Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ставропольский опыт использования ученических бригад и его творческое освоение в других регионах СССР: 1923-1991 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная и практическая ценность исследования. Исследование обогащает исторические сведения о стране во взятые годы, взятом аспекте. Оно расширяет и уточняет сведения, касающиеся функционирования и развития сферы просвещения в плане трудового воспитания учащихся, предоставления им возможности проверить себя в живом трудовом процессе. Показаны сильная и слабая стороны группового производительного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ И БРИГАД В 1923 — 1980-Х ГГ
    • 1. 1. Подступы к широкомасштабному использованию в стране ученических звеньев и бригад (1923 — 1953-х гг.)
    • 1. 2. Формирование ученических бригад в Ставропольском крае с 1954 г
    • 1. 3. Распространение и обогащение ставропольского опыта в стране в 1966 — 1980 гг
  • Глава II. РАБОТА УЧЕНИЧЕСКИХ БРИГАД В 1981 — 1991 гг
    • II. 1. Расширение специализации ученических звеньев и бригад в XI пятилетке (1981 -1985 гг.)
    • 11. 2. Работа ученических бригад в период перестройки
  • 1986- 1991 гг.)

Ставропольский опыт использования ученических бригад и его творческое освоение в других регионах СССР: 1923-1991 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происшедшая в стране и не закончившаяся по начальному замыслу перестройка (1985 — 1991 гг.) и далее прошедшая следом за ней и почти непредвиденная по принесенным новшествам трансформация (с 1992 г.) задали историкам проблему соотнесения прошлой истории, ее оперативных изложений с новыми ценностями, пришедшими реалиями. Трудно определить, что из бывшего не попадает в этот процесс. Не составляет исключения постановка школьного образования и сопряженного с ним трудового воспитания. Если до начала перестройки трудовое воспитание школьников осуществлялось под бдительным взором правящей партии, если к этому делу был подключен комсомол, если с помощью учащихся покрывалась нехватка кадров в производстве, ослаблялась тяжесть продовольственной проблемы, то ныне ученические бригады, сохранившиеся в селах, предоставлены себе, в состоянии действовать только на основе имеющихся в их собственности средств, в режиме свободных, договорных отношений с благосклонными хозяйствами.

Сложившаяся годами система профессиональной ориентации и подготовки учащихся к труду, соучастия их в работе профессиональных трудовых коллективов сильно изменилась, потеряв многое из того, что было обусловлено общественной формой собственности, однопартийностью страны, приоритетом социальных отношений перед экономическими.

В наши дни у проблемы трудового воспитания учащихся другая политическая и социально-экономическая ситуация. Оказались влиятельными многопартийность, рыночная экономика, предпринимательство, индивидуальный вариант труда в селе. Но нечто все же сохранилось, смогло приспособиться к новым условиям, выжить.

Что обесценилось, а что удержалось, выяснять историкам. Нынешним историкам ясно, что обществу следует максимально выигрышно использовать советский опыт постановки трудового воспитания школьников, полагаясь не на непосредственную отдачу этого дела в текущее время, а отдачу несколько позднюю, когда подростки по настоящему станут в строй работающих, начнут относиться к учебе как к увлечению молодости. Этим ученым приходится давать указанному прошлому опыту объективную, непредвзятую, неидеологизи-рованную оценку с полным сознанием того, что наличие в обществе разных имущественно-социальных групп поддерживает разные идеологии, которые норовят влиять на научно-познавательный процесс в свою пользу.

Научно-исследовательская поддержка положительных сторон прошлого опыта актуальна, но к нему следует подходить как можно многосторонней, не ограничиваться учетом изобилия общих и специальных партийных и комсомольских решений. Следует четче разграничивать учебный, воспитательный, идеологический, экономический, организационный, управленческий, моральный и юридический аспекты. Важно знать изменения, которые происходили в системе постановки трудового воспитания школьников от пятилетки к пятилетке, от одного состава партийных и комсомольских руководителей к другому, в процессе актуализации хозрасчетных отношений, утверждения бригадного подряда, усиления экономической самостоятельности учебнопроизводственных бригад, звеньев, комбинатов. Не за рамками интересов подход к арендной форме использования земли, получение опытных полей, земельных наделов.

Такая историческая работа актуальна для нынешней практики школьного обучения и сельско-хозяйственного производства, если не добавлять возмоные интересы средних и крупных промышленных предприятий. Она важна для педагогики, управленческих наук по кадрам, подготовки нового поколения работников, отбор их и использование.

Степень научной разработанности темы. В истории научной разработки проблематики трудового воспитания школьников без труда просматриваются советский и постсоветский этапы, связанные с действием разных экономических отношений, систем ценностей, политики. В свою очередь советский этап условно делим 1980;м годом, после которого стали складываться более эффективные экономические методы.

Но еще следует обособить теоретико-научные исследования и исторические. Они заработали не одновременно. Исторические исследования, если не отстали от теоретических, были сосредоточены на значимости партийного руководства в этом деле, соучастии в нем комсомола. Ученические бригады зачастую преподносились как одно из направлений деятельности той молодежной организации. С обоснованием важности сочетания учебного процесса с трудовыми занятиями выступили И. М. Косоножкин [1] и П. П. Блонский [2]. Ю. П. Аверичев [3] привлек внимание к организационному аспекту деятельности бригад, по которому шли поиски лучших вариантов. Пользу учебного процесса от соединения его с трудом обосновали А. А. Васильев [4] и Гореславский.

С.Щ5]. Но параллельно с этим по проверенной методике E.H. Пастухов [6], Н. В. Трущенко [7], В. К. Криворученко [8] и А. И. Беляева [9] показали значимость в этом деле партийного руководства. Ту же работу по комсомолу осуществили В.А.Сулемов[10] и З. Г. Новожилова [11]. В их работах историческое рассмотрение действий и событий момент, но касающийся как партийно-государственной истории, так и истории идеологических взглядов.

После 1980 г. начатые направления исследований продолжились, чему способствовал размах движения бригад. Организационный аспект у А.Ф. Кти-торова [12], С. Я. Батышева [13], Д. Е. Аксенова [14]. Партийный — у В. У. Кожевникова [15], комсомольский — у Т. В. Душиной [16]. Число охватываемых аспек.

