Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление природно-техногенной безопасностью субъекта Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты опроса экспертов свидетельствуют о том, что состояние природно-техногенной безопасности в Забайкальском крае достаточно тревожное. Во многом причину этого эксперты видят в сложных природно-климатических условиях огромной территории края. Однако, как отмечают эксперты, важной причиной данного состояния является человеческий фактор. Эффективность результатов управления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
    • 1. 1. Основные подходы к пониманию природно-техногенной безопасности, ее содержание и структура
    • 1. 2. Специфика управления природно-техногенной безопасностью
    • 1. 3. Государственная политика в области управления природнотехногенной безопасностью
  • ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
    • 2. 1. Методы и инструменты социологического анализа процесса управления природно-техногенной безопасностью
    • 2. 2. Характеристика состояния природно-техногенной безопасности в Забайкалье
    • 2. 3. Состояние системы управления природно-техногенной безопасностью в Забайкальском крае и основные направления ее совершенствования

Управление природно-техногенной безопасностью субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Исследованию проблем безопасности в наши дни придается особое значение. В России принята и реализуется Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 12 мая 2009 г. В данном документе отмечается, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности"1. Анализ тенденций в области безопасности общества и прогноз на XXI в. показывает, что угрозы безопасности приобретают все более комплексный характер. Одним из важнейших направлений национальной безопасности является обеспечение безопасности в природной и техногенной сферах. В связи с этим актуальным становится вопрос совершенствования системы управления безопасностью населения и территорий в чрезвычайных ситуациях различного характера.

В годы реформ в российском обществе к объективным причинам увеличения риска возникновения аварий при эксплуатации опасных объектов добавились причины субъективного характера. Ликвидация ряда министерств и ведомств во многих отраслях промышленности привела к практическому отсутствию централизованного управления вопросами безопасности. Создавшаяся ситуация потребовала изменения подходов к вопросам управления в данной области, использования комплексного подхода при принятии решений в области безопасности в природной и техногенной сферах.

В условиях России (огромная территория, федеративное устройство) особое значение приобретает проблема совершенствования системы управления территориальным развитием и, в частности, управления природно.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 // Российская газета. — Федеральный выпуск № 4912 от 19 мая 2009 года. техногенной безопасностью. Большие различия регионов в экономической, природно-географической, климатической, социально-демографической и других областях делают затруднительным единый подход к решению проблем управления природно-техногенной безопасностью в субъектах Российской Федерации. Поэтому в основе региональной безопасности должна учитываться специфика регионов в общероссийской структуре. При этом основные задачи защиты населения и выявления характера чрезвычайных ситуаций и возможностей снижения рисков должны решаться непосредственно на территориях регионов. Особую значимость управление природно-техногенной безопасностью приобретает в Забайкальском крае, который переживает период административно-территориального переустройства, формирования новой системы управления всеми сферами общественной жизни. Все это актуализирует необходимость исследования проблем регионального управления природно-техногенной безопасностью.

Степень научной разработанности проблемы. Научные подходы к исследованию широкого круга проблем безопасности имеют в своей основе достаточно развернутые методологические предпосылки. Вопросы безопасности отражены в той или иной мере во многих социально-философских и социологических концепциях. Однако сама постановка проблемы безопасности рассматривалась в системе общих представлений о личности, обществе и государстве. Начиная с античности, феномен безопасности рассматривается классиками философской мысли Аристотелем и Платоном, в более поздний период — в трудах таких исследователей как Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье, А. Сен-Симон.

В период классического этапа развития социологии (XIX — начало XX вв.) концептуализируются основные подходы к исследованию проблем безопасности в рамках позитивизма (О. Конт) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), а также в рамках учения Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, М. Вебера.

Социологические представления о феномене и проблематике безопасI ности в западной социологии XX в. оформлялись в контексте структурно-функциональной парадигмы Т. Парсонса и Р. Мертона, феноменологии Э. Гуссерля, А. Щюца и этнометодологии Г. Гарфинкеля. Более углубленное понимание феномена безопасности дают учения представителей социально-психологического направления в социологии А. Маслоу и Д. Макклеланда. По утверждению психолога А. Маслоу, безопасность — это приоритетная жизненно важная потребность человека. Он ввел данное понятие в научный оборот, предоставив, таким образом, социологам дефиницию для последующей социологической интерпретации.

Произошедшие с-середины 90-х гг. XX в. коренные преобразования в социально-экономической, социально-политической, социокультурной и других сферах общественной жизни России обусловили и трансформацию научных представлений о проблемах безопасности. Анализ реального состояния современных российских социальных процессов активизировал научный интерес к проблемам системного обеспечения безопасности личности, общества и государства и исследованию нового характера внешних и внутренних угроз и причин их возникновения (Г.А. Аванесова, Т. Е. Бейдина, Г. В. Осипов, Р. Г. Яновский, В. Н. Иванов, В. И. Добреньков, A.B. Возженников, A.C. Капто, A.A. Прохожев, Г. Г. Силласте, Г. И. Осадчая, E.H. Соломатина), взаимосвязи проблем безопасности и устойчивого развития (А.Д. Урсул), отдельных видов безопасности (И.М. Тетерин, М. И. Фалеев, О.В. Вознесенская).

Анализ научной литературы показал, что, в качестве концептуальной основы управления природно-техногенной безопасностью выступает теория управления рисками. Наиболее близкими разработками в рамках этой проблемы можно назвать два направления исследований: Первое направление соотносится с работами, посвященными концептуальным, методологическим и прикладным вопросам, рассматриваемым в рамках социологии риска. Основополагающими трудами в этой сфере являются работы М. Дугласа, А.

