Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие институтов трудовых отношений в трансформируемой экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Требования, предъявляемые сегодня к трудовым отношениям, определяются ' особенностями информационной экономики. Она знаменуется сменой производственных технологийв результате формируется новый тип экономической системы, где ключевую роль играет интеллектуальный капитал, а основным ресурсом является информация. Возникает качественно новый уровень культуры труда, охватывающий большую часть… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В
  • ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ (/
    • 1. 1. Трудовые отношения в системе производственных отношений
    • 1. 2. Особенности трудовых отношений в современном российском обществе
  • ГЛАВА II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 2. 1. Совершенствование трудовых отношений на уровне фирмы
    • 2. 2. Институциональное регулирование трудовых отношений
    • 2. 3. Социальное партнерство как важнейший институт трудовой сферы

Развитие институтов трудовых отношений в трансформируемой экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие перемены в современной экономике требуют переосмысления целого ряда положений теории трудовых отношений, исследования новых явлений, обобщения и выработки эффективных методов институционального регулирования данного типа отношений.

Требования, предъявляемые сегодня к трудовым отношениям, определяются ' особенностями информационной экономики. Она знаменуется сменой производственных технологийв результате формируется новый тип экономической системы, где ключевую роль играет интеллектуальный капитал, а основным ресурсом является информация. Возникает качественно новый уровень культуры труда, охватывающий большую часть социоэкономических систем, создающих наукоемкую продукцию. В современном высокотехнологичном производстве утверждаются и продолжают развиваться новые формы организации труда, в 80−90-е гг. XX в. социальный фактор реорганизации труда был подкреплен научнотехнической модернизацией производства, стимулирующей социальнопрофессиональную реструктуризацию рабочей силы. Нарастает многопрофильность наемного труда. Среди специалистов поливалентный труд ускорил рост числа гибридных профессий. Элиминация рутинного труда, целостность и привлекательность производительной деятельности ведут к таким важным сдвигам в производстве, как уменьшение социально-грофессиональных дистанций между различными категориями персонала, к размыванию прежних основ социальной иерархии, к более равноправным производственным отношениям.

Специфические процессы характерные для информационной экономики приводят к формированию трудовых отношений определенного типа, сочетающие в себе качества и характеристики, отвечающие сложившейся системе требований. В этой связи становится весьмч актуальной задача анализа и оценки эффективности механизма институционального развития трудовых отношений в России.

Еще одной причиной заставляющей обращать внимание ученых экономистов на развитие трудовых отношений является существование объективных противоречий между работниками и работодателями, что обусловлено противоречивостью их экономических интересов: работодатели стремятся нанять оптимальное количество работников по минимальной цене, чтобы полезный (рыночный) результат их труда был максимальным, а наемные работники стремятся реализовать свой ресурс как можно дороже, чтобы обеспечить наилучшие условия воспроизводства своих способностей к ТРУДУ и личного, и семейного благосостояния. В подобных условиях возникает необходимость совершенствования институционального регулирования трудовых отношений, что делает выбранную тему исследования еще более актуальной.

Актуальность темы

исследования усиливается и тем обстоятельством, что субъекты и регулирующие институты трудовых отношений в России еще только накапливают опыт работы в условиях информационной экономики. Они нуждаются в соответствующем концептуальном и научно-методическом обеспечении. В силу этого разработка фундаментальных и прикладных проблем институциональных основ развития трудовых отношений отражает потребности не только экономической науки, но и отечественной хозяйственной практики.

Несмотря на то, что государство уже относительно долго применяет различные методы и меры регулирования трудовых отношений, системного представления о сущности и содержании, национальной специфике механизма институционального регулирования в отечественной науке пока не сложилось. В этих условиях исследование вопросов, связанных с развитием специфического регулятивного институционального воздействия государства на процессы формирования эффективных трудоъых отношений, с совершенствованием мер и инструментов регулирования, является весьма важным и актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Оценивай степень научной разработанности темы диссертационного исследования, необходимо отметить, что проблемы развития трудовых отношений находятся под пристальным вниманием ученых экономистов достаточно давно. При изучении теоретических основ трудовых отношений автором использовались фундаментальные научные работы: Дж. М. Кейнса, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Ст. Милля, А. Пигу, Д. Риккардо, П. Самуэльсона, А. Смита, Ж. Б. Сэя, и др. Изучение трудов указанных авторов, позволяет проанализировать эволюцию экономических взглядов на содержание и развитие трудовых отношений, а также их сущность, особенности и специфику трудовых отношений как одной из основных экономических категорий.

В отечественной научной литературе различные аспекты трудовых отношений нашли отражение в работах следующих авторов: В. Буланова, Н. Вишневской, Б. Генкина, А. Добрынина, М. Загорулько, Р. Капелюшникова, А. Котляра, А. Кашепова, С. Кирсанова, С. Ковалева, И. Масловой, В. Радаева, JI. Ржаницыной, А. Рофе, Т. Четверниной и др. Fработах данных. авторов, в основном, анализируются процессы трансформации трудовых отношений в условиях характерных для российской экономики.

Отдельно следует выделит труды российских ученых, активно применяющих институциональные концепции в анализе процессов организации и совершенствования трудовых отношений в России: С. Авдашеву, В. Автономова, О. Ананьина, А. Аузана, С. Афонцева, Р. Капелюшникова, Я. Кузьминова, Ю. Латова, В. Маевского, С. Малахова, В. May, В. Найшуля, А. Нестеренко, Р. Нуреева, В. Полтеровича, В. Тамбовцева, Л. Тимофеева, А. Шаститко, М. Юдкевич, А. Яковлева ь др.

