Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная адаптация молодежи как объект регионального управления: на материале Хабаровского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из результатов работы стало обобщение исторической практики управления процессами адаптации молодежи в советский период, на основе которого сделан вывод о том, что субъектами социального управления в данной сфере были педагогические коллективы, работники партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, шефы-производственники, активисты-общественники, правоохранительные органы… Читать ещё >

Содержание

  • I. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Социальная адаптация молодежи, как категория социологии управления
    • 1. 2. Методологические аспекты управления адаптацией молодежи
    • 1. 3. Управление процессами социальной адаптации молодежи: основные направления, функции и структуры
  • II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Изучение факторов и системы регионального управления процессами социальной адаптации молодежи (по материалам Хабаровского края)
    • 2. 2. Управление процессами адаптации молодежи в системе муниципальных образований и местных сообществ (на материале Совгаванского и Ванинского районов)
    • 2. 3. Анализ эффективности и совершенствование управления процессами адаптации молодежи

Социальная адаптация молодежи как объект регионального управления: на материале Хабаровского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Радикальное социально-экономическое трансформирование российского общества сопровождается активным ростом научного интереса к молодежной проблематике, что для России приобретает особую актуальность.

Трансформирование социальных институтов в условиях переходного периода и, становления новых социально-экономических отношений порождает новые механизмы соответственно социальной адаптации молодежи.

Любая проблема, связанная с молодежью неизбежно не только отражает реальное состояние общества, но и затрагивает перспективы его развития в социальном, экономическом и политическом плане, во многом определяя вопросы самореализации и особенности поиска своего пути в новых социально-экономических условиях.

В условиях коммерциализации и деидеологизации настоятельная потребность в самоутверждении нередко приводит к ориентации на чисто «материальные интересы», что во многом определяется ориентацией на ускоренное статусное продвижение прогрессирующей в то же время не адаптированное&trade-.

Все это заставляет обратить специальное внимание на особенности формирования, становления и функционирования механизма социальной адаптации, в том числе и, даже, прежде всего социального управления.

Невозможность для значительной части молодежи, в том числе молодежи реализовать свои социально-экономические притязания, повысить или хотя бы поддержать социальный статус блокирует продвижение по другим направлениям преобразований, создает социальное напряжение, разрушающее общественное согласие. Сохраняются или усиливаются глубокие различия в качестве жизни, размерах текущих денежных доходов, объемах сбережений, что в итоге сказывается и на уровне адаптированное&tradeграждан. Отмечается тесная зависимость адаптации людей от условий развития регионов, дифференциация возможностей социальной мобильности.

В значительной мере актуальность темы исследования обусловлена общегосударственным значением масштабностью и остротой социально-экономических проблем Хабаровского края, определенных Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, принятой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья» и распоряжением Правительства Российской Федерации по этому вопросу. Говоря об адаптации, как о результате планомерного регулирования процессов трудоустройства следует напомнить, что потребность Дальнего Востока в кадрах покрывалась на протяжении многих десятилетий, в основном, приезжим населением и трудная задача управления состоит в том, чтобы наладить механизм заполнения рабочих мест за счет закрепления в крае молодежи. Существенным препятствием на пути позитивного изменения уровня и структуры механизма самоопределения молодых людей нередко становятся факторы, обусловленные спецификой местного рынка труда. Проблема управления процессами адаптации молодежи особую значимость приобретает под влиянием специфических факторов, в том числе, например, возрастанием тенденций притока иностранных работников из Китая. Территориальные, природные, демографические и экономические слагаемые потенциала Хабаровского края объясняют сложности формирования трудовых ресурсов, поиска эффективных мер обеспечения социальной устойчивости и стабильности общества, требуют большего участия государства и общественных структур в управлении процессами профориентации и преодоления социальной неустроенности молодежи, создания многоуровневой подготовки специалистов, отличающейся преемственностью динамичностью и прогностичностью, в которой адресно определены цели и задачи, субъект и технология управления. Актуализирует проблемы выживания региона и отсутствие государственной концепции воздействия на профессиональное самоопределение молодежи.

Особая значимость социолого-управленческого подхода во многом определяется необходимостью прогнозирования социально-экономической трансформации в России. По данным экспертов Центра стратегических исследований страна к 2008 г. должна достичь максимальных темпов преобразований относительно других стран с переходной экономикой. Однако анализ инерционных траекторий показывает, что уже в ближайшие десять лет нам предстоит пройти через целый ряд локальных кризисов. Один из них связан с прогнозами по развертыванию негативных демографических тенденций старения населения, сокращения численности его трудоспособной части на 8−10% за каждое пятилетие после 2010 г. Следует учитывать и качественное изменение условий конкуренции, вызванной не только открытием товарных рынков, но и новыми процессами — глобализацией сфер обращения, торговли, финансов и потребления. Подобная ситуация задает нижнюю планку требуемого для компенсации сокращения трудовых ресурсов, повышения производительности труда не менее 3−4% в год.

Актуальность проблемы связана также с тем, что, как справедливо подчеркивается в современных социологических исследованиях, высока устойчивость российского патернализма, традиционно формировавшегося в течение многих веков, объективность того, что в ходе реформы не удается создать условия, позволяющие самостоятельно реализовать свой потенциал основной массе работников, поскольку процесс адаптации к рыночным преобразованиям еще продолжается.

Необходимы направленные меры социальной политики, поддерживающие адаптационные усилия людей и учитывающие реальную социально-экономическую дифференциацию условий, в которых осуществляется процесс адаптации. Справиться с подобной ситуацией возможно только при одном условии: если будет последовательно учитываться потенциал социального управления по формированию потребностей и интересов человека, отражающих гармонизацию человеческого бытия, реализацию его интеллектуального потенциала как баланса между потребностями и требованиями объективной реальности.

Существует и другая актуальная проблема — необходимость радикального улучшения социального управления в регионах, непосредственно связанного с жизнедеятельностью личности и социальных общностей, определяющего степень доверия граждан к субъектам всех уровней власти.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Оценка степени разработанности проблем управления адаптацией молодежи требует в силу его многоаспектности внимания к теоретическим источникам из различных областей — социальной философии, общей, прикладной и эмпирической социологии, политологии, социальной и педагогической психологии социального управления. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, степень разработанности теоретико-методологических оснований, позволяющих понять механизмы становления и социальную природу этого социального института, с другой, — меру разработанности теоретико-методологических принципов прикладного анализа вопросов функционирования и развития самого феномена социальной адаптации и механизмов его влияния на социализацию молодежи и её деятельность в различных сферах общественной жизни.

