2002. — № 2. — С. 64−68.
  80. JI.A. Эпидемиология психических расстройств у детей // http://www.post.index.otrok.ru/medbook/listmed/epid.htm
  81. Профилактика в детском и юношеском возрасте психических заболеваний. Доклад Комитета экспертов ВОЗ / Серия технических докладов ВОЗ. № 792. — Женева, 2005. — 112 с.
  82. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К. П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г. К. Розе, Э. Вульф / Пер. с нем. И. Я. Сапожниковой, Э. Л. Гушанского. М.: Алетейа, 1999. — 504 с.
  83. Психиатрия. Под ред. Р. Шейдера. Пер. с англ. М., Практика. — 1998. -485 с.
  84. Психосоматические расстройства на Крайнем Севере с позиции донозологической диагностики: пособие для врачей / Сост. Е. Л. Леханова, Т. В. Мальцева. Надым, 2008. — 112 с.
  85. .М., Харькова Э. А., Кулишов С. В., Харьков В. В., Адамова Н. А., Бураков Д. В. Состояние среды обитания человека и влияние ее на здоровье населения // Научный вестник, 2006.— № 2 (39). — С.3−50.
  86. .Ж. Адаптация ребенка на Севере. JL: Медицина, Ленинградское отд., 1979. — 190 с:
  87. О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М., МедиаСфера, 2006. -312 с.
  88. Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка. Экспериментальное исследование / Под ред. А. Р. Лурия. — М.-Л.: Учпедгиз, 1930.- 189 с.
  89. Л.А., Широкова Г. А., Гусева Н. А. Анализ состояния здоровья детей в сельской местности Севера // Экология человека. 1997. — № 3. — С. 56−58.
  90. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А. А. Баранова. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2006. — 608 с.
  91. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии: Пер. с англ. / Под ред. К. С. Робсона. М.: Медицина, 1999. — 488 с.
  92. Л.В. Ближайшие и отдаленные результаты лечения артериальной гипертонии в условиях клиники на Крайнем Севере (г. Надым): Дис. .канд. мед. наук. — Надым, 1998. 138 с.
  93. И.И., Полина Н. И. Нормативы адаптационного потенциала для детей и подростков // Экология человека. 2001. — № 4. — С.58−60.
  94. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 207 с.
  95. В.Я., Куприянова И. Е., Дашиева Б. А. Психическое здоровье детей и подростков: транскультуральные исследования // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2004. — № 1 (31). С. 42−46.
  96. Ю.Н. Речевое развитие личности в условиях билингвизма Крайнего Севера. Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб., 1998. 18 с.
  97. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). Т.З. — М.: Медицина, 1965. — 335 с.
  98. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник / Под ред. И. М. Скурихина, В. А. Тутельяна. М.: ДеЛи принт, 2007. — 276 с.
  99. Р.С. Динамика психического здоровья детского населения в Якутии // Материалы междунар. конф. — М., 1998. — С. 63−64.
  100. С.А., Буганов А. А. Популяционная оценка факторов, формирующих здоровье детей Крайнего Севера // Вопросы современной педиатрии. 2007. — Т. 6. — № 1. — С. 15−17.
  101. С.А., Мальцева Т. В. Здоровье детей на Ямальском Севере: проблемы и пути решения. -Тюмень: Сити-пресс, 2008. — 100 с.
  102. Т.Г., Кантонистова Н. С., Краснушкина Н. А. Состояние психического здоровья современных школьников (диагностика, определяющие факторы) // Вестник Российской АМН. — 1993. — № 5. С. 34−40.
  103. С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 752 с.
  104. В.В. Клинико-эпидемиологическая характеристика и профилактика пограничной психической патологии у лиц подросткового и юношеского возраста: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. — Москва, 2006. — 52 с.
  105. Ю.С., Волошин В. М., Северный А. А. Психическое здоровье детей и подростков / В сборнике Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. -М.: Издательский Дом «Династия», 2003. С.127−153.
  106. Ю.С., Гритченко И. В. Социально-психологические проблемы сельских школьников Республики Карелия // Материалы III
  107. Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань, 23— 26 ноября 2006 г. — С. 155—156.
  108. Ю.С., Романова Ф. А. К проблеме готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003 (3). — № 2. — С.71−72.
  109. E.JI. Особенности готовности к школьному обучению детей 6−7 лет, проживающих в различных экологических условиях Севера и Сибири.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Красноярск., 1987. — 24 с.