Вилдавски, У. Бека, Н. Лумана, Э. Гидденса. Среди российских ученых могут быть выделены работы A.B. Мозговой, Е. В. Шлыковой, А. И. Городничевой, О. Н. Яницкого.

Второе направление связывается с работами, посвященными природно-техногенным рискам. Риски в природной и техногенной сферах, характер их восприятия, принципы управления ими в современном российском обществе рассмотриваются в работах А. Д. Абалакова, Е. В. Бондарчука, В. П. Журавлева, A.C. Гринина, В. Н. Новикова, Е. В. Никаноровой, C.JI. Пушенко, A.M. Яковлева. Анализ уровней управления риском, принципы, механизмы и методы решения задач обеспечения приемлемого риска, правовое и организационно-экономическое регулирование природных и техногенных рисков содержится в работах В.А. АкимоваA.A. Быкова, ЮЛ. Воробьева, К. А. Козлова, И. И. Кузьмина, H.A. Махутова, Н. В. Мурзина, Б. Н. Порфирьева, C.B. Хетагурова, М. А. Шахраманьяна. ,.

Таким образом, приведенный обзор исследований показывает, что проблема безопасности в социологической литературе представлена достаточно всесторонне. Однако в рамках социологии управления практически нет исследований, посвященных изучению управления природно-техногенной безопасностью субъектов Российской Федерации. Данные обстоятельства 1 обусловили выбор темы-диссертационного исследования, позволили сформулировать цель и задачи исследования, определить его логику и структуру.

Объектом диссертационного исследования является природно-техногенная безопасность.

Предметом исследования выступает управление природно-техногенной безопасностью Забайкальского края.

На основе изучения и анализа научных источников по теме диссертационного исследования, вторичного анализа социологических исследований, предваряющих эмпирическую часть диссертационной работы, были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:

1) классификация районов Забайкальского края по степени природно-техногенной опасности является научно обоснованной базой для разработки соответствующих мер и механизмов обеспечения безопасности;

2) эффективное управление природно-техногенной безопасностью возможно лишь при отлаженном механизме взаимодействия центральных, региональных и муниципальных органов управления с учетом потребностей и интересов населения региона.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе процесса управления природно-техногенной безопасностью Забайкальского края и выработке механизмов его совершенствования.

Предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) определить основные теоретические подходы к исследованию управления природно-техногенной безопасностью;

2) проанализировать специфику государственной политики в области управления природно-техногенной безопасностью;

3) разработать программу эмпирико-социологического исследования управления природно-техногенной безопасностью в Забайкальском крае;

4) охарактеризовать состояние природно-техногенной безопасности Забайкальского региона;

5) дать оценку управления природно-техногенной безопасностью в Забайкальском крае;

6) разработать региональную модель управления природно-техногенной безопасностью.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных основоположников социологии, философии, социологии управления, общей и социальной экологии, а также современных исследователей, в работах которых рассматриваются вопросы управления природно-техногенной безопасностью.

Теоретико-методологическим основанием социологического анализа управления природно-техногенной безопасностью на региональном уровне выступает теория управления рисками. Данная теория способствует разработке научно-обоснованного подхода к управлению природно-техногенной безопасностью и на региональном уровне позволяет определить основные механизмы его совершенствования.

В качестве методов диссертационного исследования были выбраны общенаучные (историко-логический, анализ и синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация, системный, структурный и функциональный) и социологические (анкетирование, анализ документов, экспертный опрос).

Информационную базу исследования составили статистические сборники Госкомстата РФ и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю, аналитические материалы Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Забайкальском крае, а также результаты анализа социологических исследований, проводимых Фондом общественного мнения г. Москва в 2001;2008 гг. «Экологическая ситуация в российском массовом сознании».

Эмпирической базой исследования послужили данные проведенного нами социологического исследования «Управление природно-техногенной безопасностью в Забайкальском крае: современное состояние и проблемы совершенствования» (2009 г.), а также результаты экспертного опроса по рассматриваемой проблеме.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— установлено, что в качестве теоретического подхода к исследованию проблемы природно-техногенной безопасности и выработки концептуальных основ управления ею целесообразно использовать теорию управления рисками;

— выявлены особенности государственной политики, от реализации которых в значительной мере зависит управление природно-техногенной безопасностью на уровне региона;

— разработана методика исследования управления природно-техногенной безопасностью в Забайкальском крае;

— дана оценка природно-техногенной безопасности Забайкальского края и установлено, что механизмы управления природно-техногенной безопасностью на уровне региона не соответствуют в достаточной степени программным мероприятиям, реализуемым на федеральном уровне;

— предложена и обоснована модель управления природно-техногенной безопасностью в Забайкальском крае, которая может быть применена как на региональном, так и на местном уровне.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Теория управления рисками как методологическая основа управления природно-техногенной безопасностью позволяет рассматривать ее как состояние защищенности жизненно важных интересов и потребностей населения и общества в целом, достигаемое через установление, поддержание и восстановление научно обоснованного приемлемого уровня безопасности и риска.

2. Особенности государственной политики в области управления при-родно-техногенной безопасностью, включающие активное осуществление общегосударственных стратегических программпереход к комплексному управлениювовлечение в деятельность по обеспечению природно-техногенной безопасности гражданширокое применение новейших достижений науки и техникидальнейшая интеграция с соответствующими международными организациями и зарубежными странами, адаптированные к региональной специфике, позволяют выработать адекватную ей региональную политику управления безопасностью в природной и техногенной сферах.

3. Управление природно-техногенной безопасностью в Забайкальском крае требует непрерывного и последовательного изучения и анализа региональных рисков с учетом социального фактора, заключающегося в формировании активного и сознательного отношения граждан и общества к окружающей среде, осознания ее ценности и собственной (личной) ответственности за ее состояние.

