Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия развития регионов Республики Казахстан в условиях формирования Евразийского экономического пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегическая цель развития народного хозяйства, которую можно сформулировать как обеспечение устойчивого развития при переходе на региональный уровень управления, конкретизируется в виде стратегических направлений деятельности, целевых комплексных стратегических программ и конкретных плановв трансформационный период перехода к рыночной экономике значение концепции регионального устойчивого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические положения стратегического развития регионов Республики Казахстан
    • 1. 1. Сущность и роль стратегии социально-экономического развития регионов в достижении плановых экономических результатов и эффективности производства. Ю
    • 1. 2. Сущность системы сбалансированных показателей, особенности и возможности ее использования для регионального стратегического планирования
  • Глава 2. Анализ социально-эколого-экономических результатов функционирования системы стратегического планирования развития регионов Республики Казахстан
    • 2. 1. Анализ показателей и индикаторов устойчивого развития, возможности их применения в системе сбалансированных показателей
    • 2. 2. Особенности развития Республики Казахстан в составе Евразийского сообщества
    • 2. 3. Анализ динамики развития экономики регионов Республики Казахстан
  • Глава 3. Предпосылки и направления стратегического развития регионов Республики Казахстан в условиях Евразийского экономического сообщества

3.1. Основные предпосылки и проблемы стратегического развития регионов Республики Казахстан в перспективный период времени в условиях дальнейшего формирования макросред Евразийского экономического сообщества.

3.2. Методические рекомендации по осуществлению стратегического планирования и определению перспективных направлений развития регионов Республики Казахстан.

Стратегия развития регионов Республики Казахстан в условиях формирования Евразийского экономического пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Рост экономических и социальных результатов в процессе текущего функционирования и перспективного развития административно-территориальных образований в условиях нахождения Республики Казахстан в составе Евразийского экономического сообщества, нестабильности внешней среды в значительной мере зависит от разработки и реализации обоснованных стратегий социально-экономического развития народного хозяйства, регионов страны, представляющих собой целевую направленность предпринимаемых мер на достижение планово-расчетных экономических, социальных и финансовых результатов регионов, сбалансированное и пропорциональное развитие их внутренних экономической, демографической, природной и социальной сред.

Поэтому формирование комплекса сбалансированных экономических показателей, выступающего одним из методов обоснования ресурсообеспе-ченных возможностей достижения необходимых экономических результатов в долгосрочном периоде времени, соблюдения установленных стратегических направлений социально-экономического развития хозяйствующих субъектов национальной экономики, объединения и отражения в каждом из сбалансированных показателей экономической результативности текущего и стратегического управления выступают одним из основных условий научной обоснованности решения проблемы результативного стратегического развития регионов Республики Казахстан в условиях последовательного противодействия негативным влияниям макросреды Евразийского экономического сообщества.

Актуальность решения проблем осуществления технологических процедур стратегического планировании и определения перспективных направлений развития Республики Казахстан возрастает при наличии особенностей социально-экономического развития регионов, неустойчивых внешней и внутренней сред Казахстана.

Научные проблемы использования для анализ устойчивого развития регионов сбалансированные показатели и индикаторы, адекватно отражающие функционирующую систему управления социально-экономическим развитием региона, характер поставленных стратегических задач, особенности перспективного развития Республики Казахстан в составе Евразийского экономического сообщества, состоящие в адаптации к процессу создания единой правовой среды, механизмов реализации законодательных положений, государственного контроля процессов и результатов выполнения странам ЕврА-зЭС принятых обязательств, сложившуюся дифференциацию регионов по темпам роста промышленного производства, сбалансированность отраслей народного хозяйства с уровнем развития социальной инфраструктуры, также ждут своего решения.

Актуальность темы

исследования, практическая потребность народного хозяйства, регионов, их хозяйствующих субъектов в разработке теоретических положений стратегического развития регионов, в результатах анализа социально-эколого-экономических результатов функционирования системы стратегического планирования развития регионов и формируемом комплексе мер по противодействию негативным тенденциям внешней и внутренней сред, обосновании предпосылок и установлении направлений стратегического развития административно-территориальных образований в условиях Евразийского экономического сообщества определили цель, задачи, предмет и объект диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в исследование проблемы стратегического развития социально-экономических систем внесли такие зарубежные ученые, как И. Ансофф, К. Боумен, П. Дойль, Д. Кемпбел, JI. Невилл, Ж. Рой, М. Пейли, М. Портер, А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Х. Р. Хеммер.

Среди отечественных ученых решению проблем стратегического развития социально-экономических систем посвятили свои труда такие ученые, как JT.H. Бабкина, К. М. Бискультанов, О. С. Виханский, А. А. Гейдт, А. А. Голубев, П. В. Забелин, Ж. Ихданов, М. Б. Кенжегузин, Э. Н. Кроливецкий, А. Н. Петров, С. А. Попов, Е. Н. Сагиндиков, Р. А. Фатхутдинов.

Основной целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических положений стратегии социально-экономического развития регионов Казахстана в условиях негативного влияния факторов внешней среды.