1. Косоножкин И. М. Готовить школьников к труду в социалистическом производстве // Советская педагогика. -1960. — № 8. — С. 3 — 10.

2. Блонский П. П. О школе с сельскохозяйственным уклоном // Избранные педагогические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 316 — 318.

3. Аверичев Ю. П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. (Из опыта работы). — М.: Педагогика, 1976. — 30 с.

4. Васильев A.A. О трудовом становлении молодежи // Школа и производство. — 1977. — № 12.-С. 3−6.

5. Гореславский С. И. Ученическая бригада в системе трудового обучения // Народное образование. — 1979. — № 4. — С. 64 — 68.

6. Пастухов E.H. Партийное руководство — источник силы и творческой активности Ленинского комсомола. — М., 1978.

7. Трущенко Н. В. Источник силы: Партия — организатор и руководитель комсомола. — М., 1973.

8. Криворученко В. К. Творческий вклад КПСС в развитие ленинского учения о молодежи и комсомоле в условиях развитого социализма. — М., 1975.

9. Беляева А. И. КПСС о трудовом воспитании // Школа и производство. — 1978. — № 12. — С. 3 -8.

10. Сулемов В. А. Ленинский комсомол — надежный помощник и боевой резерв КПСС. — М., 1977.

11. Новожилова З. Г. Комсомольские организации и трудовое воспитание и обучение молодежи в учебно-производственных комбинатах // Школа и учебно-производственный комбинат. -М., 1980.

12. Ктиторов А. Ф. Организация производительного труда учащихся в УПК: (Книга для учителя). — М.: Просвещение, 1986. — 159 с.

13. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников // Вопросы теории и методики. — М.: Педагогика, 1981. — 192 с.

Только после подхода ясности в структуре аспектов трудовой деятельности учащихся стал складываться региональный подход, более исторический, нежели выше указанные. У К. Д. Кадыровой — Таджикистан [20], у О. И. Лобова — Свердловская область [21], у О. В. Четвериковой — Кострома [22], у A.A. Гад-жиева — Дагестан [23]. Ставрополький край не был проигнорирован, хотя опередил остальные в рассматриваемом почине. Но активность проявили те, кто был вовлечен в руководство процессом, был очевидцем движения бригад этого края. Описали формирование бригад В. А. Казначеев [24], A.A. Коробейников [25], [26], А. Л. Черногоров [27], А. Шебалдас [28]. Но для первого из них ученические бригады одно из многих направлений деятельности комсомольцев, для второго — направление работы краевых партийных и комсомольских организаций. У третьего и четвертого современность с учетом первопроходцев. Кто был в свое время в бригадах, у того нынешнее выступление — мемуарное.

Первый опыт историографии участия учащихся в материальном производстве дался О. И. Терновому [29]. Но его подход сравнительно широкий. Сравнительно узко подошел к вопросу А. И. Устимов [30]. Но его публикация не отличается объемом. Достойных внимания случаев, событий гораздо больше, чем охвачено.

14. Аксенов Д. Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещенно, 1982. — 336 с. 15 Кожевников В. У. XXYI съезд и общеобразовательная школа. — М., 1983. тов уменьшалось во имя обеспечения большей глубины рассмотрения. Новые темы: школьная реформа — у Ю. К. Жуковой [17], роль семьи у — А. И. Астахова [18], умельцы — у А.Г. Ах-вердова [19].

16. Душина Т. В. Роль комсомольских организаций в совершенствовании деятельности ученических производственных бригад //.Совершенствование трудовой полготовки учащейся молодежи. -М., 1986.

17. Жукова Ю. К. Реформа школы — в действии. — М., 1986.

18. Астахов А. И. Семья и школа растят хлеборобов: (Из опыта работы). — М., 1983.

19. Ахвердов А. Г. Лучшие умельцы из сельских школ // Школа и производство.- 1983. — № 11.

20. Кадырова К. Д. Трудовое воспитание старших школьников общеобразовательных школ Таджикистана (1966 -1977 гг.). Дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. — Душанбе, 1981.

21. Лобов О. И. Организаторская работа по улучшению трудовой подготовки учащейся мо лодежи Свердловской области // Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. -М., 1986.

Подошедшая перестройка вскрыла слабость материального стимулирования труда при раздолье морального. Встали в повестку дня варианты бригадного подряда, аренды, создания школьных и межшкольных комбинатов, использования в селе рабочих рук городских школьников. Оказалось, что прежние авторы эти моменты не угадали, были довольными тем, что сложилось, использовалось. Но возврата к темам, разработанным в прежние годы, у них не видно. Дальнейшая работа — у ученых нового поколения. Объект исследования — сложившаяся и действовавшая годами государственная система подключения учащихся к производственному труду в интересах их воспитания, профессионализации с одновременным принесением выгод предприятиям, которые в со стоянии их использовать, обществу. Можно говорить о трудовом воспитании, принявшим форму интеграции школ с предприятиями материального производства.

Предмет исследования — процесс формирования, развития, усовершенствования этой системы, включая организацию звеньев и бригад, межшкольных комбинатов, работу на полях, фермах, промышленных предприятиях. В этом составе новшества партийной политики, расширение действий комсомольских комитетов, освоение школьниками дополнительных профессий, а бригадаминовых экономических форм организации труда, стимулирования его. Входит в предмет воздействие на трудовое использование школьников перестроечных изменений в стране в совокупности политических и экономических перспектив. В состав предмета вошли осуществление и результативность мероприятий.

22. Четверикова О. В. Молодеет Костромская земля // Школа и производство. — 1987. — № 2. -С. 8 -9.

23. Гаджиев A.A. Роль ученических производственных бригад в решении проблем сельского хозяйства и подготовке сельскохозяйственных кадров в Дагестане. Дисс.. канд. ист. наук. Махачкала, 2006. — 199 с.

24. Казначеев В. А. Юная гвардия Ставрополья. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2008. — С. 188 — 194.

25. Коробейников A.A. Ученические бригады Ставрополья на новом подъеме // Школа и производство. — 1983. — № 11.

26. Коробейников A.A. Живая связь поколений // Молодые хозяева земли. — Ставрополь, 1984.