Применительно к проблематике диссертации первое направление охватывает разработанность вопросов институциализации социальных феноменов современного мира. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодня, достаточно основательно проработаны теоретические основания институциональной организации и системности общественных форм бытия, равно как и важная для понимания практики и тенденций динамики социальных процессов проблематика содержательных характеристик социальных феноменов и специфики их функций (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. И. Руткевич, Т. Веблен, Р. Мертон, М. Ориу, В. И. Добреньков,.

С.С.Фролов и др.).

Следует отметить, что также уделено должное внимание исследователей к проработке социокультурных аспектов социальной адаптации, в аспекте общетеоретического анализа вопросов, трансляции культуры, в плане исследования особенностей практики функционирования и управления социальными институтами в традиционном и постиндустриальном обществе (Н.А.Бердяев, А. Вебер, И. И. Ильин, В. О. Лосский, А. В. Толстых, Й. Хейзенга, В. Г. Федотова и др.).

Особо следует выделить общетеоретические работы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций в плане разработки теории ценностей как собственно социологической проблемы (М.Вебер, Э. Дюкгейм, Ф. Знаненский, Т. Парсонс, У. Томас, А. Маслоу и др.), а также отечественных социологов и философов (Е.М.Бабосов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов,.

B.П.Тугаринов, В. А. Ядов и др).

В социально-психологическом контексте социальная адаптация рассматривалась в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Здраврмыслова,.

C.А.Иконниковой, И. С. Кона, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и ряда других исследователей. Начиная с последней четверти прошлого века активно развивается такое направление как социология молодежи (П.И. Бабочкин, С. А. Иконникова, И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, B.C. Собкин, М. Х. Титма, Ф. Р. Филиппов, В. И. Чупров, Ф. Э. Шереги и др.), однако в гораздо меньшей степени, уделяется внимание вопросам приложимости общетеоретических положений этого направления социологического познания, к прикладному исследованию такого специфического аспекта управления, как социализацией молодежи.

Существует и другая актуальная проблема — необходимость радикального улучшения социального управления в регионах, непосредственно связанного с жизнедеятельностью личности и социальных общностей, определяющего степень доверия граждан к субъектам власти всех уровней.

Отдельные вопросы управления социальной адаптацией в контексте социализации молодежи рассматривали: Ю. П. Аверин, В. Г. Асеев, Е. М. Бабосов, Л. Я. Дятченко, A.B. Дмитриев, Ю. А. Зубок, В. Н. Иванов и В. И. Патрушев, С. П. Иваненков, И. М. Ильинский, В. Н. Ковалев, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, Г. И. Осадчая, В. В. Нехаев и Г. В. Куприянова, М. Н. Руткевич, А. Н. Савинов, И. М. Слепенков, А. И. Сухарев и Ж. Т. Тощенко, И. Л. Федорова и В. И. Чупров, А. И. Шендрик.

Анализ некоторых аспектов адаптации молодежи Хабаровского края, а также других регионов Дальнего Востока, дают в своих исследованиях Л. В. Блинов, Э. В. Громова, C.B. Дьякова, C.B. Зарайкин, Е. Ю. Зяблова, П. Б. Кондратенко, М. А. Корнилова, В. П. Кузьмин, С. А. Левков, Л. Б. Лупандина, A.A. Мартынченко, Я. Н. Попов, и др.

Вместе с тем, ученые, разрабатывающие проблемы молодежи, справедливо указывают на необходимость расширения исследований по социальному управлению процессами адаптации молодежи. Исследования, специально посвященного, управлению процессами адаптации молодежи в нашем регионе не проводилось, что и послужило непосредственным стимулом при избрании темы настоящей работы, в определении ее целей и задач.

Объектом исследования является управление процессом социальной адаптации молодежи.

Предметом исследования — региональные особенности социального управления процессами адаптации молодежи в условиях Дальнего Востока.

Цель исследования заключается в анализе механизмов регионального управления процессом адаптации молодежи в современных условиях, предполагающий уточнение его детерминант и методов, выявление отношения молодежи этому виду социального управления, определение основных путей и средств ее совершенствования.

Задачи исследования:

— проанализировать основные подходы в зарубежной и отечественной теории к исследованию механизма управления процессами адаптации молодежи;

— провести анализ ряда функций прямого и косвенного управленческого воздействия на социальную адаптацию молодежи;

— раскрыть особенности регионального управления адаптацией молодежи в образовательной, профессионально-трудовой и культурной сферах;

— исследовать региональные особенности управления социализацией студентов и учащихся;

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные концепции, изложенные в работах классиков социологии, современных отечественных и зарубежных ученых, в которых содержатся подходы к исследованию управления адаптации молодежи, и связанных с ними механизмов регуляции социального поведения личности.

Эмпирической базой исследования аргументации выдвинутых в работе концептуальных положений послужили данные Государственного Комитета Российской Федерации по статистике, региональных органов управления и статистики, публикации в научных и других изданиях, а также собственные социологические исследования автора. Это обеспечило валидность исходных данных, научно-методологического инструментария, обоснованность основных выводов и положений диссертационной работы.

Основные методы исследования. В работе использовались как общенаучные методы, системный подход, теоретическое моделирование, историко-генетический метод, системно-функциональный метод, так и специальные социологические методы: анализ документов, анкетный опрос, углубленное интервью, экспертный опрос, метод шкальных оценок.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием в работе обширной отечественной и зарубежной источниковой базы, охватывающей различные области научных знаний: теории социального управлениясоциологииполитологиипсихологиипедагогикиобработки и анализа исходных данных, их вторичной обработки с использованием количественных методов и ЭВМрезультатами экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— проведена типологизация форм регионального управления процессом адаптации молодежи, изменения в содержании и направленности которых связаны с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в современном российском обществе;

— дано авторское определение социального управления процессами адаптации молодежи;

— дана интерпретация региона как социокультурного пространства адаптации молодёжи;

— определена региональная специфика социального управления в сфере процессов адаптации молодежи, раскрыты его детерминанты, критерии, механизмы;

— определены объективные и субъективные условия, которые смогут превратить региональное управление в действенный механизм влияния на оптимизацию процессов развития личности;

— выявлены тенденции развития социального управления процессами адаптации молодежи в региональном плане и предложены основные направления его совершенствования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором разработана и обоснована концепция управления процессами социальной адаптации молодежи и предложен категориальный аппарат, необходимый для теоретического анализа и практического решения исследования проблемы.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для расширения исследований по проблемам профориентации молодежи, социальной деятельности, при проектировании социальных инноваций, в процессе реформирования социальных систем и структур по работе с молодежью. Основные выводы рассчитаны на практическое использование в социальном управлении, а также в преподавании и при изучении курсов: «Социология управления», «Социология», «Управление персоналом», «Территориальная организация населения», «Система государственного и муниципального управления», «Региональная экономика и управление».

