Изолирующий промежуток тяговой сети постоянного тока для условий скоростного и тяжеловесного движения
Намечающийся массовый переход железных дорог России на скоростное и тяжеловесное движение требует тщательной проработки вопросов, связанных с надежностью работы узлов тяговой сети в этих условиях. На дорогах постоянного тока большое внимание обращает на себя такой элемент, как изолирующий промежуток, состоящий из изолирующего сопряжения контактной сети и питающих его смежных фидеров… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ ПРОМЕЖУТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЫЧНОГО, СКОРОСТНОГО и
- ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ДВИЖЕНИЯ. Г
- 1. 1. Причины возникновения пережогов проводов изолирующих промежутков
- 1. 2. Анализ характеристик срабатывания быстродействующих выключателей, используемых для защиты тяговых сетей постоянного тока
- 1. 2. 1. Анализ характеристик срабатывания выключателей типа АБ-2/4 и ВАБ
- 1. 2. 2. Расчет и анализ характеристик срабатывания выключателей типа ВАБ
- 1. 2. 3. Выводы по пункту
- 1. 3. Схемы и конструкции изолирующих промежутков, пригодные для тяжеловесного и скоростного движения
- ГЛАВА 2. РАСЧЁТ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В СМЕЖНЫХ ФИДЕРАХ ТЯГОВОЙ СЕТИ, РАЗДЕЛЕННЫХ ИЗОЛИРУЮЩИМ ПРОМЕЖУТКОМ, ПРИ ПРОХОДЕ ПО НЕМУ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПОД ТОКОМ
- 2. 1. Составление расчетной схемы
- 2. 2. Определение параметров расчетной схемы
- 2. 2. 1. Определение параметров расчетной схемы при равной длине питающих фидеров
- 2. 2. 1. 1. Расчёт активного сопротивления проводов питающих фидеров
- 2. 2. 1. 2. Расчёт индуктивности проводов питающих фидеров
- 2. 2. 1. 3. Расчёт взаимоиндуктивности проводов питающих фидеров
- 2. 2. 1. 4. Расчёт постоянной времени сети
- 2. 2. 2. Определение параметров расчетной схемы в случае, когда длина одного фидера превышает длину другого
- 2. 2. 2. 1. Расчёт эквивалентного сопротивления системы «контактный провод — несущий трос — усиливающий провод»
- 2. 2. 1. Определение параметров расчетной схемы при равной длине питающих фидеров
- 2. 3. Расчет переходных процессов в смежных фидерах при проходе электроподвижного состава по изолирующему промежутку для типовых проектных решений трасс питающих фидеров
- 2. 3. 1. Расчёт токов в смежных фидерах равной длины
- 2. 3. 2. Расчёт токов в смежных фидерах различной длины
- 3. 1. Принципиальная схема изолирующего промежутка с резистивным переводом тока
- 3. 2. Выбор резистивного материала для проводов изолирующего промежутка
- 3. 3. Аналитическое описание процесса прохода электроподвижного состава под током по изолирующему промежутку с резистивным переводом тока
- 3. 3. 1. Первый этап прохода электроподвижного состава по изолирующему промежутку с резистивным переводом тока
- 3. 3. 3. Третий этап прохода электроподвижного состава по изолирующему промежутку с резистивным переводом тока
- 3. 3. 4. Четвертый этап прохода электроподвижного состава по изолирующему промежутку с резистивным переводом тока
- 3. 4. Компьютерное моделирование процесса прохода электроподвижного состава под током по изолирующему промежутку с резистивным переводом тока
- 3. 5. Вывод по ГЛАВЕ 3
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА СХЕМ И КОНСТРУКЦИЙ БЛОКИРОВОК, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИСКЛЮЧИТЬ ОТКЛЮЧЕНИЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ «ПРИНИМАЮЩЕГО» ФИДЕРА ИЗОЛИРУЮЩЕГО ПРОМЕЖУТКА ПРИ ПРОХОДЕ ПО ИЗОЛИРУЮЩЕМУ ПРОМЕЖУТКУ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПОД ТОКОМ.
4.1. Разработка схем блокировок для выключателей различных типов
АБ—2/4, ВАБ-43, ВАБ-49).
4.1.1. Принципиальная схема устройства блокировки для выключателей типа АБ-2/4 и ВАБ-43.
4.1.2. Принципиальная схема устройства блокировки для выключателей типа ВАБ-49.
4.1.3. Определение параметров датчика производной тока.
4.2. Теоретическая оценка эффективности применения устройств блокировки выключателей смежных фидеров.
4.2.1. Оценка эффективности применения устройства блокировки выключателей «типа АБ-2/4 и ВАБ-43.
4.2.1.1. Расчёт переходных процессов в размагничивающем витке и катушке включения выключателей типа АБ-2/4 и ВАБ-43.92 4.2.1.1.1. Определение параметров расчетной схемы.
4.2.1.1.2. Определение тока в размагничивающем витке до замыкания катушки включения.
4.2.1.1.3.Расчёт токов в размагничивающем витке и катушке включения, замкнутой спустя время А1.
4.2.1.2. Нахождение суммарных ампер-витков от токов размагничивающего витка и катушки включения при использовании устройства блокировки.
4.2.1.3. Вывод по пункту 4.2.1.
4.2.2. Оценка эффективности применения устройства блокировки выключателей типа ВАБ-49.
4.2.2.1. Определение разности токов шин реле-дифференциального шунта.
4.2.2.2. Определение тока в калибровочной катушке.
4.2.2.3. Нахождение суммарных ампер-витков от разности токов шин реле-дифференциального шунта и тока калибровочной катушки.
4.3. Компьютерное моделирование переходных процессов в магнитной системе выключателя «принимающего» фидера изолирующего промежутка при проходе по изолирующему промежутку электроподвижного состава под током.
4.4. Результаты испытаний устройства блокировки выключателей смежных фидеров на действующем участке электрифицированной железной дороги.
4.5. Оценка техническо-экономической эффективности использования устройства блокировки выключателей смежных фидеров.
Изолирующий промежуток тяговой сети постоянного тока для условий скоростного и тяжеловесного движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Намечающийся массовый переход железных дорог России на скоростное и тяжеловесное движение требует тщательной проработки вопросов, связанных с надежностью работы узлов тяговой сети в этих условиях. На дорогах постоянного тока большое внимание обращает на себя такой элемент, как изолирующий промежуток, состоящий из изолирующего сопряжения контактной сети и питающих его смежных фидеров с установленной на них защитой (быстродействующими выключателями). Существующая конструкция изолирующих промежутков (ИП) имеет существенный недостаток, связанный с возможностью пережогов контактных проводов изолирующего сопряжения (далее «пережог проводов ИП») электрической дугой при проходе по нему электроподвижиого состава (ЭПС) под током, причем, чем больше ток, потребляемый ЭПС, тем вероятность таких пережогов выше.
В настоящее время для исключения пережогов проводов ИП имеется специальная сигнализация, оповещающая машиниста о необходимости опустить токоприемник перед въездом на ИП. Естественно, что такое решение неприемлемо для условий скоростного и тяжеловесного движения.
Кроме того, широкое применение получило «Устройство защиты от пережогов на изолирующих сопряжениях», которое представляет собой металлические конструкции, навешиваемые на провода ветвей изолирующего сопряжения и предназначенные не для устранения дуги, а для её «перехвата» этими конструкциями. Понятно, что эффективность такого решения невелика даже в обычных условиях, и оно совершенно непригодно в условиях скоростного движения, так как указанные конструкции имеют большой сосредоточенный вес, существенно снижающий эластичность контактной сети в зоне ИП, что при больших скоростях движения может привести к ударам и поломкам токоприемников ЭПС.
Несмотря на то, что проблема «безболезненного» прохода ЭПС через ИП является актуальной даже в обычных условиях, а её решением занимались многие крупные специалисты в области электроснабжения контактной сети, такие, как Марквардт К. Г., Пупынин В. Н, Бадер М. П., Вологин В. А., Борц В. Е., Чекулаев В. Е., Дарчиев С. Х., СавченкоВ.А., Счастный E.H., Беляев И. А., Тюрнин П. Г., Горошков Ю. А., никакие другие эффективные способы борьбы с пережогами проводов ИП на данный момент не известны и не применяются.
Данная работа посвящается исследованию и разработке схем и конструкций изолирующего промежутка тяговой сети постоянного тока для условий скоростного и тяжеловесного движения.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов и приложений.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Выявлено, что основной причиной возникновения электрической дуги, приводящей к пережогу проводов, при проходе ЭПС через ИП является отключение выключателя принимающего фидера из-за скачка (приращения) тока фидера в момент заезда ЭПС на ИП или при съезде с него. Причиной же отключения являются специфические защитные характеристики быстродействующих выключателей, используемых на фидерах тяговой сети — АБ 2/4, ВАБ-43 и ВАБ-49;
2. Проведен анализ характеристик срабатывания выключателей типа АБ-2/4 и ВАБ-43 и расчет характеристик реле-дифференциальных шунтов (РДШ) выключателей типа ВАБ-49. Очевидно, что реагировать на скачки тока выключатели ВАБ-49 с реле РДШ будут хуже выключателей ВАБ-43 и АБ-2/4. Однако, имея даже такие характеристики, выключатели ВАБ-49 также будут реагировать на проход ЭПС по ИП, что неизменно приведет к пережогам проводов;
3. Расчет переходных процессов в смежных фидерах тяговой сети, разделенных ИП, при проходе по нему ЭПС под током показал, что процесс перераспределения тока ЭПС по фидерам практически не зависит от местоположения тяговой подстанции, т. е. от соотношения длин указанных фидеров;
4. Разработана принципиальная схема ИП с резистивным переводом тока и предложены материалы, которые могут быть использованы для изготовления резистивных ветвей ИП;
5. Проведенные аналитическое описание и компьютерное моделирование процесса прохода ЭПС под током по изолирующему промежутку с резистивным переводом тока показали, что при существующих конструктивных параметрах ИП, когда зона одновременного подхвата обеих ветвей изолирующего сопряжения ИП составляет в среднем 10 м, реализовать предлагаемый способ невозможно. В связи с чем было предложено увеличить длину изолирующего сопряжения ИП;
6. Разработаны принципиальные схемы устройств блокировки выключателей смежных фидеров для выключателей типа АБ-2/4, ВАБ-43 и ВАБ-49;
7. Выполнена теоретическая оценка эффективности применения устройства блокировки выключателей типа АБ-2/4 и ВАБ-43. Анализ полученных результатов показал, что применение предлагаемого устройства блокировки позволит избавиться от ложных срабатываний выключателей при проходе ЭПС под током по ИП, однако наиболее результативно устройство будет работать, если одновременно с его установкой произвести замену катушки включения на аналогичную с большим сечением провода;
8. Проведено компьютерное моделирование переходных процессов в магнитной системе выключателя «принимающего» фидера при проходе по ИП ЭПС под током, результаты которого полностью совпадают с результатами расчетов теоретической оценки;
9. Выполнена теоретическая оценка эффективности применения устройства блокировки выключателей типа ВАБ-49, результаты которой показали, что применение предлагаемого устройства позволит загрубить уставку РДШ на время прохода ЭПС под током через ИП, исключив тем самым его срабатывание, причем чем выше уставка РДШ, тем эффект от применения УБВСФ значительнее;
10.Был изготовлен опытный образец устройства блокировки для выключателей типа ВАБ-49, испытания которого были проведены на смежных фидерах тяговой подстанции Дмитров. Результаты проведенных испытаний подтвердили эффективность работы данного устройства;
11.Показано, что предлагаемые в данной работе схемы УБВСФ, позволяющие исключить срабатывание выключателя принимающего фидера при проходе ЭПС под током по ИП, не могут исключить появления дуги в момент схода ЭПС с ИП. Для устранения возможного появления дуги предложено шунтирование ИП быстродействующим выключателем на время прохода ЭПС про ИП;
12.Показано, что расшунтирование ИП, после прохода ЭПС по ИП, по своему влиянию на защиту принимающего фидера эквивалентно влиянию процесса схода ЭПС с ИП. Поэтому исключить срабатывания выключателя набегающего фидера в этом случае может только устройство блокировки выключателей смежных фидеров. Другими словами шунтирование ИП быстродействующим выключателем является лишь дополнительной мерой, и будет эффективным только при наличии устройства блокировки;
13.Дана оценка техническо-экономической эффективности использования устройства УБВСФ, которая показала, что внедрение данного устройства будет экономически целесообразным при любом количестве предотвращенных пережогов ИП в год.
Список литературы
- Андре Анго. Математика для электро- и радиоинженеров. М.: Наука, 1965 г. 780 стр. с илл. Л-3.3.
- Аронов В.Л., Баюков A.B., Зайцев A.A. и др.- Под ред. Горюнова H.H. Полупроводниковые приборы: Транзисторы. 2-е изд.- М.:Энергоатомиздат, 1985 г.- 904с.
- Астреина Л.А., Балдесов В. В., Беклешов В. К. и др.- Под ред. Беклешова В. К. Технико-экономическое обоснование дипломных проектов. М.: Высшая школа, 1991 г.- 176с.
- Бей Ю.М., Мамошин P.P., Пупынин В. Н., Шалимов М. Г. Тяговые подстанции. М.: Транспорт, 1986 г. 319 с. Л-2.2.
- Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. М.: Высшая школа, 1964 г.-750 с. Л-3.2.
- Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники: Электрические цепи. Учебник для студентов электротехнических, энергетических и приборостроительных специальностей вузов. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977 г. — 528 с. Л-4.3.
- Бессонов Л.А. Нелинейные электрические цепи. М.: Высшая школа, 1964 г.
- Бокуняев A.A., Борисов Н. М., Варламов Р. Г. и др.- Под ред. Чистякова Н. И. Справочная книга радиолюбителя-конструктора. М.:Транспорт, 1990 г.- 624с (Массовая радиобиблиотека- Вып. 1147).
- Бородин Б.А., Дроневич В. М., Егорова Р. В. и др.- Под ред. Николаевского И. Ф. Справочник по полупроводниковым диодам. М.:Связь, 1979 г.- 432с.
- Бородин Б.А., Ломакин В. М., Мокряков В. В. и др.- Под ред. Голомедова A.B. Мощные полупроводниковые приборы. Транзисторы: Справочник М.: Радио и связь, 1985 г.- 560с.
- Борц Ю.В., Чекулаев В. Е. Контактная сеть. Иллюстрированное пособие. М.: Транспорт, 1976 г. 160 с.
- Векслер М.И. Защита тяговой сети постоянного тока от токов короткого замыкания. М.: Транспорт, 1976 г. 120 с.
- Выключатели автоматические быстродействующие ВАБ-49 на напряжение 3300 В. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ОБП.463.185. Л-1.3, 4.6.
- Выключатель автоматический быстродействующий ВАБ-43−4000/30-Л-У4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ОБП.463.144. ТО.
- Гарднер М.Ф., Берне Д. А. Переходные процессы в линейных электрических цепях. М.: Физматгиз, 1967 г. —387 с.
- Гинзбург С.Г. Методы решения задач по переходным процессам в электрических цепях. М.: Высшая школа, 1967 г. 387 с. Л-4.5.
- Глаз А.И. Справочник молодого электротехника. 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. Гетлинга Б. В. М.: Всесоюзное учебно-педагогическое издательство «Профтехиздат», 1960 г.- 335 с. Л-3.1.
- Горошков Ю.И., Бондарев H.A. Контактная сеть, издание третье. М.: Транспорт, 1990 г. 310 с.
- Горошков Ю.И., Бондарев H.A. Контактная сеть. Изд. 2-е, пераб. и доп. М.: Транспорт, 1981 г. 400 с.
- Гречишников В.А. Универсальный измеритель // Мир транспорта. — 2005, № 3. Л-4.8.
- Диткин В.А., Прудников А. П. Справочник по операционному исчислению. М.: Высшая школа, 1965 г. 465с.
- Дмитриев В.А., Шишков А. Г. Методические указания по экономическому обоснованию технических решений дипломного проектирования. М: МГУ ПС, 1992 г. Л-4.10.
- Долинский Ю.М., Омельченко В. Г. Выбор параметров шунта и размагничивающего витка быстродействующего автоматического выключателя. Вестник промышленности. 1961 г., № 3.
- Дьяков В.П. Справочник по MathCAD 7.0 PRO М.: CK Пресс, 1998 г. -352 с. Л-3.4.
- Ильяшенко В.П. Влияние усиливающего провода на токораспределение в тяговой сети. Тр. ВЗИИТ, 1980 г., вып. 107.
- Инструкция о порядке восстановления поврежденной контактной сети электрифицированных железных дорог. ЦЭ-4420, утв. МПС СССР от 23.08.86 г. М.: Транспорт, 1987 г. 23 с.
- Инструкция по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах Российской Федерации. ЦРБ-353, утв. МПС Росии от 13.12.95 г. М.: 1996 г. 32 с.
- Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту оборудованиятяговых подстанций, пунктов питания и постов секционированияtэлектрифицированных железных дорог. ЦЭ/39 30.06.92 г. JI-4.11.
- Карлащук В.И. Электронная лаборатория на IBM PC Программа Electronics Workbench и её применение. М.: Солон-Р, 1999 г. — 506 с. JI-3.5, 4.7.
- Кисляков В.А., Плакс A.B., Пупынин В. Н. и др.- Под ред. Плакса A.B. и Пупынина В. Н. Электрические железные дороги. Учебник для вузов ж.-д. трансп. М.: Транспорт, 1993 г.- 280с.
- Круг К. А. Переходные и установившиеся процессы в линейных электрических цепях. М.: Госэнергоиздат, 1972 г.
- Кучма К.Г., Марквардт Г. Г., Пупынин В. Н. Защита от токов короткого замыкания в контактной сети. М.: Трансжелдориздат, 1960 г.- 260с.
- Контактная сеть для скоростей движения от 200 до 300 км/ч. Железнодорожный транспорт за рубежом/ ЦНИИТЭИ МПС. 1977, № 8.
- Контактная сеть и воздушные линии. Нормативно-методическая документация по эксплуатации контактной сети и высоковольтным линиям. Справочник. ЦЭ ОАО «РЖД», 3-е изд., перераб. и доп. М.: Трансиздат, 2004 г. 568 с.
- Марквардт К.Г. Контактная сеть. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб. для ВУЗов ж.-д. трансп.- М.: Транспорт, 1994 г.- 335с. Л-1.5, 4.9.
- Марквардт К.Г. Справочник по электроснабжению железных дорог. Том 1. М.: Транспорт, 1980 г. 256 с. Л-2.5.
- Марквардт К.Г. Энергоснабжение электрических железных дорог. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Государственное железнодорожное издательство, 1958 г. -528 с. Л-2.3. /
- Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт, 1982 г. 528 с. Л-2.1.
- Матханов П. Н, Основы анализа электрических цепей. М.: Высшая школа, 1972 г.
- Михеев В.П. Контактные сети и линии электропередач. М.: Маршрут, 2003 г. -416с.
- Прохорский A.A. Тяговые и трансформаторные подстанции. М.: Транспорт, 1983 г. 496 с.
- Пупынин В.Н. Реализация оптимальных защитных характеристик быстродействующего выключателя постоянного тока. Труды МИИТа, 1971 г., выпуск 380.
- Пупынин В.Н. Защита и отключение тяговых сетей в аварийных режимах. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Москва — 1986. Л-1.2.
- Пупынин В.Н., Дарчиев С. Х. Устройство питания контактной сети электрической железной дороги постоянного тока. Патент на полезную модель № 55 221. Бюллетень изобретений № 21. 27.07.2006 г. Л-1.6.
- Пупынин В.Н., Такарлыкова A.C. Устройство защиты контактной сети от токов короткого замыкания // Патент на изобретение № 2 279 171. — 27.06.2006 Бюл. № 18. Л-4.2.
- Пупынин В.Н., Такарлыкова A.C. Способ защиты участков контактной сети от токов короткого замыкания // Патент на изобретение № 2 239 930. -10.11.2004 Бюл. № 31
- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Госэнергонадзор Минэнерго России. Москва, ЗАО «Энергосервис», 2003 г. — 392 с.
- Правила устройства системы тягового электроснабжения железных дорог Российской Федерации. (ЦЭ-462). М.: Транспорт, 1997 г. 78 с.
- Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог. (ЦЭ-868). М.: Транспорт, 2002 г. -184 с.
- Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети КС-200 постоянного тока напряжением 3 кВ. Указание МПс России 3M-1603y от 01.06.2000 г.
- Правила устройства электроустановок. Издание шестое Москва, ЗАО «Энергосервис», 2003 г. 608с.
- Профилактические испытания электрооборудования и проверка релейных защит тяговых подстанций. Москва, Трансиздат, 2001 г. с. 511.
- Сердинов С.М. Повышение надёжности устройств электроснабжения электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт, 1985 г. 302 с.
- Сред несете вые нормы расхода материалов, запасных частей и изделий на техническое обслуживание и текущий ремонт усройств электроснабжения железнодорожного транспорта, ЦЭЭ-2, утв. МПС России от 28.12.2000 г. М.: 25 с.
- Такарлыкова A.C. Изолирующий промежуток тяговой сети постоянного тока для скоростного и тяжеловесного движения // Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2008, № 6.
- Такарлыкова A.C. Исключение пережогов проводов изолирующего промежутка контактной сети постоянного тока путем его шунтирования быстродействующим выключателем// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008, № 7
- Такарлыкова A.C. Изолирующий промежуток контактной сети: новые решения // Мир транспорта. 2006, № 3. JI-1.7.
- Такарлыкова A.C. Срабатывание выключателей ВАБ-49 с защитными реле РДШ: расчет и анализ характеристик // Мир транспорта, Соискатель — 2004, № 1. Л-1.4.
- Такарлыкова A.C. Способ предупреждения пережогов проводов изолирующих промежутков // Труды научно-практической конференции Неделя науки-2004 «Наука Транспорту». — М.: МИИТ, 2005. Л-4.1.
- Терёхина И.П., Лапидус Б. М., Трихунков М. Ф. Экономика железнодорожного транспорта. М.: УМП МПС России, 2001 г. — 596 с.
- Титце У., Шенк К. Полупроводниковая схемотехника: Справочное руководство. Пер. с нем. М.:Мир, 1982 г.- 512с.
- Технологические карты на работы по содержанию и ремонту устройств контактной сети электрифицированных ж.д. Книга 2. техническое обслуживание и текущий ремонт. (ЦЭ № 197−5/1−2.). М.: 1999 г. Л-3.6.
- Типовые нормы времени на текущий ремонт и испытания оборудования и устройств тяговых подстанций и постов секционирования электрифицированных железных дорог. М.:Трансиздат, 2001 г. — 136 с. Л-4.12.
- Фарафонов A.B., Иванов В. П. Как предупредить ложные отключения фидерных выключателей АБ-2/3 и АБ-2/4. Электрическая и тепловозная тяга -1962 г., № 10.
- Фрайфельд A.B. Проектирование контактной сети. М.:Транспорт, 1984 г,-327 с.
- Фрайфельд A.B., Брод Г. Н. Проектирование контактной сети. М. гТранспорт, 1991 г.- 335 с. Л-2.4.
- Хариков В.Ф. Защита контактной сети постоянного тока от коротких замыканий. М.:Транспорт, 1987 г.- 95с.
- Чекулаев В.Е., Зайцев А. И. Восстановление контактной сети и воздушных линий. М.:Транспорт, 1992 г.- 128с.
- Чебовский О.Г., Моисеев Л. Г., Недошивин Р. П. Силовые полупроводниковые приборы.- М.:Энергоатомиздат, 1985 г.- 400с.
- Чекулаев В.Е., Зайцев А. И. Повышение надёжности работы контактной сети и воздушных линий. М. гТранспорт, 1992 г.- 112с.
- ШенкХ. Теория инженерного эксперимента. М.:Мир, 1972 г.- 372с.
- Электроника: Энциклопедический справочник./ Под ред. Колесникова В. Г. -М.: Советская энциклопедия, 1991 г.- 688с.
- Электротехнический справочник: т. 1 и 2 / Под ред. Чиликина М. Г. и Грудинского П. Г. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: Энергия, 1975 г.- 1212с.1. Примечание:
- В квадратных скобках Л-. указаны ссылки на литератору в тексте диссертации.