27. Черногоров A.JI. Экономика и образование: взаимовлияние // Народное образование. -2003. -№ 10.

28. Шебалдас А. По пути возрождения // Народное образование. — 2004. — № 8. по исключению безработицы среди выпускников школ.

Цель и задачи исследования

Данная работа нацелена на выработку нового отношения к советскому опыту привлечения учащихся к труду, такого, которое учло бы нынешние реалии, пришедшие и утвердившиеся ценности. Можно говорить об освобождении сложившихся взглядов от влиятельных в прошлом идеологических установок, стереотипов, не лишенных односторонности. В то же время важно подчеркивать непреходящее, сохраняющее ценность, а значит и применимое. Главные задачи:

— выяснение учебной и хозяйственной обоснованности создания и использования системы производственного использования учащихся;

— описание сложного по своему характеру партийного и комсомольского руководства этим процессом с учетом подключения и использования советских, административных и профсоюзных органов;

— показ развития, совершенствования организационных форм учебновоспитательного труда, экономической основы деятельности бригад, форм материального и морального стимулирования работ;

— показ распространения почина трудового участия школьников по регионам страны, по ходу времени;

— сопоставление успешности действий бригад в городах и селах с учетом выезда городских школьников в лагерях труда и отдыха при том же временном факторе;

— показ актуализации учета личного вклада каждого работника.

— показ формирования и развития сопряженной системы трудоустройства незанятых выпускников школ;

Хронологические рамки исследования охватывают 1923 — 1991 г. — с возникновения практически первой ученической бригады производственного училища № 12 г. Ртищево Саратовской области. Рассмотрение бригад ведется до распада СССР, после чего отношение властей республик к трудовой догруз ке учащихся изменилось и ситуационно, и инновационно. Период 1923 — 1954.

29. Терновой О. И. Некоторые вопросы историографии развития творческой активности рабочей молодежи. — В сб.: Историография истории ВЛКСМ. — М., 1975.

30. Устимов А. И. Из истории ученических производственных бригад // Советская педагогика. -1984. -№ 3. гг. взят в качестве подготовительного для широкомасштабного использования указанных бригад вначале в Ставропольском крае в 1954 г., а затем и за его пределами.

Территориальные рамки охватывают СССР с выборкой тех регионов, сел, городов, которые оказались инициаторами, передовиками, новаторами трудовой догрузки учащихся/Однако учтены и те, которые не проявили особой устремленности, оказались в числе отстающих. Сведения касаются более 20 регионов Союза с выделением Ставропольского края.

Руководящие документы, материалы слетов передовиков, критика отстающих регионов вывела данную работу на Московскую, Мурманскую, Пермскую, Ростовскую, Томскую и Ярославскую области, Алтайский, Хабаровский края и др., где свои достижения, передовики, завоеванные награды.

Источниковая база исследования. Работа не обошла использованияпартийных, комсомольских, административно-управленческих документов, как изданных, так и сохраняющихся в архивах.

Представили интерес те из них, которые касаются управления школьной системой, сельским хозяйством, промышленностью, что осуществлялось через соответствующие комиссариаты, ставшие министерствами. В этом плане из документов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) подошли фонды №№ 374 и 396 [31].

Представили интерес и учтены сведения дела № 5 описи № 4 (Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС) фонда № 5 Российского государственного архива социальной и политической истории (РГАСПИ) [32]. Они освещают сельскохозяйственную политику правящей партии, показывают механизм управления сельской отраслью, ход и результативность реформ. Аналогичная ценность у сведений Российского государственного архива экономики (РГАЭ) [33], общесоюзных по содержанию. Выяснению положения дел с сельским хозяйством.

31. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 374, 396.

32. Российский государственный архив социальной и политической истории (РГАСПИ).

Ф. 5. Оп. 4. Д. 5 (Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС).

33. Российский государственный архив экономики (РГАЭ).

Ф. 396. «Крестьянская газета», оп. 10. Д. 134 -135 — Ставропольский край;

Ф. 478 «Народный комиссариат земледелия РСФСР»;

Ф. 7486 «Народный комиссариат земледелия СССР" — в Ставропольском крае посодействовали данные Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) [34]. Однако о положении дел в школах, хозяйствах, предприятиях можно судить также и по опубликованным партийным, комсомольским документам, изданиям административных органов, ценность которых не меньше. Особа значимость публикаций узкопрофессионального журнала «Школа и производство» [35], где масса важных сведений о регионах, дискуссиях, методических разработках, передовом опыте и др.

По сведениям регионального уровня оказались ценными газетные статьи [36]. Использованы также научные статьи в журналах, тематические сборники соавторов, монографии. Оказали содействие подходящие статистические издания.

Методологическая база исследования. В работе применены традиционные, оправдавшие себя методы исторических исследований: хронологический, генетический, ретроспективный, периодизации, сравнительный. Но при этом отдано должное общенаучным и междисциплинарным методам. В этом составе анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, нахождение причин, выдвижение гипотез и их аргументация. Конкретный подход не обособлен от всестороннего или интегративного, есть аналоговые умозаключения.

При периодизации охваченного времени учтены принятые и реализуемые пятилетки, по каждой из них обращено внимание на состояние общественно-политической жизни, осуществленные реформы, изменение политического курса, связанное с обновлением высшего руководства страной.

Работа ученических звеньев и бригад, слеты передовиков, руководящие и управленческие мероприятия рассмотрены от пятилетки к пятилетке. Но при.

34. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК).

Ф. 196. Д. 34. Л. 1−3;

Ф. 397. Д. 961. Л. 121;

Ф. 2395. Управление сельскохозяйственного исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов. Оп. 6. Д. 5901. Административнохозяй ственная служба.

35. 1977;Ха 12- 1978;№ 12- 1980;№ 7- 1983 -№ И- 1985 -№ 4- 1986; № 3, И- 1987; № 2.

