Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялась на основе комплекса методов исследования. В диссертации использовались: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературыанализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследованиянаблюдения за деятельностью студентовпосещение и анализ учебных занятий, диагностические методы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Культура как объект педагогического исследования
    • 1. 2. Сущность педагогической культуры как нормы деятельности учителя
    • 1. 3. Характеристика процесса развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Логика и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Опыт развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Развитие личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Успешное решение сложных экономических и социальных проблем, стоящих перед нашим обществом на современном этапе, неразрывно связано с модернизацией образования, в том числе и педагогического.

Актуальность изучения процесса развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры определяется тем, что на современном этапе развития общества возросли требования к профессиональной подготовке студентов профессионально-педагогических колледжей. От личности учителя, его индивидуальных, личностно-значимых качеств, уровня его педагогической культуры зависит продуктивное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Эффективность решения проблемы развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры связана с использованием возможностей учебного процесса профессионально-педагогического колледжа, что обеспечивает процесс самоопределения будущего учителя как субъекта педагогической культуры.

Возникшее противоречие между современными требованиями к профессиональной подготовке будущего учителя как субъекта педагогической культуры и ее реальным уровнем обусловлено несоответствием:

— между объективной необходимостью развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

— между необходимостью управления процессом развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры и недостаточным уровнем организации педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.

В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. В работах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского,.

А.Г.Потапкова, В. Г. Рындак, М. И. Скаткина, Г. П. Щедровицкого и других обоснована идея методологии и методики научно-педагогического исследования.

Психолого-педагогический аспект развития личности и деятельности индивида разработан в исследованиях Б. Г. Ананьева,.

A.А.Бодалева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна.

В контексте общей теории феномен аксиологической культуры рассматривается в работах С. Ф. Анисимова, Н. А. Бердяева,.

B.А.Василенко, И. Ф. Исаева, А. В. Кирьяковой, А. Маслоу, Н. К. Сергеева, В. А. Сластенина и др.

Обоснование культурологического подхода к изучению педагогических явлений стало возможным благодаря научному знанию, заложенному в работах А. И. Арнольдова, В. С. Библера, В. Е. Дакидовича, Ю. А. Жданова, Г. И. Ильиной, В. В. Кузнецова, М. К. Мамардашвили, С. П. Мамонтова, В. М. Розина и др.

Изучению проблемы педагогической культуры учителя посвящены работы А. В. Барабанщикова, Т. Ф. Белоусовой, Л. В. Бенина, Е. В. Бондаревской, Е. Н. Воробьева, Т. В. Ивановой, И. Ф. Исаева, И. А. Колесниковой, Г. И. Ризз и др, а также культуры педагогической деятельности Л. Б. Соколовой.

В современном научном знании приобрели актуальность исследования по изучению личностных характеристик и качеств педагога И. А. Аминова, В. В. Буткевича, В. А. Крутецкого, К. М. Левитанова, А. К. Макаровой, В. Г. Рындак, В. А. Сластенина и др., а также деятель-ностных особенностей педагогической профессии.

К.А.Абульхановой-Славской, М. С. Кагана, И. Б. Котова,.

Н.В.Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. И. Щербаковой и др.

На основании изучения опыта работы профессионально-педагогических учебных заведений, анализа философской и психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема исследования: определение и разработка комплекса условий развития личности будущих учителей профессионально-педагогического колледжа как субъектов педагогической культуры.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике профессионально-педагогического образования послужили основанием для определения темы исследования — «Развитие личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры».

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего учителя.

Предмет исследования — процесс развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры в профессионально-педагогическом колледже.

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, способствующих эффективному развитию личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования — развитие личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры будет эффективным, если:

— ввести будущих учителей в мир ценностей и обеспечить выбор их личностных смыслов;

— обеспечить будущих учителей научными знаниями о человеке, культуре;

— сформировать у будущих учителей способы творческой деятельности, необходимые для самореализации;

— обеспечить жизненное самоопределение будущего учителя.

В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились и решались следующие задачи:

1. Уточнить сущность педагогической культуры будущего учителя.