  110. Экология и здоровье детей / Под ред. М. Я. Студеникина, А. А. Ефимовой. М.: Медицина, 1998. — 384 с.
  111. Эпидемиология психических расстройств: Руководство для врачей / Петраков Б. Д., Цыганков Б. Д. — 1996. — 133 с.
  112. Г. В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков, состояние и пути решения проблем // Здоровье населения и среда обитания. 2006.- № 12 (165). — С. 2−5.
  113. Alessandri S.M. Effects of material work status in single parents families on children perception of self and family and school achievement // Journal of experimental child psychology. 1992. — 54. — P. 417−433.
  114. Andresen J. Cultural competence and health care // J. Cult. Divers. — 2001. -V. 8, № 4.-P. 109−121.
  115. В. & Belmont I. Mental abilities of children from different cultural backgrounds in Israel // Journal of Cross Cultural Psychology. — 1990. — 21. — P. 90−108.
  116. Bernard M.A., Lamplay D.V., Smith L. Common health problems among minority elders // J. Amer. Diet. Assoc. 1997. — Jul. -V. 97. — № 7. — P. 771−776.
  117. Bowman M.A. The Evolition / Revolition of Famili Medicine // Arch. Fam. Med. 1994. — V.3. — № 5. — P.57−63.
  118. Chasnoff I.J. Drugs, Alcohol, Pregnancy, and the Neonate // JAMA. 1991. -V.266. -№ 11. — P. 1567−1568.
  119. Developmental and nutritional status of internationally adopted children / Miller L.C., Kiernan M.T., Mathers M.I., Klein-Gitelman M.// Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 1995. — V.149. — № 1. — P.40−44.
  120. Drotar D. Impact of parental health problems on children: concepts, methods, and unansivered questions // J. Pediatr Psychol. 1994. — V.19. — № 5. — P. 525 526.
  121. R.A. (ed.) Pediatric Environmental Health. 2nd ed. Elk Grove Village, IL: American Academy of Pediatrics, 2003. 722 p.
  122. Hafner H. Are mental disorders increasing over time? // Phsychiatric Clin. -2004.-V. 18.-№ 2/3.-P. 66−81.
  123. Kendall P.C., Braswell L. Cognitive-behavioral therapy for impulsive children. New York: Guilford Press. 1995. — P. 23−34.
  124. Leonard H., Wen X. The epidemiology of mental retardation: challenges and opportunities in the new millennium. Ment. Retard. Dev. Disabil. Res. Rev. 2002. -8.-P. 117−134.
  125. Masi R., Disman M., Health care and seniors. Ethnic, racial, and cultural dimensions // Can Fam. Physician. 1994. — Mar. — V. 40. — P. 498−504.
  126. Robinson E.G. Rathboune Impact of race, poverty, and ethnicity on services for persons with mental disabilities: call for cultural competence // Ment Retard. —1999. Aug. — V. 37, № 4. — P. 333−338.
  127. Rogoff B. Apprenticeship in thinking: Cognitive development in social context. New York: Oxford University Press. — 1990. — 132 p.
  128. Rotenberg V., Venger A., Desiatnikov J. Evaluation of search activity and other behavioral attitudes in indefinite situations. Dynamic Psychiatry, 1996. -№ 160/161.-P. 368−377.
  129. Samaan R.A., The influences of race, ethnicity, and poverty on the mental health of children // J. Health Care Poor Underserved. 2000. — V. 11, № 1. — P. 100−110.
  130. Shapiro B.K., Batshaw M.L. Mental retardation // Children with disabilities. 5th ed. Baltimore: Brookes Publishing. 2002. — P. 18−31.
  131. Spohr H.L., Willms J., Steinhausen H.C. Prenatal alcohol exposure and long-term developmental consequences // Lancet. 1993. — 341. — P. 907−910.
  132. Stromme P., Hayberg G. Aetiology in severe and mild mental retardation: A population based study of Norwegian children // Dev. Med. Child. Neurol. —2000. 42. — P. 76−86.
  133. Triandis H. Culture and social behavior. N.Y., 1994. — 165 p.
  134. Wagner M., Schubert H. Family size: A review // J. Of Genetic Psychol. — 1985.-146(1).-P. 65−78.
  135. Winnepennickx В., Rooms L., Kooy R.F. Mental retardation: a review of the genetic causes // Br. J. Disabil. 2003. — 49 (96). — P. 29−44.
Заполнить форму текущей работой