36. Комсомолец (1976 г.), Комсомольская правда (1977 — 1986 гг.), Молодой ленинец (1983 г.), Молодой сибиряк (1987 г.), Московский комсомолец (1984 г.), Народное образование (1963 — 1986 гг.), Омская правда (1982 гг.), Правда (1979 — 1985 гг.), Сельская жизнь (1985 г.), Советская Россия (1983 г.), Учительская газета (1967 — 1987 гг.). этом учитывались элементы сложившейся учебно-хозяйственной системы, что значит сочетание с историческим методом теоретико-аналитического, интегра-тивного. Большую роль сыграл также сравнительносопоставительный метод, ориентрованный на разные исторические периоды, а также регионы.

Научная новизна исследования обеспечена рассмотрением процессов, их динамики с позиций нынешних дней, когда ценностные предпочтения большей части российского общества изменились. Наряду с движением в селах взято движение также и в городах. Сравнительно строже сопоставлены действие моральной и материальной форм стимулирования труда. Учтен выбор, который приходилось делать учащимся, между дальнейшей учебой в вузе и непосредственной работой на сравнительно не престижной должности.

Заострен вопрос о степени благоприятствования или неблагоприятствования учебного труда академической подготовке. Учтена работа, которая проводилась во имя исключения безработицы среди выпускников школ. Оценены выгоды от использования семейных экипажей, бригад с участием ветеранов труда, бригадного подряда, индивидуального учета труда, аренды, хозрасчета.

В противовес исследованиям прежних лет учтены людские потери в Великой Отечественной войне, большие потери именно мужчин, при том сельских. Вместе с этим — перемещение сельчан в города с более привлекательными условиями труда и жизни. Из этих фактов выеден интерес колхозов и совхозов к подросткам как к дополнительной рабочей силе. Еще один учтенный факторвозможность наблюдения за работой родителей в селе, заинтересованность родителей в помощи детям. Учтены династии хлеборобов.

Положения выносимые на защиту.

1. Реализация марксистских положений о значимости для воспитания труда напросилась в России трудностями материального производства, нехваткой в селах людей, ибо сельчане использовали любую возможность переехать в город, поддержать тенденцию урбанизации.

2. Использование сельских школьников в каникулярное время, дополнилось круглогодичным после того, как стало ясно, что молодые могут не уступать в работе взрослым.

3. Формирование ученических звеньев и бригад в городах практически началось после того, как стала ясной экономическая польза от дополнительных рабочих рук в селе.

4. Отправной базой приобщения городских школьников к летнему производственному труду стали проведение субботников, чистка территорий, зеленые насаждения.

5. Если в селах организационные проблемы свелись к выделению гектаров земли, тракторов и другой техники, возведению культстана, в городах пришлось создавать учебные мастерские, школьные и межшкольные комбинаты, а на предприятиях учебные цеха.

6. Соображения помощи городских учащихся селу породили лагеря труда и отдыха.

7. Освоение бригадного подряда, хозрасчета, индивидуального учета результатов труда обескуражили тех идеологов марксизма-ленинизма и соответствующих партийных руководителей, которые полагали, что сходства учебного труда с субботником, добавления к учебным занятиям производственнопрактических достаточно, чтобы трудовое начинание получило «зеленый свет».

8. Слабость материального стимулирования труда учащихся компенсировалась непомерным разнообразием морального, которое осуществлялось в режиме социалистического соревнованиявместе с тем этому служило пристальное внимание и кропотливая работа партийных и комсомольских комитетов, уполномоченных работников.

9. Использование из воспитательных и экономических соображений в производстве учащихся в разных регионах страны и России было разным, отстающих определяли, критиковали, от них требовали сдвиговпередовой опыт пропагандировался.

10. Расшатывание перестройкой политической системы страны, переход реформаторской инициативы в руки демократов, освоение рыночной экономики существенно изменили обстановку участия организованных сельских и городских школьников в живом, материальном производстве.

Научная и практическая ценность исследования. Исследование обогащает исторические сведения о стране во взятые годы, взятом аспекте. Оно расширяет и уточняет сведения, касающиеся функционирования и развития сферы просвещения в плане трудового воспитания учащихся, предоставления им возможности проверить себя в живом трудовом процессе. Показаны сильная и слабая стороны группового производительного труда молодых в нерыночных условиях с постепенной актуализацией важности учета трудового участия, применения хозрасчета, арендных отношений, экономической самостоятельности тружеников. Важны также сведения о создании и использовании лагерей отдыха и труда, трудового устройства незанятых выпускников школ не административными органами, а комсомольскими. Они значимы для дальнейшей реформы системы просвещения. Обобщенный фактический материал полезен также для подготовки будущих педагогов, которым следует вести воспитательную работу.

Научная и практическая ценность исследования. Исследование обогащает исторические сведения о стране во взятые годы, во взятом аспекте. Оно расширяет и уточняет сведения, касающиеся функционирования и развития сферы просвещения в плане трудового воспитания учащихся, предоставления им возможности проверить себя в живом трудовом процессе. Показаны сильная и слабая стороны группового производительного труда молодых в нерыночных условиях с постепенной актуализацией важности учета трудового участия, применения хозрасчета, арендных отношений, экономической самостоятельности тружеников. Важны также сведения о создании и использовании лагерей отдыха и труда, трудового устройства незанятых выпускников школ не административными органами, а комсомольскими.

Полученные результаты полезны для усовершенствования учебной работы школ, осуществления профориентации, усвоения навыков простого производительного труда. Они значимы для дальнейшей реформы системы просвещения.

Полученные результаты стоит использовать при разработке перспективных и текущих планов трудового воспитания учащейся молодежи, определения наиболее целесообразных форм организации общественно полезного труда, профессиональной ориентации школьников, трудоустройства выпускников общеобразовательных школ.

Обобщенный фактический материал полезен для подготовки будущих педагогов, которые не могут сторониться воспитательной работы.

Апробация исследования. О фрагментах работы было доложено на X международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки и образования в условиях кризиса», проведенной 24 — 25 апреля 2009 г. в г. Пятигорске Академией информационных технологий в образовании, науке и курортологии. До этого были получены позитивные оценки научной редакции Лермонтовского филиала Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет) в Ставропольском крае по содержанию 2-х сданных на публикацию статей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подготовка молодого поколения к труду, его введение в трудовой процесс было делом давнишним, семейным, невыпячиваемым. Даже тогда, когда стали складываться проэлитная, церковная, частная и государственная системы образования, в составе обучения воспитание присутствовало, хотя это не подчеркивалось. Марксизм пришел к тому, что в будущем социалистическом обществе человек будет цениться по труду. Чтобы уметь ценить, и быть оцененным, нужно смолоду прикоснуться к труду, просветиться с воспитанием, спряженным с учебным трудом.