4. Одним из механизмов повышения эффективности управления природ-но-техногенной безопасностью в Забайкальском крае является разработка и внедрение региональной модели управления безопасностью в природной и техногенной сферах. В качестве основных компонентов модели выступают: объект (природно-техногенная безопасность) — субъекты (специально уполномоченные органы региона, научные учреждения, экспертные организации, специально созданные исследовательские группы, население) и меры управленческого воздействия на объект, обусловленные режимом функционирования управляемой системы. Цикл взаимодействия между субъектами управления при-родно-техногенной безопасностью каждого уровня представляет последовательность действий, направленных на принятие соответствующего управленческого решения.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается применением комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих целям и задачам исследованиярепрезентативностью и представительностью выборки и измеряемых показателей. Правомерность сформулированных выводов подтверждается мнением экспертов, в качестве которых выступили ведущие специалисты в области управления природно-техногенной безопасностью Забайкальского края. Задача экспертов заключалась в формировании непредвзятой взвешенной оценки интересующих исследователя вопросов. Концептуально она совпала с основными выводами диссертационного исследования.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при совершенствовании теории и практики регионального управления природнотехногенной безопасностьюмогут применяться при разработке программ социологического исследования и формировании региональных моделей управления природно-техногенной безопасностью. Полученные результаты позволяют обогатить информационную базу для дальнейших научных и прикладных исследований по проблемам управления в природной и техногенной сферах. Материалы диссертации могут быть включены в такие учебные курсы, как «Социология управления», «Социальная экология», «Социальная безопасность», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Концепция совершенствования гражданской обороны», «Защита в чрезвычайных ситуациях», а также могут использоваться при разработке отдельных спецкурсов.

Апробация работы. Основные концептуальные положения и идеи диссертационного исследования нашли свое отражение в научных работах, которые были апробированы на международных, всероссийских и региональных теоретических и научно-практических конференциях в период с 2004 по 2009 гг.: Всероссийская конференция «Государственная служба: теория и практика государственного и муниципального управления» (г. Чита, 2008) — III Международная научно-практическая конференция «Человек и его ценности в современном мире» (г. Чита, 2008) — IV Забайкальские социологические чтения (г. Чита, 2008) — I Международная научно-практическая Интернет-конференция (Чита — Славянск, 2009).

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 10 печатных работах, одна из которых — в реферируемом научном журнале «Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования, имеющего основной целью выявление особенностей управления природно-техногенной безопасностью Забайкальского края, а также выработку основных направлений его развития и совершенствования, получены и сформулированы следующие выводы.

Современная политическая и экономическая ситуация в России, социально-экономический кризис, коренные преобразования в национально-государственном устройстве страны обострили до крайности проблемы в области безопасности. Анализ тенденций в области безопасности общества и человека и прогноз на XXI в. показывают, что опасности и угрозы приобретают все более комплексный взаимоувязанный характер. Поэтому в XXI в. единственно верным подходом к решению проблем безопасности является комплексный, системный подход.

Научные подходы к исследованию широкого круга проблем безопасности имеют в своей основе достаточно развернутые методологические предпосылки. Вопросы безопасности отражены в той или иной мере во многих социально-философских и социологических концепциях. В настоящее время теория безопасности достаточно детально проработана для отдельных объектов безопасности и находит свое выражение в соответствующих системах безопасности: личной, коллективной, социальной, государственной, национальной и международной. Однако существующие трактовки понятия природно-техногенной безопасности постоянно модифицируются в направлении детализации и конкретизации признаков, многие из которых не позволяют выделить предмет собственно природно-техногенной безопасности. Теория управления рисками как методологическая основа управления природно-техногенной безопасностью позволяет рассматривать ее как состояние защищенности жизненно важных интересов и потребностей населения и общества в целом, достигаемое через установление, поддержание и восстановление научно обоснованного приемлемого уровня безопасности и риска.

Анализ возможных опасностей и угроз природного и техногенного характера показывает, что на территории Забайкальского края, сохраняется высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного рода. Изменившиеся экономические и правовые условия хозяйствования, ликвидация административной системы управления и переход на рыночные отношения остро поставили задачу внедрения новых более эффективных форм и методов управления природно-техногенной безопасностью на уровне региона.

Забайкальский край является субъектом Сибирского региона, который включает в себя три экономико-природных района (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Забайкальский). Он расположен в южной части Восточной Сибири. На территории края преобладают средневысотные горы (горные системы Забайкалья). Около 60% территории занято лесами (в основном хвойными). На юге края — степная и лесостепная растительность. Речная сеть развита, на юго-востоке много озер. Климат резко континентальный. Край располагает значительными природными ресурсами — промышленные запасы черных и цветных металлов, каменного и бурого угля, строительных материалов. Основой промышленного комплекса является топливная индустрия. Горнорудная промышленность представлена добычей золота, олова, вольфрама, молибдена. Также развито машиностроение и металлообработка, цветная и черная металлургия, деревообработка и лесозаготовка, легкая промышленность. Среди опасных природных процессов и явлений для Забайкальского края характерны землетрясения, сели, лавины, ураганы, наводнения, лесные, степные и торфяные пожары. Основными источниками возможных техногенных чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах (ПОО) края остаются несвоевременный и некачественный ремонт оборудования, а также недостаточный надзор за состоянием оборудования и пожарной безопасности.

В течение четырех последних лет в России происходят структурные изменения в системе государственного управления, вызванные изменением федерального законодательства, в связи с чем, с января 2005 г. территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края работает в новых условиях.

В соответствии с Федеральным законодательством исполнение федеральных полномочий в сфере управления природно-техногенной безопасностью на территории Забайкальского края возложено на территориальный орган управления МЧС России — Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю. Для исполнения полномочий субъекта РФ в указанной области создан исполнительный орган государственной власти — Департамент по предупреждению и ликвидации ЧС Забайкальского края. Координацию деятельности этих органов управления в границах Забайкальского края осуществляет Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Забайкальского края.

