Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерные детерминанты отношения к здоровью субъекта в условиях жизнедеятельности Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа социально-психологического тренинга по формированию адекватного отношения к здоровью с учетом тендерных детерминант, выстроена на основе трех компонентов, и представляет собой трехуровневую структуру, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни. Данные уровни характеризуются следующими, компонентами здорового образа жизни и отношения к здоровью: когнитивный уровень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТО ДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Теоретический анализ понятия «отношения к здоровью» и его критериев в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Социально-психологические характеристики личности с позиций системного и тендерного подходов
    • 1. 3. Влияние тендерных детерминант на отношение к здоровью
    • 1. 4. Социально-экологические особенности образа жизни субъекта в условиях жизнедеятельности Севера
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРА
    • 2. 1. Организация и методы исследования отношения к здоровью и тендерных детерминант: тендерная идентификация, стереотипизация, тендерные установки и роли
    • 2. 2. Исследование взаимосвязи тендерных характеристик, здорового образа жизни, самооценки состояния здоровья и качества жизни
    • 2. 3. Исследование взаимосвязей тендерных детерминант и отношения к здоровью женщин с разными типами психической деятельности
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ТИПА ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
    • 3. 1. Программа социально-психологического тренинга по формированию здорового образа жизни и изменения отношения к здоровью женщин с учетом тендерных детерминант

    3.2. Оценка эффективности гендерно-ориентируемого социально-психологического тренинга, направленного на формирование отношения К- здоровью женщин с маскулинным типом протекания психической деятельности.

    Выводы по третьей главе.

Гендерные детерминанты отношения к здоровью субъекта в условиях жизнедеятельности Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время все большее значение приобретают психологические исследования основ здоровья. Современное состояние социальной психологии по проблеме отношения субъекта к здоровью характеризуется постепенной сменой подходов, а именно акцент переносится с лечения болезней на их профилактику и пропаганду способов сохранения-и укрепления здоровья, а также на повышение индивидуальной ответственности субъекта за свое здоровье.

Понятие «отношение к здоровью» в социальной психологии представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями действительности, а также сложившаяся на основе имеющихся у индивида знаний, оценка своего физического и психического состояния, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью развития принципов и путей исследования данной проблемы, неустойчивостью концептуального аппарата проблемы отношения к здоровью субъекта в условиях жизнедеятельности, а также последующей разработкой гендерно-ориентированных программ, формирующих такое отношение субъекта к своему здоровью, которое, выступая как внутренний механизм саморегуляции деятельности и поведенческих реакций субъекта по отношению к здоровью, будет способствовать его сохранению и укреплению.

Как показывает анализ социально-психологических исследований, в настоящее время недостаточно четко осмыслены и сформулированы тендерные детерминанты отношения к здоровью субъектов проживающих в гипокомфортных условиях Севера, что позволило выявить следующие противоречия:

— между потенциальной значимостью здоровья и недостаточным осмыслением влияния тендерных детерминант на здоровый образ жизни субъектов, проживающих в условиях Севера.

— между отношением к здоровью женщин с различными типами тендерной идентификации и социальной адаптации, и существующей объективной потребностью сохранения и укрепления здоровья женщин, проживающих в гипокомфортных условиях Севера.

Исходя из указанных противоречий, формируется проблема исследования, которая: состоит в определении тендерных детерминант отношения к здоровью женщихьв условиях жизнедеятельности Севера.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической и-эмпирической разработанностью взаимосвязей тендерных детерминант и отношения к здоровью субъекта., проживающего в условиях Севера. С другой стороны, необходимостью создания научно-обоснованных, гендерно-ориентированных программ по формированию адекватного отношения к здоровью женщин с различными типами тендерной идентификации и социальной адаптации.

В этойсвязи выявляется необходимостьнахождения особых подходов к проблеме исследования тендерных детерминант отношения к здоровью субъекта проживающего в условиях жизнедеятельности северного региона.

Состояние научной разработанности проблемы.

Анализ литературы по проблеме формирования ответственного отношения к здоровью показывает всю сложность и неоднозначность трактовки как самого понятия «отношение к здоровью», так и подходов к его характеристикам. В социальной психологии не достаточно исследований, которые бы раскрывали социально-психологические детерминанты, особенности отношения к здоровью субъектов с учетом тендерных характеристик.

Большое количество работ, имеющихся в социальной психологии и психологии здоровья (И. Н. Гурвич, 1999, А^еп, Р1зЫэет, 1980; А]геп, 1991;

Leventhal, Diefenbach, 1991, Prochaska, DiClemente, Norcross, 1992, Rogers, 1975 и др.), апеллирует преимущественно к интраиндивидуальному и интерперсональному уровням объяснения здоровья и болезни, в то время, как требуется более высокий уровень объяснения — социетальный (Doise, 1986).