Реализация этих идей произошло в России, которая, став социалистической, стала настраивать систему просвещения на налаживание тесных связей с материальной сферой. Эти наметки касались городов, но не были исключены для сел. Скорее в виде исключения, нежели правила с первых лет советской власти стали складываться практикующие объединения учащихся в виде юннатов, ремонтных по паровозам звеньям. По селу это тоже было до Великой Отечественной войны, даже во время войны. Но только после восстановительного периода стало возможным взяться усердно за реализацию давно определившихся планов.

Послевоенный почин создания и использования ученических бригад достался ставропольчанам, по которому краю за год-два распространилось это начинание. После ясности возможности, выгоды такой работы этот опыт стал распространяться по территории страны через сложную систему руководства КПСС — ВЛКСМВСЦПС с параллельным действием Советов и министерств. Продуктивность работы удивила, поддержанию начинания и активизации действий служило социалистическое соревнование. Выяснению передового опыта служили слеты. Достигнутые результаты дали понять, что аналогичную работу можно делать и в увязке городских школ с промышленными предприятиямив этом случае не только те же соображения трудового воспитания учащихся, но и подготовки для предприятий кадрового пополнения низшего, рабочего состава;

Отправным началом формирования ученических звеньев и бригад в городских школах стал опыт участия учащихся в субботниках, очистке территории, озеленении. Для них были сделаны классы производственного обучения, школьные мастерские. На стороне предприятий — места для ученической практики, опытные цеха. И на предприятиях вначале учащиеся действовали на вспомогательных операциях, как подмастерьепостепенно им стала доверяться самостоятельная работа. Оправдал себя метод создания межшкольных учебных производственных комбинатов, позволивший выпускать готовых для работы на предприятиях рабочих.

В городе, как и в селе, трудовую воспитательную работу воодушевлял, поддерживал комсомол, он действовал в порядке взаимодействия с педагогическим советом школы, региональными органами по просвещению. Эта организация направлялась партийными комитетами, которые приводили в движение советские органы, профсоюзные комитеты. И сельская работа, и городская заинтересовались идеями самоокупаемости, хозрасчета, прибыльностиработа партийных и комсомольских организаций должна была считаться с параллельным действием этих экономических факторов.

Подобно тому, как сельский ученический труд нашел спрос в совокупности разных направлений — полеводство, животноводство, лесничество, механизация, мелиорация и др., в городах для работы учащихся подошли разные заводы, строительство, транспорт, торговля и др. Эта ситуация поставила вопрос о максимально ранней специализации школьного трудового воспитания. Стала ясной необходимость овладения каждым учащимся не всеми специальностями, а какой-либо одной, чтобы обеспечилось хорошее владение ею и продуктивное использование.

Учащимся городов довелось работать не только на предприятиях собственного города, но и за городом, в селах, на полях. Этот вариант стал обеспечиваться созданием лагерей труда и отдыха, которые поначалу были задуманы как средство только отдыхатакже поначалу они были палаточными, а затем стали стационарнымино в этом случае учащиеся могли удостаиваться лишь простых работ, а не сложных, требующих специальных агрономических, агротехнических знаний. «Летняя четверть» облегчала школьноучебные. Служебную функцию лагеря труда и отдыха стал выполнять также и лагерь туризма и труда. В системе трудового воспитания и использования учащихся актуализировалась проблема покрытия потребностей предприятий в рядовом персонале и трудового обеспечения тех, кто пробовал поступить в вуз, но не смог, был освобожден от армейской службы, оказался безработным. Делалось все, чтобы безработных молодых не было, и чтобы отдаленные грандиозные стройки обеспечивались рабочей силой.

От соединения усилий учебных заведений и предприятий материального производства выиграли все стороны сотрудничества, а также общество. У учащихся — выработка любви к труду, понимание связи между образованностью и продуктивностью труда, материальным вознаграждением. Вместе с тем выработка любви к профессии. Но еще важно освоение жизни трудового звена, бригады, трудовая социализация. Выгода предприятий, использующих учащийся труд, в компенсации нехватки кадров. Если такой проблемы нет, то дополнительные люди — возможность расширения производства, рост. Выгода комсомольских комитетов — нахождение фронта работ, который оправдывал бы свое участие в этой организации, получение исполнительных должностей. Выгода партийной системы — обеспечение решения общенародных задач, ответственность за выполнение которых взята на себя. Выгода общества, где присутствует также и выгода предприятий — подготовка кадров низшего звена, способных влиться в производство. Это значит поддержка выполнения планов, поддержание и рост уровня жизни населения. К совокупности выгод относится исключение безработицы, что стало важным аргументом в пользу превосходства социализма над капитализмом. В составе общественных выгод — уменьшение преступности, которая поддерживается безработицей, низким уровнем жизни.

Ранняя специализация труженика создает более благоприятные условия для совершенствования в профессии, технико-организационных инноваций, удостаивания должности руководителя, организатора-управленца.

Начиная с 1954 г. в стране было сделано многое. Был выполнен колоссальный объем организационных, учебных, методических, лабораторных, технологических, хозяйственных работ, выработана и сдана материальная продукция, вышедшая на использование, потребление общества. В этом направлении капиталистические страны не стали соревноваться с социализмом.

