Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психофизическая коррекция морфофункциональных нарушений при детском церебральном параличе в условиях реабилитационного (фитнес) центра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гиподинамия пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье инвалида. Инвалиды в большей степени, чем здоровые лица, подвержены влиянию гиподинамии. Малоподвижный образ жизни инвалидов приводит к снижению функциональных возможностей, работоспособности и нарушению их регуляторных механизмоватрофическим и дегенеративным изменениям ОДАк уменьшению афферентации с ОДА, вследствие чего снижается… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Физиологические основы двигательной активности человека
    • 1. 2. Особенности двигательной активности детей с ДЦП
    • 1. 3. Общая характеристика адаптивной физической культуры
  • Глава II. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Анализ психолого-педагогической, медицинской литературы
      • 2. 2. 2. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 3. Педагогические наблюдения
      • 2. 2. 4. Антропометрия (соматометрия)
      • 2. 2. 5. Проба Ромберга
      • 2. 2. 6. Теппинг-тест
      • 2. 2. 7. Критическая частота световых мельканий (КЧСМ)
      • 2. 2. 8. Тонусометрия
      • 2. 2. 9. Миография
      • 2. 2. 10. Гониометрия
      • 2. 2. 11. Пневмотонометрический показатель
      • 2. 2. 12. Частота сердечных сокращений (ЧСС)
      • 2. 2. 13. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
      • 2. 2. 14. Частота дыхания (ЧД)
      • 2. 2. 15. Методы математической статистики
      • 2. 2. 16. Организация исследования
  • Глава III. Общая характеристика обследованных детей с ДЦП и комплексная методика физической реабилитации
    • 3. 1. Характеристика детей по возрасту, полу и формам ДЦП
    • 3. 2. Нетрадиционные средства в формировании локомоций у детей с ДЦП
    • 3. 3. Комплексная методика физической реабилитации детей с
  • ДЦП
  • Глава IV. Обсуждение результатов исследования
    • 4. 1. Гониометрия
    • 4. 2. Показатели кистевой динамометрии
    • 4. 3. Показатели теппинг-теста
    • 4. 4. Миография
    • 4. 5. Физическое развитие
    • 4. 6. Пневмотонометрия
    • 4. 7. Проба Ромберга
    • 4. 8. КЧСМ
    • 4. 9. Мышечный тонус
    • 4. 10. Кожная температура
  • Выводы

Психофизическая коррекция морфофункциональных нарушений при детском церебральном параличе в условиях реабилитационного (фитнес) центра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 10% населения Земли являются инвалидами.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема детской инвалидности. Наиболее распространенной формой считается детский церебральный паралич (ДЦП).

По данным ряда авторов (Бадалян JI.O., Журба Л. Г., 1980; Семенова К. А., 1976, 1999; Никитина М. Н., 1979; Stanley F.I. et. al., 1991;Riiconen R. et.al., 1989 и др.) частота заболеваний составляет от 1,8 до 9 на 1000 детского населения.

По данным ВОЗ 20−25% стационарных больных и до 40−45% амбулаторно-поликлинических больных (взрослых и детей) — инвалиды, которым требуется проведение постоянных комплексных реабилитационных медико-социальных мероприятий.

По данным научно-исследовательского института диагностики детей и подростков Российской академии образования (РАО) только 10% российских детей ведут здоровый образ жизни. Из-за снижения двигательной активности в сочетании с нерациональным питанием, экологией увеличивается число детей с различными заболеваниями ОДА.

Гиподинамия существенно влияет на нервно-психический статус, физическое развитие и состояние здоровья.

Дефицит двигательной активности для больных детским церебральным параличом является одной из важных и не в полной мере разрешенных в адаптивной, оздоровительной физкультуре, кинезиологии, восстановительной медицине, трудотерапии.

Инвалидность сопряжена с объективным уменьшением двигательной активности детей с ДЦП (табл. 1).

Таблица 1.

Гипокинезия и ее последствия (по Е. А. Коваленко, Н. Н. Гуровскому, 1980).

Гипокинезия.

Основные последствия Следующие за ними изменения.

Снижение силы мышц и работоспособности снижение синтеза АТФразобщение окисления и фосфориллирования снижение затрат энергии.

Снижение массы тела уменьшение массы мышц снижение метаболизма в мышцах.

Нарушение координации движений нарушение проприоцептивной чувствительности мышц уменьшение импульсации с проприорецепторов.

Снижение тонуса сосудов уменьшение массы миокарда детренированность сердечнососудистой системы.

Нарушение кальциево-фосфорного обмена в костях повышение выделения кальция с мочой нарушение прочности костей.

