Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды
Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности: включение подростка в социокультурный опыт, развитие его ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальностиформирование эстетическо-мотивационной сферы личности подростка, его потребности в эстетическом отношении к действительности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
- 1. 1. Теоретико-научный анализ формирования эстетической культуры подростков в условиях современной социокультурной ситуации
- 1. 2. Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности
- 1. 3. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды
- ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
- 2. 1. Разработка и реализация основных направлений содержательноцелевой программы формирования эстетической культуры подростков
- 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметнопространственной среды
- ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная социально-культурная ситуация предъявляет новые требования к формированию личности подростка: социальные, культурные, информационные, духовно-нравственные, экономические и эстетические. Эстетическая культура личности предполагает формирование личности в аспекте ее понимания и чувствования красоты и гармонии в мире, уважение ко всему, что способствует цивилизационно-культурному развитию в обществе и нравственности в отношениях между людьми. Основными направлениями в формировании эстетической культуры подростков в условиях современной социально-культурной ситуации является направление социально-культурного развития с усвоением основных правил этикета, эстетики общения, застольного этикета, правил приветствия, знакомства и представления, правил поведения в общественных местах. Направление духовно-нравственного развития, связанного с усвоением определенных ценностей эстетической культуры — воплощенных в искусстве: Добра, Красоты, Любви, Дружбы и т. д. подразумевает интериоризацию данных ценностей, воплощенных в деятельности и поведении индивида.
Однако, на сегодняшний день, нельзя не отметить, что современные подростки обладают низким уровнем речевой культуры, культуры поведения, не знают элементарных правил поведения в общественных местах, в театрах, музеях, не способны видеть и понимать красоту, обладают низким художественно-эстетическим вкусом, что отражается как на их внешнем облике, так в общении с людьми. Кроме этого, низкий уровень эстетической культуры современных подростков не способствует их успешному социальному развитию, умению строить конструктивные диалоги со взрослыми и своими сверстниками, решать определенные проблемы, возникающие в жизни.
Сегодня, формирование эстетической культуры личности, является одной из важнейших задач педагогической и социально-культурной наук. Актуально привидение в систему современных педагогических знаний об особенностях формирования эстетической культуры с учетом новых социально-экономических, социально-культурных и социально-политических изменений, происходящих в обществе. Современная социально-культурная ситуация актуализирует проблему эмоционально-чувственного восприятия мира, формирования эстетического вкуса, предъявляет повышенные требования к дизайну, интерьеру, моде, застольному этикету, организации и проведения праздников и церемоний, усвоения закономерностей эстетики взаимоотношения мужчины и женщины, девушки и юноши, взрослого и ребенка. Интенсивное развитие зарубежного туризма и менеджемента, формирования поликультурных связей, подготовки к проведению на международному уровне Универсиады-2013 способствует тому, что общество предъявляет новые требования к развитию личности: владение высокими коммуникативными связями и диалоговыми навыками, умение понимать красоту традиций и обычаев других народов, умение презентативно представлять свою нацию не только с позиции эстетической культуры общения и мышления, но и формировать новые отношения, связанные с развитием глобалистического мировоззрения, умения влиять на других людей и взаимодействовать с ними с позиции межкультурного планетарного взаимодействия.
Эстетическая культура — это поли-интегральное свойство личности, базирующееся на закономерностях и свойствах мирочувствования и мировосприятия по законам красоты и гармонии, определяющее основную направленность личности, связанную с пониманием прекрасного и умением воплощать его в деятельности. Однако, главной тенденций в формировании эстетической культуры личности можно считать направленность личности на получение новых впечатлений, эмоций, обогащающих личность с точки зрения духовно-нравственного развития. Эстетическая культура с этих позиций может рассматриваться как социальный феномен, отражающий социальную сторону человека, его умение воплощать в поведении различные стороны эстетического мировоззрения.
Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированных всех составляющих эстетической культуры личности элементов.
Современные подростки, на наш взгляд, особенно нуждаются в педагогическом сопровождении и теоретико-научном обосновании формирования их эстетической культуры. Эстетическое развитие в этом возрасте имеет свои особенности: эндокринные и гормональные изменения заставляют подростка иногда более чувствительно и даже болезненно реагировать на окружающие явленияповышенная возбудимость эмоциональных реакций заставляет подростков не всегда адекватно воспринимать мир и окружающих людейформирующееся мышление, связанное с формированием взрослости и начальных интеллектуально-смысловых позиций «Я-концепции» на фоне сохранения детских поведенческих реакций и способствует тому, что именно в этом возрасте педагогическая направляющая, специально разработанная методика формирования эстетической культуры с учетом новой социально-культурной ситуации, способна выравнивать и сглаживать данные противоречия и направить их развитие в нужное русло.
С особой актуальностью сегодня встала проблема эстетического воспитания подростков, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых важную роль играет проявляющееся нарушение единства формирования различных компонентов личности. Подростки достигают основ физиологической зрелости, способны успешно осваивать обобщенные понятия, однако общество не смогло еще выработать методы одновременного ускорения социального самоутверждения и, что особенно важно, нравственно-эстетического освоения мира. Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, вкусов, а также навыков эстетической деятельности детей происходит в семье, школе, учреждениях культуры, а значит, успех всего дела эстетического воспитания находится в прямой зависимости от единства действий всех этих социальных институтов, от способности каждого из них найти свое неповторимое место в единой системе воспитания. Однако в современной практике можно констатировать рассогласование деятельности семьи, школы и учреждений культуры в рамках внешкольного эстетического воспитания подростков и острую потребность преодолеть это противоречие.
Типичная ошибка многих теоретиков и особенно практиков социально-культурной деятельности состоит в том, что они подчас не видят школьного фундамента, генетической связи учреждений культуры и школы, что сказывается на сужении сферы воспитательного влияния домов творчества юных, парков культуры и отдыха, театров, концертно-зрелищных учреждений, библиотек, кинотеатров, музеев, домов и дворцов культуры на учащуюся молодежь. В то же время многие педагоги не используют возможности дополнения школьных форм воспитания внешкольными, в первую очередь культурно-просветительными.
Эстетическая культура подростка выражается в наличии эстетических знаний, в развитости чувственно-оценочного эстетического сознания и его форм, в индивидуальной развитой системе эстетических отношений, в развитости образного мышления как творческого процесса на основе сочетаний и взаимопереносов эстетических и художественных образов, в эстетической активностив умении духовно потреблять эстетические ценности, в развитости художественного вкуса, соединяющего в себе чувственно-эмоциональную и интеллектуальную сферы жизни человека. Формирование эстетической культуры должно предполагать включение подростка в процесс эстетической деятельности, что, естественно, приведет к существенному изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления.