Апробация работы. Практические выводы и предложения использованы при подготовке нормативных документов Администрации Совгаванского района Хабаровского края по вопросам адаптации молодежи, при планировании и проведении профориентационной подготовки абитуриентов СГА, в содержании лекционных и семинарских занятий со студентами при изучении курсов «Социология управления», «Социология», «Управление персоналом», в методической работе филиала. Диссертация обсуждена на кафедре социологии СГА. Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в опубликованных работах общим объемом 1,8 п.л.

Структура и объем работы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Основное содержание изложено на 229 страницах машинописного текста.

Выводы по второй главе.

Управленческое воздействие государственных и общественных структур региона на процесс адаптации молодого поколения сосредоточено на решении многообразных социальных задач, направленных на постепенное усиление роли занятости, профессионального выбора, получения образования, повышения благосостояния в жизни молодых людей. Механизм управления отражает специфику региона как социального пространства дифференциацию социальных групп молодежи, в том числе оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, что подтверждается наличием разнообразных социальных программ распространением ряда признанных местной молодежью управленческих инициатив, формами социального контроля, нормативного подхода, проверки эффективности управленческой деятельности адресной социальной помощи. Вместе с тем характер изученных нами факторов указывает, что создание эффективной и более совершенной системы управления в данной сфере проблематично без настойчивого поиска оптимальных решений для ряда наболевших проблем и активной помощи на федеральном уровне.

Для повышения действенности управления процессами адаптации молодежи особенно позитивное значение имело бы приложение активных усилий государственных и общественных структур по корректировке социально значимой стратегии на региональном рынке труда, однако в настоящее время молодежь предпочитает достаточно стихийное трудоустройство. Данные проведенного нами опроса показали, что для местных сообществ Совгаванского и Ванинского районов наиболее существенное управленческое воздействие на адаптацию молодежи могло бы оказать своевременное и объективное информирование о возможностях профобучения и образования, конъюнктуре рынка труда и требованиях большинства работодателей к наемным работникам. Объектом повышенного внимания в системе управления процессом адаптации должна стать не сформированность трудовых и образовательных ориентаций, а также профессиональная дезориентация части респондентов, что может быть вызвано как не сформированностью ценностной позиции индивида в отношении образования и труда, так и дисфункциями во взаимосвязи социальных институтов и рынка труда.

Пути и средства совершенствования управления в сфере адаптации молодежи должны, по мнению диссертанта, в большей мере основываться на выявлении факторов и актуальных компонентов, способствующих или препятствующие адаптации школьников и студентов. Важным резервом улучшения деятельности в этой сфере может стать инновационный подход к подготовке выпускников средних профессиональных учебных заведений. Должны быть выявлены группы и установлены степени риска для здоровья учащихся и студентов со стороны отдельных негативных аспектов общественной среды, степени соответствия подготовки молодежи к требованиям рынка труда и профессии, определены желательные и нежелательные с точки зрения социальной адаптации качества молодого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование управления процессами адаптации молодежи в современных условиях позволило сделать ряд обобщений и выводов, имеющих теоретическое и практическое значение.

Анализ важнейших теоретических подходов отечественной и зарубежной социологической науки к проблемам адаптации молодежи, связанных с ними форм регуляции социального поведения личности, научной литературы и документов, анкетный опрос и интервью, позволили конкретизировать механизм управления процессами адаптации молодежи на основе принципа взаимодополняемости методологических и методических приемов, разработанных в рамках разнообразных направлений обеспечили валидность основных выводов и положений диссертационной работы.

Реализация задач исследования позволила дать авторское определение социального управления процессами адаптации молодежи с учетом специфики региона как социокультурного пространства. Раскрыть механизмы социального влияния, его детерминанты и критерии, объективные и субъективные условия, которые реально способствуют координации развития личности, эффективности адаптивного подхода к социализации молодого поколения, его отношения к роли государственных и общественных структур на пути активного участия в жизненном самоопределении молодежи края. Выявлены тенденции развития социального управления в данной сфере и предложены основные механизмы по его совершенствованию.

Была сформулирована и нашла подтверждение основная гипотеза исследования, что позволило сформулировать новые теоретические положения, характеризующие типологизацию форм управленческой деятельности в данной сфере. А также прийти к выводу о том, что изменения в содержании и направленности социального воздействия на формирование качества жизни и социокультурный уровень молодого поколения реально отражают результаты социально-экономических преобразований, происходящих в стране и в Хабаровском крае.

Поставленная в исследовании задача выявить критерии, детерминанты и механизмы управления процессом адаптации молодежи с учетом особенностей современной ситуации в регионе, отношение молодежи к организации этой деятельности со стороны государственных и общественных структур, определения основных путей и средств ее совершенствования решалась исходя из выдвигавшейся гипотезы. Проверялась истинность выдвигавшегося нами с этой целью гипотезы о том, что управление процессом адаптации молодежи в регионе характеризуется противоречием. Суть которого состоит в том, что изменяющееся местное сообщество ориентирует молодое поколение на быстрое приспособление к рыночным требованиям, на решение острых материальных проблем, однако механизм и структура управления, иерархия типов адаптации молодежи остаются практически неизменными, не в полной мере отражая новые социальные потребности юношей и девушек.

Системный характер процессов адаптации молодежи послужил методологической основой понимания и признания того, что способность адекватного приспособления и реагирования на условия жизни в обществе является всеобщим свойством социальных отношений. Содержание социальной адаптации прослеживается в трудах классиков зарубежной социологии, в рамках важнейших социологических теорий, в структуре таких противоположных систем взглядов как позитивизм и понимающая социология, концепция социального равновесия и теория аномии, в которых они фактически не противостоят, а дополняют друг друга. Принципиальное значение социальной адаптации поддерживается в культуре, науке, праве и других социальных институтах, что проявляется в сознательном и преднамеренном формировании индивидуальных ценностей и потребностей. Результатом предпринятого в работе анализа методологических проблем адаптации стало обоснование теоретического положения о том, что формы и коллизии приспособления к социальным условиям объективно присущи как для того или иного социального слоя. В историческом плане для конкретного индивида (группы) в определенный период это находит свое отражение как единство и противоречие между общим и особенным в механизме социального управления процессами адаптации молодежи. В подтверждение этого служат рассмотренные содержащиеся в научной литературе концептуальные позиции, объективно указывающие на разнообразие отношений к пониманию сущности социального управления, на их многозначность в определении различных понятий управления, форм и средств социального воздействие на процессы адаптации молодежи.