В соответствии с основной целью в диссертации поставлены для решения следующее задачи:

• определить теоретические подходы к развитию сущности и установлению роли стратегии социально-экономического развития регионов в достижении плановых экономических результатов и эффективности производства;

• сформировать методологические положения создания системы сбалансированных показателей, возможности ее применения в рамках стратегического планирования развития региона;

• разработать методические подходы к формированию состава идентификаторов и индикаторов устойчивого развития и их применения в системе сбалансированных показателей;

• установить особенности и проанализировать динамику ретроспективного экономического развития регионов Республики Казахстан;

• систематизировать предпосылки как основу формирования стратегии осуществления социально-эколого-экономических процессов, исследовать проблемы стратегического развития регионов Республики Казахстан в условиях функционирования Евразийского экономического сообщества;

• составить и обосновать методические рекомендации осуществления стратегического планирования и определения перспективных направлений развития административно-территориальных образований Республики Казахстан.

Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы формирования и реализации стратегии социально-экономического развития регионов, их ориентированности в перспективном (средне-, долгосрочном) периоде времени на достижение необходимых экономических и социальных результатов.

Объектом исследования выступают внутренние и внешние процессы влияния на стратегическое развитие регионов в перспективном периоде времени.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем явились российские, казахстанские и зарубежные научные труда в области стратегического управления и стратегического планирования развития больших и малых социально-экономических систем, административно-территориальных образований на основе интеграции народных хозяйств, создания единого экономического пространства, ориентации на достижение высоких экономических и социальных результатов в условиях нестабильной внешней среды и влияния ее негативных факторов на развитие региональных хозяйств.

В диссертации применены такие общенаучные методы исследования, как синтез, системный и сравнительный анализы, аналитические, прогностические и логико-вербальные методы экономического моделирования.

Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в том, что:

• развиты теоретические положения о роли и сущности стратегии социально-экономического развития регионов, как целевой направленности, реализуемой посредством комплекса мер по достижению планово-расчетных экономических, социальных и финансовых результатов, сбалансированного и пропорционального развития внутренней среды региона в условиях негативного влияния факторов неустойчивой внешней среды;

• сформированы методологические положения создания системы сбалансированных экономических показателей, выступающих основой для реализации процедурно-технологических этапов стратегического планирования, соблюдения установленных стратегических направлений развития хозяйствующих субъектов региона, ежегодного приближения к оптимальным величинам экономических показателей развития административно-территориального образования;

• разработаны методические подходы к формированию состава сбалансированных идентификаторов и индикаторов устойчивого развития регионов, характеризующих систему управления социально-экономическим развитием региона, его направленность и достижение результативности стратегического ориентирования региона в перспективном периоде времени, изменение процессов природно-экологической среды, степень объективности измерения социально-демографической среды региона;

• установлены, обоснованы и проанализированы особенности экономического, научно-технического, технологического и информационного развития народного хозяйства Республики Казахстан в составе Евразийского экономического сообщества, требующих формирования единой правовой среды, создания рационального механизма государственного контроля процессов и результатов выполнения странам ЕврАзЭС принятых обязательств, разработки общих стратегических направлений развития;

• предложены методические положения эффективного использования потенциальных возможностей стратегического развития регионов и макросреды Республики Казахстан в перспективный период времени в составе Евразийского экономического сообщества на основе учета сложившихся и формируемых предпосылок повышения темпов экономического и социального роста, создания и использования системы сбалансированных показателей, разработки механизмов реализации стратегических планов и целевых программ;

• даны методические рекомендации по подготовке и реализации процесса стратегического планирования социально-экономического развития регионов на основе соблюдения технологических процедур генерирования стратегического видения позиции региона, установления долгосрочных направлений развития и основных ключевых факторов успеха, определение индикаторов выполнения стратегических планов.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что предлагаемые в нем теоретические и методические положения имеют направленность на повышение объективности, целенаправленности и значимости формируемых стратегий, системы сбалансированных показателей в составе стратегического плана социально-экономического развития региона.

Практическое значение имеют результаты анализа динамики развития региональных экономик Республики Казахстан, а также рекомендации по осуществлению стратегического планирования и определения перспективных направлений развития административно-территориальных образований Республики Казахстан.

Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наиболее доступной и рациональной форме отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертации на основе соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи, взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Раскрытие сущности и определение роли стратегии социально-экономического развития регионов в достижении плановых экономических результатов и эффективности производства, формирование, особенности и возможности использования системы сбалансированных показателей в процессе стратегического планирования развития административно-территориального образования, результаты анализа показателей и индикаторов устойчивого развития, установление возможностей их применения в системе сбалансированных показателей, определение и анализ особенностей развития Республики Казахстан в составе Евразийского экономического сообщества, результаты анализа развития экономики регионов Республики Казахстан в перспективный период времени в условиях дальнейшего формирования макросред Евразийского экономического сообщества, разработка методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования и определения перспективных направлений развития регионов Республики Казахстан позволили автору сделать следующие выводы:

• под устойчивым развитием следует понимать сбалансированное, пропорциональное развитие таких основных макросред, как экономическая, социальная, демографическая, природная, экологическая, состояние которых формируется на региональном уровне и поэтому административно-территориальные образования должны быть заинтересованы в устойчивом социально-экономическом развитии;

• стратегическая цель развития народного хозяйства, которую можно сформулировать как обеспечение устойчивого развития при переходе на региональный уровень управления, конкретизируется в виде стратегических направлений деятельности, целевых комплексных стратегических программ и конкретных плановв трансформационный период перехода к рыночной экономике значение концепции регионального устойчивого развития усиливается с ростом конкурентной борьбы стран-членов ЕврАзЭС со странами, входящими в другие блоки, союзы, а также составляющими такие мировые регионы, как Европейский, Тихоокеанский, Атлантическийуправление социально-эколого-экономическим региональным развитием, включающее такую функцию, как стратегическое планирование, требует создания теоретических основ, отличных от тех, которые использовались в стабильных условиях другого общественного строя и способа производства с высокой степенью централизации управления и в условиях отсутствия рыночной конкуренциизадачи стратегического планирования социально-эколого-эко-номических процессов и их основных параметров в регионе должны быть дополнены блоком, включающего комплекс задач, отражающих активные инновационные процессы как важнейший фактор улучшения конкурентоспособности административно-территориального образованиястратегия социально-экономического развития регионов, представляя собой целевую направленность предпринимаемого комплекса мер на достижение планово-расчетных социальных, экономических и финансовых результатов, эффективности производства административно-территориальных образований, сбалансированное и пропорциональное развитие их внутренних экономических, демографических, природных и социальных сред в условиях влияния негативных факторов неустойчивой макросреды, выполняет роль нормативного, системного и программно-целевого инструментария для решения экономических, социальных и экологических проблем в процессах определения и обоснования средне-, долгосрочных последствий применения целевых стратегических программ и планов, направленных на реализацию конкретного ориентира результативности, идентифицируемых с прогнозными сценариями эколого-социально-экономических изменений состояния среды административно-территориального образования;

• стратегия развития представляет собой обязательное внедрение процессов создания или модификации товаров, а потом распространение, продвижение этого товара на старые и новые рынки, поэтому реализовать такую стратегию развития невозможно без использования технических и технологических новшеств в производстве;

• стратегическое направление деятельности можно представить как совершенствование и внедрение новых технологических процессов производства товаров, отличающихся высоким уровнем эффективности, степенью накопления и использования активов, создающих новые виды продукции, услуги, модификации уже существующих товаров, ориентированных на удовлетворение потребностей целевых рынков потребителей;

• стратегические направления деятельности можно рассматривать как составляющие региональной системы управления, представляющие собой: обеспечение стратегического развития региональных процессовуправление маркетинговыми исследованиями внутренних и внешних рынков, в том числе стран, входящих в Евразийское сообществоуправление кадровым обеспечениемуправление производственными и инфраструктурными процессамивыявленные причинно-следственные связи стратегических направлений развития региональных процессов предполагают необходимость разработки более совершенной региональной системы управления, целевая ориентация которой основана на перспективном видении развития региона на межрегиональных и международных рынках, определении долгосрочных, средне-, краткосрочных стратегических целей, постоянном мониторинге деятельности хозяйствующих субъектов, рынков труда, продукции, капиталов, как международных и межрегиональных, так и внутрирегиональныхсостав сбалансированных показателей представляет собой модель целевой ориентации региональной системы управления, в которой указывается стратегическое видение, миссия, главная стратегическая цель развития, состоящая из внешней и внутренней частейпредназначенность стратегических направлений в модели целевой ориентации региональной системы управления состоит в том, чтобы: обеспечить эффективное функционирование системы финансового обеспеченияразвивать количественный и качественный состав трудовых ресурсов регионаспособствовать организации маркетинговых исследований конъюнктуры внутреннего, межрегионального и международного Евразийского рынков потребителей, производителей товаров, государственных учреждений, промежуточных продавцовсодействовать развитию процессов производства конкурентоспособной, экологически чистой продукции и оказания услуг на территории регионаосновными этапами разработки состава сбалансированных показателей для целей стратегического планирования социально-экономического развития региона являются: определение целей деятельности региональной системы управления социально-экономическим развитием, формирование состава идентификаторов достижения целей (ключевых показателей результативности, ключевых факторов успеха) — установление показателей для стратегических направлений развития регионасоставление и обоснование экономических идентификаторов для нижних уровней управления, то есть для более мелких административных единиц — районов, разработка методических положений их расчетаавтоматизация расчетов мотивированно обоснованных показателей;

• создание состава сбалансированных показателей для региональной системы управления позволяет учесть фактор времени, поскольку по мере продвижения от главной стратегической цели к конкретным мероприятиям в рамках функциональных стратегий сокращается срок реализации целей от средне-, долгосрочных до текущих;

• сбалансированные показатели — это еще и управленческий инструментарий, который вынуждает создание управленческого учета, отражающего все необходимые экономические показатели и результаты выполнения конкретных мероприятий, является основой для формирования бюджета системы управления и оперативных планов движения денежных средств;

