Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Хозяйственно-правовая культура российских менеджеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критериями оценки менеджеров должны быть творческий склад ума, стратегический тип мышления, склонность к инновациям, умение аккумулировать энергию и способности многих участников совместной деятельности. Интеллектуальная культура специалиста управления включает способность к методическому мышлению как фактору высокой результативности этой деятельности. Это означает, что менеджер уверенно владеет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к анализу менеджмента в современной России
    • 1. 1. Слой менеджеров и его структура
    • 1. 2. Особенности социальной деятельности менеджеров в современной России

    Глава 2. Специфика социокультурного поведения современных российских менеджеров 42 2.1. Хозяйственно-правовая культура: национальные особенности 42 2.1.Хозяйственно-правовой этос современных российских менеджеров

    Глава 3. Аксиоллогические основы «нормативизации» поведения современных российских менеджеров

    3.1. Социальные ценности, характерные для различных групп современных российских менеджеров

    3.2. Проблемы «нормативизации» социального поведения современных российских менеджеров

Хозяйственно-правовая культура российских менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Начало XXI в. ознаменовано переходом от человека экономического к человеку корпоративному, у которого интересы совместной деятельности доминируют над личными. Однако следует учесть, что это сложный социальный процесс, требующий определенных усилий общества. Ясная национальная концепция управления экономикой выполняет при этом роль важнейшего фактора долговременного объединения нации и служит стимулирующим условием развития производственного менеджмента. Однако, не менее важным фактором является развитие культурных параметров, институциональных функций менеджмента. Особенно значимы они в современной России, поскольку социальная трансформация сопровождается ценностными сдвигами, разрушением традиций, повышающих значимость возникающей новой культуры, а новые институциональные требования предъявляют субъектам управления задачи и ограничения, связанные с адаптацией к правилам рыночных отношений и «нормати-визации» поведения в новом правовом пространстве.

Культура менеджмента является важным ресурсом нации. По мнению одного из наиболее авторитетных специалистов в этой области, Питера Дру-кера, исторические успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Поэтому одни страны прогрессируют, а другие нет. Однако, как свидетельствует мировой опыт, особая роль национального менеджмента может быть реализована лишь при благоприятных внутренних и внешних условиях. Это, в первую очередь, опора на объективные экономические законы, опробованные принципы рыночного хозяйствования, мировую практику успешного ведения бизнеса, здравый смысл.

На этом фоне в связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблематике культуры управления. Речь идет не только о решительном отказе от командно-административных методов руководства, структурной перестройке всей системы управления, но и о формировании принципиально новой хозяйственно-правовой культуры российских менеджеров.

Прошлое нашей страны свидетельствует о том, что догматические, некомпетентные подходы к управлению, недооценка или просто игнорирование управленческой культуры явились одной из причин, породивших негативные тенденции в общественном развитии.

Переход на демократические принципы взаимоотношений, появление новых политических субъектов или придание несколько иного статуса старым, возникновение иных форм организации экономики дали толчок к поиску принципиально новых подходов в области управления, в частности, в сфере хозяйственно-правовой культуры менеджеров.

Сильная управленческая культура — это и умение формировать управленческие концепции, программы, проекты, уважение к государственным и общественным организациям, законам, нормам морали, а также разработка и успешная реализация эффективных управленческих технологий, аккумулирующих знания, опыт, энергию, инициативу, творчество многих личностей.

Современные требования к формированию новой хозяйственно-правовой культуры российских менеджеров определяются рядом факторов: динамизмом и неопределенностью внешней средывозрастанием значимости интеллектуального факторавовлечением сотрудников всех уровней в процесс решения проблем своей организации, что требует особого психологического климата и культивирования творческой обстановкиувеличением роли тех элементов труда, в которых высокие результаты достигаются не за счет трудолюбия, аккуратности, надежности и уверенности в принимаемых решениях, а за счет контактности, творческого подхода, стратегического мышленияизменением характера работы вследствие внедрения компьютерных систем, обслуживание которых требует независимых и «думающих» сотрудниковсменой ценностных ориентации, при которых дальнейшие административные воздействия (жесткие инструменты управления) неэффективны.

