Совершенствование рабочих процессов ДВС с искровым зажиганием, работающих на смесевых газовых топливах
Среди газовых топлив в качестве моторного топлива в настоящее время в ДВС с ИЗ активно используются компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный нефтяной газ (СНГ). В качестве моторных топлив также могут быть использованы промежуточные и побочные горючие газовые продукты, такие как коксовый, доменный, водяной, синтез-газ (СГ), получаемые в процессе деятельности различных производственных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Применение смесевых газовых топлив в ДВС с ИЗ
- 1. 1. Экологические и энергетические проблемы современных ДВС с ИЗ и методы их решения
- 1. 2. Анализ современной сырьевой базы для производства альтернативных моторных топлив для ДВС с ИЗ
- 1. 3. Виды газовых моторных топлив и и опыт их применения в ДВС с ИЗ. ^
- 1. 4. Обзор математических моделей для расчета рабочего процесса и экологических показателей ДВС с ИЗ при его работе смесевых газовых топ ливах
- Выводы по первой главе
- Постановка цели и задачи исследования
- Глава 2. Разработка математической модели для расчета мощностных, топливо-экономических и экологических показателей две с из при его работе на смесевых газовых топливах
- 2. 1. Особенности математической модели и её основные допущения. ^
- 2. 2. Определение элементарного состава и физико-химических свойств смесевых газовых топлив. ^
- 2. 3. Расчет параметров рабочего тела в процессе газообмена, наполнения и сжатия
- 2. 4. Расчет процесса сгорания. ^
- 2. 5. Разработка метода математического описания закона тепловыделения при работе ДВС с ИЗ на смесевых газовых топливах. ^
- 2. 6. Расчет потерь теплоты. ^
- 2. 7. Расчет образования оксидов азота
- 2. 8. Расчет индикаторных и эффективных показателей ДВС с ИЗ
- 2. 9. Разработка алгоритма и программного обеспечения «2Z GAS», для расчета мощностных, топливо-экономических и экологических показателей
- ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах. ^^
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Проведение экспериментальных исследований ДВС с ИЗ при его работе на бензине и синтез-газе воздушной конверсии метана
- 3. 1. Описание испытательного стенда и измерительной аппаратуры
- 3. 2. Создание макетного образца ДВС для его работы на бензине и СГ ВКМ
- 3. 3. Методика проведения экспериментальных исследований, получение и обработка результатов
- 3. 4. Идентификация математической модели и анализ правильности её работы
- Выводы по третьей главе
- Глава 4. Исследование эффективности применения смесевых газовых топлив в две с из в составе КЭУ автобуса. ^
- 4. 1. Расчетные исследования влияния процесса сгорания на мощностные, топливо-экономические и экологические показатели ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах
- 4. 2. Анализ методик испытаний для сертификации автотранспортных средств массой более 3,5 тонн с комбинированной энергетической установкой
- 4. 3. Проведение расчетных исследований ДВС с ИЗ в составе КЭУ при его работе на смесевых газовых топливах
- Выводы по 4 главе
Совершенствование рабочих процессов ДВС с искровым зажиганием, работающих на смесевых газовых топливах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Увеличение численности населения и улучшение благосостояния людей приводит к росту легкового автомобильного парка. Как известно, в Российской Федерации преимущественно каждый легковой автомобиль снабжен двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием (ДВС с ИЗ), который является основным потребителем бензина, получаемого из невозобновляемой нефти и основным источником выбросов вредных веществ и парниковых газов в окружающую среду.
В связи с этим в настоящее время актуальны проблемы исчерпаемости природных нефтяных запасов и нарушения экологии, особенно в крупных городах с высокой плотностью населения и легкового автомобильного парка. Для решения вышеописанных проблем существуют направления, позволяющие снизить негативное воздействие автотранспортных средств (АТС) на окружающую среду и уменьшить расход невозобновляемых нефтяных запасов.
Одним из таких направлений является использование в ДВС с ИЗ альтернативных жидких и газовых моторных топлив, получаемых из различных ненефтяных источников и позволяющих снизить уровень вредных веществ и парниковых газов в отработавших газах АТС.
Номенклатура жидких альтернативных моторных топлив для ДВС с ИЗ представлена преимущественно спиртовыми топливами, такими как этанол и метанол.
Среди газовых топлив в качестве моторного топлива в настоящее время в ДВС с ИЗ активно используются компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный нефтяной газ (СНГ). В качестве моторных топлив также могут быть использованы промежуточные и побочные горючие газовые продукты, такие как коксовый, доменный, водяной, синтез-газ (СГ), получаемые в процессе деятельности различных производственных предприятий. Помимо этого в качестве моторных топлив можно применять биогаз различного состава, получаемый из отходов сельскохозяйственных, животноводческих, деревообрабатывающих и других предприятий. В качестве моторных топлив для ДВС с ИЗ также могут применяться водород, ацетилен, аммиак и другие горючие газы и их смеси.
Смесевые газовые моторные топлива могут быть многокомпонентными и иметь в своем составе горючие и негорючие газы различного элементарного состава. Физико-химические свойства газовых компонентов характеризуются различными теплотой сгорания, пределами воспламеняемости, скоростью горения, теплоемкостью, молекулярной массой, октановым числом и рядом других свойств, которые в значительной мере будут влиять на процесс сгорания газового смесевого топлива и мощностные, топливо-экономические и экологические показатели ДВС с ИЗ.
Для предварительного анализа и обоснования выбора перспективных газовых моторных топлив для ДВС с ИЗ необходимы сравнительные расчетные исследования изменения мощностных, топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ при его переводе с традиционного бензина на смесевые газовые топлива.
Таким образом, необходима методология и инструментарий для исследования и расчета рабочего процесса ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах, учитывающие их состав и физико-химические свойства, а также позволяющих рассчитать параметры для дальнейшей проектировки систем топливоподачи, зажигания и управления ДВС с ИЗ.
Цель диссертационной работы. Разработка математической модели и проведение расчетных и экспериментальных исследований рабочих процессов ДВС с ИЗ при его работе как на моно так и смесевых газовых топливах, расширение сырьевой базы моторных топлив и достижение современных и перспективных требований по мощностным, топливо-экономическим и экологическим показателям.