Нарушение многообразия афферентной импульсации нарушение трофической функции нервной системы снижение реактивности, астения.

Гиподинамия пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье инвалида. Инвалиды в большей степени, чем здоровые лица, подвержены влиянию гиподинамии. Малоподвижный образ жизни инвалидов приводит к снижению функциональных возможностей, работоспособности и нарушению их регуляторных механизмоватрофическим и дегенеративным изменениям ОДАк уменьшению афферентации с ОДА, вследствие чего снижается устойчивость и надежность координации двигательных актов, сила и тонус мышц, их выносливостьдететренированность мышц живота, которая ведет к нарушению осанкивозникают контрактуры суставов и гипертонус мышц.

Анализ специальной литературы показывает, что почти все дети и подростки с ДЦП характеризуются такими составляющими дезадаптации как высокая утомляемость, сниженный уровень интеллектуальной деятельности, адаптации к психическим и психоэмоциональным нагрузкам.

В этой связи становится актуальной проблема расширения двигательной активности и снижение негативного влияния гиподинамии на больного ДЦП.

Проблемой реабилитации детей и подростков в разных ее аспектах занимались К. А. Семенова (1976) — М. Н. Никитина (1979) — О. Л. Бадалян (1984) — Е. Н. Мастюкова (1985) — W.M.Phelps (1956) — K. Bobath, B. Bobath (1966) и др.

В последние десятилетия для расширения двигательного режима больных с ДЦП используются различные приспособления, вспомогательные средства, в частности костюмы (комбинезоны) «Адели», «Гравистат», бандажи, туторы, этапные гипсовые повязки и другие средства (Шенк Н.А., 1975; Семенова К. А., 1976, 1999; Перхурова И. С., Лузинова В. М., Сологубов Е. Г., 1996; Шамарин Т. Г., Белова Г. И., 1999 и.

ДР-).

Все приспособления ограничивают двигательную активность больного с ДЦП, снижают силовую нагрузку на скелетную мускулатуру, проприоцепивное раздражение и ведут к гипотрофии (атрофии) скелетной мускулатуры, формированию контрактур и другим морфофункциональным изменениям в тканях опорно-двигательного аппарата (ОДА). Выключение мускулатуры нижних конечностей из физической работы не способствует снижению негативного влияния гиподинамии, а напротив, приводит к мышечному дисбалансу, нарушению координации движений, бытовых двигательных навыков и др. В связи с эти нами предложен принципиально новый метод двигательной активизации детей с ДЦП с помощью с помощью функциональных лейкопластырных повязок (тейпов). Этот метод разработан и внедрен в практику реабилитации спортсменов высокой квалификации (Дубровский В.И., 1981, 1993,1994).

Тренировки в тейпах существенно увеличивают двигательную активность больных с ДЦП. Возникает возможность проводить тренировки в исходном положении стоя, в ходьбе, беге, и другой двигательной активности.

Однако, пока еще не решены такие вопросы, как количественная и качественная оценка процессов восстановления двигательных (локомоторных) функций, координации движений, бытовых навыков, с использованием нетрадиционных методов реабилитации в условиях реабилитационного (фитнес) центра.

В этой связи становится актуальной проблема расширения двигательной активности детей с ДЦП и выбор технологий, направленных на снижение негативного влияния гиподинамии на больного ДЦП.

Создание и апробация комплексной системы физической реабилитации детей с ДЦП в условиях реабилитационного (фитнес) центра является актуальной проблемой, решению которой и посвящена данная работа.

Цель исследования: разработка комплексной системы физической реабилитации детей с ДЦП, направленной на развитие физических качеств и коррекцию локомоторных (двигательных) нарушений, связанных с мышечным дисбалансом, гипертонусом, а также уменьшения негативного влияния гиподинамии.

Объект исследования: комплексная система реабилитации детей-инвалидов с моторно-двигательными нарушениями в условиях реабилитационного (фитнес) центра.

Предмет исследования: процесс физической реабилитации детей с ДЦП в реабилитационном центре, направленный на социально-бытовую, физическую адаптацию.

Гипотеза исследования состоит в том, что если разработать комплексную систему физической реабилитации, включающую локальную гипотермию, криомассаж, сегментарный и точечный массаж, тренировки на тренажерах с тепами для развития силы, выносливости, кардиореспираторной системы, упражнения в изометрическом режиме и на растягивание, то она окажет положительное влияние на рост, развитие, состояние здоровья и психофизиологический статус, физическую и умственную работоспособность детей с ДЦП и может быть использована в условиях реабилитационного (фитнес) центра и других специальных лечебно-коррекционных учреждениях.