Успешное освоение всего этого управленческого арсенала возможно только в деятельностной форме. Решение обозначенных проблем во многом зависит от личных социальных качеств менеджера, от того, насколько он способен воспринять ценности рынка, правила поведения в хозяйственно-правовом пространстве. Но здесь важен не столько психологический, сколько социально-технологический подход.

Критериями оценки менеджеров должны быть творческий склад ума, стратегический тип мышления, склонность к инновациям, умение аккумулировать энергию и способности многих участников совместной деятельности. Интеллектуальная культура специалиста управления включает способность к методическому мышлению как фактору высокой результативности этой деятельности. Это означает, что менеджер уверенно владеет современными методами программно-целевого, информационно-аналитического, прогнозного, проектного управления. Чрезвычайно важной в современных условиях является правовая компетенция менеджера, его способность эффективно выполнять хозяйственно-экономические и управленческие функции, не выходя из правового поля.

Исследование обозначенного аспекта проблемы позволит получить наиболее плодотворные результаты в практической сфере. Потому что именно возрастание уровня хозяйственно-правовой культуры является важным критерием и одной из фундаментальных основ современного управления, как в сфере экономики, так и в других сферах.

Степень научной разработанности проблемы. Представления о роли и месте человека в современном управлении не получили до сих пор законченной и однозначной трактовки, хотя являются предметом исследования очень многих авторов.

Проблема управленческой деятельности в рамках командной и рыночной экономик давно находится в поле зрения многих зарубежных и отечественных исследователей. В этом плане заслуживают внимания труды А. Файоля, Г. Эмерсона, Ф. Тэйлора, Г. Форда, П. Друкера, Ш. Майталя, Т. Сантолайнена, Э. Воутилайнена, П. Поренне, Й. Ниссинена, Г. Саймона, Д. Смитбурга, В. Томпсона, М. Биркенбиля, Дж. Грейсона, К. О. Делла, К. Паркинсона, М. Растомджи, С. Сапре, И. Балабанова, Д. Гвишиани, Ф. Ко-журина, С. Мартынова, А. Радугина, В. Тамбовцева и др.

Проблемы перехода к рыночной экономике в России неразрывно связаны с процессами, происходящими в мировой экономике, с созданием транснациональных корпораций, формированием сетевых организационно-управленческих форм, инновационной и корпоративной реструктуризацией мировой экономики, нашли отражение в работах А. Хэмилтона, Л. Ахтенхай-ген, Й. Рюэгг-Штюрма, Б. Шпотова, А. Лапина и др.

Концепции управленческой культуры актуализированы в трудах.

Н. Плесса, где управленческая культура рассматривается как атрибут управляющей и управляемой систем. Этот подход можно условно назвать «рацио-нал ьно-прагматическим». Представители первого направления Е. Шейн, И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уоттермен рассматривают управленческую культуру в качестве одной из переменных, выступающих регулятором поведения управляющей и управляемой систем.

Существуют и другие подходы, например, трактующие управленческую культуру как обозначение самой сути системы управления. Этот подход чаще всего ассоциируется с «феноменологической моделью управления». Такие концепции, как правило, отрицают возможность целенаправленного прямого воздействия на формирование управленческой культуры. К его сторонникам относят Д. Сильвермана, П. Бергера, А. Петтигрю, М. Луи, С. Роб-бинса.

Социокультурный подход является одним из важных направлений при разработке стратегии адаптации российских менеджеров в условиях перехода к рыночной экономике. Технологии адаптации российских управленцев нашли отражение в работах Бизюкова В. И., Веснина В. Р., Ковалева Г. Д., Мас-лова Е.В., Тренева Н. Н., Юнаева B.C. и других.

Проблемы хозяйственной культуры современных российских менеджеров, их производственное поведение, система ценностей, типология этоса рассматриваются в работах Романова П. В., Лапина Н. И., Заславской Т. П., Кабалиной В. И., Гительмана Л. Д., Бородкина Ф. М. Барсуковой С.Ю. и др.

Вопросы, касающиеся правовой культуры российских менеджеров, определенным образом исследуются в работах Курбатова А. Я., Марченко М. Н., Малеина М. С., Мартемьянова B.C. и, более фрагментарно, — в исследованиях некоторых других авторов.

В целом можно сделать следующие выводы. В рамках теоретических и практических разработок проблема изучения социальных аспектов хозяйственно-правой культуры российских менеджеров не получила достаточного развития. Однако в современной литературе есть относительно разработанный сектор исследований, раскрывающих как хозяйственную, так и правовую проблематику. Вместе с тем, социологическое их преломление применительно к современному состоянию российской действительности еще недостаточно. Поэтому данные вопросы представляют собой малоисследованную нишу в общем пространстве теоретической и прикладной социологии, и в этом качестве определяют тему и содержание диссертационного исследования.

Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является изучение социальных аспектов хозяйственно-правой культуры российских менеджеров. Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

— описать социальный слой менеджеров и рассмотреть его структуру в современной России;

— дать анализ особенностей социальной деятельности менеджеров в современной России;

— рассмотреть в сравнительном аспекте национальные особенности хозяйственно-правовой культуры российских менеджеров;

— представить наиболее важные характеристики хозяйственно-правового этоса современных российских менеджеров;

— выявить и описать социальные ценности, присущие различным группам современных российских менеджеров;

— проанализировать процесс и выявить проблемы «нормативизации» социального поведения современных российских менеджеров.

Объектом исследования в диссертационной работе являются современные российские менеджеры в новых производственноэкономических условиях.

Предметом исследования является рассмотрение хозяйственно-правовой культуры российских менеджеров.

Гипотеза исследования. Переход российской экономики к рыночным моделям ведения хозяйства влечет за собой изменение управленческой стратегии и тактических приемов работы российских менеджеров. Новые формы экономической деятельности и методы управления требуют соответствующей хозяйственно-правовой культуры управленческого персонала. Формирование хозяйственно-правовой культуры, адекватной условиям рыночной экономики, является одной из важнейших задач подготовки современных российских менеджеров. При этом следует учитывать, что для разработки эффективных хозяйственно-правовых традиций в отечественном менеджменте требуется не только использование внешних образцов, но и учет социокультурных особенностей, ментальности российского управленца. Проверке этой гипотезы и посвящена данная диссертационная работа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские и общесоциологические принципы изучения социальных явлений в рамках классической и неклассической парадигм, широко используются положения системного подхода, составляющие теоретическую основу современных представлений в области саморазвивающихся систем и процессов, социологические теории структурно-функционального анализа, социокультурного интегратизма, человеческих отношений. Всесторонний охват проблемы возможен с помощью применения системного анализа, теоретического моделирования, компаративного анализа, аналогии и научного обобщения. В работе широко используются фундаментальные положения теории управления, труды отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:

— показано проявление основных тенденций становления менеджмента в российском обществе в ракурсе многомерной классификации слоя менеджеров;

— выявлено, что особенности социальной деятельности менеджеров в современной России связаны с динамикой форм контроля в меняющихся социально-экономических условияхна теоретическом уровне, с учетом социокультурного подхода и проблемы культурного многообразия, проанализированы национальные особенности полиактивной хозяйственно-правовой культуры российских менеджеров;

— хозяйственно-правовой этос современных российских менеджеров проанализирован на основе социальных, профессиональных и психо-социальных типологий;

— на основании анализа требований, предъявляемых к современным менеджерам, проанализирована система ценностей, характерная как для всего массива менеджеров, так и для отдельных групп;

— «нормативизация» социального поведения российских менеджеров рассмотрена с позиций социального и правового анализа.

В связи с этим, на защиту выносятся тезисы, сформулированные следующим образом:

— менеджмент является продуктом рыночной экономики и западной культуры и, применительно к российскому обществу, на эмпирическом уровне находится в стадии становления, потому что предпринимательская деятельность еще не достаточно дифференцирована и институционализирована, однако даже в таком виде внутри слоя менеджеров можно выделить несколько групп: бизнесмены-менеджеры, менеджеры-совладельцы, классические менеджеры, которые в, свою очередь, подразделяются на крупных, мелких и средних;

— социальная деятельность менеджеров в современной России базируется на стратегии выживания, которая стала базовой моделью поведения предприятий и связана с перераспределением ролей внутри высшей администрации и между верхним и средним уровнем управления, а так же сопровождается борьбой внутри менеджмента за контроль над ресурсами;

