Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые проанализирована нормотворческая деятельность органов внутренних дел в аспекте обеспечения прав человека и гражданина. В работе предпринята попытка уточнить понятие нормотворческой деятельности органов внутренних дел, раскрыть содержание этой деятельности, выявить её особенности, установить основные и ведомственные принципы, определить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НОРМОТВОРЧЕСТВО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    • 1. Понятие и содержание нормотворческой деятельности органов внутренних дел
    • 2. Особенности нормотворческой деятельности органов внутренних дел
    • 3. Принципы нормотворческой деятельности органов внутренних дел
    • 4. Нормотворческая компетенция МВД России по обеспечению конституционных прав граждан
  • ГЛАВА II. НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    • 1. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел в обеспечении личных прав граждан
    • 2. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел в обеспечении политических прав граждан
    • 3. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел в обеспечении социально-экономических прав человека и гражданина
  • ГЛАВА III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена изменениями приоритетов в деятельности органов внутренних дел, поскольку Россия, встав на путь построения демократического, социального государства, признала человека высшей ценностью, а соблюдение, защиту прав и свобод человека и гражданина — первоочередной обязанностью государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Сегодня актуальным вопросом является то, кому и какими средствами обеспечивать права, свободы и законные интересы человека и гражданина. В современном государстве необходим надёжный механизм реализации закреплённых в Конституции неотчуждаемых жизненных благ, данных человеку Богом или Природой от рождения. Данный механизм включает в себя как законодательные гарантии прав граждан, так и фактическое их осуществление при помощи соответствующих государственных органов, учреждений, организаций и т. д.

Важным звеном (элементом) в реализации прав и свобод и их охране являются органы исполнительной ветви власти. Само назначение и место в аспекте государственной власти определяет их решающее значение в реализации прав и свобод граждан. С одной стороны, они призваны исполнять требования законов, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, с другой — они наделены соответствующими распорядительными полномочиями, в том числе и правом разрабатывать и принимать подзаконные акты нормативного характера, направленные на регулирование «технологий» реализации прав и свобод граждан.

МВД России — как многоотраслевой орган исполнительной власти. выполняя правоохранительные функции, занимает особое место в механизме осуществления прав и свобод. Это объясняется в первую очередь тем, что в современных условиях становления российской государственности происходит усиление социальной функции1 органов внутренних дел, которые не только защищают, но и обеспечивают права и свободы человека и гражданина. При этом обеспечение прав и свобод органами внутренних дел осуществляется как в правоприменительной деятельности, так и в нормотворческой, которая является неотъемлемой частью системы правового регулирования в государстве в целом.

Эффективность правового регулирования предполагает надёжную работу всех элементов названного механизма, то есть, как законов, так и подзаконных актов, в том числе и ведомственных. При этом необходимо отметить, что функционирование нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, как инструмента реализации предписаний законов и других нормативных актов и поручений высших органов государственной власти требует совершенствования нормотворческой деятельности МВД России в сфере охраны и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В этом направлении предприняты определённые меры. Так. в 1989 году в МВД СССР образована юридическая служба Министерства. Аналогичная структура (Правовое управление), укомплектованная высококвалифицированными специалистами, существует в МВД России с 1991 года. Вопросы нормотворческой деятельности получили обстоятельную регламентацию (см.: приказ МВД России N 340−1992 г. «О мерах по совершенствованию правовой работы в системе МВД России» и приказ МВД России от 3 октября 1997 г. N 642 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 ав.

1 См., подробно о социальных функциям: Renner К. Die Rechtsinstitute des Privatrechts und ihre sozialnisehe Funktion. Tubingen, 1929; Радько Т. Н. Социальные функции советского права: .Учебное пособие. — Волгоград, 1971; густа 1997 г. N 1009). В Министерстве образован и действует Экспертный совет МВД России по вопросам нормотворческой работы. С 1997 года в МВД России работает комиссия, которая проводит между-народно-правовую экспертизу проектов нормативных актов, разработанных в МВД. В Академии управления МВД России читается курс «Организация нормотворческой деятельности органов внутренних дел». В нормотворческом процессе органов внутренних дел широкое участие принимают сотрудники высших учебных и научно-исследовательских заведений МВД России, гражданских вузов. Проведение данных мероприятий, основанных на признании социальных приоритетов по отношению к человеку и гражданину, к его правам и свободам, не могли не отразиться на результатах нормотворческой деятельности органов внутренних дел — ведомственных нормативных актах. В них заметно изменилось содержание, ориентированное на реализацию положений законов, нормы которых направленны на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Однако анализ нормотворческой деятельности органов внутренних дел свидетельствует, что наряду с явными позитивными сторонами существуют временные проблемы. Не всегда нормативные акты, разработанные и принятые в МВД России соответствуют требованиям законности. Иногда в них содержатся нормы, ограничивающие права и законные интересы человека и гражданина. Отдельные ведомственные акты дублируют друг друга, не соответствуют правилам юридической техники, изобилуют нормами-декларациями, попросту устарели. В последние годы заметно изменилось законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с подготовкой, регистрацией, опубликованием и вступлением в силу ведомственных нормативных актов. Таким образом, актуальным вопросом является внесение корректив в основополагающие нормативные документы по правовой работе, принятие новой концепции ведомственного нормотворчества органов внутренних дел.