• последовательность составления моделей взаимодействия сбалансированных показателей социально-экономического развития региона состоит в том, что: устанавливаются критические факторы успеха (ключевые факторы успеха) — определяют от одного до четырех показателей для стратегической цели каждого стратегического направления перспективного развития, например, совершенствования финансового, кадрового обеспечения, процессов производства и степени удовлетворенности потребительских рынков для хозяйствующего субъектасоставляются ключевые показатели деятельности, называемые ключевыми идентификаторами исполнения, исходя из того правила, что к каждому из ключевых факторов успеха подбирается по одному основному показателю перспективного развитиядля каждого ключевого фактора успеха и парного ему ключевого показателя социально-экономического развития определяется ответственное лицо, осуществляющее мониторинг или ответственность за проведение мониторинга изменения этих показателей, динамику развитиядля каждого ключевого фактора успеха формируются планы стратегических действий, включающие по правилам декомпозиции не менее двух конкретных мероприятий, а таких планов должно быть не менее двух на каждый показатель (ключевой фактор успеха);

• система сбалансированных экономических показателей, выступающая одни из методов: обоснования ресурсообеспеченных возможностей достижения необходимых экономических результатов в долгосрочном периоде времени на основе реализации процедурно-технологических этапов стратегического планированиясоблюдения установленных стратегических направлений социально-экономического развития отраслевых хозяйствующих субъектов народного хозяйства, административно-территориальных образований, их систем управления развитием процессов производстваудовлетворенности потребителей товарами, услугами, маркетинговых исследований на внутренних и внешних рынках, кадрового обеспеченияобъединения в каждой из элементных составляющих текущего и стратегического управления, может быть использована для объективного количественного определения планово-расчетных экономических, социальных результатов в перспективном периоде времени, степени ежегодного приближения к оптимальным величинам показателей в процессе реализации конкретных мероприятий, дифференцирования стратегических направлений перспективного развития, ориентации на целевые программы, планы и комплексы мероприятий, посредством которых достигаются стратегические цели, обеспечения пропорционального и сбалансированного по доходам и расходам реализуемой долгосрочной стратегии, для формирования обобщающей модели целевой ориентации региональной стратегической системы управления;

• перечень показателей и индикаторов системы сбалансированных показателей должен отвечать всем указанным требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению, соответствовать стандартам описания отдельных подсистем как частей всей системы управления в целом, включать способность унифицированного описания глобального, национального, регионального, местного и локального уровней управления, отражать стратегические цели управления в количественном выражении, xapaicrep стратегических задач планирования, зависеть от реальных объемов всех видов ресурсов и их потенциала;

• в настоящее время, в первую очередь, необходимо разработать разноуровневый набор показателей и индикаторов состояния природной среды и природных ресурсов по подсистемам региональной системы управления, согласовать этот набор с перечнем экономических показателей и индикаторов, а затем разработать аналогичный набор для социальной подсистемы;

• исходя из ориентации системы управления экономической средой на периодический анализ и перманентное прогнозирование общих, имеющих принципиальный характер, тенденций изменения функционирования процессов региональной экономической системы, перечень отраслей вполне достаточно представить несколькими (тремя — четырьмя), которые занимают ведущую, определяющую позицию на рынках производителей товаров;

• используемые для анализа устойчивого развития регионов сбалансированные показатели и индикаторы должны отвечать: требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению, соответствовать отражению функционирования системы управления социально-экономическим развитием региона, стратегических целей управления, характер стратегических задач планирования, зависеть от реальных объемов располагаемых ресурсов производства, природной средыпринципу равнозначности экономической, демографической и природной средамуровню объективности измерения состояния природно-экологической системы (запас природных ресурсов, качество природной среды) — уровню объективного измерения состояния социально-демографической среды региона (индексы развития человечества, социального развития);

• создание системы сбалансированных показателей развития регионов и в целом национальной экономики позволяет решать задачи мониторинга и государственного контроля процессов проникновения стран на международные рынки, обеспечения устойчивого социально-эколого-экономического развития;

• особенности развития Республики Казахстан в составе Евразийского экономического сообщества заключаются в том, что: создание единого экономического, научно-технического, технологического и информационного пространства в границах пяти государств требует формирования и единой правовой среды, совершенных механизмов реализации законодательных положений, создания условий для использования рационального механизма государственного контроля процессов и результатов выполнения странами принятых обязательствразработки общих стратегических направлений развития в экономической, социальной и природоохранной средахнаблюдается положительная динамика национальной экономики, проявляющейся в увеличении индекса внешнеторгового оборота, экспорта, импорта и прямых иностранных инвестицийувеличивается степень открытости экономики в общем и по отношению к странам ЕврАзЭС в части импортаиз Казахстана экспортируются природно-сырьевые ресурсы, а развитие обрабатывающих отраслей, внедрение новых технологий имеют невысокие темпы ростастепень устойчивости социально-экономического развития оказывает меньшее влияние на качество жизни граждан, чем уровень экономического развития;