Задачи исследования:
• разработка математической модели для расчета рабочего процесса ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах, учитывающей их многокомпонентный состав и различные физико-химических свойства;
• разработка метода математического описания закона тепловыделения в ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах на основе проведенных экспериментальных исследований;
• создание макетного образца ДВС с ИЗ для работы на смесевом газовом топливе и проведение на нем сравнительных экспериментальных исследований для проверки правильности расчетов, выполненных с помощью математической модели;
• проведение расчетно-теоретических исследований влияния процесса сгорания смесевых газовых топлив в ДВС с ИЗ на мощностные, топливо-экономические и экологические показатели;
• проведение аналитических исследований характерных режимов работы ДВС с ИЗ в составе комбинированной энергоустановки (КЭУ) автобуса в сравнении с режимами работы ДВС в стандартизованных испытательных циклах, используемых для сертификации ДВС различного назначения по экологическим требованиямпроведение сравнительных расчетных исследований мощностных, топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ в составе КЭУ при его работе на смесевых газовых топливах на режимах испытательного цикла.
Объектами исследований являются созданный макетный образец ДВС с ИЗ 24 7,7/6,7, работающий на бензине и синтез-газе воздушной конверсии метана (СГ ВКМ) и серийный ДВС с ИЗ ЗМЗ 40 522.10.
Методы исследования. Расчетно-теоретические исследования проводились с помощью разработанной в процессе выполнения работы, прикладной компьютерной программы «2ZGAS». Экспериментальные исследования проводились на моторном стенде в ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» .
Достоверность результатов данной работы обеспечена сопоставлением расчетных результатов, выполненных с помощью программы «2Z GAS», с результатами собственных экспериментальных исследований, а также экспериментальных исследований, проведенных в ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» ранее.
Научная новизна состоит:
• в разработке математической модели для расчета рабочего процесса ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах с учетом их многокомпонентного состава и различия физико-химических свойств;
• в разработке метода математического описания закона тепловыделения в ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах, основанного на обработке и анализе результатов экспериментальных исследований ДВС с ИЗ, работающего на бензине;
• в разработке методики проведения экспериментальных исследований ДВС с ИЗ при его работе на СГ В КМ и результатах экспериментальных испытаний ДВС на СГ ВКМ;
• в результатах расчетных исследований влияния процесса сгорания смесевых газовых топлив в ДВС с ИЗ на мощностные, топливо-экономические и экологические показатели;
• в результатах аналитических исследований характерных режимов работы ДВС с ИЗ в составе КЭУ в сравнении с режимами работы ДВС в стандартизованных испытательных циклах, используемых для сертификации ДВС различного назначения по экологическим требованиям;
• в получении сравнительных результатов расчетных исследований топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах на режимах испытательного цикла.
Практическая ценность работы включает:
• разработку прикладной компьютерной программы «2Z GAS» с пользовательским интерфейсом, позволяющей производить расчеты рабочего процесса и определять мощностные, топливно-экономические и экологические показатели ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах;
• создание стендового макетного образца ДВС с ИЗ с системой питания и системой электронного управления топливоподачей для его работы на СГ ВКМ и проведение на нем сравнительных экспериментальных исследований на бензине и СГ ВКМ.
Основные положения, выносимые на защиту:
• математическая модель расчета рабочего процесса ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах;
• метод математического описания закона тепловыделения в ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах, основанный на обработке и анализе результатов экспериментальных исследований ДВС с ИЗ на бензине;
• результаты расчетных и экспериментальных исследований мощностных, топливо-экономических и экологических показателей созданного макетного образца ДВС с ИЗ при его работе на бензине и СГ ВКМ;
• результаты расчетных исследований влияния процесса сгорания смесевых газовых топлив в ДВС с ИЗ на мощностные, топливо-экономические и экологические показателирезультаты аналитических исследований характерных режимов работы ДВС с ИЗ в составе КЭУ в сравнении с режимами работы ДВС в стандартизованных испытательных циклах, используемых для сертификации ДВС различного назначения по экологическим требованиям;
• сравнительные результаты расчетных исследований мощностных, топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах на режимах испытательного цикла.
Личный вклад автора. 1. На основе технической и патентной литературы сделан обзор теоретических и экспериментальных работ по применению в ДВС с ИЗ различных газовых топлив, а также проведены аналитические исследования существующих математических моделей по расчету рабочего процесса ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах.
2. Разработана математическая модель для расчета рабочего процесса ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах, учитывающая их многокомпонентность и различия физико-химические свойств.
3. Разработан метод математического описания закона тепловыделения в ДВС с ИЗ при его работе на газовых топливах и их смесях, основанный на обработке и анализе результатов экспериментальных исследований ДВС с ИЗ, работающего на бензине.
4. Разработана прикладная программа «2Z GAS» с пользовательским интерфейсом, позволяющая производить расчеты рабочего процесса и определять мощностные, топливно-экономические и экологические показатели ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах.
5. Разработана методика проведения экспериментальных исследований ДВС с ИЗ при его работе на бензине и СГ ВКМ.
6. Создан стендовый макетный образец ДВС с ИЗ, на котором проведены сравнительные экспериментальные исследования и получены мощностные, топливо-экономические и экологические показатели при его работе на бензине и СГ ВКМ.
7. Получены результаты теоретических исследований влияния процесса сгорания смесевых газовых топлив в ДВС с ИЗ на мощностные, топливо-экономические и экологические показатели.
8. Получены результаты аналитических исследований характерных режимов работы ДВС с ИЗ в составе КЭУ автобуса в сравнении с режимами работы ДВС в стандартизованных испытательных циклах, используемых для сертификации ДВС различного назначения по экологическим требованиям.
9. Получены сравнительные результаты расчетных исследований мощностных топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах на режимах испытательного цикла.
Реализация результатов работы.
Результаты расчетных и экспериментальных исследований мощностных, топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах используются в учебном процессе кафедры «Менеджмент высоких технологий» МАДГТУ (МАДИ) при чтении курса лекций и проведении лабораторных и практических занятий по дисциплинам: «Инновационные технологии в сфере мобильных энергетических установок», «Инновационные технологии энергосбережения».
Программа для ЭВМ «2Z GAS» внедрена в учебный процесс кафедры «Тракторы и автомобили» «МГУ Природообустройства» и используется при выполнении практических занятий по дисциплине «Рабочие процессы энергетических установок».