К наименее разработанным в данной проблематике исследования следует отнести вопросы, связанные с выявлением специфических особенностей характерных для трудовых отношений в условиях информационной экономики, а также влиянии этих особенностей на формирование государственной политики в области институционального регулирования трудовых отношений. Поэтому знакомство с данным кругом проблем будет способствовать углублению дальнейшего научного поиска в этой области. Но, несмотря на постоянное расширение' круга исследований, многие аспекты теории трудовых отношений изучены недостаточно. В настоящее время остаются дискуссионными вопросы о выборе форм и методов государственного регулирования трудовых отношений в контексте современных социально-экономических особенностей современной рыночной экономики. Особо заметный пробел наблюдается на стыке теории трудовых отношений и практической реализации соответствующей государственной политики связанной с применением институциональных методов регулирования. Актуальность, недостаточная разработанность темы определили необходимость, предмет, цель и задачи исследования.

Цели и основные задачи исследования. Целью работы является исследование процессов развития институтов трудорых отношений в рыночной экономике. В рамках поставленной цели в диссертации реализованы следующие задачи:

• раскрыты теоретико-методологические основы исследования развития трудовых отношений в рыночной экономике;

• определено место трудовых отношений в системе производственных отношений.

• проанализированы особенности трудовых отношений в современном российском обществе;

• определены направления совершенствования трудовых отношений на уровне фирмы;

• исследованы институциональное регулирование трудовых отношений;

• изучено социальное партнерство как важнейший институт трудовой сферы в смешанной экономике;

Объект исследования. Объектом исследования является система трудовых отношений в трансформируемой экономике.

Предмет исследования. Предметом исследования является система экономических отношений возникающая по поводу развития институтов трудовых отношений.

Методологические, теоретические и информационные основы исследования. Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблем развития производственных и трудовых отношений. Большое значение в теоретическом аспекте имели институциональная концепция развития экономики, теория информационной экономики.

При проведении исследования и изложении материала были применены философские и общенаучные подходы (диалектический, материалистические, институциональный, ретроспективный и др.) и методы (статистические, социологические, анализа и синтеза, компаративистики и др.) научного анализа.

В ходе диссертационного исследования использовалась база нормативноправовых и нормативно — методических документов Правительства РФ, статистические материалы.

Научная новизна диссертационного исследования. Основные результаты, определяющие научную новизну проведенного исследования, заключаются в следующем:

— обоснованы факторы развития институтов трудовых отношений в современной экономике обусловливающие необходимость адаптации действующих институтов трудовых отношений к изменяющимся условиям хозяйствования: трансформация экономических системпереход от индустриального к постиндустриальному обществуформирование нового технологического укладаколебания уровня деловой активности;

— выделены особенности институционализации трудовых отношений в России: несоответствие и противоречивость формальных норм разных уровней экономической системыпреобладание неформальных норм в сфере трудовых отношений над формальнымираспространение и институционализация неправовых трудовых практик, нарушающих специальные нормы праванеравноправие институциональных акторов в сфере труда;

— сформулированы институциональные направления развития трудовых отношений включающие формирование института доверия, приводящего к снижению трасакционных издержек и уменьшению внутрифирменного оппортунизмаформирование эффективной системы мотивации за счет гибкости внутрифирменных контрактов позволяющих максимально полно использовать возможности, навыки, знания, интеллектуальный капитал работников, формирование института «работников-инноваторов», что позволит значительно повысить эффективность формирования трудовых отношений на микроуровне.

— выявлены институциональные причины преобладания в России неформальных норм в сфере трудовых отношений над формальными: ситуация на рынке труда, характеризующаяся превышением предложения рабочей силы над спросом на неевысокие трансакционные издержки, возникающие при выполнении работодателями всех требований трудового законодательстваслабость институциональных механизмов защиты трудовых прав работающих по наймуотсутствие или слабость государственного и общественного контроля за соблюдением трудовых прав.

— доказано, что распространение неправовых трудовых практик имеет не только отрицательные, но и положительные эффекты: устраняет интституциональный вакуум, возникающий вследствие отсутствия институтов государственного регулирования отдельных сегментов трудовых отношенийспособствует росту занятости трудоспособного населенияпорождает стимулы к продуктивному поведению, которое ведет к увеличению ВВПсокращает масштабы административной ренты.

— обоснована неэффективность российской модели социального партнерства, что подтверждается следующими фактами: наличие коллективных договоров не влияет на среднедушевые доходыразмер заработной платы и занятостьпрофсоюзы действуют исключительно в интересах руководства предприятийпрофсоюзы не выполняют свою основную функцию — защита интересов работниковформальное^ участие работников в управлении предприятиями.

— на основе проведенного исследования сформулированы комплексные рекомендации, направленные на совершенствование институтов трудовых отношений на разных уровнях хозяйствования: на уровне организациисовмещение модели рабочего места (квалификационные требования, предъявляемые к работнику) с моделью работника (уровню его потребностей) — на уровне государства — необходимость сочетаемости институтов-субъектов (государство, ассоциации фирмьЛ и институтов-механизмов (трудовая этика, социальная ответственность, доверие трудовые практики) — на уровне мировой экономики — использование легальных трудовых практик и борьба с нелегальными практиками в сфере труда и занятости.

Теоретическое и практическое значение результатов диссертационного исследования. Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в развитии недостаточно разработанного в экономической теории научного направления, связанного с исследованием процессов институционализации трудовых отношений в условиях трансформируемой экономики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем сформулированы прикладные рекомендации по совершенствованию процесса государственного регулирования трудовых отношений с учетом экономических особенностей характерных для современной экономики и расширена теоретическая и методологическая база исследования процесса развития трудовых отношений в российской экономике. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы для выработки эффективных моделей регулирования трудовых отношений, как на микро, так и на макроуровне, а также, при разработке и осуществлении специальных государственных программ в области регулирования трудовых отношений на федеральном и региональном уровнях.