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы физической реабилитации двигательных (локомоторных) нарушений у детей с ЦП;

2. выявить особенности реакции организма детей с ЦП на физические нагрузки и предложить информативные методы, адекватно отражающие динамику функционального состояния организма;

3. выявить особенности изменений в моторно-двигательной деятельности и на основе полученных данных разработать методы коррекции двигательных нарушений;

4. разработать комплексную программу реабилитации. Определить основные направления, формы и методы физической реабилитации при ДЦП в условиях реабилитационного (фитнес) центра;

5. выявление причин дезадаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам у детей с ДЦП;

6. проверить экспериментально эффективность предложенной методики по коррекции нарушенных локомоторных функций у детей с ЦП в условиях реабилитационного (фитнес) центра.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

— изучение и анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме, изучение и обобщение имеющихся данных по реабилитации детей с ДЦП;

— антропометрические измерения;

— теппинг-тест по И. В. Аулик (1977);

— проба Ромберга;

— критическая частота световых мельканий (КЧСМ) — аппарат ПИНР-3 М. Б. Забутого (1976);

— пневмотонометрический показатель (ПТП) по В. И. Дубровскому и И. И. Дерябину (1973);

— тонусометрия по В. И. Дубровскому и Дерябину (1973);

— гониометрия (Рис. 1.);

— термометрия — аппаратом ТПЗМ-1 (Рис.2);

— миография — электрокимографом;

— метод контрольных испытаний;

— медико-педагогический эксперимент;

— методы математической статистики.

Рис. 1. Объем движений (в градусах). Определение абсолютной и относительной длины конечностей.

А — в плечевом суставе: сгибание-разгибание, отведение-приведениеизмерение длины верхней конечности (а — длина верхней конечности от акромиального отростка лопатки до шиловидного отростка лучевой костиб — длина плеча от акромиального отростка до локтевого отростка или наружного надмыщелка плечевой костив — длина предплечья от локтевого отростка до шиловидного отростка локтевой кости) — Б — в локтевом суставе: сгибание-разгибаниеВ — в лучезапястном суставе: сгибание-разгибание, отведение-приведениеГротационные движения предплечья: супинацияпронацияД — в тазобедренном суставе: отведение-приведениеизмерение длины нижней конечности сантиметровой лентой (а — относительная длина нижней конечности от передневерхней ости подвздошной кости до внутренней лодыжки голениб — абсолютная длина бедра от большого вертела до суставной щели коленного суставав — длина голени от суставной щели коленного сустава до нижнего края наружной лодыжкиг — абсолютная длина нижней конечности от большого вертела до нижнего края наружной лодыжки) — Е — сгибание-разгибание в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Рис. 1 (продолжение).

Рис. 2. Топография кожной температуры.

Эксперимент проводился в реабилитационном центре г. Тайцун (Тайвань) и на базе общеобразовательной школы-интерната № 17 с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Москвы.

В медико-педагогическом эксперименте приняли участие дети-инвалиды с ДЦП в возрасте 8−12 лет с различными формами ДЦП. В экспериментальную группу (ЭГ) вошло 96 человек, а в контрольную группу «А» (КГА) — 26 человек и в контрольную группу «Б» (КГБ) вошли 32 юных спортсмена в возрасте 16−18 лет с травмами шеи, мышц плечевого сустава и верхней конечности, для решения вопроса о роли патогенеза в эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:

I этап (2000;2001) — поисково-подготовительный: изучение специальной литературы по теме диссертацииопределение цели и задач исследованияпостроение гипотезыподбор методов исследования и формирование комплексной системы реабилитации детей с ЦП.

II этап (2002;2003) — теоретико-формирующий: определились теоретико-методологические основы исследованияформирующий эксперимент, который проводился на базе реабилитационного центра г. Тайцун (Тайвань) и школе-интернате № 17 (г. Москва). Формирующий эксперимент включал коррекционно-физическую реабилитацию по развитию силы, выносливости, координации движений и коррекции двигательных (локомоторных) нарушений. Велся поэтапный анализ полученных результатов исследований.

III этап (2004;2005) — экспериментально-аналитический: обработка результатов экспериментального исследования. Внесение коррективов в контрольный экспериментвнедрение положительных результатов исследований в практикунаписание статей и публикация материалов, диссертации.

Научная новизна исследования. Впервые проведено изучение особенностей возникновения мышечного дисбаланса, контрактур ОДА и нарушения координации движений у детей с ДЦП и на основе полученных данных разработана комплексная программа физической реабилитации.