Апробация работы.
Материалы диссертационной работы были доложены на: Научно-технической студенческой конференции «Технологии и разработки в природообустройстве» (ФГОУ ВПО «МГУП», г. Москва, 2009 г.) — Международной научно-практической конференции «Научные проблемы автомобильного транспорта» (ФГОУ ВПО «МГАУ», г. Москва, 2010 г.) — 12-ой Международной автомобильной конференции «Современные силовые установки для автомобильной, внедорожной и специальной техники» (ОАО «АСМ-холдинг», г. Москва, 2010 г.) — VIII Международном Автомобильном Научном Форуме (МАНФ-2010) «Развитие национальной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ», г. Дмитров, 2010 г.), Международной научно-технической конференции ААИ, посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ» «Автомобиле — и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров» (МГТУ «МАМИ», г. Москва, 2010 г.), Научно-технической конференции «5-е Луканинские чтения. Решение энергоэкологических проблем в автотранспортном комплексе» (МГТУ «МАДИ», г. Москва, 2011 г.), 74 Международной научно-технической конференции ААИ «Экология и энергетическая эффективность автотранспортных средств» (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ», г. Дмитров, 2011 г.), 75 Международной научно-технической конференции ААИ «Перспективы развития автомобилей. Развитие транспортных средств с альтернативными энергоустановками» (ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти,.
2011 г.), Международной молодежной конференции «Энергоэффективный автомобильный транспорт будущего» (МГТУ «МАМИ», Москва, 2012 г.), а также на заседании научно-технического совета в ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» .
Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 11 печатных работах, из них 6 работ в изданиях, входящих в перечень утвержденных ВАК РФ изданий для публикации трудов соискателей ученых степеней.
Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, общих выводов и рекомендацийсодержит 174 страниц машинописного текста, 56 иллюстраций, 40 таблиц, 2 страницы основных обозначений и сокращений и списка используемой литературы из 158 наименований.
Выводы по 4 главе.
1. Проведены расчетные исследования влияния выбора параметров описания процесса сгорания смесевых газовых топлив в ДВС с ИЗ, которые показали, что параметры описания закона сгорания, а также физико-химические свойства сжигаемого топлива имеют значительное влияние на результаты расчета мощностных, топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ.
2. Проведены исследования режимов работы ДВС с ИЗ в составе КЭУ автобусов, в сравнении со стационарными испытательными циклами, принятыми в США, Европе и Японии для сертификации ДВС по экологическим нормам, которые показали, что из существующих испытательных циклов 13-ти режимный стационарный испытательный цикл ESC, принятый ЕЭК ООН и утвержденный Правилами № 49 наиболее полно отражает режимы работы двигателей в составе КЭУ городского автобуса.
3. С помощью математической модели и программы «2Z GAS» проведены сравнительные расчетные исследования мощностных, топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ в составе КЭУ автобуса при его работе на смесевых газовых топливах на режимах 13-ти ступенчатого стационарного испытательного цикла ESC. Анализ результатов проведенных расчетных исследований показал, что, не смотря на снижение среднего за цикл показателя Ne (u) на 29% и увеличение ge (4) на 64% в сравнении с бензином при использовании СГ ПКМ (а=1,7) в ДВС с ИЗ в составе КЭУ в 1,38 раз снижается уровень нормируемых выбросов С02, по выбросам NOx ДВС с ИЗ в составе КЭУ соответствует экологическому классу Евро-5 и имеет высокий показатель ще = 36%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
По результатам выполненной диссертационной работы были сделаны следующие выводы и получены следующие результаты:
1) увеличение численности легковых АТС приводит к ухудшению экологической обстановке и росту потребления мировых нефтяных запасов. Существует ряд мер по снижению расхода невозобновляемого нефтяного топлива и уменьшения количества вредных веществ с ОГ ДВС с ИЗ. Одним из перспективных направлений является применение альтернативных моторных топ лив;
2) из имеющейся сырьевой базы возобновляемых и невозобновляемых ресурсов наиболее перспективными ресурсами для производства альтернативных моторных топлив являются природный газ и биоотходы;
3)В настоящее время одним из направлений является применение газовых моторных топлив в ДВС с ИЗ. В мире накоплен опыт по использованию в качестве топлив различных горючих газов, таких как ПГ, СНГ, водород, а также смесевых газов, в частности биогаз и СГ различных составов и различных газовых смесей. На начальном этапе перевода ДВС с ИЗ на смесевые газовые топлива для оценки перспективности его использования необходимо проведение расчетно-теоретических исследований;
4) Расчетно-теоретические исследования протекания рабочего процесса и анализ мощностных, топливо-экономических и экологических характеристик можно осуществить с помощью предварительно разработанных математических моделей. Анализ имеющихся зарубежных математических моделей для расчета рабочего процесса ДВС при его работе на смесевых газовых топливах показал, что они позволяют адекватно рассчитывать мощностные и топливо-экономические показатели ДВС, однако не всегда адекватно рассчитывают экологические показатели ДВС с ИЗ. В связи с этим необходим инструментарий, позволяющий рассчитывать мощностных, топливо-экономических и экологических ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах;
5) разработана математическая модель, позволяющая рассчитывать рабочий процесс ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах. Данная модель отличается учетом многокомпонентного состава смесевого газового топлива и различием физико-химических свойств газов, входящих в топливо.