Основные положения, подходы и методы диссертационного исследования могут быть использованы для обучения студентов и слушателей экономических специальностей в рамках учебного процесса при изучении курсов: «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Институциональная экономика» а так же спецкурсов, посвященных изучению экономики труда.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации получили апробацию на научно-практических конференциях и семинарах, прошедших в 2006; 2008 г. г., на которых автор выступал с докладами.

По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ, общим объемом 4,9 п.л. (из них одна статья в издании, входящем в перечень ВАК).

Структура работы. Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. Представленная диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы. Работа включает в себя 13 таблиц, 6 рисунков. Библиографический список включает в себя 200 наименований.

Заключение

.

Трудовые отношения имеют свое экономическое значение, поскольку они позволяют осуществлять обмен не только деятельностью, но и обменом опытом, навыками, волей к достижению поставленных задач перед работающими. Труд отдельного работника, как бы обособленным он не казался, является частицей совокупного общественного труда. Этому способствует не только сама технология производства, но и постоянное не только человеческое, но и производственное обучение участников производства, поскольку совместная производственная и производительная деятельность людей осуществляется в форме кооперации и разделения труда. I.

Это, надо полагать, относится не только к непосредственно трудовому процессу, но и самой организации взаимодействия различных форм собственности и видов экономических систем, производственным отношениям.

Регулирование трудовых отношений захватывает не только чистые экономические аспекты, но и элементы социальной сферы, соединяющие решение социально-экономических и духовно-нравственных проблем, таких как трудовая этика, трудовое поведение, продуктивная занятость, безработица, труд, отдых, социальное партнерство, представление о бедности и богатстве и др.

Трудовые отношения подразделяются на два вида: формальные и неформальные. Формальные трудовые отношения регулируются и управляются нормативно-законодательной базой общества: Трудовым кодексом, положениями, уставами, инструкциями, профилями должности, должностными инструкциями и т. д.

Неформальные трудовые отношения определяются менее конкретными факторами: религией, трудовой этикой, культурой, лингвистической картиной мира, менталитетом.

Оснований для классификации трудовых отношений достаточно большое количество, видимо потому что они считаются сложными, включающими значительный состав институтов.

Собственно трудовые отношения, которые возникают по поводу: заключения индивидуального трудового договоразаработной платырабочего времени и времени отдыхатрудовой дисциплиныохраны труда, материальной ответственности (отдельные авторы уточняют, что ими являются участники трудового отношения, которые несут ответственность за ущерб, причиненный по вине одной стороны другой).

Производственные отношения в своём содержании представляют собой процесс обмена продуктами деятельности. При этом неважно, происходит ли обмен между людьми занятыми индивидуальной трудовой деятельностью, или вступают в обмен трудовые коллективы с численностью в несколько тыс. человек. В производственный обмен вступает и, тем самым образует производственные отношения, любая производительная единица общественного производства, которая осуществляет выпуск продукции: звено, бригада, цех, предприятие и т. д. Вступая в трудовые отношения, люди не осознают, что на самом деле подчиняются объективным производственным отношениям. Поскольку мы имеем дело с материальным производством, то различия производственных отношений определяются содержанием продуктов деятельности, которые являются средствами обмена.

Производственные отношения общества и существующие в нем трудовые отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные силы объективно требуют вполне определенных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали бы условия для их развития и эффективного использования, то есть способствовали движению, развитию общества.

Трудовые отношения осуществляются в рамках определенной системы институтов, оказывающих существенное воздействие на развитие экономики.

Во все времена взаимодействия в трудовой сфере определялись самой спецификой разделения труда, где находили свое отражение, с одной стороны, пределы ресурсных возможностей личности, с другой — система социальных требований, диктуемая уровнем развития экономических отношений. При этом общество и социальные институты определяли доминанту развития личностного потенциала посредством формирования «заказа» на определенные качества и способности, а также путем формирования соответствующих условий для их развития и реализации.

Сегодня кадровый заказ определяет культура информационной цивилизации. Она знаменуется сменой производственных технологий, в результате формируется новый тип экономической системы, где ключевую роль играет интеллектуальный капитал, а основным ресурсом является информация. Возникает качественно новый уровень культуры труда, охватывающий большую часть социоэкономических систем, создающих наукоемкую продукцию.

Впервые наука поднимает на новую экономическую ступень и самого работника, формирует у него новые качества и его новую «стоимость». Следует подчеркнуть, что несмотря на бурное развитие техники и технологии, роль работника возрастает. Но — работника определенного типа, сочетающего в себе качества и характеристики, отвечающие сложившейся системе требований.

Требования работодателей к личностным качествам работника определяются в настоящее время функциональностью, корпоративной культурой, установками самого работодателя. У каждого работодателя свои особенные приоритеты, которым, тем не менее, свойственен общий компонент, а именно:

— хорошо развитые аналитические способности работника, умение оценивать ситуацию и совершать осознанный выбор, принимая решение;

— высокая работоспособность;

— адаптивность, включающая в себя обучаемость как освоение новых видов деятельности и приспособление к меняющимся социальным условиям.

Новая экономическая система, создавая новую шкалу ценностей, где на первый план выходит множественность возможностей индивидов, требует от общества готовности и способности выявить, развить и использовать личностные ресурсы человека.

Из всего многообразия социальных институтов трудовой сферы, регулирующих развитие трудовых отношений можно выделить (на уровне организаций, государства, мирового сообщества) два типа институтов: институты-субъекгы (государство, ассоциации, фирмы и др.) и институты-механизмы (трудовая этика, социальная ответственность, доверие, собственность, религия, трудовые практики и др.). Эти институты, в свою очередь, включают в себя как формальные (конституция, законы, указы и др.), так и неформальные (трудовые практики) институты.

Совокупность социальных институтов, регулирующих трудовые отношения в обществе включает властно-регулирующий, экономический и социокультурный институты.