Одним из результатов работы стало обобщение исторической практики управления процессами адаптации молодежи в советский период, на основе которого сделан вывод о том, что субъектами социального управления в данной сфере были педагогические коллективы, работники партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, шефы-производственники, активисты-общественники, правоохранительные органы. Это способствовало активному распространению различных концепций управления процессами адаптации молодежи, однако наряду с позитивными моментами, их отличали абсолютизация идеологических установок, а также непонимание социальной природы негативных проявлений в молодежной среде. Отмечая эти недостатки, следует в частности признать, что многие элементы системы социальной коррекции отклонений среди молодежи, существовавшей в советский период, продолжают функционировать в России и сегодня. Другим теоретическим результатом является вывод о том, что для практики управления процессами адаптации молодежи, при всем ее многообразии характерно наличие двух ее основных систем. Первая — когда в отсутствие гражданского общества упор делается на предупреждающую работу различных государственных органов. Вторая имеет место в условиях демократических режимов, когда общесоциальная превенция пропагандирует конвенциональные ценности и приоритет в применении адаптивных мер воздействия отдается гражданскому обществу, государство же играет в социально-профилактической деятельности косвенную роль, по возможности ограничивая влияние формальных санкций.

Главное внимание в диссертации было уделено анализу механизма социального управления процессами адаптации молодежи в Хабаровском крае. Данный регион, являющийся социальным пространством, возникающим в результате взаимодействия социальных субъектов достаточно широко использует социальные управленческие технологии на соответствующей нормативной основе при наличии определенной структуры, совокупности учреждений. В деятельности которых механизм регулирования адаптационных процессов предполагает следование цели и задачам реализации социальных программ. В диссертации в связи с этим дается определение сущности управления процессами адаптации молодежи в регионе как особой разновидности управленческой деятельности, которая хотя и связана с управлением процессами, относящимися к другим сферам общественной жизни, однако имеет свою специфику и представляет собой относительно обособленную область целенаправленной регулирующей деятельности. Под управленческим воздействием мы понимаем сознательное действие органов по делам молодежи (субъекта управления) по отношению к молодежи (объекту управления) с целью перевода этой категории населения в новое состояние. То есть нужды, и потребности молодежи переводятся в состояние удовлетворенности от полученной социальной услуги или принятых управленческих решений.

Полученные результаты указывают на необходимость учитывать противоречивые явления и тенденции, характеризующие возможные пути и способы целенаправленного социального влияния в данной сфере, которые в целом имеют двоякое значение. С одной стороны, объективно проявляется динамика институциональных и ценностно-мотивационных факторов в условиях происходящей демократизации общественной жизни, раскрепощения творческого потенциала молодого поколения и как следствие его ускоренная адаптация. С другой стороны, возникают и усиливаются отрицательные воздействия реалий современной общественной жизни. Данные статистики, социологические опросы в крае фиксируют расслоение общества по доходам, социальному положению, возможностям доступа к культуре, образованию, профессиональному продвижению, жесткую конкуренцию на рынке труда, ослабление влияния традиционно значимых социальных институтов — семьи, школы, вузовского и производственного коллективов — на жизненное самоопределение молодых людей.

Результатом этого противоречия становится то, что механизм социального управления часто оказывается в стороне, поскольку, например, почти три четверти школьников, студентов, согласно нашему опросу, отмечает отсутствие значимого влияния ответственных социальных институтов на выбор ими профессии. Около половины респондентов считают, что семья, школа, вуз не дают в достаточной степени знаний и навыков, необходимых в будущей работе и взрослой жизни. Полученные социологические данные приводят к выводу о том, что сложилось почти равновесное присутствие в ключевых для самоопределения молодого человека социальных институтах адаптирующих и дезадаптирующих факторов.

Социальная адаптация молодежи как управляемый процесс, включает его координацию, контроль, регулирование, нормирование и проектирование с целью сознательного воздействия на формы организации и развитие социальной поддержки и помощи молодежи через государственные органы, общественные и благотворительные организации, группы специалистов. Деятельность данного механизма опирается на информативную функцию, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется для установления, формулирования и закрепления в организационно-административных документах целей и задач. Необходимыми элементами механизма управления являются также функции формирования организационных структур, подбора и расстановки кадров, системы распределение мероприятий и управленческих решений. Управление процессами адаптации молодежи строится на реализации таких функций как координации взаимодействия, разрешения социальных противоречий, регулирования процессов дифференциации, интеграции внутренней экспансии. Механизм управления предполагает учет реагирования системы управления на достижение целей программного характера и функционирования обратной связи в работе органов.

В деятельности региональных структур все более заметное место занимает организация на основе действующих и вновь принимаемых нормативов и распорядительных актов, направленных на то чтобы способ социального воздействия на процессы адаптации различных групп молодежи носил бы более постоянный регламентированный характер. По мере роста уровня структуризации системы социальной адаптации молодежи от регионального управления до управления учреждениями, непосредственно работающими с молодежью в этом проявляется сущность нормативного социального управления.

Возрастает роль взаимодействие социальных учреждений с молодежным сообществом посредством реализации различных форм обслуживания, налаживания связей с другими организациями путем применения гибких технологий, выстроенных с учетом механизма адаптации субъектов. К формам взаимодействия социального учреждения с населением можно отнести способы непосредственного предоставления социальных услуг, т. е. технологии социального обслуживания, коммуникативного взаимодействия, социального влияния. Управление этим процессом состоит в выстраивании модели с обозначением основных участников взаимодействия, этапов и алгоритма действий, промежуточных и конечных целей. Подобная практика распространена пока недостаточно, поскольку сложно проводить технологизацию взаимодействия с учетом динамичности субъектов, их структурными особенностями, функциональным содержанием их деятельности, требований мобильности и гибкости, социальной ориентации, профилактической направленности. Одним из условий реализации данной функции на управленческом уровне является создание гибкой организационной структуры в социальных службах и учреждениях в рамках ситуативного управления. Способность организации к эффективному приспособлению во многом обеспечивает оптимальное сочетание централизации и децентрализации управленческих функций, горизонтальных и вертикальных связей, самоорганизации и управления.

Анализ результатов исследований в целом дает основания констатировать, что в условиях демократических преобразований в стране социальное воздействие на процессы адаптации имеет тенденцию к формированию обновленной системы постоянного влияния государства и общества на позитивные альтернативы жизненного самоопределения молодого поколения. В этой системе задействованы практически все необходимые органы власти, достаточно многочисленные организации и учреждения, значительные бюджетные средства и социальные резервы. Управление процессами адаптации молодежи как реальная деятельность государственных и общественных структур строится как на общих принципах системного воздействия на социальные объекты, так и на специфическом подходе к формам и средствам регулирования интересов и потребностей молодого поколения. К числу общих управленческих механизмов в данной сфере социального влияния относится реализация функций координации, контроля эффективности, технологизации, нормирования и программирования управленческой деятельности. Специфическими для данного вида социального управления являются функции адаптивного взаимодействия с местным сообществом, индивидуализации социальных услуг, сочетание механизма социальной профилактики с правоохранительной деятельностью, адресных форм бюджетного финансирования и социальной защиты.