Степень разработанности проблемы. Проблема реализации прав и свобод человека и гражданина всегда находилась в центре внимания юридической науки (например, работы С. С. Алексеева, В.Д.Ардаш-кина, А. Г. Бережнова, Н. В. Витрука, В. К. Бабаева, И. Я. Дюрягина,.

B.Д.Зорькина. В. П. Казимирчука, В. А. Карташкина, А. А. Кененова,.

C. А. Комарова, В. Н. Кудрявцева, В. А. Кучинского, 0. Э. Лейста, Е. А. Лу-кашевой, Г. В. Мальцева, Л. М. Розина, М. Ф. Орзиха, В. А. Патюлина, С. В. Полениной, Н. Г. Салищевой, Ю. А. Тихомирова, Н. Ю. Хаманевой, В. М. Чхиквадзе и др.).

Юридическая литература не обошла своим вниманием и вопросы обеспечения прав человека и гражданина непосредственно в деятельности органов внутренних дел. Различные аспекты данной проблематики, а также вопросы соблюдения и упрочения законности в деятельности органов внутренних дел рассматривались в трудах В. С. Афанасьева, П. В. Анисимова, П. П. Баранова, В. М. Безденежных, Я. М. Бельсона, Н. И. Ветрова, А. П. Герасимова, Н. Л. Гранат, М. И. Еропкина, А. Э. Жалинского, З. Д. Ивановой, В. П. Илларионова, Л.М.Колодки-на, В. В. Лазарева, И. П. Левченко, А. В. Мингеса, И. В. Михайловской,.

A. С. Мордовца, Р. С. Мулукаева, Л. Л. Попова, Т. Н. Радько, Л. М. Розина, И. В. Ростовщикова. Н. М. Рудякова, В. П. Сальникова, Ю. П. Соловей,.

B. И. Тихоненко, К. Б. Толкачёва, В. В. Черникова, А. П. Шергина и др.

В условиях всё возрастающей роли права в жизни общества, привлекает внимание и нормотворческая деятельность органов внутренних дел (работы В. Ф. Воробъёва, Н. Л. Гранат. В. 0. Елеонского,.

C. В. Кабышева, Н. Н. Карташова, И. Б. Киричук, И. В. Ростовщикова. Л. М. Розина, Н. Б. Слюсарь, В. В. Черникова и др.).

Вместе с тем, несмотря на многообразие научного материала, касающегося реализации прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, в качестве отдельного предмета исследования вопрос обеспечения прав и свобод человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел рассматривается в юридической науке впервые. В учебниках, в методических и учебных пособиях, в монографиях речь идёт преимущественно о законодательной базе, а о ведомственном нормативном регулировании органов внутренних дел имеются лишь отдельные упоминания.

Однако, такие вопросы, как соотношение предмета регулирования законов и ведомственных нормативных актов, обеспечивающих права граждан, пределы ведомственного нормативного регулирования в сфере обеспечения прав личности, пути повышения эффективности нормотворческой деятельности органов внутренних дел в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина практически не исследовались. Потребность комплексного анализа проблемы и ряда практических вопросов и обусловила обращение к теме настоящего диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы — изучение нормотворческой деятельности органов внутренних дел, проведение правового анализа блока нормативных актов системы МВД России, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина и разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование нормотворческой деятельности органов внутренних дел.

Сообразно с этим в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:

— исследование сущности понятий — «правотворчество» и «нормотворчество органов внутренних дел» ;

— выявление основных особенностей нормотворческой деятельности органов внутренних дел;

— исследование нормотворческой компетенции органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод личности;

— классификация нормативных актов МВД России;

— изучение и анализ нормативных актов МВД России, обеспечивающих отдельные виды прав человека и гражданина;

— научный анализ основных проблем совершенствования нормот-ворческой деятельности органов внутренних дел.