Властно-регулирующие институты (государство, законодательные и исполнительные органы) предопределяют вектор развития и методы управления обществом, которые пронизывают все уровни общества (социентальный, институциональный, региональный и др.) В деятельность этих институтов вовлечены все активно действующие социальные субъекты, их функции лежат в плоскости планирования, конструирования новой реальности, создания новых связей и отношений, регулирования спонтанных процессов трудовой самоорганизации в рациональных рамках управляемости. К нему можно отнести: нормативно-санкционирующие институты (занятости, налоговые органы и др.), которые регулируют социальное и трудовое поведение на основе правил и предписаний, закрепленных в юридических актах, обеспечивают достойный уровень и качество жизни, необходимые для воспроизводства и т. д.

Экономические институты (экономика, рынки, собственность, деньги, банки и т. д.) обеспечивают производство и распределение товаров и услуг, соединяя экономическую жизнь с другими сферами общественной жизни. Другими словами, они представляют поле и арену для реализации трудового потенциала общества. Сюда же входят институты социальной сферы: службы социальной защиты, пенсионного обеспечение и др, например, институт здравоохранения оказывает влияние на качество социально-трудового потенциала, обеспечивает его репродуктивное воспроизвосдтво, выступая важнейшим фактором экономического развития страны.

Социокультурный институт, представленный совокупностью норм, образцов, ценностных ориентаций, которые фактически регулируют деятельность людей, включает в себя: нормативно-ориентирующие институты (образование, религия, нравственность, трудовая этика и т. д.), воспроизводящие культурные и социальные ценности, типы трудовых практик, социализацию индивидов, систему ценностей труда. Здесь можно выделить следующие подсистемы — институт образования, который формирует интеллектуально-образовательную составляющую трудового потенциалаинститут семьи, осуществляющий воспроизводство трудового потенциала, поддерживающий на основе родственных связей и бытового уклада социальную общность людей и т. д.- церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты (регламенты, распределение функциональных обязанностей, организация профотбора и т. п.) регулируют контакты, определяют порядок и способ повседневных взаимодействий, трудовые практики.

Говоря о соотношении формальных и неформальных норм в сфере трудовых отношений, необходимо отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к распространению неформальных норм.

На данный момент можно заключить, что в сфере трудовых отношений, определяющей условия жизнедеятельности основной части граждан России, фактически произошла институционализация неправовых практик.

Под трудовыми практиками (практиками в сфере труда и занятости) понимается совокупность устойчивых и массовых легальных и нелегальных взаимодействий между работниками и работодателями по поводу найма, выполнения правовых норм и взаимных обязательств в период занятости, а также освобождения рабочих мест (увольнения).

Неправовые трудовые практики понимаются как совокупность устойчивых и массовых социальных взаимодействий, связанных с нарушением легитимных (т. е. признаваемых большинством общества) законов и других формально-юридических норм, а также укорененных в культуре правовых традиций, регулирующих отношения труда и занятости граждан.

Возникновение неправовых практик может быть следствием ситуаций, различающихся, во-первых, качеством формально-юридических и социально-культурных норм, во-вторых, степенью их соответствия друг другу, в-третьих, субъективным отношением большинства граждан к юридическим нормам.

В современном трудовом пространстве отчетливо выделяются следующие типы неправовых взаимодействий:

1) преимущественно конфликтные, антагонистические, когда работодатель нарушает значимые трудовые права работников, а работники этому противодействовать не могут — либо вообще, либо без неблагоприятных последствий для себя в значимом жизненном пространстве;

2) преимущественно взаимовыгодные, когда и работодатели, и работники получают определенный выигрыш за счет государства;

3) солидаристические, когда противозаконные действия приносят непосредственную выгоду работникам за счет государства, работодатели же солидаризируются с работниками, стремясь как-то компенсировать низкий уровень их зарплаты и тяжелые условия труда.

В условиях широкого распространения неправовых трудовых практик, когда естественное неравенство прав нанимателей и нанимаемых нередко принимает форму правового произвола первых при полном бесправии вторых, контроль за соблюдением трудовых прав работников со стороны государственных структур и профсоюзов приобретает особую важность. Между тем и работники, и работодатели единодушно утверждают, что такой контроль либо крайне слаб, либо вовсе не существует.

Распространение неправовых трудовых практик влечет серьезные негативные последствия. Во-первых, они экономически, политически и культурно ослабляют государство и уменьшают шансы на выведение России из кризиса. Во-вторых, подрывают авторитет закона и веру граждан в возможность справедливого решения вопросов через правоохранительную систему. В-третьих, замедляют формирование современной деловой этики, ведут к криминализации целых сегментов экономики, тормозят рост иностранных инвестиций в Россию. В-четвертых, произвол работодателей и бесправность наемных работников усиливают и персонифицируют социальную дифференциацию общества. В разных точках общественного организма накапливается потенциал протеста, способный неожиданно выливаться в стихийные деструктивные действия работников против работодателей и государственной власти.

Все это указывает на то, что для ослабления неправовых практик в сфере труда требуется комплекс специальных мер экономической и социальной политики. Данный комплекс, несомненно, должен включать становление эффективной системы социального партнерства.

Институт социального партнерства является удачной новацией XX века. Он обеспечивает не только социальную стабильность и повышение качества человеческого капитала, но и конкурентоспособность национальных экономик. Под социальным партнерством понимается система отношений между работниками и работодателями при посредничестве государства, обеспечивающая согласование экономических интересов в социально-трудовой сфере. При этом отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на нахождение социального консенсуса.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах: — коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

— участия работников, их представителей в управлении организацией;

— участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Другой формой социального партнерства на предприятиях и организациях является соглашение. Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

На федеральном уровне социальное партнерство в сфере труда институционально оформлено Конституцией РФ, Трудовым кодексом, законами и созданием трехсторонней комиссии. Вместе с тем на региональном и муниципальном уровне этот процесс только начинается и сталкивается с рядом проблем. Прежде всего необходимо отметить несоответствие федерального и регионального законодательства. Наиболее слабое звено системы социального партнерства находится на уровне предприятий и организаций. Система социального партнерства в своем низовом звене работает (хотя бы формально) лишь там, где сохранились и действуют крупные профсоюзные организации, располагающие необходимыми информационными и организационными ресурсами.