Обращение к этому дает возможность исследовать проблемы отношения к здоровью с учетом социокультурного контекста. Значительноеколичество исследований, — в работах зарубежных и отечественных социальных психологов, посвященных социокультурному анализу тендерных особенностей отношения к здоровью «мужчин и женщин, как представителей биологического пола, прослеживается недостаток работ, направленных на исследование тендерных детерминант отношения к здоровью среди мужчин и женщин с различными социально-психологическими типами (социальный и психологический пол).

Научный" интерес представляют работы, целенаправленно изучавшие различные тендерные аспекты. Опираясь на работы Е. Маккоби, К. Джеклин, Дж. Мани и А. Эрхарда, и концепцию андрогинии С. Бем, Дж. Стоккард и М. Джонсон выдвинули утверждение о том, что психологический и социальный пол (или тендер), формирующийся в ходе жизни человека под влиянием социальных ожиданий общества и особенностей его культуры, влияет на формирование отношений и представлений.

Как показывает анализ исследований, в настоящее время недостаточно четко осмыслены и сформулированы тендерные детерминанты отношения к здоровью субъектов проживающих в гипокомфортных условиях Севера.

Цель исследования — теоретически обосновать и эмпирически исследовать тендерные детерминанты отношения к здоровью субъекта проживающего в гипокомфортных условиях Севера.

Объект исследования — отношение к здоровью субъекта в условиях жизнедеятельности Севера.

Предмет исследования — тендерные детерминанты отношения к здоровью субъекта в условиях жизнедеятельности Северного региона.

Гипотеза исследования:

Тендерные детерминанты влияют на отношение к здоровью и формируют различные типы отношения к здоровью, которые отражаются на привычках образа жизни, оценке качества жизни и самооценке состояния здоровья субъекта в условиях жизнедеятельности Севера.

Отношение к здоровью (когнитивный, эмоциональный, ценностно-мотивационный и поведенческий компоненты) женщин связано с типом протекания психической деятельности, с тендерной идентификацией на социальном и психологическом уровнях, с тендерными стереотипами, ролями и установками.

Гендерно-ориентированный, социально-психологический тренинг формирования ответственного отношения к здоровью, может быть эффективным при условии формирования адекватного отношения к здоровью субъекта в условиях жизнедеятельности Севера.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию «отношение к здоровью» и проблеме тендерных детерминант отношения к здоровью субъекта б условиях жизнедеятельности Севера.

2. Эмпирическим путем выявить взаимосвязи тендерных детерминант отношения к здоровью женщин с различными типами протекания психической деятельности, с тендерной идентификацией на социальном и психологическом уровнях, с тендерными стереотипами, ролями и установками.

3. Выявить тендерные детерминанты, определяющие адекватный уровень отношения к здоровью женщин и отражающихся на привычках образа жизни, оценке качества жизни и самооценке состояния здоровья женщин в условиях жизнедеятельности Севера.

4. Определить критерии эффективности гендерно-ориентируемого социально-психологического тренинга по формированию адекватного отношения к здоровью женщин.

5. Разработать, апробировать и оценить эффективность гендерно-ориентируемого социально-психологического тренинга по формированию адекватного отношения к здоровью женщин, с учетом различных типов тендерной идентификации и социальной адаптации.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Исходными теоретико-методологическими основаниями стали следующие принципы и положения: психология личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, A.M. Столяренко) — психологии социального познания (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, Е. А. Петрова, Х. Левенталь, К. Петерсон, М. Селлгман, Ш. Тейлор) — системный подход к пониманию категории здоровья (А. А. Богданов, И. Н. Гурвич, П. Друкер, А. Л. Журавлев, Б. Ф. Ломов, Г. Саймон, А. Чандлер, Б. С. Братусь, И.В.-Дубровина, В. Н. Мясищев, Г. С. Никифоров) — социокультурный подход к осмыслению категории «здоровье» (В.А. Ананьев, В. М. Розин, Б.Г. Юдин) — психология здоровья (В.А. Ананьев, И. И. Брехман, И. Н. Гурвич, Г. И. Ефремова, В. И. Жуков, А .Я. Иванюшкин, Г. С. Никифоров, Е. А. Орлова, Е. А. Петрова, В. Ф. Петренко, М. Ф. Секач, В. Г. Тактаров, Б.П. Яковлев) — концепция «психология отношения» (А.Ф. Лазурский, Е. В. Левченко, В. Н. Мясищев, С.П. Франк) — положение об определяющей роли образа жизни человека для его здоровья (Л.И. Анцифирова, А. Г. Асмолов, A.B. Басов, А. К. Зиньковский, Ю. П. Лисицын, A.M. Малыгин, В. В. Новиков, Л. Ю. Синягина, Л.Ф. Тихомирова) — тендерный подход (Ш. Берн, Т. В. Бендас, С. Бем, Дж. Блок, К. Джеклин, М. Джонсон, И. С. Клецина, Е. Маккоби, Дж. Ман, М. В. Репина, Дж. Стоккард, А. Эрхард).

Методы исследования.