Впервые для расширения двигательной деятельности применен тейпинг в комплексной системе реабилитации больных ДЦП. Получены новые данные об эффективности комплексной программы реабилитации. Научно обоснована методика тейпинга, локальной гипотермии, рецептивно-релаксационного массажа и специальных коррекционных упражнений.

Разработанная программа позволяет ликвидировать негативное влияние гиподинамии, улучшить функциональное состояние и здоровье детей-инвалидов с ДЦП, ускорить адаптацию к физическим нагрузкам. Впервые выявлено негативное влияние гиподинамии на функциональное состояние, морфофункциональные изменения в тканях ОДА и разработана методика коррекции нарушенных функций.

Теоретическая значимость: выявлены и экспериментально обоснованы условия эффективности физической реабилитации и коррекции локомоторных нарушенийразработаны общие основы физической реабилитации детей с ЦП в реабилитационном (фитнес) центре с тейпами.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определены основные принципы, направление, содержание и приемы в физической реабилитации детей с ЦП и коррекции двигательных нарушений, выявлена эффективность комплексной физической реабилитации двигательных нарушений и улучшения координации движений, подвижности в суставах, здоровья, психоэмоционального состояния, умственной и физической работоспособности. Разработаны и апробированы учебно-методические комплексы, спецкурс «Основы физической реабилитации и закаливания детей с ослабленным здоровьем», эти разработки нашли применение в профессиональном образовании социальных педагогов по физкультуре, а также данный практический материал может быть использован в лекционных курсах повышения квалификации специалистов, учителей и методистов леченой физкультуры, работающих в реабилитационных (фитнес) центрах, поликлиниках, больницах и в спецшколах для детей с заболеваниями ОДА.

Основные положения, вынесенные на защиту:

1. Изучение механизмов влияния гиподинамии на функциональное состояние и здоровье детей и методы повышения двигательной активности детей с ДЦП 8−12 лет в условиях реабилитационного (фитнес) центра.

2. Методика организации, разработка и проведение комплексной системы реабилитации детей с ДЦП с использованием тейпов, локальной гипотермии, рецептивно-релаксационного массажа и специальных коррекционных упражнений, тренажеров.

3. Комплексная оценка влияния реабилитационного комплекса на здоровье и морфофункциональное состояние детей с ДЦП.

4. Медико-педагогический контроль за адаптацией детей с ДЦП к физическим и психоэмоциональным нагрузкам и коррекция регуляторных механизмов специальными комплексами, сегментарно-рефлекторным и криомассажем.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологическим подходом, опорой на достаточно большое количество научных исследований, соответствующих методов получения данных и их обработкой, привлечение достаточного количества испытуемыхэкспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций и их положительной оценкойапробацией основных положений работы в специальных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертации докладывались на «Ежегодных научно-практических конференциях факультета физической культуры» и на научных конференциях кафедры «Основы физической культуры» Mill Урезультаты исследований внедрены в учебный процесс факультета физической культурыматериал использовался в курсе лекций и семинарских занятий по ЛФК, массажа, реабилитации, биомеханике.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.

1. Проведенный анализ научно-методической литературы и практический опыт проведения физической реабилитации у детей с ДЦП показал, что это длительный процесс, организационно-методические основы которого еще недостаточно разработаны. Существующие методы периодизации восстановления двигательных нарушений не позволяют эффективно восстанавливать нарушенные функции ОДА из-за их кратковременности, нерациональности подбора средств физической реабилитации, их дозировании, и малым процентом выполнения упражнений в исходном положении стоя, особенно такого упражнения как ходьба, бег и др.

2. Программа физической реабилитации была разработана с учётом форм ДЦП, физической подготовленности, здоровья и адаптации инвалидов к физическим нагрузкам, и учёта влияния гипокинезии (гиподинамии) на состояние здоровья детей с ЦП. Программа физической реабилитации состояла из 4-х этапов. Тренировки в экспериментальной группе проходили с тейпами, особенно если тренировки проводились на тредбане, и в движении. На каждом этапе в программу вносились коррективы с учетом функционального состояния и двигательной активности, так на 3-м этапе реабилитации большое внимание уделено упражнениям, развивающих силу и выносливость, а на 4-м этапе большое внимание уделялось нормализации координации движений, бытовых навыков и психоэмоционального состояния.

3. Разработанная система реабилитации с тейпами позволяет в кратчайший срок ликвидировать влияние гиподинамии на здоровье детей с ЦП и улучшить показатели кардиореспираторной системы, координации движений, силы и выносливости. Тренировка с тейпами опорной функции ускоряет адаптацию к физическим нагрузкам, улучшаются показатели кардиореспираторной системы (р < 0,05).