В представлении большинства работников профсоюз все еще остается организацией, главным предназначением которой является распределение социальных благ и оказание социальных услуг на предприятии. В действительности же он уже в значительной степени лишился этих функций. Если материальную помощь профсоюз действительно выплачивает сам и в основном из собственных средств, то социальный пакет формируется и распределяется практически без его участия.

Из вышеизложенного следует, что в настоящее время ресурс профсоюза как общественной организации, изначально призванный быть независимой от работодателя, трансформировался в ресурс администрации, которая использует его для эффективного управления персоналом.

Таким образом, институт социального партнерства является одним из важнейших институтов трудовой сферы, определяющий правила и нормы взаимоотношений предпринимателей и работников с целью согласования их интересов. Западные модели социального партнерства, которые формировались более полутора веков, в настоящее время являются фактором устойчивой общественной системы и эффективности рыночной экономики. Сфера труда в России имеет ряд специфических особенностей, в силу которых становление института социального партнерства практически начинается с чистого листа. Поэтому необходимы поиски новых средств, которые могли бы ускорить этот процесс и повысить его общественную эффективность.

Проблема развития трудовых отношений в смешанной экономике оставляет широкое поле для дальнейших научных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Грачев М. Организационная культура современной корпорации// МЭМО. 1990 N6−53.
  2. А.Г. О стратегии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России // Экономическая наука современной России. 2003. — № 2. — С.26−38.
  3. В. Национальное богатство, природные и трудовые ресурсы России // Общество и экономика. -2003. № 4−5. -С. 186−196.
  4. В.М. Кадровая служба и управление персоналом: Практическое пособие кадровика. М. ЗАО «Издательство „Экономика“, 2003. — 704 с.
  5. , М. Практика управления человеческими ресурсами /Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2005.
  6. О.Ю., Архипова IT.И., Ермакова И. Н., Овчинникова Н.В.
  7. Кадровый менеджмент: Практическое руководство для руководителей и специалистов кадровых служб. М.: Издательство ПРИОР, 2001.
  8. Е. Прошкин Б. Моральное стимулирование труда: попытка оптимизации. // Человек и труд. 2008. № 1
  9. Т. Случайная занятость в России: численность, состав, мобильность. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  10. Н.А. Корпоративная система управления трудом. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.
  11. М.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда.
  12. Т.В., Русановский В. А. Экономическая политика, структура занятости и безработица в российских регионах. М., 2002.
  13. В. Уровень социального неравенства// Экономист. 2006. № 3. С. 58−66.
  14. С., Григорьев А. Динамика трудовых отношений и социального партнерства в странах ЕС.
  15. Г. В. Неоднородность человеческого капитала на российском рынке труда. М., 2005.
  16. . Труд в условиях рыночной трансформации // Общество и экономика. -2003. -№ 1. -С.94−95.
  17. B.C. Рынок труда. Учебник / Под. ред. проф.В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. М.: „Экзамен“, 2000. -290с.
  18. М. Эффективная занятость персонала как фактор роста продуктивности труда // Человек и труд. 2001.- № 10. — С.51−53.
  19. И. В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада / М.: Фолио, 1998.- 188с.
  20. Ю.Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 230 с.
  21. Бюро экономического анализа. Обзор занятости в России. Выпуск 1 (1991−2000 гг.). М.: ТЕИС, 2002.
  22. У. Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы // Теория и практика управления.-2003.-№ 1. С.11−12.
  23. А. Управление трудовыми отношениями в условиях Обострения социальной напряженности, Проблемы теории и практики управления. —1999. -№ 4 — с.90−93
  24. Е. Неформальная занятость: к портрету „известной незнакомки“ // Человек и труд. 2003, — № 11.- С.65−66.
  25. Н. Информационная асимметрия па российском рынке труда//Человек и труд. -2001. -№ 2. С.57−59.
  26. Г. С., Пуляев В. Т. Трудовые ресурсы ¦— всеобщая экономическая категория // Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономические исследования. СПб., 1995.
  27. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.:1. Экономист, 2004. 528с.
  28. Н. Законодательство о защите занятости и рынок труда // Мировая экономика и международные отношения, — 2003. № 6. — С.5−8.
  29. Н. Законодательство о защите занятости и рынок труда //Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 114−122.
  30. Н. Т. Рынок труда в канун XXI века: основные тенденции // Труд за рубежом. 2001 .-№ 2. — С.3−27.
  31. Н., Гимпельсон В., Мопусова Г. Динамика рабочего времени: сравнительный анализ // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2.
  32. Н.Т. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения, — 2000.-№ 8.-С. 4147.
  33. Н.Т. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия // Мировая экономика и международные отношения. 2001.-№ 9.-С.52−61.
  34. Н., Кобяков А. Социальные факторы экономического роста: гармонизация интересов работников и работодателей достижима// Человек и труд. 2005. № 2. С. 31−33.
  35. Н.А., Будаев Т. Б. Оплата труда и проблемы ее регулирования. М.: Издательство „Альфа-Пресс“. 2006. — 200 с.
  36. С.И., Лапшин В. Ю. Трансформация сферы занятости в новых условиях хозяйствования. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. 172 с.
  37. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003,—416с.
