Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе (на примере башкир и русских)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научной литературы по проблематике диссертации позволил выявить ряд подходов к определению ключевого понятия «невербальной знаково-символической коммуникации». С одной стороны, тема знака, его функции для психики человека и социальной группы раскрывается в общепсихологических и философских работах (Л.С.Выготский, Г. Г. Шпет, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Гумбольдт, Р. Барт, А. А. Гостев… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования
    • 1. 1. Невербальная знаково-символическая коммуникация как феномен социальной психологии
    • 1. 2. Структура невербальной знаково-символической коммуникации
    • 1. 3. Специфика невербальной знаково-символической коммуникации в социальных группах различной этничности

    Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических характеристик невербальной знаково-символической коммуникации в социальных группах различной этничности (на примере башкир и русских). 95 2.1 Социально-психологические характеристики невербальной знаковосимволической коммуникации в межэтнической группе башкир и русских.

    2.2 Социально-психологическая стратегия взаимопознания невербальных культурных символов (орнаментов) представителями башкир и русских.

    Выводы.

Социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе (на примере башкир и русских) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный мир полон смешения и взаимовлияния культур. В одних ситуациях — это интеграция, в которой культурный диалог приводит к изменениям этноса и конструктивному взаимодействию, в других — это противостояние, которое может доходить до военных конфликтов. Именно для решения напряженных моментов взаимодействия представителей социальных групп различной этничности исследователи обращаются к изучению этнопсихологических особенностей (Н.М.Лебедева, Т. Г. Стефаненко, Г. В. Солдатова и др.). Это вызывает необходимость разработки адекватных и эффективных приемов урегулирования конфликтов и развития более гармоничных межэтнических отношений.

Современное общество находится в глобальном процессе перемещения людей разных этнических групп и формирования полиэтнического социума. Человеку становится сложнее адаптироваться в поликультурной среде, формировать собственные представления об этнической идентичности и культурных ценностях, справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия. Особенно это актуально для молодежи. У молодых людей еще только формируются собственные культурные представления и ценности, связанные со своей этнической группой, и необходима адекватная психологическая помощь в формировании этнокультурной компетентности, включающей не только позитивное отношение к представителям других культур, но и умение понимать, эффективно взаимодействовать с ними (Т.Г.Стефаненко, Н. М. Лебедева и др.).

Одним из значимых вопросов является также способ и вид общения для развития этнокультурной компетентности и преодоления или профилактики межэтнических конфликтов. Часто оказывается, что декларируемые и реально осуществляемые представления и ценности различаются. В такой ситуации могут быть задействованы невербальные каналы коммуникации, которые открывают доступ к глубинным смысловым образованиям, позволяющим 3 развивать истинные представления и обойти влияние ложных убеждений. Использование символов и знаков позволяет обратиться к представителям социальных групп разной этничности с учетом их уникальности и с позиции активного взаимодействия, что обеспечивает большую эффективность работы.

Таким образом, актуальность работы имеет социальную значимость и продиктована логикой запроса на решение проблем межэтнической коммуникации, возникающих в обществе.

Состояние и степень разработанности проблемы.

Анализ научной литературы по проблематике диссертации позволил выявить ряд подходов к определению ключевого понятия «невербальной знаково-символической коммуникации». С одной стороны, тема знака, его функции для психики человека и социальной группы раскрывается в общепсихологических и философских работах (Л.С.Выготский, Г. Г. Шпет, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Гумбольдт, Р. Барт, А. А. Гостев и др.). Однако возможность выделения неязыкового знака-символа как кода невербального общения стало возможным после рассмотрения видов и структуры коммуникации (Г.М.Андреева, Г. Лассуэлл, Д. Майерс, Я. Яноушек, А. А. Леонтьев и др.), использования такого вида коммуникации в брендинге, психотерапии, изучении орнаментов (К.Бове, К. Веркман, Я.С.БосыкК.Г.Юнг, З. Фрейд, Э.ДюркгеймО.Расинэ, Л. В. Фокина, Л. М. Буткевич, В. М. Привалова и др.). Наряду с разными видами передачи значений, ценностей и смысловых образований, орнамент является одним из способов невербальной знаково-символической коммуникации в социальных группах различной этничности, позволяющим транслировать смысловые образования, связанные с пониманием мира и коллективными представлениями (В.М.Привалова, Ж. Жан, Л. В. Фомина и др.). Проблема изучения орнамента и вопросы его смысловых структур раскрываются также в работах искусствоведов и орнаменталистов (О.Расинэ, О. Jones, Л. М. Буткевич, Е. Е. Никонорова и др.).