4. Сравнительный анализ антропометрических показателей у больных ДЦП и здоровых показал, что масса тела у больных ДЦП снижена на 1,8 ± 0,1 кг, кистевая динамометрия — на 2,1 ±0,2 кг, жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) — на 300мл. В динамике в экспериментальной группе наблюдается тенденция к их увеличению (р < 0,05).

5.Анализ биомеханических показателей ходьбы на тредбане выявил асимметрию движений ног и зависимость её от темпа ходьбы инвалида и здорового ребенка. Ходьба в тейпах, с предварительным проведением точечного и криомассажа крупных мышц нижних конечностей, улучшало структуру ходьбы, уменьшало асимметрию. Так, снижается продолжительность опоры с 0,9 с до 0,4 с, увеличивается длина шага на 6,1 ±0,2 см (р< 0,05).

6. В результате проведенного курса физической реабилитации улучшилась координация движений. Так, показатель устойчивости в пробе Ромберга увеличился на 3,4±0,4 сек, КЧСМ снизился на 2,2±0,1 Гц, пневмотонометрический показатель (ПТП) увеличился на 20,0±2,1 мм.рт.ст. (на выдохе), тонус икроножной мышцы снизился на 5,7±0,02 (контрактильный) и на 3,6±0,2 (пластический) миотон, уменьшился тремор верхних конечностей, увеличилась подвижность в плечевом, локтевом, коленном и голеностопном суставах соответственно на 26%, 24%, 31%, 28% (р< 0,05).

7. Исследования показали, что программа по физической реабилитации способствует снижению фактора гипокинезии. Так, ЧСС в покое снизилась на 22,5±1,8 уд./мин, а ЖЕЛ увеличилась на 300,0±2,8 мл, увеличилась работоспособность по степ-тесту на 16% (р<0,05) и умственная работоспособность по теппинг-тесту — на 22% (р < 0,05).

Практические рекомендации.

1. Использование тейпов перед тренировкой на тредбане или ходьбе способствует уменьшению негативного влияния гиподинамии на кардиореспираторную систему детей с церебральным параличом.

2. Применение реабилитационного комплекса в условиях реабилитационного (фитнес) центра с учетом биомеханики движений, нарушенной моторики способствует восстановлению локомоторных процессов у детей с ДЦП и совершенствует координацию движений.

3. При применении комплексной системы физической реабилитации в условиях реабилитационного центра необходимо учитывать форму ДЦП, двигательную активность и исходное положение. Тейпы позволяют проводить тренировки в исходном положении стоя, что ускоряет процессы ликвидации последствий гиподинамии, нормализации походки, двигательных действий.

4. Перед наложением тейпов проводится точечный массаж по меридианам нижних конечностей и упражнения на растягивание. При гипертонусе мышц нижних конечностей после занятий применяем локальный криомассаж или холодовые аппликации.

5. При выраженном ограничении движений в суставах (контрактурах), болях тейпы не применяются.