  38. В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. Учеб. пособие. М.: ГУ Высшая школа экономики, 2003.
  39. .Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в Российской Федерации. Научное издание / Пятигорск, ПГЛУ, 2005. -202 с.
  40. В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда // Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С.76−94.
  41. В. Занятость в неформальном секторе в России: угроза или благо? М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  42. В., Капелюшников Р. Российские мифы и рифы // Служба занятости. 2005. № 1. С. 6−8.
  43. В.Е. Временная занятость в России: данные, уровень, динамика, распространенность // Экономический журнал ВШЭ. 2004. № 2. С. 225−245.
  44. В.Е., Капелюшников Р. И. Нестандартная занятость: российские особенности // Человек и труд. 2006. №№ 6, 7. С. 38−41, 29−33.
  45. С.Ю. Политика социальной справедливости и экономического роста// Российский экономический журнал. 2005. № 11−12. С. 74−100.
  46. Н.В. Рынок труда и политика занятости в европейских странах с переходной экономикой / М.: Экономика, 2002. 57 с.
  47. В. Политическая экономия интеллектуального труда // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 11.
  48. С. Масштабы и структура неформальной занятости // Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С. 115−127.
  49. С. Масштабы и структура неформальной занятости // Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 115−127.
  50. А. Как оптимизировать структуру предложения на рынке труда // Человек и труд. 2005. № 8. С. 46−48.
  51. Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: ЮПИТИ-ДАНА, 2003.
  52. Декларация МОТ об основополагающих припципах и правах в сфере труда. // Российская газета. 1998. 16 дек.
  53. Т. Актуальные задачи анализа российского рынка труда в условиях глобализации экономики // Российский экономический журнал. 2003. — № 5−6. — С.93−96.
  54. Г. Управление персоналом/Пер. с англ. М.: Издательство1. БИНОМ, 1997.
  55. В.А., Кибанов А. Я., Одегов Ю. Г., Пихало В. Т. Управление персоналом. М., 2000.
  56. А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 5-е изд., доп. и перераб. — Н. Новгород: НИМБ, 2005. — 720с.
  57. О. О критериях эффективности рынка труда // Человек и труд. 2005. № 10. С. 49−51.
  58. Е. Профсоюзы на российском рынке труда. // Право и управление XXI век. № 1(6) 2008.
  59. С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2000. № 1.
  60. Жак С. В. Простейшая модель влияния увеличения заработной платына экономику в целом // Экономическая наука современной России. -2004. -№ 2.-С.181−182.
  61. Жуков A. J1. Заработная плата в зеркале экономической статистики // Экономическая наука современной России. -2004. -№ 1. С. 174−175.
  62. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Олегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: „Экзамен“, 1999.
  63. Иванушко П. Н. Главное не мешать работать хорошим людям
  64. Управление персоналом, № 1,2002. С. 21−22.
  65. Г. Ю. Происхождение и этапы развития собственности / Собственность в XX столетии. М.: РОССПЭН, 2001.
  66. П. Динамизм труда и федерально-экономический прогресс // Экономист. 2005. № 1. С. 3−13.
  67. П. К развитию на основе труда // Экономист. 2005. -№ 7. — С.3−9.
  68. В., Кларк С. Занятость в частном секторе // Социально-трудовые отношения. М., ИМЭМО РАН, 1998. Вып. XII.
  69. В., Козина И. М. и др. Государственные и частные службы занятости на рынке труда, Исследование эффективности формальных посредников при трудоустройстве. М.: РОССПЭН, 2000.
  70. Каз М. Мотивация труда: трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивно-ценностный подход // Вопросы экономики. 2005. № 12. С. 82−95.
  71. С. О приоритетных направлениях развития социально-трудовой сферы // Общество и экономика. 1999. № 9. С. 57−63.
  72. С. Развитие рынка труда неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд. 2005. № 3. С. 41−44.
  73. С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство // Человек и труд. 2003. — № 9. -С.45−47.
  74. К. С., Куин Р. Э. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ.- Под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
  75. Р. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  76. Р.И. Задержки заработной платы и экономическое поведение: микроэкономический подход // Вопросы экономики. -2000.-№ 9. С. 65 — 82.
  77. Р.И. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности // Вопросы экономики. 2004. — № 4. -С.66−90.
  78. Р.И. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. 2003. — № 4. — С. 83 — 100.
  79. Р.И. Российский рынок труда. Адаптация без реструктуризации /М.: ГУ ВШЭ, 2001.-309 с.
  80. А.В. Психология управления. М.: Гардарики, 1998.
  81. С.А. Трудоустройство: поиск работы / М.: Издательство „Экзамен“, 2002. 145с.
  82. А., Кубишнн Е. Ситуация на рынке труда: направления развития // Экономист. 1992. № 12.
  83. JI.B., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: Учебник. М. ИНФРА-М, 2001. -220с. — (Серия „Высшее образование“)
  84. А. В. Российский рынок труда: проблемы формирования и перспективы // Общество и экономика. 1997. № 7−8.
  85. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики / Дж.М.Кейнс. М., 1993. — 306 с.
  86. А.Я. Управление персоналом организации: Учебник 3-е изд., доп. и перераб. — М.:ИНФРА-М, 2006. — 683 с. — (Высшее образование)
  87. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИэиОПП СО РАН, 2001.
  88. О. Правовое регулирование на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2003. — № 9. — С. 111−122.