Объектом исследования является нормотворческая деятельность органов внутренних дел.

Предмет исследования — нормотворческая деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Методология и методы исследования. В настоящей работе использовались такие общефилософские методы исследования как: диалектический метод, исторический метод, логический метод, метод дедукции. Кроме того, в работе применялись и специальные методы исследования права: формально-юридический, разные приёмы толкования права, разработка определений, сравнительно-правовой анализ, анкетирование. В процессе исследования были использованы и статистические методы составления таблиц и гистограмм.

Методологическую основу диссертации составили отдельные исследования в области философии и социологии, работы по общей теории права и государства, труды представителей отраслевых юридических наук. Исходный материал автор находил в международно-правовых актах и российском законодательстве.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые проанализирована нормотворческая деятельность органов внутренних дел в аспекте обеспечения прав человека и гражданина. В работе предпринята попытка уточнить понятие нормотворческой деятельности органов внутренних дел, раскрыть содержание этой деятельности, выявить её особенности, установить основные и ведомственные принципы, определить нормотворческую компетенцию органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод граждан. На основе проведённого анализа ведомственных нормативных актов разработана модель соотношения предмета регулирования законов и ведомственных нормативных актов в сфере обеспечения прав человека и гражданина, сформулированы предложения по совершенствованию нор-мотворческой деятельности в сфере обеспечения конституционных прав граждан.

Положения, выносимые на защиту.

1. Нормотворчество органов внутренних дел — это деятельность компетентных лиц в системе МВД России, осуществляемая на делегированной и компетенционной основе, состоящая в установлении, изменении или отмене нормативных актов органов внутренних дел, регулирующих как внутренние, так и внешние общественные отношения. Нормотворчество органов внутренних дел является одним из средств административной политики государства, определяющей содержание и формы государственного управления, в сфере обеспечения правопорядка, и тем самым в значительной мере политический (государственный) режим в целом.

2. Особое значение в деле обеспечения прав и свобод человека и гражданина имеет положительная административная практика органов внутренних дел, которая служит одним из источников правообра-зования в системе МВД России.

3. Основные принципы нормотворчества (законность, научность, техническое совершенство, демократизм, гуманизм, профессионализм, гласность) являются общими для всех субъектов этой деятельности. Однако, в нормотворческой деятельности органов внутренних дел они приобретают специфику, идущую от её особенностей, и соответственно дополняются принципами: единоначалия и субординации.

4. Нормотворческая компетенция органов внутренних дел и процедура её реализации, равно как и нормотворческая компетенция всех федеральных органов исполнительной власти, урегулирована в большинстве своём различными подзаконными нормативными актами. Однако, существует необходимость принятия Закона о нормативных актах федеральных органов исполнительной власти.

5. Если основные права и свободы человека и гражданина, содержатся в общепризнанных международно-правовых актах и Конституции России, а другие законы и подзаконные акты высших органов государственной власти лишь детализируют и конкретизируют нормы Основного Закона, то нормативные акты органов внутренних дел должны создавать реальные условия для обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

6. Органы внутренних дел через нормотворческую деятельность непосредственно участвуют в обеспечении большинства личных, социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина. а равно специального правового статуса личности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, а также отдельных политических прав граждан (права незаконно репрессированных на реабилитацию, права на обращение в государственные органы, права избирать и быть избранным).

7. Обеспечению прав и свобод человека и гражданина способствует полнокровная систематизация, которая должна осуществляться по следующим направлениям:

— создание автоматизированной справочно-правовой системы ведомственных нормативных актов;

— кодификация нормативных актов в форме уставов, положений, правил ит. д.;

— инкорпорация в форме издания официальных сборников нормативных актов;

— консолидация нормативных актов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что введение в научный оборот понятия нормотворческой деятельности органов внутренних дел, предложенная модель соотношения предмета регулирования законов и ведомственных нормативных актов, а также проведённый анализ особенностей нормотворческой деятельности позволяют по-новому взглянуть на природу этого правового явления. Полученные выводы и обобщения будут способствовать развитию разделов теории права и государства, а также конституционного права, касающихся правового положения личности в современном обществе, законности и правопорядка, правоохранительной системы, правотворчества, реализации законодательной воли. Также данная работа может стать основой для более глубоких общетеоретических и отраслевых исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы для:

— технологии разработки ведомственных нормативных актов органов внутренних дел, межведомственных соглашений;

— систематизации нормативных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел;

— организации и осуществлении учебного процесса не только в Академии управления МВД России, но и при подготовке специалистов в юридических вузах и средних учебных заведениях системы МВД России;

— организации и проведении занятий по правовой работе с личным составом в подразделениях органов внутренних дел и внутренних войск;

— проведении правового всеобуча населения;

— разработки программ учебных дисциплин: «Обеспечение и защита прав личности органами внутренних дел», «Организация нормотворческой деятельности органов внутренних дел», «Административная деятельность органов внутренних дел» .