Перестроечный процесс, как он был задуман, не собирался усложнять отношения между школами, с одной стороны, и производственными предприятиями, с другой. Но, последовавшая после распада СССР трансформация существенно изменили условия осуществления учебного и воспитательного труда. Базовых предприятий нет, хозяйственные отношения только договорные и обоюдовыгодные. Непосредственно партийная, комсомольская опека изжила себя. Сохранившимся, выжившим ученическопроизводственным бригадам приходится самостоятельно искать себе партнеров, работать с заметной долей риска, рассчитывать на удачу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 374., 396.
  2. Российский государственный архив социальной и политической истории
  3. РГАСПИ). Ф. 5. Оп. 4. Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС. Д. 537.
  4. Российский государственный архив экономики (РГАЭ).
  5. Ф. 396. «Крестьянская газета», оп. 10. Д. 134 -135 Ставропольский край. Ф. 478 «Народный комиссариат земледелия РСФСР». Ф. 7486 «Народный комиссариат земледелия СССР».
  6. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК).
  7. Ф. 196. Д. 34. Л. 1−3. Ф. 397. Д. 961. Л. 121.
  8. Ф. 2395. Управление сельскохозяйственного исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов. Оп. 6. Д. 5901. Административно-хозяйственная служба.
  9. И. Опубликованные руководящие документы, статистические сборники
  10. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Ч. II.-М., 1956.
  11. ХУП съезд ВЛКСМ. Стенографический отчёт. Т. 1. М., 1975.
  12. ХУШ съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1978.
  13. XIX съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. Т. I. М., 1982.
  14. XI Республиканская конференция профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений // Учительская газета. 1986. — 23 декабря.
  15. X съезд профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений // Учительская газета. 1987. — 20, 22, 24 января.
  16. ХУШ съезд профессиональных союзов СССР. Правда. — 1987. — 25 февраля
  17. Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. 1986. -№ 06.
  18. ВЦСПС. Инструктивные материалы в помощь работникам профсоюзных организаций и пионерских лагерей. М.: Профиэдат, 1981.
  19. Документы и материалы 1У пленума ЦК ВЛКСМ 17 мая 1979 года. М., 1979.
  20. Документы и материалы IX пленума ЦК ВЛКСМ, 14 ноября 1973 года. М., 1973.
  21. Документы ЦК ВЖСМ, 1972. М., 1973.
  22. Документы ЦК ВЖСМ, 1976. М., 1977.
  23. Известия Советов депутатов трудящихся СССР. М., 1958.
  24. КПСС в резолюциях и решениях. Т. 1.
  25. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1972.
  26. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 25−26 июня 1987 г. -М, 1987.
  27. Министерство образования и науки. Федерального агентства по образованию. «Развитие воспитания в системе образования на 2008−2010 гг.» (Целевая программа № 4 от 21 декабря 2008 г.) // Студенчество. Диалоги о воспитании. -2008.-№ 5.
  28. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов, 1917 -1973 гг. М., 1974.
  29. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М.: Статистика, 1971.-403 с.
  30. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический сборник. -М.- Статистика, 1977. 71 с.
  31. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984.
  32. О формировании и направлении в животноводство Всесоюзного комсо-мольско-молодежного отряда. Постановление № 55/13а (7-р) от 22 февраля1984 г.-М, 1984.
  33. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917—1973 гг. М., 1974.
  34. Положение о базовом предприятии. Постановление Совета Министров СССР, 30 августа 1984 г. Учительская газета. — 1984. — 16 октября.
  35. Постановление Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. № 662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» // Сборник постановлений правительства СССР. № 18, 1974.
  36. Программа КПСС: Новая редакция. Принята ХХУП съездом КПСС- М., 1986.
  37. РСФСР в цифрах в 1981 году: Краткий статистический сборник ЦСУ РСФСР. М.: Финансы и статистика, 1982. — 103 с.
  38. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. Т. 19,1986.
  39. Статистические данные о работе ученических бригад. М., 1987.
  40. Тезисы Министерства просвещения СССР «Перестройку школы на уровень современных требований» // Учительская газета. — 1987. — 14 июля.
  41. Текущий архив Центральной станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Статистические данные о работе ученических бригад, 1987.
  42. Третий Всероссийский съезд РКСМ. Стенографический отчет. М. — Л., 1926.
  43. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  44. I. Труды идеологов, политических руководителей.
  45. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
  46. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
  47. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16.
  48. В.И. Перлы народнического прожектерства // Поли. собр. соч. Т. 2.
  49. В.И. Полн. собр. соч. Т. 41.
  50. Н.К. Ленин и партия. М., 1963.
  51. H.K. О политехнической образовании, трудовом воспитании и обучении. М.: Просвещение, 1982. 223 с.
  52. М.И. О молодежи // Избранные речи и статьи. М., 1975. — 336 с.
  53. С.М. О народное просвещении и воспитании. М.: Просвещение, 1969.- 199 с.
  54. М.С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXYII съезду Коммунистической партии Советского Союза, 25 февраля 1986 г. М., 1986.
  55. М.С. Школа молодых хозяев земли // Двадцать ступенек в завтра. -Ставрополь, 1974.
  56. E.H. О ходе реформы общеобразовательной и профессиональной школы и мерах по ускорению ее реализации в городе Москве // Учительская газета. 1986. — 25 сентября.
  57. В.А. Юная гвардия Ставрополья. Пятигорск: РИА-КМВ, 2008. -С.188 — 194.
  58. A.A. Живая связь поколений // Молодые хозяева земли. -Ставрополь, 1984.
  59. A.A. Ученические бригады Ставрополья на новом подъеме. // Школа и производство, 1983. № 11.
  60. Е.К. Школьной реформе глубину и динамику действий // Учительская газета. — 1986. — 3 июля.
  61. Е.К. Углублять реформу общеобразовательной и профессиональной школы // Известия. 1987. — 27 августа.
  62. А. Экономика и образование: взаимовлияние // Народное образование. 2003. — № 10.1. Периодические бюллетени, газеты и журналы.
