Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства Российской армии: 1890 — август 1914 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, исследование деятельности властных структур в сфере патриотического воспитания офицеров обеспечивает преемственность традиций русской армии и содействует укреплению государственности. Творческое использование некоторых подходов в организации патриотического воспитания защитников Отечества, несомненно, способствовало бы консолидации общества и успешному проведению военной реформы. Как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА
  • И СИСТЕМА ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
    • 1. Армейское офицерство: социальная характеристика и концептуальные основы их патриотического воспитания в видении властных структур и органов военного управления России
    • 2. Система патриотического воспитания армейских офицеров
  • Вооруженных сил России
  • Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР И ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО
  • ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ АРМЕЙСКИХ ОФИЦЕРОВ
    • 1. Состояние военно-профессиональной подготовки армейских. офицеров и их морально-психологический облик
    • 2. Патриотическое воспитание армейских офицеров. в мирное время
    • 3. Русско-японская война (1904—1905 гг.). и патриотическое воспитание армейских офицеров

Деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитанию офицерства Российской армии: 1890 — август 1914 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необычайно возросшая роль исторической науки для сегодняшней России во многом объясняется тем, что привычные социально-политические, культурные и духовно-нравственные ориентиры общества или были подвергнуты переоценке, или отвергнуты на официальном уровне. Можно констатировать, что в данных условиях начал формироваться качественно новый тип гражданина, в сознании которого постепенно атрофируется историческая духовность. Таким образом, сложившаяся за последнее десятилетие система ценностей во многом размыла тот патриотический фундамент, на котором стояла и благодаря которому была непобедима Россия в прошлом. Распространенное в постперестроечный период пренебрежительное отношение к урокам истории негативно сказывается на обороноспособности нашего государства и в известной мере тормозит проведение военной реформы1.

Диссертационное исследование деятельности государства в области патриотического воспитания офицеров российской армии конца XIX — начала XX вв. представляется актуальным для отечественной исторической науки, что обусловлено следующими обстоятельствами:

Во-первых, в современной обстановке роста международной напряженности и нестабильности, вызванной изменениями в геополитике и угрозой международного терроризма, с особой остротой встает задача обеспечения высокого уровня национальной безопасности России, укрепления ее обороноспособности2.

1 Подчеркнем, что высшее государственное руководство РФ, как явствует, например, из текста Послания Президента РФ Федеральному Собранию (см.: Российская газета, 2003, 16 мая), серьезно озабочено подобным положением дел и принимает меры к устранению данного «перекоса» в постсоветском социуме. — Примеч. соискателя.

2 Более подробно см.: Материалы военно-научной конференции «Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения военной безопасности страны и применения ВС, других войск, воинских формирований и.

Во-вторых, необходимость и целесообразность глубокого и комплексного изучения основных направлений, содержания и результатов государственной политики по патриотическому воспитанию армейских офицеров (1890 — август 1914 гг.) в условиях реорганизации Вооруженных Сил, проводимой в обстановке общенационального кризиса, которая в некоторых аспектах аналогична ситуации, сложившейся в современной России. Как известно, степень проявления заботы государства о своих гражданах, обеспечение достойного уровня жизни в значительной мере влияет как на патриотические чувства населения, так и на боеспособность армии. Следовательно, актуальность исследования детерминируется и многими современными социально-политическими факторами:

— сложностью и непредсказуемостью ситуации в обществепредъявлением к личности новых требований, порожденных изменившимися условиями на пути к рыночной экономике;

— усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;

— издержками в выработке и реализации реформ, сопровождаемыми деформациями в воспитательной работе;

— переоценкой роли образования при явной недооценке роли воспитания1. органов РФ". Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил РФ, 1999. 23 марта.

1 Более подробно см.: Азаров В. М. Патриотическое воспитание военнослужащих: Проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. № 1. С.56−65- Азаров В. М., Бурда С. М. Оценка морально-психологического состояния военнослужащих // Военная мысль. 2001. № 3. С.34−4^Вахмистров П. Социальные и духовные основы военного корпоративизма // Военная мысль. 2000. № 5. С.39−43- Материалы военно-научной конференции «Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения военной безопасности страны и применения ВС, других войск, воинских формирований и органов РФ» и др.

В-третьих, исследование деятельности властных структур в сфере патриотического воспитания офицеров обеспечивает преемственность традиций русской армии и содействует укреплению государственности. Творческое использование некоторых подходов в организации патриотического воспитания защитников Отечества, несомненно, способствовало бы консолидации общества и успешному проведению военной реформы. Как показывает история революции 1905 — 1907 гг., мероприятия по формированию патриотизма в среде военнослужащих выполняют превентивную функцию, так как потенциально способны существенно снизить риск совершения преступлений против государственного строя и безопасности России. Обращение к военной истории всегда служило воспитанию патриотизма, гражданственности, способствовало проявлению высоких нравственных качеств. Традиции и героическое прошлое русской армии настолько велик и разнообразен, что должны стать фундаментом национальной идеи России, её духовной основой.

В-четвертых, в современных условиях появилась настоятельная необходимость в критическом анализе и переосмыслении достижений предшественников в историографической разработке проблемы настоящего диссертационного исследования, изучении первоисточников, вызывающих доверие архивных материалов. Детальный анализ указанной темы позволит ввести в научный оборот новые, еще не известные научной общественности документы и материалы, предоставляющие возможность не только рассмотрения проблемы в свете новых подходов к изучению истории России, но и определения перспектив будущих комплексных исторических исследований.

В-пятых, исключительно важно на основе обобщения исторического опыта по освещаемой в данной научной квалификационной работе проблеме сделать выводы, извлечь уроки, а также сформулировать научно-практические рекомендации, которые могут быть использованы в целях дальнейшего развития отечественной исторической науки и совершенствования воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы и защищенных диссертаций по данной теме привел соискателя к выводу о том, что она нашла отражение в отечественной и зарубежной историографии. Отечественная историография включает в себя следующие составные части: дореволюционная историография (1890 — 1917 гг.) — советская историография (1917 — 1991 гг.) — постсоветская историография (с 1992 года).

В дореволюционной историографии (1890 — 1917 гг.) различным сторонам анализируемой темы был посвящен целый ряд исследованийв количественном отношении она достаточно обширна и насчитывает более 500 трудов1, различных по объему, жанру и научной значимости. Исследуемая в диссертации проблема освещалась, главным образом, в контексте вопросов духовно-нравственного воспитания и военно-профессиональной подготовки офицеров, также анализа причин поражения в войне с Японией" и результатов военной реформы 1905 — 1912 гг4.

Признанным авторитетом отечественной военной школы был генерал М.И. Драгомиров5, разработавший стройную систему обучения личного со.

1 Подсчет диссертанта по общему каталогу РГБ — Примеч. соискателя.

2 См.: Герштенцвейг В. К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. СПб., 1911; Петров П. В. Главное управление военно-учебных заведений: в 2 т. СПб., 1902;1907; Сухотин H.H. Война в истории русского мира. СПб., 1898 и др.

3 См.: Грулев М. В штабах и на полях Дальнего Востока. СПб., 1908— 1909. 4.1 — 2. Куропаткин А. Записки о русско-японской войне. Итоги войны. Берлин, 1909; Мартынов Е. И. Из печального опыта русско-японской войны. 2-е изд. СПб., 1907; Незнамов А. Из опыта русско-японской войны. Заметки офицера Генерального штаба. СПб., 1906; Свечин A.A. Русско-японская война 1904 — 1905 гг. Ораниенбаум, 1910 и др.

4 См.: Грулев М. Злобы дня нашей армии. Брест-Литовск, 1911; Куропаткин А. Н. Задачи русской армии: В 3 т. СПб., 1913. Оберучев K.M. Наши военные вожди. М., 1909; Режепо П. Офицерский вопрос. СПб., 1909 и др.

5 См.: Драгомиров М. И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М., 1956; Он же. Подготовка войск в мирное время (Воспитание става войск, многие принципы которой легли в основу государственной концепции патриотического воспитания офицеров. Его военно-аналитические идеи отличались тесной связью с потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию личности воинов, привитию им лучших нравственных начал. Труды М. И. Драгомирова вызывают большой интерес благодаря сочетанию объективных, научно обоснованных положений с субъективной (как правило, выраженной в характерной для автора резкой афористичной форме) оценкой реальной обстановкой в системе военно-профессиональной подготовки.