Главная цель проводимой реорганизации территориальной подсистемы РСЧС Забайкальского края направлена на четкое планирование и грамотную организацию работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для обеспечения устойчивого социально-экономического развития края и безопасности жизнедеятельности населения. Однако, как показал анализ результатов проведенного нами социологического исследования, современная система управления природно-техногенной безопасностью в Забайкальском крае нуждается в совершенствовании. В частности было выявлено, что забайкальцы высказывают высокую обеспокоенность экологической ситуацией, она волнует большинство опрошенных респондентов. Среди проблем регионального характера в состоянии окружающей природной среды респондентов больше всего беспокоят незаконная вырубка лесов, пожары, засорение лесов и полей мусором. В качестве главных субъектов управления природно-техногенной безопасностью забайкальцы видят органы местного самоуправления, но в то же время значительная часть респондентов готова лично участвовать в решении данной проблемы. Имеет место и весьма негативная оценка забайкальцами деятельности органов управления природно-техногенной безопасностью края и как следствие выражение недоверия им.

Результаты опроса экспертов свидетельствуют о том, что состояние природно-техногенной безопасности в Забайкальском крае достаточно тревожное. Во многом причину этого эксперты видят в сложных природно-климатических условиях огромной территории края. Однако, как отмечают эксперты, важной причиной данного состояния является человеческий фактор. Эффективность результатов управления природно-техногенной безопасностью Забайкальского края эксперты оценивают как низкую и отмечают ряд мер, которые смогли бы повысить эту эффективность. Таковыми являются усиление роли муниципального управления на уровне регионаужесточение законодательстваусиление роли наглядной агитации, информирования и пропаганды среди населенияувеличение финансированияподготовка квалифицированных специалистов-управленцев в данной областисокращение промежуточных инстанций в системе управлениямаксимальное использование творческого потенциала должностных лиц и общественных организаций.

Из этого следует, что на сегодняшний день существует немало пробелов в осуществлении региональной политики в области управления природно-техногенной безопасностью. На наш взгляд, в целях совершенствования системы управления природно-техногенной безопасностью Забайкальского края в дальнейшем необходимо продолжать работу по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера в интересах социально-экономического развития региона, повышению уровня защищенности опасных объектов инфраструктуры и населения от угроз природного и техногенного характера. Для этого необходимо:

Во-первых, продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

Во-вторых, развивать высокоэффективные системы управления, совершенствовать взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней и развивать обеспечивающие их работу информационно-управляющие системы.

В-третьих, продолжать разработку и реализацию на территории края целевых программ, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В-четвертых, продолжать работу по созданию запасов материальных и финансовых ресурсов в целях гражданской обороны и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. В каждом муниципальном районе и поселении должны быть созданы нормативные запасы финансовых и материальных ресурсов.