6) сформулирован и теоретически обоснован метода математического описания закона тепловыделения в ДВС с ИЗ при его работе на смесевых газовых топливах, основанный на обработке и анализе результатов экспериментальных исследований ДВС с ИЗ, работающего на бензине;
7) созданные математическая модель и метод математического описания закона тепловыделения легли в основу разработанных алгоритма и программного обеспечения «2Z GAS», позволяющих проводить сравнительные расчетные исследования ДВС с ИЗ при его работе на различных смесевых газовых топливах;
8) на базе ДВС KOHLER СН 22/640 создан стендовый макетный образец ДВС с ИЗ 24 7,7/6,7 с системой питания и системой электронного управления, предназначенных для работы ДВС на СГ ВКМ;
9) разработана методика проведения экспериментальных исследований ДВС с ИЗ на СГ ВКМ, по которой проведены экспериментальные исследования макетного образца ДВС с ИЗ на бензине и СГ ВКМ;
10) в сравнении с работой ДВС на бензине Ne при работе ДВС на СГ ВКМ ниже в 1,3−1,5 раз. Удельный эффективный расход топлива ДВС при его работе на СГ ВКМ выше в среднем в 8 раз, чем при работе ДВС на бензине. Выбросы оксидов азота ДВС на СГ ВКМ ниже в 4−10 раз, чем при работе ДВС на бензине. Выбросы С02 при работе на СГ ВКМ в 1,5−2 раза ниже, чем при работе ДВС на бензине;
11) после обработки экспериментальных данных относительные отклонения между показателями эффективной мощности, удельного эффективного расхода топлива, удельных выбросов С02 и NOx составляли от 1 до 7%, что говорит о правильной работе математической модели;
12) помимо проверки расчетов математической модели по результатам проведенных экспериментальных испытаний макетного образца ДВС на СГ ВКМ была проведена адекватность математической модели по экспериментальным испытаниям ДВС ЗМЗ 40 622 на СНГ и ЗМЗ 40 522.10 на метане, проведенные в ГНЦ РФ ФГУП НАМИ ранее. Экспериментальные значения параметров Ne, ge, NOx по сравнению с расчетными значениями отличаются не более чем на 10%;
13) проведены расчетные исследования влияния выбора параметров описания процесса сгорания смесевых газовых топлив в ДВС с ИЗ, которые показали, что параметры описания закона сгорания, а также физико-химические свойства сжигаемого топлива имеют значительное влияние на результаты расчета могцностных, топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ;
14) проведены исследования режимов работы ДВС с ИЗ в составе КЭУ автобусов, в сравнении со стационарными испытательными циклами, принятыми в США, Европе и Японии для сертификации ДВС по экологическим нормам, которые показали, что из существующих испытательных циклов 13-ти режимный стационарный испытательный цикл ESC, принятый ЕЭК ООН и утвержденный Правилами № 49 наиболее полно отражает режимы работы двигателей в составе КЭУ городского автобуса;
15) с помощью математической модели и программы 2Z «GAS» проведены сравнительные расчетные исследования мощностных, топливо-экономических и экологических показателей ДВС с ИЗ в составе КЭУ автобуса при его работе на смесевых газовых топливах на режимах 13-ти ступенчатого стационарного испытательного цикла ESC. Анализ результатов проведенных расчетных исследований показал, что, не смотря на снижение среднего за цикл показателя Ne (u) на 29% и увеличение ge (4) на 64% в сравнении с бензином при использовании СГ ПКМ (а=1,7) в ДВС с ИЗ в составе КЭУ в 1,38 раз снижается уровень нормируемых выбросов С02, по выбросам NOx ДВС с ИЗ в составе КЭУ соответствует экологическому классу Евро-5 и имеет высокий показатель rje = 36%.
СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ.
Сокращения.
АТС — автотранспортные средства;
ВКМ — воздушная конверсия метана;
ВМТ — верхняя мертвая точкаг.п.к.в — градус поворота коленчатого вала;
ДВС — двигатель внутреннего сгорания;
ЕЭК — Европейская экономическая комиссия;
ИЗ — искровое зажигание;
КПГ — компримированный природный газ;
КСкамера сгорания;
КЭУ — комбинированная энергоустановка;
ОГ — отработавшие газы;
ООН — организация объединенных наций;
ПГ — природный газ;
ПБА — пропан-бутан автомобильный;
ПКМ — паровая конверсия метана;
СГ — синтез-газ;
СНГ — сжиженный нефтяной газTBC — топливовоздушная смесьУКМ — углекислотная конверсия метана;
HCCI — двигатель с гомогенной топливовоздушной, воспламеняемой от сжатияESC — Европейский стационарный цикл;
Обозначения г, — содержание компонента в топливе по объему;
С, Я, Oi, 5,., Ni — элементарный состав компонента топлива;
С, Н, 0,5, N — элементарный состав топливау, т, 1, р, / - индексы содержания атомов в компоненте топлива ;
Ь0- теоретическое количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива, кмоль/кга — коэффициент избытка воздухаа,&bdquo- > ьт ¦> ст ~ коэффициенты для вычисления изобарной теплоемкости топлива, кДж/кмольК ;
Т0 — температура окружающей среды, °К;
— площадь поршня, м2- И — диаметр цилиндра, м- ¥-и — объем цилиндра, м ;
— ход поршня, м;
С,&bdquo— скорость поршня, м/сп- число оборотов, мин" 1;
АРвп — потери давления во впускной системе, мПауе — удельный вес заряда, кН/м3;
Сеп — коэффициент сопротивления впускной системыс (сР) ~ среднее за период впуска проходное сечение впускных клапанов, м2- р0 -давление окружающей среды, мПап8 — коэффициент нагрузкил1(ср) — средний коэффициент расхода впускных клапанов;
25 — показатель, характеризующий течение заряда через впускные клапанарт — давление газовых в выпускной системе, мПарг — давление остаточных газов, мПаагкоэффициент уравнения для давления остаточных газов, АРвып — потери давления в выпускной системе, мПа-? — степень сжатия в двигателеу — коэффициент остаточных газовТг — температура остаточных газов, °Кт]у — коэффициент наполненияАТ — подогрев заряда от стенок, °КУс — объем камеры сжатия, м ;
А<�р — шаг расчета, °п.к.вац, — коэффициент адекватности расчета теплоотдачиатк, атц, атп, атг коэффициент конвективной теплоотдачи для теплопередающих поверхностей камеры сгорания, стенок цилиндра, стенок поршня, головки.
2* О цилиндракДЖ/м с-К ап Ъг — коэффициенты для расчета механического КПД;
Список литературы
- Адамович, Б.А. Каталитические нейтрализаторы отработавших газов и экологическая безопасность АТС/ Б.А. Адамович// Автомобильная промышленность.- 2005.- № 1, — С. 9 11.
- Александров, A.A. Альтернативные топлива для двигателей внутреннего сгорания/ A.A. Александров, И. А. Архаров, В. В. Багров.- М.: ООО НИЦ «Инженер», ООО «Онико-М», 2012.-791 с.
- Анализатор INFRALIGHT IIP: Экит 5.920.001 РЭ: руководство по эксплуатации. М.: «НПО ЭКО-ИНТЕХ», 2010.- 19 с.
- Арутюнов, B.C. Окислительные превращения метана: монография /B.C. Арутюнов, О. В. Крылов, — М.: Наука, 1998. 361 с.
- Ассад, М.С. Закономерности горения водорода, синтез-газа и этанола в двигателях внутреннего сгорания: автореф. дис.. док. технич. наук: 01.04.14/ Ассад Мохамад Сабетович. Минск, 2010.- 40 с.
- Бризицкий, О.Ф. Испытания синтез-газа в ДВС автомобиля/ О. Ф. Бризицкий, В. Я. Терентьев, В.А. Кириллов// Транспорт на альтернативном топливе.- 2008.- № 6.- С. 25−27
- Брозе, Д. Д. Сгорание в поршневых двигателях/ Д. Д. Брозе.- М.: Машиностроение, 1969. -248 с.
- Варламов, Л.И. Испытательные станции поршневых и газотурбинных двигателей/Л.И. Варламов. М.: «Машгиз», 1963. — 173 с.
- Вибе, И.И. Новое о рабочем цикле двигателей: книга / И. И. Вибе.- М., Свердловск: «Машгиз», 1962.- 272 с.
- Газовые двигатели Caterpillar серии G 3600-G 3300: руководство по выбору, монтажу и эксплуатации.-G: Caterpillar, 1997. -46 с.
- Галышев, Ю.В. Анализ перспективы создания водородных двигателей/ Ю.В. Галышев// Альтернативная энергетика и экология.- М.- 2005.- С. 19−23
- Галышев, Ю.В. Конвертирование рабочего процесса транспортных две на природный газ и водород: автореф. дис.. док. технич. наук: 05.04.02/ Галышев Юрий Витальевич, — СПб.- 2010.- 362 с.
- Галышев Ю.В. Анализ перспективы создания водородных двигателей /Ю.В. Галышев// International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology ISJAEE. 2005. — № 2 (22). C. 19−23
- Гиринович, М.П. Исследование процессов образования оксидов азота при сгорании топлив в перспективных дизелях: дис. .канд. техн. наук: 05.04.02/ Гиринович Михаил Петрович.-М., 2006.-123 с.
- ГОСТ Р 52 087 -2003 Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия. -М.: ГУП ВНИИУС, 2003. -17 с.
- Гуреев, A.A. Испаряемость топлива для поршневых двигателей: книга/ А. А. Гуреев, Г. М. Камфер, — М.: Химия, 1982. 264 с.
- Гусаров, А.П. Газ как перспективное автомобильное топливо /А.П. Гусаров, М. Е. Вайсблюм, М.Г. Соколов// Экология двигателя и автомобиля: сб. науч. тр./ ГНЦ РФ ФГУП НАМИ, — М., 1998.- С. 172.- (Труды НАМИ)
- Гусаров, А.П. Потребление топлива и выбросы С02 автомобилями/А.П. Гусаров// Журнал ассоциации автомобильных инженеров.- 2009.- № 3 (56)
- Девянин, С.Н. Использование биогаза в качестве топлива для дизелей/ С. Н. Девянин, В. J1. Чумаков, В. А. Марков, А. А. Ефанов // Грузовик. 2011. — № 11. -С. 32−43
- Демидов, A.A. Проблемные вопросы снижения выбросов парниковых газов автотранспортными средствами/ A.A. Демидов, Ю. В. Шюте, A.C. Теренченко, A.B. Козлов // доклад на МАНФ: сб. науч. тр./ ГНЦ РФ ФГУП НАМИ, — М., 2011 .-С. 104−115 .- (Труды НАМИ)
- Демидов, A.A. Расчетные и экспериментальные исследования двигателя внутреннего сгорания, работающего на газовых топливах из биомассы/ A.A. Демидов, A.C. Теренченко, A.B. Панфилов // ГНЦ РФ ФГУП НАМИ.- М., 2012. -С 69−79, — (Труды НАМИ)
- Демидов A.A. Результаты расчетных и экспериментальных исследований параметров ДВС, работающих на газовых топливах из биомассы/Демидов А.А.//Автомобильная промышленность № 5 М., «Машиностроение», 2013 -С.30−31
- Джонсон Н. Статистика и планирование эксперимента в науке и технике: методы планирования эксперимента./ Н. Джонсон, Ф. Лион.- пер с англ. М.: Мир, 1981.-520 с
- Драгомиров, С.Г. Современные системы топливоподачи автомобильных бензиновых двигателей/С.Г. Драгомиров// Двигателестроение.- 1999.- № 4.-С. 18−22. (20)
- Дьяков, И.Ф. Электронные системы впрыскивания топлива/И.Ф. Дъяков, В.М. Петров// Автомобильные промышленность.- 2010, — № 5.- С.28−30.
- Дьяченко, Н.Х. Теория двигателей внутреннего сгорания: книга/ Н. Х. Дьяченко, А. К. Костин.- Л.: Машиностроение, 1974.- 552 с.
- Звонов, В.А. Оценка традиционных и альтернативных топлив по полному жизненному циклу/В.А. Звонов, A.B. Козлов, A.C. Теренченко// Автостроение за рубежом. 2001. — № 12. — С. 14−20
- Звонов, В.А. Математическая модель процесса сгорания и образования NOx в дизеле с добавкой испаренного метанола на впуск/ В. А. Звонов, A.C. Теренченко// Приводная техника. 2003. — № 3. — С.32−42
- Звонов, В.А. Оценка альтернативных топлив по полному жизненному циклу/ В. А. Звонов, A.B. Козлов, A.C. Теренченко// Проблемы конструкциидвигателей и экология: сб. науч. тр./ ГНЦ РФ ФГУП НАМИ. -М., 1999. С. 186 194.- (Труды НАМИ)
- Звонов, В.А. Оценка традиционных и альтернативных топлив по полному жизненному циклу/ В. А. Звонов, A.B. Козлов, A.C. Теренченко// Автостроение за рубежом, — М., 2001. № 12. — С. 14−20
- Звонов, В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания: книга/ В. А. Звонов.- М.: Машиностроение, 1973.- 200 с.
- Звонов, В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие/ В. А. Звонов. -М.: Машиностроение, 1981.- 159 с.
- Звонов, В.А. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле/ В. А. Звонов, A.B. Козлов, A.C. Теренченко// Стандарты и качество. -2001.-№ 7−8-С.128−133.
- Звонов, В.А. Экология автомобильных двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие/ В. А. Звонов, JI.C. Заиграев, В. И. Черных. Луганск: ВНУ им. В. Даля, 2004 — 268 с.
- Звонов, В. А. Метанол как топливо для транспортных двигателей/ В.А.
- Звонов, В. И. Черных, В. К Балакин Харьков: Основа, 1990. — 150с.
- Звонов, В.А. Технико-экономические и экологические показатели применения метанола как топлива для двигателей внутреннего сгорания./ В. А Звонов В. А., В. И. Черных, JI.C. Заиграев Экотехнология и ресурсосбережение: 1995, № 4, — С.11−18.
- Зельдович, Я. Б. Окисление азота при горении/ Я. Б Зельдович, П. Я. Садовников, Д.А.Франк-Каменецкий//. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. — 147 с.
- Золотницкий, В.А. Новые газотопливные системы автомобилей/ под научной редакцией С. Н. Погребного //- Третий Рим.- М., 2005.-С. 64.
- Иващенко, H.A. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания : учеб. пособие/Р.З Кавтрарадзе, H.A. Иващенко. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. — 58 с.
- Ипатов, A.A. Автотранспорт и экология мегаполисов: учебное пособие/ A.A. Ипатов, В. Ф. Кутенев, A.C. Лукшо.-М.: Экология • Машиностороение, 2010.-254 с.
- Ипатов, A.A. Электромобили и автомобили с комбинированными энергетическими установками (КЭУ): книга / A.A. Ипатов, A.A. Эйдинов.-М.: ГНЦ РФ ФГУП НАМИ, 2004.- 328 с.
- Испытания опытного образца генератора синтез-газа в составе две ваз-2114 на моторном стенде: отчет о НИР/ Русаков М.М.- М.:ТГТУ, 2005.- 30с.
- Испытания пакета присадок F2−21 eeFuel к бензину и пропану-бутану автомобильному: отчет о НИР/ Лукшо В. А. М.: НАМИ, 2011. — 24 с.
- Кавтарадзе Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях. Учеб. Пособие для вузов/Р.З. Кавтарадзе М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.592 с.хххх.
- Каменев, В. Ф. Корнилов Г. С., Фомин В. М. Термохимическое преобразование топлив в системах питания энергетических установок автотранспортных средств. / В. Ф. Каменев, Г. С Корнилов, В. М. Фомин М.: Изд-во НАМИ, 2002, — 168 с.
- Каменев, В.Ф. Гибридное автотранспортное средство с энергетической установкой, работающей на водородном топливе/ В. Ф. Каменев, Г. С. Корнилов,
- H.A. Хрипач// International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology ISJAEE.-2004.- № 2 (10).- С. 28−36.
- Капустин, А. Необходимые условия при решении задач по использованию природного газа в качестве топлива для автотракторных двигателей/ А. Капустин// Транспорт на альтернативном топливе.- 2005.-№ 6.- С. 28−32.
- Клементьев, A.C. Исследование влияния степени сжатия при конвертации двигателя автомобиля ГАЗ 31 105 на газовое топливо/ A.C. Клементьев, М. Н. Бибиков, Н.М. Филькин// Транспорт на альтернативном топливе.- 2010.- № 4.- С. 14−17.
- Козлов, A.B. Теоретические основы оценки показателей силовых установок автомобилей в полном жизненном цикле: автореф. дис. .док. техн. наук: 05.04.02/Козлов Андрей Викторович. -М., 2004, — 33 с.
- Козлов, A.B. Улучшение экологических и экономических показателей тепловоза применением метанола в качестве частичного заменителя дизельного топлива/ A.B. Козлов // Экология Донбасса: сб. науч. тр. Луганск, 1993. -С. 75−76.
- Козлов, A.B. Экологическая модель ДВС с искровым зажиганием/А.В. Козлов// Автомобильная промышленность.- 2003.-№ 4.- С. 12−15.
- Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие для вузов/ А. И. Колчин, В. П. Демидов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Высшая школа», 1980. — 400 с.
- Корнилов, Г. С. Совершенствование технико-экономических и экологических показателей автомобильных дизелей в полном жизненном цикле: дис. док. техн. наук: 05.04.02/ Корнилов Геннадий Сергеевич. -М., 2005.-439 с.
- Кремлевский, П.П. Расходомеры и счетчики кол-ва веществ: справочник/ П. П. Кремлевский. кн.2. — Спб.: «Политехника», 2004. — 412 с.
- Кульчицкий, А.Р. Транспорт и парниковые газы/ А. Р. Кульчицкий, В.В. Эфрос// Автомобильная промышленность, — 2005.- № 6. -С.25−27.
- Куров, Б.А. Испытание автомобилей: учебное пособие/ Б. А. Сычев, С. А. Лаптев, И. В. Балабин.- М.: «Машиностроение», 1976. 208 с.
- Кутенев, В.Ф. Проблемы экологии автотранспорта в России/ В. Ф. Кутенев, В. А. Звонов, Г. С. Корнилов// Экология двигателя и автомобиля: сб. науч. тр./ ГНЦ РФ ФГУП НАМИ. М., 1998.- С.3−11, — (Труды НАМИ)
- Кутенёв, В.Ф. Экологическая безопасность автомобилей с двигателями внутреннего сгорания: учебное пособие/ В. Ф. Кутенев, В. Б. Кисуленко, Ю. В. Шюте.- М.: Экология «Машиностроение, 2009.- 253 с.
- Каменев, В.Ф. Конструктивное исполнение нейтрализатора отработавших газов и экологические показатели автомобиля/ В. Ф. Каменев, H.A. Хрипач, C.B. Алешин, Б. А. Папкин //Автомобильная промышленность.- 2007, — № 1, — С. 21 22.
- Луканин, В.Н. Промышленно-транспортная экология: учеб. для вуз /В.Н. Луканин, Ю. В. Трофименко.- М.: Высш. шк., 2001. 273 с.
- Лукшо, В.А. Оценка показателей природного газа как моторного топлива в полном жизненном цикле/ В. А. Лукшо, A.B. Козлов, A.C. Теренченко// Транспорт на альтернативном топливе.- 2011.- № 3.- С. 4−20.
- Лукшо, В.А. Исследование показателей двигателя с искровым зажиганием при работе на газовых топливах/ В. А. Лукшо, A.B. Козлов, A.C. Теренченко, A.A. Демидов // Транспорт на альтернативном топливе.-2011.- № 6 (24).- С. 28−34.
- Льотко, В. Применение альтернативных топлив в двигателях: учебное пособие/ В. Льотко, В. Н. Луканин, A.C. Хачиян, — М.: МГТУ МАДИ, 2000.- 311 с.
- Макаров, В.В. Спирты как добавки к бензинам/ В. В. Макаров, A.A. Петрыкин, В.Е. Емельянов// Автомобильная промышленность.- 2005, — № 8, — С. 24−26.
- Малолетнев, A.C. Современное состояние технологий получения жидкого топлива из углей/ A.C. Малолетнев, М.Я. Шпирт// Рос. химический журнал.-2008.- № 6.- С. 44−52.
- Малюга, А.Г. Перспективная автомобильная техника и стационарные силовые установки ОАО КАМАЗ с газовыми двигателями// Транспорт на альтернативном топливе.- 2008, — № 6, — С. 52−55.
- Марков, В.А. Работа дизелей на нетрадиционнных топливах: учебное пособие/ В. А. Марков, А. И. Гайвороновский, Л. В. Грехов, H.A. Иващенко, — М.: Легион-Автодата, 2008.-464 с.
- Марков, В.А. Спиртовые топлива для дизельных двигателей/ В. А. Марков, H.H. Патрахальцев// Транспорт на альтернативном топливе.- 2009.-№ 6.-С.40−46.
- Митин, С.Г. Биоэнергетика: мировой опыт и прогноз развития. Научный аналитический обзор: учебное пособие/ С. Г. Митин, Л. С. Орсик, Н. Т. Сорокин.-М.: ФГНУ Росинфорагротех, 2007.- 204 с.
- Мурашов, В.Е. Технологический процесс и оборудование для аэрации несанкционированных свалок и полигонов твердых бытовых отходов Московской области: дис.. канд. технич. наук: 05.17.08/ Мурашов Владимир Ефимович.- М., 2002.-139 с.
- Мурко, В.И. Результаты численного моделирования процесса сжигания водоугольного топлива/В.И. Мурко, А. Риестерер, С. А. Цецорина //Ползуновский вестник.- 2011, — № 2/1.- С. 230−234.
- Олейник, A.B. Методология создания, доводки и организации производства каталитических нейтрализаторов для автомобилей массой до 3,5 тонн: автореф. дис.. канд. технич. наук: 05.04.02/0лейник Анатолий Владимирович М., 2004.- 23 с.
- Патрахальцев, H.H. Повышение экономических и экологических качеств двигателей внутреннего сгорания на основе применения альтернативных топлив: учебное пособие/ H.H. Патрахальцев. М.: РУДН, 2008. — 267 с.
- Паушкин, Я.М. Растительная биомасса как сырье для получения олефинов и моторных топлив/ Я. М. Паушкин, А. Л. Лапидус, C.B. Адельсон // Химия и технология топлив и масел.- 1994.-№ 6.- С. 3−5.
- Певнев, Н.Г. Перспективы использования газобаллонных автомобилей с бортовым генератором синтез-газа/ Н. Г. Певнев, В. А. Кириллов, О.Ф. Бризицкий// Транспорт на альтернативном топливе.-2010.- № 3.- С 40−45.
- Перспективные автомобильные топлива: пер. с англ. М.: Транспорт, 1982,-310 с.
- Петриченко, P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания: Учеб. пособие/Р.М. Петриченко Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-244 с.
- Петриченко, P.M. Рабочие процессы поршневых машин. /P.M. Петриченко, В. В Осносовский М.: Машиностроение, 1972. — 168 с.
- Привод испытательного стенда с динамометром постоянного тока типа DS 736 -4: руководство, — V -Всеттин: «MEZ VSETIN», 1978 г. 460 с.
- Пронин, Е. Меры стимулирования природного газа в качестве моторного топлива/Е. Пронин// Транспорт на альтернативном топливе. 2007.-№ 4.-С. 38−41.
- Пронин, E.H. Природный газ в моторах 21 века/ E.H. Пронин// Транспорт на альтернативном топливе.- 2008.- № 2.- С. 9−12. (31)
- Разработка Целевой среднесрочной программы города Москвы по снижению влияния выбросов с отработавшими газами от автотранспорта на окружающую среду на 2008−2010 годы: отчет о НИР/ Кутенев В. Ф. М.: ГНЦ РФ ФГУП НАМИ, 2008. -290 с.
- Райков, И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания: учебник для вузов /И.Я. Райков.- М.: «Высшая школа», 197. 320 с.
- Скибарко, С. О. Газификации Автотранспорта/ С.О. Скибарко// Транспорт на альтернативном топливе.- 2006.- № 2.- С. 42−45.
- Смоленский, В.В. Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при добавке водорода в топливо-воздушную смесь: автореф. дис. канд. технич. наук: 05.04.02/ Смоленский Виктор Владимирович. -Тольятти, 2007.- 150 с.
- Сороко-Новицкий, В. И. Испытание автомобильных двигателей/ В.И. Сороко-Новицкий. Ленинград, «ОНТИ им. Евг. Соколовой», 1935 г. — 360 с.
- Стаскевич, Н.Л. Справочник по теплоснабжению и использованию газа/ Н. Л. Стаскевич, Г. Н. Северинец, Г. Я. Вигдорчик. Л.: Недра, 1990. -762 с.
- Стефановский, Б.С. Испытания двигателей внутреннего сгорания/ Б. С. Стефановский, Е. А. Скобцов, Е. К. Кореи.- М.: «Машиностроение», 1972.- 368 с.
- Теренченко, A.C. Экологическая безопасность автомобильных дизелей в полном жизненном цикле: дис.. канд. техн. наук: 05.04.02/ Теренченко Алексей Станиславович.- М., 2003-. 174 с.
- Хитрин, Л.Н. Физика горения и взрыва/ Л. Н. Хитрин. М.: изд. МГУ, 1957.443 с.
- Чернова, И.Н. Биомасса как источник энергии/ И. Н. Чернова, Т. П. Коробкова, С.В. Киселева// Вестник Российской Академии Естественных наук. -2010.- № 1.- С.54−60.
- A guide to alternative fuel vehicles: California energy commission five edition/ Chairman D. A. Rohy.- Sacramento: CEC, 1999. 104 p.
- Aceves, S.M. HCCI combustion: Analysis and Experiments/ S.M. Aceves, D.L. Flowers, R. Dibble//SAE Technical Paper Series.- 2001, — N 2001−01−2077.-P.14−16
- Analysis of Electric Drive Technologies for transit Applications: Battery -Electric, Hybrid- Electric, and Fuel Cells/Callaghan L., Lynch S. Boston.: FTA, 2005-p.47
- Biofuels for transportation. Global potential and implications for sustainable agriculture and energy in the 21 century: Report worldwatch institute.- Washington: BMELV, 2006 9 p.(46)
- Biogas an all-rounder. New opportunities for farming, industry and the environment: German Biogas Assotiation. -Berlin: Sunbeam GmbH, 2009 88 p.
- Biogas as a road transport fuel: An assessment of the potential role of biogas as a renewable transport fuel.-London: NCSA, 2006.- 48 p.
- Biogas as vehicle fuel- a european overview: trendsetter report 3.- Stockholm, 2003, — 50 p.
- Bird, S.O. Coal-in-water: fuel of the future?/ S.O. Bird//Virginia minerals.-1986,-N 3.- P.21−30.(29)
- BP Statistical Review of World Energy June 2012 Электронный pecypc.-2012. Режим доступа: http://www.bp.com/bodycopyarticle.do?categoryId= 1 &content!d =7 052 055.
- Bruijstens, A. J Biogas composition, and engine performance, including database and biogas property model/ A.J. Bruijstens, W.P.H Beuman, M.V.D. Molen.-CO-financed by the European comission.-2008.- 25 p.
- Centre for Energy Studies, Indian Institute of Technology. New Delhi, India: Journal of Engineering and Applied Sciences.- 2011, — ISSN 1819−6608, — P. 94−101
- Comes Antunes, J.M. An investigation of hydrogen-fuelled HCCI engine performance and operation/ J.M. Comes Antunes, R. Micalsen, A. P. Roskilly// Sir Joseph Swan Institute for Energy Research, Newcastle University.- UK.- P. 1−6
- Erlandsson, O. Thermodynamic Simulation of HCCI Engine Systems: doctoral thesis/ Olof Erlandsson. -Lund, 2002, — 122 p.
- Fanhua Ma. Hydrogen-enriched compressed natural gas as a fuel for engines /Fanhua Ma, Nashay Naeve, Mingyue Wang, Long Jiang, Renzhe Chen, Shuli Zhao//
- Heywood, John B. Internal combustion engine fundamentals/ John B. Heywood. McGraw-Hill.-1988.- 930 p.
- Hosseini, V. Intake pressure effects on HCCI combustion in a CFR engine/ V. Hosseini, M. D. Checkel// Mechanical Engineering Department, University of Albert.-Canada. -2007.-P.1−6
- Hybrid transit bus certification workgroup. Engine Certification Reccomendation report/Bradley M.J. Boston.: NAVC, 2000 — p.53
- Meyer, E. The Perfomance of a patrol engine modified to operate on pure ethanol/ E. Meyer// African Sugar Technologists Assotiation.- 1986.- P. 251−254.
- Midkiff, К. C. Fuel Composition Effects on Emissions From a Spark-Ignited Engine Operated on Simulated Biogases/ К. C. Midkiff, S. R. Bell, S. Rathnam, S. Bhargava// Journal of Engineering for Gas Turbines and Power.- 2001.- P.132−137
- Mustafi, N.N. Spark ignition engine performance with Powergas (mixture CO/H2): a comparison with gasoline and natural gas/ N.N. Mustafi, Y.C. Miraglia, R.R. Raine// Elsevier, Fuel 85, 2006. — P. 1605−1612.
- Persson, M. Biogas upgrading to vehicle fuel standards and grid injection/M.Persson, J. Owe, A. Wellinger//IEA Bioenergy.- 2006.-34 p.
- Persson, M. Biogas Upgrading to Vehicle Fuel Standarts and Grid Injection/ M. Persson, O. Jonsson, A. Wellinger// IEA Bioenergy.- 2006, — 34 p.
- Sandhu, S.S. Performance and combustion characteristics of a typical motor bike engine operated on blends of cng and hydrogen using electronically controlled solenoid actuated injection system/ S. S. Sandhu, M. K. G. Babu, L. M. Das
- Service manual KOHLER CH18-CH26, CH 620-CH 750, Engine division, KOHLER CO.- WISCONSIN, 2006.- 246 p.
- Sobyanin, V. Syngas as a fuel for IC and diesel engines: efficiency and harmful emissions cut-off/ V. Sobyanin, O. Brizitskiy, V. Luksho// Proceedings International Hydrogen Energy Congress and Exhibition IHEC 2005 Istanbul.- Turkey, 2005.-P. 1−12
- State Key Laboratory of Automotive Safety and Energy.- China: Tsinghua University.- P. 303−331
- Status and outlook for biofuels, other alternative fuels and new vehicles: VTT. Research Notes 2426/ Nylund, Nils-Olof, Aakko-Saksa.-Helsinki: Edita Prima Oy, 2008.- 161 p.
- Taglia, P. Biogas: rethinking the midwest potential/ P. Taglia, P.G. Staff// Clean Wisconsin. -2010.- 42 p
- Thanapiyawanit, B. Single Zone Model for HCCI Engine Fueled with n-Heptane/ B. Thanapiyawaint, Jau-Huai. Lu// World Academy of Science, Engineering and Technology 53. 2009. — P. 304−310
- Wallner, T. The effects of blending hydrogen with methaneon engine operation, efficiency, and emissions/ T. Wallner, K. Henry, R. W. Peters// University of Alabama at Birmingham.- SAE International, 2007.-№ 01−0474, — P. 1−7
- Wei-Dong, Hsieh. Engine performance and pollutant emission of an SI engine using ethanol-gasoline blended fuels/ Wei-Dong Hsieh, Rong HongChen, Tsung-Lin Wu// Atmospheric Enviromental 36. 2002.- P. 404−410