— осуществления ряда конкретных мер, направленных на совершенствование нормотворческой работы в системе МВД России.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования излагались автором на научно-практической конференции в Барнаульском филиале Рязанского института права и экономики МВД России, докладывались на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Материалы исследования использовались в учебном процессе в Академии управления МВД России и Барнаульском филиале Рязанского института права и экономики МВД России.

Отдельные диссертационные положения использовались автором совместно с преподавателями Академии управления МВД России при разработке методических материалов по курсу «Современные проблемы права, государства и политической системы общества», а также тематического плана по курсу «Организация нормотворческой деятельности органов внутренних дел» .

Отдельные рекомендации были использованы Правовым управлением Главного штаба МВД России при подготовке проекта приказа о внесении изменений и дополнений в приказ N 340−1992 г. «О мерах по совершенствованию правовой работы в системе МВД России» .

Основные положения проведённого исследования изложены в семи опубликованных статьях.

Структура работы определена с учётом характера и специфики избранной темы, а также степени научной разработанности затрагиваемых в ней проблем. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей обязанностью государственных органов. Это сложная деятельность по созданию организационных, экономических, правовых и иных условий, направленная на реализацию возможности личности обладать и пользоваться определёнными жизненными благами. Государственное регулирование этих вопросов должно осуществляться, прежде всего, на уровне закона. Вместе с тем ряд проблем обеспечения и охраны прав человека и гражданина регулируется силовыми министерствами. Особую роль в механизме осуществления прав и свобод играют органы внутренних дел. посредством нормотворческой деятельности. Результатом последней являются ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции, положения, наставления, правила, уставы), содержание которых зависит в большинстве от той административной политики, которую проводят органы исполнительной ветви власти. Так, МВД России ликвидируя остатки тоталитарного государственного режима основным приоритетом своей деятельности признало демократизм, гуманизм, права и свободы человека и гражданина.

Разрабатывая и принимая нормы права в различных формах (приказ, инструкция, наставление и т. д.), органы внутренних дел опираются в своей деятельности прежде всего на положения законов. Однако, в современных условиях усиления исполнительной власти не только законодатель делегирует ряд своих нормотворческих полномочий федеральным органам исполнительной власти, но и Президент России, и формируемое им Правительство. Также МВД России принимает нормативные акты, регулирующие отношения с участием граждан только в пределах предоставленной компетенции, которая определяется в основном актами высших органов исполнительной власти.

Проблемный вопрос соотношения предмета регулирования законов и ведомственных нормативных актов, прямо направленных на реализацию прав человека и гражданина, предлагается решать с помощью следующей модели:

— Основные права граждан, содержащиеся в общепризнанных международно-правовых актах в области прав человека и гражданина, должны быть закреплены, в первую очередь, в конституционном законе, также по мере изменения и возникновения новых общественных отношений права граждан должны быть отражены в федеральных и текущих законах.

— Законы, как нормативные акты, обладающие высшей юридической силой, должны прежде всего конкретизировать положения, записанные в Конституции и федеральных законах.

— Нормы подзаконных актов, в свою очередь, должны только детализировать, конкретизировать законы, помогая тем самым созданию условий для реализации их предписаний, то есть организационно обеспечивать их действие.

— В ведомственных нормативных актах должны содержаться основные условия и технологии реализации прав и свобод человека и гражданина.

Анализ нормотворческой деятельности системы МВД России показал, что ведомственным нормативным актам присущи, как общие признаки нормативных актов, так и некоторые особенности.

Осуществляя нормотворческие функции, органы внутренних дел прямо обеспечивают следующие права человека и гражданина: право на жизнь и здоровье, право на свободное передвижение, право на частную собственность, право на свободный выезд и беспрепятственное возвращение в Россию, право на выбор гражданства, право незаконно репрессированных на реабилитацию, право на обращение в государственные органы, право на труд, право на образование, право на бесплатную медицинскую помощь.