В теоретическом наследии военных специалистов выделяются также работы генерал-лейтенанта Д.П. Парского1, бывшего одним из главных идеологов реформы Вооруженных сил 1905 — 1912 гг. Необходимо отметить прогрессивный и строго научный подход Д. П. Парского в деле совершенствования системы воспитания, для которого, по его мнению, особо важным являлось нравственное возрождение армии, стремление к возможной справедливости и уничтожению произвола, утверждение в войсках дисциплины, чувства долга и патриотизма.

Авторитетным специалистом в вопросах военного воспитания был профессор академии Генерального штаба полковник H.H. Головин. Его книга, опубликованная в 1908 г., содержит ценное обобщение опыта отечественных ученых и практиков в деле совершенствования системы подготовки офицерских кадров. В своем исследовании на базе анализа причин поражения в русско-японской войне автор делает ценный вывод о необходимости интенсивной воспитательной работы в мирное время, а также акцентирует и образование). Киев, 1906; Он же. Сборник оригинальных и передовых статей. СПб., 1896;

1 См.: Парский Д. П. Что нужно нашей армии? Современное состояние и необходимые в ней реформы. СПБ., 1908; Он же. Причины неудач в войне с Японией (необходимые реформы в армии). СПб., 1907;

См.: Головин H.H. Высшая военная школа. СПб., 1908. внимание на улучшении подготовки высшего командного состава. Важно ^ подчеркнуть, что эта книга была первым и осталась единственным фундаментальным трудом, написанным до 1917 г., в котором освещается роль и развитие российской высшей военной школы.

Изучение дореволюционной историографии позволило соискателю условно выделить в ней два направления: официальное1 (его ценность — в том, что подобные издания составлялись с привлечением широкого круга архивных материалов и других источников) и неофициальное (для последнего характерен более критический подход в анализе морально-психологического состояния офицерства2). Отметим, что оба указанных направления освещали тему воспитания (в том числе и патриотического) с верноподданнических позиций.

Важно подчеркнуть, что объективность работ, посвященных дальневосточному конфликту, неодинакова: в ряде случаев имеет место сведение авторами личных счетов и стремление снять с себя ответственность за допущенные промахи'. Более беспристрастно и потому заслуживает особого.

1 См.: Бернацкий В. А. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений. СПб., 1913; Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700—1910 гг. М., 1910; Столетие военного министерства. 1802 — 1902. Главное управление военно-учебных заведений: Исторический очерк. СПб., 1914. Т.Х. Ч.З. и др.

См.: Галкин М. С. Новый путь современного офицера. М., 1916; Гар-линский А. П. Армия и ее живая сила. СПб., 1911; Самонов В. А. Мысли современного офицера. Тифлис, 1907. Вып. 1. и др.

3 См., например: Витте С. Ю. Вынужденные разъяснения графа Витте по поводу отчета генерал-адъютанта Куропаткина о войне с Японией. СПб., 1909; Гриппенберг О. Ответы О. Гриппенберга на обвинения генерал-% адъютанта Куропаткина. СПб., 1909; Штейн В. И. Военная мощь России.

Предсказания генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина и их критика гр. С. Ю. Витте. Пг., 1915 и др. внимания созданное и подготовленное специальной Военно-исторической комиссией многотомное издание «Русско-японская война 1904 — 1905 гг."1.

Анализ приведенного материала позволяет заключить, что фундаментальные труды и отдельные статьи, опубликованные в период 1890 — 1917гг., имели характерную направленность — они обобщали мысли передовых офицеров, искавших эффективные возможности повышения боеспособности русской армии на путях существенного улучшения учебно-воспитательной работы. Однако публикации, непосредственно посвященные проблеме деятельности государства в сфере патриотического воспитания, отсутствуют.

Историография советского (1917 — 1991 гг.) периода по объему сравнима с дореволюционной. Диссертант счел возможным выделить в рамках советской историографии четыре этапа: первый — 1917—1920;е гг.- второй — конец 1920;х—1940;е гг.- третий — 1941 — 1980;е гг.- четвертый — конец 1980;х—1991 г.

Первый историографический этап (1917 — 1920;е гг.) характеризовал2 ся немногочисленными попытками некоторых авторов использовать опыт воспитания дореволюционного офицерства в первые годы строительства Вооруженных Сил Советского государства. В целом можно констатировать, что если в данный период о подготовке офицерских кадров России и вспом.: Русско-японская война 1904 — 1905гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны: В 9 т. СПб., 1910.

2 См.: Александер М. Н. Учебное дело в военных училищах дореволюционного периода и нынешние военные школы // Военное знание. 1922. № 10. С. 20 — 22- Бурский Д. П. Революция и офицеры. М., 1917; Клочко И. К. К вопросу о накоплении комсостава запаса // Война и революция. 1925. № 3. С. 35 — 54- Муратов В. Система военного образования // Красный офицер. 1919. № 1−2. С. 24−25- Щедринский В. Комплектование военно-учебных заведений строевым и преподавательским составом // Военный вестник. 1926. № 43. С. 38 -39 и др. минали, то акцентировали внимание преимущественно на негативных моментах.

Второй историографический этап (конец 1920;х — 1940;е гг.) отмечен практически полным отсутствием исследований в области военно-патриотического воспитания офицерского корпуса России дореволюционного периода. Весьма опосредованное и краткое выражение данная тема нашла только в работах, посвященных исследованию русско-японской войны 1904 — 1905 гг., революции 1905 — 1907 гг. и Первой мировой войны, а также в тематических собраниях архивных документов1.

Особенностью третьего историографического этапа (1941 — 1980;е гг.). По-настоящему необходимость использования ценных наработок в области воспитания офицерских кадров была осознана в годы Великой Отечественной войны, когда стали возрождаться многие славные традиции русской армии. После победы, вплоть до конца 80-х гг., офицерский корпус конца XIX — начала XX столетия являлся предметом исследования преимущественно в связи с его ролью в подавлении революционного и организацией контрреволюционного движения в России. Вместе с тем многие авторы в.

1 См.: Зайончковский A.M. Подготовка России к империалистической войне. Очерки военной подготовки и первоначальных планов. М., 1926; Из истории революционного движения в армии в 1905 — 1906 гг. // Красный архив. 1935. Т. 4 (71) — Из истории «идеологической борьбы» самодержавия с революционным движением в армии // Красный архив. 1931. Т. 1 (44).- Левицкий H.A. Русско-японская война 1904 — 1905 гг. М., 1938 и др.

2 См.: Голуб П. А. Большевики и армия в трех революциях. М., 1977; Петров В. А. Царская армия в борьбе с массовым революционным движением в начале XX века // Ист. записки. 1950. Т.36. С. 312−332- Революционное движение в армии в годы первой русской революции / Кораблев Ю. И. и др. М., 1955; Сенчакова JT.T. Революционное движение в русской армии и на флоте в конце XIX — начале XX веков. М., 1972; Спирин JI.M. В. И. Ленин и создание советских командных кадров // Военно-исторический журнал. 1965. № 4. С. 3−16- Строков A.A. История военного искусства. Капиталистическое общество периода империализма (до конца первой мировой войны 1914 — 1918 гг.) М., 1967; Шацилло К. Ф. Россия перед первой мировой войной (Вооруженные силы царизма в 1905 — 1914 гг.). М., 1974 и др. той или иной мере затрагивали вопросы подготовки офицерского состава русской армии конца XIX — начала XX вв. (как правило, в свете классового подхода к военно-патриотическому воспитанию) в части примера героических боевых традиций Вооруженных сил1 и освещения педагогического аспекта деятельности военных гимназий и кадетских корпусов2.

Среди работ, посвященных дореволюционному офицерству, большую о ценность представляют исследования П. А. Зайончковского: обращаясь к многочисленным историческим источникам, автор на основе рациональных подходов к изучению проблемы и убедительной аргументации формулирует объективные выводы о деятельности властных структур по комплектованию и обучению офицерского состава армии. В послевоенный период появляются диссертационные исследования4, в которых анализируется политика самодержавия в области военного строительства, однако детальный анализ военно-патриотического воспитания офицеров в них отсутствует. При этом отдельно отметим, что как опубликованные научные работы, так и диссертаци.