— сравнительный анализ национальных особенностей хозяйственно-правовой культуры современных российских менеджеров дает возможность отдифференцировать в этом поликультурном образовании элементы монои полиактивности, а также реактивности, проявляющиеся в стихийности и национальных особенностей проявления социальной эмпатии;

— хозяйственно-правовой этос современных российских менеджеров при всем своем разнообразии представляет определенную систему, которую можно типологизировать на основании концептуальных переменных бюрократизма, патернализма, фратернализма и партнерствав социопсихотипиче-ском плане по мере подъема по служебной лестнице начинается отбор: Чувствующие (F) и Воспринимающие (Р) постепенно исчезают, экстраполяция способов жизнедеятельности в целом на хозяйственно-правовой этос позволила выделить типы «созерцателей», «трудяг», «игроков» и «деловиков»;

— менеджеры всех уровней, как показывает социологический анализ, ценят свободу и независимость вполне функционально — как люди, профессионально принимающие много самостоятельных и ответственных, рискованных решенийчто касается высшего слоя отечественного менеджмента, то он уже преодолел планку выживания, и для него «свобода» — ценность, завоеванная и охраняемая богатством, в то время как «власть» ни в одной группе менеджеров не зафиксирована в качестве значимой ценности;

— проблемы «нормативизации» социального поведения современных российских менеджеров определяются характером и уровнем институционали-зации рыночных отношений, а основная отличительная особенность принципов правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности и менеджмента заключается в конституционной закрепленности соответствующих принципов, предопределяющих основные субъектные права и обязанности как предпринимателей, так государства.

Изложенные положения характеризуют основное приращение знания, связанное с проблемой хозяйственно-правовой культуры в системе современного российского менеджмента, достигнутое в диссертационном исследовании.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах, где они получили положительную оценку. Основные выводы данной работы были изложены на двух Всероссийских научно-практических конференциях и отражены в двух публикациях, объемом 2,3 п. л.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социологии, социальной философии, научного менеджмента и других дисциплин, связанных с изучением проблем адаптации человека к различным системам управления и с решением этих вопросов в условиях современной российской действительности. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов социологии, социальной психологии, научного менеджмента и ряда других дисциплин. Они могут иметь определенное прикладное значение в сфере управления.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения, библиографического списка использованной литературы, состоящего из 167 источников. Общий объем диссертации составляет 115 страниц машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Место и роль человека в системах управления всегда было объектом пристального внимания как практических работников, так и теоретиков в области различных дисциплин. И сегодня эта проблема остается одной из центральных и это связано в первую очередь, с изменением роли человека в современном производстве, с вступлением человечества в принципиально новую эпоху. В нашей стране радикальные изменения в сфере политики и экономики, сложная кризисная ситуация делают эту проблему как никогда острой и актуальной.

Анализируя современное состояние общественной жизни России автор приходит к выводу, что у менеджеров формируется новая хозяйственно-правовая культура соответствующая условиям рыночной экономики, так как и у управляющих и у управляемых произошла ценностно-нормативная переориентация, а в ряде случаев и изменения в сознании.

В работе рассматривается типология менеджеров и их социальная деятельность. Такие подходы дают возможность рассмотрения хозяйственно-правовой культуры во всем ее многообразии и позволяют перейти к анализу этого явления с использованием социологических категорий и законов. Исходя из этого основным анализа является рассмотрение норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые приходит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства).

На основании имеющихся материалов был сделан вывод, что российская хозяйственно-правовая культура отличается как от западных, так и от восточных типов и имеет свои особенности.

Именно управленческая культура определяет процесс функционирования системы управления и поведение ее членов, поэтому она может рассматриваться, с одной стороны, как продукт функционирования системы, а с другой — как основа ее формирования. Управленческая культура выполняет в системе управления те же функции, что и культура в обществе в целом, то есть связана с восприятием и структурированием социальной реальности и регуляцией поведения. Управленческая культура оказывает сильное влияние на различные аспекты функционирования системы управления. При этом управленческая культура может как «тормозить» развитие, так и стимулировать его. Позитивная или негативная роль управленческой культуры определяется не столько характеристиками самой культуры (ее «силой» или «слабостью»), сколько ситуацией и целями, в контексте которых она проявляется. Определение того, какой тип управленческой культуры является более адекватным разрабатываемой стратегии адаптации является одной из важнейших задач.