При этом основными формами обеспечения прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел являются следующие:

— участие подразделений МВД в разработке федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

— осуществление анализа состояния правопорядка и преступности- - осуществление систематизации нормативных актов регулирующих деятельность органов внутренних дел;

— организация взаимодействия со средствами массовой информации;

— обобщение практики законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесённым к компетенции Министерства;

— разработка и внесение в установленном порядке в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации проектов нормативных актов по вопросам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

— разработка и принятие ведомственных нормативных актов направленных на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина;

— внесение изменений и дополнений в ведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы реализации прав и свобод человека и гражданина;

— отмена ведомственных нормативных актов, ущемляющих права и законные интересы человека и гражданина;

— организация и проведение международно-правовой и правовой экспертизы проектов нормативных актов, а также действующих нормативных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел;

— разработка предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности органов внутренних дел и улучшению нор-мотворческого процесса в системе МВД России;

— выдвижение инициативных проектов нормативных актов, направленных на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина;

— сопровождение проектов нормативных актов, разработанных в МВД, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

— участие сотрудников МВД в группах и комиссиях по подготовке нормативных актов, направленных на регулирование деятельности органов внутренних дел;

— оказание Правовым управлением Главного штаба МВД России подразделениям органов внутренних дел и внутренним войскам практической и методологической помощи в организации нормативной правовой работы;

— проведение среди населения пропаганды правовых знаний;

— участие совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке и выполнении региональных целевых программ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и борьбы с преступностью;

— совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработка и реализация федеральных программ кадрового обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск;

— рассмотрение поступающих предложений, заявлений и жалоб граждан, а также публикаций и сообщений средств массовой информации по вопросам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и принятие по ним соответствующих решений;

— осуществление издательской деятельности, в том числе журналов. бюллетеней, сборников нормативных актов, материалов конференций по вопросам обеспечения прав и свобод граждан в деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

— разработка и содействие заключению международных соглашений;

— взаимодействие с международными организациями.

Проведённый анализ ведомственного нормотворчества системы.

МВД России свидетельствует, что нормативные акты органов внутренних дел являются составной частью общего нормативного массива правовой системы России.

Однако, признавая важное значение ведомственного нормотворчества, следует отметить, что не всегда акты системы МВД России, носящие нормативный характер, соответствуют законодательству, не противоречат ему. Основная опасность заложена в самой сути исполнительной власти, тяготеющей часто к целесообразности в ущерб законности. Также подобное случается из-за низкой профессиональной подготовки сотрудников, разрабатывающих проекты нормативных актов. Поэтому в работе отмечается, что нормодатель в своей деятельности должен:

— опираться на общие и ведомственные принципы нормотворчества, поскольку они не только определяют глубинную сущность названной деятельности, но и способствуют установлению надлежащего правового порядка;

— строго выполнять ряд предложенных в данной работе требований, предъявляемых к нормотворческой деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав личности, которые могут стать надёжными гарантиями реализации прав граждан и сотрудников органов внутренних дел.

Намеченные в данном диссертационном исследовании пути повышения эффективности нормотворческой деятельности органов внутренних дел способны оказать существенную помощь в совершенствовании нормотворческого процесса в системе МВД России.