В Хабаровском крае участие государственных и общественных структур в адаптации молодежи достаточно давно стало частью программы социальноэкономического развития региона. Этому способствовало создание при администрации края Комитета по молодежной политике, а также принятие соответствующих нормативных актов. Проведенный по инициативе краевой администрации анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы муниципальных образований городов и районов края в вопросах профилактики безнадзорности, преступности, формирования здорового образа жизни подростков и молодежи позволил осуществить меры по расширению сети социальных служб для молодежи.

В диссертации обобщен фактический материал, показывающий, что организация управления процессом адаптации молодежи в крае осуществляется путем изучения ситуации в молодежной среде с проведением социологических исследований, экспресс-опросов, касающихся проблем неблагополучных подростков, наркомании, сохранения здоровья, качества жизни, планирования семьи. Об эффективности управления говорит организация достаточно масштабных для края мероприятий. Молодежные акции «Жизнь без страха», «Кто здоров, тот и молод», в которых молодые люди участвовали с интересом, многие активно поддержали инициативу такого общения как полезную, нужную в будущей, взрослой жизни. На основе мониторинга потребностей молодежи адаптационное управление в регионе осуществляется поэтапно: формирование методической базы, создание, апробация и внедрение специальных программ. Активно формируется механизм постоянного социального воздействия в обеспечении условий для занятости, профориентации, приобщения юношей и девушек к профессиональной деятельности. Вместе с тем, именно в этой сфере особенно заметна минимизация участия государства, других социальных институтов. В связи с этим, в диссертации, в качестве одного из концептуальных соображений подчеркивается мысль о том, что структуры управления, занятые проблемами адаптации молодежи добиваются положительных результатов только там, где существует диагностика процесса адаптации, налажена «обратная связь» на основе мониторинга общественного мнения, социологических опросов среди различных социальных групп молодежи, их родителей, педагогической общественности, поскольку они позволяют выявлять динамику настроений, мнений, оценок по отношению к тем или иным функциям управления, корректировать организацию выполнения планов работы с подростками и молодежью, своевременно вносить уточнения в механизм их реализации.

Принципиальное значение имеет управление процессом адаптации молодежи в муниципальных образованиях городов и районов края, функции которых постепенно начинают реализовываться в частности на пути создания молодежных медико-педагогический и информационно-аналитических центров. Пунктов правового консультирования, обучения современным информационным технологиям, молодежной социальной службы «Доверие», районных домов молодежи, подростковых клубов, клубов молодежного семейного отдыха, патриотического воспитания молодежи, в организации военно-спортивной игры «Зарница» и спартакиад допризывной молодежи, детского эколого-биологического центра «Натуралист», подростковых фестивалей, конкурсов, слетов детских объединений, районных и городских форумов молодежи.

В Совгаванском и Ванинском районах создание сети учреждений органов по делам молодежи, введение ставок специалистов по делам молодежи в поселковых администрациях, уход от проведения разовых мероприятий к реализации комплексных программ привели к ощутимым положительным результатам — от занятости подростков в вечернее время до снижения количества правонарушений. В основе социального управления на уровне администрации района лежит механизм оказания молодежи социальные услуг, включенные в состав государственных минимальных социальных стандартов и иных социальных нормативов, которые предоставляются социальными службами для молодежи либо иными учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в порядке выполнения государственного (муниципального) заказа.

В целом совершенствование управления процессами адаптации молодежи может быть реально достигнуто только на основе того, что в современных условиях будет реально происходить укрепление вертикали власти, связанное с усилением контролирующей функции на местах, которое должно сопровождаться процессами автономизации социальных сфер регионов и муниципалитетов.

Ряд важнейших аспектов темы диссертационного исследования требуют дальнейших научных исследований.

1. Большой научный и практический интерес могло бы, например, представлять изучение проблем повышения эффективности правовой системы как фактора процесса социально-правовой адаптации молодежи, активизации форм и средств социального контроля подростково-молодежной делинквенции, научного анализа функций управления процессами адаптации молодежи в условиях активизации влияния и роста численности, обновления социального состава различных неформальных объединений.

2. Особого внимания заслуживает, на наш взгляд, изучение перспектив осуществления мер государственной и социальной поддержки, направленных на укрепление и развитие адаптивных функций государственных образовательных стандартов и образовательных учреждений. Проблем внедрения и развития нормативных основ и регламентации управленческой деятельности в сфере адаптации и социальной защиты молодежи в регионах, организация и проведение научных исследований по изучению и обобщению опыта использования новых подходов к управлению процессами адаптации молодежи в отечественной и зарубежной практике.

3. Перспективными представляется исследования проблем оптимизации управления системой коммуникативной деятельности в адаптационной работе с молодежью, формирования и распространение интегрированных систем социальной защиты молодежи в регионах, активизации адаптивных функций социальных учреждений по ограничению и предупреждению детской безнадзорности, разработки в регионах механизмов согласованной социальной политики по преодолению бездомности среди молодежи.