Приспособление предприятий к рынку приводит к появлению в структуре предприятия новых подразделений и изменениям в организационной иерархии. На фоне относительного снижения статуса производственных подразделений статус линейных руководителей может повышаться, если отношения между верхним и средним звеньями строятся на экономической основе. Однако независимо от того, какой вариант поведения выбирает высшее руководство — предоставлять подразделениям самостоятельность или сохранять предприятие как единое целое — главной проблемой для него остается удержание контроля над предприятием через контроль не над производством, а над распределением ресурсов, прежде всего финансовых.

Таким образом можно отметить, что в рамках экономического менеджмента России в настоящее время формируется не только новый алгоритм руководства принципиально отличающийся от старого командно-административного, но и новый тип руководителей который существенным образом отличается и от классического веберовского бюрократического типа и от управленца советского периода. Это адхократический тип руководителя, отличающийся широтой кругозора, высокими интеллектуальными способностями, способностью воспринимать и транслировать инновации, но пожалуй наиболее ценным качеством людей этого типа является гибкость интуитивизм, способность использовать в управлении саморазвивающиеся процессы внешней среды.

Члены общества могут разделять новые ценности, цели и средства их достижения, а могут и не разделятьмогут подключаться к ним, а могут.

105 оставаться в оппозициинаконец, они могут подключаться к новым условиям добровольно и по принуждению.