Тема невербальной знаково-символической коммуникации и орнамента, в частности, тесно связана с исследованием ценностной сферы (Г.В.Акопов, Л. М. Буткевич и др.).

Ряд авторов исследование невербальной знаковой коммуникации связывают с изучением продуктов культуры и особенностей этнических групп (В.Вундт, К. Д. Кавелин, Л. Леви-Брюль и др.), диалога культур (Н.А.Бердяев, В. Ильин и др.), менталитета социальных групп различной этничности (АЛ.Гуревич, В. С. Барулин, Ж. Дюби, Г. Гачев, И. Г. Дубов, Г. В. Акопов и др.).

Несмотря на существование в психологической науке большого числа работ, посвященных ценностям и культуре, видам коммуникации и знаку, процессам социального познания и категоризации, проблема невербальной знаково-символической коммуникации еще недостаточно исследована.

Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий:

• между необходимостью исследования невербальной знаково-символической коммуникации и недостаточной ее изученностью в социальной психологии;

• социально-психологическими исследованиями проблемы невербальной знаково-символической коммуникации и внедрением полученных результатов в психологическую практику;

• между практическими исследованиями невербальной знаково-символической коммуникации и недостаточным вниманием психологов к формированию ее в межэтнической группе.

Имеющиеся противоречия обуславливают проблему, которая заключается в недостаточной изученности социально-психологических характеристик невербальной знаково-символической коммуникации групп различной этничности, что затрудняет межэтнический диалог, снижает толерантность при межэтническом взаимодействии, препятствует адаптации в поликультурной среде. Этим обусловлена актуальность данной темы.

Объект исследования: невербальная знаково-символическая коммуникация в социальных группах.

Предмет исследования — социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнических группах.

Цель исследования — изучить социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе башкир и русских и апробировать результаты в ходе тренинговой работы.

Задачи исследования:

1. дать содержательное определение понятию «невербальная знаково-символическая коммуникация» в межэтнических группах;

2. изучить структуру и этапы развития невербальной знаково-символической коммуникации на основе анализа теоретико-методологических подходов;

3. исследовать специфику невербальной знаково-символической коммуникации в социальных группах различной этничности и роль данного вида коммуникации в формировании этнокультурной компетентности;

4. выявить социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе;

5. разработать поэтапную социально-психологическую стратегию взаимопознания невербальных культурных символов (орнаментов) представителями социальных групп различной этничности (башкирами и русскими) и апробировать ее в ходе тренинговой работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что невербальная знаково-символическая коммуникация в смешанных этнических группах будет более эффективна, если межэтническое общение сопровождается социально-перцептивной, знаково-коммуникативной, культурноинтеракционной видами деятельности.

Методологическую основу исследования составили положения и подходы отечественной и зарубежной психологии: принцип знаковой опосредованности психических явлений (Л.С.Выготский, А. Р. Лурия, Г. Г. Шпет, 6.

К.Д.Кавелин, А. Н. Леонтьев и др.), принцип активности субъекта (Л.С.Выготский, Н. А. Бернштейн, К. А. Абульханова, А. В. Петровский и др.), принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), ценностно-смысловой подход (Б.С.Братусь, А. Г. Асмолов, Д.А.Леонтьев), концепция духовности (Н.А.Коваль и др.), принцип системности (Б.Ф.Ломов и др.), концепция коллективных представлений (Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль), поведенческий подход (Дж.Уотсон, Б. Ф. Скиннер и др.), когнитивный подход (Дж.Брунер, Дж. Келли, У. Найссер и др.).

Теоретической основной исследования явились теории ценностей (Ш.Шварца, А. Барди, М. Рокича, Д. Хофстеда, В. А. Ядова, Н. М. Лебедевой и др.), культурно-историческая теория (Л.С.Выготский, Г. Г. Шпет, А. Г. Асмолов и др.), теории деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.), теория личностных конструктов (Дж.Келли), теория социальной категоризации (Дж.Брунер), теории социального познания (Дж.Брунер, А. Тэшфел, Г. М. Андреева, А. З. Рахимов и др.), теории коммуникации и общения (Г.Лассуэлл, Я. Яноушек, Г. М.Андреева), теория символического интеракционизма (Дж.Мид, Г. Блумер и др.), теории менталитета (А.Я.Гуревич, В. С. Барулин, Ж. Дюби, Г. Гачев, И. Г. Дубов, Г. В. Акопов и др.), теория опосредованной связи культуры и общения (Г.Триандис), теории исследования орнамента (О.Расинэ, O. Jones, Ж. Жан, Л. М. Буткевич, Е. Е. Никонорова, В. М. Привалова, Л. В. Фомина и др.), психоаналитические теории (К.Г.Юнг, З. Фрейд и др.), теории знака и языка (В.Гумбольдт, Р. Барт и др.), теория лакун (С.И.Титкова, В. Л. Муравьев, Е. Ф. Тарасов, Ю. С. Степанов и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы исследования: анкетирование, беседа, опрос, контент-анализ, метод экспертных оценокметодики:

Выраженность этнической идентичности" Дж. Финни, «Опросник ценностей».

Ш. Шварца, модифицированная методика «Незаконченные предложения» для исследования ценностных представлений (на основе методики «Незаконченные 7 предложения» Ж. Т. Уталиевой по изучению этнических аттитюдов), модифицированный вариант семантического дифференциала по оценке орнаментов, оценка эффективности тренинга по схеме Д. Киркпатрика, а также авторская анкета выбора орнаментов. Статистические методы обработки данных: метод статистически значимых различий, факторный и корреляционный анализ с использованием программного пакета Statistica 6.0 для Windows.

Научная новизна исследования.

В диссертационном исследовании уточнено содержательное определение понятия «невербальная знаково-символическая коммуникация» как обмена знаково-символическими системами, отражающими культурно обусловленные ценности, смыслы, отношения как этнически детерминированную картину мира с объединяюще-идентифицирующими ресурсными и защитными функциями.

Определены социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в социальных группах различной этничности, включающие социально-перцептивный, знаково-коммуникативный и культурно-интеракционный виды деятельности.

Обнаружена динамика социально-психологических характеристик невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнических группах с выделением таких этапов, как социально-перцептивные лакуны, символико-коммуникативная осведомленность, культурно-интеракционное единство.

Выявлен состав этнокультурной компетентности, включающий этнокультурную наблюдательность, этнокультурную толерантность, этнокультурное взаимодействие и диалог, этнокультурную идентификацию себя и других.

Теоретическая значимость исследования.

Систематизированы методологические и теоретические подходы к изучению невербальной знаково-символической коммуникации: культурно-исторический, деятельностный, когнитивный, системный и поведенческий.

Определены взаимосвязи понятия «невербальной знаково-символической коммуникации» с такими категориями социальной психологии, как «ценности», «социальное познание», «категоризация».

Выявлена структура невербальной знаково-символической коммуникации как одного из видов коммуникативного процесса, где раскрываются особенности каждого из пяти компонентов коммуникации с использованием орнамента как знаковой системы (знаково-символический источник, знаково-символическое содержание, знаково-символическое средство, знаково-символическая прагматика, знаково-символический продукт коммуникации).

Доказана зависимость эффективности невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнических группах от таких видов деятельности, как социально-перцептивная, знаково-символическая, культурно-интеракционная.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации методики социально-психологического тренинга по развитию этнокультурной компетентности с помощью невербальной знаково-символьной коммуникации.

На основе знаний о невербальной знаково-символической коммуникации могут быть разработаны комплексы психологических приемов для проведения социально-психологических тренингов.

Результаты диссертационного исследования могут служить методической основой реализации образовательного процесса в ВУЗе в учебных курсах: «Психология коммуникации», «Социально-психологический тренинг», «Психология межэтнического взаимодействия», а также в процессе повышения квалификации специалистов, связанных с проблемами межэтнического взаимодействия.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась применением в качестве теоретико-методологических оснований разработок и положений, получивших научное признание- 9 комплексностью методов, адекватных предмету, цели, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийкорректностью и тщательностью проведения качественного анализа и статистической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Невербальная знаково-символическая коммуникация в смешанных межэтнических группах — это обмен знаково-символическими системами, отражающими культурно обусловленные ценности, смыслы и отношения как этнически детерминированную картину мира с объединяюще-идентифицирующими, ресурсными и защитными функциями.

2. Структура невербальной знаково-символической коммуникации включает пять компонентов: знаково-символический источник, знаково-символическое содержание, знаково-символическое средство, знаково-символическую прагматику, знаково-символический продукт коммуникации.

3. Специфика невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнических группах определяется единицами знаково-символической системы, культурными ценностями социальной группы смешанной этничности, дифференцирующе-объединяющей идентичностью и формирующим влиянием на этнокультурную компетентность представителей группы.