На наш взгляд, в деле формирования эстетической культуры при работе с подростками, необходимо избегать ряд ошибок: при формировании определенных знаний важно создать условия ненавязчивого, доброжелательного взаимодействия между руководителем и участником, так как эстетическая культура — явление тонкого и высокого развития личности, связанного с чувствами, эмоциями, переживаниямиважно так направлять развитие личности, чтобы подростки сами захотели получать новые эстетические впечатления, что, безусловно, связано с эстетическими реакциями на предлагаемые условияформирование эстетической культуры личностиэто процесс, обеспечивающий определенные положительные эмоции высокого порядка, базирующиеся на фундаментальных эстетических потребностях.
Эстетическая культура на сегодняшний день имеет свои особенности: она должна определяться высокими познавательными потребностями личности, так как современный человек — это человек, стремящийся к новому, осваивающий информационную культуру Интернет, технологические и информационные новинки, необходимо опираться именно на эти потребности подростков, создавать им условия для усвоения инновационных технологий. Вторая особенность эстетической культуры — потребность в новых высоких эстетических впечатлениях, новых эстетических эмоциях, связанных со зрительными и слуховыми развитыми навыками, умением оперировать основными эстетическими категориями — прекрасным, безобразным и т. д.
Социально-культурная деятельность, безусловно, обладает важнейшим потенциалом для развития эстетической культуры подростков — она вводит его в театральную, хореографическую, музыкальную и другие среды, наполняя досуг эстетическими эмоциями, формируя эстетические знания, умения и навыки, способствуя глубокому усвоению ценностей культуры. Однако, многие исследователи отмечают, что современная социально-культурная сфера не успевает за изменениями, происходящими в обществе, претерпевает значительные социально-культурные и экономические трансформации, не обеспечивает серьезного методического и теоретико-прикладного развития, и, а также научно-теоретического обеспечения формирования эстетической культуры со следующих позиций: нет вариативных социально-культурных моделей формирования эстетической культуры подростков в условиях трансформации российского обществаотсутствуют современные социально-культурные технологии, направленных на интериоризацию эстетических ценностейважнейшими компонентами формирования эстетической культуры подростков является доступ к современным произведениям искусства, однако многие учреждения культуры не всегда могут предложить данный ряд в силу экономических и материальных трудностейнет научно-теоретической концепции формирования эстетической культуры подростков в условиях межкультурных изменений и информационных инноваций.
В нашем исследовании формирование эстетической культуры подростков осуществляется в условиях предметно-пространственной среды. Целенаправленная организация предметно — пространственной среды позволяет подросткам использовать свои внутренние ресурсы для развития личности. В условиях предметно-пространственной среды личность подростка развивается тогда, когда он начинает совместно с другими детьми, проектировать ее и строить — и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности.
Чтобы сформировать эстетическую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями самостоятельно моделировать цели, содержание и способы организации своей деятельности, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды, поскольку именно в этой среде осуществляется самоформирование личности, её саморазвитие, в этой среде личность проявляет свою деятельность сущность, отражая себя в мире и мир в себе. Однако, нет ответа на главный вопрос — каким образом сформированные эстетические потребности трансформируются в эстетическую деятельность, без обеспечения серьезной педагогической мотивации с учетом требований к формированию новой личности — высоконравственной, культурной, тонко мыслящей, позитивно настроенной, понимающей специфику межкультурных и межнациональных отношений в аспекте организации основных направлений культурно-досуговой деятельности, представляющей все это в логической взаимосвязи.
В связи с этим, заявленная тема достаточно актуальна в силу следующих аспектов: формирование эстетической культуры направлено на выполнение главного заказа общества — воспитание развитой гармонической личности подросткаформирование эстетической культуры обеспечивает развитие человека новой формации — формации, где духовно-нравственные ориентиры имеют особую значимостьформирование эстетической культуры связано с реализацией не только эстетических знаний, умений и навыков и им сопутствующих компонентов, но и с формированием интеллектуальных, ментальных, ценностно-ориентационных компетенций в развитии личности, что является востребованными направлениями в современной педагогической науке.
Вопросами формирования эстетической культуры личности занимались Н. Б. Крылова, Л. П. Печко, Г. А. Петрова, P.A. Тельчарова, A.A. МеликПашаев, Т. В. Шуртакова и др. Проблемы эстетического восприятия явились результатом исследований Ю. Б. Борева, Н. В. Берхина, О. В. Дивненко, Ш. М. Германа, В. К. Скатерщикова, Ю. А. Лукина, М. С. Кагана и др. Структуру эстетической потребности изучали М. Н. Афасижев, А. И. Буров, В. А. Разумный, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.
Вопросами эстетического воспитания занимались А. И. Буров, П. П. Блонский, A.B. Бакушинский, JI.C. Выготский, Б. Г. Лихачев, В. Ф. Мартынов, К. В. Кулаев, Ю. Я. Егоров, В. А. Сухомлинский, Т. И. Костина, Л. И. Новожилова, Н. Л. Лейзеров, И. Ф. Харламов, С. Т. Шацкий и др. Все они отмечали, что формирование эстетической культуры личности есть необходимая и самая главная потребность личности в прекрасном, в формировании эмоций и чувств, базирующихся на эстетических переживаниях. Можно также выделить основное направление, прослеживающееся в данных научных трудах — эффективность формирования эстетической культуры личности базируется на духовных потребностях личности, связанных с умением трудиться, наслаждаться произведениями искусства, способностях личности эмоционально откликаться на красоту. Также учеными отмечается, что формирование эстетической культуры личности невозможно без опоры на ее социальную активность, и социального познания мира.
В нашем исследовании рассматривается воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности. Вопросами предметно-пространственной среды и ее влияния на развитие личности занимались М. А. Ариарский, А. Д. Жарков, М. А. Замураева, Г. А. Ковалев, О. А. Лановенко, Г. А. Мустафина, Р. Г. Салахутдинов, К. Г. Силанян, C.B. Сидоров, В. А. Сухомлинский, A.A. Сударенко, В. М. Чижиков, О. В. Цаплина, А. К. Уледов и др.). Развивающая предметно-пространственная среда — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности подростка и его личности. Благодаря среде, обогащая и совершенствуя ее, человек обретает высшие духовные эстетические ценности, развивает в себе способность и потребность постижения прекрасного в реальной действительности и наслаждения им. Эффективность формирования и эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды в значительной мере зависит от степени проявления свободы и творческой самореализации личности участника, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности предметно-пространственной среды, предписанной установками, инструкциями, положениями, сложившимися стереотипами.
В нашей работе мы опирались на следующие диссертационные исследования, посвященные формированию эстетической культуры личности: JI.B. Богомолова, 1997; В. Д. Гатальский, 2001; М. В. Галкина, 1999; A.A. Грицай, 2008; Л. Х. Кайдырова, 1999; Н. В. Киреева, 2000; И. И. Крылов, 2007; Т. В. Леонтьева, 2008; С. Е. Марченко, 2010; Т. М. Малыгина, 2000; Л. Э. Муртазина, 2005; Г. А. Мустафина, 2001; Н. Ю. Неверович, 1997; Г. А. Никитин, 1997; О. К. Ольховская, 2010; О. В. Слуева, 2006; Ф. Ф. Пошнагиди, 2001; Е. В. Плотникова, 1995; Н. В. Черникова, 2001; C.B. Цурюмова, 2009 и др.
В данном исследовании эстетическая культура подростков формировалась в процессе социально-культурной деятельности. Опора на ее важнейшие научные труды явилось для нас очень значимым и представляет собой источниковедческую основу исследования: М. А. Ариарский, Г. А. Аванесова, Г. М. Бирженюк, Е. И. Григорьева, А. Д. Жарков, A.C. Каргин, Т. Г. Кисилева, Ю. Д. Красильников, Н. Ф. Максютин, А. П. Марков, В. Ш. Масленникова, В. Е. Новаторов, Р. Г. Салахутдинов, Е. И. Смирнова, Ю. А. Стрельцов, В .Я. Суртаев, В. Е. Триодин, В. В. Туев, Д. В. Шамсутдинова, H.H. Ярошенко, и др. Качество социально-культурной деятельности определяется многими составляющими и все они функционируют в системной взаимосвязи, однако, социально-культурная деятельность, связанная с обеспечением формирования эстетической культуры подростков позволяет удовлетворять их духовно-нравственные, социально-культурные потребности с позиции развития их индивидуальности.
Изучение состояния проблемы формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды позволяет обозначить следующие противоречия:
— между современным запросом общества на гармонически развитую личность подростка и недостаточностью разработки теоретического и методологического обоснования данной проблемы в условиях предметно-пространственной среды с учетом современных социально-культурных тенденций;
— между необходимостью разработки вариативных педагогических программ формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды и отсутствием действенного механизма их реализации в условиях социально-культурной деятельности;
— между потребностью общества в повышении эстетической ментальности личности подростка с позиции развития ее эстетического и культурного потенциала и относительно невысокой эстетической культурой современных подростков, что связанно с отсутствием элементарных эстетических знаний, умений и навыков.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать следующую педагогическую и научную проблему исследования: научно-теоретическое и экспериментальное обоснование социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и экспериментально проверить эффективность социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.
Объектом исследования является процесс формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.
Предметом исследования выступают социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.
В исследовании выдвигается гипотеза, что формирование эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды будет эффективно если:
— будет обеспечена ведущая роль организованного педагогического воздействия, которое обеспечит усвоение основных эстетических категорий с позиции их ценностного раскрытия в различных видах социально-культурной деятельности, связанных с вовлечением подростков в художественно-творческую деятельность;
— будет обеспечено поэтапное включение подростков в процесс эстетической деятельности с учетом признания непреходящего значения и духовной ценности для них возвышенного, прекрасного, изящного, с учетом развития духовных сущностных сил и творческих способностей подростковбудет реализован воспитательный потенциал предметно-пространственной среды, направленный на раскрытие творческих потенций подростков и обеспечивающий их вовлечение в предметно-практическую деятельность, имеющую эстетическую ценность;
— в процессе реализации формирования эстетической культуры будет разработана и внедрена эффективная программа, направленная на принятие подростками полного комплекса разработанных социально-культурных условий, обеспечивающих социальное развитие личности в аспекте ее эстетических потребностей.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформулировать следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, структуру и специфику формирования эстетической культуры личности подростка средствами предметно-пространственной среды.
2. Выявить воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности.
3. Теоретически разработать и опытно-экспериментально проверить содержательно-целевую программу формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности.
4. Выявить и апробировать в опытно-экспериментальной работе социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды.
Научная новизна исследования состоят в том, что в нем:
1.Обоснована сущность эстетической культуры подростков, которая понимается как интегральное качество личности, обеспечивающее направленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей, связанных с усвоением навыков анализа эстетических и художественных явлений, определяющихся чувственно-эмоциональным и рационально-интеллектуальным отношением личности к действительности и искусству.
2. Выявлена специфика предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков, которая предполагает целостность включаемых в нее художественно-эстетических компонентовпредметно-пространственная среда с этих позиций может рассматриваться как пространственное окружение, вводящее подростка в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.
3. Разработана содержательно-целевая программа, связанная с осуществлением мотивации подростков на художественно-эстетическую деятельность, с учетом особенностей психологических основ формирования эстетического сознания в подростковом возрасте, обеспечивающей усвоение основных эстетических знаний, формирование эстетики поведения, а также изучение основ мировой художественной культуры, связанной с вовлечением подростков в различные виды и формы художественно-творческой и эстетической деятельности.
4. Выявлены социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды, направленные на усвоение эстетических и социально-культурных ценностей, формирование художественно-эстетических и нравственно-эстетических потребностей подростков, культурных запросов, повышения общего их уровня на базе вовлечения их в различные формы эстетической деятельности в условиях организованной предметно-пространственной среды.
5. Раскрыты направления формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды:
— приложение творческих усилий подростков к украшению предметно-пространственной среды;
— участие подростков в эстетическом облагораживании домашнего быта и школьного интерьера, позволяющих усваивать законы симметрии, гармонии и красоты, как главных в эстетике;
— умение подростков поддерживать регулярный уход и порядок в домашней и школьной среде, направленных на формирование чистоты и эстетического вкуса;
— формирование желания у подростков повышать эстетическую обстановку окружающей среды и стремление развивать эстетическую воспитанность, совершенствовать эстетические знания, укреплять эстетические умения и навыки;
— поддержка интереса подростков к новым знаниям и ярким эстетическим впечатлениям, стремлению к красоте, желанию привнести ее в свою жизнь.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретическими и методологическими позициями автора исследованияметодологической обоснованностью исходных положений научной работыприменением комплекса методов, адекватных целям, задачам и предмету исследованияанализом специализированной педагогической, искусствоведческой, социально-культурной литературы по избранной проблемеопытно-экспериментальной проверкой полученных результатов в различных социально-культурных условияхсочетанием качественного и количественного анализа материалаиспользованием различных диагностик в исследовании.
Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что обоснован процесс формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной средывыявлены современные социально-культурные факторы, влияющие на эффективность формирования эстетической культуры подростковраскрыты основные направления организации предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростковразработана содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельностиразработана структура эстетической культуры подростков и этапы ее реализациивыявлена специфика формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной средыраскрыт воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельностивыявлено значение применения различных социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды с учетом возрастного подхода.
Практическая значимость исследования заключается в целенаправленном использовании возможностей педагогического потенциала социально-культурной деятельности в формировании эстетической культуры подростков, обеспечении социально-культурных условий организации данного процесса в разработке основных требований к содержанию и технологиям организации досуга подростков.
Разработанная содержательно-целевая программа, реализующая у подростков целостное восприятие окружающего мира, развитие эстетического вкуса, способность к эмпатии, умение переживать и сопереживать, а также отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами, обеспечивает более высокое качество формирования эстетической культуры за счет учета методологических требований организации эстетического воспитания. Содержательно-целевая программа направлена на выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений у подростков, воспитание эстетической чуткости и эстетических суждений, стремления и умения вносить элементы прекрасного во все стороны жизни.
Данная содержательно-целевая программа может быть использована в работе центров детского творчества, досуговых центров, центров дополнительного образования, общеобразовательных учреждений, творческих школах и студиях, в процессе повышения квалификации специалистов социокультурной деятельности по работе с подростками, при работе с родителями.
Прикладное значение исследования заключается в создании педагогического инструментария по формированию эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды, при разработке педагогических систем и образовательно-воспитательных программ по эстетическому воспитанию детей и подростков в процессе социально-культурной деятельности.
Результаты исследования могут быть учтены при дальнейшей разработке системы педагогических материалов по развитию эстетической культуры подростка в условиях досуговой и социально-культурной деятельности.
Методологическую основу исследования составили:
— исследования, посвященные формированию эстетической культуры личности (Аристотель, В. В. Бычков, П. П. Блонский, М. В. Галкина, М. С. Каган, Л. Х. Кайдырова, Н. Б. Крылова, В. Н. Липский, A.C. Макаренко, С. Т. Махлина, Л. Э. Муртазина, В. П. Острогорский, Платон, Песталоцци, Л. П. Печко, Г. А. Петрова, Ф. Ф. Пошнагиди, Б. Ф. Сафонов, Л. С. Семенова, В. А. Сухомлинский, И. Ф. Харламов, и др.);
— концепции эстетического воспитания (А.И. Буров, И. И. Барабанова, Л. А. Волович, Н. И. Киященко, Н. Б. Крылова, И. И. Крылов, В. П. Крутоус, Б. Г. Лихачев, Т. М. Малыгина, Г. А. Петрова, Л. М. Печко, В. И. Толстых, Т. В. Шуртакова, З. Г. Явгильдина и др.);
— исследования, посвященные социально-культурной деятельности (Б.С. Алишев, М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, А. Д. Жарков, A.C. Каргин, Т. Г. Кисилева, Ю. Д. Красильников, Н. Ф. Максютин, В. Ш. Масленникова, Е. И. Смирнова, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, В. Е. Триодин, П. П. Терехов, Д. В. Шамсутдинова, Н. Н. Ярошенко и др.);
— исследования, посвященные роли предметно-пространственной среды в развитии личности (М.А. Ариарский, А. Д. Жарков, М. А. Замураева, Г. А. Ковалев, О. А. Лановенко, Г. А. Мустафина, Р. Г. Салахутдинов, К. Г. Силанян, C.B. Сидоров, В. А. Сухомлинский, A.A. Сударенко, В. М. Чижиков, О. В. Цаплина, А. К. Уледов и др.);
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
— теоретический анализ социально-культурной, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме;
— изучение и анализ передового педагогического опыта по эстетическому воспитанию;
— социолого-педагогические измерения: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, диагностирование, собеседование, самоанализ, самооценка, социометрические методы, анализ художественно-эстетической деятельности подростков, диагностические беседы, дискуссии, педагогический эксперимент;
— методы сбора эмпирической информации: тестирование, анкетирование, статистический анализ результатов исследования, табличные интерпретации полученных данных, качественный анализ основных этапов опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальная база исследования: Исследование процесса формирования эстетической культуры подростков проводилось следующих базах: Школа искусств «Малая Академия искусств» г. Казани, Кадетская школа-интернат № 6 г. Казани, Муниципального бюджетно-образовательного учреждения «школа № 98», Муниципального бюджетно-образовательного учреждения «школа № 51», Муниципального бюджетно-образовательного учреждения «лицей № 116». В эксперименте приняло участие: 24 педагогаконстатирующий эксперимент — 420 участников эксперимента, в формирующем и контрольном — респондентов — 220 участников.
Первый этап (2008;2010) — поисково-теоретический. В этот период происходило осмысление данной проблемы, ее состояние на современном этапе, были намечены методические подходы к проблеме формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности, сформулированы цель, гипотеза. На данном этапе началось осуществление опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента, выявление критериев эстетической культуры подростков. Параллельно изучалась философская, психолого-педагогическая, социально-культурная, методическая литератураизучался опыт работы школьных и культурно-досуговых учреждений в области использования предметно-пространственной среды в эстетическом развитии личности. На основе теоретического анализа изучения данной проблемы выявлена специфика формирования эстетической культуры в подростковом возрасте, ее структура, анализировались общие социально-культурные факторы формирования эстетической культуры подростков. Намечалась стратегия и тактика научного исследования и разработка методики опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2010;2011) — опытно-экспериментальный. Проводился эксперимент по апробации рабочей гипотезы, выдвижению и теоретическому обоснованию научной гипотезы. На основании проведенного эксперимента была разработана содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности и комплекс социально-культурных условий, обеспечивающих ее эффективную реализациювелась комплексная методическая работа с педагогами, участвующими в проведении эксперимента, путем организации методических совещаний, использования методических рекомендаций.
Третий этап (2011;2013) — заключительно-обобщающий. Были обобщены полученные данные результатов анкетирования и диагностированияв процессе совместной деятельности выявлены и реализованы основные направления разрабатываемой содержательно-целевой программы формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности. Проанализированы все полученные результаты в процессе опытно-экспериментальной работы, подведены итоги и сделаны основополагающие выводы по теоретическим и практическим задачам нашего исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Формирование эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды — это целенаправленный процесс, направленный на развитие эстетических чувств в процессе преобразовательной деятельности, а также удовлетворения материальных и духовно-эстетических потребностей, позволяющих подростку раскрыть свой индивидуальный потенциал в условиях предметно-практической среды и обеспечивающий развитие эстетического отношения личности к действительности и искусству, эстетического сознания и способности к творческой деятельности по законам красоты.
2. Структура эстетической культуры личности подростка: сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данностисистема эстетических отношений к разнообразным объектам предметно-пространственной среды через механизмы восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, сужденияадекватная ориентация личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностейналичие творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личностичувственно-эмоциональное, рационально-интеллектуальное отношение личности к действительности и искусствунаправленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей.
3. Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности: включение подростка в социокультурный опыт, развитие его ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальностиформирование эстетическо-мотивационной сферы личности подростка, его потребности в эстетическом отношении к действительности, в активной жизненной позиции, основанной на идеале прекрасногопредметно-пространственная среда является одновременно проявлением и материально-технической деятельности, и художественного творчества, воплощающих большое эстетическое содержание и играющее важную воспитательную роль в социальных процессах труда, учебы, быта и отдыхаформирование потребности воспринимать эстетические ценности, создавая их в окружающей среде, развивая способность видеть красоту форм, линий, цветовых композиций в предметном окруженииформирование творческих способностей познавать способы эстетического образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборевоздействие на духовный и эстетический мир воспитанников, когда предметно-пространственная среда выступает средством формирования у подростков взглядов, убеждений и хороших привычек.
4. Содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков как совокупность следующих направлений: формирующе-адаптивного, эстетико-информационного и эстетико-творческого с целью развития и гармонизации духовно-эстетических способностей подростков, развивающихся в различных областях творчества, приобщение их к мировой культуре и искусству, направленных на развитие творческой индивидуальности, действующей по законам красоты.
5.Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды:
— применение информационных технологий, использование Интернет-ресурсов, позволяющих расширить границы эмоционально-эстетического восприятия личности, информационного и мировоззренческого развития;
— вовлечение подростков в различные эстетические виды и формы общения, формирования эстетики общения и поведения;
— вовлечение подростков в различные виды предметно-пространственной деятельности в условиях творчества — театрального, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, дизайна, моды;
— реализация предметно-пространственных функций национальных праздников и эстетической направленности национальной праздничной культуры общества, вовлечение в которую формирует эстетические потребности подростков;
— развитие потребности личности подростков в самореализации в условиях предметно-пространственной среды, направленной на формирование эстетического вкуса подростков;
— реализация педагогического потенциала культурно-образовательной среды в условиях интеграции деятельности культурно-досуговых учреждений, школы и семьи;
— педагогическое управление социально-культурной деятельностью, обеспечение системности и комплексности педагогических воздействий на подростков и тесной связи эстетического воспитания с жизнью.
Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы, на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств (2010;2013). Изучаемые вопросы обсуждались на Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: инновации в современном мире» (Москва, 2012) — Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2012) — III Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования» (Новосибирск, 2013) — Международной научно-практической конференции «Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном пространстве» (Махачкала, 2013) — Международной научно-практической конференции «Вопросы теории и практики гуманитарных исследований» (Чебоксары, 2013) — Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения» (Кемерово, 2013) — Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-педагогическое сопровождение личности в социуме: история и практика» (Йошкар-Ола, 2013).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 9 схем, 12 таблиц, 11 диаграмм, 141 наименований литературных источников.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.
В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры. Становление эстетической культуры личности подростков обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.
Анализ проблемы формирования эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды по II главе позволил сделать следующие выводы:
1). В создавшихся условиях актуальным становится формирование у подростков эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности.
2). В процессе формирования эстетической культуры подростков актуальным явилось: определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;
— в процессе развития компонентов эстетической культуры личности подростков учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;
— выбор содержания, методов, средств формирования эстетической культуры подростков базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у них способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности.
3). Одной из задач нашего исследования являлась разработка и реализация содержательно-целевой программы формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности.
Под содержательно-целевой программой формирования эстетической культуры подростков в нашем исследовании понимается совокупность следующих направлений: формирующее-адаптивного, эстетико-информационного и эстетико-творческого с целью развития и гармонизации духовно-эстетических способностей подростков, развивающихся в различных областях творчества, приобщение их к мировой культуре и искусству, направленных на развитие творческой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Цель содержательно-целевой программы — обеспечить усвоение основных эстетических ценностей путем включения подростков в эстетически-значимую и творческую деятельность, направленную на реализацию основных эстетических и духовно-творческих потребностей подростков. Основные задачи содержательно-целевой программы: 1. Обеспечить включение подростков в процессе развития чувственно-оценочного эстетического сознания, обеспечивающего формирование индивидуально-развитой системы эстетических отношений, позволяющих ориентироваться в многообразии эстетических ценностей и выражающей предпочтения и установки подростков.
2. Развить навыки интуитивного и сознательного анализа эстетического и художественного явления и готовности объективно и субъективно мотивировать свою эстетическую позицию, связанную с развитием образного мышления как творческого процесса.
3. Создать культурно-образовательную среду, связанную с выявлением и развитием способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
4. Обеспечить формирование наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, развития предрасположенности к творчеству, на базе интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности.
В содержательно-целевой программе разработаны и обоснованы:
— цель программы,.
— основные задачи,.
— ожидаемый результат,.
— основная идея,.
— раскрыты личностные качества, умения и навыки участников,.
— положения организации социально-культурной деятельности подростков,.
— требования к системе формирования эстетической культуры подростков:
— концепция формирования эстетических потребностей в условиях социально-культурной деятельности, предложенная М. А. Ариарским,.
— принципы формирования эстетической культуры в процессе социально-культурной деятельности:
— технологическая основа программы:
В основе разработки нашей программы лежит концепция формирования эстетических потребностей в условиях социально-культурной деятельности, предложенная М. А. Ариарским.
Опираясь на М. А. Ариарского, мы использовали его положения, применимые в нашей содержательно-целевой программе:
— Эстетическая потребность утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания. Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выражается направленность действий человека для их удовлетворения.
— Ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универсальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями.
— Эстетический идеал формируется на основе развития эстетической потребности, которая и является внутренним условием существования идеала. Стремление человека изменить, переделать мир по законам красоты сопряжено с его активностью, детерминантом которой является потребность.
Содержательно-целевая программа представлена тремя направлениями: 1. Формирующе — адаптивное — первое направление связано осуществлением мотивации подростков на художественно-эстетическую деятельность. Она реализуется с учетом особенностей психологических основ формирования эстетического сознания в подростковом возрасте.
2.Эстетико-информационное — второе направление связано с усвоением основных знаний, обеспечивающих формирование эстетики поведения, а также изучение основ мировой художественной культуры.
З.Эстетико-творческое — третье направление программы связанно с обеспечением вовлечения подростков в различные виды и формы творческой деятельности.
4). Опытно-экспериментальная работа была проведена автором в течении пяти лет (2008;2013гг.). Работа строилась с учетом организации естественного педагогического эксперимента.
Цель диагностико-констатирующего эксперимента — осуществить диагностику эстетической культуры современных подростков.
Цель коррекционно-формирующего эксперимента — осуществить мотивацию на формирование эстетической культуры участников экспериментальных групп.
Цель контрольно-обобщающего эксперимента — осуществить заключительную сравнительную диагностику экспериментальных и контрольных групп, установить соотношение и взаимовлияние исследуемых уровней эстетической культуры подростковобобщить результаты эксперимента. Диагностика эстетической культуры подростков предполагала и определение трех ее уровней сформированности: пассивно-созерцательный (низкий), художественно-преобразующий (средний), эстетико-творческий (высокий) уровни.
На основе анализа представленных выше критериев и уровней эстетической культуры подростков нами были использованы анкеты с целью выявления: а) выявления отношения участников к эксперименту «свободная форма», направленного на развитие эстетики внешнего вида подростковб) выявление отношения у родителей наших участников, а также у самих подростков мотивов и основных направлений изменения эстетики предметно-пространственной среды нашего лицея№ 116- в) выявление развития эстетической культуры подростков в целом (диагностика знаний (система понятий эстетической направленности), эстетических предпочтений (эстетический вкус), системы эстетических и художественных умений) — г) степени участия в культурно-досуговых мероприятиях.
Решая конкретные задачи эстетического образования, мы осуществляли диагностическое обследование подростков, позволяющее говорить о значимости нашего эксперимента и фиксировать изменения, происходящие с ними. С это целью нами была применена Методика «Ориентация на художественно-эстетические ценности» (Ю.П. Соловьевой). Данная методика позволяет определить ориентацию, на художественно-эстетические ценности.
Успешному эстетическому развитию участников способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира и т. д., что зависит от уровня сформированности эстетических потребностей. В связи с этим, в ходе реализации формирующего эксперимента с целью регистрации изменений, происходящих с нашими участниками, нами был применена Методика «Измерение художественно-эстетической потребности», разработанная В. С. Аванесовым. Также были применены «Модифицированная методика для подростков на измерение уровней эстетического сознания», «Степень участия подростков в различных культурно-досуговых мероприятиях».
Проведенный эксперимент подтвердил реализацию выдвинутой гипотезы, которая позволила путем включения подростков в целенаправленно организованную эстетическую социально-культурную деятельность формировать духовно-эстетические и творческие потребности личности, обеспечивая общее повышение их эстетической культуры личности.
Итак, в нашей работе главным в формировании эстетической культуры подростков является ориентации на следующие направления: вырабатывать у подростков потребность в приобретении эстетических знанийвовлекать наших участников в художественно — творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуреразвивать эстетический вкус и творческие особенностиформировать духовные качества и высокие эстетические чувства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Эстетическая культура — важнейшая составляющая духовного облика личности, от ее наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности. Проведенное исследование доказало, что формирование эстетической культуры подростков — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность с целью развития у нее способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство, но и способствует развитию воображения и фантазии, однако в процессе осуществления формирования эстетической культуры необходимо решить и другие, не менее важные задачи — систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления подростков, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса, способствовать обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влиять на познание нравственной стороны действительности.
Мы выяснили, что эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Основное внимание в нашей работе было сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого подростка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору эстетических ценностей, самоопределению в мире культуры.
Проведенное исследование подтвердило возможность реализации формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности.
Главной тенденций в формировании эстетической культуры личности можно считать направленность личности на получение новых впечатлений, эмоций, обогащающих личность с точки зрения духовно-нравственного развития. Важной особенностью формирования эстетической культуры подростков является развитие идейно-эстетических взглядов, которые основываются на эстетическом мировоззрении личности. В этой связи нужно отметить, что эстетическое воспитание включает в себя не только развитые эстетические чувства, но и развитые взгляды, интеллект. Основной направляющей доминантой является ценностно-ориентированная способность подростков с помощью чувственности постигать целостный эстетический образ действительность в ее целом, в ее гармонии и порядке.
Результаты данного исследования свидетельствуют о позитивной динамике эстетической культуры подростков экспериментальных групп в процессе реализации эксперимента и позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы:
1). Под эстетической культурой подростков в исследовании понимается интегральное качество личности, обеспечивающее направленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей, связанных с усвоением навыков анализа эстетических и художественных явлений и определяющихся чувственно-эмоциональным и рационально-интеллектуальным отношением личности к действительности и искусству.
2). В работе выявлена структура эстетической культуры личности подростков, которая состоит из следующих компонентов:
1. Сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности.
2. Система эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизмы восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.
3. Адекватная ориентация личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей.
4. Наличие творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.
5. Чувственно-эмоциональное, рационально-интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству.
6. Направленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей.
3). Выявление специфики формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности позволило определить следующие направления:
— Расширение познавательной сферы подростков, связанное с изучением истории мировой художественной культуры.
— Вовлечение в творческую деятельность (различные формы творческой деятельности (музыка, хореография, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и др.).
— Реализация национально-регионального компонента — изучение национальных традиций, культуры, обычаев своего народа;
— Мотивация подростков к коллективному творчеству и творческому самовыражению и т. д. (участие в праздниках, конкурсах, фестивалях, викторинах, концертах и т. д.).
— Развитие когнитивной сферы подростков (совместное написание докладов, подготовка мероприятий, участие в познавательной деятельности);
— Формирование чувственной и эмоциональной сферы подростков путем включения в их культурно-досуговое пространство (посещение театров, музеев, выставок, концертов, лекториев).
Формирование пространственно-образного и предметно-пространственного мышления, направленного на восприятия чувства прекрасного, красоты в общении, культуры этикета, дизайна, моды, культуры поведения.
4). Анализируя социально-культурные факторы, влияющие на формирование эстетической культуры подростков, мы пришли к выводу, что на ее формирование влияет много факторов, в том числе и социокультурные кризис культуры, глобализация общества, проблема информационного общества, развитие массовой культуры — процессы стандартизации, унификации, массификации и т. д., ближайшее окружение, семья, школа, социальная среда, досуговые и общественные учреждения.
5). В исследовании раскрыт процесс формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды как целенаправленный процесс, направленный на развитие эстетических чувств в процессе преобразовательной деятельности, а также удовлетворения материальных и духовно-эстетических потребностей, позволяющих подростку раскрыть свои индивидуальный потенциал в условиях предметно-практической среды и обеспечивающий развитие эстетического отношения личности к действительности и искусству, эстетического сознания и способности к творческой деятельности по законам красоты.
6). Под предметно-пространственной средой в нашем исследовании понимается совокупность вещественных, атрибутивных, пространственных, знаковых элементов среды, являющихся носителями культурных ценностей: духовно-эстетических и материально-эстетическихнаходящихся в определенных пространственных взаимоотношениях между собой, членами и непосредственно включенных в контекст эстетического развития подростка.
7).Формирование эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды должно содержать следующие направления:
Список литературы
- Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации Текст.: уч.пос. для студ.- М.: Аспект -Пресс, 2006. — 236 с.
- Ананьев, Б. Г. Индивид и личность Текст.// Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980. Т .1. — 106 с.
- Аристотель. Об искусстве поэзии Текст. -М.: «Мысль», 1967.- с.266
- Ариарский М.А. Прикладная культурология Текст. 2-е изд., спр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. — 288 с.
- Бажанова, В. А. Эстетика, вкус, мода Текст. Казань, 2003.- 73 с.
- Барабанова И.И. Разработка системы эстетического воспитания казанской педагогической школой во второй половине 20 века: автореф.канд.пед.наук Текст. Казань, 2007.-24 с.
- Бирженюк Г. М., Маркова П. А. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговой программы Текст. -Спб, 1992. 176 с.
- Богомолова Л.В. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией Текст.: Дис.. канд. пед. наук Москва, 1997 -179 с.
- Борев, Ю. Б. Эстетика Текст.- М.: «Высшая школа», 2002.-511 с.
- Ю.Блонский П. П. Трудовая школа. Избранные педагогические ипсихологические сочинения Текст. -М., 1979. -т.1.- с. 141
- П.Бычков В. В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века Текст.- М., -2003.- 108 с.
- Воробьева, И. В.Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. Комплекс Текст. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 106 с.
- Гатальский В.Д. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности: Дисс.кандпед.наук Текст. Москва, 2001. -176 с.
- Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма: Текст. Дисс.канд.пед.наук Москва, 1999. -205 с.
- Герандоков, М.Х. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие: иллюзии и реальность Текст. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. 2007. — N4. — С. 2730
- Герасимов В. Платон Апология Сократа и другие диалоги Текст.М.:Гардарики, 2005−325 с.
- Гладилина В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: Текст. автореф.кан.пед.наук- Спб., 2008. -18 с.
- Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности Текст.- Учебное пособие: Изд.-во Тамбовского гос. у-та имени Г Р Державина- 280 с.
- Грицай JI.A. Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях Текст.: диссертация. кандидата педагогических наук Рязань, 2008. — 180 с.
- Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Текст. Учебное пособ. М: МГУКД999. — 108 с.
- Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности Текст. -М.:МГУКИ, 2007. 480 с.
- Исаакян О. В. Психологические особенности формирования безопасности дизайн-среды общеобразовательной школыТекст.: автореф.канд.псих.наук Ростов-на-Дону, 2004 — 196 с.
- Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ Текст. -JI.: Лениздат, 1974. 166 С.
- Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Текст. Уч. пос. для студ. культ-просвет, фак-тов вузов культуры и искусств М.: Просвещение, 1984. — 224 с.
- Кадыйрова Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1−7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусстваТекст.: автореф.канд.пед.наук-Казань, 1999. 26 с.
- Карамова К.Х. Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах: Текст. автореф.канд.пед. наук -Казань, 2002.-21 с.
- Каган М. С. Эстетические факторы перестройки и ускорения Текст. -Ленинград, 1988. 32 с. 31 .Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда Текст. // Вопросы психологии. 1993.- № 1.- с.15−23
- Киселева Т.Г., Красильникова Ю. Д. Социально культурная деятельностьТекст.: Учебник. -М.:МГУКИ, 2004. — 539 с.
- Киселева Т.Г., Красильникова Ю. Д. Основы социально культурной деятельности. Текст.- М. Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. — 136 с.
- Крылова Н.Б., Печко Л. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вузТекст. // Знание. Серия «Эстетика».-1986. — N2. — 64 с.
- Крылов И.И. Педагогические условия формирования эстетической культуры старших подростков в дополнительном образовании общеобразовательных учреждений Текст.: Дисс.канд.пед.наук /Москва, 2007. -180 с.
- Крутоус В. П. Путь к прекрасному Текст. /-Об эстетическом идеале: М.: Просвещение, 2001. 192 с.
- Культурно-досуговая деятельность Текст.: Уч.пос. / под научн. ред А. Д. Жаркова, М. В. Чижикова. М.:МГУК, 1998. — 510 С.
- Киселева Т.Г., Красильникова Ю. Д. Социально культурная деятельность Текст.: Учебник. -М.:МГУКИ, 2004. — 539 с.
- Липский В.Н. Эстетическая культура и личность Текст./- Москва: Знание, 1997. 128 с.
- Логинова, А. Программа «Нравственное развитие подростков в художественно-эстетической деятельности» Текст./ // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. -2009.-N3.-С. 70−73.
- Леонтьева Т.В. Формирование эстетической культуры подростков средствами народной музыки: на примере учреждений дополнительного образования Текст.: Дисс.канд.пед.наук -Казань, 2008 199 с.
- Мартынова В. Ф. Мировая художественная культура Текст./ МН.: ТетраСистем, 1999. — 288 с.
- Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность Текст.: Уч.пос. -Казань: Медицина, 1995. 140 с.
- Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга Текст. Казань, 1998. — 128 с.
- Марков А. П. Бирженюк Г. М. Основы социально-культурного проектирования: уч.пос. Текст. -Спб, 1998. 137 с.
- Макаренко A.C. Сочинения Текст. / Макаренко A.C. М., 1958, — Т.5. -с.145−149
- Махлина С.Т. Эстетика и художественная культура Текст. -Курс лекций- Вып. 1.-Спб., 1997.-51 с.
- Мосалев, Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований Текст./ Б. Г. Мосалев. М.: МГУК, 1995. 96 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Мировая художественная культура Текст. Программа курса: 5 9кл.- 1011кл. /Л.А.Рапацкая. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
- Мировая художественная культура: Текст. Программа и методические материалы: 6 9кл./ И. В. Кошмина. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Мировая художественная культура. Текст. Программа курса:5−11кл. факультативный курс, 10−11кл./ В. Г. Маранцман.М:МЫСЛЬ- 23 с.
- Мировая художественная культура. Текст. Программа: 9кл. /Авторский коллектив: Н. И. Киященко, Л. А. Рапацкая, Н. М. Сокольникова, Е. Н. Шапинская, — М.:Просвещение, 117 с.
- Муртазина Л.Э. Художественно- эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности Текст. Казань: Изд-во КГУ, 2007. — 224 С.
- Муртазина Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности Текст.: автореф.канд.пед.наук-Казань, 2005. -20 с.
- Мустафина Г. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами предметно-пространственной среды Текст.: автореф.канд.пед.наук -Казань, 2001. -28 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология Текст.- М., 1997.- 408 С.
- Мудрик A.B. Психология и воспитание Текст. -М, 2006. 472 с.
- Новаторов В.Е. Организаторы досуга Текст. Омск, 1987. — 115 с.
- Новаторов В.Е. Современные тенденции художественно-эстетического образования в России Текст. // Художественное образование в Томской области. 2006. — С. 5−18.
- Новаторов, В. Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития Текст. // В ОмгУ.- 1999. Вып. 3. — С. 109−114.
- Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании Текст.- М.: «Просвещение», 1988.- сЛ 7−18
- Основы эстетического воспитания Текст./ под ред. А. К. Дремова — Москва, «Высшая школа», 1988. 327 с.
- Ольховская O.K. Воспитание эстетической культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей Текст.: Дисс.канд.пед.наук Оренбург, 2010. -171 с.
- Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека Текст. М., 1991.- 137 с.
- Печко Л.П. Эстетическое воспитание Текст.// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1999. Т.2.-192 с.
- Подповетная Е.В. Интегративный подход к эстетическому воспитанию подростков Текст.// Дополнительное образование и воспитание.- 2006. -№ 9.-с.12−15
- Полтавец Г. А. Научно-методические материалы по анализу практических проблем оценивания качества в системе дополнительного образования детей Текст. Метод. Пособие М., 2000. — 94 с.
- Пономарёв В.Д. Игровая технология праздничного досуга. /Текст. -Кемерово, 1995.-45 с.
- Павлова Л. Г. Учреждение дополнительного образования: мониторинг Текст. / //Социально-культурные проблемы подготовки специалистов в вузе: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2003 — С.248−254
- Пошнагиди Ф.Ф. Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи Текст.: Дисс.канд.пед.наук -Ставрополь, 2001. -142 с.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки учителя: (об эстетическом воспитании студентов) Текст.// Советская педагогика. -1987. N8. — с.93−96.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя Текст. Казань: Изд-во КГУ, 1976. — 200 с.
- Петрова Г. А. Теоретические и практические вопросы системы эстетической Г.А. Казань, Изд-во КГУ, 1984. — с. 78 — 180.
- Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма Текст.: Дисс.канд.пед.наук- Москва, 1995. 195 с.
- Программа «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи возрождения» 6−8 классы, Ю. А. Солодовников, «Художественная культура нового и новейшего времени» 9 -11 классы. Текст.Л. М. Предтеченская -М:Просвещение 2012 230 с.
- Плугина, H.A. Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума: автореферат дис.. канд. философ, наук: 24.00.01 Текст. Краснодар: КГУКИ, 2005. — 22 с.
- Рахимова А. Э. Развитие социокультуной компетении обучающихся в условиях интернет-проектов Текст.: автореф.канд.пед.наук- Казань, 2007. -22 с.
- Русанова B.C. Концептуальные подходы к построению методики диагностирования художественного развития личности подростка Текст.- Актуальные проблемы современной культуры детства // под ред. B.C. Русановой Челябинск: ЧГАКИ, 2003 — с.33−61
- Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX века) Текст.- Челябинск, ООО Полиграф-Мастер, 2007. 568 с.
- Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная культура педагогические и досуговые технологии Текст. -Казань: Гран-Дан, 2005. — 376 с.
- Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие Текст. / Тамбов: ТГУ, 2002. 504 С.
- Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга Текст. JL: 1987 — 207 с.
- Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: Текст. Учебное пособие- М.:МГУКИ, 2008. 272 с.
- Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие Текст. / М.:МГУКИ, 2002. 273 с.
- Самохвалова В.И. Культурология. XX век. Текст. Энциклопедия.-М., 1998.-113с.
- Сафонов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности Текст. -М., 1984 -93 с.
- Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры Текст. Избранные статьи. Таллинн, 1993. Т. 3-
- Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. Текст. М., 1994 -98 с.
- Семенова Л.С. Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков Текст.: Дисс.канд. пед. наук -Брянск, 2004 -213 с.
- Силанян К.Г. Пространственная среда как социокультурный феномен Текст.: Дисс.канд. фил. наук Краснодар, 2002. -162 с.
- Слуева О.В. Художественно-эстетическое развитие личности в оркестровом коллективе Текст.: автореф.канд.пед.наук Казань, 2006. -17 с.
- Современные технологии социально-культурной деятельности. Текст. Тамбов: Изд-во им. Г. Р. Державина, 2002. — 504 с.
- Сорокоумова Е.А. Возрастная психология Текст. Спб: «Питер», 2007.-208 с.
- Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. Текст. Спб, 1992. -170 с.
- Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / Текст. -Ростов-на-Дону, 1997. 98 с.
- Сухомлинский А. В. Сердце отдаю детям Текст. Киев, 1969. -с.225−237
- Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа Текст.— М., 1979. С. 116
- Тарасова, E.H. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 Казань: КГУКИ, 2008. — 20 с.
- Терехов П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность Текст.- Казань, 2002. 144 с.
- Триодин В.Е. Клуб и свободное время Текст.- Москва, профиздат, 1982.-136 с.
- Триодин В.Е. Культурно-просветительское учреждение как педагогическая система. Опыт и проблемы высшего культурно -просветительского образования в СССР. Текст. JL, 1988. — С. 40−53.
- Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. (Историко-этнографическое исследование) Текст.- Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52−57
- Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга Текст. Казань, 2001. — 256 с.
- Шигапова И.И. Театральное творчество как средство патриотического воспитания молодежи Текст.: автореф.канд.пед.наук -Казань, 2006. 22 с.
- Черникова Н.В. Формирование эстетической культуры студентов в педагогическом процессе Текст.: автореф.канд.пед.наук-Минск, 2001. -21 с.
- Цаплина О.В., Е. В. Иванова Взаимодействие детского сада и школы в процессе организации предметно-пространственной среды Текст. Вестник Tmy (TSPU Bulletin) — 2012-№ 8- с.76−80
- Эстетика. Под. ред. A.A. Радугин. Текст. М.: Центр, 1998. — 240 с.
- Эстетическое воспитание: Учебн. пос. для учащихся проф. техн. Училищ. Текст. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1970. — 384 с.
- Эстетическое воспитание в школе. Текст. / Под ред. Т. В. Шуртаковой. Казань: КГУД991. — 183 с.
- Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе: Межвуз. сб. науч. труд. Текст. Рига: ЛГУ, 1989. — 99 с.
- Эстетическое воспитание молодежи Текст. / Под ред. Б. Г. Лихачева, Г. Зальмана. М.: Педагогика, 1981. — 272 с.
- Эстетическое воспитание школьников Текст. / Под ред. А. И. Дремова, Б. Г. Лихачева. -М.: Педагогика, 1974. 303 с.
- Эстетическая культура и искусство /Текст. / Сб. тр. Вып. 5. — М., 1975.-120 с.
- Эстетическое воспитание в школах Татарии (научный анализ, проблемы, практика обучения и воспитания) Текст. Казань, 1991. -215 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя Текст. / Сост. Г. С. Лабковская.-М.: Просвещение, 1983. 253 с.
- Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура Текст. / Автор-сост. Б. А. Эренгросс. -М.: Высшая школа, 2001. — 767 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах /Текст. Москва: «Гардарики», 2001. — с. 194- 201
- Халитова З.Р. Дидактические условия подготовки будущих учителей к применению компьютерной техники в учебном процессе Текст.: автореф.канд.пед.наук-Казань, 2002. — 20 с.
- Цурюмова C.B. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности Текст.: Дисс.канд.пед.наук.- Астрахань, 2009. -168 с.
- Уледов А. К. Духовная жизнь общества Текст. М., 1980. — 159 с.
- Явгильдина З. Г. Развитие общего музыкального образования в Татарстане Текст. Казань, ТГТПУ, 2007 — 452 с.
- Петрова Г. А. Диагностика качеств эстетической культуры Электронный ресурс. /КГУ -отчеты- (на опыте Казанского Государственного Университета)" /Режим доступа: http: old. kpfu
- Сидоров C.B. Создание благоприятной предметно-пространственной среды воспитания Электронный ресурс. // Сидоров C.B. Сайт педагога-исследователя. Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/4-l-0−19 (дата обращения: 26.02.2013).
- Сударенко A.A., Климова Т. В. Электронный ресурс. // Сударенко A.A., Климова Т. В. Социализация студентов посредством предметно-пространственной среды университета / Сайт «Ученые Росс /Режим доступа: http: WWW. RUSSIAN-SCIENTISTS.RU
- Соловьева Ю.П. Проблемы формирования эстетической культуры Электронный ресурс. /электронный журнал Воспитание.Личность. Профессия № 6/ Режим доступа: http: ripo. unibel
- OnlineDics.ш/г.Peжимдocтyпa:http://www.onlinedics.ш/slovar/soc/p/programma.ht ml