• полученные результаты анализа динамики развития экономики регионов Республики Казахстан свидетельствуют о существенной дифференциации регионов по темпам роста промышленного производства, розничного товарооборота, грузовых перевозок, сельского хозяйства, туристской деятельности, их сбалансированности с уровнем развития социальной инфраструктуры, инвестиционных вложений в обновление и модернизацию основных фондов и недропользование, номинальной заработной платы и уровня безработицы;

• регионы в той или иной перспективе могут перемещаться из одной группы в другую по экономическому, социальному состоянию, несмотря на разработку и реализацию стратегических планов улучшения социально-эколого-экономической ситуации и повышения уровня качества жизни граждан, поскольку важное значение приобретают стратегические ориентиры — количественные оценки системы сбалансированных показателей каждого конкретного региона, а также границы варьирования этих показателей для выделенных трех групп регионов — лидеров, депрессивных и отсталых в кратко-, средне-, долгосрочном и сверхдолгосрочном периодах времени;

• результаты реализации национальных стратегических программ и планов не распределяются по территории всех регионов равномерно, и еще больше могут привести к увеличению существующих негативных последствий и, прежде всего, к усилению неравномерности развития социально-эколого-экономических процессов и исследуемых в системе сбалансированных показателей рынков труда, финансов, инноваций, клиентурных рынков потребителей товаров, производителей продукции и услуг;

• потенциальные возможности стратегического развития регионов и макросреды Республики Казахстан в перспективный период времени Евразийского экономического сообщества могут быть реализованы на основе: учета существующих и формируемых предпосылок повышения темпов экономического, социального роста, выступающих основой развития социально-эколого-эконо-мического процесса в каждом регионефакторов в виде системы сбалансированных показателей, отражающих степень реализации возможностей и возникновения угроз устойчивого развития регионовсоставления нормативных прогнозов, создания механизмов реализации стратегических целевых программ и планов;

• для разработки стратегических направлений развития региональных рыночных процессов следует использовать рекомендации по созданию типовых стратегий, исходя из проведенной группировки позиций регионов по различным признакам, к которым можно отнести уровни развития: промышленности, сельского хозяйства и грузовых перевозоксоциальной инфраструктуры, розничного товарооборота и туристских услугпроизводства продукции и услуг в целоминвестиционных вложений в основной капитал и на недропользование;

• первый сценарий развития регионов, относящихся к первому типу, предполагает внедрение стратегических планов по привлечению преимущественно отечественных инвестиций в регионы на основе создания более благоприятного инвестиционного климата, обеспечения государственных гарантий по льготному налогообложению в период окупаемости инвестиционных проектов и краткосрочных финансовых вложений в промышленное производство, сельское хозяйство, производственную и социальную инфраструктуры, розничную торговлю, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования, учреждения здравоохранения и образования, научные и опытно-конструкторские исследования;