1 См.: Бескровный Л. Г. Из истории высшей военной школы в России // Военная мысль. 1946, № 10. С. 107−122- Бонч-Бруевич М.Д. М.И. Драгоми-ров о боевой подготовке офицеров. М., 1944; Колобяков А. Ф. Русские полководцы о воинском воспитании и обучении. Новосибирск, 1944; Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М., 1945; Кузнецов Ф. Брусилов о воспитании и подготовке офицерских кадров. М., 1944; Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала XX веков. М., 1960 и др.

2 См.: Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатского типа: Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. М., 1958; Жесткова Т. П. Краткий исторический очерк развития кадетских корпусов в России. М., 1944 и др.

3 См.: Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX — XX столетий. М., 1973; Он же. Офицерский корпус русской армии перед первой мировой войной // Вопросы истории. 1981. № 4. С. 21−29.

4 См.: Кузин В. В. Совет государственной обороны в России (1905 — 1909 гг.): Дис.канд. ист. наук. М., 1950; Маланьин К. А. История русской военной статистики (XIX — начало XX вв.): Дис. канд. ист. наук. М., 1972; Шацилло К-ФРазвитие Вооруженных сил России накануне первой мировой войны (Военные и военно-морские программы царского правительства в 1906 — 19И гг.): Дис. д-ра ист. наук. М., 1968 онные исследования выполнялись на одной теоретико-методологической основе, ядро которой составили догмы1 марксизма-ленинизма, адаптированные идеологами правящей Коммунистической партии к попыткам построения коммунизма в нашей стране.

Четвертый историографический этап (конец 1980;х — 1991 гг.) ознаменован событиями «перестройки» и лавинообразным нарастанием кризисных явлений в СССР, следствием чего явилось нарушение монопольного единства взглядов на исторические проблемы, причем, и это, по мнению диссертанта, принципиально, для многочисленных научно-популярных изданий того времени в одинаковой мере характерны как антикоммунистические настроения, так и описательный подход, отражающий знание истории на уровне явления, но не сущности. В сложившихся условиях рост интереса к дореволюционному прошлому России проявился в появлении ряда значительных публикаций, основанных на новом архивном материале и более свободных от идеологической заданности, чем работы предшественников.

Несомненный научный интерес применительно к указанной в диссертации теме представляют научные труды, посвященные общей проблеме подготовки офицерских кадров в России, а также их участия в общественной жизни3- в то же время содержание деятельности органов власти в сфере.

1 А эти догмы были зачастую далеки от классического марксизма, многие положения которого, как полагает диссертант, не утратили методологической значимости и сегодня.— Примеч. соискателя.

— у.

См.: Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в начале XX века. Очерки военно-экономического потенциала. М., 1986; Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991; Каменев А. Военная школа России. М., 1999; Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990; О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю. А. Галушко, A.A. Колесников / Под ред. В. Н. Лобова. М., 1990 и др.

См.: Поликарпов В. Д. Военная контрреволюция в России в 1905 — 1917 гг. М., 1990; Панов А. И. Участие офицеров русской армии в революционно-демократической борьбе против самодержавия (1903 — 1907 гг.): Дис.канд. ист. наук. М., 1991 и др. патриотического воспитания не выделяется в качестве самостоятельной проблемы, а основное внимание уделяется педагогическим компонентам воспитательной работы1.

Развитие постсоветской историографии (с 1992 г. по настоящее время) проходит в обстановке повышенного внимания ученых к военной истории, в частности, к вопросам подготовки офицерских кадров армии России. В вышедших за последнее десятилетие работах авторами делается попытка восполнить пробел отсутствующего опыта исследования развития патриотических качеств и военного духа россиян2. Некоторые аспекты анализируемой проблемы отражены в монографиях Г. М. Ипполитова о генерале А.И. Деникине3.

Особое место в историографии данного периода занимают многочисленные диссертации, в той или иной мере освещающие исторический, педагогический, философский и педагогический аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания офицеров 4. Исследования, в которых тема на.

1 См.: Бордунов С. А. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX — начала XX вв.: Дис.канд. пед. наук. М., 1991 и др.

2 См.: Волков C.B. Русский офицерский корпус М., 1994; Галушко Ю. А., Колесников A.A. Школа российского офицерства. Исторический справочник. М., 1993; Кузьмин Ф. М. История Николаевской академии генерального штаба и военной академии им. М. В. Фрунзе. М., 1993; Образцов И. В. Российские офицеры // Военно-ист. журн. 1994. № 1−4- Платонов О. Терновый венец России. История русского народа в XX веке. М., 1997; Самусь В. Н. Во славу Отечества (история и традиции отечественного офицерства). Кстово, 1992 и др.

3 См.: Ипполитов Г. М. Военная, политическая и общественная деятельность Антона Ивановича Деникина в 1890—1947 гг.: Монография. Вольск, 1997; Он же. Кто Вы, генерал А. И. Деникин? Монографическое исследование политической, военной и общественной деятельности А. И. Деникина в 1890—1947 гг. Самара, 1999.

4 См.: Байдаков A.B. Православное духовенство русской армии и флота (2-я половина XIX — начало XX вв.): Дис.канд. ист. наук. М., 1995; Бурд-жук В. И. Реформы в русской армии в 1905 — 1912 гг.: Дис.канд. ист. наук. М., 1994; Деревянко И. В. Военное министерство в России в период русскостоящей научной квалификационной работы анализируется в прямой постановке, отсутствуют. Контент-анализ и факторный анализ диссертационных исследований1 показывает, что примерно в 25% текста авторы акцентируют внимание на моральных критериях воспитания личного состава армии (включая нижние чины), и в этом контексте присутствует анализ и (или) коняпонской войны 1904—1905 гг.: Дис.канд. ист. наук. М., 1993; Иванов Е. С. Воспитание воинской чести у офицеров российской армии XVIII — начала XX вв. (Историко-педагогический анализ): Дис.канд. пед. наук. М., 1994; Изонов В. В. Подготовка военных кадров в России (XIX — начало XX вв.): Дис. д-ра ист. наук. СПб., 1998; Курмышов В. М. Воспитание в кадетских корпусах Росии (Анализ и педагогический опыт). 1882 — 1917 гг.: Дис.канд. пед. наук. СПб., 1998; Кучеров В. Е. Историко-педагогические тенденции патриотического воспитания российской армии (XVIII — начало XX вв.): Дис.канд. пед. наук. М., 1998; Манукян В. М. Военно-патриотическое воспитание населения России (1905 — 1914гг.): Дис.канд. ист. наук. СПб., 2000;Машкин H.A. История высшего военного образования в России (1860 — 1904 гг.): Дис.канд. ист. наук. М., 1994; Минер В. А. Воинские ритуалы в российской армии в XIX — начале XX вв.: Дис.канд. ист. наук. М., 1997; Саксонов О. В. Военные реформы 1905—1912 гг. в России и их влияние на военное искусство: Дис.канд. ист. наук. М., 1994; Синюков В. А. Нравы и ценностные ориентации дореволюционного офицерства конца.

XIX — начала XX вв. Опыт этико-исторического исследования: Дис.канд. филос. наук. Саранск, 1997; Смирнов A.A. Морально-психологическое обеспечение деятельности российской армии во второй половине XIX — начале.

XX веков: Исторический опыт, уроки. Дис.канд. ист. наук. М., 1997; Стру-тинский В. Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX — начале XX вв. Историографическое исследование: Дис.канд. ист. наук. М., 1994; Сухомлинов И. Н. Российская офицерская честь как феномен морального сознания (опыт этико-исторического исследования): Дис.канд. филос. наук. Саранск, 1992; Теркун А. Н. Военное воспитание в России (1905 — 1914 гг.): Дис. канд. ист. наук. СПб., 1999; Шеин И. А. Развитие воинских традиций в российской армии во второй половине XIX — начале XX вв.: исторический опыт и уроки: Дис.канд. ист. наук. М. 1994 и др.

1 За единицу подсчета брался один абзац машинописного или набранного на компьютере текста — Примеч. соискателя. статация проблем, связанных с темой данной диссертации (см. табл. 1).

Таблица 1.

Результаты контент-анализа и факторного анализа защищенных диссертаций.

Лексическая единица %.

Военное образование и воспитание 40.

Морально-нравственное воспитание в войсках 25.

Нравственные ориентиры офицерства 15.

Патриотическое воспитание населения 15.

Морально-психологическое обеспечение армии 5.

Зарубежная историография включает в себя историографию русского зарубежья и собственно зарубежную историографию.