  63. Информационный бюллетень ЦК ВЖСМ. 1982. — № 2.
  64. Информационный бюллетень ЦК ВЖСМ. 1984. — № б.
  65. Информационный бюллетень ЦК ВЖСМ. 1986. — № 1.
  66. Комсомолец. 1976. — 24 августа.
  67. Комсомолец. 1977. — 17 сентября.
  68. Комсомольская правда. 1930. — 16 февраля.
  69. Комсомольская правда. 1986. — 31 июля.
  70. Комсомольская правда (Добавок на прилавок). 1991. — 7 мая.
  71. Молодой ленинец. 1982. — 16 августа.
  72. Народное образование. 1986. — № 7.
  73. Народное образование. 2008. — № 3.
  74. Омская правда. 1982. — 10 апреля. 69. Правда. — 1977. — 29 декабря.72. Правда. 1979. — 9 июля.
  75. Российская газета (Бунич П. Аренда: что день грядущий ей готовит?). -1992. 3 марта.
  76. Российская газета (Константинов В. Крестьяне всякие нужны). 2004. — 1 декабря. — № 216 //Http:// rg.ru.
  77. Сельская жизнь. 1985. — 5 июля.
  78. Советская Кубань. 1973. — 25 ноября.
  79. Советская Россия (Аренда в системе АПК). 1988. — 31 августа. 78 Советская Россия (Рекомендации об организации арендных отношений в сельскохозяйственном производстве). — 1988.-27 августа.
  80. Учительская газета. 1982. — 25 ноября.
  81. Учительская газета. 1985. — 4 июля.
  82. Учительская газета. 1987. — 27 января.
  83. Школа и производство. 1983. — № 4.
  84. Школа и производство. 1983. — № 12.
  85. Школа и производство. 1983. — № 11.
  86. Школа и производство. 1984. — № 6.
  87. Школа и производство. 1986. — № 11.
  88. Школа и производство. 1987. — № 9.
  89. Школа и производство (Арендный подряд в сельхозтруде Воронежских школьников). 1990. — № 4.
  90. Школа и производство (Лучшие ученические бригады России). 1990. — № 11.
  91. Школа и производство (Арендные отношения в организации производительного труда школьников). 1991. — № 3.
  92. Y. Статьи в научных изданиях
  93. П.Р. Политехническое образованно школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  94. П.Р. Соединение обучения с производительным трудом ведущийпринцип советской общеобразовательной школы // Советская педагогика. -1984. -№ 3.
  95. П.Р., Поляков В. А. Профессиональное образование составная часть подготовки школьников к жизни и труду // Школа и производство. — 1985.- № 4.
  96. А.Г. Лучшие умельцы из сельских школ // Школа и производство.- 1983. -№ 11.
  97. А.И. Всемерно активизировать движение трудовых объединений школьников. Школа и производство. — 1979. — № 7.
  98. А.И. КПСС о трудовом воспитании // Школа и производство. -1978. -№ 12.
  99. П.П. О школе с сельскохозяйственным уклоном // Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.
  100. A.A. О трудовом становлении молодежи // Школа и производство.- 1977. -№ 12.
  101. Г. П. Воспитываем достойную молодую смену // Школа и производство. 1980.-№ 7.
  102. В.Ф. Наша ученическая // Школа трудового воспитания. М., 1984.
  103. С.И. Ученическая бригада в системе трудового обучения // Народное образование. 1979. — № 4.
  104. Т.В. Роль комсомольских организаций в совершенствовании деятельности ученических производственных бригад // Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. М., 1986.
  105. А.Я. Плюсы и минусы в работе трудовых объединений Алтая // Школа и производство. 1986. — № 3.
  106. И.М. Готовить школьников к труду в социалистическом производстве. Советская педагогика. -1960. — № 8.
  107. И.М. Готовить школьников к труду в социалистическом производстве // Советская педагогика. -1960. № 8.
  108. О.И. Организаторская работа по улучшению трудовой подготовки учащейся молодежи Свердловской области // Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. М., 1986.
  109. З.Г. Комсомольские организации и трудовое воспитание и обучение молодежи в учебно-производственных комбинатах // Школа и учебно-производственный комбинат. М., 1980.
  110. З.Г. Повышать эффективность трудовой подготовки. // Школа и производство. 1986. — № 3.
  111. E.H. Партийное руководство источник силы и творческой активности Ленинского комсомола. — М., 1978.
  112. Н.О., Замятина В. Ф. Малая сельскохозяйственная академии для школьников //. Школа и производство. 1987. — № 8.
  113. О.И. Некоторые вопросы историографии развития творческой активности рабочей молодежи // Историография истории ВЖСМ. М., 1975.
  114. Н.В. Источник силы: Партия организатор и руководитель комсомола. -М., 1973.
  115. А.И. Из истории ученических производственных бригад // Советская педагогика. 1984. — № 3.
  116. П.Т. Хозрасчету постоянную прописку в ученической бригаде // Школа и производство. — 1987. — № 6.
  117. О.В. Молодеет Костромская земля // Школа и производство. -1987. -№ 2.
  118. Л.И. Вместе с партией, вместе с народом // Комсомольская жизнь. 1982. -№ 13−14.
  119. Л.И. Роль комсомола в совершенствовании трудового воспитания // Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. М., 1986.
  120. А. По пути возрождения // Народное образование. 2004. — № 8.
  121. Ф.Е. Подготовке школьников к труду качественно новый уровень // Школа и производство. — 1986. — № 11.
  122. А .Я. Плюсы и минусы в работе трудовых объединений Алтая // Школа и производство. 1986. — № 3.
  123. В.Н. Об обеспечении преемственности в профессиональной подготовке школьников // Школа и производство. 1987. — № 1. — С. 35 — 38.1. YI. Монографии
  124. Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. (Из опыта работы). М.: Педагогика, 1976. — 30 с.
  125. Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещенно, 1982. — 336 с.
  126. А.И. Семья и школа растят хлеборобов: (Из опыта работы). М., 1983.
  127. С.Я. Трудовая подготовка школьников // Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  128. П.П. Трудовая школа. -М., 1919.
  129. С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. М.: Витязь, 2004.
  130. Грищенко А. С, Петухов В. М. Летняя трудовая четверть. М., 1981-
  131. Ю.К. Реформа школы в действии. — М., 1986.
  132. В.Ф. Голод в СССР 1946 1947 годов: происхождение и последствия. -М., 1996.
  133. В.В. История России. М.: Юрайт, 2006.
  134. Коргунюк Ю. Г, Заславский С. Е. Российская многопартийность. М., 1996. -300 с.