• подготовка и реализация процесса стратегического планирования социально-экономического развития регионов Республики Казахстан, в соответствии с принципами системности, комплексности, вариантности, непрерывности, программно-целевой ориентации, приоритетности, согласованности, обратной связи, адекватности и совокупностью показателей текущих и промежуточных результатов реализации стратегических планов (ключевыми индикаторами исполнения), возможна исходя из генерирования стратегического видения позиции региона, установления долгосрочных стратегических направлений развития и основных ключевых факторов успеха и неуспеха, определения значений индикаторов исполнения стратегических планов, ранжирования позиции регионов по основным признакам их социально-экономического развития, составления экспертных вариантов сценария стратегического планирования для устанавливаемых групп регионов по уровню социально-экономического развития с использованием системы сбалансированных показателей в рамках процесса стратегического планирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. — М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2006.
  2. Актуальные проблемы управления крупным городом и территориальными сообществами / Сб. научн. статей. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003.
  3. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питерком, 1999.
  4. Я.А. Применимость моделей экономического роста к казахстанским условиям // Вестник КазНУ. Серия экономическая. № 5. 2003.
  5. И. Системный подход методологическая основа создания эффективной модели национальной экономики // Транзитная экономика. № 1. 2003.
  6. JI.H. Проблемы территориального управления / Межвузовский сборник «Экономика и управление производством». Выпуск 13. СПб.: Изд-во СЗГТУ, 2003.-С. 189−191.
  7. У., Оразов Е. О долгосрочном комплексном прогнозе // Экономика и статистика. Агентство Республики Казахстан по статистике. № 2. 2000.-С. 2−8.
  8. JI.H. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Изд-во «Инфра-М», 2006.
  9. Н. Формирование условий для экономического роста // Транзитная экономика. № 6. 2003.
  10. А.Г., Федосеева И. Н. Прогнозирование состояния динамических сложных систем в условиях неопределенности. М.: ВЦ РАН, 1999.
  11. С., Можарова А., Пак В., Курасова А. Совершенствование анализа уровня жизни населения в Казахстане // Труд в Казахстане. № 3. 2001.
  12. К.М. Направления и условия стратегического планирования развития промышленных предприятий / Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России». СПб.: Изд-во «Нестор», 2004. — С. 9 — 11.
  13. К.М. Промышленный комплекс Казахстана: современное состояние и перспективы. Алматы, 2002.
  14. К.М. Система стратегического планирования развития промышленного предприятия: особенности функционирования, направления рационализации. СПб.: «Издательский дом «Герда», 2005.
  15. И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. К.: Изд-во «Эльга-Н», «Ника-Центр», 2002.
  16. И.А. Управление активами. М.: Ника-центр, 2000.
  17. И.В. Стратегическое планирование и контроллинг. СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
  18. К. Основы стратегического менеджмента / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Изд-во «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1997.
  19. И.И., Бахтина М. А., Иванов И. В. Формирование и реализация инвестиционных резервов на региональном уровне. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  20. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во «Гардарика», 2003.
  21. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пос. М.: Изд-во «Дашков и К0», 2006.
  22. С.В. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. СПб.: Изд-во «Питер», 2007.
  23. А.А. Стратегическая ориентация инфраструктурного комплекса на повышение темпов экономического роста: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2003.
  24. А.А. Современные аспекты привлечения средств международных финансовых организаций к реализации дорожных проектов России // Научно-технический информационный сборник «Новости в дорожном деле». Выпуск 5,2003.
  25. А.А. Теоретические и концептуальные основы стратегического планирования развития инфраструктуры народного хозяйства. СПб.: Изд-во «Нестор», 2003.
  26. Т.Н. Инновационная стратегическая ориентация промышленного производства / Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России». Выпуск 6. -СПб.: Изд-во «Диалог», 2007.
  27. Т.Н. Стратегическая ориентация промышленного производства на достижение высоких темпов экономического роста // Вестник Чувашского университета. № 7. 2006.
  28. JI. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. М.: Изд-во «Дело», 1997.
  29. А.А. Классификация базовых корпоративных стратегий / Межвузовский сборник научных трудов «Вопросы совершенствования социально-экономических отношений в условиях рынка». М.: Изд-во «Вуз и школа», 2003.-С. 80−85.
  30. А.А. Разработка стратегического плана корпорации. СПб.: Изд-во «Нестор», 2003.
  31. Г. М. Стратегическое управление инвестированием в основной капитал региона. Монография. СПб.: Издательский дом «Герда», 2005.
  32. Р.В., Куганов В. Г. Форма предприятия при повышении конкурентоспособности в современных условиях / Сборник научных статей «Наука высшей школы Санкт-Петербургу». — СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2006.-С. 36−39.
  33. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Особенная часть. Алматы: Данекер, 1999.
  34. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. СПб.: Изд-во «Макет», 1995.
  35. Я. Корпоративные отношения: правовое регулирование организационных форм. М.: Изд-во «Волтерс клувер», 2005.
  36. О.А. Глобализация конкурентных отношений хозяйствующих субъектов на рынке нефтепродуктов // Вестник Чувашского университета. № 5. 2006.-С. 359−363.
  37. К., Лайкер. Dao Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2005.
  38. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  39. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000.
  40. Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы / Под ред. А. И. Манжосова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  41. С. Партнерство американского государства, местных властей и частного сектора в реализации научно-технических достижений // Проблемы теории и практики управления. № 3,2002.