В историографии русского зарубежья анализируемая проблема затрагивалась главным образом в воспоминаниях бывших государственных деятелей и офицеров царской армии1. Большой научный интерес представляет труд А. И. Деникина «Старая армия», выходящий за пределы мемуарного жанра благодаря ссылкам на обширный документальный материал, на основании которого автор дает характеристики морально-психологического облика армейских офицеров. Следует, однако, отметить, что в подобных оцен.

1 См.: Александр Михайлович, великий князь. Книга воспоминаний: В.

2 т. Париж, 1933; Грулев М. Записки генерал-еврея. Париж, 1930; Генерал В. М. фон Дрейер. На закате империи. Мадрид, 1965; Краснов П. Н. «Павло-ны»: 1-е Военное Павловское училище полвека тому назад. Париж 1943; Курлов П. Г. Гибель России. Берлин, 1923; Щавельский, Отец Георгий. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954 и др.

2 См.: Деникин А. И. Старая армия: В 2 т. Париж, 1929 — 1931. ках А. И. Деникин не всегда объективен: налицо тенденция к идеализации прошлого.

Указанная историография содержит также обзорные работы, посвященные истории России в XX веке, боевым традициям русской армии и военно-патриотической мысли выдающихся деятелей конца XIX — начала XX столетия1.

Проблема патриотического воспитания армейских офицеров нашла опосредованное выражение и в работах авторитетного военного историка А. А. Керсновского, но воспитательную деятельность исследователь освещает преимущественно в аспекте политической ориентации военнослужащих, характеризуя патриотизм как качество, исконно присущее русским воинам (в связи с чем тема работы органов военного управления по формированию патриотизма среди офицерского состава армии самостоятельно не рассматривается).

Собственно зарубежная историография состоит в основном из заметок и мемуаров иностранных политиков, военных специалистов и корреспондентов конца XIX—начала XX века, а также литературы, посвященной лично.

1 См.: Данилов Ю. Н. Россия в мировой войне 1914 — 1915 гг. Берлин, 1924; Изместьев Ю. В. Россия в XX веке. Нью-Йорк, 1990; Обнинский В. П. Последний самодержец: очерк жизни и царствования императора России Николая II. М., 1992; Ольденбург С. С. царствование императора Николая II. Вашингтон, 1981; Российские офицеры. Буэнос-Айрес: Ин-т по исследованию проблем войны и мира, 1959; Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского зарубежья: В 2 т. / Сост. В. М. Пискунов. М., 1994; Русское зарубежье: государственно-патриотическая и военная мысль. М., 1994 и др.

2 Керсновский A.A. История русской армии: В 4-х кн. Кн. 3−4. М., 1994; Он же. Наша будущая армия // Какая армия нужна России? Российский военный сб. М. 1995. Вып.9. л.

См.: Базедов, Г. фон. Путевые впечатления о военной России. СПб., 1911; Гамильтон JI. Записная книжка штабного офицера во время русско-японской войны: Пер. с англ. СПб., 1907. Вып.2- Гедке. Письма военного корреспондента в русско-японскую войну 1904 — 1905 гг. // Братская помощь. 1907. № 10. С.79−123- Жильяр П. Император Николай II и его семья (Петергоф, сент. 1905 г. — Екатеринбург, май 1918 г.): Воспроизводство сти и деятельности последнего русского императора1. Вместе с тем, опыт Российской армии в деле патриотического воспитания дореволюционного офицерства нашел отражение в ряде работ известных западных историков, социологов и политологов, исследующих проблему морально-психологического обеспечения вооруженных сил. Среди немногочисленных исторических исследований, посвященных вооруженным силам России конца XIX — начала XX столетия, особого внимания заслуживают труды германских историков Х.-П. Штайна и Д. Байрау3, в которых тема патриотизма рассматривается через призму компаративного исследования социального статуса офицеров и воинских традиций русской и прусской армий.

Следует подчеркнуть, что целевых научных исследований по проблеме настоящей научной квалификационной работы в зарубежной историографии нет, а имеющиеся публикации не содержат анализа концепции и системы патриотического воспитания офицерского состава армии дореволюционной России.

Таким образом, приводя обобщенную оценку степени научной разраизд.: Вена, 1921.— М., 1991; Теттау Э. фон. Два месяца в гостях в русской армии (июль и сентябрь 1903 г.) // Разведчик. 1904. № 692. С.81−83- № 693. С.103−106- № 695. С.149−151- № 696. С.171−174- № 697. С.198−202- Шифф Н. П. Штрихи и блики из военного быта дореволюционной России 1890 — 1917 гг. // РГВИА, ф.260, on. 1, д. 1 и др.

1 См.: Мэсси Р. К. Николай и Александра: Пер. с англ. М., 1992; Ферро М. Николай II: Пер. с фр. М., 1991 и др. См.: Копнитерс Б. Отказ от воинской службы: Из истории пацифизма в России: (ст. из Бельгии) // Человек. 1990. № 5. С. 59−69- Коупленд Н. Психология и солдат. М., 1991; Миллер Г. Моральное воспитание в Германии, России и Японии. Сравнительный этюд на основе опыта русско-японской войны: Пер. с нем. М., 1908; Hungtington S. The Soldier and the State. The Theory and Politics of Civil-Military Relations. Cambridge, 1985; Ideology and National Competitiveness/ Analysis of Nine Countries / Ed. by Ledge G. Vegel. E. Boston, 1997 и др.

3 См.: Beirau D. Die Militaren und die russische Gesellschaft bis zum Revolution. Koln-Wien, 1984; Stein H.P. Der Offizier des russischen Heeres in Zeitabschnitt zwischen Reform und Revolution (1861 — 1905). Berlin, 1967. ботанности проблемы, необходимо констатировать: несмотря на наличие существенных наработок как в отечественной, так и в зарубежной историографии историческая наука на современном этапе развития не располагает специальным трудом, посвященным проблеме деятельности властных структур в области патриотического воспитания офицерства Российской армии (1890 — август 1914 гг.).

Объект исследования — офицерский корпус армии России, а именно: высший командный состав органов военного управленияштаб-офицеры и обер-офицеры строевых подразделений1.

Предмет исследования — сущность и содержание деятельности органов государственной власти и военного ведомства в сфере патриотического воспитания офицеров, а именно: нормативно-правовая регламентация концепции формирования и культивирования патриотизмаконкретные мероприятия, направленные на решения образовательных и воспитательных задач (патриотическое воспитание в системе военного образованияпатриотическое воспитание в воинских частях) — система материального обеспечения указанных мероприятийобщественно-политические факторы, обусловливающие эффективность реализации концепции воспитательной работыреалии осуществления и непосредственные результаты деятельности властных структур по патриотическому воспитанию офицеров.

Хронологические рамки исследования определены с учетом актуальности проблемы и в соответствии с замыслом диссертации. Начальная точка отсчета — 1890 г. — начало последнего десятилетия XIX века, отрезок времени на рубеже столетий, отмеченный активизацией усилий власти в сфере военного строительства и ознаменованный изданием целого ряда нор

1 Вопросы патриотического воспитания офицеров гвардии в настоящем диссертационном исследовании не затрагиваются в связи с тем, что обусловленная социальными факторами специфика морально-нравственного воспитания и прохождения службы названными офицерами требует самостоятельного анализа. мативно-правовых актов, регламентировавших патриотическое воспитание офицеровконечная точка отсчета — август 1914 г. — вступление России в Первую мировую войну, в которой почти полностью был уничтожен офицерский корпус армии, воспитанный в старых дворянских традициях.

Целью исследования является осуществление комплексного анализа концепции и результатов деятельности властных структур в области патриотического воспитания офицерства российской армии (1890 — август 1914 гг.), синтезирование опыта, извлечение уроков, формулирование научно-теоретических положений и выводов, практических рекомендаций.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) воссоздать модель концептуального видения органами власти и военного управления проблемы патриотического воспитания офицерского корпуса;

2) проанализировать особенности взглядов ведущих военных теоретиков, аналитиков, историков, других исследователей-гуманитариев и обществоведов на проблему формирования патриотизма в среде армейского офицерства;

3) исследовать процессы динамику развития системы деятельности властных государственных институтов по патриотическому воспитанию армейских офицеров;

4) раскрыть основные направления деятельности органов государственной власти и военного управления в области патриотического воспитания офицерского состава армии;

5) изучить национально-исторические и социокультурные детерминанты и особенности морально-психологического состояния офицерского корпуса армии России и основные направления деятельности власти по укреплению патриотических настроений офицеров;

6) синтезировать обобщения, сделать выводы, извлечь уроки, привлечь внимание к рассматриваемой проблеме в плане ее критического осмысления и переосмысления.