Для решения задач, поставленных в диссертации, были использованы следующие методы: теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторовэмпирическое исследованиеколичественный и качественный анализ полученных результатовформирующий эксперимент.

Психодиагностическими инструментами, используемыми в исследовании стали валидные, надежные и стандартизированные методики: опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовской) — адаптированная версия опросника для оценки качества жизни SF-36- комплексная анкета социально-психологической квалиметрии образа жизни «Здоровый образ жизни" — полоролевой опросник степени выраженности маскулинности — фемининности (С. Бэм) — опросник «Пословицы» (И. С. Кдециной) — опросник «Распределение ролей в семье» (Ю. Е. Алешиной, JI. Я. Гозман, Е. М. Дубовской) — тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд) — методика диагностики межличностных отношений- (Т. Лири) — модифицированная форма В опросника FPI (12 шкала).

Для обработки результатов исследования использовались, статистические методы обработки данных при помощи программы «SPSS 12.0» такие как: сравнительный анализ (с использованием t-критерия Стьюдента), корреляционный анализ (с применением критерия Пирсона), а также качественный метод — аналитическое сравнение.

Этапы исследования.

Первый этап (2008 — 2009 гг.) — теоретико-аналитический: изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, определение его концептуального аппарата, формулирование рабочей гипотезы.

Второй этап (2009;2010 гг.) — эмпирический: диагностика тендерных детерминант отношения к здоровью женщин, проживающих в условиях жизнедеятельности Севераопределение критериев эффективности социально-психологического тренинга направленного на формирование адекватного отношения к здоровьюобработка диагностических данныхразработка основ комплексной программы социально-психологического тренинга здорового образа жизни женщин с учетом выявленных тендерных детерминант и проведение формирующего экспериментаапробация, внедрение и проверка эффективности социально-психологического, тендерно — ориентируемого тренинга.

Третий этап (2011;2012 гг.) — интерпретационный: теоретическое осмысление данных эмпирического исследования, их анализ, обсуждение и обобщение.

Эмпирическая база исследования.

Общий объем выборки составил 210 женщин. Среди которых было выявлено — 158 женщин с маскулинным типом протекания психической деятельности и 52 женщины с фемининным типом протекания психической деятельности. В исследование приняли участие студентки заочной формы обучения Сургутского филиала Московской Академии предпринимательства при Правительстве Москвы. Возраст респондентов составлял 20- 40 лет.

В ходе социально-психологического тренинга приняли участие 60 женщин смаскулинным типом протекания психической деятельности (30 человек составили контрольную группу и 30 человек вошли в экспериментальную группу). Достоверность полученных результатов обеспечивалась теоретико-методологической базой исследования, выбором адекватных задачам и целям исследования методических средств, достаточным объемом и репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов статистической обработкиданных, развернутой. интерпретацией количественных и качественных результатов.

В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в выявление тендерных детерминант отношения к здоровью субъекта, проживающего в условиях жизнедеятельности Севера.

Отличие теоретических и эмпирических данных настоящего исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что впервые было теоретически обосновано и эмпирически доказано влияние тендерных детерминант на отношение к здоровью и формирование различных типов отношения к здоровью, которые отражаются на привычном образе жизни, оценке качества жизни и самооценке состояния здоровья женщин в условиях жизнедеятельности Севера.

Выявлены взаимосвязи отношения к здоровью (на когнитивном, эмоциональном, ценностно-мотивационном и поведенческом уровнях) и типом протекания психической деятельности, с тендерной идентификацией на социальном и психологическом уровнях, с тендерными стереотипами, ролями и установками.

Определены критерии эффективности социально-психологического тренинга здорового образа жизни женщин, проживающих в гипокомфортных условиях Севера. На основе полученных теоретических и эмпирических результатов исследования была разработана, апробирована и внедрена в практику программа комплексного социально-психологического тренинга по формированию адекватного отношения к здоровью женщин с учетом тендерных детерминант.

Основные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна.

— обобщены взгляды отечественных и зарубежных исследователей в области социальной психологии по проблеме тендерных детерминант отношения.

— к здоровью субъектов в условиях жизнедеятельности Севера.

— эмпирическим путем выявлены тендерные детерминанты двух ведущих типов отношения к здоровью у женщин: самосохранительного и рискованного типов. Выявлены взаимосвязи между типом протекания психической деятельности, тендерной идентификацией на социальном и психологическом уровнях, тендерными стереотипами, ролями и установками, привычками образа жизни, оценкой качества жизни и отношением к здоровью женщин.

— определены критерии эффективности социально-психологического тренинга по формированию адекватного (самосохранительного) отношения к здоровью женщин, с учетом тендерных детерминант такие как: мотивационно-целевой, содержательный, программно-ориентировочный, деятельностно-операционный критерии. разработана и апробирована программа гендерно-ориентируемого социально-психологического тренинга для женщин с маскулинным типом протекания психической деятельностиопределены ее компоненты, этапы и основные направленияоценена степень её эффективности.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты диссертационного исследования раскрывают тендерные детерминанты отношения к здоровью субъекта в условиях-жизнедеятельности Севера.