Даже такой неполный охват проблемы показал, что она имеет большие перспективы для дальнейшего изучения. Роль человека в современных системах управления экономическими системами разного уровня будет продолжать расти, а это дает широчайшее поле для дальнейших как теоретических, так и практических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996.
  2. Американская социологическая мысль: Тексты: Мертон Р., Мид Дж., Пар-сонс Т., Шюц А. / Под ред. В. И. Добренькова. -М.: Издательство МГУ, 1994. 496 с.
  3. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. — 606 с.
  4. Л.В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России. Образ мировоззрения и типы поведения // Социологические исследования. 1995. — № 4. — С. 129−133.
  5. Л.В., Чирикова А. Е. Труд бизнесмена. Что это такое? (Опыт социологического исследования российской бизнес-элиты) // Человек и труд. -1995. -№ 3.~ С. 33−45.
  6. Т.Ю., Аксенов Е. А. Технология центров оценки персонала. //Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. М., 1997.-С. 12−20.
  7. С.Ю. Предпринимательские «призывы»: от «старой гвардии» до «новобранцев» // Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 50−59.
  8. И.В. Кадровое управление подбор и оценка. М., 2000. — 263 с.
  9. А.И., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 92−102.
  10. П.Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Управленческое консультирование: социопсихологический срез // Социологические исследования. 1995. — № 6. — С. 37−43.
  11. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
  12. JI.H. Инновационный менеджмент. М.: МГГА, 1999. — 451 с.
  13. В.Р. Практический менеджмент персонала. М., 1998. — 496 с.
  14. А. Особенности государственного регулирования переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 8. -С.25−34.
  15. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998. — 432 с.
  16. Ю.Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. Ростов-на-Дону, 1999. — 665 с.
  17. Ю.Г., Шершунов А. Н. Теория и практика управления в сфере современной российской экономики (социологический аспект). М., 1997. -280 с.
  18. Гарет Льюис. Менеджер наставник. Минск, 1998. — 123 с.
  19. Д.М. Организация и управление. М.:МГТУ им. Баумана, 1998. -539 с.
  20. Е.С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров //Социологические исследования. 2000. — № 11. — С. 36−44.
  21. И.Н. Менеджмент. М., 1995. — 685 с.
  22. В. Политика российского менеджмента в сфере занятости //Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 6. — С. 12−25.
  23. Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М., 1999. — 496 с.
  24. .В., Косова Л. Б. Высокостатусные группы: штрихи, а социальному портрету // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 24−31.
  25. В. Система управления: слагаемые успеха // АПК экономика, управление. 2000. — № 2. — С. 14−20.
  26. Гражданское право: Учебник. Т.1 / Плод ред. Е. А. Суханова. М., 1998. -184 с.
  27. В.И. Социология Российского предпринимательства и менеджмента // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С. 77−80.
  28. .И. Управление организацией: согласование интересов и социальный конфликт. Дисс.канд.социолог.наук. Новочеркасск, 1999. -156 с.
  29. А.И., Попова И. П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 3546.
  30. К.М., Мостовая И. В. Инновационное управление: эволюция социальных идей. Ростов-на-Дону, 1996. — 125 с.
  31. К.М., Мостовая И. В. Инновационный менеджмент в современном производстве. Ростов-на-Дону, 1997. — 147 с.
  32. К.М., Мостовая И. В. Социотехнический характер инновационного управления. Ростов-на-Дону, 1997. — 185 с.
  33. В., Коваленко Г. Руководитель организации новый социально-психологический тип личности // Российский экономический журнал. -1994. -№ 12. -С. 73−79.
  34. П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994. — 210 с.
  35. П. Эффективный управляющий. М., 1994. — 241 с.
  36. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. СПб., Киев: Вильяме, 2000.- 124 с.
  37. П.Ф. Практика менеджмента. СПб., Киев: Вильяме, 2000. — 245 с.
  38. У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996. — 236 с.
  39. Л.Е. Моделирование повседневности, эмпирическая типология работающего населения // Социологические исследования. 2001. — № 6. -С.49−56.
  40. А.Н. Роль менеджмента в управлении стратическими изменениями // Бизнес образования. 2000. -Вып. 2(9). — С. 45−51.
  41. В.И. Российские профсоюзы и аппарат управления: тенденции взаимоотношений // Социологические исследования. 1995. — № 10. — С.53−58.
  42. Исследования по общей теории систем. М., 1997. — 520 с.
  43. История менеджмента. М., 1997. — 389 с.
  44. История теоретической социологии. М., 1998. — 448 с.
  45. Иенекенс Жан. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. Минск. — 1992. — 167 с.
  46. В.И. Изменение функций и статуса линейных руководителей //Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 5−16.
  47. Н.И. Основы менеджмента. Минск, 1996. — 284 с.
  48. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. — № 4. — С. 81−95.
  49. А., Кузнецоп П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995—1996 гг. // Вопросы экономики. 1996. — № 12. — С. 73−87.
  50. Г. Д. Инновационные коммуникации. М., 2000. — 208 с.
  51. Ф.Д. Процесс управления. М., 1998. — 237 с.