2. Выявить особенности будущего учителя как субъекта педагогической культуры.

3. Разработать структурно-функциональную модель развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры.

4. Разработать научно-методические рекомендации для преподавателей по решению проблемы.

Методологической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, диалектической теории о всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений, материалистического положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования, положения о творческой сущности человека и развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности.

В своем исследовании мы опирались на следующие современные идеи:

— методология системного исследования в области психологии и педагогики (Б.Г.Ананьев, В. П. Беспалько, К. Я. Вазина, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, Е. И. Казакова, Н. В. Кузьмина, В. Е. Родионов и др.);

— гуманизация как феномен культуры (М.М.Бахтин, В. П. Бездухов, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, И. Кант, А. Швейцер);

— становление педагогической культуры учителя (А.В.Барабанщиков, Т. Ф. Белоусова, Е. В. Бондаревская, Е. Н. Воробьев, И. Ю. Исаев, И. А. Колесникова, Г. И. Ризз и др.);

— философская трактовка человека как активного субъекта, познающего мир и самого себя (Б.Г.Ананьев, Ш. А. Амонашвили, В. П. Зинченко, В.И.Слободчиков);

— гуманистические принципы построения образовательного процесса (Дж.Локк, Л. Н. Толстой, В. И. Слободчиков, В. В. Рубцов, К.Д.Ушинский);

— современные концепции личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В. В. Сериков, И.С.Якиманская);

— современные концепции педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, В.А.Сластенин);

— теория педагогического творчества (М.В.Аверьянов, В. И. Андреева, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, Н.М.Яковлева).

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялась на основе комплекса методов исследования. В диссертации использовались: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературыанализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследованиянаблюдения за деятельностью студентовпосещение и анализ учебных занятий, диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, диагностические беседы, тестирование и др.) — экспертная оценка разработанных материаловконтрольные срезы, определяющие динамику развития педагогической культурыстатистические методы обработки данных экспериментаграфические представления результатов и другие.

База исследования. Эксперимент проводился на базе Оренбургского государственного профессионально-педагогического колледжа. В эксперименте принимало участие 282 студента.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1998;1999 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме развития культуры, в том числе и педагогической, что позволило сформулировать исходные положения исследования. Были выделены проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи и план работы. Проводилось наблюдение за процессом развития студентов ОГППК. Был выполнен констатирующий этап эксперимента по определению уровня развития педагогической культуры студентов вышеуказанного учебного заведения.

На втором этапе (1999;2000 гг.) мы провели формирующий этап эксперимента по развитию личности студентов как субъектов педагогической культуры, в ходе которого был установлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры. На данном этапе разрабатывалась модель, критерии и показатели педагогической культуры, проводилась проверка и уточнение полученных выводов.

На третьем этапе (2000;2001 гг.) осуществлялась проверка выводов и результатов исследования в ходе формирующего эксперимента, проводилось осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы, осуществлялось диссертационное оформление, внедрение результатов исследования в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследоваНИЯ!

1. Выявлены особенности будущего учителя как субъекта педагогической культуры (активность, осознанность действий, способность к целеполаганию, способность действовать в условиях свободы выбора, способность к рефлексии, уникальность).

2. Разработана структурно-функциональная модель развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры.

3. Определены педагогические условия развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры. Результаты исследования могут служить основой для перспективных научных поисков по проблеме разработки педагогических технологий, перевода процесса развития личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры в саморазвивающийся.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в организации эффективного процесса подготовки специалистов образовательными учреждениями среднего профессионального образования, реализующими образовательные программы повышенного уровня, ориентированного на развитие личности студента с высоким уровнем общей и педагогической культуры. Проведенное исследование раскрывает основные направления реализации педагогических условий развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры в профессионально-педагогических колледжах и возможности внедрения их в системе среднего профессионального образования.

Достоверность содержащихся в диссертации положений и полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических позицийприменением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием математического аппарата обработки данныхстатистической значимостью экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая культура учителя является частью общечеловеческой культуры и представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя достаточно высокий уровень освоения психолого-педагогических наук, систему общечеловеческих ценностных ориентаций, проявляющихся в развитии активно-творческих сил и способностей человека.