  135. В.II. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  136. Кожевников В.У. XXYI съезд и общеобразовательная школа. М., 1983.
  137. В.К. Творческий вклад КПСС в развитие ленинского учения о молодежи и комсомоле в условиях развитого социализма. М., 1975.
  138. К.И. Настольная книга мастера профессионального обучения (Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования). -М.: ИЦ Академия, 2008. 272 с.
  139. А.Ф. Организация производительного труда учащихся в УПК: (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
  140. A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. -636 с.
  141. A.C. Методика организации воспитательного процесса. М., 1936.
  142. Ш. М., Устинов В. М. История России. М.: НОРМА, 2000.
  143. А.И. История.России (YII XX вв.). — Пятигорск: Кавказская здравница, 2000.
  144. В.А. Ленинский комсомол надежный помощник и боевой резерв КПСС.-М., 1977.
  145. В.А. О воспитании. М., 1973.
  146. М.Р. Коммунисты России: факты, идеи, тенденции. (Информационно-аналитический обзор). М, 1998. — 80 с.
  147. A.C. Педагогические сочинения. В 4-х томах. М., 1964.
  148. YII. Тематические сборники соавторов
  149. Аграрная политика КПСС и комсомол. М.: Молодая гвардия, 1975. — 256 с.
  150. Арендные отношения в производительном труде школьников. М.: АПН СССР, 1990.
  151. В осажденном Ленинграде (Составитель Н.Р.Иванов). Л., 1982.
  152. Возвращайся. Получишь 25 тысяч. В Омской области поддерживают педагогов // Экономика. 2004 — 4 мая. — № 18.
  153. Воспитание достойной смены. Материалы Всероссийского совещания по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи. 10 11 марта 1977 г. — М, 1977. — 206 с.
  154. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  155. Всероссийское координационное совещание по проблемам трудовой подготовки школьников. Школа и производство. — 1986. — № 4. С. 9 — 15.
  156. Комплексная программа дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства в свете решений XXYI съезда КПСС (1982−1985 гг.). М.: ЦК ВЖСМ, 1982. -136 е.
  157. Летняя трудовая четверть. М.: Молодая гвардия, 1981.
  158. Молодые хозяева земли. Ставрополь, 1984.
  159. Молодые хозяева земли: Коллективный рассказ об опыте Костромской областной партийной организации по подготовке, воспитанию и закреплению на селе кадров массовых профессий М.: Политиздат, 1980. — 206 с.
  160. Наставникам ученических производственных бригад. М.: Просвещение, 1979.
  161. Об организации работы механизированных отрядов старшеклассников. -Краснодар, 1983.
  162. Опыт организации учебно-производственных отрядов по производству сельскохозяйственной продукции на арендной основе в условиях совхозов-техникумов. -М., 1991.
  163. По зову партии, по велению Сердца. Кострома: Обком ВЖСМ, Обл. отдел нар. образования, 1977.
  164. Сборник материалов по закреплению молодежи в сельскохозяйственном производстве Омской области. Омск: Изд. «Омская правда», 1982. — 130 с.
  165. Трудовая активность населения. М., 1986.
  166. Трудовое становление школьной молодежи (Под. ред. И.И.Зарецкой). М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
  167. Ученические производственные бригады. М., 1961.
  168. Ученическая бригада школа воспитания активных строителей коммунизма.-М., 1961.
  169. Ученическая бригада первая школа трудовой жизни: Пособие для учителя. (Из опыта работы Бутурлинской средней школы Горьковской обл.- под. ред. С.Г. Броневщука). — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  170. YIII. Диссертации и авторефераты диссертаций
  171. Э.К. Российская деревня на завершающем этапе индустриальной модернизации (1953 1985 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. и. н. -М.: Мое. гос. пед. ун-т, 2006.
  172. В.А. Российское крестьянство в условиях аграрных преобразований в конце 1920 начале 1940-х гг. XX в. (на материалах Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. и. н. — Краснодар, 2007.
  173. A.A. Роль ученических производственных бригад в решении проблем сельского хозяйства и подготовке сельскохозяйственных кадров в Дагестане. Дисс. на соиск. уч. ст. к. и. н. Махачкала, 2006. — 199 с,
  174. К.Д. Трудовое воспитание старших школьников общеобразовательных школ Таджикистана (1966 -1977 гг.). Дисс. на соиск. уч. ст. к. и. н. -Душанбе, 1981.
  175. А.Ф. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей у учащихся в сельских общеобразовательных учреждениях. Автореф. на соиск. уч. ст. к. пед. н. М., 2004. — 28 с.
  176. Д.М. Заочное образование в высшей школе и его роль в подготовке кадров (1953 1999). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. и. н. — М.: Моск.гос. пед. ун-т., 2005
  177. C.B. Организационно-педагогические условия введения моделей профильного обучения в условиях реструктуризации сети сельских школ. Ав-тореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н. М, 2004.
  178. И.И. Российское крестьянство в 1953 1991 гг. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. и. н. — М.: Гос. пед. ун-т, 2008.1. Материалы сайтов Интернет
  179. С. (пресс-секретарь Ртищевского отделения ЮВЖД) // Http:// 26 320−021 eorg.edusite.ru/p 1 Oaal .html.177. 50 лет ученическим производственным бригадам Ставрополья // stavro-pol.museum.ru/Nl 8782.
  180. Т.В. (зам. дир. по уч.-восп. работе) // Http://zarya8820.narod.ru/45. html
  181. Халхаров. Д-Н.Х. История школы // Http://narhata.eravna.ru/pageid= 147 &language=ru.
  182. Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. О развития юннатского движения в России // Http://crsdod.ru/establis/ csun.1. Html.
  183. HYPERLINK // Http://butsc.narod.ru/istoria.htm.
  184. Http://detskiysad.ru/ped/ped208.html.
  185. Http://gala-d.ru/parts/part2 7.html.
  186. Http://economslovar/ru.uchenicheskie-proizYodstvennyie-brigadyi.html.
  187. Http://kazinka4.edusite.rii/IstoriyaKazinki.htm.
  188. Http://knigitut.net/10/91.htm.
  189. Http://kostomarovol.narod.ru/index9.html.
  190. Http://luhlicey.narod.ru/life/upb.html.
  191. Http://rubtsovsk.ru/~radmin/school2/school236.html.
  192. Http://sbmusey.narod.ru/Ychen.Brig.htm.
  193. Http://school-4msc.narod.ru/yb.htm.
  194. Http://shkola.spb.ru/prodlenka/print/phtml/id= 686.
  195. Http://ug.ru/issue/action=topic&toid=l 1618.
Заполнить форму текущей работой