Методологические основы исследования. Диссертант руководствовался диалектическим методом, предполагающим освещение темы в многообразии возникающих глубинных связей и отношений. Методологическую основу составляют положения авторитетных представителей мировой, отечественной исторической и другой общественной мысли. Исследование проблемы производится на основе таких общенаучных принципов, как объективность и историзм в анализе явлений, процессов, связей и отношений.

Используя методологию, в том числе и в качестве системы методов и определенных подходов к изучению данной научной проблемы, соискатель выделил приоритетные. Общенаучные методы: анализ-синтез, исторический и логический, классификационный, контент-анализ, факторный анализ и др. Специально-исторические методы: системный и сопоставительный, синхронный и диахронный метод, метод экстраполяции, компаративный метод и некоторые другие, изложенные и обоснованные в работах отечественных и зарубежных ученых по теории методологии, историографии и библиографии.

В диссертации наблюдается соединение хронологического и проблемного подходов. Последний является оптимальным, так как дает возможность более полного охвата во времени и пространстве многоаспектной конкретно-исторической обстановки, в которой реализовывалась концепция и осуществлялась деятельность органов власти по патриотическому воспитанию офицерского корпуса армии России в 1890 — августе 1914 гг.

В диссертационной работе автор будет оперировать такими теоретическими категориями, как патриотизм, военный корпоративизм, духовно-нравственный потенциал, моральный дух армии, морально-психологическое состояние личного состава, морально-психологическое обеспечение, без которых изучение сущности и содержания указанной проблемы не представляется возможным. Учитывая, что данные понятия изучаются многими военными науками, а настоящая научная квалификационная работа носит исторический характер, соискатель не будет раскрывать философские, социокультурные и психолого-педагогические аспекты вышеупомянутых категорий, ограничив их краткими дефинициями (см. прил. 1).

Источниковая база исследования. В работе над диссертацией были использованы следующие источники, условно разделенные на пять групп.

1. Архивные документы и материалы.

2. Официальные документы органов государственной власти и военного управления Российской империи, опубликованные в различных изданиях.

3. Труды крупных отечественных и зарубежных государственных, политических, военных, научных, общественных деятелей.

4. Мемуарная литература.

5. Периодическая печать.

1. Архивные документы и материалы, как свидетельствует научно-исследовательская практика, представляют собой своеобразный «индикатор достоверности" — данная группа является важнейшей частью и основой ис-точниковой базы настоящей научной квалификационной работы. Исследованы архивные источники Российского государственного военно-исторического архива, Государственного архива РФ и Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Всего исследовано 19 фондов.

Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) — крупнейшее и основное хранилище военно-исторических документов, один из старейших архивов страны, его материалы с достаточной полнотой отражают военное прошлое России. В фондах РГВИА отложились разнообразные документы, характеризующие жизнь и боевую деятельность русской армии. Отметим, что если фонды центральных учреждений, как правило, дошли до нашего времени в хорошем состоянии, то фонды отдельных военноучебных заведений и воинских частей в значительной мере утрачены и сохранились очень неравномерно (лишь за отдельные годы или десятилетия). Среди фондов РГВИА необходимо в первую очередь выделить следующие:

Фонд 1 — Канцелярия Военного министерства, в котором сосредоточены материалы, содержащие ценные сведения в области деятельности органов военного управления в сфере укрепления и воспитания офицеров: дела об учреждении Комитета по образованию войск, всеподданнейшие отчеты командующих войсками военных округов о состоянии воспитательной работы, сведения о морально-психологическом состоянии армии и т. д.

Фонд 260 — Воспоминания, содержащий мемуарные зарисовки, в частности, об офицерском быте конца XIX — начала XX столетия.

Фонд 280 — Редигер А. Ф., в котором хранятся воспоминания, представляющие большую ценность для исследования деятельности органов власти по укреплению офицерского корпуса в анализируемый период, особенно часть мемуаров, посвященная деятельности А. Ф. Редигера на посту военного министра (1905 — 1909 гг.).

Фонд 351 — Николаевская инженерная академия и училище — содержит документы, касающиеся организации учебно-воспитательного процесса в указанном военно-учебном заведении: учебные планытребования, предъявляемые к образовательному уровню офицеровпорядок празднования юбилея академии и т. д. Материалы фонда ценны возможностью изучения на их показательном примере системы воспитания офицеров в военно-образовательных учреждениях России исследуемого периода.

Фонд 400 — Главный штаб, ведавший вопросами кадровой политики в области комплектования офицерского корпуса и прохождения ими службы. Фонд содержит богатый статистический материал о количественных и качественных показателях воспитательного процесса в армии: правила проведения смотров и парадов, сведения об издании уставов и руководств для армииматериалы о деятельности Русского военно-исторического общества и Военного общества обновления и т. д.

Фонд 401 — Военно-ученый комитет — включает в себя документы, касающиеся регламентации воспитательного процесса в армейской среде: журналы заседаний комиссии Главного штаба по обсуждению списков книг, предназначенных к обращению в войсках, рапорта командующих военными округами о необходимости введения в армии патриотических праздников в честь важнейших сражений и др.

Фонд 544 — Николаевская академия Генштаба. Здесь хранятся многочисленные конспекты докладов слушателей на военно-исторические темы, а также характеристики офицеров-слушателей академии, позволяющие составить представление о критериях и уровне нравственно-идеологического воспитания командного состава армии.

Фонд 725 — Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), в котором содержатся материалы, отражающие деятельность образовательных структур военного ведомства в сфере образования, служебной и профессиональной подготовки: отчеты о работе подведомственных главному управлению ВУЗов, статистические данные о составе и уровне квалификации преподавателей и учащихся.

Фонд 830 — Совет государственной обороны, хранящий журналы заседаний этого органа высшего военного управления, позволяющие изучить факторы, повлиявшие на принятие тех или иных решений в области военного строительства, в том числе и касающихся патриотического воспитания армейского офицерства.

Фонд 868 — Комитет по образованию Войск при Военном советев нем отложены многочисленные отчетные документы, в значительной мере отображающие процесс деятельности по разработке нормативных актов, регламентирующих воспитательную работу среди офицеров: журналы заседаний комитета, переписка с Главным штабом, штабами военных округов и редакторами военной периодики о морально-психологическом состоянии офицерского состава и т. д.

Фонд 970 — Военно-походная канцелярия Его Императорского Величества. В данном фонде большое количество материалов посвящено вопросам организации мероприятий военно-патриотического характера: правилам ведения «дел офицерской чести», организации празднования войсковых юбилеев, а также расследованию фактов «брожения среди офицеров».

Фонд 1396 — Туркестанский военный округ — содержит сведения, отражающие состояние военно-патриотического воспитания в периферийных строевых частях: программы сообщений, прочитанных в офицерском собрании, расписания и программы служебных занятий и т. д. Материалы, сохранившиеся в данном фонде, позволяют судить о состоянии воспитательной работы в военных округах, расположенных на периферии Российской империи.

Фонд 2000 — Главное управление Генерального штаба, в который вошли документы, относящиеся к стратегическим вопросам военного строительства, том числе касающиеся укрепления офицерского состава и приведения профессионального и образовательного уровня офицеров в соответствие с развитием вооруженных сил страны в период военной реформы 1905 — 1912 гг.

Фонд 2631 — 17-й Архангелогородский полк Киевского военного округа. В нем хранятся материалы, регламентирующие повседневную строевую службу и позволяющие восстановить картину быта армейских офицеров.

В ГАРФ для настоящего исследования особый интерес представляют материалы фондов 601 (Николай II Романов) и 679 (Александр I Романов), позволяющие не только проследить преемственность многочисленных традиций военно-патриотического воспитания, но и произвести компаративный анализ приоритетных направлений политики самодержавия в области военного строительства. Помимо этого, документы, содержащиеся в фонде последнего русского императора, в достаточно полной мере отражают многие стороны его деятельности в качестве одного из важнейших субъектов патриотического воспитания войск.

В ОР РГБ соискатель изучил некоторые документы из личных фондов военного министра Д. А. Милютина, генерала и видного общественного деятеля A.A. Киреева и военного педагога A.B. Ларионова, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме в части вопросов концепции военного образования, контроля морально-психологического состояния офицеров армии, а также отношения к ним гражданских слоев населения. Данные материалы содержат также некоторые отрывочные сведения о повседневном быте офицерства.