2. Будущий учитель является субъектом специализированной области культуры — культуры педагогической, если ядром личности выступают его субъективные свойства: активность, осознанность действий, способность к целеполаганию, способность действовать в условиях свободы выбора, способность к рефлексии, уникальность.

3. Структурно-функциональная модель развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры построена на основе целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности, отражает динамику данного процесса.

4. Эффективность развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры обеспечивают педагогические условия:

— введение студентов в мир ценностей и обеспечение выбора их личностных смыслов;

— обеспечение студентов научными знаниями;

— ориентация на самореализацию творческой деятельности;

— обеспечение жизненного самоопределения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе административно-педагогической и опытно-экспериментальной работы автора в Оренбургском государственном профессионально-педагогическом колледже и нашли свое отражение в ряде публикаций в виде статей и тезисов докладов, выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях регионального и зонального уровня.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной и цитируемой литературы, приложений.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Предметом дальнейших поисков могут выступать факторы и технологии развития личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры является одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогической наукой и практикой. Учитывая нарастающую потребность общества в специалистах, обладающих высоким культурным уровнем и потенциалом, данная проблема приобретает общественно-значимый характер.

Высокая миссия педагога во все времена предопределяла уровень требований к профессионально-педагогическому образованию, развивающемуся на основе культурного потенциала, накопленного обществом. В современной школе становится востребованным лишь тот учитель, чьи личностно-профессиональные характеристики соответствуют высокому уровню развития педагогической культуры как его интегральной сущности.

Колледж как инновационный тип профессионального образовательного учреждения повышенного уровня призван выполнять задачу создания условий для развития личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры, что и явилось главной проблемой нашего исследования.

Цель исследования заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, способствующеих эффективному развитию личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры. Соответственно поставленной цели в работе был:

— проведен анализ современного состояния изучения данной проблемы;

— проведен анализ подходов к определению явления культуры, которую мы, согласно предложенному Л. С. Кагану определению, рассматриваем как «общественную систему сущностных сил человека в процессе его многообразной социальной деятельности».

Основываясь на результатах работы, мы считаем, что:

— педагогическая культура является одним из видов культуры;

— педагогическая культура включает в себя педагогическое образование, то есть выступает, как более общее понятие;

— педагогическая культура будущего учителя — это интегративное качество личности, включающее в себя достаточно высокий уровень освоения психолого-педагогических наук, систему общечеловеческих ценностных ориентаций, проявляющихся в рамках активно-творческих сил и способностей человека;

— субъект — человек познающий мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности;

— важнейшей проблемой образования становится обучение способам самоопределения человека в живой культуре, способам культуро-творчества.

Само понятие «педагогическая культура» имеет множество граней своего сущностного преломления в научном знании в зависимости от смыслового наполнения. На уровне индивидуально-личностного осмысления под педагогической культурой мы понимаем интегративное качество личности, включающее в себя достаточно высокий уровень освоения психолого-педагогических наук, систему общечеловеческих ценностных ориентаций, проявляющихся в развитии активно-творческих сил и способностей человека.

На основе данного понимания нами сконструирована модель педагогической культуры выпускника колледжа, в которую включены ценностные, личностные и деятельностные характеристики, раскрывающиеся и детализирующиеся в следующих компонентах: гностическом, аксиологическом, личностно-творческом, коммуникативном. Данная модель педагогической культуры будущего учителя выступает целевым компонентом педагогической системы колледжа.

В ходе констатирующего эксперимента была изучена образовательная ситуация, определяющая деятельность современного колледжа, произведены замеры уровня развития основ педагогической культуры у выпускников, свидетельствующие о наличии проблем в реализации целевого компонента его педагогической системы.

С целью создания благоприятных условий для развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры, в колледже была организована специальная опытно-экспериментальная работа, проходившая в несколько выделенных нами этапов.