4. На социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнических группах влияют такие виды деятельности, как социально-перцептивная, знаково-коммуникативная, культурно-интеракционная.

5. Разработанный социально-психологический тренинг включает в себя использование орнамента как символа невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе башкир и русских и реализуется в три этапа: этап определения социально-перцептивных лакун, повышения символико-коммуникативной осведомленности, формирования культурно-интеракционного единства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты диссертационной работы были представлены на Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (2004 г., г. Москва) — IX Европейском конгрессе психологов (2005 г., Испания) — Научной конференции «Этнос, Общество, Цивилизация: Кузеевские чтения» (2006 г., г. Уфа) — Научной конференции «Психология перед вызовом будущего» (2006 г., г. Москва) — Конференции молодых ученых «Межэтническая интеграция: история, современность, перспективы» (2006 г., г. Москва) — Международной научно-практической конференции «Наследие М.Акмуллы. Взгляд через века» (2006 г., г. Уфа) — Общероссийской научной конференции «Тенденции развития современной психологической науки» (2007 г., г. Москва) — Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (2007 г., г. Москва) — X Европейском конгрессе психологов (2007 г., Чехия) — Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (2008г., г. Смоленск) — XI Европейском конгрессе психологов (2009 г., Норвегия).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогической и социальной психологии Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, кафедры психологии и социологии Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, кафедре социальной психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.

Результаты диссертационного исследования были апробированы и внедрены в деятельность Московского областного института Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академия ВЭГУ), Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино» г. Москвы.

Организация исследования. Общая выборка представлена студентами гуманитарных и естественнонаучного факультетов Башкирского государственного педагогического университета им. М. А. Акмуллы и составила 79 человек, из которых 32 человека приняли участие в тренинге.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами, графиками, рисунками.

Выводы.

Полученные в исследовании результаты и проведенный теоретико-методологический анализ позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ теоретических подходов и методологических принципов к проблеме невербальной коммуникации привел к необходимости формирования содержательного определения понятия. Невербальная знаково-символическая коммуникация в межэтнических группах представляет собой обмен знаково-символическими системами, отражающими культурно обусловленные ценности, смыслы и отношения как этнически детерминированную картину мира с объединяюще-идентифицирующими ресурсными и защитными функциями. В качестве средства такого вида коммуникации в межэтнической группе может выступать орнамент.

2. На основе изучения теорий коммуникации, структуры коммуникативного общения, взаимосвязи общения и деятельности стало возможным определение структуры знаково-символической коммуникации на основе орнамента. Невербальная знаково-символическая коммуникация по состоит из пяти компонентов: знаково-символического источника, знаково-символического содержания, знаково-символического средства, знаково-символической прагматики, знаково-символического продукта коммуникации.

3. Для выявления особенностей невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнических группах были рассмотрены социально-психологические понятия, содержательно определяющие изучаемый вид коммуникации. Проанализировав теории социального познания и категоризации, менталитета, ценностей, стало очевидным, что этнопсихологическая специфика невербальной знаково-символической коммуникации определяется единицами знаково-символической системы, которые могут быть представлены орнаментами, культурными ценностями социальной группы, дифференцирующе-объединяющей идентичностью и формирующим влиянием на этнокультурную компетентность.

4. Учитывая принцип взаимосвязи деятельности и общения, социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнических группах определяются социально-перцептивной, знаково-коммуникативной и культурно-интеракционной видами деятельности.

5. На основе этапов коммуникативного общения и структуры коммуникации был построен социально-психологический тренинг по взаимопознанию символов в межэтнической группе. Для оценки результативности тренинга был разработан методический блок с использованием авторской методики.

Тренинг по взаимопознанию символов (орнаментов) в группе башкир и русских включал три этапа: определения социально-перцептивных лакун, повышения символико-коммуникативной осведомленности и формирования культурно-интеракционного единства. Анализ полученных данных по направлениям трех социально-психологических характеристик позволил увидеть повышение эффективности невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе башкир и русских.

Разработанная социально-психологическая стратегия оценки и развития эффективной невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе может быть использована для повышения уровня этнической компетентности, этнопсихологической сензитивности и взаимопонимания, профилактики межэтнических конфликтов.

Заключение

.

Невербальная знаково-символическая коммуникация является понятием комплексным. Целостное изучение этого феномена привело к необходимости рассматривать его в контексте не только социально-психологических теорий, но и обратиться к общепсихологическим методологическим принципам, взглядам исследователей из смежных областей (искусствоведения, орнаменталистики, лингвистики, философии).

В первой части работы был проведен теоретический анализ понятия невербальной знаково-символической коммуникации и его специфики при применении в сфере взаимодействия этнических групп. Так, в контексте определения невербальной знаково-символической коммуникации как объекта социальной психологии были рассмотрены теории уровня частной методологии. На данном уровне были выделены два вида методологических принципов. Во-первых, методологические положения общепсихологических теорий, представленных культурно-историческим направлением в психологии, принципом ценностно-смысловго подхода, принципом активности субъекта, теорией деятельности, принципом системного подхода к анализу психических явлений. Во-вторых, другим видом методологических принципов являлись те социально-психологические теории, которые развивались в психологии народов, теории коллективных представлений, теории символического интеракционизма. Это позволило перейти к вопросу о том, какое место занимает данный вид коммуникации в системе современного поля изучаемых проблем социальной психологии.

Еще одним направлением стало рассмотрение невербальной знаково-символической коммуникации с точки зрения психологического и этнокультурного содержания символьной и знаковой составляющих в работах искусстововедов и орнаменталистов.

Такой комплексный подход и выяснение методологических оснований исследования позволил уточнить и определить содержательное наполнение термина «невербальной знаково-символической коммуникации».

В дальнейшем мы обратились к вопросу о структуре невербальной знаково-символической коммуникации. Через анализ соотношения деятельности и общения, обзор теорий коммуникации и теории лакун, определение роли знака в процессе невербальной коммуникации стало возможным выявление структуры и компонентов такого вида коммуникации. В ситуации межэтнического взаимодействия и использования невербальной знаково-символической коммуникации возможным оказалось обращение к орнаменту как виду знаковой системы.

Однако в контексте изучения невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе и для выявления ее социально-психологических характеристик значимым было определение этого явления в поле социально-психологических понятий. Рассматривая «социальное познание», процесс «категоризации», «ценности», «менталитет», соотношение культуры и общения, удалось определить специфику данного вида коммуникации в ситуации межэтнического взаимодействия и сформулировать социально-психологические характеристики этого процесса.

Целостный теоретический анализ привел к возможности построения эмпирического исследования. Оно было направлено на изучение социально-психологических характеристик невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе башкир и русских на основе взаимопознания культурных символов (орнаментов). Для осуществления исследовательской задачи был разработан специальный методический комплекс и тренинговая программа.

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

6. Невербальная знаково-символическая коммуникация в смешанных межэтнических группах — это обмен знаково-символическими системами, отражающими культурно обусловленные ценности, смыслы и отношения как этнически детерминированную картину мира с объединяюще-идентифицирующими ресурсными и защитными функциями.

7. Невербальная знаково-символическая коммуникация по своей структуре состоит из пяти компонентов: знаково-символического источника, знаково-символического содержания, знаково-символического средства, знаково-символической прагматики, знаково-символического продукта коммуникации.

8. В межэтнических группах особенности невербальной знаково-символической коммуникации определяются единицами знаково-символической системы, которые могут быть представлены орнаментами, культурными ценностями социальной группы, дифференцирующе-объединяющей идентичностью и формирующим влиянием на этнокультурную компетентность.

9. Социально-психологические характеристики невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнических группах определяются социально-перцептивной, знаково-коммуникативной и культурно-интеракционной видами деятельности.

10. Социально-психологический тренинг по взаимопознанию символов, включающий этап определения социально-перцептивных лакун, этап повышения символико-коммуникативной осведомленности и этап формирования культурно-интеракционного единства, позволил повысить эффективность невербальной знаково-символической коммуникации в межэтнической группе башкир и русских, позитивно повлиял на уровень этнической компетентности участников тренинга.

Учитывая особенности эмпирического исследования, полученные результаты являются значимыми в вопросе изучения декларируемых и скрытых механизмов этнической специфики личности. Особенно это касается группы молодежи, где невербальные смысловые установки и их фильтрующее воздействие оказываются в стадии формирования. Это может быть учтено в работе практических психологов, а также в ходе построения диагностических и коррекционных занятий в полиэтничной среде.

Вопрос разработки проблемы невербальной знаково-символической коммуникации, проективных методов развития и формирования этнокультурной компетентности в межэтнических группах и усовершенствования предложенной в работе процедуры социально-психологического тренинга требует дальнейших исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2005. — Т.2. — № 4. — С. 3—21.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
  3. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005.-161 с.
  4. Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара: СНЦ РАН СамИКП, 2002. — 232 с.
  5. Г. В., Иванова Т. В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал. — 2003. Т. 24. — № 1. — С. 47−55.
  6. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс, 2000. — 228 с.
  7. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 363 с.
  8. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. унта, 1978.-271 с.
  9. Ю.Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1980.-128 с.
  10. А.Г. Деятельность и установка. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 151 с.
  11. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
  12. И.Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. -М.: Смысл, 2002. —480 с.
  13. И.Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., СубботскийЕ.В., Хараш А. У., Цветкова JI.C. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979.-№−4.-С. 33−45.
  14. А.Г., Шлягина Е. И. Национальгый характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. 1984. — Вып. 2. -М., 1984. — С. 257−260.
  15. С.Ю. Все об амулетах и талисманах: символы благополучия и удачи. М.: СЗКЭО Кристалл, 2009. — 128 с.
  16. Р. Империя знаков. / Пер. с франц. Я. Г. Бражниковой. — М.: Праксис, 2004. 144 с.
  17. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. -СПб.: Алетейя, 2000. 431 с.
  18. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. -336 с.
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и активности. М.: Наука, 1966.-349 с.
  20. Дж., Дасен П., Пуртинга А., Сигалл М. Кросс-культурная психология: исследования и применение. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. — 560 с.
  21. .В. Знак // Большая советская энциклопедия. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. В 30 т. — Т. 9. — М.: Сов. энциклопедия, 1972.
  22. Бове K. JL, Арене У. Ф. Современная реклама. — Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995.-704 с.
  23. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: спец. практикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 62 с.
  24. Я.С. Социально-психологическая технология формирования бренда компании: Автореф.дис. канд. психол. наук: 19.00.05. — Тамбов, 2008. —24 с.
  25. К. истоки западного образа мысли. М.: Московская школа политических исследований, 2003. —432 с.
  26. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона -В 82 тт.-Т. 19.-М.: Терра, 2001.-1056 с.
  27. Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. 412 с.
  28. Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. 30 800 «Изобразительное искусство» -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 267 с.
  29. К. Товарные знаки Создание психология восприятие. М.: Прогресс, 1986.-519 с.
  30. В.Н. (Бахтин) Философия и социология гуманитарных наук / Вступит, статья Н.Л. Васильева- Сост., примеч., библ., указ. Д. А. Юнова. -СПб.: Аста-пресс ltd, 1995.-388 с.
  31. Вундт В. Проблемы психологии народов. // Преступная толпа. -М.: ИП РАН, 1998.-С. 197−308.
  32. Л.С. Психология искусства. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. -344 с.
  33. Л.С. Психология. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  34. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. — Т. 1- М.: Педагогика, 1982.-488 с.
  35. Г. Ментальности народов мира. — М.: Эксмо, 2003. — 544 с.
  36. А.А. Образная сфера человека. М.: ИП РАН, ЭНИОМ, 1992. — 464 с.
  37. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. -544 с.
  38. А. Я. Ментальность. // 50/50: Опыт словаря нового мышления. / Под общ. ред. Ю. Афанасьева и М.Ферро. -М.: Прогресс, 1989. С. 454−456.
  39. А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу. // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг франц. школы «Анналов»./ Отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. — М.: Наука, 1993. — С. 16−29.
  40. А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии. // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып.1. — М.: Наука, 1989. -С. 75−89.
  41. Густав Густавович Шпет. Архивные материалы, воспоминания, статьи. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Смысл, 2000. — 351 с.
  42. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка В 4 тт. — Т. 1. / Под ред. проф. Бодуэна де Куртенэ И. А. — М., 2001. — 912 с.
  43. Декоративно-прикладное искусство башкир / Авт.-сост.: К. Р. Игбаев, Р. А. Хафизова, А. Р. Хуснуллин. Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003. — 40 с.
  44. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 128 с.
  45. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 75−86.
  46. И.Г. Психологический подход к изучению менталитета // Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под общ. ред. И. Г. Дубова. М.: ИП РАО, 1997. — С. 10−25.
  47. . Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. //
  48. Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991. — С. 48−59.137
  49. . Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. М.: Языки русской культуры, 2000. — 320 с.
  50. Жан Ж. Знаки и символы / Пер. с фр. И. Алчеева. М.: Издательство Астрель- Издательство ACT, 2003. — 207 с.
  51. А.Н. История психологии: От Античности до наших дней: Учебник для вузов. Изд. 7-е, испр. и доп. — М.: Академический проект- Фонд «Мир», 2007. — 576 с.
  52. Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2005. — 496 с.
  53. История психологии. XX век / Под ред. ПЛ. Гальперина, А. Н. Ждан. 6-е изд. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 832 с.
  54. К.Д. Задачи психологии. — СПб.: тип. Сущинского, 1872. 238 с.
  55. К.Д. Наш умственный строй (статьи по философии русской истории и культуры). М.: Правда, 1989. — 654 с.
  56. К.Д. Сочинения К.Кавелина. В 4-х ч. — 4.3−4. — М.: Изд-е К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1859. — 376 с.
  57. В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности:концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. — 70 с.138
  58. Н.А. Психология духовности личности. Тамбов: Изд-полиграфич. центр Тамб. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 1996. — 153 с.
  59. Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. по г. Уфе. Статистический бюллетень. Уфа: Башстат, 2005. — 15 с.
  60. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. -М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
  61. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1986.- 135 с.
  62. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 328 с.
  63. Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учебное пособие для студентов психологических и этнологических специальностей. -М.: Старый сад, 1998. — 316 с.
  64. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: Ключ-С, 1999. — 224 с.
  65. Н.М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. Учебно-методическое пособие. М: Изд-во РУДН, 2003. — 268 с.
  66. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. / Перевод с французского У.Калыцикова. СПб.: Европейский Дом, 2002. — 400 с.
  67. А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.-392 с.
  68. А.А. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства) // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. / Под ред. А. С. Прангишвили. -Тбилиси: изд-во «Мецниереба», 1973. — С. 213−222.
  69. А.А. Психология общения. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997.-364 с.
  70. А.А., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Национально-культурнаяспецифика речевого поведения. М.: Наука, 1977. — 244 с.139
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  72. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
  73. Д.А. Психология смысла. — М.: Смысл, 1999. 486 с.
  74. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-446 с.
  75. .Ф. Человек и техника. Изд. 2-е. — М.: Советское радио, 1966. — 464 с.
  76. Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство — СПБ, 2004. — 704 с.
  77. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.: Наука, 1974.-170 с.
  78. Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Питер, 1997. -688 с.
  79. А.А. (Чуганская А.А.) Орнамент как система смысловых образований менталитета // Этносы и культура Башкортостана: история и современность: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. — С. 55−58.
  80. А.А. (Чуганская А.А.) Орнамент как средство изучения невербальных смысловых установок // Вестник Самарской гуманитарной академии.'Серия «Психология». 2008. — № 2. — С. 187−198.
  81. А.А. (Чуганская А.А.) Развитие полноценной личности: роль этнопсихологических ресурсов личности // Этнокультурная личность и конкурентоспособность. Сборник статей под ред. И. Хотинец. — Ижевск, 2008.-С. 115−118.
  82. Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 2003. — 406 с.
  83. Менталистика: проблемы, решения, перспективы исследований (ментальность поволжского социума в научных проектах). — Самара: СНЦ РАН САМГУ (факультет психологии), 2001. — 64 с.
  84. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под общ. ред. И. Г. Дубова. М.: ИП РАО, ACT, 1997. — 479 с.
  85. Муравьев B. JL Лексические лакуны. Владимир, 1975. — 96 с.
  86. У. Познание и реальность. М., 1981. — 232 с.
  87. Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. — Уфа: Гилем, 2002. 237 с.
  88. Г. Становление личности. — М.: Смысл, 2002. — 464 с.
  89. Орнаменты рукописных и старопечатных книг Башкортостана / Сост. Г. Б. Хусаинов, И. Г. Галяутдинов. Уфа: Китап, 2001. — 160 с.
  90. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — Изд-е 3-е. СПб.: Речь, 2007. — 276 с.
  91. В.Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология: Учебное пособие. М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. — 483 с.
  92. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 175 с.
  93. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). — Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 214 с.
  94. Ф.А. К.Д.Кавелин в Московском университете. — М.: Христианское изд-во, 1997. 142 с.
  95. JI.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 216 с.
  96. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода.// Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 58—66.
  97. В.М. Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст. Монография. Самара: СамНЦ РАН — ПФ ИРИ РАН -СГПУ, 2007.- 135 с.
  98. В.М. Орнамент. Штрихи психологического портрета. — Самара: изд-во СНЦ РАН СамИКП, 2005. — 96 с.
  99. Пб.Расинэ О. Орнамент всех времен и стилей: — В 2 т. — Т. 1. — М.: Арт-Родник, 2004. 270 с.
  100. А.З. Психологические закономерности восприятия в межэтнических отношениях. // Психологические и социологические исследования проблем современного управления. — Уфа: БАГСУ, 2008. — С. 301−306.
  101. А.З. Словарь-справочник по нравологии. Уфа, 2000. — 299 с.
  102. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросыфилософии. 1994. — № 1. — С. 25−53.143
  103. C.JI. Основы общей психологии. Изд. 2-е. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  104. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. — 712 с. С. 352.
  105. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -288 с.
  106. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2007.-350 с.
  107. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Моск. унта, 1984.-256 с.
  108. А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.
  109. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-386 с.
  110. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
  111. Т.Г. Этнопсихология: Практикум: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. — 208 с.
  112. Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 268 с.
  113. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. -№ 1. — С. 62−72.
  114. Р.А. Жизнь человека в обряде: фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. Уфа: Гилем, 2005. — 344 с.
  115. С.И. Языковая лакуна в практике преподавания РКИ (на опыте обучения русскому языку англоговорящих учащихся) // Русский язык за рубежном. 2007. — № 3. — С. 39−50.
  116. П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. (Психологическое исследование). Таллин: Валгус, 1987. — 341 с.
  117. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. — 719 с.
  118. JI.B. Орнамент: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 176 с.
  119. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Азбука-классика, 2005. — 256 с.
  120. А.У. Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия) // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 84−95
  121. Хрестоматия по истории философии (русская философия). В 3 ч. — Ч. 3. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 1997. — 672 с.
  122. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  123. А. А. Невербальная знаковая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. — Вып. 11 (79).-С. 277−281.
  124. С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и такни у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006. — 200 с.
  125. С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. Уфа: Китап, 2001. -168 с.
  126. НЗ.Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы исследования этнической толерантности личности // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 28−54.
  127. Г. Г. Психология социального бытия. — М., Воронеж: Институт практической психологии, 1996. 492 с.
  128. А. Основы брэндинга: 100 приемов повышения ценности товарной марки / Пер. с англ. Т. Новиковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 336 с. j145
  129. Эльконинова JI.5 Эльконин Б. Д. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия // Вест. Моск. Ун-та., Сер. 14. Психология. 1993. — № 2. — С. 62−70.
  130. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Пер. А. А. Спектор. — Мн.: Харвест, 2004. 400 с.
  131. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени./ Предисл. А. В. Брушлинского М.: Прогресс, Универс, 1996. — 336 с.
  132. Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С. 57−64.
  133. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. Изд. 2-е, доп. — М.: Политиздат, 1974. -447 с.
  134. Bashkir folk arts. Four volume edition. Book 1. Ornament. Emboidery. / Авторы-сост. Е. Никонорова, И. Филатова, С. Шитова, Стратонова. — Уфа: Демиург, 2002. 360 с.
  135. Bundgaard Н. Contending Indian Art Worlds // Journal of Material Culture. -1999. Vol. 4(3). — P. 321−337.
  136. Jones O. The Grammar of Ornament. — Paris: L’Aventurine, 2001. 240 p.
  137. A. (Chuganskaya A.) Ornament as a matrix of ethnic representations // Abstracts of the 10th European Congress of Psychology, July 37, 2007. Prague, Czech Republic. ISBN 978−80−7064−017−3 (CAPA, a.s.).
  138. A. (Chuganskaya A.) Ornament as a method of arttherapy / Abstracts of the XI European Congress of Psychology. Norway, Oslo. July, 2009.-P. 735.
  139. Matsumoto D. Culture and cultural worldviews: do verbal descriptions about culture reflect anything other than verbal descriptions of culture? // Culture & Psychology 2006. — Vol. 12(1). — P. 33−62.
  140. Pandya V. Nose and Eyes for Identity: Accoutrements and Enumerations of Ethnicity among the Jatha of Kachchh // Journal of Material Culture. 2002. -Vol. 7(3).-P. 295−328.
  141. S.H. & Bardi A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology. May 2001. -Vol. 32. — No. 3. — P. 268−290.
  142. S.H. & Sagie G. Value consensus and importance: A cross-national study // Journal of Cross-Cultural Psychology. July 2000. — Vol. 31. — No. 4. -P. 465−497.
  143. Skinner B.F. The behavior of organisms: An Experimental Analysis New York: Appleton-Century, 1938.
  144. Tajfel H., Flament C., Billig M.G., Bundy R.F. Social categorization and intergroup behavior // European Journal of Social Psychology. 1971. — Vol. 1. -P. 149−177.
  145. Were G. Objects of Learning. An Anthropological Approach to Mathematics Education // Journal of Material Culture. 2003. — Vol. 8(1). — P. 25−44.
Заполнить форму текущей работой