На основе теоретико-методологического анализа отечественных и зарубежных концепций «отношения к здоровью» конкретизировано понятие «гендерные детерминанты отношения к здоровью», проанализированы тендерные детерминанты и типы отношения к здоровью женщин, проживающих в гипокемфортных условиях Севера.

В научный оборот введены новые эмпирические данные о тендерных детерминантах отношения к здоровью. Обоснована комплексная программа социально-психологического тренинга по формированию самосохранительного отношения к здоровью женщин с маскулинным типом протекания психической деятельности, имеющих рискованный тип отношения к здоровью.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан алгоритм исследования тендерных детерминант отношения к здоровью. Разработана программа социально-психологического тренинга для женщин, с использованием структуры взаимосвязей тендерных детерминант, отношения к здоровью, образа и качества жизни. Апробирована программа социально-психологического тренинга для женщин, живущих в гипокомфортных условия Севера. Результаты исследования могут быть использованы в профилактических программах, в учебно-воспитательном процессе в целях сохранения здоровья и повышения эффективности ролевого, социального, профессионального функционирования и качественного улучшения образа жизни женщин, проживающих в условиях жизнедеятельности Севера.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Системный и тендерный подходы, позволяют раскрыть сущность тендерных детерминант самосохранительного и рискованного типов отношения к здоровью у женщин, проживающих в условиях жизнедеятельности Севера. Гендерные детерминанты отношения к здоровью у женщин раскрываются в тесных взаимосвязях: типа протекания психической деятельности, который обеспечивает социальную адаптацию и регуляцию поведения женщин, и типов отношения к здоровьютендерной идентичности на психологическом уровне с проявлением полотипизированных. (женских) свойств «Я — концепции» и самосохранительным отношением к здоровьютендерной идентичности на социальном уровне и с распределением профессиональных, социальных и семейных ролей по маскулинному и-фемининному типу ролевой направленноститендерных стереотипов поведения женщин традиционного типа самосохранительного отношения к здоровью и эгалитарного типа рискованного отношения к здоровьютендерных ролейустановок организационно — семейной субкультуры и отношения к здоровью.

2. Отношение к здоровью женщин (на когнитивном, эмоциональном, ценностно-мотивационном и поведенческом уровнях) тесно связано с типом протекания психической деятельности, с тендерной идентификацией на социальном и психологическом уровнях, с тендерными стереотипами, ролями и установками. Гендерные детерминанты отношения к здоровью — это совокупность факторов, условий, установок, ролей и типов протекания психической деятельности, которые обеспечивают социально-психологическую адаптацию, управление поведением и влияют на отношение к здоровью, образ и качество жизни.

3. Социальные особенности (тендерная идентичность на социальном уровне, гендерные роли, межличностные отношения) и психологические особенности гендерная идентичность на психологическом уровне, тендерные стереотипы, гендерные установки) женщин, проживающих в условиях Севера, детерминируют привычки, качество жизни и отношение к здоровью. Особенности маскулинной «Я-концепции» (тип протекания психической деятельности) отражаются на когнитивном, эмоциональном, ценностно-мотивационном и поведенческом уровнях рискованного отношения к здоровью, что в свою очередь формирует нездоровые привычки образа жизни. Чем ярче выражен фемининный тип протекания психической деятельности, тем выше поведенческий уровень самосохранительного отношения к здоровью. Самосохранительный тип отношения к здоровью направлен на-сохранение здоровья и продление жизни человека, способствует адаптации человека к изменяющимся условиям окружающейсреды. Женщины больше уделяют внимания и заботы своему здоровью и стараются вести здоровый! образ жизни. Чем ярче проявляется маскулинный тип протекания психической деятельности, тем выше поведенческий уровень рискованного отношения к здоровью. Рискованный тип отношения к здоровью препятствует сохранению здоровья и продлению жизни человека, -мешает адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Степень соответствия действий-и поступков человека требованиям здорового образа жизни снижается, наблюдается формирование нездоровых привычек образа жизни по следующим аспектам: сон, режим и качество питания, режим употребления воды, режим работы и отдыха, физическая активность, вредные привычки (табакокурение, алкоголь и др.).

4. Критериями эффективности программы социально-психологического тренинга по формированию самосохранительного отношения к здоровью является положительная динамика показателей на: когнитивном уровне — формирование системы знаний о самосохранительном отношении к здоровью и здоровом образе жизнина эмоциональном уровне — формирование самомотивации, самоорганизации и повышение интереса к ведению здорового образа жизнина поведенческом уровне — развитие навыков здорового образа жизни и создание индивидуальной программы здорового поведения, через изменение нездоровых привычек.