Содержание опытно-экспериментальной работы состояло в реализации следующего комплекса условий развития личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры: введение будущих учителей в мир ценностей и обеспечение выбора их личностных смысловобеспечение будущих учителей научными знаниямиориентация на самореализацию творческой деятельностиобеспечение жизненного самоопределения.

Измерение эффективности происходящих в колледже преобразований производилось средствами педагогического мониторинга при помощи различных анкет, диагностических тестов, а также созданной нами методики самооценки и экспертной оценки уровня развития личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры на различных этапах их профессионального становления.

Формирующий этап эксперимента показал, что процесс развития будущего учителя как субъекта педагогической культуры протекает более успешно, если учебно-воспитательный процесс будет основываться на структурно-функциональной модели процесса развития, выведенной нами. В ходе реализации структурно-функциональной модели мы использовали три типа базовых технологий конструирования учебной ситуации: технология задачного подхода, технология учебного диалога, технология имитационных игр.

Процесс развития личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры в рамках предложенной нами структурно-функциональной модели развития предусматривал три этапа:

— диагностирующе-проектировочный;

— ориентирующе-формирующий;

— контрольно-корректирующий.

Совокупность данных педагогических условий является необходимой и достаточной для эффективного функционирования процесса развития личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры.

Студенты экспериментальной группы, где реализовывался весь комплекс педагогических условий, показали более высокий уровень по выделенным нами и указанным выше показателям, что при реализации всего комплекса педагогических условий, отмечается более высокий уровень развития личности будущих учителей как субъектов педагогической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994. — 336с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. — 334с.
  3. B.C. Введение в научное исследование по педагогике. -М.: Просвещение, 1988. 316с.
  4. Авиценна Ибн Сина Абу Али. Избранные сочинения. М. Ташкент: МИКО, ФАН, 1994. — 400с.
  5. А. Понять природу человека / Перевод Е. А. Цыпина СПб.: Академический проспект, 1997. — 255с.
  6. Активная познавательная деятельность студентов. Л.: ЛГПИ, 1973. — 104с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-й, М., 1980.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство ЛГУ, 1968. — 111с.
  10. .Г. Проблемы интеллекта и культурного развития студенчества. Л., 1976. — 76с.
  11. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988. — 238с.
  12. Л.М. Педагогическая культура и стиль преподавания // Культура и мировоззрение учителя: Сборник статей. Екатеринбург, 1992. — С.5−16.
  13. О.С. Акмеология мышления. М., 1997. — 534с.
  14. О.С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен). М.: JTMA, 1996. — 380с.
  15. О.С., Раджабов К. А. Психолого-методологические основы педагогики саморазвития: Учебное пособие. Самарканд: Изд-во СамГУ, 1989. — 100с.
  16. А.И. Введение в культурологию. М., 1993. — 352с.
  17. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104с.
  18. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика. 1987. — № 2. — С.3−8.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  20. Э.Я. Культура, творчество, человек / Сост. Э. Я. Баллер, Н. С. Злобин. М.: Молодая гвардия, 1990. — 272с.
  21. A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов (к вопросу о сущности педагогической культуры) // Советская педагогика, 1981. № 1. — С.71−78.
  22. A.B., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателей высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. — 173с.
  23. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1995. — 141с.
  24. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989. 208с.
  25. В.Л. Теоретико-методологические основы развития педагогической культуры. Дисс. на соиск. учен. степ. докт. п.н. Екатеринбург, 1996. — 274с.
  26. H.A. О назначении человека. М.: Просвещение, 1993. — 382с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
  28. B.C. От наукочтения к логике культуры. — М., 1991. -413с.
  29. B.C. Школа диалога культур: основные программы. -Кемерово: Альф, 1992. 93с.
  30. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: РОУ, 1994. -35с.
  31. М.Р. Культура самосовершенствования преподавателя: Учебное пособие. М.: МПА, 1994. — 48с.
  32. A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328с.
  33. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. Ростов н/Д.: РГПУ, 1993.
  34. Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. Ростов н/Д: РГПУ, 1992. — 22с.
  35. Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя. Ростов н/Д: РГПУ, 1989.