  42. Е.А. Предприятие (Бизнес) в современном экономико-правовом обороте. М.: Изд-во «Статус», 2006.
  43. А.Е. Темпы и факторы устойчивого экономического роста в Казахстане / В кн.: Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. Алматы: ИЭМОН РК, 2003. — С. 173 — 185.
  44. А.Н. Реализация корпоративной стратегии / Сборник научных трудов. Часть III. Под редакцией д-ра экон. наук, проф. А. Е. Карлика. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2006. — С. 37−42.
  45. В. Потенциал энергосбережения // Экономист. № 5. 2000.
  46. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.:. Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  47. Закон Республики Казахстан «О стратегическом планировании социально-экономического развития общества» // Аль Пари. № 1.1998. С. 7 — 8.
  48. А. Экономика стран содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. № 3. 2002.
  49. . Стратегическое планирование и его актуальные проблемы // Аль Пари. № 1. 1998. С. 5 — 7.
  50. Л.О. Стратегическое управление производственным процессом / Сборник научных статей «Наука высшей школы Санкт-Петербургу». -СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2006. — С. 205−209.
  51. Р., Нортон Д. Система сбалансированных показателей. М.: Изд. дом «Вильяме», 2005.
  52. С. Инвестиционная привлекательность Республики Казахстан в межстрановом сопоставлении // Транзитная экономика. № 1. 2004. С. 21−32.
  53. М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги // Экономика и статистика. № 2. 2001.
  54. М.Б. Казахстанская модель устойчивого экономического развития: научные основы построения и реализации / В кн.: Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. Т. 1. Алматы, ИЭ МОИ РК, 2003. — С. 15 — 51.
  55. Д.П. Регулирование и прогнозирование эффективности деятельности интегрированных финансово-инвестиционных структур. СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 1998.
  56. А. Отношения с Содружеством Независимых Государств // Казахстан 2002: политика, экономика, культура. 2004.
  57. О.А. Методы количественного анализа в бизнесе: Учебник. -М.: Изд-во «Инфра-М», 2005.
  58. Кох В. Основные принципы по разработке стратегических программ социально-экономического развития. № 6. 2003.
  59. Г. Б., Сулян В. Б. Корпорация. Американская модель. СПб.: Изд-во «Питер», 2005.
  60. А., Кошанова Д. Экономика Казахстана в системе ЕврАзЭС и императивы глобализации // Транзитивная экономика. № 1. 2004. С. 7−11.
  61. Краткий статистический ежегодник Казахстана. Статистический сборник / Под ред. К. С. Абдиева. Алматы, 2006.
  62. Э.Н. Программирование и планирование социально-экономического развития народного хозяйства: Препринт. СПб.: Изд-во «Диалог», 2006.
  63. Э.Н. Стратегическое управление развитием региона. Брошюра. СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
  64. .Н., Кушлин В. И. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития. М.: Изд-во «Экономика», 2006.
  65. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2005: стратегия инновационного прорыва. — М.: Изд-во «Экономика», 2005.
  66. Л.П., Краснов А. Г., Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие. М.: Изд-во «Гемос», 1998.
  67. А. Социальная сфера в условиях трансформации экономической системы // Транзитная экономика. № 5. 2003.
  68. Д., Стоун Хаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой, М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.
  69. Ю.Н., Прохорова Н. Г. Управление затратами на предприятии: планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат. М.: Изд-во «Эксмо», 2007.
  70. Р. Совет директоров взгляд изнутри. Принципы формирования, управления, анализ эффективности. — М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2007.
  71. Лейк Невилл Практикум по стратегическому планированию. М.: Изд-во «Поколение», 2006.
  72. М.Л. Этика бизнеса фактор успеха. — М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
  73. И.И., Шапиро В. Д. Корпоративный менеджмент. М.: Изд-во «Омега-Л», 2005.
  74. А.А. Стратегическое развитие национальной экономики в условиях глобализации: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2003.
  75. Ю.В. Рынок сбережений. М.: Изд-во «Экономика и финансы», 2002.
  76. Менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. И. Подлесных. -СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002.
  77. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Офиц. изд. 2-я ред. М.: Изд-во «Экономика», 2000.
  78. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. М.: Изд-во «Наука», 2003.
  79. А.Г. Стратегия инновационного развития и инвестирования воспроизводства основных фондов. Монография. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004.
  80. А.Г. Стратегия повышения эффективности использования основных производственных фондов. // Вестник чувашского университета: № 3. 2005
  81. Н.А. Десять лет, равные столетию / Выступление Президента Республики Казахстан на торжественном собрании, посвященном 10-летию независимости Республики Казахстан. Астана. 16 декабря 2001 г. // Казахстан 2002: политика, экономика, культура.
  82. Н.А. Критическое десятилетие. Алматы: Изд-во «Атамура», 2003.
  83. Нам О. А. Концептуальные положения стратегического развития регионов в Евразийском экономическом сообществе. // Вестник чувашского университета. № 7. 2005.
  84. Нам О. А. Принципы формирования стратегий социально-экономического развития регионов. / «Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России». Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. СПб.: Изд-во «Диалог», 2007.
  85. Нам О. А. Сценарные модели стратегии социально-эколого-экономического развития региона / Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 19. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2007.
  86. Олве Н-Г., Петри К-Й., Рой Ж., Рой С. Баланс между стратегией и контролем. СПб.: Изд-во «Питер», 2005.
  87. Олве Н-Г., Рой Ж., Ветте М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. -М.: Изд. дом «Вильяме», 2004.
  88. А. Построение модели к разработке сценариев развития экономики Казахстана на перспективу // Транзитная экономика. № 6. 2003.