А теоретические положения работы могут стать отправной точкой для более детального изучения каждого права человека и гражданина, которое обеспечивают органы внутренних дел, как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.
  2. Хартия прав человека // Права человека: Сборник международных документов / Сост. Шестаков Л. Н. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  3. Федеральный конституционный закон РФ от 21 июля 1994 г. N 1-ФЗ «0 Конституционном суде» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447.
  4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «0 Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.
  5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. N З-ФКЗ «0 внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «0 Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 1. Ст. 1.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «0 пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 35. Ст. 3649.
  7. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «0 государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1455.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 16 июня 1995 г. N 101-ФЗ «0 международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29. Ст. 2757.
  9. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. N 90-ФЗ «0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. N 26. Ст. 2398.
  10. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «0 прокуратуре Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472. 25 ноября.
  11. Федеральный закон от 13 декабря 1996 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации.1996.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (1.П часть). М., 1996.
  13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации -М., 1997.
  14. Кодекс законов о труде РСФСР. М. 1993.
  15. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1993.
  16. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1995.
  17. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 18 октября 1991 г. N ."0 реабилитации жертвполитических репрессий» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1428.
  18. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта1992 г. N. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской
  19. Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769.
  20. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 17. Ст. 890.
  21. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487−1 «0 частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 17. Ст. 888.
  22. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266−1 «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1797−1798.
  23. Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4174−1 «0 Совете Министров Правительстве Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 1. Ст. 14.
  24. Постановление ЕЗерховного Совета Российской Федерацииот 22 декабря 1992 г. N 4183−1 «О вступлении в силу на территории Российской Федерации Закона СССР «О порядке выезда и въезда в СССР граждан СССР» // Рос. газета. 1993. 4 января.
  25. Закон Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4992−1 «Об оружии» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 24. Ст. 860.
  26. Закон Российской Федерации от 17 июня 1993 г. N 5206−1 «0 внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «0 гражданстве РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 29. Ст. 1112.
  27. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания -Парламента Российской Федерации, принятый постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 1994 N 80−1 гд.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 261 «0 Министерстве юстиции РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1790.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 г. N 796 «0 дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» // Рос. газета. 1992. 4 августа.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 «0 нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 4. Ст. 1993.
  31. Указ Президента Российской Федерации от 14 июля 1995 г. N 700 «0 назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российского Федерации нового созыва» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29. Ст. 2796.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 638 «0 порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации».
  33. Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации N 30 от 22 июля 1996. Ст. 3605−3606.
  34. Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, утверждённый распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп.
  35. Порядок во власти порядок в стране: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (0 положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // Российская газета. 1997. 7 марта. С. 5−12.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 «0 государственной регистрации ведомственных актов» // Рос. вести. 1992 г. N11.
  37. Постановление Правительства Российской Федерации от 13апреля 1993 г. N 307 «0 регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов» // Российские вести. 1993. N 75. 20 апреля.
  38. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1187 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 48. Ст. 4650.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 «0 лицензировании отдельных видов деятельности» // Рос. газета. 1995. 6 января.
  40. Временный регламент Правительства Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 778.
  41. Правила подготовки ведомственных нормативных актов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст. 3895.
  42. Модель Закона о въезде и выезде // Российский бюллетень по правам человека. Проектная группа по правам человека.
  43. М. 1994. Вып. 2. С. 34−39.2. Книги и монографии
  44. Административное право и права человека. Волгоград, 1990. С. 10.
  45. Адреса положительного опыта работы органов внутренних дел: Библиографический сборник / Сост. Гринько А. В., Коновалов В. Ф., Ленский А. Н., Самолина B.C. Домодедово, 1995. — 88 с.
  46. С. С. Государство и право. М., 1994. — 190 с.