5. Программа социально-психологического тренинга по формированию адекватного отношения к здоровью с учетом тендерных детерминант, выстроена на основе трех компонентов, и представляет собой трехуровневую структуру, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни. Данные уровни характеризуются следующими, компонентами здорового образа жизни и отношения к здоровью: когнитивный уровень — информационным компонентомаффективный уровень — мотивационно-ценностным компонентомповеденческий уровень — программно-ориентировочным и деятельностно — операционным компонентами. Социально-психологические тренинги формирования самосохранительного отношения к здоровью, могут быть эффективными при условии формирования адекватного отношения к здоровью женщин с учетом тендерных детерминант.

Апробация и внедрение результатов исследования. В ходе исследования полученные результаты апробированы в рамках научных конференций Международного Славянского Института (2010г.), Сургутского государственного Университета (2012г.), Московской Академии предпринимательства при Правительстве Москвы (2012г.). Основные положения и результаты работы рассмотрены на заседании кафедры гуманитарно-социальных дисциплин Московской Академии предпринимательства. В рамках предзащиты, основные положения и результаты исследования апробированы на заседании кафедры педагогики Сургутского Государственного Университета. Результаты диссертационного исследования опубликованы: в журналах ВАК — пять статей, в материалах научно-практических конференций — девять статей.

Результаты прикладных исследований опубликованы в монографиях «Взаимосвязи тендерных особенностей, ролевого, социального, профессионального функционирования и образа жизни современных женщин» (224 стр., 14 п.л.) и «Гендерные детерминанты отношения к здоровью субъектов в условиях жизнедеятельности Севера» (214 стр., 13,4 п.л.).

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование включает: введение, три главы, заключение, список литературы и 5 приложений. Общий объем диссертационной работы составляет 226 страниц печатного текста, из которых 183 страницы основного текста. Работа содержит 18 таблиц, 7 рисунков, а также 5 приложений на 43 страницах. Библиографический список использованной литературы состоит из 152 наименования, из которых 51 -на иностранном языке.

Выводы по третьей главе:

В ходе исследования тендерных детерминант отношения к здоровью субъекта в условиях жизнедеятельности Севера, определены критерии эффективности социально-психологического тренинга по формированию адекватного (самосохранительного) отношения к здоровью женщин, с учетом тендерных детерминант такие как: мотивационно-целевой, — содержательный, программно-ориентировочный, деятельностно-операционный критерии. Разработана и апробирована программа гендерно-ориентируемого социально-психологического тренинга для женщин с маскулинным типом протекания психической деятельности. Определены ее компоненты, включающие-когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни. Данные уровни характеризуются следующими компонентами здорового образа жизни и отношения к здоровью: когнитивный уровень — информационным компонентомаффективный уровень — мотивационно-ценностным компонентомповеденческий уровень — программно-ориентировочным и деятельностнооперационным компонентами.

В ходе социально-психологического тренинга отношение к здоровью на четырех уровнях: когнитивном, эмоциональном, ценностно — мотивационном и поведенческом качественно изменилось, что дает нам право говорить об эффективности программы, направленной на изменение отношения к здоровью в форме социально-психологического тренинга с учетом тендерных детерминант.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практической деятельности ВУЗов, в программах дисциплин направленных на формирование личностной ответственности за здоровье, которое является ценным ресурсом общего, социального и профессионального функционирования будущих специалистов и для профилактики нездоровых и вредных привычек.

2. Структура исследования тендерных детерминант отношения к здоровью, может быть полезна для дальнейших исследований проблем здорового образа жизни различных целевых групп.

3. Программа социально-психологического тренинга может быть использована Центрами здоровья и организациями, занимающихся культурно-просветительской деятельностью по вопросамздорового образа жизни, для формирования индивидуальных программ здорового образа жизни с учетом тендерных характеристик женщин.

4. Результаты эмпирической части исследования могут быть использованы в практике обучения педагогов и социальных работников, как в ВУЗовском обучении, так и в системе дополнительного образования, а также в иных профессиях типа «человек-человек», где вопросы формирования отношения к здоровью и здорового образа жизни являются актуальными и приоритетными.

5. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с изучением тендерных детерминант отношения к здоровью среди различных половозрастных групп, с дальнейшим совершенствованием психологического инструментария диагностики системы тендерных детерминант отношения к здоровью и здорового образа жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Здоровье студентов. М.: Россия, 1997. — 200 с.
  2. H.A., Марачев А. Г., Бобков Г. А. Экологическая физиология человека. М.:КРУК, 1998.-416 с.
  3. Г. М. Социальная психология М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с
  4. Антология тендерной теории / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск, 2000.
  5. А.И. Самосохранительное поведение. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 468.
  6. А.И. Социально-психологические аспекты продолжительности жизни // Актуальные проблемы демографии. Рига, 1983. С. 134.
  7. Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М-., 1992.
  8. Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1993. № 4. С. 25−34.
  9. П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1899.
  10. В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. JL, 1981.
  11. Т. В. Тендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.
  12. Т. В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2001. № 1.С. 87−95.
  13. Т. В. Психология лидерства: Тендерный и этнический аспекты. СПб., 2002.
  14. Ш. Тендерная психология. СПб., 2001.
  15. Ш. Социальная психология тендера. — М.: Олма-пресс, 2001. С. 132.
  16. А.Н. Артериальная гипертензия, мозговой инсульт и хроническая цереброваскулярная патология в Среднем Приобье // Актуальные проблемы адаптации человека. Сургут: РИО СурГПИ, 2001. — С. 12−17.
  17. Е.Р. Некоторые закономерности метаболических перестроек у человека на Крайнем Севере // Физиология человека. 1996. — № 4. — С. 122−129.
  18. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. JL, 1987. 125 с.
  19. Н. В. К вопросу об исследовании невербальных паттернов феминности и маскулинности // Методы психологии. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д, 1997. С. 36−38.
  20. Л. Ф., Морозов С М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. С. 355−356.
  21. О. С. Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. — СПб.: Питер, 1998. С. 354.
  22. О.С., Журавлева Е. В. Исследование-представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.З. с. 420−429.
  23. Введение в тендерные исследования. Харьков- СПб., 2001.
  24. Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов-у мужчин и женщин: Роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии7. 1993. № 2. С. 63−71.
  25. А. Женщина и стресс. Мужчина и стресс. Ребенок и стресс. — СПб.: Питер, 1996.-С. 167.
  26. В.И. Человек жизнь — здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
  27. Г. Психология женщины. СПб., 1991.
  28. В. А. Два пола: Зачем и почему? СПб., 1992.
  29. С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 19−39.
  30. Л.И. Экологический стресс. СПб.:Лань- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. — 448 с.
  31. И. А., Полесский В. А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции количества здоровья и качества жизни // Сборник научно-методических материалов. М., 1991. С. 28−59.
  32. В. С., Мягков И. Ф. Таблицы для экспериментально-психологических исследований. Пермь, 1982.
  33. В. А. Питание как фактор здорового образа жизни // Вестник Балтийской академии. Вып. 9. — СПб.: БПАД996.
  34. Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., 1998.
  35. Джейс Ф. J1. Самоисполняющиеся пророчества: тендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. СПб.: Питер, 2001.- С. 144−161.
  36. А. И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 38−49.
  37. В.И. Социальный набат. М.:Издательство РГСУ. -2010.120с.
  38. Здоровый образ жизни залог здоровья / под ред. Ф. Г. Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.
  39. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г. Н~ Сердюковой, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
  40. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская-геория // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. — С. 144.
  41. В.П., Каприн В. А., Катюхин В. Н., Соколов C.B., Гиновкер А. Г. Окружающая среда и здоровье населения Ханты-Мансийского автономного округа. -Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. 71 с.
  42. Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
  43. В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53−62.
  44. В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. М. — Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, КГПУ, 1996. -248 с.
  45. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: наука, 1980. -192 с.
  46. Е. И. Женщина и управление: Формула успеха. СПб., 2000.
  47. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1970. — 272 с.
  48. И. С. Тендерная социализация. — СПб., 1998. С. 202.
  49. И. С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. С. 61−78.
  50. И. С. Самореализация и тендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — С. 188−202.
  51. И.С. Практикум по тендерной психологии. СПб.: Питер, 2003. 479 с: ил.
  52. И. В. Тендерные аспекты здоровья // Народонаселение. — 2000. — № 2. -С. 70−79.
  53. Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 476−510.
  54. Л. В. Осознание здоровья как ценности,—Здоровье и субъективное благополучие личности. СПб. Изд-во СПбГУ, 2000. С. 240−284.
  55. Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы:
  56. В. Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М-: Межличностное общение: Учебник для вузов, СПб., 2001. С. 438−450.
  57. Е.Ф. Мужчина жертва дискриминации в. отношении женщин // Женщина в российском обществе. — 1998. — № 1. — С. 43−46:
  58. Ю.П. Слово о здоровье. М. Сов. Россия, 1986. С. 138−163.
  59. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
