Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Девиантное поведение молодежи в сфере новых информационных технологий: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта востребованность усиливается своеобразием процесса информатизации российского общества. Его первый этап, в 70-е и 80-е годы, проходил в условиях административно — командной системы и осуществлялся присущими ей методами. Внедрение информационных технологий диктовалось скорее идеологической, нежели экономической заинтересованностью. Это привело к тому, что процессы, повышавшие уровень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие информатизации в российском обществе и обеспечение защиты информации
    • 1. Формирование информационного общества и новых видов противоправных деяний
    • 2. Состояние развития сети Интернет и анализ ее пользователей в Российской Федерации
    • 3. Личность в информационном обществе, ее влияние на защиту компьютерной информации
  • Глава II. Обеспечение защиты компьютерной информации в условиях развития информатизации российского общества
    • 1. Защита компьютерной информации как одна из основных задач управления в информационном обществе
    • 2. Правовые нормы в области защиты компьютерной информации
  • Глава III. Социологический анализ компьютерной преступности и компьютерных преступников
    • 1. Анализ официальной статистики в сфере компьютерной и информационной преступности
    • 2. Компьютерные преступники и их группы
    • 3. Формируемые компьютерными преступниками угрозы и их социальная опасность

Девиантное поведение молодежи в сфере новых информационных технологий: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена социальной востребованностью современных социальных технологий, обеспечивающих создание эффективных путей и рекомендаций по формированию информационной культуры и профилактике противоправного поведения российской молодежи в сфере высоких технологий.

Эта востребованность усиливается своеобразием процесса информатизации российского общества. Его первый этап, в 70-е и 80-е годы, проходил в условиях административно — командной системы и осуществлялся присущими ей методами. Внедрение информационных технологий диктовалось скорее идеологической, нежели экономической заинтересованностью. Это привело к тому, что процессы, повышавшие уровень информатизации, базировались в основном на производстве собственной вычислительной техники, которая по своим характеристикам уступала зарубежным аналогам и была с ними несовместима. Идеологическое давление и монополия на информацию делали невозможным развитие общедоступных банков данных, а также появление негосударственных источников информации.

В последние десятилетия существования СССР делались попытки проведения информатизации «сверху». В частности, был принят ряд документов, определявших политику государства в сфере информатизации общества. Однако общая невосприимчивость существовавшей хозяйственной системы к техническому прогрессу сделала эти попытки малоэффективными.

В годы перестройки была разрушена государственная монополия на информацию, а формирующиеся рыночные отношения дали мощный толчок дальнейшей информатизации России. Этот этап выделяется изменением хода информатизации — она стала развиваться «снизу». Прак4 тически все, что сделано в этой области в России в последнее время, достигнуто без прямого государственного вмешательства. Буквально за считанные годы коммерческие структуры обеспечили ввоз и распространение информационной техники, программного обеспечения. В нашей стране появился широкий круг потребителей современных вычислительных средств и средств коммуникации.

Ликвидация идеологического давления на общество, развитие рыночных отношений разрушили государственную монополию на информационные ресурсы. В связи с этим возросла доля активных информационных ресурсов, доступных для автоматизированного поиска, хранения и переработки на коммерческой основе.

Определенная стихийность процесса информатизации российского общества усилила процессы расслоения общества, в том числе и на основе информационных возможностей.

Востребованность результатов исследований по проблемам поведения молодежи в сфере высоких технологий в условиях проходящих процессов информатизации России имеет место как в плане прикладном, то есть для конкретных практических целей, так и в общетеоретическом плане для научного обоснования тех выводов и положений, которые ложатся в основу практических рекомендаций, связанных с поисками эффективных социальных методов влияния на поведение молодежи в формирующемся информационном пространстве.

К числу таких практических социальных факторов, обуславливающих актуальность исследуемой темы, относятся:

• Увеличение разрыва между традиционной и формирующейся под воздействием информатизации культурами, изменение общественных ценностей под воздействием информатизации;

• Трансформация ценностного сознания личности в современной России- 5.

• Возрастающее влияние человеческого фактора на информационную безопасность;

• Рост девиантного поведения молодежи в сфере высоких технологий;

• Несмотря на большой объем литературы по компьютерной преступности и защите информации, вопросы профилактики девиантного поведения молодежи в сфере высоких технологий практически не рассматриваются.

Актуальность общетеоретической разработки темы исследования обусловлена ее общегуманитарным содержанием, пониманием того, что она выходит за пределы только социологического исследования и требует междисциплинарного подхода и изучения как совокупность социологических, психологических, юридических, культурологических проблем.

Степень научной разработанности проблемы. В силу междисциплинарного подхода к избранной теме, ее теоретико-методологическими основаниями служат труды по социологии, культурологии, психологии, праву, информатике и информатизации, защите информации. Именно усвоение позиций, подходов и концепций различных отраслей знаний, касающихся проблем девиантного поведения молодежи в сфере высоких технологий, способствовало выработке понимания автором фундаментальности и практической важности изучаемой проблемы и определение ее как проблемы общегуманитарной, социоп-сихокультурной и технической.

Проблема анализа поведения молодежи, в том числе и в условиях формирования информационного общества, потребовало обращения к трудам В. Г. Алексеевой, И. С. Болотина, Ю. Р. Вишневского, В.И. Доб-ренькова, Р. А. Зобова, В. Н. Крючкова, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Ф. А. Мурзина, Т. Э. Петровой, А. И. Ракитова, В. И. Чупрова, A.M. Яковлева. 6.

Психологические аспекты формирования поведения молодежи отражены в трудах JI.C. Выгодского, М. С. Егоровой, Ковалева А. Г., В. А. Крутецкого, Н. А. Носова. Изучение девиантного поведения молодежи рассматривалось Ю. А. Антоняном, Н. И. Ветровым, В. Н. Кудрявцевым, также потребовалось изучение трудов в области криминологии таких ученых, как Н. А. Беляев, И. В. Волгарев, В. Фокс и криминалистикиН.П. Яблокова.

В условиях современности, при развитии информатизации общества возникает насущная проблема проведения научных исследований формирующегося нового общества, основывающегося на информационных технологиях. Интерес к происходящим процессам проявляют ученые разных стран, в том числе и России: И. Л. Бачило, В. В. Кульба, В. Д. Малюгин, Т. Ф. Серебренникова, В. К. Степанов, А. Н. Шубин.

Развитие информационного общества приводит к формированию информационной культуры., Большой вклад в изучении этого процесса вносят Вохрышева М. Г., И. И. Горлова, Ю. С. Зубов, И. М. Андреева, Э. Л. Семенюк, Е. А. Медведева.

Изучение общих проблем социального управления основывалось на трудах Ю. П. Аверина, П. Н. Лебедева, А. Л. Свенцицкого, Ж.Т. То-щенко.

Процесс информатизации общества находит отражение в работах Э. Кастельса и социальных мыслителей XX века — футуролога Э. Тоф-флера, математика Н. Моисеева, физика И. Пригожина, что позволило понять эволюцию цивилизаций от одного уровня к другому, приведшую к формированию информационного общества, изменению системы человеческих ценностей.

Однако, аспект защиты информации, профилактики правонарушений и преступлений в сфере высоких технологий, на сегодняшний день, рассмотрен недостаточно. В основном преобладает точка зрения, что 7 проблема обеспечения защиты информации является технической. И это направление в достаточной мере изучено учеными и практиками, существует достаточно большое количество книг, учебников, пособий, периодических изданий, отражающих организацию технической защиты информации. Изучение технической составляющей процесса защиты информации потребовало обращения к работам В. И. Андрианова, А. В. Бородина, В. Д. Карушина, В. А. Минаева.

В то же время, несмотря на признание факта необходимости комплексного подхода к защите компьютерной информации, отсутствуют разработки в этой области. В частности, практически нет научных исследований в области влияния человеческого фактора на обеспечение надежной защиты информации в условиях глобального процесса информатизации России.

Таким образом, диссертация представляет собой междисциплинарное, но преимущественно социологическое исследование, в котором использован социологический анализ, ибо только подобный подход адекватно отвечает характеру исследуемой проблемы.

Объектом диссертационного исследования является процесс информатизация России, который оказывает свое влияние на все происходящие социокультурные процессы.

Предметом исследования является поведение молодежи в условиях информатизации, где на первое место выступает анализ и содержательная классификация девиантногонповедения в сфере информационых технологий.

Цель исследования заключается в социологическом изучении состояния преступности в сфере компьютерной информации на фоне развития сети Интернет в Российской Федерации. На этой основе осуществляется разработка конкретных методик, необходимых для профилактики девиантного и делинквинтного поведения молодежи в сфере высоких 8 информационных технологий. В соответствии с этой целью были сформулированы исследовательские задачи, которые могут быть объединены в три группы.

Первая группа исследовательских задач связана с изучением развития и фактического современного состояния информатизации России и выявления особенностей становления в России информационного общества. Это исследование предполагает постановку и решение ряда более конкретных задач:

• Анализ состояния и развития сети Интернет как основы становления информационного общества.

• Определение новых социальных ролей личности в условиях информационного общества.

• Анализ процессов становления информационной культуры в стране в условиях переходного периода.

Вторая группа исследовательских задач связана с изучением основных мер профилактической направленности (основанных на конкретных социальных технологиях), в сфере обеспечения защиты информации от разнообразного негативного влияния человека. Конкретизация исследовательских задач в этой части работы предполагает:

• Анализ использованных защитных мер, направленных на обеспечение безопасности информационных ресурсов, с точки зрения основной задачи управления в условиях информационного общества.

• Выявление роли и значения правовой составляющей защитных мер по обеспечению безопасности информации в современных условиях и рассмотрение ее социокультурных особенностей.

Третья группа исследовательских задач основывается на социологическом анализе такого, достаточно нового социального явления, как компьютерная преступность. В этой части работы выделяются три конкретных исследовательских задачи: 9.

• Проведение анализа официальных статистических данных МВД России о совершенных преступлениях в компьютерной сфере.

• Изучение личности компьютерных преступников и осуществление классификации формируемых ими групп.

• Определение комплексных составляющих практической социальной опасности угроз, формируемых компьютерными преступниками.

Основные гипотезы исследования:

• Основной движущей силой преступности в сфере высоких технологий является молодежь в возрасте 16−24 лет. Автор предполагает, что наиболее активную роль в совершении компьютерных преступлений играет молодежь, как наиболее восприимчивая к достижениям технического прогресса часть общества и не имеющая еще четко сформированных моральных ценностей и соответствующих им систем поведения относительно существующих норм права.

• Развитие девиантного поведения молодежи в сфере высоких технологий связано с конфликтом культур и систем ценностных оценок проявляющихся при конфликте поколений.

• Обеспечение надежности защиты информации, прежде всего, является не технической проблемой, а социокультурной.

• Большую роль в современном российском обществе играет становящаяся информационная культура, от уровня развития которой зависит уровень ответственности личности за свои действия с информационными ресурсами.

• Основная угроза информации исходит не от преступников-одиночек, а от определенных групп, которые формируются в молодежной среде на базе общего интереса к вычислительной технике, информационным сетям, а также в связи со стремлением самоутверждения. Со.

10 вокупность подобных групп составляет соответствующую молодежную субкультуру.

Теоретико-методологическая база исследования. В соответствии с системным подходом, различные аспекты защиты информации рассмотрены в виде единого комплекса социологических, юридических и технических проблем. Основу исследовательской базы составляют теория систем, модельный подход к анализу литературы, посвященной проблематике развития информатизации России, компьютерной преступности, защите информации и взаимного влияния личности и информации. Для решения утилитарно-практических задач, связанных с профилактикой компьютерной преступности в молодежной среде, в работе используется междисциплинарный подход. Это обуславливается спецификой информации и информационных технологий, в основе которых лежит человек, его взаимодействие с обществом и техникой. Другой теоретической основой работы является социология молодежи и вторичный анализ конкретных социологических исследований, посвященных социокультурным процессам, происходящим в современной России. В исследовательскую базу также положено исследование противоправного поведения молодежи в сфере высоких технологий, проведенное с помощью социологических методов, и на его основе осуществлялось изучение существующих групп компьютерных преступников.

Научная новизна диссертации определяется ее прикладными моментами:

• На основе анализа состояния развития сети Интернет были выявлены новые социальные роли личности в информатизирующемся обществе, показана специфика становления информационной культуры в стране, что позволило определить проблему обеспечения надежности защиты информации как проблему социокультурную.

• Сформулирован принцип широкого трактования понятия «защита информации», который включает в себя не только борьбу с утечкой информации, как это широко распространено в настоящее время, но и такие виды угроз, как искажение информации и ее блокирование. При этом сам принцип обеспечения защиты информации получает свое распространение на весь названный спектр угроз.

• С помощью социологических методов изучено девиантное поведение молодежи в сфере высоких технологий, главным образом в области компьютерной техники и информационных ресурсов. На этой основе проведена классификация компьютерных преступников с выделением характерных особенностей формирующихся групп.

• В исследовании раскрывается не только вопрос влияния человека на информацию, но и выявлено обратное влияние информации на самого человека: как позитивное, так и негативное.

• Сформулирован общий комплексный подход к обеспечению защиты информации, который включает в себя правовой, моральный, психологический и социокультурный аспекты информационной защиты.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

• Особенности информатизации России обостряют проблему защиты компьютерной информации из-за отсутствия комплексного подхода к ее обеспечению со стороны государства, негосударственных учреждений и граждан.

• Информатизация общества формирует новые виды общественно опасных деяний и видоизменяет существующие противоправные действия человека, что связано с формированием новых общественных ценностей в виде информации.

• Выделенные, в ходе исследования, группы компьютерных преступников формируют свою субкультуру, с присущими ей специфическим языком (сленгом), манерой поведения, общностью интересов, целей, образа жизни и так далее. Причем их мир располагается не столько.

12 в нашем обществе, сколько в виртуальном мире, в частности в информационной сети Интернет.

• Девиантное поведение молодежи в сфере высоких технологий связано с конфликтом культур поколений, различными системами общественных и личных ценностей. Это обусловлено формированием под воздействием информационных технологий новых ценностей и нового образа жизни молодежи, нехарактерного для лиц старшего возраста.

• Проблема профилактики молодежной преступности в сфере высоких технологий носит междисциплинарный характер и охватывает все стороны жизни.

• Комплексный подход к обеспечению защиты компьютерной информации, который включает в себя психологические, социокультурные, правовые, административные, технические аспекты его формирования.

• Эффективность управления защитой компьютерной информации зависит в первую очередь от учета воздействия на информацию человека. И, как следствие, необходимо применение социальных технологий как важнейшего элемента всех мероприятий, направленных на обеспечение защиты компьютерной информации.

Информационную базу исследования составляет широкая информационно-фактологическая база, включающая в себя результаты социологических исследований, статистические данные, достижения криминологии, психологии и культурологии. Она включает:

• нормативно-правовую базу Российской Федерации в области информации, информатизации и защиты информации.

• проект «Интернет в России/Россия в Интернете» (http ://internet. strana.ru);

• данные социологических исследований в области пользователей информационной сети Интернет:

• анализ статистических данных МВД России о состоянии преступности в сфере компьютерной информации;

• статистическую базу МВД России в сфере компьютерной преступности;

• информационную базу Главного информационного центра МВД России;

Практическая значимость диссертации определяется ее нацеленностью на решение практических задач по обеспечению защиты информации, на управление процессом становления у молодежи информационной культуры, на профилактику правонарушений и преступлений в сфере высоких технологий.

Проведенные в работе социологический анализ развития в России информационной сети Интернет и состояния преступности в сфере компьютерной информации, дают возможность понять и реализовать в практике правоохранительных органов, воспитательных учреждениях Российской Федерации более эффективные технологии, обеспечивающие предупреждение роста компьютерной преступности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде докладов, сообщений и выступлений перед различными аудиториями, в том числе на Международной научно-практической конференции «Социальная политика социального государства» (Нижний Новгород, октябрь 2001 года), где была положительно встречена научной общественностьюв ходе практической деятельности автора в органах внутренних дел, в обсуждениях данной проблемы со специалистами-криминологами, социологами, сотрудниками федеральных органов государственной власти, которые занимаются вопросами обеспечения защиты информации и профилактикой преступлений и правонарушений.

Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях общим объемом 2,9 печатных листов.

Объем и структура работы. Диссертация представляет собой ч машинописную рукопись, состоящую из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии. Работа состоит из 186 страниц, в том числе 14 страниц приложений. Всего в работе представлено 6 таблиц, 15 графиков и 3 схемы.

Заключение

.

Процесс информатизации России носит спонтанный характер, что особенно видно на его первых этапах. Попытка государства взять под свой контроль и обеспечить координацию этого процесса не привела к значимым результатам. В результате чего, при смене политической и экономической ситуации в России, информатизация стала развиваться по законам рыночной экономики.

На сегодняшний день, с полной ответственностью, можно говорить о завершившемся процессе интеграции России в международное информационное пространство. Отставание в использовании компьютерной техники носит скорее количественное, нежели качественное, проявление. Все новинки в сфере высоких технологий на российском рынке появляются одновременно с началом их реализации в других государствах.

Приведенный в настоящей работе анализ развития информационной среды в российском обществе наглядно демонстрирует наличие устойчивой тенденции к росту пользователей информационных ресурсов. Постепенное распространение сети Интернет в сельские регионы значительно расширит круг ее пользователей. Возрастут объемы накапливаемой и обрабатываемой информации, значительно увеличиться коммуникативная составляющая информационных сетей.

Вместе с тем, отсутствие комплексного подхода со стороны государства к координации дальнейшего хода процесса информатизации России приводит к негативным последствиям. Так в частности, информатизация общества формирует новые виды общественно опасных деяний и видоизменяет существующие противоправные действия человека, что связано с формированием новых общественных ценностей в виде информации. Что демонстрируют, приведенные в работе, статистические данные о состоянии развитие сети Интернет и преступности в сфере высоких технологий.

Проведенные социологические исследования позволили подтвердить гипотезу, что основной движущей силой преступности в сфере высоких технологий является молодежь в возрасте 16−24 лет. Во многом, сложившаяся ситуация определяется наибольшей активностью данной возрастной категории в сфере потребления информационных ресурсов, достижений в области высоких технологий.

В условиях современной России, данное состояние преступности, во многом, обуславливается ростом возможностей человека, при достаточно низком уровне жизни и возрастающих потребностях. Причем, именно молодежь является наименее социально защищенной группой при достаточно высоких потребностях. Таким образом, развитие компьютерной техники выступает в роли своеобразного движителя, толкающего человека к совершению тех или иных преступлений и правонару.

156 шений при помощи компьютера для удовлетворения своих потребностей.

Все это позволило выделить и четко описать новый феномен, который присущ исключительно информатизирующемуся и информационному обществу — «компьютерная преступность» .

Проведенный в ходе исследования анализ лиц, совершивших преступления в области высоких технологий, позволил выделить определенные группы компьютерных преступников. При этом отмечается факт формирования ими своей субкультуры, с присущими только ей специфическим языком (сленгом), манерой поведения, общностью интересов, целей, образа жизни и так далее. То есть, есть все предпосылки констатировать факт появления нового класса «блатного мира». Причем данный мир располагается не столько в нашем обществе, сколько в виртуальном мире, в частности в информационной сети Интернет.

Сравнение тенденций в развитии информационных сетей, перспектив их распространения в регионы Российской Федерации, а также анализ существующих и потенциальных пользователей информационными ресурсами, проведенные в работе, позволяют сделать прогноз об увеличении доли молодежи, проживающей в сельской местности, поселках городского типа и небольших городах.

Однако, несмотря на положительный момент данного явления, существует побочный, негативный эффект. Его действие определяется увеличением количества пользователей с неудовлетворенными потребностями из слаборазвитых, с точки зрения экономики, регионов. Которые при наличии технических возможностей и учебной литературы, путем самообразования, смогут достичь уровня, позволяющего совершать компьютерные правонарушения и преступления. Причем эта категория людей вполне способна вызвать значительное увеличение преступлений в сфере высоких технологий, а особенно в области совершения про.

157 стейших, не требующих разработки многоуровневых криминальных операций, экономических преступлений с использованием компьютерной техники.

На рост преступности в сфере компьютерной информации, на изменение ее форм влияет не только существующая социальная среда, но и формирующаяся социальная среда виртуального пространства. Сложившиеся в нем различные группы людей перенесли в него весь тот багаж пороков и достоинств нашего общества. Сайты государственных органов власти, библиотек, высших учебных заведений соседствуют с порнографией, сценами насилия, с призывами к национальному, религиозному экстремизму и так далее. Причем отсутствие какой-либо цензуры в сети Интернет позволяет совершенно спокойно выставлять материалы сомнительного толка. А доступность подобных информационных ресурсов позволяет ознакомиться с ними, что в конечном счете, оказывает негативное влияние на формирование личности молодого человека.

Также важной составляющей девиантного поведения молодежи в сфере высоких технологий является конфликт культур поколений. Молодежь характеризуется отсутствием четко сформированных моральных ценностей и вследствие чего, им систем их поведения может не соответствовать существующим нормам права, которые опираются на мораль. В многом, такая ситуация определяется формированием под воздействием информационных технологий новых ценностей и нового образа жизни молодежи, нехарактерного для лиц старшего поколения. Более того, под воздействием приведенных в предыдущем абзаце факторов, в молодежной среде возникают предпосылки к формированию моральных принципов, которые не соответствуют общечеловеческим.

Эффективность управления защитой компьютерной информации зависит в первую очередь от учета воздействия на информацию человека. При наличии технических и программных средств защиты информа.

158 ции, позволяющих с высокой эффективностью противостоять большинству противоправных воздействий на информационную сеть любого уровня, существует единственная угроза, которую нельзя ликвидировать при помощи техники, математики и права, эта угроза — человек. Без глубокого изучения его поведения, мотивации поступков, преследуемых целей, социума невозможна успешная реализация мер, направленных на обеспечение защиты информации.

И, как следствие, необходимо применение социальных технологий, как важнейшего элемента всех мероприятий, направленных на обеспечение защиты компьютерной информации.

Традиционные для нашего общества формы сдерживания противоправных действий как принципы морали, этики, культуры в рамках виртуального пространства трансформируются. Что обуславливается отсутствием личностного общения и публичности деяний.

Административные меры, носящие запретительный характер, в части компьютерной информации, на практике оказываются малоэффективными. На первое место выходят личные сдерживающие факторы.

Анализируя состояние системы защиты информации и системы профилактики преступности в сфере высоких технологий необходимо определить значения правосознания в области информации и информатизации. Здесь много непонятого и ложно толкуемого в части реализации принципа свободы и открытости информации. Опьянение сладким словом «свобода» относительно информации характеризует результат искусственного отрыва информации от источников ее происхождения и областей применения. Вся информация, в том числе и виртуальная, является отражением материального мира и отношений, сложившихся в обществе. Сделать единым весь фронт информационного пространства, а значит и всей общественной, политической, экономической и иных сторон жизни общество не готово. Безусловно, есть области, которые.

159 должны постоянно находиться под общественным контролем и для этого должны быть выработаны как правовые механизмы, так и механизмы общественного сдерживания правонарушений и преступлений.

Комплексный подход к обеспечению защиты компьютерной информации включает в себя психологические, культурологические, правовые, административные, технические аспекты его формирования. Это актуализируется тем, что на сегодняшний день превалирует технический подход в обеспечении информационной безопасности, а снижение негативного влияния человеческого фактора отходит на второй план.

Основываясь на социальной технологии, как совокупности последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия, определяются основные направления пути снижения влияния человеческого фактора на безопасность компьютерной информации. В общем виде, они представляют собой комплекс из законодательного, программно-технического и процедурного уровней. Рассмотрены основные механизмы социального контроля. Особо отмечается необходимость поднятия уровня нового виды культуры пользователей информационными ресурсами, так называемой информационной культуры.

В работе указывается на необходимость более широкого применения психологических мер защиты информации. Целью которых, является формирование условий психологического дискомфорта у компьютерных правонарушителей и преступников.

В качестве одного из способов реализации профилактических мер, направленных на выявление потенциальных преступников и правонарушителей, представляющих угрозу компьютерной информации, в едином коллективе рекомендуется использовать социометрический тест. Применение тестирования позволяет на ранних стадиях выявить негативные явления в коллективе, которые приводят к появлению лидеров и изгоев. Причем отмечается, что при возникновении определенных уело.

160 вий, эти две группы могут сознательно пойти на совершение компьютерных преступлений.

Игнорирование социальных процессов, происходящих в том или ином трудовом коллективе, способствует формированию предпосылок к совершению противоправных деяний в области компьютерной информации, что в конечном счете, негативно сказывается на всей системе защиты информации.

Все это указывает на междисциплинарный, охватывающий все стороны жизни, характер профилактических мер, направленных на замедление темпов роста и дальнейшее снижение количества преступлений в сфере высоких технологий. И, как следствие, проблема защиты компьютерной информации выходит за рамки чисто технической и затрагивает такие сферы, как культура, мораль, психология пользователей, систему управления защитой информации. На сегодняшний день сложились все предпосылки к организации формирования информационной культуры, основанной на уважении интересов всех пользователей информационных ресурсов, на этической стороне действий человека.

Отсутствие комплексного подхода к обеспечению защиты компьютерной информации, профилактике компьютерной преступности со стороны государства, негосударственных учреждений и граждан обостряют проблему регулирования поведения человека в информационном пространстве. Особенно наглядно видна эта проблема в кредитно-финансовой сфере, где работает большое количество негосударственных банков. Отсутствие единых норм и единой политики государства и частного капитала в области защиты информации от преступного посягательства приводит к разбалансу и дестабилизации системы безопасности в области высоких технологий.

Регулирование поведения человека в области информатизации должно быть обеспечено не только правовыми средствами и системой.

161 стандартов, но и этическими нормами, которые все в большей мере должны формировать правосознание и правила поведения, которые не нуждаются в государственном принуждении, а органически входят в регуляторы отношений людей и организаций. И наиболее важное место в данной области отводиться обществу, той социальной политики, которую будет проводить государство в сфере информатизации России.

Все вышесказанное показывает широту стоящей проблемы и невозможность ее решения отдельными мерами без учета человека и общества, как основных элементов любой информационной среды, поэтому данная проблема должна постоянно находиться в поле социологических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДРУГИЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ1. МАТЕРИАЛЫ
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. доктор юридических наук, профессор А. В. Наумов. М.: Юрист, 1996.-824 с.
  4. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. Веремеенко И. И., Салищевой Н. Г., Студеникиной М. С. М.: ООО «Издательская группа ПРОСПЕКТ», 1997−832 с.
  5. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации».
  6. Закон Российской Федерации «О государственной тайне».
  7. Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
  8. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
  9. Закон Российской Федерации «О правовой охране топологий интегральных микросхем»
  10. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»
  11. Закон Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов»
  12. Закон Российской Федерации «О связи»
  13. Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене»
  14. Концепции национальной безопасности Российской Федерации.- 177
  15. Положение об обеспечении информационной безопасности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденное постановлением ЦИК РФ от 09.07.1999 № 7/41-III // Вестник Центризбиркома РФ, N 7, 1999
  16. Доктрина Информационной безопасности Российской информации.
  17. Декларация прав и свобод человека и гражданина.1. МОНОГРАФИИ, КНИГИ, СБОРНИКИ НАУЧНЫХ ТРУДОВ.
  18. B.C. Тесты в социологическом исследовании М.: Наука, 1982−196с.
  19. Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М.: 1996
  20. Л.Я. Социология: что она знает и может. М.: Социолог, 1993.- 151 с.
  21. В.Г. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент /Отв. редактор В. Г. Андреенков.-М.: Наука, 1990.-Кн.1,2.-232с, 224с.
  22. В.И., Бородин В. А., Соколов А.В.- под редакцией С.А. Золотарева. Шпионские штучки устройства для защиты объектов и информации Справочное пособие -СПб.: Лань., 1996−272с.
  23. Ю.А., Юстицкий В. В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера М.:ВНИИ МВД России — 1993 — 120с.178
  24. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) М.: Академия МВД СССР, 1975 — 159с.
  25. Ю.М. и др. Информационное пространство новых независимых государств ВИНИТИ РАН — М.: ВИНИТИ, 2000−200с.
  26. В.Н. Социология как отрасль обществознания. М.: Московский институт МВД России, 1995 — 41с.
  27. Г. С. Социология— М.: NOTA BENE, 2000−271с.
  28. Н.А., Волгарева И. В., Кропачев Н. М. и др.- под ред. Орехова В. В. Криминология -СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1992−216с.
  29. В.Б. Общество и его структурные элементы. М.: МЮИ МВД России, 1998−27с.
  30. Ю.И., Беляев А. А., Лощадков Д. Г. Основы социологии. -М.: Московская академия МВД России, 2000 88с.
  31. М. Руководство по выживанию в киберпространстве— М.:-1998 г.
  32. В.Н. Молодежь. Методические проблемы исследования Ленинград: Наука, 1973 -155с.
  33. Р.Ф. Охота за информацией М.: 1973 г. 20с.
  34. В.Б. Компьютерные преступления: способы решения, методики расследования М.: Право и закон, 1996
  35. В.А., Скворцов Л. В. «Создание информационной культуры для Европы» доклад на VI конференции ЕКССИД, 23−25 марта1 791 991г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика общественно-научной информатики 1991 -№ 2
  36. Ю. Р. Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург. 1997
  37. Ю.Г., Мостовая И.В./ под ред. В. И. Добренькова. Социология. 1998.-432 с.
  38. М.Г. Формирование науки об информационной культуре: проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6 Методология и организация информационно-культурологических исследований/ Науч. ред.: Зубов Ю. С., Фокеев В. А. -М.: Магнитогорск, 1997
  39. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956
  40. Э. Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999−704с.
  41. Т.И. Концепция ментальности в закрытых социальных пространствах / Монография. М.: Прометей, 2000 — 285 с.
  42. М.В. Проблемы теории личности М.:МГУ им. М. Ломоносова. 1977−204 с.
  43. В.И., Кравченко А. И. Социология, в 3-х томах, том 3 М.: -2000г.
  44. М.С. Психология индивидуальных различий М.: Планета детей, 1997−328 с.
  45. Г. Е., Орлов Г. П. Социология. М.: Интерпракс, 1995. 320 с.
  46. Ю.С., Андреева И. М. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. -М.: 1994
  47. В.Н. Социология сегодня. М.: Наука, 1989 175с.180
  48. Информационная культура личности: введение в курс / под. ред. Горловой И.И.- Краснодарская государственная академия культуры. -Краснодар, 1996
  49. История теоретической социологии, в 5 томах. Том 1.-М.: Наука 1995
  50. Как провести социологическое исследование М.: Политиздат, 1985−223с.
  51. В.Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и информационная безопасность М.: Новый Юристъ — 1998 — 256 с.
  52. Э. «Информационная эпоха»: Экономика, образование и культура.-М.: 2000 г. 606 с.
  53. А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1970
  54. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.
  55. .И. Культура и цивилизация. -М.: МЮИ МВД России, 1997−97с.
  56. М. Открытая философия и открытое общество -М.: Прогресс, 1972−531с.
  57. В.А. Информационное право М.: Юрист-1998
  58. В.А. Психология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986−336с.
  59. В.В. Расследование преступлений в сфере информации М.: Городец. 1998 г.
  60. В.Н., Мурзин Ф. А., Нартов Б.К Исследование связей в коллективах и сетях ЭВМ на основе анализа предпочтений // Проблемы конструирования эффективных и надежных программ. Новосибирск, 1995.
  61. B.C. Психология. М.: Высшая школа. 1 974 181
  62. А.А. Защита от несанкционированного копирования программных продуктов. Материалы международной конференции НТИ-2000 «Информационное общество. Информационные ресурсы и технологии телекоммуникации».
  63. В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления) М.: Институт государства и права РАН, 1992.- 132 с.
  64. Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: 1981
  65. В.В., Малюгин В. Д., Шубин А.Н., Bye М. А. Ведение в информационное управление Санкт Петербург, 1999
  66. К материалам пятой Всероссийской конференции «Проблемы законодательства в сфере информатизации"// НТИ. Сер.-1.-1998-№ 3.
  67. Н.И. Теория и практика социального планирования М.: Политиздат, 1975 — 197с.
  68. П.Н. Социология управления. Л.: 1982
  69. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)//СОЦИС. 1998. № 5.
  70. В.А. Проблема обобщающих оценок молодежи//СОЦИС. 1998 № 12.
  71. А. Проблемы молодежной субкультуры // Наука, политика, предпринимательство. 1998. № 1,2.
  72. В.А. Информационные технологии управления в органах внутренних дел М.: Академия управления МВД России, 1997−704с.
  73. И.Б. Социальные организации: Общие вопросы: Основы социологических знаний М.: Академия МВД СССР, 1991.- Часть 2.-73с.182
  74. Н.И., Кравченко Ю. А. Методика социологических исследований и ее исполнение в органах внутренних дел: Основы социологических знаний- М.: Академия МВД СССР, 1991. Часть 4.- 95с.
  75. В. Социальная информация и управление предприятием -М.: Московский рабочий. 1977 157с.
  76. Д.Д., Шарыпова В. А., Шинкевич В. Е. Социология. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2001. -273с.
  77. Д.Д. Методология социализации личности. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2001 — 63с.
  78. Н.А. Психология виртуальной реальности.-М.: б.и., 1994 г.-195с.
  79. Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР М.: Наука 1979 — 342 с.
  80. А.С. Комплексные социальные исследования Ленинград: ЛГУ им. А. Жданова, 1976 — 230с.
  81. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Изд. Гос. Думы. М. 1998
  82. С. Сознание и социальная среда перевод с болгарского — М.: Прогресс, 1979−232 с.
  83. И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления Киев.: Наукова Думка. 1976 — 208 с.
  84. А.Н. Современная социология организаций М.: Интерфакс, 1995.-296 с.
  85. А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций 3-е изд., пе-рераб. и дополн. — М.: Центр, 2000. — 244 с.183
  86. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. -М.: Наука, 1995.-240 с.
  87. А.И. Философия компьютерной революции М.: 1991 г.
  88. Р.В. Между социализмом и рынком/Судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1995. — 240с.
  89. A.JI. Социальная психология управления. JL: 1986
  90. Т.Н., Гончуков П. Н. Словарь трактовки понятия «Информация" — 1997.
  91. Социальные отклонения. Введение в общую теорию М.:Юриздат. 1984−320с.
  92. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.- СпбГУ, 1996.
  93. Специальная техника и информационная безопасность / под редакцией В. И. Кирина М.: АУ МВД России- 2000 г. — 775с.
  94. В.Ф. Человек в мире информатики М.: Радио и связь -1992−111с.
  95. Э. Третья волна. Научный ред., автор предисловия П. С. Гуревич.-Москва: АТС, 1999 781с.
  96. .Т. Социология. Общий курс 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайта-М, 2001. — 511 с.
  97. С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: 1 989 184
  98. В.П. и др. Предвидение и современность Д.: Лениз-дат, 1976.-351с.
  99. Уголовное право. Особенная часть. / Под ред. Козаченко И .Я., -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997
  100. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв. ред. Здравомыслов Б. В. — М., 1996 С. 351
  101. М.В. Социология управления М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 144 с.
  102. Н.Л. Из истории развития мировой и отечественной социально-политической мысли. М.: УМЦ МВД России, 1995. — 135 с.
  103. . В. Введение в криминологию / перевод с английского. Нежинской Л. А и Тумановой М. А. М.: Прогресс, 1980. — 312 с.
  104. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
  105. В.П., Павленко Ю. П. Проблема личности в социальной философии. М.: МЮИ МВД России, 1998. — 27с.
  106. Ю.А. Проблемы развития инфосферы и интеллект специалиста // «Интеллектуальная культура специалиста» Новосибирск: Наука, 1988
  107. Н.П. Криминалистика М.: Издательство БЕК, 1996−708с.
  108. I. СТАТЬИ, ЛЕКЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ.185
  109. В. Секреты экономической безопасности / Бизнес и безопасность № 1 1995 г.
  110. В. Информационная безопасность / Открытые системы, № 4−6, 1995
  111. X. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности / Философская и социологическая мысль № 4 1991г.
  112. Интервью с начальником отдела по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации МВД России Чепчуговым Д. В. / InterNet, № 14, 2000 г.
  113. Климов В. А Психология и ее воздействие на обеспечение безопасности конфиденциальной информации. / Системы безопасности связи и телекоммуникаций № 27, июль-август 1999 год.
  114. А.А. Правовое регулирование электронного документооборота / Вестник Московского университета, сер. 11. Право 1997 № 4, 5
  115. А. Бесшумная кража / Солдат удачи № 3 1995 год.
  116. В.К. Защита информации в информационно-вычислительных системах и сетях / Программирование № 5,1994
  117. Д. Компьютерный вирус это СПИД для машин. Но без резиновых перчаток можно обойтись / Вечерний клуб, 1994, 20 октября
  118. Е.А. Основы информационной культуры / Социс-1994 № 11
  119. В.А. Криминалистическая классификация преступлений в сфере компьютерной информации/ Конфидент № 4−5,1999
  120. Т.Н. Социология студенчества в России: этапы и закономерность становления / Реферат СПб.: Ленинградский университет. 1997.-42 с.
  121. А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства / Военная мысль № 10, 1993 г.
  122. Российская журналистика: свобода доступа к информации. М. 1996
  123. Э.Л. Информационая культура общества и прогресс информатики /НТИ. Сер. 1. № 7−1994
  124. Д. Социометрический тест как средство защиты информации/ Системы безопасности связи и телекоммуникаций № 25, март-апрель 1999 г.
  125. А. Информатизация партии: необходимость концепций и принципы ее разработки / Кадры партии № 2, 1990 г. 1. ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
  126. Bell D. The Coming Postindustrial Society. New York: Basics Books, 1973
  127. Cloward R.A., Ohlin L.E. Delinquency and Opportunity: A Theory of Delinquent Gangs. New York, 1961
  128. International Security Review, 1998, november/december
  129. Srole L/ Social Integration and Certain Corollaries. American Sociological Rewiew, 21 December 1956
  130. Sassrind. R. The future of Law/ Facing the Callenges of Information Technology. Clarendon press. Oxford. 1996
  131. Zuboff S. In the Age of the Smart Mschine. New York: Basics Books, 1988
  132. Weinberg G.M. The Psychology of Computer Programming. New York: Van Nostrand Сотр., 1971. 279 p
Заполнить форму текущей работой