  47. С. С. Общая теория права: В 2-х т. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1982. — 359 с.
  48. С. С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994. -223 с.
  49. И. А. Проблемы демократизации российского общества в современной западной социологии // Проблемы конституционного развития России на современном этапе / Под ред. С. А. Комарова. Рязань, 1994.
  50. Г. А. Политология: Учебное пособие по курсу. М., 1994. 268 с.
  51. А. Г. Правоохранительная система. М., 1994. С. 187. — 208 с.
  52. С.Н. Юридическая ответственность и законность.- М.: Юрид. лит., 1976. 215 с.
  53. Р. Ф. Правовые акты органов управления: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1970. — 108 с.
  54. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. — 52 с.
  55. В.А., Студеникин С. С. Советское административное право. М.. 1959. С. 138.
  56. Н.Г. Справочник по недвижимости. М.: ИНФРА, — 672 с.
  57. H.H. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983.
  58. Т. Сочинения: В 2-х т. Т. 2. М., 1991. — 736с.
  59. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность. М., 1967. С. 364.
  60. Гражданин и аппарат управления в СССР. М., 1982. -269 с.
  61. Н.Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности ОВД. М.: Академия МВД СССР, 1984.- 92 с.
  62. Н.Л., Колесникова 0.М., Тимофеев М. С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД. 1991. — 83 с.
  63. В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М., 1991.
  64. А. И. Теория государства и права. М., 1948. С. 435.2. 24. Дрейшев Б. В. Правотворчество в советском государственном управлении. М.: Юрид. лит., 1977. — 159 с.
  65. Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия. Ростов-на-Дону. Изд-во Феникс, 1995. — 544 с.
  66. Р. Юридическая техника. Спб. 1906. С. 24.
  67. И.А. Порядок и беспорядок? Сериал «Задачи момента». N 3, М. 1917. С. 4−5.
  68. А. П. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел. М., 1971. — 32 с.
  69. История политических и правовых учений / Под ред. Нер-сесянца B.C. М., 1988. — 814 с.
  70. Д.А. Законодательная деятельность советского государства. М., 1955. С. 17−33.
  71. Д. А. Кодификация и законодательная техника. -М., 1962. 104 с.
  72. Д. А. Свобода, право и законность. М., 1960.- 223 с.
  73. Комментарий к кодексу РСФСР об администратиных правонарушениях / Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студени-киной. М., ООО «Издательская группа ПРОСПЕКТ», 1997. — 832 с.
  74. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит. 1994. — 136 с. 2. 39. Косолапов Н. А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем: Основы теории и методологии (на примере России). М., 1994. — 240 с.
  75. С.А. Конституционное право. Опыт политико-морфологического обзора. М., 1907. С. 80−100.
  76. Л. Г. Труд заключённых и его правовое регулирование в СССР. М., 1963. — 96 с.
  77. В. В. Пробелы в праве. Казань, 1969. — 90 с. 2. 43. Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения.1. М. 1974. 184 с.
  78. A.A. Правовое положение личности в советском гражданском процессе. М. 1969. — 247 с. 2. 48. Михайловская И. Б. Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической1. России. М., 1997. — 79 с.
  79. Мицкевич. Акты высших органов Советского государства. М.: Юрид. лит. 1967. — 175 с.
  80. A.B. Субъекты советского права. М., 1958. С. 58−60.
  81. Ш. Л. 0 духе законов. Спб. 1900. С. 17.
  82. A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов. 1996. С. 23−26.2. 53. Научные основы советского правотворчества. М., Наука. 1981. — 317 с.
  83. А. Правотворчество (теория и законодательная техника). М.: Прогресс, 1974. — 256 с.
  84. Н. Право и ценности. М. 1987. — 246 с.
  85. В.И. Законность актов органов управления. М.: Юрид. лит. 1968. 108 с.
  86. A.B. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. — 352 с.
  87. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. В. В. Лазарева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат. М.: Академия МВД РФ, 1993. — 157 с.
  88. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. — 360 с.
  89. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996. — 472 с.
  90. Общая теория права. Курс лекций / Под общей ред. проф. В. К. Бабаева. Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993. — 544 с.
  91. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1995. — 384 с.
  92. Общая теория прав человека / Рук. автор, кол-ва Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 1996. — 520 с.
  93. O.A. Основы римского права: Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1994. — 232 с.
  94. М. Ф. Личность и право. М.: Юрид. лит., 1975. -112 с.
  95. Г. И. Сущность советского административного права. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1959.
  96. A.C. Подготовка проектов нормативных актов. -М. 1968. 167 с.
  97. Права личности в социалистическом обществе. М., 1981. — 272 с.
  98. Права человека: Вопросы и ответы / Организация Объединённых Наций. Нью-Йорк. 1990. — 60 с.
  99. Правотворчество в СССР / Под ред. А. В. Мицкевича. М.: Юрид. лит. 1974. — 319 с.
  100. Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В. А. Туманова. М.: Междунар. отношения. 1997. — 400 с.
  101. Renner К. Die Rechtsinstitute des Privatrechts und ihre sozialnisehe Funktion.- Tubingen, 1929.
  102. Л. M., Лазарев В. В., Попов Л. Л. Правовые основы обеспечения общественного порядка. М.: Академия МВД СССР, 1987. — 73 с.
  103. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 29.
  104. Сборник международных соглашений МВД России / Сост. к.ю.н. Москалькова Т. Н., Слюсарь Н. Б. М.: Изд-во Спартак, 1996.- 259 с.
  105. Теория государства и права / Под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. М., 1962. С. 412.2. 82. Теория государства и права: Учебник для средних юридических школ / Отв. ред. Александров Н. Г. М., 1958. С. 209.
  106. Ю. В. Права человека: Нарушения и защита прав человека и прессы: Учебное пособие. М., 1997. — 245 с. 2. 84. Фарбер И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. — 189 с.