  36. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Круглый стол // Педагогика. -1996. № 5. — С.72−73.
  37. Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Дисс.. к. п. н. Челябинск: Чел-ГУ, 1996. — 199с.
  38. К.Я. Саморазвитие человека и модельное обучение. -Н.Новгород, 1991. 119с.
  39. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 172с.
  40. С.Г. Воспитание активной позиции личности. -Д.: Лениздат, 1981. 141с.
  41. И.Е. Общая культура учителя как фактор успешной педагогической деятельности: Дисс. .к.п.н. Тюмень: ТГУ, 1995, -185с.
  42. И.И. Искусство. Истина. Реализм. М.: Искусство, 1975. — 175с.
  43. Ю.Г. Личность и гуманизация (социальный аспект). -М., 1995.
  44. Н.Е., Суханцева В. К. и др. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С.66−70.
  45. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Магнитогорск-Псков: Изд-во ПО-ИПКРО, 1997. 421с.
  46. Л.С. Педагогическая психология / Под. Ред. В. В. Давыдова. М., 1991. — 480с.
  47. Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. — 151с.
  48. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. — 306с.
  49. В.В. Межсубъектные отношение в педагогическом процессе. Дисс.. д. п. н. — СПб, 1992.
  50. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1987. — 207с.
  51. B.C. Культура педагогического общения: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144с.
  52. Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования (технология прорыва в будущее). М., 1992. -190с.
  53. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
  54. Диалог культур: Философия. Психология. Педагогика. Кемерово, 1981. — С.8.
  55. А.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1956. — 417с.
  56. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1990. 191с.
  57. М.Ф. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. JL: Наука, 1972.
  58. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72с.
  59. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143с.
  60. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995. — 234с.
  61. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. — 426с.
  62. И.А. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дисс. .к.п.н. Ростов н/Д, 1995. -214с.
  63. Л.А. Структура педагогической деятельности // Фило-софско-социологические вопросы совершенствования народного образования: Сб. науч. тр. Горький: ГПИ, 1983. — С.3−11.
  64. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462с.
  65. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта. Актюбинск, 1990. — 328с.
  66. Г. Л. Образование и культура: поиск взаимного соответствия. М., 1992. — 78с.
  67. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 486с.
  68. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. — 200с.
  69. И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород: БГУ, 1996. С.8−13.
  70. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. Белгород: БГПИ, 1993. — 219с.
  71. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319с.
  72. М.С. Философия культуры. С.-Петербург: Петрополис, 1996. — 416с.
  73. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144с.
  74. В.А. Структурные уровни и определения некоторых категорий, связанных с развитием / Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С.208−219.
  75. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. — 280с.
  76. Ю.В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М.: Знание, 1989. — 38с.
  77. Т.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышения педагогической культуры учителя: Автореф. дисс.. к. п. н. Ростов н/Д, 1995. — 19с.
  78. Ким М. П. Общество и природа. М.: Просвещение, 1988. -248с.
  79. Г. А. Взаимосвязь педагогической культуры и творчества в профессиональной деятельности. Даугавпилс, 1990. — 24с.
  80. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996. — 135с.
  81. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика. Л., 1991. — 84с.
  82. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223с.
  83. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. — 63с.
  84. Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
  85. Г. М. Культура профессионального самоопределения педагога: Пособие. М., 1994. — 344с.
  86. И.А. История мировой педагогической культуры как область научного познания и учебная дисциплина // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т.1. М.: РАО, 1994. — С.138−166.
  87. Я.А. Избранные педагогический сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1982.
  88. Конфуций. Изречения, М.: МГУ, 1994. — 128с.
  89. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. М. И. Кондакова. М.: Политиздат, 1988. — 319с.
  90. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований: Рекомендации (В.В.Краевский, В.М.Полонский). -М., 1987. 44с.
  91. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. 140с.
  92. А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. Оренбург, 1995. — 100с.