6. Применение тейпов на первом этапе физической реабилитации способствует совершенствованию структуры ходьбы и бытовых навыков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.O. Невропатология. М., 2000.
  2. Л.О., Журба JI.T., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. Киев: Здоров’я, 1988. — 328.
  3. JI.O., Скворцов И. А. Клиническая электронейромиография. -М.: Медицина, 1986. 368 с.
  4. В.К. Физкультура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988. 208 с.
  5. М.М. Спорт инвалидов в Канаде // Теория и практика физкультуры. 1994. — № 5−6. — С. 40−41.
  6. М.М. Социально-педагогические аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов за рубежом: Авореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — 26 с.
  7. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. — JL: Наука. 1980. -208 с.
  8. Ю.А., Ткаченко B.C., Клушина Н. П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.-316 с.
  9. С.А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. JL: Медицина, 1971. -248 с.
  10. Бреславец Марина Александровна. Коррекция речедвигательных нарушений у заикающихся детей 2−4 лет. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — 1995.-22 с.
  11. Д. Реабилитация детей-инвалидов. Пер. с англ. М.: «Филантроп», 1995.
  12. В.А. Гониометрия человеческого тела. -М.: Медицина, 1977.-220 с.
  13. Н.Э. Реабилитация детей с ДЦП. М.: Медицина, 1980. -240 с.
  14. С.Г., Левандовский В. В., Перфилов A.M., Юнкеров В. И. Пакет прикладных программ «Statraphiecs» на персональном компьютере. — СПб., 1992.-104 с
  15. Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2000. — 224 с. 28. Гусева Н. К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. — Н.-Новгород.: Издательство НГМА, 1999. -504 с.
  16. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992.
  17. Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский Спорт, 2000. -156 с.
  18. М. Совершенствование структуры физической подготовки футболистов с целью предупреждения травматизма: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 24 с.
  19. А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. — М.: Советский Спорт, 1991. — 32 с.
  20. А.А. Физическая культура в специальном образовании. М.: Академия, 2002. — 176 с.
  21. Г. В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями ОДА на основе иппотерапии: Дисс. канд. наук. -М., 1996. -144 с.
  22. В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Владос, 2003.-510 с.
  23. В.И. Лечебная физическая культура. М.: Владос, 2004. -624 с.
  24. В.И. Лечебный массаж. М.: Владос, 2005. — 464 с. 38. Дубровский В. И. Спортивная медицина. — М.: Владос, 2005, — 528 с.
  25. В.И., Дубровская А. В. Восточный массаж. -М.: Мартин, 2002.-142 с.
  26. В.И., Федорова В. Н. Биомеханика. М.: Владос, 2003. -670 с.
  27. С.П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры. — М.: Советский Спорт, 2000.-150 с.
  28. Я. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1994.-55 с.
  29. JI.P., Мельничук П. В. Центральные механизмы афферентации у человека. М.: Медицина, 1985. — 272 с.
  30. JI.P., Рынкин М. А. Функциональная диагностика нервных болезней. Рук-во для врачей. М.: Медицина, 1991. — 670 с. 51. Иванова М. П. Корковые механизмы произвольных движений у человека. — М.: Наука, 1991. — 190 с.
  31. М.Ф. Движение человеческого тела (Анатомические очерки). М.: Физкультура и спорт, 1938. — 264 с.
  32. Изучение особенностей интеграции инвалидов / Под общей ред. Н. В, Шабалиной. М.: ЦИЭТИН, 1991. 182 с.
  33. Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Выша школа, 1987. — 272 с.
  34. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 2001.-214 с.
  35. В.А. Двигательные нарушения и сопутствующие синдромы у детей с церебральными параличами, их коррекция и профилактика в условиях ортопедического стационара. Автореф. дисс. докт. мед. наук. -Санкт-Петербург, 1993. 74 с.
  36. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Наука, 1973. 142 с.
  37. И. Клинические методы исследования в детской неврологии. -М.: Медицина, 1987. 160 с.
  38. П.О. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков. Новосибирск, 1996. — 37 с.
  39. П.О. Нейродинамика человека. Возбудимость, лабильность и адекватность внутренних анализаторов. — М., 1956. 214 с.
  40. Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М.:Советский Спорт, 2002.- 136 с.
  41. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.с.
  42. Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии.
  43. М.Р., Белытоков В. И., Болотов М. Ф. и соавт. Проприоцепция как регулятор вегетативных функций // XI съезд Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. докл. — Л., 1970.-Т. 2.-С. 180.
  44. В.Т. Биомеханическая стимуляция: явь и надежды. Минск: Полымя, 1986.-95 с.
  45. М.М. Выход есть всегда! М., Физкультура и спорт, 1992. -112 с.
  46. М.Н. Детский церебральный паралич. М., Медицина, 1979.-118с.