  89. И.М. Реструктурирование рынка труда и каналы мобильности // Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России / под. ред. В. Кабалиной и С. Кларка. М.: РОССПЭН, 1999. С. 172−200.
  90. Н.Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики / Отв. ред. В. К. Потемкин. СПб., 1993.
  91. О. Об оценке эффективности работы службы занятости // Человек и труд. 2002. -№ 3. -С.-23−25.
  92. М.Г. Экономика труда. Изд-во „Магистр“. М, 1998.
  93. .В. Дискриминация работников творческого труда (экономический аспект). СПб., 1998.
  94. А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования / М.: МАКС Пресс, 2001.-319с.
  95. JT.A. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики / М.: Профсоюзы и экономика, 1999. -296 с.
  96. В.А. Государственное регулирование занятости населения в современных условиях. М.: Экономика РАН, 1999.
  97. Е. Трудовой процесс и самореализация личности. // Человек и труд. 2008. № 4.
  98. А. Еще раз в поддержку расширительной трактовки рынка труда // Вопросы экономики. 2004. № 9. С. 151 -154.
  99. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 1.
  100. А.Э. О субъектах и объекте рынка труда // Человек и труд,-2003. -№ 5.-С.30−32.
  101. С.А. Занятость: стратегии России. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-304 с.
  102. В. Концептуальные основы экономики труда // Российский экономический журнал. 2000. № 11−12.
  103. М., Орлова Е. Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере занятости населения // Человек и труд. 2006. -№ 1. — С. 15−20.
  104. Н.И. Общая социология. М., 2006.
  105. В.Ю. Рынок труда: теория и российская практика // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 2. С. 70−75.
  106. В.Ю. Формирование и функционирование рынка труда (вопросы методологии) // Ученые записки Института экономики и управления. 2004. № 1. С. 32−38.
  107. И., Ипполитов Г. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы: концептуальные аспекты // Человек и труд. 2000. № 7. С. 43−46.
  108. А.Л. Переход к постиндустриальному обществу? Исследование занятости в сервисном секторе экономики России. М., 2003.
  109. Ф. Организационное поведение. М.: „Инфра-М“, 1999.
  110. В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 47−62.
  111. А. Особенности конкуренции на российском рынке труда / А. Мазин // Человек и труд. 2005. — № 5. — С.50−55.
  112. А.Л. Профсоюзы: прошлое, настоящее, будущее. // Человек и труд. 2005. № 7.
  113. И.А. Активная политика на рынке труда в России. Европейский подход / Под ред. И. А. Малаха. М.: ЭПИКОН, 2002. -319 с.
  114. И.О. Тендерные различия в профессиональной мобильности и сегрегация на рынке труда: опыт российской экономики. М., 2005.
  115. Е. Социально-экономическая эффективность улучшения условий труда: методологические аспекты оценки. // Человек и труд. 2008. № 4.
  116. В.М., Тучкова А. И. Трудовые отношения: Текст лекций. СПб., 1996.
  117. И. Неформальная занятость в России // Вопросы экономики. 2003. — № 9. С.89−99.
  118. В., Савельев П. Стратегии поиска работы на российском рынке труда и роль государственной службы занятости. М., 2003.
  119. Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах.1. М.: Наука. 1992.
  120. О. От трудовых к к интеллектуально-креативным ресурсам // Человек и труд. 2005. № 3. С. 781.
  121. О.И., Акумова Н. В., Локпохина Н. В. Развитие системысоциального партнерства Российской Федерации//Уровень жизни населения регионов России, № 2,2001.-С. 10−14.
  122. Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная // Вопросы экономики. 2001 .-№ 9. — С. 113−129.
  123. Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 400 с.
  124. А., Горин Н. Судьба России в современной цивилизации. М.: Агентство „Информат“, 2003.
  125. А., Горин Н., Роговая В. Какая модель социального партнерства нужна России? // Человек и труд. 2007. № 1, № 2.
  126. А. О соотношении роста производительности и заработной платы // Общество и экономика. 2001. — № 7−8. — С.95−110.
  127. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М: Фонд экономической книги „Начала“, 1997.
  128. Ю. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений//Вопросы экономики.-2004. -№ 3. С. 105−114.
  129. Ю., Руденко Г. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 105−114.
  130. Ю.Г., Руденко Г. Г., Бабынина Л. С. Экономика труда: Учебник. В 2 т. М.: „Альфа-Пресс“, 2007.
  131. Ю.Г., Руденко Г. Г., Митрофанов Н. Г. Рынок труда и социальное партнерство: Монография, 1998.
  132. Отраслевые соглашения федерального уровня и социальное партнерство в субъектах Российской Федерации в 2004 г. Аналитические материалы. М.: Права человека, 2005.
  133. А.А. Рынок труда. Занятость и безработица. Изд-во МГУ. М, 2004.
  134. Л.Е. Постсоветские профсоюзы как институт трудового посредничества. Под ред. Нуреева P.M. МОНФ.М., 2003.
  135. Ф. Друкер, „Задачи менеджмента в XXI веке“, М.,
  136. Издательский дом „Вильяме“, 2000
  137. Г. Р., Жуков Л. И. Экономика труда. М.: Экономика, 1999.
  138. Н. Социально-трудовые отношения в условиях переходной экономики // Общество и экономика.- 2006. № 4, — С.40−85.
  139. К. Саморегулирующий рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // Thesis. 1993. — Т. 1, вып. 2.-170 с.
  140. B.C. Управление персоналом: системный подход и его реализация. / Под науч. ред. Ю. Г. Одегова. М.: Информ-Знание, 2002.
  141. А.И. Российский этос: обогащение или лечение? //ОНС. 2006.
  142. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд // Российский экономический журнал. 1995. № 3.
  143. Г. Необъявленная реформа социально-трудовых отношений в 1990 -е годы // Вопросы экономики. 2003. — № 9. — С. 77−122.
  144. В. Как повысить заинтересованность собственников в повышении зарплаты наемных работников. // Человек и труд. 2008. № 4.