  52. И. Изменения социальной организации промышленного предприятия // Социологические исследования. 1995. — № 5. — С. 130−133.
  53. А.А. Синергетическая теория управления. М., 1994. — 344 с.
  54. И.В. О некоторых особенностях подготовки современных менеджеров // Управление персоналом. 2001. — № 4. — С. 7−15.
  55. Корпоративное управление фактор возрождения промышленности //Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 2. — С. 6−13.
  56. А., Никонова Г. Стратегическое управление региональными АПК // АПК экономика, управление. 2000. — № 9. — С. 26−34.
  57. А.И. История менеджмента. Учебное пособие для высшей школы. -М.: Академический проект, 2000. 356 с.
  58. А.И. Социология менеджмента. М.: Юнити, 1999. — 502 с.
  59. Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы. М., 1997.-256 с.
  60. О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. М., 1995. — 456 с.
  61. P.JT. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1996. — 153 с.
  62. А .Я. Обеспечение баланса частных и публичных интересов -основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. -№ 5. — С. 87−99.
  63. А .Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. — 240 с.
  64. В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении // Социологические исследования. 2000. — № 9. — С. 132−135.
  65. А. Формирование системы управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С. 25−31.
  66. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−23.
  67. .Г. Разработка управленческого решения. М., 2000. — 173 с.
  68. А. Ляпунов С. Новый подход к реструктурированию российских предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С. 14−21.
  69. Г. П., Павлов К. В. Об изучении переходных кризисных состояний экономики // Общество и экономика. 1995. — № 7−8. — С. 3−22.
  70. Д., Гребенников В., Зотов В., Пресняков В. Как лучше распорядиться собственностью //Вопросы экономики. 1995. — № 9. — С. 98−106.
  71. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 1999. -440с.
  72. С.О. Современные государственные служащие: должностная и сущностная модели. Автореф.. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 1998. -23 с.
  73. Ш. Экономика для менеджеров. М., 1996. — 487 с.
  74. Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М., 1968.-562 с.
  75. B.C. Хозяйственное право. Т.1. М., 1994. — 400 с.
  76. Е.В. Управление персоналом предприятия. Новосибирск, 1998. -412 с.
  77. О.М. Структурно-функциональный анализ организации и управления. Дисс.. канд. социол. наук. Липецк-Белгород, 1998. — 158 с.
  78. M.B. Дисфункции социального управления и проблемы их преодоления / Технологии социального управления. Белгород, 1996. — 259 с.
  79. Менеджмент в сфере услуг. М., 1995. — 359 с.
  80. Менеджмент организации. М., 1996. — 429 с.
  81. Е. Психолоизация организаций, адаптивность, обучаемость, креативность. что на очереди?! // Управление персоналом. 2001. — № 4. — С. 21−36.
  82. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. — 197 с.
  83. Л.Д., Бабаева Л. В., Бабаев P.O. и др. перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // Социологические исследования. 1993. — № 1. — С. 7−18.
  84. Новые концепции общей теории управления. М., 1995. — 459 с.
  85. Общая теория права. Академический курс в-2х т. Т.2 / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998.-390 с.
  86. Л., Магомаев Н. Региональная экономика нуждается в управлении // АПК экономика, управление. 2000. — № 5. — С. 9−17.
  87. Основы менеджмента и маркетинга / Под общ. ред. д.ф.н. проф. Р. С. Седегова Минск, 1995. — 754 с.
  88. Основы менеджмента. М., 1999. — 561 с.
  89. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент / Под редакцией проф. В. М. Власовой. М., 1994, — 176 с.
  90. Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина. М., Высшая школа, 1996. — 385 с.
  91. Основы управления персоналом. М., 1996. — 383 с. 99.0т приказа к мотивации. Новые принципы управления в США // Вопросы экономики. 1996. — №Ю. — С. 14−23.
  92. М.М. Условия и факторы экономического согласия в обществе // Социологические исследования. 2000. — № 10. — С. 30−34.
  93. А., Алехина О. «Обучение действием»: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала // Управление персоналом. -2001. № 5.-С. 26−38.
  94. А., Павлуцкая Е., Алехина О. Менеджмент третьего тысячелетия системно-эволюционный подход к развитию организации // Управление персоналом. — 2001. — № 2. — С. 47−59.
  95. Ф. Делу время. Минск, 1998. — 380 с.
  96. Н., Ротарь В. Фактор неопределенности и управление экономическими системами. М., 1995. — 191 с.
  97. Н. Управление культурным многообразием требует смены парадигмы // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2. — С. 19−29.
  98. Практическая психология для менеджеров. М., 1996. — 148 с.
  99. Предпринимательское (хозяйственное) право. Т.1. / Под ред. О. М. Олейник. -М., 1999.-727 с.
  100. Предпринимательское (хозяйственное) право. Т.1. / Под ред. О. М. Олейник. М., 1999. — 297 с.
  101. Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. Н. И. Клейн. М., 1993.-657 с.
  102. С.И. Евразийские взгляды на цивилизацию // Социологические исследования. 1999. — № 12. — С. 24−33.
  103. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Политическая профессионалогия. М., 1999. — 153 с.
  104. В.В. «Лисы» сменяют «львов» // Новое время. 1994. — № 14. -С. 12−13.