  60. Ю.П. Обусловленность общественного здоровья // Медико-социальные аспекты здоровья и воспроизводства населения: Матер, науч. конф. М., 1997. Ч. 2, с. 13.
  61. В., Мосткова Е. Девять ступеней к здоровью. М.: Бином, 1997. — 320 с.
  62. О. Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 73−79.
  63. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. — С. 402.
  64. Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека-// Философские науки. 1992, № 2.
  65. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  66. О. В., Петренко В. Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68−86.
  67. Е.Ф. Историческая динамика полового состава общества // Материалы международной научной конференции «Тендерные отношения в России: История, современное состояние, перспективы». Иваново: Издательский центр «Юнона», 2008. -С. 29.
  68. Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. М.: Высшая школа, 1980.-424 с.
  69. Г. С. Практикум по психологии здоровья. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 32−192.
  70. Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. С. 8594.
  71. Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, С. 40−63.
  72. Н. Н. Мужчина + женщина ?! СПб., 1995.
  73. JT. Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии. Краснодар, 2000.
  74. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: БПА, 1998. С. 53−88.
  75. Попова J1. В. Проблема самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 31−41.
  76. Практикум по тендерной психологии / Под-ред. И. С. Клециной. СПб., 2004.
  77. Психология женщины: Хрестоматия / Составитель А. А. Криулина. Курск, 1992.
  78. А. А. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.
  79. Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы // Вестник РАН. 2004. — Т. 74. — № 3. — С. 213.
  80. Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Наука, 1960.
  81. Г. П., Кушникова Г. И. Экологическое сафари по Югорскому Краю. -Екатеринбург- Ханты-Мансийск: АКВА пресс, 2003. — 111 с.
  82. Е. Т., Бурлакова Н. С, Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной тендерной идентичности с когнитивным стилем личности // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 4151.
  83. Соковня Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997.
  84. Е. Т., Бурлакова Н. С, Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 3−16.СП6ГУ. 1998. — Сер. 6. Вып. 2.
  85. А.Д., Изуткин Д. А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. № 5. с. 6.
  86. И.М. Индивидуальные траектории в обучении студентов как показатель их социокультурного здоровья // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: Тез. докл. Всерос. науч.- практ. конф. М., 2003, с. 30−34.
  87. Н. А. Женщина: Ее статус, судьба и образ в мировой культуре. Алматы, 1994.Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  88. Фролов-Ил. Введение в философию. М.: Изд-во полит, литер., 1990. — 640 с.
  89. X. Мотивация и деятельность. Т. 1. СПб., 2003.
  90. Н. В. Тендер в психологии: история, подходы, проблемы // Вестник СПбГУ. 1998. — Сер. 6. Вып. 2. — С. 69
  91. Н. В. -Женщины в менеджменте // Психология менеджмента. СПб., 1997.
  92. К. Женская-психология. СПб., 1993.
  93. Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. — С. 344.
  94. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, № 2, с. 3−14.
  95. А. Женщина во главе фирмы: Стратегии успеха // Эко. 1997. № 6. С. 183−191.
  96. A.B., Рыжак М. М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 7, с. 8−10.
  97. И.В., Чоговадзе A.B., Коваленко Т. Г. и др. Теоретико-системный подход к оценке-уровня состояния здоровья. Модель здоровья // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 1, с. 2−4.
  98. Экология Ханты-Мансийского округа / Под ред. В. В. Плотникова. Тюмень, 1997.
  99. Г. Мужчина и женщина: Этюд о вторичных половых признаках у человека. СПб., 1898.
  100. . П., Литовченко О. Психо-физиологические основы здоровья\ Учебный курс. -М., 2010. 285 с
  101. Adams J., Rice R. W., Instone D. Follower attitudes toward women and judgments concerning performance by female and male leaders // Academy of management journal. 1984. Vol". 27. № 3. r:636−643.
  102. Abelin T. Approaches to health promotion and disease prevention // Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987. — P. 29−48.
  103. Antonopoulou Ch. Sexual attitudes of politicians and attitudes toward-violence against women // International JoumaLof Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology, Stockholm, 2000.-P. 388.
  104. Apfelbaum E. The role of popular culture in women’s ways of" overcoming socio-cultura! demands // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 278.
  105. Athanasiadou С Postgraduate women talk about family and career: the discursive reproduction of gender difference // Feminism and psychology. 1997. Vol. 7. № 3. P. 321−327.
  106. Athenstaedt U. The bidimensional multifaceted structure of gender role identity // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 394.
  107. Baban A. Gender differences inperception of sexuality and reproductive behavior // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 137.
  108. Bern S. L. Gender schema theory and its implications for child development: raising gender-aschematic children in a gender-schematic society // The psychology of women: Ongoing debates. New Haven- L., 1987. P. 226−245.
  109. Bern S, L. Probing the promise of androgyny // The psychology of women: Ongoing debates. New Haven- L, 1987. P. 206−225.
  110. Bergman B. Gender equity and health // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 17Л
  111. Brenner О. C, Tomkiewicz E. C, Schein V. E. The relationship between sex role stereotypes and requisite management characteristics revisited // Academy of management journal. 1989. Vol. 32. № 3. P. 662−669.