  89. А.Ж. Трансформация экономической системы обществ переходного периода: мировой опыт и Казахстан. Алматы: Изд-во «Рост», 2002.
  90. Пасек Ненанд, Торайли Дэниел. Развивающиеся рынки. Уроки успешной деятельности и перспективы развития различных рынков. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2006.
  91. М. Успешный бизнес-план. От стратегических целей к плану действий на один год. М.: Изд-во «Эксмо», 2007.
  92. А.Н., Демидова Л. Г. Стратегическое планирование и управление: Учебное пособие. Часть 2. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  93. А.Н., Демидова Л. Г., Климов С. М. и др. Основы стратегического планирования. СПб.: Изд-во «Знание», 1998.
  94. ЮО.Подъяпольская И. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Омск: Изд-во «ОГИС», 2002.
  95. С.А. Стратегическое управление. М.: Изд-во «Инфра-М», 1999.
  96. М. Конкуренция. М.: Изд-во «Дело», 1999.
  97. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации» (Астана, 18 февраля 2005 года).
  98. Проблемы переходной экономики / Сборник научных трудов сотрудников кафедры «Экономика предприятия и производственного менеджмента. Часть III. Под ред. проф. А. Е. Карлика. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  99. Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. В двух томах / Отв. ред. М. В. Кенжегузин. Том 1. Алматы: ИЭ МОН РК, 2003.
  100. Промышленность России. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.
  101. . Инвестиционные ресурсы как фактор развития импортозамещающих отраслей промышленности // Транзитная экономика. № 1. 2003.
  102. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.
  103. Российский статистический ежегодник. 2006. Стат. сб. / Росстат. М., 2006.
  104. Россия в цифрах. 2006: Кратк. стат. сб. /Росстат. М., 2007.
  105. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В двух томах / Под ред. М. Б. Кенжегузина. Том 1. Алматы, 2001.
  106. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В двух томах / Под ред. М. Б. Кенжегузина. Том 2. Алматы, 2001.
  107. Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. М.: Изд-во «Наука», 2000.
  108. Пб.Сагиндиков Е. Н. Стратегическое планирование и особенности развития отраслей социальной сферы региона. Алматы, 2001.
  109. Е.Н. Стратегическое планирование трудового потенциала региона на основе концепции человеческого развития. Алматы, 2001.
  110. С.Н. Стратегическая ориентация на социально-экономический рост региона. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  111. .Ш. Управление структурными преобразованиями в отраслях промышленности Казахстана // Научно-практический журнал «Транзитивная экономика». № 5. 2004.
  112. О.А. Стратегия управления обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда города. Монография. СПб.: Изд-во «Нестор», 2003.
  113. Социально-экономическое положение Республики Казахстан. Январь-декабрь 2002 г. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2003.
  114. Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан. Астана, 2004.
  115. Статистический ежегодник Казахстана: Статистический сборник / Под ред. К. С. Абдиева. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2005.
  116. Статистический ежегодник Казахстана: Статистический сборник / Под ред. К. С. Абдиева Алматы, 2003.
  117. Д.Н. Эффективное управление: команда, иерархия, единовластие. М.: Изд-во «Речь», 2005.
  118. Страны и регионы 2003. Статистический справочник Всемирного банка. М.: Изд-во «Весь мир», 2004.
  119. Стратегическое планирование и управление / Под ред. А. Н. Петрова. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  120. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 2015 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 17.05.2003 года № 1096. — Астана, 2004.
  121. Стратегия. Как создать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд. / Р. Кох. СПб.: Изд-во «Питер», 2003.
  122. .Б. Основы внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан. Алматы, 2003.
  123. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1998.
  124. В.М. Математическое моделирование в менеджменте: Учебное пособие. М.: Изд-во РДЛ, 2002.
  125. Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона. Том I. Алматы: фирма «Валери», 1997.
  126. Р.Л. Стратегические альянсы в бизнесе. М.: Изд-во «Добрая книга», 2005.
  127. Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1999.
  128. В.В., Гармаш А. Н., Дайитбегов Д. М. и др. Экономико-математические методы и прикладные модели / Под ред. В. В. Федосеева. -М.: ЮНИТИ, 1999.
  129. Финансвый сектор: не останавливаться на достигнутом / Третий Конгресс финансистов Казахстана // Казахстанская правда. 15 февраля 2003.
  130. Х.Р. Экономические проблемы развивающихся стран. Мюнхен, 2002.
  131. НО.Хэйвуд Дж.Б. Аутосортинг. В поисках конкурентных преимуществ. -М.: Изд-во «Альбина Паблишер», 2002.
  132. С. Международные финансовые рынки: аспекты глобализации // Аналитический банковский журнал. № 11. 2002.
  133. О.С., Черемных С. В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2005.
  134. Ф. Размер и измерение неофициальной экономики в 110 странах мира / Симпозиум Австралийского национального налогового центра. -Австралия, Канберра, 17 июля 2002 года.
  135. З.А. Экономический анализ: Учеб.-метод. компл. Новосибирск: СиБАГС, 2001.
  136. Е. Анализ взаимосвязи доходов бюджета и деятельности предприятий отраслей специализации региона // Транзитная экономика. № 1. 2003.
  137. Экономические обзоры ОЭСР 2004. Российская Федерация. М.: Изд-во «Весь мир», 2005.
  138. А.Е., Дельман О. А. Развитие вертикальной интеграции в нефтяной промышленности и методы ее оценки // Вестник Чувашского университета. № 5. 2006. С. 475−780.
  139. Nasi J. Strategic thinking as doctrine / Arenas of strategic thinking / Ed. by Nasi J. — Helsinki: Foundation for econ. education, 1991. P. 26−64.
  140. Nurlanova N. Investment Strategy / Economy of Kazakhstan on the Path of Reforms. Edited by M. Kenzheguzin. Almaty, 1997.
  141. Pavitt K. What we know about the strategic management of technology / California management rev. Berkeley, 1990. Vol. 32, № 3. P. 17−26.
  142. Stephen George, Arnold Weimerskirch. Total Quality Management: Strategies and Techniques Proven at Today’s Most Successful Companies, 2002. 2 nd ed.
Заполнить форму текущей работой