2. Официальные документы органов власти Российской империи, опубликованные в различных изданиях, можно условно классифицировать на несколько подгрупп.

2.1) Нормативно-правовые акты государственных властных структур: законодательные материалы, помещенные в Своде военных постановлений (1838 — 1914гг.). Последний свод военных постановлений составлен в 1869 г. и переиздавался полностью или частично (но не каждый год)1. В качестве унификации толкования и комментирования, а также для обеспечения собственной организационно-распорядительной деятельности Главный штаб ежегодно издавал циркуляры и приказы2.

2.2) Официальные документы, обеспечивающие регламентацию подготовки войск: организацию и содержание учебных и служебных занятий, боевую подготовку, внутренний распорядок и дисциплину и т. п. К данной под.

1 См.: Свод военных постановлений 1869 г. 2-е изд. 4.2. Кн.7. Прохождение службы по военному ведомству. СПб., 1907; То же. 3-е изд. 4.1. Кн.1. Военное министерство и особые высшие военные установления. СПб., 1907; То же. 4-е изд. 4.4. Кн.15. Заведения военно-учебные. СПб., 1914.

2 См.: Приказы по военному ведомству за. (1880 — 1914). СПб., 1880 — 1914; Циркуляры Главного штаба за. (1880 — 1914). СПб., 1880 — 1914. группе относятся уставы, инструкции, наставления и прочие руководящие документы1.

2.3) Опубликованные Всеподданнейшие доклады и отчеты по Военнол му министерству. Доклады относились к совершенно секретным документам и печатались в Типографии Главного штаба в количестве 40 экземпляровтираж отчетов был значительно больше (260 экземпляров). Необходимо отметить, что данные документы (в особенности обзоры деятельности Военного министерства и отчеты его Главных управлений) содержат большой статистический материал о состоянии профессиональной подготовки и образовательном уровне офицерства, однако использование его для сравнительного исследования показателей представляет определенные сложности, связанные с наличием в них ошибок вычисления. К указанной подгруппе примыкают также отчеты командующих войсками военных округов, генерал-инспекторов (по родам войск) о работе комиссийпроекты и перечни разнообразных мероприятий.

2.4) Официальные справочники (расписания сухопутных войск, списки офицеров и генералов по старшинству, военно-статистические ежегодники л армии и т. п.) дают представления о социальных характеристиках офицерского корпуса российской армии, учет которых необходим при анализе его морально-психологического состояния.

1 См., например: Инструкция для занятий с офицерами. СПб., 1882- Наставление для офицерских занятий. СПб., 1909; Устав строевой пехотной службы. СПб., 1900; Устав полевой службы. СПб., 1912 и др.

2 См.: Всеподданнейший доклад по Военному министерству (1906 — 1913гг). Б.м., Б.г.- Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за.(1905 — 1913).СПб., 1907 — 1915 и др.

3 См., например: Военно-статистический ежегодник армии за.(1910 — 1912гг). СПб., 1911 — 1914; Списки генералам по старшинству на.(1905 — 1914гг). СПб., 1905 — 1914 и др.

2.5) Тексты официальных выступлений императора Николая II, а также его переписка с главами других государств1. Несмотря на очевидную несостоятельность царя как полководца, демонстрация его личного вклада в укрепление армии была одним из важнейших компонентов официальной патриотической пропаганды. Так, в 1908 г. был опубликован послужной список императора, включавший в себя также выступление, тосты и многочисленные речи Николая II, обращенные к военнослужащим. Проведенный соискателем анализ данного источника показывает, что в нем запечатлелось свыше 200 различных знаков внимания, оказанных военным со дня вступления императора на Российский престол .

3. Труды крупных отечественных и зарубежных государственных, политических, военных, научных, общественных деятелей, содержащие как документально-фактическую, так и аналитическую информацию. Среди многочисленных источников данной группы особого внимания заслуживают работы военных историков и теоретиков конца XIX — начала XX столетия, изучавших проблему воспитания (в том числе и патриотического) военнослужащих: М. И. Драгомирова, Д. П. Парского, H.H. Головина3.

Во многих работах теоретиков царской армии содержатся ценные практические рекомендации, однако отсутствует цельная система взглядов на процесс формирования личности офицера (другой характерной чертой данных трудов является недооценка социальной детерминанты поведения военнослужащих). Среди видных деятелей русской школы военного воспитания, идеи которых были учтены при проведении военной реформы 1905 —.

1 См.: Переписка Вильгельма II с Николаем II. 1894 — 1914 гг. Пг.,.

2 См.: Полный послужной список Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича. Составлен по 15-е августа 1908 г. СПб., 1908. .С. 1−154.

3 См.: Головин H.H. Высшая военная школа. СПб., 1908; Драгомиров М. И. Избранные труды. Вопросы обучения и воспитания войск. М., 1956;

1912 гг., необходимо отметить М. Галкина, В. Герштенцвейга, В. Голосова, В. Райковского, Д. Трескина и других1.

Особо примечательна книга А. Гарлинского, в которой автор, несмотря на верноподданнические чувства, высказывает ряд критических мыслей относительно необходимости демократизации офицерского корпуса армии и ликвидации должностного протекционизма, способствующей, по его мнению, укреплению патриотических настроений в офицерской массе.

К важным источникам следует отнести также работы специалистов в области военной социологии и психологии, содержащие ценные сведения, характеризующие социальный статус и морально-психологическое состояние дореволюционного офицерства3.

Анализ источников данной группы позволил соискателю выявить определенные закономерности и тенденции в развитии отечественной системы патриотического воспитания.

4. Мемуарная литература в силу субъективизма и ретроспекции выполняет в основном восполнительную функцию, подтверждая или опровергая свидетельства других источников. Воспоминания видных военачальников,.

Парский Д. П. Что нужно нашей армии? Современное ее состояние и необходимые в ней реформы. СПб., 1908.

1 См.: Галкин М. С. Указ. соч.- Голосов В. Строевой офицер — воспитатель и учитель. М., 1909; Грулев М. Злобы дня нашей армии. Брест-Литовск, 1911; Макаров А. Н. Военно-педагогические наброски. Сборник статей. Думы после войны. СПб., 1907; Райковский В. Военное воспитание. М., 1908; Трескин Д. Н. Курс военно-прикладной педагогики: Дух реформы русского военного дела. Киев, 1909 и др.

2 Гарлинский А. Н. Армия и ее живая сила. СПб., 1911. Вып. 3.

3 См., например: Довбор-Мусницкий К. Очерк бывших и действующих законоположений о браках офицеров в России, Франции, Австрии и Пруссии. СПб., 1898- Изместьев П. И. Из области военной психологии. 2-е изд. Варшава, 1907; Клокачев В. Брак офицеров. Законоположения главнейших государств Запада. История развития и современное положение вопроса в России. Критический обзор. СПб., 1907; Маслов А. Н. Анализ нравственных сил бойца. СПб. 1906; Миллер Г. Моральное воспитание войск в Германии, государственных и общественных деятелей1 менее официозны и позволяют прояснить мотивы принятия важных государственных решений. В этом отношении большой интерес для сравнительного изучения представляют мемуары военных министров — А. Ф. Редигера и В. А. Сухомлинова: военно-историческая ценность указанных источников представляется диссертанту далеко не равнозначной, так как если воспоминания А. Ф. Редигера подробно и скрупулезно освещают значимые этапы русской военной истории, то В. А. Сухомлинов подбирает факты более тенденциозно, стараясь тем самым оправдать собственные ошибки, допущенные им во время пребывания во главе военного министерства. В отношении военно-патриотического воспитания мемуары А. Ф. Редигера также более ценны, поскольку позволяют определить соотношение замыслов и реалий, концепции укрепления войск и ее материального обеспечения.

5. Периодическая печать характеризуется следующими особенностями: актуальность, оперативность и краткость в подаче информационного материала, насыщенная фактография (предопределяющая, как правило, констатацию без должного анализа), принадлежность периодики к политическим.

России и Японии. М., 1908; Режепо П. Статистика генералов. СПб., 1903; Он же. Статистика полковников. СПб., 1905 и др.