  112. Burke R.J. Women in management: recent international research findings // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 233.
  113. Cann A., Siegfried D. Gender stereotypes and dimensions of effective leader behavior// Sex roles. 1990. Vol. 23. № 7−8. P. 413−419.
  114. Chehrari S. Female psychology: a review // The psychology of women. Ongoing debates. New Haven- L., 1987. PT 22−38.
  115. Chodorow N. Feminism and difference: gender, relation and difference in psychoanalytic perspective // The. psychology of women: Ongoing debates. New Haven- L., 1987. P. 249−264.
  116. Day D. R., Stogdill R. M. Leader behavior of male and female supervisors: a comparative study // Personnel psychology. 1972. Vol. 25. P.353−360.
  117. Del Boca F. K., Ashmore R. D. Male-female relations: a summing up and notes toward a social-psychological theory. N. Y.- L., 1986. P. 311−332.
  118. Eagly A. H. Johnson В. T. Gender and leadership style: a meta-analysis // Psychological bulletin. 1990. Vol. 108. № 2. P. 233−256.
  119. Eagly A. H., Karon S.J., Makhijani M. G. Gender and effectiveness of leaders: a metaanalysis // Psychological bulletin. 1995. Vol. 117. № 1. P. 125−145.
  120. Feingold A. Gender differences in personality: a meta-analysis // Psychological bulletin. 1994. Vol. 116. № 3. P. 429−456.
  121. Grau R., AgutS. Gender differences on burnout // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 439.
  122. Hedges L. V., Olkin I. Statistical methods for meta-analysis. San-Diego, 1985.
  123. Homer M. S. Toward an understanding of achievement-related conflicts in women // The psychology of women: Ongoing debates. New Haven- L., 1987. P. 165−184.
  124. Husain A., Daga N. Quality of life and social family role stress among working women //' International Journal of Psychology, 2000. P. 16.
  125. Ivey D. C, Conoley C W. Influence of gender in family evaluations: a comparison of trained and untrained observer perceptions of matriarchal and patriarchal family interviews //Journal of family psychology. 1994. Vol. 8. № 3. P. 336−346.
  126. Katz P. A. Gender identity: development and consequences // The social psychology of female-male relations. N. Y.- L" 1986. P. 21−68.
  127. Kumar N. Research productivity of women scientists identity // The Tenth European Congress on Work and Organizational Psychology. Prague, 2001. P. 192.
  128. Leaper C The use of masculine and feminine to describe women’s and men’s behavior // Journal of social psychology. 1995. Vol. 135. № 3. p. 359−369.
  129. Maccoby E. E., Jacklin-C. N. The psychology of sex differences. Stanford, 1978.
  130. Martinot D., Redersdorff S. Tne. in-group as a resource to protect women’s self-esteem // International Journal of Psychology. Stockholm, 2000. P. 216.
  131. Melamed T. Barriers to women’s career success: human capital, career choices, structural determinants, or simply sex discrimination // Applied psychology: an international review. 1995. Vol. 44. № 4. P. 295−314.
  132. Melen M., Brenner 0. Women’s attitudes towards leadership is it a gender question? // International Journal of Psychology. Stockholm, 2000. P. 394.
  133. Mellor S. Gender composition and gender representation in local office and women’s participations in local activities //Journal of applied psychology. 1995. Vol. 80. № 6. P. 706 720.
  134. Moir A., Jessel D. Brainsex: The real difference between men and women. L., 1991.
  135. MulacA., BradarJ.J. Women’s style in problem solving interaction: powerless, or simply feminine. Hillsdale, 1995. P-366.
  136. Noak H. Concepts of health and health promotion // Measurements in Health promotion and Protection. Copenhagen, 1987. — P. 5−28.
  137. Oakes M. E., Slotterback C S. Gender differences in perceptions of the healthiness of foods // Psychology and Health. 2001. Vol. 16. P. 57−65.
  138. Powell G. N. One more time: do female and male managers differ? // Academy of management executive. 1990. Vol. 4. № 3. P. 68−75.
  139. RedersdorfS., Martinot D. Role of women’s social status on self-esteem // International Journal of Psvchology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 72.
  140. Rim Y. Machiavellianism and decision involving risks // British journal of social and clinical psychology. 1966. Vol. 5. P. 30−36.
  141. Sapir S. Women’s issues: History and Progress // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 280.
  142. Singh-Sengupta S. Promoting women managers in global economy: Asian experiences identity // The Tenth European Congress on Work and Organizational Psychology. Prague, 2001. P. 314.
  143. Staines G. L., Libby P. L. Men and women in role relationship // The social psychology of female-male relations. N. Y.- L., 1986. P. 211−260.
  144. Taylor M. C, Hall., A. Psychological androgyny: theories, methods and conclusions // Tsychologicafbulletin. 1982. Vol. 92. № 2. P. 347−366.
  145. Tobach E. Globalization of Psychology: Need for leadership by women // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 280.
  146. Walker L. E. Making connections among forms of violence against women and subsequent impact on women’s mental health and self esteem // International Journal of Psychology. Stockholm, 2000. P. 388.
  147. Walker-Dine V. Project 4−21- transition to womanhood in the 1990's Britain // International Journal of Psychology. Stockholm, 2000. P. 89.
  148. Тендер: Здоровье. Электронный ресурс. загл. с экрана. http://www.adb.org/Documents/Translations/Russian/GenderHealthRU.pdf
  149. Комплексный тендерный подход для руководителей в секторе здравоохранения: практический подход заметки для участника Электронный ресурс. загл. с экрана. -http://www.untj.org/files/gender/Activities/GMCManualPartRUSjprinting.pdf
  150. Европейская стратегий «Здоровье и развитие детей и подростков». Копенгаген. Электронный ресурс. загл. с экрана. (http://www.euro.who.int/childhealtdev/strategy/20 060 919)
Заполнить форму текущей работой