  93. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224с.
  94. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, Изд-во УГППУ, 1999. — 183с.
  95. Культура и мировоззрение учителя / Отв. Ред. В. И. Филиппова.- Екатеринбург: Свердл. Обл. ИУУ, 1992. 133с.
  96. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования / Под. ред. Л. Н. Когана. М.: Наука, 1981. — 234с.
  97. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству: Дисс.. к.п.н. Минск, 1992. — 178с.
  98. K.M. Личность педагога: Становление и развитие. -Саратов: СГУ, 1990. 168с.
  99. А.Н. Проблемы развития психологии. М.: МГУ, 1981. — 584с.
  100. Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Талин: Александра, 1992. — 479с.
  101. Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков, 1995. -218с.
  102. М.К. Как понимаю философию. М.: Культура, 1992. 415с.
  103. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: АН Арм. ССР, 1973. — 784с.
  104. Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284с.
  105. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 190с.
  106. В.Ш., Юдин В. П. Педагог и культура. Казань: Изд-во Казанского университета, 1994. — 111с.
  107. А. Дальние пределы человеческой психологии / Перевод с англ., науч. ред. Н. Н. Акулиной. СПб.: Издательская группа «Евразия», 1997. — 430с.
  108. Т.П. Культурология и философия культуры // Проблемы и перспективы развития культурологии в вузах России: Тезисы всероссийской конференции. Ростов н/Д, 1993. — С.6−8.
  109. В.М. Культура и история. М., 1977. — 199с.
  110. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. М.: ЛГУ, 1980. — 172с.
  111. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. — 347с.
  112. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1993. -406с.
  113. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. — 144с.
  114. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 102с.
  115. И.А. НТР и культура. Ростов н/Д, 1985. — 128с.
  116. Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития профессионализма / под ред. Т. В. Новикова. М., 1994. — 32с.
  117. E.H. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в колледже: Дисс.. к.п.н. Челябинск: ЧелГУ, 1995. — 175с.
  118. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3.- М.: Инноватор, 1995. 153с.
  119. Г. Н. Формирование духовной культуры личности учителя // Комплексность и преемственность в формировании будущего учителя. Волгоград, 1989.
  120. И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: Дисс.. к.п.н. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 177с.
  121. С.И. Словарь русского языка. М.: русский язык, 1988.- 749с.
  122. Особенности подготовки учительских кадров в зарубежных странах / А. И. Галаган, О. Л. Ворожейкина, Н. И. Давыдов и др. М.: НИИВО, 1992. — 56с.
  123. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. / Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. -М.: Сов. энциклопедия, 1965.
  124. A.B. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д, 1996.
  125. М.К. Язык, знак, культура. М., 1991. — С.17−19.
  126. Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 18с.
  127. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности учителей. М.: Педагогика, 1983. — 129с.
  128. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. -205с.
  129. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1991. — 260с.
  130. М.М. Как развивать педагогическое творчество. -М.: Знание, 1987. 80с.
  131. А.И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С.46−52.
  132. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1993. — 135с.
  133. Психология и педагогика / Под ред. К. А. Абульханова, Н. В. Васильевой, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. -620с.
  134. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1976. — 291с.
  135. Л.К. Самопознание в процессе изучения педагогической антропологии. Томск, 1996. — 278с.
  136. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995. 49с.
  137. Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве // Педагогика, 1995. № 4. — С.114−116.
  138. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С.164−168.
  139. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529с.
  140. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992. — 155с.
  141. К. Взгляды на психотерапию. Становление человека / Перевод с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс, 1994. — 479с.
  142. Российская педагогическая энциклопедия. в 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: БРЭ, 1992, — Т.1. — 608с.
  143. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. — 412с.
  144. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191с.
  145. Т.Н. Имидж современного педагога // Мир образования. 1995. — № 10. — С.90−91.
  146. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Знание, 1996. — 293с.
  147. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244с.