  105. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. — 169 с.
  106. А.А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций: Учеб. пособие. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр, 1997. — 160 с.
  107. П.В. Социологические интерпретации менеджмента. Саратов: СГТУ, 2000.-256 с.
  108. П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе. Саратов, 2000.- 131 с.
  109. Э. Шмидт С. Л. Исследование стратегических процессов в организациях // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С.42−53.
  110. Рюэгг-Штюрм Й., Ахтенхаген J1. Сетевые организационно-управленческие формы мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 6. — С.27−31.
  111. Г. А., Смитбург Д. У., Томсон В. А. Менеджмент в организациях. М., 1995.-303 с.
  112. Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования. 1997. — № 6. — С. 27−29.
  113. , O.K., Фомина Т. А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса // Социологические исследования. 2000. — № 11. — С. 57−62.
  114. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л., 1995.-264 с.
  115. С.И., Столяренко Л. Д. Психология менеджмента и маркетинга. Ростов-на-Дону, 1996. — 381 с.
  116. С.И., Столяренко Л Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.-512 с.
  117. А.Н. Научные основы адаптации сельхозпроизводителей к рынку. Екатеринбург, 1998. — 451 с.
  118. Н. Социология. М., 1994. — 687 с.
  119. .М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом.-М.:ГАУ, 1996.-364 с.
  120. Э.А. Разработка управленческих решений. М., 2000. — 420 с.
  121. Современная западная социология. М., 1994. — 432 с.
  122. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995.-511 с.
  123. В.А. Местное самоуправление в современном Российском обществе: изменение принципов социального строительства. Ростов-на-Дону. 2000.- 132 с.
  124. Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995. — 240 с.
  125. В.Н. Тезаурус рыночной среды // Социологические исследования. 2000. — № 10. — С. 14−21.
  126. В. Профессиональные навыки менеджера («Обогащенный менеджмент») // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С. 4251.
  127. Н.Н. Стратегическое управление. М., 2000. — 288 с.
  128. А., Колесников Н., Воротилин С. Повышение эффективности компьютерных информационных технологий в управлении // АПК экономика, управление. 2000. — № 9. — С. 25−31.
  129. Р. Фактор обновления. М., 1998. — 363 с.
  130. Управление персоналом / Под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. М., 2000.-430 с.
  131. Управление персоналом организации. М., 1997. — 509 с.
  132. Э.А. Мотивационный менеджмент. М., 1999. — 256 с.
  133. И. Проблемы управления агропромышленным комплексом России // АПК экономика, управление. 2000. — № 11. — С. 5−24.
  134. Ю.В., Авдеева Т. Г. Развитие местной экономики как часть региональной стратегии администрации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональная политика в современной России». Краснодар, 1996.-С. 15−19.
  135. С. Базарный и раскольнический этносы России // Менеджмент. 1997. — № 5.-С. 42−56.
  136. Е.М. Человек в мире государственной власти России. М., 1996.-264 с.
  137. Т., Хансен К. Главное отличие. Модель жизни современного менеджера и наука обновления. СПб.: Всемирное слово, 2000. — 194 с.
  138. К.С., Лидсней Г. Теории личности. М., 1997. — 124 с.
  139. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. М., 1997. — 608 с.
  140. А. Инновационная и корпоративная реструктуризация в мировой экономике // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. -С. 18−23.
  141. В.М. Управление персоналом. СПб., 2000. — 168 с.
  142. Ю.А. Управление персоналом. М., 2001. — 124 с.
  143. А.Е., Кричевская О. Н. Женщина -руководитель: деловые стратегии и образ «Я» // Социологические исследования. 2000. — № 11. -С.69−75.
  144. X. На пути к целостной науке о предприятии // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2. — С. 16−27.
  145. А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследования. -1995. -№ 3.-С. 52−57.
  146. В. Управление предприятием производственной инфраструктуры АПК // АПК экономика, управление. 2000. — № 2. — С. 13−17.
  147. В.П. Как управлять другими, как управлять собой (искусство менеджера). Минск, 1996. — 368 с.
  148. В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996. -384 с.
  149. С.В. Управление персоналом современной организации. М., 1997.-211 с.
  150. Дж. Теория менеджмента. От тейлоризма до японизации. -СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 2001. 475 с.
  151. Л., Мамедова Н. Неклассическая модель государственного регулирования рыночных отношений // Российский экономический журнал. -1992. -№ 4.-С. 99−107.
  152. . Корпоративное управление в XX веке: история и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — 235 с.
  153. Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С. 4549.
  154. .П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 1999. — № 12. — С. 50−53.
  155. А. Управление и аграрная политика // АПК экономика, управление. 2000. — № 9. — С. 12−18.
  156. В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 2531.
  157. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. -М.: МГУ, 1993. 310 с.
  158. Экономика и финансы России. 2001. — № 6. — С. 23−29.
  159. B.C. Управленческие решения. М., 1999. — 145 с.
Заполнить форму текущей работой