  145. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб.
  146. Г. А. Рынок труда на макро- и мегауровпе: закономерности и тенденции формирования / Г. А. Резник. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.- 140 с.
  147. Л. Правительственный прогноз на 2006 г. и па период до 2008 г.: социальная экспертиза параметров // Человек и труд. 2005. -№ 8. — С. -37.
  148. Л. Политика доходов: этапы резервы // Экономист.1999. № 9. — С. 62−68.
  149. Н. Почему большинство россиян мало зарабатывает? // Человек и труд. 2005. № 12. С. 33−38.
  150. В. Достойные заработная плата и пенсия: отечественный и зарубежный опыт. // Человек и труд. 2007. № 7.
  151. Российская модель социального партнерства: перспективы развития. // Человек и труд. 2007. № 4, № 6.
  152. Российский рынок труда: путь от кризиса к восстановлению / Пер. с англ. М/ Изд-во „Весь мир“, 2003. 320 с.
  153. Роструд России: деятельность органов службы занятости в 2005 г. // Человек и труд. 2006. № 4. С. 39−42.
  154. Роструд: некоторые результаты работы в 2005 г. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.dfo.iTi/print/news-2 022 006−2968.htm
  155. А. О содержании понятия „трудовые ресурсы“ и „рабочая сила“ // Человек и труд. 1997. № 3.
  156. А.И. О содержании понятий „трудовые ресурсы“ и „рабочая сила“ // Человек и труд. -1997, — № 3. -С.23−25.
  157. РТК — базовый институт отечественной системы социального партнерства, функционирующий в интересах человека труда. // Человек и труд. 2008. № 2.
  158. Д.Г. Современный российский рынок труда как объект государственно-финансового регулирования / Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2003.-36 с.
  159. П. Экономика / П. Самуэльсон: В 2 т. М.: Высшая школа, 1992. ~560с.
  160. JI.H. Теория и методология маркетинга рабочей силы. СПб., 1998.
  161. С. Мотивация персонала: две стороны медали. // Человек труд. 2007. № 7
  162. А .Г., Михайловская Г. Н. Региональные особенности рынка трудовых ресурсов // Проблемы трудовых ресурсов России: социально-экономические исследования. СПб., 1996.
  163. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики / Г. Э Слезингер. М.: Инфра, 1996.-336 с.
  164. И. Недоиспользование трудового потенциала страны: путь в направлении, обратном общемировому // Человек и труд. 2002. -№ 6. -С.56.
  165. И. Реализация трудового потенциала // Человек и труд. -№ 9. 2006. — С.46−52.
  166. Т.О. Организационная культура компании М.: Издво „Журнал Управление персоналом“, 2003. 500 с.
  167. Т.О., Соломанидин В. Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). М.: ООО „Журнал управление персоналом“, 2005,
  168. Социальное партнерство в России. Обзор 2005,
  169. Социальное партнерство и трудовые отношения в Европе. М: Права человека, 2005.
  170. , В.А. Корпоративная культура / СПб.: Питер, 2001.
  171. С.А. Мотивация персонала//Управление персоналом, № 7,2002. -С.32−34.
  172. B.JI. Экономические институты российского капитализма. Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год. „Логос“, М., 1999.
  173. Н. Трудовые отношения в условиях глобализации и технологической революции (опыт стран Запада) // Общество и экономика. 2000. № 1.
  174. О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986.
  175. Трудовой кодекс Российской Федерации. — СПб: Издательский дом1. Бизнес-пресса», 2002.
  176. Н.К. К вопросу об оптимизации стимулов к труду // Человек и труд. 2006. № 3. С. 67−69.
  177. О. И. Фирмы и рынки // Современная экономическая мысль. Под ред. Р. Вайнтрауба. М.: Прогресс, 1981, с. 271−297.
  178. Управление персоналом организации. / Под ред. А. Я. Кибанова. М.:1. ИНФРА-М, 2002.
  179. С. О специфике российского рынка труда // Российский экономический журнал. 2004. — № 1. — С.94−95.
  180. А.В. Нематериальная мотивация ИТ-персонала. //Управление
  181. X., Мотив и мотивация: восьми основных проблем, www.flogiston.ru
  182. Р., Мехран Ф., Верма В. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. М., 1994.
  183. Р. Динамика и структура оплаты труда в России / Р. Хыдыров // Общество и экономика. 2004. — № 2. — С. 124−132.
  184. Г. Социальная характеристика труда // Экономист. 2006. № 6. С. 94−96.
  185. И. ФРГ: гибкие режимы работы. // Человек и труд. 2008. № 2
  186. , А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента. — 2005. — № 4, —С. 29−54.
  187. Н.В. Социальный феномен занятости в неформальной экономике. Новосибирск: ИЭИОПП, 1996. 33 с.
  188. . Общие положения Трудового кодекса РФ // Человек и труд. 2002. — № 4. — С.28−36.
  189. Дж. Принципы организации и управления фирмой. М. Прогресс, 1979. С. 250.
  190. А. Любые реформы в социальной сфере возможны лишь при условии роста производительности труда / А. Щербаков // Человек и труд. 2005.
  191. Экономика труда / Под ред. проф. Шлендера П. Э. и Кокина Ю. П. М.: Юристъ, 2002.-292с .
  192. Р.Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р.Дж. Эренберг, Р. С. Смит. М.: Изд-во МГУ, 1996.-800 с.
  193. Е.Ю. Мотивация и стимулирование труда управленческогоперсонала организации. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003 — 208 с.
  194. Е.Ю. Проблемы развития системы социальногопартнерства: Препринт: Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2002. 35 с.
  195. Р. Динамика производительности труда и заработной платы в постсоветской России: есть ли взаимосвязь? // Российский экономический журнал. 2003. — № 9−10. — С.16−29.
  196. Р. Регулирование заработной платы в Российской Федерации: основные принципы // Человек и труд. 2006. № 2. С. 6368- № 3. С. 61−66.198. www.ecsoman.ru199. eiro.eurofound.eu200. www.unice.org
Заполнить форму текущей работой