  47. Т.С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг. СПб., 2002. ~ 86 с.
  48. И. Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1996. -22 с.
  49. Г. Д. Диагностические тесты в неврологии. Пер. с англ., М.: Медицина, 1994. 300 с.
  50. В. Основы методов тренировки гибкости // Учение о тренировке / Под ред. Д. Харре. М., 1971. — с. 203—210.
  51. А. А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. -СПб., 2001.-166 с.
  52. А.А., Лукина Г. Г. Фитбол гимнастика в дошкольном возрасте. — СПб., 1999.--JSOc.
  53. К. Основы реабилитологии. Пер. с нем. М.: Б.н., 1980. — 116 с. 81. Родионова Ю. Н. Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЦП на логопедических занятия. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: 2005.-22 с.
  54. Руководство по протезированию и ортезированию / Под ред. А. Н. Кейера, А. В. Рожкова. СПб., 1999.460 с.
  55. Ю.И., Венгер Т. Ф. Здоровый ребенок. Физиологическиепараметры детского возраста. Красноярск, 1998. --/<96 с.
  56. К.А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968.-315с.
  57. К.А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. — М.: Медицина, 1979.
  58. К.А., Шторенберг А. Е., Польских В. В., 1986. Патогенетическая восстановительная терапия ДЦП. — К.: Здоровье, 1986. — 189с.
  59. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в отногенезе. М., 1985.
  60. O.K. К вопросу о патогенезе развития контрактур и деформаций нижних конечностей при детском церебральном параличе и методика их консервативного лечения. Дисс. канд. мед. наук. — М., 1976.
  61. Т.И. Организация этапно-преемственной терапии в ранней стадии детского церебрального паралича: Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М.: 1989.-19 с.
  62. И.М. Рефлексы головного мозга. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.-100 с.
  63. И.Б. Физические упражнения и сердечно-сосудистая система. М., «Высшая школа», 1974.
  64. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский Спорт, 2003. — 464 с.
  65. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. М., 1988. 103. Титова Оксана Владимировна. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями ДЦП. Автореф. канд. пед. наук. — М.: 2002. — 22 с.
  66. Токарева Наталья Георгиевна. Формирование текстового сообщения у младших школьников с церебральным параличом. Автореф. канд. пед. наук. -М.: 2002.-22 с.
  67. Дж. Г., Симоне Д. Г. Миофасциальные боли. В 2 томах. Пер. с англ. М.: Медицина, 1989. 606 с.
  68. С.Б. Социальная интеграция инвалидов-опорников. СПб., 2000.--180 с.
  69. Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
  70. Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996. 111. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.
  71. , Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / Л. В. Шапкова. — С-Пб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. 45 с.
  72. , А.А. Использование тренажеров в оздоровительных целях / А. А. Шеможенко, С. А. Душанин. — Киев: Здоровья, 1984. — 136 с.
  73. Н.А. Лечебное протезирование в ортопедии. М., Медицина, -1975. С. 105—116.
  74. JI.M., Мамайчук. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., Владос, 2004. — 368 с. 119. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг. — СПб: Издательство «Речь», 2003. — 192 с.
  75. Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2003. 112 с.
  76. X., Илли У., Кунц X. Стретчинг и динамический силовой тренинг. Нью-Йорк: Георг Тиме, 1988. — 80 с.
  77. Штана Юрий Александрович. Моторика физического воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (заикание). Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: 1982.-20 с.
  78. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. Новосибирск, 1989.- <96 с.
  79. JI.M., Иванова Е. С., Данилова JI.A., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.-86с. 125. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  80. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М: Советская энциклопедия. 1984. 548 с.
  81. Энциклопедия детского невролога / Под ред. Г. Г. Шанко. Минск, 1993.-560 с.
  82. , Т.П. Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов / Т. П. Юшкевич. Минск: Полымя, 1987. — 78 с.
  83. Armer, L. Balansing apparatus / L. Armer. Pat. 4 131 271 USA, 1980. P. 16−18.
  84. Blume, D.D. Einiqe aktuelle Probleme des Diaqnostizierens Koordinativer motozischen Test / D.D. Blume I I Theorie und Praxis des Korperkultur. 1984. — № 2. — P. 122−124.
  85. Corvonen, M. Sport and longevity / Jornal Advances in cardiology/ M. Corvonen. 1976. — vol. 179. — P. 243−248.
  86. Decker, J. A/ (1987)/ A social process: Integrating people with disabilities into community recreation / J. A. Decker // Journal of Physical Education, Recreation & Dance< 58(4). P. 50−53.
  87. Salzman, N. Body coordination training aid/N. Salzman, E. Willner. Pat. 4 392 830 USA Pabl. 12.07.83. P. 30−31.