4. Настоятельно требуют расширения научные поиски путей формирования и реализации региональной молодежной политики, использования возможностей и преимуществ, применения состязательного механизма социальной регуляции в управлении процессами адаптации молодежи, совершенствования механизмов взаимодействия социальных учреждений с местными сообществами в решении проблем адаптации молодого поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР // «Ведомости ВС РСФСР», 1960, № 40, ст. 592.
  3. Уголовный кодекс РСФСР // «Ведомости ВС РСФСР», 1960, № 40, ст. 591.
  4. Уголовный кодекс РФ // «Российская газета», № 113 от 18.06.1996, № 114 от 19.06.1996, № 115 от 20.06.1996, № 118 от 25.06.1996 (с изменениями от 04.12.2006 № 201 -ФЗ, от 30.12.2006 № 283-Ф3)
  5. Федеральный закон от 27.05.2000 г. № 75-ФЗ «О внесении дополнений в ФЗ «О прожиточном минимуме РФ» // Собрание Законодательства РФ. 29.05.2000. № 22.
  6. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. 29.12.2004) «О государственной социальной помощи РФ» // Собрание Законодательства РФ. 1999. № 2.
  7. Федеральный Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.) // Рос. Газ. 1996. 24 января.
  8. Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г.) // Рос. газета 1995 25 мая.
  9. Н. Т. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних: региональные проблемы борьбы и профилактики / Н Г. Акбаров. Казань, 1999.- С. 116.
  10. Ю.Алиева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. -М., 1983.11 .Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 1994.
  11. И.Н. Молодежная субкультура // Социологическая энциклопедия.- Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2003. С. 209.
  12. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М., 1989. М. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. -№ 1. 1994.
  13. Аристотель. Политика. // Соч-я в 4-х томах. 'ГА М., 1983. — С. 462. П. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации подростков.1. Свердловск. 1969.
  14. В.Г. Нормативное управление социальным развитием. М.: Профиздат, 1988. — 127с.
  15. В.Г., Шкаратан О. И. Социальные нормативы и социальное планирование. М.: Наука, 1984.-213с.
  16. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. -М., 1997.-С. 362. 93.
  17. Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. — Мн.: ТетраСистемс, 2001. — 288 с.
  18. П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамичном меняющемся обществе.- М., 2000.
  19. P.A. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия / Р. А. Базаров. Екатеринбург, 1995.
  20. Е. Институциональные конфликты в сфере высшего образования // Свободная мысль, 2005, № 11. — С. 25.
  21. О.М. Регион как объект управления // Социологические исследования. 2002. № 7. — С. 96−10 061, с. 97.
  22. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. М., 1993.
  23. А. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарий экономического развития до 2020 года // Общество и экономика. 2005. — № 12.
  24. Беляева Л. А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социологические исследования, 2005, № 12. С. 57.
  25. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995.
  26. П. Понимание современности II Социс. 1990. — № 7.
  27. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М.: Педагогика, 1988.
  28. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996. № 1.
  29. Р., Кочунас P. Homo Sovietikus или Homo Sapiens Несколько штрихов к психологическому портрету / Радуга (Таллин) 1989. № 5.
  30. Блинов J1.B. Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход. -Биробиджан, 2001.
  31. Е. В. Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних в СССР. М., 1964.
  32. Брайан Роут. Практическое руководство по применению методов гипнотерапии и самогипноза. М., ЭКСМО-Пресс, 2001
  33. В.А. Социальная напряженность на муниципальном уровне: методика оценки работы администрации // Социологические исследования, 2005, № 10. — С. 52.
  34. Вай Ман, К. Практическое использование принципа активизации в социальной работе: на примере Гонконга / К. Вай Ман // Принцип активизации в социальной работе / под ред.Ф. Парслоу. С. 75.
  35. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 2000.
  36. М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  37. М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. М., 1990.
  38. О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция, 2005, № 3. — С.43.
  39. П.А., Мирошников С. Н. Реализация конституционных гарантий в законодательстве о местном управлении // Закон, 2006, № 2, с.92−93.
  40. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб, 1994.
  41. Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб, 1994.
  42. O.A. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода. Автореф. дисс. канд.социол. наук. М., 1994.
  43. . В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 2000, № 10.
  44. Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.
  45. Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1993. — Т. 1. — № 1.
  46. В.В., Дунаева H.A. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования 2006, № 4, С. 99−105.
  47. H.A. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. J1., 1985.
  48. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
  49. Э. Социология. -М.: Эдиториал УРСС, 1999
  50. В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда// Вопросы экономики, 2006, № 1. — С. 122
  51. Л.Я. Психологические аспекты торможения социальных изменений // Вопросы психологии, 1988. № 6.
  52. Гордон J1.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. 1984.-№ 8−9.
  53. Дж.К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XX века: Пер. в англ. / Авт. предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991.
  54. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  55. Грибова С. Миграция как элемент механизма интеграции восточных регионов России с экономикой КНР // Международная миграция. Сб. статей. М., 2004.
  56. Э.Р. Социализация и персонализация (из лекций по социологии). М., 1993.
  57. Ч. Происхождение человека и половой отбор. Соч. Т. 13. -М., 1940.
  58. П., Махнач А. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал, Т. 14. -№ 3.- 1996.
  59. Дискин И. С, Авраамова Н. М. Адаптация населения. Наука и современность. 1997. -№ 1.
  60. А.В., Пядухов Г. А. Мигранты и работодатели: взаимодействие в конфликтогенном пространстве // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 6. С. 36.
  61. А. Н. Формирование адаптивной структуры управления организацией предпринимательского тина: автореф. дис. канд. экон. наук / А. Н. Дмитриев. СПб., 2003.
  62. В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т.2: Эмпирическая и прикладная социология. М.: ИНФРА-М, 2004. VI, 986 с.
  63. В.И., Нечаев В. А. Общество и образование. М., 2003.
  64. В.И. Социология. Образование / Перспективы развития наук в Московском университете. М.: Изд-во МГУ. 1996.
  65. Доклад председателя комитета по молодежной политике Базилевского Л. А. на заседании коллегии при главе администрации Хабаровского края «Об основных направлениях государственной политики в Хабаровском крае на 2001 2005годы.» 30.11.2000 г.
  66. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Москва-Бел город: ЦСТ, 1993.
  67. Г. С. Молодежь как социально-демографическая группа. -М., 2003.
  68. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения // Автореферат канд. дисс. М., 1986.
  69. Н. А. Концептуальные основы социологии управления адаптивной школой: монография / Н. А. Заруба, Е. В. Руденский. Кемерово: КРИПКиПРО, 2002.
  70. Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. — № 4.
  71. А.Г. Социология российского кризиса.- М.: Наука, 1999.80.3яблова Е. Ю. Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов. Хабаровск, 2000.
  72. В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления: 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономика, 2001. 327с.
  73. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999.-291 с.
  74. E.H., Куликов Jl.В., Розанова М. А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.2. — СПб, 1995.
  75. И.М. Концепция молодежи / Ильинский И. М. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / Рук. авт. кол. И. М. Ильинский. М., 1999.
  76. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. — 696 с.
  77. В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
  78. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Зипченко В. П., Жукова Ю. М. М.: Прогресс, 1989.
  79. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС.-2000, — № 3, — С. 124−128.
  80. СВ. Адаптация личности как социальное явление. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1978.
  81. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности // Автореферат канд. дис. СПб, 1995
  82. В.Н. Социология управления социальной сферой. М.: Академический Проект, 2003. — 240 с.
  83. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999.
  84. П. Общество и государство: глубокий дуализм. М., 1998.
  85. В.П. Социология коммуникаций. Учебник, М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997.
  86. Т.Л. Структура процесса адаптации молодых специалистов // Актуальные проблемы науки. Ростов на Дону, 1970.
  87. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. -Воронеж, МОДЭК.
  88. Л.В. Социология адаптации: этюды апологии. Новосибирск, 1997.
  89. В. Б. Концептуальные подходы к социальному проектированию программ развития учреждений социального обслуживания населения / В. Б. Корняк, Е. И. Холостова //Организационное проектирование учреждений социального обслуживания. М., Г1ресс-М, 1996.
  90. C.B. Социальное партнерство в профильном обучении старшеклассников: опыт г. Талнаха // Школа и производство, 2005, № 8. -С.8.
  91. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. -Воронеж: МОДЭК. 1998.
  92. Криминология / Под ред. В. Н. Бурлакова и В. П. Сальникова. J1,1988.
  93. Д. Общая теория социальных организаций. М.: 2002.
  94. П.С. Адаптация как функция развития личности. -Саратов, 1991.
  95. П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов. 2000.
  96. П.С. Некоторые аспекты разработки утилитарной классификации потребностей / Молодежь и Здоровье. Вып.2. Саратов, 1995.
  97. П.С. Утилитарная классификация потребностей // Российский журнал социальной работы. -1996.-№ 1.
  98. Култыгин В. Г1. Теоретическая социология за рубежом // Социологические исследования. 2005. -№ 11.
  99. Г. Ф. Социологический анализ понятий интеллектуальный потенциал личности и интеллектуальный потенциал общества // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 5.
  100. Купряшин, J1. Г. Государственный менеджмент: учеб. пособие / Г. J1. Купряшин, А. И. Соловьев- Федер. агентство по образованию, Нац. фонд подгот. кадров. М: Изд. Дом. «11овый учебник», 2004.
  101. В. И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
  102. Ш. Кочкаева Т. Н. Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования // Социально-гуманитарные знания, 2005,-№ 6. -С. 53.
  103. В.П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования // Педагогика, 2005, № 2, — С. 55.
  104. Левада Ю.А. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. — № 6.
  105. С.А. Стратегия социализации молодежи. Хабаровск, 2001.
  106. В. И. Адаптивная модель организации социальной политики в агропромышленном районе: автореф. дис. канд. социол. паук / В. И. Лезова. Нижн. Новгород, 1999.
  107. А.Н. Деятельность. Дознание. Личность. М. 1975.
  108. М.И. Реформа социальной защиты населения на местном уровне. М., 2000.
  109. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб., 2000.
  110. Л.И. Спортивная культура как перспективная предметная деятельность // Педагогика, 2005, № 6. — С. 45.
  111. В.А. Социальное проектирование. М., 2002.
  112. В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие: 4-е изд., испр. / В. А. Луков. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.
  113. Н.Б. Функциональное содержание социального управления в системе региона. Хабаровск, 1998.
  114. А.И. Организация и управление социальной работой в России. -М., 1995.
  115. H.H. Динамика перемен.// Социологические исследования. 1997. -№ 10.
  116. Н.И. Социальная адаптация молодежи: приоритеты и детерминанты. М.: Жизнь и мысль, 2002 (в соавторстве).
  117. A.A. Административно-правовая организация обеспечения трудовой занятости молодежи. Хабаровск, 2004.
  118. Т.Д. Философия и социальная психология -попытка диалога// Вопросы философии. -2005.-№ 12. -С. 126.
  119. O.A., Боброва И. А., Семенюк И. Е. Управление качеством подготовки специалистов // Специалист -2006.-№ 1. С. 18.
  120. С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности // Школа и производство, 2006 № 1. — С. 16.
  121. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. М., 1999.
  122. Р. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. — № 2.
  123. Р. Социальная теория и социальная структура// Социс. -1992.-№ 2.
  124. Р. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль. Тексты. Под. ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ. 1994.
  125. М.Х., Альберт М., Хсдоури Ф. Основы менеджмента. М.-.1998.
  126. H.A. Адаптация как социально-психологическое явление// Социальная психология и философия. Л., 1973.
  127. И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф. дисс. канд. филос. наук. J1, 1974.
  128. Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: советы юриста / Э Б.Мельникова. М., 2000.
  129. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути: Гос. доклад гос. ком. РФ по молодежной политике.- М.: COI 1, ИУМ, 2000.
  130. Е. Л. Экономические ориентации студенчества их взаимосвязи и методы формирования. //Социологические исследования, 2005. — № 9, — С. 57.
  131. Т.А., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989.-С. 161
  132. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 2002.
  133. В.В., Куприянова Г. В. Государственная служба по делам молодежи: возникновение, структура, направления деятельности (историко-правовой аспект). Тула, 2000. — 144 с.
  134. А.М. Формы обучения в современных условиях // Специалист, 2005,-№ 12.-С. 19.
  135. О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: Приказ МВД СССР от 18.08.88. № 180.
  136. Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш. шк&bdquo- 2001. С. 15.
  137. Г. И. Социология социальной сферы. М.: Академический Проект, 2003. — 279 с. 147. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета. 04.08.1995 № 150.
  138. Павленок ГЪД. Эффективность социальной работы: теоретико-методологические аспекты // Эффективность социальной работы: Методологический семинар / Составитель-редактор В. В. Колков. М., 1998. -С. 65.
  139. П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. М., 2003. С. 171.
  140. Ф. Принцип активизации в практике социальной работы. -М: Аспект Пресс, 1997.
  141. Т. Общий обзор / Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  142. Т. Функциональная теория измерения / Американская социологическая мысль. М., 1994.
  143. Т. О структуре социального действия.- Изд. 2-е. М.: Академический Проект, 2002.
  144. К., Бехер К., Плате Л. Эволюционная теория. M.-JL, 1928.
  145. H.H., Пищулин С. П., Бетуганова A.A. Социальное управление: теория и практика: Учеб. пособие: Т.1 .-М., 2003. -С.21.
  146. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000−2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002.
  147. Е.А. Перспективы культуроцентричности в социогуманитарном знании // Социологические исследования. 2005. -№ 11.-С.47.
  148. Постановление Правительства РФ от 24.06.1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания» // Собрание Законодательства РФ. 01.07.1996. № 27.
  149. Jl. М. Групповая преступность несовершеннолетних/ JI М. Прозументов. Томск, 2003.
  150. , Г. Н. Взаимодействие государственных и общественных структур в социальной сфере / Т. П. Протасова // Социальная работа в Сибири: сб. науч. тр. / отв. ред. И. И. Морозова. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004. — С. 89−94.
  151. М.А. Профессиональная адаптация выпускников технических вузов. Улан-Удэ, 2002.
  152. Развитие правоведения по делам несовершеннолетних (подход ювенальной юстиции). М., 1999.
  153. М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965−2002). М.: Гардарики, 2002. — 541 с.
  154. М.Н. Социальная структура. М. Альфа- М., 2004.
  155. А.Л. Подростково-молодежное территориальное сообщество делинквентной направленности как объект теоретического исследования.
  156. Н.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М.: 1990. — С. 17.
  157. E.H. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс. 1995 — № 4.
  158. A.M. Основы теории адаптивной организации: научное издание / A.M. Солдатов. Йошкар-Ола, МарГТУ, 2001.
  159. Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии / Под ред. Е. Г. Аптосенкова, Л. А. Шишкиной. Новосибирск, 1979.
  160. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: ИПФРА-М — Норма, 1998.
  161. В.И. Сельская социология,— М.: ИСПИ РАН, 2003.
  162. В.В., Наминач А.Г1. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 34−46.
  163. А.И. Проблемы регионологии. Саранск: НИИ регионологии, 2005. — 100с.
  164. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / Под ред. В. Э. Тамарина. Барнаул, 1977.
  165. СВ. Введение в социальную работу: Учебное пособие. -M., 2000.
  166. , Ж. Т. Социология: общий курс: 2-е изд., доп и перераб / Ж. Т. Тощенко. М.: Юрайт-Ичдат, 2003.-С. 165−166.
  167. Ф. Общность и общество // Социологический журнал. -1998. -№ 3−4. -С. 207−227.
  168. Л.В. Эффективность социального обслуживания населения: методологические подходы, методика, практика // Эффективность социальной работы: Методологический семинар / Составитель-редактор В. В. Колков.-М., 1998.-С. 25−26.
  169. Е. Г. Проектирование адаптивных организаций как метод социального управления: автореф. дис. канд. социол. наук / Е. Г. Тютюникова. М, 2004.
  170. Уголовная юстиция, проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект. М., 1994.183. 1996, № 114,19.06.1996, № 1 15, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
  171. Управление социальной сферой: учебник / под общ. ред. В. Э. Городнина. СПб.: Изд-во СПб ГУ ЭФ, 1998. — С. 33−44.
  172. Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. — № 12.
  173. И.А. Опыт взаимодействия студенческих организаций и государственных органов по социальной защите молодежи в 90-е годы. М.: Институт молодежи, 1997.
  174. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М, 1975.
  175. Г. П. Фрустрирующие факторы в современной социокультурной ситуации.// Социально-психологические проблемы человекав современной социокультурной ситуации. Материалы научной конференции. -СПб, 1994.
  176. В.И., Зубок 10.Л., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. -М.: Наука, 2001.-230 с.
  177. М.А. Добровольные и вынужденные адаптации // Свободная мысль. 1998. — № 1.
  178. М.А. Проблема встраивания рынка в нерыночное общество//Социологические исследования. 2005 -№ 12.
  179. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс.- 1995.-№ 9.
  180. Р.Х. Принцип уравновешивания и психология активности личности / Проблемы личности. М., 1970.
  181. Т. Социальная психология. М., 1969.
  182. И.И. Факторы эволюции. Теория стабилизирующего отбора. М., 1968.196. .Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово, 1992.
  183. Л. Л. Социология повседневной жизни: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. Кемерово, 2001.-С. 87−89.
  184. Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. акад. РАН Т. В. Осипова. М&bdquo- 1995.
  185. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд. Самарский ун-т, 1995.
  186. Brown J. One city’s response to у outh gangs / J Brown // Prevention Researcher. 1994. — № 1.
  187. Ellis A L Urban Youth Economic Enterprise Zones: An Intervention Strategy for Reversing the Gang Cnsisin American Cities / A L Ellis // Urban League Review. 1992. — № 2.
  188. Esbenscn F.-A. National Evaluation of GREAT / F.-A Esbensen // National Institute of Justice Researohin Brief, 1997.
  189. Fattah I). The Mouse of Umoja as a Case Study for Social Change / D. Fattah // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1987.
  190. Foverherm W. Youth Gang Prevention and Early Intervention Programs Final Research Report/W. Feverherm -Portland, 1992.
  191. Frankl V. Man’s search for meaning / An introduction to Logotherapy. Boston. 1962.
  192. Gangs- a community response Sacramento, 1994.
  193. Inkeles A. Social «Change and Social Character: the role of parental mediation // Journal of social issues, v.39, N 4, 1983.
  194. Levine C. Blueprint on Gangs. A Coordinated Approach to a Growing Problem / C Levine. alem, 1992.
  195. Palumbo D J. Evaluating Gang Resistance Education and Training (GREAT) Is the Impact the Same as that of Drug Abuse Resistance Education (DARE) / D.J. Palumbo, J L. Ferguson // Evaluation Review. 1995. № 6.
  196. Priority Recommendations and Projected Costs. Albuquerque Major’s Council on Gangs, 1995.
  197. Robinson-Young P. Recreation’s Role in Gang Intervention / P. Robinson-Young// Parks and Recreation. 1992. — № 3.
  198. Rutherford M. Institutions in Economics: The Old and the New Institutionalism. Cambridge, Cambridge University Press, 1994.
  199. United Nations Guidelines for the Prevention of Juvenile Delinquency (The Riyadh Guidelines). Adopted and proclaimed by General Assembly resolution 45/112 of 14 December 1990.
  200. White Paper. Nevada’s Youth Gangs Reno, 1991.
  201. Примерная структура регионального управления процессами адаптации молодежи1. Социальное полефункционирования всех организаций, занимающихся решением проблем молодежи1. Неком. организации, общ. объединения1. Отдел культурымолодежьмолодежь.
  202. Отдел социальной защиты населениямолодежь
  203. Социальные центры по работе с молодежьмолодежь
  204. Отдел физкультуры и спортамолодежь1. Комитет, отдел по делам -молодежи.молодежьмолодежь1. Отдел образованиямолодежь1. СМИ1. Отдел здравоохранения1. Военкомат
  205. Предельно сложной остается ситуация в судоремонте. Уменьшение заказов по судоремонту, однотипные виды деятельности двух судоремонтных предприятий привели к неоправданной конкуренции и снижению объемов производства на этих предприятиях.
  206. В пищевой промышленности производство продукции снизилось на 6,3% и составило 2050 тонн. На 10,6% увеличилось потребление кондитерских изделий, выпуск составил 235,5 тонн.
  207. В районе ежегодно снижается объем пассажирских перевозок, в 2005 году перевезено пассажиров на 20% меньше уровня 2004 года, основная причина такой ситуации конкуренция с частным автотранспортом.
  208. В отрасли почтовой связи, несмотря на значительное снижение объемов почтовой работы, удалось сохранить ее сеть за счет проведения организационных мероприятий по снижению затрат.
  209. См.: Нефеденко Л. И. Регулирование социокультурных процессов в муниципальных образованиях. М&bdquo- 2001
  210. Приведенные данные нам было интересно сопоставить со следующими сведениями о респондентах. Отношение к религии:1. верующий 65%2. не верующий 25%3. сомневающийся 10%
  211. Материальный уровень жизни семьи респондентов:1. очень высокий 3%2. высокий 5%3. средний 80%4. низкий 7%5. очень низкий 5%
  212. Изменения в жизни респондентов за последние годы:1. в лучшую сторону 60%2. в худшую сторону 15%3. осталась такой же хорошей 23%4. осталась такой же плохой -2% Анкета 10
Заполнить форму текущей работой