В-пятых, углубить разъяснительную работу среди населения и, особенно среди подростков и молодежи, по предупреждению и минимизации рисков и последствий чрезвычайных ситуаций, расширив стандарты преподавания безопасности жизнедеятельности в школах, СУЗах и ВУЗахосуществлять обучение и подготовку специалистов-профессионалов в области безопасности населения и территорий для муниципальных образований и организаций Забайкальского края.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документальные источники, нормативно-правовой материал
  2. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-да-Жанейро 14.06.1992 г.) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.-С. 687−692.
  3. Конвенция о биологическом разнообразии // Бюллетень международных договоров. 1996. — № 9. — С. 3−28.
  4. Программа «Повестка дня на XXI век». Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в г. Рио-да-Жанейро 14.06.1992 г. // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. — С. 687−692.
  5. Рамочная конвенция Организации Объединенных наций «Об изменении климата» // Собрание законодательства РФ. 11.11.1996. — № 46. — Ст. 5204.
  6. Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 7. -21.01.2009 г.
  7. Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005 г.) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. — № 23. — Ст. 2277.
  8. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 04.02.2002. — № 5. — Ст. 375.
  9. Федеральный закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244−1 (ред. от 24.07.2009 г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991.-№ 21.-Ст. 699.
  10. Федеральный закон РФ от 05 марта 1992 г. № 2646−1 (ред.2606.2008 г.) «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. -№ 15.-Ст. 769.
  11. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от2511.2009 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. -26.12.1994. -№> 35. Ст. 3468.
  12. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009 г.) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994. — № 35. — Ст. 3 649
  13. Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ (ред. от 25.11.2009 г.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства РФ. 28.08.1995. — № 35. — Ст. 3503.
  14. Федеральный закон РФ от 09 января 1996 г. № З-ФЗ (ред. от2307.2008 г.) «О радиационной безопасности населения» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996.3. — Ст. 141.
  15. Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от0911.2009 г.) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 03.06.1996. -№ 23. -Ст. 2750.
  16. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства РФ. -.28.07.1997. № 30. — Ст. 3588.
  17. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «О безопасности гидротехнических сооружений» // Собраниезаконодательства РФ. -.28.07.1997. -№ 30. Ст. 3589.
  18. Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (ред. от 25.11.2009 г.) «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ. — 16.02.1998. -№ 7. -Ст. 799.
  19. Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от3012.2008 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. — № 14. — Ст. 1650.
  20. Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 27.12.2009 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003- — № 40. — Ст. 3822.
  21. Постановление Президиума ВС РСФСР от 17 июля 1990 г. «Об образовании российского корпуса спасателей» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990.-№ 8.-Ст. 116.
  22. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617−1 «О внесении изменений в перечень республиканских министерств и государственных комитетов РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 01.08.1991. — № 31. — Ст. 1062.
  23. Указ Президента РСФСР от 05 августа 1991 г. № 57 «О председателе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 08ю08.1991. — № 32. — Ст. 1086.
  24. Указ Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. № 221 «О Государственном комитете по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР» //
  25. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 21.11.1991. — № 47. — Ст. 1630.
  26. Указ Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 17.01.1994. — № 3. — Ст. 190.
  27. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. № 247. — 26.12.1997 г.
  28. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. — № 20. — Ст. 2444.
  29. Постановление Правительства РФ от 01 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» // Собрание законодательства РФ. 31.05.1999. — № 22. -Ст. 2758.
  30. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства РФ. 31.07.1995. -№ 31. — Ст. 3128.
  31. Постановление Правительства РФ от 05 ноября 1995 г. № 1113 (ред.-от 08.08.2003 г.) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства РФ. -13.11.1995. № 46. — Ст. 4459.
  32. Постановление Правительства РФ от 08 мая 1996 г. № 559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.05.1996. — № 20. — Ст. 2351.
  33. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 23.09.1996. — № 39. — Ст. 4563.
  34. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 «О федеральной целевой программе «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000−2006 гг.» // Собрание законодательства РФ. 28.02.2000. — № 9.
  35. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 637 «О федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» // Собрание законодательства РФ-24.09.2001. -№ 39. Ст. 3769.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 15.09.2003. — № 37. — Ст. 3585.
  37. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (ред. от 16.07.2009 г.) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства РФ. 12.01.2004. -№ 2. — Ст. 121.
  38. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. № 111.- 26.05.2007.
  39. Закон Забайкальского края от 05 октября 2009 г. № 248-ЗЗК «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Забайкальский рабочий. 09.10.2009. — №№ 186.187.
  40. Постановление Правительства Забайкальского края от 30.09.2008 г. № 37 «Об утверждении положения о Департаменте по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края» // Азия-Экспресс. — 10.10.2008.-№ 48.
  41. Постановление Правительства Забайкальского края от 20 января 2009 г. № 7 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края» // Азия-Экспресс. 30.01.2009 г. — № 4.
  42. , Г. А. Система безопасности государства: сущность, функции, структура / Г. А. Аванесова, Е. В. Иванова // Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. М, 2001. — № 3−4.
  43. , В.А. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски / В. А. Акимов, В. Д. Новиков, Н. Н. Радаев. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001. — 310 с.
  44. , В.А. Стратегические риски России: постановка проблемы и предполагаемые пути ее решения / В. А. Акимов. Инф. сб. № 11. — М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2002.
  45. , В.А. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / В. А. Акимов. М.: Высшая школа, 2003. — 298 с.
  46. , В.А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах / В. А. Акимов, В. В. Лесных, Н. Н. Радаев. М.: Деловой экспресс, 2004. — 312 с.
  47. , В.А. 10 лет ЦСИ ГЗ МЧС России / В. А. Акимов // Проблемы анализа риска. 2005. — Том 2. — № 4. — С. 336−350.
  48. , В.А. Катастрофы и безопасность / В. А. Акимов, В. А. Владимиров, В.И.Измалков- МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006. -392 с.
  49. Актуальные проблемы регулирования природной и техногеннойбезопасности в XXI веке. Материалы X МНПК по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 19−21 апреля 2005 г. / МЧС России. М.: Ин-октаво, 2005. — 400 с.
  50. , И.В. О концепции национальной безопасности нашей страны. Международная безопасность. Национальные и глобальные аспекты / И. В. Александров. М.: Наука, 1992. — 93 с.
  51. , В.И. Социология управления / В. И. Аленочкин. Чита: ЧитГУ, 2004. — 243 с.
  52. , A.B. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них / А. В. Баринов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 495 с.
  53. Безопасность России: проблемы и пути решения / Ред.-сост. П. Г. Белов, В. В. Кузнецов, C.B. Сергутин- Отв. ред Г. А. Чернейко. М.: Клуб «Реалисты», 2004. -- 338 с.
  54. Безопасность России. XXI век: Пер. с англ. / Отв. ред. A.B. Загорский- Ин-т Восток Запад. — М.: Права человека, 2000. — 600 с.
  55. Безопасность России. Основополагающие государственные документы. Часть 1 и 2 / Под ред. А. А. Кокошина. М.: МГФ «Знание», 1998.
  56. Безопасность: теория, парадигмы, концепция, культура: Словарь-справочник / Авт.-сост. В. Ф. Пилипенко. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ПЭРСЭ, 2005.-391 с.
  57. Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Под ред. С. К. Шойгу. М.: МГФ «Знание», 1999. — 113 с.
  58. , Т.Е. Правовое регулирование государственного управления: Учебное пособие / Т. Е. Бейдина. Чита: ЧитГТУ, 2002. — 165 с.
  59. , Т.Е. Социальная безопасность (региональные аспекты): монография / Т. Е. Бейдина, В. И. Лыков, М. Ю. Швецов. М., 2001. — 181 с.
  60. Бейдина, Т. Е. Региональная социально-политическая безопасность Читинской области: Монография / Т. Е. Бейдина. Чита: ЧитГТУ, 1999.-275 с.
  61. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. -М.: ИНФРА-М, 2000. 213 с.
  62. , П.Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере / П. Г. Белов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -119 с.
  63. , Е. Как управлять риском. Экология в шкале ценностей современного общества / Е. Бондарчук // Евразия. Природа и люди. -1997.-№ 4.
  64. , Н.И. Концепция стратегического управления техногенным и природным риском в регионе / Н. И. Бурдаков, В. В. Кульба, В. М. Назаретов // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, вып. 2.-М.: ВИНИТИ, 1992.
  65. , Н.И. Концепция стратегического управления техногенным и природным риском в регионе: Реф. сб. «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», вып. 2 / Н. И. Бурдаков, В. В. Кульба, В.М. На-заретов. М.: ВИНИТИ, 1992.
  66. , В.Н. Модели и механизмы управления безопасностью / В. Н. Бурков, Е. В. Грацианский, С. И. Дзюбко, A.B. Щепкин. М.: СИНТЕГ, 2001.- 160 с.
  67. , A.A. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы / A.A. Быков, Н. В. Мурзин. М.: Наука, 1995. — 169 с.
  68. , A.A. Теория и методы управления риском чрезвычайных ситуаций / A.A. Быков // Риск в социальном пространстве. М., 2001. — С. 276−299.
  69. , A.A. Научные исследования ЦСИ ГЗ МЧС России в области анализа и управления риском / A.A. Быков // Проблемы анализа риска. 2005. — Том 2. — № 4. — С. 348−356.
  70. , М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Наука, 1990.-421 с.
  71. , В.И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский. М. Мысль, 1944. — 359 с.
  72. , О.С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -М.: Гардарики, 2002. 192 с.
  73. , A.B. Безопасность России: современное понимание, обеспечение / A.B.Возженников, A.A. Прохожев. М.: РАГС, 1998. -113 с.
  74. , A.B. Система жизненно важных интересов РФ: сущность содержания. Классификация, механизм согласования и формирования / А. В. Возженников, A.A. Прохожев. М.: РАГС, 1998. — 83 с.
  75. , A.B. Государственное управление и национальная безопасность России: учебное пособие / А. В .Возженников, A.A. Прохожев. -М.: РАГС, 1999.-161 с.
  76. , A.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России: монография / A.B. Возженников. М.: Изд-во ЭДАС ПАК, 2000.-203 с.
  77. , О.В. Безопасность личности в чрезвычайных ситуациях: философско-политологический анализ / О. В. Вознесенская // Авто-реф. дис. канд. философ, наук. М., 2000.
  78. , Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций / Ю. Л. Воробьев. М.: ФИД «Деловой экспресс», 2000. — 248 с.
  79. , Ю.Л. Безопасность и устойчивое развитие новые парадигмы сохранения цивилизации / Ю. Л. Воробьев // Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Книга 1. — М.: Институт развития МЧС России, ООО «ИПП «КУНА», 2004. — 500 с.
  80. Воробьев, Ю. Л. Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности России
  81. Ю.Л. Воробьев // Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Книга 1. -М.: Институт развития МЧС России, ООО «ИПП «КУНА», 2004. 500 с.
  82. , Ю.Л. 15 лет Чрезвычайной службе России / Ю. Л. Воробьев // Проблемы анализа риска. Том 2. 2005. — № 4.
  83. , Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС в РФ на период до 2010 года / Ю. Л. Воробьев. М.: МЧС России, 2007. — 82 с.
  84. , Е.Т. Чрезвычайные ситуации мирного времени: учебное пособие / Е. Т. Воронов, Е. Н. Браунер, Д. Е. Воронов, В. М. Пестов. Чита: Чит-ГУ, 2003.-209 с.
  85. Всеобъемлющая международная безопасность: международно-правовые принципы и нормы: Справочник / Э. Т. Агаев и др. М.: МО, 1990. -134 с.
  86. , М. История местного самоуправления в России / М. Горный. Санкт-Петербург: СПбГУ, 1997. — 319 с.
  87. , Э. Избранные работы: сборник / Э. Гуссерль / Сост. В. А. Куренной. М.: Территория будущего, 2005. — 464 с.
  88. , В.И. Социально-гуманитарные проблемы информатизации и информационной безопасности современного глобального общества / В. И. Добреньков. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 204 с.
  89. Доклад о состоянии защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году. Чита: Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю, 2008. — 98 с.
  90. X. Медоуз Пределы роста (Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества») / Донелл X. Медоуз, Денис Л. Медоуз и др. М.: МГУ, 1991.
  91. , Р.В. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года / Р. В. Долгилевич. М.: Интел-Синтез, 2002. — 77 с.
  92. , П. Эффективность государственного управления / П. Дракер. М.: Аспект Пресс, 1998. — 204 с.
  93. , Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. -Одесса, 1900.-586 с.
  94. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. М.: Гардарики, 1995. — 312 с.
  95. , В.П. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / В. П. Журавлев, C. JL Пушенко, A.M. Яковлев. М., 1999. — 203 с.
  96. Зубаков, В. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса / В. Зубаков // Зеленый мир. 1996. — № 9.
  97. , В.Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. М.: Высш. шк., 1996. — 217 с.
  98. , В.Н. Россия обретение будущего (размышления социолога) / В. Н. Иванов. — М: РИЦ ИСПИ РАН, 1998. — 93 с.
  99. , А.Ю. Экологическая безопасность государств-участников СНГ / А. Ю. Иванченков // Научные труды МНЭПУ. Вып. 4. Серия: Юриспруденция. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.
  100. , В.И. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском / В. И. Измалков, А. В. Измалков. СПб.: НИЦЭБ РАН, 1998.-482 с.
  101. , К. Общество риска в условиях глобализации / К. Исаев // Социологические исследования. 2001. — № 12. — С. 24−28.
  102. История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Нерсе-сянца. М.: Гардарики, 2004. — 369 с.
  103. История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный дом, 2002. — 692 с.
  104. , В.Б. Экологическая безопасность в условиях трансформации российского общества / В. Б. Казакова // Автореф. дис. канд. социол. наук. М, 2004.
  105. , JI. Международная политика по охране окружающей среды / Л. Колдуэл // Курьер ЮНЕСКО, 1973. № 1. — С. 4−6, 32−33.
  106. , К.Я. Экология и политика / К. Я. Кондратьев, В.И. Данилов-Данильян, В. К. Донченко, К. С. Лосев. СПб.: НИЦЭБ РАН, 1996. -302 с.
  107. , К.Я. Экодинамика и геополитика / К. Я. Кондратьев, В. К. Донченко. СПб.: НИЦЭБ РАН, 1999. — 218 с.
  108. , К.Я. Экодинамика и экологический мониторинг / К. Я. Кондратьев, В. К. Донченко, А. К. Фролов, В. И. Измалков. СПб.: Наука, 1996.- 183 с.
  109. , О.В. Философские проблемы управления экологической безопасностью / О. В. Коновалова // Автореф. дис. канд. философ, наук. -М., 2000.
  110. , О. Общий обзор позитивизма / О. Конт // Западноевропейская социология XIX века: Тексты. М.: Наука, 1997. — 523 с.
  111. , В. На пути к устойчивому развитию цивилизации / В. Коптюг// Свободная мысль. 1992. — № 14. — С. 7−13.
  112. , В.И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. М.: ИНФРА-М, 1999. — 312 с.
  113. , А.И. Макс Вебер / А. И. Кравченко. М.: Весь Мир, 2004. — 224 с.
  114. Краткая философская энциклопедия. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  115. Краткий словарь по социологии / Авт. сост. П. Д Павленок. М.: ИНФРА-М, 2000. — 272 с.
  116. , И.И. Принципы управления риском в социально-экономической системе / И. И. Кузьмин, H.A. Махутов, В. Ф. Меньшиков // Анализ и оценка природного и техногенного риска. М.: ПНИИИС, 1995.1. С. 79−103.
  117. , В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере / В. А. Кутырьев. -М.: Наука, 1998. 141 с.
  118. , М.А. К созданию общей теории безопасности / М. А. Лазарев // Военная мысль. 1992. — № 11.
  119. , А.Д. Основы управления мероприятиями РСЧС и ГО /
  120. A.Д. Легошин // Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Книга 1. — М.: ООО «ИПП «КУНА», 2004. 500 с.
  121. , Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. СПб.: Питер, 2007. — 672 с.
  122. , В.Л. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России // Автореф. дис. докт. полит, наук. -М.: РАГС, 1995.
  123. , К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 23.
  124. , И.С. Управление экологической безопасностью и рациональным использованием природных ресурсов / И. С. Масленникова,
  125. B.В. Горбунова. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. — 497 с.
  126. , А. Мотивация и личность./ А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-312 с.
  127. , Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мер-тон. М.: Хранитель, 2006. — 873 с.
  128. , А. Миф о равновесии в природе / А. Мигель // Курьер ЮНЕСКО, 1973. № 1. — С. 24−27.
  129. , A.B. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания / A.B. Мозговая // Риск в социальном пространстве. -М., 2001.-С. 9−38.
  130. , A.B. Технологический риск как компонент окружающей социальной среды: восприятие и отражение в субкультуре территориальной общности / A.B. Мозговая // Риск в социальном пространстве. М., 2001.-С. 159−180.
  131. , H.H. Экология человечества глазами математика / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1988.-112с.
  132. , H.H. Быть или не быть человечеству / H.H. Моисеев. — М.: Молодая гвардия, 1999. 288 с.
  133. , H.H. Цивилизация на переломе: Пути России / Н. Н. Моисеев. М.: ИСПМ РАН, 1996. — 214 с.
  134. , Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир / Г. Моргентау. М.: Юрид. лит., 1998. — 316 с.
  135. , А.П. Становление и развитие законодательства в области регулирования отношений, связанных с чрезвычайными ситуациями / А. П. Москалец. М.: ВНИИ ГОЧС, Информиздатцентр, 2000. — 199 с.
  136. , Е.В. Анализ риска: социально-экологический аспект / Е. В. Никанорова // Медицина труда и промышленная экология. 1999. — № З.-С. 18−31.
  137. Новая парадигма развития России (комплексные исследования устойчивого развития) / Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. М.: МГУК, 1999. — 84 с.
  138. Общая теория безопасности. Актуальные методологические и социально-политические проблемы: учебное пособие / Под ред.
  139. A.М.Позднякова. М., 1997. — 172 с.
  140. , В.И. Природные катастрофы на рубеже XX века / В. И. Осипов // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 1. -2001.
  141. , Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика / Г. В. Осипов. М: Изд-во НОРМА, 2000. — 182 с.
  142. Основы национальной безопасности России / Под общ. ред.
  143. B.Л.Манилова. М.: Друза, 1998. — 124 с.
  144. От МПВО к гражданской защите / Под ред. С. К. Шойгу. М.: УРСС, 1998.-334 с.
  145. Оценка и управление природными рисками // Материалы общероссийской конференции «Риск-2000». М.: Анкил, 2000.
  146. , Т. Система современных обществ / Т. Парсонс / Пер. с англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.-270 с.
  147. , Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Мысль, 1996.-732 с.
  148. , О.Г. Экологическая составляющая российского политического процесса (на примере Приморского края) / О. Г. Пермякова // Авто-реф. дис. канд. полит, наук. Чита, 2007.
  149. , В.О. Уолтер Липпман и пути Америки / В. О. Печатнов. М.: Межд. отн-ия, 1994. — 213 с.
  150. , A.A. Постулат нулевой системы: Определение степени риска и цены человеческой жизни / A.A. Повялко // Изв. вузов. Ядерная энергетика. 1994. -№ 5. — С. 10−15.
  151. Политическая энциклопедия // Руководитель научного проекта Г. Ю. Семгин. Т. 1. М.: Мысль, 1999. — 932 с.
  152. , В.Г. Проблема законодательного обеспечения национальной безопасности РФ / В. Г. Попов, А. В. Путилова. М.: РИНКУЭР, 1995. -121 с.
  153. , Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях / Б. Н. Порфирьев. М.: Наука, 1991. — 190 с.
  154. , Б.Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики / Б. Н. Порфирьев. М.: ВИНИТИ, 1991. — 247 с.
  155. , Б.Н. Концепция приемлемого риска как теоретическая основа обеспечения защиты населения при чрезвычайных ситуациях /
  156. Б.Н. Порфирьев // Катастрофы и общество. М., 2000. — С. 36−58.
  157. , Б.Н. Риск и безопасность: определение понятий / Б. Н. Порфирьев // Риск в социальном пространстве. М., 2001. — С. 13−34.
  158. , Б.Н. Современное управление региональной безопасностью в природной и техногенной сфере / Б. Н. Порфирьев. М.: ВНИИ ГОЧС, 2002. — 193 с.
  159. , А.И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. М.: МЦ ФЭО, 2003. — 863 с.
  160. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Реферативный сборник, вып. 5.-М.: ВИНИТИ, 1991. 132 с.
  161. Проблемы безопасности жизнедеятельности в Забайкалье / Ред. Н. П. Романовой. Чита: Забтранс, 1998. — 126 с.
  162. Проблемы обеспечения экологической безопасности // Научные труды МНЭПУ. Вып. 4. Серия: Юриспруденция. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.
  163. Проблемы теории и практики управления: Международный журнал.- 1997.-№ 1−6.- 1998.-№ 1.
  164. , A.A. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы / A.A. Прохожев. М.: РАГС, 1996. — 160 с.
  165. , А. А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности / A.A. Прохожев. М., 2002. — 171 с.
  166. Риск: социологический анализ, коммуникация, региональное управление / Под ред. A.B. Мозговой. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2004. — 194 с.
  167. , A.A. Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности: монография / A.A. Сергунин. Нижний Новгород, 2003. — 213 с.
  168. , Г. Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности / Г. Г. Силласте // Безопасность. 1995. — № 5−6.
  169. , Г. Г. Социальная безопасность в обществе как необходимое условие национальной безопасности / Г. Г. Силласте // Безопасность. -1996. -№ 3−4.
  170. , Ф. Эволюция социального вопроса / Ф. Тённис // Тексты по истории социологии XIX—XX вв.: Хрестоматия / Под ред. В.И. Добренько-ва.-М.: МГУ, 2003.
  171. Уровень жизни населения Забайкалья: Стат. сб. Чита: Забай-калкрайстат, 2008. — 193 с.
  172. , А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосфер-ная стратегия / А. Д. Урсул. М.: Развитие, 1998. — 163 с.
  173. , М.И. Социально-политические факторы оптимизации функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / М. И. Фалеев // Автореф. диссер. канд. полит. наук. М., 1999. — 22 с.
  174. , М.И. Основы государственной политики в области обеспечения комплексной природно-техногенной безопасности в России в современных условиях / М. И. Фалеев // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 4. 2002. — С. 223−229.
  175. , М.И. Чрезвычайные ситуации угроза безопасности России / М. И. Фалеев // Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Книга 1. М.: Институт развития МЧС России, ООО «ИПП «КУНА», 2004. — 500 с.
  176. , С.Г. Некоторые аспекты подготовки специалистов и руководителей в области анализа риска / С. Г. Харченко, А. А. Прохожев // Управление риском. 1997. — № 4.
  177. , Э. Дж. Надежность технических систем и оценка риска: Пер. с англ. / Э. Дж. Хенли, X. Кумамото. М.: Машиностроение, 1984. — 107 с.
  178. , H.A. Оценка природной и техногенной безопасности России / H.A. Шахраманьян, В. А. Акимов, К. А. Козлов. М.: ВНИИ ГОЧС, 1998.-359 с.
  179. , Э.Г. Методология анализа проблем национальной безопасности в современных условиях / Э. Г. Шевелев. — М.: Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ, 1994. 189 с.
  180. , Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до япониза-ции / Дж. Шелдрейк. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  181. , Л.И. Россия и мир, движение к новой безопасности в XXI веке / Л. И. Шершнев // Безопасность. 2000. — № 1. — С. 34−51.
  182. , С.К. Катастрофы и государство / С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьев. М.: МЧС России, 2003. — 261 с.
  183. , С.К. Исторические аспекты развития системы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций / С. К. Шойгу // Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Книга 1. М.: Институт развития МЧС России, 2004. — С. 72−85.
  184. Щюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Щюц / Пер. В. Г. Николаев, C.B. Ромашко, Н. М. Смирнова. М.: РОССПЭН, 2004. — 1056 с.
  185. , О.Н. Социология риска / О. Н. Яницкий. М.: Изд-во LVS, 2003.
  186. Beck, U. Risk Society. Toward a New Modernity / U. Beck. L.: Sage, 1992.
  187. Douglas, M. Risk and Culture: An Essay on Selection of Technological and Environmental Dangers / M. Douglas, A. Wildavsky. Berkley, 1982.
  188. Douglas, M. Risk Acceptability According to Social Sciences / M. Douglas. London, 1985.
  189. Giddens, A. The Consequences of Modernity / A. Giddens. Cambridge: Polity Press, 1990.
  190. Luhmann, N. Risk: A Sociological Theory / N. Luhmann. N. Y.: Al-dine de Gruyter, 1993.
  191. Maslow, A. Motivation and Personality / A. Maslow. New York: Harper and Row, 1954. -312 c.
  192. Kahn, H. The Coming Boomer Economic, Political and Social / H. Kahn. N-Y, 1980.- 195 c.1. Интернет-источники197. htpp://bd.fom.ru/report/cat/ekologijaotchet08.
Заполнить форму текущей работой