  148. В.Г. Личность. Творчество. Развитие. /Учебно-методическое пособие/ Под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001. — 290с.
  149. В.Г. Методические основы образования (учебное пособие к спецкурсу). Оренбург, 2000.- 192с.
  150. Э. Закономерности формирования «модель культурного человека» // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С.61−74.
  151. O.A. Условия формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в педвузе: Дисс. .к.п.н. Челябинск: ЧелГУ, 1995. — 181с.
  152. Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — С.179−180.
  153. B.C. Диагностика развития социализма. М.: Мысль, 1987. — 430с.
  154. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 157с.
  155. М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности учителя: Дисс. .к.п.н. Белгород, 1995. -214с.
  156. В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород: БГУ, 1996. С.3−7.
  157. Л.Б. К проблеме познания культуры педагогической деятельности будущего учителя // Педагогическая мысль и образование 21 века. Оренбург, 2000. — С.138−142.
  158. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей / Сост. В. А. Грицюк, Р. П. Скульсикй, С. В. Дубровский. -Львов: Свеет, 1990. 48с.
  159. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. — 159с.
  160. Современный словарь иностранных языков. М.: Русский язык, 1992. — 741с.
  161. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. М.: «Логос», 1998. — 204с.
  162. Г. С. Гуманистическая направленность обучения как основа развития профессионально значимых качеств личности будущего педагога // Педагогические училища в системе непрерывного образования. СПб., — Часть 1, 1996. — С.22−27.
  163. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
  164. В.А. Разговор с молодым директором // Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т.З. — М., 1981.
  165. В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Народная асвета, 1981. — 288с.
  166. Тезаурус для учителей и школьных психологов // Новые ценности образования. Вып. 1. М.: Инноватор, 1995. — 133с.
  167. Тесты для взрослых и детей. Сборник зарубежной методики для самостоятельной работы. М., 1994. — С.313−320.
  168. Тимошенко J1.H. Формирование профессиональной культуры будущего учителя // в помощь начинающему учителю: Метод. Материалы. Вып. 5. Даугавпилс, 1990. С.10−13.
  169. В.П. О ценностях жизни и культуры. Д., 1960. -156с.
  170. Условия и факторы формирования педагогической культуры студентов: Межвуз. Сб. науч. трудов. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д.: РГПУ, 1990. — 120с.
  171. К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. Москва-Ленинград: АПН, 1948. Т.2. 645с.
  172. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Просвещение, 1984. — 496с.
  173. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840с.
  174. Формирование личности будущего учителя / Р. И. Цветкова, Ф. Г. Важенина и др. Владивосток: ДГУ, 1991. — 128с.
  175. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. И. Ф. Исаева. Белгород: БГПИ, 1992. — 73с.
  176. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368с.
  177. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. — 289с.
  178. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Под ред. П. С. Гуревича. М.: Изд. группа «Прогресс», 1995. — 256с.
  179. И. Российский вариант американского колледжа // Нор. Образование. 1994. — № 6. — С.48−57.
  180. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993. — 181с.
  181. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Изд-во Магистр, 1997. — 47с.
  182. Н.Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа. Автореферат дисс. .к.п.н. Белгород, 1997. — 24с.
  183. E.H. Гуманизация профессионального становления педагога // Сов. педагогика. 1991. № 9. — С.80−84.
  184. В.А. Моделирование и философия. Л.: Лениздат, 1966. — 203с.
  185. Г. П. и др. Педагогика и логика. М., 1993. -415с.
  186. Н.Е. Духовная и профессиональная культура учителя // В помощь начинающему учителю: Метод, материалы. Вып.5. -Даугавпилс, 1990. С.13−16.
  187. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск: Кн. изд-во, 1992. — 78с.
  188. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ACT, 1997. — 300с.
  189. Юнг К. История философии в памятниках. Собрание сочинений / Пер. с нем. М.: Канон, 1995. — 352с.
  190. М.Д. Подготовка студентов педагогических колледжей к социальной работе с учащимися: Дисс.. к.п.н. Казань, 1996. — 170с.
  191. И.В. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128с.
  192. Apple M. Educational and power. Boston etc. Roustlege Regan Paul., 1982. — 170p.
  193. Breland H.M. Personal Qualities and College Admission CEEB. N.Y., 1982.
  194. Harris A. Teaching Morality and Religijn. L., 1979. 198p.
  195. Huberman M. The lives of teachers. N.Y., 1993. P.13.
  196. School Review. 1976. V.83. — № 4.
  197. The High Journal. 1982−1983. V.66. — № 2.
Заполнить форму текущей работой