1 См.: Брусилов A.A. Мои воспоминания. М., 1983; Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1993; Деникин А. И. Путь русского офицера. М., 1991; Иг-натьев A.A. Пятьдесят лет в строю. М., 1988; Куропаткин А. Н. Записки о русско-японской войне. Итоги войны. Берлин, 1909; Мартынов Е. И. Воспоминания о японской войне командира пехотного полка. Полоцк, 1910; Мгебров A.A. Воспоминания артиллерийского офицера. М., 1929; Поливанов A.A. Из воспоминаний и дневников по должности Военного министра и его помощника. 1907 — 1916 гг. М., 1924; Редигер А. Ф. История моей жизни. В 2-х т. М., 2002; Сухомлинов В. А. Воспоминания. Берлин, 1924; и др.

2 Диссертант проанализировал в компаративном ключе опубликованные в 1999 г. воспоминаний А. Ф. Редигера и рукописи мемуаров, хранящейся в РГВИА (ф.280, оп.1, д. 1−8), и пришёл к заключению следующего порядка: расхождения незначительны и связаны в основном с редакторской правкой, адаптирующей текст к особенностям современного языка. кругам или государственным органам, а также выполнение функции публикации официальных документов.

Наиболее злободневные, проблемные и интересные для настоящего диссертационного исследования материалы содержатся в таких периодических изданиях, как «Разведчик», «Русский инвалид», «Военный сборник» и «Братская помощь"1.

Статьи русских офицеров, критикующих армейские порядки, были в подавляющем большинстве проникнуты идеей патриотизма, осознания ответственности за судьбы армии и страны. Особенно ярко это проявилось в обсуждении итогов русско-японской войны: проведенный соискателем анализ позволяет заключить, что военная публицистика того периода никогда не опускалась до тотального критиканства или простой ретроспекциинаоборот, критика была в основном конструктивной, так как предложения офицеров по устранению существовавших недостатков носили конкретный характер (в этой связи следует заметить, что реализация этих мер не могла быть осуществлена в короткие сроки, а потому данные проекты носили скорее стратегический, нежели прагматический характер).

Отдельно в рассматриваемой группе стоит выделить публикации в «Вестнике военного (позже — Военного и морского) духовенства» (далее ВВД и ВВМД) о моральном состоянии офицерства, а также проблемные.

1 См.: Белявский И. Военное самообразование// Братская помощь. 1910. № 4- Войде К. По поводу вопроса о причине наших неудач в японской войне // Русский инвалид. 1905. 3 июляГершельман Ф. Распущенность в войсках // Воен.сб. 1908. № 3- Друцкой С. А. Воинская дисциплина и способы ее улучшения в русской армии // Разведчик. 1905. № 787- Зыков A.C. Дисциплина и инициатива // Разведчик. 1908. № 956- Петров А. Мирные привычки, вредные в бою // Русский инвалид. 1905. 1 июляПопов В. По вопросу о нашем генеральном штабе // Русский инвалид. 1905. 18—19 августаЭнгельман И. Г. Заметки по воспитанию личного состава флота // Мор. сб № 10 и др.

2 См., например: Запольский Е. О. О военных законах // ВВД. 1911. № 10. С.318- Н. Служение священника на войне (Из наблюдений участника русско-японской войны) // ВВМД. 1912. № 19. С.658−687- Религиозная тепло-хладность // ВВД. 1910. № 2. С.54−55 и др. статьи по вопросам укрепления офицерского корпуса и патриотического воспитания, опубликованные в печатном органе ГУВУЗ — «Педагогическом сборнике"1.

Выступления офицеров в прессе в значительной мере способствовали расширению и укреплению социальной базы власти, установлению своеобразной «обратной связи» руководства военного ведомства с командирами-строевиками.

Как показывает анализ, материалы периодической печати являются не только источником информации, но и своеобразным индикатором социального напряжения, демонстрирующим, какие темы в наибольшей степени волновали офицерство исследуемого исторического периода.

Актуальность темы

исследования в сочетании с ее масштабностью и недостаточной разработанностью в отечественной и зарубежной историографии позволяет утверждать: диссертация несет в себе научную новизну. В конкретном плане научная новизна проявляется в том, что в ней впервые: на базе современных научных достижений и точек зрения, всестороннего и комплексного анализа решается задача, имеющая, по мнению соискателя, существенное значение для развития исторической науки — деятельность властных структур и органов военного управления по патриотическому воспитания корпуса офицеров Российской армии (1890 — август 1914 гг.) — приводится теоретико-методологическое обоснование государственной концепции патриотического воспитания офицерского состава армии России;

1 См., например: Дельта. Праздные мысли старого педагога // Пед. сб. 1905. Кн.XI. С.450−469- Кн. XII С.544−554- С.П. несколько слов о наших кадетских корпусах // Пед. сб. 1903. № 7. С. 50−63- Тоз В. О. Из заметок офицера-воспитателя: О мотивах поступления на воспитательскую должность // Пед.сб. 1903. № 12. С.576−583 и др. раскрываются многие аспекты проблемы изучения структуры и содержания политики в сфере патриотического воспитания офицерских кадров армии: специфика последнего определяется влиянием таких важных факторов, как сословный состав, уровень образования, культуры и военно-профессиональной подготовки офицерских кадровна основе научных методов и достижений современной исторической науки, большого числа новых архивных материалов предоставляются результаты авторского анализа деятельности власти в сфере формирования патриотизма в среде армейских офицеров в условиях мирного (включая события революции 1905 — 1907 гг. и военной реформы 1905 — 1912 гг.) и военного (русско-японская война 1904 — 1905 гг.) времени, обобщается исторический опыт, извлекаются урокипо итогам исследования формулируются теоретические выводы и предлагаются научно-практические рекомендации, которые, как считает диссертант, важны для дальнейшего развития современной системы патриотического воспитания офицерского состава Вооруженных сил.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее научно-теоретические положения, обобщения, выводы и уроки способствуют формированию более полного представления о парадигме патриотического воспитания в видении властных структур России конца XIX — начала XX века, а также о деятельности государственных институтов по практической реализации данной концепции. В настоящее время имеется возможность творческого, эффективного и рационального использования позитивного исторического опыта1, который, несомненно, поможет сформировать у современных офицеров четкие представления о государственных ценностях,.

1 Более подробно см.: Актуальные вопросы российской военной истории. Материалы XXI Всероссийской заочной научной конференции. СПб., 2001; Духовное наследие российской армии: история и современность. Материалы научно-практической конференции 23 апреля 1998 г. М., 2000; Исзащиту которых они призваны обеспечивать, то есть способствовать формированию исторического сознания и совершенствованию системы морально-психологического обеспечения ВС РФ.

Во-первых, в диссертации затрагивается такая важная проблема, как необходимость соединения в современном патриотизме традиций, идей и ценностей, господствовавших на различных этапах российской истории, в том числе и в анализируемый период.

Во-вторых, анализ теоретических основ концепции патриотического воспитания офицерских кадров конца XIX— начала XX столетий может быть использован при выборе новой парадигмы представления патриотизма в теории и практике воспитательной работы, в наибольшей степени способствующей формированию личности воинов-патриотов XXI века.

В-третьих, исследование взаимосвязей между замыслами и реалиями воспитательной работы среди дореволюционного офицерства поможет решить острую проблему современности: вопрос взаимной адаптации системы государственного патриотического воспитания и воспитательной практики в ВС РФ, создания единого «воспитательного поля».

В-четвертых, внедрение проверенных временем методик воспитания в системе военно-профессиональной подготовки позволит существенно преобразить нравственный облик офицеров Вооруженных сил Российской Федерации, что, в свою очередь, будет способствовать формированию в обществе положительного образа профессионального воина — защитника Отечества.

В-пятых, патриотическое воспитание призвано заполнить тот духовный вакуум, который образовался в сознании россиян в результате резкой переоценки ценностей, произошедшей десять лет назад. Осознание причастности к великой военной истории в современных условиях борьбы с экстретория российской духовности. Материалы XXII Всероссийской заочной научной конференции. СПб., 2001 и др. мизмом и международным терроризмом может стать основой национальной идеи России.

Материалы диссертации можно использовать в образовательном процессе, в первую очередь в вузах Министерств обороны, юстиции и внутренних дел, в учебных курсах отечественной истории, истории отечественного государства и права, военной психологии и педагогики. Они также могут быть полезны и офицерам-практикам, выполняющим воспитательную работу с военнослужащими ВС РФ, а также сотрудникам других силовых структур.