  107. Ф. Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. Казань, 1987. — 334 с. 286. философский словарь. М., 1988. С. 474.2. 87. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Уч. пособие для высш. уч. заведений. М.: ИПП Отечество, 1993. — 344 с.
  108. Д. М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. 72 с. 2. 89. Чинчиков А. А. Целостность государства (вопросы теории). М.: 1995. — 220 с.
  109. В. М. Советское государство и личность. М.:1. Юрид. лит. 1978. 104 С.
  110. Язык закона / Под ред. А. С. Пиголкина. М.- Юрид. лит., 1990. — 189 с. 3. Статьи и лекции
  111. Л. И. Некоторые вопросы теории правотворчества // Правоведение. 1963. N 3. С. 17.
  112. Л. В. Возмещение ущерба «жертвам правосудия» в России // Российская юстиция. 1994. N 6. С. 45−47.
  113. В. Н. Рассмотрение жалоб граждан на действия работников органов внутренних дел, ущемляющих права и законные интересы граждан: Лекция. М.: Академия МВД РФ. 1992. — 29 с.
  114. В. Ф. Методика подготовки проектов нормативных актов: Инструктивный доклад. М.: МВД РФ, 1996. — 30 с.
  115. Н.В. 0 понятии реабилитации в уголовном процессе России // Вестник / Моск. ун-т. Сер. 11. Право. 1994. N 6.1. С. 22−26.
  116. Л. Идёт процесс реабилитации невиновных // Социалистическая законность. 1991. N 5. С. 14−17.
  117. В. Н. Правопонимание и законность // Государство и право. 1994. N 3.
  118. В. В. Сфера и пределы правового регулирования // Советское государство и право. 1970. N 11. С. 44.
  119. А. С. Законность основа нашей деятельности // Воспитание и правопорядок. 1989. N 1.
  120. А. Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерствами и ведомствами Союза ССР: по материалам функциональных ведомств // Учёные записки. ВНИИСЗ. М., 1968. Вып. 12. С. 85.
  121. С. В. Наука и законодательство // Теория права: новые идеи: Сборник научных трудов. М., М., 1991. С. 133.
  122. И. М. Цели трудового использования осуждённых к лишению свободы и проблемы их соотношения // Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Серия истории, философии и права. 1980. N 3. С. 118.
  123. Л. М. Правовые акты государственного управления: Лекция. М.: Моск. ин-т МВД РФ, 1995. — 33 с.
  124. И. С. 0 правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. N 3. С. 86.
  125. Упорядочение законодательства насущная потребность правового государства. Коллективное мнение учёных ИЗиСП // Журнал Российского права. 1997. N 1. С. 8.3. 25. Федоскова 0. Б. Российские юристы-лецензиаты объединяются И Юрист. 1997. N 1. С. 24−25.
  126. А. Свобода как высшая идея // Российский бюллетень по правам человека. Проектная группа по правам человека.
  127. М.. 1994. Вып. 2. С. 5−13.
  128. Авторефераты и диссертации
  129. Л.И. Правотворческая деятельность высших органов государственной власти Российской Федерации в 1917—1922 гг.. (организационные формы): Дис.. канд. юрид. наук. Л., 1964.- 229 с.
  130. В. В. Советская социалистическая законность и её гарантии: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1961. — 24 с.
  131. П. В. Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1995. — 24 с.
  132. Ф.М. Правовое государство и милиция (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1995. 14 с.
  133. Т. В. Словестность в юриспруденции: Автореф. / дис.. докт. юрид. наук. М., 1997. — 28 с.
  134. К. Н. Процесс правотворчества в Российской, Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1994. — 20 с.
  135. В.О. Нормотворчество в органах внутренних / дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1992. — 24 с.
  136. В.О. Нормотворчество в органах внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1992. — 181 с.
  137. У. С. Теоретические аспекты института гражданства и его законодательной регламентации в странах СНГ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1996. — 24 с.
  138. И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан в сфере административной деятельности милиции: Автореф.дис.. докт. юрид. наук. М., 1997. — 42 с.
  139. И. Б. Организация и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования (вопросы теории): Дис.. канд. юрид. наук. М., 1991. — 234 с.
  140. Л. И. Обеспечение законности актов управления средствами общего надзора прокуратуры: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 1988. — 24 с.
  141. Н. М. Форма актов государственного управления: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1987. — 22 с.
  142. Ю.П. Оценка конституционности нормативных актов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1994. — 24 с.
  143. A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Саратов, 1997. — 38 с.
  144. С. И. Экономическая функция государства в современных условиях и роль органов внутренних дел в её осуществлении. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1996. — 248 с.
  145. A.C. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 1972. — 23 с.
  146. И.В. Права и свободы личности в СССР и роль органов внутренних дел в их обеспечении: Дис.. канд. юрид. наук. М. 1984. — 190 с.
  147. И.В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: вопросы теории и практика органов внутренних дел: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1997. — 40 с.
  148. СалищеваН.Г. Нормативные акты советского государственного управления (Понятие, классификация, требования социалистической законности, предъявляемые к актам): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1953. — 25 с.
  149. Н.Я. Формы участия народных масс в совершенствовании социалистического законодательства: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1966. — 381 с.
  150. Т. Т. Проблемы реабилитации в советском уголовном процессе: Дис.. докт. юрид. наук. Ташкент, 1991. — 318 с.
  151. Д.В. Международно-правовые стандарты по обращению с осуждёнными и проблемы их отражения в законодательстве об исполнении наказания в виде лишения свободы: Дис.. канд. юрид. наук. М. 1993. — 174 с.
  152. Н. И. Язык закона и его постижение в процессе языкового толкования права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 1996. — 20 с.
  153. А.Ф. Вопросы теории нормативных актов в советском праве: Дис.. докт. юрид. наук. М., 1965. — 1964. -990 с.
Заполнить форму текущей работой