  88. Total Health at the Computer / M. Sussman, E. Loewenstein, H. Sann. -New York, 1993. 96 p.
  89. , P. С/ (1984). Social stigma and community recreation participation by the mentally and physically handicapped / P.C. West // Therapeutic Recreation Journal, 18. -P. 40−49.
  90. Abeng G. Circuit training // The next step in fitness. San Diego. -1989. -P. 9.
  91. Anderson N. Sweat systems basic training manual. Minneapoles, 1990. -46 p.
  92. Blum В., Wolirenmuller F. Stretching. Berlin: Sport-verlag, 1988. -141 s.
  93. Bressler B.H., Clinch H.J. Flexibility // Physiology. -1974. V. 237. — № 3.-P. 477−504.
  94. Buchthal F.A., Kaiser E. The reology of the cross-straited muscle fibre with particular reference to isotonic conditions // Dan. Biol. Med. 195 l.-Vo&21. -P. 1−318.
  95. Bobath K., Bobath B. The facilitation of normal posturae reactions and movement in the Treatment of cerebral palgy // Physiotherapy/ — 1964/ Vol. 50.-P. 246.
  96. Phelps W.H. The role of physical therapy in cerebral palsy. — London, 1958.-P. 251−261.
  97. Carter M. Helping yourself with foot reflexology. New York: Parker publishing company, 1969. -112 p.
  98. Cherote MX., Ganguly S.K. Effects of nine-week yogic programme on same aspects of physical fitness of physically conditioned young males // Indian J. Med. Sci. 1979. — V.33/10. — P. 258−263.
  99. Gelder V.N. Aerobic dance exercise instructor manual. — San Diego, California, 1990.-383 p.
  100. Gundlach U. Das Training mit Kindern im Aeter von sechs bis zehn Jahren // Geratturen unter Leitung von prof. Dr. G. Borrmann. Berlin, 1974. — S. 351−352.
  101. Hartmann J., Teunennmann H. Moderness krafttraining. Berlin: Sport-verlag, 1989.-335 s.
  102. Hill A.V. Proceed // Roy. Soc. B. -1949. V. 136. — P. 399−420. 159. Huxley A.F. Flexibility // Prog. Biophys. -1957. — V. 7. — P. 255−318. 160. Jewel B.R., Wilkie D.R. Flexibility // Physiology. — 1958. — V. 143. — P. 515−540.
  103. Johnson S. Muscle balance // Sweat systems basic training manual. -Minneapoles, 1990. -P.46.
  104. Kos B. Metodica Mereni rozsohu pohybu v kloubech pomoco kapalinoveho gravitachiho goniometry // Teorie a praxe telesne vychovy. -1965. -№ 10.-S. 450−454.
  105. Kos B. Vrajamny pomer aktivnich svihovych a pasivnich cvikuve specialnim treninku ramemem na rorvoj kloubni pohyblivosti // Sbrnik vedecke rady UV CSTV. — Praha, 1965.-S. 121−123.
  106. Kraft R.E. Misconceptions of children’s physical abilities // Acher National Journal. -1988.-V0&122. -P. 10−12.
  107. Moreau J.P. Le stretching vous la gymnastique de l’instinct. Paris: Sand et Tchou. -1982. -158 p.
  108. Moreau J.P. Stretching // Education physique et sport. -1984.-V0& 187. -P. 5−9.
  109. Nagarathna R., Nagendra H.K. Yoga for bronchial asthma: A controlled study // Br. Med. J. (Clin. res.). -1985. V. 291, № 6502. — P. 1077. Nordemar R. HJALP DIN RYGG. — Bonnierfakta. 1988. — 144 p.
  110. O’Connel E.R. The effect of slow stretching on flexibility. Backerfield, California, 1960.-P. 24−26.
  111. Perturon E. La contraction musculaire dans le mouvement volontaire maximal // These Doctoral d’Etat, Universite des Sciences et Techniques de Lille, 1972.-208 p.
  112. Pollock M., Willmore J.H., Fox CM. Exercise in health and disease. -Philadelphia: W.B. Saunders, 1984. 68 p.
  113. Rack P.M.H., Westbury D.R.J. Muscle function // Physiology. -1974. V. 240.-P. 331−350.
  114. Reid E. Ph. D. Best warm-up and cool-down stretches // Shape. 1987. -December,-P. 55−59.
  115. Roberts W.J., Rosental N.P., Terzuolo C.AJ. Flexibility // Neurophysiol. -1971.-V. 34.-P. 620−634.
  116. Rosenweig S. Sportfitness for Women. New York: Harper and Row publishers, 1982.-77 p.
  117. Smithe E. How flexible should you be? // Women’s Sports Fitness.-1987. September. — P. 12.
  118. Solveborn S. Le Stretching du Sportfit, entrainment et la mobilite musculaire. Chirton, 1983. — 127 p.
  119. Soo C. The Chinese art of Kai men. London — New York: Gordon Gremonesi, 1977. — 113 p.
  120. Vries de H.A. Evaluation of static stretching procedures for improvement of flexibility // The Res. Quarterly. -1962. V. 33, — P. 222−229. 188. Viviani P., Terzuolo C.A.J. Flexibility// Cybernetic. — 1973. — Bd. 14, № l.-P. 35−62.
  121. Westcott W.L. Beginning strength training workshop // The next step in fitness. San Diego, 1989. — P. 141−142.
  122. Westcott W.L. Strength fitness: Physiological principles and training techniques (2th ed.). Dubuque, Lowa: Wm. C. Brown, 1987. — 58 p.
  123. Общеразвивающие упражнения для детей 8−12 лет
  124. Упражнения на координацию движений и равновесия
  125. Упражнения для развития силы1. АКТвнедрения результатов научных исследований в практику
  126. В результате внедрения научных исследований студенты повысили уровень знаний.
  127. Зав. кафедрой спортивных дисцип и методики их преподавания д.п.н1. Аспирант1. Степанова О.П.1. Хуан Цзин-Хо
Заполнить форму текущей работой