Результаты, полученные диссертантом, позволяют определить новые перспективные направления в научно-исследовательской работеони могут найти применение также в учебно-воспитательном процессе и (в какой-то мере) использоваться и в области других общественных наук, в частности, в военной психологии и педагогике.

Выводы, обобщения, основные положения диссертации были опубликованы в научной брошюре1 и статьях, помещенных в научных изданиях2 (общий объем составил более 5 печ. л.).

1 См.: Симашенков П. Д. Деятельность органов власти в сфере патриотического воспитания офицерского корпуса армии России (1900 — август 1914 гг.). СПб., 2003 — 4 печ. л.

См.: Симашенков П. Д. Были ли патриотами офицеры, проигравшие русско-японскую войну? Размышления в жанре научно-исторического очерка // Вестник СЮИ МЮ РФ. № 1. Самара, 2002 — 0,4 печ.л.- Он же. Россия императорская: Деятельность Главного управления военно-учебных заведений в сфере патриотического воспитания учащихся юнкерских училищ в 1874 — 1910 гг. // Телескоп. Научный альманах № 1. Самара, 2002 — 0,5 печ. л.- Он же. Проблемы патриотического воспитания армейских офицеров в монографии П. А. Зайончковского «Самодержавие и русская армия на рубеже XIX — XX столетий» // Историко-археологические изыскания. Сборник трудов молодых ученых. Вып.5. Самара, 2002 — 0,3 печ. л.- Он же. Основные направления деятельности властных структур в сфере патриотического воспитания учащихся военно-учебных заведений (1900 — август 1914 гг.) // Учебный, воспитательный и научный процессы в вузе. Материалы российской научно-методической конференции (28 марта 2003 г.). Самара, 2003 — 0,3 печ.л.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

— результаты анализа концепции и государственной системы патриотического воспитания офицерского корпуса армии Российской империи (1890—август 1914 гг.) — обобщенный опыт деятельности властных структур и органов военного управления по формированию патриотизма в среде дореволюционного армейского офицерства (1890 — август 1914 гг.);

— авторские оценки по наиболее дискуссионным аспектам темы научной квалификационной работы;

— выводы, уроки, научно-практические рекомендации, которые, по мнению соискателя, могли бы содействовать совершенствованию накопления исторических знаний по проблеме, использования их в целях оптимизации процесса формирования исторического сознания офицерских кадров ВС РФ, а также повышению эффективности воспитательной работы с личным составом частей и подразделений.

Апробация исследования. Основные идеи диссертации были апробированы, получили положительную оценку научной общественности в государственных вузах. Результаты исследования обсуждались на кафедре Отечественной истории Самарского государственного педагогического университета. С материалами диссертации соискатель выступил перед профессорско-преподавательским составом Самарского юридического института Минюста России, на Российской научно-методической конференции «Учебный, воспитательный и научный процессы в вузе"1, а также на заседании заочного круглого стола «Молодые ученые: путь в науку"2.

1 Организатор — Самарский филиал Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права.

2 Организаторы — Департамент образования и науки Администрации Самарской области, Департамент образования и науки администрации г. Самары, Самарский государственный педагогический университет, Самарский юридический институт Министерства юстиции Российской Федерации, Са.

Структура диссертации логически обусловлена замыслом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, внутри которых имеются пять параграфов, и заключения. Справочный материал и фактические данные, доказывающие правильность и объективность сделанных соискателем выводов, содержатся в тексте работы и в приложениях к ней в виде примечаний, ссылок, выписок из документальных материалов и таблиц. Диссертация снабжена справкой об основных фигурирующих исторических персоналиях, а также списком сокращений (см. прил. 12).

Выводы по главе.

Проведенное диссертантом исследование проблемы, рассмотренной в данной главе, дает основание синтезировать ряд обобщений.

1. Если потеря социальной однородности, спровоцировавшая внутрикорпоративный конфликт ценностей и поколений, способствовала разрастанию кризиса нравов вширь, что рост индивидуализма в армейской среде углублял его. Следовательно, негативные тенденции в морально-психологическом состоянии армейского офицерства во многом вызваны недальновидной политикой государства, применявшего явно устаревшие методы комплектования и воспитательного воздействия в новых условиях формирования армии на основе всеобщей воинской повинности.

2. Патриотические идеалы уваровской триады, формально почитаемые дореволюционными офицерами, не играли в их повседневной жизни роль ведущих ценностных ориентиров. Тем не менее, верность присяге и воинскому долгу, культ офицерской чести и войскового товарищества по-прежнему занимали важное положение в системе нравственных ориентиров армейского офицерства. Важно подчеркнуть: наиболее незыблемым структурообразующим компонентом офицерского менталитета являлся монархизм, понимаемый как лояльность по отношению к «исторической власти». Значит, самодержавие воспринималось массовым офицерством как данность, не требующая осмысления (характерно, что именно такое «рефлекторное» мировоззрение призвана была обеспечить государственная политика в области военно-патриотического воспитания, в рамках которой отождествлялись понятия консерватизма и стабильности).

3. Обстановка духовного кризиса побудила властные структуры, озабоченные нарастающей в начале XX века динамикой кризиса нравов в среде офицерства, усовершенствовать концепцию нравственного воспитания, а решение задач нравственного воспитания оказывало, в свою очередь, соответствующее влияние и на патриотическое воспитание офицеров. Катализатором проводимой в период военной реформы модернизации системы воспитания стало шоковое поражение России в войне с Японией и события первой русской революции, в значительной степени поколебавшие авторитет царизма и изменившие социальный статус офицерства.

Правительство предпринимало шаги по реализации комплекса мер, направленных на материальное обеспечение проводимой военной реформы: в частности, весьма позитивное воспитательное воздействие имели изменения в кадровой политике (практика аттестаций и «чистки» престарелых офицеров, пересмотр условий прохождения службы воспитателями), а также частичное улучшение финансового положения военнослужащих.

Вместе с тем, недостатки финансирования и половинчатость мер по правовой и социальной защите офицеров привели в итоге к обострению конфликта ценностей. Этому во многом способствовала и практика компенсации просчетов в нравственно-идеологической подготовке политическим контролем над комплектованием офицерского корпуса (например, принцип экстерриториального прохождения службы для поляков, регулирование социального состава корпуса армейских офицеров, приоритетное назначение гвардейцев на вышестоящие должности и т. п.).

Несмотря на указанные недостатки, косметическое усовершенствование системы патриотического воспитания, проведенное самодержавием в мирное время, безусловно, положительно повлияло не только на сплочение офицерского корпуса на базе идей любви к Отечеству и монархизма, но и на рост верноподданнических настроений в обществе в целом: благодаря усилиям власти вектор патриотического воспитания приобрел милитаристскую направленность, что позволило частично повысить социальный статус офицерства.

4. Главнейшим фактором, определявшим проблемы патриотического воспитания в военное время (1904 — 1905 гг.), было резкое ухудшение морально-психологического состояния войск, вызванное многочисленными поражениями в сражениях. Следовательно, приоритетными направлениями деятельности военного командования в сфере воспитания были консолидация офицерского корпуса и повышение авторитета власти. В боевой обстановке выбор форм и средств воспитания был существенной ограничен, что и обусловило его характерные особенности в период русско-японской войны: в качестве главных средств власть определила воздействие на подчиненных силой личного примера в сочетании с жестким контролем за информацией с дальневосточного ТВД, обеспечиваемым цензурным аппаратом.

Таким образом, диссертант считает необходимым сделать вывод о том, что достижения властных структур в формировании патриотизма обеспечивались не столько несомненными успехами их деятельности, сколько продуманностью и комплексным характером концепции воспитания. Тем не менее, в деле ее практической реализации, осуществляемой устаревшими методами, основное внимание уделялось решению охранительных задач. Это порождало односторонность в деятельности по повышению эффективности и качества патриотического воспитания армейских офицеров.

В конечном итоге, политика консервативной стабилизации, проводимая царизмом в вооруженных силах, не реализовала в полной мере заложенный в концепции духовно-нравственного воспитания потенциал, и все же факты практически массовой гибели кадровых офицеров в Первую мировую войну свидетельствуют о том, что, несмотря на инертность системы, с большим трудом преодолевавшей центробежные тенденции в среде офицерского состава армии, самодержавию в начале XX столетия удалось сохранить офицерский корпус в качестве оплота правящего режима и поддержать высокий уровень верноподданнических настроений в войсках.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой